Социальный апартеид в Бразилии
Часть серии статей о |
Расовая и этническая сегрегация |
---|
Термин «социальный апартеид» использовался для описания различных аспектов экономического неравенства в Бразилии , проводя параллель с юридически закрепленным разделением белых и черных в южноафриканском обществе в течение нескольких десятилетий во время режима апартеида 20-го века . [ 1 ] [ 2 ]
Происхождение
[ редактировать ]По словам Марии Хелены Морейры Алвес, неравенство между богатыми и бедными в Бразилии в начале двадцатого века усугубилось из-за различного обращения с городскими мигрантами во время и после Великой депрессии . Внутренние мигранты, которые в основном происходили от индейцев или африканских рабов , не получали никакой государственной помощи или обучения в адаптации к крупным городским центрам. Они сосредоточились в условиях своего рода «социального апартеида», живя в трущобах и выполняя черную и неприятную работу, которой белые избегали. Напротив, европейские , арабские и японские иммигранты, которые, как правило, были более образованными, получили прямую помощь в виде ряда правительственных программ, в том числе некоторых, спонсируемых их национальными правительствами, а также других льгот. [ 3 ]
Неравенство доходов
[ редактировать ]Неравенство доходов является основным источником социального неравенства в Бразилии. В 2001 году в Бразилии был относительно высокий коэффициент Джини , равный 0,59, для неравенства в доходах, а это означало, что разница между доходами любых двух случайно выбранных бразильцев была почти в 1,2 раза выше среднего показателя. По оценкам Всемирного банка , доля доходов 20% самых богатых бразильцев примерно в 33 раза превышает долю доходов 20% самых бедных. [ 4 ]
Причины неравенства доходов в Бразилии связаны с несправедливым распределением государственных ресурсов, недостатками в сфере образования и разрывом в заработной плате. Государственные расходы в целом регрессивны; хотя социальные программы в основном являются прогрессивными, другие расходы, такие как пенсии государственным служащим, составляют большую долю общих расходов и ориентированы на лиц с более высокими доходами. По данным Всемирного банка, на это приходится около 39% неравенства доходов. [ 5 ] Доступ к образованию крайне неравен и ориентирован на привилегированные группы, что приводит к разрыву в трудовых навыках, который значительно больше, чем в других странах Америки, таких как Мексика, Колумбия и Соединенные Штаты. По оценкам Всемирного банка, это составляет около 29% общего неравенства. [ 5 ] Наконец, существует значительный и увеличивающийся разрыв в заработной плате между должностями, требующими более высокого и более низкого уровня квалификации. Всемирный банк объясняет 32% неравенства разницей в заработной плате. [ 5 ]
Пол, цвет кожи и социальное положение являются важными факторами неравенства в доходах: женщины и бразильцы африканского происхождения зарабатывают значительно меньше, чем мужчины и белые бразильцы, из-за недостатков в образовании и заработной плате. Уровень образования чернокожих бразильцев на две трети ниже, чем у белых, что ограничивает их доступ к более высокооплачиваемой работе. Женщины зарабатывают на 29% меньше, чем мужчины, несмотря на то, что женщины имеют в среднем на один год больше образования. [ 4 ]
Расовое и классовое неравенство
[ редактировать ]Некоторые полагают, что эти параллели между Южной Африкой в эпоху апартеида и современной Бразилией связаны с историей рабства в стране и связанными с ней расовыми кастами, поскольку неравенство в экономическом и социальном статусе особенно затрагивает афро-бразильцев по сравнению с другими группами. [ 7 ] По словам из Сан-Паулу конгрессмена Алоизио Меркаданте , члена бразильской левой Рабочей партии (ПТ), «так же, как в Южной Африке был расовый апартеид, в Бразилии существует социальный апартеид». [ 1 ] Журналист Кевин Дж. Холл писал в 2002 году, что афробразильцы отстают от белых бразильцев почти по всем социальным показателям , включая доход и образование . Жители городов гораздо чаще подвергаются насилию, убийствам со стороны полиции или заключению в тюрьму, чем представители других групп. [ 1 ]
Социальная ситуация в Бразилии отрицательно влияет на возможности получения образования для обездоленных слоев населения. [ 8 ] Критики отмечают, что классы в основном отделены от любого взаимодействия, кроме обслуживания: богатые живут в огороженных закрытых поселениях , а обездоленные классы вообще не взаимодействуют с богатыми, «кроме домашнего обслуживания и в цехах». [ 9 ]
