Диспенсационализм
Христианская эсхатология |
---|
Христианский портал |
Диспенсационализм — это теологическая основа интерпретации Библии , которая утверждает, что история разделена на несколько эпох, называемых «устроениями», в которых Бог взаимодействует со своим избранным народом . по-разному [ 1 ] : 19 Его часто отличают от теологии завета . [ 2 ] [ 3 ] Это две конкурирующие концепции библейского богословия , которые пытаются объяснить общую преемственность Библии. Введение термина «диспенсационализм» приписывается Филиппу Мауро , критику учения системы, в его книге 1928 года «Евангелие Царства» . [ 4 ] [ 5 ]
Диспенсационалисты используют буквальное толкование Библии и верят, что божественное откровение раскрывается на протяжении всей Библии. Они верят, что существует различие между Израилем и Церковью и что христиане не связаны Моисеевым законом . Они поддерживают веру в премилленаризм , христианский сионизм и вознесение Церкви, которое произойдет перед Вторым пришествием Христа, которое обычно рассматривается как происходящее перед периодом скорби . [ 6 ]
Диспенсационализм был систематизирован и пропагандирован Джоном Нельсоном Дарби и Плимутскими братьями в середине 19 века. [ 7 ] : 67 Оно начало свое распространение в Соединенных Штатах в конце 19 века благодаря усилиям таких евангелистов, как Джеймс Инглис , Джеймс Холл Брукс и Дуайт Л. Муди , программам Ниагарской библейской конференции и созданию библейских институтов. На заре 20-го века Сайрус Скофилд представил Справочную Библию Скоуфилда , которая кристаллизовала диспенсационализм в Соединенных Штатах.
Диспенсационализм стал популярным среди американского евангелизма. Его обычно можно встретить во внеконфессиональных библейских церквях , а также в баптистских , пятидесятнических и харизматических группах. [ 8 ] [ 9 ] Протестантские конфессии, придерживающиеся теологии завета, склонны отвергать диспенсационализм. По мнению критиков системы, большинство богословов признают, что последнего времени в Библии не существует конкретной последовательности событий . Библию Скоуфилда назвали «самой опасной ересью, которую в настоящее время можно найти в христианских кругах». [ 7 ] : 13
Обзор
[ редактировать ]Диспенсационализм — это богословская концепция, которая рассматривает историю как разделенную на отдельные периоды, в которых Бог взаимодействует с человечеством определенным образом. Каждый из этих периодов известен как диспенсация . [ 4 ] [ 1 ] : 19 Определяющими характеристиками устроения являются особые управляющие отношения, в которых Бог взаимодействует с человечеством в этот период, и вытекающая из этого ответственность, возложенная на человечество в этот период. [ 7 ] : 33
существуют отдельные периоды . Христиане-евангелисты в целом согласны с тем, что в Божьем плане для человечества [ 10 ] Теологи-диспенсационалисты склонны придерживаться «особого взгляда на параллельные, но разные роли и судьбы Израиля и [христианской] церкви », с «тщательным разделением… между тем, что адресовано Израилю, и тем, что адресовано церкви». То, что адресовано Израилю, носит «земной» характер и должно интерпретироваться «буквально». [ 3 ] [ 2 ]
Эта точка зрения отличается от теологии завета , которая утверждает, что вместо того, чтобы иметь отдельные планы, «у Бога есть один народ, один народ Божий на протяжении всей искупительной истории, называемый «Израиль» в Ветхом Завете и называемый «церковью» в Новом. " [ 2 ]
Филип Мауро , критик учения системы в своей книге «Евангелие Царства » 1928 года , считается первым, кто ввёл термин «диспенсационализм» для описания теологической структуры, которая вторглась в фундаментализм , назвав его «тонкой формой модернизма». [ 4 ] [ 5 ]
Типичные подразделения
[ редактировать ]Количество диспенсаций может варьироваться от трех до восьми, но типичная схема семи диспенсаций выглядит следующим образом: [ 7 ] : 51–57
- Невиновность – Адам находится на испытательном сроке до грехопадения человека . Заканчивается изгнанием из Эдемского сада в Бытие 3 . Некоторые называют этот период периодом Адама или устроением Адамова завета или Адамова закона.
- Совесть – От грехопадения до Великого потопа . Заканчивается всемирным потопом.
- Человеческое или гражданское правительство. После Великого потопа человечество несет ответственность за применение смертной казни и имеет право управлять. Заканчивается рассеянием у Вавилонской башни . Некоторые используют термин « закон Ноя » по отношению к этому периоду устроения.
- Обещание или патриархальное правление – от Авраама до Моисея . Заканчивается отказом войти в Ханаан и 40 годами неверия в пустыне. Некоторые используют термины «закон Авраама» или « завет Авраама » по отношению к этому периоду устроения.
- Закон – От Моисея до распятия Иисуса Христа . Заканчивается рассеянием Израиля в 70 году нашей эры . Некоторые используют термин « закон Моисеев » по отношению к этому периоду устроения.
- Благодать – От креста до восхищения церкви, как ее видят некоторые группы, как она описана в Первом Послании к Фессалоникийцам и в Книге Откровения . За восхищением следует гнев Божий, составляющий Великую Скорбь . Некоторые используют термин «Эр Благодати» или «Век Церкви» для обозначения этого устроения.
- Тысячелетнее царство – буквальное 1000-летнее правление Христа на земле ( Откровение 20:1–6 ) с центром в Иерусалиме , закончившееся Божьим судом над последним восстанием.
