Промывание мозгов
Часть серии о |
Поведенческие влияния |
---|
Области обучения |
Темы |
«Промывание мозгов» , также известное как контроль над разумом , ментицид , принудительное убеждение , контроль над мышлением , реформа мышления и принудительное перевоспитание , представляет собой противоречивую теорию, утверждающую, что человеческий разум можно изменить или контролировать против воли человека с помощью манипулятивных психологических методов. [1] Говорят, что «промывание мозгов» снижает способность субъекта мыслить критически или независимо, позволяя внедрить в его сознание новые, нежелательные мысли и идеи. [2] а также изменить свои взгляды, ценности и убеждения. [3] [4]
Термин «промывание мозгов» впервые был использован на английском языке Эдвардом Хантером в 1950 году для описания того, как китайское правительство, казалось, заставляло людей сотрудничать с ним во время Корейской войны . Исследование этой концепции также касалось нацистской Германии и современной Северной Кореи , некоторых уголовных дел в Соединенных Штатах и действий торговцев людьми .
В конце 1960-х и 1970-х годах эксперименты ЦРУ MKUltra провалились без оперативного использования испытуемых. Последовали научные и юридические дебаты, а также внимание средств массовой информации о том, что «промывание мозгов» может быть фактором, связанным с диэтиламида лизергиновой кислоты (ЛСД). использованием [5] или в обращении людей в группы, которые считаются культами . [6]
«Промывание мозгов» стало распространенной темой в массовой культуре, особенно в научной фантастике . [7] В повседневной речи слово «промывание мозгов» и его глагольная форма «промывание мозгов» используются в переносном смысле для описания использования пропаганды с целью повлиять на общественное мнение . [8]
Китай и Корейская война
[ редактировать ]Китайский термин сяно (промывание мозгов, «промывание мозгов»). [9] Первоначально оно использовалось китайскими интеллектуалами начала 20-го века для обозначения модернизации образа мышления. [10] Позже этот термин использовался для описания принудительного убеждения, используемого маоистским правительством в Китае, которое было направлено на превращение «реакционных» людей в «правомыслящих» членов новой китайской социальной системы. [11] Термин, играемый словами даосского обычая «очищения/омовения сердца/разума» ( xϐxīn , 洗心) перед проведением церемоний или входом в святые места. [а]
Самое раннее известное использование слова «промывание мозгов» в английском языке в статье журналиста Эдварда Хантера в Miami News , опубликованной в 1950 году. [12] Хантер был антикоммунистом и предположительно был агентом ЦРУ, работавшим под прикрытием. [13] Хантер и другие использовали китайский термин, чтобы объяснить, почему во время Корейской войны (1950–1953 гг.) некоторые американские военнопленные (военнопленные) сотрудничали со своими китайскими похитителями и даже в некоторых случаях перешли на их сторону . [14] Британский радист Роберт Форд [15] [16] и полковник британской армии Джеймс Карн также утверждал, что китайцы подвергали их методам «промывания мозгов» во время их заключения. [17]
Военные и правительство США выдвинули обвинения в «промывании мозгов», пытаясь опровергнуть признания военнопленных в военных преступлениях, включая применение биологического оружия . [18] После того, как китайское радио заявило, что цитирует Фрэнка Швабле , начальника штаба Первого авиакрыла морской пехоты, признавшего свое участие в бактериологической войне, командующий ООН генерал Марк Кларк заявил: «Сомнительно, что эти заявления когда-либо сходили с уст этих несчастных людей. Однако если они это сделали, то слишком хорошо известны уничтожающие разум методы этих коммунистов, вымогающих любые слова, которые они хотят... Сами люди не виноваты, и я испытываю глубочайшее сочувствие к тому, что их использовали таким отвратительным образом. " [19]
Начиная с 1953 года Роберт Джей Лифтон брал интервью у американских военнослужащих, бывших военнопленными во время Корейской войны , а также у священников, студентов и учителей, находившихся в тюрьме в Китае после 1951 года. Помимо интервью с 25 американцами и европейцами, Лифтон взял интервью 15 китайских граждан, бежавших после того, как подверглись идеологической обработке в китайских университетах. (Книга Лифтона 1961 года « Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае » была основана на этом исследовании.) [20] Лифтон обнаружил, что, когда военнопленные вернулись в Соединенные Штаты, их мышление вскоре вернулось в норму, вопреки популярному представлению о «промывании мозгов». [21]
В 1956 году, после пересмотра концепции «промывания мозгов» после Корейской войны, армия США опубликовала отчет под названием «Коммунистические допросы, идеологическая обработка и эксплуатация военнопленных» , в котором промывание мозгов было названо «популярном заблуждением». В докладе делается вывод, что «исчерпывающие исследования нескольких правительственных агентств не выявили ни одного убедительно задокументированного случая «промывания мозгов» американскому военнопленному в Корее». [22]
Судебные дела и «защита по промыванию мозгов»
[ редактировать ]Концепция «промывания мозгов» была выдвинута в защиту уголовных обвинений. Дело Чарльза Мэнсона , происходившее в 1969–1971 годах , который, как утверждалось, «промывал мозги» своим последователям, заставляя их совершать убийства и другие преступления, привлекло к этой проблеме новое внимание общественности. [24] [25]
В 1974 году Пэтти Херст , член богатой семьи Херст , была похищена Симбионической армией освобождения , левой боевой организацией. После нескольких недель плена она согласилась присоединиться к группе и приняла участие в их деятельности. В 1975 году ее арестовали и обвинили в ограблении банка и использовании оружия при совершении уголовного преступления. Ее адвокат Ф. Ли Бэйли на суде утверждала, что она не должна нести ответственность за свои действия, поскольку обращение с ней со стороны похитителей было эквивалентом предполагаемого «промывания мозгов» военнопленным Корейской войны (см. также « Ограниченная ответственность» ). [26] Бейли разработал свой случай совместно с психиатром Луи Джолионом Уэстом и психологом Маргарет Сингер . Они оба изучали опыт военнопленных в Корее. (В 1996 году Сингер опубликовала свои теории в бестселлере « Культы среди нас» . [27] [28] [29] ) Несмотря на эту защиту, Херст был признан виновным. [26]
В 1990 году Стивен Фишман , который был членом Церкви Саентологии , был обвинен в мошенничестве с использованием почты за реализацию схемы по привлечению к ответственности крупных корпораций путем сговора с миноритарными акционерами в коллективных исках акционеров. Адвокаты Фишмана уведомили суд, что они намерены полагаться на невменяемость , используя теории «промывания мозгов» и свидетелей-экспертов Сингера и Ричарда Офше, чтобы утверждать, что Церковь Саентологии практиковала в отношении него «промывание мозгов», что сделало его неспособным принимать самостоятельные решения. .
