Jump to content

Экологические проблемы в Пакистане

Экологические проблемы в Пакистане включают загрязнение воздуха , воды , шумовое загрязнение , изменение климата , неправильное использование пестицидов , эрозию почвы , стихийные бедствия , опустынивание и наводнения . Согласно рейтингу индекса экологической эффективности (EPI) 2020 года, опубликованному Йельским центром экологического права и политики , Пакистан занимает 142-е место с показателем EPI 33,1, что на 6,1 больше, чем за 10-летний период. Он занял 180-е место по качеству воздуха. [1] Климатические изменения и глобальное потепление являются наиболее тревожными проблемами, угрожающими миллионам жизней по всей стране. Основными причинами этих экологических проблем являются выбросы углекислого газа , демографический взрыв и вырубка лесов . [2]

Это серьезные экологические проблемы, с которыми сталкивается Пакистан, и они усугубляются по мере расширения экономики страны и роста населения. Хотя некоторые НПО и правительственные ведомства предприняли инициативы по прекращению деградации окружающей среды, экологические проблемы Пакистана все еще остаются. Пакистан сталкивается с серьезной проблемой, поскольку его природные ресурсы и экосистемы подвергаются растущему загрязнению и нагрузке. Главные экологические проблемы в стране связаны с чрезмерным использованием ограниченных природных ресурсов, загрязнением воздуха и воды, уменьшением запасов энергии, сокращением лесов и утилизацией отходов. [3]

Экономические последствия деградации окружающей среды

[ редактировать ]

Большинство промышленных секторов Пакистана, например рыболовство и сельское хозяйство , на долю которых приходится более четверти продукции и две пятых рабочих мест в Пакистане, сильно зависят от природных ресурсов страны. Следовательно, для поддержания экономического роста существует высокий спрос на и без того скудные природные ресурсы. Однако парадоксально то, что то, от чего зависит рост страны, одновременно угрожает будущему благосостоянию и успеху страны. По данным Всемирного банка , [4] 70% населения Пакистана проживает в сельской местности и уже страдает от высокого уровня бедности. Эти люди зависят от природных ресурсов как источника дохода и склонны чрезмерно использовать эти ресурсы. Это приводит к дальнейшей деградации окружающей среды и, как следствие, к увеличению бедности. Это привело к тому, что Всемирный банк называет «порочной нисходящей спиралью обнищания и деградации окружающей среды ». [4]

Загрязнение

[ редактировать ]
Мусор выброшен на пустой участок в Карачи, Пакистан.
На снимке виден мусор, лежащий в центре улицы. Городу нанесен значительный ущерб из-за плохой администрации. Люди оставляют мусор на дорогах, но местные власти его никогда не убирают и даже не смотрят.

В отчете Всемирного банка за 2013 год говорится, что к главным экологическим проблемам Пакистана относятся загрязнение воздуха, недостаточное снабжение незагрязненной питьевой водой, шумовое загрязнение и ухудшение здоровья городского и сельского населения из-за загрязнения. Эти экологические проблемы не только наносят вред пакистанским гражданам, но и представляют серьезную угрозу для экономики страны. В докладе также говорится, что рост индустриализации , урбанизации и автомобилизации неизбежно усугубит эту проблему. [5] Пакистан удерживает сомнительное звание третьей по уровню загрязнения страны в мире по качеству воздуха, что усугубляет экологические проблемы. Быстрые темпы урбанизации в сочетании с ростом населения создают дополнительные сложности в этом отношении. [6]

Загрязнение воды

[ редактировать ]

Всемирный банк классифицирует Пакистан как страну, испытывающую водный стресс. Есть семь основных рек, впадающих в Пакистан из верхних прибрежных государств, включая реку Кабул , впадающую из Афганистана, а также реку Инд , реку Джелум , реку Ченаб , реку Рави и реку Сатледж , впадающую из Индии. Среди них Рави и Сатледж отводятся в верховья Индии, безвозвратное использование которых было предоставлено Индии в соответствии с Договором о водах Инда, подписанным в 1960 году Индией и Пакистаном. Сети каналов, идущих от Инда (главного ствола), реки Джелум и реки Ченаб, снабжают водой сельскохозяйственные равнины Пенджаба и Синда , в то время как остальная часть страны имеет очень ограниченный доступ к другой пресной воде. Потенциальная нехватка воды не только угрожает экономике Пакистана, но и представляет серьезную угрозу для жизни миллионов пакистанцев.

