Свертывание/свертывание
с роликовым приводом ( RORO или ро-ро ) Суда — это грузовые суда , предназначенные для перевозки колесных грузов , таких как автомобили , мотоциклы , грузовики , полуприцепы , автобусы , прицепы и железнодорожные вагоны , которые передвигаются по и покинуть судно самостоятельно или с использованием транспортного средства-платформы, например самоходного модульного транспортера . В этом отличие от судов с возможностью подъема и подъема (LoLo), которые для погрузки и разгрузки груза используют кран .
Суда RORO имеют либо встроенные, либо береговые аппарели или паромные причалы , которые позволяют эффективно перекатывать груз на судно и с него в порту. Хотя небольшие паромы, курсирующие через реки и на другие короткие расстояния, часто имеют встроенные аппарели, термин RORO обычно применяется к крупным морским судам. Пандусы и двери могут располагаться в корме , носу или бортах, либо в любой их комбинации.
Описание
[ редактировать ]Типы судов RORO включают паромы , круизные паромы , грузовые суда , баржи и услуги RoRo для воздушных/железнодорожных перевозок. Новые автомобили, которые перевозятся морским транспортом, часто перевозятся на RORO большого типа, который называется чисто автомобильным перевозчиком (PCC) или чистым автомобильным/грузовиковым перевозчиком (PCTC).
В других отраслях судоходства груз обычно измеряется в тоннах или тоннах , но груз RORO обычно измеряется в полосах в метрах (LIM). Это рассчитывается путем умножения длины груза в метрах на количество палуб и его ширину в полосах (ширина полос различается от судна к судну, и существует несколько отраслевых стандартов). На PCC грузоподъемность часто измеряется в единицах RT или RT43 (на основе Toyota Corona 1966 года выпуска) . [ сломанный якорь ] , первый серийный автомобиль, который будет поставляться на специализированных автовозах и использоваться в качестве основы для судов RORO. 1 RT — это примерно 4 м полосы движения, необходимое для размещения Toyota Corona шириной 1,5 м) или в единицах, эквивалентных легковому автомобилю ( CEU ).
Крупнейшим пассажирским паромом RORO является MS Color Magic , круизный паром водоизмещением 75 100 GT , который был введен в эксплуатацию в сентябре 2007 года для компании Color Line . Построенный в Финляндии компанией Aker Finnyards , он имеет длину 223,70 м (733 фута 11 дюймов) и ширину 35 м (114 футов 10 дюймов) и может перевозить 550 автомобилей или 1270 метров груза. [ 1 ]
Пассажирский паром РОРО с наибольшей вместимостью автомобилей — «Улисс» (назван в честь романа Джеймса Джойса ), принадлежащий компании Irish Ferries . Ulysses вступил в строй 25 марта 2001 года и курсирует между Дублином и Холихедом . Корабль водоизмещением 50 938 GT имеет длину 209,02 м (685 футов 9 дюймов) и ширину 31,84 м (104 футов 6 дюймов) и может перевозить 1342 автомобиля/4101 полосный метр груза. [ 2 ]
-
Погрузка пассажирского парома ро-ро
-
MV курсирующий Bali Sea , железнодорожный паром с роликовым поездом, между Коацакоалькосом и Мобилом.
-
Паром ROPAX MS Ulysses приближается к порту Дублин, Ирландия.
-
Быстрый круизный паром ROPAX, MS SuperSpeed 2 , между Ларвиком , Норвегия, и Хиртсхальсом , Дания.
-
Паромный терминал для службы Peninsula Searoad Transport , автомобили покидают паром.
-
Самый большой пассажирский паром ро-ро в мире MS Color Magic в Осло , Норвегия.
-
Bastø Fosen — норвежская паромная компания, которая управляет небольшими пассажирскими паромами ро-ро на коротком маршруте между городами Хортен и Мосс в Норвегии, соединяющем два города и мегаполисы Тонсберг и Фредрикстад .
Автовозы
[ редактировать ]Первые грузовые суда, специально приспособленные для перевозки большого количества автомобилей, вступили в строй в начале 1960-х годов. Внутри эти корабли еще имели собственное погрузочное оборудование и так называемые подвесные палубы. Например, они были зафрахтованы немецкой компанией Volkswagen AG для перевозки автомобилей в США и Канаду. В 1970-е годы рынок экспорта и импорта автомобилей резко увеличился, и, соответственно, увеличилось количество и тип RORO.
