Англо-бирманский народ
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( февраль 2016 г. ) |
![]() Англо-бирманская семья в 1920-е годы. | |
Общая численность населения | |
---|---|
![]() (во всем мире неизвестно) | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Австралия , Индия , Мьянма , Великобритания , США | |
Языки | |
бирманский , английский | |
Религия | |
христианство | |
Родственные этнические группы | |
Англо -бирманцы , также известные как англо-бирманцы , — это сообщество евразийцев бирманского и европейского происхождения, которые возникли как отдельное сообщество в результате смешанных отношений (иногда постоянных, иногда временных) между британцами и другими европейцами и бирманцами. с 1826 по 1948 год, когда Мьянма получила независимость от Британской империи . [ нужна ссылка ] Те, кто не смог приспособиться к новому образу жизни после обретения независимости и установления военной диктатуры, разбросаны по всему миру. Сколько человек осталось в Мьянме, точно неизвестно.
Термин «англо-бирманцы» также используется для обозначения евразийцев европейского и других бирманских этнических меньшинств (например , карен , мон , шань , китайско-бирманцы и т. д.) происхождения. После 1937 года в него также входили англо-индийские жители Мьянмы. В совокупности на бирманском языке евразийцы известны как бо кабья ; термин кабья относится к лицам смешанного происхождения или двойной этнической принадлежности.
История
[ редактировать ]Самое раннее поселение
[ редактировать ]Первая «евро-бирманская» община возникла в начале 17 века, когда португальцы и жители Бамара вступили в брак. Это мультикультурное сообщество было известно под общим названием Баин-ги . Община была основана недалеко от Сириама (современный Танлиин ) на окраине современного Янгона . Поселение было основано Филипе де Брито и Никоте . Говорят, что де Брито сошел с ума, объявив себя королем Нижней Бирмы и захватив Натшиннаунг во время нападения на Сириам, в результате чего его форпост был разрушен, а сам он казнен бирманским королем Анаукпетлуном в 1613 году. Большая часть его небольшой общины европейских поселенцев а их семьи были сосланы вглубь страны, в Швебо , известный тогда как Моксобо; они были наняты королем в качестве артиллеристов, а их потомки поселились вдоль реки Му . [1] Когда в 1937 году была создана Британская бирманская армия, именно англо-бирманцы составляли единственную зенитную батарею. [2]
отряд французских солдат Кроме того, в конце 18 века под предводительством Алаунгпая , основателя династии Конбаунг , получил жен Бамар и основал новое евразийское франко-бирманское сообщество. Они использовались в качестве элитных артиллеристов под командованием Пьера де Милара . [3] Во время конфликта Мон-Бамар в 18 веке сьер де Брюно выступал в качестве военного советника Монса, а французские военные корабли участвовали в боях против бирманцев в Сириаме и Дагоне.
Со своих двух кораблей Алаугпая сумел заполучить 35 24-фунтовых длинных орудий , пять полевых орудий, 1300 мушкетов и большое количество боеприпасов. [3] Французские войска со своими ружьями и мушкетами были включены в состав армии Конбаунгов в качестве артиллеристов и сыграли ключевую роль в последующих сражениях между бирманцами и монами. С ними обращались хорошо, и они приняли бирманских жен. [3] Они стали элитным корпусом, которому предстояло сыграть важную роль в сражениях бирманцев против Таиланда и Цинского Китая . [4] Один из них, Пьер де Милар , в конечном итоге был назначен капитаном гвардии и мастером артиллерийского вооружения династии Конбаунг. [4] Достигнув преклонного возраста, эти французские солдаты смогли удалиться в деревни Швебо при духовной поддержке священника католической церкви . [3] По сей день в этом районе все еще сохранились некоторые католические деревни, где сохраняется осознание некоторого европейского происхождения. [5]
Британская администрация
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2022 г. ) |

Первая англо-бирманская война формально завершилась в 1826 году Яндабоским договором , в результате которого прибрежные провинции Аракан и Тенассерим были аннексированы британским правлением, а Моулмейн стал столицей новой колонии. [6] В 1852 году Вторая англо-бирманская война завершилась присоединением региона Баго к тому, что стало известно как Нижняя или «Британская» Бирма .
