Передача патогена
В медицине , общественном здравоохранении и биологии , передача — это передача возбудителя , вызывающего инфекционное заболевание от инфицированного человека или группы хозяев к конкретному человеку или группе, независимо от того, был ли другой человек ранее инфицирован. [1] Этот термин строго относится к передаче микроорганизмов непосредственно от одного человека к другому одним или несколькими из следующих способов:
- Воздушно-капельная передача – очень мелкие сухие и влажные частицы, которые остаются в воздухе в течение длительного периода времени, что позволяет заразиться воздушно-капельным путем даже после отъезда хозяина. Размер частиц < 5 мкм .
- капельная передача – мелкие и обычно влажные частицы, которые остаются в воздухе в течение короткого периода времени. Заражение обычно происходит в присутствии хозяина. Размер частиц > 5 мкм.
- прямой физический контакт – прикосновение к инфицированному человеку, включая сексуальный контакт.
- непрямой физический контакт – обычно путем прикосновения к загрязненной поверхности, включая почву ( фомит )
- Фекально-оральная передача – обычно через немытые руки, загрязненную пищу или источники воды из-за отсутствия санитарии и гигиены , важный путь передачи в педиатрии, ветеринарной медицине и развивающихся странах.
- через зараженные иглы для подкожных инъекций или продукты крови
Передача также может быть непрямой, через другой организм , либо через переносчика (например, комара или муху), либо через промежуточного хозяина (например, ленточный червь у свиней может передаваться людям, которые едят неправильно приготовленную свинину ). Косвенная передача может включать зоонозы или, что более типично, более крупные патогены, такие как макропаразиты, с более сложным жизненным циклом . Передача может быть автохтонной (т.е. между двумя людьми в одном и том же месте) или может включать перемещение микроорганизма или пораженного хозяина.
В отчете Всемирной организации здравоохранения за 2024 год терминология способов передачи всех респираторных патогенов была стандартизирована в соответствии с физикой элементарных частиц: передача воздушно-капельным путем; ингаляция; прямое осаждение; и свяжитесь. [2] Но эти новые стандартизированные термины еще предстоит отразить в политике, включая политику инфекционного контроля. [2] или пандемия согласовывает или обновляет Международные медико-санитарные правила.
Определение и связанные с ним термины
[ редактировать ]Возбудитель инфекционного заболевания может передаваться двумя путями: горизонтальная передача возбудителя заболевания от одного человека к другому в одном поколении (сверстники одной возрастной группы) [3] либо при прямом контакте (облизывание, прикосновение, кусание), либо при косвенном контакте через воздух – кашель или чихание ( переносчики или фомиты , которые позволяют передавать возбудителя, вызывающего заболевание, без физического контакта) [4] или путем вертикальной передачи заболевания , когда возбудитель, вызывающий заболевание, передается от родителя к потомству, например, при пренатальной или перинатальной передаче . [5]
Термин инфекционность описывает способность организма проникать в хозяина, выживать и размножаться, тогда как инфекционность возбудителя заболевания указывает на сравнительную легкость, с которой возбудитель заболевания передается другим хозяевам. [6] Передача возбудителей может происходить при прямом контакте, через зараженную пищу, биологические жидкости или предметы, воздушно-капельным путем или через организмы- переносчики . [7]
Трансмиссивность – это вероятность заражения при контакте между инфицированным и неинфицированным хозяином. [8]
Передача в сообществе означает, что источник инфекции, способствующий распространению заболевания, неизвестен или связь в плане контактов между пациентами и другими людьми отсутствует. Это относится к сложности понимания эпидемиологической связи в обществе, помимо подтвержденных случаев. [9] [10] [11]
Локальная передача означает, что источник инфекции был идентифицирован в отчетном регионе (например, в стране, регионе или городе). [12]
