Jump to content

Дивизия Джамму

Координаты : 32 ° 44' с.ш., 74 ° 52' в.д.  /  32,73 ° с.ш., 74,87 ° в.д.  / 32,73; 74,87
(Перенаправлено из отдела Джамму )

Дивизия Джамму
Регион под управлением Индии как административное деление
Карта
Интерактивная карта округа Джамму
Карта округа Джамму (неоново-синий) находящегося под управлением Индии Джамму и Кашмира (заштрихована коричневым) в спорном регионе Кашмир.[1]
Карта округа Джамму (неоново-синий) находящегося под управлением Индии Джамму и Кашмира (заштрихована коричневым ) в спорном регионе Кашмир . [1]
Координаты: 32 ° 44' с.ш., 74 ° 52' в.д.  /  32,73 ° с.ш., 74,87 ° в.д.  / 32,73; 74,87
Управляющая страна Индия
Союзная территория Джамму и Кашмир
Капитал Шринагар (лето)
Джамму (зима)
Правительство
• Тип Разделение
Область
• Общий 26 293 км 2 (10 152 квадратных миль)
Население
• Общий 5,350,811
• Плотность 200/км 2 (530/кв. миль)
Языки
• Официальный Догри , урду , хинди , кашмири , английский [2] [3]
• Разговорный Догри , кашмири , пахари-потвари , пенджаби , хинди , урду , годжри
Часовой пояс UTC+5:30 ( IST )
Веб-сайт http://divcomjammu.gov.in/

Дивизия Джамму ( / ˈ æ m , ˈ ʌ m -/ ; Произношение Догри: [dʒəmːuː] ) — налоговое и административное подразделение находящегося под управлением Индии, Джамму и Кашмира, в спорном регионе Кашмир . [1] он граничит с Кашмирской дивизией На севере его состав входят районы Джамму Рамбан , Дода , Катуа , . В , Реаси , Киштвар , Пунч , Раджури , Удхампур и Самба . Большая часть территории холмистая или гористая, включая хребет Пир-Панджал , который отделяет ее от Кашмирской долины и части Великих Гималаев в восточных районах Дода и Киштвар. Его главная река — Ченаб .

Город Джамму — крупнейший город штата Джамму и зимняя столица штата Джамму и Кашмир. Он также известен как «Город храмов», так как в нем много храмов и святынь , а сверкающие шихары , взлетающие в небо, усеивают горизонт города.

Джамму является домом для некоторых из самых почитаемых индуистских святынь, таких как Вайшно Деви , и является крупным центром паломничества индуистов. Большинство населения Джамму исповедуют индуизм . [4] в то время как ислам и сикхизм обладают сильным культурным наследием в регионе.

Танец ламы в Джумму

Холмистые районы к югу и юго-западу от Кашмирской долины образовали провинцию Джамму княжеского штата Джамму и Кашмир . В период упадка Империи Великих Моголов регион включал 22 горных государства, возникших из-под сюзеренитета Великих Моголов. Хатчисон и Фогель, впервые изучившие эти штаты, назвали их Дугара группой штатов . ( Дугар [5] — средневековый термин, имеющий древнюю форму Дугара и современную форму Догра .) Считается, что штат Джамму был самым выдающимся среди группы Дугар, которую они отождествляли с королевством Дугара .

Термин Дургара засвидетельствован в надписи на медной пластине XI века из Чамбы . Надпись относится к нападению на Чамбу «Повелителя Дургары» в союзе с Сауматикасом и Кирами Чамбы. не упоминается ни одно королевство с таким названием Однако в «Раджатарангини» . Дургара могла быть ссылкой на Валлапуру (современный Биллавар ) или Баббапуру (современный Бабор). Некоторые ученые полагают, что это было региональное или этническое название, распространенное в регионе. [6] [7] [8] [9]

Джамму упоминается по имени в хрониках Тимура , который вторгся в Дели в 1398 году и вернулся в Самарканд через Джамму. Раджа Бхим Дев широко упоминается в хрониках Дели как сторонник Мубарах Шаха ( годы правления 1421–1434 ) против Джасрата . Между 1423 и 1442 годами Джасрат перешел под контроль Джасрата ( годы правления 1405–1442 ), который завоевал его после убийства своего заклятого врага Бхима Дева в 1423 году. Позже Джасрат назначил Маника Дева (также известного как Аджео Дев) своим вассалом и женился на нем. его дочь. [10] начала XVI века В могольских хрониках Бабура Джамму упоминается как могущественное государство на холмах Пенджаба. Император Акбар передал горные королевства региона под сюзеренитет Великих Моголов, но короли пользовались значительной политической автономией. Помимо Джамму, другие королевства региона, такие как Киштвар и Раджаури широко упоминались и . Очевидно, что империя Великих Моголов относилась к этим горным вождям как к союзникам и партнерам в империи. [11]

После упадка власти Великих Моголов в 18 веке штат Джамму под руководством Раджи Дхрува Дева из семьи Джамувал (или Джамвал ) утвердил свое превосходство среди штатов Дугар. Его восхождение достигло своего пика при его преемнике Радже Ранджите Деве (годы правления 1728–1780), который пользовался большим уважением в горных штатах. [12] [13] К концу правления Ранджита Дева сикхские кланы Пенджаба ( мислы ) получили господство, и Джамму начали оспаривать Бханги , Канхайя и Сукерчакиа мислы . Около 1770 года Бханги- мисл напали на Джамму и вынудили Ранджита Дева стать данником. Бридж Лал Дев, его преемник, потерпел поражение от вождя Сукерчаки Махана Сингха, который разграбил Джамму и разграбил его. Таким образом, Джамму потерял свое господство над окружающей страной. [14]

В 1808 году сам Джамму был присоединен к Империи сикхов махараджей Ранджитом Сингхом , сыном Махана Сингха. [15]

Гулаб Сингх и династия Догра

[ редактировать ]
Махараджа Гулаб Сингх , основатель княжества Джамму и Кашмир.

После завоевания Джамму сикхами Гулаб Сингх , потомок Дхрува Дева через его третьего сына, поступил на службу в сикхские войска. Вскоре он отличился в боях и был награжден джагиром недалеко от Джамму с разрешением сохранить независимые силы. После завоевания Киштвара ( 1821 г.) и подчинения Раджури он стал потомственным раджей Джамму в 1822 г., лично помазанным Ранджитом Сингхом. Его брат Дхиан Сингх получил Пунча и Чибхала , а также Суше Сингха Рамнагара . [16] [17]

К 1827 году Гулаб Сингх взял под свой контроль все княжества, лежащие между Кашмиром и Джамму. [18] Таким образом, вся провинция Джамму перешла под контроль трех братьев Джамвал под эгидой Империи сикхов.

После смерти махараджи Ранджита Сингха в 1839 году двор сикхов погрузился в анархию, и воцарились дворцовые интриги. Братья Гулаба Сингха Дхиан Сингх и Суше Сингх, а также его племянник Хира Сингх были убиты в ходе боев. Отношения между сикхским двором и Гулабом Сингхом ухудшились. [19] [20] Во время Первой англо-сикхской войны (1845–1846) Гулаб Сингх держался в стороне. Тем не менее его пригласили в Лахор и назначили премьер-министром Империи сикхов. Его действия на посту премьер-министра были двуличными и способствовали поражению сикхов. [21]

Британцы решили ослабить власть сикхов и выставили в качестве противовеса Гулаб Сингха. Соответственно, они потребовали от сикхов военной контрибуции, включавшей всю холмистую территорию между реками Рави и Инд , а затем передали ее Гулабу Сингху, признав его независимым махараджей. Гулаб Сингх заплатил британцам 7,5 миллионов нанакшахи рупий в рамках сделки. [22] княжеское государство Джамму и Кашмир Так возникло , которым правил Гулаб Сингх и его потомки, известное как династия Догра .

Во время правления Догры Джамму в провинции Джамму и Сринагар в провинции Кашмир использовались в качестве столиц от шести месяцев до года каждая. Пунч и Чибхал были переданы в качестве джагиров выжившим сыновьям Дхиан Сингха, Джавахиру Сингху и Моти Сингху. Однако Джавахир Сингх ввязался в заговоры и был сослан в Пенджаб. Таким образом, Чибхал ( Бхимбер ) вернулся к Гулабу Сингху, в то время как Пунч остался под контролем Моти Сингха и его потомков под сюзеренитетом Джамму и Кашмира.

Раздел и присоединение

[ редактировать ]
Кашмирский регион разделен между Пакистаном, Индией и Китаем

Во время раздела Индии правителем был махараджа Хари Сингх . Ему, как и всем другим принцам, был предоставлен выбор: присоединиться к Индии или Пакистану , принимая во внимание географическую близость и пожелания населения. Махараджа решил не присоединяться ни к одному из владений до назначенной даты, сославшись на смешанный религиозный состав своего государства. Эта техническая независимость была недолгой, поскольку Махараджа столкнулся с восстанием в западных округах и инспирированным Пакистаном вторжением пуштунских племен . Не выдержав нападений, махараджа 26–27 октября 1947 года присоединился к Индии. Индия перебросила войска в Кашмир по воздуху для отражения рейдеров. Однако основные части западных округов Музаффарабад, Пунч и Мирпур остались под контролем Пакистана . Остальная часть штата была включена в состав Индии на основании Конституции Индии , которая также предоставила штату автономию согласно статье 370 .