Суд постановил, что использование теорий «промывания мозгов» недопустимо в отношении свидетелей-экспертов, сославшись на стандарт Фрая , который гласит, что научные теории, используемые свидетелями-экспертами, должны быть общепринятыми в соответствующих областях. [30] С тех пор суды Соединенных Штатов постоянно отвергают показания о контроле над сознанием или «промывании мозгов» на том основании, что эти теории не являются частью общепринятой науки по стандарту Фрая. [31]
В 2003 году защита по «промыванию мозгов» безуспешно использовалась для защиты Ли Бойда Мальво , которому было предъявлено обвинение в убийстве за участие в снайперских атаках округа Колумбия . [32] [33] Обвинения в «промывании мозгов» также выдвигались истцами по делам об опеке над детьми. [34] [35]
Томас Эндрю Грин в своей книге 2014 года « Свобода и уголовная ответственность в американской правовой мысли» утверждает, что защита от «промывания мозгов» подрывает фундаментальную предпосылку закона о свободе воли . [36] [37] В 2003 году судебный психолог Дик Энтони заявил, что «ни один разумный человек не усомнится в том, что существуют ситуации, когда на людей можно влиять вопреки их интересам, но эти аргументы оцениваются на основе фактов, а не фиктивных показаний экспертов». [33]
Антикультовое движение
[ редактировать ]В 1970-х и 1980-х годах антикультовое движение применяло концепцию «промывания мозгов» для объяснения, казалось бы, внезапных и драматических религиозных обращений в отношении некоторых новых религиозных движений (НРД) и других групп, которые они считали культами . [38] [39] Средства массовой информации, как правило, соглашались с их точкой зрения. [40] и социологи, симпатизирующие антикультовому движению, которые обычно были психологами , разработали пересмотренные модели контроля над разумом. [38] Хотя некоторые психологи были восприимчивы к этой концепции, социологи по большей части скептически относились к ее способности объяснить конверсию. [41] Критики мормонизма обвиняют его в «промывании мозгов» своим приверженцам. [42]
Филип Зимбардо определил контроль над разумом как «процесс, посредством которого индивидуальная или коллективная свобода выбора и действий ставится под угрозу агентами или агентствами, которые изменяют или искажают восприятие, мотивацию, аффект, познание или поведенческие результаты». [43] и он предположил, что любой человек подвержен таким манипуляциям. [44] Бенджамин Заблоки , покойный профессор социологии в Университете Рутгерса , сказал, что число людей, подтверждающих «промывание мозгов» в интервью (проводимых в соответствии с рекомендациями Национального института психического здоровья и Национального научного фонда ), слишком велико, чтобы быть результатом чего-либо иного, кроме как подлинное явление. [45] Он сказал, что в двух наиболее престижных журналах, посвященных социологии религии, не было опубликовано ни одной статьи, «поддерживающей точку зрения промывания мозгов», в то время как более сотни таких статей были опубликованы в других журналах, «маргинальных по отношению к этой области». [46] Он пришел к выводу, что концепция «промывания мозгов» занесена в черный список . [47] [46] [48]
Эйлин Баркер раскритиковала концепцию контроля над разумом, поскольку она оправдывала дорогостоящие вмешательства, такие как депрограммирование или консультирование по выходу. [49] Она также раскритиковала некоторых специалистов в области психического здоровья, в том числе Сингера, за то, что они согласились на работу свидетелей-экспертов в судебных делах, связанных с НРД. [50] Книга Баркера 1984 года «Становление муни: выбор или промывание мозгов?» , [51] описывает процесс религиозного обращения в Церковь Объединения (членов которой иногда неофициально называют мунитами ), которая была одной из самых известных групп, практиковавших «промывание мозгов». [52] [53] Баркер провела около семи лет, изучая членов Церкви Объединения, и написала, что отвергает теорию «промывания мозгов», поскольку она не объясняет, почему многие люди присутствовали на вербовочном собрании и не стали членами, а также почему так много членов добровольно выходят из групп или покидают их. [49] [54] [55] [56] [57]
Джеймс Ричардсон сказал, что если бы новые религиозные движения имели доступ к мощным методам «промывания мозгов», можно было бы ожидать, что они будут иметь высокие темпы роста, однако на самом деле большинство из них не добились заметных успехов в вербовке или удержании членов. [58] По этой и другим причинам социологи религии, в том числе Дэвид Бромли и Энсон Шуп, считают идею о том, что «культы» промывают мозги американской молодежи, «неправдоподобной». [59]
Томас Роббинс , Массимо Интровинье , Лорн Доусон , Гордон Мелтон , Марк Галантер и Сол Левин , среди других ученых, исследующих НМП, утверждали и к удовлетворению судов, соответствующих профессиональных ассоциаций и научных сообществ доказывали, что не существует общепринятой научной теории, основано на методологически обоснованных исследованиях, подтверждающих концепцию «промывания мозгов». [60]
В 1999 году судебный психолог Дик Энтони раскритиковал другого приверженца этой точки зрения, Жана-Мари Абграла , за то, что он якобы использовал псевдонаучный подход и не имел никаких доказательств того, что чье-либо мировоззрение было существенно изменено этими принудительными методами. Он утверждал, что эта концепция и страх, связанный с ней, использовались антикультовым движением в качестве инструмента для оправдания преследования групп религиозных меньшинств. [61] Кроме того, Энтони в книге « Культы недопонимания » утверждает, что термин «промывание мозгов» имеет такой сенсационный оттенок , что его использование наносит ущерб любым дальнейшим научным исследованиям. [62]
В 2016 году израильский религиовед и научный сотрудник Иерусалимского института Ван Леера Адам Клин-Орон рассказал о предложенном тогда «антикультовом» законодательстве:
В 1980-е годы прошла волна заявлений о «промывании мозгов», а затем парламенты по всему миру рассмотрели этот вопрос, суды по всему миру рассмотрели этот вопрос и пришли к четкому постановлению: не существует такой вещи, как культы… что люди, создающие эти утверждения часто не являются экспертами по данному вопросу. И в конце концов суды, в том числе в Израиле, отвергли свидетелей-экспертов, которые утверждали, что имеет место «промывание мозгов». [63]
Научные исследования
[ редактировать ]Исследования правительства США
[ редактировать ]В течение 20 лет, начиная с начала 1950-х годов, Центральное разведывательное управление (ЦРУ) и Министерство обороны США проводили секретные исследования, в том числе проект MKUltra , в попытке разработать практические методы «промывания мозгов»; Эти эксперименты варьировались «от электрошока до высоких доз ЛСД ». [64] Полная степень результатов неизвестна.