Диспенсационные схемы | главы Библии | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Бытие 1–3 | Бытие 3–8 | Бытие 9–11 | Бытие 12 – Исход 19 | Исход 20 – Рождение Церкви | Эпоха Церкви – Восхищение | Откровение 20:4–6 | Откровение 20–22 | |
7 или 8 шаг | Невинность или Эденик |
Совесть или Допотопный |
Гражданское правительство | Патриархальный или Обещание |
Мозаика или Закон |
Милость или церковь |
Тысячелетнее Королевство | Вечное состояние или Финал |
4 шаг | Патриархальный | Мозаика | церковный | Сионический | ||||
3 шаг (минималистический) | Закон | Милость | Королевство |
Варианты
[ редактировать ]- Классический диспенсационализм
- Ультрадиспенсационализм (буллингеризм)
- Гипердиспенсационализм (диспенсационализм середины актов)
- Пересмотренный диспенсационализм
- Прогрессивный диспенсационализм
Теология
[ редактировать ]Цель Бога в мире
[ редактировать ]По словам Джона Уолвурда , цель Бога в мире — проявить Свою славу. [ 11 ] : 92 Чарльз Райри пишет, что диспенсационная сотериология фокусируется на спасении человека как средстве, которое Бог использует для прославления Себя. [ 7 ] : 40
Библейский буквализм
[ редактировать ]Ключевым элементом диспенсационализма является использование историко-грамматической герменевтики для получения последовательной, буквальной интерпретации текста. [ 12 ] В этом методе Священное Писание следует интерпретировать в соответствии с обычными правилами человеческого языка во всей его полноте. [ 7 ] : 80 Это заставляет диспенсационалистов воспринимать эсхатологические отрывки Библии буквально. Чарльз Райри предполагает, что небуквальная герменевтика является причиной того, что амилленаристы применяют к церкви ветхозаветные обетования, данные Израилю «духовно», а премилленаристы завета считают одни пророчества исполненными, а другие — нет. [ 7 ] : 90
Прогрессивное откровение
[ редактировать ]Прогрессивное откровение — это доктрина, согласно которой каждая последующая книга Библии дает дальнейшее откровение о Боге и Его программе. Богослов Чарльз Ходж писал, что прогрессивный характер божественного откровения постепенно раскрывается до тех пор, пока не откроется полнота истины. [ 13 ] Чарльз Райри писал, что Библия рассматривается не как учебник по богословию, а, скорее, как постоянно раскрывающееся откровение Бога на протяжении последовательных эпох, где существуют различные этапы, на которых Бог знакомит человечество с новыми обязанностями. [ 7 ] : 33
Теология Завета и диспенсационалистская теология расходятся во мнениях относительно значения откровения. Теология Завета рассматривает Новый Завет как ключ к толкованию Ветхого Завета . [ 7 ] : 32 Для диспенсационалистов Ветхий Завет интерпретируется сам по себе, а Новый Завет содержит новую информацию, которая может основываться на Ветхом Завете, но не может изменить его смысл. [ 14 ] Каждый из них стоит отдельно, а не Ветхий Завет перечитывается через призму Нового Завета. [ 12 ]
Различие между Израилем и Церковью
[ редактировать ]Диспенсационалисты видят историческое и демографическое различие между Израилем и христианской церковью . Для них Израиль — это этническая нация, состоящая из евреев ( израильтян ), начиная с Авраама . [ 7 ] : 127 Церковь же состоит из всех спасенных людей от «рождения Церкви» в книге Деяний до времени восхищения . [ 15 ] Классические диспенсационалисты называют этот период «скобкой», временной паузой в развитии предсказанной истории Израиля, когда Бог приостановил свое взаимодействие с Израилем и начал иметь дело со Своей Церковью. [ 16 ] [ 7 ] : 134,177 [ 17 ] : 410
Внутри диспенсационализма существуют разные взгляды на то, когда начался период церкви. Классический диспенсационализм считает Пятидесятницу в Деяниях 2 началом Церкви, отличной от Израиля. [ 18 ] Чарльз Финней писал в 1839 году, что Пятидесятница была «началом нового устроения», подчеркивая роль Святого Духа как отличительного признака. [ 19 ] : 87 Сайрус Скофилд не сделал Пятидесятницу поворотным моментом, но подчеркнул ее роль в разделении устроений «Закона» и «Благодати». [ 19 ] : 88 Напротив, гипердиспенсационалисты предполагают, что церковь началась позже в Деяниях («Середина Деяний») со служения Павла, определяя, что начало церкви произошло между спасением Савла в Деяниях 9 и поручением Павла Святым Духом в Деяниях. 13 . [ 20 ] [ 21 ] Э. У. Буллингер и ультрадиспенсационалисты учили, что церковь началась в 28-й главе Деяний . [ 21 ] Согласно прогрессивному диспенсационализму , различие между Израилем и Церковью не является взаимоисключающим, поскольку между ними существует признанное совпадение. [ 22 ] : 295 В это перекрытие входят христиане-евреи, такие как Иаков, брат Иисуса , который интегрировал учение Иисуса в еврейскую веру, и христиане еврейской национальности, которые придерживались различных мнений о соблюдении закона Моисея, такие как святые Петр и Апостол Павел . Прогрессивный диспенсационализм «смягчает» различие между Церковью и Израилем, рассматривая некоторые обещания Ветхого Завета как расширенные Новым Заветом и включающие Церковь, не заменяя обещаний ее первоначальной аудитории, Израилю. [ 23 ]
Закон
[ редактировать ]Диспенсационалисты считают, что Христос отменил закон Моисея, и поэтому он не применим к христианам. Вместо этого христианин находится под Законом Христа , который воплощает в себе моральные принципы от Бога, присутствующие в обоих кодексах. [ 24 ] [ 25 ] : 71 С этой точки зрения, хотя многие заповеди Ветхого Завета восстановлены в Новом Завете, следует соблюдать только те заповеди, которые там явно подтверждены; это исключает церемониальные и гражданские аспекты Моисеева закона. [ 25 ] : 71
Эсхатология
[ редактировать ]Диспенсационализм учит эсхатологии , которая явно премилленаристская , поскольку она утверждает возвращение Христа до буквального 1000-летнего правления Иисуса Христа на земле как исполнение пророчеств Ветхого Завета. [ 7 ] : 147–148 Это тысячелетнее царство будет теократическим по своей природе, а не главным образом сотериологическим в том смысле, как его рассматривали Джордж Элдон Лэдд и другие сторонники недиспенсациональной формы премилленаризма. [ 6 ] Оно будет явно еврейским, с восстановленным троном Давида . [ 1 ] : 31
Большинство диспенсационалистов исповедуют восторг перед скорбью . Вознесение в середине скорби и после скорби — это взгляды меньшинства. [ 26 ] [ 27 ] Доктрина восхищения до Великой Скорби – это то, что отличает диспенсационализм от других форм премилленаризма и других взглядов тысячелетия. [ 17 ] : 409
Диспенсациональная эсхатология была популяризирована в Хэла Линдси книге «Последняя великая планета Земля» (1970). По версии Линдси, развитие событий включает в себя создание современного Израиля в 1948 году, возвращение евреям контроля над священными местами Иерусалима в ходе арабо-израильской войны 1967 года , восстановление Храма, которое еще не произошло, приход к власти Антихриста. , христиане будут удалены с земли в результате восхищения Церкви, и семь лет скорби ( семидесятая седмица Даниила ), кульминацией которых станет великая битва Армагеддон , в которой Христос победит зло и установит буквально 1000-летнее правление Своего Царства на земля. [ 28 ] Поскольку с этой точки зрения Израиль и Церковь различны, восхищение должно уничтожить Церковь, прежде чем можно будет собрать остаток Израиля. [ 1 ] : 42
История
[ редактировать ]Протодиспенсационализм
[ редактировать ]Сторонники диспенсационализма пытались найти схожие взгляды на устроения в истории Церкви , ссылаясь на богословов или группы, такие как Франсиско Рибера , Табориты , Иоахим Фиорский , Денис Картезианин и другие. [ 29 ] [ 30 ] Утверждалось, что теория Иоахима о трех этапах человеческой истории предвосхитила более поздний диспенсационалистский взгляд на организацию истории в различные устроения. [ 7 ] : 65 Этапы Иоакима были разделены на «Век Отца», который был под Законом, «Век Сына», который был периодом скорби, и «Век Духа», который был периодом блаженства на земле. [ 31 ] : 155
