Переговоры о прекращении апартеида в Южной Африке
Часть серии о |
Апартеид |
---|
в С системой апартеида Южной Африке было покончено в результате серии двусторонних и многопартийных переговоров в период с 1990 по 1993 год. Кульминацией переговоров стало принятие новой временной конституции в 1993 году, предшественницы Конституции 1996 года; и на первых нерасовых выборах в Южной Африке в 1994 году победу одержало Африканского национального конгресса (АНК) освободительное движение .
Хотя в 1970-х и 1980-х годах были попытки начать переговоры, процесс ускорился в 1990 году, когда правительство Ф.В. де Клерка предприняло ряд односторонних шагов в направлении реформ, включая освобождение Нельсона Манделы из тюрьмы и разблокирование АНК и других политических организаций. В 1990–91 годах двусторонние «переговоры о переговорах» между АНК и правительством создали предварительные условия для предметных переговоров, закрепленные в « Минуте Гроота Шура» и «Минуте Претории» . Первым многопартийным соглашением о желательности урегулирования путем переговоров было Национальное мирное соглашение 1991 года , закрепленное позже в том же году учреждением многопартийной Конвенции за демократическую Южную Африку ( CODESA ). Однако второе пленарное заседание CODESA в мае 1992 года зашло в тупик по вопросам региональной автономии , политического и культурного самоопределения , а также самого процесса разработки конституции.
АНК вернулся к программе массовых действий, надеясь заручиться поддержкой народа, но полностью отказался от переговоров в июне 1992 года после резни в Бойпатонге . Резня возродила ранее существовавшие и устойчивые опасения по поводу соучастия государства в политическом насилии , возможно, за счет использования спонсируемой государством третьей силы, стремящейся к дестабилизации. Действительно, политическое насилие было почти непрерывным на протяжении всех переговоров: белые экстремисты и сепаратисты совершали периодические нападения, а между сторонниками АНК и сторонниками Партии свободы Инката (ПСИ) происходили регулярные столкновения. Однако интенсивные двусторонние переговоры привели к новому двустороннему Протоколу о взаимопонимании, подписанному между АНК и правительством в сентябре 1992 года, который подготовил почву для в конечном итоге успешного Многостороннего переговорного форума в апреле – ноябре 1993 года.
Хотя АНК и правящая Национальная партия были главными фигурами в переговорах, они столкнулись с серьезными трудностями в достижении консенсуса не только среди своих избирателей, но и среди других участвующих групп, особенно левых черных групп, правых белых групп и консервативных групп. лидеры независимых стран и родины Квазулу . Несколько групп, в том числе IFP, бойкотировали переговоры в конце переговоров, но наиболее важные из них в конечном итоге согласились участвовать в выборах 1994 года.
Фон
[ редактировать ]Апартеид — система расовой дискриминации и сегрегации, созданная правительством Южной Африки. Он был официально оформлен в 1948 году, сформировав основу политического и экономического доминирования белого населения и жестко ограничив политические права черного большинства.
В период с 1960 по 1990 год Африканский национальный конгресс и другие оппозиционные политические организации, в основном чернокожие, были запрещены. Когда Национальная партия расправилась с черной оппозицией апартеиду, большинство лидеров АНК и других оппозиционных организаций были либо убиты, заключены в тюрьму, либо отправились в изгнание.
Однако растущее давление на правительство на местном и международном уровне, а также осознание того, что апартеид невозможно поддерживать силой навсегда или свергнуть оппозицией без значительных страданий, в конечном итоге привели обе стороны за стол переговоров. Трехстороннее соглашение , положившее конец южноафриканской пограничной войне в соседних Анголе и Намибии, открыло окно возможностей для создания благоприятных условий для урегулирования путем переговоров, что признал Нил Барнард из Национальной разведывательной службы. [ 2 ]
Декларация веры Махлабатини: январь 1974 г.
[ редактировать ]4 января 1974 года Гарри Шварц , лидер либерально-реформаторского крыла Объединенной партии , встретился с Гатшей (позже Мангосуту) Бутелези , главным исполнительным советником черной родины Квазулу , и подписал план из пяти пунктов по расовому миру на Юге. Африки, которая стала известна как Декларация веры Махлабатини .
В декларации говорилось, что «положение Южной Африки на мировой арене, а также во внутренних отношениях сообщества требует, по нашему мнению, принятия определенных фундаментальных концепций экономического, социального и конституционного развития нашей страны». Он призвал к переговорам с участием всех народов с целью разработки конституционных предложений, подчеркивающих возможность для всех с помощью Билля о правах защитить эти права. Он предположил, что федеральная концепция является подходящей основой для таких изменений. Он также подтвердил, что политические изменения должны происходить ненасильственными методами. [ 3 ]
Эта декларация была первым из подобных соглашений признанных черных и белых политических лидеров Южной Африки, подтвердивших эти принципы. Приверженность мирному осуществлению политических перемен была провозглашена в то время, когда ни Национальная партия, ни Африканский национальный конгресс не стремились к мирным решениям или диалогу. Англоязычная пресса провозгласила эту декларацию прорывом в расовых отношениях в Южной Африке. Вскоре после опубликования декларация была одобрена несколькими главными министрами чернокожих земель, в том числе Седриком Фатуди ( Лебова ), Лукасом Мангопе ( Бопутатсвана ) и Хадсоном Нисанвиси ( Газанкулу ). [ 4 ] Несмотря на значительную поддержку со стороны чернокожих лидеров, англоязычной прессы и либеральных деятелей, таких как Алан Пэтон , декларация встретила стойкую оппозицию со стороны Национальной партии, прессы африкаанс и консервативного крыла Объединенной партии Гарри Шварца. [ 5 ]
Ранний контакт: 1980-е годы.
[ редактировать ]Самые первые встречи между правительством ЮАР и Нельсоном Манделой были организованы Национальной разведывательной службой (НИС) под руководством Нила Барнарда и его заместителя генерального директора Майка Лоу . Эти встречи носили секретный характер и были призваны выработать понимание того, существует ли достаточно общих оснований для будущих мирных переговоров. По мере развития этих встреч между ключевыми участниками (Барнардом, Лоу и Манделой) возник уровень доверия. [ 6 ] Чтобы облегчить будущие переговоры, сохраняя при этом секретность, необходимую для защиты процесса, Барнард в 1982 году организовал перевод Манделы с острова Роббен в тюрьму Поллсмур . Это обеспечило Манделе более комфортное жилье, но также облегчило доступ таким образом, чтобы его нельзя было скомпрометировать. . Таким образом, Барнард выступил посредником в первоначальном принципиальном соглашении о том, что стало известно как «переговоры о переговорах». Именно на этом этапе процесс перешел от секретного взаимодействия к более публичному.