Пути передачи
[ редактировать ]Путь передачи важен для эпидемиологов , поскольку модели контактов различаются между разными группами населения и разными группами населения в зависимости от социально-экономических, культурных и других особенностей. Например, низкая личная и пищевая гигиена из-за отсутствия чистой воды может привести к увеличению передачи заболеваний фекально-оральным путем, таких как холера . Различия в заболеваемости такими заболеваниями между разными группами также могут пролить свет на пути передачи заболевания. Например, если отметить, что полиомиелит чаще встречается в городах слаборазвитых стран, где нет чистой воды, чем в городах с хорошей водопроводной системой, мы могли бы выдвинуть теорию о том, что полиомиелит распространяется фекально-оральным путем. путем считаются два пути заражения Воздушно-капельным : воздушно-капельный и воздушно-капельный. [ нужна ссылка ]
Воздушно-капельная инфекция
[ редактировать ]«Воздушно-капельная передача относится к инфекционным агентам, которые распространяются через капельные ядра (остатки испарившихся капель), содержащие инфекционные микроорганизмы. Эти организмы могут выживать вне тела и оставаться во взвешенном состоянии в воздухе в течение длительного периода времени. Они заражают других через верхние и нижние дыхательные пути». [13] Размер частиц при инфекциях, передающихся воздушно-капельным путем, должен быть < 5 мкм. [14] Он включает как сухие, так и влажные аэрозоли и поэтому обычно требует более высокого уровня изоляции, поскольку может оставаться во взвешенном состоянии в воздухе в течение более длительных периодов времени. т.е. во избежание общего загрязнения необходимы отдельные системы вентиляции или помещения с отрицательным давлением. например, туберкулез , ветрянка , корь . [ нужна ссылка ]
Капельное заражение
[ редактировать ]Распространенной формой передачи является воздушно-капельный путь при кашле , чихании или разговоре. Респираторно-капельный путь передачи является обычным путем респираторных инфекций. Передача инфекции может произойти, когда капли из дыхательных путей достигают чувствительных поверхностей слизистых оболочек, например, глаз, носа или рта. Это также может произойти косвенно при контакте с загрязненными поверхностями, когда руки затем касаются лица. До высыхания респираторные капли имеют большие размеры, не могут долго оставаться во взвешенном состоянии в воздухе и обычно рассеиваются на короткие расстояния. [13] Размер частиц при капельных инфекциях > 5 мкм. [14]
К микроорганизмам, передающимся воздушно-капельным путем, относятся респираторные вирусы, такие как вирус гриппа , вирус парагриппа , аденовирусы , риновирус , респираторно-синцитиальный вирус , метапневмовирус человека , Bordetella pertussis , пневмококки , пиогенный стрептококк , дифтерия , краснуха , [16] и коронавирусы . [17] Распространение респираторных капель от пользователя можно уменьшить за счет ношения хирургической маски . [15]
Прямой контакт
[ редактировать ]Прямой контакт происходит посредством контакта кожа к коже, поцелуев и полового акта. Прямой контакт также означает контакт с почвой или растительностью, содержащей инфекционные организмы. [18] Кроме того, хотя фекально-оральная передача в первую очередь считается непрямым контактным путем, прямой контакт также может привести к передаче через фекалии. [19] [20]
Болезни, которые могут передаваться контактным путем, называются заразными (заразное – это не то же самое, что инфекционное; хотя все заразные болезни заразны, не все инфекционные болезни заразны). Эти заболевания также могут передаваться при совместном использовании полотенца (когда полотенцем энергично протирают оба тела) или предметов одежды, находящихся в тесном контакте с телом (например, носков), если их тщательно не стирать между использованиями. По этой причине заразные заболевания часто возникают в школах, где полотенца используются совместно, а личные предметы одежды случайно перепутаны в раздевалках. [ нужна ссылка ]
