Мазда Космос
Мазда Космос | |
---|---|
Обзор | |
Производитель | Мазда |
Производство | 1967–1996 |
Сборка | Япония: Хиросима ( Ассамблея Хиросимы ) |
Кузов и шасси | |
Сорт | Спортивный автомобиль (1967–1981) Среднеразмерный автомобиль (1981–1989) Гранд турист (1990–1996) |
Макет | Передний двигатель, задний привод |
Mazda Cosmo ( マツダ・コスモ , Matsuda Kosumo ) — автомобиль , который производился Mazda с 1967 по 1996 год. На протяжении всей своей истории Cosmo служил « ореолом » для Mazda: первый Cosmo успешно выпустил двигатель Mazda Wankel. . Последнее поколение Cosmo служило флагманским автомобилем Mazda в Японии и продавалось как Eunos Cosmo через роскошное подразделение Eunos в Японии.
Mazda решила использовать название « космо » , отражающее международное культурное увлечение космической гонкой , поскольку Mazda хотела продемонстрировать роторный двигатель как дальновидный, с акцентом на будущие разработки и технологии.
Серия L10A/L10B (1967–1972 гг.)
[ редактировать ]Серия L10A/L10B | |
---|---|
Обзор | |
Производство | 1967–1972 |
Дизайнер |
|
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | Серия I: 2200 мм (86,6 дюйма) Серия II: 2350 мм (92,5 дюйма) |
Длина | 4140 мм (163,0 дюйма) |
Ширина | 1595 мм (62,8 дюйма) |
Высота | 1165 мм (45,9 дюйма) |
Снаряженная масса | 940 кг (2072,3 фунта) |
Первая Mazda, носившая название Cosmo ( называлась 110S на моделях, предназначенных для экспорта, ), была (наряду с NSU Ro80 ) одним из первых серийных автомобилей с 2-роторным двигателем Ванкеля . Прототип был представлен на Токийском автосалоне 1964 года , за месяц до летних Олимпийских игр 1964 года , и после презентации NSU Spider на автосалоне во Франкфурте ; В период с 1965 по 1966 год было произведено 80 предсерийных экземпляров Cosmos для испытательного отдела Mazda (20) и для дилерских испытаний (60). Полное производство началось в мае 1967 года и продолжалось до 1972 года, хотя Cosmos собирались вручную в количестве всего около по одному в день, всего 1176 (343 автомобиля серии I и 833 автомобиля серии II). [1] [2] Автомобиль также был показан в шоу The Return of Ultraman . [3]
«Космос» строился пятью партиями:
Дата | Число | Двигатель | Описание |
---|---|---|---|
1963 | 2 | 8А | прототип Космо |
1964 | 1 | 10А | Прототип Токийского автосалона |
Январь 1965 г. | 80 | 0810 | предсерийные испытательные автомобили |
Май 1967 г. - июль 1968 г. | 343 | 0810 | Серия I |
Июль 1968 г. - сентябрь 1972 г. | 833 | 0813 | Серия II |
Гонки
[ редактировать ]В 1968 году Mazda участвовала в гонках на модели Cosmo. Чтобы доказать надежность роторного двигателя, они выбрали одно из самых изнурительных испытаний в Европе — 84-часовой марафон на легендарной трассе Нюрбургринг в Германии. [2] Были представлены два преимущественно серийных автомобиля Cosmo, а также 58 других автомобилей. Одним из основных изменений в двигателях автомобилей 10А стало добавление новой системы впуска с боковыми и периферийными портами: дроссельная заслонка переключалась с бокового на периферийный порт при увеличении оборотов. Мощность двигателей была ограничена 130 л.с. (96 кВт) для повышения долговечности.
Большую часть гонки машины бежали вместе на четвертом и пятом месте, но полностью японская машина снялась из-за повреждения оси на 82-м часу. Другая машина, управляемая бельгийцами, завершила гонку четвертой в общем зачете. [2] Это должно было быть единственное гоночное выступление Cosmo — следующим гоночным автомобилем Mazda станет Familia Rotary (R100) .
