Театр Помпея
![]() 3D-реконструкция театра Помпея. | |
![]() Нажмите на карту для полноэкранного просмотра | |
Расположение | Регион IX Цирк Фламиния |
---|---|
Координаты | 41 ° 53'43 "N 12 ° 28'25" E / 41,89528 ° N 12,47361 ° E |
Тип | Римский театр |
История | |
Строитель | Гней Помпей Великий |
Основан | 62 – 55 или 52 г. до н.э. |
![]() |
Часть серии о |
Рим и падение республики Древний |
---|
Люди
События
Места |
Театр Помпея ( латынь : Theatrum Pompeii , итальянский : Teatro di Pompeo ), также известный под другими названиями , был сооружением в Древнем Риме, построенным во второй половине римской республиканской эпохи Помпеем Великим . Построенный в 55 г. до н.э., это был первый постоянный театр, построенный в Риме. Его руины расположены в Ларго ди Торре Аргентина .
За большими портиками с колоннами располагался обширный садовый комплекс с фонтанами и статуями. Вдоль крытой аркады располагались помещения, посвященные экспозиции произведений искусства и других произведений, собранных Помпеем во время его кампаний. На противоположном конце садового комплекса находилась Курия Помпея для политических собраний. Сенат часто использовал это здание вместе с рядом храмов и залов, отвечающих требованиям для его официальных заседаний. Курия печально известна как место, где Цезарь был убит Брутом Юлий и Кассием во время заседания Сената 15 марта 44 г. до н.э.
Имена
[ редактировать ]Театр Помпея имел несколько названий на латыни. Наиболее распространенным был Театр Помпеи , но его еще называли Помпейским театром ( Theatrum Pompeianum ), [ 1 ] театр «Мрамор Theatrum Marmoreum» [ 2 ] и просто Театр ( Theatrum ), [ 3 ] поскольку это был «всегда самый важный театр в Риме». [ 4 ]
История
[ редактировать ]Источник
[ редактировать ]Помпей заплатил за этот театр, чтобы обрести политическую популярность во время своего второго консульства . По словам Плутарха, Помпей был вдохновлен посещением в 62 г. до н. э. греческого театра в Митилини . [ 5 ] Однако это, вероятно, ошибочно, поскольку театр в Митилини был построен на склоне холма и, в отличие от театра Помпея, не имел сцены . Если какое-то вдохновение пришло из местного театра, то он, должно быть, был в значительной степени переработан или отброшен, поскольку городская география Рима делала такой проект неприспособленным. [ 4 ] Строительство началось около 61 г. до н.э. [ 6 ]
До его строительства постоянные каменные театры были запрещены, и поэтому, чтобы обойти эту проблему, Помпей построил сооружение на Марсовом поле , за пределами померия , или священной границы, которая отделяла город от ager Romanus ( территория непосредственно за городом). [ 7 ] [ 8 ] Помпей также построил храм Венеры-Победительницы возле верхней части зрительного зала театра; Затем Помпей заявил, что он «не [построил] театр, а скорее храм Венеры, к которому я добавил ступени театра». [ 9 ] По словам Тертуллиана, это было сделано, чтобы избежать порицания, но, скорее всего, это утверждение было шуткой. [ 10 ]
Источники о посвящении противоречивы. Плиний сообщает о его открытии в 55 г. до н. э., в год второго консульства Помпея. Однако у Геллия сохранилось письмо Тирона вольноотпущенника Цицерона , в котором датируется посвящение третьего консульства Помпея 52 г. до н. э.; в письме Помпей просит разъяснить, следует ли вписывать consul tertio или consul tertium . [ 11 ] [ 12 ] Однако вполне возможно, что разные части театра – сам театр, сцена и прилегающий к нему храм – были завершены в разное время. [ 13 ]
С посвящением связаны два спектакля: «Клитемнестра» и Акция « Эквос Троян» либо Ливия Андроника , либо Гнея Невия . [ 14 ] Клодий Эзоп , известный трагический актер, был вынужден выйти из отставки, чтобы участвовать в открытии театра. Шоу также сопровождалось гладиаторскими боями с участием экзотических животных. [ 8 ] Показ Клитемнестры предоставил Помпею возможность повторить свой тройной триумф 61 г. до н.э., представляя себя одновременно Александром Великим и Агамемноном . [ 15 ] В рамках празднования по всему городу прошли и другие мероприятия, в том числе музыкальные и гимнастические конкурсы, а также скачки. [ 16 ]
Пост-Помпей и Римская империя
[ редактировать ]После поражения и последующего убийства Помпея в 48 г. до н. э. во время Великой римской гражданской войны (49–45 до н. э.) Цезарь использовал театр, чтобы отпраздновать победу над войсками Помпея в Африке. Сам театр был местом убийства Цезаря . В то время римский сенат использовал различные помещения для ведения дел, поскольку само здание Сената находилось на реконструкции.