В октябре 1985 года газета Cape Times опубликовала интервью с тогдашним запрещенным лидером АНК Оливером Тамбо . Хотя правительство Южной Африки арестовало редактора Cape Times Тони Херда за проведение и публикацию интервью, оно было важно для создания политической основы для урегулирования конфликта путем переговоров. Это позволило АНК представить себя белой южноафриканской общественности как умеренного и нерасового собеседника, в отличие от того, что правительство Южной Африки изображало их как радикальных коммунистов-черных националистов. [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Первая менее осторожная встреча между Манделой и правительством Национальной партии состоялась, когда П.В. Бота был президентом штата . В ноябре 1985 года министр Коби Кутси встретил Манделу в больнице, когда Мандела лечился от операции на простате. [ сомнительно – обсудить ] В течение следующих четырех лет состоялась серия предварительных встреч, заложивших основу для дальнейших контактов и будущих переговоров, но реального прогресса добиться не удалось, и встречи оставались секретными лишь несколько лет спустя. [ 10 ]
Когда секретные переговоры принесли свои плоды и началось политическое взаимодействие, Национальная разведывательная служба отошла от центра процесса и перешла к новому этапу работы по оперативной поддержке. Этот новый этап был разработан для проверки общественного мнения относительно решения, достигнутого путем переговоров. Центральное место в этом планировании занимала инициатива, которая стала известна в кругах сил безопасности как Дакарское сафари, в рамках которого ряд видных африканеров, формирующих общественное мнение, взаимодействовали с Африканским национальным конгрессом (АНК) в Дакаре, Сенегал, и Леверкузене , Германия, на мероприятиях, организованных Институтом демократических альтернатив в Южной Африке . [ 11 ] Оперативная цель этой встречи заключалась не в том, чтобы понять мнения самих действующих лиц (это было очень хорошо известно на данном этапе в кругах стратегического управления), а, скорее, в том, чтобы оценить общественное мнение о движении от предыдущей позиции безопасности, состоящей из конфронтации и репрессий, к новая поза, основанная на взаимодействии и аккомодации. [ 6 ]
Объявленные реформы: февраль 1990 г.
[ редактировать ]Когда Ф.В. де Клерк стал президентом в 1989 году, он смог развить предыдущие секретные переговоры с Манделой. Первые значимые шаги на пути к формальным переговорам были сделаны в феврале 1990 года, когда в своей речи на открытии парламента де Клерк объявил об отмене запрета АНК и других запрещенных политических организаций, а также об освобождении Манделы после 27 лет тюремного заключения. . [ 12 ] Мандела был освобожден 11 февраля 1990 года, а прямые переговоры между АНК и правительством должны были начаться 11 апреля. [ 13 ] [ 14 ] Однако 26 марта 11 протестующих были убиты полицией в ходе резни в Себокенге , а 31 марта АНК объявил, что намерен выйти из переговоров на неопределенный срок. Переговоры были перенесены только после экстренной встречи Манделы и де Клерка, состоявшейся в начале апреля. [ 13 ]
Ранние «разговоры о разговорах»
[ редактировать ]Минута Гроота Шура: май 1990 г.
[ редактировать ]2–4 мая 1990 года АНК встретился с правительством Южной Африки в президентской резиденции Гроот Шур в Кейптауне , что рекламировалось как первый из нескольких «переговоров о переговорах», направленных на согласование условий более предметных переговоров. [ 13 ] [ 15 ] После первого дня встреч было опубликовано совместное заявление, в котором были определены факторы, которые, по мнению сторон, представляют собой препятствия для дальнейших переговоров: правительство было обеспокоено в первую очередь продолжающейся приверженностью АНК вооруженной борьбе, в то время как АНК перечислил шесть предварительных требований, в том числе освобождение политзаключенных , возвращение активистов АНК из ссылки и отмена чрезвычайного положения . [ 13 ] Результатом переговоров стало совместное коммюнике, известное как «Минута Гроота Шуура», которое было опубликовано 4 мая и в котором, хотя и редко в решительных выражениях, освещались многие из семи выявленных препятствий. Протокол заключался в первую очередь в обязательстве обеих сторон «разрешить существующую атмосферу насилия и запугивания с любой стороны, а также в приверженности стабильности и мирному процессу переговоров». [ 16 ] Стороны договорились создать рабочую группу, которая должна завершить свою работу до 21 мая и которая рассмотрит условия предоставления ретроактивного иммунитета за политические преступления. Правительство также обязалось пересмотреть свое законодательство о безопасности, чтобы «обеспечить нормальную и свободную политическую деятельность». [ 16 ]
Минута Претории: август 1990 г.
[ редактировать ]Напряженность между сторонами обострилась в конце июля, когда несколько высокопоставленных членов АНК были арестованы из-за их участия в операции «Вула» , продолжающейся тайной операции АНК внутри страны. Полицейские рейды также выявили материалы операции «Вула», которые, по мнению де Клерк, подтвердили его опасения по поводу искренности приверженности АНК переговорам и ее близости с Коммунистической партией Южной Африки (ЮАКП). [ 13 ] [ 17 ] прошли интенсивные двусторонние переговоры После очередной встречи Манделы и де Клерка 26 июля 6 августа в Претории , в результате которых было принято еще одно совместное коммюнике — «Минут Претории». [ 13 ] [ 18 ] В протоколе подтверждены и расширены ранее сделанные обещания правительства рассмотреть возможность внесения поправок в законодательство о безопасности и отмены чрезвычайного положения (в то время действовавшего только в провинции Натал ); и он также обязал правительство освободить определенные категории политических заключенных с сентября и выплатить компенсацию за определенные категории политических правонарушений с октября. Однако наиболее важно то, что протокол включал обязательство немедленно и в одностороннем порядке прекратить всю вооруженную деятельность со стороны АНК и его вооруженного крыла «Умхонто ве Сизве» . [ 16 ]
Маланское соглашение: февраль 1991 г.
[ редактировать ]За Преторийским протоколом от 12 февраля 1991 года последовало Маланское соглашение, [ 19 ] в котором содержались обязательства, вытекающие из деятельности рабочей группы по политическим преступлениям, а также уточнялись условия приостановки АНК вооруженной борьбы. В нем указывалось, что АНК не будет совершать нападения, создавать подпольные структуры, угрожать или подстрекать к насилию, проникать в страну людьми и материалами или обучать людей для вооруженных действий внутри страны. [ 16 ] Эта уступка уже была непопулярна среди важных сегментов базы поддержки АНК. [ 13 ] Ситуация еще больше ухудшилась из-за продолжения политического насилия в некоторых частях страны, особенно в Натале и некоторых поселках Трансвааля , где периодически происходили столкновения между сторонниками АНК и ИФП. [ 20 ] В начале апреля 1991 года АНК выдвинул ультиматум, пригрозив приостановить все переговоры, если правительство не предпримет шаги по уменьшению насилия. [ 20 ] [ 21 ] Ее аргументы были подкреплены крупным скандалом в июле 1991 года, известным как Inkathagate, который разразился после того, как журналист Дэвид Бересфорд опубликовал доказательства, полученные от информатора Службы безопасности , о том, что правительство субсидировало IFP. [ 20 ] [ 22 ] [ 23 ]
Соглашение о национальном мире: сентябрь 1991 г.