Некоторые заболевания, передающиеся при прямом контакте, включают микоз стопы , импетиго , сифилис, бородавки и конъюнктивит . [21]
Сексуальный
[ редактировать ]Это относится к любой инфекции, которой можно заразиться во время полового акта с другим человеком, включая вагинальный или анальный секс , реже — при оральном сексе (см. ниже) и реже — при ручном сексе (см. ниже). Передача происходит либо непосредственно между поверхностями, соприкасающимися во время полового акта (обычный путь бактериальных инфекций и инфекций, вызывающих язвы), либо через выделения ( сперму или жидкость, выделяемую возбужденной женщиной), которые несут инфекционные агенты, попадающие в кровоток партнера через крошечные разрывы полового члена , влагалища или прямой кишки (это более распространенный путь проникновения вирусов ). Во втором случае анальный секс значительно более опасен, поскольку пенис открывает больше разрывов в прямой кишке, чем во влагалище, поскольку влагалище более эластично и приспосабливается. [ нужна ссылка ]
Некоторые инфекции, передающиеся половым путем, включают ВИЧ/СПИД , хламидиоз , остроконечные кондиломы , гонорею , гепатит В , сифилис , герпес и трихомониаз . [ нужна ссылка ]
Оральный секс
[ редактировать ]Считается, что инфекции, передающиеся половым путем, такие как ВИЧ и гепатит B, обычно не передаются при контакте «рот в рот», хотя возможна передача некоторых ИППП между гениталиями и ртом во время орального секса. В случае с ВИЧ такая возможность установлена. Он также ответственен за повышенную заболеваемость вирусом простого герпеса 1 (который обычно вызывает инфекции полости рта) при генитальных инфекциях и повышенную заболеваемость вирусом 2 типа (чаще встречается генитально) при инфекциях полости рта. [ нужна ссылка ]
Ручной секс
[ редактировать ]Хотя такая сексуальная практика встречается редко, некоторые инфекции, которые могут распространяться при ручном сексе, включают ВПЧ , хламидиоз и сифилис. [22]
Оральный
[ редактировать ]Инфекции, передающиеся преимущественно оральным путем, могут передаваться при прямом оральном контакте, например при поцелуях , или при непрямом контакте, например при совместном использовании стакана для питья или сигареты. Инфекции, которые, как известно, передаются при поцелуях или при другом прямом или непрямом оральном контакте, включают все инфекции, передающиеся воздушно-капельным путем, и (по крайней мере) все формы вирусов герпеса , а именно цитомегаловирусные инфекции, вызванные вирусом простого герпеса (особенно ВПГ-1) и инфекционный мононуклеоз . [ нужна ссылка ]
Передача от матери к ребенку
[ редактировать ]Это происходит от матери к ребенку (реже от отца к ребенку), часто внутриутробно , во время родов (также называемое перинатальной инфекцией ) или во время послеродового физического контакта между родителями и потомством. У млекопитающих, включая человека, инфекция передается также через грудное молоко (трансмаммарная передача). К инфекционным заболеваниям , которые могут передаваться таким путем, относятся: ВИЧ, гепатит В и сифилис. Многие мутуалистические организмы передаются вертикально. [23]
Ятрогенный
[ редактировать ]Передача в результате медицинских процедур , таких как прикосновение к ране, использование зараженного медицинского оборудования или инъекция или трансплантация инфицированного материала. Некоторые заболевания, которые могут передаваться ятрогенным путем, включают болезнь Крейцфельдта-Якоба , ВИЧ и многие другие. [24] [25]
Совместное использование игл
[ редактировать ]Это практика внутривенных потребителей наркотиков, при которой одну иглу или шприц несколько человек используют для внутривенного введения наркотиков, таких как героин, стероиды и гормоны. Он может служить переносчиком заболеваний, передающихся через кровь , таких как гепатит С (ВГС) и ВИЧ . [26]
Косвенный контакт
