Jump to content

Критическая психология

(Перенаправлено с Критического психолога )

Критическая психология – это взгляд на психологию, который широко опирается на критическую теорию . Критическая психология бросает вызов предположениям, теориям и методам основной психологии и пытается применить психологические концепции по-разному.

Область критической психологии не подпадает под монолитную категорию. Можно наблюдать разные отправные точки критики, сходства, а также существенные различия. Таким образом, критическую психологию следует воспринимать как «зонтичный термин». [1] это включает в себя различную критику статус-кво основной психологии. Общей темой критических подходов в психологии является оценка социальных последствий психологических теорий и практик. Критическая психология — это движение, которое бросает вызов психологии в направлении эмансипации и социальной справедливости и выступает против использования психологии для увековечивания угнетения и несправедливости. [2]

Критические психологи полагают, что основная психология не учитывает, как различия во власти и дискриминация между социальными классами и группами могут повлиять на психическое и физическое благополучие человека или группы. Основная психология делает это лишь частично, пытаясь объяснить поведение на индивидуальном уровне. Однако он в значительной степени игнорирует институциональный расизм , постколониализм и дефицит социальной справедливости для групп меньшинств, основанный на различиях в наблюдаемых характеристиках, таких как пол, этническая принадлежность, религия, религиозное меньшинство , сексуальная ориентация, ЛГБТК + или инвалидность .

Происхождение

[ редактировать ]

Психология рисует историю, наполненную теоретическими и политическими конфликтами. В течение его истории возникло множество критических замечаний, некоторые из которых имели общие черты, а также разные отправные точки и существенные различия. Критика основной психологии, соответствующая нынешнему использованию критической психологии, существовала с момента современного развития психологии в конце 19 века. Использование термина критическая психология началось в 1970-х годах в Свободном университете Берлина . Немецкая ветвь критической психологии возникла раньше и развивалась в значительной степени отдельно от остальной области. По состоянию на май 2007 года лишь несколько работ были переведены на английский язык. [3] Немецкое движение критической психологии уходит корнями в послевоенное студенческое восстание конца 1960-х годов; см. немецкое студенческое движение . Маркса « Критика политической экономии» сыграла важную роль в немецкой ветви студенческого восстания, центром которой был Западный Берлин . В то время капиталистический город Западный Берлин был окружен управляемой коммунистами Восточной Германией и представлял собой «горячую точку» политических и идеологических разногласий для революционных немецких студентов. Социологические основы критической психологии явно марксистские. [4]

Клаус Хольцкамп

[ редактировать ]
Клаус Хольцкамп

Одной из наиболее важных и сложных книг, посвященных развитию этой области в Германии, является « Grundlegung der Psychologie». [5] ( Основы психологии ) Клауса Хольцкампа , которого можно считать теоретическим основателем немецкой критической психологии. Хольцкамп написал две книги по теории науки. [6] и один о чувственном восприятии [7] перед публикацией Grundlegung der Psychologie в 1983 году. Хольцкамп считал, что его работа представляет собой прочную парадигму для психологических исследований, поскольку рассматривал психологию как допарадигматическую научную дисциплину ( Т. С. Кун использовал термин «допарадигматическая» для социальных наук ).

Свою сложную попытку предоставить всеобъемлющий и интегрированный набор категорий, определяющих область психологических исследований, Хольцкамп главным образом основывал на Алексея Леонтьева подходе к культурно-исторической психологии и теории деятельности . Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как результат биологической, а также культурной эволюции и, опираясь на материалистическую концепцию культуры Маркса, подчеркивал, что индивидуальное познание всегда является частью социального действия, которое, в свою очередь, опосредуется созданными человеком инструментами (культурными артефактами). язык и другие созданные человеком системы символов, которые он рассматривал как главную отличительную черту человеческой культуры и, следовательно, человеческого познания. Другим важным источником была Люсьена Севе . теория личности [8] который предоставил концепцию «матриц социальной деятельности» как посреднической структуры между индивидуальным и социальным воспроизводством. В то же время Grundlegung систематически интегрировал предыдущие специализированные работы, выполненные в Свободном университете Берлина в 1970-х годах критическими психологами, которые также находились под влиянием Маркса, Леонтьева и Севе. Сюда входили книги по животных поведению / этологии , [9] чувственное восприятие , [7] мотивация [10] и познание . [11] Фрейда Он также включил в свой подход идеи психоанализа и Мерло- Понти феноменологии .

