Дельта II
Функция | Ракета-носитель |
---|---|
Производитель |
|
Страна происхождения | Соединенные Штаты |
Стоимость за запуск | |
Размер | |
Высота | 38,9 м (128 футов) [3] |
Диаметр | 2,44 м (8 футов) |
Масса | 152 000–286 100 кг (335 100–630 700 фунтов) [3] [4] |
Емкость | |
Полезная нагрузка на LEO | |
Наклонение орбиты | 28.7° |
Масса | 2776–6107 кг (6120–13464 фунта) [4] |
Полезная нагрузка для GTO | |
Наклонение орбиты | 28.7° |
Масса | 929–2180 кг (2048–4806 фунтов) [4] |
Полезная нагрузка для единого входа | |
Наклонение орбиты | 98.7° |
Масса | 1652–3182 кг (3642–7015 фунтов) [4] |
История запуска | |
Статус | Ушедший на пенсию |
Запуск сайтов | |
Всего запусков |
|
Успех(а) |
|
Неудачи | 1 (Дельта 7000) |
Частичный отказ(ы) | 1 (Дельта 7000) |
Первый полет |
|
Последний рейс | |
Бустеры (Дельта 6000) — Кастор 4А | |
Нет бустеров | 9 |
Высота | 9,2 м (30 футов) [5] |
Диаметр | 1,02 м (3 фута 4 дюйма) |
Пустая масса | 1457 кг (3212 фунтов) |
Полная масса | 11 578 кг (25 525 фунтов) |
Питаться от | Твердый |
Максимальная тяга | 478,3 кН (107 500 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 266 с (2,61 км/с) |
Время горения | 56 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Бустеры (Дельта 7000) – GEM 40 | |
Нет бустеров | 3, 4 или 9 |
Высота | 13,0 м (42,7 футов) [4] |
Диаметр | 1,02 м (3 фута 4 дюйма) |
Пустая масса | 1315 кг (2899 фунтов) |
Полная масса | 13 080 кг (28 840 фунтов) |
Питаться от | Твердый |
Максимальная тяга |
|
Удельный импульс |
|
Время горения | 64 секунды |
Порох | АП / HTPB / Ал |
Ускорители (Дельта 7000 Тяжелая) – GEM 46 | |
Нет бустеров | 9 |
Высота | 14,7 м (48 футов) [4] |
Диаметр | 1,17 м (3 фута 10 дюймов) |
Пустая масса | 2035 кг (4486 фунтов) |
Полная масса | 19 040 кг (41 980 фунтов) |
Питаться от | Твердый |
Максимальная тяга |
|
Удельный импульс |
|
Время горения | 76 секунд или 178,03 секунды после отрыва. |
Порох | АП / HTPB / Ал |
Первая ступень – Тор/Дельта XLT(-C) | |
Высота | 26,1 м (86 футов) [4] |
Диаметр | 2,44 м (8 футов 0 дюймов) |
Пустая масса | 5680 кг (12520 фунтов) |
Полная масса | 101 800 кг (224 400 фунтов) |
Питаться от | 1 × RS-27 (серия 6000) или RS-27A (серия 7000) [6] |
Максимальная тяга | 1054 кН (237 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 302 с (2,96 км/с) |
Время горения | 260,5 секунды |
Порох | РП-1 / ЛОКС |
Второй этап – Дельта К | |
Высота | 6 м (20 футов) [4] |
Диаметр | 2,44 м (8 футов 0 дюймов) |
Пустая масса | 950 кг (2090 фунтов) |
Полная масса | 6954 кг (15331 фунт) |
Питаться от | 1 × AJ10-118К |
Максимальная тяга | 43,6 кН (9800 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 319 с (3,13 км/с) |
Время горения | 431 секунда |
Порох | N 2 O 4 / Аэрозин 50 |
Третья ступень – ПАМ-Д (опция) | |
Питаться от | 1 × Звезда 48Б |
Максимальная тяга | 66 кН (15 000 фунтов силы ) |
Удельный импульс | 286 с (2,80 км/с) |
Время горения | 87 секунд |
Порох | ПВТПБ |
Delta II представляла собой одноразовую пусковую систему , первоначально спроектированную и построенную компанией McDonnell Douglas и иногда известную как Thorad Delta 1. Delta II была частью семейства ракет Delta , созданного непосредственно на основе Delta 3000 , и поступила на вооружение в 1989 году. два основных варианта: Delta 6000 и Delta 7000, причем последний также имеет подварианты «Light» и «Heavy». За свою карьеру Delta II управляла несколькими заметными полезными нагрузками, в том числе 24 спутниками системы глобального позиционирования (GPS) Block II , несколькими десятками полезных нагрузок НАСА и 60 спутниками связи Iridium. Ракета совершила свой последний полет ICESat-2 15 сентября 2018 года, в результате чего ракета-носитель совершила серию из 100 успешных миссий подряд, причем последней неудачей стал GPS IIR-1 в 1997 году. [3] В конце 1990-х годов Delta II получила дальнейшее развитие в неудачную Delta III , которая, в свою очередь, превратилась в более способную и успешную Delta IV , хотя последняя имеет мало общего с оригинальными ракетами Thor и Delta.
