Синагога Рамбан
Синагога Рамбан | |
---|---|
Религия | |
Принадлежность | Ортодоксальный иудаизм |
Обряд | Нусач Ашкеназ |
Лидерство | Раввин Авигдор Небенцаль (2016) [ 3 ] |
Год освящен | около 1400 [ 1 ] [ 2 ] |
Статус | Активный |
Расположение | |
Расположение | Дорога Еврейского квартала (улица Ха-Йехудим) Старый город Иерусалима |
Географические координаты | 31 ° 46'30,0 ″ с.ш. 35 ° 13'52,5 ″ в.д. / 31,775000 ° с.ш. 35,231250 ° в.д. |
Архитектура | |
Завершенный | около 1400 г. Перестроен в 1475, 1967 гг. |
Рамбана Синагога ( ивр .: Караимская синагога — вторая старейшая действующая синагога в Старом городе Иерусалима после караимской синагоги . [ 1 ] [ 2 ] Традиция гласит, что как учреждение оно было основано ученым и раввином Моше бен Нахманом , также известным как Нахманид или Рамбан, в 1267 году, но в более южном месте на горе Сион . [ 4 ] помочь восстановить местную еврейскую общину, которая действительно расширилась благодаря присутствию синагоги. [ 5 ] [ 6 ] Синагога была перенесена на свое нынешнее место около 1400 года, где она была разрушена в 1474 году, перестроена в 1475 году и продолжала функционировать до тех пор, пока не была закрыта мусульманскими властями в конце 16 века. Здание использовалось в промышленных и коммерческих целях до его разрушения во время иорданской осады еврейского квартала в 1948 году . После Шестидневной войны 1967 года она была перестроена на месте старых руин и вновь освящена как синагога.
Описание
[ редактировать ]Фундамент опирающиеся здания составляют своды, на романские и византийские капители . Наряду с тем фактом, что здесь нет готических или исламских архитектурных особенностей , это позволяет предположить, что оригинальное здание было построено еще до периода крестоносцев . [ сомнительно – обсудить ] [ нужна ссылка ]
Синагога расположена на три метра ниже уровня улицы, чтобы соответствовать мусульманским ограничениям, согласно которым молитвенные дома зимми не должны быть выше мечетей. [ 7 ] [ сомнительно – обсудить ] Западный вход выходит на дорогу Еврейского квартала и ведет через учебный зал или бейт-мидраш в главную комнату, а к южному входу можно попасть по лестнице, ведущей вниз из синагоги Хурва . [ 8 ]
Молитвенный зал синагоги имеет вытянутую, слегка трапециевидную форму (21,5 м на 6,7-7,3 м). [ 8 ] Четыре колонны, все вторичного использования, с квадратными капителями без украшений, делят зал на два острова. [ 8 ] Пятый был снят и поставлен снаружи южного входа, чтобы освободить место для бимы . [ 9 ] который занимает центральное положение, но никогда не стоял под куполом. [ 8 ] Западный конец молитвенного зала был расширен, чтобы обеспечить женское отделение , а в другом, восточном конце находятся ковчеги Торы , по одному в конце каждого острова. [ 8 ]
История
[ редактировать ]Синагога 13-14 веков.
[ редактировать ]Традиция
[ редактировать ]Традиция гласит, что основателем синагоги был Нахманид. [ 1 ]
После диспута в Барселоне Нахманид был изгнан из Арагона . [ нужна ссылка ] а в 1267 году он совершил алию в Землю Израиля . [ 10 ] В предполагаемом письме сыну [ 1 ] он описал еврейскую общину Иерусалима, опустошенную хорезмийскими « татарами » : [ нужна ссылка ]
«Многие в нем заброшенные места, и велико осквернение. Чем священнее это место, тем большему опустошению оно подверглось. Иерусалим — самое пустынное место из всех... Десять человек встречаются в субботы, которые они проводят . службы в их доме... Даже в разрушенном состоянии это чрезвычайно хорошая земля».