[ редактировать ]14 сентября 1991 года двадцать шесть организаций подписали Соглашение о национальном мире. [ 24 ] Это первое многостороннее соглашение о переговорах, оно не решило существенных вопросов о характере урегулирования после апартеида, но включало руководящие принципы поведения политических организаций и сил безопасности. Чтобы справиться с продолжающимся политическим насилием, он создал многопартийные структуры по разрешению конфликтов (или «подкомитеты») на уровне сообщества, а также соответствующие структуры на национальном уровне, в частности, Комиссию Голдстоуна . [ 25 ] Соглашение подготовило почву для многосторонних переговоров в рамках организации, которая стала называться Конвенцией за демократическую Южную Африку (КОДЕСА). [ 20 ]
Конвенция за демократическую Южную Африку (КОДЕСА)
[ редактировать ]Состав
[ редактировать ]были представлены 19 групп: правительство ЮАР и правительства так называемых штатов TBVC (номинально независимых родин Транскей В CODESA , Бопутатсвана , Венда и Сискей ); три основных политических игрока – АНК, ИФП и НП (представлены в правительстве отдельно, хотя и занимают идентичные с ним позиции); [ 26 ] и дальнейшее разнообразие политических групп. Это были ЮАКП, Демократическая партия , Партия Дикванкветла , Национальное движение Иньяндза ( КаНгване ), Партия Интандо Йесизве ( Квандебеле ), Лейбористская партия , Индийский конгресс Трансвааля и Натала , Национальная народная партия , Солидарность , Объединенный народный фронт и Прогрессивная партия Симоко . [ 27 ] Однако переговоры бойкотировались организациями как крайне левых (в частности, Панафриканского конгресса (ПАК) и Азанийской народной организации ), так и крайне правых (в частности, Консервативной партии и партии Herstigte Nasionale ). [ 26 ] Лично Бутелези, хотя и не IFP, бойкотировал сессии в знак протеста против решения руководящего комитета не допустить отдельную делегацию, представляющую монарха зулусского Гудвилла Звелитини . [ 28 ] А крупнейшая профсоюзная организация Южной Африки, Конгресс южноафриканских профсоюзов , подала заявку, но ей было отказано в разрешении на участие в CODESA; вместо этого его интересы должны были представлять косвенно партнеры по Трехстороннему альянсу , АНК и ЮАКП. [ 29 ]
- Создание климата для свободных и справедливых выборов
- Конституционные принципы и руководящие указания для органа, разрабатывающего конституцию
- Переходные механизмы и переходные правительственные структуры
- Реинкорпорация государств TBVC
- Реализация, процесс и сроки
В дополнение к секретариату, возглавляемому Маком Махараджем из АНК и Фани ван дер Мерве из правительства. [ 31 ] – и комитет управления CODESA I состоял из пяти рабочих групп, которые стали основными переговорными площадками за время существования CODESA, и каждая из которых была посвящена конкретному вопросу. [ 30 ] [ 26 ] В каждую рабочую группу вошли по два делегата и два советника от каждой из 19 партий, а также председатель, назначаемый на ротационной основе. У каждого из них был руководящий комитет, а у некоторых были дополнительные подкомитеты. Соглашения, достигнутые на уровне рабочих групп, подлежали ратификации на пленарном заседании CODESA. [ 30 ]
КОДЕСА I: декабрь 1991 г.
[ редактировать ]CODESA провела два пленарных заседания, оба во Всемирном торговом центре в Кемптон-парке недалеко от Йоханнесбурга . Первое пленарное заседание состоялось 20–21 декабря 1991 г.; под председательством судей Майкла Корбетта , Петруса Шаборта и Исмаила Магомеда ; и транслировался в прямом эфире по телевидению. [ 31 ] [ 32 ] В первый день все 19 участников подписали Декларацию о намерениях, согласившись соблюдать определенные первоначальные принципы и дальнейшие соглашения, достигнутые в CODESA. Несмотря на различные постоянные препятствия, степень согласия, достигнутая на CODESA I, была поразительной. Участники согласились, что Южная Африка должна быть единым, демократическим и нерасовым государством, с соблюдением принципа разделения властей , с высшей конституцией и юридически исполняемым биллем о правах , с регулярными многопартийными выборами в рамках системы пропорционального представительства. и с общим южноафриканским гражданством. [ 27 ] Однако разногласия по поводу того, как эти положения должны быть реализованы – и, например, что именно подразумевает единое государство или пропорциональное представительство – продолжали занимать и препятствовать рабочим группам вплоть до 1992 года. [ 26 ]
КОДЕСА II: май 1992 г.
