Критическая психология
Часть серии о |
Психология |
---|
![]() |
Критическая психология – это взгляд на психологию, который широко опирается на критическую теорию . Критическая психология бросает вызов предположениям, теориям и методам основной психологии и пытается применить психологические концепции по-разному.
Область критической психологии не подпадает под монолитную категорию. Можно наблюдать разные отправные точки критики, сходства, а также существенные различия. Таким образом, критическую психологию следует воспринимать как «зонтичный термин». [1] это включает в себя различную критику статус-кво основной психологии. Общей темой критических подходов в психологии является оценка социальных последствий психологических теорий и практик. Критическая психология — это движение, которое бросает вызов психологии в направлении эмансипации и социальной справедливости и выступает против использования психологии для увековечивания угнетения и несправедливости. [2]
Критические психологи полагают, что основная психология не учитывает, как различия во власти и дискриминация между социальными классами и группами могут повлиять на психическое и физическое благополучие человека или группы. Основная психология делает это лишь частично, пытаясь объяснить поведение на индивидуальном уровне. Однако он в значительной степени игнорирует институциональный расизм , постколониализм и дефицит социальной справедливости для групп меньшинств, основанный на различиях в наблюдаемых характеристиках, таких как пол, этническая принадлежность, религия, религиозное меньшинство , сексуальная ориентация, ЛГБТК + или инвалидность .
Происхождение
[ редактировать ]Психология рисует историю, наполненную теоретическими и политическими конфликтами. В течение его истории возникло множество критических замечаний, некоторые из которых имели общие черты, а также разные отправные точки и существенные различия. Критика основной психологии, соответствующая нынешнему использованию критической психологии, существовала с момента современного развития психологии в конце 19 века. Использование термина критическая психология началось в 1970-х годах в Свободном университете Берлина . Немецкая ветвь критической психологии возникла раньше и развивалась в значительной степени отдельно от остальной области. По состоянию на май 2007 года лишь несколько работ были переведены на английский язык. [3] Немецкое движение критической психологии уходит корнями в послевоенное студенческое восстание конца 1960-х годов; см. немецкое студенческое движение . Маркса « Критика политической экономии» сыграла важную роль в немецкой ветви студенческого восстания, центром которой был Западный Берлин . В то время капиталистический город Западный Берлин был окружен управляемой коммунистами Восточной Германией и представлял собой «горячую точку» политических и идеологических разногласий для революционных немецких студентов. Социологические основы критической психологии явно марксистские. [4]
Клаус Хольцкамп
[ редактировать ]
Одной из наиболее важных и сложных книг, посвященных развитию этой области в Германии, является « Grundlegung der Psychologie». [5] ( Основы психологии ) Клауса Хольцкампа , которого можно считать теоретическим основателем немецкой критической психологии. Хольцкамп написал две книги по теории науки. [6] и один о чувственном восприятии [7] перед публикацией Grundlegung der Psychologie в 1983 году. Хольцкамп считал, что его работа представляет собой прочную парадигму для психологических исследований, поскольку рассматривал психологию как допарадигматическую научную дисциплину ( Т. С. Кун использовал термин «допарадигматическая» для социальных наук ).
Свою сложную попытку предоставить всеобъемлющий и интегрированный набор категорий, определяющих область психологических исследований, Хольцкамп главным образом основывал на Алексея Леонтьева подходе к культурно-исторической психологии и теории деятельности . Леонтьев рассматривал человеческую деятельность как результат биологической, а также культурной эволюции и, опираясь на материалистическую концепцию культуры Маркса, подчеркивал, что индивидуальное познание всегда является частью социального действия, которое, в свою очередь, опосредуется созданными человеком инструментами (культурными артефактами). язык и другие созданные человеком системы символов, которые он рассматривал как главную отличительную черту человеческой культуры и, следовательно, человеческого познания. Другим важным источником была Люсьена Севе . теория личности [8] который предоставил концепцию «матриц социальной деятельности» как посреднической структуры между индивидуальным и социальным воспроизводством. В то же время Grundlegung систематически интегрировал предыдущие специализированные работы, выполненные в Свободном университете Берлина в 1970-х годах критическими психологами, которые также находились под влиянием Маркса, Леонтьева и Севе. Сюда входили книги по животных поведению / этологии , [9] чувственное восприятие , [7] мотивация [10] и познание . [11] Фрейда Он также включил в свой подход идеи психоанализа и Мерло- Понти феноменологии .
