Дженерал Электрик Т58
Т58 | |
---|---|
Тип | Турбовальный |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | GE Авиация |
Первый запуск | апрель 1955 г. |
Основные приложения | Boeing Vertol CH-46 Sea Knight Каман SH-2 Сиспрайт Сикорский SH-3 Морской король |
Варианты | Роллс-Ройс Гном , |
General Electric T58 — американский турбовальный двигатель, разработанный для использования на вертолетах. Впервые выпущенный в 1955 году, он производился до 1984 года, к этому времени было построено около 6300 единиц. 1 июля 1959 года он стал первым газотурбинным двигателем, получившим сертификат FAA для использования на гражданских вертолетах. Двигатель был построен по лицензии и доработан компанией de Havilland в Великобритании как Gnome , в Западной Германии компанией Klöckner-Humboldt-Deutz . [ 1 ] а также производится компаниями Alfa Romeo и IHI Corporation .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Разработка началась с требования ВМС США в 1953 году о турбовальном вертолете весом менее 400 фунтов (180 кг) и мощностью 800 л.с. (600 кВт). Двигатель, построенный General Electric, весил всего 250 фунтов (110 кг), имел мощность 1050 л.с. (780 кВт) и вскоре был запущен в производство. Первый полет совершил модифицированный Sikorsky HSS-1 в 1957 году, а гражданский сертификат на вариант CT58-100 был получен два года спустя. [ 2 ]
В T58 реализован ряд необычных функций: [ 3 ]
- всеосевой компрессор. Большинство других турбовальных двигателей в этом классе мощности имеют центробежный агрегат в качестве последней ступени компрессора. В результате лопатки в задней части компрессора очень маленькие (менее 0,5 дюйма в высоту) и чрезвычайно тонкие.
- Управление компрессором на частичной скорости облегчается за счет нескольких рядов статоров с переменным шагом в передней части агрегата. Когда двигатель был впервые представлен, это была довольно новая функция.
- одноступенчатая силовая турбина. который передает мощность на заднюю часть двигателя. Горячий поток выхлопных газов отводится в сторону от выходного вала.
- Камера сгорания имеет прямоточную кольцевую конструкцию, а не противоточную.
Основной серийной версией двигателя был Т58-GE-10 , развивавший мощность 1400 л.с. (1044 кВт). Самая мощная версия T58-GE-16 имеет мощность 1870 л.с. (1390 кВт). [ 4 ]
Варианты
[ редактировать ]- Т58-ГЭ-1
- 1290 л.с. (960 кВт)
- Т58-ГЭ-2
- 1325 л.с. (988 кВт)
- Т58-ГЭ-3
- 1290 л.с. (960 кВт)
- Т58-ГЭ-4
- Т58-ГЭ-5
- 1500 л.с. (1100 кВт)
- Т58-ГЭ-6
- 1250 л.с. (930 кВт)
- Т58-ГЭ-8Б
- 1250 л.с. (930 кВт)
- Т58-ГЕ-8Е
- 1350 л.с. (1010 кВт)
- Т58-ГЭ-8Ф
- 1350 л.с. (1010 кВт)
- Т58-ГЭ-10
- 1400 л.с. (1000 кВт)
- Т58-ГЭ-14
- 2-ступенчатая силовая турбина мощностью 1400 л.с. (1000 кВт)
- Т58-ГЭ-16
- 1870 л.с. (1390 кВт)
- Т58-ГЭ-100
- 1500 л.с. (1100 кВт)
- Т58-GE-402
- 1500 л.с. (1100 кВт)
- СТ58-100-1
- 1050 л.с. (780 кВт)
- СТ58-110-1
- 1350 л.с. (1010 кВт)
- СТ58-140-1
- Коммерческий T58-GE-10 мощностью 1500 л.с. (1100 кВт)
- Исикавадзима-Харима CT58-IHI-110-1
- 1400 л.с. (1000 кВт)
- Исикавадзима-Харима CT58-IHI-140-1
- 1400 л.с. (1000 кВт)
- Исикавадзима-Харима T58-IHI-8B BLC
- Для системы Shin Meiwa PS-1 BLC
- Роллс-Ройс Гном
- Лицензионное производство и разработка Т58 в Великобритании.
Приложения
[ редактировать ]- Aerospatiale SA 321K Super Frelon - используется ВВС Израиля.