По данным France Winddance Twine , разделение по классам и расам распространяется на то, что она называет «пространственным апартеидом», когда жители и гости из высшего сословия, предположительно белые, входят в многоквартирные дома и отели через главный вход, в то время как прислуга из низшего сословия и поставщики услуг входят сбоку или сзади. [ 10 ]
Борец за гражданские права Карлос Вериссимо пишет, что Бразилия — расистское государство и классовое неравенство , и что расовое часто взаимосвязаны. [ 11 ] Михаэль Леви заявляет, что «социальный апартеид» проявляется в закрытых поселениях, «социальной дискриминации, которая также имеет неявный расовый аспект, когда подавляющее большинство бедных составляют чернокожие или полукровки». [ 12 ] Несмотря на отказ Бразилии от военного правления и возвращение к демократии в 1988 году, социальный апартеид усилился. [ 8 ]
Влияние на уличную молодежь
[ редактировать ]Социальный апартеид связан с исключением бедной молодежи (особенно уличной молодежи) из бразильского общества. [ 13 ] Бразилии Некоторые политические теоретики утверждают, что роль полиции в предотвращении посягательств жителей многочисленных фавел на жизнь бразильцев среднего и высшего класса является ключевой для поддержания этого состояния апартеида. [ 14 ]
Профессора антропологии Нэнси Шепер-Хьюз и Дэниел Хоффман описывают эту дискриминацию и изоляцию детей из трущоб и беспризорников как «бразильский апартеид» и заявляют, что «[скрытая и запрещенная часть дискурса о беспризорных детях в Бразилии заключается в том, что термин на самом деле это цветовая маркировка в «расовой слепоте» Бразилии, где большинство уличных детей — «черные». Они пишут, что, чтобы защитить себя, бедные дети часто носят с собой оружие, и в результате «цена поддержания этой формы апартеида высока: городская общественная сфера небезопасна для любого ребенка». [ 15 ]
Тобиас Хехт пишет, что богатые бразильцы рассматривают зачастую агрессивных беспризорных детей как угрозу, поэтому стараются маргинализировать их в социальном плане и скрыть их и бедность, которую они представляют, от жизни богатой элиты. По словам Хехта, постоянное присутствие этих детей «олицетворяет собой неспособность непризнанного социального апартеида держать бедных вне поля зрения». [ 16 ]
Экономические эффекты
[ редактировать ]Социальный апартеид является распространенной темой в исследованиях последствий огромного неравенства доходов в Бразилии. [ 9 ] Термин «социальный апартеид» (и связанное с ним неравенство) признается серьезной проблемой даже , которая бразильской элитой от него выигрывает:
Несмотря на десятилетия впечатляющего экономического роста , поразительное социальное неравенство сохраняется. В недавнем опросе 1500 наиболее влиятельных членов политической и экономической элиты Бразилии около 90 процентов считали, что Бразилия добилась экономического успеха и социальной неудачи. Около половины опрошенных рассматривали огромное неравенство как форму « социального апартеида ». [ 17 ]
Кристовам Буарк , сенатор от Демократической Лейбористской партии от Федерального округа, говорит, что «Бразилия — это разделенная страна, где наблюдается самая большая концентрация доходов в мире и существует модель апартеида, бразильского социального апартеида». [ 7 ] Он пишет, что вместо «спектра неравенства» теперь «разрыв между включенными и исключенными. Вместо неравенства возникло разделение, социальный апартеид». Он утверждает, что обществу угрожает «разрыв между богатыми и бедными, настолько большой, что в каждой стране будет наблюдаться отдельный рост, по образцу Южной Африки при апартеиде», и что, хотя это происходит во всем мире, «Бразилия является ее лучшей страной». пример". [ 2 ]
Раса и преступность
[ редактировать ]Поскольку общий уровень убийств, зарегистрированных в Бразилии, растет, количество убийств на 100 000 афро- и пардо-бразильцев также увеличилось с 32,42 в 2006 году до 43,15 в 2017 году, тогда как число убийств на 100 000 среди белых и азиатских бразильцев снизилось с 17,12 в 2017 году. 2006 г. до 15,97, зафиксированных в 2017 г. [ 18 ]
Согласно исследованиям, вероятность стать жертвой убийства чернокожих в Бразилии еще выше в группах со схожими образовательными и социально-экономическими характеристиками. Вероятность убийства чернокожего подростка в 3,7 раза выше, чем у белого.