Одним из основных результатов исторического и сравнительного анализа репродуктивных действий, восприятия и познания человека Хольцкампа является очень специфическая концепция значения, которая определяет символическое значение как исторически и культурно сконструированные, целенаправленные концептуальные структуры, которые люди создают в тесной связи с материальной культурой и в контексте. исторически специфических формаций общественного воспроизводства.

Исходя из этой феноменологической точки зрения на культурно опосредованное и социально обусловленное действие, Хольцкамп начал методологическую атаку на бихевиоризм (который он назвал психологией СР (стимул-реакция)), основанную на лингвистическом анализе, показывая в мельчайших деталях риторические модели, с помощью которых этот подход психология создает иллюзию «научной объективности», теряя в то же время актуальность для понимания культурно обусловленных, интенциональных действий человека. [12] [13] Вопреки этому подходу он разработал свой собственный подход к обобщению и объективности, опираясь на идеи Курта Левина в главе 9 « Grundlegung der Psychologie» .

Его последняя крупная публикация перед смертью в 1995 году была посвящена обучению. [14] Оно появилось в 1993 году и содержало феноменологическую теорию обучения с точки зрения субъекта. Одной из важных концепций, разработанных Хольцкампом, была «реинтерпретация» теорий, разработанных традиционной психологией. Это означало рассматривать эти концепции с точки зрения парадигмы критической психологии, тем самым интегрируя их полезные идеи в критическую психологию и в то же время выявляя и критикуя их ограничивающие последствия, которые в случае эсеровской психологии представляли собой риторическое исключение. субъекта и интенционального действия, а в случае когнитивной психологии, которая учитывала субъективные мотивы и интенциональные действия, — методологический индивидуализм .

Таким образом, первая часть книги содержит обширный взгляд на историю психологических теорий обучения и подробную переинтерпретацию этих концепций с точки зрения критической психологии, которая фокусируется на преднамеренных действиях, происходящих в конкретных социально-исторических/культурных контекстах. Концепции обучения, которые он нашел наиболее полезными в своем собственном подробном анализе «классного обучения», пришли от когнитивных антропологов Жана Лава ( ситуативное обучение ) и Эдвина Хатчинса ( распределенное познание ).

Вторая часть книги содержала обширный анализ институционализированных форм «классного обучения» современного государства как культурно-исторического контекста, который во многом формирует современное обучение и социализацию . В этом анализе он в значительной степени опирался на книгу Мишеля Фуко « Надзирать и наказывать» . Хольцкамп считал, что обучение в классе как исторически специфическая форма обучения не полностью использует потенциал ученика, а скорее ограничивает его или его потенциал обучения с помощью ряда «стратегий обучения». Частично его мотивацией для создания книги был поиск альтернативных форм обучения, которые более плодотворно использовали бы огромный потенциал человеческой психики. Следовательно, в последнем разделе книги Хольцкамп обсуждает формы «экспансивного обучения», которые, кажется, позволяют избежать ограничений обучения в классе, такие как ученичество и обучение в контекстах, отличных от классных комнат.

Кульминацией этих поисков стали планы написать крупную работу о жизненном лидерстве в конкретном историческом контексте современного (капиталистического) общества. Из-за его смерти в 1995 году эта работа так и не вышла из стадии ранних (и преждевременных) концептуализаций, некоторые из которых были опубликованы в журналах Forum Kritische Psychologie и Argument . [15]

1960–1970-е годы

[ редактировать ]

В 1960-х и 1970-х годах термин «радикальная психология» использовался психологами во всем мире для обозначения отрасли науки, которая отвергала ориентацию основной психологии на человека как основную единицу анализа и единственный источник психопатологии. Вместо этого радикальные психологи исследовали роль общества в возникновении и лечении проблем и рассматривали социальные изменения как альтернативу терапии для лечения психических заболеваний и как средство предотвращения психопатологии. В психиатрии часто использовался термин «антипсихиатрия» , а теперь британские активисты предпочитают термин «критическая психиатрия» . Критическая психология в настоящее время является предпочтительным термином для психологической дисциплины, стремящейся найти альтернативу тому, как дисциплина психология сводит человеческий опыт до уровня индивидуума и тем самым лишает возможности радикальных социальных изменений.