- Предполагаемое письмо Нахманида своему сыну [ 10 ]
В семьдесят два года он предпринял попытку восстановить еврейскую общину и выбрал разрушенный дом на горе Сион. [ нужны разъяснения ] реконструировать его как синагогу. Некоторые евреи переехали в Иерусалим, узнав о прибытии Нахманида. , Свитки Торы эвакуированные в Наблус (недалеко от библейского Сихема ) перед монгольским нашествием. [ сомнительно – обсудить ] были возвращены. Через три недели, к Рош ха-Шана , синагога была готова к эксплуатации. [ 10 ]
Научный взгляд
[ редактировать ]Норман Рот, ученый, специализирующийся на средневековой еврейской истории, [ 11 ] датирует создание синагоги как учреждения 13 веком или «несколько позже», [ 1 ] Авраам Давид твердо датирует его создание началом 15 века, но, возможно, имеет в виду здание как таковое в его окончательном местоположении. [ 2 ] Оба согласны, что эта традиция, по меньшей мере, проблематична. [ 1 ] [ 2 ] Подлинность письма Нахманида своему сыну, а также нескольких других приписываемых ему писем оспаривается. [ 1 ] Многие детали в нем сомнительны, начиная с вопросов о том, что Нахманид когда-либо достиг Иерусалима, и заканчивая сомнениями относительно небольшого числа евреев (всего двое) после Саладина в 1188 году призыва переселить Палестину , а также о том, почему ученый Нахманида Рангу необходимо было привезти свитки Торы из Наблуса, столицы самаритян , которых евреи считали еретиками . [ 1 ] Обадия Бертиноро , следующий источник о синагоге, пишет об этом в 1488 году, ни разу не упомянув в своем описании имя Рамбан/Нахманид. [ 1 ] В первой половине XVI века уже появились признаки распространения фиктивной связи с Рамбаном. [ 2 ]
Синагога XV-XVI веков.
[ редактировать ]По словам еврейского педагога Ларри Домнича, после периода устойчивого роста еврейской общины, сосредоточенной на синагоге и ешиве, основанных Нахманидом, около 1400 года синагога была перенесена дальше на север, подальше от своего первоначального местоположения на горе Сион. [ 4 ]
А. Давид и другие пишут, что синагога, основанная вскоре после 1400 г., была разрушена в 1474 г., а затем восстановлена в 1475 г. [ 2 ] [ 8 ] Овадия Бертиноро , прибывший в Иерусалим в 1488 году, оставляет описание синагоги, за которым следует описание синагоги Моисея Бассолы , посетившего ее в начале 1520-х годов. [ 2 ]
Следы ошибочного приписывания синагоги Нахманиду можно обнаружить уже в 1537 году. [ 2 ]
В 1523 году синагогу называли «единственным еврейским храмом в Иерусалиме». [ 12 ] В 1586 году он все еще широко использовался как сефардскими , так и ашкеназскими общинами. [ 13 ]
Конец 16 века: закрытие
[ редактировать ]В 1586 году синагога была закрыта по приказу турецкого губернатора Иерусалима. [ 7 ] академия, принадлежавшая танне Йоханану бен Закаю располагалась Впоследствии сефардская община основала свой центр в соседнем месте, где, как говорят, в период Второго Храма . Сегодня здесь стоит синагога Йоханан бен Закай . [ нужны разъяснения ]
Синагога Нахманида разделяла стену с мечетью Сидна Умар и была описана как похожая по дизайну. Османские власти издали фирман, чтобы запереть дверь синагоги из-за местных жалоб на «шумные церемонии», а дальнейшие юридические споры были запрещены после конфискации 1598 года. [ нужны разъяснения ] . [ 14 ]
Йозеф Шварц писал в 1845 году, что средневековое здание синагоги и его более поздние пристройки составляли еврейский «двор», комплекс зданий, «построенных в монастырском стиле» и выровненных с обеих сторон вдоль внутреннего пространства, «большого двора, который образует как бы целую улицу», упомянутая в приведенной ниже цитате «Синагога ашкенази». [ 13 ] Шварц далее цитирует документ 1628 года, в котором говорится, что главное здание, собственно синагога, было конфисковано в 1588 году муфтием, особенно ненавидевшим евреев , который посвятил его «светским» целям, и поэтому здание стало известно на арабском языке как «Аль-Марага». ". [ 13 ]
17-19 века: промышленное использование.