[ редактировать ]Второе пленарное заседание CODESA II состоялось 15 мая 1992 года во Всемирном торговом центре, чтобы оценить прогресс, достигнутый рабочими группами. [ 26 ] Тем временем, проигрыши НП Консервативной партии на выборах вынудили де Клерка объявить 17 марта 1992 года референдум только для белых , который продемонстрировал подавляющую поддержку реформ и урегулирования путем переговоров среди белого меньшинства и, таким образом, укрепил его мандат. продолжить. [ 33 ] Однако триумф де Клерка на референдуме не уменьшил – а, возможно, и разжег – политическое насилие, в том числе среди белых правых; [ 20 ] оно также не разрешило тупик, в котором зашли рабочие группы по некоторым ключевым вопросам. Наиболее важные элементы тупика возникли в результате работы второй рабочей группы, мандат которой заключался в разработке конституционных принципов и руководящих указаний для процесса разработки конституции. Что касается содержания конституционных принципов, АНК выступал за высокоцентрализованное правительство со строгими ограничениями региональной автономии, в то время как ИФП и НП выступали за федеральные системы несколько иного типа, но с сильными, встроенными гарантиями представительства интересы меньшинства . Например, предпочтительное предложение НП заключалось в том, чтобы двухпалатный законодательный орган которого , верхняя палата включала бы право вето для групп меньшинств, существовал бы наряду с биллем о правах с конкретной защитой так называемых групповых прав . [ 26 ] АНК рассматривал такие предложения как попытки ослабить правление большинства и, возможно, позволить сохранить де-факто апартеид в регионах страны, где проживает большинство меньшинства . [ 26 ]
Возможно, еще более серьезными препятствиями были разногласия по поводу того, как следует разработать и принять в качестве закона саму конституцию. Постоянное предложение АНК заключалось в том, что эту задачу следует поручить учредительному собранию , демократически избранному по принципу « один человек — один голос» . Хотя АНК признал, что белое меньшинство не будет мириться с процессом разработки конституции без каких-либо гарантий его результатов, АНК считал, что предварительного согласования конституционных принципов в CODESA должно быть достаточно для таких гарантий. [ 34 ] С другой стороны, НП считала, что конституция должна быть согласована между партиями на форуме, напоминающем CODESA, а затем принята существующим (в котором доминирует НП) законодательным органом – как для защиты интересов меньшинства, так и для обеспечения правовой преемственности . [ 34 ] В качестве альтернативы, если учредительное собрание было неизбежным, оно настаивало на том, что одобрение новой конституции должно требовать поддержки большинства в три четверти собрания, а не большинства в две трети, предложенного АНК. [ 26 ] [ 35 ] После этого он стремился к переходной системе правления в рамках обязательной коалиции, в которой кабинет министров будет в равной степени состоять из каждой из трех основных партий, а пост президента будет ротироваться между ними. [ 34 ] IFP также выступила против идеи демократически избранного учредительного собрания, хотя и по другим причинам. [ 26 ] [ 34 ]
В результате этой тупиковой ситуации, когда консенсус был явно недостижим, дискуссии застопорились, и пленарное заседание было распущено на второй день заседаний, 16 мая, хотя стороны подтвердили свою приверженность Декларации о намерениях и ожидали, что соберутся снова, как только основные разногласия были разрешены за пределами пленарного заседания. [ 35 ]
Срыв переговоров
[ редактировать ]Возвращение к массовым действиям: июнь – август 1992 г.
[ редактировать ]Поскольку CODESA застопорилась, АНК объявил о своем возвращении к программе «подвижных массовых действий», направленной на консолидацию – и решительную демонстрацию – уровня народной поддержки его повестки дня на конституционных переговорах. [ 36 ] Программа началась с общенационального отсутствия 16 июня, в годовщину восстания в Соуэто 1976 года . [ 37 ] [ 32 ] Это было омрачено, когда позже на той же неделе, 17–18 июня 1992 года, 45 жителей Бойпатонга, Гаутенг, были убиты, в основном зулусскими обитателями общежития, в результате резни в Бойпатонге . [ 38 ] На фоне более широких подозрений в причастности спонсируемой государством так называемой третьей силы к продолжающемуся политическому насилию АНК обвинил правительство в соучастии в нападении и объявил 24 июня, что выходит из переговоров до тех пор, пока правительство не примет меры. восстановить его доверие. [ 39 ] Сожалея о том, что резня отбросила Южную Африку «назад во времена Шарпевиля », [ 40 ] Мандела предположил, что доверие можно восстановить с помощью конкретных мер по ограничению политического насилия, включая регулирование общежитий для рабочих, запрет культурного оружия, такого как копья, которое предпочитает IFP, и судебное преследование сотрудников государственной безопасности, причастных к насилию. [ 39 ]
Наша страна находится на грани катастрофы. Во-первых, это кризис самого переговорного процесса. Центральная блокировка связана с отказом правительства НП двигаться вместе со всеми нами в процессе подлинной демократизации Южной Африки. Во-вторых, продолжающееся прямое и косвенное участие правительства НП, сил государственной безопасности и полиции в насилии, а также ваше нежелание действовать решительно, чтобы положить конец такому насилию, создали несостоятельную и взрывоопасную ситуацию... [T Правительство НП идет по пути принятия оболочки демократической Южной Африки, стремясь при этом гарантировать, что она не является демократической по содержанию.
– Памятка Манделы де Клерку, 26 июня 1992 г. [ 41 ]
После резни АНК воспользовался общественным мнением для дальнейшего продвижения своей кампании массовых действий, а также привлек возросшее международное внимание: 15 июля Мандела выступил на заседании Организации Объединенных Наций (ООН) Совета Безопасности в Нью-Йорке по поводу соучастие государства в политическом насилии, что привело к созданию миссии наблюдателей ООН и, в конечном итоге, к дополнительной поддержке ООН различных переходных структур, включая Комиссию Голдстоуна. [ 37 ] [ 20 ] [ 42 ] Политический стимул для решения путем переговоров приобрел еще большую актуальность после резни в Бишо 7 сентября, в ходе которой Силы обороны Сискей убили 28 сторонников АНК. [ 37 ] [ 43 ]
Протокол взаимопонимания: сентябрь 1992 г.
[ редактировать ]В течение месяца после 21 августа 1992 года представители АНК и правительства встречались, чтобы обсудить возобновление переговоров. В частности, правительство представлял министр конституционного развития Рулф Мейер , а АНК — его генеральный секретарь Сирил Рамафоса . [ 44 ] В ходе интенсивных неформальных дискуссий Мейер и Рамафоса завязали знаменитую дружбу. [ 45 ] За их неофициальными встречами последовал полноценный двусторонний саммит в Йоханнесбурге 26 сентября 1992 года, по итогам которого был подписан Протокол о взаимопонимании. [ 44 ] Соглашение улучшило отношения между сторонами до такой степени, что обе делегации тем летом отправили ключевых членов на два босбераада ( африкаанс - « саммиты в кустах » или ретриты). [ 45 ]
В документе утверждалось общее желание возобновить переговоры и отражались, по крайней мере, частичные решения многих крупных разногласий, которые привели к краху CODESA. Что касается политического насилия, стороны договорились о дальнейших обязательствах, о запрете на ношение опасного оружия в общественных местах и о мерах безопасности в конкретном списке общежитий, которые были определены как «проблемные». Правительство также согласилось продлить выплаты политзаключенным и ускорить их освобождение. Тем временем АНК взял на себя обязательство ослабить напряженность и провести консультации со своими избирателями «с целью изучения» своей программы массовых действий. [ 44 ] Самое главное, что «Протокол взаимопонимания» разрешил самые противоречивые разногласия между сторонами по поводу формы процесса разработки конституции и природы государства после апартеида. В качестве серьезной уступки НП согласилась, что конституция будет разрабатываться демократически избранным органом, хотя и связанным заранее определенными конституционными принципами. АНК в общих чертах согласился на переходное соглашение - Правительство национального единства (ПНЕ) - и, таким образом, согласившись на двухэтапный переход, согласился отложить полный переход к правлению чистого большинства. [ 44 ]
Товарищи, мы смотрим на GNU как на ловушку для нас, но что, если мы видим в этом возможность?... Если у нас есть де Клерк и другие в правительстве, нам будет легче контролировать их, чем если бы они находились снаружи, создавая хаос. .
