Лаос народ
![]() Лаосская женщина в традиционной одежде в Луанг Прабанг , Лаос | |
Общая численность населения | |
в 22 миллиона ( Инксимирование Лао ) [ А ] [ 1 ] | |
Регионы со значительным населением | |
![]() | 3,427,665 [ 2 ] |
![]() | 17 822 432 (включая народ Лао Исан ) (2010) [ 3 ] |
![]() | 200,000 [ 4 ] |
![]() | 200,000 (2015) [ 5 ] |
![]() | 101 400 (включая кхмерские лаосные люди ) [ 1 ] |
![]() | 24,580 (2016) [ 6 ] |
![]() | 17,000 [ 1 ] |
![]() | 17,532 [ 7 ] |
![]() | 4,000 [ 8 ] |
![]() | 3,602 [ 9 ] |
![]() | 2,000 [ 10 ] |
![]() | 1,067 [ 11 ] |
Языки | |
Туберкулин | |
Религия | |
Буддизм трювы , лаосская народная религия | |
Связанные этнические группы | |
Другие народы Тай (например, черные тайские люди , народ Исан , народ Дай и т. Д.) |
Лаос народ - это Тай этническая группа , уроженец Юго -Восточной Азии . Они в первую очередь говорят на лаосском языке , который принадлежит к языковой семье Кра -дай . Лаос Люди представляют собой этническую группу большинства в Лаосе, составляющая 53,2% от общей численности населения страны. Они также встречаются в значительном количестве в северо -восточном Таиланде, особенно в регионе Исан, а также в небольших общинах в Камбодже, Вьетнаме и Мьянме.
В культурном и лингвистическом языке лаос тесно связан с другими Тайскими народами, особенно тайским и исанским народом Таиланда. Большинство лаосных людей придерживаются буддизма трювы , который играет центральную роль в их культурной и социальной жизни. Тем не менее, анимистические убеждения и практики также остаются влиятельными, особенно в сельских районах. [ 12 ]
Исторически термины «Лаос» и « Лаосский » использовались непоследовательно в западной литературе. До того, как Лаос получил независимость от французского колониального правления в 1953 году, эти термины часто применялись взаимозаменяемо ко всем жителям Лаоса, независимо от их этнического происхождения. После обретения независимости «Лао» стал специально относиться к этнической группе, в то время как «Лаосский» обозначает любого гражданина Лаоса, независимо от этнической принадлежности. Тем не менее, некоторые страны и международные организации продолжают использовать эти термины взаимозаменяемо в своей демографической статистике.
Имена
[ редактировать ]Этимология термина «лаос» остается неопределенной, хотя он потенциально связан с этническими группами, идентифицированными как «ай Лао» (Лао: ອ້າຍລາວ , Тайский: อ้ายลาว, китайский : 哀牢 ; пинин : Илао , Вьетнамцы : ай Лао), упомянутые в династии Хань записях исторических . Племена, спустившиеся от AI Lao, включали тайские племена, которые мигрировали в Юго -Восточную Азию . [ 13 ]
По словам французского лингвиста Мишеля Ферлуса (2009 г.), этноним и аутоним лаосского народа (ລາວ); Национальность жителей Лаоса формируется моносмысловой оболочкой австроазиатского этимона для «человека» *k.raw . [ 14 ] Народы по имени Лао (lǎo 獠), предполагаемые предками Лао и некоторых других популяций Тай-Кадай, поселившихся в верхнем Тонкине и в некоторых частях Юннана и Гушжу во времена Танга: [ 14 ]
Эта реконструкция произношения для фонограммы 獠 подтверждает, что «лаос» происходит в этимоне *k.raːw . [ 14 ]
Английское слово «Лаос» , используемое взаимозаменяемо с Лаосом в самых контекстах, происходит от французского Лаотиена/ Лаотиена Доминирующая этническая принадлежность Северной Орн Тхайланд , который спускается от Лаоа, отличается от Лаоса и от таиса по народу Исаана или Тайу (Лао: ໄທ ອສານ , Исаан: ไทยอีสาน, Тайское произношение: [iː sǎ: n] ), термин с санскритом, означающий северо-восток , но «Лао» все еще используется. [ 15 ]
Подразделения лаосского народа
[ редактировать ]В Лаосе происходит небольшое различие между лаосским и другим тесно связанным Тай -народами с взаимовыгодными языками, которые сгруппированы как Лао Лум или «Лаос Лао» (Лао: ລາວລຸ່ມ láːu LūM , Thai: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Большинство из этих групп имеют много общих культурных черт и говорят на диалектах или языках, которые очень похожи, с лишь незначительными различиями в тонах, словаре и произношении определенных слов, но обычно недостаточно, чтобы препятствовать разговору, но многие из этих групп, такие как Nyaw и Phuthai, считают себя различными, и часто имеют различия в одежде, которые их различают. [ 16 ]
История
[ редактировать ]Тайский период миграции
[ редактировать ]
Ранние китайские записи использовали термин Yue для обозначения не-китайцев к югу от Янцзы. В течение весеннего и осеннего периода (770-475 гг. До н.э.) этот термин был применен в штате на юго-восточном побережье, которое было разрушено в 334 г. до н.э., когда ханьские китайцы перемещались через Янцзы и на юг. Впоследствии термин « сотня юэ » был применен в целом к покорным не-китайским народам на юге, с модификаторами для обозначения групп в разных местах или с некоторыми другими отличительными характеристиками (Phomphan 1988). Термин YUE исчезает от использования около 0 нашей эры, когда китайцы получили больше знаний о южных народах и начали использовать другие дескрипторы (Barlow 2001, Chs. 1–2; Taylor 1983, 41–4). Ни один из современных терминов, используемых для тайских групп, не может быть обнаружена в этих дескрипторах, за исключением Лао или ИИ Лао, который был применен к различным группам, в основном жителями холмов (Taylor 1983, 172; Cholthira 2001, 22–4).