Третья англо-бирманская война началась в 1886 году после ряда социальных и юридических проблем в сочетании с раскрытием торгового соглашения, которое король Тибо Мин заключил с французами .
Некоторые европейские мужчины брали бирманских женщин в качестве «временных» жен, часто бросая их и их потомство после окончания их службы в Бирме, что мало чем отличается от испанской и французской практики plaçage , но законные браки все же имели место. Зачастую, когда «временные» отношения заканчивались, отец-европейец оставлял после себя определенную сумму денег на содержание своих детей. Иногда детей забирали у матерей и помещали в монастырские школы, которыми управляли европейцы, где их бирманское наследие часто подрывалось. Проблема смешанных браков, особенно между женщинами Бамара и британскими мужчинами, должна была стать серьезной проблемой в движении за независимость по мере его дальнейшего развития.
Англо-бирманцы представляют собой очень разнообразное наследие, их азиатское наследие в основном Бамар, но также Карен , Шан и Мон , а также другие более мелкие бирманские этнические группы, такие как Куки , Цзинпо и Ракхайн . [ нужна ссылка ]
Европейский элемент включал, помимо Англии, другие европейские влияния, главным образом греков , голландцев , скандинавов , ирландцев (покинувших свою страну из-за Великого голода ), немцев , австрийцев , французов , португальцев , итальянцев и других неевропейцев. Европейские русские . Среди англо-бирманцев были также представлены армяне , сирийцы , египтяне и англо-индийцы . [ нужна ссылка ]
Одним из необычных дополнений к этой смеси были евреи Багдади . [7] К 1920-м годам англо-бирманская община представляла собой отдельную этническую группу в Бирме.
В 1935 году колониальную Бирму охватили беспорядки из-за того, что страна была поглощена Индийской империей . В ответ в 1937 году, когда Бирма официально отделилась от Раджа и образовала отдельную коронную колонию, англо-бирманцы были официально признаны этнической группой в соответствии с Законом о правительстве Бирмы. Имея европейскую кровь, англо-бирманцы представляли собой привилегированный класс и стали одной из доминирующих этнических групп в жизни бирманцев. Они начали энергично ассимилироваться с европейскими обычаями. Большинство англо-бирманских бюргеров в Шри-Ланке смогли найти по крайней мере дедушку и бабушку, если не родителя, происходящего из-за пределов Бирмы. Таким образом, связь с Западом была сильной, и многие англо-бирманцы не стали настоящей бирманской этнической группой. Конечно, некоторые англо-бирманцы это сделали, и большая часть сообщества считала Бирму своей собственной страной и не желала «репатриироваться» обратно на свою европейскую родину. Фактически, после обретения независимости Англо-Бирманский союз провел исследование среди населения, чтобы оценить чувства своего народа в отношении национальности. Выяснилось, что около 60% намеревались остаться в Бирме и принять бирманское гражданство. [8] а оставшиеся 40% делятся между пребыванием в Бирме или отъездом в Австралию или Великобританию.