История
[ редактировать ]США В начале 1980-х годов планировалось, что все одноразовые ракеты-носители будут заменены на « Спейс Шаттл» , который будет отвечать за все правительственные и коммерческие запуски. Производство Дельты, Атласа-Кентавра и Титана 34D закончилось. [7] Катастрофа Челленджера» « в 1986 году и последующая остановка операций «Шаттлов» изменили эту политику, и президент Рональд Рейган объявил в декабре 1986 года, что «Спейс шаттл» больше не будет запускать коммерческие полезные нагрузки, а НАСА будет стремиться закупать запуски на одноразовых кораблях для миссий, которые не требуется поддержка экипажа или шаттла. [8]
Компания McDonnell Douglas, в то время производитель семейства Delta, подписала в 1987 году контракт с ВВС США на поставку семи самолетов Delta II. Они были предназначены для запуска серии спутников Глобальной системы позиционирования (GPS) Block II , которые ранее использовались для космического корабля "Шаттл". В 1988 году ВВС воспользовались дополнительными контрактами, расширив этот заказ до 20 машин, а НАСА приобрело свою первую Delta II в 1990 году для запуска трех спутников наблюдения за Землей. [9] [10] Первый запуск Delta II произошел 14 февраля 1989 года, когда самолет Delta 6925 доставил первый спутник GPS Block II ( USA-35 ) со стартового комплекса 17A (SLC-17A) на мысе Канаверал на высоту 20 000 км (12 000 миль) над Землей. орбита . [11]
Первый самолет Delta II 7000-й серии поднялся в воздух 26 ноября 1990 года, заменив двигатель RS-27 6000-й серии на более мощный двигатель RS-27A . стальном корпусе Кроме того, твердотопливные ускорители Castor 4A серии 6000 в были заменены на GEM 40 в композитном корпусе . Все дальнейшие запуски Delta II, за исключением трех, имели эту модернизированную конфигурацию, а серия 6000 была снята с производства в 1992 году, причем последний запуск состоялся 24 июля. [12]
Компания McDonnell Douglas начала разработку Delta III в середине 1990-х годов, поскольку увеличение массы спутников требовало более мощных ракет-носителей. [9] Дельта III со своей второй ступенью на жидком водороде и более мощными ускорителями GEM 46 вдвое большую массу, чем Дельта II могла бы вывести на геостационарную переходную орбиту , но произошла череда двух неудач и одного частичного отказа, а также разработка гораздо более мощного ракеты-носителя. Дельта IV привела к отмене программы Дельта III. [13] Модернизированные ускорители по-прежнему найдут применение на Delta II, что приведет к созданию Delta II Heavy.