В течение сорока лет театр был единственным постоянным театром, расположенным в Риме, пока Луций Корнелий Бальб Младший не построил Театр Бальба в 13 г. до н.э. на Марсовом поле . Несмотря на это, Театр Помпея продолжал оставаться основным местом проведения пьес как из-за своего великолепия, так и из-за своих размеров. Фактически, на протяжении всей своей жизни это место часто считалось премьерным театром. В поисках связи с великим театром другие построили свои собственные в районе Помпея и вокруг него. В конечном итоге это привело к созданию театрального квартала в самом буквальном смысле. [ 8 ]
Октавиан в 32 г. до н. э. отремонтировал театр и перенес статут Помпея, на котором был убит Цезарь, из курии в сцену . [ 17 ] Театр сгорел в 21 году нашей эры, после чего Тиберий восстановил разрушенные части. [ 18 ] Во время реконструкции статуя Сеяна в театре была установлена по указу сената , но она не пережила падение Сеяна. [ 19 ] Реставрации Тиверии были завершены при Калигуле, но посвящены Клавдию. [ 20 ] Во время реставрации Клавдия его имя – наряду с именем Тиберия – было написано рядом с именем Помпея. [ 21 ]
Портики и театр сохранялись на протяжении веков. Октавиан восстановил части комплекса в 32 г. до н. э., а в 21 г. н. э. Тиберий инициировал реконструкцию разрушенной пожаром части театра, завершившуюся во время правления Калигулы . Клавдий заново освятил Храм Венеры Победительницы; Нерон позолотил внутреннюю часть храма к визиту Тиридата в 66 году нашей эры. [ 22 ] Сцена восстановлена сгорела во время большого пожара в 80 году нашей эры и была Домицианом . Были дальнейшие реставрации при Септимии Севере ; некий Квин Ацилий Фуск отмечен надписью как руководитель работы Театра Помпеи . [ 23 ] Огонь снова загорелся в 247 году нашей эры и позже был восстановлен при императорах Диоклетиане и Максимиане , императорах Гонории и Аркадии . [ 24 ] и позже Симмахом . [ 25 ]
В каталоге, составленном в конце IV века, зафиксировано, что вместимость театра составляла 22 888 человек. [ 26 ] По современной оценке емкости, в новом топографическом словаре Древнего Рима 1992 г. , его емкость составляет 11 000 человек. [ 25 ] После падения Западной Римской империи в 476 году нашей эры Театр Помпея продолжал использоваться, а когда город Рим перешел под власть Остготского королевства , сооружение было снова отремонтировано между 507–511 годами нашей эры. [ 27 ] Однако эта реконструкция окажется последней. После разрушительной Готской войны (535–554 гг.) Отпала необходимость в большом театре военных действий, поскольку население Рима резко сократилось. Таким образом, театру было позволено прийти в упадок. [ 28 ]
От средневековья до наших дней
[ редактировать ]
В эпоху раннего средневековья мраморное покрытие театра использовалось в качестве материала для ремонта других зданий. Поскольку здание расположено недалеко от Тибра , оно также регулярно подвергалось затоплению, что наносило дополнительный ущерб. [ 28 ] Тем не менее, бетонное ядро здания сохранилось и в 9 веке нашей эры, поскольку в путеводителе для паломников того времени это место все еще указывалось как театр . [ 28 ] [ 29 ] К 12 веку на руины начали посягать постройки; на этом месте были построены две церкви, Санта-Барбара и Санта-Мария-ин-Гротта-Пинта, причем последняя, вероятно, была построена над одним из коридоров доступа к театру. [ 29 ] Однако план старого театра все еще был узнаваем. [ 28 ] В 1140 году один источник называл руины Театром Помпея , тогда как другой называл его «храмом Кнея Помпеи». Считается, что в 1150 году Йоханнес де Сека продал триллиум , или круглую конструкцию (то есть театральную кривую), предку семьи Орсини . В 1296 году Орсини превратили место театра в крепость. [ 29 ] Позже, в средние века, была построена площадь Кампо-деи-Фьори , а оставшиеся части театра были добыты для добычи камня для многих новых зданий, которые до сих пор существуют в современном Риме. [ 28 ]