В 1970 году японская компания K Line построила Toyota Maru No. 10 , первый в Японии чистый автомобильный перевозчик, а в 1973 году построила European Highway , крупнейший в то время чистый автомобильный перевозчик (PCC), перевозивший 4200 автомобилей. Сегодняшние чисто автомобильные перевозчики и их близкие родственники, чисто автомобильные/грузовики (PCTC), представляют собой своеобразные корабли с коробчатой надстройкой, проходящей по всей длине и ширине корпуса, полностью охватывающей груз. Они обычно имеют кормовую аппарель и боковую аппарель для двойной загрузки тысяч транспортных средств (таких как легковые автомобили, грузовики, тяжелая техника, гусеничные машины, ролл-трейлеры Mafi и сыпучую статику), а также обширные автоматические системы управления огнем.
PCTC имеет подъемные палубы для увеличения вертикального просвета, а также более тяжелые палубы для «высоко-тяжелых» грузов. Судно на 6500 автомобилей с 12 палубами может иметь три палубы, которые могут принимать груз до 150 коротких тонн (136 т ; 134 длинных тонны ) с подъемными панелями для увеличения клиренса с 1,7 до 6,7 м (5 футов 7 дюймов до 22 футов 0 дюймов) на некоторых палубах. Подъемные палубы для размещения более высокого груза уменьшают общую грузоподъемность.
Эти суда могут развивать крейсерскую скорость 16 узлов (18 миль в час; 30 км/ч) на экологической скорости, а на полной скорости - более 19 узлов (22 миль в час; 35 км/ч).
компании Wallenius Wilhelmsen Logistics вместимостью 8000 машино-эквивалентов (CEU) Большой легковой и грузовой перевозчик (LCTC) MV Faust был построен в Стокгольме в июне 2007 года. [ 3 ] В настоящее время, [ когда? ] Самыми крупными являются Höegh Autoliners , шесть судов класса Horizon вместимостью 8500 CEU каждое.
Автовоз Auriga Leader , принадлежащий Nippon Yusen Kaisha, построенный в 2008 году вместимостью 6200 автомобилей, является первым в мире судном, частично работающим на солнечной энергии. [ 4 ]
-
Правый борт корабля-автовоза с боковой аппарелью.
-
MV Tønsberg , крупнейший автоперевозчик
-
Автомобильный отсек John H , парома Cross Sound Ferry
-
Передняя часть MT Petar Hektorović открывается, позволяя автомобилям попасть в автомобильный отсек.
Мореходность
[ редактировать ]Морской автомобильный паром RORO с большими внешними дверями, расположенными близко к ватерлинии, и открытыми автомобильными палубами с небольшим количеством внутренних переборок , имеет репутацию конструкции с высоким уровнем риска, до такой степени, что аббревиатура иногда насмешливо расширяется до «кататься на катке». над". [ 5 ] Неправильно закрепленная погрузочная дверь может привести к тому, что судно наберет воду и затонет, как это произошло в 1987 году с MS Herald of Free Enterprise . Выплескивание воды на палубу транспортного средства может создать эффект свободной поверхности , что сделает корабль неустойчивым и приведет к его опрокидыванию . Следственный суд установил, что свободная поверхностная вода на палубе автомобиля стала непосредственной причиной опрокидывания TEV Wahine в Новой Зеландии в 1968 году. [ 6 ] Это также способствовало крушению MS Эстония .
Несмотря на эти присущие риски, очень высокий надводный борт повышает мореходные качества этих судов. Например, автоперевозчик MV Cougar Ace в 2006 году накренился на левый борт на 60 градусов, но не затонул, поскольку его высокие закрытые борта препятствовали попаданию воды.