Фра Дольчино (ок. 1250–1307) преподавал теорию Фиоре об этапах истории, а диспенсационалисты Марк Хичкок и Томас Айс предположили, что учение Дольчино было восторгом перед великой судьбой. [ 31 ] : 157 Соответствующее учение заключалось в том, что, когда появится Антихрист, Дольчино и его последователи будут отняты и сохранены от Антихриста, и что после смерти Антихриста Дольчино и его последователи вернутся на Землю, чтобы обратить тех, кто тогда жил, в истинную веру. [ 31 ] Однако источником является анонимный латинский текст 1316 года под названием «История брата Дольчино» , поэтому неясно, действительно ли Дольчино учил этому. [ 31 ] : 158-159
Уильям К. Уотсон утверждал, что многие пуританские богословы 17 века предвосхищали диспенсациональные взгляды. В своей книге «Диспенсационализм до Дарби» (2015) он утверждает, что Эфраим Хуит (1595–1644) и Джон Бирченса (в его книге «История Священного Писания», опубликованной в 1660 году) учили, что у Бога разные планы в отношении евреев и язычников. Уотсон также утверждает, что Натаниэль Холмс (1599–1678) учил о восхищении перед скорбью. [ 29 ]
Некоторые говорят, что христианский мистик и философ Пьер Пуаре (1646–1719) был первым богословом, разработавшим диспенсационалистскую систему, написавшим книгу под названием « Божественное домостроительство». Пуаре учил, что история должна быть организована в несколько устроений, в которых Бог работает с людьми разными способами, включая тысячелетие как будущее устроение. [ 32 ] Эсхатология Пуаре включает веру в два воскресения, приход Антихриста и воссоединение, восстановление и обращение израильского народа. [ 6 ] [ 29 ] Пуаре разделил историю на семь периодов устроения: раннее детство (завершившееся Потопом), детство (завершившееся служением Моисея), детство (закончившееся Малахией), юность (закончившаяся Христом), зрелость (большая часть эпохи Церкви), старость (завершившаяся во времена Христа). «человеческий распад», означающий последний час Церкви) и восстановление всего сущего (Тысячелетие, включая буквальное земное царствование Христа с восстановленным Израилем). [ 7 ] : 65
Исаак Уоттс (1674–1748) представил диспенсациональную точку зрения в сорокастраничном эссе под названием «Гармония всех религий, которые Бог когда-либо предписывал людям, и все Его устроения по отношению к ним». [ 33 ] Чарльз Райри утверждает, что схема диспенсационализма Скофилда, за исключением тысячелетия, соответствует именно схеме Уоттса, а не Дарби. [ 7 ] : 67
Эдвард Ирвинг (1792–1834) в некотором смысле предвосхитил диспенсационализм. Он использовал буквальный подход к толкованию пророчеств, он верил в восстановление Израиля как нации и верил, что произойдет великое отступничество и Христос вернется, чтобы установить буквальное земное царство. [ 6 ] Но он также проповедовал, что Христос имел падшую природу, что привело к тому, что лишили его сана . шотландские пресвитериане [ 6 ] [ 34 ]
Формализация Дарби
[ редактировать ]Диспенсационализм развился как система на основе учения Джона Нельсона Дарби (1800–1882), которого многие считают отцом диспенсационализма. [ 22 ] : 10, 293 Дарби сильно повлиял на Плимутских братьев 1830-х годов в Ирландии и Англии. Первоначальная концепция возникла, когда Дарби рассматривал значение 32-й главы Исайи для Израиля. Он пришел к выводу, что пророчество требует будущего исполнения и реализации израильского царства. Он рассматривал церковь Нового Завета как отдельную программу, не связанную с этим Царством. Так возникла пророческая программа земного царства для Израиля и отдельная «таинственная» небесная программа для церкви. Чтобы не смешивать две программы, пророческую программу пришлось приостановить, чтобы дать возможность церкви появиться на свет. Тогда церковь должна будет быть восхищена, прежде чем пророчество сможет возобновить свою земную программу для Израиля. [ 35 ]
В концепции Дарби устроения относятся исключительно к божественному управлению землей. Устроение Моисея продолжается как божественное управление Землей вплоть до возвращения Христа, и церковь, будучи собранием, назначенным Небесами, не связана ни с какими устроениями. [ 36 ]
«Братьев» Дарби Экклезиология не прижилась в Америке, но его эсхатологическое учение стало широко популярным, особенно среди баптистов и пресвитерианцев старой школы . [ 37 ] : 317
Расширение и рост
[ редактировать ]Джеймс Инглис (1813–1872) представил диспенсационализм в Северной Америке через ежемесячный журнал Waymarks in the Wilderness , издававшийся с перерывами между 1854 и 1872 годами. [ 38 ] : 100–102 В 1866 году Инглис организовал собрание верующих для изучения Библии, которое познакомило с диспенсационалистскими идеями небольшой, но влиятельный круг американских евангелистов . [ 38 ] : 132–133 Они были обеспокоены ростом религиозного либерализма и видели в премилленаризме ответ. Диспенсационализм был представлен как премилленаристская позиция и в течение нескольких десятилетий охватил евангелическое движение. Дарби Американские церковные деноминации отвергли экклезиологию , но приняли его эсхатологию. [ 38 ] : 101 Многие из этих церквей были баптистскими и пресвитерианскими старой школы; Дарби они сохранили кальвинистскую сотериологию . [ 37 ] : 317
После смерти Инглиса Джеймс Х. Брукс (1830–1898), пастор пресвитерианской церкви на Уолнат-стрит в Сент-Луисе, штат Миссури, организовал Ниагарскую библейскую конференцию (1876–1897), чтобы продолжить распространение диспенсационалистских идей. Брукс был хорошо известен в милленаристских кругах как выдающийся докладчик на конференциях «Собрания верующих по изучению Библии», так и как автор статей, опубликованных в журнале Инглиса «Путеводные знаки в пустыне» . [ 38 ] : 134
Богослов Братства Ч. Макинтош (1820–1896) оказал глубокое влияние на американского евангелиста Дуайта Л. Муди (1837–1899), [ 39 ] [ 40 ] : 49 который достиг очень широкой аудитории своими мощными проповедями во второй половине XIX века. [ 41 ] Муди работал с Бруксом и другими диспенсационалистами и поощрял распространение диспенсационализма. [ 40 ] : 46–47 Именно в это время диспенсациональная доктрина получила широкое признание среди американских евангелистов. [ 42 ] : мы Это также ознаменовало сдвиг в диспенсациональном богословии под руководством таких евангелистов, как Муди, от кальвинизма и строгости доктрины Дарби к некальвинистскому взгляду на человеческую свободу в личном спасении. [ 19 ] : 46
Среди других видных диспенсационалистов этого периода — Рубен Арчер Торри (1856–1928), Джеймс М. Грей (1851–1925), Уильям Дж. Эрдман (1833–1923), А.С. Диксон (1854–1925), А.Дж. Гордон (1836–1895 ). ) и Уильям Юджин Блэкстоун (1841–1935). Эти люди были активными евангелистами, которые способствовали проведению множества библейских конференций и других миссионерских и евангелизационной деятельности. Они также придали диспенсационалистской философии институциональное постоянство, взяв на себя руководство новыми независимыми библейскими институтами, такими как Библейский институт Муди в 1886 году, Библейский институт Лос-Анджелеса (ныне Университет Биола ) в 1908 году и Библейский колледж Филадельфии (ныне Университет Кэрн , бывший Филадельфийский библейский университет ) в 1913 году. Сеть родственных институтов, которая вскоре развилась, стала ядром распространения американского диспенсационализма. Когда в 1889 году официально открылся Библейский институт Чикагского общества евангелизации (ныне Библейский институт Муди), Торри был его первым руководителем. [ 43 ]