Это указывает на то, что Лаос является по крайней мере, прото-тайской группой; Возможно, даже то, что все группы Тай на самом деле являются подгруппами этих древних лаосских людей, так как нет дескрипторов, которые указывают на существование любой группы под названием Тай Жизнь к югу от Янцзы, впоследствии первые ссылки группы, называемой Тай, появились в 13 -м веках, в которых такие ссылки на группу, призванную или призванную сами, казалось, не существуют.
Другие показатели того, что эти ранние прото-тайские группы называли себя лаосными людьми, можно увидеть в хрониках народа Тай или чернокожих Тай , «возвращаясь вдоль Мэй Нам Таав (Красная река), как и обещала, экспедиция прошла через сегодняшнюю границу Китая и Вьетнам, чтобы отметить их прибытие, они назвали область Лаоа, что« то, куда проходил Лао ». Лао Кай в настоящее время является провинцией на северо -западе Вьетнама. Кроме того, примерно в 5 километрах к северу от Лао Кай, есть город, все еще называемый «Лао Фан», что означает «где проходил Лаос». Некоторые Тай все еще живут там »(Ge Hall, история моря (1981))
Согласно общей легенде среди различных племен Тай, возможно, мифического короля, Хуна Бором Рахатириата из Мейанга ( ເມືອງແຖນ , เมืองแถน, [mɯ́əŋ tʰɛ̌ːn]) ) начал несколько сыновей, которые поселились и управляли другими Mueang или городскими государствами, в Южной Азии и Южной Китае. [ 18 ] Спущенные от древних народов, известных китайцам как Юэ и Ай Лао, племена Тай начали мигрировать в Юго-Восточную Азию к началу 1-го тысячелетия, но крупномасштабные миграции происходили между 7-м и 13-м нашей энтузиазмом, особенно из-за того, что сейчас является сипсонгбанна , провинцией Юньнан и Гуанги . Возможные причины, которые приводяли в действие миграцию Тай, включают миграционное давление, связанные с экспансионизмом Хань Китая , монгольскими вторжениями и вторжениями в Юго -Восточную Азию , умеренный климат района и подходящая земля для выращивания влажного риса, в дополнение к падению государств, в которых населяли Таис. [ 19 ] [ 20 ] Согласно лингвистическим и другим историческим доказательствам, тайноязычные племена мигрировали на юго-запад к современным территориям Лаоса и Таиланда из Гуанси, где-то между 8–10-м веками. [ 21 ]
Тай ассимилировал или изгнал коренных австроазиатских народов пн имеров и остановился на полосах индийских королевств Пн кхмерской и империи . Смешивание народов и приток индийской философии, религии, языка, культуры и обычаев через и вместе с некоторыми австроазиатскими элементами, обогащенными народами Тай, но TAIS оставались в контакте с другим Тай Мейангом . [ 22 ]
Лансанг
[ редактировать ]
Штаты Тай воспользовались убывающей кхмерской империей и стали независимыми. Лаос считается началом своей национальной истории до этого времени, как и многие важные памятники, храмы, произведения искусства и другие аспекты классической лаосской культуры возвращаются к этому периоду. С этого момента можно относиться к Тайским штатам долины реки Чао Прайя как Сиам [ 23 ] и, хотя и вполне анахронично, Лан Ксанг как Лаос.
Королевство Лансанг , «Земля миллиона слонов», началось в 1354 году нашей эры, когда Сомдж Фра Чао Фа Нгум (1354 - 1373 г. н.э.) вернулся в Мюанг Суа ( ເມືອງຊວາ , เมืองซวา), оттуда переименовано в Синг Тонг ( ຊຽງທອງ , เชียงทอง) и теперь известный как Луан Прабанг. Из этой базовой Лан XANG расширила свою сферу влияния на все современные Лаос и плато Хорат в Таиланде, а также части Сипсонганна на юге Китая, Sip Song Chau Tai в северо-западной части Вьетнама, Кенгтунг в Мьянме и забил Тренг в Камбоджии.