В конце января 2016 года MV Modern Express вышло из Франции после того, как на судне переместился груз. Спасательные бригады закрепили судно и доставили его в порт Бильбао, Испания. [ 7 ]
РОРО вариации
[ редактировать ]Вариация | Примечания |
---|---|
КонРО | Судно ConRo (или RoCon ) представляет собой гибрид RORO и контейнеровоза . Судно этого типа имеет подпалубную зону, используемую для хранения транспортных средств, а контейнерные грузы укладываются на верхние палубы. Суда ConRo, такие как класс G4 компании Atlantic Container Line, могут перевозить сочетание контейнеров, тяжелого оборудования, негабаритных грузов и автомобилей. Отдельные внутренние пандусы внутри судна отделяют автомобили от других транспортных средств, ролл-трейлеров Mafi и сыпучих грузов . |
ЛМСР | Большие среднескоростные грузовые суда типа Roll-on/Roll-off (LMSR) относятся к нескольким классам Command Military Sealift Command грузовых кораблей типа Roll-on/Roll-off (MSC). Некоторые из них специально построены для перевозки военных грузов, а другие переоборудованы. |
РоЛо | Судно RoLo (с возможностью подъема и подъема) - это еще один гибридный тип судна, с аппарелями, обслуживающими палубы транспортных средств, но с другими грузовыми палубами, доступ к которым возможен только при изменении приливов или с помощью крана. |
РОПАКС | Аббревиатура ROPAX (пассажир с выкатным/выкатным транспортным средством) описывает судно RORO, построенное для перевозки грузовых автомобилей вместе с размещением пассажиров. Технически это охватывает все паромы, имеющие как выкатную/выкатную автомобильную палубу, так и пассажировместимость, но на практике суда, вмещающие более 500 пассажиров, часто называют круизными паромами . [ нужна ссылка ] |
История
[ редактировать ]Поначалу к колесным транспортным средствам, перевозимым в качестве груза на океанских судах, относились как к любому другому грузу. У автомобилей опорожнили топливные баки и отсоединили аккумуляторы, прежде чем их подняли в трюм корабля, где они были заглушены и закреплены. Этот процесс был утомительным и трудным, а транспортные средства подвергались повреждениям и не могли использоваться для обычных поездок.
Первой услугой по передвижению и вывозу был железнодорожный паром , запущенный в 1833 году железной дорогой Монкленд и Киркинтиллох , которая управляла вагонным паромом на каналах Форт и Клайд в Шотландии . [ 8 ] [ нужна страница ]
Изобретение
[ редактировать ]Первым современным железнодорожным паромом был «Левиафан» , построенный в 1849 году. Железная дорога Эдинбург, Лейт и Ньюхейвен была основана в 1842 году, и компания хотела продлить главную линию Восточного побережья дальше на север до Данди и Абердина . Поскольку мостовая технология еще не была достаточно способна обеспечить адекватную поддержку переправы через Ферт-оф-Форт , ширина которой составляла примерно пять миль, необходимо было найти другое решение, в первую очередь для перевозки грузов, где эффективность была ключевым фактором.
Компания наняла многообещающего инженера-строителя Томаса Бауча , который выступал за железнодорожный паром с механизмом складывания и складывания для максимизации эффективности системы. Паромы должны были быть построены по индивидуальному заказу, с железнодорожными путями и соответствующими портовыми сооружениями на обоих концах, чтобы подвижной состав мог легко заходить и выходить. [ 9 ] Чтобы компенсировать изменение приливов , в гаванях были установлены регулируемые аппарели, а высота портальной конструкции изменялась путем перемещения ее по стапелю. Погрузка и разгрузка вагонов осуществлялась с помощью стационарных паровых машин . [ 9 ] [ 8 ] [ нужна страница ]
Хотя у других были подобные идеи, Буш был первым, кто претворил их в жизнь, и сделал это с вниманием к деталям (например, дизайн паромной переправы ), что побудило последующего президента Института инженеров-строителей [ 10 ] разрешать любые споры о приоритете изобретения, отмечая, что «в простой концепции такого рода мало достоинств по сравнению с работой, практически выполненной во всех ее деталях и доведенной до совершенства». [ 11 ]
Компанию убедили установить эту железнодорожно-паромную службу для перевозки грузовых вагонов через Ферт-оф-Форт из Бернтисленда в Файфе в Грантон . [ 12 ] Сам паром построил Томас Грейнджер , партнёр фирмы Грейнджер и Миллер.
