Персидский театр
Часть серии на |
Культура Ирана |
---|
![]() |
Персидский театр ( Персидский : تئاتر ایرانی ) возвращается к античности . Первое посвящение театра и явлений актерского мастерства можно проследить в церемониальных театрах, чтобы прославлять национальных героев и легенд и унижать врага, как в классике «Суг Сиваш» и «Мог Коши» (Мегахуни). [ Цитация необходима ] Древний персидский театр и танец были значительно исследованы греческим историком Геродотом Халикарнассоса, который жил во время персидского правления в Греции. В своей рабочей книге IX (Calliope) он описывает историю азиатских империй, а также персидские войны до 478 г. до н.э. [ 1 ]
Исторический персидский театр
[ редактировать ]Эта статья требует дополнительных цитат для проверки . ( август 2020 г. ) |
Это некоторые из драматических исполнительских искусств, которые стали популяризированы в Иране в 7 веке нашей эры, задолго до появления кино. Несколько примеров включают:
- Резюме (рассказывание историй)
- Ghavali (менестрель)
- Shahnameh-Khaani (поет рассказывание историй истории Шахнаме)
- Роузех Хани (траурное представление)
- Saya-bazi (теневые игроки)
- Mirnouroozi (комическая игра во время Nowruz )
- Качалак Бази или Пахлаван Качал (комическая игра с лысой, похожей на клоун персонаж)
- Baghal Bazi (комическая игра, которая проходит в продуктовом магазине)
Уменьшая меня
[ редактировать ]
Наккали является одной из старейших форм традиционного персидского театра. Наккал является исполнителем и рассказывает истории в прозе, часто сопровождаемой музыкой, танцами и декоративными, нарисованными свитками. [ 2 ] Исполнитель часто носит простые костюмы и один кусок исторического, но связанного костюма, как один старый кусок брони. [ 2 ] Это искусство ранее выступало в кофейнях, частных домах и исторических площадках, таких как древние каравансейсы. Снижение популярности кофейных домов в Иране и с новыми формами развлечений привело к снижению интереса к производительности Наккали. Старение главных исполнителей (которых называют Моршедс) и уменьшающаяся популярность среди молодых поколений вызвало резкое снижение числа квалифицированных наккалов, угрожая выживанию этого драматического искусства. Наккали был включен в 2011 году в список ЮНЕСКО репрезентативный нематериального культурного наследия человечества, нуждающегося в срочной гарантии. [ 2 ] Отир иранский шиссиол другие информационные объявления на Нагали, Свортин, Бараан-Фор, Гавали (Миннерс), Шахнамех-Тохари. [ 3 ]
Его
[ редактировать ]
Ta'zieh , также известный как Tazieh, является формой традиционного религиозного персидского театра, в котором драма передается через музыку, повествование, прозу и пение. Иногда его называют «театром соболезнования», вдохновленным историческим и религиозным событием, таким как играет мученик Шии . Та'зе датируется до исламской эры. Общей темой является эпическая трагедия Сиаваша в Шахнаме Фердоуси. [ 4 ] В персидской традиции Та'зех и Парде-Хани вдохновлены историческими и религиозными событиями и символизируют эпический дух и сопротивление. Общая тема - герой рассказы о любви, жертвах и сопротивлении злу. Ta'zieh напоминает европейскую оперу во многих отношениях. [ 5 ]
Хеймех Шааб Бази
[ редактировать ]Хеймех-Шаб-Бази-это персидский традиционный кукол Марионета , который выполняется в маленькой палатке. [ 6 ] [ 7 ] Палатка открыта только с одной стороны, и в исполнении участвуют два человека: музыкальный исполнитель и человек, рассказывающий историю (называемый Моршедом). [ 7 ] [ 8 ] Диалог находится между Моршедом и Марионетками. Метод производительности, его символы и методы, используемые при написании Phoppet Show, делают его уникальным и отличают его от других типов кукол.
Новый жанр иранского кукол, шах Салим Бази, появился в эпоху Каджар . [ 7 ] Кукольное искусство по -прежнему очень распространено в современном Иране.
