Ханааниты и арамейские надписи

Ханаанитские и арамейские надписи , также известные как северо -западные семитские надписи , [ 3 ] являются основным внебиблейским источником понимания общества и истории древних феницинов , евреев и арамей . Семитские надписи могут возникнуть на каменных плитах, керамической остраке , украшениях и варьируются от простых имен до полных текстов. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] [ 7 ] Старые надписи образуют ханаанита - арамейского континуум диалекта диалекта , примером которого являются сочинения, которые ученые изо всех сил пытались вписаться в любую категорию, такие как стела Заккура и надпись Дейр -Алла . [ 8 ] [ 9 ] [ 10 ] [ 11 ]
Северо -западные семитские языки - это языковая группа, которая содержит арамейский язык , а также ханаанитские языки, включая финикийский и иврит .
Языки
[ редактировать ]Старый арамейский (от 850 до 612 г. период до н . Их язык был принят как международный язык дипломатии, особенно на поздних стадиях неоассирийской империи , а также распространение арамейских носителей из Египта в Месопотамию. [ 12 ] Первой известной арамейской надписью была Карпентрас Стела , найденная на юге Франции в 1704 году; В то время он считался феникийским текстом. [13][14]
Only 10,000 inscriptions in Phoenician-Punic, a Canaanite language, are known,[7][15] such that "Phoenician probably remains the worst transmitted and least known of all Semitic languages."[16] The only other substantial source for Phoenician-Punic are the excerpts in Poenulus, a play written by the Roman writer Plautus (see Punic language § Example for an analysis).[7] Within the corpus of inscriptions only 668 words have been attested, including 321 hapax legomena (words only attested a single time), per Wolfgang Röllig's analysis in 1983.[17] This compares to the Bible's 7,000–8,000 words and 1,500 hapax legomena, in Biblical Hebrew.[17][18] The first published Phoenician-Punic inscription was from the Cippi of Melqart, found in 1694 in Malta;[19] the first published such inscription from the Phoenician "homeland" was the Sarcophagus of Eshmunazar II published in 1855.[1][2]
Fewer than 2,000 inscriptions in Ancient Hebrew, another Canaanite language, are known, of which the vast majority comprise just a single letter or word.[20][21] The first detailed Ancient Hebrew inscription published was the Royal Steward inscription, found in 1870.[22][23]
List of notable inscriptions
[edit]The inscriptions written in ancient Northwest Semitic script (Canaanite and Aramaic) have been catalogued into multiple corpora (i.e., lists) over the last two centuries. The primary corpora to have been produced are as follows:
- Hamaker, Hendrik Arent (1828). Miscellanea Phoenicia, sive Commentarii de rebus Phoenicum, quibus inscriptiones multae lapidum ac nummorum, nominaque propria hominum et locorum explicantur, item Punicae gentis lingua et religiones passim illustrantur. S. et J. Luchtmans.: Hamaker's review assessed 13 inscriptions[24]
- Wilhelm Gesenius, Scripturae Linguaeque Phoeniciae. In the 1830s, only approximately 80 inscriptions and 60 coins were known in the entire Phoenicio-Punic corpus[24][25]
- Schröder, Paul [in German] (1869). Die phönizische sprache. Entwurf Einer Grammatik, Nebst Sprach- und Schriftproben. Halle, Buchhandlung des Waisenhauses.: The first study of Phoenician grammar, listed 332 texts known at the time[24][26]
- CIS: Corpus Inscriptionum Semiticarum; the first section is focused on Phoenician-Punic inscriptions (176 "Phoenician" inscriptions and 5982 "Punic" inscriptions)[4]
- KAI: Kanaanäische und Aramäische Inschriften, considered the "gold standard" for the last fifty years[27]
- NSI: George Albert Cooke, 1903: Text-book of North-Semitic Inscriptions: Moabite, Hebrew, Phoenician, Aramaic, Nabataean, Palmyrene, Jewish[28]
- NE: Mark Lidzbarski, 1898: Handbuch der Nordsemitischen Epigraphik, nebst ausgewählten Inschriften: I Text and II Plates[28]
- KI: Lidzbarski, Mark (1907). Kanaanäische Inschriften (moabitisch, althebräisch, phönizisch, punisch). A. Töpelmann.
- TSSI: Gibson, J. C. L. (1971). Textbook of Syrian Semitic Inscriptions: I. Hebrew and Moabite Inscriptions. OUP Oxford. ISBN 978-0-19-813159-5. Volume III. Phoenician Inscriptions, Including Inscriptions in the Mixed Dialect of Arslan Tash (Oxford: OUP, 1982; ISBN 978-0-19-813199-1)
- TAD: Bezalel Porten and Ada Yardeni (1986–2000), Textbook of Aramaic Documents from Ancient Egypt
- Renz, J.; Röllig, W. (1995). Handbuch der althebräischen Epigraphik (in German). Wissenschaftliche Buchgesellschaft. ISBN 978-3-534-12297-4.