Уменьшение стока из-за Договора о водах Инда, а также отвод в каналы означает, что в реках Пакистана имеется более низкий уровень разбавления стоков. С другой стороны, загрязнение воды увеличивается во многом из-за роста экономики и населения, а также почти полного отсутствия очистки воды. Источники загрязнения воды включают чрезмерное использование химических удобрений и пестицидов, сброс промышленных сточных вод в озера и реки, неочищенные сточные воды, сбрасываемые в реки и океан, а также загрязненные трубопроводы, используемые для транспортировки воды. [7] Загрязнение пресной питьевой воды затрудняет поиск источников чистой воды и увеличивает распространенность заболеваний, передающихся через воду . Следовательно, большинство зарегистрированных проблем со здоровьем в Пакистане являются прямым или косвенным результатом загрязненной воды. [8] 45% младенческих смертей вызваны диареей, а 60% - общими заболеваниями, передающимися через воду. [9]

По мнению исследователей, к 2040 году Пакистан, по прогнозам, станет самой испытывающей нехватку воды страной в регионе. [10]

Шумовое загрязнение

[ редактировать ]

Мегаполисы Пакистана, такие как Карачи , Лахор , Исламабад и Равалпинди , сталкиваются с проблемой шумового загрязнения . Основным источником загрязнения является шум транспорта, создаваемый автобусами, легковыми автомобилями, грузовиками, рикшами и цистернами с водой. Исследование показало, что на одной из главных дорог Карачи средний уровень шума составлял около 90 дБ и мог достигать около 110 дБ. Это намного выше стандартного уровня шума ISO в 70 дБ, который не наносит вреда человеческому уху. Однако исследование также пришло к выводу, что в Пакистане «предел уровня шума дорожного движения, установленный Национальными стандартами качества окружающей среды Агентства по охране окружающей среды, составляет 85 дБ». [11]

Такой высокий уровень шумового загрязнения может вызвать проблемы со слухом и неслуховым здоровьем. Проблемы со слухом включают потерю слуховых сенсорных клеток; Неслуховые проблемы со здоровьем включают нарушения сна, шум и сердечно-сосудистые заболевания, эндокринную реакцию на шум и психические расстройства. [12] Существует очень мало расплывчатых законов и политик в отношении уровня шума. Ответственность отсутствует, и хотя федеральные и провинциальные агентства по охране окружающей среды получают десятки жалоб от населения на шумовое загрязнение, эти агентства не могут принять меры из-за юридических ограничений и отсутствия национальных стандартов уровня шума. [13]

Загрязнение воздуха

[ редактировать ]

Загрязнение воздуха является растущей экологической проблемой в большинстве крупных городов Пакистана. Согласно отчету Всемирного банка, «загрязнение воздуха в городах Карачи является одним из самых серьезных в мире и наносит значительный ущерб здоровью человека и экономике». Неэффективное использование энергии, увеличение количества ежедневно используемых транспортных средств, увеличение нерегулируемых промышленных выбросов и сжигание мусора и пластика больше всего способствовали загрязнению воздуха в городских районах. Согласно недавнему исследованию, Департамент охраны окружающей среды провинции Синд утверждает, что средний уровень загрязнения в крупных городах примерно в четыре раза превышает пределы Всемирной организации здравоохранения . Эти выбросы имеют пагубные последствия, в том числе « респираторные заболевания , ухудшение видимости, потерю растительности и влияние на рост растений».