Режиссеру Сидни Готлибу и его команде, очевидно, удалось «взорвать существующий разум» человека, используя методы пыток; [64] однако перепрограммирование с точки зрения поиска «способа вставить новый разум в образовавшуюся пустоту», [64] оказался не столь успешным. [65] [66]
Вызвавший споры психиатр Колин А. Росс добилось успеха в создании программируемых так называемых « маньчжурских кандидатов ». утверждает, что ЦРУ уже в то время [67] Эксперименты ЦРУ с использованием различных психоделических наркотиков, таких как ЛСД и мескалин, основывались на предыдущих экспериментах нацистов на людях . [68]
В 1979 году Джон Д. Маркс написал в своей книге « В поисках маньчжурского кандидата» , что до тех пор, пока программа MKUltra не была фактически прекращена в 1963 году, исследователи агентства не нашли надежного способа «промывания мозгов» другому человеку, поскольку все эксперименты на каком-то этапе всегда заканчивались либо амнезия, либо кататония, что делает невозможным любое оперативное использование. [13]
В отчете двухпартийного сенатского комитета по вооруженным силам, опубликованном частично в декабре 2008 года и полностью в апреле 2009 года, сообщается, что американские военные инструкторы, прибывшие в залив Гуантанамо в декабре 2002 года, основывали класс допросов на схеме, скопированной из исследования ВВС 1957 года. «Китайские коммунистические» методы «промывания мозгов», используемые для получения ложных признаний от американских военнопленных во время Корейской войны.
В докладе показано, как разрешение министра обороны в 2002 году на применение агрессивных методов в Гуантанамо привело к их использованию в Афганистане и Ираке , в том числе в Абу-Грейбе . [69]
Рабочая группа Американской психологической ассоциации
[ редактировать ]В 1983 году Американская психологическая ассоциация (АПА) попросила Сингера возглавить рабочую группу под названием «Специальная группа АПА по обманным и косвенным методам убеждения и контроля» (DIMPAC), чтобы выяснить, действительно ли «промывание мозгов» или принудительное убеждение сыграли роль в вербовке НРД. . Целевая группа пришла к выводу, что: [70]
Культы и тренинги по информированию больших групп вызвали серьезные споры из-за широкого использования обманных и косвенных методов убеждения и контроля. Эти методы могут поставить под угрозу свободу личности, и их использование привело к серьезному вреду тысячам людей и семей. В этом отчете рассматривается литература по этой теме, предлагается новый способ концептуализации методов влияния, исследуются этические последствия обманных и косвенных методов убеждения и контроля, а также даются рекомендации по решению проблем, описанных в отчете.
Однако 11 мая 1987 года Совет по социальной и этической ответственности в области психологии (BSERP) АПА отклонил отчет DIMPAC, поскольку в отчете «не хватает научной строгости и беспристрастного критического подхода, необходимого для одобрения APA», и пришел к выводу, что «после долгих размышлений BSERP не считает, что у нас имеется достаточно информации, которая поможет нам занять позицию по этому вопросу». [71]
Другие области и исследования
[ редактировать ]Йост Меерлоо , голландский психиатр, был одним из первых сторонников концепции «промывания мозгов». «Ментицид» — это неологизм, который он придумал, означающий «убийство разума». На точку зрения Меерлоо повлиял его опыт во время немецкой оккупации его страны во время Второй мировой войны, а также его работа с голландским правительством и американскими военными при допросах обвиняемых нацистских военных преступников . Позже он эмигрировал в США и преподавал в Колумбийском университете . [72] Его бестселлер 1956 года «Изнасилование разума » заканчивается словами:
Современные методы «промывания мозгов» и ментицида — этих извращений психологии — могут заставить подчиниться и сдаться практически любого человека. Многие из жертв контроля над мыслями, «промывания мозгов» и ментицида, о которых мы говорили, были сильными людьми, чей разум и воля были сломлены и деградировали. Но хотя тоталитаристы используют свои знания о разуме в порочных и беспринципных целях, наше демократическое общество может и должно использовать свои знания, чтобы помочь человеку расти, охранять его свободу и понимать себя. [73]
Российский историк Даниил Романовский , который интервьюировал выживших и очевидцев в 1970-х годах, сообщил о том, что он назвал « нацистским промыванием мозгов» народу Беларуси немцами-оккупантами во время Второй мировой войны , которое происходило как посредством массовой пропаганды , так и интенсивного перевоспитания. , особенно в школах. Романовский отметил, что очень скоро большинство людей приняли нацистскую точку зрения, согласно которой евреи являются низшей расой и тесно связаны с советским правительством, — взгляды, которые не были распространены до немецкой оккупации. [74] [75] [76] [77] [78] [79]
В Италии возникли разногласия по поводу концепции плагио — преступления, заключающегося в абсолютном психологическом — и, в конечном итоге, физическом — доминировании над человеком. субъекта Утверждается, что результатом является уничтожение свободы и самоопределения и последующее отрицание его или ее личности . Преступление плагиона редко преследовалось по суду в Италии, и только один человек был осужден. В 1981 году итальянский суд признал эту концепцию неточной, несогласованной и допускающей произвольное применение. [80]
В недавних публикациях научных книг в области психического расстройства « диссоциативное расстройство идентичности » (ДРИ) упоминается основанное на пытках «промывание мозгов» преступными сетями и злоумышленниками как преднамеренное средство создания в человеке множественных «программируемых» личностей для эксплуатации этого человека в сексуальных целях. и финансовые причины. [81] [82] [83] [84] [85] Более ранние научные дебаты в 1980-х и 1990-х годах о ритуальном насилии, основанном на пытках, в культах были известны как « сатанинское ритуальное насилие », которое в основном рассматривалось как « моральная паника ». [86]
Промывание мозгов: синтез российского учебника по психополитике, изданного Церковью Саентологии в 1955 году, о промывании мозгов. Л. Рон Хаббард был автором текста и утверждал, что это секретное руководство, написанное Лаврентием Берией , начальником советской тайной полиции , в 1936 году. [87] Когда ФБР проигнорировало его, Хаббард снова написал, заявив, что советские агенты трижды пытались нанять его для работы против Соединенных Штатов и были расстроены его отказом: [88] и что один агент специально напал на него, используя электрошок в качестве оружия. [89] По словам Массимо Интровинье , критики саентологии приписывают Хаббарду руководство по «промыванию мозгов», поскольку утверждают, что позже оно использовалось для практики настоящего «промывания мозгов» в церкви. Хаббард, который был категорическим противником психиатрии , в некоторых своих произведениях осуждал «промывание мозгов». [90]