- Jongeling, K. (2008). Handbook of Neo-Punic Inscriptions. Mohr Siebeck. ISBN 978-3-16-149303-4.
- Sass, Benjamin; Finkelstein, Israel (2013). "The West Semitic Alphabetic Inscriptions, Late Bronze II to Iron IIA: Archeological Context, Distribution and Chronology". Hebrew Bible and Ancient Israel. 2 (2): 149. doi:10.1628/219222713X13757034787838.
The inscriptions listed below include those which are mentioned in multiple editions of the corpora above (the numbers in the concordance column cross-refer to the works above), as well as newer inscriptions which have been published since the corpora above were published (references provided individually). They are ordered chronologically by date of their modern discovery, illustrating the development of the study of ancient Semitic epigraphy.
Библиография
[ редактировать ]- Röllig, Wolfgang [на немецком языке] (1983). «Финикийский язык: замечания о нынешнем состоянии исследований». Акты Международного конгресса финикийских и пунических исследований . Том. стр. 375–385. Doi : 10.11588/propylaeumdok.00001074 .
{{cite book}}
: CS1 Maint: местоположение отсутствует издатель ( ссылка )
Смотрите также
[ редактировать ]- Список надписей в библейской археологии
- Карфагенские надгробия
- Эпиграфия
- Древние еврейские сочинения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный Lehmann, Reinhard G. [на немецком языке] (2013). «Вильгельм Гесениус и рост финикийской филологии» (PDF) . Beihefte Zur Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft . 427 . Берлин / Бостон: де Грюйтер: 209–266. Архивировано из оригинала (PDF) 2016-03-04 . Получено 2015-04-08 .
Увы, все они были либо поздними, либо пуниками, и приехали из Кипра, из руинов Кит, от Мальты, Сардинии, Афин и Карфагена, но еще не с финикинской родины. Первый феникийский текст, как таковой, был найден еще в 1855 году, надпись Саркофага Эшмуназора из Сидона.
- ^ Jump up to: а беременный Тернер, Уильям Вадден (1855-07-03). Надпись Сидона . п. 259.
Его интерес больше как на этом счете, так и как первая надпись, правильно так называемая, которая еще была обнаружена в самой Финиции, которая ранее предоставила только некоторые монеты и вписанный драгоценный камень. Это также самая длинная надпись, до сих пор обнаружила, что Марселя, которая приближается к ней, ближайшей в форме его персонажей, чистоты его языка и его степени, состоящей из 21 строк и фрагментов линий.
- ^ Ханаанов и арамейские надписи . 1961 год.
С момента публикации «Справочник Марка Лидцбарского« Справочник северного семитского эпиграфического »(1898) и« учебник по северо-семитским надписям »(1903) (1903) он не был возвращен к нынешнему времени, северо-западном в северо-западе в Материал шрифта был собран и для публикации, чтобы сделать исследователей и законы доступными ... Чтобы помочь этому Disteratum в отношении потребностей исследований и преподавания, мы настоящим выделили выбор из общих запасов соответствующих текстов
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помощь ) - ^ Jump up to: а беременный Марк Вулмер (ред.). «Финикийский: компаньон древней Финиции» . Компаньон к древней Финиции, изд. Марк Вулмер : 4.
В целом, известные финикийские тексты номер почти семь тысяч. Большинство из них были собраны в трех томах, составляющих первую часть корпусной надписи Semiticarum (CIS), начатой в 1867 году под редакционным направлением знаменитого французского ученого Эрнеста Ренана (1823–1892), продолжены J.-B. Шабо и завершился в 1962 году Джеймсом Дж. Февриером. Корпус CIS включает в себя 176 «финикийских» надписей и 5982 «Пунические» надписи (см. Ниже на этих ярлыках).
[ Самостоятельно опубликованный источник? ] - ^ Паркер, Хизер Дана Дэвис; Роллстон, Кристофер А. (2019). «Преподавание эпиграфии в цифровую эпоху». В Хамидовиче, Давид; Кливаз, Клэр; Савант, Сара Боуэн (ред.). Древние рукописи в цифровой культуре . С. 189–216. doi : 10.1163/9789004399297_011 . ISBN 978-90-04-39929-7 Полем JSTOR 10.1163/j.ctvrxk44t.14 . S2CID 182624532 . п. 190:
Конечно, Руководство Доннера и Рёллига по тремя томами под названием Кай уже пять десятилетий является золотым стандартом в течение пяти десятилетий
- ^ Suder, Robert W. (1984). Надписи иврита: классифицированная библиография . Издательство Университета Саскуэханны. п. 13. ISBN 978-0-941664-01-1 .