Одним из основных результатов исторического и сравнительного анализа репродуктивных действий, восприятия и познания человека Хольцкампа является очень специфическая концепция значения, которая определяет символическое значение как исторически и культурно сконструированные, целенаправленные концептуальные структуры, которые люди создают в тесной связи с материальной культурой и в контексте. исторически специфических формаций общественного воспроизводства.
Исходя из этой феноменологической точки зрения на культурно опосредованное и социально обусловленное действие, Хольцкамп начал методологическую атаку на бихевиоризм (который он назвал психологией СР (стимул-реакция)), основанную на лингвистическом анализе, показывая в мельчайших деталях риторические модели, с помощью которых этот подход психология создает иллюзию «научной объективности», теряя в то же время актуальность для понимания культурно обусловленных, интенциональных действий человека. [12] [13] Вопреки этому подходу он разработал свой собственный подход к обобщению и объективности, опираясь на идеи Курта Левина в главе 9 « Grundlegung der Psychologie» .
Его последняя крупная публикация перед смертью в 1995 году была посвящена обучению. [14] Оно появилось в 1993 году и содержало феноменологическую теорию обучения с точки зрения субъекта. Одной из важных концепций, разработанных Хольцкампом, была «реинтерпретация» теорий, разработанных традиционной психологией. Это означало рассматривать эти концепции с точки зрения парадигмы критической психологии, тем самым интегрируя их полезные идеи в критическую психологию и в то же время выявляя и критикуя их ограничивающие последствия, которые в случае эсеровской психологии представляли собой риторическое исключение. субъекта и интенционального действия, а в случае когнитивной психологии, которая учитывала субъективные мотивы и интенциональные действия, — методологический индивидуализм .
Таким образом, первая часть книги содержит обширный взгляд на историю психологических теорий обучения и подробную переинтерпретацию этих концепций с точки зрения критической психологии, которая фокусируется на преднамеренных действиях, происходящих в конкретных социально-исторических/культурных контекстах. Концепции обучения, которые он нашел наиболее полезными в своем собственном подробном анализе «классного обучения», пришли от когнитивных антропологов Жана Лава ( ситуативное обучение ) и Эдвина Хатчинса ( распределенное познание ).
Вторая часть книги содержала обширный анализ институционализированных форм «классного обучения» современного государства как культурно-исторического контекста, который во многом формирует современное обучение и социализацию . В этом анализе он в значительной степени опирался на книгу Мишеля Фуко « Надзирать и наказывать» . Хольцкамп считал, что обучение в классе как исторически специфическая форма обучения не полностью использует потенциал ученика, а скорее ограничивает его или его потенциал обучения с помощью ряда «стратегий обучения». Частично его мотивацией для создания книги был поиск альтернативных форм обучения, которые более плодотворно использовали бы огромный потенциал человеческой психики. Следовательно, в последнем разделе книги Хольцкамп обсуждает формы «экспансивного обучения», которые, кажется, позволяют избежать ограничений обучения в классе, такие как ученичество и обучение в контекстах, отличных от классных комнат.
Кульминацией этих поисков стали планы написать крупную работу о жизненном лидерстве в конкретном историческом контексте современного (капиталистического) общества. Из-за его смерти в 1995 году эта работа так и не вышла из стадии ранних (и преждевременных) концептуализаций, некоторые из которых были опубликованы в журналах Forum Kritische Psychologie и Argument . [15]
1960–1970-е годы
[ редактировать ]В 1960-х и 1970-х годах термин «радикальная психология» использовался психологами во всем мире для обозначения отрасли науки, которая отвергала ориентацию основной психологии на человека как основную единицу анализа и единственный источник психопатологии. Вместо этого радикальные психологи исследовали роль общества в возникновении и лечении проблем и рассматривали социальные изменения как альтернативу терапии для лечения психических заболеваний и как средство предотвращения психопатологии. В психиатрии часто использовался термин «антипсихиатрия» , а теперь британские активисты предпочитают термин «критическая психиатрия» . Критическая психология в настоящее время является предпочтительным термином для психологической дисциплины, стремящейся найти альтернативу тому, как дисциплина психология сводит человеческий опыт до уровня индивидуума и тем самым лишает возможности радикальных социальных изменений.