Кэтлин Барри , соучредитель неправительственной ООН организации « Коалиция против торговли женщинами» (CATW), [91] [92] В 1979 году ее книга « Женское сексуальное рабство» способствовала повышению осведомленности международного сообщества о торговле людьми в целях сексуальной эксплуатации . [93] В своей книге 1986 года « Жестокое обращение с женщинами: факты, заменяющие мифы» Льюис Окун сообщил, что: «Кэтлин Барри в книге «Женское сексуальное рабство » показывает , что принуждение к женской проституции включает в себя методы принудительного контроля, очень похожие на реформу мышления». [94] В своей книге 1996 года « Кастинг камней: проституция и освобождение в Азии и США » Рита Накашима Брок и Сьюзен Брукс Тистлтуэйт сообщают, что методы, обычно используемые сутенерами для контроля над своими жертвами, «очень напоминают методы промывания мозгов террористов и параноидальных культов». [95]
В своей книге 2000 года « Уничтожение мира, чтобы спасти его: Аум Синрикё, апокалиптическое насилие и новый глобальный терроризм » Роберт Лифтон применил свои оригинальные идеи о реформе мышления к «Аум Синрикё и войне с терроризмом» , заключив, что в этом контексте мысль реформа была возможна без насилия или физического принуждения. Он также отметил, что в своих усилиях по борьбе с терроризмом западные правительства также используют некоторые предполагаемые методы контроля над разумом. [96]
В своей научно-популярной книге 2004 года «Промывание мозгов: наука о контроле над мышлением » нейробиолог и физиолог Кэтлин Тейлор рассмотрела историю теорий контроля над разумом, а также примечательные инциденты. В ней она предположила, что у людей, находящихся под воздействием «промывания мозгов», могут быть более жесткие неврологические пути, и это может затруднить переосмысление ситуаций или возможность последующей реорганизации этих путей. [97] [98] [99] [100] [101]
В популярной культуре
[ редактировать ]В Джорджа Оруэлла 1949 года « -антиутопии романе Девятнадцать восемьдесят четыре » главный герой подвергается тюремному заключению, изоляции и пыткам, чтобы привести свои мысли и эмоции в соответствие с желаниями правителей вымышленного будущего тоталитарного общества, описанного в книге. Палач, представляющий власть, говорит этому персонажу: «Мы делаем мозг совершенным, прежде чем вышибить его... Все отмыты». [102] Видение Оруэлла повлияло на Хантера и до сих пор отражается в популярной концепции «промывания мозгов». [103] [104]
В 1950-х годах было снято несколько американских фильмов, в которых фигурировало «промывание мозгов» военнопленным, в том числе «Дыша» , «Бамбуковая тюрьма» , «Навстречу неизвестному » и «Создатели страха» . «Запретная зона» рассказывала историю советских промыло мозги с помощью классической обработки, секретных агентов, которым собственное правительство чтобы они не раскрыли свою личность. В 1962 году фильм «Маньчжурский кандидат» (основанный на романе Ричарда Кондона 1959 года ) «поставил промывание мозгов на первый план», показав заговор советского правительства с целью захватить власть в Соединенных Штатах с помощью спящего агента с промытыми мозгами для политического убийства. [105] [106] [107]
Концепция «промывания мозгов» стала широко ассоциироваться с исследованиями российского психолога Ивана Павлова , в которых в качестве объектов в основном использовались собаки. [108] В «Маньчжурском кандидате » главным промывателем мозгов является «доктор Йен Ло из Института Павлова». [109]
Научно -фантастические рассказы Кордвайнера Смита (псевдоним Пола Майрона Энтони Линебаргера (1913–1966), офицера армии США, который специализировался на военной разведке и психологической войне во время Второй мировой войны и Корейской войны), описывают «промывание мозгов» с целью удаления воспоминаний о травматических событиях. события как нормальная и благоприятная часть будущей медицинской практики. [110]
«Промывание мозгов» остается важной темой в научной фантастике. Поджанр - это корпоративный контроль над разумом , при котором будущим обществом управляют одна или несколько бизнес- корпораций , которые доминируют в обществе, используя рекламу и средства массовой информации для контроля мыслей и чувств населения. [111] Терри О'Брайен прокомментировал: «Контроль над разумом — настолько мощный образ, что если бы гипноза не существовало, то пришлось бы изобрести нечто подобное: сюжетный прием слишком полезен, чтобы его мог игнорировать любой писатель. такой же мощный образ». [112]
См. также
[ редактировать ]- Модификация поведения
- идеологическая обработка
- Оруэллианский
- Манипуляция (психология)
- Злоупотребление властью и контролем
- Психологическая война
- Гипноз
- Политическое злоупотребление психиатрией
- Поле искажения реальности
- научная фантастика
- Принуждение
- Коммунизм
- Неэтичные эксперименты над людьми в США
- Реформа мышления и психология тотализма
- Контроль над разумом в популярной культуре
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Лифтон, Роберт Дж. (1961). Реформа мышления и психология тотализма: исследование «промывания мозгов» в Китае . Нью-Йорк: Нортон. ISBN 978-0-8078-4253-9 . ; Перепечатано с новым предисловием: University of North Carolina Press, 1989 ( онлайн в Интернет-архиве ).
- Лифтон, Роберт Дж. (2000). Разрушить мир, чтобы спасти его: Аум Синрикё, апокалиптическое насилие и новый глобальный терроризм . Книги совы.
- Меерлоо, Йост (1956). «Изнасилование разума: психология контроля над мыслями, ментицида и промывания мозгов» . Мировая издательская компания. Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- Тейлор, Кэтлин (2004). «Промывание мозгов: наука о контроле над мыслями» . Издательство Оксфордского университета.
- Заблоки, Б. (1997). «Внесение концепции в черный список. Странная история гипотезы о промывании мозгов в социологии религии». Нова Религио . 1 (1): 96–121. дои : 10.1525/номер.1997.1.1.96 .
- Заблоки, Б (1998). «Анализ затрат на выход: новый подход к научному изучению промывания мозгов». Нова Религио . 2 (1): 216–249. дои : 10.1525/номер.1998.1.2.216 .
- Зимбардо, П. (1 ноября 2002 г.). «Контроль над разумом: психологическая реальность или бессмысленная риторика?» . Монитор по психологии . Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Примечание: xīn может означать «сердце», «ум» или «центр» в зависимости от контекста. Например, синь занг бин [ zh ] означает сердечно-сосудистые заболевания , но xīn lǐ yī shēng [ zh ] означает психолог , а Ши Чжун Синь [ zh ] означает Центральный деловой район .
Ссылки
[ редактировать ]- ^ https://www.britanica.com/topic/промывание мозгов
- ^ Кэмпбелл, Роберт Джин (2004). Психиатрический словарь Кэмпбелла . США: Издательство Оксфордского университета. п. 403.
- ^ Корсини, Раймонд Дж. (2002). Словарь психологии . Психология Пресс. п. 127.
- ^ Коваль, DM (2000). «Промывание мозгов». В любви, А.Е. (ред.). Энциклопедия психологии . Том. 1. Американская психологическая ассоциация. стр. 463–464. дои : 10.1037/10516-173 . ISBN 1-55798-650-9 .