28 марта 2003 года Космическое командование ВВС начало процесс деактивации стартовых комплексов и инфраструктуры Delta II на мысе Канаверал после запуска последнего спутника GPS второго поколения. Однако в 2008 году вместо этого он объявил, что передаст все объекты и инфраструктуру Delta II НАСА для поддержки запуска Лаборатории гравитационного восстановления и внутренних дел (GRAIL) в 2011 году. [14]
14 декабря 2006 года, с запуском USA-193 , состоялся первый запуск Delta II, которым управляла United Launch Alliance . [15]
Последний запуск GPS на борту Delta II и последний запуск с SLC-17A на мысе Канаверал произошел в 2009 году. Запуск GRAIL в 2011 году стал последним запуском Delta II Heavy и последним из Флориды. Последние пять запусков будут произведены с базы ВВС Ванденберг в Калифорнии . [16]
16 июля 2012 года НАСА выбрало Delta II для поддержки миссий Орбитальной углеродной обсерватории (OCO-2), Активно-пассивной спутниковой системы влажности почвы (SMAP) и Объединенной полярной спутниковой системы (JPSS-1 – NOAA-20). Это ознаменовало окончательную покупку Delta II. OCO-2 был запущен 2 июля 2014 года, Soil Moisture Active Passive (SMAP) был запущен 31 января 2015 года, а JPSS-1 был запущен 18 ноября 2017 года. Все три запуска были выведены на орбиту с SLC-2 в Ванденберге. . [17]
Семейство Delta II запускалось 155 раз. Единственными неудачными запусками были Koreasat 1 в 1995 году и GPS IIR-1 в 1997 году. Запуск Koreasat 1 произошел из-за частичного отказа, вызванного тем, что одна ракета-носитель не отделилась от первой ступени, в результате чего спутник был помещен в положение ниже среднего. предполагаемая орбита. Используя резервное топливо, он смог выйти на правильную геостационарную орбиту и проработал 10 лет. [18] GPS IIR-1 был полностью потерян, поскольку Delta II взорвалась через 13 секунд после запуска. Взрыв произошел в результате разрыва поврежденного корпуса твердотопливного ракетного ускорителя и срабатывания системы прекращения полета корабля. [19] Никто не пострадал, а сама стартовая площадка серьезно не пострадала, хотя несколько автомобилей были разрушены, а несколько зданий повреждены. [20]
В 2007 году Delta II завершила свой 75-й успешный запуск подряд, превзойдя 74 последовательных успешных запуска Ariane 4 . [21] [22] С запуском ICESat-2 в 2018 году Delta II достигла 100 успешных запусков подряд.
За время своей карьеры Delta II достигла пиковой скорости запусков в 12 запусков в год, хотя ее инфраструктура была способна поддерживать до 15 запусков в год. [4]
Хотя все завершенные ракеты Delta II были запущены, многие запасные части, пригодные для полетов, остались на складе. Эти запасные части были собраны вместе с несколькими структурными имитаторами, чтобы создать почти полную версию Delta II для выставки в конфигурации 7320-10C. Ракета выставлена вертикально в комплексе для посетителей Космического центра Кеннеди , а на ее обтекателе изображена популярная ливрея «акульи зубы», которая была нарисована на прошлых ракетах Delta II для запусков GPS. [23]
Описание автомобиля
[ редактировать ]Первый этап
[ редактировать ]Первая ступень Delta II приводилась в движение маршевым двигателем Rocketdyne RS-27 или RS-27A, сжигающим RP-1 и жидкий кислород . Технически эта ступень называлась «Сверхудлиненный длинный танк Тор», производная от Тор . баллистической ракеты [24] как и все ракеты Delta до Delta IV . RS-27, используемый на Delta II серии 6000, создавал тягу 915 кН (206 000 фунтов силы), [25] в то время как модернизированный RS-27A, используемый в серии 7000, выдавал 1054 кН (237 000 фунтов силы). [26] Сцена имела длину 26,1 метра (86 футов) и ширину 2,44 метра (8,0 футов), имела массу 101,8 тонны (224 000 фунтов) при заправке топливом и горела 260 секунд. [3] Главный двигатель, который не мог дросселировать, обеспечивал управление тангажем и рысканьем машины во время подъема с помощью гидравлического подвеса. Кроме того, два нониусных двигателя ЛР-101-НА-11 обеспечивали управление креном первой ступени во время набора высоты и продолжали стрельбу после остановки основного двигателя для стабилизации машины перед отделением ступеней. [27] [4]