География и климат

[ редактировать ]

Джамму граничит с Кашмирской долиной на севере, Ладакхом на востоке и Пенджабом и Химачал-Прадешем на юге. На западе Линия контроля отделяет Джамму от Пакистана , находящегося под управлением Кашмира (известного в Пакистане как Азад Кашмир ). Между Кашмирской долиной на севере и равнинами Даман-Ко на юге, хребет Шивалик занимает большую часть региона Джамму. , Хребет Пир-Панджал холмы Трикута и низменный бассейн реки Тави добавляют разнообразия ландшафту Джамму. Хребет Пир-Панджал отделяет Джамму от Кашмирской долины. Регион Джамму состоит из восьми географических субрегионов: равнины Рави-Тави-Канди, Шивалики, пояс Пир-Панджал, долина Ченаб, долина Бхадерва, долина Гандо, долина Паддар и долина Варван-Марва.

Климат региона меняется в зависимости от высоты. В городе Джамму и его окрестностях климат аналогичен климату близлежащего региона Пенджаб: жаркое лето, дождливые муссоны и умеренно холодная и туманная зима. Хотя в самом городе Джамму не бывает снегопадов, более высокие холмы и горы зимой покрыты снегом. приезжают люди со всей Индии, На горный курорт Патнитоп чтобы насладиться зимними снегами. Храм Вайшно Деви зимой покрыт снегом. , Перевал Банихал соединяющий регион Джамму с регионом Кашмир, часто закрывается в зимние месяцы из-за чрезвычайно сильного снегопада.

Демография

[ редактировать ]

Религии в округе Джамму (2011) [23]

  Индуизм (67,5%)
  Ислам (30%)
  Другие (0,2%)
  Не указано (0,1%)
<div style="border:solid Transparent;background-color:initial;position:absolute;width:100px;line-height:0;

Район Джамму: родной язык населения по данным переписи 2011 года. [24]

  Догри (46,59%)
  Пахари (13,23%)
  Годжри (13,07%)
  Кашмири (11,07%)
  Другие (5,45%)
  Нет (3,46%)
  Пенджаби (3,12%)
  Бхадравахи (1,83%)
  Сираджи (1,44%)
  Урду (0,18%)

По переписи 2011 года общая численность населения округа Джамму составляет 5 350 811 человек. [25] Зарегистрированные касты ( далиты ) составляют 19,44% населения. [26] Зарегистрированные племена составляют 15-20% населения округа Джамму. В пяти из десяти округов, в основном в холмистых районах востока и севера, преобладают мусульмане, а на густонаселенных равнинах юго-запада преобладают индуисты. гурджары - бакарвалы и гадди-сиппи , практикующие отгонное животноводство . Здесь также встречаются [27] [28] Самой крупной этнической группой в округе Джамму являются догра , которые составляют примерно 47% населения. [29] [30] Жители Джамму тесно связаны с пенджабцами . [31]

Река Тави

В целом в округе Джамму проживает население: 84% исповедуют индуизм, 7% исповедуют ислам, а большая часть остальных — сикхи. [25] Индусы составляют большинство в округах Джамму , Катуа , Самба и Удхампур и примерно половину населения в округе Реази . [25] Большинство индусов Джамму — коренные догра, кашмирские пандиты , пенджабские индуистские мигранты и беженцы из районов Котли и Мирпур , которые в настоящее время находятся под управлением Пакистана. Многие сикхи являются мигрантами из Кашмира, находящегося под управлением Пакистана, в основном из Музаффарабад и Пунч , аннексированных Пакистаном в 1947 году. секторов [ нужна ссылка ]

В округе Джамму « на догри говорит большинство в пяти округах Джамму, Удхампур, Катуа, Самба и Реаси». [32] Другие распространенные языки включают годжри , пахари , кашмири , хинди , пенджаби и урду . [32]

Район Джамму: родной язык населения по данным переписи 2011 года. [24]
Код родного языка Родной язык Люди Процент
001002Assamese2,9300.05%
002007Bengali8,8260.16%
004001Dogri2,505,67746.59%
005018Gujarati2,5810.05%
005054Ponchi13,6510.25%
006086Bhadrawahi98,1591.83%
006096Bharmauri/Gaddi24,0190.45%
006102Bhojpuri6,4550.12%
006125Bundeli/Bundel khandi1,3030.02%
006142Chhattisgarhi9,2870.17%
006173Dhundhari2,0730.04%
006195Garhwali7940.01%
006207Gojri/Gujjari/Gujar703,04913.07%
006235Haryanvi10,2300.19%
006240Hindi186,2043.46%
006340Kumauni9460.02%
006376Magadhi/Magahi1,1330.02%
006438Padari17,2250.32%
006439Pahari711,58713.23%
006489Rajasthani2,1190.04%
007016Kannada3,4450.06%
008005Kashmiri595,29011.07%
008010Kishtwari39,6060.74%
008018Siraji77,3551.44%
008019Dardi3,6690.07%
010008Maithili5780.01%
011016Malayalam5,9940.11%
012003Meitei1,1950.02%
013071Marathi11,0070.20%
014011Nepali17,2140.32%
015043Odia4,9230.09%
016038Punjabi167,6023.12%
020027Tamil6,9840.13%
021046Telugu7,2140.13%
022015Urdu9,7020.18%
024001Afghani/Kabuli/Pashto5590.01%
031011Bauti1,9710.04%
040001English3980.01%
053005Gujari22,0630.41%
055007Khasi1,1950.02%
073003Ladakhi5960.01%
109005Shina6130.01%
Others91,1171.69%

Индусы региона Джамму подразделяются на различные кастовые группы, среди которых брахманы и раджпуты преобладают . По переписи 1941 года, 30% из них были браминами, 27% раджпутами, 15% Тхаккарами , 4% Джатами , 8% Кхатри. [33] и 8% Мег и Чамар являются наиболее распространенными. [34] Другие отсталые классы составляют 32% населения Джамму. [35]

В районах Раджури , Пунч , Дода , Киштвар и Рамбан большинство населения составляют мусульмане. [25] В районе Реаси почти равное количество мусульман (49,7%) и индуистов (48,9%). Мусульманскими этническими группами являются Гуджар и Бакервал в районах Пунч и Раджури, которые этнолингвистически отличаются от кашмирских мусульман. Значительное количество мусульман Кашмира проживает в районах Киштвар , Рамбан и Дода . В районе Реаси также проживает значительная часть мусульман Кашмира. [32] [29] В районе Джамму также проживает значительная часть кашмирских индуистов .

По состоянию на апрель 2021 года в состав округа Джамму входят десять округов:

Название района Штаб-квартира Область Население
(2001) [36]
Население
(2011) [36]
Религиозная композиция (2011) [37]
Общий
(км 2 )
Общий
(кв. миля)
Деревенский
(км 2 )
Городской
(км 2 )
Индуистский % Мусульманин %
Катуа Катуа 2,502 966 2,458.84 43.16 [38] 550,084 615,711 87.6% 10.4%
Джамму Джамму 2,342 904 2,089.87 252.13 [39] 1,343,756 1,526,406 84.3% 7.5%
Самба Самба 904 349 865.24 38.76 [40] 245,016 318,611 86.3% 7.2%
Удхампур Удхампур 2,637 1,018 2,593.28 43.72 [41] 475,068 555,357 88.1% 10.8%
Реаси Реаси 1,719 664 1,679.99 39.01 [42] 268,441 314,714 48.9% 49.7%
Раджури Раджури 2,630 1,015 2,608.11 21.89 [43] 483,284 619,266 34.5% 62.7%
Пунч Пунч 1,674 646 1,649.92 24.08 [44] 372,613 476,820 6.8% 90.5%
Он добавляет Он добавляет 2,625 1,014 2,617.00 8.00 [45] 320,256 409,576 45.8% 53.8%
Рамбан Рамбан 1,329 513 1,313.92 15.08 [46] 180,830 283,313 28.6% 70.7%
Киштвар Киштвар 7,737 2,987 7,732.00 15.00 [47] 190,843 231,037 40.7% 57.8%

Во время правления Махараджи до обретения независимости и раздела Индии (а также Джамму и Кашмира) в состав региона Джамму также входили следующие районы: Бхимбер, Котли, Мирпур, Пунч (западные части), Хавели, Баг и Судхнати. Сегодня эти районы являются частью Джамму и Кашмира, находящихся под управлением Пакистана .

Политика

[ редактировать ]

Основными политическими партиями в регионе являются Конгресс , БДП , Национальная конференция , Народно-демократическая партия Джамму и Кашмира и Национальная партия пантер Джамму и Кашмира .