Евангелисты-возрожденцы, такие как Муди и Торри, не верили, что дар языков продолжался и после апостольской эпохи , но их акцент на крещении Святым Духом хорошо сочетался с святости идеями . Это способствовало распространению диспенсационализма внутри пятидесятнического движения. [ 19 ] : 94
В это время англиканский священнослужитель Э. У. Буллингер (1837–1913) начал преподавать то, что стало известно как «ультрадиспенсационализм» или «буллингеризм». Буллингер учил, что Церковь возникла только в Деяниях 28, что Вечеря Господня и водное крещение предназначались для верующих евреев и что послания Павла были написаны к евреям. [ 21 ]
Скофилд и его влияние
[ редактировать ]Ученик Джеймса Брукса, Сайрус Скофилд (1843–1921) начал посещать Ниагарские конференции и стал защитником премилленаризма, особенно до трибуляционизма. [ 38 ] : 223 После нескольких лет работы Скофилд представил диспенсационализм более широкой аудитории в Америке через свою Справочную Библию Скоуфилда . Опубликованная в 1909 году издательством Оксфордского университета , Справочная Библия Скоуфилда была первой Библией, в которой на тех же страницах, что и библейский текст, отображались явно диспенсационалистские заметки. Использование Библии Скоуфилда стало популярным среди независимых евангелистов в Соединенных Штатах. [ 38 ] : 222–224 Его премилленаризм привел к пессимистическому социальному взгляду внутри евангелизма, который «не полировал медные рельсы на тонущем социальном корабле», так что евангелизм стал сосредоточен на спасении потерянных, а не на расширении христианского мира. [ 42 ] : 5
вышла Справочная Библия Скоуфилда на пике влияния Буллинджера. Библия Скофилда противостоит некоторым позициям ультрадиспенсационалистов (буллингеристов), включая их разделение на диспенсациональное время. Поскольку Библия Скоуфилда стала популярной среди диспенсационалистов, она маргинализировала позицию гипердиспенсационалистов в Соединенных Штатах. [ 5 ]
Под влиянием Скофилда евангелист и учитель Библии Льюис Сперри Чейфер (1871–1952) и его брат Роллин Чейфер в 1924 году основали Евангелический теологический колледж. Школа в конечном итоге стала Далласской теологической семинарией , главным диспенсационалистским учреждением в Америке. [ 44 ]
Баптистская библейская семинария, которая сейчас расположена в Кларкс-Саммите, штат Пенсильвания Еще одной диспенсационалистской школой стала .
Основы
[ редактировать ]В 1910-х годах среди американского евангелизма появилась еще одна публикация. Его двенадцать томов, известные как «Основы» , публиковались ежеквартально в период с 1910 по 1915 год издательством Testimony Publishing Company. Финансируется Union Oil соучредителем Лайманом Стюартом (1840–1923). [ 45 ] , управляемые исполнительным комитетом диспенсационалистов, в который входили Кларенс Диксон и Рубен Торри, «Основы» помогли укрепить диспенсационалистские взгляды внутри американского христианского фундаментализма и евангелического движения. [ 5 ]
Суд над Скоупсом в 1925 году послужил объединению фундаменталистов, но вскоре после суда движение начало приходить в упадок. Прокурор по делу Скоупса и публичное лицо фундаменталистского движения Уильям Дженнингс Брайан умер через неделю после вынесения приговора, а журналист Х.Л. Менкен изобразил сторонников этого антиэволюционного приговора необразованными и невежественными. Фундаменталистское движение начало децентрализоваться после того, как потеряло Брайана. Судьба диспенсационализма была связана с этим распадом. [ 5 ]
В 1928 году Филип Мауро , стремясь оживить фундаменталистское движение, указал пальцем на диспенсационализм и в процессе придумал этот термин. Выделив его как источник раскола внутри более крупного фундаменталистского движения, он написал, что диспенсационалистская точка зрения возникла позже, чем дарвинизм , и она разрушила фундаментальные истины Священных Писаний. [ 5 ]
В 1934 году Евангелический теологический колледж приобрел почтенный богословский журнал Bibliotheca Sacra (впервые опубликованный в 1844 году). Первое публичное заявление Льюиса Чейфера о том, что он диспенсационалист, появилось на страницах этого журнала. В 1936 году он опубликовал 60-страничный ответ на критику Мауро и других фундаменталистов под названием «Диспенсационализм». В том же году Чейфер переименовал свою школу в Далласскую теологическую семинарию. [ 5 ]
Конфликт между диспенсационалистами и ковенанталистами продолжался на протяжении 1930-х и 1940-х годов, приводя к постоянным разногласиям, которые сформировали фундаменталистское движение. [ 5 ]
Влияние Далласской духовной семинарии
[ редактировать ]К середине 20-го века такие евангелисты, как Чарльз Фейнберг , Дж. Дуайт Пятидесятница , Герман Хойт , Чарльз Райри и Джон Уолвурд , пропагандировали диспенсационализм. [ 5 ] [ 46 ] : 269 Все пятеро из этих мужчин либо учились, либо преподавали в Далласской теологической семинарии (DTS). [ 5 ] Пятидесятница преподавала там более 60 лет и опубликовала влиятельную работу по диспенсациональной эсхатологии « Грядущее» (1956). Десять лет спустя Райри опубликовал «Диспенсационализм сегодня» (1965), который стал основным введением в диспенсациональное богословие. [ 5 ]
Продолжая раскол с теологией завета, Райри написал в Bibliotheca Sacra в 1957 году, что диспенсационализм - «единственная действительная система библейской интерпретации». В 1959 году Уолворд заявил, что ни один недиспенсационалист (включая католиков и основных протестантов) не предложил никакой защиты от модернизма , и что все они находились под влиянием герменевтических и теологических ошибок. [ 5 ]
Влияние Далласской духовной семинарии росло по мере того, как другие школы и семинарии нанимали ее выпускников в качестве преподавателей. В 1970 году выпускник DTS Хэл Линдси опубликовал «Позднюю великую планету Земля» , которая положила начало диспенсационалистской эсхатологии в поп-культуре. Его книга была продана тиражом 10 миллионов экземпляров, а слова « восхитение » и « скорбь » стали нарицательными. [ 5 ]
Поп-пророчество
[ редактировать ]Коммерческий успех «Поздней великой планеты Земля» вызвал поток книг, в которых раскрывалась теология диспенсационализма восторга. Линдси опубликовала книги «Сатана жив и здоров на планете Земля» (1972), «Приближается новый мир» (1973) и «Освобождение планеты Земля » (1974) . Среди других книг - «Начало конца выпускника DTS Томаса Макколла » (1972) Тима ЛаХэя и «Сатана в святилище» (1973) и «Восхищенный» (1975). [ 5 ] В 1972 году режиссеры из Айовы Рассел Даутен и Дональд У. Томпсон выпустили «Вор в ночи» , вымышленный фильм о последствиях восхищения, который посмотрели около 300 миллионов человек. [ 47 ] Телеевангелист Джек Ван Импе освещал текущие события в свете библейских пророчеств с диспенсационалистским премилленаристским уклоном. [ 48 ]
Появление христианских правых
[ редактировать ]Конец 20-го века ознаменовал переход от сепаратизма, практиковавшегося ранее в этом веке, к более активному участию в политической жизни. В эту эпоху появились правые христиане , укоренившиеся в диспенсациональном богословии, которое ставит Израиль в центр Божьего замысла в мире. [ 46 ] : 270
В 1978 году телевизионный евангелист-диспенсационалист Джерри Фалуэлл начал совершать поездки в Израиль, спонсируемые израильским правительством. Он стал первым крупным американским политическим деятелем, который настаивал на том, что США должны поддерживать Израиль ради судьбы нации. [ 49 ] Фалуэлл перечислил Фейнберга, Пятидесятницу, Хойта и Уолворда как наиболее влиятельных людей, оказавших на него влияние. [ 46 ] : 269 Джерри Фалуэлл и Тим ЛаХэй основали « Моральное большинство» в 1979 году с целью спасения, крещения и регистрации людей для голосования. [ 50 ] : 354 Моральное большинство также предоставило платформу для политического активизма.