Наряду с британскими иммигрантами в Бирме, англо-индейцы приехали в Бирму в колониальную эпоху, чтобы работать на железных дорогах и в таможенных органах; смешанные браки между группами (англо-индийскими и англо-бирманцами) были частыми, особенно в Янгоне («Рангуне»), поскольку обе общины были изначально привязаны друг к другу. Общественные клубы были основой жизни во время британского правления, большинство из которых посещали так называемые «англо-индийские/европейские клубы с постоянным местопребыванием». [ нужна ссылка ]
Между 1935 и 1948 годами Бирма быстро стала жемчужиной Востока с процветающей экономикой, основанной на сельскохозяйственной продукции (в первую очередь рисе , нефти, древесине, драгоценных камнях и других природных ресурсах). В то время Рангун считался самым космополитичным городом к востоку от Суэцкого канала ; По оценкам, в городе и его окрестностях проживает не менее 50% англо-бирманского сообщества. Во время британского правления Янгон и Маймьо (современный Пьин Оо Лвин ) стали основными населенными пунктами англо-бирманцев, хотя значительные общины существовали в городах дельты реки Иравади , а также в Мандалае , Моламьяйне, Амхерсте (ныне Кьяикками ), Таунджи , Калау. , Таунгу , Пьинмана , Мейктила , Йенангьяунг и шахтерские города Шанских государств . [ нужна ссылка ]
Хотя предубеждения по отношению к англо-бирманскому населению существовали как среди европейских иммигрантов, так и среди местных бирманцев, к ним не относились с таким же презрением, как к англо-индийцам в Индии, несмотря на их схожее происхождение и наследие. Это нашло отражение в бирманском уничижительном термине bo kyet chee kala («индейцы дерьмового цвета, которые думают, что они британцы»), относящемся к англо-индейцам, в отличие от bo kabya , который относился к англо-бирманцам. Многие англо-индийцы в Бирме так и не научились говорить по-бирмански и сумели обойтись хиндустани , который имел тенденцию отталкивать местных жителей. Что касается бирманской общины, те, кто хотел смешаться или слиться с ней, были приняты так же легко, как и любые кабья во времена бирманских королей, но те, кто смотрел на самих бирманцев свысока, вызывали взаимное презрение. [ нужна ссылка ]
Японская оккупация и освобождение союзников
[ редактировать ]В 1942 году японцы вторглись в Восточную и Юго-Восточную Азию , включая Бирму, в надежде создать для себя империю по всей Азии . Из-за своих европейских связей и внешнего вида, а также из-за страха перед японским правлением большинство англо-бирманцев начали лихорадочно готовиться к тому, чтобы покинуть страну и отправиться в безопасное место в Индию вместе с отступающими британскими войсками. Подавляющее большинство англо-бирманцев покинули Бирму собственными силами: кто по морю, кто по воздуху. Многие из них работали в государственных ведомствах или были женаты на государственных служащих и смогли бежать в составе официальных эвакуационных конвоев. Другие оставались на своих постах и управляли телеграфом и телефонной связью, железными дорогами и другими инфраструктурными системами, пока не стало слишком поздно бежать. К сожалению, многие из тех, кто остался позади, предпочли пройти через джунгли в безопасное место в Индии. Этот исход стал исторически известен как «Путь», и многие англо-бирманцы, а также европейцы, индийцы и китайцы погибли в пути. Те, кто остался, ужасно пострадали. [ нужна ссылка ]
Многие англо-бирманцы в колониальные времена были сконцентрированы в городе Маймё и его окрестностях . Когда японцы взяли страну под свой контроль, они нашли там многих и просто заключили их в концентрационные лагеря, опасаясь их лояльности британцам. Однако англо-бирманцы, похожие на Бамара, были инкогнито и сумели пройти, действуя как бирманцы. Действительно, многие Бамары защищали своих евразийских друзей и родственников от японцев, и после войны многие англо-бирманцы не должны были забывать об этом, отказываясь вернуть свои европейские имена и одежду, ценя предложенную им безопасность и защиту и опозорившись. с тем, как британцы справились с эвакуацией страны и оставлением общины. Другие, менее удачливые во время войны, были интернированы в лагеря для военнопленных, в то время как другие, особенно англо-бирманские женщины, были взяты в качестве служанок и любовниц японской армией, чаще всего неохотно. В 1944 году колониальное правительство Бирмы собралось в изгнании в Симла , Индия. Среди присутствовавших были губернатор Бирмы сэр Реджинальд Дорман Смит вместе с англо-бирманскими лидерами (включая Джеймса Баррингтона, который должен был стать первым послом Бирмы в США и Канаде после обретения независимости), чтобы обсудить будущее Бирмы. после войны и статус англо-бирманского сообщества. После поражения Японии большинство англо-бирманцев, бежавших в Индию, вернулись в Бирму.
