Атари 2600
Также известен как | Видеокомпьютерная система Atari (до ноября 1982 г.) |
---|---|
Производитель | Атари, Инк. |
Тип | Домашняя игровая консоль |
Поколение | Второй |
Дата выпуска |
|
Продолжительность жизни | 1977–1992 |
Начальная цена | 189,95 долларов США (что эквивалентно 960 долларам США в 2023 году) |
Снято с производства | 1 января 1992 г. [ 1 ] |
Продано единиц | 30 миллионов (по состоянию на 2004 г. [update]) [ 2 ] |
СМИ | ПЗУ-картридж |
Процессор | 8-битная технология MOS 6507 @ 1,19 МГц |
Память | 128 байт ОЗУ |
Графика | Адаптер телевизионного интерфейса |
Вход контроллера |
|
Самая продаваемая игра | Pac-Man , 8 миллионов (по состоянию на 1990 год) [ а ] |
Предшественник | Домашний понг для Atari Видео-пинбол Atari |
Преемник | Атари 5200 |
Atari 2600 — снятая с производства домашняя игровая консоль, разработанная и производимая Atari, Inc. Выпущенная в сентябре 1977 года под названием Atari Video Computer System ( Atari VCS ), она популяризировала микропроцессорное оборудование и игры, хранящиеся на сменных картриджах ПЗУ — первый формат. использовался с Fairchild Channel F в 1976 году. VCS была в комплекте с двумя , джойстиками соединенной парой лепестковых контроллеров и игровым картриджем - первоначально Combat. [ 3 ] и позже Pac-Man . [ 4 ] Sears продавала систему под названием Tele-Games Video Arcade . Atari переименовала VCS в Atari 2600 в ноябре 1982 года одновременно с выпуском Atari 5200 .
Atari преуспела в создании аркадных видеоигр , но стоимость их разработки и ограниченный срок службы заставили генерального директора Нолана Бушнелла искать программируемую домашнюю систему. Первые недорогие микропроцессоры от MOS Technology, появившиеся в конце 1975 года, сделали это возможным. Прототип консоли был создан под кодовым названием Stella дочерней компанией Atari Cyan Engineering . Не имея финансирования для завершения проекта, Бушнелл продал Atari компании Warner Communications в 1976 году.
Atari VCS была выпущена в 1977 году с девятью играми с низким разрешением на картриджах по 2 КБ. системы Первым убийственным приложением стала домашняя версия аркадной игры Space Invaders от Taito в 1980 году. VCS стала широко успешной, что привело к основанию Activision и других сторонних разработчиков игр , а также к конкуренции со стороны производителей консолей Mattel и Coleco . Игры стали использовать в четыре или более раз больший объем памяти, чем игры, выпущенные при запуске. [ 5 ] со значительно более продвинутой графикой и игровым процессом, чем была разработана система, например, Activision Pitfall от !
К 1982 году Atari 2600 была доминирующей игровой системой в Северной Америке. Однако она столкнулась с конкуренцией со стороны других консолей, таких как Intellivision и ColecoVision , а неверные решения руководства Atari нанесли ущерб как системе, так и репутации компании, в первую очередь выпуск двух долгожданных игр для 2600: порта аркадной игры Pac. Человек и инопланетянин инопланетянин . Pac-Man стала самой продаваемой игрой для 2600, но ее раскритиковали за то, что она уступала аркадной версии. ET срочно вывели на рынок к сезону праздничных покупок , подверглись такой же критике и потерпели коммерческий провал. Обе игры, а также избыток стороннего программного обеспечения стали факторами, положившими конец значимости Atari на рынке консолей, что способствовало краху видеоигр в 1983 году .
Warner продала домашнее подразделение Atari бывшему Commodore генеральному директору Джеку Трэмиэлу в 1984 году. В 1986 году новая корпорация Atari под руководством Трэмиэля выпустила более дешевую версию 2600 и обратно совместимую Atari 7800 , но именно Nintendo возглавила восстановление индустрии с запуском в 1985 году Nintendo Entertainment System . Производство Atari 2600 закончилось 1 января 1992 года, и за время ее существования было продано около 30 миллионов единиц.
История
[ редактировать ]1972 | Образование Atari, Inc. |
---|---|
1973 | |
1974 | Приобретение Cyan Engineering |
1975 | Дебют MOS 6502 |
1976 | Продажа Atari компании Warner Communications |
1977 | Запуск Atari VCS |
1978 | |
1979 | Образование Активижн |
1980 | Релиз Space Invaders и Adventure |
1981 | Первая игра со сменой банка: Asteroids |
1982 | Ребрендинг на Atari 2600 (ноябрь) |
Релиз Pac-Man и ET | |
1983 | Крах видеоигры 1983 года |
1984 | Продажа Atari Джеку Трэмиэлу |
1985 | |
1986 | Выпуск модели за 50 долларов США. |
1987 | |
1988 | |
1989 | |
1990 | Финальная игра от Atari: Klax |
1991 | |
1992 | Прекращение производства |
Atari, Inc. была основана Ноланом Бушнеллом и Тедом Дэбни в 1972 году. Ее первым крупным продуктом была Pong , выпущенная в 1972 году, первая успешная видеоигра с монетоприемником . [ 6 ] В то время как Atari в последующие годы продолжала разрабатывать новые аркадные игры, Pong породила ряд конкурентов на растущем рынке аркадных игр. Конкуренция и другие ошибки Atari привели к финансовым проблемам в 1974 году, но к концу года они восстановились. [ 7 ] К 1975 году Atari выпустила Pong домашнюю консоль , конкурирующую с Magnavox , единственным крупным производителем домашних консолей в то время. Однако инженеры Atari осознали ограниченность пользовательской логики, встроенной в печатную плату, из-за чего вся консоль навсегда ограничивалась только одной игрой. [ 8 ] Растущая конкуренция увеличила риск, как это обнаружила Atari на прошлых аркадных играх, а также на специализированных домашних консолях. Обе платформы построены на основе интеграции дискретных электромеханических компонентов в схемы, а не на программировании, как на мейнфрейме . Таким образом, разработка консоли обошлась как минимум в 100 000 долларов (что эквивалентно примерно 566 000 долларов в 2023 году) плюс время на завершение, но срок годности конечного продукта составлял всего около трех месяцев, пока он не устарел из-за конкуренции. [ 7 ]
К 1974 году Atari приобрела Cyan Engineering , компанию по производству электроники Grass Valley , основанную Стивом Майером и Ларри Эммонсом, бывшими коллегами Бушнелла и Дэбни из Ampex , которые помогали разрабатывать новые идеи для аркадных игр Atari. Еще до выпуска домашней версии Pong инженеры Cyan во главе с Майером и Роном Милнерами представляли себе домашнюю консоль с новыми программируемыми микропроцессорами, способную воспроизводить текущие аркадные предложения Atari. Программируемые микропроцессоры сделают конструкцию консоли значительно проще и мощнее, чем любое специализированное устройство для одной игры. [ 9 ] Однако стоимость 100–300 долларов была далеко за пределами того диапазона, который мог терпеть их рынок. таких чипов в [ 8 ] Atari начала переговоры об использовании нового 6800 от Motorola в будущих системах. [ 10 ]