Мощное королевство Лан Ксанг обладает богатством и влиянием из -за расположения своей столицы вдоль шелкового маршрута, а также служил центром буддизма в Юго -Восточной Азии. [ 24 ] Королевство процветало с речным движением вдоль маршрутов Меконга и сухопутации караванов в порты Сиама, которые стали шумным предпринимательством торговли морской носимой, а также в южном Китае и других Тай Мейанг . Первые западные посетители во время правления Phra Chao Syrigna Vongsa ( ພຣະເຈົ້າສຸຣິຍະວົງສາທັມມິກຣາດ , พระเจ้าสุริยวงศาธรรมิกราช) (1634–1697 гг. Н.э.) отметили, как королевство процветало от экспорта золота, смолы бензоина, лаковой и лаковой посуды, лекарственных трав, слоновой кости, шелковой и шелковой одежды и древесины. Многочисленные храмы, особенно в Xieng Thong (ныне Луанг Фрабанг ) и Вьентиан , подтверждают это. [ 25 ]
В течение этого времени легенды о Хун Бором были записаны на рукописях пальмы, и был составлен лаосский классический эпический грех Ксай . Тамвада буддизм был государственной религией, а Вьентиана была важным городом буддийского обучения. Культурные влияния, помимо буддизма, включали в себя аванпосты, позже ассимилированные в королевство и кхмер . Краткий союз коронок Ланнатаи и Лансанга при Phra Chao Sai Sethathirath ( ພຣະເຈົ້າໄຊເສດຖາທິຣາດ , พระเจ้าไชยเชษฐาธิราช) (1548–1572 гг. Н.э.) представил некоторые архитектурные и художественные разработки. Библиотеки Ланнатая были скопированы, включая много религиозной литературы. Это могло привести к усыновлению или, возможно, повторному приостановке пн на основе туа -тама или «сценария дхармы» для религиозных писаний. [ 25 ]
Королевство разделилось на три конкурирующие фракции, постановление от Луанга Пхра Банг, Вьентианы и Чампасака ( ຈຳປາສັກ , จำปาศักดิ์). Королевства быстро попали под сиамский правление. Остатки Лан Ксанга получили свои последние удары в 18 -м и 19 -м веках во время кампаний Таксина и возмездие за лаосское восстание Чао Анувонга ( ເຈົ້າອນຸວົງ , เจ้าอนุวงศ์) против сиамского правления во время правления Рамы III . В течение обоих этих периодов Виньян и другие города были разграблены, а их образы и произведения Будды перенесены в Таиланд. [ 26 ] Города и большая часть населения были насильственно удалены и урегулированы в меньших населенных районах Исан и Центрального Таиланда, а другие были порабощены для выполнения Corvée , проектов [ 27 ] в результате чего лаосное искусство и язык находят свой путь в Центральный Таиланд. К тому времени, когда французы достигли Лаоса в 1868 году, они обнаружили только депопулируемый регион, когда даже великий город Вьентиан исчезал в лесу. [ 26 ]
Лао после Лансанга
[ редактировать ]Лао в Лаосе
[ редактировать ]
Площадь Лаоса, затем аннексированная Сиамом, была исследована французами, и, под руководством Огюста Пави , французы стремились контролировать Меконг . Французы, как повелители Вьетнама, хотели все притоки Вьетнама, включая остатки территорий Лансанга . Это привело к французской дипломатии канонечной лодки и пограничной стычкам, известным как франко-сиамский конфликт 1893 года , который заставил Сиама рассказать о своих требованиях к большей части того, что составляет современный Лаос. [ 28 ]
подкатегории в Французы предотвратили и сохранили Лао Фрейма в региональной северо-восточном тайском языке. Как бывшее соперничество между Prybang ( соперничеством между Juang Vientiane Souvanna ( Обучение и патоне ( Лаос Па Лао коммунистический Phouma , Эти внутренние разногласия, с войной и регионом, быстро стали победой холодной в 1975 году. [ 29 ]
Гражданская война Лаос была катастрофической для страны; Тем не менее, за эти годы страна с тех пор ослабила многие из своих ограничений, что открыло страну для торговли и бизнеса, в результате чего Лаос в последние годы в последние годы имел вторую быстрорастущую экономику в Азии.
Лаос получил несколько знаменитых туристических наград, успешно продвигая свой северный город Луанг Прабанг , в качестве новейшего туристического направления, в том числе служить религиозным центром, где туристы могут принять участие в милостыни во время утренней процессии буддийских монахов Лао.
