СТС-61-Б
Имена | Космическая транспортная система -23 |
---|---|
Тип миссии | Развертывание спутников Технология |
Оператор | НАСА |
ИДЕНТИФИКАТОР КОСПЭРЭ | 1985-109А |
САТКАТ нет. | 16273 |
Продолжительность миссии | 6 дней, 21 час, 4 минуты, 49 секунд |
Пройденное расстояние | 3970181 км (2466956 миль) |
Орбиты завершены | 109 |
Свойства космического корабля | |
Космический корабль | Космический шаттл Атлантис |
Стартовая масса | 118 664 кг (261 609 фунтов) |
Посадочная масса | 93 316 кг (205 727 фунтов) |
Масса полезной нагрузки | 21791 кг (48041 фунт) |
Экипаж | |
Размер экипажа | 7 |
Члены | |
выходы в открытый космос | 2 |
выхода в открытый космос Продолжительность |
|
Начало миссии | |
Дата запуска | 27 ноября 1985 г., 00:29:00 UTC (7:29 утра по восточному стандартному времени ) |
Запуск сайта | Кеннеди , LC-39A |
Подрядчик | Роквелл Интернэшнл |
Конец миссии | |
Дата посадки | 3 декабря 1985 г., 21:33:49 UTC (13:33:49 по тихоокеанскому времени ) |
Посадочная площадка | Эдвардс , взлетно-посадочная полоса 22 |
Орбитальные параметры | |
Справочная система | Геоцентрическая орбита |
Режим | Низкая околоземная орбита |
Высота перигея | 361 км (224 миль) |
Высота апогея | 370 км (230 миль) |
Наклон | 28.45° |
Период | 91,90 минут |
Инструменты | |
| |
Нашивка миссии STS-61-B Задний ряд: Уокер , Росс , Клив , Спринг и Нери Вела. Первый ряд: О'Коннор и Шоу. |
STS-61-B был 23-м НАСА полетом космического корабля и вторым с использованием космического корабля « Атлантис» . Шаттл был запущен из Космического центра Кеннеди , штат Флорида , 26 ноября 1985 года. Во время STS-61-B экипаж шаттла развернул три спутника связи и опробовал методы строительства конструкций на орбите . Атлантис приземлился на базе ВВС Эдвардс в Калифорнии в 16:33:49 по восточному стандартному времени 3 декабря 1985 года, после 6 дней, 21 часа, 4 минут и 49 секунд на орбите.
STS-61-B ознаменовал самый быстрый переход орбитального корабля "Шаттл" от запуска к запуску в истории - между запуском "Атлантиса " на STS-51-J и запуском STS-61-B прошло всего 54 дня. По состоянию на август 2022 г. [update], это по-прежнему рекорд по развороту между двумя полетами одного и того же орбитального космического корабля. Миссия также была примечательна тем, что на борту находился первый мексиканский астронавт Родольфо Нери Вела . Это также была вторая и последняя миссия «Атлантиса » перед космического корабля «Челленджер» катастрофой в 1986 году. Катастрофа «Челленджера» остановила флот шаттлов на два с половиной года, и «Атлантис» не сможет снова летать до STS-27 , который был запущен три года спустя, в декабре. 2, 1988.
Экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Командир | Брюстер Х. Шоу мл. Второй космический полет | |
Пилот | Брайан Д. О'Коннор Первый космический полет | |
Специалист миссии 1 | Джерри Л. Росс Первый космический полет | |
Специалист миссии 2 Бортинженер | Мэри Л. Клив Первый космический полет | |
Специалист миссии 3 | Шервуд К. Спринг Только космический полет | |
Специалист по полезной нагрузке 1 | Чарльз Д. Уокер Третий и последний космический полет Макдоннелл Дуглас | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Родольфо Нери Вела Только космический полет СКТ |
Резервный экипаж
[ редактировать ]Позиция | Астронавт | |
---|---|---|
Специалист по полезной нагрузке 1 | Роберт Дж. Вуд Макдоннелл Дуглас | |
Специалист по полезной нагрузке 2 | Рикардо Перальта и Фаби СКТ |
Назначение мест экипажа
[ редактировать ]Сиденье [1] | Запуск | Посадка | Места 1–4 находятся в кабине экипажа. Места 5–7 находятся на средней палубе. |
---|---|---|---|
1 | Шоу | ||
2 | О'Коннор | ||
3 | Росс | Весна | |
4 | Раскалывать | ||
5 | Весна | Росс | |
6 | Уокер | ||
7 | Нери Вела |
Челночная обработка
[ редактировать ]После приземления на базе ВВС Эдвардс в конце STS-51-J 7 октября 1985 года «Атлантис» вернулся в Космический центр Кеннеди 12 октября 1985 года. Шаттл был переведен непосредственно в центр подготовки орбитального аппарата (ОПФ). где послеполетное обслуживание и предполетная обработка происходили одновременно.