1990-е годы
[ редактировать ]Начиная с 1990-х годов начала появляться новая волна книг по критической психологии, наиболее влиятельной из которых стала отредактированная книга «Критическая психология» Денниса Фокса и Исаака Прилельтенского . Различные вводные тексты по критической психологии, написанные в Соединенном Королевстве, имеют тенденцию фокусироваться на дискурсе, но некоторые сторонники критической психологии рассматривают это как сведение человеческого опыта к языку, что столь же политически опасно, как и то, как основная психология сводит опыт к языку. индивидуальный разум. Другие утверждают, что внимание к языку и идеологическим процессам необходимо для эффективной критической психологии – это не просто вопрос применения основных психологических концепций к проблемам социальных изменений.
Ян Паркер
[ редактировать ]В 1999 году Ян Паркер опубликовал влиятельный манифест как в онлайн-журнале «Радикальная психология», так и в «Ежегодном обзоре критической психологии» . В этом манифесте утверждается, что критическая психология должна включать в себя следующие четыре компонента:
- Систематическое исследование того, почему одни разновидности психологических действий и переживаний имеют преимущество перед другими, как доминирующие концепции «психологии» действуют идеологически и на службе власти;
- Исследование того, как все разновидности психологии культурно-исторически конструируются, и как альтернативные разновидности психологии могут подтверждать или противостоять идеологическим предположениям в основных моделях;
- Исследование форм наблюдения и саморегуляции в повседневной жизни и способов действия психологической культуры за пределами академической и профессиональной практики; и
- Исследование того, как повседневная «обычная психология» структурирует академическую и профессиональную работу в области психологии и как повседневная деятельность может обеспечить основу для сопротивления современным дисциплинарным практикам.
Критическая психология сегодня
[ редактировать ]Есть несколько международных журналов, посвященных критической психологии и критическим дискуссиям в области психологии, в том числе «Психология в обществе» , «Теория и психология» , «Культура и психология» , «Феминизм и психология» , « Развитие человека » , «Ежегодный обзор критической психологии» и больше не публикуемый Международный журнал критической психологии. Psychology (продолжение в журнале «Субъективность ») и Radical Psychology Journal (издается в течение десяти лет до последнего номера в 2011 году). [16] Журналы по-прежнему ориентированы на академическую аудиторию, хотя « Ежегодный обзор критической психологии и психологии в обществе» публикуется как онлайн-журнал с открытым доступом. Между критическими психологами и критическими психиатрами в Великобритании существуют тесные связи через Коллектив по предоставлению убежища. Дэвид Смэйл был одним из основателей Психологической группы Мидлендса, коллектива критических психологов, который подготовил манифест социальной материалистической психологии дистресса. [17] Курсы критической психологии и исследовательские центры доступны в Манчестерском столичном университете , Йоркском университете Святого Иоанна , Университете Восточного Лондона , Эдинбургском университете , Университете Квазулу-Натал , Центре аспирантуры городского университета Нью-Йорка , Университете Западной Джорджии , Университет Пойнт-Парк , Университет Гвельфа , Йоркский университет и Колледж Прескотта . Концентрации студентов также можно найти в Калифорнийском институте интегральных исследований , Прескотт-колледже и в Университете Нотр-Дам в Австралии (Фримантл).
Расширения
[ редактировать ]Как и многие критические приложения, критическая психология вышла за пределы марксистских и феминистских корней и получила преимущества от других критических подходов. Рассмотрим экопсихологию и трансперсональную психологию . Критическую психологию и связанные с ней работы также иногда называют радикальной психологией и психологией освобождения . В области психологии развития работы Эрики Берман большое влияние оказали .
Различные субдисциплины психологии начали устанавливать свои собственные критические ориентации. Пожалуй, наиболее обширными из них являются критическая психология здоровья . [18] общественная психология и социальная психология . [19]
Цели критической психологии
[ редактировать ]Центральными темами критической психологии являются понятия «угнетение» и «эмансипация». [20] Критическая психология размышляет не только о связи господствующей психологии с властью, но и о работе в направлении эмансипации (или освобождения). Под угнетением понимается «состояние асимметричных властных отношений, характеризующееся доминированием, подчинением и сопротивлением, при котором доминирующие лица или группы осуществляют свою власть, ограничивая доступ к материальным ресурсам и прививая подчиненным лицам или группам страх или самоуничижительные взгляды на сами себя". [21] Эмансипация (или освобождение) относится к возможностям людей в условиях социального неравенства, отдавая должное как индивидуальной, так и общественной сфере. [22] Следовательно, целью критической психологии является понимание «угнетения» и «освобождения» по отношению к «Власти».