Сегодня от некогда величественного театра мало что осталось видно, поскольку остатки сооружения были полностью окружены постройками, расположенными между Кампо -де-Фьори и Ларго-ди-Торре-Аргентина . Самые большие неповрежденные части театра находятся в Палаццо делла Канчеллерия , в котором для внешней отделки театра использовалась большая часть травертина цвета кости. Большие красные и серые колонны, использованные во внутреннем дворе, взяты из портиков верхних крытых сидений театра; однако первоначально их взяли из театра для строительства старой базилики Сан Лоренцо. [ 30 ] И хотя самого театра уже не различимо, отпечаток самого здания все еще можно обнаружить; Полукруглую форму сооружения сегодня можно проследить, пройдя на восток от Кампо де Фьори через Палаццо Орсини Пио Ригетти . Путь Виа ди Гротта Пинта, недалеко от Виа дей Кьявари, также примерно повторяет очертания первоначальной сцены театра. В глубине подвалов и винных погребов зданий, расположенных на Кампо деи Фьори, до сих пор можно увидеть арки и фрагменты стен и фундамента театра. [ 31 ] План здания Палаццо Пио также показывает, что многие из опорных спиц театра были переоборудованы в стены для новых помещений. [ 32 ] Арки, оставшиеся после закрытия театра, даже дали название вышеупомянутой Санта-Мария-ди-Гротта-Пинта (то есть «расписной грот»). [ 33 ]
Раскопки и изучение
[ редактировать ]Одним из первых, кто нарисовал руины театра, был Джованни Баттиста Пиранези , который сделал две заметные гравюры с изображением театра в середине 18 века. Первый, озаглавленный «Демонстрация нынешних остатков театра Помпея» ( Dimonstrazione del Odierno Avanzo del Teatro di Pompeo ), иллюстрирует вид на руины как сверху вниз, так и в поперечном разрезе. Эта иллюстрация предполагает, что единственными остатками некогда великого сооружения XVIII века были части сидений, ближайших к оркестру, или ima Cavea . Пиранези особо отмечает, что еще сохранились четыре большие двери ( вомитория ), через которые зрители попадали бы в комплекс. Однако большая часть высоты здания уже давно была снесена. [ 34 ]
Другая гравюра, озаглавленная «Остатки театра Помпея», демонстрирует более художественный взгляд на это сооружение. Эта иллюстрация, обращенная на юго-восток, предполагает, что оставшаяся ima Cavea была разделена на западной стороне, где должна была располагаться древняя лестница, ведущая к Храму Венеры. На изображении также хорошо видна сохранившаяся арка подконструкции, которая изначально должна была поддерживать средства массовой информации и сумму пещер . [ 35 ] Пиранези, похоже, основывал свои рисунки в основном на том, что он мог себе представить, например, в легенде «Демонстрация нынешних руин театра Помпея» он прямо упоминает, что эти гравюры иллюстрируют, как бы выглядел театр, если бы современные постройки были удалены с сайта ( protratta Secondo il giro delle Moderne Fabbriche situate sullo rovine della medesima ). [ 34 ] [ 35 ]

Луиджи Канина (1795–1856) был первым, кто предпринял серьезные исследования театра. Канина исследовал те руины, которые смог, а затем объединил эту информацию со знаменитым описанием римского театра Витрувием, создав тем самым рабочий план театра. Позже, в 1837 году, Виктория Балтар использовала работу Канины, а также информацию, почерпнутую из Forma Urbis, для построения более точного плана. [ 36 ] Как и Пиранези до него, Балтар также создал набросок того, как будут выглядеть руины, если их полностью раскопать. [ 37 ]