Одним из крупнейших источников загрязнения воздуха является промышленная деятельность. Неадекватная обработка выбросов в воздух и отсутствие нормативного контроля за промышленной деятельностью способствовали ухудшению качества окружающего воздуха в крупных городах. Кроме того, обычная практика сжигания населением огромных объемов твердых отходов, в том числе пластика и резины, на углах улиц приводит к выделению токсичных газов, которые чрезвычайно вредны для жителей этого района.

В 2018 году молодой предприниматель из Карачи Абид Омар запустил Пакистанскую инициативу по качеству воздуха для мониторинга качества воздуха в крупных городах Пакистана. Целью проекта является повышение доступности данных о качестве воздуха в Пакистане и повышение осведомленности граждан о влиянии загрязнения воздуха на здоровье. [14] Государственный департамент США установил три станции высококачественного мониторинга качества воздуха в трех местах в Пакистане. [15]

В частности, исследования выявили негативные последствия загрязнения воздуха для благосостояния пострадавших. Исследования показали, что постоянные колебания содержания твердых частиц представляют серьезную угрозу для граждан Пакистана, которые часто подвергаются вредному уровню загрязнения воздуха. Взвешенные твердые частицы, вызывающие респираторные заболевания, были обнаружены в опасных количествах в крупных городских районах Пакистана. Некоторые стратегии, которые можно использовать для эффективного решения проблем загрязнения воздуха в городах Пакистана, включают прогресс в проектировании дорог и повышение устойчивости транспорта, более широкое использование правительством Пакистана политики по снижению выбросов и переход на альтернативные источники энергии на чистом топливе, такие как КПГ.

Изменение климата

[ редактировать ]
Изменение климата, возможно, стало одним из факторов, усугубивших наводнение в Пакистане в 2010 году .

Изменение климата в Пакистане является серьезной проблемой для страны. Пакистан очень уязвим к изменению климата . Как и изменение климата в Южной Азии в целом, климат Пакистана изменился за последние несколько десятилетий, что оказало значительное воздействие на окружающую среду и людей. [16] Помимо усиления жары, засухи и экстремальных погодных условий в некоторых частях страны, таяние ледников в Гималаях повлияло на некоторые важные реки Пакистана . В период с 1999 по 2018 год Пакистан занимал 5-е место среди стран, пострадавших от экстремальных погодных условий, вызванных изменением климата. [17]

Пенджаб, крупнейшая провинция Пакистана, продемонстрировал приверженность решению проблем, связанных с изменением климата, в рамках Плана действий по изменению климата и Стратегии Пенджаба по изменению климата. [18]

Пакистан подвержен ряду стихийных бедствий, включая циклоны, наводнения, засуху, интенсивные дожди и землетрясения. Согласно научным исследованиям, изменение климата сыграло существенную роль в разрушительных наводнениях 2022 года, которые оказали прямое воздействие на более чем 30 миллионов человек в Пакистане, что привело к гибели людей, повреждению общественной инфраструктуры и вынужденному перемещению людей из домов. [19] Изменение климата представляет собой серьезную угрозу для экономики и безопасности Пакистана. [20]

Стихийные бедствия

[ редактировать ]

Из-за разнообразия земельных и климатических условий Пакистана он подвержен различным формам стихийных бедствий, включая землетрясения , наводнения , цунами , засухи , циклоны и ураганы. В отчете по борьбе со стихийными бедствиями утверждается, что провинции Гилгит-Балтистан (Великобритания), Белуджистан и AJK являются уязвимыми сейсмическими регионами и, следовательно, очень подвержены землетрясениям, в то время как Синд и Пенджаб постоянно страдают от наводнений, поскольку они являются низменными районами. [21]

Некоторые из самых страшных стихийных бедствий, с которыми столкнулся Пакистан, включают землетрясение в Кветте в 1935 году , когда погибло около 60 000 человек, наводнения 1950 года, когда, по оценкам, погибло 2900 человек и 900 000 человек остались без крова, землетрясение в Хунзе 1974 года , когда погибло около 5300 человек, Землетрясение в Кашмире 2005 года , в результате которого погибло не менее 73 000 человек и затронуло более 1,5 миллиона человек, а также наводнение 2010 года , от которого пострадало 20 миллионов человек. [22]