Опрос также показывает, что чернокожие чаще всего становятся жертвами нападений со стороны полиции. Национальное исследование виктимизации показывает, что в 2009 году 6,5% чернокожих, подвергшихся агрессии со стороны полиции или частных охранников (которые часто работают в полиции не при исполнении служебных обязанностей), по сравнению с 3,7% белых.
По словам Даниэля Серкейры, ежегодно в стране убивают более 60 000 человек, и в этих смертях наблюдается сильная предвзятость по цвету кожи и социальному статусу: «В пропорции уровень смертности среди чернокожих на 135% выше, чем среди цветного населения. В то время как уровень убийств для чернокожих – 36,5 на 100 000 жителей, для белых – 15,5 на 100 000 жителей». [ 19 ]
Политические эффекты
[ редактировать ]Бывший президент Бразилии Луис Инасиу Лула да Силва (2003–2010) был процитирован в 2002 году Марком Вейсбротом в журнале The Nation, заявив, что он «боролся за то, чтобы вывести бедняков Бразилии из экономического апартеида». [ 20 ] Его поражение на президентских выборах 1994 года от Фернандо Энрике Кардосо (1995–2002) отчасти объясняется страхом, который Лула вызвал в среднем классе своими «осуждениями социального апартеида , пронизывающего бразильское общество ». [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Расизм в Бразилии
- Расовая демократия
- Социальные проблемы в Бразилии
- Демография Бразилии
- Раса и этническая принадлежность в Бразилии
- Расовое отбеливание
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Холл, Кевин Г. «Черные Бразилии получили позитивные действия через 114 лет после эмансипации», Knight Ridder / Tribune News Service , 31 мая 2002 г.
- ^ Перейти обратно: а б Буарк, Кристовам , «Северо-Восток: пятьсот лет открытий», в Саксе, Игнаси; Вильхайм, Хорхе. Бразилия: век перемен , University of North Carolina Press , 2009, с. 280 .
- ^ «Внутренние мигранты из Бразилии, многие из которых являются потомками индейцев или африканских рабов, были полностью предоставлены своим собственным начинаниям в городе, без государственных субсидий, программ иммиграционной поддержки, профессиональной подготовки и жилищных программ, которые могли бы помочь этому процессу. Короче говоря, бразильские мигранты оказались втянутыми в социальный апартеид в городских трущобах, их рабочие места ограничивались теми, к которым белые не прикасались, например, вывозом мусора, тяжелыми строительными работами и черной работой в промышленности. Многие европейские и японские иммигранты попали под эгиду программ, организованных их правительствами, которые помогли им оплатить расходы на транспорт и жилье, помогли им найти работу, обучили их и предоставили ряд других льгот». Алвес, Мария Хелена Морейра. «Сан-Паулу: политические и социально-экономические преобразования, вызванные Новым рабочим движением в городе и за его пределами». В Гуглер, Йозеф. Мировые города за пределами Запада: глобализация, развитие и неравенство , Издательство Кембриджского университета, 2004, стр. 202–203.
- ^ Перейти обратно: а б Страновое исследование Всемирного банка (2004 г.). Неравенство и экономическое развитие в Бразилии . Публикации Всемирного банка. п. XVIII. ISBN 0821358804 . Проверено 5 декабря 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Страновое исследование Всемирного банка (2004 г.). Неравенство и экономическое развитие в Бразилии . Публикации Всемирного банка. стр. XVIII–XIX. ISBN 0821358804 . Проверено 5 декабря 2012 г.
- ^ Состояние черноты в Бразилии.
- ^ Перейти обратно: а б Буарк, Кристовам . Бразилия Лулы в долгу перед миром за столь многие разбитые надежды. Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine , журнал Brazzil Magazine , 23 августа 2005 г.
- ^ Перейти обратно: а б «В Бразилии военные вернулись в казармы, но, несмотря на их замену избранными правительствами, дрейф к социальному апартеиду и моральному разложению продолжается. Те, кто продолжает ориентировать свою образовательную практику на принципы народного образования, теперь сталкиваются с новой и более сложной конъюнктурой. ." Ирландия, Тимоти. «Опираясь на опыт: работа со строителями в Бразилии» в Боуд, Дэвид Дж. и Миллер, Нод. Работа с опытом: анимация обучения , Routledge, 1996, с. 132.
