Jump to content

Напряженные люди

(Перенаправлено от людей Iteso )

Итесо
Общая численность населения
2,782,239
Регионы со значительной численностью населения
 Уганда 2,364,569 [ 1 ] [ 2 ]
 Кения 417,670 [ 3 ]
Языки
Язык тесо , английский язык
Религия
Христианство , Традиционная вера
Родственные этнические группы
другие народы Атекер и другие нилотские народы
Напряженный
Человек Э тестот (м)/ А тестот (ж)
Люди Я дорожу
Язык работаем Мы
Страна Напряженный
Усадьба Итесо
Усадьба Итесо

Итесо восточной (или народ Тесо) — нилотская этническая группа, проживающая в Уганде и западной Кении . Тесо — это традиционная родина Итесо, а Атесо — их язык. [ 4 ] [ 5 ]

Происхождение

[ редактировать ]

Точное происхождение Iteso остается неясным. Устная традиция Итесо утверждает, что они возникли в Джибути тысячи лет назад. Первое поколение Итесо называлось «Итунга», полуотшельническая группа, рожденная Одуком. У Итесо было шесть основных кланов, а именно: 1. Икаривок – кто были лидерами и бойцами 2. Икомоло – кто были предсказателями 3. Ирарак – кто были собирателями 4. Игория – кто были строителями 5. Икатекок – кто был миротворцами 6. Икином – кто были врачи.

Нынешнее поколение Iteso — 12-е. Итесо — это группа охотников-собирателей, которая также пасла крупный рогатый скот, коз, овец, карамелей и домашнюю птицу. Второе поколение Iteso называлось Omongoise. Это поколение получило свое название от великого пастуха, который привел группу итесо из Джибути в Эритрею, где они поселились. Третье поколение Итесо называлось Окори, в честь Окори, который привел Итесо из Эритреи в Эфиопию, где они встретились с Оромо и породили следующие подплемена Итесо: (а) Ингорок (современный Нгороко в Эфиопии) (б) Идидинга (современные динка в Эфиопии) (c) Идонгиро (ныне Донгирос в Эфиопии) (г) Лотуко (д) Цзе (е) Топоса.

Четвертое поколение Итесо называлось «Итикиро» в честь Отикира, который привел их из Эфиопии к берегам реки Нил. Некоторые из них также поселились в Мору-Киньет и Лолибайи, кустарниковом регионе Южного Судана. Позже они перебрались в Морото на севере Уганды, где их теперь стали называть «Итесо» — имя, придуманное группой молодых людей, которые говорили «Ите так ибарен», что означает, что они были в пути в поисках пастбища для своих животных, когда Старики сказали, что больше не могут передвигаться из-за старости, и решили поселиться в месте, которое сейчас называется «Карамоджа», оккупированном Карамоджонгом в Уганде, Карамоджонг . [ 6 ] между этими двумя группами существуют заметные культурные связи и лингвистические сходства; слово «Карамоджонг» буквально означает «старики, которые остались». [ 7 ]

Пятое поколение Iteso называлось Ijureta. Эта группа Итесо переместилась из Карамоджи в современный Тесоленд в Уганде, который начинается от реки Ириири, границы между Итесо и Карамоджонгом. Река эта была настолько крутой и скользкой, что некоторые итесо вместе со своими животными утонули и были унесены сильными водами. Те, кому удалось переправиться, называли себя «Иджурета». Они поселились в округе Катакви в Уганде, в месте под названием Мору Кабила, где построили алтарь в знак благодарности Богу за то, что он позволил им безопасно пересечь крутую и скользкую реку Ириири, а также за преодоление других многочисленных проблем в их передвижении. [ 8 ]

Шестое поколение Iteso называлось «Асонья». Эта группа предвидела наводнения при своем движении из Катакви в Сороти, поскольку между ними протекали реки, питавшие озеро Кьога. Таким образом, они были адекватно подготовлены к трудностям, с которыми столкнулись на своем пути. Асоня держала крупный рогатый скот, коз, овец и домашнюю птицу только потому, что их карамели поддались суровым и враждебным погодным условиям. Седьмое поколение Iteso называлось Ilemelemen. Эта группа под руководством Окапела пересекла реку Ауджа вдоль границы между районами Нгора и Сороти в Уганде. Они поселились в восточной части реки Ауджа и на вершинах холмов Капир, а некоторые распространились на район Куми в Уганде. Некоторые все же переехали в Палису через Акадот, Каньюм и Мконгоро.