МОП-технология 6502/6507
[ редактировать ]В сентябре 1975 года компания MOS Technology представила микропроцессор 6502 за 25 долларов на выставке Wescon в Сан-Франциско. [ 11 ] [ 9 ] Майер и Милнер присутствовали и встретились с руководителем команды, создавшей чип, Чаком Педдлом . Они предложили использовать 6502 в игровой консоли и предложили обсудить это дальше на территории Cyan после шоу. [ 10 ]
В течение двух дней инженеры MOS и Cyan набросали дизайн консоли на базе 6502 по спецификациям Мейера и Милнера. [ 12 ] Финансовые модели показали, что даже при цене 25 долларов 6502 будет слишком дорогим, и Педдл предложил им запланированный микропроцессор 6507 , удешевленную версию 6502 и MOS RIOT чип для ввода/вывода . Cyan и MOS договорились о чипах 6507 и RIOT по цене 12 долларов за пару. [ 10 ] [ 13 ] MOS также представила Cyan компании Microcomputer Associates , которая отдельно разработала программное и аппаратное обеспечение для отладки MOS, а также разработала компьютер JOLT для тестирования 6502, который, по мнению Педдла, будет полезен Atari и Cyan при разработке своей системы. [ 9 ] Милнеру удалось продемонстрировать экспериментальную концепцию программируемой консоли, реализовав Tank аркадную игру , дочернюю компанию Atari, Kee Games . на JOLT [ 9 ]
В рамках сделки Atari хотела получить второй источник чипсета. Педдл и Пайвинен предложили Synertek , соучредитель которой Боб Шрайнер был другом Педдла. [ 8 ] В октябре 1975 года Atari сообщила рынку, что продвигается вперед по внедрению MOS. Отдел продаж Motorola уже сообщил своему руководству, что сделка с Atari завершена, и руководство Motorola было в ярости. На следующей неделе они объявили о возбуждении иска против MOS. [ 10 ]
Построение системы
[ редактировать ]К декабрю 1975 года Atari наняла Джо Декуира , недавнего выпускника Калифорнийского университета в Беркли, который проводил собственное тестирование 6502. Декуир начал отладку первого прототипа, разработанного Майером и Милнером, который получил кодовое название «Стелла» в честь марка велосипеда Декюра. Этот прототип включал в себя макет графического интерфейса, на котором можно было основываться. [ 7 ] [ 9 ] Второй прототип был завершен к марту 1976 года с помощью Джея Майнера , который создал чип под названием « Адаптер телевизионного интерфейса» (TIA) для отправки графики и звука на телевизор. [ 14 ] Второй прототип включал в себя TIA, 6507, слот для картриджа ПЗУ и адаптер. [ 7 ]
Когда дизайн TIA был доработан, Эл Алкорн пригласил разработчиков игр Atari, чтобы они предоставили информацию о функциях. [ 9 ] В 6507, TIA и других компонентах имеются существенные ограничения, поэтому программисты творчески оптимизировали свои игры, чтобы максимизировать консоль. [ 12 ] В консоли отсутствует кадровый буфер , и игры требуют, чтобы система генерировала графику синхронно с электронной пушкой в электронно-лучевой трубке (ЭЛТ) при сканировании строк на экране. Программисты нашли способы « направить луч » для выполнения других функций, в то время как электронная пушка сканирует за пределами видимого экрана. [ 15 ]
Параллельно с разработкой электроники Бушнелл пригласил Джина Ландрама, консультанта, который незадолго до этого консультировал Fairchild Camera and Instrument для будущего канала F , чтобы определить потребительские требования к консоли. В своем заключительном отчете Ландрам предложил эстетику гостиной с отделкой под дерево , а картриджи должны быть «защитными от идиотов, детей и эффективными в борьбе с потенциальными проблемами статического [электричества] в гостиной». [ 9 ] Ландрам рекомендовал включить в него четыре-пять специальных игр в дополнение к картриджам, но в окончательной версии от этого отказались. [ 9 ] Дизайн картриджа разработали Джеймс Ашер и Дуглас Харди. Харди был инженером Fairchild и помогал в первоначальной разработке картриджей Channel F, но ушел, чтобы присоединиться к Atari в 1976 году. Внутренняя часть картриджа, разработанная Ашером и Харди, достаточно отличалась, чтобы избежать патентных конфликтов, но внешние компоненты находились под прямым влиянием Канала F, чтобы помочь решить проблемы статического электричества. [ 9 ] [ 16 ]
Atari все еще оправлялась от финансовых проблем 1974 года и нуждалась в дополнительном капитале, чтобы полностью выйти на рынок домашних консолей, хотя Бушнелл опасался быть обязанным внешним финансовым источникам. [ 9 ] Atari получила меньшие инвестиции до 1975 года, но не в том масштабе, в котором она нуждалась, и к началу 1976 года начала рассматривать возможность продажи более крупной фирме. [ 9 ] Atari познакомилась с Warner Communications , которая увидела в растущей индустрии видеоигр потенциал, который поможет компенсировать снижение прибылей ее кино- и музыкального подразделений. [ 9 ] Переговоры состоялись в 1976 году, в ходе которых Atari очистилась от обязательств, включая урегулирование иска о нарушении патентных прав с Magnavox в отношении патентов Ральфа Х. Баера , которые легли в основу Magnavox Odyssey . [ 9 ] В середине 1976 года Fairchild анонсировала Channel F, выпуск которого запланирован на конец того же года, опередив Atari на рынке. [ 16 ]
К октябрю 1976 года Warner и Atari договорились о покупке Atari за 28 миллионов долларов . [ 9 ] Warner предоставила около 120 миллионов долларов , чего было достаточно, чтобы ускорить поиск Стеллы. [ 7 ] [ 17 ] К 1977 году разработка продвинулась достаточно далеко, чтобы назвать ее «Видеокомпьютерная система Atari» (VCS) и начать разработку игр. [ 7 ]
Запуск и успех
[ редактировать ]Устройство было представлено 4 июня 1977 года на Летней выставке потребительской электроники , а его розничная продажа запланирована на октябрь. Объявление предположительно было отложено, чтобы дождаться выполнения условий урегулирования патентного иска Magnavox, в соответствии с которым Magnavox должна была предоставить всю техническую информацию о любом из продуктов Atari, анонсированных в период с 1 июня 1976 года по 1 июня 1977 года. [ 9 ] Однако при выпуске первой партии Atari столкнулась с производственными проблемами, а ее тестирование было осложнено использованием картриджей.