Под влиянием диспенсационального премилленаризма Моральное большинство лоббировало произраильскую внешнеполитическую позицию США, включая защиту еврейского народа в Израиле и продолжение помощи США государству Израиль . [ 51 ] [ 52 ] В отличие от Джимми Картера утверждения о палестинской родине, моральное большинство поддержало Рональда Рейгана на пост президента в 1980 году. [ 53 ] В лице Рейгана они нашли кандидата, разделявшего их апокалиптику . Рейган прочитал книгу Хэла Линдси «Поздняя великая планета Земля» , и было высказано предположение, что этот эсхатологический взгляд определял его политику на Ближнем Востоке . [ 49 ] : 43 [ 54 ] : 177 В интервью телеевангелисту Джиму Баккеру Рейган сказал: «[мы] можем быть тем поколением, которое увидит Армагеддон ». [ 55 ] : 355 администрации Рейгана на Ближнем Востоке Диспенсационная теология повлияла не только на внешнюю политику . Джеймс Дж. Уотт , член Ассамблеи Божьей и первый министр внутренних дел при Рейгане , заявил Конгрессу, что сохранение окружающей среды стало неактуальным из-за неизбежного возвращения Христа. [ 56 ] : 148
В 1980 году Хэл Линдси написал продолжение своей книги «Поздняя великая планета Земля» . Линдси ранее не связывал личные обязательства христианина с ответственностью за социальные изменения, но ситуация изменилась с появлением его новой книги « 1980-е: обратный отсчет до Армагеддона». Он начал призывать своих читателей выбирать моральных лидеров, которые отражали бы эту мораль в правительстве, и эта повестка дня тесно связана с администрацией Рональда Рейгана. [ 5 ]
Пожизненный фундаменталист и диспенсационалист Тим ЛаХэй также стал заметной фигурой среди правых христиан. [ 5 ] Некоторое время он возглавлял «Моральное большинство», а в середине восьмидесятых годов создал Американскую коалицию за традиционные ценности . В 1987 году он был сопредседателем президентской кампании республиканца Джека Кемпа, пока не стало известно, что он назвал католицизм «ложной религией». [ 57 ]
Мегацерковное движение
[ редактировать ]Рост пригородов в 1960-е годы привел к движению мегацерквей, которое началось в 1970-х годах. Пасторы, прошедшие обучение в DTS, стали пионерами этого движения, в том числе Чак Суиндолл , Эрвин Лютцер , Дэвид Джеремия , Роберт Джеффресс , Тони Эванс и Энди Стэнли . [ 5 ] Другие мегацеркви, такие как Краеугольная церковь Джона Хейги в Сан-Антонио, штат Техас, сочетали учение диспенсационализма с евангелием процветания и активизмом новых христианских правых . Хейги В состав организации «Христиане, объединенные за Израиль» входили шесть пасторов пятидесятнической мегацеркви и руководитель христианской радиовещательной сети, в том числе Джерри Фалуэлл. Эта группа стала примером того, как мегацерковный диспенсационализм смог найти национальное влияние в политике и дипломатии США. [ 5 ]
Несмотря на успех благодаря росту мегацерквей, движение выявило ограничения, когда лидеры двух крупнейших мегацерквей США, Билл Хайбелс и Рик Уоррен , отошли от теологии диспенсационализма. Возрождение реформированного богословия с появлением нового кальвинизма началось в 1980-х годах. Под руководством таких пасторов, как Джон Пайпер , Тим Келлер , Марк Дрисколл , Мэтт Чандлер и Альберт Молер , это породило собственное мегацерковное движение, лидеры которого стали откровенными критиками диспенсационализма. [ 5 ]
Пик и спад
[ редактировать ]К 1990-м годам молодое поколение ученых превратилось в «прогрессивных диспенсационалистов», открыв раскол внутри единого фронта, к которому Райри призывал в «Диспенсационализм сегодня» (1965). Лидерами этой школы мысли были Крейг А. Блейзинг , Даррел Бок , Кеннет Баркер и Роберт Л. Соси . [ 5 ]
Влияние диспенсационализма внутри Новых христианских правых усилилось в 1990-е годы. Основываясь на успехе книги Хэла Линдси «Покойная великая планета Земля» , роман 1995 года « Оставленные позади» подтолкнул поп-пророчество к дальнейшему коммерческому успеху. [ 5 ] [ 58 ] : 3 задуманная Тимом ЛаХэем и написанная Джерри Б. Дженкинсом Книга, , породила мультимедийную франшизу из 16 книг, а также множества фильмов, видеоигр и других дополнительных работ. Сериал вывел на первый план диспенсациональный премилленаризм и его «культуру восторга». [ 58 ] : 3
Как и в случае с Рейганом в 1980-е годы, «Новые христианские правые» помогли избрать еще одного « рожденного заново » президента, Джорджа Буша . Как и Рейган, Буш говорил о том, что пророчества исполняются таким образом, что это имело значение для диспенсационалистов. [ 5 ] Он упомянул Гога и Магога в войне с террором и сказал, что конфронтация была «произведена Богом, который хочет использовать этот конфликт, чтобы уничтожить врагов Своего народа». [ 59 ]
Диспенсациональные идеи пользовались политическим и коммерческим успехом, но Хэл Линдси и Тим ЛаХэй, ставшие общественными знаменосцами диспенсационализма, отличались от своих академических предшественников Джона Уолворда, Дуайта Пентекоста и Чарльза Райри. [ 5 ] К 2010-м годам поддержка диспенсационального богословия достигла пика в академических кругах и в значительной степени пошла на спад в академических кругах. [ 5 ] Опрос южных баптистских семинарий 2009 года показал, что мнение большинства было заветным , а в ведущей Южной баптистской теологической семинарии на факультете не было диспенсационалистов. [ 5 ] [ 60 ]
Хотя диспенсационализм потерпел крах в академических областях, его культурное влияние сохранилось. Диспенсационалистские идеи сохранились в массовой культуре. Опрос Newsweek 2004 года показал, что 55 процентов американцев верят, что христиане будут взяты в Восхищение. [ 61 ] На рубеже XXI века термин «диспенсационализм» стал синонимом «сектантского фундаментализма» и стал скорее политической идентичностью , чем богословской доктриной . [ 5 ]