[ редактировать ]Непрямая контактная передача, также известная как передача через транспортное средство, предполагает передачу через загрязнение неодушевленных предметов. Переносчиками, которые могут косвенно передавать инфекционный агент, являются продукты питания, вода, биологические продукты, такие как кровь , и фомиты, такие как носовые платки, постельные принадлежности или хирургические скальпели. Транспортное средство может пассивно переносить возбудитель, как в случае с пищей или водой может быть перенесен гепатита А. вирус Альтернативно, носитель может обеспечивать среду, в которой возбудитель растет, размножается или производит токсин, например, неправильно консервированные пищевые продукты создают среду, которая поддерживает выработку ботулотоксина Clostridium botulinum . [18]
Передача другими организмами
[ редактировать ]Переносчик организм – это , который сам по себе не вызывает заболевания, но передает инфекцию путем передачи возбудителей от одного хозяина к другому. [27]
Векторы могут быть механическими или биологическими. Механический переносчик захватывает инфекционный агент снаружи своего тела и передает его пассивным образом. Примером механического переносчика является комнатная муха , которая приземляется на коровий навоз, заражая свои придатки бактериями из фекалий, а затем приземляется на пищу перед употреблением в пищу. Возбудитель никогда не попадает в тело мухи. Напротив, биологические переносчики содержат патогены в своих телах и активно доставляют патогены новым хозяевам, обычно через укус. Биологические переносчики часто являются причиной серьезных заболеваний, передающихся через кровь , таких как малярия , вирусный энцефалит , болезнь Шагаса , болезнь Лайма и африканская сонная болезнь . Биологическими переносчиками обычно, хотя и не исключительно, являются членистоногие , такие как комары , клещи , блохи и вши . Векторы часто необходимы в жизненном цикле патогена. Распространенной стратегией борьбы с трансмиссивными инфекционными заболеваниями является прерывание жизненного цикла патогена путем его уничтожения. [ нужна ссылка ]
Фекально-оральный
[ редактировать ]Фекально-оральным путем возбудители в фекальных частицах передаются от одного человека в рот другого человека. Хотя его обычно рассматривают как путь передачи, на самом деле он представляет собой спецификацию входных и выходных порталов возбудителя и может действовать на нескольких других путях передачи. [18] Фекально-оральная передача в первую очередь рассматривается как непрямой контактный путь через зараженную пищу или воду. Однако он также может действовать при прямом контакте с фекалиями или загрязненными частями тела, например, при анальном сексе . [19] [20] Он также может передаваться капельным или воздушно-капельным путем через туалетный шлейф из загрязненных туалетов. [28] [29]
К основным причинам фекально-оральной передачи заболеваний относятся отсутствие надлежащих санитарных условий и плохая гигиена , которые могут принимать различные формы. Фекально-оральная передача может происходить через зараженные продукты питания или воду. Это может произойти, когда люди недостаточно моют руки после посещения туалета , перед приготовлением пищи или уходом за пациентами. [ нужна ссылка ]
Фекально-оральный путь передачи может представлять угрозу для здоровья людей в развивающихся странах , живущих в городских трущобах и не имеющих доступа к адекватным санитарным услугам. Здесь экскременты или неочищенные сточные воды могут загрязнять источники питьевой воды ( подземные или поверхностные воды). люди, пьющие загрязненную воду Заразиться могут . Еще одной проблемой в некоторых развивающихся странах является открытая дефекация , которая приводит к передаче заболеваний фекально-оральным путем. [ нужна ссылка ]
Даже в развитых странах периодически случаются сбои в системах, приводящие к переполнению канализации . Это типичный путь передачи таких инфекционных агентов, как холера , гепатит А , полиомиелит , ротавирус , сальмонелла и паразиты (например, Ascaris lumbricoides ). [ нужна ссылка ]
Отслеживание