Atari VCS была выпущена в сентябре 1977 года по цене 199 долларов (что эквивалентно примерно 1000 долларов в 2023 году) с двумя джойстиками и боевым картриджем; восемь дополнительных игр продавались отдельно. [ 18 ] Большинство запускаемых игр были основаны на аркадных играх, разработанных Atari или ее дочерней компанией Kee Games : например, Combat был основан на Kee's Tank (1974) и Atari's Jet Fighter (1975). [ 7 ] В 1977 году Atari продала от 350 000 до 400 000 единиц Atari VCS, что объясняется задержкой поставок устройств и незнанием потребителями консоли со сменным картриджем, которая не предназначена только для одной игры. [ 19 ]
В 1978 году Atari продала только 550 000 из 800 000 выпущенных систем. Это потребовало дальнейшей финансовой поддержки со стороны Warner для покрытия убытков. [ 19 ] Бушнелл подтолкнул совет директоров Warner начать работу над «Стеллой 2», поскольку он был обеспокоен тем, что растущая конкуренция и устаревшие технические характеристики VCS сделают консоль устаревшей. Однако совет директоров остался верен VCS и проигнорировал совет Бушнелла, что привело к его уходу из Atari в 1979 году. Atari продала 1 миллион консолей в 1979 году, особенно во время курортного сезона, но появилась новая конкуренция со стороны Mattel Electronics Intellivision и Magnavox Odyssey². , в которых также используются сменные картриджи ПЗУ. [ 20 ] В книге 2019 года « Они создают миры» говорится, что Atari продала около 600 000 систем VCS в 1979 году, в результате чего установленная база составила чуть более 1,3 миллиона. [ 21 ]
лицензию Atari получила от Taito на разработку VCS-конверсии своего аркадного хита 1978 года Space Invaders . Это первая официально лицензированная аркадная версия для домашней консоли. [ 22 ] Ее выпуск в марте 1980 года удвоил продажи консоли за год до более чем 2 миллионов единиц. [ нужна ссылка ] и это считалось убийственным приложением Atari VCS . Затем продажи снова удвоились в течение следующих двух лет. [ нужна ссылка ] По данным They Create Worlds , в 1980 году Atari продала 1,25 миллиона картриджей Space Invaders и более 1 миллиона систем VCS, почти удвоив количество установленных систем до более чем 2 миллионов, а затем, по оценкам, 3,1 миллиона систем VCS в 1981 году. [ 21 ] К 1982 году в США было продано 10 миллионов консолей, а самой продаваемой игрой стал Pac-Man. [ 23 ] К 1990 году было продано более 8 миллионов копий. [ а ] , опубликованной в ноябре 1983 года, Pac-Man увеличил мировые продажи Atari VCS до 12 миллионов единиц в 1982 году. Согласно статье в InfoWorld журнале [ 26 ] за август 1984 года В статье журнала InfoWorld говорится, что к 1982 году было продано более 15 миллионов машин Atari 2600. [ 27 ] В статье журнала IEEE Spectrum , опубликованной в марте 1983 года , говорится о продажах около 3 миллионов систем VCS в 1981 году, около 5,5 миллионов в 1982 году, а также в общей сложности более 12 миллионов систем VCS и примерно 120 миллионов проданных картриджей. [ 28 ]
В Европе Atari VCS было продано 125 000 единиц в Великобритании в 1980 году. [ 29 ] и 450 000 в Западной Германии к 1984 году. [ 30 ] Во Франции, где система VCS была выпущена в 1982 году, к 1989 году было продано 600 000 единиц этой системы. [ 31 ] Консоль распространялась компанией Epoch Co. в Японии в 1979 году под названием «Cassette TV Game», но продавалась не так хорошо, как собственная система Cassette Vision от Epoch в 1981 году. [ 32 ]
В 1982 году Atari выпустила свою вторую программируемую консоль Atari 5200 . Чтобы стандартизировать наименование, VCS была переименована в «Видеокомпьютерную систему Atari 2600» или «Atari 2600», производную от номера детали производителя CX2600. [ 33 ] К 1982 году производство 2600 стоило Atari около 40 долларов , а продавалось в среднем за 125 долларов (что эквивалентно 390 долларам в 2023 году). Компания потратила долларов 4,50 до 6 на производство каждого картриджа, плюс доллара 1-2 от на рекламу, оптовая продажа составила 18,95 долларов (что эквивалентно 60 долларам в 2023 году). [ 26 ]
Сторонняя разработка
[ редактировать ]Activision , основанная Крэйном, Уайтхедом и Миллером в 1979 году, начала разработку сторонних игр для VCS, используя свои знания в области дизайна и программирования VCS, и начала выпускать игры в 1980 году. Бум! (1981) и Ловушка! (1982) являются одними из самых успешных: продано не менее одного и четырех миллионов копий соответственно. [ 34 ] В 1980 году Atari попыталась заблокировать продажу картриджей Activision, обвинив четверых в нарушении прав интеллектуальной собственности. Обе компании урегулировали спор во внесудебном порядке: Activision согласилась выплатить Atari лицензионный сбор за их игры. Это сделало Activision первым сторонним разработчиком видеоигр и установило модель лицензирования, которая до сих пор используется производителями консолей для разработки игр. [ 35 ]
Успех Activision привел к созданию других сторонних разработчиков игр VCS, следуя модели Activision в начале 1980-х годов. [ 36 ] [ 37 ] [ 38 ] включая US Games , Telesys , Games by Apollo , Data Age , Zimag , Mystique и CommaVid . В состав компании Imagic вошли бывшие программисты Atari. Mattel и Coleco, каждая из которых уже производит свою более совершенную консоль, создали упрощенные версии существующих игр для 2600. Mattel использовала торговую марку M Network для своих картриджей. К 1982 году на игры сторонних производителей приходилось половина продаж игр VCS. [ 39 ]
Упадок и редизайн
[ редактировать ]Помимо сторонней разработки игр, Atari также получила первую серьезную угрозу своему аппаратному доминированию со стороны Colecovision. У Coleco была лицензия Nintendo на разработку версии аркадной игры Donkey Kong (1981), которая была в комплекте с каждой консолью Colecovision. В 1982 году Coleco завоевала около 17% рынка оборудования по сравнению с 58% у Atari. [ 40 ] Поскольку третьи стороны конкурировали за долю рынка, Atari старалась сохранить доминирование на рынке, приобретая лицензии на популярные аркадные игры и другие объекты для создания игр. Pac-Man имеет множество технических и эстетических недостатков, но тем не менее было продано более 7 миллионов копий. В преддверии сезона праздничных покупок 1982 года Atari возлагала большие надежды на продажи ET the Extra-Terrestrial , игры, запрограммированной примерно за шесть недель. Atari произвела около четырех миллионов картриджей. [ 41 ] но игра получила плохие отзывы, и было продано всего около 1,5 миллионов единиц. [ 42 ]
Warner Communications сообщила своим акционерам о более слабых результатах, чем ожидалось, в декабре 1982 года, ожидая 50% роста в годовом исчислении, но получив только 10–15% из-за снижения продаж Atari. [ 43 ] [ 44 ] В сочетании с перенасыщенным домашним рынком игр ослабление позиций Atari привело к тому, что инвесторы начали выводить средства из видеоигр, что положило начало каскаду катастрофических последствий, известных как крах видеоигр 1983 года . [ 43 ] Многие сторонние разработчики, созданные до 1983 года, были закрыты, а к 1985 году Mattel и Coleco покинули рынок видеоигр. [ 45 ]
В сентябре 1983 года Atari отправила 14 грузовиков с непроданными картриджами для Atari 2600 и другим оборудованием на свалку в пустыне Нью-Мексико, позже названную захоронением видеоигр Atari . [ 46 ] Долгое время считавшееся городской легендой , утверждавшее, что в захоронении находились миллионы непроданных картриджей, раскопки на этом месте были проведены в 2014 году, что подтвердило сообщения бывших руководителей Atari о том, что на самом деле было захоронено лишь около 700 000 картриджей. [ 47 ] Atari сообщила об убытках в 536 миллионов долларов за 1983 год. [ 48 ] : глава 14 и продолжала терять деньги до 1984 года: в 425 миллионов долларов . во втором квартале был зарегистрирован убыток [ 49 ] К середине 1984 года разработка программного обеспечения для 2600 практически прекратилась, за исключением Atari и Activision. [ 50 ]
Warner, опасаясь поддерживать свое обанкротившееся подразделение Atari, начала искать покупателей в 1984 году. Warner продала большую часть Atari Джеку Трамиэлу , основателю Commodore International , в июле 1984 года примерно за 240 миллионов долларов , хотя Warner сохранила за собой бизнес Atari по производству игровых автоматов. Трэмиэль был сторонником персональных компьютеров и прекратил разработку всех новых игр 2600 вскоре после их продажи. [ 49 ]
Рынок видеоигр Северной Америки не восстанавливался примерно до 1986 года, после году Америке запуска Nintendo Entertainment System в 1985 Северной в . Корпорация Atari выпустила обновленную модель 2600 в 1986 году при поддержке рекламной кампании, рекламирующей цену «менее 50 долларов». [ 51 ] Обладая большой библиотекой картриджей и низкой ценой, 2600 продолжал продаваться до конца 1980-х годов. Atari выпустила последнюю партию игр в 1989–90 годах, включая Secret Quest. [ 52 ] и Фатальный забег . [ 53 ] более 20 миллионов устройств Atari VCS. К 1986 году по всему миру было продано [ 54 ] [ 55 ] Последней версией аркадной игры KLAX, выпущенной под лицензией Atari, стала версия аркадной игры KLAX только для PAL, вышедшая в 1990 году.
