Гиперпространство

Пространственные аномалии в художественной литературе |
---|
Черные дыры в художественной литературе • Переносная дыра • Телепортация в художественной литературе • Червоточины в художественной литературе • Звездные врата • Варп-двигатель • Гиперпространство • Путешествие во времени в художественной литературе |
![]() |
В научной фантастике гиперпространство ( также известное как нуль-пространство , подпространство , надпространство , пространство прыжка и подобные термины) — это концепция, относящаяся к более высоким измерениям , а также к параллельным вселенным и со скоростью, превышающей скорость света методу межзвездных путешествий (FTL) . В своем первоначальном значении термин «гиперпространство» был просто синонимом пространства более высоких измерений . Такое употребление было наиболее распространено в учебниках XIX века. [ 1 ] : 404 [ 2 ] [ 3 ] : 94 и до сих пор иногда встречается в академических и научно-популярных текстах, например, Hyperspace (1994). [ 4 ] [ 5 ] : 238–239 [ 6 ] Его использование в научной фантастике зародилось в журнале Amazing Stories Quarterly в 1931 году, и в течение нескольких десятилетий оно стало одним из самых популярных образов научной фантастики, популяризированным благодаря его использованию в произведениях таких авторов, как Айзек Азимов и Э.К. Табб , а также в средствах массовой информации, таких как как Звездные войны .
Одной из основных причин популярности этой концепции в научной фантастике является невозможность путешествовать со скоростью, превышающей скорость света, в обычном космосе, которое гиперпространство позволяет писателям обойти. В большинстве работ гиперпространство описывается как более высокое измерение, посредством которого форма нашего трехмерного пространства может быть искажена, чтобы приблизить отдаленные точки друг к другу, аналогично концепции червоточины ; или параллельную вселенную с возможностью быстрого перемещения , по которой можно путешествовать. Обычно его можно пройти – процесс, часто известный как «прыжки» – с помощью устройства, известного как «гипердвигатель»; науку о каучуках Для объяснения этого иногда используют . Многие работы полагаются на гиперпространство как на удобный фоновый инструмент, позволяющий совершать сверхсветовые путешествия, необходимые для сюжета, а небольшое меньшинство делает его центральным элементом своего повествования. Хотя чаще всего они используются в контексте межзвездных путешествий, меньшинство работ сосредоточено на других сюжетных моментах, таких как обитатели гиперпространства, гиперпространство как источник энергии или даже гиперпространство как загробная жизнь .
Концепция
[ редактировать ]
Основная предпосылка гиперпространства заключается в том, что огромные расстояния в космосе можно быстро преодолеть, выбрав своего рода короткий путь. Для объяснения этого ярлыка используются две распространенные модели: свертывание и отображение. В складной модели гиперпространство — это место более высокого измерения, благодаря которому форма нашего трехмерного пространства может быть искажена, чтобы приблизить отдаленные точки друг к другу; распространенная аналогия, популяризированная Робертом А. Хайнлайном в книге «Звездный человек Джонс» (1953), — это смятие двумерной бумаги или ткани в третьем измерении, в результате чего точки на ее поверхности соприкасаются. В модели отображения гиперпространство — это параллельная вселенная, намного меньшая, чем наша (но не обязательно той же формы), в которую можно войти в точке, соответствующей одному местоположению в обычном пространстве, и выйти из другой точки, соответствующей другому местоположению, после путешествия в другую точку. гораздо меньшее расстояние, чем было бы необходимо в обычном космосе. В «Науке в научной фантастике» это сравнивается с возможностью ступить на карта мира в текущем местоположении, пройти по карте на другой континент, а затем сойти с карты, чтобы оказаться в новом месте, отметив, что «карта» гиперпространства может иметь значительно более сложную форму, как у Боба Шоу . Ночная прогулка (1967). [ 4 ] [ 7 ] : 72–73 [ 8 ] : 175 [ 1 ] : 404