Восьмое поколение Итесо называлось «Ибвангета» в честь места под названием Кабвангаси, где шла война с вражескими племенами из-за их поселений в этом районе. Девятое поколение Iteso называлось «Имодинго». Эта группа двинулась из Кабвангаси и поселилась на склонах горы Элгон в направлении Мбале, Уганда. Десятое поколение Iteso называлось «Икутай» в честь дерева Экутат, из которого изготавливались сельскохозяйственные орудия. Это произошло потому, что эта группа начала традиционное земледелие. Икутай поселились в Тороро, Уганда и ее окрестностях.

Одиннадцатое поколение Iteso называлось Arionga. Они пересекли границу Уганды и Кении с Кенией около 1706 года и поселились вдоль границы на территории современного Тесоленда в Кении. [ нужна ссылка ] Это поколение Итесо шло в школу и получило формальное образование с приходом миссионеров, принесших с собой цивилизацию Запада. Двенадцатое и нынешнее поколение Iteso называется «Эморимори», что означает единство всех Iteso во всем мире. Эморимори возглавляет король Итесо, базирующийся в Сороти Уганда, по имени Папа Эморимори Августин Осубан. Это поколение Итесо взрослое, хорошо образованное, цивилизованное и в основном христианское, выращивающее широкий спектр животных как для домашнего, так и для коммерческого использования, занимающееся сельским хозяйством с использованием современных технологий и занимающееся экономической деятельностью, полезной для общества в целом. [ 9 ] Нынешнее поколение (эморимори) населяет восточную часть Уганды и западную часть Кении. [ 10 ]

Миграция

[ редактировать ]

Считается, что было две волны миграции. Первая миграция привела их в нынешнюю северо-восточную Уганду и западную Кению и была в основном постепенной и мирной. Легендарный герой Одук и его жена Амингин предположительно помогли Итесо во второй миграции в современный округ Бусия около 1500 года нашей эры, и к 19 веку они контролировали обширную территорию. Их агрессивная экспансия вовлекла их в конфликты с другими уже существующими этническими группами. Одуку приписывают военную организацию Итесо и помощь им в победе над соперниками. [ 11 ] Однако их успехи были обращены вспять, поскольку соседние этнические группы, союзные британцам, победили их. Большая часть традиционной культуры и организации Итесо была утрачена, когда они были завоеваны народом Ганда в 19 веке; [ 12 ] Язык северного Атесо находится под сильным влиянием Луганды из-за этого завоевания. Напротив, южный Атесо находился под влиянием языка туркана .

Британский колониализм и независимость

[ редактировать ]

В течение 20-го века образ жизни народа Итесо претерпел радикальные изменения, перейдя от пастушеского образа жизни к плодовитому земледелию. [ 13 ] Многие мужчины Iteso уехали за границу, чтобы работать на заморских британских территориях, таких как Бирма. В 1902 году часть восточной Уганды была передана западной Кении, разделив Итесо; несмотря на это разделение, между ними мало культурной разницы. [ 14 ] Однако экономические и социальные пути этих двух стран сильно разошлись. На момент обретения независимости угандийцы Итесо были богаче, поскольку они не страдали от экономической маргинализации кенийских африканцев из-за белых поселенцев. Однако кенийский Iteso не страдал от такой степени политической нестабильности, как его угандийские собратья, а более развитая экономическая инфраструктура Кении позволила кенийскому Iteso обогнать угандийский Iteso по богатству.

Во время первого периода правления Милтона Оботе многие Итесо получили армейские и административные посты, что позволило им добиться относительного процветания, которое они снова вложили в стада крупного рогатого скота. [ 15 ] После Иди Амина свержения в 1979 году Карамоджонг приобрел большое количество оружия, которое они использовали для набегов на скот у в основном безоружных мирных жителей Итесо; Стада крупного рогатого скота Итесо были уничтожены, и многие из них впали в нищету. Во время второго периода правления Оботе угандийская армия состояла в основном из Итесо и Ачоли . Когда Йовери Мусевени пришел к власти, он распустил воинское подразделение, призванное остановить угон скота Карамоджонга, и уволил Итесо, Ачоли и Кумам за их предыдущую службу под командованием Оботе. из армии многих солдат [ 15 ] Эти недовольные солдаты, вернувшись на свою экономически лишенную родину из-за жестоких набегов скота, подняли оружие против режима Мусевени. Повстанческое движение Тесо продолжалось до конца 1980-х годов, из-за чего регион оставался неразвитым. [ 7 ] [ 15 ]

В 1992 году конфликт был прекращен благодаря совместным усилиям местных инициатив, посредников из числа коренных народов, церквей и Президентской комиссии по Тесо (PCT). Это привело к созданию военного мемориала недалеко от столицы Итесо Сороти и к возведению на престол короля Итесо Эморимора Папы Пафруса Имодота Эдиму . Несмотря на успех в прекращении насилия и смягчении оппозиции Тесо Мусевени, субрегион Тесо остается одним из самых бедных регионов в Уганде, и Итесо чувствуют себя политически и экономически игнорируемыми, широко не доверяя администрации Мусевени. [ 15 ]

Распределение

[ редактировать ]

итесо живут в основном в субрегионе Тесо т.е. в округах Амурия , Букедеа , Каберамайдо , Капелебьонг , Катакви , Куми , Нгора , Серере и Сороти Бутебо , В Уганде , в округах Тороро и Бусиа .