Различные слои общества в регионе, включая БДП, выступают за отделение региона Джамму от Кашмира и его включение в качестве отдельного образования в Индийский союз, ссылаясь в основном на политику, ориентированную на Кашмир, в существующем штате и пренебрежение регионом Джамму со стороны Индии. сменявшие друг друга администрации Кашмира доминировали. [48]

В ноябре 2020 года организация IkkJutt Jammu была создана как партия и потребовала отделения подразделения Джамму и предоставления ему статуса штата. [49] Тогдашняя общественная организация IkkJutt Jammu проводила кампанию против Закона Рошни , который был признан неконституционным Высоким судом штата Джамму и Кашмир в 2020 году. [50]

Нынешнее расположение мест в законодательном собрании (46 в Кашмире и 37 в Джамму) лишает регион Джамму равного права голоса в процессе принятия решений. Это было основным предметом разногласий, стоящих за сильным региональным разделением. Неоднократно высказывались требования о создании Комиссии по делимитации для решения вопросов, связанных с организацией выборов. [48] [51] [52] После изменения статуса штата на союзную территорию правительство объявило о создании Комиссии по делимитации во главе с судьей Верховного суда в отставке Ранджаной Пракашем Десаи. [53]

Экономика

[ редактировать ]

Торгово-промышленная палата Джамму - это высший орган торговцев, промышленников и лиц, связанных с коммерческой деятельностью в регионе Джамму. [54]

Достопримечательности

[ редактировать ]

Джамму известен своим ландшафтом, древними храмами, индуистскими святынями, дворцом Мубарак Манди , дворцом Амар Махал (типа замка), ныне музеем, садами и фортами . Индуистская святыня Вайшно Деви ежегодно привлекает десятки тысяч индуистских преданных. Природный ландшафт Джамму сделал его одним из самых популярных мест для приключенческого туризма. [55] в Южной Азии. Исторические памятники Джамму представляют собой уникальное сочетание исламского и индуистского архитектурных стилей.

Пурмандаль

[ редактировать ]

ПУРМАНДАЛ , также известный как Чхота Каши или Каши Джамму , расположен в 35 км от города Джамму. Древнее святое место, здесь есть несколько храмов Шивы и других божеств. В Шивратри город приобретает праздничный вид, и в течение трех дней люди празднуют свадьбу Господа Шивы и Богини Парвати .

Храм Вайшно Деви

[ редактировать ]
Храм Вайшно Деви ежегодно привлекает миллионы индуистских преданных.

В городе Катра , который находится в 48 км (30 милях) от Джамму, находится храм Вайшно Деви. На вершине холмов Трикута на высоте 1700 метров (5600 футов) расположен священный пещерный храм Вайшно Деви, богини- матери . Пещера имеет длину 30 метров (98 футов) и высоту всего 1,5 метра (4 фута 11 дюймов). В конце пещеры находятся святыни, посвященные трем формам богини-матери — Махакали , Махалакшми и Махасарасвати . Паломники начинают путь к пещерному храму, который находится в 13 км (8,1 мили) от Катры, входят небольшими группами через узкое отверстие и идут через ледяные воды, чтобы добраться до святынь. Согласно легенде, богиня-мать спряталась в пещере, спасаясь от демона, которого в конечном итоге убила.

Заповедник дикой природы Нандини

[ редактировать ]

Заповедник дикой природы Нандини расположен в районе густых лесов, изобилующих дикими животными. Это известная естественная среда обитания значительной популяции фазанов. Среди других орнитофауны - индийская майна , синий сизый голубь , индийский павлин , красная лесная птица , веселый фазан и чакор .

Раскинулся на площади 34 км. 2 (13 квадратных миль), заповедник богат фауной и является убежищем для самых разных млекопитающих , в основном леопарда , кабана , макаки-резуса , бхарала и серого лангура .

Озеро Мансар

[ редактировать ]

расположенное в 62 км от Джамму, Озеро Мансар, представляет собой озеро, окаймленное покрытыми лесом холмами, длиной более мили и шириной полмили. 32 ° 41'46 "N 75 ° 08'49" E  /  32,69611 ° N 75,14694 ° E  / 32,69611; 75.14694 Помимо того, что это место для экскурсий в Джамму, это также священное место, разделяющее легенду и святость озера Манасаровар .

На восточном берегу озера Мансар находится храм, посвященный Шеше , мифологической змее с шестью головами. Святилище представляет собой большой валун, на котором помещено несколько железных цепей, возможно, изображающих маленьких змей, ожидающих божества-покровителя Шеши. Молодожены считают благоприятным совершить три обхода ( парикарма ) вокруг озера в поисках благословения Шеши.

Два древних храма Умапати Махадева и Нарасимхи, а также храм Дурги расположены недалеко от озера Мансар и посещаются большим количеством преданных. По праздникам люди окунаются в воду озера. Некоторые общины индусов проводят здесь церемонию Мундан (первую стрижку) своих детей мужского пола.

На озере Мансар также есть возможности для катания на лодках, предоставленные Департаментом туризма.

Несмотря на все религиозные верования и наследие озера Мансар, оно также известно среди туристов всей своей флорой и фауной . [ нужна ссылка ] Озеро окружено освещенной смотровой площадкой, где можно наблюдать за сезонными птицами, черепахами и рыбами разных видов. В заповеднике дикой природы обитают обитатели джунглей, в том числе пятнистые олени, нилгай и водоплавающие птицы, такие как журавли и утки. Можно также стать свидетелем традиционного и типичного особого образа жизни Гуджаров и Бакарвалов, одетых в этнические костюмы, живущих в открытых Кулхасе на холмах вокруг озера Мансар.

Дорога к озеру Мансар соединяется с другой важной дорогой, которая напрямую связывает Патханкот с Удхампуром . Удхампур — город стратегического значения, расположенный на национальной автомагистрали № 1А. Короткая дорога из Мансара или Самбы в Удхампур обходит город Джамму. Озеро Суринсар, меньшее озеро, связанное с Мансаром, находится в 24 км (15 миль) от Джамму по объездной дороге.

Форт Плечо

[ редактировать ]
Форт Плечо

Форт Баху, который также служит религиозным храмом, расположен примерно в 5 км от города Джамму на скале на левом берегу реки Тави. Это, пожалуй, самый старый форт и здание в городе Джамму. Построенный первоначально Раджей Бахулочаном более 3000 лет назад, форт был улучшен и перестроен правителями Догра. Внутри форта находится храм, посвященный богине Кали , широко известной как Баве Вали Мата , главенствующему божеству Джамму. Каждый вторник и воскресенье паломники заполняют этот храм и принимают участие в «текущем поклонении Тави». Сегодня форт окружен террасным садом, который является любимым местом пикников горожан. [ нужна ссылка ]

Баг-э-Баху , расположенный на берегу реки Тави, представляет собой сад эпохи Великих Моголов. Отсюда открывается прекрасный вид на старый город и реку Тави. На одной стороне сада есть небольшая столовая.

На объездной дороге за фортом Баху городской лес окружает древний храм Махамая с видом на реку Тави. Из небольшого сада, окруженного лесом, открывается потрясающий вид на город.

Напротив форта Баху, с видом на реку Тави, расположен храм, посвященный Махамайе по происхождению Догра, которая погибла четырнадцать веков назад в борьбе с иноземными захватчиками. Нынешний храм Бавей Вали Мата был построен вскоре после коронации Махараджи Гулаба Сингха , в 1822 году. Он также известен как храм Махакали , а богиня считается второй после Мата Вайшно Деви по мистической силе.

Храм Рагхунатх

[ редактировать ]
Храм Рагхунатх

Среди храмов Джамму храм Рагунатх занимает почетное место, поскольку расположен в самом центре города. Этот храм расположен в центре города и был построен в 1857 году. Работу над храмом начал Махараджа Гулаб Сингх , основатель штата Джамму и Кашмир , в 1835 году нашей эры и завершил его сын Махараджа Ранбир Сингх в 1860 году нашей эры. Внутренние стены главного храма с трех сторон покрыты листовым золотом. Есть множество галерей с сотнями тысяч шалиграмм . Окружающие храмы посвящены различным богам и богиням, связанным с эпосом Рамаяна . Этот храм состоит из семи святынь, каждая из которых имеет собственную башню. Это крупнейший храмовый комплекс на севере Индии. Хотя комплексу уже 130 лет, он примечателен священными писаниями, одной из самых богатых коллекций древних текстов и рукописей в его библиотеке. Его арки, поверхность и ниши, несомненно, созданы под влиянием архитектуры Великих Моголов , а интерьеры храма покрыты золотом. Главное святилище посвящено Господу , Восьмое воплощение Вишну и божество-покровитель Догра Рама . Здесь также находится санскритская библиотека, содержащая редкие санскритские рукописи.

Пещера Пер Хо

[ редактировать ]

На берегу той же реки Тави находятся пещерный храм Пер-Хо , храм Панчбахтар и храм Ранбирешвар, посвященный Господу Шиве, со своими легендами и конкретными днями поклонения. Пещера Пер Хо расположена на берегу реки Тави, и широко распространено мнение, что Рамаяна в этой пещере медитировал персонаж Джамвант (бог-медведь). В храме Ранбирешвара есть двенадцать хрустальных лингамов Шивы размером от 300 мм (12 дюймов) до 460 мм (18 дюймов) и галереи с тысячами шалиграмм, закрепленных на каменных плитах. Расположен на Шалимар-роуд недалеко от Нового Секретариата и построен Махараджей Ранбиром Сингхом в 1883 году нашей эры. Он имеет один центральный лингам высотой 2,3 метра (7 футов 7 дюймов) и двенадцать хрустальных лингамов Шивы размером от 150 до 380 мм (от 5,9 до 15 дюймов), а также галереи с тысячами лингамов Шивы, закрепленных на каменных плитах.