Гиперпространство обычно рассматривается как вымышленная концепция, несовместимая с современными научными теориями, особенно с теорией относительности. [ а ] ). [ 4 ] [ 7 ] : 72–73 Некоторые писатели-фантасты пытались дать квазинаучные объяснения этой концепции. Для других, однако, это просто удобный Макгаффин, позволяющий путешествовать со скоростью, превышающей скорость света, необходимую для их истории, не нарушая при этом запретов на сверхсветовые путешествия в обычном космосе, налагаемых известными законами физики. [ 9 ] : 74–76 [ 4 ] [ 7 ] : 72–73 [ 1 ] : 404 [ 10 ]
Терминология
[ редактировать ]Средство доступа в гиперпространство часто называют «гипердвигателем». [ 11 ] [ 12 ] [ 3 ] : 94 а навигацию в гиперпространстве обычно называют «прыжком» (например, «корабль теперь прыгнет через гиперпространство»). [ 10 ] [ 9 ] : 75
Ряд родственных терминов (таких как воображаемое пространство, интерсплит Джарнелла, пространство перехода, мегапоток, N-пространство, нуль-пространство, скольжение, надпространство, Q-пространство, подпространство и тау-пространство) использовался различными авторами, хотя ни один из них не получил широкого распространения. признание, способное конкурировать с признанием гиперпространства. [ 10 ] [ 5 ] : 238–239 [ 9 ] : 75 [ 11 ] [ 1 ] : 404 [ 13 ] [ 14 ] : 156 В некоторых работах используется несколько синонимов; например, во франшизе «Звездный путь» сам термин «гиперпространство» используется лишь кратко в одном эпизоде 1988 года (« Достижение совершеннолетия ») сериала «Звездный путь: Следующее поколение» . [ 15 ] : 353 в то время как родственный набор терминов, таких как подпространство, транс-варп и прото-варп, используется гораздо чаще, и большая часть путешествий происходит с использованием варп-двигателя . [ 5 ] : 238–239 [ 11 ] [ 16 ] Гиперпространственные путешествия также обсуждались в контексте червоточин и телепортации , которые некоторые авторы считают похожими, тогда как другие рассматривают их как отдельные концепции. [ 17 ] : 85 [ 18 ] : 2 [ 19 ] [ 20 ] : 265–266
История
[ редактировать ]
Появившись в начале 20 века, гиперпространство за несколько десятилетий стало обычным элементом историй о межзвездных космических путешествиях в научной фантастике. [ 10 ] [ 4 ] Кирка Медоукрофта «Невидимый пузырь» » Джона Кэмпбелла ( (1928) и «Космические острова 1931) содержат самые ранние известные упоминания о гиперпространстве, причем Кэмпбелл, чья история была опубликована в научно-фантастическом журнале Amazing Stories Quarterly , вероятно, является первый писатель, использовавший этот термин в контексте космических путешествий. [ 4 ] [ 7 ] : 72–73 [ 5 ] : 238–239 [ 2 ] Согласно « Историческому словарю научной фантастики» , самое раннее известное использование слова «гипердвигатель» происходит из превью рассказа Мюррея Ленстера «Безлюдные миры» в « Захватывающих чудесных историях » 1946 года. [ 12 ]
Еще одной ранней работой, посвященной гиперпространству, была книга Нельсона Бонда « Возвращение научного пионера» (1940). [ 5 ] : 238–239 » Айзека Азимова , «Основание В серии впервые опубликованной в журнале Astounding в 1942 году, рассказывается о Галактической Империи , пересекающей гиперпространство с помощью «гиператомного двигателя». [ 21 ] : 100 [ 22 ] В «Фундаменте » (1951) гиперпространство описывается как «...невообразимая область, которая не является ни пространством, ни временем, ни материей, ни энергией, чем-то или ничем; можно пересечь всю Галактику в промежутке между двумя соседними моментами времени. " [ 23 ] : 5 Э. К. Таббу приписывают важную роль в развитии знаний о гиперпространстве; в начале 1950-х годов написал ряд космических опер , в которых космические путешествия происходят через эту среду. Он также был одним из первых писателей, которые рассматривали гиперпространство как центральную часть сюжета, а не как удобный фоновый гаджет, который просто позволяет путешествовать в космосе со скоростью, превышающей скорость света. [ 10 ] [ 9 ] : 75
В 1963 году Филип Харботтл назвал концепцию гиперпространства «неотъемлемой частью» жанра научной фантастики. [ 10 ] а в 1977 году Брайан Эш написал в «Визуальной энциклопедии научной фантастики» , что он стал самым популярным из всех способов передвижения со скоростью, превышающей скорость света. [ 9 ] : 75 Впоследствии эта концепция получила дальнейшее распространение благодаря использованию во франшизе «Звездные войны» . [ 11 ]