[ редактировать ]Отслеживание передачи инфекционных заболеваний называется эпиднадзором за болезнями . Эпиднадзор за инфекционными заболеваниями в общественной сфере традиционно входил в сферу ответственности агентств общественного здравоохранения на международном, национальном или местном уровне. Сотрудники общественного здравоохранения полагаются на медицинских работников и микробиологические лаборатории, которые сообщают о случаях заболеваний, подлежащих регистрации им . Анализ совокупных данных может показать распространение заболевания и лежит в основе специальности эпидемиологии .Чтобы понять распространение подавляющего большинства не подлежащих регистрации заболеваний, необходимо либо собрать данные в рамках конкретного исследования, либо можно изучить существующие коллекции данных, например, данные страховых компаний или продажи противомикробных препаратов. [ нужна ссылка ]
Для заболеваний, передающихся внутри учреждения, например, больницы, тюрьмы, дома престарелых, школы-интерната, детского дома, лагеря беженцев и т. д., нанимаются специалисты по инфекционному контролю , которые будут проверять медицинские записи для анализа передачи в рамках больничной эпидемиологической программы. например. [ нужна ссылка ]
Поскольку эти традиционные методы медленны, отнимают много времени и труда, косвенные источники стали искать передачи. Одним из косвенных показателей в случае гриппа является, например, отслеживание гриппоподобных заболеваний на определенных дозорных участках практикующих врачей в штате. [30] Были разработаны инструменты, помогающие отслеживать эпидемии гриппа путем обнаружения закономерностей в определенных действиях поисковых запросов в Интернете . Было обнаружено, что частота веб-поиска, связанного с гриппом, в целом увеличивается по мере роста числа людей, больных гриппом. Было показано, что изучение пространственно-временных связей веб-запросов приблизительно соответствует распространению гриппа. [31] и денге . [32]
компьютерное моделирование распространения инфекционных заболеваний. Использовалось [33] Совокупность людей может способствовать передаче, сезонным изменениям и вспышкам инфекционных заболеваний, таких как ежегодное начало занятий в школе, учебный лагерь, ежегодный хадж и т. д. Совсем недавно было показано, что данные с мобильных телефонов способны фиксировать перемещения населения достаточно хорошо, чтобы прогнозировать передача некоторых инфекционных заболеваний, таких как краснуха. [34]
Связь с вирулентностью и выживанием
[ редактировать ]У патогенов должен быть способ передачи от одного хозяина к другому, чтобы обеспечить выживание своего вида. Инфекционные агенты обычно специализируются на определенном методе передачи. Если взять пример респираторного пути, то с точки зрения эволюции вирусы или бактерии, вызывающие у хозяина симптомы кашля и чихания, имеют большое преимущество в выживании, поскольку с гораздо большей вероятностью они будут выброшены от одного хозяина и перенесены к другому. Это также является причиной того, что многие микроорганизмы вызывают диарею . [ нужна ссылка ]
Взаимосвязь между вирулентностью и передачей сложна и имеет важные последствия для долгосрочной эволюции патогена. Поскольку для совместной эволюции микроба и нового вида-хозяина требуется много поколений, новый патоген может особенно сильно ударить по своим самым ранним жертвам. Обычно именно в первой волне нового заболевания уровень смертности является самым высоким. Если болезнь быстро приводит к летальному исходу, хозяин может умереть до того, как микроб сможет передаться другому хозяину. Однако эти затраты могут быть перекрыты краткосрочной выгодой от более высокой заразности, если передача связана с вирулентностью, как это происходит, например, в случае холеры (взрывная диарея помогает бактерии находить новых хозяев) или многих респираторных инфекций ( чихание и кашель создают инфекционные аэрозоли ). [ нужна ссылка ]
Все, что снижает скорость передачи инфекции, несет в себе положительные внешние эффекты , которые являются выгодами для общества, но не отражаются на цене для потребителя. Это косвенно признается, когда вакцины предлагаются бесплатно или по цене, меньшей, чем их покупная цена. [35]
Полезные микроорганизмы