Серия I
[ редактировать ]Серия I/L10A Cosmo была оснащена 0810 двухроторным двигателем с рабочим объемом 982 куб.см и мощностью около 110 л.с. (отсюда и название 110S, используемое на экспортных рынках). В нем использовался Hitachi четырехкамерный карбюратор и странная конструкция зажигания — две свечи зажигания на камеру с двойными распределителями. Четырехступенчатая механическая коробка передач и 14-дюймовые колеса были стандартными.
В Японии установка роторного двигателя дала японским покупателям финансовое преимущество, когда пришло время платить ежегодный дорожный налог , поскольку они купили автомобиль, который был более мощным, чем традиционный рядный двигатель, но без штрафа за наличие двигателя. в более высокой налоговой категории выше одного литра.
Передняя подвеска представляла собой двухрычажную конструкцию с винтовой пружиной и стабилизатором поперечной устойчивости . В задней части использовалась с листовой рессорой трубка Де Дион . диаметром 10 дюймов (254 мм) без усилителя, дисковые тормоза Спереди были установлены барабанные тормоза а сзади - диаметром 7,9 дюйма (201 мм). Скорость на четверть мили (400 м) составила 16,4 с при максимальной скорости 115 миль в час (185 км/ч). Цена была ниже, чем у Toyota 2000GT , и составляла 1,48 миллиона иен (4100 долларов США).
Серия II
[ редактировать ]Серия II/L10B была представлена в июле 1968 года. Она имела более мощный двигатель 0813 мощностью 128 л.с. (95 кВт)/103 фунт-фут (140 Н·м) , усилители тормозов, 15-дюймовые колеса и 5-ступенчатую механическую коробку передач. . Колесная база была увеличена на 15 см, чтобы обеспечить больше места и лучшую езду. Этот Cosmo развивал скорость более 120 миль в час (193 км/ч) и мог преодолеть четверть мили (400 м) за 15,8 с.
Визуальные изменения включали увеличенную решетку радиатора под передним бампером с двумя дополнительными вентиляционными отверстиями по бокам этого «рота». было импортировано менее шести моделей Series II Всего было выпущено 833 экземпляра, и первоначально в Соединенные Штаты . Цена немного выросла до 1,48 миллиона иен (4390 долларов США).
Комик и бывший ведущий ток-шоу Джей Лено владеет автомобилем Series II Cosmo 1970 года, который был показан в North American Speed Channel сериале My Classic Car в марте 2006 года. Считалось, что это единственный оставшийся Cosmo Series II в Соединенных Штатах, хотя оригинал Двигатель Cosmo 10A заменен на двигатель 12A от RX-7.
Однако американское подразделение Mazda «нашло еще одного в гараже коллекционера автомобилей Гленна Робертса из Феникса и сделало предложение, от которого он не смог отказаться», согласно сентябрьскому выпуску журнала Car and Driver («Повесть о двух роторных автомобилях») за 2007 год. В коллекции в Альберте, Канада, есть еще один Cosmo Series II.
Mazda Cosmo Sport Series II L10B Coupe 1970 года выпуска была продана в январе 2015 года за 110 000 долларов США, включая премию, на аукционе Bonhams . [4]
Компакт-диск серии (1975–1981)
[ редактировать ]Компакт-диск серии | |
---|---|
Обзор | |
Также называется |
|
Производство | 1975–1981 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | |
Связанный | Мазда Лайт |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Размеры | |
Колесная база | 2510 мм (98,8 дюйма) |
Длина | 4475–4545 мм (176,2–178,9 дюйма) |
Ширина | 1685 мм (66,3 дюйма) |
Высота | 1325 мм (52,2 дюйма) |
Снаряженная масса | 2469 фунтов (1120 кг) |
Хронология | |
Преемник | Мазда 121 (ДА) |
второго поколения CD Cosmo появился в 1975 году и просуществовал до 1981 года. В Японии он был известен как Cosmo AP (Anti-Pollution), а на международном уровне продавался как Mazda RX-5 , хотя на некоторых экспортных рынках его аналог с поршневым двигателем назывался Mazda 121 (название позже применили к малолитражной модели Mazda).