– Переговорщик от АНК Альби Сакс , один из первых, кто поддержал предложение Джо Слово об ограничении срока действия. [ 46 ]
Эта уступка со стороны АНК соответствовала развивающимся внутренним дебатам, большая часть которых вращалась вокруг статьи, опубликованной в тот же период в журнале « Африканский коммунист» , Джо Слово влиятельным лидером ЮАКП и переговорщиком. Слово, призывая альянс АНК-ЮАКП взглянуть на переходный период в долгосрочной перспективе, предложило пойти на стратегические уступки требованиям НП, включая включение «положения о прекращении действия», которое позволило бы установить переходный период временного разделения власти для умиротворения. белые политики, бюрократы и военные. [ 47 ] В феврале 1993 года Национальный исполнительный комитет АНК официально одобрил предложение об истечении срока действия и идею пятилетней коалиции GNU. [ 48 ] решение, которое должно было облегчить многосторонние переговоры, когда они возобновятся позже в том же году.
Многосторонний переговорный форум (MPNF)
[ редактировать ]В начале марта 1993 года во Всемирном торговом центре была проведена официальная многопартийная конференция по планированию, призванная организовать возобновление многосторонних переговоров. Конференция учредила Многопартийный переговорный форум (MPNF), который впервые собрался 1 апреля 1993 года. [ 32 ] В течение оставшейся части года стороны MPNF разработали и согласовали временную конституцию , которая включала список из 34 «конституционных принципов», согласно которым предполагаемое учредительное собрание будет связано при разработке окончательной конституции.
Состав
[ редактировать ]В состав MPNF входило 26 политических групп, среди них – в отличие от CODESA – PAC, Afrikaner Volksunie, а также делегации, представляющие различных традиционных лидеров . [ 32 ] Им управлял комитет по планированию, в состав которого входили представители двенадцати партий, которые были назначены в личном качестве и работали полный рабочий день. [ 32 ] Среди них были Слово из ЮАКП, Рамафоса из АНК, Мейер из НП, Колин Эглин из Демократической партии, Бенни Александер из ПКК, Правин Гордхан из Индийского конгресса Трансвааля, Фрэнк Мдлалосе из ИФП и Роуэн Кронже из Бопутатсваны. . [ 49 ]
Каждая партия отправила на пленарное заседание по десять делегатов, которые, как и в CODESA, должны были ратифицировать все официальные соглашения. [ 32 ] Прежде чем они дошли до пленарного заседания, предложения обсуждались на промежуточном переговорном форуме, на котором присутствовали по два делегата и два советника от каждой стороны. Однако основная часть работы MPNF выполнялась в его Переговорном совете, в который входили по два делегата и два советника от каждой стороны и который почти непрерывно заседал с апреля по ноябрь. Именно в совете разрабатывались предложения и обсуждались компромиссы перед отправкой на официальное одобрение на более высоких уровнях органа. [ 32 ] Вопросы, стоящие перед Переговорным советом, были почти идентичны тем, которые обсуждались в CODESA и MPNF, основанном на работе последнего. Однако в конце апреля Переговорный совет постановил назначить семь технических комитетов, укомплектованных в основном юристами и другими экспертами, для оказания помощи в формулировании подробных предложений по конкретным вопросам. [ 32 ] В результате соглашений, достигнутых ранее Гендерным консультативным комитетом CODESA, по крайней мере, один партийный делегат на каждом уровне MPNF должен был быть женщиной. [ 32 ]
В принципе, стороны форума участвовали на равноправной основе, независимо от размера их базы поддержки, при этом решения принимались консенсусом. Однако на практике АНК и НП разработали доктрину, известную как «достаточный консенсус», которая обычно считала двустороннее соглашение АНК-НП (иногда достигнутое на внешних или неформальных форумах) «достаточным», несмотря на какие-либо протесты со стороны партий меньшинства. [ 32 ] В результате в MPNF по-прежнему в большей степени доминировали интересы АНК и НП, чем в CODESA. [ 36 ] [ 49 ]
Убийство Криса Хани: апрель 1993 г.
[ редактировать ]10 апреля 1993 года белый экстремист убил старшего лидера SACP и ANC Криса Хани возле дома Хани в Боксбурге, Гаутенг . Хани пользовался огромной популярностью среди воинственной городской молодежи, среди избирателей, чья приверженность мирному урегулированию уже была слабой, а его убийство было потенциально подстрекательным. [ 50 ] Однако призыв Манделы к спокойствию, транслировавшийся по национальному телевидению, [ 51 ] рассматривается как повысивший статус и авторитет АНК как на международном уровне, так и среди умеренных внутри страны. [ 52 ] [ 20 ] Таким образом, как это ни парадоксально, инцидент помог ускорить достижение консенсуса между АНК и правительством, и 3 июня партии объявили дату демократических выборов, которые состоятся в апреле следующего года. [ 20 ]
Штурм Всемирного торгового центра: июнь 1993 г.
[ редактировать ]25 июня 1993 года переговоры MPNF были резко прерваны, когда их место проведения штурмовали правые африканеры Weerstandsbeweging (AWB), сторонники которых врезались в стеклянный фасад здания на броневике и ненадолго захватили переговорный зал. И Мандела, и де Клерк осудили нападение, и все, кроме двух из 26 сторон переговоров, публично отвергли сепаратистский подтекст протеста AWB. [ 53 ]
Группа обеспокоенных южноафриканцев
[ редактировать ]В начале октября 1992 г. [ 32 ] IFP инициировала формирование Группы обеспокоенных южноафриканцев (COSAG), «маловероятного альянса» между IFP и другими черными традиционалистами - Лукасом Мангопе из Бопутатсваны и Упа Гкозо из Сискея - и белой Консервативной партией. [ 36 ] [ 37 ] Сам Бутелези позже назвал это «разношерстным сборищем». [ 54 ] Бутелези был разгневан исключением IFP из Протокола взаимопонимания, и в октябре 1992 года объявил на митинге, что IFP выйдет из дальнейших переговоров. [ 32 ] Хотя он отразил эту угрозу, и IFP в конечном итоге присоединилась к MPNF, COSAG была создана для того, чтобы гарантировать, что ее члены не будут отстранены или сыграны друг против друга, как, по их мнению, это было в прошлом. Более того, ее члены были в целом согласны в пользу федерализма и политического самоопределения, принципов, от которых, похоже, даже НП все чаще отказывалась, и они стремились выступить единым фронтом в защиту этих принципов. [ 49 ]
Несмотря на усилия COSAG, Бутелези почувствовал, что переговоры стали двусторонними и что IFP – и он лично – маргинализируются принципом достаточного консенсуса. [ 32 ] В июне 1993 года IFP вышла из MPNF, объявив о выходе из переговоров. Что немедленно ускорило забастовку, так это возражения против консенсуса АНК и НП относительно даты выборов 1994 года. [ 32 ] Правительства Сискея и Бопутатсваны продолжали участвовать в форуме до октября 1993 года, когда они также отказались от участия. В то время COSAG был преобразован в Альянс свободы, в который также вошли крайне правые белые группы Африканерского народного фронта . [ 32 ] [ 49 ] Ни один из членов Альянса не участвовал в оставшихся переговорах и не ратифицировал поступившие из них предложения, но неформальные переговоры с АНК и правительством продолжались в кулуарах МПНФ. [ 49 ]
Временная конституция: ноябрь 1993 г.