Описание
[ редактировать ]
Структура и соединительный квадрипортикус имели множество применений. В здании была самая большая крипта из всех римских театров. Это пространство, расположенное за сценой и внутри ограждения, использовалось посетителями между выступлениями или постановками для прогулок, покупки прохладительных напитков или просто для того, чтобы укрыться от солнца или дождя на крытых портиках. [ 38 ]
Портик Помпеи содержал статуи великих художников и актеров. Длинные аркады с коллекциями картин и скульптур, а также большое пространство, подходящее для проведения общественных собраний и собраний, сделали это сооружение привлекательным для римлян по многим причинам. Щедрые фонтаны питались водой, купленной в близлежащем акведуке и хранившейся. Неизвестно, хватило ли запаса воды для работы водопроводных сооружений более чем на несколько часов в день, или какой-то другой источник позволял фонтанам работать почти без остановок. [ 30 ]
Остатки восточной стороны квадрипортика и три из четырех храмов более раннего периода, часто связанных с театром, можно увидеть на Ларго ди Торре Аргентина . [ 39 ] Четвертый храм по-прежнему в значительной степени покрыт современными улицами Рима. Этот археологический памятник был раскопан по приказу Муссолини в 1920-1930-х годах. [ 40 ] Немногочисленные остатки самого театра можно найти возле подземелья Виа ди Гротта Пинта. [ 41 ] Своды оригинального театра можно найти в подвальных залах ресторанов на этой улице, а также в стенах отеля Albergo Sole al Biscione. [ 42 ] Фундамент театра, а также часть первого уровня и пещеры сохранились, но затемнены, поскольку были перестроены и расширены. В результате строительства на протяжении веков уцелевшие руины основной конструкции театра стали частью современных построек. [ 30 ]
Архитектура
[ редактировать ]
Характеристики римских театров аналогичны характеристикам более ранних греческих театров, на которых они основаны. Однако римские театры имеют определенные отличия, например, они построены на собственном фундаменте, а не на земляных валах или на склоне холма, и полностью огорожены со всех сторон. [ 43 ]
До этого в Риме не было постоянных театров внутри городских стен. Театры и амфитеатры представляли собой временные деревянные конструкции, которые можно было быстро собирать и разбирать. Попытки построить постоянные каменные сооружения всегда пресекались политическими деятелями или просто не увенчались успехом. [ 44 ]
Предположительно, Помпей был вдохновлен на строительство своего театра посещением греческого театра Митилини на Лесбосе. [ 45 ] Структура, возможно, была аналогом Римского форума . Завершение строительства этой структуры, возможно, также побудило к строительству Императорского форума . [ 45 ] [ 46 ] Юлий Цезарь пришел, чтобы скопировать использование Помпеем военных трофеев, чтобы проиллюстрировать и прославить свои собственные триумфы при строительстве своего форума, который, в свою очередь, будет скопирован императорами. [ 46 ] Использование общественного пространства, включающего храмовую архитектуру, для личных политических амбиций было заимствовано у Суллы и тех, кто был до диктатора. Использование религиозных объединений и ритуалов для личного прославления и политической пропаганды было попыткой создать общественный имидж. [ 46 ]
Использование бетонного и каменного фундамента позволило построить отдельно стоящий римский театр и амфитеатр. [ 47 ]