Конференция в Симле, 1944 г.
[ редактировать ]Сэр Реджинальд Дорман-Смит, губернатор Бирмы в изгнании, встретился с англо-бирманскими лидерами в Симле в 1944 году, где во время войны располагалось правительство Бирмы в изгнании, чтобы обсудить будущее англо-бирманского сообщества после войны.
Англо-бирманскими делегатами были:
- г-н Дж. Киркхэм
- г-н Х. Дж. Митчелл BFrS
- Г-н Дж. Баррингтон ICS
- г-н К.В. Фостер БКС
- г-н Э.А. Франклин ICS
- г-н В.А. Гибсон
- миссис К. Рассел
- г-н Х. Эллиотт
- г-н CH Кампаньяк
- г-н Дж. А. Уайзхэм
- Г-н Дж. Ф. Блейк.
Одним из результатов конференции стало предоставление англо-бирманскому сообществу заверений в том, что им будет разрешено сохранять свободу вероисповедания и преподавать свою религию, свободу продолжать свои обычаи и поддерживать свой собственный язык. Английский. На Учредительном собрании 1947 года англо-бирманцы должны были получить четыре места в новом парламенте независимой Бирмы.
Пост-независимость
[ редактировать ]4 января 1948 года Бирманский Союз провозгласил свою независимость от Соединенного Королевства, немедленно покинув Содружество и разорвав все связи с Британской империей. Британцы оставили положения о защите в Конституции и законодательной базе независимой Бирмы, чтобы принять во внимание интересы англо-бирманского народа, включая, что наиболее важно, зарезервированные места в парламенте недавно созданного Бирманского Союза и непропорциональное количество англо-бирманцев, баллотирующихся на выборах. бюрократия повседневного правительства и военных операций. Аунг Сан обратился к Англо-бирманскому союзу, чтобы обсудить вопрос о принятии и опасения сообщества по поводу их присутствия в независимой Бирме. Его заверения помогли большей части населения принять решение остаться в Бирме после вывода британских войск.
Однако Аунг Сан и весь его кабинет были убиты до того, как удалось добиться независимости. Это вызвало волновой эффект по всей стране и среди всех групп этнических меньшинств, к которым Аунг Сан лично обратился, чтобы заверить их в своем месте в новой стране. В феврале 1948 года по всей Бирме немедленно вспыхнули этнические восстания, при этом кайины захватили большую часть центральной части страны, включая Мандалай . Какое-то время существовали опасения, что Рангун перейдет к повстанцам. Однако из-за восстания и разразившейся гражданской войны сразу же последовал поток англо-бирманцев, покидающих страну, опасавшихся того, что ожидало их и страну после окончания британского правления. В это время около 30% населения Рангуна считались англо-бирманцами. Эта доля должна была неуклонно снижаться вплоть до конца 1960-х годов.
После вывода британских войск в 1948 году некоторые англо-бирманцы покинули Бирму, в первую очередь перебравшись в Соединенное Королевство. Многие другие остались в Бирме и продолжили свою жизнь. На протяжении 1950-х годов ситуация в стране неуклонно ухудшалась, происходили вооруженные восстания и восстания, главным образом среди народа кайин . Из-за предполагаемой дискриминации, с которой столкнулись бамары по сравнению с другими этническими группами в Бирме, позитивные действия в 1950-х годах ввело своего рода правительство У Ну , в первую очередь из-за непропорционального контроля, который англо-бирманцы имели в правительственных ведомствах и управление страной. Многие англо-бирманцы начали терять работу, и их заменили чистые бирманцы, поскольку бюрократия страны становилась все более бирманизированной. Были введены дополнительные меры, касающиеся бирманского языка, так что для сдачи вступительного экзамена для поступления в Рангунский университет будущие студенты должны были свободно владеть письменным бирманским языком (которому многие англо-бирманцы не учили), даже несмотря на то, что все книги и большая часть преподавания по-прежнему проводились на английском языке.