Сиа-Бази и Руоу
[ редактировать ]
Siah-Bazi, также известная как Siyah-Bazi, является типом иранского народного исполнительского искусства, в котором есть черное лицо , озорное и откровенное арлекин , который делает импровизации для смеха. [ 9 ] Термин Siah-Bazi буквально переводится как «игра в черный цвет» и является эскизом, в котором двое мужчин, одетых в красные турбаны, у кого-то черная краска лица, и они участвуют в словесном поединке, который часто является остроумным, политическим по своей природе и юмористическим. [ 10 ] [ 11 ] Персонаж с черным лицом берет на себя клоунную роль и пытается позорить мастера. Внешне мастер, кажется, является респектабельным человеком, но под ним аморальен и нельзя уважать. [ 12 ] Персонаж Blackface изображается как Carnivalesque Workdog рабочего класса, и зрители могут сочувствовать их борьбе через юмор. [ 13 ] Siah-Bazi сравнивался с американским театром менестреля и имеет сходные противоречие. [ 13 ]
Ру Хоузи - это импровизированный комический театр в домашней жизни. [ 14 ] Ру Хоузи не имеет письменных текстов и практикуется через репетиции и устные традиции, и в результате каждая труппа может иметь уникальные особенности для производительности. [ 14 ] Выступления часто включают в себя комиксы Shtick, имитирующие другие языки/диалекты, а также физический или визуальный юмор. [ 14 ]
У Сиа-Бази и Ру Хаузи оба есть персонаж клоуна черного цвета и включают непристойные шутки, но Ру Хаузи-это социальное театр, который вызывает домашнюю жизнь и часто исполняется в частных иранских резиденциях на сцене над лузом воды, который часто встречается дома дворы. Сиа-Бази исполняется в более общественных местах, таких как кинотеатры или кофейни из-за политического предмета. [ 11 ]
Иранская революция повлияла на тон и исполнение Сиа-Бази, и они отредактировали сексуальные ссылки, танцы и музыку. Выступления продолжаются только из -за принятия стандартов исламской иранской революции. [ 12 ]
Согласно или нравится кани
[ редактировать ]Парде Дари был представлен вокруг эпохи Каджар и представляет собой акт повествования на основе экрана с нарисованными изображениями, хранящимися исполнителем в качестве повествовательного инструмента. [ 15 ] [ 16 ] Точно так же Парде Хани - визуальное рассказывание историй, прочитанное на экране на стене, часто стену в кофейне. [ 17 ] Это часто встречается в связи с театральными актами Ta'zieh. [ 15 ] [ 16 ] Это требовало много расходов и подготовки, поэтому чаще встречалось в городах. [ 15 ] Рассказчик называется Пардех -ханом , и в процессе выполнения они будут использовать указатель, чтобы визуально подчеркнуть историю. [ 17 ] Образы, найденные в этих типах выступлений, могут быть разделены на три категории: эпические картины (такие истории, как Шахнаме , смерть Сийваваша , Ростам и Сохраб , среди других), романтические картины и религиозные картины. [ 17 ]
Современный иранский театр
[ редактировать ]Современный театр, увиденный сегодня в Иране, в основном похож на западные традиции исполнения, которые развивались в двадцатом веке. Наиболее влиятельными среди них являются модернизм , театр абсурда , бедный театр и постмодернизм . В то время как современный иранский театр создает эти движения, современные театральные артисты создали уникальный, культурно-специфический стиль театра, который сочетает в себе западные стили с традиционными способами персидского исполнения. [ 18 ]
В начале двадцатого века отношения Ирана с промышленными странами в корне изменились. В связи с тем, что глобальный спрос на ископаемое топливо быстро растет, открытие нефти в Абадане , Иране 1909 года, усилило отношения нации с Западом (особенно Соединенным Королевством, Соединенными Штатами и Францией), усиливающимися к состоянию взаимной зависимости. [ 19 ] Эти иностранные нации развили тесные альянсы с иранскими монархиями, и культурный обмен процветал между Ираном и Европой. Персидские переводы пьес Шекспира, Ибсена, Чехова и т. Д. Были первым вкусом западной театральной эстетики для большей части иранской общественности, и этот стиль драматургии был очень влиятельным на самые ранние родные иранские родовые драматизации. [ 20 ] Некоторые из выдающихся переводчиков театральных произведений в Иране - Мирза Фатали Акхундзаде , Диуш Моаддабиан, Ахмад Камиби Маска , Реза Ширмарц , Хамид Самандариз , Захед Д. и т.
1960 -е годы стали временем великого художественного и литературного производства в Иране, питаемом новым поколением иранских писателей, художников и интеллектуалов. [ 21 ] Современная форма иранской драматургии выросла из этого движения, во главе с светильниками Бахрам Бейзай , Акбар Ради , Али Нассириан и Биджан Мофид . Эти драматурги нашли вдохновение в работах Сэмюэля Беккета , Бертолта Брехта , Ежена Ионеско и их современников, хотя их работа также основана на персидских стилях, таких как кукол, Ру Хаузи и Нагали. [ 22 ]
Первая иранская театральная школа, Мадрезе-Ye Ta'atr-i Shahrdari , была открыта в 1939 году коллекцией иранских театральных художников, и вскоре последовала другие школы. В 1964 году был создан факультет драматических искусств, который стал первым высшим учебным заведением в Иране, который предложил диплом, эквивалентный степени бакалавра . В 1965 году Тегеранский университет создал театральный факультет, который, наконец, включал театральную педагогику в уже существующих иранских университетах. [ 18 ] Театральная программа в Университете Тегерана была особенно успешной, и ее влияние можно увидеть на протяжении современного иранского театра. Факультет театра нанял нескольких американских драматических профессоров для создания программы, с занятиями по актерскому мастерству, режиссуре, истории театра и дизайну, а также сосредоточено на западной драматической пушке.