Средний балл Пакистана по Индексу целостности лесных ландшафтов в 2018 году составил 7,42 из 10, что поставило его на 41-е место в мире из 172 стран. [23] Тем не менее, вырубка лесов в Пакистане происходит с угрожающей скоростью. В настоящее время страна в значительной степени зависит от импорта продукции из древесины из-за отсутствия самообеспеченности в этом секторе, что приводит к значительным расходам ресурсов. Более того, эти ресурсы истощаются со скоростью один процент, что оказывает существенное влияние на благосостояние пакистанского населения. [24] [25]

Усилия по сохранению

[ редактировать ]

Правительство выразило обеспокоенность по поводу экологических угроз экономическому росту и социальному развитию и с начала 1990-х годов решило экологические проблемы с помощью нового законодательства и институтов, таких как Совет по охране окружающей среды Пакистана. Однако иностранные кредиторы предоставляют большую часть средств на охрану окружающей среды, и только 0,04 процента государственного бюджета развития идет на охрану окружающей среды. Таким образом, возможности правительства обеспечивать соблюдение экологических норм ограничены, а частным предприятиям часто не хватает средств для соблюдения экологических стандартов, установленных международными торговыми организациями. Правительство Пакистана начинает новую кампанию «Чистый и зеленый Пакистан» по решению экологических проблем.

Программа «Чистый зеленый чемпион»

[ редактировать ]

Инициатива под названием «Чистый зеленый Пакистан» была запущена в 2019 году правительством Пакистана. [26] Идея инициативы заключалась в проведении соревнования между городами Пакистана по чистоте и зелени. Был запущен веб-портал, на котором граждане могут зарегистрироваться и сообщить о своей деятельности, чтобы заработать баллы. Граждане также будут награждаться медалями, когда они достигнут определенного порога очков.

Цунами миллиардов деревьев

[ редактировать ]

Цунами « Миллиард деревьев» было запущено в 2014 году правительством провинции Хайбер-Пахтунхва (КПК) в ответ на проблему глобального потепления . Цунами «Миллиард деревьев» в Пакистане восстанавливает 350 000 гектаров лесов и деградированных земель, чтобы выполнить обязательства Боннского вызова . [27] Проект направлен на улучшение экосистем классифицированных лесов, а также отходов и сельскохозяйственных угодий, находящихся в частной собственности, и, следовательно, предполагает работу в тесном сотрудничестве с заинтересованными сообществами и заинтересованными сторонами, чтобы обеспечить их значимое участие посредством оказания услуг по продвижению проекта и распространению знаний. [28] Всего за год здесь появилось три четверти миллиарда новых деревьев в рамках «древесного цунами», направленного на то, чтобы обратить вспять ухудшающуюся потерю лесов . [29] Проект завершился в августе 2017 года раньше запланированного срока. [30]

Инициативу признали международные СМИ, в частности The Washington Post , [31] Новости VoA , [32] Индус , Рейтер , [33] Аль Джазира , [29] и многие другие. Короткометражные фильмы, такие как «Зеленая избирательная кампания». [34] и Stop являются частью инициативы «Чистый зеленый Пакистан».

Национальная стратегия сохранения

[ редактировать ]

Отчет о стратегии сохранения преследует три явные цели: сохранение природных ресурсов, содействие устойчивому развитию и повышение эффективности использования и управления ресурсами. Он рассматривает себя как «призыв к действию», адресованный центральным и провинциальным правительствам, бизнесу, неправительственным организациям (НПО), местным сообществам и отдельным лицам.

