Саткхандагама
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( январь 2016 г. ) |
Саткхандагама | |
---|---|
Информация | |
Религия | Джайнизм |
Автор | Пушпаданта и Бхутабали |
Язык | Пракрит |
Главы | 5 |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Ṣaṭkhaṅḍāgama дигамбара - ( Пракрит : «Писание в шести частях») является выдающимся и старейшим джайнов . священным текстом [1] Согласно дигамбарской традиции, оригинальные учения Господа Махавиры передавались устно от Ганадхара , главного ученика Махавиры, своим ученикам и так далее, поскольку они имели возможность слушать и помнить их навсегда. Но с течением веков эти способности стали падать, и поэтому Ачарья Пушпаданта и Бхутабали записали учение Махавиры в Шаткхандагаме . Поэтому Шаткхандагама является наиболее почитаемым текстом дигамбара, которому присвоен статус агамы .
О важности Шаткхандагамы для дигамбаров можно судить по тому факту, что день, когда был завершен комментарий Дхавалы , отмечается в Шрута Панчами , в день, когда все джайнские писания почитаются . Шаткхандагама Панча первая агама , также называется «Пратхама Шрута-Скандха», тогда как Парамагама Кундакунды , упоминается как вторая агама или Двития Шрута-Скандха.
Происхождение
[ редактировать ]Говорят, что оно было основано на устном учении монаха -дигамбара , ачарьи Дхарасены (I век н.э.). [2] Согласно традиции, встревоженный постепенным сокращением знаний Священных Писаний, он вызвал двух монахов, Пушпаданту и Бхутабали, в пещеру, известную как Чандра Гупха , или Лунная пещера, свое убежище на горе Гирнар , Гуджарат , и рассказал то, что он вспомнил. изначально огромного объема священных джайнских писаний. [3] [4] Он преподавал им части пятой Анги Вьяхапаннатти (Вьякхья Праджняпти) и двенадцатой Анга Диттхивады (Дриштивады). Впоследствии его ученики свели их к написанию в форме сутр. Пушпаданта составил первые 177 сутр, а его коллега Бхутабали написал остальные, всего 6000 сутр.
Комментарий Дхавалы
[ редактировать ]Ачарья Вирасена получил древние тексты Шаткхандагамы и Кашьяпрабхриты через традицию передачи. В Ватаграме он написал комментарий на Шаткхандагаму объемом 72 000 шлок (известный как Дхавала, а последний раздел называется Махадхавала) и комментарий на 20 000 шлок Кашьяпрабхрита (известный как Джаядхавала). После его смерти его ученик Ачарья Джинасена завершил комментарий Джаядхавалы, добавив еще 20 000 шлок. В обоих комментариях используются как санскрит, так и пракит. [5] Джаядхавала был завершен во время правления правителя Амогхаварши Раштракуты в 838 году нашей эры (или Джагатунги, по мнению некоторых ученых).
Записи этого длинного труда на пальмовых листьях сохранились в дигамбарском святом месте Шраванабелагола в Сиддханта Басади. Позже их перевели в Мудабидри , храмовый город на юго-западе штата Карнатака . Рукопись на пальмовом листе, написанная во времена правления Раштракуры, сохранилась до сих пор. Некоторые из листьев содержат красивые картины, имеющие историческое значение. [6] Предполагалось, что копия хранилась в Малкеде (Маньяхете) Матте, но она не сохранилась. [7] В Мудабидри к этим писаниям относились с большим почтением, но они стали всего лишь объектами поклонения и недоступными для посторонних ученых. Обычным домохозяевам не разрешалось их изучать. [8] Дигамбара-агамы, такие как Саткхандагама и Касаяпахуда, находились в запустении, не изучались и не предоставлялись обществу. [4]
Возрождение современного общества
[ редактировать ]При поддержке Маникчанда из Шолапура в период с 1896 по 1920 год рукопись Мудбидраи была переписана современными шрифтами Нагари и Каннад без ведома попечителей храма Мудбидри.