- ^ Jump up to: а беременный в Доак, Брайан Р. (2019-08-26). Оксфордский справочник финикийского и пунического средиземноморья . Издательство Оксфордского университета. п. 223. ISBN 978-0-19-049934-1 Полем
Большинство оценок размещают около десяти тысяч текстов. Тексты, которые являются либо формальными, либо чрезвычайно короткими, составляют подавляющее большинство доказательств.
- ^ Кауфман, Стивен А. (1986). «Подводные камни типологии: в ранней истории алфавита». Ежегодный ежегодный колледж иврита . 57 : 1–14. JSTOR 23507690 .
- ^ McCarter Jr., P. Kyle (1 января 1991 г.). «Диалект текстов Дейр Алла» . В Jacob Hoftijzer и Gerrit van der Kooij (ред.). Текст Балаама от Дейр-Алла переоценен: Материалы Международного симпозиума, проведенного в Лейдене, 21–24 августа 1989 года . Брилль С. 87–. ISBN 90-04-09317-6 Полем
На данный момент может быть уместно заметить, что студенты северо-западных семитских языков, похоже, становятся все более недовольными полезностью ханаанит-арамейского различия для классификации особенностей, обнаруженных в текстах персидского периода и ранее. Тщательная переоценка бинарной организации северо -западной семитской семьи, похоже, сейчас продолжается. Изучение текстов Deir 'Alla является одной из основных вещей, вызывающих эту переоценку, и это может рассматриваться как один из очень положительных результатов нашей работы по этим текстам ... свидетельство надписи Заккур имеет решающее значение, потому что это показывает, что это показывает, что это показывает, что это показывает Разрыв не вдоль арамейских канаанитовых линий. Вместо этого диалект диалекта Deir 'Alla с ивритом, моабитом и языком, на котором говорят Заккур (диалект Хамата или соседнего Лу'ат) против финикийского и большинства старых арамейских диалектов.
- ^ Кауфман, Стивен А. (1985). "Ки-Устройство ד הדיאלקטים השמים הצפונים-מערבים מתקופת המקרא" Труды Всемирного конгресса еврейских исследований . ט : 41–57. JSTOR 23529398 .
Сам термин «ханаан» имеет смысл только в чем-то еще-то есть арамейский, и, как мы увидим, каждое новое эпиграфическое открытие раннего первого тысячелетия, по-видимому, дает дополнительные доказательства того, что разделение между ханаанитом и арамейским не может быть отследил любое расстояние до второго тысячелетия и что термин «ханаанит», в лингвистическом, в отличие от этнического чувства, не имеет значения для позднего бронзового века. Ugaritic является довольно периферическим членом прото-канаанит-арамейского диалекта позднего бронзового века, тупиковой ветви NW Semitic, без известных потомков. Наша неспособность принять универсально приемлемое решение о классификации Ugaritic ни в коем случае не связана только с нашим менее чем общим знанием языка. Как засвидетельствовано в случае эфиопских диалектов, изученных Гетцроном, даже если у нас есть доступ к относительно полной информации, классификация ни в коем случае не является определенной вещью. Насколько больше, в случае диалектов, прикрепленных в нескольких коротких, сломанных надписях! Диалект древнего Самала был примером парада такого случая в семитском сфере северо -запад. Фридрих долго и усердно спорил за его независимый статус; В последнее время, однако, консенсус, по -видимому, разработал, что Самалянин - арамейский, хотя и необычный разнообразие. Достижение такого консенсуса в значительной степени связано с постоянным признанием диалектного разнообразия в арамейском языке в периоды гораздо раньше, чем считалось ранее, признание в значительной степени из -за работы нашего основного оратора, профессора JC Greenfield. Однако, когда мы приводим к диалекту языка гипсовых текстов от Deir 'Alla, научное соглашение гораздо менее легко воспринимать. Тексты были опубликованы как арамейский или, по крайней мере, арамейский с вопросительным знаком, классификацией, которой другие ученые оказали свою поддержку. Саванты Иерусалима, с другой стороны, кажется, что язык Дейр -Алла - это ханаанит - возможно, даже аммонит. Сейчас, честно говоря, я никогда не интересовался классификацией. Мой собственный подход всегда был довольно открытым. Если новый язык появится в Галааде в 8 -м веке или около того, выглядит как арамейский на его север, аммонит и моабит на юг, и иврит на его западе (то есть он выглядит точно так же, как любой рациональный человек ожидает этого выглядеть так, как) и явно не предок, ни непосредственный потомки любого другого известного семитского языка северо -западов, который мы знаем, почему бы просто не сказать, что это Gileadite и покончить с ним? Любой может посмотреть на карту и увидеть, что Дейр Алла ближе к Раббату Аммон, чем к Дамаску, Самарии или Иерусалиме, но это не делает его априори аммонитом. Почему мы должны попытаться сдать новые доказательства в Cubbyholes, разработанные на основе старых доказательств?