Сцена и передняя часть сцены театра прикреплены непосредственно к зрительному залу, образуя единую конструкцию, замкнутую со всех сторон, тогда как в греческих театрах они разделены. [ 48 ] Кавеа – зона отдыха – имела диаметр около 150–160 метров; Сцена имела размеры примерно 95 метров. [ 25 ] Это создало акустические проблемы, для решения которых потребовались различные методы. [ 49 ]
Эта архитектура стала образцом почти для всех будущих театров Рима и всей империи. Известными сооружениями, использовавшими подобный стиль, являются Театр Марцелла и Театр Бальбуса , оба из которых можно увидеть на мраморном плане города. [ 50 ]
Сопутствующий храмовый комплекс
[ редактировать ]Чтобы построить театр как постоянное каменное сооружение, был сделан ряд работ, в том числе строительство за пределами городских стен. Посвятив театр Венере Победительнице и построив храм в центре пещеры, Помпей превратил это сооружение в большой храм своего личного божества. Он также включил четыре республиканских храма более раннего периода в раздел под названием «Священная зона» на территории, которая сегодня известна как Ларго ди Торре Аргентина . Весь комплекс построен непосредственно на основе старой секции, которая определяет планировку сооружения. Таким образом, структура имела повседневный религиозный контекст и включала в себя более старую серию храмов в новую структуру.

Храм А был построен в III веке до нашей эры и, вероятно, является храмом Ютурны , построенным Гаем Лутацием Катулом после его победы над карфагенянами в 241 году до нашей эры. [ 51 ] Позже он был перестроен в церковь; его апсида сохранилась до сих пор.
Храм B , круглый храм с сохранившимися шестью колоннами, был построен Квинтом Лутацием Катулом в 101 г. до н. э. в честь его победы над кимврами; это был Aedes Fortunae Huiusce Diei , храм, посвященный «Удаче текущего дня». Колоссальная статуя, найденная при раскопках и ныне хранящаяся в Капитолийских музеях, была статуей самой богини. Только голова, руки и ноги были из мрамора, остальные части, покрытые платьем, были из бронзы.
Храм C — самый древний из четырех, датируемый 4 или 3 веком до нашей эры и, вероятно, был посвящен Феронии , древней италийской богине плодородия. После пожара 80 г. н. э. этот храм был восстановлен, и к этой реставрации относится бело-черная мозаика внутренней кельи храма.
Храм D — самый большой из четырех; он датируется 2 веком до нашей эры с реставрациями позднего республиканского периода и был посвящен Ларесу Пермарини , но раскопана лишь небольшая его часть (большую часть покрывает улица).
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Плина. НХ 36.115; Сует. Тиб. 47.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Фаста. Амит. 12 августа.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Суэта. Нер. 13.2.
- ^ Перейти обратно: а б Ричардсон 1992 , с. 384.
- ^ Плут. Насос. , 42,4.
- ^ Куриц 1987 , с. 48.
- ^ Боэций 1978 , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Эразмус 2010 , с. 83.
- ^ Эрасмо 2010 , с. 84.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Терт. Де Спектр. 10.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Гелла. НП 10.1.7.
- ^ Рассел, Эми (2015). Политика общественного пространства в республиканском Риме . Издательство Кембриджского университета. п. 165. ИСБН 9781107040496 .
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Велла. Пэт. 2.48.2.
- ^ Эрасмо 2010 , с. 86.
- ^ Эразмус 2020 , с. 49.
- ^ Эразмус 2020 , с. 50.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на 20 августа .