Основными загрязнителями из неточечных источников в сельском хозяйстве являются питательные вещества (особенно азот и фосфор), отложения, отходы животноводства, пестициды и соли. Сельскохозяйственные неточечные источники попадают в поверхностные воды через прямой поверхностный сток или через просачивание в грунтовые воды, которые сбрасываются в водовыпуск поверхностных вод. Различная сельскохозяйственная деятельность приводит к эрозии частиц почвы. Отложения, образующиеся в результате эрозии, могут повредить среду обитания рыб и водно-болотные угодья и часто переносят излишки сельскохозяйственных химикатов , что приводит к загрязнению стоков. Этот сток, в свою очередь, влияет на изменения в водной среде обитания, такие как повышение температуры и уменьшение количества кислорода. Наиболее распространенными источниками избыточных питательных веществ в поверхностных водах из неточечных источников являются химические удобрения и навоз животноводческих помещений. Такие питательные вещества вызывают эвтрофикацию поверхностных вод. Пестициды, используемые для борьбы с вредителями в сельскохозяйственных операциях, также могут загрязнять поверхностные и подземные водные ресурсы. Возвратные потоки, стоки и выщелачивания с орошаемых земель могут переносить наносы, питательные вещества, соли и другие материалы. Наконец, неправильные методы выпаса скота в прибрежных и горных районах также могут привести к ухудшению качества воды. Развитие Пакистана рассматривается как предприятие, в котором участвуют несколько поколений.

Стремясь изменить отношение и практику, Национальная стратегия охраны природы признает, что необходимы два ключевых изменения в ценностях: восстановление этики сохранения, основанной на исламских моральных ценностях, называемой «Кантас», и возрождение духа сообщества и ответственности, «Хакук уль-Ибад».

В отчете о Национальной стратегии охраны природы рекомендуются четырнадцать программных направлений для приоритетной реализации: сохранение почв на пахотных землях , повышение эффективности орошения , защита водоразделов, поддержка лесного хозяйства и плантаций, восстановление пастбищ и улучшение животноводства, защита водных объектов и поддержка рыболовства, сохранение биоразнообразия, повышение энергоэффективности. , развитие и использование возобновляемых ресурсов, предотвращение или уменьшение загрязнения, управление городскими отходами, поддержка учреждений в управлении общими ресурсами, интеграция программ в области народонаселения и окружающей среды, а также сохранение культурного наследия. В нем определены шестьдесят восемь конкретных программ в этих областях, каждая из которых имеет долгосрочную цель и ожидаемые результаты, а также физические инвестиции, необходимые в течение десяти лет. Особое внимание было уделено потенциальной роли экологических НПО, женских организаций и международных НПО в работе с правительством в его усилиях по сохранению природы. Рекомендации отчета о национальной стратегии охраны природы включены в восьмой пятилетний план (1993–98).

В недавнем исследовании, проведенном в рамках кампании Global CLEAN, было обнаружено, что средняя температура в Пакистане выросла на 0,2 градуса всего за два года. Это драматическое изменение, и оно делает акцент на кампаниях по борьбе с изменением климата.

Землепользование

  • Пашня - 27%
  • Многолетние посевы - 1%
  • Постоянные пастбища - 6%
  • Леса и редколесье - 5%
  • Прочее - 61% (оценка 1993 г.)
  • Орошаемые земли – 171,1 тыс. км. 2 (оценка 1993 г.)

Охраняемые территории

[ редактировать ]

В Пакистане имеется 14 национальных парков , 72 заповедника , 66 охотничьих заповедников , 9 морских и прибрежных охраняемых территорий, 19 охраняемых водно-болотных угодий и ряд других охраняемых лугов , кустарников , лесных массивов и памятников природы .