Служба началась 3 февраля 1850 года. [ 13 ] Она называлась «Плавающая железная дорога». [ 14 ] и задуман как временная мера до тех пор, пока железная дорога не сможет построить мост, но он не был открыт до 1890 года , его строительство отложено частично из-за катастрофического разрушения моста Тей-Рейл Томаса Буша . [ 12 ]
Расширение
[ редактировать ]Железнодорожно-паромные перевозки широко использовались во время Первой мировой войны . С 10 февраля 1918 года большие объемы железнодорожного подвижного состава, артиллерии и припасов для фронта были отправлены во Францию из «секретного порта» Ричборо , недалеко от Сэндвича на южном побережье Англии.
Для этого необходимо было построить три железнодорожных парома, каждый из которых имел четыре комплекта железнодорожных путей на главной палубе, чтобы можно было перемещать до 54 железнодорожных вагонов непосредственно на паром и с него. Эти железнодорожные паромы также могли использоваться для перевозки автотранспорта вместе с железнодорожным подвижным составом. Позже в том же месяце был открыт второй поезд-паром из порта Саутгемптона на юго-восточном побережье. В первый месяц операций в Ричборо через Ла-Манш было перевезено 5000 тонн, к концу 1918 года — почти 261000 тонн. [ 15 ]
Во время Первой мировой войны использование железнодорожных паромов имело много преимуществ перед обычным судоходством. Было гораздо проще перемещать большую тяжелую артиллерию и танки, которые требовались в этом виде современной войны, с использованием железнодорожных паромов, а не с многократной погрузкой и разгрузкой. груза. Производители загружают танки, пушки и другие тяжелые предметы для отправки на фронт непосредственно в железнодорожные вагоны, которые можно было переправить на железнодорожный паром в Англии, а затем переправить непосредственно на сеть французских железных дорог с прямым сообщением с фронтом. Очередей, многих человеко-часов ненужного труда удалось избежать.
Проведенный в то время анализ показал, что для перевозки 1000 тонн военной техники от места производства на фронт обычными способами требовалось использовать 1500 рабочих, тогда как при использовании железнодорожных паромов это число уменьшалось примерно до 100 рабочих. Это имело первостепенное значение, поскольку к 1918 году компании Британских железных дорог испытывали острую нехватку рабочей силы: сотни тысяч квалифицированных и неквалифицированных рабочих находились на фронте. Увеличение интенсивного движения из-за военных действий означало, что везде, где это возможно, необходимо было добиваться экономии и эффективности транспорта. [ 15 ]
После подписания перемирия 11 ноября 1918 г. железнодорожные паромы широко использовались для возврата материалов с фронта. Действительно, согласно статистике военного ведомства, в 1919 году железнодорожным паромом из Ричборо было перевезено больше грузов, чем в 1918 году. Автобусы типа B использовали эти паромы, чтобы вернуться в Англию.
Десантный корабль, танк
[ редактировать ]Во время мировой войны Второй десантные корабли были первыми специально построенными морскими кораблями, позволяющими наземным транспортным средствам заходить и спускаться напрямую. Эвакуация британцев из Дюнкерка в 1940 году продемонстрировала Адмиралтейству , что союзникам нужны относительно большие морские корабли, способные доставлять танки и другие транспортные средства с берега на берег при морских десантах на европейский континент. В качестве временной меры три танкера водоизмещением от 4000 до 4800 тонн, построенные для преодоления ограничительных барьеров озера Маракайбо , в Венесуэле были выбраны для переоборудования из-за их малой осадки. К этим кораблям были добавлены носовые двери и аппарели, которые стали первыми танкодесантными кораблями. [ 16 ]
Первой специально построенной конструкцией LST был HMS Boxer . Это была уменьшенная версия идей Черчилля. Чтобы перевозить 13 «Черчилль» пехотных танков , 27 машин и почти 200 человек (помимо экипажа) на скорости 18 узлов, он не мог иметь малую осадку, обеспечивающую легкую разгрузку. В результате каждый из трех самолетов ( Boxer , Bruiser и Thruster ), заказанных в марте 1941 года, имел очень длинную аппарель, спрятанную за носовыми дверями. [ 17 ]
В ноябре 1941 года небольшая делегация Британского Адмиралтейства прибыла в Соединенные Штаты, чтобы обсудить с США ВМС Корабельным бюро идеи относительно разработки кораблей, а также возможности строительства дальнейших самолетов Boxer в США. [ 17 ] На этом заседании было решено, что проектированием этих судов будет заниматься Судовое бюро. Как и в случае с действующим соглашением, они будут построены США, чтобы британские верфи могли сконцентрироваться на строительстве судов для Королевского флота . Спецификация предусматривала суда, способные пересекать Атлантику, и первоначальное название, присвоенное им, было «Атлантический танкодесантный корабль» (Atlantic (TLC)). Называть судно длиной 300 футов (91 м) «судном» считалось неправильным, и этот тип был переименован в «Десантный корабль, танк (2)» или «LST (2)».