После более чем 14 лет присутствия на рынке линия 2600 была официально снята с производства 1 января 1992 года. [ 1 ] наряду с Atari 7800 и 8-битными компьютерами Atari . В Европе последние запасы 2600 были распроданы до лета/осени 1995 года. [ 56 ]
Аппаратное обеспечение
[ редактировать ]Консоль
[ редактировать ]Процессор Atari 2600 — это MOS Technology 6507 , версия 6502 . [ 57 ] работает на частоте 1,19 МГц в 2600. [ 58 ] Хотя их внутренний чип был идентичным, 6507 был дешевле, чем 6502, поскольку его корпус включал меньше контактов адреса памяти — 13 вместо 16. [ 59 ] Дизайнеры Atari 2600 выбрали недорогой картриджный интерфейс [ 60 ] который имеет на один адресный контакт меньше, чем 13, разрешенные в 6507, что еще больше уменьшает и без того ограниченную адресную память с 8 КБ (2 13 = 8192) до 4 КБ (2 12 = 4096). Этого считалось достаточным, поскольку размер Combat составлял всего 2 КБ. [ 61 ] Более поздние игры обошли это ограничение с помощью переключения банков . [ 62 ]
Консоль имеет 128 байт оперативной памяти для рабочего пространства, стека вызовов и состояния игровой среды.
Первоначально на верхней панели консоли было шесть переключателей: питание, выбор типа телевизора (цветной или черно-белый), выбор игры, сложность левого и правого игрока и сброс игры. В более поздних версиях консоли переключатели сложности были перенесены на заднюю часть лицевой панели. На задней панели также расположены порты контроллера, ТВ-выход и вход питания.
Графика
[ редактировать ]
Atari 2600 был разработан для совместимости с телевизорами с электронно-лучевой трубкой, выпущенными в конце 1970-х - начале 1980-х годов, в которых обычно отсутствуют дополнительные видеовходы для приема аудио и видео с другого устройства. Таким образом, для подключения к телевизору консоль генерирует радиочастотный сигнал, совместимый с региональными телевизионными стандартами ( NTSC , PAL или SECAM ), используя специальный распределительный блок, выполняющий роль телевизионной антенны. [ 64 ] [ 12 ]
Atari разработала микросхему адаптера телевизионного интерфейса (TIA) в VCS для обработки графики и преобразования в телевизионный сигнал. Он обеспечивает одноцветный 20-битный фоновый регистр, который покрывает левую половину экрана (каждый бит представляет 4 соседних пикселя) и либо повторяется, либо отражается на правой стороне. Имеется 5 одноцветных спрайтов шириной 8 пикселей : два игрока ; две 1-битные ракеты того же цвета, что и игроки; размером 1 пиксель и шар , который имеет одинаковый цвет фона. Все 1-битные спрайты можно растягивать до 1, 2, 4 или 8 пикселей. [ 65 ]
Система была разработана без кадрового буфера , чтобы избежать затрат на соответствующую оперативную память . Фон и спрайты применяются к одной строке сканирования , и когда изображение выводится на телевизор, программа может изменять цвета, положения спрайтов и настройки фона. Тщательный расчет времени, необходимый программисту для синхронизации кода с экраном, был назван « гонкой луча »; реальная игровая логика работает, когда телевизионный луч находится за пределами видимой области экрана. [ 66 ] [ 15 ] В ранних играх для этой системы используются одни и те же визуальные эффекты для пар строк сканирования, что дает более низкое вертикальное разрешение, чтобы дать больше времени для подготовки следующего ряда графики. Более поздние игры, такие как Pitfall! , измените изображение для каждой строки сканирования [ 67 ] или расширьте черные области вокруг экрана, чтобы увеличить время обработки игрового кода. [ 63 ]
В региональных выпусках Atari 2600 используются модифицированные чипы TIA для телевизионных форматов каждого региона, что требует разработки и публикации игр отдельно для каждого региона. Все режимы имеют ширину 160 пикселей. Режим NTSC обеспечивает 192 видимые линии на экране, нарисованные с частотой 60 Гц , с 16 цветами, каждый с 8 уровнями яркости. Режим PAL обеспечивает больше вертикальных линий развертки с 228 видимыми линиями на экран, но рисуется с частотой 50 Гц и всего 13 цветами. SECAM Режим , также формат 50 Гц , ограничен 8 цветами, каждый из которых имеет только один уровень яркости. [ 65 ] [ 68 ]
Контроллеры
[ редактировать ]Первый комплект VCS включает два типа контроллеров: джойстик (номер детали CX10) и пару поворотных лепестковых контроллеров (CX30). Контроллеры управления, похожие на лопастные контроллеры, но с возможностью непрерывного вращения, поставляются вместе с стартовой игрой Indy 500 . Менее чем через год джойстик CX10 был заменен на модель CX40. [ 69 ] разработан Джеймсом К. Ашером. [ 70 ] Поскольку порт джойстика Atari и джойстик CX40 стали отраслевыми стандартами, джойстики 2600 и некоторые другие периферийные устройства работают с более поздними системами, включая MSX , Commodore 64 , Amiga , 8-битные компьютеры Atari и Atari ST . Джойстик CX40 можно использовать с Master System и Sega Genesis , но он не обеспечивает все кнопки родного контроллера. Контроллеры сторонних производителей включают джойстик управления командами Wico. [ 71 ] Позже были выпущены джойстики дистанционного управления CX42, похожие по внешнему виду, но использующие беспроводную технологию, вместе с приемником, провода которого можно было вставлять в разъемы контроллера. [ 72 ]
Atari представила контроллер клавиатуры CX50 в июне 1978 года вместе с двумя играми, для которых он необходим: Codebreaker и Hunt & Score . [ 69 ] Похожий, но более простой детский контроллер CX23 был выпущен позже для серии игр, ориентированных на более молодую аудиторию. [ 73 ] Контроллер CX22 Trak-Ball был анонсирован в январе 1983 года и совместим с 8-битными компьютерами Atari. [ 74 ]
Было две попытки превратить Atari 2600 в домашний компьютер с клавиатурой : никогда не выпускавшаяся клавиатура Atari CX3000 «Graduate», [ 75 ] и клавиатура CompuMate от Spectravideo , выпущенная в 1983 году. [ 76 ]
Консольные модели
[ редактировать ]Незначительные изменения
[ редактировать ]Первоначальное производство VCS было произведено в Саннивейле в 1977 году с использованием толстого полистиролового пластика для корпуса, чтобы создать впечатление веса, поскольку внутри была по большей части пустая оболочка. [ 9 ] Первоначальная партия Саннивейла также включала в себя потенциальные крепления для внутренней акустической системы на корпусе, хотя динамики оказались слишком дорогими для включения, и вместо этого звук направлялся через TIA на подключенный телевизор. [ 9 ] Все шесть консольных переключателей на передней панели. Производство устройства было перенесено на Тайвань в 1978 году, где использовалась внутренняя металлическая защита меньшей толщины, а для корпуса использовался более тонкий пластик, что снизило вес системы. Эти две версии обычно называют «Heavy Sixers» и «Light Sixers» соответственно, имея в виду шесть передних переключателей. [ 77 ] [ 9 ]
В 1980 году переключатели сложности были перенесены на заднюю часть консоли, оставив четыре переключателя спереди и заменив прежний строчный шрифт для меток переключателей на полностью заглавные буквы. В остальном эти консоли с четырьмя переключателями выглядят почти идентично предыдущим моделям с шестью переключателями. В 1982 году, что совпало с выпуском Atari 5200, Atari переименовала консоль в Atari 2600 — это название впервые использовалось в версии модели с четырьмя переключателями без отделки под дерево, что придало ей полностью черный вид. Фанаты обычно называют эту полностью черную модель моделью «Вейдера» из-за ее сходства с « войн» Звездных одноименным персонажем из .