Международные соглашения

[ редактировать ]

Пакистан является участником нескольких международных соглашений, касающихся окружающей среды и климата. Наиболее заметными среди них являются:

Договоры и соглашения
Конкретные регионы и моря Морское право , загрязнение с судов ( МАРПОЛ 73/78 )
Атмосфера и климат Изменение климата , Защита озонового слоя , Запрет ядерных испытаний
Биоразнообразие , окружающая среда и леса Опустынивание , Исчезающие виды , Изменение окружающей среды , Водно-болотные угодья , Сохранение морской жизни
Отходы Опасные отходы
Реки Договор о водах Инда

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Пакистан | Индекс экологической эффективности» . epi.yale.edu . Проверено 6 апреля 2022 г.
  2. ^ «Экологические проблемы в Пакистане» . Пограничная застава . 03.10.2018 . Проверено 29 мая 2020 г.
  3. ^ «Обратит ли Пакистан внимание на экологические кризисы? – DW – 31.05.2022» . dw.com . Проверено 8 августа 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б «11. Проблемы окружающей среды - Всемирный банк» (PDF) . worldbank.org . Проверено 30 октября 2016 г.
  5. ^ Санчес-Триана, Эрнесто; Энрикес, Сантьяго; афзал, Джаваид; Накагава, Акико; Шуджа Хан, Асиф (2014). «Очистка воздуха в Пакистане: варианты политики по решению проблемы загрязнения наружного воздуха» (PDF) . www.worldbank.org . Всемирный банк.
  6. ^ «Путь Пакистана к борьбе с изменением климата требует сильного политического руководства» . thediplomat.com . Проверено 6 октября 2023 г.
  7. ^ «Краткая информация о загрязнении воды» (PDF) . Environment.gov.pk . Проверено 30 октября 2016 г.
  8. ^ Сабир, Исмат (28 ноября 2012 г.). «Вода становится все меньше». Пакистанский обозреватель .
  9. ^ «Спутниковый мониторинг изменений запасов подземных вод в бассейне Инда» (PDF) . www.pcrwr.gov.pk . Пакистанский совет по исследованиям водных ресурсов, Министерство науки и технологий. Архивировано из оригинала (PDF) 13 ноября 2016 г.
  10. ^ «Обратит ли Пакистан внимание на экологические кризисы? – DW – 31.05.2022» . dw.com . Проверено 23 сентября 2023 г.
  11. ^ «Шумовое загрязнение от дорожного движения в Карачи, Пакистан» (PDF) . Журнал Лиакатского университета медицинских и медицинских наук . 09 .
  12. ^ «Изучение шумового загрязнения, источника и его воздействия: антропологическое исследование города Равалпинди» (PDF) . Пакистанская ассоциация антропологии . ISSN   1013-5316 . Архивировано из оригинала (PDF) 4 августа 2016 г. Проверено 12 ноября 2016 г.
  13. ^ «Документ с изложением экологических стандартов качества шума в Пакистане» (PDF) . Environment.gov.ok . Агентство по охране окружающей среды Пакистана . Проверено 30 октября 2016 г.
  14. ^ Рехман, Соня (01 сентября 2018 г.). «Растущий кризис загрязнения воздуха в Пакистане» . Дипломат . Проверено 6 апреля 2022 г.
  15. ^ «Миссия США в Пакистане начинает публиковать данные о качестве воздуха» . Посольство и консульства США в Пакистане . 30 апреля 2019 г. Проверено 1 июня 2019 г.
  16. ^ «Портал знаний Всемирного банка об изменении климата» . Climateknowledgeportal.worldbank.org . Проверено 29 октября 2023 г.
  17. ^ Экстайн, Дэвид и др. «Глобальный индекс климатических рисков 2020». (PDF) Germanwatch (2019).
  18. ^ Хан, Фавад (1 августа 2024 г.). «Пенджаб формирует первую стратегию по изменению климата» . Голос Воды (ВОУ) . Проверено 2 августа 2024 г.