Лао в Таиланде
[ редактировать ]Несмотря на то, что части Исан были урегулированы и были частью Лансанга, многие из лаосов были насильственно поселились в меньших населенных южных и западных регионах или послали для увеличения популяций Лао -Муана, преданного сиаме,. Район был относительно изолирован от остальной части Таиланда горами Петчабун до начала 20 -го века, когда прямой железнодорожный канал был построен на Накхон Ратчасима . Изоляция региона от Центрального Таиланда и большое население людей в Исане, которые все еще были привязаны к их культурному наследию, помогли сохранить лаоскую культуру. [ 30 ]
Хотя Исан-это многоэтническая область, содержащая смесь лаосных, вьетнамских, чам, монин, кхмерских и других тайных групп, это большинство лаос, и воспринимаемая центральная угроза лаосского культурного и политического доминирования в регионе Исанского. [ 31 ] привело к тому, что различные политики тификации были приняты, чтобы окончательно интегрировать многоэтнических исанских людей в Таиланд. Поскольку Лаосское доминирование рассматривалось как самая большая угроза в регионе, «Лаос» был удален в качестве категории в переписи, и была принята жесткая политика. Ссылки на лаосский народ или его прошлое были удалены, а язык был запрещен в школах и книгах, стимуясь влиянием Лаосского и влияния на страну. [ 32 ]
Несмотря на то, что регион остается в основном сельскохозяйственным и бедным по сравнению с другими регионами Таиланда, и многие покидают регион, чтобы найти работу в Вьентиане, Бангкоке или за рубежом, регион обладал возобновлением интереса к традиционной культуре, которая довольно отличается, хотя и похожа на тайскую культуру. Регион становится все более городским, и во многих крупных городах возникли. Из -за большой популяции и важной функции Исана в качестве голосования на выборах, больше внимания к улучшению инфраструктуры региона, бизнес и образование поступило от национального правительства, хотя бедность и регионализм все еще препятствуют развитию Исана. [ 33 ]
В последнее время Lao Popular Media, включая Lao Music and Television, вернулась в регион Исан, так как в Исане достижимо спутниковое сигнал Lao TV. С открытым интересом к лаосской поп -музыке, лаосные концерты проводятся не только в Лаосе, но и в регионе Исан в Таиланде, таким образом, постоянно собирая новых поклонников поп -музыки Лао. Национальные каналы Таиланда также транслируют Lao Media по всему Таиланду, а также тайские средства массовой информации в Лаосе, что приводит к тому, что население Тай , расположенных в других регионах Таиланда (север, центральный и южный), обнаружив обновленное родство с жителями Лаоса. [ Цитация необходима ]
Исторически, лаотики, живущие в других регионах Таиланда, таких как столица Бангкока , испытали массовую иммиграцию из Вьентиан после восстания Анувонга (1828) во время правления короля Рамы IIIS , эти лаосцы полностью сочетались с таисами. В правлении короля Рамы IV было записано, что в Таиланде около миллиона лаосцев. Только в Бангкоке насчитывается около 200 000 лаосцев. Лаосские общины в Бангкоке включают Банг Ихан и Банг Сай Кай на стороне Тонбури , а также Банг Хун Фрам на стороне Пхра Нахон (ядро Бангкока). Лаосцы, живущие в Банг Сай Кай, все еще наследуют некоторые традиции или культуры от своих предков. [ 34 ]
Географическое распределение
[ редактировать ]В Лаосе около 3,6 миллиона лаосцев составляют приблизительно 68% населения ( остальные в основном народы племени холмов ). Этнический лаос из Лаоса составляет основную часть Лаос -Лума («Низланные лаосцы») (Лаос: ລາວລຸ່ມ , Тайский: ลาวลุ่ม, IPA: laːw lum). Небольшие лаосские общины существуют в Таиланде и Камбодже , проживающих в основном на бывшей Лаосской территории Стунг Тренг ( Xieng Teng в Лао) и Вьетнам .
Существует значительное количество лаосских за рубежом, насчитывающее более 500 000 человек. Лаосская миграция за пределами Индокитая впервые произошла во время французского колониализма в Лаосе, который начался в начале 20 -го века. Студенты и работники LAO приехали во Францию в этот период, в том числе члены королевской семьи Лао , и некоторые из них переселились навсегда. [ 35 ] Тем не менее, большинство лаосских мигрантов были беженцами , которые бежали из Лаоса после гражданской войны в Лаоле (часть войны Большого Вьетнама ) и от нового коммунистического правительства Патета Лао . Основные места убежища для лаосских беженцев включали Соединенные Штаты , Францию, Канаду и Австралию . [ 36 ] Другие страны, такие как Германия , Япония , Аргентина и Сингапур, также взяли лаосских беженцев.
Перепись Соединенных Штатов 2010 года сообщила, что более 200 000 американцев Лаосского происхождения в стране, цифра, которая исключает Хмон и Миен, но может включать в себя лиц из Тай Дам , Хму и другого происхождения в дополнение к Лао, из -за путаницы между национальной и этнической идентичностью. Оценка в 2012 году посчитала около 140 000 этнических лаосцев, живущих во Франции, причем более половины населения, проживающего в Париже , и окружающей области Иль-де-Франс .
насчитывается около 20 миллионов Лаос Исаан В Таиланде , проживающих в основном на плато Хорат на северо -восточном Таиланде и в Бангкоке и его окрестностях. Правительство Таиланда исторически отказалось от лаосского Исаана от идентификации или быть идентифицированным как Лао .
Язык
[ редактировать ]Лаосский язык-это тональный, аналитический, правый размышления, местоимение, про-каплей, языковой семьи на тай-кадае , тесно связанный с тайскими и другими языками народов Тай. Большая часть словарного запаса имеет родное происхождение Тай, хотя важный вклад вступил из пали и санскрита , а также с языками MON -HMER . Алфавит представляет собой алфавит на основе индикации. Хотя у Лаос есть пять основных диалектов, все они взаимовыгодны, и люди Лаос считают, что все они говорят на вариации одного языка. [ 37 ]
Лао в Лаосе
[ редактировать ]Лаосский язык ( ພາສາລາວ ) является официальным языком Лаосской народной Демократической Республики , и ее официальный сценарий - Лаосский алфавит. [ 38 ] Как доминирующий язык большинства Лао Лума и, следовательно, большей части лаосского населения, язык закреплен как доминирующий язык образования, правительства и официального использования. [ 38 ] Многочисленные языки меньшинства говорят примерно половину населения и включают языки австроазиатских , китайско-тибетских , австронезийских и хмонг-мянских языковых семей. Хотя правописание не является полностью равномерным, несмотря на несколько реформ, чтобы приблизить язык ближе к фонетическим системам, оно помогло стабилизировать язык. Официальный стандарт не существует, но диалект Вьентиан считается де -факто официальным.