1990-е годы

[ редактировать ]

Начиная с 1990-х годов начала появляться новая волна книг по критической психологии, наиболее влиятельной из которых стала отредактированная книга «Критическая психология» Денниса Фокса и Исаака Прилельтенского . Различные вводные тексты по критической психологии, написанные в Соединенном Королевстве, имеют тенденцию фокусироваться на дискурсе, но некоторые сторонники критической психологии рассматривают это как сведение человеческого опыта к языку, что столь же политически опасно, как и то, как основная психология сводит опыт к языку. индивидуальный разум. Другие утверждают, что внимание к языку и идеологическим процессам необходимо для эффективной критической психологии – это не просто вопрос применения основных психологических концепций к проблемам социальных изменений.

Ян Паркер

[ редактировать ]

В 1999 году Ян Паркер опубликовал влиятельный манифест как в онлайн-журнале «Радикальная психология», так и в «Ежегодном обзоре критической психологии» . В этом манифесте утверждается, что критическая психология должна включать в себя следующие четыре компонента:

  1. Систематическое исследование того, почему одни разновидности психологических действий и переживаний имеют преимущество перед другими, как доминирующие концепции «психологии» действуют идеологически и на службе власти;
  2. Исследование того, как все разновидности психологии культурно-исторически конструируются, и как альтернативные разновидности психологии могут подтверждать или противостоять идеологическим предположениям в основных моделях;
  3. Исследование форм наблюдения и саморегуляции в повседневной жизни и способов действия психологической культуры за пределами академической и профессиональной практики; и
  4. Исследование того, как повседневная «обычная психология» структурирует академическую и профессиональную работу в области психологии и как повседневная деятельность может обеспечить основу для сопротивления современным дисциплинарным практикам.

Критическая психология сегодня

[ редактировать ]

Есть несколько международных журналов, посвященных критической психологии и критическим дискуссиям в области психологии, в том числе «Психология в обществе» , «Теория и психология» , «Культура и психология» , «Феминизм и психология» , « Развитие человека » , «Ежегодный обзор критической психологии» и больше не публикуемый Международный журнал критической психологии. Psychology (продолжение в журнале «Субъективность ») и Radical Psychology Journal (издается в течение десяти лет до последнего номера в 2011 году). [16] Журналы по-прежнему ориентированы на академическую аудиторию, хотя « Ежегодный обзор критической психологии и психологии в обществе» публикуется как онлайн-журнал с открытым доступом. Между критическими психологами и критическими психиатрами в Великобритании существуют тесные связи через Коллектив по предоставлению убежища. Дэвид Смэйл был одним из основателей Психологической группы Мидлендса, коллектива критических психологов, который подготовил манифест социальной материалистической психологии дистресса. [17] Курсы критической психологии и исследовательские центры доступны в Манчестерском столичном университете , Йоркском университете Святого Иоанна , Университете Восточного Лондона , Эдинбургском университете , Университете Квазулу-Натал , Центре аспирантуры городского университета Нью-Йорка , Университете Западной Джорджии , Университет Пойнт-Парк , Университет Гвельфа , Йоркский университет и Колледж Прескотта . Концентрации студентов также можно найти в Калифорнийском институте интегральных исследований , Прескотт-колледже и в Университете Нотр-Дам в Австралии (Фримантл).

Расширения

[ редактировать ]

Как и многие критические приложения, критическая психология вышла за пределы марксистских и феминистских корней и получила преимущества от других критических подходов. Рассмотрим экопсихологию и трансперсональную психологию . Критическую психологию и связанные с ней работы также иногда называют радикальной психологией и психологией освобождения . В области психологии развития работы Эрики Берман большое влияние оказали .

