Yakovlev Yak-2
Yak-2 | |
---|---|
![]() Як-2 ВВС в полете | |
Общая информация | |
Тип | Легкий бомбардировщик |
Производитель | Yakovlev |
Дизайнер | |
Основной пользователь | Сантехника |
Количество построенных | 111 |
История | |
Дата введения | 1940 |
Первый полет | 1939 |
Варианты | Yakovlev Yak-4 |
Як -2 ближнего действия — советский лёгкий бомбардировщик / разведчик , использовавшийся во время Второй мировой войны . Он был произведен в небольшом количестве, и большая часть из них была уничтожена на начальных этапах операции «Барбаросса» .
Проектирование и разработка
[ редактировать ]Первоначально Як-2 назывался Я-22 в нумерации ОКБ Яковлева , а в 1941 году был переименован в Як-2. [ 1 ] Он имел смешанную конструкцию с деревянными крыльями и центральным фюзеляжем, дюралюминиевой носовой частью и стальным трубчатым каркасом в хвостовой части фюзеляжа с деревянным верхним настилом и тканевой обшивкой. Кабина пилотов находилась на самой кончике носа, а вот штурман-наводчик находился в отсеке за задней кромкой крыла. Прототип не был вооружен, бомбовые скобы не были установлены. Также отсутствовало радио- и навигационное оборудование. Однако это был самый быстрый многомоторный самолет в Советском Союзе, способный развивать скорость 567 км/ч (352 миль в час) на высоте 9900 м (32 500 футов), не в последнюю очередь потому, что у него не было тяжелой военной техники. [ 2 ]
Stalin ordered it into production, as the BB-22 ( Russian : Ближний бомбардировщик , Blizhniy Bombardirovshchik — short-range bomber), on 15 March 1939 before it could be evaluated by the NII VVS ( Naoochno-Issledovatel'skiy Institoot Voyenno-Vozdooshnykh Seel – Air Force Scientific Test Institute). [ 3 ] Их испытания были проведены в начале лета и пришли к выводу, что системы охлаждения двигателя неадекватны, тормоза неисправны, а топливная система ненадежна. [ 2 ] Задача по переоборудованию самолета в бомбардировщик была сложной и включала в себя перепроектирование центральной части фюзеляжа для размещения стрелка/штурмана сразу за пилотом и установку двух 7,62-миллиметровых (0,3 дюйма) пулеметов ШКАС , одного для стрелка, другого. зафиксирован в носу. Задний настил фюзеляжа шарнирно поворачивался вниз, позволяя заднему стрелку использовать свое орудие. [ 3 ]
Завод № 1 изготовил первый предсерийный ББ-22 в декабре 1939 года, однако первый полет он совершил лишь в феврале следующего года. Он был представлен на служебную оценку в марте – апреле 1940 г. и оказался разочаровывающим. Полная масса увеличилась на 357 кг (787 фунтов), несмотря на уменьшение расхода топлива с 1000 кг (2200 фунтов) до 600 кг (1300 фунтов), а максимальная скорость снизилась до 515 км/ч (320 миль в час) на высоте 5000 м (16000 футов). . Система охлаждения двигателя по-прежнему была неудовлетворительной, а ходовая часть — слишком слабой. Продольная и поперечная устойчивость также были неудовлетворительными, что делало его пригодным только для хорошо подготовленных пилотов. В отчете программы испытаний был сделан вывод, что он не боеспособен и не надежен и что полеты с 400-килограммовой (880 фунтов) бомбовой нагрузкой могут быть опасны для экипажа. [ 4 ]
Была начата программа ремонта, в ходе которой одноколесные основные стойки шасси были заменены двухколесными, а верхний настил фюзеляжа был срезан. Примерно в это же время завод № 1 прекратил производство, а завод № 81 в Москве работу над самолетом продолжил . Самолеты, построенные заводом № 81, имели лучшее качество, поскольку качество поверхности было лучше, а капоты и двери двигателей были более плотно подогнаны для минимизации лобового сопротивления. Эти улучшения увеличили скорость на 10–20 км/ч (6,2–12,4 миль в час). Опытно-конструкторские работы продолжались, и в результате был создан Як-4 , на который Климов М-105 были установлены двигатели . Всего до прекращения производства в апреле 1941 года был построен 201 Як-2. [ 5 ]
Историк авиации Билл Ганстон сообщает, что было построено несколько вариантов прототипа, в том числе самолет-разведчик Р-12, который сохранил исходное расположение экипажа, разместил три камеры в фюзеляже и добавил бомбовый отсек для восьми 20-килограммовых (44 фунтов) ФАБ-20. бомбы позади пилота. Другим был истребитель сопровождения И-29 или ББ-22ИС с восстановленным топливом и двумя пушками 20 ШВАК под фюзеляжем. [ 6 ] Но ни одно из этих утверждений не может быть подтверждено другими источниками, появившимися после Холодной войны. [ 7 ]
Российский историк авиации Ефим Гордон упоминает штурмовик Як-2КАББ, который можно было спутать с И-29, поскольку он имел два ШКАС в носовой части и две 20-мм (0,79 дюйма) пушки ШВАК в нажимаемом подфюзеляжном ранце. [ 5 ] К сожалению, других подробностей нет, хотя фотографии есть. Еще одним вариантом, упомянутым Гордоном, был прототип БПБ-22 ( Ближний Пикерующий Бомбардировщик ближнего действия — пикирующий бомбардировщик ), который был оснащен двумя двигателями М-105, тормозами пикирования и автоматической системой управления входом/выходом из пикирования. Впервые он совершил полет в конце октября 1940 года, хотя во время программы испытаний он разбился из-за неожиданного прекращения подачи топлива, но не раньше, чем он достиг максимальной скорости 558 км/ч (347 миль в час). [ 5 ]
Операционная история
[ редактировать ]Когда немцы вторглись в Советский Союз 22 июня 1941 года, на вооружении находилось 73 Як-2, в основном в составе 316-го разведывательного полка Киевского военного округа . Большинство из них было уничтожено в первые дни кампании; 11 июля 316-й полк собрал всего четыре человека. [ 8 ]
Варианты
[ редактировать ]- 22-е число
- Прототип.