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Велла. Пэт. 2.130.1; Так. Энн. 3.72.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на сенатора Марка. 224; Дио 57.21.3.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Суэта. Туман 21; сало Клод 21,1; Бог 60.6.8
- ^ Ричардсон 1992 , с. 384, со ссылкой на Диона 60.6.8.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 385, со ссылкой на Плина. НХ 33,54; Дион 62.6.1–2.
- ^ Ричардсон 1992 , с. 385, со ссылкой на CIL VIII, 1439 .
- ^ Ричардсон 1992 , с. 385, со ссылкой на CIL VI, 1191 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Ричардсон 1992 , с. 385.
- ^ Грегоровиус, Фердинанд (1894). История города Рима в средние века . Джордж Белл и сыновья. п. 45.
Нотиция... и Театр Помпея на 22 888 мест.
- ^ Гальярдо и Пакер 2006 , стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Сэндис 1910 , с. 515.
- ^ Перейти обратно: а б с Гальярдо и Пакер 2006 , стр. 95–98.
- ^ Перейти обратно: а б с Миддлтон 1892 г. , a-67, b-66–67, c-69.
- ^ Янг и Мюррей 1908 , стр. 240–41.
- ^ Гальярдо и Пакер 2006 , стр. 107.
- ^ Гальярдо и Пакер 2006 , стр. 96.
- ^ Перейти обратно: а б «Римские древности, т. 4, табличка XXXVIII. Вид сегодняшнего излишка Театра Помпея» . ВикиАрт . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Джованни Баттиста Пиранези, Эскиз развалин Театра Помпеи» . Проект Театрум Помпеи. Архивировано из оригинала 17 февраля 2012 года.
- ^ Пакер, Джеймс. «Раскопки и ранние исследования» . Лаборатория визуализации Кинга . Проверено 11 февраля 2016 г.
- ^ Пакер, Джеймс. «Балтард» . Лаборатория визуализации Кинга . Проверено 11 февраля 2016 г. Примечание. Изображение, о котором идет речь, представлено на рис. 6.
- ^ Платнер 1911 , с. 874.
- ^ Томлинсон 1992 , с. 169.
- ^ Художник 2007 , стр. 7–9.
- ^ Тейлор 2001 , с. 159.
- ^ Массон 1983 , с. 136.
- ^ Иссушить 2006 , с. 1.
- ^ Дайсон 2010 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Рехак 2009 , с. 19
- ^ Перейти обратно: а б с Стампер 2005 , с. 89.
- ^ Кляйнер 2010 , с. 57; Гагарин 2009 , с. 33.
- ^ Смит 1898 , стр. 626–27.
- ^ Бэррон 2009 , стр. 8–9.
- ^ Винс 1984 , стр. 75–76.
- ^ Эта идентификация предпочтительнее, чем Храм Юноны Курритис , потому что Овидий написал в Фасти I: «Вы также получили свет той же сестры Turni aede / Hic, ubi Virginea Campus obitur aqua», таким образом помещая храм Ютурны возле Аква Девы , которая заканчивалась у Терм Агриппы.
Библиография
[ редактировать ]Современные источники
[ редактировать ]- Бэррон, Майкл (2009). Акустика зрительного зала и архитектурное проектирование . Абингдон-он-Темз, Великобритания : Routledge . ISBN 978-1-135-21925-3 .
- Бичем, Ричард К. (1996). Римский театр и его публика . Кембридж, Массачусетс : Издательство Гарвардского университета . ISBN 978-0-674-77914-3 .
- Боэций, Аксель; и др. (1978). Этрусская и раннеримская архитектура . Нью-Хейвен, Коннектикут : Издательство Йельского университета . ISBN 9780300052909 .
- Дайсон, Стивен Л. (2010). Рим: живой портрет древнего города . Издательство Университета Джонса Хопкинса . ISBN 978-0-8018-9254-7 .
- Эразмо, Марио (2010). Римская трагедия: от театра к театральности . Остин, Техас : Издательство Техасского университета . п. 83. ИСБН 9780292782136 .