Военное правление
[ редактировать ]В 1962 году генерал Не Вин сверг правительство У Ну и установил строгое военное правление. Вскоре стало очевидно, что у нового военного правительства были другие планы, поскольку социалистический , ксенофобский и изоляционистский родился режим. Еще больше англо-бирманцев уехали из-за дискриминационных мер, принятых против групп меньшинств, особенно тех, которые военные считали пережитками колониального периода, особенно англо-бирманцев и каренов . Англо-бирманцы, уже находившиеся в вооруженных силах, были уволены, а тем, кто хотел присоединиться, теперь запретили. Произошли массовые увольнения англо-бирманцев с государственной службы в ведомствах, где они ранее доминировали, таких как Железные дороги, Союз бирманских авиалиний, Таможенное управление, Отдел лесного хозяйства и горнодобывающей промышленности и Министерство почт и телеграфов.
Все школы были национализированы, основной целью были миссионерские школы, а английский язык больше не преподавали с детского сада. Стандарты в системе образования начали падать, и прежде уважаемый Рангунский университет был на некоторое время закрыт, после чего Студенческий союз Рангунского университета (RUSU), рассадник националистического движения в 1930-х и 1940-х годах, был расформирован военными. . Как только университет вновь открыл свои двери, английский язык как основной язык обучения был упразднен, и иностранные учебные заведения больше не принимали степени, полученные в университете.
Англо-бирманский социальный клуб в Рангуне впоследствии был реквизирован военными и превращен в офицерскую столовую, а Англо-бирманский союз был запрещен. За это время многие англо-бирманцы уехали в Австралию и Новую Зеландию, а небольшое количество эмигрировало в Канаду и США.
Сегодняшний день
[ редактировать ]Сегодня считается, что некоторые люди, считающие себя англо-бирманцами, остаются в Бирме. Из-за схожего наследия и ролей, а также из-за того, что Бирма была частью Британской империи как часть Индии после введения британского правления, англо-бирманцы когда-то считались англо-индейцами; сегодня англо-индейцы принимают англо-бирманцев как своих «родных и близких». Мировые воссоединения англо-индийцев обычно включают многих, кого правильнее было бы отнести к англо-бирманцам, чтобы отразить их бирманскую кровь.
Известная диаспора
[ редактировать ]![]() | Возможно, этот раздел содержит оригинальные исследования . ( февраль 2016 г. ) |

Всемирно известный писатель Джордж Оруэлл был англо-бирманцем по первоначальному определению – он проработал пять лет с 1922 по 1927 год в качестве офицера индийской императорской полиции в Бирме и написал книгу «Бирманские дни» о своем опыте службы в имперском офицере. в стране. [9]
Британский писатель Гектор Хью Манро , более известный под псевдонимом Саки , родился в Акьябе , Британская Бирма , и, как и Оруэлл, служил в Индийской императорской полиции в Бирме. [10] Англо-бирманский футболист Восточной Фред Пагсли считается первым иностранным футболистом, игравшим за индийский клуб (подписав контракт с Бенгалией в 1942 году). [11] [12]
Наиболее известных сегодня англо-бирманцев можно найти за пределами Бирмы, например, болливудскую актрису Хелен , [13] покойный британский телеактер Ричард Бекинсейл , его дочери актрисы Кейт Бекинсейл и Саманта Бекинсейл , британская писательница и журналистка Сью Арнольд , [14] Японско-британский музыкальный критик Питер Баракан ( ピーター・バラカン ), британская телеведущая Мелани Сайкс , джазовый музыкант Джейми Каллум и его брат Бен Каллум и певица Аннабелла Лвин . Альтернативный музыкант Get Cape. Носите плащ. Флай (урожденный Сэм Дакворт) тоже англо-бирманец. [ нужна ссылка ] Сыновья Аун Сан Су Чжи и Майкла Ариса , Александр и Ким, технически являются англо-бирманцами, несмотря на то, что они не происходят из колониальной эпохи. Есть также Зулейха Робинсон , британская актриса, выросшая в Таиланде и Малайзии в семье бирманско-индийской матери и отца-англичанина. Американского телеведущего и либерального комментатора Алекса Вагнера , родившегося от бирманской матери и отца немецкого и ирландского происхождения, по происхождению можно назвать англо-бирманцем.Бирманская писательница Венди Лоу-Йон и ее дочь Джоселин Сигрейв , американская актриса, также являются англо-бирманцами. Австралийский певец и бывший участник Xfactor Рейган Дерри имеет англо-бирманское происхождение.
