стиль Людовика XVI.
Годы активности | 1774–1789 |
---|---|
Расположение | Франция |
Стиль Людовика XVI , также называемый Louis Seize , — это стиль архитектуры, мебели, декора и искусства, который развился во Франции во время 19-летнего правления Людовика XVI (1774–1792), незадолго до Французской революции . Он стал свидетелем заключительной фазы стиля барокко , а также зарождения французского неоклассицизма . Этот стиль был реакцией на сложный орнамент предшествующего периода барокко. Частично он был вдохновлен открытиями древнеримских картин, скульптур и архитектуры в Геркулануме и Помпеях . Его особенности включали прямую колонну, простоту столба и перемычки , архитрав греческого храма. В нем также выражались вдохновленные Руссо ценности возвращения к природе и взгляд на природу как идеализированную и дикую, но все же упорядоченную и по своей сути достойную модель, которой должны следовать искусства. [ 1 ]
Среди известных архитекторов того периода был Виктор Луи (1731–1811), завершивший строительство Большого театра Бордо (1780). Театр Одеон в Париже (1779–1782) был построен Мари-Жозефом Пейром (1730–1785) и Шарлем де Вайи (1729–1798). Франсуа-Жозеф Беланжер завершил строительство замка Багатель всего за шестьдесят три дня, выиграв пари для его строителя, брата короля. Другой достопримечательностью периода был бельведер Малого Трианона , построенный Ришаром Мике . Наиболее характерным зданием жилого стиля позднего Людовика XVI является Отель де Сальм в Париже (ныне Дворец Почетного легиона ), построенный Пьером Руссо в 1751–1783 годах.
Великолепно изготовленные столы и шкафы были созданы для Версальского дворца и других королевских резиденций краснодеревщиками Жаном-Анри Ризенером и Давидом Рентгеном с использованием инкрустаций из ценных пород дерева (особенно красного дерева ) и украшены позолоченной бронзой и перламутром . Столь же прекрасные наборы стульев и столов изготовили Жан-Анри Ризенер и Жорж Жакоб . [ 2 ]
Королевские гобелены Гобелена , Обюссона и Бове продолжали создавать большие гобелены, но все большую часть их бизнеса составляло изготовление обивки для новых наборов стульев, диванов и другой мебели для королевских резиденций и знати. Обои также стали важной частью дизайна интерьера благодаря новым процессам, разработанным Reveillon.
В Венгрии он известен как стиль Копф .
Истоки и влияния
[ редактировать ]Стиль Людовика XVI был реакцией и переходом к стилю французского барокко , который доминировал во французской архитектуре, декорировании и искусстве с середины 17 века, и отчасти из-за желания установить новый идеал красоты , или идеал красоты, основанный на чистота и величие искусства древних римлян и греков. В 1754 году французский гравер, художник и искусствовед Шарль-Николя Кошен осудил изгибы и волнистость преобладающего стиля рокай : «Не мучайте без причины те вещи, которые могли бы быть прямыми, и вернитесь к здравому смыслу, который является началом хорошего вкуса». [ 3 ]
Сам Людовик XVI не проявлял особого энтузиазма к искусству и архитектуре. Он оставил управление ими Шарлю-Клоду Флао де ла Билладери , графу Анживилье, который был назначен генеральным директором Bâtiments du Roi . [ 4 ] Анжевиллер по финансовым причинам отложил грандиозное расширение Версальского дворца , но завершил строительство нового Компьенского замка (1751–1783), начатого Людовиком XV , и украшал его с 1782 по 1786 год. Главным архитектурным дополнением Версаля, сделанным королем, был новая библиотека на первом этаже (начата в 1774 г.). Он был гораздо более щедр к королеве Марии-Антуанетте; она отремонтировала большие апартаменты королевы в Версале в 1785 году и провела важные работы в своих апартаментах во дворцах Фонтенбло и Компьене, а также в новых апартаментах во дворце Тюильри . Король также подарил королеве Малый Трианон в Версале, а в 1785 году купил для нее новый замок в Сен-Клу . [ 5 ]
Классицизм , основанный на римских и греческих моделях, использовался во французской архитектуре со времен Людовика XIV ; он отверг план Джана Лоренцо Бернини барочного фасада Лувра и выбрал вместо этого классический фасад с колоннадой и фронтоном. Архитекторы Людовика XIV Жюль Ардуэн-Мансар и Жак Лемерсье отвернулись от готики и стиля ренессанса и использовали барочную версию римского купола в новых церквях в Валь-де-Грас и Доме Инвалидов . Людовик XV и его главные архитекторы Жак Анж Габриэль и Жак-Жермен Суффло продолжили стиль архитектуры, основанный на симметрии и прямых линиях. Габриэль создал ансамбль классических зданий вокруг площади Согласия , а Суффло спроектировал Пантеон (1758–1790) по римскому образцу. [ 6 ]
Влиятельным зданием позднего периода Людовика XV был Малый Трианон в Версале (1762–1764) Жака Анжа Габриэля , построенный для фаворитки короля мадам де Помпадур . Его кубическая форма, симметричный фасад и коринфский перистиль, похожий на виллы Палладио, сделали его образцом для следующего стиля Людовика XVI.