Два бака первой ступени были построены из алюминиевых панелей изогрид, обеспечивающих высокую прочность при меньшей массе. Газообразный азот использовался для создания давления в резервуарах. Эти баки были в общей сложности удлинены на 148 дюймов (3,8 м) по сравнению с баками Extended Long Tank Thor, которые летали на старых ракетах Delta, обеспечивая больше топлива. Между двумя танками находился «центральный корпус», в котором размещалась авионика первой ступени и оборудование связи. Точки крепления твердотопливного ракетного ускорителя располагались снаружи бака с жидким кислородом и кормовой юбки, последняя из которых также содержала гироскоп для обеспечения устойчивости машины. [4]
Твердотопливные ракетные ускорители
[ редактировать ]Для дополнительной тяги при запуске на Delta II использовались твердотопливные ускорители. В 6000-й серии компания Delta II использовала бустеры Castor 4A (иногда стилизованные под «Castor IVA»), а в 7000-й серии использовались графитово-эпоксидные двигатели GEM 40 производства ATK . Как и его предшественники, серия Delta II 6000 предлагалась только в конфигурациях с девятью усилителями. Однако с появлением серии 7000 были представлены варианты с тремя и четырьмя ускорителями, позволяющие Delta II летать с небольшой полезной нагрузкой по более низкой цене. [4] Когда использовались три или четыре ускорителя, все они воспламенялись на земле при запуске, в то время как модели, в которых использовалось девять ускорителей, зажигали шесть на земле, а затем оставшиеся три зажигались в полете после сгорания и сброса первых шести. [3]
Ускорители Castor 4A представляли собой улучшение по сравнению с двигателями Castor 4, использовавшимися на более ранней ракете Delta 3000 , заменяя топливо более современным топливом на основе HTPB и обеспечивая увеличение производительности на 11%. [5] Ускорители GEM 40 серии 7000 еще больше улучшили характеристики Delta II, каждый из которых содержал на 2,5 тонны (5500 фунтов) больше топлива, чем Castor 4A, благодаря удлинению на 3 метра (9,8 фута). Кроме того, ускорители GEM также имели меньшую сухую массу, чем Castors, благодаря конструкции из углеродного композита. [28]
В 2003 году дебютировал Delta II Heavy с более крупными двигателями GEM 46 из заброшенной программы Delta III . Эти новые двигатели позволили кораблю перевезти более 1000 кг (2200 фунтов) дополнительной полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту. Только космический стартовый комплекс 17B на мысе Канаверал был способен управлять тяжелой конфигурацией, поскольку ранее он был усилен для работы с Delta III. [4]
Сопла двигателя Castor были расположены под углом 11 градусов от вертикали, чтобы направить тягу в центр тяжести автомобиля, в то время как двигатели GEM имели немного меньший наклон на 10 градусов. [5] В конфигурации с девятью двигателями три двигателя с воздушным освещением имели более длинные сопла, что позволяло ускорителям лучше работать в верхних слоях атмосферы. [27] Все твердотопливные двигатели, летавшие на Delta II, имели фиксированные сопла, а это означало, что первая ступень отвечала исключительно за управление транспортным средством на начальных этапах полета. [4]
Дельта-К вторая ступень
[ редактировать ]Второй ступенью Дельты II стала Дельта-К , оснащенная перезапускаемым (до шести перезапусков) двигателем Aerojet AJ10-118К , сжигающим гиперголический аэрозин-50 и Н 2 О 4 . Это топливо высокотоксично и коррозионно-активно, и после загрузки запуск должен был произойти в течение примерно 37 дней, иначе ступень пришлось бы ремонтировать или заменять. [29] Эта ступень также содержала комбинированную инерциальную платформу и систему наведения , контролировавшую все полетные события. [3]