После всего лишь 26 дней пребывания на ОБТК, что является рекордной скоростью в истории программы «Спейс шаттл», шаттл был доставлен в здание сборки транспортных средств (VAB). 7 ноября 1985 года [2] Atlantis был соединен с блоком внешнего бака (ET) и твердотопливным ракетным ускорителем (SRB) и был развернут для запуска LC-39A 12 ноября 1985 года.
Полезная нагрузка
[ редактировать ]В ходе этой миссии были развернуты три спутника: Aussat-2 , Morelos-2 и Satcom-K2 . Aussat-2 и Morelos-2 были вторыми спутниками в своей серии (первые спутники серии были развернуты во время STS-51-I и STS-51-G ). Оба они были спутниками Hughes Space and Communications HS-376 и были оснащены ускорителем модуля полезной нагрузки (PAM-D) для достижения геостационарной переходной орбиты (GTO). Satcom-K2 представлял собой версию спутников серии RCA 4000 , которые принадлежали и эксплуатировались компанией RCA American Communications (RCA). Этот спутник был развернут с использованием ракеты-носителя PAM-D2 (которая представляла собой более крупную версию PAM-D). Это был первый полет ракеты-носителя ПАМ-Д2 на космическом корабле "Шаттл".
Все три спутника были успешно развернуты по одному, и их разгонные ступени автоматически сработали, чтобы вывести их на геостационарные переходные орбиты. Их владельцы взяли на себя управление, а затем включили бортовые ударные двигатели в апогее , чтобы сделать орбиты круговыми и выровнять их по экватору .
Полезная нагрузка средней палубы
[ редактировать ]- Система непрерывного проточного электрофореза (CFES)
- Диффузионное смешивание органических растворов (ДМОС)
- Специализированные эксперименты по полезной нагрузке Морелоса (MPSE) и эксперименты на орбитальном аппарате (OEX)
Другие предметы
[ редактировать ]клетчатый гоночный флаг находился на борту «Атлантиды» Во время STS-61-B ; флаг теперь выставлен в Музее Зала славы автодрома Индианаполиса . Это также был второй испытательный полет усовершенствованного автопилота Orbiter Experiments (OEX). Он проработал около 65 часов и продемонстрировал способность управлять орбитальным аппаратом только на носовых и только на кормовых двигателях, автоматически удерживать станцию на другом спутнике и летать на орбите с нулевым аэродинамическим сопротивлением. Автопилот OEX также был более экономичным, чем базовая система.
Краткое описание миссии
[ редактировать ]Космический шаттл «Атлантис» стартовал со стартового комплекса 39А Космического центра Кеннеди в 19:29:00 по восточному стандартному времени 26 ноября 1985 года. Этот запуск ознаменовал второй ночной запуск программы «Спейс Шаттл» и девятый и последний полет 1985 года. [3]
Ключевым элементом целей миссии был EASE/ACCESS — эксперимент по сборке крупных конструкций в космосе. EASE/ACCESS был совместным предприятием Исследовательского центра Лэнгли (LRC) и Центра космических полетов Маршалла (MSFC). ДОСТУП представлял собой «высотную» башню, состоящую из множества небольших стоек и узлов. EASE представляла собой геометрическую структуру в форме перевернутой пирамиды , состоящую из нескольких больших балок и узлов. В совокупности эти эксперименты продемонстрировали возможность сборки крупных предварительно сформированных конструкций в космосе. Астронавты Росс и Спринг совершили два выхода в открытый космос в рамках миссии, что стало 50-м и 51-м выходом в открытый космос (EVA) для США, а также 12-м и 13-м для программы "Шаттл". Камера IMAX , установленная в грузовом отсеке, снимала деятельность астронавтов, участвовавших в работе EASE/ACCESS, а также другие интересные сцены.