Еще одним заметным влиянием на стиль оказалась архитектура архитектора эпохи Возрождения Андреа Палладио , повлиявшего на строительство загородных домов в Англии, а также французского архитектора Клода-Николя Леду (1736–1806). Идеи Палладио послужили вдохновением для замка Лувесьен и его неоклассического музыкального павильона (1770–1771), построенного Клодом Николя Леду для любовницы Людовика XV, мадам дю Барри . Павильон кубической формы, с фасадом из четырех пилястр, поддерживающих архитрав и пилястр террасы. Он стал образцом для подобных домов при Людовике XVI. [ 7 ]
-
Маленький Трианон в Версале (1762–1764), Жак Анж Габриэль.
-
Музыкальный павильон в замке Лувесьен (1770–1771) работы Клода Николя Леду.
Мотивы и орнаменты
[ редактировать ]Декоративные мотивы стиля Людовика XVI были вдохновлены античностью , стилем Людовика XIV и природой. Характерные элементы стиля: факел, перекрещенный с ножнами со стрелами, черепичные диски, гильоширование , двойные банты, дымящиеся жаровни, линейные повторы мелких мотивов ( розеток , бус, овечек), трофейные или цветочные медальоны, свисающие с завязанной ленты. , аканта листья , гадруны , переплетения , меандры , рога изобилия , маскароны , древние урны, треножники, горелки для духов, дельфины, головы барана и льва, химеры и грифоны . Также очень часто используются греко-римские архитектурные мотивы: каннелюры , пилястры (рифленые и нерифленые), рифленые балясины (витые и прямые), колонны ( зацепленные и незацепленные, иногда заменяемые кариатидами ), спиральные карнизы , триглифы с гуттами (рельефные и тромпе ). -л’ойл ). [ 8 ]
-
Факел, перекрещенный с ножнами со стрелами на перилах из Музея Ниссима де Камондо (Париж)
-
Окулус Малого Трианона ( Версаль , Франция) с лентой наверху и двумя фестонового происхождения. подвесными украшениями
-
Часы-маятник с креплением из ормолу и фарфоровой колонной.
-
Кресло с парой рогов изобилия у подлокотников
-
Две конструкции ножек: одна с прямыми гофрами и листьями аканта , а другая с витыми гофрами.
-
Барометр – термометр из геометрических фигур.
-
Сложные конструкции картушей
-
Пара ваз в форме амфор, украшенных гирляндами , ринсо , трофеями (одна из музыкальных инструментов, другая из научных) и сфинксами .