Дельта-К состоял из баков из нержавеющей стали и легкой алюминиевой конструкции. Резервуары находились под давлением газообразного гелия, а на ступени были установлены азотные двигатели для управления креном во время горения и для полного контроля ориентации во время движения по инерции. Ступень имела массу 950 кг (2090 фунтов) в пустом состоянии и 6954 кг (15 331 фунт) в полностью заправленном топливом. [4]
Третий этап
[ редактировать ]Для полетов на низкую околоземную орбиту «Дельта II» не оснащалась третьей ступенью. Полезная нагрузка, направлявшаяся на орбиты с более высокой энергией, такие как GTO , или для достижения скорости отрыва от Земли для заброски за Марс или в другие пункты назначения за пределами Земли, использовала третью ступень твердого топлива HTPB , расположенную внутри обтекателя во время запуска. Эта ступень была стабилизирована вращением и зависела от второй ступени для правильной ориентации перед разделением ступеней, но иногда оснащалась системой контроля гидразиновой нутации для поддержания правильной оси вращения. [27] Третья ступень будет раскручиваться с помощью небольших ракетных двигателей, а затем освобождаться второй ступенью для сгорания. Третья ступень также включала в себя систему «йо-йо», вызывающую опрокидывание ступени после отделения полезной нагрузки, чтобы предотвратить повторный контакт, или механизм «йо-йо» для замедления вращения перед освобождением полезной нагрузки. [27] Сцена также будет содержать передатчик S-диапазона, батареи и секвенсор для управления сценическими событиями.
Были доступны два варианта третьей ступени, оба состоящие из одного твердотопливного ракетного двигателя. Самым распространенным на сегодняшний день был Star 48, совершивший более 70 вылетов. Star 48, также известный как Модуль помощи полезной нагрузки-Дельта (PAM-D), был более мощным из двух вариантов, создавая среднюю тягу 66,4 кН (14 900 фунтов силы ) во время горения в течение 87,1 секунды. В конечном итоге ступень будет летать в основном на более мощных вариантах Delta и никогда не летала на конфигурации с тремя ускорителями.
Другим вариантом третьей ступени была Star 37FM. Эта ступень летала четыре раза, и только на трех- и четырехракетных конфигурациях «Дельты». Star 37FM создавал 45,8 кН (10 300 фунтов силы ) за 66,4 секунды горения. тягу [4]
Система именования
[ редактировать ]Семейство Delta II использовало четырехзначную систему для создания своих технических названий: [30]
- Первая цифра была 6 или 7, обозначая Delta серии 6000 или 7000.
- Вторая цифра обозначала количество бустеров. Большинство ракет Delta II летали с 9 ускорителями, но некоторые летали с 3 или 4.
- Третья цифра всегда была 2, обозначая вторую ступень с двигателем Aerojet AJ10. Только Deltas до серии 6000 использовали другой двигатель, TR-201 .
- Последняя цифра обозначала третий этап. 0 обозначал отсутствие третьей ступени, 5 обозначал ступень модуля поддержки полезной нагрузки (PAM) с твердотопливным двигателем Star 48B, а 6 обозначал двигатель Star 37FM.
- Буква H после четырех цифр означала, что в автомобиле использовались более крупные ускорители Delta III GEM 46. Тяжелый вариант мог быть запущен только с мыса Канаверал (поскольку площадка Ванденберга не была модифицирована для работы с более крупными SRB) и был снят с эксплуатации после закрытия этой стартовой площадки в 2011 году. [31]
- Следующие за ними цифры и буквы указывают тип обтекателя. -9,5 означает, что автомобиль имел обтекатель диаметром 9,5 футов (2,9 м), -10 означает алюминиевый обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м), -10C означает композитный обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м), а -10L указывает на удлиненный композитный обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м). В некоторых ранних полетах Delta II использовался обтекатель диаметром 8 футов (от старых ракет Delta), и эти машины имели обозначение -8.