Однако в Бирме все еще живут англо-бирманцы. В их число входят известная певица и актриса Рита Фэйрмен ( Мьинт Мьинт Кхин ), а также известные певицы Мари Конвей (Тин Мо Кхаинг) и Джойс Вин ( Нве Инь Вин ).
Образовательная система
[ редактировать ]Англо-бирманцы были зачислены в миссионерские школы, где языком обучения был английский, а бирманский вторым языком - . Для некоторых англо-бирманцев, вступивших в брак с чистокровными бирманцами, их дети, хотя и считались англо-бирманцами, обычно более открыто знакомились с местной культурой и говорили и использовали бирманский язык чаще, чем их более «англо-бирманские» коллеги. Известные школы включают:
- Средняя школа Кушинга , Рангун
- Методистская английская средняя школа , Рангун
- Школа Святого Августина , Рангун
- Монастырь Святого Иоанна , Рангун
- Средняя школа Св. Иоанна , Рангун
- Средняя школа Святого Луки , Рангун
- Монастырь Святой Марии , Рангун
- Средняя школа Святого Павла , Рангун
- Средняя школа Святого Филиппа , Рангун
- Монастырь Святой Филомены , Рангун
- Монастырь Святого Иосифа , Мандалай
- Средняя школа Святого Петра , Мандалай
- Средняя школа Уэсли , Мандалай
- Епархиальная средняя школа, Рангун
- Епархиальная средняя школа Святой Марии для девочек, Рангун
- Епархиальная средняя школа для мальчиков Св. Иоанна, Рангун
- Государственная английская средняя школа (GEHS), Маймё
- Средняя школа Кингсвуда, Калау , штат Южный Шан
- Монастырь Святой Агнессы, Калау
- Средняя школа Святого Альберта, Маймё
- Школа Святого Иоанна Крестителя, Таунгу
- Школа Святого Михаила, Маймё
- Средняя школа Святого Патрика, Моулмейн, открытая братьями Де Ла Саль.
- Монастырь Святого Иосифа, Моулмейн
- Школа Святого Августина, Моулмейн
- Школа для девочек Святой Агнессы, Моулмейн
Общественные организации в колониальной Бирме
[ редактировать ]- Англо-бирманский социальный клуб
- Англо-бирманская ассоциация
- Англо-бирманский союз
- Англо-бирманский совет
- Гедхок
Современные англо-бирманские организации
[ редактировать ]- Австралийское англо-бирманское общество
- Англо-бирманская церковная организация
- Британско-бирманское общество
- Ассоциация выпускников методистских английских средних школ, Рангун [15]
Ресурсы
[ редактировать ]- Англо-бирманское общество
- Сью Арнольд . Бирманское наследие .
- Морин Бэрд-Мюррей . Мир перевернулся .
- Стивен Брукс . Через Джунгли Смерти .
- Ф. Теннисон Джесси . Лаковая леди .
- Эмма Ларкин . В поисках Джорджа Оруэлла в Бирме
- Колин Макфедран . Белые бабочки .
- Этель Маннин . Живой Лотос .
- Джордж Оруэлл . Бирманские дни .
- Голландские малазийские евразийцы
- Сингапурская Евразийская Ассоциация
- Австралийское англо-бирманское общество (предлагающее членство англо-бирманцам по всему миру)
- Англо-индийская сеть
- Обращение Аунг Сана к англо-бирманскому союзу, 1947 г.