[ редактировать ]Заключительное пленарное заседание MPNF состоялось 17–18 ноября 1993 г. [ 32 ] Он ратифицировал временную конституцию рано утром 18 ноября 1993 года. [ 55 ] [ нужна ссылка ] после того, как 17 ноября была быстро заключена серия двусторонних соглашений по чувствительным вопросам. [ 32 ] Предложения MPNF и предлагаемые законы о выборах были приняты трехпалатным парламентом , что стало уступкой требованию NP о правовой преемственности. [ 32 ] После этого переход Южной Африки к демократии находился под контролем многопартийного Переходного исполнительного совета . [ 56 ] В день инаугурации совета в конце 1993 года [ 56 ] Мандела и де Клерк направлялись в Осло , где им совместно была вручена Нобелевская премия мира за усилия по прекращению апартеида. [ 57 ]
Политический переход
[ редактировать ]Демократические выборы: апрель 1994 г.
[ редактировать ]В преддверии выборов 1994 года последним камнем преткновения стал продолжающийся бойкот выборов со стороны членов Альянса свободы. Незадолго до выборов международная делегация во главе с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером и бывшим министром иностранных дел Великобритании Питером Кэрингтоном посетила Южную Африку, чтобы выступить посредником в принятии резолюции о бойкоте выборов со стороны IFP или, в противном случае, убедить АНК и НП. отложить выборы, чтобы предотвратить возможное насилие. [ 54 ] Отвергнув призыв к отсрочке, АНК и НП предложили Бутелези дополнительные гарантии статуса зулусской монархии , и ИФП Бутелези согласилась участвовать в выборах. [ 58 ] Его название было добавлено в уже распечатанные избирательные бюллетени посредством наклейки, приклеенной вручную внизу каждого бюллетеня. [ 59 ] [ 60 ] [ 61 ] Оппозиция со стороны других крыльев бывшего COSAG также была нейтрализована: в марте, через несколько дней после того, как Мангоп объявил, что его «страна» не будет участвовать в выборах, его администрация была фактически парализована кризисом в Бопутатсване . [ 36 ] После кризиса, который некоторые крайне правые лидеры сочли унизительным, Фронт свободы отделился от Африканерского народного фронта и подтвердил свое намерение участвовать в выборах, гарантируя, что крайне правые африканеры будут представлены в новом правительстве. [ 59 ]
27 апреля 1994 года, в день, позже отмеченный как День свободы , Южная Африка провела свои первые выборы на основе всеобщего избирательного права. АНК получил подавляющее большинство на выборах, и Мандела был избран президентом . [ 62 ] Шесть других партий были представлены в национальном законодательном органе, и среди них, в соответствии с положениями временной конституции, НП и ИФП получили достаточно мест для участия вместе с АНК в коалиционном правительстве национального единства , рассчитанном на один срок . Также в соответствии с конституционным положением де Клерк был назначен вторым заместителем президента Манделы. [ 63 ]
Последствия
[ редактировать ]В 1995 году правительство приняло закон, предписывающий создать Комиссию по установлению истины и примирению , трибунал восстановительного правосудия , который в течение следующих трех лет расследовал нарушения прав человека при апартеиде. Окончательная конституция была согласована Конституционным собранием на основе принципов, содержащихся во временной конституции, и была принята в предварительном порядке 8 мая 1996 года. На следующий день де Клерк объявил, что НП выйдет из правительства национального единства, назвав момент «естественный водораздел». [ 64 ] После изменений, внесенных в текст по указанию нового Конституционного суда , окончательная версия Конституции вступила в силу в феврале 1997 года, а в июне 1999 года в соответствии с ее положениями были проведены успешные выборы , консолидировав давнее большинство АНК в национальном законодательном органе.
См. также
[ редактировать ]- Африканский национализм
- Африканерский национализм
- Один поселенец, одна пуля
- Битва при Вентерсдорпе
- Резня в церкви Сент-Джеймс
- Резня в таверне Гейдельберга
- Резня в Шелл Хаусе
- История Африканского национального конгресса
- История Южной Африки
- Политика Южной Африки
- Правительство Южной Африки
- Глава вторая Конституции ЮАР
- Президентство Нельсона Манделы
- Программа реконструкции и развития
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Олмстед, Ларри (5 июля 1993 г.). «Мандела и де Клерк получают медаль Свободы в Филадельфии» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Тертон, Арканзас, 2010. Рукопожатие с Билли: Частные мемуары Энтони Ричарда Тертона. Дурбан: Just Done Publications. http://www.shakinghandswithbilly.com
- ^ Митчелл, Томас (2002). Незаменимые предатели: либеральные партии в конфликтах с поселенцами . Прегер. ISBN 0-313-31774-7 .
- ^ «Обзор расовых отношений в Южной Африке (1974 г.)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2012 года.
- ^ «Обзор расовых отношений в Южной Африке (1975 г.)» (PDF) . Архивировано (PDF) из оригинала 23 марта 2012 года.
- ^ Jump up to: а б Энтони Тертон (2010). Рукопожатие с Билли . Дурбан: Южная Африка: Just Done Productions. ISBN 978-1-92031-558-0 . ОЛ 22656001М .
- ^ «Выдающийся южноафриканский журналист Тони Херд, NF '88, умер в возрасте 86 лет» . Фонд Нимана . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Уивер, Тони (27 марта 2024 г.). «Тони Херд: журналист и один из самых храбрых людей, которых я знал» . Ежедневный Маверик . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Баттерсби, Джон (28 марта 2024 г.). «Последняя волна Тони Херда: борец за социальную справедливость и свободу СМИ» . Ежедневный Маверик . Проверено 3 апреля 2024 г.
- ^ Спаркс, Аллистер (1994). Завтра будет другая страна: внутренняя история согласованной революции в Южной Африке . Сэндтон: Струик. ISBN 978-1-87501-511-5 .
- ^ Гериберт Адам; Когила Мудли (1 января 1993 г.). Открытие разума апартеида: варианты для новой Южной Африки . Издательство Калифорнийского университета. стр. 8 –. ISBN 978-0-520-08199-4 . Проверено 6 июля 2013 г.