Различные субдисциплины психологии начали устанавливать свои собственные критические ориентации. Пожалуй, наиболее обширными из них являются критическая психология здоровья . [18] общественная психология и социальная психология . [19]

Цели критической психологии

[ редактировать ]

Центральными темами критической психологии являются понятия «угнетение» и «эмансипация». [20] Критическая психология размышляет не только о связи господствующей психологии с властью, но и о работе в направлении эмансипации (или освобождения). Под угнетением понимается «состояние асимметричных властных отношений, характеризующееся доминированием, подчинением и сопротивлением, при котором доминирующие лица или группы осуществляют свою власть, ограничивая доступ к материальным ресурсам и прививая подчиненным лицам или группам страх или самоуничижительные взгляды на сами себя". [21] Эмансипация (или освобождение) относится к возможностям людей в условиях социального неравенства, отдавая должное как индивидуальной, так и общественной сфере. [22] Следовательно, целью критической психологии является понимание «угнетения» и «освобождения» по отношению к «Власти».

Спектр, посредством которого выражаются цели критической психологии, разделен на три различных уровня вмешательства: микроуровень, мезоуровень и макроуровень. [20] Контекст микроуровня относится к отношениям психологии с отдельными людьми и группами, контекст мезоуровня относится к критическим размышлениям критической психологии о психологии и реформированию психологии не о людях , а для людей, а макроуровень - к контексту. контекст относится к вмешательствам критической психологии для создания более справедливого общества, привлекая более крупных социальных агентов. Подобная рефлексия разделяет возможности освобождения в отношении власти на: эстетическое, интерактивное и трудовое измерение. [22] Эстетическое измерение относится к очень личной и индивидуальной возможности освобождения посредством самовыражения, измерение взаимодействия относится к деконструкции угнетения в символическом и коммуникативном измерении власти (например, книги, тексты, средства массовой информации), а труд относится к освобождению от более широкого социального взаимодействия. -политическое выражение власти (школы, работа, здравоохранение). Подводя итог, можно сказать, что власть практикуется в диапазоне от индивидуального до более широкого общественного уровня, и, таким образом, угнетение и возможности освобождения также идентифицируются в этом спектре. Таким образом, цели критической психологии, направленные на эмансипацию, выходят за рамки индивидуального и переходят на более широкий социальный уровень размышлений и действий.

Формы критической психологии

[ редактировать ]

Понимание и действие — это постоянная дискуссия в области критической психологии. Понимание угнетения и «практика» эмансипации — это две разные области: область теории и область действия. По этой причине предлагается разделить критическую психологию на четыре различные формы: (а) критическая теоретическая психология, (б) критическая теоретическая психология с практическим освободительным намерением, (в) критическая эмпирическая психология и (г) критическая прикладная психология. [23] Критическая теоретическая психология (а) и критическая эмпирическая психология (в) относятся к теоретическому пониманию и развитию этой области, тогда как критическая теоретическая психология с практическим освободительным намерением (б) и критическая прикладная психология (г) имеют дело с практикой. и двигаться к социальным изменениям.

На международном уровне

[ редактировать ]

Ранний международный обзор перспектив критической психологии можно найти в книге «Критическая психология: голоса за перемены » под редакцией Тода Слоана (Macmillan, 2000). В 2015 году Ян Паркер редактировал « Справочник по критической психологии» .

Германия

[ редактировать ]

В Берлинском университете критическая психология на самом деле не рассматривалась как раздел психологии и следовала своей собственной методологии, пытаясь переформулировать традиционную психологию на неортодоксальной марксистской основе и опираясь на советские идеи культурно-исторической психологии , особенно Алексея Леонтьева . Несколько лет назад [ когда? ] кафедра критической психологии Берлинского университета была объединена с кафедрой традиционной психологии.

Апрельский номер журнала Theory & Psychology за 2009 г. [24] (под редакцией Десмонда Пейнтера, Афанасиоса Марвакиса и Леендерта Моса) посвящена исследованию немецкой критической психологии.

Сложная социально-политическая история Южной Африки и ее отношения с основной психологией создали условия, в которых критическая психология могла оказать влияние. [25] Южная Африка является хорошим примером контекста, в котором основная психология позиционировала себя рядом с неоколониализмом, расизмом и капиталистической эксплуатацией - в эпоху апартеида в стране - что привело к необходимости критических альтернатив в этой области, которые могли бы бросить вызов идеологическому пособничеству. [26] Во время апартеида господствующая психология поддерживала репрессивную политическую систему – одни психологи активно, другие пассивно. В начале 1980-х, в разгар апартеида, прогрессивные белые психологи и все большее число черных психологов начали исследовать и практиковать альтернативные программы для критики и сопротивления роли господствующей психологии в увековечивании апартеида в Южной Африке. [26] Таким образом, критическая психология начала развиваться в Южной Африке.