Университетская обстановка предоставила более широкие возможности для театральных экспериментов, и из этого стало сильную традицию направления иранского театра. Хамид Самандарян , Али Рафий и Пари Сабери являются одними из наиболее активных и влиятельных из этого первого поколения современных иранских директоров, и их театральный фон вытекает из смесью как опыта, так и педагогики в Иране и Европе.
После иранской революции (День 1979 года)
[ редактировать ]После иранской революции 1979 года судьба этой новой современной театральной традиции стала неопределенной. Театральная активность значительно снизилась во время разрушительной войны в Иране -Ираке в 1980 -х годах, и, помимо случайного производства, эта растущая иранская театральная сцена не всплыла до 1990 -х годов. [ 12 ]
Театр под Исламской Республикой Иран регулируется Центром драматического искусства и его зонтичной организацией, Vizarate Farhang Va Irshade Islami (Министерство культуры и исламское руководство). Агентство, контролируемое правительством, подвергалось критике за цензуру художников и идеи, которые, как полагают, являются «антиисламскими» или противодействующими политической лояльности правительства Ирана. [ 23 ] Тем не менее, иранские театральные художники продолжают ориентироваться в этих правилах, и новые работы процветают, особенно в столице Тегеран. [ 24 ]
В наше время Бахрам Бейзай внес наиболее значительный вклад в историографию персидского театра с его оригинальной книгой « Исследование по иранскому театру» (1965). [ 25 ] Другие работы включают Виллема Флера книгу « История театра в Иране » (2005), [ 26 ] и Уильяма О. Бимана книга «Иранские традиции исполнения» (2011). [ 27 ]
Иранский театр диаспоры
[ редактировать ]Театральная группа Дарвага была основана в 1984 году в Беркли , штат Калифорния бывшими иранскими студентами -активистами. [ 28 ] Они продюсировали и устроили пьесы на английском языке и на персидском языке ; в том числе пьесы неранских драматургов. [ 28 ] Golden Thread Productions (также известная как компания Golden Three Company) была основана в 1996 году Торандж Йгиазаряном в Сан -Франциско , штат Калифорния, охватывая множественность Западной Азии, включая Иран. [ 28 ] [ 29 ]
Silk Road Rising (формально проект «Театра Шелкового дорожного театра») был основан в 2003 году в Чикаго Маликом Гиллани и Джамилем Хури. [ 30 ] [ 31 ] Silk Road Rising Presents Presents Prawwrights из азиатского происхождения, включая иранский.
Смотрите также
[ редактировать ]- Танцы в Иране
- Персидский кино
- Персидская культура
- Хаджи Фируз
- Культура Ирана
- Иранская комедия
- Иранские театральные директора
- Исполнительское искусство
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кьянн, Нима (2000). «Персидский танец и его забытая история» . Нима Кьянн . Les Ballets Persans . Получено 14 июля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный в « Наккали, иранская драматическая рассказ ». Сектор культуры ЮНЕСКО. Получено 1 сентября 2012 года.
- ^ Талеби, Нилуфар (июль -август 2009). «Память о перьете Феникса: иранские традиции рассказывания историй и современный театр» . Проект перевода . Получено 14 июля 2014 года .
- ^ Джахандид, Митра; Хафи, Шахаб. «Самые важные исполнительские искусства, возникшие из Шахнаме из Фердоуси:« Шахнамех-Хани и Наккали из Шахнамех » » . Международный конгресс по культуре и обществу . Получено 14 июля 2014 года .
- ^ Иранское исполнение 9 -й симфонии Бетховена (BBC Persian)
- ^ «Музей открывается для традиционного иранского кукольного шоу Kheimeh Shab-Bazi» . Тегеран времена . 17 марта 2019 года . Получено 12 апреля 2021 года .
- ^ Jump up to: а беременный в "Иран" . Всемирная энциклопедия кукол . 24 июня 2016 года . Получено 12 апреля 2021 года .
- ^ Масуди, Шива (2009). « Хеймех Шаб Бази»: Иранский традиционный театр Марионетт » . Азиатский театральный журнал . 26 (2): 260–280. doi : 10.1353/atj.0.0053 . ISSN 0742-5457 . JSTOR 20638823 . S2CID 162134403 .
- ^ Fathali Beigi, Davood (16 января 2013 г.). " " Siah-Bazi A запретная игра "выпустила" . Иранское книжное информационное агентство (IBNA) . Получено 12 июля 2014 года .