«Вероятно, это не лучший способ строительства космической станции», — сказал позже Росс о EASE. [4] [5] Астронавты сообщили, что самой сложной частью выхода в открытый космос было скручивание собственных масс, удерживая лучи EASE. Они обнаружили, что ACCESS работает хорошо, тогда как EASE требует слишком много свободного плавания. Астронавты сочли, что шестичасовые выходы в открытый космос через день в течение пяти или шести дней вполне осуществимы, и рекомендовали сменить перчатки, чтобы уменьшить усталость рук. Росс сказал в отчете о выходе в открытый космос, что экипаж пытался подготовить пилотируемый маневренный блок (ММУ) для использования во втором выходе в открытый космос, потому что «для определенных применений это было бы очень полезно. В частности, если бы вы строили части космической станции». прикрепляют к орбитальному аппарату, а затем перемещают эти части дальше, чем их может переместить рука манипулятора». Он добавил, что MMU можно использовать для крепления кабельных трасс и инструментов в местах, недоступных для роботизированной руки шаттла ( Canadarm ).
В ходе миссии астронавт Родольфо Нери Вела выполнил ряд экспериментов, связанных, прежде всего, с физиологией человека . Он также сфотографировал Мексику и Мехико в рамках миссии по наблюдению за Землей . Однако командир Брюстер Шоу установил навесной замок на пульте управления люком, потому что он был «особенно обеспокоен», что мексиканец может «выйти из строя» во время миссии. [6] Шоу отметил, что, по его мнению, не Нери Вела заметила замок, а другие члены экипажа заметили. [6] Астронавт Чарльз Уокер снова управлял системой непрерывного электрофореза (CFES), третьим полетом этого более крупного и усовершенствованного оборудования, для производства коммерческих фармацевтических продуктов в условиях микрогравитации . успешно проведен эксперимент по диффузионному смешиванию органических растворов (ДМОС) Для компании 3M . Целью этого эксперимента было выращивание монокристаллов , которые были бы крупнее и чище тех, которые можно было вырастить на Земле . В одной канистре Getaway Special (GAS), хранившейся в Атлантиды грузовом отсеке , находился канадский студенческий эксперимент, который включал изготовление зеркал в условиях микрогравитации с более высокими характеристиками, чем те, что сделаны на Земле.
Все эксперименты в рамках этой миссии прошли успешно, все оборудование работало в установленных пределах. «Атлантис» благополучно приземлился на базе ВВС Эдвардс в 16:33:49 по восточному стандартному времени 3 декабря 1985 года после миссии, длившейся 6 дней, 21 час, 4 минуты, 49 секунд. «Атлантис» приземлился на одну орбиту раньше, чем планировалось, из-за проблем с освещением на «Эдвардсе». Дальность выката при приземлении составила 3279 м (10 758 футов) за 78 секунд. [7]
- Развертывание спутника «Морелос-2»
- Портрет экипажа STS-61-B в полете на кормовой кабине экипажа.
- «Атлантис» приземляется на взлетно-посадочной полосе у озера на базе ВВС Эдвардс.
Выходы в открытый космос
[ редактировать ]Во время миссии STS-61-B были проведены два выхода в открытый космос для демонстрации методов сборки, которые могут быть использованы при сборке космической станции. [4]
Ева | Выходцы в открытый космос | Начало ( UTC ) | Конец (UTC) | Продолжительность |
---|---|---|---|---|
1 | Джерри Л. Росс Шервуд К. Спринг | 29 ноября 1985, 24:42 [1] | 30 ноября 1985, 03:17 [1] | 5 часов 32 минуты |
В ходе выхода в открытый космос 1 основное внимание уделялось действиям человека во время сборки экспериментальной возводимой ферменной конструкции. Росс и Спринг впервые собрали сборочный стенд длиной 3,4 м (11 футов) для строительства возводимых космических конструкций (ACCESS) в Atlantis отсеке полезной нагрузки . Каждую ячейку собирали в приспособлении, а затем поднимали вверх, чтобы можно было собрать следующую ячейку. Астронавты собрали ферму ACCESS за 55 минут (время выхода в открытый космос отводило два часа на одну сборку ACCESS), поэтому они собрали ее и построили заново. Задача «Экспериментальная сборка конструкций посредством выхода в открытый космос» (EASE) заключалась в сборке балок весом 29 кг (64 фунта) в трехстороннюю пирамиду высотой 3,6 м (12 футов) для оценки возможностей