Например, в самолете Delta 7925H-10L использовались RS-27A, девять ускорителей GEM 46, третья ступень PAM и удлиненный обтекатель диаметром 10 футов (3,0 м). Delta 6320–9,5 представляет собой двухступенчатую машину с двигателем первой ступени RS-27, тремя ускорителями Castor 4A, обтекателем диаметром 9,5 футов (2,9 м) и без третьей ступени.
Запустить профиль
[ редактировать ]- Сборка ракеты -носителя
- Ракета-носитель Delta II была собрана вертикально на стартовой площадке. Сборка началась с установки первой ступени на место. Затем твердотопливные ускорители были подняты на место и состыкованы с первой ступенью. Затем сборка ракеты-носителя продолжилась: вторая ступень была поднята на вершину первой ступени. [32]
- Заправка
- Загрузка первой ступени 37 900 л (10 000 галлонов США) топлива заняла около 20 минут. [33]
- На Т-45 минуте было подтверждено завершение заправки. На Т-20 минуте поджигатели ФТС были вооружены. На минуте Т-20 и минуте Т-4 произошли два встроенных удержания. Во время этих задержек были проведены окончательные проверки запуска. На Т-11 секунде были приведены в действие воспламенители СБР. Зажигание маршевого двигателя было при Т-0,4 секунды. Профиль восхождения варьируется в зависимости от миссии.
- Постановка SRB
- Если использовалось 9 твердотопливных ракетных ускорителей, то при запуске загорелись только шесть. Примерно через минуту, когда первые шесть будут исчерпаны, три двигателя с воздушным запуском загорятся еще на минуту, а двигатели с наземным запуском отделятся. [34] Двигатели с воздушным запуском имели сопла, оптимизированные для работы на большой высоте, поскольку во время полета они работали в основном в условиях, близких к вакууму.
- Если использовались только 3 или 4 ускорителя, все они воспламенялись на земле и сбрасывались одновременно.
Дельта II запускается
[ редактировать ]Заметная полезная нагрузка
[ редактировать ]на околоземной орбите
Внепланетный
Последним запуском Delta II стал спутник ICESat-2 в сентябре 2018 года. [31] [35] [36]
В 2008 году ULA сообщила, что у нее имеется «около полдюжины» непроданных ракет Delta II. [37] но генеральный директор ULA Тори Бруно заявил в октябре 2017 года, что в инвентаре ULA не осталось целых незабронированных ракет Delta II; и хотя остались детали Delta II, их недостаточно для постройки еще одной ракеты-носителя. [38] Последняя ракета Delta II, сделанная из этих оставшихся частей, а также из некоторых смоделированных частей, находится в ракетном саду Космического центра Кеннеди . [39]
Сопоставимые ракеты
[ редактировать ]Космический мусор
[ редактировать ]Единственный зарегистрированный человек, когда-либо пострадавший от космического мусора, был сбит обломком ракеты Дельта II. Лотти Уильямс тренировалась в парке в Талсе 22 января 1997 года, когда ее ударил в плечо 15-сантиметровый (6 дюймов) кусок почерневшего металлического материала. Космическое командование США подтвердило, что использованная ракета Дельта II, запущенная в апреле 1996 года в рамках космического эксперимента «Мидкурс», упала в атмосферу 30 минутами ранее. Предмет ударил ее по плечу и безвредно упал на землю. Уильямс собрала предмет, и тесты НАСА позже показали, что фрагмент соответствует материалам ракеты, а Николас Джонсон, главный научный сотрудник агентства по орбитальному мусору, считает, что в нее действительно попал кусок ракеты. [40] [41]
Ракеты «Дельта» неоднократно подвергались фрагментациям, поскольку их обычно оставляли на орбите с достаточным количеством топлива для взрыва. Большое количество нынешнего «космического мусора» — это обломки ракеты «Дельта». [42]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ (модель 7920-10)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Дельта II 7920Н-10» . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 1 июля 2014 г.