В фильме 1974 года «Темная звезда » дизайнер спецэффектов Дэн О'Бэннон создал визуальный эффект, изображающий переход в гиперпространство, где кажется, что звезды в космосе быстро движутся к камере. Это считается первым в истории кинематографа изображением корабля, совершающего прыжок в гиперпространство. Тот же эффект позже был использован в «Звездных войнах» (1977), а «звездные полосы» считаются одним из визуальных «основ» франшизы «Звездных войн» . [ 24 ] : 115 [ 25 ] [ 26 ] : 189
Характеристики
[ редактировать ]Гиперпространство обычно описывается как хаотичное и сбивающее с толку человеческие чувства; часто, по крайней мере, неприятно — переходы в гиперпространство или из него могут вызывать такие симптомы, как тошнота , например, — а в некоторых случаях даже гипнотические или опасные для здравомыслия. [ 10 ] [ 5 ] : 238–239 [ 1 ] : 405 Визуально гиперпространство часто предоставляется воображению читателя или изображается как «кружащийся серый туман». [ 9 ] : 75 [ 10 ] В некоторых работах темно. [ 1 ] : 405 Исключения существуют; например, в книге Джона Рассела Фирна « Воды вечности » (1953) показано гиперпространство, позволяющее наблюдать обычное пространство изнутри. [ 10 ]
Во многих историях гиперпространство представлено как опасное и коварное место, где отклонение от заданного курса может иметь катастрофические последствия. В Фредерика Пола книге «Картографы» (1955) навигационные ошибки и опасности гиперпространства являются одними из основных элементов сюжета. [ 7 ] : 72–73 [ 9 ] : 75 а в » К. Хьюстона Бруннера ( «Огненном столбе 1955) корабль вновь появляется внутри Земли, вызывая катастрофический взрыв. [ 9 ] : 75 В некоторых работах путешествие или навигация в гиперпространстве требует не только специального оборудования, но и физических или психологических модификаций пассажиров или, по крайней мере, штурманов, как это видно в » Фрэнка Герберта ( «Дюне 1965), Майкла Муркока » «Расколотые миры (1966), «Вонда». Макинтайра » « Ацтеки (1977) и » Дэвида Брина ( «Теплый космос 1985). [ 5 ]
Хотя концепции, подобные гиперпространству, обычно ассоциируются с научной фантастикой, они существуют в некоторых произведениях фэнтези , особенно в тех, которые связаны с перемещением между разными мирами или измерениями. Такое путешествие, обычно совершаемое через порталы, а не через транспортные средства, обычно объясняется существованием магии . [ 1 ] : 405
Использовать
[ редактировать ]Хотя в основном концепция гиперпространства задумывалась как средство быстрого космического путешествия, иногда некоторые писатели использовали концепцию гиперпространства более творчески или в качестве центрального элемента истории. [ 7 ] : 72–73 В » Артура Кларка « Технической ошибке (1950) человек переворачивается в сторону из-за короткой случайной встречи с «гиперпространством». [ 8 ] : 177 Роберта А. Хайнлайна В «Дороге славы» (1963) и » Роберта Сильверберга « Ночных крыльях (1968) он используется для хранения вещей. [ 1 ] : 405 В Джорджа Р. Р. Мартина FTA (1974) путешествие в гиперпространстве занимает больше времени, чем в обычном космосе, а в книге Джона Стита « Redshift Rendezvous» (1990) особенность состоит в том, что релятивистские эффекты внутри него проявляются на более низких скоростях. [ 4 ] [ 7 ] : 72–73 [ 5 ] : 238–239 Гиперпространство, как правило, безлюдно, за исключением космических путешественников. Ранние исключения включают « Гибельную династию» Табба » Фирна (1953), «Воды вечности (1953) и Кристофера Гримма « Кто-то, кто наблюдает за мной» (1959), в которых представлены обитатели гиперпространства. [ 5 ] : 238–239 [ 9 ] : 75 [ 10 ] В «Тайне элемента 117 » (1949) Милтона Смита открывается окно в новую «гиперплоскость гиперпространства», содержащую тех, кто уже умер на Земле. [ 8 ] : 181 и точно так же в Боба Шоу » «Дворце вечности (1969) гиперпространство — это форма загробной жизни , где человеческие разумы и воспоминания обитают после смерти. [ 1 ] : 405 В некоторых произведениях гиперпространство является источником чрезвычайно опасной энергии, угрожающей уничтожить весь мир, если с ним неправильно обращаться (например, « Эндо Биндера » Подрядчик времени 1937 года или » Альфреда Бестера « Нажатие пальца 1942 года). [ 10 ] [ 5 ] : 238–239 Концепция гиперпространственного путешествия или сворачивания пространства может быть использована и за пределами космических путешествий, например, в Стивена Кинга рассказе « Короткий путь миссис Тодд » это средство для пожилой женщины сократить путь во время путешествия между двумя мирами. города. [ 17 ] : 85