- ^ Энциклопедический словарь религии . Том. 2. Издательство «Гян». 2005.
- ^ Райт, Стюарт (декабрь 1997 г.). «Освещение нетрадиционной религии в СМИ: есть ли «хорошие новости» для религиозных меньшинств?». Обзор религиозных исследований . 39 (2): 101–115. дои : 10.2307/3512176 . JSTOR 3512176 .
- ^ О'Брайен, Терри (2005). Вестфаль, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Издательская группа Гринвуд. [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Определение и значение промывания мозгов» . Словарь Мерриама-Вебстера. 22 июля 2023 года. Архивировано из оригинала 23 ноября 2022 года . Проверено 23 ноября 2022 г.
- ^ «Словарь слов – 洗腦 – англо-китайский словарь MDBG» . mdbg.net . Архивировано из оригинала 4 марта 2016 года . Проверено 31 января 2011 г.
- ^ Митчелл, Райан (июль – сентябрь 2019 г.). «Китай и политический миф о «промывании мозгов» . Журнал «Сделано в Китае» . 3 . Архивировано из оригинала 1 июня 2024 года . Проверено 1 июня 2024 г.
- ^ Тейлор, Кэтлин (2006). «Промывание мозгов: наука о контроле над мыслями» . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. п. 5. ISBN 978-0199204786 . Проверено 2 июля 2010 г.
- ^ Крин, Джеффри (2024). Страх перед мощью Китая: международная история . Серия «Новые подходы к международной истории». Лондон, Великобритания: Bloomsbury Academic . п. 82. ИСБН 978-1-350-23394-2 .
- ^ Jump up to: а б Маркс, Джон (1979). «Глава 8. Промывание мозгов» . В поисках маньчжурского кандидата: ЦРУ и контроль над разумом . Нью-Йорк: Книги Таймс. ISBN 978-0812907735 . Проверено 30 декабря 2008 г.
В сентябре 1950 года газета Miami News опубликовала статью Эдварда Хантера под названием «Тактика «промывания мозгов» заставляет китайцев вступать в ряды коммунистической партии». Это было первое печатное использование термина «промывание мозгов» на каком-либо языке. Хантер, пропагандист ЦРУ, работавший под прикрытием журналистом, выпустил постоянный поток книг и статей на эту тему.
- ^ Браунинг, Майкл (14 марта 2003 г.). «Было ли похищенному подростку из Юты промыты мозги?». Пост Палм-Бич . Палм-Бич. ISSN 1528-5758 .
Во время Корейской войны пленные американские солдаты подвергались длительным допросам и разглагольствованиям со стороны похитителей, которые часто работали посменно и использовали подход «хороший полицейский, плохой полицейский», чередуя жестокий допрос с мягким. Все это было частью «Си Нао» ( промывание мозгов ). Китайцы и корейцы предпринимали отважные попытки обратить пленников на коммунистическое мышление.
- ^ Форд, Р.К. (1990). Захвачен в Тибете . Оксфорд [Оксфордшир]: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195815702 .
- ^ Форд, Р.К. (1997). Ветер между мирами: Снято в Тибете . Книги СЛГ. ISBN 978-0961706692 .
- ^ «Красные обвинения в микробах цитируют двух морских пехотинцев США» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 23 февраля 1954 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Эндикотт, Стивен; Хагерман, Эдвард (1998). Соединенные Штаты и биологическая война: секреты начала холодной войны . Издательство Университета Индианы. ISBN 978-0253334725 .
- ^ «Кларк осуждает обвинения в бактериологической войне» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 24 февраля 1953 года . Проверено 16 февраля 2012 г.
- ^ Уилкс, Ал. (1998). Знания в сознании . Психология Пресс. п. 323. ИСБН 978-0863774393 .
- ^ Лифтон, Роберт Дж. (апрель 1954 г.). «Домой на корабле: модели реакции американских военнопленных, репатриированных из Северной Кореи». Американский журнал психиатрии . 110 (10): 732–739. дои : 10.1176/ajp.110.10.732 . ПМИД 13138750 .
- ^ Министерство армии США (15 мая 1956 г.). Коммунистический допрос, идеологическая обработка и эксплуатация военнопленных (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США. С. 17, 51. Брошюра № 30-101. Архивировано (PDF) из оригинала 4 августа 2020 г. Проверено 7 марта 2019 г.
- ^ Лукас, Дин (14 мая 2013 г.). «Пэтти Херст» . Журнал «Известные фотографии» . Проверено 21 января 2016 г.
- ^ Разумы на суде: великие дела в области права и психологии , Чарльз Патрик Юинг, Джозеф Т. Макканн, стр. 34–36.
- ↑ Перекладывание вины: как виктимизация стала защитой от уголовных преступлений , Саундра Дэвис Вестервельт, Rutgers University Press, 1998. с. 158
- ^ Jump up to: а б Регулирование религии: тематические исследования со всего мира , Джеймс Т. Ричардсон, Springer Science & Business Media, 2012, стр. 518 [ ISBN отсутствует ]
- ↑ Культы среди нас: продолжающаяся борьба с их скрытой угрозой. Архивировано 2 февраля 2015 г. в Wayback Machine , Маргарет Талер Сингер, Джосси-Басс, издатель, 2003 г., ISBN 0787967416
- ^ Кларк, Питер; Кларк, научный сотрудник современной истории Питер (2004). Энциклопедия новых религиозных движений . Рутледж. ISBN 978-1134499700 .
- ^ Хилтс, Филип Дж. (9 января 1999 г.). «Луи Дж. Уэст, 74 года, психиатр, изучавший крайности, умер» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 15 декабря 2023 года . Проверено 31 декабря 2016 г.
- ^ «Соединенные Штаты против Фишмана (1990)» . Закон Юстии . Архивировано из оригинала 19 апреля 2019 года . Проверено 26 ноября 2019 г. .
- ^ Энтони, Дик; Роббинс, Томас (1992). «Право, социальные науки и исключение из первой поправки о «промывании мозгов»» . Поведенческие науки и право . 10 (1): 5–29. дои : 10.1002/bsl.2370100103 . Архивировано из оригинала 13 марта 2023 года . Проверено 13 марта 2023 г.
- ^ Защита психического состояния и система уголовного правосудия: перспективы права и медицины , Бен Ливингс, Алан Рид, Никола Уэйк, Cambridge Scholars Publishing, 2015, стр. 98 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Ольденбург, Дон (21 ноября 2003 г.). «Стресс, чтобы убить: защита от промывания мозгов; заявление подозреваемого снайпера вызывает новые дебаты». Архивировано 1 мая 2011 года в Wayback Machine , The Washington Post , воспроизведено в Defense Brief , выпуск 269, опубликовано Steven Skurka & Associates.