- ^ «Ежегодный сборник коммерческих космических перевозок: 2018» (PDF) . Управление коммерческого космического транспорта Федерального управления гражданской авиации . Брайс Космос и технологии. Январь 2018. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кайл, Эд. «Технический паспорт Дельты II» . spacelaunchreport.com . Архивировано из оригинала 28 июля 2014 года . Проверено 24 июля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Исаковиц, Стивен Дж.; Хопкинс, Джошуа Б.; Хопкинс, Джозеф Р. младший (2004). Международное справочное руководство по системам космического запуска (Отчет) (Четвертое изд.). Американский институт аэронавтики и астронавтики.
- ^ Jump up to: а б с Уэйд, Марк. «Двигатель Кастор 4А» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 20 декабря 2022 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ «Boeing: Интегрированные системы обороны – Дельта – Семейство ракет-носителей Delta II» . Архивировано из оригинала 3 ноября 2006 года . Проверено 3 ноября 2006 г.
- ^ Доусон, Вирджиния (2004). Укрощение жидкого водорода (PDF) . п. 233. Архивировано (PDF) из оригинала 29 сентября 2006 г. . Проверено 12 июля 2017 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Рейган приказывает НАСА остановить запуск коммерческих грузов» . Новости Ассошиэйтед Пресс . 16 августа 1986 года. Архивировано из оригинала 6 марта 2014 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Румерман, Джуди (2009). Книга исторических данных НАСА, Том. VII: Стартовые системы НАСА, космический транспорт, пилотируемые космические полеты и космическая наука, 1989–1998 гг. (PDF) . НАСА. стр. 49–51. НАСА СП-4012. Архивировано (PDF) из оригинала 25 декабря 2017 года . Проверено 12 июля 2017 г. . В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Архивная копия» (PDF) . База ВВС Лос-Анджелеса. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2016 года. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Макдауэлл, Джонатан. «Журнал запуска» . Космический отчет Джонатана. Архивировано из оригинала 13 ноября 2009 года . Проверено 10 июля 2012 г.
- ^ «ULA Delta II успешно вывела ОСО-2 на орбиту» . nasaspaceflight.com . 2 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 26 июля 2014 г.
- ^ «Технический паспорт Дельты III» . Отчет о космическом запуске. Архивировано из оригинала 2 ноября 2014 года . Проверено 27 июля 2014 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ Клири, Марк. «Космические операции Delta II и III на мысе Канаверал, 1989–2009 гг.» (PDF) . www.afspacemuseum.org . Архивировано (PDF) из оригинала 30 мая 2015 года . Проверено 18 ноября 2017 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Совместное предприятие United Launch Alliance завершило первый запуск» . ulalaunch.com . Проверено 2 июня 2020 г.
- ^ «Дельта II» . www.spaceflightinsider.com . Архивировано из оригинала 17 ноября 2017 года . Проверено 18 ноября 2017 г.
- ^ «НАСА выбирает контракт на услуги по запуску трех миссий» . НАСА. 16 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 10 мая 2013 года . Проверено 7 июня 2013 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Кребс, Гюнтер Дирк. «Koreasat 1, 2 (Мугунхва 1, 2) / Европа*Star B» . Архивировано из оригинала 17 сентября 2010 года . Проверено 7 октября 2010 г.
- ^ «Архив науки и здравоохранения» . Гизмодо Австралия . Архивировано из оригинала 12 февраля 2009 года . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Беспилотная ракета взрывается после старта» . cnn.com . 17 января 1997 года. Архивировано из оригинала 23 апреля 2009 года . Проверено 31 марта 2009 г.
- ^ «DigitalGlobe успешно запускает Worldview-1» . Цифровой Глобус. Архивировано из оригинала 2 марта 2009 года . Проверено 21 сентября 2007 г.
- ^ «Впечатляющий рекорд запуска Ariane 5 — 75 запусков подряд» . SpaceDaily. Архивировано из оригинала 1 декабря 2017 года . Проверено 19 ноября 2017 г. .