- Агуста А.101
- АгустаБелл AB204B
- Белл UH-1F/TH-1F
- Белл X-22 (YT58)
- Боинг CH-46 Си Найт
- Фэйрчайлд VZ-5 (YT58)
- Каман К-16Б
- Каман SH-2 Сиспрайт
- Пясецкий XH-21D Шони (Модель 71)
- Сикорский SH-3 Морской король
- Сикорский HH-3B/C/E/F
- Сикорский HH-52 Сигард
- Сикорский С-61Л/Н
- Сикорский С-62
- Сикорский С-67
- Сикорский С-72
- Shin Meiwa US-1A для контроля границ слоев
Другой
[ редактировать ]Два Т58, переделанные в турбореактивные путем удаления силовых турбин, использовались в качестве двигателей на Maverick TwinJet 1200 . [ 6 ]
Газобетонные автомобили Carroll Shelby , участвовавшие в гонке Indianapolis 500 1968 года, были оснащены двигателями T58. [ 7 ] Было обнаружено, что автомобили использовали регулируемые воздухозаборники, чтобы обойти правила USAC о максимально допустимом размере воздухозаборника, и были дисквалифицированы.
Двигатели на выставке
[ редактировать ]- YT58-GE-2A в разрезе выставлен в Музее авиации Новой Англии , международный аэропорт Брэдли , Виндзор-Локс, Коннектикут. [ 8 ]
Технические характеристики (T58-GE-8)
[ редактировать ]Общие характеристики
- Тип: турбовальный свободной мощности
- Длина: 55 дюймов (1397 мм)
- Диаметр: 16 дюймов (406 мм)
- Сухой вес:
- 285 фунтов (129 кг) без редуктора ,
- 391 фунт (177 кг) с редуктором
Компоненты
- Компрессор: 10-ступенчатый осевой компрессор с регулируемыми входными направляющими лопатками и статорами с регулируемым углом наклона на первых трех ступенях.
- Камеры сгорания : Кольцевая камера сгорания с 16 форсунками на двух коллекторах.
- Турбина :
- 2× газогенератора и ступени турбины
- 1× ступень турбины со свободной мощностью
- Тип топлива: Авиационный керосин.
Производительность
- Максимальная выходная мощность: 1250 л.с. (932,12 кВт)
- Общий коэффициент давления : 8,3:1
- Массовый расход воздуха: 12,4 фунта/с (5,62 кг/с) при 26300 об/мин.
- Удельный расход топлива : 0,64 фунта/(л.с.⋅ч) (0,39 кг/(кВт⋅ч)) при максимальной продолжительной мощности.
- Отношение мощности к весу : 6,1 л.с./фунт (10,0 кВт/кг) без редуктора.
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Производственный брифинг . // Неделя авиации и космической техники , 24 июня 1963, т. 78, вып. 25, с. 79.
- ^ Журнал Flying : 52. Март 1960 г.
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ "газогенератор | тв сналт | Редуктор | 1958 | 0077 | Архив полётов" . www.flightglobal.com . Архивировано из оригинала 16 апреля 2015 г.
- ^ [1] Архивировано 15 января 2008 г., в Wayback Machine.
- ^ «Технические характеристики военных турбовальных/турбовинтовых двигателей» . www.jet-engine.net . Архивировано из оригинала 29 мая 2002 г.
- ^ Веб-сайт MiniJets. Архивировано 5 марта 2016 г. на Wayback Machine. Проверено 28 июня 2011 г.
- ^ 'Превью Инди 500 Роджера Уорда; Поглотят ли Турбины?»
- ^ Коллекция двигателей . НЭАМ. Проверено 16 августа 2013 г.
- ^ «О турбинном двигателе General Electric T58 (серия)» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2011 г.
- ^ Тейлор, Джон WR FRHistS. АРАеС (1962). Jane's All the World's Aircraft 1962-63 . Лондон: Sampson, Low, Marston & Co Ltd.
- Ганстон, Билл (1986). Всемирная энциклопедия авиационных двигателей . Веллингборо: Патрик Стивенс. п. 65.
- Страница GE Aviation T58. Архивировано 20 июня 2011 г. на Wayback Machine и страница истории T58. Архивировано 26 сентября 2010 г. на Wayback Machine.
- General Electric (4 сентября 2018 г.). 1Е3 . Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) (Отчет). Лист данных сертификата типа (16-е изд.).
- Исикаваджима-Харима (10 августа 1970 г.). Е1ПК . Федеральное управление гражданской авиации (ФАУ) (Отчет). Лист данных сертификата типа (1-е изд.).