Однако диспенсационализм остается сильным в теологических кругах, которые поддерживают теологию Свободной Благодати . [ 62 ] Большинство тех, кто связан с Альянсом Свободной Благодати, поддерживают диспенсационализм. [ 63 ] и этому учит Евангелическое общество Благодати . [ 64 ]
Критика
[ редактировать ]Термин «диспенсационализм» придумал Филип Мауро. Его критика системы содержится в его книге 1928 года «Евангелие Царства », в которой он написал, что «евангелическое христианство должно очистить себя от этой закваски диспенсационализма». Он использовал этот термин, чтобы сгруппировать новый премилленаризм, идею устроительного времени и различие между Израилем и Церковью в единую идею. [ 5 ]
Протестантские деноминации и движения, придерживающиеся теологии завета, склонны отвергать диспенсационализм. Например, пресвитерианский священник Джон Уик Боуман назвал Библию Скоуфилда «самой опасной ересью, которую в настоящее время можно найти в христианских кругах». [ 7 ] : 13 Диспенсациональное богословие в конечном итоге привело Пресвитерианскую церковь Америки (позже Православную пресвитерианскую церковь ) к отделению от Библейского пресвитерианского синода, который учил диспенсационализму. [ 65 ] Церкви Христа разделились в 1930-х годах, когда Роберт Генри Болл (который учил варианту диспенсационализма) и Фой Э. Уоллес (представлявший амилленаристскую позицию) жестко спорил по поводу эсхатологии.
Сотериология
[ редактировать ]Некоторые диспенсациональные христианские сионисты, такие как Джон Хейги, отвергают необходимость того, чтобы христиане стремились к обращению евреев. [ 5 ] Предположение о различии между законом и благодатью приводит к идее, что существует множество форм спасения . [ 1 ] : 34–35
В так называемом споре о спасении Господства содержится критика непонимания того, что необходимо для «рождения свыше». Джон Макартур назвал эту проблему «легковерием», согласно которому основой спасения является то, что нужно просто заявить, что следует за Иисусом. Макартур назвал основателя Далласской теологической семинарии Льюиса Сперри Чейфера источником ошибки бесплатной благодати. Защиту диспенсационной позиции возглавляли прежде всего Чарльз Райри и Зейн Ходжес. [ 5 ]
Эсхатология
[ редактировать ]Пессимизм премилленаристской эсхатологии привел к тому , что диспенсационалисты стали рассматривать социальные реформы как напрасные усилия, поэтому они сосредоточились на обращении потерянных, не прилагая никаких усилий к социальной реформе постмилленаризма , направленной на строительство царства . [ 66 ] : 35–36
Политическое влияние
[ редактировать ]В «Американской теократии» (2006) политический обозреватель Кевин Филлипс писал, что диспенсационалисты и другие христиане-фундаменталисты вместе с нефтяным лобби оказали политическую поддержку вторжению в Ирак в 2003 году. [ 67 ] : 87 Он написал, что большинство богословов признают, что в Библии нет конкретной последовательности событий последнего времени, и что такая вера является результатом столетия «усиленного дарбизма». Он процитировал теолога Барбару Россинг, что такой гипербуквализм является «опасным и ложным взглядом». [ 67 ] : 253–254 [ 68 ]
См. также
[ редактировать ]- Христианская эсхатология
- Теория Дня Тысячелетия
- Прогрессивное откровение (бахаи)
- Суперсессионизм
- Богословие Нового Завета (синтез богословия Завета и диспенсационализма)
- Теология свободной благодати
- История христианства
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Басс, Кларенс Б. (3 февраля 2005 г.). Предыстория диспенсационализма: его исторический генезис и церковные последствия . Випф и Сток. ISBN 978-1-59752-081-2 .
- ^ Jump up to: а б с Уотерс, Гай (2 ноября 2021 г.). «Каковы различия между теологией завета и диспенсационализмом?» . Реформатская духовная семинария . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Пойтресс, Верн Шеридан (1986). «1. Как заставить диспенсационалистов и недиспенсационалистов слушать друг друга. Термин «диспенсационалист» ». Понимание диспенсационалистов . Честнат-Хилл, Пенсильвания: Вестминстерская духовная семинария . Проверено 9 декабря 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Мауро, Филип (1928). Евангелие Царства: с исследованием современного диспенсационализма . Братья Гамильтон. п. 17.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа аб и Хаммел, Дэниел Г. (4 мая 2023 г.). Взлет и падение диспенсационализма: как евангелическая битва последних времен сформировала нацию . Вм. Б. Эрдманс. ISBN 978-1-4674-6220-4 .
- ^ Jump up to: а б с д и Бломберг, Крейг Л.; Чунг, Сон Ук (1 февраля 2009 г.). Аргументы в пользу исторического премилленаризма: альтернатива «оставленной позади» эсхатологии . Бейкер Академик. ISBN 978-1-4412-1056-2 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Райри, Чарльз К. (2007). Диспенсационализм . Капризный. ISBN 978-0-8024-2189-0 .
- ^ Диринг, Карен Линн (2001). «История Независимой Библейской церкви» . Баптистский университет Уашиты. п. 20 . Проверено 12 декабря 2019 г.
- ^ Креншоу, Кертис И.; Ганн, Гровер (1985). Диспенсационализм сегодня, вчера и завтра . Подставка для ног. п. 117. ИСБН 978-1-877818-01-1 .
- ^ Пойтресс, Верн (13 марта 2009 г.). «Понимание диспенсационализма» . Вестминстерская духовная семинария . Проверено 9 декабря 2023 г.
Проблема в том, что почти любой евангелист признает, что существуют отдельные периоды. Например, был период до грехопадения Адама, когда все было совсем по-другому, потому что не было греха и не было необходимости в искуплении, принесении в жертву животных или чем-либо из этого.
- ^ Уолворд, Джон Ф. (1983). Тысячелетнее Царство . Зондерван. ISBN 978-0-310-34091-1 .
- ^ Jump up to: а б Бушарт, В. Дэвид (20 сентября 2009 г.). Изучение протестантских традиций: приглашение к богословскому гостеприимству . Межвузовская пресса. стр. 216, 218. ISBN. 978-0-8308-7514-6 .