- ^ Гарр, В. Рэндалл (2004). «Диалектальный континуум Сирии-Палестины» . География диалекта Сирии-Палестина, 1000-586 г. до н.э. Эйзенбрауны. С. 205–. ISBN 978-1-57506-091-0 .
- ^ Хьюнергард, Джон; Пэт-Эль, Наама (2005). Семитские языки Оксон: Routledge. П. 114. ISBN 0415057671 .
- ^ Гибсон, JCL (30 октября 1975 г.). Учебник сирийских семитских надписей: II. Арамейские надписи: в том числе надписи в диалекте Зенджирли . УП Оксфорд. п. 120. ISBN 978-0-19-813186-1 Полем
Карпентры Стела: знаменитая погребальная стела ( CIS II 141) была первой сирийской семитской инспр. стать известным в Европе, будучи обнаруженным в начале 18 центов; Он измеряет высоту 0,35 м на 0,33 м и размещена в музее в Карпентах на юге Франции.
- ^ Дэниелс, Питер Т. (31 марта 2020 года). «Обшивка древних ближневосточных языков» . В Ребекке Хассельбах-Анди (ред.). Компаньон для древних ближневосточных языков . Джон Уайли и сыновья. С. 7–8. ISBN 978-1-119-19329-6 Полем
Barthélemy не закончился. 13 ноября 1761 года он интерпретировал надпись на Карпентрас Стела (Kai 269), снова отправляя письмо по письму, но единственное указание, которое он дает о том, как он достиг их ценностей, это то, что они были похожи на другие финикийские письма, которые были Теперь хорошо известный ... он включает в себя список корней, реализованных на различных языках, а также показывает, что коптский, который, как он предположил, был продолжением более раннего языка иероглифов, разделяет множество грамматических особенностей с языками, перечисленными выше. Название «Semitic» для этих языков заложено два десятилетия в будущем, и группа «арамейская», которая из списка включает в себя сирийский, халдейский [еврейский арамейский] и Пальмирене, а также Карпентры Стела, кажется, назван Только около 1810 года, хотя это было признано несколько раньше (Daniels 1991)
- ^ Леманн, Рейнхард Г. (2013). «Вильгельм Гесениус и рост филологии финиции». Библейская экзегеса и ивритская лексикография . С. Doi : 10.1515/9783110267044.209 . ISBN 978-3-11-026612-2 Полем Цитата: «Почти двести лет спустя репертуар финикийского пуно-эпиграфия считается около 10,000 надписей со всего Средиземного моря и его окрестностей».
- ^ Роль, 1983
- ^ Jump up to: а беременный Rollig, 1983, «Феникийский-пуночный словарь, подтвержденный на сегодняшний день, составляет около 668 слов, некоторые из которых встречаются часто. Среди них 321 hapax Legomen 1500 Hapax Legomena (8), число замечательное ».
- ^ Ullendorff, Edward (1971). "Является ли библейский иврит язык?". Бюллетень школы восточных и африканских исследований, Лондонский университет . 34 (2): 241–255. doi : 10.1017/s0041977x00129520 . JSTOR 612690 . S2CID 162745779 .
- ^ Леманн, Рейнхард Г. (2013). «Вильгельм Гесениус и рост финикийской филологии» (PDF) . Дополнения в журнал для науки о Ветхом Завете . 427 . Берлин/Бостон: Уолтер де Грюйтер GmbH: 210 и 257. ISBN 978-3-11-026612-2 Полем Архивировано из оригинала (PDF) 2016-03-04 . Получено 2014-02-21 .
Вскоре после этого, в конце 17-го века, вышеупомянутый Игнацио Дистанзо был первым, кто сообщил о надписи с финицией и сознательно узнал, что финикийские персонажи правильно ... и так же, как надпись Melitensis Prima сыграла важную роль в первой в истории. Опубликованная феникийская надпись ... и оставалась введением числа один-один в Monumenta (рис. 8), теперь она стала образцом подлинного феникийского скрипта по превосходству Melitensis Prima, надпись Марсы Скирокко (Marsaxlokk). Обычное как палеографический эталон для предполагаемого, или, скорее, выведенного «классического» сценария фениций («echtphönikische»).
- ^ Миллард, Алан (1993). «Обзор древних надписей на иврите. Корпус и согласие». Журнал богословских исследований . 44 (1): 216–219. doi : 10.1093/jts/44.1.216 . JSTOR 23967100 .