Mazda America использовала название Mazda Cosmo и предлагала его с 1976 по 1978 год, после чего Cosmo была заменена Mazda RX-7 в качестве спортивного купе с роторным двигателем. Серия CD Cosmo/RX-5 позиционировалась как личный роскошный автомобиль , предлагаемый в виде купе с кузовом седан под названием Landau, который включал в себя « оперное окно » и мягкую виниловую крышу, на которую, похоже, повлияла эпоха Lincoln Continental 1970-х годов. . Он также был доступен в кузове фастбэк, но ни один из вариантов кузова не нашел большого количества международных покупателей. Однако он имел огромный успех в Японии, где только за первый год было продано более 55 000 экземпляров. Этот новый тип кузова конкурировал с Toyota Crown , Nissan Cedric , Nissan Gloria и купе Mitsubishi Galant Lambda , недавно представленными в Японии.
Из-за плохих продаж на экспорт версия Series II, построенная с 1979 года, не экспортировалась и продавалась только на внутреннем рынке Японии. RX-4, экспортируемый в Европу, имел очень небольшую конкуренцию на рынке с роторными двигателями после появления недолговечного Citroën GS Birotor , а также всех оставшихся NSU RO80 седанов .
Cosmo было самым большим купе Mazda с роторным двигателем, основанным на напольном поддоне и механике Mazda Luce серии LA , но немного тяжелее из-за дизайна кузова и более роскошного оснащения, включая пятирычажную заднюю подвеску и задние дисковые тормоза. Он был доступен с двигателями 12А и 13В . К этой серии Cosmo присоединилась недолговечная Mazda Roadpacer — большой тяжелый седан, приводимый в движение только роторным двигателем.
Версия с поршневым двигателем Cosmo 1800 объемом 1769 куб.см (80 x 88 мм), использовала рядный четырехцилиндровый двигатель SOHC мощностью 100 л.с. (73,5 кВт) и 110 фунт-футов (149 Нм). Был также более крупный Cosmo 2000 мощностью 110 л.с. (81 кВт).
Роторный двигатель имел финансовые преимущества для японских потребителей, поскольку объем двигателя оставался ниже 1,5 литров, что является важным фактором при уплате ежегодного дорожного налога в Японии , что делало это обязательство доступным для большинства покупателей, имея при этом большую мощность, чем традиционные рядные двигатели.
Серия НВ (1981–1987)
[ редактировать ]Серия НВ | |
---|---|
Обзор | |
Также называется | Мазда 929 (1982–1986) |
Производство | 1981–1989 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | |
Связанный | Мазда Лайт |
Силовой агрегат | |
Двигатель | |
Размеры | |
Колесная база | 2615 мм (103 дюйма) |
Длина | 4640 мм (183 дюйма) |
Ширина | 1690 мм (67 дюймов) |
Высота | 1340 мм (53 дюйма) |
Снаряженная масса | 1135 кг (2502 фунта) |
третьего поколения HB Cosmo 1981 года использовало шасси Mazda HB со своим близнецом Mazda Luce. Некоторые версии обоих автомобилей HB продавались за рубежом как Mazda 929. HB Cosmo предлагался как купе (также называемое двухдверной жесткой крышей), как гладкий седан без рамных окон (также называемый четырехдверной жесткой крышей) и как формальный седан с колоннами. (известный в Японии как седан). HB Cosmo был единственным автомобилем в истории автомобилестроения, предлагающим на выбор как бензиновые, так и дизельные поршневые и роторные двигатели, и это было последнее поколение Cosmo, которое поставлялось на экспорт.
И седан Cosmo, и четырехдверные хардтопы представляли собой разработанные под значки версии своих соответствующих аналогов Luce: модели Cosmo продавались в эксклюзивном дилерском центре Mazda Auto , а Luce продавалась в ранее установленных японских дилерских центрах Mazda. Позже, в 1991 году, филиалы Mazda Auto были переименованы в Eunos . Однако двухдверное купе HB продавалось в Японии только как Cosmo.