Конструкция LST(2) включала в себя элементы первых британских LCT от их конструктора сэра Роуленда Бейкера, который входил в состав британской делегации. Это включало достаточную плавучесть бортов кораблей, чтобы они могли плавать даже при затопленной палубе танка. [ 17 ] LST (2) уступал скорости HMS Boxer всего на 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час), но имел аналогичную нагрузку, но при выходе на берег уходил всего на 3 фута (0,91 м) вперед. В трех отдельных актах от 6 февраля 1942 года, 26 мая 1943 года и 17 декабря 1943 года Конгресс предоставил полномочия на строительство LST вместе с множеством других вспомогательных средств, эскортных эсминцев и различных десантных кораблей . Огромная строительная программа быстро набрала обороты. Постройке LST был отдан настолько высокий приоритет, что заложенный ранее киль авианосца был спешно демонтирован, чтобы освободить место для строительства нескольких LST на его месте. Киль первого LST был заложен 10 июня 1942 года в Ньюпорт-Ньюсе, штат Вирджиния , а первые стандартизированные LST были спущены на воду в доке в октябре. К концу 1942 года в строю находились двадцать три.
RORO для дорожных транспортных средств
[ редактировать ]В конце первой мировой войны автомобили были возвращены из Франции в порт Ричборо. [ 18 ] поездка-на-уезд на железнодорожном пароме. Во время войны британские военнослужащие осознали огромный потенциал десантных кораблей и плавсредств. Идея была проста; если бы вы могли направить танки, пушки и грузовики прямо на корабль, а затем отогнать их с другого конца прямо на пляж, то теоретически вы могли бы использовать те же десантные средства для выполнения той же операции на гражданском коммерческом рынке, при условии, что там были разумные портовые сооружения. с роликовой опорой паромов Из этой идеи выросла сегодняшняя мировая индустрия . В период между войнами подполковник Фрэнк Бастард сформировал Атлантическую паровую навигационную компанию с целью дешевых трансатлантических путешествий; это так и не было реализовано, но во время войны он наблюдал за испытаниями на Брайтон-Сэндс LST в 1943 году, когда его возможности в мирное время были очевидны.
Весной 1946 года компания обратилась в Адмиралтейство с просьбой приобрести три таких судна. Адмиралтейство не желало продавать, но после переговоров согласилось разрешить ASN использовать три судна по бербоут-чартеру по ставке 13 фунтов 6 шиллингов 8 пенсов в день. Эти суда были LSTs 3519 , 3534 и 3512 . Они были переименованы в Empire Baltic , Empire Cedric и Empire Celtic , увековечив название кораблей White Star Line в сочетании с корабельным наименованием «Империя» судов, находившихся на государственной службе во время войны.
Утром 11 сентября 1946 года состоялся первый рейс Atlantic Steam Navigation Company, когда Empire Baltic отплыла из Тилбери в Роттердам с полной загрузкой в 64 автомобиля для правительства Нидерландов. К первоначальным трем LST в 1948 году присоединилось еще одно судно, LST 3041 , переименованное в Empire Doric , после того как ASN удалось убедить коммерческих операторов поддержать новый маршрут между Престоном и североирландским портом Ларн . Первое плавание по этому новому маршруту состоялось 21 мая 1948 года на судне Empire Cedric . После первого плавания Empire Cedric продолжил службу в Северной Ирландии, первоначально предлагая услуги два раза в неделю. Empire Cedric был первым судном флота ASN, имевшим пассажирское свидетельство, и ему было разрешено перевозить пятьдесят пассажиров. Таким образом, Empire Cedric стала первым судном в мире, работающим в качестве коммерческого/пассажирского парома, а ASN стала первой коммерческой компанией, предложившей этот тип услуг.