Во многих историях космический корабль не может войти в гиперпространство или покинуть его слишком близко к большой концентрации массы, такой как планета или звезда ; это означает, что гиперпространство можно использовать только после того, как космический корабль достигнет внешнего края Солнечной системы , поэтому ему придется использовать другие средства движения, чтобы добраться до планет и обратно. [ 9 ] : 76 Другие истории требуют очень больших затрат энергии, чтобы открыть связь (иногда называемую точкой перехода ) между гиперпространством и обычным пространством; это эффективно ограничивает доступ в гиперпространство очень большим космическим кораблям или большим стационарным прыжковым воротам , которые могут открывать точки прыжка для меньших кораблей. Примеры включают технологию «прыжка» в «Вавилоне-5» и звездные врата в фильме Артура Кларка « 2001: Космическая одиссея» (1968). [ 1 ] : 404 [ 27 ] Как и в случае с самой концепцией гиперпространства, причины таких ограничений обычно являются техноболтовней , но их существование может быть важным сюжетным ходом . [ 9 ] : 74–76 [ 28 ] : 554 Писатель-фантаст Ларри Нивен опубликовал свое мнение по этому поводу в журнале N-Space . По его словам, неограниченная технология сверхсветовой скорости не ограничит возможности героев и злодеев. [ 28 ] : 554 Ограничение мест, в которых может появиться корабль, или повышение их предсказуемости означает, что они будут чаще всего встречаться вокруг оспариваемых планет или космических станций, что позволяет создавать захватывающие сюжетные сражения или другие встречи. С другой стороны, менее ограниченный гипердвигатель может также позволить совершить драматический побег, когда пилот «прыгнет» в гиперпространство в разгар боя, чтобы избежать разрушения. [ 28 ] : 557 В 1999 году писатель-фантаст Джеймс П. Хоган писал, что гиперпространство часто рассматривают как устройство, способствующее развитию сюжета, а не как увлекательный предмет, меняющий мир, и что почти нет работ, в которых обсуждалось бы, как было открыто гиперпространство и как это произошло. открытие впоследствии изменило мир. [ 29 ] : 107–108
См. также
[ редактировать ]- Пространство Минковского
- Телепортация в художественной литературе
- Червоточины в художественной литературе
- Варп (видеоигры)
Примечания
[ редактировать ]- ^ Теория относительности запрещает нарушение принципа причинности путем изменения местами причины и следствия, что нарушает сама концепция сверхсветового путешествия, поскольку прибытие объекта с использованием сверхсветовых средств передвижения, таких как гиперпространство, может быть засвидетельствовано наблюдателями в других местах. во Вселенной, как и предшествовало взлету. [ 4 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Лэнгфорд, Дэвид (2005). «Гиперпространство» . В Вестфале, Гэри (ред.). Энциклопедия научной фантастики и фэнтези Гринвуда: темы, произведения и чудеса . Том. 1. Издательская группа «Гринвуд» . ISBN 978-0-313-32951-7 . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «Исторический словарь научной фантастики: гиперпространство» . sfdictionary.com . Проверено 5 декабря 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Пручер, Джефф (7 мая 2007 г.). «гиперпространство» . Смелые новые слова: Оксфордский словарь научной фантастики . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-988552-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час «Гиперпространство» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Стейблфорд, Брайан М. (2006). Научные факты и научная фантастика: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис . ISBN 978-0-415-97460-8 . Проверено 29 августа 2014 г.
- ^ Кевлес, Беттианн (15 марта 1994 г.). «ОБЗОР КНИГИ / НУНФИКЦИЯ: Его научный взгляд не от мира сего: ГИПЕРПРОСТРАНСТВО: Научная одиссея через параллельные вселенные, искажения времени и 10-е измерение Мичио Каку; Оксфорд, 25 долларов, 344 страницы» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лэнгфорд, Дэвид (1983). «Гиперпространство» . В Николлсе, Питер; Лэнгфорд, Дэвид; Стейблфорд, Брайан М. (ред.). Наука в научной фантастике . Кнопф. ISBN 978-0-394-53010-9 .