- Эразмо, Марио (2020). «Театр Помпея: постановка себя через римскую архитектуру» . Мемуары Американской академии в Риме . 65 : 43–69. дои : 10.2307/27031294 . ISSN 0065-6801 . JSTOR 27031294 . S2CID 259889439 .
- Гагарин, Михаил (2009). Оксфордская энциклопедия Древней Греции и Рима: семитомный комплект . Том. 1. Оксфорд, Великобритания : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0195170726 .
- Гальярдо, Мария; Пакер, Джеймс (2006). «Новый взгляд на театр Помпея: история, документация и недавние раскопки». Археологический институт Америки . 110 (1).
- Кляйнер, Фред С. (2010). История римского искусства, расширенное издание (1-е изд.). Издательство Уодсворт. ISBN 978-0495909873 .
- Куриц, Пол (октябрь 1987 г.). Создание истории театра . Река Аппер-Сэддл, Нью-Джерси : Прентис-Холл . ISBN 978-0-13-547861-5 .
- Массон, Джорджина (1983). Сопутствующий путеводитель по Риму (6-е изд. в США). Прентис-Холл. ISBN 0-13-154609-0 . ОСЛК 8907584 .
- Миддлтон, Джон Генри (1892). Остатки Древнего Рима . Том. 2. Набу Пресс . ISBN 978-1-148-09793-0 .
- Художник, Б. (6 марта 2007 г.). Рим Муссолини: восстановление . Лондон, Великобритания : Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-1-4039-8002-1 .
- Платнер, Сэмюэл Болл (1911). Топография и памятники Древнего Рима . Бостон, Аллин и Бэкон.
- Рехак, Пол (2009). Империум и Космос: Август и Северное Марсово поле (1-е изд.). Мэдисон, Висконсин : Издательство Висконсинского университета . ISBN 978-0299220143 .
- Ричардсон, Л. (1992). Новый топографический словарь Древнего Рима . Издательство Университета Джонса Хопкинса. стр. 383–85. ISBN 978-0-8018-4300-6 .
- Сэндис, Джон Эдвин (1910). Спутник латинистики . Кембридж, Великобритания : Издательство Кембриджского университета .
- Сир, Фрэнк (2006). Римские театры: архитектурное исследование . Оксфорд, Великобритания : Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-814469-4 .
- Смит, Уильям (1898). Краткий словарь греческих и римских древностей . Мюррей.
- Стэмпер, Джон В. (2005). Архитектура римских храмов: от республики до Средней империи . Кембридж, Великобритания : Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0521810685 .
- Тейлор, Рабун (2001). Общественные нужды и частные удовольствия . Эрма ди Бретшайдер. ISBN 978-88-8265-100-8 .
- Томлинсон, Ричард Аллан (22 октября 1992 г.). От Микен до Константинополя: эволюция древнего города . Абингдон-он-Темз, Великобритания : Routledge . ISBN 978-0-415-05998-5 .
- Винс, Рональд В. (1984). Античный и средневековый театр: Историографический справочник . Издательская группа Гринвуд. ISBN 978-0-313-24107-9 .
- Янг, Норвуд; Мюррей, Джон (1908). Справочник для Рима и Кампаньи . Э. Стэнфорд.
Древние источники
[ редактировать ]- Плутарх (1917) [2 век нашей эры]. «Жизнь Помпея» . Параллельные жизни . Классическая библиотека Леба. Том. 5. Перевод Перрена, Бернадотта. Издательство Гарвардского университета. OCLC 40115288 – через LacusCurtius.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Театр Помпея
- Theatrum Pompeii в LacusCurtius (статья в Топографическом словаре Древнего Рима Платнера)
- Храм над театром Помпея ( CJ 39:360–366)
- Политика Помпея и презентация его театрально-храмового комплекса, 61–52 гг. До н.э.
- Интернет-путеводитель по Риму
СМИ, связанные с Театром Помпея , на Викискладе?
Предшественник Театр Марцелла |
Достопримечательности Рима Театр Помпея |
Преемник Дом Августана |