Пещера Шивхори

Пещерный храм Шивхори , расположенный в районе Реаси штата Джамму и Кашмир, изображает естественное образование шивлингума. [56] Это одно из самых почитаемых пещерных святилищ Господа Шивы в регионе. Священная пещера имеет длину около 150 м (490 футов) и содержит «Сваямбху лингум высотой 4 фута (1,2 м), который постоянно купается в молочной известковой жидкости, капающей с потолка». [56] Первый вход в пещеру настолько широк, что одновременно могут разместиться 300 преданных. Его пещера достаточно просторна, чтобы вместить большое количество людей. Внутреннее помещение пещеры меньше. Пещера имеет множество природных впечатлений и изображений различных индуистских божеств и полна божественных чувств. Именно поэтому Шивхори известен как «Дом богов».

Трехдневная мела Шив Хори проводится ежегодно в Маха Шивратри, и тысячи паломников из разных частей штата и других мест посещают этот пещерный храм в поисках благословения Господа Шивы. Фестиваль Маха Шивратри обычно проводится в феврале или в первую неделю марта каждого года. Принимая во внимание растущий поток паломников к священному пещерному храму, Совет храма Шив Хори предпринял ряд шагов по развитию этого места, стремясь предоставить преданным все больше и больше удобств, например, строительство храма для гостей. Дом стоимостью рупий. 19 лакхов в деревне Рансу, базовом лагере Ятры, приемном центре и сарае для пони, ориентировочная стоимость фунтов 7,959 миллиона стерлингов (95 000 долларов США), работы по укладке плитки на всей трассе длиной 3 километра (1,9 мили) близятся к завершению, посадка декоративных и лекарственных растений на дорожках, обустройство парков и т. д. Другие мероприятия, такие как электрификация пещеры с использованием современных технологий, обеспечение кислородными и электрическими генераторами, вытяжными вентиляторами, строительство навесов для путешественников с туалетами рядом с пещерой, 15 навесы-убежища по пути от Рансу к пещерному храму, перила от базового лагеря до пещеры, дополнительное сооружение в виде водохранилища на 15 000 / EfnrKing, надлежащие санитарные условия, предоставление электрического трансформатора мощностью 25 кВ, часовая, начало постоянного автобусного сообщения из Катры, Удхампура, и Джамму, полицейский пост и диспансер, а также ЗППП находятся на активном рассмотрении Совета по развитию храма Шив Хори.

Недавно управление и развитие Шив Хори перешло к Совету храма Шри Мата Вайшно Деви, который занимается паломничеством Вайшно Деви.

Махаил Мата

[ редактировать ]
Махаил Мата

Махаил Мата Храм Чанди Маа расположен в деревне Машел, округ Киштвар, регион Джамму. Это место находится примерно в 290 км (180 миль) от Джамму. Во время «Чхади-ятры» храм посещают тысячи людей. Паломничество происходит только в августе каждый год. В 1981 году храм посетил Тхакур Кулвир Сингх из Бхадервы, регион Джамму. С 1987 года Тхакур Кулвир Сингх основал «Чхади ятру», которая проводится каждый год, и тысячи людей ежегодно посещают храм во время «Чхади ятры». Чтобы добраться до святыни, многие турагенты заказывают автобусы из Джамму, Удхампура, Рамнагара, Бхадервы. Также можно нанять такси. Дорога от Джамму до Гулабгарха занимает около 10 часов. Гулабгарх — базовый лагерь. От Гулабгарха начинается пеший путь, то есть 32 км. Обычно людям требуется 2 дня, чтобы добраться до храма пешком. По пути встречается много деревень, где можно переночевать, но чадди доходит до Машела за три дня. По пути в Гулабгарх многие организуют придорожные «лангеры» (пункты бесплатного питания). Правительство Джамму и Кашмира также обеспечивает паломников основными удобствами.

Другой способ добраться до храма — на вертолете из Джамму и Гулабгарха. Вертолетная площадка находится всего в 100 м (330 футов) от храма.

Центры городов и достопримечательности

[ редактировать ]

Одной из главных достопримечательностей Джамму является вращающийся ресторан Фалак, расположенный на крыше отеля KC Residency. Рагунатх Базар — главный туристический и торговый район города. В районе Ганди Нагар находятся рыночные площади рынка Голе на Апсара-роуд. В любой приятный вечер можно прогуляться по парку Green Belt рядом с великолепными бунгало, украшающими Green Belt Road. Раджиндер-Парк на Канал-Роуд — это новая застройка. Этот парк расположен между двумя каналами и имеет большой фонтан, который освещается ночью. Рядом с парком расположена детская зона.

В городе есть «Большой базар» в Джуэл Чоук как один из торговых центров. Популярен торговый центр под названием Wave - The Wave Mall. Рядом с Канал-роуд есть еще один торговый центр под названием Palm Island. Кроме того, комплексный коммерческий центр нового века под названием Баху-Плаза в районе Трикута Нагар является обычным местом встреч молодежи и молодых специалистов. [ нужна ссылка ] Большая часть корпоративного сектора и большинство компаний мобильной связи, таких как Airtel , BSNL , Vodafone , Aircel и Tata Indicom, базируются в комплексе Bahu Plaza. Кинозалов много, лучшие из них - KC Cineplex, Wave Cinema, Palm Cinema и др. Рядом с KC Cineplex есть PVR.

Джамму известен своим шоколадным барфи , сунд- панджири , патисой и экзотическими местными блюдами. Раджма с рисом — одно из фирменных блюд Джамму. Другой вариант — калаади , плавленый сыр, приготовленный путем добавления сычужного фермента теленка в молоко буйвола. Папоротник Фиддлхед, также известный как касрод, является продуктом с маркировкой GI из этого подразделения, высоко ценится за свой вкус и лечебные свойства и часто употребляется в пищу как овощ или маринованный огурец. Кольраби знает, что каддам в джамму также является фирменным продуктом, и его тушеное мясо едят с рисом.

Сыр Калари — фирменное блюдо, производимое в регионе Рамнагар штата Джамму, известное на весь штат. [ нужна ссылка ]

Фирменные блюда догри включают амбал, мясо кхатта, култейн ди дал, дал патт, маа да мадра, раджма и аурия . Типичные для Джамму соленья состоят из касрода, гиргле , манго с саунфом, зимиканда, тяу , сейу и картофеля. Аурия – блюдо из картофеля. Во время свадеб принято готовить кайур и сунд.

Фестивали Джамму

[ редактировать ]
костер Лори

Этот фестиваль знаменует собой кульминацию холодов. [57] и празднуется за день до Макара Санкранти . В сельской местности молодые мальчики принято ходить и просить подарки у молодоженов и родителей новорожденных.

Лори в домах догра в Джамму особенный из-за различных дополнительных традиций, связанных с ним, таких как изготовление чаджи , танец хиран, дандараас и изготовление гирлянд Лори.

Маленькие дети готовят копию павлина, известного как Чаджа. [58] . Они несут эту хаджу , а затем ходят из одного дома в другой, празднуя Лори. исполняется специальный танец с использованием этой чаджи По случаю Лори . Поразительно наблюдать, как мальчики вместе со своими чаджами, искусно украшенными цветной бумагой и цветами, танцуют на улице в процессии. Вся атмосфера Джамму оживает под пульсирующий барабанный бой. [59] Кроме того, танцующие мальчики ударяют палочками в ритм барабана, как в Раслиле . Это известно как Дандараас . [60] [61]

В Джамму и его окрестностях особый танец Хиран исполняется . Танцоры маскируются под оленей и танцуют под песни Хираны . Они посещают избранные дома, где проводятся благоприятные церемонии и готовятся блюда. [62] В день Лори дети надевают специальные гирлянды из арахиса, сухофруктов и конфет. Особое блюдо, известное как Тилчоли, готовится с использованием кунжута, риса и арахиса . Театрализованное представление Сасси-Пунну , двух любителей народных традиций Синдхи, также вывозят на верблюдах во время фестиваля. [60]

На следующий день весь регион празднично смотрит на Макара Санкранти . Тысячи людей купаются в священной реке Хаван Яджна проводится почти в каждом доме и храме Джамму.

Уттарайн или Маги Сангранд (Макар Санкранти)

[ редактировать ]

В Джамму Макар Санкранти празднуется как Уттарайн (от санскрита: Уттараяна ). [63] [64] Альтернативно, термины Аттрен или Аттрани для описания этого фестиваля также использовались . За день до этого Догра празднует Лори в ознаменование окончания месяца Пох ( Пауша ). [65] Сангранд ( В соответствии с индуистским солнечным календарем также начинается месяц Магха, поэтому также известный как месяц Санкранти Магха ) Магхи .