[ редактировать ]Способ передачи также является важным аспектом биологии полезных микробных симбионтов, таких как динофлагелляты, связанные с кораллами , или микробиота человека . Организмы могут образовывать симбиозы с микробами, передаваемыми от их родителей, из окружающей среды или неродственных особей, или и то, и другое. [ нужна ссылка ]
Вертикальная передача
[ редактировать ]Вертикальная передача относится к приобретению симбионтов от родителей (обычно матерей). Вертикальная передача может быть внутриклеточной (например, трансовариальной) или внеклеточной (например, посредством постэмбрионального контакта между родителями и потомством). Как внутриклеточную, так и внеклеточную вертикальную передачу можно рассматривать как форму негенетического наследования или родительского эффекта . Утверждалось, что большинство организмов испытывают ту или иную форму вертикальной передачи симбионтов. [36] Канонические примеры вертикально передающихся симбионтов включают пищевой симбионт Buchnera у тлей (трансовариально передающийся внутриклеточный симбионт) и некоторые компоненты микробиоты человека (передаваемые при прохождении младенцев через родовые пути, а также при грудном вскармливании). [ нужна ссылка ]
Горизонтальная передача
[ редактировать ]Некоторые полезные симбионты приобретаются горизонтально , из окружающей среды или от неродственных особей. Для этого требуется, чтобы хозяин и симбионт имели какой-то метод распознавания друг друга или продуктов или услуг друг друга. Часто горизонтально приобретенные симбионты имеют отношение к вторичному , а не к первичному метаболизму, например, для использования в защите от патогенов. [37] но некоторые первичные пищевые симбионты также приобретаются горизонтально (из окружающей среды). [38] Дополнительные примеры полезных симбионтов, передающихся горизонтально, включают биолюминесцентные бактерии, связанные с кальмарами-кубиками , и азотфиксирующие бактерии в растениях . [ нужна ссылка ]
Смешанная передача
[ редактировать ]Многие микробные симбионты, в том числе микробиота человека , могут передаваться как вертикально, так и горизонтально. Смешанный режим передачи может позволить симбионтам получить «лучшее из обоих миров» — они могут вертикально заражать потомство хозяина, когда плотность хозяев низкая, и горизонтально заражать различных дополнительных хозяев, когда доступно несколько дополнительных хозяев. Передача смешанного типа затрудняет прогнозирование результата (степени вреда или пользы) отношений, поскольку эволюционный успех симбионта иногда, но не всегда, связан с успехом хозяина. [23]
См. также
[ редактировать ]- Биоаэрозоль
- Поиск ошибок
- Межвидовая передача
- Инфекционное заболевание: передача
- Коэффициент передачи (эпидемиология)
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Буш А.О., Фернандес Х.К., Эш Г.В., Сид Дж.Р. (2001). Паразитизм: разнообразие и экология животных-паразитов . Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. стр. 391–399. ISBN 9780521664479 .
- ^ Перейти обратно: а б Люнг, Нью-Хэмпшир, Милтон, ДК (3 июля 2024 г.). «Новая предложенная ВОЗ терминология передачи респираторных патогенов» . Обзоры природы Микробиология : 1–2. дои : 10.1038/s41579-024-01067-5 . ISSN 1740-1534 .
- ^ «Горизонтальная передача болезней» . online-medical-dictionary.org . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года.
- ^ Куркджян К.М., Литтл С.Э. «Пути передачи возбудителей инфекционных болезней» . Пути заражения возбудителями экзотических болезней животных . Колледж ветеринарной медицины Университета Джорджии. Архивировано из оригинала 15 марта 2012 года.
- ^ «Вертикальная передача» . medterms.com . Архивировано из оригинала 28 марта 2007 года.
- ^ «Глоссарий условий, подлежащих уведомлению» . Департамент здравоохранения штата Вашингтон. Архивировано из оригинала 7 января 2010 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ Райан К.Дж., Рэй К.Г., ред. (2004). Медицинская микробиология Шерриса (4-е изд.). МакГроу Хилл. ISBN 978-0-8385-8529-0 .
- ^ Джонс Дж. Х. (май 2007 г.). «Заметки о Р 0 » (PDF) . Пало-Альто, Калифорния: Департамент антропологических наук Стэнфордского университета. стр. 1–9.