Спектр, посредством которого выражаются цели критической психологии, разделен на три различных уровня вмешательства: микроуровень, мезоуровень и макроуровень. [20] Контекст микроуровня относится к отношениям психологии с отдельными людьми и группами, контекст мезоуровня относится к критическим размышлениям критической психологии о психологии и реформированию психологии не о людях , а для людей, а макроуровень - к контексту. контекст относится к вмешательствам критической психологии для создания более справедливого общества, привлекая более крупных социальных агентов. Подобная рефлексия разделяет возможности освобождения в отношении власти на: эстетическое, интерактивное и трудовое измерение. [22] Эстетическое измерение относится к очень личной и индивидуальной возможности освобождения посредством самовыражения, измерение взаимодействия относится к деконструкции угнетения в символическом и коммуникативном измерении власти (например, книги, тексты, средства массовой информации), а труд относится к освобождению от более широкого социального взаимодействия. -политическое выражение власти (школы, работа, здравоохранение). Подводя итог, можно сказать, что власть практикуется в диапазоне от индивидуального до более широкого общественного уровня, и, таким образом, угнетение и возможности освобождения также идентифицируются в этом спектре. Таким образом, цели критической психологии, направленные на эмансипацию, выходят за рамки индивидуального и переходят на более широкий социальный уровень размышлений и действий.
Формы критической психологии
[ редактировать ]Понимание и действие — это постоянная дискуссия в области критической психологии. Понимание угнетения и «практика» эмансипации — это две разные области: область теории и область действия. По этой причине предлагается разделить критическую психологию на четыре различные формы: (а) критическая теоретическая психология, (б) критическая теоретическая психология с практическим освободительным намерением, (в) критическая эмпирическая психология и (г) критическая прикладная психология. [23] Критическая теоретическая психология (а) и критическая эмпирическая психология (в) относятся к теоретическому пониманию и развитию этой области, тогда как критическая теоретическая психология с практическим освободительным намерением (б) и критическая прикладная психология (г) имеют дело с практикой. и двигаться к социальным изменениям.
На международном уровне
[ редактировать ]Ранний международный обзор перспектив критической психологии можно найти в книге «Критическая психология: голоса за перемены » под редакцией Тода Слоана (Macmillan, 2000). В 2015 году Ян Паркер редактировал « Справочник по критической психологии» .
Германия
[ редактировать ]В Берлинском университете критическая психология на самом деле не рассматривалась как раздел психологии и следовала своей собственной методологии, пытаясь переформулировать традиционную психологию на неортодоксальной марксистской основе и опираясь на советские идеи культурно-исторической психологии , особенно Алексея Леонтьева . Несколько лет назад [ когда? ] кафедра критической психологии Берлинского университета была объединена с кафедрой традиционной психологии.
Апрельский номер журнала Theory & Psychology за 2009 г. [24] (под редакцией Десмонда Пейнтера, Афанасиоса Марвакиса и Леендерта Моса) посвящена исследованию немецкой критической психологии.
ЮАР
[ редактировать ]Сложная социально-политическая история Южной Африки и ее отношения с основной психологией создали условия, в которых критическая психология могла оказать влияние. [25] Южная Африка является хорошим примером контекста, в котором основная психология позиционировала себя рядом с неоколониализмом, расизмом и капиталистической эксплуатацией - в эпоху апартеида в стране - что привело к необходимости критических альтернатив в этой области, которые могли бы бросить вызов идеологическому пособничеству. [26] Во время апартеида господствующая психология поддерживала репрессивную политическую систему – одни психологи активно, другие пассивно. В начале 1980-х, в разгар апартеида, прогрессивные белые психологи и все большее число черных психологов начали исследовать и практиковать альтернативные программы для критики и сопротивления роли господствующей психологии в увековечивании апартеида в Южной Африке. [26] Таким образом, критическая психология начала развиваться в Южной Африке.