- ^ Бернс, Джон Ф. (4 февраля 1990 г.). «Надежда в Южной Африке; волна облегчения последовала за десятилетиями беспорядков, но перемены могут прийти в результате переговоров» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Симпсон, Тула (2009). «Тойи-тойи к свободе: финал вооруженной борьбы АНК, 1989–1990 годы» . Журнал южноафриканских исследований . 35 (2): 507–521. дои : 10.1080/03057070902920015 . hdl : 2263/14707 . ISSN 0305-7070 . JSTOR 40283245 . S2CID 145785746 .
- ^ Бернс, Джон Ф. (17 марта 1990 г.). «Де Клерк встретится с делегацией во главе с Манделой» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Сиск, Тимоти (14 марта 2017 г.). «Неопределенное Междуцарствие». Демократизация в Южной Африке . Издательство Принстонского университета. дои : 10.1515/9781400887392-008 . ISBN 978-1-4008-8739-2 .
- ^ Jump up to: а б с д «Протоколы и соглашения между АНК и правительством Южной Африки, май 1990 г. - февраль 1991 г.» . Африканский национальный конгресс. Архивировано из оригинала 24 сентября 2006 года . Проверено 19 декабря 2006 г.
- ^ Крафт, Скотт (2 августа 1990 г.). «Де Клерк предупреждает Манделу о действиях АНК» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Зартман, И. Уильям (1991). «Переговоры и южноафриканский конфликт» . Обзор САИС . 11 (1): 113–132. ISSN 1946-4444 . JSTOR 45345458 .
- ^ Рантете, Йоханнес; Гилиоме, Герман (1992). «Переход к демократии через сделку?: Двусторонние переговоры между АНК и НП в Южной Африке» . Дела Африки . 91 (365): 515–542. doi : 10.1093/oxfordjournals.afraf.a098560 . ISSN 0001-9909 . JSTOR 722988 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Гельке, Адриан (1993). «Политическое насилие и переходный период в Южной Африке» . Ирландские исследования в области международных отношений . 4 : 59–68. ISSN 0332-1460 . JSTOR 30001810 .
- ^ Крафт, Скотт (6 апреля 1991 г.). «АНК обещает прекратить переговоры, если Де Клерк не примет меры по ограничению насилия» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ « Инкатагейт » . Балтимор Сан . 25 июля 1991 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ «Инкатагейт: Как было раскрыто прикрытие Бутелези» . Почта и Гардиан . 21 апреля 2010 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Тессендорф, Гарольд (1 июня 1996 г.). «Национальное мирное соглашение в период политического перехода в Южной Африке: 1991–1994 годы» . Политикон . 23 (1): 79–96. дои : 10.1080/02589349608705031 . ISSN 0258-9346 .
- ^ Шпионы, Крис (2002). «Национальное мирное соглашение Южной Африки: его структуры и функции» . Согласие . 13 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Карпентер, Гретхен; Бьюкс, Маргарет (1992). «Путь к конституционной демократии в Южной Африке: обновленная информация» . Журнал африканского права . 36 (2): 168–174. дои : 10.1017/S0021855300009876 . ISSN 1464-3731 . S2CID 143324015 .
- ^ Jump up to: а б «Декларация о намерениях CODESA» . Миротворец ООН . 20 декабря 1991 года . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Мафай, Винсент (1993). «Перспективы демократической Южной Африки» . Международные дела . 69 (2): 223–237. дои : 10.2307/2621591 . ISSN 0020-5850 . JSTOR 2621591 .
- ^ Вебстер, ЕС (1 января 1998 г.). «Политика экономических реформ: Профсоюзы и демократизация в Южной Африке» . Журнал современных африканских исследований . 16 (1): 39–64. дои : 10.1080/02589009808729620 . ISSN 0258-9001 .
- ^ Jump up to: а б с О'Мэлли, Падрейг . «Состав КОДЕСА» . Архивы О'Мэлли . Проверено 23 июля 2022 г. - через Фонд Нельсона Манделы .
- ^ Jump up to: а б «Конвенция за демократическую Южную Африку (КОДЕСА)» . История Южной Африки в Интернете . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Кордер, Хью (1994). «На пути к конституции Южной Африки» . Обзор современного права . 57 (4): 491–533. дои : 10.1111/j.1468-2230.1994.tb01957.x . ISSN 0026-7961 . JSTOR 1096553 .
- ^ Рен, Кристофер С. (19 марта 1992 г.). «Белые южноафриканцы ратифицируют предложение Де Клерка вести переговоры с чернокожими о новом порядке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хайнц, Клюг (1996). «Участие в разработке: разработка конституции в Южной Африке» . Обзор конституционных исследований . 3 (1): 18–59.
- ^ Jump up to: а б Хэтчард, Джон (1993). «На пути к правлению большинства в Южной Африке: Закон о Переходном исполнительном совете 1993 года» . Журнал африканского права . 37 (2): 206–211. дои : 10.1017/S002185530001127X . ISSN 0021-8553 . JSTOR 745733 . S2CID 145769949 .
- ^ Jump up to: а б с д Силлиерс, Джекки (1998). «От изгоя к партнеру – Бопутатсвана, НПКФ и САНДФ» . Обзор безопасности Африки . 7 (4): 29–40. дои : 10.1080/10246029.1998.9627991 . Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 19 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б с д Симпсон, Джеймс Г.Р. (2012). «Бойпатонг: политика резни и переходный период в Южной Африке» . Журнал южноафриканских исследований . 38 (3): 623–647. дои : 10.1080/03057070.2012.711674 . hdl : 11427/12144 . ISSN 0305-7070 . JSTOR 23267032 . S2CID 143618316 .
- ^ Келлер, Билл (22 июня 1992 г.). «Южная Африка: снова на грани; резня обнажает все еще зияющую пропасть» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Келлер, Билл (24 июня 1992 г.). «Мандела, ошеломленный резней, отказывается от переговоров о правлении черных» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Рад, Бетти; Блэнтон, Роберт (1997). «Ф. В. де Клерк и Нельсон Мандела: исследование совместного трансформационного лидерства» . Ежеквартальный журнал президентских исследований . 27 (3): 565–590. ISSN 0360-4918 . JSTOR 27551769 .
- ^ Мандела, Нельсон (26 июня 1992 г.). «Меморандум Ф. В. де Клерку» . Архив О'Мэлли . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Пфистер, Роджер (2003). «Ворота к международной победе: дипломатия Африканского национального конгресса в Африке, 1960–1994 годы» . Журнал современных африканских исследований . 41 (1): 51–73. дои : 10.1017/S0022278X02004147 . ISSN 0022-278X . JSTOR 3876189 . S2CID 145351783 .