- ^ «Ресурсы по новому коронавирусу (COVID-19)» .
- ^ «Выигравшие и проигравшие во времена nCoV» . Манила Таймс . 10 февраля 2020 г.
- ^ «Глобальная экономика выглядит ошеломленной» . Далласские утренние новости . 28 февраля 2020 г. – через pressreader.com. (требуется подписка)
- ^ «Отчет о ситуации с коронавирусной болезнью 2019 (COVID-19) – 47» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения . Архивировано (PDF) из оригинала 8 марта 2020 г. Проверено 8 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б НХМРЦ (2010). «Руководство для преподавателей-клиницистов по профилактике инфекций и борьбе с ними в здравоохранении» (PDF) . Содружество Австралии . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Профилактика внутрибольничных инфекций» (PDF) . Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) . Архивировано из оригинала (PDF) 26 марта 2020 года.
- ^ Перейти обратно: а б «Защита органов дыхания от инфекционных агентов, передающихся по воздуху, для медицинских работников: защищают ли хирургические маски работников?» (Информационные бюллетени по вопросам охраны труда). Канадский центр гигиены и безопасности труда. 28 февраля 2017 г. Проверено 28 февраля 2017 г.
- ^ «Какие болезни заразны воздушно-капельным путем?» . Архивировано из оригинала 16 июля 2015 года.
- ^ «Передайте послание: пять шагов к победе над коронавирусом» . www.who.int . Проверено 24 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Принципы эпидемиологии: Цепь заражения» . Центры США по контролю заболеваний и инфекций . 18 февраля 2019 года . Проверено 21 июля 2020 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Перейти обратно: а б LaMorte WW (6 января 2016 г.). «Общее распространение транспортных средств» . Школа общественного здравоохранения Бостонского университета . Проверено 21 июля 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Уиттьер, Калифорния (16 апреля 2017 г.). «Фекально-оральная передача». В Безансон М., Маккиннон К.С., Райли Э., Кэмпбелл С.Дж. (ред.). Международная энциклопедия приматологии . Хобокен, Нью-Джерси, США: John Wiley & Sons, Inc., с. 1. дои : 10.1002/9781119179313.wbprim0193 . ISBN 978-1-119-17931-3 .
- ^ Морс С.А., Мицнер Т.А., Миллер С., Ридель С. (2019). Медицинская микробиология Джаветца, Мельника и Адельберга (28-е изд.). Нью-Йорк: Образование Макгроу-Хилл. ISBN 978-1-260-01202-6 .
- ^ Хойл А., МакГини Э (2019). Прекрасные отношения и половое воспитание . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-35118-825-8 . Проверено 11 июля 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Эберт Д. (2013). «Эпидемиология и эволюция симбионтов со смешанным типом передачи». Ежегодный обзор экологии, эволюции и систематики . 44 : 623–643. doi : 10.1146/annurev-ecolsys-032513-100555 .
- ^ «Болезнь Крейцфельдта-Якоба» . nhs.uk. 23 октября 2017 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ Руэ Ф., Нухин Дж., Чжэн Д.П., Рош Б., Блэк А., Прак С. и др. (май 2018 г.). «Массовая ятрогенная вспышка вируса иммунодефицита человека типа 1 в сельской местности Камбоджи, 2014-2015 гг.» . Клинические инфекционные болезни . 66 (11): 1733–1741. дои : 10.1093/cid/cix1071 . ПМК 5963970 . ПМИД 29211835 .
- ^ «ВИЧ и употребление инъекционных наркотиков | Передача ВИЧ | Основы ВИЧ | ВИЧ / СПИД | CDC» . www.cdc.gov . 30 марта 2022 г. Проверено 12 сентября 2023 г.
- ^ «Патогены и переносчики» . MetaPathogen.com . Архивировано из оригинала 24 января 2015 года.