- ^ Варшак, РА (2010). Яд развода: как защитить свою семью от сквернословия и «промывания мозгов» . Нью-Йорк: Харпер Коллинз.
- ^ Ричардсон, Джеймс Т. Регулирование религии: тематические исследования со всего мира , Kluwer Academic/Plenum Publishers 2004, стр. 16, ISBN 978-0306478871 .
- ^ Свобода и уголовная ответственность в американской правовой мысли , Томас Эндрю Грин, Cambridge University Press, 2014, стр. 391 [ ISBN отсутствует ]
- ↑ Уголовное право Лафава, 5-е (серия хорнбуков), Уэйн ЛаФэйв, West Academic, 18 марта 2010 г., стр. 208–210. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Бромли, Дэвид Г. (1998). «Промывание мозгов». В Уильяме Х. Сватосе мл. (ред.). Энциклопедия религии и общества . Уолнат-Крик, Калифорния: АльтаМира. стр. 61–62. ISBN 978-0-7619-8956-1 .
- ^ Баркер, Эйлин: Новые религиозные движения: практическое введение . Лондон: Канцелярия Ее Величества, 1989.
- ^ Райт, Стюарт А. (1997). «Освещение нетрадиционной религии в СМИ: есть ли «хорошие новости» для религиозных меньшинств?». Обзор религиозных исследований . 39 (2): 101–115. дои : 10.2307/3512176 . JSTOR 3512176 .
- ^ Баркер, Эйлин (1986). «Религиозные движения: культ и антикульт после Джонстауна». Ежегодный обзор социологии . 12 : 329–346. дои : 10.1146/annurev.so.12.080186.001553 .
- ^ Хелфрич, Р. (2021). Мормонские исследования: критическая история . МакФарланд, Инкорпорейтед, Издательство. п. 15. ISBN 978-1-4766-4511-7 . Архивировано из оригинала 14 октября 2023 года . Проверено 15 июня 2023 г.
- ^ Зимбардо, Филип Г. (ноябрь 2002 г.). «Контроль над разумом: психологическая реальность или бессмысленная риторика?» . Монитор по психологии . Архивировано из оригинала 4 июля 2016 года . Проверено 2 июня 2016 г.
Контроль над разумом — это процесс, посредством которого индивидуальная или коллективная свобода выбора и действий подвергается риску со стороны агентов или агентств, которые изменяют или искажают восприятие, мотивацию, аффект, познание или поведенческие результаты. Это не магический и не мистический процесс, а процесс, включающий набор основных социально-психологических принципов. Конформизм, подчинение, убеждение, диссонанс, реактивное сопротивление, чувство вины и возбуждение страха, моделирование и идентификация — вот некоторые из основных ингредиентов социального влияния, хорошо изученных в психологических экспериментах и полевых исследованиях. В некоторых комбинациях они создают мощный тигель крайних психических и поведенческих манипуляций , когда их синтезируют с несколькими другими факторами реального мира, такими как харизматические, авторитарные лидеры, доминирующие идеологии, социальная изоляция, физическое истощение, вызванные фобии, а также крайние угрозы или обещанные награды. которые обычно обманным образом организованы в течение длительного периода времени в условиях, где они применяются интенсивно. Множество данных социальных наук показывает, что, когда его систематически практикует санкционированная государством полиция, военные или деструктивные культы, контроль над разумом может спровоцировать ложные признания, создать новообращенных, которые охотно пытают или убивают «вымышленных врагов», а также вовлечь подвергнутых идеологической обработке членов в неустанную работу, давать тратят свои деньги – и даже свою жизнь – ради «дела».
- ^ Зимбардо, П. (1997). «Какие послания стоят за сегодняшними культами?» . Монитор по психологии : 14. Архивировано из оригинала 2 мая 1998 года . Проверено 1 октября 2009 г.
- ^ Заблоки, Бенджамин (2001). Культы непонимания: поиск объективности в поле противоречий . Университет Торонто Пресс. стр. 194–201. ISBN 978-0-8020-8188-9 .
- ^ Jump up to: а б Заблоки, Вениамин. (апрель 1998 г.). «Ответ Бромли». Нова Религио . 1 (2): 267–271. дои : 10.1525/номер.1998.1.2.267 .
- ^ Заблоки, Вениамин. (октябрь 1997 г.). «Внесение концепции в черный список: странная история гипотезы о промывании мозгов в социологии религии». Нова Религио . 1 (1): 96–121. дои : 10.1525/номер.1997.1.1.96 .
- ^ Фил Цукерман. Приглашение на социологию религии . Psychology Press, 24 июля 2003 г., с. 28 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Jump up to: а б Обзор , Уильям Рашер , National Review , 19 декабря 1986 г.
- ^ Баркер, Эйлин (1995). «Научное изучение религии? Вы, должно быть, шутите!». Журнал научного изучения религии . 34 (3): 287–310. дои : 10.2307/1386880 . JSTOR 1386880 .
- ^ Эйлин Баркер , Создание муни: выбор или промывание мозгов? , Blackwell Publishers , Оксфорд, Великобритания, ISBN 0-631-13246-5 .
- ↑ Смерть Муна знаменует конец эпохи. Архивировано 29 августа 2019 года в Wayback Machine , Эйлин Баркер , CNN , 3 сентября 2012 года. Хотя Мун, скорее всего, запомнят по всем этим вещам - массовым свадьбам, обвинениям в «промывании мозгов», политическим интригам и огромному богатству. - его также следует помнить как создателя, возможно, одной из наиболее всеобъемлющих и новаторских теологий, принятых новой религией того периода.
- ^ Хён Джин Ким (2 сентября 2012 г.). «Основатель Церкви Объединения преподобный Сон Мён Мун умер в возрасте 92 лет» . США сегодня . ISSN 0734-7456 . Архивировано из оригинала 29 сентября 2012 года . Проверено 2 сентября 2012 г.
Преподобный Сон Мён Мун был самопровозглашенным мессией, построившим глобальную бизнес-империю. Он называл своими друзьями как лидеров Северной Кореи, так и американских президентов, но провел время в тюрьмах обеих стран. Его последователи по всему миру дорожили им, в то время как недоброжелатели обвиняли его в промывании мозгов новобранцам и вымогательстве денег у верующих.
- ^ Новые религиозные движения – некоторые проблемы определения Джордж Криссайдс , Дискус , 1997.