Видео-аркады Sears
[ редактировать ]Atari продолжила свои OEM- отношения с Sears под брендом Tele-Games, которые начались в 1975 году с оригинальной игры Pong . Это не имеет отношения к компании Telegames , которая позже выпустила 2600 картриджей. [ 78 ] [ 79 ] Начиная с 1977 года компания Sears выпустила несколько моделей VCS как серию Sears Video Arcade. Последней моделью, ориентированной на Sears, была Video Arcade II, выпущенная осенью 1982 года. [ 80 ]
Sears выпускала версии игр Atari под брендом Tele-Games, обычно с разными названиями. [ 81 ] Atari для Sears выпустила в качестве эксклюзивных релизов три игры: Steeplechase , Stellar Track и Submarine Commander . [ 81 ]
Атари 2800
[ редактировать ]Atari 2800 — это японская версия 2600, выпущенная в октябре 1983 года. Это первая версия 2600, предназначенная для Японии, хотя такие компании, как Epoch, ранее распространяли 2600 в Японии. 2800 была выпущена вскоре после выпуска Nintendo от Family Computer (который стал доминирующей консолью в Японии) и не завоевала значительной доли рынка. Ранее Sears выпустила 2800 в США в конце 1982 года под названием Sears Video Arcade II, которая поставлялась в комплекте с двумя контроллерами и Space Invaders . [ 82 ] [ 80 ] Для 2800 было выпущено около 30 игр под специальной маркой.
Модель 2800, разработанная инженером Джо Тилли, имеет четыре порта контроллера вместо двух, как у 2600. Контроллеры представляют собой конструкцию «все в одном», в которой используется комбинация цифрового джойстика на 270 градусов с 8 направлениями вращения и лопасти с поворотом , разработанной Джоном Эмбером. . [ 82 ] Дизайн корпуса 2800 отличался от 2600: он имел клиновидную форму с невыступающими переключателями. Стиль корпуса является основой Atari 7800 , дизайн которой для 7800 был переработан Барни Хуангом. [ 82 ]
модель 1986 года
[ редактировать ]Удешевленная модель 1986 года, иногда называемая «2600 Jr.», имеет меньший форм-фактор и внешне напоминает Atari 7800 . Она рекламировалась как бюджетная игровая система (менее 50 долларов ) с возможностью запуска большой коллекции игр. [ 83 ] Выпущенная после краха видеоигр в 1983 году и после запуска развлекательной системы Nintendo в Северной Америке , 2600 сопровождалась новыми играми и телевизионными рекламными роликами, продвигающими фразу «Веселье вернулось!». Atari выпустила несколько незначительных стилистических вариаций: «большая радуга» (показана), «короткая радуга» и полностью черная версия, продаваемая только в Ирландии. [ 84 ] Более поздние европейские версии включают джойстик. [ 85 ]
Невыпущенные прототипы
[ редактировать ]Atari 2700 была версией 2600 с беспроводными контроллерами.
Модель CX2000 со встроенными джойстиками была модернизирована компанией Генри Дрейфус Ассошиэйтс на основе анализа человеческого фактора . [ 86 ]
Atari 3200, выпущенная примерно в 1982 году, была обратно совместимым преемником 2600 с «большим объемом памяти, графикой с более высоким разрешением и улучшенным звуком». [ 87 ]
Сопутствующее оборудование
[ редактировать ]Atari 7800 , анонсированная в 1984 году и выпущенная в 1986 году, является официальным преемником Atari 2600 и обратно совместима с картриджами 2600.
несколько в стиле ретро консолей и микроконсолей За время существования оригинальной Atari 2600 было выпущено :
- TV Boy включает 127 игр на увеличенном джойстике.
- Телевизионная игра Atari Classics 10-в-1 , производимая Jakks Pacific , имитирует 2600 с десятью играми внутри джойстика в стиле Atari с композитным видеовыходом .
- Atari Flashback 2 (2005 г.) содержит 40 игр и четыре дополнительных программы, которые открываются с помощью чит-кода . Он совместим с оригинальными контроллерами 2600 и может быть модифицирован для воспроизведения оригинальных картриджей 2600.
- В 2017 году Hyperkin анонсировала RetroN 77, клон Atari 2600, который воспроизводит оригинальные картриджи вместо предустановленных игр. [ 88 ]
- Atari VCS (консоль 2021 года) может загружать и эмулировать 2600 игр через интернет-магазин. [ 89 ]
- 17 ноября 2023 года компания Atari, Inc. выпустила Atari 2600+, копию модели CX2600-A 1980 года в масштабе 80%. Модель 2600+ включает поддержку оригинальных картриджей Atari 2600 и 7800. [ 90 ] [ 91 ] [ 92 ]
Игры
[ редактировать ]В 1977 году на картридже было выпущено девять игр, сопровождавших запуск консоли: Air-Sea Battle , Basic Math , Blackjack , Combat , Indy 500 , Star Ship , Street Racer , Surround и Video Olympics . [ 93 ] Indy 500 поставляется со специальными «контроллерами движения», которые похожи на лопасти, но свободно вращаются. Street Racer и Video Olympics используют стандартные весла. Atari, Inc. была единственным разработчиком в течение первых нескольких лет, выпустившим десятки игр.
Atari решила, что обложки, содержащей только описания игры и скриншоты, будет недостаточно для продажи игр в розничных магазинах, поскольку большинство игр основаны на абстрактных принципах, а скриншоты несут мало информации. Atari передала оформление коробки Клиффу Спону, который создал визуально интересные изображения с элементами динамичного движения, призванные задействовать воображение игрока, сохраняя при этом верность игровому процессу. Стиль Спона стал стандартом для Atari, когда он привлек к работе помощников художников, в том числе Сьюзан Джакель, Рика Гидиса, Джона Энрайта и Стива Хендрикса. [ 94 ] Спон и Хендрикс внесли наибольший вклад в создание обложек библиотеки Atari 2600. Ральфу МакКуорри , концепт-художнику серии «Звездные войны» , было поручено сделать одну обложку — аркадную конверсию Vanguard . [ 95 ] Эти художники обычно советовались с программистами, чтобы узнать об игре, прежде чем рисовать рисунок. [ 94 ]
Порт аркадной игры Breakout для Atari VCS появился в 1978 году. Оригинал черно-белый с цветным наложением, а домашняя версия — цветная. В 1980 году Atari выпустила Adventure . [ 96 ] первая приключенческая игра и первая домашняя игра со спрятанным пасхальным яйцом .
, созданный Риком Маурером Порт игры Taito's Space Invaders , выпущенный в 1980 году, стал первой игрой для VCS, проданной тиражом более миллиона копий, что в конечном итоге удвоило этот показатель. [ 97 ] в течение года [ 98 ] и к 1983 году составило более 6 миллионов патронов. [ 24 ] Оно стало убийственным приложением для увеличения продаж консолей. Версии собственных аркадных игр Asteroids и Missile Command от Atari , выпущенные в 1981 году, также стали большим хитом.
Каждая ранняя игра VCS находится в ПЗУ размером 2 КБ. Более поздние игры, такие как Space Invaders , имеют 4K. [ 5 ] Порт Asteroids для VCS (1981 г.) — первая игра для системы, использующая 8K посредством техники переключения банков между двумя сегментами 4K. [ 99 ] Некоторые более поздние выпуски, включая порты Dig Dug и Crystal Castles от Atari , представляют собой картриджи 16 КБ. [ 5 ] Одна из последних игр, Fatal Run (1990), удвоила это значение до 32 тысяч. [ 100 ]
Многие ранние игры VCS могли отображаться как в монохромном (черно-белом), так и в полноцветном режиме с помощью переключателя «Тип ТВ» на консоли. Это позволило играм VCS работать как на монохромных, так и на цветных телевизорах. Однако, начиная с ребрендинга с «VCS» на «2600», поддержка черно-белых режимов отображения значительно уменьшилась: большинство выпусков в этот период отображались только в цвете, а переключатель типа телевизора не выполнял никаких функций. В других более поздних играх, таких как Secret Quest , переключатель типа телевизора начал использоваться для функций игрового процесса, таких как пауза. [ 101 ]
Две игры, изданные Atari, обе с пика популярности системы в 1982 году, ET the Extra-Terrestrial. [ 102 ] и Пак-Ман , [ 103 ] называются факторами краха видеоигр в 1983 году.