… Каждая идентифицируемая ивритская надпись, датированная до 200 до н.э.… Первая острака, граффити и отметки сгруппированы по происхождению. Этот раздел содержит более пятисот пунктов, более половины из них, написанных чернилами остраки, отдельных букв, квитанций, меморандумов и письменных упражнений. Другие надписи - это имена, поцарапанные на горшках, каракули различных видов, которые включают куплеты на стенах гробниц возле Хврона, а также буквы, служащие отметками Fitters на слоновой кости из Самарии ... Последовательность Дирингера и Ватзии (100,001–100,438). Темпы открытия с тех пор, как F. Vattioni опубликовал свой последний ценный список (ί Sigilli Ebraici III ', Annalianali, Dell'istituto Universitario Orientate Di Napoli 38 (1978), 227–54) означает последнюю печать, введенную Дэвисом, составляет 100,900. Фактическое количество еврейских печатей и впечатлений составляет менее 900 из-за упущения тех, которые идентифицированы как не-пертевные, которые подсчитывали предыдущие списки. Дальнейшее сокращение следует, когда дублирующиеся впечатления от уплотнения с разных сайтов объединяются, как показывают перекрестные ссылки в записях ... корпус заканчивается «королевскими марками» (105.001-025, Imlk Mamps), «Иуда» и «Иерусалим». Марки и монеты '(106.001-052), «Другие официальные марки» (107.001), «вставленные веса» (108,001-056) и «записанные меры» (109,001,002) ... Вероятно, приходится из захоронения) ... даже если 900 тюленей уменьшаются на одну треть, 600 тюленей все еще очень высоки для небольших состояний Израиля и Иуды, и большинство из Иудеи. Это примерно вдвое больше, чем уплотнения, известные в арамейском языке, языке, написанном в гораздо более широкой области чиновниками великих империй, а также частными лицами.
- ^ Грэм И. Дэвис; JK Aitken (2004). Древние надписи иврита: корпус и согласие . Издательство Кембриджского университета. п. xi. ISBN 978-0-521-82999-1 Полем
Это продолжение моих древних надписей на иврите включает в себя в основном надписи (около 750 из них), которые были опубликованы за последние десять лет. Цель состояла в том, чтобы охватить все публикации до конца 2000 года. Относительно небольшое количество текстов, включенных здесь, было опубликовано ранее, но было пропущено при подготовке AHI. Большое количество новых текстов не должно, по большей части, для новых открытий (или, к сожалению, с публикацией ряда надписей, которые были обнаружены в раскопках до 1990 года), но с публикацией предметов, проводимых в частных коллекциях и музеи.
- ^ Авигад, Н. (1953). «Эпитафия королевского стюарда из деревни Силоам». Израильский исследование журнала . 3 (3): 137–152. JSTOR 27924525 .
Надпись, обсуждаемая здесь, заключается в словах его обнаружения, первого «подлинного образца ивритской монументальной эпиграфии периода царей Иуда», поскольку она была обнаружена за десять лет до надписи силоаама. Теперь, после ее расшифровки, мы можем добавить, что это (после того, как камень Моавита и надпись силоаама туннеля) третья самая длинная монументальная надпись на иврите и первый известный текст еврейской могильной надписи с предварительного периода.
- ^ Clermont-Ganneau, 1899, Археологические исследования в Палестине 1873–1874 , том 1, с.305: «Кстати, я могу наблюдать, что обнаружение этих двух текстов было сделано задолго до того, как он надпись в туннеле, И поэтому, хотя люди в целом, похоже, не признают этот факт, это было первое, что позволило нам увидеть подлинный образец еврейского монументальной эпиграфии периода царей Иудейского ».
- ^ Jump up to: а беременный в Lehmann, Reinhard G. [на немецком языке] (2013). «Вильгельм Гесениус и рост финикийской филологии» (PDF) . Beihefte Zur Zeitschrift für die alttestamentliche Wissenschaft . 427 . Берлин / Бостон: де Грюйтер: 240. Архивировано из оригинала (PDF) 2016-03-04 . Получено 2015-04-08 .
По сути, его ядро состоит из комплексного издания или переоценки 70 фенияний и некоторых более нефеновых надписей ... однако, просто чтобы отметить достижения, достигнутые в девятнадцатом веке, следует отметить, что предшественник Гесениуса Хамакер, в Его разноцвета Финисия в 1828 году имела в его распоряжении всего 13 надписей. С другой стороны, всего через 30 лет количество надписанных феникийских памятников выросло настолько, что Шредер в своем сборке Phönizische Sprache. Entwurf Einer Grammatik Nebst Sprach-und Schriftproben из 1869 года может заявить, что Гесениус знал, что только четверть материала, которую Шредер имел сам.