- ^ Рынок мучеников. Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine , Лоуренс Ианнакконе , Университет Джорджа Мейсона , 2006 г. «Одним из наиболее полных и влиятельных исследований было «Создание муни: выбор или промывание мозгов?» Эйлин Баркер (1984). Баркер не смог найти никаких доказательств того, что новобранцев-мунитов когда-либо похищали, держали взаперти или принуждали к этому. Участников ретритов мунитов не лишали сна ; лекции не «вызывали транс», и в них было мало пения, наркотиков или алкоголя. это можно было бы назвать «безумием» или «экстатическим» опытом. Люди могли уйти, и они это сделали. Подробные подсчеты Баркера показали, что среди новобранцев, которые зашли так далеко, что посетили двухдневные ретриты (которые считались наиболее эффективными для Муни). средства «промывания мозгов»), менее 25% присоединились к группе более чем на неделю, и только 5% остались постоянными членами через год. И, конечно же, большинство контактов разорвались еще до посещения ретрита. из тех, кто хотя бы раз посетил мунитский центр, два года спустя в движении не остался ни один из двухсот. Учитывая, что процент неудач превышает 99,5%, неудивительно, что число постоянных членов Муни в США никогда не превышало нескольких тысяч. И это было одно из самых успешных новых религиозных движений той эпохи!»
- ^ Оукс, Лен «Безусловно, лучшее исследование процесса обращения - это книга Эйлин Баркер « Создание мунита [...] » из книги «Пророческая харизма: психология революционных религиозных личностей» , 1997, ISBN 0-8156-0398-3
- ^ Сторр, Энтони (1996). Стопы из глины: исследование гуру . Саймон и Шустер. ISBN 0-684-83495-2 .
- ^ Ричардсон, Джеймс Т. (июнь 1985 г.). «Активное и пассивное преобразование: конфликт парадигм в исследованиях конверсии / набора персонала». Журнал научного изучения религии . 24 (2): 163–179. дои : 10.2307/1386340 . JSTOR 1386340 .
- ^ «Промывание мозгов религиозными культами» . сайт Religioustolerance.org . Архивировано из оригинала 19 апреля 2012 года . Проверено 23 ноября 2004 г.
- ^ Ричардсон, Джеймс Т. 2009. «Религия и закон» в Оксфордском справочнике по социологии религии . Питер Кларк. (ред) Оксфордские онлайн-Справочники. п. 426
- ^ Энтони, Дик (1999). «Лженаука и религии меньшинств: оценка теорий промывания мозгов Жана-Мари Абграля». Исследования социальной справедливости . 12 (4): 421–456. дои : 10.1023/А:1022081411463 . S2CID 140454555 .
- ^ Заблоцкий, Бенджамин ; Роббинс, Томас , ред. (2001). «Введение: поиск золотой середины на поляризованной научной арене». Культы непонимания: поиск объективности в поле противоречий . Университет Торонто Пресс . п. 21 . ISBN 978-0-8020-8188-9 .
- ^ [1] Архивировано 19 октября 2017 года в Wayback Machine , Times of Israel.
- ^ Jump up to: а б с «Секретные поиски ЦРУ по контролю над разумом: пытки, ЛСД и «главный отравитель» » . NPR.org . Архивировано из оригинала 28 июня 2021 года . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Энтони, Дик (1999). «Лженаука и религии меньшинств: оценка теорий промывания мозгов Жан-Мари». Исследования социальной справедливости . 12 (4): 421–456. дои : 10.1023/А:1022081411463 . S2CID 140454555 .
- ^ «Глава 3, часть 4: Разногласия в Верховном суде ссылаются на Нюрнбергский кодекс: скандалы, связанные с исследованиями ЦРУ и Министерства обороны США на людях» . Итоговый отчет Консультативного комитета по экспериментам с облучением человека . Архивировано из оригинала 9 ноября 2004 года . Проверено 24 августа 2005 г. «MKUltra началась в 1950 году и была мотивирована в основном ответом на предполагаемое использование советскими, китайскими и северокорейскими методами контроля над разумом американских военнопленных в Корее».
- ^ «Книжное обозрение» . Журнал травм и диссоциации . 2 (3): 123–128. 2001. дои : 10.1300/J229v02n03_08 . S2CID 220439052 .
- ^ В поисках маньчжурского кандидата: ЦРУ и контроль над разумом : Джон Маркс. P 93 (c) 1979, Джон Маркс, опубликовано Times Books. ISBN 0-8129-0773-6
- ^ Чаддок, Гейл Рассел (22 апреля 2009 г.). «В докладе говорится, что высокопоставленные чиновники задали тон жестокому обращению с задержанными» . Христианский научный монитор . Архивировано из оригинала 4 января 2020 года . Проверено 3 января 2020 г.
- ^ Певица, Маргарет ; Гольдштейн, Гарольд; Лангоне, Майкл ; Миллер, Джесси С .; Темерлин, Морис К .; Уэст, Луи Дж. (ноябрь 1986 г.). Отчет Целевой группы АПА по обманным и косвенным методам убеждения и контроля (Отчет). Архивировано из оригинала 4 января 2023 года . Проверено 4 января 2023 г. - через Университет Бэйлора .
- ^ Совет по социальной и этической ответственности в области психологии Американской психологической ассоциации (BSERP) (11 мая 1987 г.). «Меморандум АПА членам рабочей группы по DIMPAC» . Архивировано из оригинала 11 марта 2000 года . Проверено 18 ноября 2008 г.
BSERP благодарит Целевую группу по обманным и косвенным методам убеждения и контроля за ее работу, но не может принять отчет Целевой группы. В целом, докладу не хватает научной строгости и беспристрастного критического подхода, необходимых для одобрения АПА.
- ^ Оксфордский справочник по пропагандистским исследованиям , Джонатан Ауэрбах, Расс Кастроново, Oxford University Press, 2014, стр. 114 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Меерлоо, Йост (1956). «Изнасилование разума: психология контроля над мыслями, ментицида и промывания мозгов» . Мировая издательская компания. Архивировано из оригинала 29 апреля 2015 года . Проверено 24 февраля 2015 г.
- ^ Нацистская Европа и окончательное решение , Дэвид Банкир, Исраэль Гутман, Berghahn Books, 2009, стр. 282–285.
- ^ Серые зоны: двусмысленность и компромисс в Холокосте и его последствиях , Джонатан Петропулос, Джон Рот, Berghahn Books, 2005, стр. 209 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Минское гетто 1941–1943: еврейское сопротивление и советский интернационализм , Барбара Эпштейн, Калифорнийский университет Press, 2008, с. 295 [ ISBN отсутствует ]
- ^ Выявив темное прошлое: восприятие Холокоста в посткоммунистической Европе , Джон-Пол Химка, Джоанна Беата Михлик, University of Nebraska Press, 2013, стр. 74, 78 [ ISBN отсутствует ]
- ^ «Интервью» . Angelfire.com. Архивировано из оригинала 7 августа 2019 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ^ * Романовский, Дэниел (2009), «Советский человек как свидетель Холокоста: случай восточной Белоруссии» , в Банкир, Дэвид; Гутман, Израиль (ред.), Нацистская Европа и окончательное решение , Berghahn Books, стр. 276, ISBN 978-1845454104
- Романовский, Д. (1999). «Холокост глазами человека советского: исследование на северо-востоке Белоруссии и северо-западе России». Исследования Холокоста и геноцида . 13 (3): 355–382. дои : 10.1093/hgs/13.3.355 .
