Женщина в черной перчатке
Женщина в черной перчатке | |
---|---|
Русский: Женщина в черной перчатке | |
![]() | |
Художник | Альберт Глейзес |
Год | 1920 |
Середина | Холст, масло |
Размеры | 126 см × 100 см (49,6 × 39,37 дюйма) |
Расположение | Национальная галерея Австралии , Канберра |
Женщина с черной перчаткой (фр. Femme au gant noir , или Femme Assise ) — картина французского художника, теоретика и писателя Альбера Глейза . Написанная в 1920 году, после возвращения в Париж после Первой мировой войны, абстрактная структура картины соответствует стилю экспериментов, который произошел во время второй синтетической фазы кубизма , называемой «Хрустальный кубизм» . Как и другие послевоенные работы Глейзеса, «Женщина с черной перчаткой» представляет собой отход от первой фазы кубизма с упором на плоскую поверхность и большие перекрывающиеся геометрические плоскости.
Есть несколько уменьшенных версий « Женщины в черной перчатке », иллюстрирующих одну из сторон занятий Глейза в начале 1920-х годов: «воспоминания о конкретной реальности, вызванные в контексте все более тщательного построения картины», пишет историк искусства Дэниел Роббинс . [1]
«Женщина с черной перчаткой» выставлялась в Осеннем салоне Гран-Пале в Париже с 15 октября по 12 декабря 1920 . года 45, 11 декабря 1920 г. (под названием «Картина с сидящей женщиной »). [2]
Ранее находившаяся в частной коллекции Жюльет Рош-Глейз (жены художника) картина «Женщина с черной перчаткой» находится в Национальной галерее Австралии . [3]
Описание
[ редактировать ]«Женщина с черной перчаткой» — картина маслом на холсте размером 126 х 100 см (49,6 х 39,37 дюйма), подписанная Альбертом Глейзом (справа внизу) и датированная 1 января 1920 года. Как следует из названия, работа представляет собой женщину в перчатке. Она сидит под углом лицом влево по отношению к зрителю. Ее лицо и голова состоят из простых геометрических фигур (кругов, дуг, прямоугольников или квадратов), которые очерчивают глаза, нос и рот женщины. Ее волосы, уложенные в шиньон , имеют серию концентрических кругов. Ее одетое тело имеет, казалось бы, произвольные формы и помещено в фоновую композицию из геометрически взаимосвязанных плоскостей или поверхностей. Арка в верхнем левом углу напоминает дверной проем или окно, но нет никаких указаний на то, является ли эта сцена внутренним или внешним изображением.
Общая цветовая гамма теплая , состоящая из красного, желтого, коричневого и желто-коричневого ( землистые тона , охра ) и черного, а также различных оттенков холодного серого. Использование художниками смелых контрастов между светом и тьмой влияет на всю композицию. Однако поразительно отсутствует моделирование светотени , которое в противном случае указывало бы на ощущение объема при моделировании трехмерной фигуры или давало бы ощущение направления света, падающего на модель. Явная дистилляция композиции с акцентом на плоскую поверхность, большие перекрывающиеся плоскости и главенство базовой геометрической структуры, укорененной в абстракции, соответствует хрустальному кубизму . [4]
Фон
[ редактировать ]В статье на тему выставки Осеннего салона 1920 года , опубликованной в журнале Floréal (hebdomadaire) , 1920 год, искусствовед Кастен пишет о работе Глейза « Femme au gant noir» :
Глейзес прислал очень чистый портрет женщины. Он исследователь, и это интеллект. Мы чувствуем в нем что-то новое и сильное. Его картины для больших залов будущих городов излучают яркость красок, к которой мы не привыкли [ Глейз прислал очень чистый портрет женщины. Он исследователь и умен. Мы чувствуем в нем что-то новое и сильное. Его картины для больших залов будущих городов излучают сияние красок, к которым он нас не приучал ]. [2]
Работы Глейза этого периода «характеризуются динамичными пересечениями вертикальных, диагональных, горизонтальных и круговых движений», пишет Роббинс, «строгими по прикосновению, но насыщенными энергичными узорами». [5] Это единство и высококристаллическая геометрическая материализация, состоящая из наложенных друг на друга составляющих плоскостей, в конечном итоге названная французским поэтом и искусствоведом Морисом Рейналем Кристальным кубизмом . [6] вскоре будет описан Глейзом в книге «La Peinture et seslois» (1922–23) как «одновременные движения поступательного движения и вращения плоскости». [7] [8] Дальше всего от кубистов синтетический фактор был заимствован Глейзом. [4]
Основываясь на своих абстракциях 1915 года, Глейз стремился еще больше прояснить свои намерения и методы в «La Peinture et ses lois» , выводя фундаментальные принципы живописи из картинной плоскости, ее пропорций, движения человеческого глаза и универсальных физических законов. Эти теоретические постулаты, позже названные, по мнению Роббинса, «переводом-ротацией», ставятся «в ряд с произведениями Мондриана и Малевича как одно из наиболее полных изложений принципов абстрактного искусства. [5] Однако случай с «Женщиной в черной перчатке» предполагает принятие как репрезентации, так и геометрических форм.