Как и в других частях мира, критическая психология в Южной Африке родилась из исследования психологии в отношении политики. Во-первых, психологию обвиняли в том, что она является продуктом и сторонником репрессивной политической системы, в которой ее предполагаемая нейтральность и научная объективность определялись теми слоями общества, которые извлекали выгоду из идеологического и экономического доминирования, которое она поддерживала. [27] Во-вторых, как только критически настроенные психологи в Южной Африке выявили идеологические недостатки основной психологии в контексте страны, началась работа по реконфигурации этой области как прогрессивной и социально значимой практики с теоретическими и методологическими подходами, которые могли бы принести пользу всем членам южноафриканского общества. [27]
Становление критической психологии в Южной Африке принимало различные формы в период с 1980 по 1994 год. Хотя эта область не обязательно была полностью формализована в это время, были созданы пространства и организации для выражения и развития ее идей: например, в Университете Кейптауна. (UCT), создание Организации соответствующих социальных услуг в Южной Африке (OASSSA), «Психологи против апартеида», Южноафриканской организации здравоохранения и социальных услуг (SAHSSO), а также создание академического журнала «Психология в обществе» (PINS). ) . [26] Некоторыми из основных теоретических и практических достижений этих разработок были: создание способа критики категорий класса, расы, пола и других структурных факторов, влияющих на дисциплину психологии, поощрение студентов к критическому мышлению о политике психологии и восстановление международных связей, а также отношений с другими социальными и медицинскими науками в Южной Африке. [26]
Однако не все эти инициативы продолжились после окончания политической борьбы и перехода к демократии. После 1994 года профессиональная психология в Южной Африке была реорганизована путем создания Профессионального совета по психологии, существующего в рамках Совета медицинских профессий Южной Африки (HPCSA). Этот уставный орган регулирует профессию с помощью своих систем лицензирования и сертификации. [27] В рамках этих систем критическая психология представляет собой скорее подход к этой области, чем отдельную профессиональную категорию. С 2000-х годов и до недавнего времени критическая психология больше двигалась к изучению определенных областей, таких как пол или раса, и в процессе этого всеобъемлющий проект создания формализованной области критической психологии был либо отвергнут, либо расширен, чтобы относиться ко всему, что является «немейнстрим» в психологии. [28] Поэтому критическая психология в Южной Африке в основном применяется как теоретический подход.
США и Канада
[ редактировать ]Докторская программа по критической социальной/личностной психологии и психологии окружающей среды в Аспирантурном центре CUNY и докторская программа по критической психологии в Университете Пойнт-Парк в Питтсбурге, штат Пенсильвания, являются единственными докторскими программами по критической психологии в Соединенных Штатах. [29] [30] Колледж Прескотт в Прескотте, штат Аризона, предлагает онлайн-программу магистратуры в области критической психологии и социальных услуг, а также имеет критически ориентированную программу бакалавриата. [31] Калифорнийский институт интегральных исследований в Сан-Франциско также предлагает программу завершения бакалавриата со специализацией в области критической психологии. [32] и критические точки зрения иногда встречаются в традиционных университетах, возможно, особенно в рамках программ общественной психологии. Университет Западной Джорджии предлагает степень доктора философии. в «Сознании и обществе», где критическая психология является одним из трех основных теоретических направлений. [33] Усилия Северной Америки включают основание RadPsyNet в 1993 году, [34] публикация 1997 года « Критическая психология: введение». [35] (под редакцией Денниса Фокса и Исаака Прилельтенски; расширенное издание 2009 года под редакцией Денниса Фокса, Исаака Прилельтенски и Стефани Остин), Монтерейской конференции 2001 года по критической психологии, а также в основных темах многих публикаций в Журнале социальных действий в консультировании и психологии. .
См. также
[ редактировать ]- Теория культурно-исторической деятельности
- Позитивная психология
- Психополитическая обоснованность
- Риторика терапии
Общества
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Уокердайн, В. (2001). Сложные темы: критическая психология нового тысячелетия. Международный журнал критической психологии, 1 , 9–15.
- ^ Остин С. и Прилельтенский И. (2001a). Разнообразное происхождение, общие цели: задача критической психологии. Радикальная психология, 2 (2).