Среди догров существует традиция мансаны (благотворительности) кичди Маах Даля . Кичди Маах ди Дал также готовят в этот день, поэтому этот день также называют « Кичди вала Парва ». Существует также традиция отправлять хичди и другие продукты питания в дом замужних дочерей. В этот день устраиваются ярмарки по святым местам и паломничества. [66] Дхагвал в Хиранагарском техсиле известен ярмаркой Макар Санкранти и Джанмаштами . [67]

Жители Джамму также принимают священное омовение в реке Девика и совершают паломничества, такие как Уттар Бени и Пурмандаль . по этому случаю [68] Этот день также отмечается как годовщина рождения Баба Амбо джи, местного божества региона Джамму. [69]

В храме Васуки в Бхадерве в Джамму идолы Васуки Нага покрыты в Магх Санкранти и открываются только через три месяца в Вайшакха Санкранти . [70] [71]

Бхугга (Санкашти Чатурти)

[ редактировать ]

Этот фестиваль отмечается в четвертый день Кришна Пакши месяца Магха по индуистскому календарю . Он отмечается в честь индуистского бога Ганеши и также известен как Санкашти Чатуртхи . Женщины- догра исполняют Аргью перед Чандрамой ночью . Бхугга (смесь Тил Джаггери) и редис раздаются и съедаются для завершения поста. [72] [73]

Басант Панчами

[ редактировать ]

Фестиваль Басант Панчами посвящен поклонению богине Сарасвати , богине образования, искусства и музыки, а также приветствию весеннего сезона . В этот день люди носят одежду желтого, шафранового или оранжевого цвета. шафрана Блюда цвета готовятся и предлагаются как Найведхья богине Сарасвати. [74] Люди поют народные песни, такие как Аайи Басант, Паала Удант . [75] Этот день также особенный для Догра, потому что в Басант Панчами 1944 года Догри Санстха . появился [76]

Кан Чаут (Гаури Чатурти)

[ редактировать ]

Он отмечается в четвертый день Шукла Пакши месяца Магха по индуистскому календарю. [77] в горных районах и техсилах округа Джамму, особенно в Бхадерве , Доде , Киштваре и Рамбане . За день до этого Гаури Тритью некоторые общины также отмечают . Этот фестиваль отмечают замужние женщины, похожие на Карва Чаут , с той лишь разницей, что пост здесь завершается после Гаури Пуджи в тот же день. Женщины поклоняются богине Гаури за долгую жизнь и здоровье мужей. Праздник продлится три дня. В течение этих трех дней женщины ходят по окрестностям, чтобы выразить « Тел » (уважение) другим женщинам и получить взамен их благословение « Сухаган Бхо » («Живи долго, твой муж»). [78]

Холи празднуется традиционным способом в Джамму. Накануне Холи Холика Дахан исполняется . На следующий день люди наслаждаются игрой с цветами. [79] Раньше люди украшали себя специальными головными уборами, которые изготавливались из цветной бумаги и серебряных лент. Они были известны как Патанги . [80] : 75  Догра Хасте сладкое блюдо ( похожее на Гуджию В этот день готовят ). Трехдневная ярмарка организована в храме Нарсингх Дев в Катуа . [81]

Рам Науми (Рама Навами)

[ редактировать ]

Рама Навами , рождение Шри Рамы, празднуется с религиозным рвением и весельем по всему Джамму. Этот день также совпадает с кульминацией девятидневного фестиваля Наваратра . Специальное мероприятие в честь Рама Навами проводится в историческом храме Рагхунатх в городе Джамму, где большое количество преданных выражают свое почтение Господу Раме . Даже во время правления Догры правители лично посещали Рагхунатх Мандир и поклонялись Шри Раме, своему божеству-покровителю. Помимо поклонения и подношения божеству внутри храма, есть ряд бесед о жизни Бхагвана Рама и Рамаяне . [82]

По этому благоприятному случаю Шобха Ятру выносят . Изображения Шри Рамы , Маты Ситы и Лакшмана , а также множество картин, изображающих сцены из Рамаяны, выносятся величественной процессией. Преданные осыпают лепестками цветов во время Шобха-ятры. Ряд рыночных союзов и индуистских организаций организуют Бхандары . по этому случаю [83]

Басоа (Вишува) или Байсакхи (Меша Санкранти)

[ редактировать ]

Название Байсакхи взято из первого месяца индуистского календаря Викрам . Он отмечается в первый день месяца Вайсакх и отмечает день Меши Санкранти . [84] Он также известен как « Басоа ». [85] в Догри .

В этот день преданные встают рано утром, ходят по рекам, каналам и прудам и каждый год по этому случаю совершают ритуальное омовение. В догра семьях после этого совершается пуджа , и божествам предлагается часть продовольственного урожая. В этот день наслаждаются новыми фруктами года. [86] Ритуальное омовение на реке Тави во время Байсакхи распространено в Джамму. [87]

Байсакхи празднуется в Удхампуре на берегу реки Девика, где в течение трех дней преданные наслаждаются народными песнями. В Судхмахадеве этот фестиваль отмечается с большой помпой и зрелищем, куда приезжают народные певцы и проводится конкурс народных песен. Продавцы обычно открывают свои магазины и ларьки со съедобными продуктами. [86]

Многие люди идут в храм Нагбани, чтобы стать свидетелями грандиозного празднования Нового года. [88] Байсахи также считается «праздником урожая» и считается благоприятным, особенно для браков. Празднование Байсакхи также включает Догри Бхангра. [89] который тесно связан с пенджабским вариантом в отношении действий, костюмов и песен. [90]

Это событие отмечается многочисленными ярмарками, и тысячи людей приходят, чтобы отпраздновать Байсахи. Например, Айрван в Катуа известен ярмаркой Байсахи, которую, по данным переписи 1961 года, посетило 10 000 человек. [91] Каждый год на фестивале Байсакхи около 15 000 паломников поклоняются 700-летнему храму Субар Наг Девта в Бхадерве . [92] Другие места, где проводятся ярмарки Байсахи, — мост Дода и Рамбан . [93]

Баху Мела (март – апрель и сентябрь – октябрь)

[ редактировать ]

Крупный фестиваль проводится в храме Кали в форте Баху два раза в год.

Чайтре Чаудаш (март – апрель)

[ редактировать ]

Чайтре Чаудаш отмечается в Уттар-Бехни и Пурмандале, примерно в 25 км (16 миль) и 28 км (17 миль) от Джамму соответственно. Уттар Бени получил свое название от того факта, что река Девак (местное также известное как Гупт Ганга) протекает здесь в северном направлении.

Пурмандаль Мела (февраль – март)

[ редактировать ]

Пурмандаль находится в 39 км (24 милях) от города Джамму. В Шивратри город в течение трех дней принимает праздничный вид, поскольку люди празднуют свадьбу Господа Шивы с Богиней Парвати . Жители Джамму также выходят в своих ярких нарядах, чтобы отпраздновать Шивратри в пещерном храме Пер Хох, храме Ранбирешвар и храме Панджбхактара. Фактически, если кто-то посетит Джамму во время Шивратри , то обнаружит, что празднование происходит почти повсюду.

Дхамде (Дхарма Дхихада - Ашада Санкранти) и Нирджала Экадаши

[ редактировать ]

Оба этих праздника отмечаются одинаково. Дхамде, также известный как Дхарма Дхихада или Дхарма Дивас, отмечается в Санкранти месяца Ашадха . [94] Люди принимают ритуальное омовение и совершают мансану (благотворительность) из ручных вееров , кувшинов с водой и сезонных фруктов, таких как дыни . Эти пожертвования делаются от имени Питров (предков). [95] Главный праздник – люди, предлагающие сладкие напитки и еду бедным и нуждающимся. [96] Подобные ритуалы соблюдаются в Нирджала Экадаши (празднуется в Джьештха Шукла Экадаши строгая Врата ), где кроме того соблюдается в честь Господа Вишну . [97] [98]

Рутт Раахде и Саколаде (Шравана Санкранти)

[ редактировать ]

Рутт Раахде — это фестиваль, который отмечают женщины- догра всех возрастов, от Ашада Санкранти до Шравана Санкранти . Последний день, то есть Шравана Санкранти, называется Саколаде или Минджран . Молодые девушки и женщины собирают горлышки разбитых глиняных кувшинов и втыкают их в землю. семена сельскохозяйственных культур Харифа В эти кувшины сеют . Они известны как Раахде и затем украшаются узорами ранголи в натуральных цветах. Каждое воскресенье женщины собирались, пели народные песни и наслаждались такими блюдами, как Рютт , Геур и Пудас , на том месте, где Раахде находится . В последний день фестиваля, то есть Бадда Рутт , женщины снова собирались, пели народные песни, наслаждались едой и, наконец, погружали Раахде в водоемы. Последний день, то есть Шравана Санкранти, также известен как Саколаде (назван в честь украшений для ушей, которые носят в этот день). В некоторых частях Химачала Саколаде также называют Минджрааном . [99] [100]

Тонгрен Да Врат (Кришна Джанмаштами)

[ редактировать ]

Джанмаштами в Догри также упоминается как Тонгрен Да Врат , что означает Врата для Тхакура ( Господа Кришны ). [85] Взрослые соблюдают пост в честь Шри Кришны, а дети и молодежь в этот день наслаждаются запуском воздушных змеев . Девушки и женщины украшают свои ладони краской Тиера, местного растения. [101]

В некоторых семьях есть традиция хранить зерновые от имени Кул Девтаса , Питраса (предков) и членов семьи. Это известно как Деяа Парна . Затем эти злаки подносят к древесине священного дерева Джханд. Это известно как Джанд Пуджа . Дерево покрыто священной тканью, называемой шоат . На ткань кладут глиняные скульптуры супружеской пары и их детей, которым поклоняются. Им предлагают хир (без сахара) и макхан . Затем предлагают дропады (разновидность чапати) коровам . Эта практика называется « дропад мансна ». Некоторым людям также нравятся качели на дереве, известном как пенган. [102]

Ночью люди наряжают своих детей божествами. В городах и поселках происходит несколько шествий. В полночь Сунд Панджири предлагается как Найведья . Шри Кришне [102]

Бачч Дуа (Ваца Двадаши) и Друбади (Дурваштами)

[ редактировать ]