После Первой мировой войны Глейзес намеренно очистил свое искусство от видимых мазков и физических жестов художника, что представляло собой то, что он называл «эстетическим трюком». Вместо этого его внимание сосредоточилось на ассоциациях между различными геометрическими структурами. [1] [9] Попытка заключалась в том, чтобы достичь фундаментального единства картинной плоскости посредством использования высококристаллических геометрических наложений составляющих поверхностей, описанных Глейзом в « La Peinture et ses lois» как «одновременные движения перемещения и вращения плоскости». [8] [7]
Задача, поставленная Глейзесом, заключалась в том, чтобы заменить анекдот как отправную точку произведения искусства единственным способом использования элементов самой картины: линии, формы и цвета. [10] [11] Начиная с элементарной формы, такой как центральный прямоугольник, Глейз механически сопоставлял формы, чтобы создать картину: (1) либо воспроизводя исходную форму (используя различные симметрии, такие как отражательная, вращательная или поступательная), либо изменяя (или не изменяя) ее размеры. [10] (2) Путем смещения исходной формы; поворачиваясь вокруг воображаемой оси в ту или иную сторону. [10] [11]
Выбор позиции (посредством перевода и/или поворота), хоть и основан на вдохновении художника, но уже не отнесен к анекдотичности . Объективный и строгий метод, независимый от художника, заменяет эмоции или чувствительность при определении размещения формы, то есть посредством перемещения и вращения . [10] [11]
По мнению Глейза, «перевод» представляет собой развертывание плоскостей, видимых на поверхности картины (квадратной или прямоугольной); «вращение» произошло, когда эти плоскости начали смещаться вокруг центральной точки. [12] [9]
В книге «Живопись или человек, ставший художником» Глейз пишет:
Живопись по своей природе не является ни зрелищем, ни объектом, увиденным через точку зрения, а скорее своим собственным объектом. В объективной живописи есть три типа выражения: это чистая работа, не обращающаяся к припоминаемой или написанной истории. Есть произведение, свободно переживающее вызванные образы посредством случайного взаимодействия мелодических линий. Наконец, есть работа, в которой свободно реализована иконографическая тема. [9] [13]
Уже в 1920 году Глейз опубликовал свои взгляды на эту новую технику живописи в «Кубизме и средствах ее понимания» . [14] в котором он настаивает на том, что двумерная плоская поверхность с четко определенными границами является основной реальностью в живописи и что художник должен работать с ней, а не против нее. [15] Он утверждает, что кубизм был поиском точного научного метода, который заменил бы старый научный метод одноточечной перспективы , и что основные элементы этого нового метода теперь известны. [16] [17]
Связанные работы
[ редактировать ]- Альберт Глейз, 1914–15, Портрет армейского врача , холст, масло, 119,8 x 95,1 см, Музей Соломона Р. Гуггенхайма.
- Альберт Глейзес, 1920, Рисунок , холст, гуашь, 91,4 х 76,2 см, Музей искусств округа Лос-Анджелес.
- Альберт Глейз, Действие, Индивидуалистические тетради по философии и искусству , том 1, № 1, февраль 1920 г.
- Альберт Глейз, около 1920 г., Фигуры самолетов (Trois personnages assis) , размеры примерно 126 х 100 см, местонахождение неизвестно. Выставлено Der Sturm , Берлин, 1921 г. (№ 927) и воспроизведено в Gleizes 1927, с. 97.
- Альберт Глейзес, 1920, Femme et enfant ( Женщина и ребенок ), воспроизведено в Der Sturm , 5 октября 1921 года.
- Альберт Глейзес, Женщина и ребенок , Der Sturm , 5 октября 1921 г.
- Альбер Глейз, 1920, Экюер ( Всадница ), холст, масло, 130 x 93 см, Музей изящных искусств Руана , опубликовано в Broom, Международный журнал искусств , ноябрь 1921 года. Эта картина 1920 года была переработана в 1923 году.
- Альбер Глез, 1920–23, Экюер ( Всадница ), холст, масло, 130 х 93 см, Музей изящных искусств Руана (Приобретено у художника в 1951 году. Dépôt du Centre Pompidou , 1998). Эта картина 1920 года была переработана в 1923 году.
- Альбер Глейз, около 1920 г., «Человек в домах », обложка книги «Жизнь литературы и искусства» , Jacques Povolozky & Cie, Париж, 1920 г.
- Альберт Глейзес, 1920, Женщина, несущая ребенка , Международная выставка современного искусства, Женева, 26 декабря 1920 — 25 января 1921, № 185.
- Альберт Глейзес, 1921, Composition bleu et jaune (Желтая композиция) , холст, масло, 200,5 х 110 см
- Альберт Глейзес, без названия, рисунок, опубликован на обложке журнала Der Sturm , том 11, номера 11–12, 5 декабря 1920 г.