- ^ Jump up to: а б с Пиковер, Клиффорд А. (17 мая 2001 г.). Серфинг в гиперпространстве: понимание высших вселенных за шесть простых уроков . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992381-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Эш, Брайан (1977). «Космические корабли и звездные двигатели» . Визуальная энциклопедия научной фантастики . Книги Гармонии. ISBN 978-0-517-53174-7 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Харботтл, Филип (1963). «Гиперпространство – неизменная концепция?» (PDF) . Вектор . Том. 21. С. 13–17.
- ^ Jump up to: а б с д «5 методов путешествия со скоростью, превышающей скорость света, и их вероятность» . Эскапист . 18 июня 2014 года . Проверено 3 сентября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б «Исторический словарь научной фантастики: гипердвигатель» . sfdictionary.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ «Исторический словарь научной фантастики: пространство прыжков» . sfdictionary.com . Проверено 4 января 2022 г.
- ^ Джонсон-Смит, январь (24 сентября 2004 г.). Американский научно-фантастический сериал: «Звездный путь», «Звездные врата и дальше» . Издательство Блумсбери. ISBN 978-0-85771-035-2 .
- ^ Окуда, Майкл; Окуда, Дениз; Мирек, Дебби (1994). Энциклопедия «Звездный путь: Справочник в будущее» . Карманные книги. ISBN 978-0-671-88684-4 .
- ^ Оркиола, Джон (23 ноября 2021 г.). «Звездный путь представляет дыру в сюжете варп-двигателя Пикарда и Дискавери» . ЭкранРант . Проверено 24 января 2022 г.
- ^ Jump up to: а б Нахин, Пол Дж. (24 декабря 2016 г.). Сказки о машине времени: научно-фантастические приключения и философские загадки путешествий во времени . Спрингер. ISBN 978-3-319-48864-6 .
- ^ Кавендиш, Дж. М. (1984). Справочник по авторскому праву в британской издательской практике . Касселл. ISBN 978-0-304-31067-8 .
- ^ Дакан, Рик; Клив, Райан Г. Ван (3 февраля 2022 г.). Написание научной фантастики, фэнтези и ужасов для чайников . Джон Уайли и сыновья. ISBN 978-1-119-83910-1 .
- ^ Джеймс, Эдвард (1999). «Per ardua ad astra: Авторский выбор и повествование о межзвездном путешествии» . В Эльснере, Ясь; Рубиес, Джон (ред.). Путешествия и видения: к культурной истории путешествий . Книги реакции. ISBN 978-1-86189-020-7 .
- ^ Палумбо, Дональд Э. (27 апреля 2016 г.). Спутник Азимова: персонажи, места и термины в метасерии роботов/Империи/Фонда . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-2394-8 .
- ^ «Азимов, Айзек» . Энциклопедия научной фантастики . Проверено 3 февраля 2022 г.
- ^ Азимов, Исаак (1991). Фундамент . Нью-Йорк: Bantam Books . ISBN 0-553-29335-4 .
- ^ Тейлор, Крис (2014). Как «Звездные войны» завоевали вселенную: прошлое, настоящее и будущее многомиллиардной франшизы . Голова Зевса. ISBN 978-1-78497-045-1 . Проверено 5 января 2021 г.
- ^ Хауэлл, Элизабет (12 декабря 2017 г.). «Скорость деформации: шумиха вокруг гиперпространства» . Space.com . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Мьюир, Джон Кеннет (15 сентября 2015 г.). История и критический анализ фильма Блейка «7», «Космическое приключение Британского телевидения 1978–1981 годов» . МакФарланд. ISBN 978-1-4766-0493-0 .
- ^ Грейзер, Кевин Р.; Касс, Стивен (2015). Голливудская наука: от квантовых причуд к мультивселенной . Спрингер. ISBN 978-3-319-15072-7 .
- ^ Jump up to: а б с Нивен, Ларри (1990). N-пространство . Том Доэрти Ассошиэйтс. ISBN 978-0-312-85089-0 .
- ^ Хоган, Джеймс П. (1999). «Открытие гиперпространства». Разум, машины и эволюция . Книги Баэна. ISBN 978-0-671-57843-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Пиковер, Клиффорд А. (17 мая 2001 г.). Серфинг в гиперпространстве: понимание высших вселенных за шесть простых уроков . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-992381-6 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Гиперпространство Кертиса Сакстона в технических комментариях по «Звездным войнам»
- Кто изобрел гиперпространство? Гиперпространство в научной фантастике Стена Оденвальда в кафе Astronomy
- Статья в Историческом словаре научной фантастики о гиперпространстве