Как и в других частях мира, критическая психология в Южной Африке родилась из исследования психологии в отношении политики. Во-первых, психологию обвиняли в том, что она является продуктом и сторонником репрессивной политической системы, в которой ее предполагаемая нейтральность и научная объективность определялись теми слоями общества, которые извлекали выгоду из идеологического и экономического доминирования, которое она поддерживала. [27] Во-вторых, как только критически настроенные психологи в Южной Африке выявили идеологические недостатки основной психологии в контексте страны, началась работа по реконфигурации этой области как прогрессивной и социально значимой практики с теоретическими и методологическими подходами, которые могли бы принести пользу всем членам южноафриканского общества. [27]

Становление критической психологии в Южной Африке принимало различные формы в период с 1980 по 1994 год. Хотя эта область не обязательно была полностью формализована в это время, были созданы пространства и организации для выражения и развития ее идей: например, в Университете Кейптауна. (UCT), создание Организации соответствующих социальных услуг в Южной Африке (OASSSA), «Психологи против апартеида», Южноафриканской организации здравоохранения и социальных услуг (SAHSSO), а также создание академического журнала «Психология в обществе» (PINS). ) . [26] Некоторыми из основных теоретических и практических достижений этих разработок были: создание способа критики категорий класса, расы, пола и других структурных факторов, влияющих на дисциплину психологии, поощрение студентов к критическому мышлению о политике психологии и восстановление международных связей, а также отношений с другими социальными и медицинскими науками в Южной Африке. [26]

Однако не все эти инициативы продолжились после окончания политической борьбы и перехода к демократии. После 1994 года профессиональная психология в Южной Африке была реорганизована путем создания Профессионального совета по психологии, существующего в рамках Совета медицинских профессий Южной Африки (HPCSA). Этот уставный орган регулирует профессию с помощью своих систем лицензирования и сертификации. [27] В рамках этих систем критическая психология представляет собой скорее подход к этой области, чем отдельную профессиональную категорию. С 2000-х годов и до недавнего времени критическая психология больше двигалась к изучению определенных областей, таких как пол или раса, и в процессе этого всеобъемлющий проект создания формализованной области критической психологии был либо отвергнут, либо расширен, чтобы относиться ко всему, что является «немейнстрим» в психологии. [28] Поэтому критическая психология в Южной Африке в основном применяется как теоретический подход.

США и Канада

[ редактировать ]

Докторская программа по критической социальной/личностной психологии и психологии окружающей среды в Аспирантурном центре CUNY и докторская программа по критической психологии в Университете Пойнт-Парк в Питтсбурге, штат Пенсильвания, являются единственными докторскими программами по критической психологии в Соединенных Штатах. [29] [30] Колледж Прескотт в Прескотте, штат Аризона, предлагает онлайн-программу магистратуры в области критической психологии и социальных услуг, а также имеет критически ориентированную программу бакалавриата. [31] Калифорнийский институт интегральных исследований в Сан-Франциско также предлагает программу завершения бакалавриата со специализацией в области критической психологии. [32] и критические точки зрения иногда встречаются в традиционных университетах, возможно, особенно в рамках программ общественной психологии. Университет Западной Джорджии предлагает степень доктора философии. в «Сознании и обществе», где критическая психология является одним из трех основных теоретических направлений. [33] Усилия Северной Америки включают основание RadPsyNet в 1993 году, [34] публикация 1997 года « Критическая психология: введение». [35] (под редакцией Денниса Фокса и Исаака Прилельтенски; расширенное издание 2009 года под редакцией Денниса Фокса, Исаака Прилельтенски и Стефани Остин), Монтерейской конференции 2001 года по критической психологии, а также в основных темах многих публикаций в Журнале социальных действий в консультировании и психологии. .