Лао в Таиланде
[ редактировать ]Границы лаосных диалектов также простираются на северо-восток Таиланда, известные как Исан , но лаосская, произнесенная в Таиланде в целом, может быть дифференцировано путем принятия большого тайского словаря и переключения кода . Язык не преподается и не используется в школах, правительстве и большинстве СМИ. Политики тарификации удалили алфавит, и теперь язык написан в тайском алфавите, если вообще, и имя изменилось на Исан, чтобы разорвать политическую связь с Лаосом. Несмотря на это, лаосский язык говорят 20 миллионов человек, [ 39 ] Почти треть населения Таиланда и является основным языком 88% домохозяйств Исан. Он продолжает служить важным региональным языком и знаком идентичности Исан (отсюда лао), но он испытывает снижение на предстоящем тайском языке. [ 40 ]
Религия
[ редактировать ]Религия в Лаосе очень синкретична и взяла из трех основных источников, хотя большинство лаосцев утверждают, что являются буддистами Thuravada , многие традиции получены из анимистических практик.
буддизм
[ редактировать ]
Буддизм ( ພຣະພຸດທະສາສນາ , พระพุทธศาสนา, [pʰā pʰʰ tʰāʔ sàːt sáʔ nǎː] ) - самая популярная и государственная религия в Лаосе, практикуемая 67% страны, и почти все этнические лаосы. Цифры могут быть намного выше, так как буддизм также повлиял на многие другие этнические группы, которые обычно считаются анимистами . [ 41 ] Это также преобладающая религия Исан и большинство стран за пределами границ Лаоса. Из них большинство из них принадлежат к секте по эвада ( ເຖຣະວາດ , เถรวาท, [Tʰěː rā waːt] ), хотя остаются исторические влияния буддизма махаяны, и это главная секта вьетнамских и китайских меньшинств, которые поселились среди лаога и стали синкритическими с анимистическими практиками.
Храм в лаосской общине является центром общественных дел, где жители деревни собираются, чтобы обсудить проблемы или спросить монахов о их мудрости и руководстве, и большинство мужчин в какой -то момент въезжают в монастырь, чтобы продолжить свои религиозные знания и заслуги.
Первоначально для религиозной жизни - пять буддийских заповедей ( ປັນຈະສິນ , [Бан Tɕaʔ sin] , เบญจศีล, [beːn tɕaʔ sin] ), а именно, чтобы воздерживаться от убийства, кражи, сексуального проступка, лжи и опьянения. Лаосские культурные и поведенческие черты, которые связаны с буддийской верой, включают терпимость, уважение к старейшинам и семейную иерархию, самоотверженность, отрешение к мирскому добрам и заботам, заботу о младших братьях и сестрах, вежливости, самоотдачи и скромности. Основные убеждения включают возрождение и карму . [ 42 ]
Важные праздники, связанные с буддизмом, включают Bun Phra Pet ( ບຸນພຣະເວດ , заслуга, Vess, [bun pʰaʔ vet] ), Magha puja ( ມະຄະບູຊາ ) , Songkhan ມະ ຄະບູຊາ, маха ), Songkran ( ວິສາຂະບູຊາ ວິສາຂະບູຊາ , Весак ( ວັນເຂົ້າພັນສາ , Васа ) ( ອອກພັນສາ буддийского поста), Катина , ( ຖິນ , Катин ) . ກະ ວັນ Конец Совет монахов о духовных проблемах и пожертвовать еду, деньги, или по дому, известная в Лао, как Тамбун ( ທຳບຸນ , [Tʰam Bun] ).
Лаосская народная религия
[ редактировать ]Лаосская народная религия-это религия коренных народов большинства меньшинств в Мон-Хмери и более недавних хмонга-Мен и Тибето-Берман , а также традиционная религия TAI до буддизма, хотя некоторые племена Тай по сей день по-прежнему являются народными религиозными. Для этнического лаога анимизм переплетался с буддизмом и некоторыми индуистскими элементами. Несмотря на подавление в разные моменты времени, он продолжает оставаться большой частью религиозной традиции Лао.
Разнообразным богам ( ຜີ, ผี, [pʰiː] ) поклоняются как опекурные божества зданий или территории, природных мест, вещей или явлений; Они также являются предковными духами и другими духами, которые защищают людей, и включают злобные духи. Guardian deities of places, such as the phi wat ( ຜີວັດ , ผีวัด) of temples and the lak mueang ( ຫລັກເມືອງ , หลักเมือง, [lak mɯːaŋ] ) of towns are celebrated with communal gatherings and offerings of food. Боги индуистского происхождения включены в Пантеон. Боги вездесущи, и некоторые из них связаны с универсальными элементами: небо, земля, огонь и вода. Лаосные люди также верят в тридцать два духа, известных как хван ( ຂວັນ , ขวัญ, [kʰwan] ), которые защищают тело, и церемонии Baci ( ບາສີ, [baː siː] , บายศรี, [bɑj siː] ) церемонии предпринимаются во время знамительных случаев или времени, чтобы связывать духи с телом, поскольку их отсутствие в отсутствие.