[ редактировать ]В 1845 году Йозеф Шварц, которого Еврейская энциклопедия (1901-1906) считал «величайшим еврейским авторитетом в палестинских вопросах со времен Эстори Фархи ». [ 15 ] предложил отождествить современную синагогу, тогда известную как «Аль-Марага» по-арабски и ранее находившуюся в центре комплекса «Синагога ашкенази», с традиционной синагогой Рамбана: [ 13 ]
«В результате изучения документов и исследований, проведенных на месте, я пришел к выводу, что это старое здание представляет собой ту самую синагогу, которая была построена в 5027 (1267) году, во времена знаменитого Нахманида (Рамбана); поскольку он говорит в своем письме своему сыну в Испанию...: «Мы нашли очень красивое разрушенное здание с мраморными колоннами и красивым куполом, и мы собрали коллекции, чтобы восстановить его для использования в качестве синагоги, и начали строить Это здание с красивым куполом и мраморными колоннами все еще существует рядом с нынешней синагогой; оно было отнято от синагоги, как я расскажу ниже, и в настоящее время называется Аль - Марага и используется как изюмная мельница, в которой изюм измельчают и перемалывают, чтобы сварить из него сироп. Во времена основания этой синагоги она ограничивалась этим единственным зданием, но в более поздний период, когда число евреев увеличилось; , все прилегающие к нему дома были включены в его состав, и все они назывались синагогой ашкенази. Долгое время это была единственная синагога в Иерусалиме, где совершались богослужения. ... Еще примерно в 5346 (1586 г.) обе общины, сефарды и ашкенази объединились, поклонялись там вместе; и только в то время, когда оно было насильственно отнято у прихожан и они были вынуждены выбрать себе другое место при дворе в качестве синагоги, сохранившееся до позднего периода, сефарды отделились от ашкенази, бывших вероятно, восстанавливая свои древние и прежние Сионская синагога , с которой другая осталась у ашкенази, откуда и ее название до наших дней».
- Джозеф Шварц (1850), Описательный и исторический очерк Палестины [ 13 ]
В тексте 1628 года, цитируемом Шварцем, также упоминается кади , который в тот самый год вымогал крупную сумму денег, 1000 грошей , у еврейской общины, чтобы признать их права собственности и остановить превращение «Аль-Мараги» в изюм. мельница и строительство нескольких магазинов «за пределами зала и перед синагогой». [ 13 ] Несмотря на ретроактивный и действительный документ о собственности , выданный коррумпированным кади, во времена Шварца Аль-Марага действительно использовалась как мельница для изюма, а магазины были построены «во внешнем зале», «хотя в настоящее время они находятся собственность евреев». [ 13 ]
В 1835 году руководителям общины удалось получить разрешение от Ибрагима-паши , египетского завоевателя и правителя региона Сирии , на ремонт синагог, из которых сефардские были объединены в единое целое, известное сегодня как Четыре сефардских. Синагоги . [ 16 ] С разрешения его отца, Мухаммеда Али-паши , правителя Египта, комплекс, известный как «Синагога ашкенази», был возвращен общине ашкенази в 1836 году, но без фактического главного здания «Аль-Марага», цель которого рассматривалась. Шварц наверняка достиг бы этого, если бы османы не вернули себе власть над территорией у Мухаммеда Али. [ 17 ] к 1841 году.