- ^ Клаус Хольцкамп (1992): О критическом подходе к психологии . Теория и психология 2, С.193–204; дополнительные ссылки см. также Чарльз Толман (1994): Психология, общество и субъективность: введение в немецкую критическую психологию , Лондон: Рутледж и Томас Тео (1998): Клаус Хольцкамп и взлет и падение немецкой критической психологии . История психологии 1998, Том. 1, № 3; Вольфганг Майерс (1999): Критическая психология – незаконченный современный проект . В: Вольфганг Майерс и др. (Ред.): Вызовы теоретической психологии , 457–66.
- ^ Тео, Томас (2000), «Хольцкамп, Клаус». , Энциклопедия психологии, Том. 4. , Нью-Йорк: Oxford University Press, стр. 141–142, doi : 10.1037/10519-064 , ISBN. 1-55798-653-3 , получено 5 июня 2023 г.
- ^ Клаус Хольцкамп (1983): Основы психологии . Франкфурт/М.: Кампус
- ^ Клаус Хольцкамп (1964), Теория и эксперимент в психологии . Берлин: де Грюйтер ( Теория и эксперимент в психологии ); Клаус Хольцкамп (1968): Наука как действие. Попытка заложить новый фундамент научной теории . Берлин: де Грюйтер ( Наука как действие – новый подход к теории науки )
- ^ Jump up to: а б Клаус Хольцкамп (1973): Чувственное познание. Историческое происхождение и социальная функция восприятия . Франкфурт/М.: Атенеум ( Сенсорное восприятие: историческое происхождение и социальные функции восприятия).
- ^ «Люсьен Сев» .
- ^ Фолькер Шуриг (1975): Естественная история психического 1: Психогенез и элементарные формы общения животных . ( Естественная история психики 1: Психогенез и элементарные формы общения животных . Франкфурт/М.: Кампус; Фолькер Шуриг (1975): Естественная история психики 2: Достижения в обучении и абстракции у животных ( Естественная история психики 2: Способности к обучению и абстракции у животных , Франкфурт/Кампус М. Фолькера Шурига (1976) сознания Возникновение : .
- ^ Уте Остеркамп (1975/1976): Основы исследования психологической мотивации ( Основы психологических исследований мотивации , Франкфурт/М: Кампус (2 тома)
- ^ Райнер Зайдель (1976): Мышление. Психологический анализ возникновения и решения проблем . ( Познание. Психологический анализ постановки и решения проблем . Франкфурт/М.: Кампус
- ^ Клаус Хольцкамп (1987): Неверное распознавание причин действия как эмпирических предположений в социальных психологических теориях: Методологическая дезориентация в результате концептуальной путаницы ( Misching Reasons for Causes in Theories of Social Psychology: Methodological errors as a Result of Conceptual Confusion ), Форум критической психологии 19, Берлин: Argument Verlag, стр. 23–59.
- ^ Клаус Хольцкамп (1993): Обучение: Предметно-научные основы . Франкфурт/М.: Кампус, Глава 1: «Введение в последовательность презентации » , стр. 17–39.
- ^ Клаус Хольцкамп (1993): Обучение: Предметно-научные основы ( «Обучение: Предметно-научные основы» ). Франкфурт/М.: Кампус
- ^ Клаус Хольцкамп (1995): предмета Лидерство в повседневной жизни как основная концепция научной теории . Аргумент, том 37, выпуск 6, ноябрь/декабрь 1995 г.
- ^ Дафермос, Манолис; Марвакис, Афанасиос (2006). [www.discourseunit.com/arcp/5 «Критика в психологии – критическая психология»]. Ежегодный обзор критической психологии . 5 :9 – через www.discourseunit.com/arcp/5.
{{cite journal}}
: Проверять|url=
ценность ( помощь ) - ^ Группа психологии Мидлендса. «Проект манифеста социально-материалистической психологии дистресса» . Midpsy.org . Проверено 2 мая 2018 г.
- ^ Мюррей, Майкл (2014). Критическая психология здоровья (второе изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 352. ИСБН 978-1-137-28264-4 .
- ^ Гоф, Брендан; Макфадден, Маджелла; Макдональд, Мэтью (2013). Критическая социальная психология: Введение (второе изд.). Лондон: Пэлгрейв. п. 346. ИСБН 978-0-230-30385-0 .