серии FC Когда Mazda Savanna RX-7 Mazda с роторным двигателем была представлена на международном уровне в 1986 году, эта серия купе Cosmo сохранила свою лидирующую позицию как самый большой личный роскошный автомобиль , с удобным задним сиденьем, багажником и всеми доступными роскошными удобствами, а также с выдвижными фарами. от RX-7.
Mazda предложила три различных роторных двигателя для серии HB. A 12A-6PI (для «шестипортового впуска»), 12A-turbo и 13B-RESI, причем все они используют электронный многоточечный впрыск топлива. Последний доступен только с автоматической коробкой передач. Купе Cosmo с 12A-турбо двигателем 1982 года официально было самым быстрым серийным автомобилем в Японии, пока его не обогнал FJ20ET с двигателем R30 Skyline RS .
Роторный двигатель имел финансовые преимущества для японских потребителей, поскольку объем двигателя оставался ниже 1,5 литров, что является важным фактором при уплате ежегодного дорожного налога в Японии , что делало это обязательство доступным для большинства покупателей, имея при этом большую мощность, чем традиционные рядные двигатели.
Названия HB Cosmo и Luce использовались в Японии, при этом 929 была экспортной версией (которая не была доступна с вариантами роторного двигателя). В то время как производство HB Luce и Cosmo Saloon было прекращено в 1986 году, оба Cosmo с жесткой крышей продолжали производиться небольшими порциями до 1989 года.
Mazda 929 Turbo EGI (электронный впрыск бензина) класса люкс была доступна в Австралии с 1986 по май 1987 года (эти более поздние автомобили были произведены в 1986 году). Он использовал двигатель FET и поставлялся только с механической коробкой передач . Не все двухдверные модели 929 использовали FET, в большинстве использовались другие варианты двигателя FE : карбюраторный или EGI с дополнительной четырехступенчатой автоматической коробкой передач. Версия FE с объемом 2,0 л (1998 куб.см) на полевых и турбонаддувом транзисторах развивала мощность 135 л.с. (100 кВт) и 175 фунт-футов (237 Нм). Это был 8-клапанный двигатель SOHC с водяным охлаждением , небольшим турбокомпрессором и без промежуточного охладителя .
Модели серии I для Японии (1981–1983 гг.)
Купе и Хардтоп:
- Космо Ротари GT-X ( 12А 6PI )
- Космо Ротари Лимитед ( 12А 6PI )
- Cosmo Rotary Turbo GT ( 12А Турбо )
- Cosmo Rotary Turbo Limited ( 12А Турбо )
- Cosmo 2000 XG ( MA/F ) (только купе)
- Космо 2000 XG-L ( МА/Ф )
- Космо 2000 XG-S ( МА/Ф )
- Cosmo 2000 XG-S EGI ( MA/F с электронным впрыском бензина )
- Космо 2000 XG-X ( МА/Ф )
- Cosmo 2000 XG-X EGI ( MA/F с электронным впрыском бензина )
В салоне
- Cosmo Rotary GT-X седан ( 12A 6PI )
- Cosmo Rotary Limited седан ( 12A 6PI )
- Седан Cosmo Rotary Turbo Limited ( 12A Turbo )
- Cosmo 1800 XG-L седан ( ВК )
- Cosmo 1800 XG-S седан ( ВК )
- Cosmo 2000 XG-S седан ( MA/F )
- Cosmo 2000 XG-X седан ( MA/F )
- Cosmo DE2200 XG-S седан ( S2)
- Cosmo DE2200 XG-X седан ( S2)
Модели серии II для Японии (1984–1989 гг.)
Купе и Хардтоп:
- Cosmo Rotary 6PI GS-X ( 12A 6PI ) - единственная модель 1984 года, продается только с выдвижными фарами.
- Cosmo Rotary Turbo GT ( 12A Turbo ) - 1984-1985 гг., продается только с выдвижными фарами 1984 г.