- ^ «Обзор публикаций Вильгельма Гесениуса» . Иностранный ежеквартальный обзор . Л. Скотт. 1838. с. 245.
То, что осталось, состоит из нескольких надписей и монет, найденных в основном не там, где мы должны ожидать априори, а именно, в самих главных городах, но в их отдаленных колониях ... Даже сейчас нет совсем не более восьмидесяти надписей и шестьдесят монет, и те, которые, кроме того, разбросаны по различным музеям Европы.
- ^ Rollig, 1983, «Это увеличение текстового материала можно легко оценить, если смотреть на первую независимую грамматику фенияний, P.Schroder's Die Phonizische Sprache Entuurf einer grammatik, Halle 1869, который появился чуть более 110 лет назад. .
- ^ Паркер, Хизер Дана Дэвис; Роллстон, Кристофер А. (2019). «Преподавание эпиграфии в цифровую эпоху». В Хамидовиче, Д.; Clivaz, C.; Savant, S. (Eds.). Древние рукописи в цифровой культуре: визуализация, добыча данных, общение . Тол. 3. Алессандра Маргарат. Брилль С. 189–216. ISBN 978-90-04-34673-4 Полем JSTOR 10.1163/j.ctvrxk44t.14 .
Конечно, Руководство Доннера и Рёллига по тремя томами под названием Кай был золотым стандартом уже пять десятилетий
- ^ Jump up to: а беременный Беван, А.А. (1904). «Северо-семитские надписи». Журнал богословских исследований . 5 (18): 281–284. doi : 10.1093/jts/os-v.18.281 . JSTOR 23949814 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. ICO : Амадаси Гуццо, Мария Джулия (1967). Финикийский и пунические надписи колоний на Западе . Семитские исследования (на итальянском языке). Институт исследований Ближнего Востока, Университет . Получено 2022-10-13 .
- ^ À 4831
- ^ Jump up to: а беременный Моригги, Марко (2011). «Финикийские и пунические надписи в музее древности Турина (Турин, Италия)». Египет и Ближественный Восток . 34 : 81–94. JSTOR 24233436 .
- ^ См. Commons: Категория: Надписи Набатаи из Hegra, Al-ula
- ^ Клермонт-Ганно, Чарльз Саймон (1897). «Финикийская надпись шины» . Отчеты о сессиях Академии надписей и Беллеса-белтре . 41 (4): 347–349. Doi : 10.3406/crai.1897.71008 .
- ^ Смирнов, 1895
- ^ Плетение, Хавьер (1979). «Регистрация явлений терпения (Rés 56) » Сирия 56 (1/2). Французский институт Ближнего Востока: два 10.3406/syria.1979.6656: ISSN 0039-7 JSTOR Дети Получено 2024-08-0
- ^ ДУССАД, Рене, Путешествие в Сирию, октябрь 1896 г., Revue Archaeologique , 30, 1897, с. 332-336
- ^ Clermont-Ganneau, две феницковые статуи с надписями, сборник восточной археологии , 1903, с.373-
- ^ Lidzbarski, Ephemeris для семитской эпиграфии , II, с.165-
- ^ Бергер, Филипп ; CAGNAT, Рене Луи Виктор (1899). «Тройная регистрация Henchir Alaouin» . Отчеты о сессиях Академии надписей и Беллеса-белтре . 43 (1): 48–54. Doi : 10.3406/crai .
- ^ Vassel, Eusèbe (1907). «Заметки о нескольких пунических стелах» . Отчеты о сессиях Академии надписей и Беллеса-белтре . 51 (5): 262–265. Doi : 10.3406/crai.1907.72083 .
- ^ Одно солнце, Джозеп М. (1951–52). "Бронзовый тромбоциты Ибицы" Семейт IV Париж: 25 фр.
Solo Solé, Josep M. (1955). «Финикийские надписи на иберийском полуострове». Отделитель . XV . Мадрид - Барселона: 45 и далее.
Littmann, Enno (1932). «Пунические надписи от Ибицы» . Исследования и прогресс: лист новостей немецкой науки и техники (на немецком языке). 8 : 179. - ^ Шмитц, Филипп С. (1994). «Название« Agrigentum »в пунической надписи (CIS I 5510.10)». Журнал ближневосточных исследований . 53 (1): 1–13. doi : 10.1086/373651 . JSTOR 545353 . S2CID 161397507 .
- ^ ПРИМЕЧАНИЕ О ПУНИЧЕСКОЙ ПРИБОРИ УСТАНОВКОМ ТЕРМИНА
- ^ Гарбини, Джованни (1968). «Записки Пунической Эпиграфии - III» . Журнал Восточных исследований . 43 (1). [Fabrizio Serra Editore, Sapienza - Римский университет]: 5–17. ISSN 0392-4866 . JTOR 41880004 . Получено 2023-04-24 .