Компания American Multiple Industries выпустила ряд порнографических игр для 2600 под лейблом Mystique Presents шведская эротика . Самая известная из них, «Месть Кастера» , вызвала протест со стороны женских групп и коренных американцев. групп [ 104 ] потому что на нем был изображен генерал Джордж Армстронг Кастер, насилующий связанную индейскую женщину. [ 105 ] Atari подала в суд на American Multiple Industries из-за выпуска игры. [ 106 ]
Наследие
[ редактировать ]2600 была настолько успешной в конце 1970-х и начале 1980-х, что «Atari» стала синонимом консоли в средствах массовой информации и видеоигр в целом. [ 107 ] Джей Майнер руководил созданием преемников чипа TIA 2600 — CTIA и ANTIC , которые стали центральными для 8-битных компьютеров Atari, выпущенных в 1979 году, а затем для консоли Atari 5200 .
Atari 2600 была занесена в Национальный зал славы игрушек в The Strong в Рочестере, штат Нью-Йорк , в 2007 году. [ 108 ] В 2009 году Atari 2600 была названа консолью номер два всех времен по версии IGN , который отметил ее выдающуюся роль как в первом буме видеоигр, так и в крахе видеоигр в 1983 году, и назвал ее «консолью, на которой построена вся наша индустрия». на". [ 109 ]
В ноябре 2021 года нынешняя версия Atari объявила о том, что три игры 2600 будут опубликованы под лейблом Atari XP: Yars' Return , Aquaventure и Saboteur . [ 110 ] Ранее они были включены в консоли Atari Flashback. [ 111 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б 7 271 844 в 1982 году. 684 569 в 1983 году. [ 24 ] 37 063 в 1986 г. 61 685 в 1987 г. 3 885 в 1988 г. 34 374 в 1989 г. 2 166 в 1990 г. [ 25 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Монфор и Богост 2009 , с. 150.
- ^ «Краткая история войн на игровых консолях» . БизнесУик . 9 мая 2007 года. Архивировано из оригинала 9 мая 2007 года . Проверено 13 октября 2018 г.
- ^ Виснер, Джейсон (11 января 2007 г.). «Об игровом дизайне: история видеоигр» . Архивировано из оригинала 24 ноября 2007 года . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ «Изображение коробки с наклейкой Pac-Man» . Архивировано из оригинала 29 мая 2008 года . Проверено 4 сентября 2008 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хортон, Кевин (1996). «Информация о размерах корзин и способах переключения банков» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2021 года . Проверено 22 ноября 2018 г.
- ^ Чафкин, Макс (1 апреля 2009 г.). «Нолан Баснелл снова в игре» . Inc. Архивировано из оригинала 14 января 2019 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фултон, Стив (6 ноября 2007 г.). «История Atari: 1971–1977» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 12 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Гольдберг, Марти (4 января 2008 г.). «История 2600 – Часть I» . GameSpy . Архивировано из оригинала 13 октября 2013 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Гольдберг, Марти; Вендел, Курт (2012). «Глава 5» . Atari Inc: Бизнес — это весело . Сыгызы Пресс. ISBN 978-0985597405 .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бэгналл, Брайан (2011). Коммодор: Компания на грани . Вариант Пресс. ISBN 978-0973864960 .
- ^ «MOS 6502 — второй из семейства недорогих высокопроизводительных микропроцессоров» . Компьютер . 8 (9). Компьютерное общество IEEE: 38–39. Сентябрь 1975 г. doi : 10.1109/CM.1975.219074 . Архивировано из оригинала 24 февраля 2021 года . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Декуир, Джо (июль 2015 г.). «Видеокомпьютерная система Atari: принесите домой развлекательные истории» . Журнал IEEE Consumer Electronics : 59–66. дои : 10.1109/MCE.2015.2421572 .
- ^ Устная история Чака Педдла. Музей истории компьютеров X7180.2014 https://www.computerhistory.org/collections/catalog/102739938. Архивировано 11 июня 2021 г., в Wayback Machine https://www.youtube.com/watch?v=enHF9lMseP8 . Архивировано 11 июня. 2021 год, временной индекс Wayback Machine : 0:59:10 и 1:19:24.
- ^ Курт Вендель. «Прототип Atari VCS» . Atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б Колер, Крис (19 марта 2009 г.). «Гонки на луче: как сумасшедшее оборудование Atari 2600 изменило игровой дизайн» . Проводной . Архивировано из оригинала 27 июля 2010 года . Проверено 9 августа 2010 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эдвардс, Бендж (22 января 2015 г.). «Нерассказанная история изобретения игрового картриджа» . Компания Фаст . Архивировано из оригинала 13 апреля 2019 года . Проверено 9 апреля 2021 г.
- ^ Голл, Стив (1 октября 1984 г.). «Когда волшебство уходит» . Инк . Архивировано из оригинала 10 марта 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Форстер, Винни (2005). Энциклопедия консолей, карманных и домашних компьютеров 1972–2005 гг . ПЛАН ИГРЫ. п. 27. ISBN 3-00-015359-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Фултон, Стив (21 августа 2008 г.). «Atari: Золотые годы – История, 1978–1981» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 10 октября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Рассел, Джимми (3 декабря 2012 г.). 101 удивительный факт об Atari 2600 . Эндрюс ЮК Лимитед. ISBN 9781782344957 . Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 25 октября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Смит, Александр (2019). Они создают миры: история людей и компаний, которые сформировали индустрию видеоигр, Том I (1-е изд.). ЦРК Пресс. стр. 458, 466, 518. ISBN. 9781138389908 .
- ^ «Окончательные космические захватчики» . Ретро-геймер . № 41. Издательство Imagine Publishing . Сентябрь 2007 г., стр. 24–33.
- ^ Издание для геймеров, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса . Книги рекордов Гиннесса . 2008. с. 24. ISBN 1-904994-21-0 .
10 миллионов — количество консолей Atari 2600, проданных к 1982 году.
- ^ Перейти обратно: а б Продажи картриджей с 1980 года . Atari Корпорация «Агония и экстаз». Однажды Атари . Эпизод 4. Скотт Уэст Продакшнс. 10 августа 2003 г., 23 минута.
- ^ Вендел, Курт (28 мая 2009 г.). «Новости сайта» . Музей Атари . Архивировано из оригинала 6 декабря 2010 года . Проверено 27 ноября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хабнер, Джон; Кистнер, Уильям Ф. (28 ноября 1983 г.). «Индустрия: что пошло не так в Atari?» . Инфомир . Том. 5, нет. 48. InfoWorld Media Group, Inc., стр. 151–158 (157). ISSN 0199-6649 . Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 1 декабря 2021 г.
- ^ Биссон, Жизель (6 августа 1984 г.). «Atari: от начала Black до блокировки на аукционе» . Инфомир . Том. 6, нет. 32. InfoWorld Media Group, Inc. с. 52. ISSN 0199-6649 .
- ^ Перри, Текла; Валлич, Пол (март 1983 г.). «История проектирования: видеокомпьютерная система Atari». IEEE-спектр . 20 (3): 45, 50, 51. doi : 10.1109/MSPEC.1983.6369841 . S2CID 2840318 .
- ^ «Технологии: Игры, в которые играют инопланетяне» . Новый учёный . Том. 88, нет. 1232–1233. Деловая информация Рида . 18 декабря 1980 г. с. 782. ISSN 0262-4079 . [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ «EG выходит на континент: Европа присоединяется к игровому миру» . Электронные игры . Том. 2, нет. 23 января 1984 г., стр. 46–7 . Проверено 2 декабря 2021 г.