- Cosmo Rotary Turbo Limited ( 12А Турбо )
- Cosmo Rotary Super Injection Limited ( 13B-RESI ) - продавалась с 1984 по 1985 год.
- Cosmo Magnum 2000 XG-X (FE) - только модель 1984 года.
- Cosmo Magnum 2000 XG-X EGI (FE) — модель только 1984 года.
- Cosmo Genteel (FE) - единственная модель 1985 года.
- Cosmo Genteel-X (FE) — модель только 1985 года.
- Cosmo 2000 Genteel (FE) - продавался с 1986 по 1989 год.
- Cosmo 2000 EGI Genteel-X (FE) - продавался с 1986 по 1989 год.
- Cosmo 2000 Genteel Limited (FE) - продавался с 1986 по 1989 год.
- Cosmo 2000 EGI Genteel-X Limited (FE) - продавался с 1986 по 1989 год.
Салон (1984-1986):
- Cosmo Rotary 6PI GS-X Saloon ( 12A 6PI ) — модель только 1984 года
- Cosmo Rotary Turbo GT седан ( 12A Turbo )
- Седан Cosmo Rotary Turbo Limited ( 12A Turbo )
- Седан Cosmo Rotary Super Injection Limited ( 13B-RESI ) - продавался с 1984 по 1985 год.
- Cosmo Magnum 2000 XG-L седан ( FE )
- Cosmo Magnum 2000 XG-S седан ( FE )
- Cosmo Magnum 2000 XG-X седан ( FE )
- Cosmo Diesel 2200 XG-L седан ( S2 )
- Cosmo Diesel 2200 XG-X седан ( S2 )
Серия JC (Eunos Cosmo, 1990–1996)
[ редактировать ]Серия JC | |
---|---|
Обзор | |
Производство | 1990–1996 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Силовой агрегат | |
Двигатель |
|
Передача инфекции | 4-ступенчатая автоматическая |
Размеры | |
Колесная база | 2750 мм (108 дюймов) |
Длина | 4815 мм (190 дюймов) |
Ширина | 1795 мм (71 дюйм) |
Высота | 1305 мм (51 дюйм) |
Снаряженная масса | 1490–1640 кг (3285–3616 фунтов) |
Производство Eunos (во многом Cosmo MX-03 1985 года основанного на концепт-каре ) началось в 1990 году на новой платформе JC . Eunos Cosmo был топовым гастрольным флагманом роскошного канала Eunos. Это единственная Mazda, использующая трехроторный двигатель. Автомобиль представлял собой купе 2+2 и был оснащен электрооборудованием. Следуя японской теме роскоши, была доступна только 4-ступенчатая автоматическая коробка передач с электронным управлением , которую можно было перевести в режим ручного переключения и изменить выбор передачи на дисплее приборной панели с PRNDSL для работы с автоматической коробкой передач и PRND321 для использования механической коробки передач. [5]
Было доступно два двигателя, и оба были оснащены сдвоенными последовательными турбокомпрессорами ; двухроторный 13B-RE и трехроторный 20B-REW . Трехроторный двигатель 20B имел рабочий объем 2 литра (1962 куб.см), что делало его самым мощным роторным двигателем, предлагаемым Mazda на продажу. Он производил 280 л.с. (206 кВт; 276 л.с.) и 403 Нм (297 фунт-фут) крутящего момента с двумя турбонагнетателями производства Hitachi. [5] Были предложены два пакета отделки салона; S (Sport), который предлагал жесткую подвеску, состоящую из рычагов управления спереди и многорычажную заднюю подвеску, с тканевыми вставками, добавленными к кожаному салону, и полноразмерную центральную консоль, вмещающую четырех пассажиров, или E (Elegant), который предлагал более мягкую подвеску. -настроенная подвеска и полный кожаный салон. [5]
Серия JC Cosmo стала несколькими новинками в истории автомобилестроения. Его двухроторный двигатель 13B-RE и трехроторный двигатель 20B-REW были первыми японскими серийными двигателями с двойным последовательным турбонаддувом, которые предлагались для продажи на автомобиле с роторным двигателем. Всемирно известная серия FD RX-7 получила двигатель 13B-REW с двойным турбонаддувом только в начале 1992 года. Eunos Cosmo был первым серийным автомобилем, имевшим встроенную систему GPS-навигации . [6] и первым в Японии, который использовал систему последовательной передачи данных Palmnet для работы между ECU и ECAT.