свободно плавающих астронавтов. Планировалось, что EASE будет собрано шесть раз, но Росс и Спринг провели восемь сборок. Во время первых четырех сборок космонавты использовали подставки для ног. В своем отчете после полета Спринг отметил, что его пальцы онемели во время третьей сборки EASE и очень устали во время четвертой. В конце выхода в открытый космос Спринг собрал и вручную развернул небольшой спутник-мишень, который будет использоваться после выхода в открытый космос в качестве стационарной цели для «Атлантис» , который играл роль автоматизированного орбитального маневрирующего аппарата в тестах программного обеспечения сближения. | ||||
2 | Джерри Л. Росс Шервуд К. Спринг | 1 декабря 1985 г., ≈20:30 [1] | 2 декабря 1985 г., ≈03:10 [1] | 6 часов 41 минута |
Целью выхода в открытый космос 2 была оценка способности астронавтов обращаться с крупными структурными элементами и способности роботизированной руки шаттла (Canadarm) поддерживать сборку будущей станции. Росс и Спринг собрали девять отсеков ACCESS, а затем разместили детали для десятого отсека на Canadarm. Росс вошел в ограничитель для ног манипулятора (MFR), и астронавт Мэри К. Клив расположила его в пределах досягаемости от вершины балки ACCESS, где он собрал десятый отсек. Детали не были привязаны. Росс выполнил моделирование сборки кабельной трассы, прикрепив трос вдоль боковой части башни, пока Клив позиционировал его. Затем Спринг освободил нижнюю часть башни, чтобы Росс мог попытаться точно управлять лучом от RMS. Он заменил ее на сборочном стенде, с которого она началась, продемонстрировав умение космонавта собирать ферму в одном месте и устанавливать ее в другом. Затем Спринг заменил Росса в MFR. Он изменил балку на башне, чтобы имитировать структурный ремонт, а затем направил ферму на Мун, чтобы оценить его управляемость. Астронавты сняли ACCESS, а Спринг собрал EASE из RMS. Прежде чем закончить, он соединил две балки, чтобы имитировать работу с тепловой трубкой терморегулирования. Росс разблокировал пирамиду EASE, чтобы Спринг мог ею маневрировать. Затем он заменил Spring на MFR, чтобы дублировать действия EASE. |
Звонки-будильники
[ редактировать ]НАСА начало традицию проигрывания музыки астронавтам во время проекта «Близнецы» и впервые использовало музыку, чтобы разбудить летный экипаж во время «Аполлона-15» . Каждый трек специально выбирается, часто семьями астронавтов, и обычно имеет особое значение для отдельного члена экипажа или применим к его повседневной деятельности. [8]
День полета | Песня | Художник/Композитор | Играл за |
---|---|---|---|
День 2 | «Гимн ВВС» | Брюстер Х. Шоу мл. | |
День 3 | « Америка прекрасная » | ||
День 4 | « Гимн морской пехоты » | Брайан О'Коннор | |
День 5 | « Марш Победы Нотр-Дама » | Джерри Л. Росс | |
День 6 | « Родился в США » | Брюс Спрингстин |
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «СТС-61Б» . Космические факты . Проверено 26 февраля 2014 г.
- ^ Крис Гебхардт (2 июля 2011 г.). «ОВ-104/АТЛАНТИДА: Международный автомобиль для меняющегося мира» . NASASpaceFlight.com . Проверено 3 июля 2011 г.
- ^ «ПРЕСС-КИТ МИССИИ Шаттла STS-61B» (PDF) . НАСА. Ноябрь 1985 года . Проверено 3 июля 2011 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б Дэвид С. Портри и Роберт К. Тревино (октябрь 1997 г.). «Путешествие на Олимп: хронология выхода в открытый космос (монографии в серии № 7 по истории аэрокосмической отрасли)» (PDF) . Бюро истории НАСА . Проверено 3 июля 2011 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Астронавты считают, что длительные сеансы выхода в открытый космос возможны». Неделя авиации и космических технологий . 16 декабря 1985 г. стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Эванс, Бен (2012). Трагедия и триумф на орбите: восьмидесятые и начало девяностых . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Спрингер. п. 424. ИСБН 978-1-46143-430-6 .
- ^ «СТС-61Б» . НАСА . Проверено 3 июля 2011 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Фрис, Колин (25 июня 2007 г.). «Хронология звонков-будильников» (PDF) . НАСА . Проверено 13 августа 2007 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Основные моменты видео STS-61B. Архивировано 13 декабря 2014 г. в Wayback Machine.