См. также
[ редактировать ]Избранные выставки
[ редактировать ]- Осенний салон, Гран-Пале, Париж, 15 октября – 12 декабря 1920 г.
- Галерея Мальборо, Лондон, 1956, вып. 13 (как Femme Assise)
- Musee Calvet, Авиньон, 1962, вып. 17
- Музей Гренобля, 1963, вып. 23.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альберт Глейз. Кубизм в величии , кот. эксп., Барселона, Музей Пикассо; Лион, Музей изящных искусств, 2001 г.
- А. Варишон, Альберт Глейзес. Каталог-резонне , Париж, Fondation Gleizes, Somogy, 1998 г.
- Альберт Глейз и буря в Салонах, 1910–1914 , Музей живописи и скульптуры, Гренобль, 1963, с. 32.
- Альберт Глейзес, 1881–1953: Музей Ройбета-Фулда , с 6 ноября по 20 декабря 1971 г., Presses Artistiques, 1971, стр. 17.
- Двадцатый век: Обзор истории , выпуски 73–74, National Political Science Foundation Press, 2002, стр. 200.
- Современное искусство в Марселе: коллекция Музея Кантини: Музей Кантини, Центр Вьей Шарите, 9 июля – 19 сентября 1988 г., с. 45.
- История 16 , выпуски 297–302, Generalísimo, 2001, с. 10.
- Ежегодник мировых коллекционеров , Брауэр, с. 152.
- Новости для печати , выпуски 175–180, Национальный комитет французской гравюры, 2001.
- Французы, создавшие Францию , Филипп Бойтель, Sud Ouest, 2009, с. 605.
- Густав Климт Паулю Клее: Вотруба и современность , Клаус Альбрехт Шредер, Антония Хёршельманн, Альбертина, 2003, с. 260.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Дэниел Роббинс, 1964, Альберт Глейз 1881–1953, Ретроспективная выставка , опубликованная Фондом Соломона Р. Гуггенхайма, Нью-Йорк, в сотрудничестве с Национальным музеем современного искусства, Париж, Музеем в Оствале, Дортмунд.
- ^ Jump up to: а б На Осеннем салоне , Перед закрытием Осеннего салона , Floréal (Еженедельное издание): иллюстрированный еженедельник мира труда, n. 45, 11 декабря 1920 г. Галлика, Национальная библиотека Франции
- ^ Национальная галерея Австралии, Альберт Глейз, Femme au gant noir ( Женщина в черной перчатке) , 1920 г.
- ^ Jump up to: а б Кристофер Грин, Кубизм и его враги, современные движения и реакции во французском искусстве, 1916–1928 , издательство Йельского университета, Нью-Хейвен и Лондон, 1987, стр. 13–47, 215.
- ^ Jump up to: а б Дэниел Роббинс, Альберт Глейзес , Grove Art Online, Музей современного искусства (MoMA), Нью-Йорк, Oxford University Press, 2009 г.
- ^ Кристофер Грин, Поздний кубизм , MoMA, Grove Art Online, Oxford University Press, 2009
- ^ Jump up to: а б Питер Брук, Альберт Глейз: за и против двадцатого века , издательство Йельского университета, 2001 , ISBN 0300089643
- ^ Jump up to: а б Питер Брук, «Живопись и ее законы» , Альберт Глейз, «Живопись и ее законы», «Что должно выйти из кубизма» , Париж, 1924 г.
- ^ Jump up to: а б с Хелен Топлисс, Энн Дангар в Моли-Сабата, Традиции и инновации , Национальная галерея Австралии
- ^ Jump up to: а б с д Пьер Алибер, Глейз, Рождение и будущее кубизма , Обен-Висконти, Издание Дюма, Сент-Этьен, октябрь 1982 г., ISBN 2-85529-000-7
- ^ Jump up to: а б с Альберт Глейз, Живопись и ее законы, Что должно получиться из кубизма , La Vie des lettres et des arts, 1922-3, 1924 в книжной форме.
- ^ Альберт Глейзес, Гомоцентризм или возвращение христианского человека , Саблонс: Editions Moly-Sabata, 1937, стр. 13.
- ^ Альберт Глейз, Живопись и человек, который стал художником (1948), Париж: Somogy Editions d'Art, 1998, стр. 21.
- ^ Альберт Глейз, Кубизм и средства его понимания , La Cible (Поволожский), Париж, 1920.
- ^ Глейз о Пикассо и Браке, антология (1953), впервые опубликованная на французском языке, Association des Amis d'Albert Gleizes, 1997 . Перевод и предисловие Питера Брука
- ^ Альберт Глейз, Кубизм и способы его понимания , Париж (ред. "La Cigogne"), 1921 г.
- ^ Питер Брук, Альберт Глейз, Хронология его жизни, 1920 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Фонд Альберта Глейзеса
- Работа Пейзаж Туля , Центр Помпиду.
- Дуглас Купер, Эпоха кубизма , Phaidon Press Limited, 1970, совместно с Художественным музеем округа Лос-Анджелес и Художественным музеем Метрополитен, ISBN 0-87587-041-4