- ^ «Оставшаяся ракета Дельта-2 будет выставлена на выставке в Космическом центре Кеннеди» . spaceflightnow.com . Космический полет сейчас. Архивировано из оригинала 29 января 2019 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ «Отчет о космическом запуске» . spacelaunchreport.com . Архивировано из оригинала 18 апреля 2012 года . Проверено 5 февраля 2013 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «РС-27» . Астронавтикс . Архивировано из оригинала 11 октября 2011 года . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ «РС-27А» . astronautix.com . Архивировано из оригинала 5 августа 2014 года . Проверено 27 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с д «Руководство по планированию полезной нагрузки Delta II, 2007 г.» (PDF) . ulalaunch.com . Архивировано (PDF) из оригинала 19 сентября 2011 года . Проверено 24 июля 2014 г.
- ^ Уэйд, Марк. «ЖЕМЧУЖИНА 40» . Энциклопедия астронавтики . Архивировано из оригинала 23 декабря 2022 года . Проверено 27 февраля 2024 г.
- ^ Доктор Марк Д. Рэйман (15 июля 2007 г.). «Журнал РАССВЕТ» . Лаборатория реактивного движения НАСА. Архивировано из оригинала 12 октября 2008 года . Проверено 6 сентября 2008 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Форсайт, Кевин С. (10 августа 2007 г.). «Описание и обозначения транспортных средств» . История ракеты-носителя «Дельта» . Архивировано из оригинала 8 августа 2011 года . Проверено 15 марта 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Грэм, Уильям (2 июля 2014 г.). «ULA Delta II успешно вывела ОСО-2 на орбиту» . NASASpaceflight.com . Архивировано из оригинала 14 июля 2014 года . Проверено 23 июля 2014 г. .
- ^ «Отчет о состоянии одноразовой ракеты-носителя» . НАСА. 6 июня 2007 года. Архивировано из оригинала 8 июня 2007 года . Проверено 8 июня 2007 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Действия на быстрой стартовой площадке» . 18 ноября 2004 г. Архивировано из оригинала 8 августа 2007 г. Проверено 20 декабря 2007 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Сквайрс, Стив (2005). Бродячий Марс: дух, возможности и исследование Красной планеты . Книги Хачетта . ISBN 9781401308513 .
- ^ «НАСА выбирает контракт на услуги по запуску трех миссий» . МаркетВотч. 16 июля 2012 года. Архивировано из оригинала 29 января 2013 года . Проверено 16 июля 2012 г.
- ^ «НАСА выбирает услуги запуска для миссии ICESat-2» . НАСА Космический центр Кеннеди . 22 февраля 2013 года. Архивировано из оригинала 8 июля 2013 года . Проверено 15 марта 2013 г.
- ^ Бергер, Брайан (30 июня 2008 г.). «Ракеты Delta 2 останутся конкурентоспособными до 2015 года» . Космические новости. Архивировано из оригинала 3 июля 2008 года . Проверено 3 июля 2008 г.
- ^ @torybruno (17 октября 2017 г.). «Менее 1. Последние 2 полных DII заказаны, следующим вылетает JPSS. Большая часть деталей третьего DII остается на складе» ( Твит ) . Проверено 7 августа 2019 г. - через Twitter .
- ^ Роберт З. Перлман (23 марта 2021 г.). «Последняя Дельта II пускает корни в ракетном саду Космического центра Кеннеди» . Space.com . Проверено 11 марта 2023 г.
- ^ «Выживший из космического мусора» . 3 марта 2017 года. Архивировано из оригинала 3 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ Лонг, Тони (22 января 1997 г.). «22 января 1997 года: Внимание, Лотти! Это космический мусор!» . Архивировано из оригинала 2 января 2018 года . Проверено 2 января 2018 г.
- ^ «Микрометеороиды и орбитальный мусор (MMOD)» . 14 июня 2016 года . Проверено 20 марта 2023 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Дельтой II, на Викискладе?
- Страница Delta II на сайте Boeing.com
- Данные о запуске Delta I, II и III на Skyrocket.de
- История ракеты-носителя «Дельта»
- Критерии комитета по погоде при запуске Delta II