Гражданская архитектура
[ редактировать ]Известные памятники гражданской архитектуры Людовика XVI включают Отель де ла Монне в Париже (1771–1776) Жака Дени Антуана , а также Дворец правосудия в Париже того же архитектора; и театр Безансона (1775 г.) и Замок Бенувиль в Кальвадосе , оба Леду. Последнее здание имеет геометрическую архитектуру, плоский потолок и портик в виде гигантского ордера коринфских колонн. École de Chirurgie , или Школа хирургии в Париже Жака Гондуана (1769 г.), адаптировала формы неоклассического таунхауса с двором чести, расположенным между павильоном с колоннадой на улице и главным зданием. Он также добавил перистиль и еще один этаж над колоннами, а вход во двор превратил в миниатюрную триумфальную арку. [ 9 ]
Театры Парижа и Бордо были яркими примерами нового стиля. Архитектор Виктор Луи (1731–1811) завершил строительство Большого театра Бордо (1780); его величественная лестница была предшественницей лестницы Парижской оперы Гарнье . [ 9 ] В 1791 году, в разгар Французской революции , он завершил строительство Зала Ришелье , в котором сейчас находится Комеди-Франсез . Театр Одеон в Париже (1779–1782) был построен Мари-Жозефом Пейром (1730–1785) и Шарлем де Вайи (1729–1798). Он отличался портиком в виде крытой галереи и колоннами перед фасадом. [ 10 ]
Одним из самых известных зданий того периода является небольшой замок Багатель (1777 г.), спроектированный и построенный Франсуа-Жозефом Беланжером для графа д'Артуа , брата Людовика XVI. Небольшой замок был спроектирован и завершен всего за шестьдесят три дня, чтобы выиграть пари с Марией-Антуанеттой , что он сможет построить замок менее чем за три месяца. У Марии-Антуанетты был похожий небольшой неоклассический бельведер, созданный архитектором Ришаром Мике , который также спроектировал Хамо де ла Рейн , ее живописную деревенскую деревню в садах.
Еще одним необычным архитектурным проектом стало превращение Пале-Рояля в самом сердце Парижа в грандиозный торговый центр. В 1781 году герцог Шартрский , нуждаясь в деньгах, поручил архитектору Виктору Луи создать на первом этаже пассаж из магазинов, кафе и клубов. В 1788 году он добавил крытый цирк в центре, крытую набережную и пространство для концертов и развлечений с решетчатой крышей, поддерживаемой семьюдесятью двумя ионическими колоннами. [ 11 ]
Наиболее характерным зданием жилого стиля позднего Людовика XVI является Отель де Сальм в Париже (ныне Дворец Почетного легиона , построенный Пьером Руссо в 1751–1783 годах). Фасад отличается простотой и чистотой, а также гармония и равновесие. Колоннада коринфских колонн поддерживает антаблемент ротонды , увенчанный статуями. Фасад также оживлен бюстами римских императоров в нишах и рельефными скульптурами над окнами центрального авангарда. [ 12 ]
-
Лестница в отеле des Monnaies работы Жака Дени Антуана (18 век)
-
Отель «Гимар» , Клод -Николя Леду (1770–1773).
-
Замок Бенувиль работы Клода-Николя Леду (1770–1780).
-
Большой театр Бордо Виктора Луи (1780 г.)
-
Лестница Большого театра Бордо, Виктор Луи (1780 г.)
-
Замок Багатель Франсуа -Жозефа Беланжера (1777 г.)
-
Отель де Сальм , Париж, Пьер Руссо (1751–1810).
-
Бельведер Малого Трианона в Версале работы Ришара Мике (1789 г.)
Религиозная архитектура
[ редактировать ]Пантеон . , спроектированный Жаком Жерменом Суффло как церковь Сент-Женевьева и начатый в 1757 году при Людовике XV, был самым ярким примером строившейся религиозной архитектуры того периода Он заменил колоссальные колонны, созданные по образцу колонн церкви Джезу и базилики Святого Петра в Риме, тонкими, изящными коринфскими колоннами, поддерживающими непрерывный антаблемент. План тоже был классическим; длинный неф со сводчатым потолком был заменен греческим крестом с куполом в центре. Суффло применил новые инженерные методы для поддержки купола; система контрфорсов и арок, а также использование железных стержней для поддержки каменной конструкции. Строительство было начато в 1764 году, но завершено только в 1790 году, после революции. [ 9 ]
Еще одной важной церковью, построенной в период Людовика XVI, была церковь Сен-Филипп-дю-Руль (1768–1784) работы Жана-Франсуа-Терезы Шальгрена . Это была одна из последних церквей, построенных перед революцией. Церковь вдохновлена палеохристианской архитектурой; он имеет массивные колонны и фронтон, а интерьер со сводчатым потолком напоминает огромную римскую базилику. [ 13 ]
-
Интерьер церкви Сен-Филипп-дю-Руль (1764–1784), автор Жан-Франсуа-Тереза Шальгрен.