Cosmo четвертого поколения опередил свое время и в электронном виде, предлагая [7] с системой автомобильной связи , с ЭЛТ, цветным сенсорным экраном управляющим климат-контролем , мобильным телефоном , GPS автомобильной NTSC -навигацией, телевизором , радио и проигрывателем компакт-дисков. [8] В приборах использовался ЖК-дисплей, отображающий аналоговые датчики с «плавающими» стрелками индикаторов и яркими цветами для различных функций. [5]
Скорость Cosmo была ограничена до 180 км/ч (111,8 миль в час) в соответствии с японскими правилами, но версия 20B-REW была способна развивать скорость 255 км/ч (158,4 миль в час) на свободном ходу. [9] Благодаря крутящему моменту более 380 Нм (280 фунт-фут), доступному всего при 1800 об / мин, Cosmo мог быстро разгоняться с места до скорости автострады; однако это произошло за счет большого расхода топлива. JC Cosmo был дорогим даже по сегодняшним меркам, поскольку спустя 22 года Mazda до сих пор не смогла сравнить цену продажи этого автомобиля с чем-либо еще в своем ассортименте. Доступность мощности и скорости Cosmo кажется экстравагантной на предполагаемом рынке Японии, когда становится понятно, что большая часть среды вождения состоит из улиц с двусторонним движением, которые обычно разделены на зоны со скоростью 40 км/ч (25 миль в час) или меньше. [10] как упоминалось в статье Ограничения скорости в Японии.
Cosmo производился с февраля 1990 года по сентябрь 1995 года, всего было продано 8 875 автомобилей. Распределение продаж между вариантами 13B-REW и 20B-REW 60/40 сделало версию 20B-REW с тремя роторами более редким автомобилем. Хотя Cosmo оставался автомобилем только для японского рынка (первоначально экспорт предлагался через канал продаж Eunos и под мертворожденным брендом Amati в США), [9] бывшие в употреблении Cosmos попали в различные страны с правым рулем благодаря правилам импорта для частных импортеров из этих стран. Cosmo появляется в Sega GT , играх Gran Turismo и 2 , а также в серии аркадных игр Wangan Midnight : Maximum Tune 1–6RR Gran Turismo .
- Размеры
- Передняя колея: 1520 мм (59,8 дюйма)
- Задняя колея: 1510 мм (59,4 дюйма)
- Двигатели
- JCESE = Серия-I (90–93) – 20B
- JCES = Серия-II (94–95) – 20B
- JC3SE = Серия-I (90–93) – 13B
- JC3S = Серия-II (94–95) – 13B
Концепт Космо 21 (2002)
[ редактировать ]Космо 21 | |
---|---|
Обзор | |
Модельные годы | 2002 |
Кузов и шасси | |
Тип кузова | 2-дверное купе |
Связанный | Мазда MX-5 (НБ) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,3 л RENESIS Двухроторный |
Выходная мощность | 250 л.с. |
На Токийском автосалоне 2002 года Mazda представила Cosmo 21, реинтерпретацию оригинального Cosmo 110 1967 года в ретро-стиле 21 века в ознаменование 35-летия Cosmo.
Основанный на нынешнем поколении Mazda MX-5 (NB), этот концепт был разработан и создан дочерними компаниями Mazda M'z IF (стиль) и Mazda Sangyo (конструкция) и очень напоминал оригинальный Cosmo. Двигатель MX-5 был заменен ранней версией роторного двигателя Renesis , позже установленного в Mazda RX-8 . [11]
Cosmo 21 был представлен примерно в то же время, что и многие другие автомобили в стиле ретро, включая Volkswagen New Beetle и New Mini , что пополнило растущий список автомобилей в стиле ретро, выпускаемых в эту эпоху. В Японии ходили слухи о том, что Cosmo 21 поступит в ограниченное производство, но автомобиль так и остался чисто концептом. [12]
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Лонг, Брайан (2004). РХ-7 . Дорчестер: Издательство Veloce. п. 12. ISBN 1-904788-03-3 .