- ^ Перейти обратно: а б «Немногие исследования, например, изучают последствия этих тревожных условий для социальных, классовых и политических отношений. Социальный апартеид является движущей силой распространения закрытых жилых комплексов в Сан-Паулу – одного из немногих действующих предприятий на вялом рынке недвижимости. Согласно рекламным объявлениям, эти поселения окружены стенами высотой пять метров. высокий, защищенный сложными системами безопасности и круглосуточно патрулируемый охранниками, которые также тщательно проверяют всех посетителей. Горничных и других поденщиков обыскивают каждый раз, когда они входят или выходят. Внутри есть милые дома и дети, играющие на улице. любой богатый пригород Соединенных Штатов, за исключением того, что это остров в море нищеты». Шнайдер, Бен Росс. «Бразилия под колором: анатомия кризиса», в Кэмпе, Родерик Ай . Демократия в Латинской Америке: закономерности и циклы , Роуман и Литтлфилд, 1996, с. 241. ISBN 0-8420-2513-8
- ^ Васалианцы часто описывали то, что можно назвать формой пространственного апартеида, с которой они столкнулись в городе Рио. Эта расовая и классовая сегрегация отражается в дизайне многоквартирных домов в элитных кварталах. Пространственная география городов Рио имеет поразительное сходство с южными Соединенными Штатами в районе Джима Кроу. Имеется общий вход, предназначенный для жителей зданий и гостей, которые предположительно являются белыми, а также служебный вход, расположенный сбоку или сзади этих зданий и предназначенный исключительно для использования домашними прислугой и поставщиками услуг, которые, как предполагается, быть небелым или черным». Тайн, Франция Winddance. Расизм в расовой демократии: поддержание превосходства белых в Бразилии , Rutgers University Press, 1998, стр. 80-81.
- ^ Веррисимо, Чарльз. Апартеид в Америке , CrossRoads , декабрь/январь 1994/1995 гг.
- ↑ также существует настоящий социальный апартеид По всей стране , который проявляется в больших городах через физическое разделение особняков и богатых кварталов, окруженных стенами и электрической колючей проволокой и охраняемых частными вооруженными охранниками, которые тщательно патрулируют все входы и выходы. Это социальная дискриминация, которая также имеет неявное расовое измерение, когда большинство бедных — чернокожие или полукровки. Лоуи, Майкл . Бразилия: страна, отмеченная социальным апартеидом , «Логос: журнал современного общества и культуры» , том 2, выпуск 2, весна 2003 г.
- ^ Брандао, Кай. «Важнейшие достижения бразильского социального движения за права детей: социальный апартеид в Бразилии» , New Designs for Youth Development , v.14-3, осень 1998 г.
- ^ «Общее количество фавел в Бразилии составляет 3905... Учитывая их близость к элитным кварталам, они стали ежедневным кошмаром для преимущественно белого среднего и высшего населения Рио. Роль полиции как По словам бывшего министра в городе, цель заключается в поддержании состояния социального апартеида «без необходимости в заборах, которые они используют в Южной Африке, потому что они не спускаются с холмов, они не организуют сами». Эрдентуг, Айген и Коломбейн, Фрик. Городские этнические встречи: пространственные последствия , Routledge, 2002, с. 119.
- ^ Шепер-Хьюз, Нэнси; Хоффман, Дэниел, «Бразильский апартеид: беспризорные дети и борьба за городское пространство», в Шепер-Хьюз, Нанси; Сарджент, Кэролайн Фишел (редакторы). Маленькие войны: культурная политика детства , Калифорнийский университет Press , 1998, с. 360. ISBN 978-0-520-20918-3
- ^ «Восприятие беспризорных детей как угрозы коренится в противоречии между желанием держать детей социально маргинальными, послушными и вне поля зрения, и существованием — именно в центре городской жизни — беспризорных детей, которые часто применяют насилие. , то, что обычно считается прерогативой взрослых, является напоминанием буквально на пороге богатых бразильцев и недалеко от пятизвездочных отелей, где останавливаются консультанты по развитию, о противоречиях современной общественной жизни: богатстве немногих среди. бедность большинства, изобилие ресурсов на фоне растраты возможностей. Они воплощают неспособность непризнанного социального апартеида держать бедных вне . зрения поля Университетское издательство, 1998, стр. 214.
- ^ Икин, Маршалл Крейг. Бразилия: Страна прошлого и будущего , Пэлгрейв Макмиллан, 1997, с. 114.
- ^ «Уровень убийств в Бразилии по этнической принадлежности в 2019 году» .
- ^ «Негр Бельхиор — на техническом обслуживании» . Архивировано из оригинала 13 апреля 2016 г. Проверено 2 сентября 2014 г.