- ^ «Guerre Dans Le Salon» («Война в гостиной»). Science & Vie Micro (на французском языке). № 67. Декабрь 1989 г., стр. 126–8. Архивировано из оригинала 8 декабря 2021 года . Проверено 8 декабря 2021 г.
- ^ «40 лет Nintendo Famicom – консоли, изменившей игровую индустрию | Игры | The Guardian» . amp.theguardian.com . Архивировано из оригинала 18 июля 2023 года . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Бартон, Мэтт; Логидис, Билл (28 февраля 2008 г.). «История игровых платформ: видеокомпьютерная система/VCS Atari 2600» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 13 мая 2014 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Ривз, Бен (26 февраля 2013 г.). «Активионеры: как четыре программиста изменили игровую индустрию» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 27 января 2021 года . Проверено 2 апреля 2021 г.
- ^ Флемминг, Джеффри. «История Активижн» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 20 декабря 2016 года . Проверено 30 декабря 2016 г.
- ^ «Atari подает в суд на конкуренцию» . Инфомир . Том. 2, нет. 13. 4 августа 1980. с. 1. Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Джон Маркофф (21 декабря 1981 г.). «Atari пытается поглотить конкурентов программного обеспечения» . Инфомир . Том. 3, нет. 31. с. 1. Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Марк П. Вольф (2012). Энциклопедия видеоигр: культура, технологии и искусство игр . Том. 2. АВС-КЛИО. п. 6. ISBN 9780313379369 . Архивировано из оригинала 20 октября 2023 года . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Розенберг, Рон (11 декабря 1982 г.). «Конкуренты заявляют о своей роли в неудаче Warner» . Бостон Глобус . п. 1. Архивировано из оригинала 7 ноября 2012 года . Проверено 6 марта 2012 г.
- ^ Галлагер, Скотт; Хо Пак, Сын (февраль 2002 г.). «Инновации и конкуренция в отраслях, основанных на стандартах: исторический анализ рынка домашних видеоигр в США». Транзакции IEEE по инженерному менеджменту . 49 (1). Общество управления технологиями и инженерией IEEE : 67–82. дои : 10.1109/17.985749 .
- ^ Брук, Мастер игры: Стив Росс и создание Time Warner , стр. 179–180.
- ^ Бьюкенен, Леви (26 августа 2008 г.). «IGN: 10 самых продаваемых игр для Atari 2600» . ИГН . Архивировано из оригинала 26 июля 2011 года . Проверено 21 сентября 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Кроуфорд, Крис (1991). «Годы Атари». Журнал дизайна компьютерных игр . Том. 5.
- ^ Миккельсон, Барбара; Миккельсон, Дэвид П. (10 мая 2011 г.). «Закопанные картриджи Atari» . Snopes.com . Архивировано из оригинала 11 сентября 2012 года . Проверено 10 сентября 2011 г.
- ^ Эрнквист, Мирко (2008). «Много раз падал, но все еще играл в игру: творческое разрушение и крах индустрии на заре индустрии видеоигр 1971–1986 годов». В Грацере, Карл; Штифель, Дитер (ред.). История несостоятельности и банкротства . Södertorns högskola. стр. 161–191. ISBN 978-91-89315-94-5 .
- ^ «Части Atari выброшены» . Нью-Йорк Таймс . 28 сентября 1983 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2017 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ Поэт, Дэймон (31 мая 2014 г.). «Похороненные инопланетные игры Atari выставлены на продажу» . Журнал ПК . Архивировано из оригинала 18 января 2021 года . Проверено 29 сентября 2020 г.
- ^ Кент, Стивен (2001). Полная история видеоигр . Пресса «Три реки» . ISBN 0-7615-3643-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Санж, Дэвид Э. (3 июля 1984 г.). «Warner продает Atari Трэмиэлу» . Нью-Йорк Таймс . стр. Последнее издание Late City, раздел D, страница 1, столбец 6, 1115 слов. Архивировано из оригинала 18 ноября 2016 года.
- ^ Холиоук, Крейг (30 мая 1984 г.). «Вот жемчужины ColecoVision» . Новости Дезерета . стр. 4 ВВ. Архивировано из оригинала 10 мая 2023 года . Проверено 10 января 2015 г.
- ^ «Реклама Atari 2600 1986 года «Веселье возвращается» » . Ютуб . Архивировано из оригинала 17 августа 2019 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Секретный квест» . Атари Мания . Архивировано из оригинала 20 мая 2018 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Роковой забег» . Атари Мания . Архивировано из оригинала 20 мая 2018 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Где каждая домашняя игра превращается в зиму» . Хранитель . 6 марта 1986 г. с. 15. Архивировано из оригинала 3 октября 2021 года . Проверено 3 октября 2021 г.
- ^ Поллак, Эндрю (27 сентября 1986 г.). «Видеоигры, однажды уничтоженные, возвращаются» . Нью-Йорк Таймс . А1. Архивировано из оригинала 6 июня 2021 года . Проверено 2 ноября 2015 г.
- ^ «Хронология Atari Benelux – Atarimuseum.nl» . Архивировано из оригинала 16 мая 2023 года . Проверено 16 мая 2023 г.
- ^ «Когда Пак правил Землей» . Ежемесячник электронных игр . № 62. ООО «ЭГМ Медиа». Сентябрь 1994 г. с. 18.
- ^ Стюарт, Кейт (24 февраля 2017 г.). «10 самых влиятельных игровых консолей – в картинках» . Хранитель . Архивировано из оригинала 17 сентября 2018 года . Проверено 17 сентября 2018 г.
- ^ Монфор и Богост 2009 , с. 25.
- ^ Монфор и Богост 2009 , с. 26 24 контакта разъема картриджа относятся к одной линии напряжения питания, двум линиям заземления, 8 линиям данных и 13 адресным линиям. Самая верхняя адресная строка используется в качестве так называемого выбора чипа для микросхемы ПЗУ картриджа, однако для игровой программы чипа остается только 12 адресных строк. Таким образом, без специальных «аппаратных ухищрений», встроенных в картридж, игра для Atari 2600 может занимать максимальный адресное пространство в 4 КБ.
- ^ Монфор и Богост 2009 , стр. 25–26.
- ^ Монфор и Богост 2009 , с. 88.
- ^ Перейти обратно: а б Колер, Крис (13 марта 2009 г.). «Гонки на луче: как сумасшедшее оборудование Atari 2600 изменило игровой дизайн» . Проводной . Архивировано из оригинала 12 июля 2014 года.
- ^ Арсено, Ной (19 февраля 2010 г.). «Обзорная статья: Теории игр, технологии и приемы игры». Новые медиа и общество . 12 (1): 161–166. дои : 10.1177/1461444809350996 . S2CID 220595570 .
- ^ Перейти обратно: а б Райт, Стив (3 декабря 1979 г.), Stella Programmer's Guide
- ^ Монфор и Богост 2009 .
- ^ Ривз, Бен (26 февраля 2013 г.). «Активионеры: как четыре программиста изменили игровую индустрию» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 26 июля 2021 года . Проверено 10 июля 2021 г.
- ^ Atari 2600 «Цветовая таблица TIA». Архивировано 7 июля 2011 г., на Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б Текущий, Майкл А. «История игр WCI / Atari / Atari Games / Atari Holdings» . Архивировано из оригинала 25 мая 2018 года . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ «Патент США 4 349 708» (PDF) . 14 сентября 1982 г. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г.
- ^ Хрущак, П.Я. (1 апреля 2008 г.). «Обзор Gamertell: джойстик управления командами Wico» . Technologytell.com . Архивировано из оригинала 3 апреля 2016 года.