- ^ Jump up to: а б с Шерман, Дон (февраль 2008 г.). «Ротари Клуб». Автомобильный журнал . стр. 76–79.
- ^ Райхерт, Гюнтер. «Космо Спорт — первая машина с двухроторным двигателем» [Космо Спорт: первая машина с двухроторным двигателем]. www.der-wankelmotor.de (на немецком языке) . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ "Мазда Космо Спорт Серия II L10B Купе 1970 года" . www.bonhams.com . 15 января 2015 года . Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б с д Бринкер, Марк Р.; Вернис, Майрон Т. (2022). Самые удивительные автомобили Японии для коллекционеров и энтузиастов (том 2-е изд.). Тихое Величие, ООО. ISBN 978-0-578-34683-0 .
- ^ «Eunos/Mazda Cosmo Classic Drive Uncosmopolitan 1993 года: познакомьтесь с самой редкой Mazda в Америке» . Моторный тренд . ДЕСЯТЬ: Сеть энтузиастов. Февраль 2012 года . Проверено 18 января 2015 г.
- ^ «ДМРХ Спецтехника (JC Cosmo)» . dmrh.com.au. Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ Официальный канал Best Motoring Официальный канал Best Motoring (22 декабря 2009 г.) «Рекламный видеоролик Mazda для Eunos Cosmo» на японском языке. из 22 декабря оригинала Архивировано 2021 г. Проверено 19 июля 2017 г.
- ^ Jump up to: а б «(Журнал «Колеса»)» . ДМРХ . Проверено 27 июня 2010 г.
- ^ «Вождение в Японии» . Japan-Guide.com . Japan-Guide.com . Проверено 22 февраля 2017 г.
- ^ «Мазда Космо 21» . Блог о родстере . 10 апреля 2017 года . Проверено 2 октября 2023 г.
- ^ Юань, Дэйв (4 апреля 2014 г.). «FAUX-STALGIC: Mazda Cosmo 21 на базе MX-5» . Японский ностальгический автомобиль . Проверено 7 декабря 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Патрик Бедард (июнь 1993 г.). «Карма Космо». Автомобиль и водитель . 38 (12): 103–109.
- Бакли, Мартин и Рис, Крис (1998). Всемирная энциклопедия автомобилей . Лондон: Издательство Anness. ISBN 1-84038-083-7 .
- Коул, Лэнс (2017). «Глава 14: Мазда Космо». Приключение на классическом автомобиле: путешествие по истории на пути к ностальгии . Барнсли, Англия: Перо и меч . ISBN 9781473896413 .
- Ян П. Норбай (1973). «Берегитесь Мазды!». Автомобильный ежеквартальный журнал . XI.1 : 50–61.
- Ямагучи, Джек К. (1985). Новые спортивные автомобили Mazda RX-7 и Mazda с роторным двигателем . Пресса Святого Мартина, Нью-Йорк. ISBN 0-312-69456-3 .
- «Начало ротационной энергетики» . Rx7, британская сеть . Архивировано из оригинала 9 октября 2004 года . Проверено 3 ноября 2004 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- MazdaCosmoSport.com – сообщество Mazda Cosmo Sport первого поколения
- Нью-йоркская ассоциация роторных двигателей – крупнейший в Нью-Йорке автоклуб с роторными двигателями (NYRA)
- Garage HB – 3-е поколение (81–89) Интернет-сообщество Cosmo
- Ретроспектива Cosmo от Classic Motorsports журнала
- Mazda Cosmo Sport 1100 – Carsguide Автомобиль недели
- Руководство для покупателей Mazda Cosmo Sport на сайте Classic Motorsports