- ^ Тахери, Амир (19 апреля 2013 г.). «Мнение:« Проклятые три »и« Верховный лидер » » . Asharq Al-Awsat News . Получено 12 июля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Armbrust, Walter (2000). Массовые посредничества: новые подходы к популярной культуре на Ближнем Востоке и за его пределами . Калифорния: издательство Калифорнийского университета. С. 63–64. ISBN 0520219260 .
- ^ Jump up to: а беременный в Lazgee, Seyed Habiballah (февраль 1994 г.). «Пост-революционный иранский театр: три представителя в переводе с критическими комментариями» (PDF) . Университет Лидса, Школа английского языка (Театр семинаров) . Получено 12 июля 2014 года .
- ^ Jump up to: а беременный Коллектив, Ajam Media (7 декабря 2016 года). «Обзор Tarabnameh, или почему иранские американцы смеются над Blackface в 2016 году?» Полем Ajam Media Collective . Получено 9 декабря 2016 года .
- ^ Jump up to: а беременный в Стентон, Сара; Банхам, Мартин (7 марта 1996 г.). Кембриджская книга в мягкой обложке в театр . Издательство Кембриджского университета. п. 242. ISBN 978-0-521-44654-9 .
- ^ Jump up to: а беременный в Flaskerud, Ingvild (2 декабря 2010 г.). Визуализация убеждений и благочестия в иранском шиизме . A & C Black. С. 85–86. ISBN 978-1-4411-4907-7 .
- ^ Jump up to: а беременный Khanjani, Ramin S. (2014). Анимирующие разрушенные пейзажи: кино Али Хатами (на арабском языке). H & S Media. С. 74–75. ISBN 978-1-78083-382-8 .
- ^ Jump up to: а беременный в Малеикпур, Джамшо; Малик'пу, Джамсид; Mari-pūwr, ǧamatīd; Malik P ̄ure, Jamse ̄id (2004). Исламская драма . Псифологический зонд. стр. 61-62. ISBN 978-0-7146-5565-9 .
- ^ Jump up to: а беременный Эмами, Ирадж (1987). Эволюция традиционного театра и развитие современного театра в Иране . Эдинбургский университет, диссертация.
- ^ «Роль нефтеперерабатывающего завода Абадана в истории Ирана» . 3 мая 2016 года.
- ^ Хорри, Аббас (2003). Влияние перевода на прием Шекспира в Иране: три деревне -фарси и предложения для четвертого . Университет Мидлсекс, диссертация.
- ^ Малек Мохамади, Нима (18 февраля 2015 г.). «Краткая история современной литературы Ирана» . Британский совет .
- ^ Lazgee, Seyed Habiballah (1994). Постволюционный иранский театр: три представителя в переводе с критическими комментариями . Университет Лидса, диссертация.
- ^ Карими-Хакак, Махмуд (зима 2003). «Изгнанный в свободу: мемуары цензуры в Иране». Тр . 47 (4): 17–50. doi : 10.1162/105420403322764007 . S2CID 57561470 - через JSTOR.
- ^ Егиазарян, Торанж (весна 2012 г.). «Драматическое неповиновение в Тегеране: размышления об обществе противоречий». Тр . 56 (1): 77–92. doi : 10.1162/dram_a_00144 . S2CID 57568199 - через JSTOR.
- ^ «Драма - Энциклопедия Ираника» . Iranicaonline.org . Получено 12 апреля 2021 года .
- ^ Floor, Willem M. (2005). История театра в Иране . Маги издатели. ISBN 0934211299 - через Google Books.
- ^ Биман, Уильям О. (2011). Библиотека Ираника, Иранские традиции исполнения . Mazda Publishers. ISBN 978-1568592169 - через Google Books.
- ^ Jump up to: а беременный в Наджар, Майкл Малек (28 января 2021 г.). Ближневосточный американский театр: сообщества, культуры и художники . Bloomsbury Publishing. С. 47–48. ISBN 978-1-350-11705-1 .
- ^ «Пять пьес» переориентируется «фокус» . Mercury News . 14 января 2008 г. Получено 16 февраля 2022 года .
- ^ «Театр сражается, чтобы вернуть его голос» . WGN-TV . 24 ноября 2021 года . Получено 16 февраля 2022 года .
- ^ Грин, Морган (15 июня 2017 г.). «Silk Road Rising объявляет о сезоне 2017-18» . Чикаго Трибьюн . Получено 16 февраля 2022 года .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Персидский театр в Таджикистане от BBC Persian
- Список театра Ирана на Pars Times
- Театральная индустрия так же жива, как и фильм , статья 21 января 2000 года, на иранской.
- Театр в Иране, 1944–1953 , изобразительная история