- ^ Honeyman, Am (1960). «Надписи от Кипра» . Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии (3/4): 111–112. ISSN 0035-869X . JSTOR 25202364 .
- ^ Серия статей в журнале Sumer
- ^ Аггула Б., Инвентаризация надписей Хатернеса , Париж, 1991.
Бейер К., арамейские надписи от Ассура, Хатры и остальной части Восточной Месопотамии (от 44 до н.э. до 238 г. н.э.) , Геттинген, 1998.
Хили Дж., Арамейские надписи и документы римского периода (Учебник сирийских семитских надписей, том IV), Оксфорд, 2009. - ^ Джейкоб Каплан (1958). «Раскопки в Tell Abu Zeitun в 1957 году». Бюллетень из Израильского исследовательского общества (на иврите). 22 (1/2). Израильское исследование Общество : 99. JSTOR 23730357 .
- ^ Dupont-Sommer, André (1961). «Беспрецедентная арамейская надпись Киликии и богини Кубаба». Отчеты о сессиях Академии надписей и Беллес-белтре (на французском языке). 105 (1): 19–23. Doi : 10.3406/crai.1961.11248 . ISSN 0065-0536 -VIA PESSIAN.
- ^ https://base-laytheisms.huma-num.fr/1660 № 1 в Гарбини Г., нога . -86
- ^ Только-сун, Джозеп Мэри (1961). "Регистрация Пуника Испания " Сефарад (на испанском). 21 (2). Институт "Arias Mountain": 251–256.
- ^ Amadasi, MG (1986). Раскопки в Мозии, надписи . Коллекция исследований феникийцев (на итальянском языке). Национальный исследовательский совет. п. Числа 23, 24, 31 . Получено 2022-05-31 .
- ^ https://base-map-polytheisms.huma-num.fr/source/1611 № 23 = кай 296
№ 24 = Кай 297
№ 31 = Кай 298
Amadasi Guzzo MG, Раскопки в Мозии - Регистрации , Рим, 1986 - ^ Биси, Ам; Amadasi, MG (1969). I Гротта Регина , Национальный исследовательский совет. п. Номер 38а . Получено 2022-05-31 .
- ^ Kai 288 [вероятно, в музее Кипра]
- Йон, Маргарита; Sznycer, Maurice (1991). «Королевская финикийская надпись на Кипре». Отчеты о сессиях годовой академии надписей и Беллес-белтре (по-французски). 135 (4). Программа Перси: 791–823. Doi : 10.3406/crai.1991.15050 . ISSN 0065-0536 .
- https://base-map-polytheisms.huma-num.fr/source/269
- 144 в Calvet, y.; Salles, JF (1982). КИТ-БАМБУЛА: КИТ В ТЕХКАХ. Литературные и эпиграфические свидетельства и надписи корпуса (на французском языке). Полет. 5. Издание исследования цивилизаций. ISBN 978-2-86538-292-7 Полем Получено 2023-09-24 .
- ^ Когда 289 https://base-map-polytheisms.huma-num.fr/source/29
- A30 (три строки) в Guzzo, MGA; Karageorghis, V. (1977). Fouilles de Kition: надписи Phéniciennes (по -французски). Тол. 3. Департамент древностей, Кипр . Получено 2023-09-24 .
- 1030 в Calvet, y.; Salles, JF (1982). КИТ-БАМБУЛА: КИТ В ТЕХКАХ. Литературные и эпиграфические свидетельства и надписи корпуса (на французском языке). Полет. 5. Издание исследования цивилизаций. ISBN 978-2-86538-292-7 Полем Получено 2023-09-24 .
- ^ Kai 290 Три строки
- ^ Крест, Фрэнк Мур (1980). «Недавно найденные надписи в старых ханаанитских и ранних финикийских сценариях» . Бюллетень американских школ восточных исследований (238): 15–17. doi : 10.2307/1356511 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1356511 . S2CID 222343641 .
- ^ Bourogiannis, Giorgos. Финикийский присутствие в Эгейском море в раннем железном веке: торговля, поселение и культурное взаимодействие , Rivista di Studi Fenici 46 , 2018, p. 63.
- ^ Sznycer, Maurice (1979). «Регистрация фенита Tekke, возле коссов» Кадмос 18 (1). два 10.1515/kadm.1979.18.1.89: ISSN 0022-7
- ^ Bordreuil, Pierre, «Беспрецедентная арамейская таблетка 635 г. до н.э.». SEM 23 (1973): 95–102 + PLS. IV
- ^ Фалес, Фредерик Марио, "на арамейской табличке AO 25.341". Aion 36 (1976): 541–47.