Духовные дома , в то время как распространенные в Таиланде редки в Лаосе, из -за запретов на поклонение духам в правлении царя Фотоисарата (16 век). В современном Лаосе в очень ограниченной степени практика духовных домов была переоборудована из Таиланда. Предлагаются цветы, благовония и свечи, и духи консультируются во время изменений или времени жесткости для защиты и помощи. Природные божеств включают те, которые находятся в деревьях, горах или лесах. Духи о хранителях людей часто включают предков или ангельских людей, которые приходят в различные точки жизни, более известные как Thewada . Званые духи включают в себя людей, которые были плохими в прошлых жизнях или умерли от трагических смертей, таких как ужасный фи -pob ( ຜີປອບ , ผีปอบ) и вампирский пад ( ຜີດິບ , ผีดิบ). PHI также включает в себя коренных богов, не-хинду, Phi Thaen ( ຜີແຖນ , ผีแถน). [ 43 ]
Мофи (mo-phi ໝໍຜີ, หมอผี), «кассиры», являются местными шаманами , специалистами по ритуалам и в общении со своими личными духами и богами в целом. Используя трансы , священные объекты, пропитанные сверхъестественной силой, или сакситом , имуществом и ритуалами, такими как Lam Phi Fa ( ລຳຜີຟ້າ , ลำผีฟ้า, [lam pʰiː faː] ) или баки , шаман часто консультируется во времена неприятностей, преследования, и болезнь или другие несчастья, которые могут быть вызваны мужчинами или недовольными душу. Они также обычно присутствуют во время религиозных фестивалей. [ 44 ]
индуизм
[ редактировать ]
Индуизм был основным влиянием на большую часть Кхмерской империи, и примеры индуистских тем можно найти на их храмах той эпохи, таких как НДС -Фу . [ 45 ] Храмы часто были построены на местах древних индуистских святынь, а статуи или мотивы индуистских богов обычно встречаются за пределами храмов. Хотя важные влияния можно проследить до индуистских ритуалов, лаосные люди не так открыто под влиянием индуизма , как их соседи Тай Тай .
Лао принял и адаптировал Рамаяну к местной версии, известной как Пра Лак Пра Рам ( ພຣະລັກພຣະຣາມ , พระลักษมณ์พระราม, [pʰaʔ lak pʰaʔ laːm] ). Лаосская версия была переплетена с мифом о создании Лаоо, а также, по ошибке, считается историей Джатаки , так что уважается. [ 46 ] Многие судебные танцы были основаны на событиях истории. Индуизм легко смешивался как с анимизмом, так и в буддизме, так много индуистских богов считаются Пхи Таен , и буддийские монахи включали в себя большую часть брахманических ритуалов. Отношение к лаосскому народу-это почтение к Нагасу , похожим на змею полубог, которые правят водными путями.
Культура
[ редактировать ]Лаосская кухня
[ редактировать ]
Кухня Лаоса аналогична другим региональным кухням, таким как тайская и камбоджийская кухня, но имеет несколько уникальных отличительных черт. Самые известные блюда Lao Cuisine - из LARB и Green салат Papaya , оба возникшие в Лаосе. [ 47 ] Кухни Лаос в Лаосе и Исане расходились лишь мелко, с ключевыми различиями в том, что в лаосской кухне отсутствует влияние тайской кухни, а кухня Исан не имеет многих французских влияний в Лаосе. Рис является основным продуктом, и основным разнообразием является клейкий рис или каоо -нио ( ເຂົ້າຫນຽວ , ข้าวเหนียว, [kʰaw nǐw] ), что также является особенностью на таблицах Исан и Северного тайца, поскольку оба оказали влияние лаосная кухня. Несмотря на то, что иногда заменяется лапшой или другими, менее популярными разновидностями риса, она обычно подается с сопровождением различных соусов и соусов, сырых овощей и нескольких блюд, которые разделяются вместе. Многие блюда очень острые, уволенные многочисленными разновидностями перца чили и становятся острыми у сильных трав и ферментированных рыбных соусов. [ 48 ]
Тропический климат и гористые районы дают Лаосу широкий спектр климата, а также богатую награду с пищевыми продуктами, поэтому большая часть традиционной лаосской кухни состоит из овощей и трав, собранных из диких, сорняков с рисовых полей, а также овощных участков. Выращивается богатый множество разновидностей овощных и фруктов, включая огурцы, тыквы, капусту, змеи, крылатые бобы, ямс, водный шпинат, манго, помелос, папаи и сахарный тростник. Сырые овощи часто сопровождают еду, чтобы помочь охладить язык. Самым популярным мясом является пресноводная рыба, которая также используется для приготовления двух ароматизаторов: рыбный соус ( ນ້ຳປາ , [nâm paː] ; น้ำปลา nampla ) и Padaek ( ປາແດກ , [paː dèːk] ; ปลาร้า pla ra ). Другие обычные мясо включают свинину, курицу, утку, говядину, яйца, водный буйвол . Потребление белка включает в себя широкий спектр деликатесов, включая ящериц, насекомых, лягушек и диких оленей, которые также поступают из лесов. Общие напитки - это чай, кофе и алкоголь, в том числе родное рисовое вино, Лаос Лао ( ເຫລົ້າລາວ , เหล้าลาว, [làu láːw] ). Кухня известна благодаря использованию мяты и укропа, относительно редко в окружающих кухнях. [ 49 ]
Лаос, как правило, был очень сельской местностью, и большинство людей поддерживают себя сельским хозяйством, причем рис является наиболее важной культурой. [ 50 ] Как жители речных долин и низменности, которые были давно проложены, этнические Лао не практикуют сельское хозяйство, как народы на герметике.