Ватса Двадаши в регионе Джамму празднуется в двенадцатый день Кришна Пакши как месяца Бхадрапада Бачч Дуа , а Дурваштами как Друбади в восьмой день Пакши месяца Бхадрапада Шукла . На обоих этих фестивалях женщины готовят небольших идолов/скульптуры телят из пшеничного теста. [103] Им поклоняются на водоемах. замоченный черный нут и трава дурва Для пуджи используется . Блюда догра, такие как Рутт и Дропад, используются как Найведья . [104] [105]

Сингх Санкранти (Симха Санкранти)

[ редактировать ]

Он отмечается в первый день солнечного месяца индуистского календаря, то есть Бхадрапада . Фестиваль имеет особое значение в районе Рамбан округа Джамму. [106] Люди посещают реку Чандрабхага и предлагают цветочные подношения. Он широко известен под именем Сингх Санкрант. Местная традиция ведет происхождение фестиваля от Пандавов . [107]

Тулси Пуджа и Пандж Бхикхам (Бхишма Панчак)

[ редактировать ]

Тулси Пуджа проводится в семьях Догра от Картика Шукла экадаши до Картика Пурнима . Этот пятидневный период известен как Пандж Бхикхам ( Бхишма Панчак ). [98]

По случаю Тулси Пуджи семьи догра украшали горшок с растением Тулси и писали на нем Рам Рам . Это известно как Тулси Да Чаунтра. [108] в Догри . Они покрывали растение красной дупаттой или чунни . Также в Картика Шукла экадаши соблюдается пост в честь Господа Вишну и Тулси Маты . Женщины зажигают дияс от Экадаши до Пурнимы на заводе Тулси. Эта церемония известна как Див ин Догри. Некоторые семьи могут также организовать Тулси Вивах с Шалиграмом . Считается, что Тулси был близок с Шалиграмом . [80] : 52–53 

Джири Мела (октябрь – ноябрь)

[ редактировать ]

Ежегодная ярмарка проводится во имя Бабы Джитто, простого и честного фермера, который предпочел покончить с собой, чем подчиниться несправедливым требованиям местного землевладельца расстаться со своим урожаем. Он покончил с собой в деревне Джири, в 14 км от Джамму. Вокруг Бабы и его последователей сложилась легенда, которая в назначенный день собирается в Джири со всех уголков Северной Индии; они почитают его за сострадание, смелость и честность. [109]

[ редактировать ]

Хотя ятра к святилищу Мата Вайшно Деви проводится круглый год, паломничество, совершаемое во время Навратры, считается наиболее благоприятным. Чтобы продемонстрировать и подчеркнуть региональную культуру, наследие и традиции региона в этот период, Государственный департамент туризма учредил фестиваль Наваратри как ежегодное мероприятие, которое будет проводиться в сентябре/октябре в течение девяти благоприятных дней Навратры. В этот период большое количество туристов поклоняются божеству. Этот фестиваль демонстрирует религиозные традиции, а также популярную культуру региона среди миллионов паломников , которые посещают храм Вайшнодевиджи в этот период.

Ярмарка Рат Харда

[ редактировать ]

Восьмидневная ярмарка организована в Нарсинге и храме Аннапурны в Гагвале района Самба округа Джамму. Эта ярмарка предполагает выезд процессии божеств на колеснице . Отсюда и название Ратххарда Мела . Тысячи преданных приезжают из соседних штатов Пенджаб и Химачал-Прадеш , а также из других частей региона Джамму. Жители холмистых районов Джамму, таких как: Басохли , Дода , Киштвар , Бани , Дуду Басантгарх, выставляют на этой ярмарке прилавки и продают изделия ручной работы и шерстяные изделия, такие как Паттус , одеяла и шали . [110]

Во время этой ярмарки храм украшают цветами и огнями. Преданные посещают храм и выражают почтение главному божеству Бхагвану Нарасимхе. Бхандара . Для преданных также организуется Местные фермеры засевают свои поля во имя Бхагвана Нарасимхи и во время сбора урожая жертвуют часть урожая храму во время этой ярмарки. [111]

Помимо Гагвала, Рат Кхарда Мела также проводится в других местах в округе Джамму, таких как: Рамгарх техсил в районе Удхампур , деревня Парнала в Биллаварском техсиле и деревня Хатли в Катуа . [112]

Шивратри (Герат)

[ редактировать ]

Шиваратри ( букв . «Ночь Шивы » ) — праздник, имеющий большое значение для индуистов всего мира, особенно для выходцев из Кашмира, проживающих в Джамму. В этот день по всей стране с большой преданностью поклоняются Господу Шиве и его супруге Парвати. Эзотерически это символ мистического союза Дживы (индивидуальной души) с Параматмой (Верховным Богом) и представляет собой высокое состояние духовной реализации, при котором мир относительности угасает и преобладают совершенный мир и спокойствие. Помимо поклонения Шиве, на этом фестивале люди наблюдают как социальные, так и культурные встречи. Они радуются и обмениваются поздравлениями с друзьями и родственниками. [113]

Образование

[ редактировать ]

В регионе Джамму есть множество институтов, предлагающих высшее образование. Колледжи варьируются от медицинских колледжей до инженерных колледжей и многих других государственных и частных колледжей.

Некоторые из крупных высших учебных заведений в регионе Джамму:

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Jump up to: а б Применение термина «под управлением» к различным регионам Кашмира и упоминание спора о Кашмире подтверждается третичными источниками (а)–(е), что отражает должное внимание к освещению. Хотя слова «контролируемый» и «удерживаемый» также применяются нейтрально к именам участников спора или к регионам, управляемым ими, как показано в источниках (h)–(i) ниже, слово «удерживаемый» также считается политизированным употреблением, как это термин «оккупированный» (см. (j) ниже).
    (а) Кашмир, регион Индийского субконтинента , Британская энциклопедия , получено 15 августа 2019 г. (требуется подписка) Цитата: «Кашмир, регион северо-западной части Индийского субконтинента... был предметом спора между Индией и Пакистаном с момента раздела Индийского субконтинента в 1947 году. Северная и западная части находятся под управлением Пакистана и включают три территории: Азад Кашмир, Гилгит и Балтистан, причем две последние части входят в состав территории, называемой северными территориями. Под управлением Индии находятся южная и юго-восточная части, составляющие штат. Джамму и Кашмира, но их планируется разделить на две союзные территории.";
    (б) Плетчер, Кеннет, Аксай-Чин, регион плато, Азия , Британская энциклопедия , получено 16 августа 2019 г. (требуется подписка) Цитата: «Аксай-Чин, китайский (пиньинь) Аксайцин, часть региона Кашмир, на самой северной окраине Индийского субконтинента в Юго-Центральная Азия представляет собой почти всю территорию контролируемого Китаем сектора Кашмира, который, как утверждает Индия, является частью района Ладакх штата Джамму и Кашмир».
    (с) «Кашмир», Американская энциклопедия , Издательство Scholastic Library Publishing, 2006, стр. 328, ISBN  978-0-7172-0139-6 К. Э. Босуорт, Манчестерский университет Цитата: «КАШМИР, кашмер, самый северный регион Индийского субконтинента, находящийся под управлением частично Индии, частично Пакистана и частично Китая. Этот регион был предметом ожесточенного спора между Индия и Пакистан с тех пор, как они стали независимыми в 1947 году»;
    (г) Османчик, Эдмунд Ян (2003), Энциклопедия Организации Объединенных Наций и международных соглашений: от G до M , Тейлор и Фрэнсис, стр. 1191–, ISBN  978-0-415-93922-5 Цитата: «Джамму и Кашмир: территория на северо-западе Индии, являющаяся предметом спора между Индией и Пакистаном. Она граничит с Пакистаном и Китаем».
    (и) Талбот, Ян (2016), История современной Южной Азии: политика, государства, диаспоры , издательство Йельского университета, стр. 28–29, ISBN  978-0-300-19694-8 Цитата: «Мы переходим от спорной международной границы к пунктирной линии на карте, которая представляет собой военную границу, не признанную международным правом. Линия контроля разделяет управляемые Индией и Пакистаном территории бывшего княжеского штата Джамму и Кашмир». ;
    (е) Скутч, Карл (2015) [2007], «Китай: Пограничная война с Индией, 1962», в Сайменте, Джеймсе (ред.), Энциклопедия конфликтов со времен Второй мировой войны (2-е изд.), Лондон и Нью-Йорк: Рутледж, п. 573, ISBN  978-0-7656-8005-1 Ситуация между двумя странами осложнилась восстанием тибетцев против китайского правления в 1957–1959 годах. Беженцы хлынули через индийскую границу, и индийская общественность была возмущена. Любой компромисс с Китаем по пограничному вопросу стал невозможен. Точно так же Китай был оскорблен тем, что Индия предоставила политическое убежище Далай-ламе, когда он бежал через границу в марте 1959 года. .
    (г) Клэри, Кристофер (23 августа 2023 г.), Сложная политика мира: соперничество в современной Южной Азии , Оксфорд и Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 109, ISBN  9780197638408 Территориальный спор . Ситуация на китайско-индийской границе продолжала ухудшаться. В конце июля (1959 г.) индийский разведывательный патруль был заблокирован, «задержан» и в конечном итоге изгнан после трех недель содержания под стражей более крупными китайскими силами возле форта Хурнак в Аксай-Чине. ... Обстоятельства еще больше ухудшились в октябре 1959 года, когда крупный класс на перевале Конгка в восточном Ладакхе привел к гибели девяти и десяти пленных индийских пограничников, что сделало его, безусловно, самым серьезным китайско-индийским классом со времен обретения Индией независимости.
    (час) Бозе, Сумантра (2009), Кашмир: корни конфликта, пути к миру , издательство Гарвардского университета, стр. 294, 291, 293, ISBN  978-0-674-02855-5 Цитата: «J&K: Джамму и Кашмир. Бывший княжеский штат, являющийся предметом спора о Кашмире. Помимо IJK (контролируемый Индией Джамму и Кашмир. Более крупная и густонаселенная часть бывшего княжеского штата. Его население немного более 10 миллионов человек и включает три региона: Кашмирскую долину, Джамму и Ладакх) и AJK («Азад» (Свободный) Джамму и Кашмир. Более густонаселенная часть контролируемого Пакистаном Джамму и Кашмира с населением около 2,5 миллионов человек.) Он включает в себя малонаселенные «северные районы» Гилгита и Балтистана, отдаленные горные районы, которые, в отличие от AJK, непосредственно управляются центральными властями Пакистана, а также некоторые высокогорные необитаемые районы, находящиеся под контролем Китая».
    (я) Фишер, Майкл Х. (2018), Экологическая история Индии: с древнейших времен до XXI века , Cambridge University Press, стр. 166, ISBN  978-1-107-11162-2 Цитата: «Идентификация Кашмира остается предметом горячих споров, поскольку контролируемая ООН «линия контроля» все еще отделяет удерживаемый Пакистаном Азад («Свободный») Кашмир от Кашмира, удерживаемого Индией».;
    (к) Снедден, Кристофер (2015), Понимание Кашмира и кашмирцев , Oxford University Press, стр. 10, ISBN  978-1-84904-621-3 Цитата: «Некоторые политизированные термины также используются для описания частей J&K. Эти термины включают слова «оккупированный» и «удерживаемый».
  2. ^ «Закон об официальных языках штата Джамму и Кашмир, 2020 г.» (PDF) . Газета Индии. 27 сентября 2020 г. Проверено 27 сентября 2020 г.
  3. ^ «Парламент принимает законопроект об официальных языках JK, 2020» . Восходящий Кашмир . 23 сентября 2020 г. Архивировано из оригинала 24 сентября 2020 г. . Проверено 23 сентября 2020 г.
  4. ^ «Рассматривает возможные решения для Кашмира» . news.bbc.co.uk. ​Новости BBC онлайн.
  5. ^ Фогель, Дж. Ф. (1933). История штатов Пенджаб-Хилл, том. 1 . стр. 45–46.
  6. ^ Ханда, Текстиль, костюмы и украшения Западных Гималаев 1998 , с. 178, 180.
  7. ^ Хатчисон и Фогель, История штатов Пенджаб-Хилл, том 2, 1933 г. , стр. 517–518.
  8. ^ Бамзай, Культура и политическая история Кашмира, 1994 , с. 184.
  9. ^ Штейн, Раджатарангини Калханы 1989 , стр. 432.
  10. ^ Чарак, Сукх Дев Сингх (1985). Краткая история Джамму Раджа: с древнейших времен до 1846 года нашей эры Аджая Пракашан. стр. 76–78.
  11. ^ Мохаммад, Джигар (ноябрь 2010 г.), «Инклюзивная политика Раджи Ранджита Дева и политико-экономическое развитие в Джамму» , Эпилог , том. 4, нет. 11, стр. 40–42.
  12. ^ Джерата, Легенды искусства и культуры Догра 1998 , стр. 187.
  13. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , с. 10.
  14. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , с. 10–12.
  15. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , с. 15–16.
  16. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , стр. 14–34.
  17. ^ Хаттенбек, Гулаб Сингх и создание государства Догра 1961 , стр. 478.
  18. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , с. 37.
  19. ^ Паниккар, Гулаб Сингх 1930 , стр. 65–72.
  20. ^ Сатиндер Сингх, Роль Раджи Гулаба Сингха 1971 , стр. 37.
  21. ^ Сатиндер Сингх, Роль Раджи Гулаба Сингха 1971 , стр. 46–50.
  22. ^ Сатиндер Сингх, Роль Раджи Гулаба Сингха 1971 , стр. 52–53.
  23. ^ «Население по религиозным общинам – 2011 г.» . Перепись Индии 2011 года . Генеральный регистратор и комиссар по переписи населения, Индия. Архивировано из оригинала 25 августа 2015 года.
  24. ^ Jump up to: а б C-16 Население по родному языку – Джамму и Кашмир (Отчет). Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения, Индия . Проверено 18 июля 2020 г.
  25. ^ Jump up to: а б с д Перепись Индии: предварительные итоги населения, документ 1 2011 года: Джамму и Кашмир
  26. ^ «Судьба Ж&К Далиц ускользает от внимания гражданского общества» . Трибуна . 16 апреля 2016 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  27. ^ «Племенные гуджары, бакарвалы посоветовали приостановить сезонную миграцию в J&K» . Журнал Перспективы . 5 апреля 2020 г. Проверено 27 августа 2020 г.
  28. ^ «Гэддис, Сиппис заявляют о предвзятости» . Трибуна . 11 сентября 2017 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  29. ^ Jump up to: а б C-16 Население по родному языку: Джамму и Кашмир , Генеральный комиссар по переписи населения, Индия, получено 14 июля 2018 г.
  30. ^ Аракотарам, Каран (15 октября 2019 г.). «Восстание народа Кашмириата» (PDF) .
  31. ^ «Джамму и Кашмир | География, история и достопримечательности» . Британская энциклопедия . Проверено 5 апреля 2017 г.
  32. ^ Jump up to: а б с Шуджаат Бухари , Почти 35% людей говорят на кашмирском языке в бывшей J&K: исследование , Rising Kashmir, 29 июня 2014 г.
  33. ^ Имперский географический справочник Индии2, том 15, стр. 99 - Имперский географический справочник Индии - Цифровая библиотека Южной Азии
  34. ^ «ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ О Джамму и Кашмире: ПЛАНОВАЯ перепись каст Индии 2001 г.» (PDF) . censusindia.gov.in .
  35. ^ «Делегация OBC встречается с Амбикой Сони и требует большей сдержанности в Джамму и Кашмире» . Экономические времена . 31 августа 2013 года . Проверено 27 августа 2020 г.
  36. ^ Jump up to: а б Перепись Индии 2011 г., Предварительные итоги населения, документ 1 за 2011 г.: Джамму и Кашмир . Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения Индии (отчет).
    Приложение V. Рейтинг районов по численности населения, 2001–2011 гг. (Отчет).
  37. ^ «Население C-1 по религиозным общинам» . Перепись . Проверено 10 июня 2019 г.
  38. ^ Справочник по районной переписи населения Катуа (PDF) . Перепись Индии 2011 г., Часть A (Отчет). 18 июня 2014 г. с. 8 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  39. ^ Справочник по переписи населения округа Джамму, часть A (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014 г. стр. 13, 51, 116 . Проверено 21 ноября 2020 г.