  19. ^ Хэнсберри, Кейт (15 сентября 2023 г.). «Расширение прав и возможностей молодежи Пакистана для решения проблем, связанных с изменением климата» . Атлантический совет . Проверено 6 октября 2023 г.
  20. ^ Хэнсберри, Кейт (15 сентября 2023 г.). «Расширение прав и возможностей молодежи Пакистана для решения проблем, связанных с изменением климата» . Атлантический совет . Проверено 30 октября 2023 г.
  21. ^ Иршад, Мухаммед; Али, Аршад; Икбал, Шахид (апрель – июнь 2015 г.). «Система управления стихийными бедствиями Пакистана». Acta Technica Corvininesis - Инженерный бюллетень . 8 (2). ISSN   2067-3809 .
  22. ^ «Десять худших катастроф в Пакистане» . РАССВЕТ.КОМ . 24 сентября 2011 г. Проверено 12 ноября 2016 г.
  23. ^ Грэнтэм, HS; Дункан, А.; Эванс, Т.Д.; Джонс, КР; Бейер, Х.Л.; Шустер, Р.; Уолстон, Дж.; Рэй, Джей Си; Робинсон, Дж.Г.; Кэллоу, М.; Клементс, Т.; Коста, HM; ДеДжеммис, А.; Элсен, PR; Эрвин, Дж.; Франко, П.; Гольдман, Э.; Гетц, С.; Хансен, А.; Хофсванг, Э.; Янц, П.; Юпитер, С.; Канг, А.; Лангхаммер, П.; Лоуренс, ВФ; Либерман, С.; Линки, М.; Малхи, Ю.; Максвелл, С.; Мендес, М.; Миттермайер, Р.; Мюррей, Нью-Джерси; Поссингем, Х.; Радаховский Дж.; Саатчи, С.; Сампер, К.; Сильверман, Дж.; Шапиро, А.; Страсбург, Б.; Стивенс, Т.; Стоукс, Э.; Тейлор, Р.; Слеза, Т.; Тизард, Р.; Вентер, О.; Висконти, П.; Ван, С.; Уотсон, JEM (2020). «Антропогенная модификация лесов означает, что только 40% оставшихся лесов имеют высокую целостность экосистемы — дополнительный материал» . Природные коммуникации . 11 (1): 5978. doi : 10.1038/s41467-020-19493-3 . ISSN   2041-1723 . ПМЦ   7723057 . ПМИД   33293507 .
  24. ^ «Вырубка лесов в Пакистане» . Нация . 24.11.2022 . Проверено 16 августа 2023 г.
  25. ^ Хусейн ·, Тасавар (2 февраля 2023 г.). «Спрос на дрова после наводнения оказывает давление на леса Пакистана» . Третий полюс . Проверено 16 августа 2023 г.
  26. ^ Ансари, Рамиз (25 ноября 2019 г.). «Премьер-министр запускает программу Clean Green Champion» . Блог Рамиза Ансари . Проверено 25 ноября 2019 г.
  27. ^ «Пакистан (КПК)» . Боннский вызов . Архивировано из оригинала 10 октября 2019 г. Проверено 27 марта 2019 г.
  28. ^ «О проекте по облесению цунами на миллиард деревьев» . Несколько.kp.gov.pk . Проверено 27 марта 2019 г.
  29. ^ Jump up to: а б «Пакистан инвестирует 150 миллионов долларов в лесовосстановление миллиарда деревьев» . www.aljazeera.com . Проверено 27 марта 2019 г.
  30. ^ «Пакистан посадил более миллиарда деревьев» . Всемирный экономический форум . Проверено 27 марта 2019 г.
  31. ^ Констебль, Памела (14 октября 2018 г.). «В Пакистане амбициозная попытка посадить 10 миллиардов деревьев пускает корни» . Вашингтон Пост . Проверено 6 апреля 2022 г.
  32. ^ «Пакистан посадит «10 миллиардов деревьев» » . VOA . Проверено 27 марта 2019 г.
  33. ^ «ФУНКЦИЯ: «Цунами из миллиардов деревьев» прокатилось по северному Пакистану» . Рейтер . 16 марта 2017 г. Проверено 27 марта 2019 г.
  34. ^ Зеленая избирательная кампания | Анимационный короткометражный фильм | HDsheet , получено 6 апреля 2022 г.
[ редактировать ]

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 00edfff1ba24f61ded21794a7eed2175__1720939800
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/00/75/00edfff1ba24f61ded21794a7eed2175.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Environmental issues in Pakistan - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)