Традиционная народная музыка - это Лам Лао ( ລຳລາວ , ลำลาว, [Лам Лауу] , хотя она также известна как Морлам (Лао: ໝໍລຳ , หมอลำ หมอลำ [Mɔ̌ːlám] ), который является предпочтительным термином в я языке Художники из Таиланда также популярны в Лаосе и наоборот, которая усилила культуру лаосской культуры в Исаане, несмотря на таблицу тяжелую Музыка отмечена для использования инструмента Khene (Lao: ແຄນ , ISA: แคน, [kʰɛːn] ). [ 51 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ 80% их людей этнически лаос.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в Hattaway, Paul, ed. (2004). "Лао". Народы буддийского мира . Библиотека Уильяма Кэри. п. 149
- ^ «Результаты населения и жилищной переписи 2015 года» (PDF) . Лаос -статистическое бюро . Получено 1 мая 2020 года .
- ^ Vapattanawong, Patama. «Кто иностранцы в Таиланде? (Иностранцы в Таиланде) » (PDF) . Институт населения и социальных исследований - Университет Махидола . Получено 30 июня 2017 года .
- ^ «Presentation du Laos» [презентация Лаоса] (по -французски). Франция: Французское министерство иностранных дел. 2017 . Получено 14 июля 2017 года .
- ^ «Иммигрантское население США по стране рождения, 2000-е место» (XLSX) . MygrationPolicy.org . Получено 14 февраля 2017 года .
- ^ Статистика Канады . «Иммиграционное и этнокультурное разнообразие выделяют таблицы» . Получено 1 июня 2016 года .
- ^ «Отчет о результатах переписи 2019 года» . Общая статистическая Управление Вьетнама . Получено 1 мая 2020 года .
- ^ «Популяции иммигрантов и эмигрантов по стране происхождения и места назначения» . 10 февраля 2014 года.
- ^ Статистика иностранных жителей (ранее . жители « иностранные » зарегистрированные )
- ^ Беженцы Юго -Восточной Азии в Аргентине
- ^ "Регистр ожидания, убежище 2012-2021" . npdata.be . Получено 12 апреля 2023 года .
- ^ Холт, Джон Клиффорд (2009-07-29), «Введение» , Духи этого места , Гавайская пресса, стр. 1–14, doi : 10.21313/Гавайи/9780824833275.003.0001 , получен 2024-08-03
- ^ Fairbank, JK, Loewe, M. & Twitchett, DC (1986). Империи Чин и Хан 221 BC-AD 220. (1986). Кембриджская история Китая. Кембридж, Великобритания: издательство Кембриджского университета.
- ^ Jump up to: а беременный в Ферлус, Мишель (2009). Формирование этнонимов в Юго -Восточной Азии . 42-я Международная конференция по китайско-тибетским языкам и лингвистике, ноябрь 2009 г., Чианг Май, Таиланд. 2009 , с.3-4.
- ^ Hayashi, Y. (2003). Практический буддизм среди тайского Лао: религия в разработке региона. Мельбурн, Австралия: Trans Pacific Press
- ^ Тайские и другие тайские народы
- ^ Бейкер, Крис и Фонпаихит, Вес (2017). « История Аюттхайи », с. 27. Кембриджского университета издательство
- ^ Элиот Джошуа и соавт . (2002). Лаосский справочник . Лондон: издатели Footprint.
- ^ Эдмондсон, JA (2007). Сила языка в прошлом: поселение Тай и лингвистика Тай в южном Китае и северном Вьетнаме. Harris, JG, Burusphat, S., Harris, J. (Ed). Исследования на лингвистике Юго -Восточной Азии. Бангкок: Ek Phim Thai Co. Ltd.
- ^ Церковь, П. (ред.). (2006). Короткая история Юго -Восточной Азии. Тол. Xii. Сингапур: Джон Уайли и сыновья Азия.
- ^ Pithayaporn, Pithayawat (2014). Слои китайских заимствования в прото-юго-западном Тай в качестве доказательства датирования распространения юго-западного тайского архивирования 27 июня 2015 года на машине Wayback . Манусья: Журнал гуманитарных наук , Специальный выпуск № 20: 47–64.
- ^ Wyatt, DK, (2003).
- ^ Cœdès, G. (1921). «Происхождение династии Сукходая» (PDF) . Журнал общества Сиама . JSS Vol. 14.1b (цифровой). Siam Heritage Trust: Image . Получено 17 марта 2013 года .