    Справочник по переписи округа Джамму, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014. С. 13, 24 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  40. ^ Справочник районной переписи населения Самба, часть A (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014 г. стр. 9, 34, 36, 100 . Проверено 21 ноября 2020 г.
    Справочник районной переписи населения Самба, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014 г. стр. 10, 12, 22 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  41. ^ Справочник по районной переписи населения Удхампура (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014 г. стр. 12, 22 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  42. ^ Справочник по районной переписи населения Реази, Часть A (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014 г. стр. 9, 37, 88 . Проверено 21 ноября 2020 г.
    Справочник по районной переписи населения Reasi, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014 г. стр. 9, 13, 24 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  43. ^ Справочник по переписи населения округа Раджури, часть A (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014. С. 11, 107 . Проверено 21 ноября 2020 г.
    Справочник по переписи населения округа Раджури, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014 г. стр. 9, 10, 12, 22 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  44. ^ Справочник по районной переписи населения, часть A (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014. С. 9, 99 . Проверено 21 ноября 2020 г.
    Справочник по районной переписи населения, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 16 июня 2014 г. стр. 11, 13, 24 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  45. ^ Справочник по районной переписи населения Дода, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014 г. стр. 9, 12, 99 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  46. ^ Справочник районной переписи населения Рамбан, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014. С. 10, 12 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  47. ^ Справочник районной переписи населения Киштвар, часть B (PDF) . Перепись населения Индии 2011 г. (Отчет). 18 июня 2014 г. стр. 9, 10, 22 . Проверено 21 ноября 2020 г.
  48. ^ Jump up to: а б Сегал, Нарендра (1 января 2013 г.). Штат в турбулентности Джамму и Кашмир . Прабхат Пракашан. ISBN  978-81-8430-242-4 .
  49. ^ «Иккьют Джамму создает политическую партию и клянется бороться за «государственность Джамму» » . Экономические времена . Проверено 23 ноября 2020 г.
  50. ^ «Как закон Рошни J&K использовался, чтобы держать бедных в неведении» . Проволока . Проверено 23 ноября 2020 г.
  51. ^ «Разграничение мест в Ассамблее J&K положит конец партийной поддержке Кашмира и превратило штат в «гнилой район» долины» . Первый пост . 7 июня 2019 года . Проверено 1 июня 2020 г.
  52. ^ Малик, Ашок. «Джамму-Кашмир и Ладакх: исследование новой парадигмы» . ОРФ . Проверено 1 июня 2020 г.
  53. ^ «Спикер Лок Сабхи назначает 15 депутатов в Комиссию по делимитации» . Индус . 28 мая 2020 г. ISSN   0971-751X . Проверено 1 июня 2020 г.
  54. ^ Дас, Шасвати (13 января 2020 г.). «Проникновение в J&K сократилось до минимума, но среди местных жителей процветает радикализация» . Живая мята . Проверено 10 августа 2020 г.
  55. ^ Бхадерва: Добро пожаловать в рай Земли!!!
  56. ^ Jump up to: а б «Введение» , Совет храма Шри Шив Хори , получено 21 июня 2021 г.
  57. ^ Дхар, Сомнатх (1999). Джамму и Кашмир . Национальный книжный фонд, Индия. ISBN  978-81-237-2533-8 .
  58. ^ Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN  978-81-7387-082-8 .
  59. ^ Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN  978-81-7387-082-8 .
  60. ^ Jump up to: а б Патик, Джйотишвар; Шарма, Диван Чанд (1980). Культурное наследие догров . Издательство «Свет и жизнь».
  61. ^ Дриберг, Тревор (1978). Джамму и Кашмир: Туристический путеводитель . Издательство Викас. ISBN  978-0-7069-0575-5 .
  62. ^ Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN  978-81-7387-082-8 .
  63. ^ Догари-хинди-словарь (на хинди). Записывать. Энда Ке. Академия искусств, культуры и языка. 2000.
  64. ^ Шастри, Раманатха; Мохана, Мадана; Ланге, Балдев Сингх (1970). (Раджата джаянти абхинандана грантха) (на хинди). Когари Самстха.
  65. ^ Когари (на хинди). Бхаратия Бхаша Самстхана, Манава Самсадхана Викаса Мантралайя, Мадхьямика аура Учкатара Шикша Вибхага, Бхарата Саракара эвам Ходари Самстха. 2003.
  66. ^ История дуггаров (на хинди). Да. Энда Ке. Академия искусств, культуры и языка. 1985 год.
  67. ^ Нимохи, Шива (1988). Хуггара ки самскрити (на хинди). Нарендра Паблишинга Хауса.
  68. ^ Шастри, Би Ке (1980). Дуггара ча Девика Нади да самскртака махатава: О важности и значении реки Девика в регионе Джамму для социокультурной жизни народа (на хинди). Аджая Пракасана.
  69. ^ Обзор университета: Журнал Университета Джамму (на хинди). Университет. 1996.
  70. ^ Нимохи, Шива (1988). Хуггара ки самскрити (на хинди). Нарендра Паблишинга Хауса.
  71. ^ Джаста, Харирам (1982). Бхарата мем Нагапуджа аура парампара (на хинди). Санмарга Пракашана.
  72. ^ История дуггаров (на хинди). Да. Энда Ке. Академия искусств, культуры и языка. 1985 год.
  73. ^ Нимохи, Шива (1988). Хуггара ки самскрити (на хинди). Нарендра Паблишинга Хауса.
  74. ^ Бингли, АХ (1899). Дограс...
  75. ^ Нирмохи, Шива (1988). Народная литература Дуггара (на хинди). Требуется книжный депозит.
  76. ^ Варику, Кулбхушан (2009). Культурное наследие Джамму и Кашмира . Пентагон Пресс. ISBN  978-81-8274-376-2 .
  77. ^ Тагаре, Ганеш Васудео (1997). Нарада-Пурана, часть IV . Нью-Дели: Motilal Banarsidass Publishers Private Limited. стр. 1448–1449.
  78. ^ «Праздник Канчот и Гаури-Тритья» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 27 января 2020 г. Проверено 20 января 2021 г.
  79. ^ Эксперты Арихант (4 июня 2019 г.). Знай свой штат Джамму и Кашмир . Arihant Publications India Limited. ISBN  978-93-131-6916-1 .
  80. ^ Jump up to: а б Джерат, Ашок. Народное искусство Дуггара . Нью-Дели: Издатели и дистрибьюторы Atlantic.
  81. ^ «Холи празднуют с жаром и весельем» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 17 марта 2014 года . Проверено 24 января 2021 г.
  82. ^ «Джамму празднует фестиваль Рам Навами с религиозным рвением - газета Early Times Джамму Кашмир» . Earlytimes.in . Проверено 23 января 2021 г.
  83. ^ Ганхар, Дж. Н. (1975). Джамму, святыни и паломничества . Публикации Ганхара.
  84. ^ Мишра, Нитьянанда (18 июня 2019 г.). Кумбха: Ярмарка древнего и нового . Издательство Блумсбери. ISBN  978-93-88630-68-9 .
  85. ^ Jump up to: а б Догари-хинди-словарь (на хинди). Записывать. Энда Ке. Академия искусств, культуры и языка. 2000.
  86. ^ Jump up to: а б Джерата, Ашока (1998). Догра Легенды искусства и культуры . Индус Паблишинг. ISBN  978-81-7387-082-8 .
  87. ^ Справочник по районной переписи населения, Джамму и Кашмир: Джамму . 1966.
  88. ^ Шарма, Шив Чандер (1997). Древности, история, культура и святыни Джамму . Винод Издатели и дистрибьюторы. ISBN  978-81-85599-46-5 .
  89. ^ Шираза на хинди (на хинди). 1988 год
  90. ^ Гош, Мандира (2004). Народная музыка Гималаев . Публикации Шубхи. ISBN  978-81-8290-016-5 .
  91. ^ Справочник по районной переписи населения, Джамму и Кашмир: Катуа . 1966.
  92. ^ «15 000 преданных посещают древний храм Субар Наг в канун Байсакхи» . Outlookindia.com/ . Проверено 10 февраля 2021 г.
  93. ^ Справочник по районной переписи населения, Джамму и Кашмир: Дада . 1966.
  94. ^ Когара, Дешабандху (1988). Кайди (на хинди). Видья Пракашана Мандира. ISBN  978-81-7135-002-5 .
  95. ^ Нирмохи, Шива (1988). Народная литература Дуггара (на хинди). Требуется книжный депозит.
  96. ^ «Чхабил организовался на Тамде» . Государство Таймс . 15 июня 2018 года . Проверено 21 января 2021 г.
  97. ^ «Соблюдается Нирджала Экадаши, преданные устанавливают Чхабилы, чтобы подавать людям сладкую воду» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 13 июня 2019 года . Проверено 21 января 2021 г.
  98. ^ Jump up to: а б Нимохи, Шива (1988). Хуггара ки самскрити (на хинди). Нарендра Паблишинга Хауса.
  99. ^ «Рааде теряет значение среди джаммуйцев» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 14 июля 2018 года . Проверено 22 января 2021 г.
  100. ^ Когари (на хинди). Бхаратия Бхаша Самстхана, Манава Самсадхана Викаса Мантралайя, Мадхьямика аура Учкатара Шикша Вибхага, Бхарата Саракара эвам Ходари Самстха. 2003.
  101. ^ «Кришан Лила, запуск воздушного змея знаменует Джанамаштами» . Государство Таймс . 25 августа 2016 года . Проверено 22 января 2021 г.
  102. ^ Jump up to: а б «Джанмаштами в Джамму, визуальное удовольствие» . Индийский день сегодня . 14 августа 2020 г. Проверено 22 января 2021 г.
  103. ^ Хамара сахитья (на хинди). Лалитакала, Самскрити, ва Сахитья Акадами, Джамму-Кашмира. 2008 год
  104. ^ «Фестиваль Догра: Драбури» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 25 августа 2020 г. Проверено 20 января 2021 г.
  105. ^ «Матери-догра молятся за своих сыновей, пока Джамму празднует «Бакч Дуа» » . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 27 августа 2019 года . Проверено 20 января 2021 г.
  106. ^ Кази, С.А. (2005). Систематическая география Джамму и Кашмира . Издательство АПХ. ISBN  978-81-7648-786-3 .
  107. ^ Ганхар, Дж. Н. (1975). Джамму, святыни и паломничества . Публикации Ганхара.
  108. ^ Хамара сахитья (на хинди). Лалитакала, Самскрити, ва Сахитья Акадами, Джамму-Кашмира. 2008 год
  109. ^ «Дж.К.: Сотни преданных собрались в знаменитом «Джири Мела» Джамму » . aninews.in . Проверено 10 декабря 2019 г.
  110. ^ «Рат Кардха Мела начинается» . Государство Таймс . Проверено 25 января 2021 г.
  111. ^ «8-дневный Рат Кардха Мела начинается в храме Нарсингх Дасс Гхагвал» . Джамму Кашмир Последние новости | Туризм | Последние новости J&K . 28 декабря 2019 года . Проверено 25 января 2021 г.
  112. ^ «Рат Кхардха Мела начинается в Гагвале - газета Early Times Джамму Кашмир» . Earlytimes.in . Проверено 25 января 2021 г.
  113. ^ «Кашмирские пандиты празднуют Герат в преддверии Махашивратри, пожелания сыпятся со всей страны» . Новости18 . 4 марта 2019 года . Проверено 10 декабря 2019 г.
  114. ^ «Инженерно-технологический колледж MBS» . www.mbscet.edu.in .

Библиография

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c47dc97d429d29b10d4b7bbb253f1760__1717243800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c4/60/c47dc97d429d29b10d4b7bbb253f1760.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Jammu division - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)