20 век: разрушение и повторное освящение
[ редактировать ]здание использовалось как сыроварня . В неустановленное время [ 9 ]
Н. Рот писал в 2014 году, что здание было полностью разрушено Иорданским арабским легионом в 1948 году в мае – июле 1948 года , и от него не осталось ничего, кроме планов и фотографий, сделанных перед осадой Иерусалима . [ 1 ]
Синагога, которую мы видим сегодня, была построена на руинах той, которую видели Бертиноро и Бассола. [ 2 ]
В результате Шестидневной войны 1967 года евреи восстановили доступ к собственности, и там была открыта синагога с бейт-мидрашем , или для изучения Торы . залом [ нужны разъяснения ] [ 9 ] Сегодня им пользуется община ашкенази. [ нужна ссылка ]
Вторая синагога Рамбана в Иерусалиме
[ редактировать ]Сегодня в Иерусалиме существует вторая синагога Рамбана, основанная после 1948 года и перестроенная в 2005 году в Западном Иерусалиме , в отличие от исторической, стоящей в Старом городе. Он расположен по адресу улица Амация, 4 в районе Катамон . [ 18 ] Оно попало в заголовки газет в 2016 году, когда Кармит Файнтух стала лидером общины и стала первой женщиной, нанятой на эту должность в ортодоксальной синагоге в Израиле. [ 19 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Рот, Норман (2014). «Синагоги» . В Роте, Норман (ред.). Средневековая еврейская цивилизация: Энциклопедия . Рутледж. п. 622. ИСБН 978-1-136-77155-2 . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Моисей Басола (2003). Авраам Дэвид (ред.). Иерусалимский Сион: путешествие по Святой Земле (1521-1523) (на итальянском языке). Перевод Алессандры Веронезе. Флоренция: Джунтина. п. 72, н. 58. ИСБН 8880571710 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ «Персонал – ешиват ха-котель» . Hakotel.org.il . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б Домнич, Ларри (2000). Еврейские праздники: путешествие по истории . Джейсон Аронсон . стр. 131–132. ISBN 0765761092 . Проверено 29 июля 2022 г.
- ^ «Синагога Рамбан – старейшая действующая синагога в Иерусалиме» . Достопримечательности-в-израиле.com. 18 октября 2011 г. Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Домнич, Ларри (1 июня 2005 г.). «Как Нахманид отстроил Иерусалим» . Aish.com . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Jump up to: а б «Сефардские синагоги Старого Иерусалима» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2019 г. Проверено 2 февраля 2007 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Кюхлер, Макс [на немецком языке] ; и др. (2007). Синагога Рамбан — в честь раввина Моше бен Нахмана . Места и пейзажи Библии (на немецком языке). Геттинген : Ванденхук и Рупрехт . п. 593. ИСБН 978-3525501702 . Проверено 29 июля 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Вагер, Элияху (1988). Синагога Рамбан . Иерусалим: Иерусалимское издательство. п. 60.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Jump up to: а б с Домнич, Ларри (апрель 1999 г.). «Синагога Рамбана. Надежда среди отчаяния» . Еврейский журнал . Проверено 27 июля 2022 г.
- ^ Йедида Кальфон Стиллман; Норман А. Стиллман , ред. (1999). Что представляет собой сефардская литература? . Том 19 серии Брилла по иудаике. Издательство «Брилл» . п. 247. ИСБН 9004107207 . Проверено 29 июля 2022 г.
{{cite book}}
:|work=
игнорируется ( помогите ) - ^ Бургойн, Майкл Гамильтон (1984). Мамлюкский Иерусалим: Архитектурное исследование , стр. 513: В описании перестроенной синагоги в 1523 году она упоминается как единственное еврейское место поклонения в Иерусалиме. Бургойн цитирует Шимона Бен-Элиезера (1973), « Разрушение и обновление: синагоги еврейского квартала» , «Мерказ Пресс», Иерусалим, стр. 11-13.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Шварц, Джозеф (1850). Описательный и исторический очерк Палестины] , стр. 277–279 , первоначально опубликовано на иврите в 1845 году под названием Тебуот ха-Арец .
- ^ Стиллман, Норман А. (1979). Евреи арабских стран: история и справочник . Филадельфия: Еврейское издательское общество Америки . стр. 92, 301–302. ISBN 0-8276-0116-6 . Проверено 17 июля 2015 г.
- ^ «Иосиф Шварц» в Еврейской энциклопедии .
- ^ Черный (1850). стр. 274-275.
- ^ Черный (1850). стр. 281-282.
- ^ Лис, Джонатан (9 декабря 2014 г.). «Почему в Иерусалиме две синагоги Рамбана » . Гаарец . Проверено 23 августа 2016 г.
- ^ Шэрон, Джереми (24 августа 2016 г.). «Новый православный раббанит Израиля говорит о своей новой роли» . Иерусалим Пост . Проверено 24 июля 2022 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Синагоги мира. Иерусалим ( Еврейская виртуальная библиотека )
- Синагога Моше бен Нахмана РамбаН (sephardiccouncil.org)
- Как Нахманид восстановил Иерусалим. Архивировано 26 февраля 2021 г. в Wayback Machine (aish.com).