- ^ Вайсброт, Марк . Как идет Бразилия... , The Nation , 16 сентября 2002 г.
- ^ «Тактика предвыборной кампании Лулы (его длительные поездки по стране или караваны ), его явно пролетарское происхождение и его осуждение социального апартеида, который пронизал бразильское общество, напугали средний класс. Кардозу получил 54 процента голосов по сравнению с 27 процентами голосов Лулы. процентов (С. Брэнфорд и Б. Куцински, Бразилия: Карнавал угнетенных. Лула и Бразильская рабочая партия , Лондон, Латиноамериканское бюро, 19945, стр. 4)». Ливсли, Джеральдин. Демократия в Латинской Америке: мобилизация, власть и поиск новой политики , Manchester University Press, 1999, с. 99, примечание 63.
Ссылки
[ редактировать ]- Алвес, Мария Хелена Морейра «Сан-Паулу: политические и социально-экономические преобразования, вызванные Новым рабочим движением в городе и за его пределами». В Гуглер, Йозеф. Города мира за пределами Запада: глобализация, развитие и неравенство , издательство Кембриджского университета, 2004. ISBN 0-521-53685-5
- Буарк, Кристовам . Бразилия Лулы в долгу перед миром за столь многие разбитые надежды. Архивировано 11 января 2012 г. в Wayback Machine , журнал Brazzil Magazine , 23 августа 2005 г.
- Буарк, Кристовам , «Северо-Восток: пятьсот лет открытий», в Саксе, Игнаси; Вильхайм, Хорхе. Бразилия: век перемен , University of North Carolina Press , 2009, с. 280 . ISBN 978-0-8078-5927-8
- Брандао, Кайус. Знаменательные достижения бразильского социального движения за права детей: социальный апартеид в Бразилии , Новые проекты развития молодежи , т. 14-3, осень 1998 г.
- Икин, Маршалл Крейг. Бразилия: Страна прошлого и будущего , Пэлгрейв Макмиллан, 1997, ISBN 0-312-16200-6 .
- Эрдентуг, Айген и Коломбейн, Фрик. Городские этнические встречи: пространственные последствия , Routledge, 2002. ISBN 0-415-28085-0
- Холл, Кевин Г. «Черные Бразилии получили позитивные действия через 114 лет после эмансипации», Knight Ridder / Tribune News Service , 31 мая 2002 г.
- Хехт, Тобиас . Дома на улице: беспризорные дети северо-востока Бразилии , издательство Кембриджского университета, 1998. ISBN 0-521-59869-9
- Ирландия, Тимоти. «Опираясь на опыт: работа со строителями в Бразилии» в Boud, David J. & Miller, Nod. Работа с опытом: анимация обучения , Routledge, 1996. ISBN 0-415-14245-8
- Ливсли, Джеральдин. Демократия в Латинской Америке: мобилизация, власть и поиск новой политики , Manchester University Press, 1999. ISBN 0-7190-4311-5
- Лёви, Михаэль . Бразилия: страна, отмеченная социальным апартеидом , «Логос: журнал современного общества и культуры» , том 2, выпуск 2, весна 2003 г.
- Роча, январь. Бразилия в фокусе: Путеводитель по народной политике и культуре , Interlink Books, 2000. ISBN 1-56656-384-4
- Шепер-Хьюз, Нэнси; Хоффман, Дэниел, «Бразильский апартеид: беспризорные дети и борьба за городское пространство», в Шепер-Хьюз, Нанси; Сарджент, Кэролайн Фишел. Маленькие войны: культурная политика детства , Калифорнийский университет Press , 1998. ISBN 978-0-520-20918-3
- Шнайдер, Бен Росс. «Бразилия под Коллором: анатомия кризиса», в Кэмпе, Родерик Ай. Демократия в Латинской Америке: закономерности и циклы , Роуман и Литтлфилд, 1996. ISBN 0-8420-2513-8
- Шпагат, Франсин Виндданс . Расизм в расовой демократии: поддержание превосходства белых в Бразилии , Rutgers University Press, 1998. ISBN 0-8135-2365-6
- Улица, GPS . В роли Бразилии , Сан-Паулу , 29 октября 2001 года.
- Веррисимо, Чарльз. Апартеид в Америке , CrossRoads , декабрь/январь 1994/1995 гг.
- Вайсброт, Марк . Как идет Бразилия... , The Nation , 16 сентября 2002 г.