- ^ Jump up to: а б Остин, Стефани; Прилельтенский, Исаак (2001). «Современные дебаты в критической психологии: диалектика и синтез». Австралийский психолог . 36 : 75–80. дои : 10.1080/00050060108259634 .
- ^ Прилельтенский И. и Гоник Л. (1996). Политика меняется, угнетение остаётся: О психологии и политике угнетения. Политическая психология, 17 (1), 127–148.
- ^ Jump up to: а б Тео, Т. (1998). Пролегомен к современной психологии освобождения. Теория и психология, 8 , 527–547.
- ^ Тео, Т. (1999). Методологии критической психологии: Иллюстрации из области расизма. Ежегодный обзор критической психологии, 1 , 119–135.
- ^ «Специальный выпуск: Немецкая критическая психология: выступления в честь Клауса Хольцкампа» .
- ^ «ARCP 3: Антикапитализм (2003)» . Дискурсивный блок . 11 мая 2016 г. Проверено 19 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Художник Десмонд; Бланш, Мартин Терре (1 ноября 2004 г.). «Критическая психология в Южной Африке: взгляд назад и вперед» . Южноафриканский журнал психологии . 34 (4): 520–543. дои : 10.1177/008124630403400402 . ISSN 0081-2463 .
- ^ Jump up to: а б с «Критическая психология в Южной Африке: взгляд назад и вперед» .
- ^ Художник Десмонд; Кигува, Мир; Бомке, Вернер (2013). «Контексты и преемственность критики: размышления о современном состоянии критической психологии в Южной Африке». Ежегодный обзор критической психологии . 13 : 849–869.
- ^ «Описание программы» . 11 октября 2012 г.
- ^ «Доктор философии критической психологии» . Университет Пойнт-Парк . Проверено 9 ноября 2021 г.
- ^ «Критическая психология и социальные услуги (MA) | Прескоттский колледж» . www.prescott.edu . Архивировано из оригинала 31 октября 2021 г. Проверено 20 октября 2020 г.
- ^ «Малое в критической психологии» . Архивировано из оригинала 14 декабря 2012 г. Проверено 11 ноября 2012 г.
- ^ «Психология | О программе» . Архивировано из оригинала 8 октября 2014 г. Проверено 8 октября 2014 г.
- ^ «РадПсиНет» .
- ^ « Критическая психология: Введение » .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Фокс Д. и Прилельтенский И. (ред.) (1997). Критическая психология: Введение. Мудрец. онлайн
- Гоф, Б. (ред.) (2017). Справочник Пэлгрейва по критической социальной психологии. Лондон: Пэлгрейв Макмиллан.
- Харвуд, В. (2006) Диагностика «беспорядочных» детей . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж.
- Ибаньес Т. и Инигес-Уил Л. (ред.). Критическая социальная психология . Книги мудрецов. онлайн
- Кинчело Дж. и Хорн Р. (2006). Справочник Praeger по образованию и психологии. 4 тома. Вестпорт, Коннектикут: Praeger Press.
- Паркер, И. (ред.) (2015). Справочник по критической психологии . Лондон: Рутледж.
- Прилельтенский И. и Нельсон Г. (2002). Критическое отношение к психологии: изменить ситуацию в различных условиях . Нью-Йорк: Пэлгрейв-Макмиллан.
- Слоан, Т. (ред.) (2000). Критическая психология: голоса за перемены. Лондон: Макмиллан.
Статьи
[ редактировать ]- Кинчело Дж. и Стейнберг С. (1993). Предварительное описание постформального мышления: критическая конфронтация с когнитивным мышлением. Harvard Educational Review , 63 (2), 296–320.
- Прилельтенский, И. (1997). Ценности, предположения и практики: оценка моральных последствий психологического дискурса и действий. Американский психолог , 52 (5), 517–35.
- Паркер, И. (1999) Критическая психология: критические связи, радикальная психология: журнал психологии, политики и радикализма ( онлайн )
- Паркер, И. (2003) «Психология настолько важна, что только марксизм может спасти нас сейчас» ( онлайн )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- «Инициативная критическая психология» . www.reflex.at .
- «Ежегодный обзор критической психологии» . discourseunit.com . 10 мая 2016 г. (журнал в открытом доступе)
- «Теория и критика психологии» . teocripsi.com . (журнал открытого доступа на испанском языке)