- ^ Ходж, Чарльз (2003). Систематическое богословие . Том. 1. Пибоди: Хендриксон. п. 446 . ISBN 1-56563-459-4 . Также доступен как Ходж (май 1997 г.). Гросс, Эдвард Н. (ред.). Систематическое богословие (сокращенное изд.). P&R. ISBN 0-87552-224-6 .
- ^ Туссен, Стэнли Д.; Бернс, Дж. Ланье. Три центральных вопроса современного диспенсационализма: сравнение традиционных и прогрессивных взглядов . Крегель академик. п. 124. ИСБН 978-0-8254-9881-7 .
- ^ Айронсайд, Гарри А. «Не гнев, а восторг» . Архивировано из оригинала 3 февраля 2016 года.
Пророческие часы остановились на Голгофе; оно не начнется снова, пока не войдет «полное число язычников».
- ^ Айронсайд, Гарри А. (1943). Большая скобка . Зондерван . п. 4.
Автор горячо убежден, что непонимание того, что открыто в Писании относительно Великой скобки между отвержением Мессии, с последующим отделением Израиля на национальном уровне, и воссоединением земного народа Божьего и признанием Господом в последнем дней, является фундаментальной причиной многих противоречивых и небиблейских пророческих учений. Как только этот вводный период понят и нынешняя работа Бога в этом веке понята, вся пророческая программа разворачивается с поразительной ясностью.
- ^ Jump up to: а б ДеМар, Гэри (1999). Безумие последних дней: одержимость современной церкви . Американское видение. ISBN 978-0-915815-35-7 .
- ^ Эннс, Пол (27 марта 2014 г.). Справочник Муди по теологии . Капризный. ISBN 978-0-8024-9115-2 .
- ^ Jump up to: а б с д Марсден, Джордж М. (1982). Фундаментализм и американская культура: формирование евангелизма двадцатого века, 1870–1925 гг . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-503083-9 .
- ^ Брок, Роберт К. «Учение Христа» .
Служение Христа не закончилось Его вознесением в первой главе книги Деяний. Христиане не смогли осознать, что, когда Савл спасается в Деяниях 9, Бог начинает НОВОЕ служение Господа Иисуса Христа, и это НОВОЕ служение возвещает наступление нынешнего века благодати. Имя Савла изменено на Павла, и он назван Апостолом язычников (Римлянам 11:13). Ему даются откровения от воскресшего Христа, и это откровения, охватывающие христианство.
- ^ Jump up to: а б с Коуч, Мэл (1996). Словарь премилленаристской теологии . Крегель. п. 98. ИСБН 978-0-8254-9464-2 .
- ^ Jump up to: а б Блейзинг, Крейг А.; Бок, Даррелл Л. (1993). Прогрессивный диспенсационализм . Уитон, Иллинойс: BridgePoint. ISBN 1-56476-138-Х .
- ^ Сталлард, Майк. «Прогрессивный диспенсационализм» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 19 июля 2011 года.
Некоторые обещания Ветхого Завета могут быть расширены НЗ. Однако это расширение никогда не рассматривается как замена или устранение последствий этого обещания Ветхого Завета, данного его первоначальной аудитории, Израилю. Например, участие Церкви в Новом Завете, которому учат в Новом Завете, может добавить Церковь к списку получателей обещаний Нового Завета, данных в Ветхом Завете. Однако такое участие не исключает будущего выполнения обещаний Ветхого Завета, данных Израилю в начале Тысячелетия. Таким образом, обещание может иметь совпадающее или перекрывающееся выполнение посредством расширения обещания в NT.
- ^ Блейзинг, Крейг А.; Бок, Даррелл Л. (10 августа 2010 г.). Диспенсационализм, Израиль и церковь: поиск определения . Зондерван Академик. п. 116. ИСБН 978-0-310-87740-0 .
- ^ Jump up to: а б Джонсон, С. Льюис; Файнберг, Джон С. (1988). Преемственность и прерывистость: взгляды на взаимосвязь между Ветхим и Новым Заветами: Очерки в честь С. Льюиса Джонсона-младшего . Перекресток. ISBN 978-0-89107-468-7 .
- ^ Хукема, Энтони А. (1994) [1979]. Библия и будущее (переработанная ред.). Гранд-Рапидс, Мичиган: Эрдманс . п. 164 . ISBN 0-85364-624-4 .
- ^ Уолвурд, Джон Ф. (1990). Блаженная надежда и скорбь . Современные евангелисты. п. 13. ISBN 978-0-310-34041-6 .
- ^ Смит, Эрин А. (зима 2017 г.). «Окончание Великой планеты Земля сделало апокалипсис популярной проблемой» . Национальный фонд гуманитарных наук . Проверено 25 июня 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с Уотсон, Уильям К. (2015). Диспенсационализм до Дарби: английский апокалиптизм семнадцатого и восемнадцатого веков . Лампион Пресс. ISBN 978-1-942614-03-6 .
- ^ Питч, Б.М. (6 июля 2015 г.). Диспенсационный модернизм . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-027307-1 .
- ^ Jump up to: а б с д Беннетт, Дэвид Малкольм (30 апреля 2008 г.). «Восхитили или не вознесли? Вот в чем вопрос» . Евангелический ежеквартальный журнал: международный обзор Библии и теологии . 80 (2): 143–161. дои : 10.1163/27725472-08002004 . ISSN 0014-3367 .
- ^ «Трезвый мистика Пьера Пуаре» . Христианство.com . Проверено 5 сентября 2022 г.
- ^ Уоттс, Исаак (1812). Гармония всех религий, которые Бог когда-либо предписывал людям, и всех Его устроений по отношению к ним .
Таким образом, Царство Христово, или христианское домостроительство, не было должным образом установлено во всех своих формах, учениях и обязанностях до следующего дня Пятидесятницы и излияния Духа на Апостолов.
- ^ Беннетт, Дэвид Малкольм (4 ноября 2014 г.). Эдвард Ирвинг: новый взгляд: человек, его противоречия и пятидесятническое движение . Випф и Сток. п. 176. ИСБН 978-1-62564-865-5 .
- ^ Райри, Чарльз К. «Обновленная информация о диспенсационализме». В Уиллисе; Мастер, Джон Р. (ред.). п. 17.
{{cite book}}
:|contributor1-first=
отсутствующий|contributor1-last=
( помощь ) ; Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) ; Неизвестный параметр|book=
игнорируется ( помогите ) - ^ Хюбнер, Рой А. (1993). Учение Дж. Н. Дарби относительно устроений, возрастов, управления и двух скобок (PDF) . Джексон, Нью-Джерси: истина настоящего времени. стр. iii–iv.
- ^ Jump up to: а б Элвелл, Уолтер А. (2001). Евангелический богословский словарь . Бейкер Академик . ISBN 978-0-8010-2075-9 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сандин, Эрнест Роберт (2008). Корни фундаментализма: британское и американское милленаризм, 1800–1930 гг . Издательство Чикагского университета . ISBN 978-0-226-73468-2 .
- ^ Муди, Пол Дуайт (1938). Мой отец: интимный портрет Дуайта Муди . Маленький, Браун. стр. 188–189.