Согласно отчету Статистического бюро Уганды за 2014 год, численность Итесо составляет около 2,36 миллиона человек (7,0% населения Уганды). [ 16 ] До 1980 года они были второй по величине этнической группой в Уганде; эта доля населения, вероятно, уменьшилась из-за того, что Тесо бежал от политической нестабильности и насилия. [ 17 ] Некоторые Итесо утверждают, что они по-прежнему являются второй по величине этнической группой в Уганде, и эта цифра предположительно была занижена, чтобы ограничить политическую власть Итесо, поскольку национальный бюджет распределяется в зависимости от численности населения. [ 15 ]

В Кении насчитывается около 578 000 итесо, живущих в основном в округе Бусиа, ​​к югу от горы Элгон. В основном они населяют два округа: Северный Тесо и Южный Тесо, но их можно найти в округах Бугома и Транс-Нзоя .

Экономическая деятельность

[ редактировать ]

Сельское хозяйство

[ редактировать ]

Итесо известны тем, что в начале 1900-х годов быстро освоили плуг для быков. [ 12 ] Женщины занимались сельским хозяйством и собирали пищу, а мужчины пасли скот. [ 9 ]

Хлопок является основной товарной культурой среди Iteso. [ 12 ] Его выращивают и мужчины, и женщины на отдельных участках во время коротких дождей. Еще одна выращиваемая товарная культура — табак. [ 9 ] В 1980-х годах кенийские кооперативные хлопкоочистительные заводы, спонсируемые правительством Кении, не смогли оплатить хлопок, поставляемый Iteso и другими компаниями. Затем Iteso начала экспериментировать с другими товарными культурами, такими как табак, с помощью кредитов крупных сельскохозяйственных компаний. Однако с 1990-х годов хлопковая отрасль частично возродилась. [ 9 ]

Скотоводство

[ редактировать ]

Раньше скотоводство было основным видом экономической деятельности итесо, особенно мужчин. [ 9 ] Крупный рогатый скот играет большую социальную роль среди итесо, поскольку он играет ключевую роль в переговорах о выкупе за невесту и других важных общественных мероприятиях. Когда отец дает сыну собственный скот, это сигнализирует о взрослении сына, способного управлять собственным имением и создать собственную семью. [ 7 ]

Культура

[ редактировать ]

Основным продуктом питания итесо является пальчатое просо (« акима ») и сорго (« имомва »). [ 18 ] Во время колонизации маниока была введена колониальными властями в качестве пищевой добавки. [ 9 ] Они также едят тыкву, лесные ягоды, горох, арахис и фасоль. Мясо домашних и диких животных потреблялось наряду с молоком, маслом и рыбой. [ 6 ]

Культурным напитком народа Итесо является « аджон », ферментированный напиток, приготовленный из сушеного пальчатого проса (обычно сорта эмироити ), который обычно употребляют во время местных церемоний, общественных собраний и важных мероприятий. Его можно употреблять в калебасе или в общей кастрюле, где участники пьют напиток из длинных трубочек. [ 19 ] [ 20 ] Существует обычай держать мать, недавно родившую ребенка, в течение трех дней дома, а затем аджон в рот младенцу кладут . Некоторые христиане Итесо критикуют обычаи, связанные с айоном . [ 20 ] В современную эпоху производство ахона стало коммерциализированным, а его производство и продажа являются важным источником дохода для семей, которые специализируются на его производстве. [ 19 ]

Традиционно жители Тесо любили петь и танцевать познавательные народные песни по разным поводам. В число этих песен входят «Атайкатиака Китисо» о единстве народа Тесо, «Акидай Имоджонг» — песня об уважении и заботе о старших, и «Иялама Имоджонг» — о том, как ценить старших среди других. [ 21 ]

Загробная жизнь

[ редактировать ]