Первая служба RORO, пересекающая Ла-Манш, началась из Дувра в 1953 году. [ 19 ] В 1954 году Британская транспортная комиссия (BTC) взяла на себя управление ASN в соответствии с политикой национализации лейбористского правительства . В 1955 году еще два LST были зафрахтованы в существующий флот, Empire Cymric и Empire Nordic , в результате чего численность флота достигла семи. Сообщение с Гамбургом было прекращено в 1955 году, и было открыто новое сообщение между Антверпеном и Тилбери. Флот из семи кораблей должен был быть разделен на три обычных корабля, базирующихся в Тилбери, а остальные должны были поддерживать сообщение Престона с Северной Ирландией.
В конце 1956 года весь парк ASN был передан для использования в Средиземноморье во время Суэцкого кризиса , а услуги по въезду и выезду не были восстановлены до января 1957 года. На этом этапе ASN была возложена на ASN ответственность за Управление двенадцатью Адмиралтейскими LST(3) было выведено из резерва в результате Суэцкого кризиса и слишком поздно вступило в строй.
Дальнейшие разработки
[ редактировать ]Первым судном с роликовой опорой, специально построенным для перевозки загруженных полуприцепов, было Searoad of Hyannis , которое начало работу в 1956 году. Несмотря на скромную вместимость, оно могло перевозить три полуприцепа между Хайаннисом в Массачусетсе и островом Нантакет. даже в ледовых условиях. [ 20 ]
В 1957 году военные США заключили контракт с компанией Sun Shipbuilding and Dry Dock Company в Честере, штат Пенсильвания , на строительство моторизованного транспортера нового типа. Корабль USNS Comet имел кормовую аппарель, а также внутренние аппарели, что позволяло машинам заезжать прямо из дока на корабль и на место. Погрузка и разгрузка значительно ускорились. Также «Комета» имела регулируемую систему блокировки для фиксации автомобилей на палубах и систему вентиляции для удаления выхлопных газов, скапливающихся при погрузке автомобилей.
Во время Фолклендской войны 1982 года SS Atlantic Conveyor был реквизирован в качестве аварийного самолета и вертолета для перевозки британских Hawker Siddeley Harrier STOVL истребителей ; один «Харриер» оставался заправленным, вооруженным и готовым к запуску вертикального взлета и посадки для экстренной защиты с воздуха от аргентинских самолетов дальнего действия. «Атлантик Конвейер» был потоплен аргентинскими ракетами «Экзосет» после разгрузки «Харриеров» на соответствующие авианосцы, но машины и вертолеты, все еще находившиеся на борту, были потеряны. [ 21 ]
После войны концепция корабельной контейнерной системы противовоздушной обороны (SCADS) предлагала модульную систему для быстрого преобразования большого RORO в аварийный авианосец с трамплином, системами заправки, радаром, защитными ракетами, боеприпасами, помещениями для экипажа и рабочие места. Вся система может быть установлена примерно за 48 часов на контейнеровозе или RORO, когда это необходимо для операций без поставки до месяца. Систему можно было быстро удалить и снова сохранить, когда конфликт будет исчерпан. [ 22 ] Советы, летавшие на истребителях Як-38, также тестировали действия с использованием гражданских кораблей RORO «Агостинио Нето» и «Николай Черкасов» . [ 23 ]
См. также
[ редактировать ]- Подъем/спуск
- Британская Колумбия Паромы
- Автомобильный поплавок
- Круизный паром
- Фрэнк Бастард
- Интермодальный контейнер
- Конканская железнодорожная корпорация
- Список типов грузов
- Список происшествий с катящимися / скатывающимися судами
- Устройство для выгрузки с помощью ролика и ролика
- Катящееся шоссе
- Паромное сообщение RORO, Гуджарат
- Квебекская паромная компания
- Поезд паром
- Корабль USNS Sea Lift USN Ro Ro
- Паромы штата Вашингтон
- Яхтный транспорт
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Асландер, Мике. «М/С Магия цвета (2007)» . Fakta om Fartyg (на шведском языке). Архивировано из оригинала 4 октября 2012 г. Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ Асландер, Мике. «Т/с Улисс (2001)» . Fakta om Fartyg (на шведском языке). Архивировано из оригинала 15 октября 2012 г. Проверено 5 марта 2008 г.