.... Формирование королевства Сиам правильно так называемое.
- ^ Город Луан Прабанг
- ^ Jump up to: а беременный Simms, P. & Simms, S. (2001). Королевства Лаоса. Лондон, Великобритания: Curzon Press.
- ^ Jump up to: а беременный Аскью, Марк, Логан, Уильям и Лонг, Колин. (2007). Вьентиан: Трансформации лаосного пейзажа. Нью -Йорк, Нью -Йорк: Routledge.
- ^ Hattaway, Пол. (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный гид . Пасадена: Библиотека Уильяма Кэри.
- ^ Эванс, Грант (2002). Короткая история Лаоса: земля между ними . Крус гнездо, Новый Южный Уэльс: Аллен и Unwin.
- ^ Weisburd, A. (1997). Применение силы: практика государств со времен Второй мировой войны. Университетский парк, Пенсильвания: Penn State Press.
- ^ Keyes, C. (1967). Исан: Регионализм в северо -восточном Таиланде. Нью -Йорк: Корнелл. Таиландский проект.
- ^ Сыновья каждого
- ^ Хаяси, Юкио. (2003). Практический буддизм среди тайского Лао. Trans Pacific Press.
- ^ Dwyer, Denis, & Drakakis-Smith, D. (1996). Этническая принадлежность и развитие. Уайли.
- ^ ТВ Матихон Путешествие: «Лаос Лао» жизнь в Бангкоке после битвы «Анувонг» » [Ханчай-суюхит путешествия: жизнь« Лаос-заключенных »в Бангкоке после битвы при« Чао Анувонг »]. YouTube (на тайском) . Позагрился 2023-06-01 .
- ^ Хан, Карин (1999), Лаос , Картала, с. 77, ISBN 9782865378586
- ^ «Знание национальностей иммигрантов округа Санта -Клара (родственник) - Лаос» . Архивировано с оригинала 2013-12-09 . Получено 2013-12-22 .
- ^ เรืองเดช ปันเขื่อนขัติย์. (2531). ภาษาถิ่นตระกูลไทย. กทม. สถาบันวิจัยภาษาและวัฒนธรรมเพื่อการพัฒนาชนบทมหาวิทยาลัยมหิดล. (1988). Бангкок, языковой и культурные исследования по развитию сельских районов, Университет Махидола. (в тайском)
- ^ Jump up to: а беременный Лаосская конституция PDR. (1997). с Archived.com Laoembassy.com Получено 2008-05-27 на The Wayback Machine
- ^ Hattaway, P. (2004). Народы буддийского мира: христианский молитвенный гид. Пасаден, Калифорния: Библиотека Уильяма Кэри.
- ^ Draper, J. (2004). Исан: контекст планирования для поддержания языка и оживления. Второй язык обучение и преподавание, iv. Получено из USQ.Edu.au Archived 2008-03-06 в The Wayback Machine
- ^ CIA-World Factbook: Лаос. (2010, 05 января). Получено из ЦРУ.gov
- ^ Lee, E. (2000). Работа с азиатскими американцами: руководство для клиницистов. Нью -Йорк, Нью -Йорк: Guilford Press.
- ^ Poulsen, A. (2007). Роды и традиции в северо -восточном Таиланде. Копенгаген, Дания: Северный институт азиатских исследований.
- ^ Walter, M., Fridman, E., Jacoby, J. & Kibbee, J. (2007). Шаманизм: энциклопедия мировых убеждений, практики и культуры . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-Clio, Inc.
- ^ Фриман, М. (1996). Руководство по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Weatherhill.m. Фриман, руководство по кхмерским храмам в Таиланде и Лаосе. Weatherhill.
- ^ Richman, P. (1991). Многие рамая: разнообразие повествовательной традиции в Южной Азии. Лос -Анджелес, Калифорния: Университет Калифорнийской прессы.
- ^ Азиатские укусы
- ^ Fukui, H. (1994). Еда и население в северо -восточной тайской деревне. Гонолулу, HI: Университет Гавайев Пресс.
- ^ Brissenden, R. (2003). Еда в Юго -Восточной Азии: классические и современные блюда из Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Лаоса, Камбоджи и Вьетнама. Сингапур: издание Periplus.
- ^ Mackill, DJ et al. (1996) Улучшение дождевого низменного риса. Международный исследовательский институт риса. Irri Publications: Manila.
- ^ Taylor, JL (1993). Лесные монахи и национальное государство: антропологическое и историческое исследование в северо-восточном Таиланде. Сингапур: Институт исследований Юго -Восточной Азии.
Другие источники
[ редактировать ]- Лаосские урегулирование в США
- Отчеты о языках, на которых говорят в Лаосе и Таиланде, от Ethnologue.com
- Анг - самый красивый человек. Сэр Манпп . Everse в Theviss 198, 1984. ISBN 0-8248-1974-8
- Уайетт, Дэвид. Таиланд: короткая история (2 -е издание). Издательство Йельского университета, 2003. ISBN 0-300-08475-7
- Xaixana Champanakone "Lao Cooking и сущность жизни". Vientiane Publishing 2010. ISBN 978-9932-00-061-6
Внешние ссылки
[ редактировать ]