- ^ Кауфман, Стивен А., "Ассазироарамский Эгирту Шальму". Стр. 119–27 в эссе о древнем Ближнем Востоке в память о Джейкобе Джоэл Финкельштейн. Эллис, М. де Йонг, изд. Hamden, Ct.: Archon, 1977.
- ^ Весселиус, JW, «Документ, касающийся среды матери ее сыновьями». Aion 45 (1985): 506–8.
- ^ Бхайро, Сиам (2008). «Арамейский« беглый »указ: новая интерпретация» . Арамейские исследования . 6 (1). Брилл: 1–15. doi : 10.1163/147783508x371268 . ISSN 1477-8351 . S2CID 162356215 .
- ^ JW USLIUS, « Арамейский дефицит о беглецах пересмотрел », в E. Talstry: вклад в грамматику дискурса и библейский иврит Schneider (Амстердам: Societas Hebraica Amstelodamensis, 195), .199–209 (с.201)
- ^ Telshha 3 и Telshha 5
- ^ Притчхард JB, Надпись Tanit из Sarepta, в HG Niemeyer (ed.), Финикийский на Западе (Мадридские посты 8), Мейнц Ам Рейн, 1982, 83-92.
Amadasi Guzzo Mg, две финикийские надписи, вырезанные в слоновой кости: опять же коробка UR и табличка Sarepta, Orientalia 59/1, 1990, 58-66. - ^ "ERC MAP - Просмотр источника № 13" .
- ^ Ch. Китан (греческая надпись) и Морис Шинич (надпись по финиции), Dilication Archaiologikon , 35 (1980) [1986], с. 1-30.
- ^ Соколофф, Майкл (1999). «Старая арамейская надпись из Букана: пересмотренная интерпретация». Израильский исследование журнала . 49 (1/2): 105–115. JSTOR 27926880 .
- ^ https://base-map-polytheisms.huma-num.fr/source/2347 Lemaire A., арамейская надпись 8-го века. средний. AD, найденный в Bukân (иранский азебайджан), Sudia Iranica 27, 1998, 15-30.
- ^ «Памятник ̇vriz» . Хиттевые памятники . Получено 2022-11-05 .
- ^ Якубович, Илья; Хокинс, JD (2015). «Финикийский и Лувианский в раннем железном веке Cilicia» . Анатолийские исследования . 65 : 49. doi : 10.1017/s0066154615000010 . ISSN 0066-1546 . JSTOR 24878375 . S2CID 162771440 .
- ^ Фалес, Ф. М; Bachelot, L.; Attardo, E. (1996). «Арамейская таблетка от Tell Shioukh Fawqani, Сирия». Арамейская таблетка от Tell Shioukh Fawqani, Сирия . 46 : 81–121. Inist 2463380 .
- ^ Tekoglu, Recai; Лемейр, Андре; Ипек, Исмет; Касим Тосун А. (2000). «Двуязычный королевский Лувито-феникийский из çineköy». Отчеты о сессиях Академии надписей и Беллеса-белтре . 144 (3): 961–1007. Doi : 10.3406/crai.2000.16174 . INIST 13488688 .
- ^ Якубович, Илья (2015). «Финикийский и Лувианский в раннем железном веке Cilicia». Анатолийские исследования . 65 : 35–53. doi : 10.1017/s0066154615000010 . JSTOR 24878375 . S2CID 162771440 . ProQuest 1693847338 .
- ^ Шлоен, Дж. Дэвид; Финк, Амир С. (2009). «Новые раскопки в Цинрли Хёюк в Турции (Древний Самхал) и открытие вписанной морга Стела». Бюллетень американских школ восточных исследований . 356 (356): 1–13. doi : 10.1086/basor25609345 . JSTOR 25609345 . S2CID 164088482 .
- ^ Аарон Демски (2012). «Алфавитное письменное упражнение железного века IIA от Khirbet Qeiyafa». Израильский исследование журнала . 62 (2). Израильское исследование Общество: 186–199. JSTOR 43855624 .
- ^ Адам Л. Бин (2018). «Вписанный алтарь из заповедника Хирбат Атаруз Моабит». Левант . 50 (2): 211–236. doi : 10.1080/00758914.2019.1619971 . S2CID 199266038 .
- ^ Йосеф Гарфинкель, Митка Р. Голуб, Аггей Мисгав и Саар Ганор (2015). «Надпись Ишбагала из Хирбет Цияфы» Бюллетень американских школ восточных исследований 373 (373). Американские школы восточных исследований: 217–2 Doi : 10.5615/ burlamerschorie.373.0 10.5615/bullamerschoorie.373.0217JStor 164971133S2CID
{{cite journal}}
: Cs1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Kai 283, 15 разборчивых линий, левая сторона повреждена
- ^ Kai 284, 21 надписи, несколько слов