- Международный журнал англо-индийских исследований - исследовательская статья, написанная об англо-бирманском сообществе.
- Англо-бирманская библиотека . Ресурсы для поиска семьи. Зона подписки и общественная зона (доступ свободный). Общественная зона включает официальные отчеты и списки, относящиеся к эвакуации Бирмы в 1942 году («Путь»), а также полезный набор образцов каталогов и других материалов.
См. также
[ редактировать ]- Смешанный (категория этнической принадлежности Соединенного Королевства)
- Бюргеры
- Евразийцы в Сингапуре
- Метис филиппинский
- Половина
- Здесь
- Индо люди
- Кристангские люди
- Лук Хруенг
- Метисы
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Дамронграчанупхап 2001 , с. 189-90.
- ^ Каллахан 2005 , с. 40.
- ^ Jump up to: а б с д Харви 1967 , с. 231.
- ^ Jump up to: а б Финдли и О'Рурк 2007 , с. 277.
- ^ Тан Мьинт-У 2001 , с. 27.
- ^ Риддик, Джон Ф. (1 января 2006 г.). История Британской Индии: хронология . Издательская группа Гринвуд. п. 37. ИСБН 978-0-313-32280-8 .
- ^ Фредман Чернеа, Рут (2007). Почти англичане: евреи Багдади в Британской Бирме . Лексингтонские книги. ISBN 978-0-7391-1647-0 .
- ^ Куп, Джон Клемент (1960). Евразийское население Бирмы . Йельский университет, исследования Юго-Восточной Азии. ISBN 9780598712967 .
- ^ «Исследование Бирмы через Джорджа Оруэлла» . NPR.org . Проверено 14 мая 2019 г.
- ^ «Х.Х. Манро (САКИ)» . americanliterature.com . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «Фред Пагсли: англо-бирманский беженец, который помог сформировать соперничество Восточной Бенгалии и Мохуна Багана» . newsclick.in . 15 апреля 2020 г. Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ «Иностранные новобранцы в индийском футболе – краткий обзор» . indianfooty.net . 13 июня 2013 года . Проверено 7 марта 2021 г.
- ^ Пинто, Джерри (2005). Хелен: жизнь и времена водородной бомбы . Нью-Дели: Пингвин. п. 13. ISBN 978-0143031246 .
- ^ Арнольд, Сью (1996). Бирманское наследие . Лондон: Скипетр. ISBN 978-0340660058 .
- ^ Ассоциация выпускников методистских английских средних школ, Рангун
Библиография
[ редактировать ]- Каллахан, Мэри Патрисия (2005). Создание врагов: война и государственное строительство в Бирме . Издательство Корнельского университета. ISBN 0-8014-7267-9 .
- Дамронграчанупхап (2001). Хроника наших войн с бирманцами: военные действия между сиамцами и бирманцами, когда Аюттхая была столицей Сиама . Белый Лотос. ISBN 978-974-7534-58-0 .
- Финдли, Рональд; О'Рурк, Кевин Х. (2007). Власть и изобилие: торговля, война и мировая экономика во втором тысячелетии . Издательство Принстонского университета. ISBN 978-0-691-11854-3 .
- Холл, DGE (2008). Бирма . Читайте книги. ISBN 978-1-4437-2541-5 .
- Холл, DGE (1945). Европа и Бирма: исследование европейских отношений с Бирмой до аннексии королевства Тибо, 1886 год . Издательство Оксфордского университета.
- Холл, Кеннет Р. (2010). История ранней Юго-Восточной Азии: морская торговля и общественное развитие, 100–1500 гг . Издательство Rowman & Littlefield. ISBN 978-0-7425-6762-7 .
- Харви, Годфри Эрик (1967). История Бирмы с древнейших времен до 10 марта 1824 года: начало английского завоевания . Книги Октагона.
- Тан Мьинт-У (2001). Создание современной Бирмы . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-79914-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Наши бирманские дни» анонс документального фильма Линдси Меррисон