См. также

[ редактировать ]

Общества

[ редактировать ]
  1. ^ Уокердайн, В. (2001). Сложные темы: критическая психология нового тысячелетия. Международный журнал критической психологии, 1 , 9–15.
  2. ^ Остин С. и Прилельтенский И. (2001a). Разнообразное происхождение, общие цели: задача критической психологии. Радикальная психология, 2 (2).
  3. ^ Клаус Хольцкамп (1992): О критическом подходе к психологии . Теория и психология 2, С.193–204; дополнительные ссылки см. также Чарльз Толман (1994): Психология, общество и субъективность: введение в немецкую критическую психологию , Лондон: Рутледж и Томас Тео (1998): Клаус Хольцкамп и взлет и падение немецкой критической психологии . История психологии 1998, Том. 1, № 3; Вольфганг Майерс (1999): Критическая психология – незаконченный современный проект . В: Вольфганг Майерс и др. (Ред.): Вызовы теоретической психологии , 457–66.
  4. ^ Тео, Томас (2000), «Хольцкамп, Клаус». , Энциклопедия психологии, Том. 4. , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 141–142, doi : 10.1037/10519-064 , ISBN.  1-55798-653-3 , получено 5 июня 2023 г.
  5. ^ Клаус Хольцкамп (1983): Основы психологии . Франкфурт/М.: Кампус
  6. ^ Клаус Хольцкамп (1964), Теория и эксперимент в психологии . Берлин: де Грюйтер ( Теория и эксперимент в психологии ); Клаус Хольцкамп (1968): Наука как действие. Попытка заложить новый фундамент научной теории . Берлин: де Грюйтер ( Наука как действие – новый подход к теории науки )
  7. ^ Jump up to: а б Клаус Хольцкамп (1973): Чувственное познание. Историческое происхождение и социальная функция восприятия . Франкфурт/М.: Атенеум ( Сенсорное восприятие: историческое происхождение и социальные функции восприятия).
  8. ^ «Люсьен Сев» .
  9. ^ Фолькер Шуриг (1975): Естественная история психического 1: Психогенез и элементарные формы общения животных . ( Естественная история психики 1: Психогенез и элементарные формы общения животных . Франкфурт/М.: Кампус; Фолькер Шуриг (1975): Естественная история психики 2: Достижения в обучении и абстракции у животных ( Естественная история психики 2: Способности к обучению и абстракции у животных , Франкфурт/Кампус М. Фолькера Шурига (1976) сознания Возникновение : .
  10. ^ Уте Остеркамп (1975/1976): Основы исследования психологической мотивации ( Основы психологических исследований мотивации , Франкфурт/М: Кампус (2 тома)
  11. ^ Райнер Зайдель (1976): Мышление. Психологический анализ возникновения и решения проблем . ( Познание. Психологический анализ постановки и решения проблем . Франкфурт/М.: Кампус
  12. ^ Клаус Хольцкамп (1987): Неверное распознавание причин действия как эмпирических предположений в социальных психологических теориях: Методологическая дезориентация в результате концептуальной путаницы ( Misching Reasons for Causes in Theories of Social Psychology: Methodological errors as a Result of Conceptual Confusion ), Форум критической психологии 19, Берлин: Argument Verlag, стр. 23–59.
  13. ^ Клаус Хольцкамп (1993): Обучение: Предметно-научные основы . Франкфурт/М.: Кампус, Глава 1: «Введение в последовательность презентации » , стр. 17–39.
  14. ^ Клаус Хольцкамп (1993): Обучение: Предметно-научные основы ( «Обучение: Предметно-научные основы» ). Франкфурт/М.: Кампус
  15. ^ Клаус Хольцкамп (1995): предмета Лидерство в повседневной жизни как основная концепция научной теории . Аргумент, том 37, выпуск 6, ноябрь/декабрь 1995 г.
  16. ^ Дафермос, Манолис; Марвакис, Афанасиос (2006). [www.discourseunit.com/arcp/5 «Критика в психологии – критическая психология»]. Ежегодный обзор критической психологии . 5 :9 – через www.discourseunit.com/arcp/5. {{cite journal}}: Проверять |url= ценность ( помощь )
  17. ^ Группа психологии Мидлендса. «Проект манифеста социально-материалистической психологии дистресса» . Midpsy.org . Проверено 2 мая 2018 г.
  18. ^ Мюррей, Майкл (2014). Критическая психология здоровья (второе изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 352. ИСБН  978-1-137-28264-4 .