- ^ «AtariAge – Atari 2600 – Контроллеры – Джойстики дистанционного управления» . atariage.com . Архивировано из оригинала 11 октября 2017 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «AtariAge – Atari 2600 – Контроллеры – Детский контроллер» . atariage.com . Архивировано из оригинала 18 мая 2019 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ Текущий, Майкл Д. «Часто задаваемые вопросы о 8-битных компьютерах Atari» . Архивировано из оригинала 28 августа 2018 года . Проверено 24 мая 2018 г.
- ^ «Компьютер Atari «Выпускник» CX-3000» . Музей Атари . Архивировано из оригинала 30 апреля 2015 года . Проверено 22 апреля 2019 г.
- ^ «Клавиатура Spectravideo Compumate» . Музей Атари . Архивировано из оригинала 26 ноября 2019 года . Проверено 23 июня 2019 г.
- ^ Бодуан, Дэйв (31 мая 2016 г.). «Вы можете судить о 2600 по его обложке» . Музей цифровых игр . Архивировано из оригинала 11 сентября 2018 года . Проверено 11 сентября 2018 г.
- ^ Яруссо, Альберт. «Каталог Atari 2600: Телеигры» . АтариЭйдж . Архивировано из оригинала 26 июля 2020 года . Проверено 31 августа 2010 г.
- ^ Грассо, Майкл (19 сентября 2017 г.). «Видео-аркады Sears Tele-Games (1977) и Coleco Gemini (1982)» . Мы мутанты. Архивировано из оригинала 22 июля 2020 года . Проверено 22 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Сирс Реклама» . Ежедневная запись . Сирс. 8 декабря 1982 г. с. 9. Архивировано из оригинала 17 апреля 2023 года . Проверено 17 апреля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Яруссо, Альберт. «Atari 2600 — Sears — вариант этикетки с изображением» . АтариЭйдж . Архивировано из оригинала 29 сентября 2015 года . Проверено 7 октября 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Вендел, Курт. «Система Atari 2800» . atarimuseum.com . Архивировано из оригинала 23 мая 2016 года.
- ^ «Атари 7800 и 2600» . Каталог Сирс . 1988. Архивировано из оригинала 15 июля 2020 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «2600 консолей и клонов» . Архивировано из оригинала 6 октября 2007 года . Проверено 2 августа 2018 г.
- ^ ретроместо. «Атари 2600 младший | Атари 2600» . Retroplace.com . Архивировано из оригинала 27 августа 2022 года . Проверено 27 августа 2022 г.
- ^ «Прототип Atari CX-2000» . www.atarimuseum.com. Архивировано из оригинала 17 января 2013 года . Проверено 18 февраля 2019 г.
- ^ «Atari 3200: Супер-Стелла/Сильвия» . Музей АтарЛ. Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ «Поклонники Atari 2600 получают возрожденную консоль, которую они заслуживают» . 14 июня 2017 года. Архивировано из оригинала 5 августа 2017 года . Проверено 20 августа 2018 г.
- ^ Бонифак, Игорь (15 июня 2021 г.). «Atari VCS теперь доступна для покупки» . Engadget . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 15 июня 2021 г.
- ^ Скаллион, Крис (22 августа 2023 г.). «Atari 2600+ — это современная версия классической консоли Atari, воспроизводящая оригинальные картриджи» . ВГК . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Дэвис, Уэс (22 августа 2023 г.). «Новая Atari 2600 будет воспроизводить ваши старые картриджи» . Грань . Архивировано из оригинала 22 августа 2023 года . Проверено 22 августа 2023 г.
- ^ Нам, Майкл (30 сентября 2023 г.). «Atari 2600+ видит свое будущее в ретро-играх | CNN Business» . CNN . Архивировано из оригинала 1 октября 2023 года . Проверено 20 октября 2023 г.
- ^ «Названия запуска библиотеки консолей видеоигр Atari VCS» . Архивировано из оригинала 8 августа 2017 года . Проверено 8 сентября 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вебстер, Эндрю (19 сентября 2013 г.). «Как Atari Box Art превратила 8-битные игры в виртуальную страну чудес» . Грань . Архивировано из оригинала 19 апреля 2021 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Вансерски, Ник (22 февраля 2017 г.). «Как фантастические бокс-арты Atari научили мир тому, что делает видеоигры особенными» . АВ-клуб . Архивировано из оригинала 13 ноября 2020 года . Проверено 4 апреля 2021 г.
- ^ Робинетт, Уоррен . «Приключение для игровой консоли Atari 2600» . Архивировано из оригинала 25 октября 2007 года . Проверено 11 октября 2007 г.
- ^ Кевин Дэй, Патрик (22 января 2013 г.). «Банкротство Atari: Вспоминая 2600, 7 самых продаваемых игр» . Комплекс героя . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 27 июня 2018 г.
- ^ Хатчон, Стивен (7 июня 1983 г.). «Бум видеоигр еще не наступил» . Возраст . Архивировано из оригинала 14 апреля 2021 года . Проверено 22 февраля 2012 г.
- ^ Гранд, Джо (2004). Аппаратный взлом . Издательство Сингресс. ISBN 978-1932266832 .
- ^ «Atari 2600 VCS Fatal Run: сканы, дамп, загрузка, скриншоты, реклама, видео, каталог, инструкции, ромы» . www.atarimania.com . Архивировано из оригинала 20 мая 2018 года . Проверено 20 мая 2018 г.
- ^ «Ботанные удовольствия: забытый переключатель: переключатель ч/б/цвета в Atari 2600» . Ботанические удовольствия . 22 марта 2015 года . Проверено 27 января 2024 г.
- ^ Пэриш, Джереми. «50 классических 1UP.Com's Essential» . 1UP.Com. Архивировано из оригинала 25 июля 2012 года . Проверено 8 ноября 2007 г.
- ^ Вендел, Курт. «Видеокьютерная система Atari 2600» . Музей Атари . Архивировано из оригинала 18 января 2013 года . Проверено 13 ноября 2007 г.
- ^ «AGH – Профиль третьей стороны: Mystique» . AtariHQ.com. Архивировано из оригинала 7 декабря 2008 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Фрагмастер. «Месть Кастера» . Классические игры. Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Гонсалес, Лорен. «Когда два племени идут на войну: история споров о видеоиграх» . ГеймСпот . п. 3. Архивировано из оригинала 9 июля 2009 года . Проверено 6 июля 2009 г.
- ^ Эджерс, Джефф (8 марта 2009 г.). «Atari и глубокая история видеоигр» . Бостон Глобус . Архивировано из оригинала 16 апреля 2009 года . Проверено 13 апреля 2009 г.
- ^ Фархад Манджу (10 ноября 2007 г.). «Atari 2600 попала в Зал славы игрушек» . Архивировано из оригинала 8 декабря 2015 года . Проверено 29 ноября 2015 г.
- ^ «Atari 2600 — номер 2» . ИГН . Архивировано из оригинала 29 сентября 2011 года . Проверено 22 сентября 2011 г.
- ^ Гарднер, Мэтт (17 ноября 2021 г.). «Atari 2600 получает три новых релиза, спустя 28 лет после прекращения выпуска» . Форбс . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
- ^ Фэйи, Майк (17 ноября 2021 г.). «Новые коллекционные игровые картриджи Atari начинаются с непростого старта» . Котаку . Архивировано из оригинала 28 ноября 2021 года . Проверено 28 ноября 2021 г.
Общая библиография
[ редактировать ]- Тим Лапетино (2016). «Промышленный дизайн». Искусство Атари . Динамит. ISBN 978-1-5241-0103-9 . Архивировано из оригинала 12 сентября 2017 года . Проверено 11 сентября 2017 г.
- Монфор, Ник и Богост, Ян (2009). Гонки на луче: видеокомпьютерная система Atari . МТИ Пресс . ISBN 978-0-262-01257-7 .
- Перри, Текла; Валлич, Пол (март 1983 г.). «История дизайна: видеокомпьютерная система Atari». IEEE-спектр .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История Atari VCS/2600
- Внутри Атари 2600
- Оборудование и прототипы в музее Атари