- ^ Джонсон Д.Л., Мид К.Р., Линч Р.А., Херст Д.В. (март 2013 г.). «Поднимая крышку с аэрозоля для туалетных шлейфов: обзор литературы с предложениями для будущих исследований» . Американский журнал инфекционного контроля . 41 (3): 254–258. дои : 10.1016/j.ajic.2012.04.330 . ПМЦ 4692156 . ПМИД 23040490 .
- ^ Джонс Р.М., Броссо Л.М. (май 2015 г.). «Аэрозольная передача инфекционных заболеваний». Журнал профессиональной и экологической медицины . 57 (5): 501–508. дои : 10.1097/JOM.0000000000000448 . ПМИД 25816216 . S2CID 11166016 .
- ^ Полгрин П.М., Чен З., Сегре А.М., Харрис М.Л., Пентелла М.А., Раштон Дж. (ноябрь 2009 г.). «Оптимизация дозорного эпиднадзора за гриппом на уровне штата» . Американский журнал эпидемиологии . 170 (10): 1300–1306. дои : 10.1093/aje/kwp270 . ПМК 2800268 . ПМИД 19822570 .
- ^ Гинзберг Дж., Мохебби М.Х., Патель Р.С., Браммер Л., Смолинский М.С., Бриллиант Л. (февраль 2009 г.). «Обнаружение эпидемий гриппа с использованием данных поисковых запросов» (PDF) . Природа . 457 (7232): 1012–1014. Бибкод : 2009Natur.457.1012G . дои : 10.1038/nature07634 . ПМИД 19020500 . S2CID 125775 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 октября 2018 года.
- ^ Чан Э.Х., Сахай В., Конрад С., Браунштейн Дж.С. (май 2011 г.). «Использование данных поисковых запросов в Интернете для мониторинга эпидемий денге: новая модель наблюдения за забытыми тропическими болезнями» . PLOS Забытые тропические болезни . 5 (5): е1206. дои : 10.1371/journal.pntd.0001206 . ПМК 3104029 . ПМИД 21647308 .
- ^ Ситтос С.И., Руссо Л. (май 2013 г.). «Математическое моделирование динамики инфекционных заболеваний» . Вирулентность . 4 (4): 295–306. дои : 10.4161/viru.24041 . ПМК 3710332 . ПМИД 23552814 .
- ^ Весоловский А., Меткалф С.Дж., Игл Н., Комбич Дж., Гренфелл Б.Т., Бьернстад О.Н. и др. (сентябрь 2015 г.). «Количественная оценка сезонных потоков населения, способствующих динамике передачи краснухи, с использованием данных мобильных телефонов» . Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки . 112 (35): 11114–11119. Бибкод : 2015PNAS..11211114W . дои : 10.1073/pnas.1423542112 . ПМК 4568255 . ПМИД 26283349 .
- ^ Грейвс С., Самуэльсон Д.А. (март 2022 г.). «Внешние эффекты, общественные блага и инфекционные заболевания» (PDF) . Обзор реальной экономики . 99 : 25–56.
- ^ Фанкхаузер Л.Дж., Борденштайн С.Р. (2013). «Мама знает лучше: универсальность передачи микробов от матери» . ПЛОС Биология . 11 (8): e1001631. дои : 10.1371/journal.pbio.1001631 . ПМЦ 3747981 . ПМИД 23976878 .
- ^ Кальтенпот М., Энгл Т. (2013). «Защитные микробные симбионты у перепончатокрылых». Функциональная экология . 28 (2): 315–327. дои : 10.1111/1365-2435.12089 . hdl : 11858/00-001M-0000-000E-B76B-E .
- ^ Нуссбаумер А.Д., Фишер Ч.Р., Брайт М. (май 2006 г.). «Горизонтальная передача эндосимбионтов у гидротермальных жерловых трубчатых червей». Природа . 441 (7091): 345–348. Бибкод : 2006Natur.441..345N . дои : 10.1038/nature04793 . ПМИД 16710420 . S2CID 18356960 .