  19. ^ Гоф, Брендан; Макфадден, Маджелла; Макдональд, Мэтью (2013). Критическая социальная психология: Введение (второе изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 346. ИСБН  978-0-230-30385-0 .
  20. ^ Jump up to: а б Остин, Стефани; Прилельтенский, Исаак (2001). «Современные дебаты в критической психологии: диалектика и синтез». Австралийский психолог . 36 : 75–80. дои : 10.1080/00050060108259634 .
  21. ^ Прилельтенский И. и Гоник Л. (1996). Политика меняется, угнетение остаётся: О психологии и политике угнетения. Политическая психология, 17 (1), 127–148.
  22. ^ Jump up to: а б Тео, Т. (1998). Пролегомен к современной психологии освобождения. Теория и психология, 8 , 527–547.
  23. ^ Тео, Т. (1999). Методологии критической психологии: Иллюстрации из области расизма. Ежегодный обзор критической психологии, 1 , 119–135.
  24. ^ «Специальный выпуск: Немецкая критическая психология: выступления в честь Клауса Хольцкампа» .
  25. ^ «ARCP 3: Антикапитализм (2003)» . Дискурсивный блок . 11 мая 2016 г. Проверено 19 октября 2023 г.
  26. ^ Jump up to: а б с д Художник Десмонд; Бланш, Мартин Терре (1 ноября 2004 г.). «Критическая психология в Южной Африке: взгляд назад и вперед» . Южноафриканский журнал психологии . 34 (4): 520–543. дои : 10.1177/008124630403400402 . ISSN   0081-2463 .
  27. ^ Jump up to: а б с «Критическая психология в Южной Африке: взгляд назад и вперед» .
  28. ^ Художник Десмонд; Кигува, Мир; Бомке, Вернер (2013). «Контексты и преемственность критики: размышления о современном состоянии критической психологии в Южной Африке». Ежегодный обзор критической психологии . 13 : 849–869.
  29. ^ «Описание программы» . 11 октября 2012 г.
  30. ^ «Доктор философии критической психологии» . Университет Пойнт-Парк . Проверено 9 ноября 2021 г.
  31. ^ «Критическая психология и социальные услуги (MA) | Прескоттский колледж» . www.prescott.edu . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 г. Проверено 20 октября 2020 г.
  32. ^ «Малое в критической психологии» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 г. Проверено 11 ноября 2012 г.
  33. ^ «Психология | О программе» . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 г. Проверено 8 октября 2014 г.
  34. ^ «РадПсиНет» .
  35. ^ « Критическая психология: Введение » .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Фокс Д. и Прилельтенский И. (ред.) (1997). Критическая психология: Введение. Мудрец. онлайн
  • Гоф, Б. (ред.) (2017). Справочник Пэлгрейва по критической социальной психологии. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
  • Харвуд, В. (2006) Диагностика «беспорядочных» детей . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
  • Ибаньес Т. и Инигес-Уил Л. (ред.). Критическая социальная психология . Книги мудрецов. онлайн
  • Кинчело Дж. и Хорн Р. (2006). Справочник Praeger по образованию и психологии. 4 тома. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Press.
  • Паркер, И. (ред.) (2015). Справочник по критической психологии . Лондон: Рутледж.
  • Прилельтенский И. и Нельсон Г. (2002). Критическое отношение к психологии: изменить ситуацию в различных условиях . Нью-Йорк: Пэлгрейв-Макмиллан.
  • Слоан, Т. (ред.) (2000). Критическая психология: голоса за перемены. Лондон: Макмиллан.
  • Кинчело Дж. и Стейнберг С. (1993). Предварительное описание постформального мышления: критическая конфронтация с когнитивным мышлением. Harvard Educational Review , 63 (2), 296–320.
  • Прилельтенский, И. (1997). Ценности, предположения и практики: оценка моральных последствий психологического дискурса и действий. Американский психолог , 52 (5), 517–35.
  • Паркер, И. (1999) Критическая психология: критические связи, радикальная психология: журнал психологии, политики и радикализма ( онлайн )
  • Паркер, И. (2003) «Психология настолько важна, что только марксизм может спасти нас сейчас» ( онлайн )
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d4370f57b879407de0eb9931d104a0d8__1723068720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d4/d8/d4370f57b879407de0eb9931d104a0d8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Critical psychology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)