- ^ Jump up to: а б Краус, Клайд Норман (1985). Диспенсационализм в Америке: его подъем и развитие . Джон Нокс Пресс.
- ^ Глёге, Тимоти Э.В. (2015). Гарантированная чистота: Библейский институт Муди, бизнес и создание современного евангелизма . Чапел-Хилл: Издательство Университета Северной Каролины . п. 3. ISBN 978-1-4696-3343-5 .
- ^ Jump up to: а б Джорджианна, Шэрон Линзи (1989). Моральное большинство и фундаментализм: правдоподобие и диссонанс . Э. Меллен Пресс. ISBN 978-0-88946-851-1 .
- ^ Муди, Уильям Ревелл (1900). Жизнь Дуайта Л. Муди . Флеминг Х. Ревелл. п. 340.
- ^ Райзингер, Эрнест . «История диспенсационализма в Америке» . Учредители министерств . Архивировано из оригинала 17 мая 2008 года . Проверено 5 июля 2023 г.
Верующие в Библию люди обращались в семинарию Далласа, мекку диспенсационализма, за обучением Слову Божьему.
- ^ Грэм, Даррен Э. (2016). Благословения бизнеса: как корпорации сформировали консервативное христианство . Издательство Оксфордского университета. п. 21. ISBN 978-0-19-992797-5 .
- ^ Jump up to: а б с Клаус, Роберт Г. (16 апреля 2010 г.). «Фундаменталистская теология». В Уоллсе, Джерри (ред.). Оксфордский справочник по эсхатологии . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 978-0-19-973588-4 .
- ^ Андерсон, Дин А. (7 марта 2012 г.). «Оригинальный фильм «Оставленные позади» » . Христианство сегодня . Архивировано из оригинала 16 апреля 2012 года . Проверено 8 февраля 2021 г.
- ^ Диас, Элизабет (22 января 2020 г.). «Джек Ван Импе, проповедник последних времен на телевидении, умер в 88 лет» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 18 июля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Холселл, Грейс (1986). Пророчество и политика: воинствующие евангелисты на пути к ядерной войне . Лоуренс Хилл. стр. 74–75. ISBN 978-0-88208-210-3 .
- ^ Саттон, Мэтью Эйвери (15 декабря 2014 г.). Американский апокалипсис: история современного евангелизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-74479-0 .
- ^ Грин, Ричард Аллен (19 июля 2006 г.). «Христиане-евангелисты выступают за Израиль» . Новости Би-би-си . Проверено 20 марта 2007 г.
- ^ Киркпатрик, Дэвид (14 ноября 2006 г.). «Для евангелистов поддержка Израиля – это «Божья внешняя политика» » . Нью-Йорк Таймс . Нью-Йорк . Проверено 6 мая 2018 г.
- ^ Чепмен, Роберт, изд. (17 марта 2015 г.). Культурные войны: энциклопедия проблем, точек зрения и голосов . Рутледж. п. 433. ИСБН 978-1-317-47351-0 .
- ^ Макалистер, Мелани (5 июля 2005 г.). Эпические встречи: культура, средства массовой информации и интересы США на Ближнем Востоке с 1945 года . Издательство Калифорнийского университета. ISBN 978-0-520-24499-3 .
- ^ Саттон, Мэтью Эйвери (2017). Американский апокалипсис: история современного евангелизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 978-0-674-74479-0 .
- ^ Балмер, Рэндалл Герберт (3 июля 2006 г.). Да приидет Царствие Твое: как религиозные правые искажают веру и угрожают Америке, плач евангелиста . Основные книги. ISBN 978-0-465-00519-2 .
- ^ Горенберг, Гершом (2002). Конец дней: фундаментализм и борьба за Храмовую гору . Издательство Оксфордского университета. п. 31. ISBN 978-0-19-515205-0 .
- ^ Jump up to: а б Фрихольм, Эми Джонсон (4 марта 2004 г.). Культура Восторга: оставленные в евангелической Америке . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-803622-7 .
- ^ Спектор, Стивен (сентябрь 2014 г.). «Гог и Магог в Белом доме: вдохновили ли библейские пророчества на вторжение в Ирак?». Журнал церкви и государства . 56 (3): 545. doi : 10.1093/jcs/cst003 .
- ^ Дэвид, Роуч (5 января 2012 г.). «Конец времен: ученые расходятся во мнениях о том, что Библия говорит по этому поводу» . Архивировано из оригинала 5 января 2012 года . Проверено 30 июля 2023 г.
{{cite web}}
: Неизвестный параметр|ensure l website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Гейтс, Дэвид (23 мая 2004 г.). «Религия: поп-пророки» . Newsweek . Проверено 6 января 2024 г.
- ^ «Диспенсационализм и свободная благодать: тесно связаны» . Диспенсационное издательство . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Альянс свободной благодати в рамках движения за свободную благодать: это то, что есть!» . Служения ГрейсЛайф . Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ «Диспенсационализм» . Евангелическое общество Грейс. 19 января 2024 г. Проверено 10 июля 2024 г.
- ^ Герстнер, Джон Генри (2000). Неправильное разделение слова истины: критика диспенсационализма . Соли Део Глория. п. 61. ИСБН 978-1-57358-068-7 .
- ^ Балмер, Рэндалл (2017). Становление евангелизма: от возрождения к политике и не только . Издательство Университета Бэйлора. ISBN 978-1-4813-0488-7 .
- ^ Jump up to: а б Филлипс, Кевин (21 марта 2006 г.). Американская теократия: опасность и политика радикальной религии, нефти и заемных денег в 21 веке . Пингвин. ISBN 9781101218846 .
- ^ Россинг, Барбара Р. (30 марта 2007 г.). Разоблачение восхищения: послание надежды в книге Откровения . Основные книги. стр. 173–174. ISBN 978-0-465-00496-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Беруби, Кэрол. Аргументы в пользу диспенсационализма Павла: определение Евангелия и миссии Павла (Blue Dromos Books, 2017) ISBN 978-1-48359-109-4
- Мангум, Р. Тодд, Диспенсационный и заветный раскол (Wipf & Stock, 2007) ISBN 1-55635-482-7
- Мангам, Р. Тодд и Марк Свитнэм, «Библия Скофилда: ее история и влияние на евангелическую церковь» (Колорадо-Спрингс: Патерностер, 2009 г.) ISBN 9780830857517
- Пойтресс, Верн . Понимание диспенсационалистов (P&R, 2-е изд., 1993 г.) ISBN 978-0-87552-374-3
- Души, Ренальд (1990). «Разница действительно есть: сравнение заветного и диспенсационального богословия». Евангельское служение «Друзья Израиля». ISBN 0-915540-50-9
- Свитнэм, Марк. Устроения: Божий план на века (Библиотека преподавания Священных Писаний, 2013 г.) ISBN 978-1-909789-00-5
- Уолворд, Джон Ф. Пророчество в новом тысячелетии (Крегель, 2001) ISBN 0-8254-3967-1
Внешние ссылки
[ редактировать ]- О'Хэйр, Дж. К. Неисследимые богатства Христа