- Романовский, Дэниел (1997), «Советские евреи в условиях нацистской оккупации на северо-востоке Беларуси и западной России», в Гительман, Цви (ред.), Горькое наследие: Противостояние Холокосту в СССР , Indiana University Press, стр. 241
- ^ Алессандро Усаи Криминальные профили психического развития , Милан, 1996 г. ISBN 88-14-06071-1 . [ нужна страница ]
- ^ Шварц, Рэйчел Вингфилд (22 марта 2018 г.), « Злая колыбелька?» Культовые практики и манипулирование потребностями привязанности при ритуальном насилии» , Ritual Abuse and Mind Control , Routledge, стр. 39–55, doi : 10.4324/9780429479700-2 , ISBN 978-0-429-47970-0 , получено 11 июля 2021 г.
- ^ Миллер, Элисон (11 мая 2018 г.), «Стать самим собой» , «Становление самим собой: преодоление контроля над разумом и ритуального насилия» , Routledge, стр. 347–370, doi : 10.4324/9780429472251-21 , ISBN 978-0-429-47225-1 , получено 25 мая 2023 г.
- ^ Миллер, Элисон (8 мая 2018 г.). Исцеление невообразимого . дои : 10.4324/9780429475467 . ISBN 978-0429475467 .
- ^ Алаярян, А. (2018). Травма, пытки и диссоциация: психоаналитический взгляд . (np): Тейлор и Фрэнсис. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Шварц, HL (2013). Алхимия волков и овец: реляционный подход к интернализованным преступлениям у людей, переживших сложные травмы . США: Тейлор и Фрэнсис. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Гуд, Эрих; Бен-Иегуда, Нахман (1994). «Моральная паника: культура, политика и социальное строительство» . Ежегодный обзор социологии . 20 : 149–171. дои : 10.1146/annurev.so.20.080194.001053 . ISSN 0360-0572 . JSTOR 2083363 . Архивировано из оригинала 18 июля 2021 года . Проверено 20 июля 2021 г.
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
they-never-said-it
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ Атак, Джон (1990). Кусочек голубого неба: разоблачение Саентологии, Дианетики и Л. Рона Хаббарда . Книги Лайла Стюарта . п. 140. ИСБН 081840499X . ОЛ 9429654М .
- ^ Калифорния (штат). Калифорния. Апелляционный суд (2-й апелляционный округ). Записи и сводки . п. 33.
- ^ Ошибка цитирования: именованная ссылка
Introvigne
был вызван, но так и не был определен (см. страницу справки ). - ^ «Статья в необычном стиле» . Архивировано из оригинала 21 октября 2013 года . Проверено 21 января 2018 г.
- ^ «Статья о проблемах» . На сайте theissuesmagazine.com. Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 5 августа 2019 г.
- ↑ Биография на The People Speak Radio. Архивировано 15 июня 2012 года в Wayback Machine.
- ^ Жестокое обращение с женщинами: факты, заменяющие мифы , Льюис Окунь, SUNY Press, 1986, стр. 133
- ^ Кастинг камней: проституция и освобождение в Азии и Соединенных Штатах , Рита Накашима Брок, Сьюзен Брукс Тистлтуэйт, Fortress Press, 1996, стр. 166
- ^ Уничтожение мира, чтобы спасти его: Аум Синрикё, апокалиптическое насилие и новый глобальный терроризм , Owl Books, 2000. [ ISBN отсутствует ]
- ^ Зимхарт, Джозеф (июль – август 2005 г.). «Мысли о контроле над мыслями». Скептический исследователь . 29 (4): 56–57.
- ^ Ле Фаню, Джеймс (20 декабря 2004 г.). «Решайся» . «Дейли телеграф» . Проверено 2 ноября 2008 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Хоукс, Найджел (27 ноября 2004 г.). «Промывание мозгов Кэтлин Тейлор» . Таймс . Лондон: Times Newspapers Ltd. Архивировано из оригинала 16 июня 2011 года . Проверено 2 ноября 2008 г.
- ^ Катерсон, Саймон (2 мая 2007 г.). «Ад платит, когда человек кусает Бога». Австралиец . п. 4.
- ^ Тейлор, Кэтлин Элеонора (декабрь 2004 г.). «Промывание мозгов: наука о контроле над мыслями» . Издательство Оксфордского университета. п. 215. ИСБН 978-0-19-280496-9 . Проверено 30 июля 2009 г.
- ^ Оруэлл, Джордж (1949). Девятнадцать восемьдесят четыре . ISBN 978-0451524935 .
- ^ Лео Х. Бартемайер (2011). Психиатрия и связи с общественностью . Альдинская сделка. п. 246.
- ^ Кларк, Питер (2004). Энциклопедия новых религиозных движений . Рутледж. п. 76.
- ^ Шерман, Фрейзер А. (2010). Экранные враги американского образа жизни: политическая паранойя по поводу нацистов, коммунистов, саботажников, террористов и инопланетян, похищающих тела в кино и на телевидении . МакФарланд.
- ^ Сид, Дэвид (2004). «Промывание мозгов: исследование демонологии холодной войны» . Издательство Кентского государственного университета. п. 51 . ISBN 978-0-87338-813-9 .
- ^ Стивен, он же Суперант. «Кино и телевидение, контролирующие разум» . список.com . Архивировано из оригинала 12 марта 2016 года . Проверено 12 марта 2016 г.
- ^ Фили, Малкольм М.; Рубин, Эдвард Л. (2000). Разработка судебной политики и современное государство: как суды реформировали американские тюрьмы . Издательство Кембриджского университета. п. 268.
- ^ Ма, Шэнмэй (2012). Азиатская диаспора и современность Востока и Запада . Издательство Университета Пердью. п. 129.
- ^ Вулф, Гэри К.; Уильямс, Кэрол Т. (1983). «Величие доброты: диалектика Кордвейнера Смита». В Клерсоне, Томас Д. (ред.). Голоса за будущее: Очерки о крупнейших писателях-фантастах . Том. 3. Популярная пресса. стр. 53–72.
- ^ Шельде, Пер (1994). Андроиды, гуманоиды и другие фантастические монстры: Наука и душа в фантастических фильмах . Нью-Йорк Пресс. стр. 169–175 . ISBN 978-0585321172 .
- ^ О'Брайен, Терри (2005). Вестфаль, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Издательская группа Гринвуд. [ ISBN отсутствует ]