- ББ-22
- Первоначальное производство с задним навесом заподлицо
- Yak-2
- (Обозначение ВВС используется на вооружении изделий 70 / ББ-22 2М-103) Двухместный легкий бомбардировщик-разведчик.
- БПБ-22
- (aka BPB-22 2M-105, BB-22PB) Blizhiy Pikeeruyushchiy Bombardirovshchik — short-range dive bomber . Prototype only.
- Як-2КАББ
- Опытный образец штурмовика с артиллерийско-бомбовой установкой КАББ-МВ (КАББ-МВ - комбинированная артиллерийско-бомбардировочная батарея Можаровсково и Веневидова - комбинированная артиллерийско-бомбовая батарея конструкции Можаровского и Веневидова), состоящей из подфюзеляжного артиллерийского ранца и специального остекленная носовая часть для аппаратуры прицеливания бомбы.
- Р-12
- Опытный образец самолета-фоторазведчика.
- И-29 или ББ-22 ИС
- Экспериментальный дальний истребитель .
- Yak-2 bis / BB-22 bis / izdeliye 70 bis )
- Прототип Як-4 2М-105
Пользователи
[ редактировать ]Технические характеристики (Як-2)
[ редактировать ]
Данные Энциклопедии российской авиации «Оспри» 1875–1995 гг. [ 1 ]
Общие характеристики
- Экипаж: 3
- Длина: 9,34 м (30 футов 8 дюймов)
- Размах крыльев: 14 м (45 футов 11 дюймов)
- Площадь крыла: 29,4 м 2 (316 кв. футов)
- Вес пустого: 4043 кг (8913 фунтов)
- Полная масса: 5380 кг (11861 фунт)
- Силовая установка: 2 поршневых Климов М-103 В-12 жидкостного охлаждения мощностью 716 кВт (960 л.с.) каждый. двигателя
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты с постоянной скоростью.
Производительность
- Максимальная скорость: 515 км/ч (320 миль в час, 278 узлов) на высоте 5200 м (17 100 футов).
- Дальность: 800 км (500 миль, 430 миль)
- Практический потолок: 8900 м (29200 футов)
- Время набора высоты: от 7,7 минут до 5000 м (16000 футов).
- Нагрузка на крыло: 183 кг/м 2 (37 фунтов/кв. футов)
- Мощность/масса : 0,27 кВт/кг (0,16 л.с./фунт)
- Разбег: 500 м (1600 футов)
- Посадочный пробег: 500 м (1600 футов)
Вооружение
- 2 × 7,62-мм пулемета ШКАС
- до 600 кг (1300 фунтов) бомб
См. также
[ редактировать ]Связанные разработки
Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
- Блох MB.170
- Breda Ba.88
- Бреге 693
- Бристоль Бленхейм
- КАНСА ФК.20
- Капрони Ca.313
- Фиат CR.25
- Мартин Мэриленд
- Переезд 630
- Tupolev SB
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ганстон, с. 461
- ^ Jump up to: а б Гордон, с. 132
- ^ Jump up to: а б Ганстон, с. 460
- ^ Гордон, стр. 133–134.
- ^ Jump up to: а б с Гордон, стр. 134–135.
- ^ Ганстон, стр. 460–461.
- ^ Гордон, стр. 132–135.
- ^ Бергстрем, с. 127
Библиография
[ редактировать ]- Бергстрем, Кристер. Барбаросса — Воздушный бой: июль – декабрь 1941 г. Хершам: Midland Publishing, 2007 г. ISBN 1-85780-270-5
- Гордон, Ефим. Советская авиация во Второй мировой войне . Хинкли: Midland Publishing, 2008 г. ISBN 978-1-85780-304-4
- Ганстон, Билл . Энциклопедия русской авиации 1875–1995 годов «Оспри» . Лондон, Оспри, 1995 г. ISBN 1-85532-405-9
Внешние ссылки
[ редактировать ]
Первоначальная версия этой статьи была основана на материале сайта Aviation.ru . Он был выпущен на условиях GFDL . правообладателем