В 20-м веке доктор Хиралал Джайн был одним из первых ученых-мирян, которые решили восстановить агамы и выявить их путем систематического редактирования и корректуры. С помощью своих друзей-ученых, таких как Пандит Натхурам Преми и заместитель судьи Джамунапрасада, он собрал средства для публикации агам и намеревался вытащить агамы из Мудабидри, где оригинальные рукописные рукописи Пракрита лежали на протяжении веков неизученными. Доктору Хиралалу Джайну, профессору Натураму Преми и помощнику судьи Джамунапрасада вместе удалось убедить Сета Ситабрая Гулабрая, богатого землевладельца из Видиши ( Бунделькханд , Мадхья-Прадеш ), принадлежащего общине Паравара , пожертвовать рупий. 30 000 фунтов стерлингов на редактирование и публикацию «Саткхандагамы» вместе с комментариями к ней «Дхавала», профессионально отредактированными и сопровождаемыми превосходным переводом на хинди.Это пожертвование позволило доктору Хиралалу Джайну работать вместе с доктором А.Н. Упадхье, близким другом и знатоком пракрита. Доктор Хиралал Джайн собрал команду ученых, в том числе Pt. Пхулчандра Шастри, Pt. Кайлашчандра Шастри, Ш. Шерьянш Кумар Джайн Шастри, Pt. Хиралал Шастри и Пт. Балачандра Шастри начал проект возрождения и изучения Дигамбара - агамы. Этим ученым пришлось столкнуться с жесткой оппозицией со стороны монахов и традиционных шраваков, которые были против самой идеи печати религиозных писаний, поскольку считали, что печать подорвет чистоту писаний.
В течение двадцати лет «Саткхандагама» вместе с ее обширными комментариями к Дхавале и Махадхавале была отредактирована на основе оригинальных рукописей на пальмовых листах и опубликована после очень тщательной корректуры в консультации со старшими джайнскими учеными, такими как Пт. Натурам Преми и Pt. Девакинандан Наяк.
Содержание Агамы и комментариев к ней
[ редактировать ]Саткхандагама . , как следует из названия, представляет собой писание, состоящее из шести частей [9] Шесть частей:
- Джива Стхана (Категории живых существ)
- Кшудрака Бандха (Минуты рабства)
- Бандхасвамитва (Владение рабством)
- Ведана (Восприятие)
- Варгана (разделы кармы)
- Махабандха (Великое рабство)
Саткхандагама постулирует теорию кармы , используя ряд технических терминов, определяющих различные концепции и математические понятия. [10] Первые три части посвящены философии кармы с точки зрения души, которая является агентом рабства, а последние три раздела обсуждают природу и степень кармы. [9]
Комментарий к первым пяти частям известен как Дхавалана . Комментарий к шестой части известен как Махадхавала .
Дхавала разделена на 16 разделов, а именно: [11]
- Том первый, Дживастхана - Категории живых существ
- Книга 1: Сатпрарупана (Учение о сущностях), часть - 1
- Книга 2: Сатпрарупана (Учение о сущностях), часть - 2
- Книга 3: Дравьяпрамананугама (Учение о сущностях)
- Книга 4: Кшетра - Спаршана - Калангама (Местоположение, прикосновение и время)
- Книга 5: Антара - Бхава - Альпабахутва (Разрыв, Состояние, Мало или Много)
- Книга 6: Кулика (Приложение)
- Том второй: Кшудрака Бандха - Мелочи рабства
- Том третий: Бандхасвамитва - Владение рабством
- Том четвертый, Ведана - Восприятие
- Книга 1: Кртиануйогдвара (Действует как двери исследования)
- Книга 2: Ведана Кшетра - Ведана Кала - Ведана Дравья (Площадь, время и объект восприятия)
- Книга 3: Ведана Кшетра - Ведана Кала (Область и время восприятия)
- Книга 4: Ведана Бхава Видхана (Директива о состоянии восприятия)
- Том пятый Варгана - Разделения Кармы
- Книга 1: Спаршакармапракрити Ануйога (Исследование природы кармических ощущений)
- Книга 2: Бандхана Ануйога (Исследование рабства)
- Книга 3: Нибандханади Чатура Ануйога (Четырехчастное исследование закрепления кармы)
- Книга 4: Мокшади Чатурдаша Ануйога (Четырнадцатичастное исследование освобождения и т. д.)