- ^ Виктор, Стефани (2 января 2015 г.). «Политика запоминания и увековечения памяти о зверствах в Южной Африке: резня в Бхишо и ее последствия, 1992–2012 годы» . Журнал южноафриканских исследований . 41 (1): 83–102. дои : 10.1080/03057070.2015.992714 . ISSN 0305-7070 . S2CID 145694313 .
- ^ Jump up to: а б с д «Запись взаимопонимания» . Африканский национальный конгресс . 26 сентября 1992 года. Архивировано из оригинала 12 октября 2006 года . Проверено 19 декабря 2006 г.
- ^ Jump up to: а б О'Мэлли, Падрейг (1 июня 1996 г.). «Рамафоса и Мейер в Белфасте - Южноафриканский опыт: как велись переговоры о новой Южной Африке» . Публикации Высшей школы политики и глобальных исследований Джона М. МакКормака .
- ^ «Компромиссы и оговорки о закате» . Наша Конституция . Конституционный Хилл Траст . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Слово, Джо (1992). «Переговоры: какое место для компромисса?» (PDF) . Африканский коммунист . 130 : 36–41. Архивировано из оригинала 17 июня 2009 года.
- ^ Келлер, Билл (19 февраля 1993 г.). «Группа Манделы согласна на 5 лет разделения власти» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Робинсон, Джейсон (3 сентября 2015 г.). «Фрагменты прошлого: отечественная политика и переходный период в Южной Африке, 1990–2014 гг.» . Журнал южноафриканских исследований . 41 (5): 953–967. дои : 10.1080/03057070.2015.1064297 . ISSN 0305-7070 . S2CID 142773066 .
- ^ «Жестокая попытка остановить прогресс: нельзя допустить, чтобы убийство Криса Хани сорвало переговоры в Южной Африке» . Лос-Анджелес Таймс . 19 апреля 1993 года. Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Мандела, Нельсон (13 апреля 1993 г.). «Обращение к нации после убийства Криса Хани» . Политика . Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Симановиц, Стефан (11 апреля 2013 г.). «Убийство Криса Хани поставило Южную Африку на грань гражданской войны» . Порок . Архивировано из оригинала 28 декабря 2021 года . Проверено 28 декабря 2021 г.
- ^ Келлер, Билл (26 июня 1993 г.). «Белые сепаратисты штурмуют переговоры в Южной Африке» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Шер, Дэниел (11 июля 2014 г.). «Управление спойлерами за столом переговоров: Инката и переговоры о прекращении апартеида, 1990–1994 годы» . Успешные общества – через Принстонский университет.
- ^ «История Конституции» . Конституционный суд Южной Африки. Архивировано из оригинала 10 апреля 2007 года . Проверено 28 апреля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б Ноубл, Кеннет Б. (8 декабря 1993 г.). «Объединенный южноафриканский совет берет на себя управление» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Дрогин, Боб (16 октября 1993 г.). «Мандела и Де Клерк получили Нобелевскую премию мира» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Линд, Хилари (3 апреля 2021 г.). «Мирное соглашение: формирование фонда Ингоньяма и решение IFP присоединиться к выборам 1994 года в Южной Африке» . Южноафриканский исторический журнал . 73 (2): 318–360. дои : 10.1080/02582473.2021.1909116 . ISSN 0258-2473 . S2CID 236389402 .
- ^ Jump up to: а б Сефтель, Моррис (1994). « Выборы по договоренности» в Южной Африке, 1994 г.» . Обзор африканской политической экономии . 21 (61): 457–470. дои : 10.1080/03056249408704075 . ISSN 0305-6244 . JSTOR 4006156 .
- ^ Бересфорд, Дэвид (27 апреля 1994 г.). «День смерти апартеида: бомбы и хаос не являются преградой для избирателей» . Хранитель . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Тейлор, Пол; Клэйборн, Уильям (20 апреля 1994 г.). «Бутелези прекращает бойкот голосования в Южной Африке» . Вашингтон Пост . ISSN 0190-8286 . Проверено 24 июля 2022 г.
- ^ «Выборы-94» . Независимая избирательная комиссия . 28 июня 2008 г. Архивировано из оригинала 28 июня 2008 г. Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Дрогин, Боб (7 мая 1994 г.). «Бывшие партизаны, изгнанники, включенные в кабинет Манделы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 июля 2022 г.
- ^ Дьюк, Линн (10 мая 1996 г.). «Де Клерк, Коалиция выхода из партии» . Вашингтон Пост . Проверено 23 июля 2022 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Кларк, Домини; Кларк, Нэнси Л.; Вогер, Уильям Х. (2004). Южная Африка: Взлет и падение апартеида . Пирсон Лонгман. ISBN 978-0-582-41437-2 .
- Давенпорт, TRH (1998). Рождение новой Южной Африки . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-8054-7 .
- Де Вильерс, Бертус (1994). Рождение Конституции . Кейптаун: Джута. ISBN 978-0-7021-3216-2 .
- Франкель, Филип (2000). Солдаты во время шторма: Вооруженные силы в процессе перехода к демократии в Южной Африке . Издательство Авалон. ISBN 978-0-8133-3747-0 .
- Фридман, Стивен (1993). Долгий путь: стремление Южной Африки к урегулированию путем переговоров . Раван Пресс. ISBN 978-0-86975-444-3 .
- Горовиц, Дональд Л. (1 мая 1992 г.). Демократическая Южная Африка?: Конституционная разработка в разделенном обществе . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-07885-7 .
- Мередит, Мартин (1994). Новая эра Южной Африки: выборы 1994 года . Мандарин. ISBN 978-0-7493-1910-6 .
- Рантете, Йоханнес (1998). Африканский национальный конгресс и урегулирование в Южной Африке путем переговоров . Претория: Издательство JL van Schaik. ISBN 0-627-02329-0 . OCLC 40345019 .
- Ренвик, Робин (2015). Конец апартеида: дневник революции . Издательство Bitback. ISBN 978-1-84954-865-6 .
- Спаркс, Аллистер (1996). Завтра — другая страна: внутренняя история пути Южной Африки к переменам . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-76855-7 .
- Шпиц, Ричард (2000). Политика переходного периода: скрытая история урегулирования, достигнутого Южной Африкой путем переговоров . Оксфорд: Харт. ISBN 1-84113-178-4 . OCLC 44884540 .
- Вальдмейр, Патти (1998). Анатомия чуда: конец апартеида и рождение новой Южной Африки . Издательство Университета Рутгерса. ISBN 978-0-8135-2582-2 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Переговорные документы
[ редактировать ]- Текст двусторонних соглашений
- Текст Соглашения о национальном мире
- Текст декларации о намерениях CODESA
- Круг ведения рабочих групп CODESA
- Отчет о соглашениях CODESA
- Текст Протокола о взаимопонимании
- Документы пленарного заседания MPNF
- Текст временной конституции