Согласно устной традиции, легендарный Одук был ответственным за практику Итесо по эксгумации тел из кустов спустя несколько лет. [ 11 ] Традиционная религия Итесо утверждает, что после смерти тело отделяется от своего духа (« эпараит »), который уходит жить в кусты. В идеале дух будет продвигаться все дальше и дальше в кусты, но духи недовольства могут вернуться и беспокоить живых, требуя подношений еды и питья. [ 22 ] Эксгумация тел через несколько лет призвана «охладить» их и сделать более пригодными для живых. Многие Итесо не хотят или даже боятся быть похороненными в гробах, полагая, что их нельзя «охладить», и тем самым душат мертвых. [ 22 ]

Благодаря миссионерскому влиянию духи умерших стали ассоциироваться с аджокинами , маленькими обитателями кустарника, и оба стали ассоциироваться с дьяволом. [ 22 ]

До европейских миссионерских усилий Итесо верили во всемогущего бога по имени Акудж и Бога бедствий по имени Эдеке. [ 12 ]

Известные люди

[ редактировать ]
  1. ^ Статистическое бюро Уганды. «Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 года — Основной отчет» (PDF) .
  2. ^ «Уганда» . Всемирный справочник меньшинств и коренных народов .
  3. ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» . Декабрь 2019.
  4. ^ Карп, Иван (1978). Поля перемен среди итесо Кении . Рутледж; Репринтное издание (2005 г.). ISBN  0-415-32990-6 .
  5. ^ «Тесо | Традиции, культура и история Тесо | Британника» . www.britanica.com . Проверено 12 февраля 2024 г.
  6. ^ Jump up to: а б «Тело» (PDF) . Национальный ресурсный центр африканского языка.
  7. ^ Jump up to: а б с «Бен Джонс: Ослабление инфраструктуры безопасности Уганды в 1980-х годах помогло вызвать восстание Тесо» . Хранитель . 24 февраля 2009 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  8. ^ «Люди Итесо вокруг национального парка Маунт-Элгон» . Внутри национального парка Маунт-Элгон . Проверено 12 февраля 2024 г.
  9. ^ Jump up to: а б с д и ж бвиндигорилла (1 ноября 2021 г.). «Люди Тесо | Люди Итесо и их культура в Уганде и Кении» . Национальный парк Бвинди-Форест . Проверено 2 ноября 2021 г.
  10. ^ «Тесо» . Британский
  11. ^ Jump up to: а б «Одук: История завоевателя Итесо» . Google Искусство и культура . Проверено 2 ноября 2021 г.
  12. ^ Jump up to: а б с д «Тесо | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 2 ноября 2021 г.
  13. ^ Кеннеди, Франция (1937). Кланы Тесо . Национальный архив: Журнал Уганды.
  14. ^ Мвакикагиле, Годфри (2009). Этническая принадлежность и национальная идентичность в Уганде: земля и ее народ . Новая Африка Пресс. ISBN  978-9987-9308-7-6 .
  15. ^ Jump up to: а б с д и Бакли-Зистел, Сюзанна (2008), «Эффективная история и начало повстанческого движения Тесо» , Трансформация конфликта и социальные изменения в Уганде , Palgrave Macmillan UK, стр. 54–73, doi : 10.1057/9780230584037_4 , ISBN  978-1-349-35930-1 , получено 30 мая 2020 г.
  16. ^ Всероссийская перепись населения и жилищного фонда 2014 года . Кампала, Уганда: Статистическое бюро Уганды. 2014. с. 20.
  17. ^ Бакли-Зистел, Сюзанна, 1969- (2008). Трансформация конфликта и социальные перемены в Уганде, вспоминая последствия насилия . Пэлгрейв Макмиллан. ISBN  978-0-230-58403-7 . OCLC   1131998608 . {{cite book}}: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  18. ^ Уганда: От земли к столу — традиционные продукты и блюда . Слоу Фуд Интернешнл. 2018. с. 7.
  19. ^ Jump up to: а б «Уганда/Тесо: Аджон – начало и конец каждого праздника» . Комбинские миссионеры . 21 сентября 2018 года . Проверено 2 ноября 2021 г.
  20. ^ Jump up to: а б Уганда: От земли к столу — традиционные продукты и блюда . Слоу Фуд Интернешнл. 2018. с. 23.
  21. ^ «День первый: люди Iteso и их музыка | Singing Wells» . 18 февраля 2018 года . Проверено 9 января 2024 г.
  22. ^ Jump up to: а б с «Люди Итесо и их культура» . Проверено 2 ноября 2021 г.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 365fc5ae49925c6ca5e91eee1bfa9b33__1724332680
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/33/365fc5ae49925c6ca5e91eee1bfa9b33.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Teso people - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)