Махадхавала, комментарий к шестому разделу под названием Махабандха, состоит из семи книг. Другая дигамбара-агама , Касаяпахуда , также имеет объемный комментарий. Это называется Джая Дхавала . Все три комментария были написаны Ачарьей Вирасеной и Ачарьей Джинасеной (8 век н. э.). Текст и комментарии к нему, сохранившиеся в рукописях на пальмовых листьях, насчитывают около 120 000 стихов. [3]
Один интересный факт о Саткхандагаме заключается в том, что считается, что 5-пада Намокара-мантра была составлена Ачарьей Пушпадантой как мангалачарана (вступительный стих, часто обращение к богу для успешного завершения текста) к Саткхандагаме . До этой работы только 2- пада Намокара-мантра в надписях встречалась . Следовательно, есть основания полагать, что Ачарья Пушпаданта был первым человеком, составившим 5 пада Намокара мантру . [12] « Саткхандагама» — очень сложная работа, в которой кратко описывается джайнская карма-сиддханта . Хотя это работа дигамбаров , все джайны считают ее авторитетной работой по джайнской теории кармы.
Хинди и английский переводы
[ редактировать ]Первые пять частей Саткхандагамы вместе с комментариями Дхавалы и переводом на хинди, состоящие из 16 томов, были впервые опубликованы в самой Видише семьей Шриманта Сета Ситабрая Гулабрая. Но в настоящее время издается джайнской санскритской организацией Санракшак Сангх в Солапуре и распространяется издательством «Хинди Грантх Карьялай» в Мумбаи.Комментарий Махадхавалы и перевод на хинди, состоящий из семи томов, публикуются в Нью-Дели издательством Бхаратия Джнянапитха .«Касаяпахуда» вместе с комментарием «Джая-Дхавала» и переводом на хинди, состоящим из 16 томов, публикуется Джайной Сангхой, Матхура, и распространяется издательством «Хинди Грантх Карьялай», Мумбаи .
Популярные английские переводы: -Саткхандагама: Дхавала (Дживастхана) Сатпарупана-I (Провозглашение Существования-I)Английский перевод части 1 комментария Дхавалы к Саткхандагаме Ачарьи Пушпаданты и комментария Бхутабали Дхавалы Ачарьи Вирасены на английском языке tr. проф. Нандлал Джайн, Эд. проф. Ашок Джайн, ISBN 8186957472 , ISBN 9788186957479
Примечания
[ редактировать ]- ^ Сингх 2001 , с. 6373.
- ^ Наследие Дхарсена, Hira Publications
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джайни 1998 , с. 50
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Дандас 2002 , стр. 63–64.
- ^ Джаядхавала Сахит Кашьяпрабхрата, с. 9
- ^ Рукописи Дхавалы: взгляд на джайнское искусство, Хампа Нагараджайя, 2019
- ^ Пандит Тодармал, Вьяктитва аур Кратитва, Хукумчанд Бхарилла, докторская диссертация, Университет Индаура, 1973, стр. 66
- ^ Джамманлал Таркатирт, Шри Лавечу Ди. Джайн Самадж Ка Итихас, 1951, с. 142
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мохан Лал (1992). Энциклопедия индийской литературы (том пятый) (Сасай То Зоргот), том 5 . Нью-Дели: Сахитья Академи, 2006. стр. 38–63. ISBN 81-260-1221-8 .
- ^ Джайни 1991 , с. 32
- ^ Джайн, Хиралал и Упадхье, Адинатх Неминатх. Шаткхандагама Дхавала Тика, часть первая . Солапур: Джайн Санскрити Санракшак Сангх, 2000.
- ^ Дандас 2002 , с. 82
Ссылки
[ редактировать ]- Дандас, Пол (2002), Джон Хиннелс (редактор), Джайны (2-е изд.), Лондон : Routledge , ISBN 978-0-415-26605-5
- Сингх, Нагендра Кр (2001), Энциклопедия джайнизма , Anmol Publications, стр. 8330, ISBN 9788126106912
- Лал, Мохан (1992), Энциклопедия индийской литературы , Сахитья Академи, стр. 3863–, ISBN 978-81-260-1221-3
- Сингх, Северная Каролина; Мишра, AP (2007), Энциклопедия восточной философии , паб Global Vision, стр. 95–, ISBN 978-81-8220-113-2
- Джайни, Падманаб С. (1998), Путь очищения джайнов , Мотилал Банарсидасс, стр. 50–, ISBN 978-81-208-1578-0
- Джайн, Сумати Чанд (2006), Структура и функции души в джайнизме , Бхаратия Джнанпитх, стр. 205–, ISBN 978-81-263-1186-6
- Джайни, Падманабх (1991), Гендер и спасение: джайнские дебаты о духовном освобождении женщин , Беркли: University of California Press
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Шаткхандагама , тома 2 и 3, изд. Х. Джайн, А. Н. Упадхе и К. Сиддханташастри, Шолапур, 1976 и 1980 гг.