- ^ Луи Лловио (2007). «Крупнейший в мире автоперевозчик покинул порт Балтимор в свой первый рейс» . Балтимор Дейли Рекорд . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ «Использование солнечной энергии для движения судов. Первый в мире корабль, работающий на солнечной энергии» , . Совместный проект NYK-Nippon Oil . Линия НИК. 5 января 2009 года . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Брайсон, Билл (1995). Записки с маленького острова . Лондон: Даблдэй. ISBN 978-0-385-40534-8 .
- ^ Макариос, Эммануэль (2003). Катастрофа в Вахине: вспоминаем трагедию . Веллингтон: Грэнтэм Хаус. п. 50. ISBN 1-86934-079-5 .
- ^ Райт, Пол (4 февраля 2016 г.) «Заброшенный грузовой корабль Modern Express успешно затащили в порт после спасательной операции» . Интернэшнл Бизнес Таймс .
- ^ Jump up to: а б Маршалл, Джон (1989). Железнодорожная книга Гиннеса . Энфилд: Книги Гиннесса. ISBN 0-8511-2359-7 . OCLC 24175552 .
- ^ Jump up to: а б «Поезд-паромы» .
- ^ Джордж Паркер Биддер ; не путать с адвокатом (его сыном), который представлял Буша в расследовании дела Тей-Бридж.
- ^ «Воспоминания погибших участников» . Протокол заседаний Института инженеров-строителей . Ч. 1. 63 (1): 301–308. Январь 1881 г. ISSN 1753-7843 . Проверено 17 февраля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Шипвей, JS «Буч, сэр Томас (1822–1880)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/2969 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ «Subterranea Britannica: Сайты: Туннель на Шотландской улице» . Subbrit.org.uk .
- ^ «Вести недели» . Bathurst Free Press (Новый Южный Уэльс: 1849–1851) . Батерст, Новый Южный Уэльс : Национальная библиотека Австралии. 10 августа 1850 г. с. 3 . Проверено 30 мая 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Пратт, Эдвин А. (1921). Британские железные дороги и книга о Великой войне . Лондон: Selwyn and Blount, Ltd. ISBN 1151852406 .
- ^ Лентон, Х.Т. и Колледж, Дж.Дж. (1968). Британские военные корабли и корабли Доминиона времен Второй мировой войны . Даблдэй и компания. п. 577.
- ^ Jump up to: а б с Браун, ДК (1996). Проектирование и постройка британских военных кораблей 1939–1945 гг . Том. 3 боевых десантных корабля и вспомогательное оборудование. Конвей Мэритайм Пресс. стр. 142–143. ISBN 0-85177-675-2 .
- ^ «Порт Ричборо», Роб Батлер, стр. 21 (фото), стр. 20 (текст), опубликовано Морским музеем Рамсгейта.
- ^ « Динар - Викинг » . Открытки Симплона: веб-сайт пассажирского судна . 2005 . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ "Корабль с катящимся катком" Popular Mechanics , апрель 1956 г., стр. 87
- ^ «История Ассоциации офицеров авиации флота, FAAOA» . www.fleetairarmoa.org .
- ^ «Полная история Harrier Jump-Jet. Часть четвертая - Harrier «второго поколения» - Harrier BAe / MDD AV-8B Harrier II, GR.5, GR.7, GR.9 и T.10 Harrier» . wingweb.co.uk . Архивировано из оригинала 19 октября 2013 г.
- ^ "Советский новый Forger: Як-36М, Як-38, Як-38U и Як-38M" . acig.org .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Белсон, Кен (13 июля 2012 г.). «Вокруг света на 5500 автомобилях» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 25 мая 2021 г.
- Листон, Джим (ноябрь 1969 г.). «Океанский проезд» . Популярная механика . Журналы Hearst: 100–103. ISSN 0032-4558 . Проверено 8 марта 2011 г.
- Тодоров, Делян Михайлов (2016). Справочник по Ро-Ро: Практическое руководство по грузовым судам с функцией ро-ро . Атглен, Пенсильвания, США: Schiffer Publishing. ISBN 9780764351235 .