-
Пантеон ( 1764–1790), Жак-Жермен Суффло.
-
Интерьер Пантеона
Функциональная и утопическая архитектура
[ редактировать ]Архитектор Клод-Николя Леду специализировался на проектировании функциональных зданий в значительно упрощенном классическом стиле. Примеры включают его упрощенный неоклассический дизайн таможенного барьера в Ла-Виллетте в Париже (1785–1789) с его классическим фасадом и ротондой . Он был особенно известен своим проектом Королевских соляных заводов в Арк-э-Сенане (1775–1779). Это был образцовый промышленный объект эллиптической формы с домом директора фабрики в центре и деревенской колоннадой в неоклассическом стиле. , окруженный концентрическими кольцами мастерских, складских помещений и офисов. [ 14 ]
Этьен-Луи Буле (1728–1799) был еще одним дальновидным архитектором того периода; его проекты, так и не построенные, включали памятник Исааку Ньютону (1784 г.) в форме огромного купола с окулусом , пропускающим свет, создающим впечатление неба, полного звезд. Его проект расширения Королевской библиотеки (1785 г.) был еще более драматичным: гигантская арка защищала коллекцию книг. Хотя ни один из его проектов так и не был реализован, изображения были широко опубликованы и вдохновили архитекторов того периода выйти за рамки традиционных форм. [ 14 ]
-
Дом директора Королевской солеварни в Арк-э-Сенане работы Клода-Николя Леду (1775–1779).
-
Ротонда де ла Виллет работы Клода-Николя Леду (1785–1789).
-
Проект памятника Исааку Ньютону Этьена -Луи Буле (1784 г.)
-
Проект Королевской библиотеки Этьена-Луи Буле (1785 г.)
Внутренняя отделка
[ редактировать ]Стиль оформления Людовика XVI ознаменовал триумф неоклассицизма, который развивался в Европе с 1770 года. Он отражал фрески и рисунки, найденные при ранних археологических раскопках в Геркулануме и Помпеях , а также путешествия групп художников в Грецию и Малая Азия. За «вкусом Помпейского» последовал «вкус энрусский». Мотивы внутреннего убранства включали арабески и гротески по помпейскому образцу. Барельефы в греческом и римском стиле были популярны, часто в виде прямоугольных бронзовых фризов на мебели или лепнины , мрамора, формованной лепнины, обожженной земли или просто нарисованных тромпе-л'ой над дверями. Другие популярные мотивы включали гирлянды из дубовых или оливковых листьев, переплетенные цветы, ленты или виноградные лозы, короны из роз, пылающие факелы, рога изобилия и особенно вазы, из которых вырастали цветы или виноградные лозы. [ 15 ]
В начале правления Людовика XVI внутреннее убранство было призвано поразить зрителя своим масштабом, величием и богатством. Большие залы служили разным целям: для театральных представлений, балов или банкетов. Примером раннего стиля Людовика XVI является столовая замка Мезон , перестроенная между 1777 и 1782 годами Франсуа-Жозефом Беланжером для графа д'Артуа , брата Людовика XVI. Эта столовая вдохновлена грандиозным стилем Людовика XIV и Людовика XV. В нем представлены колонны гигантского порядка, дюймы [ нужны разъяснения ] , фронтоны , консоли , рельефная скульптура и гигантский камин.
Позже во время правления тенденция сместилась к меньшим, более интимным и удобным салонам, кабинетам, столовым и будуарам, таким как Кабинет Доре Марии-Антуанетты в Версальском дворце (1783 г.) и будуар Марии-Антуанетты в Фонтенбло в Помпейский стиль (1785 г.). В помпейском стиле использовались мифические животные, такие как сфинксы и грифоны, рога изобилия и вазы с цветами, установленные на треногах. Этот стиль также часто использовался во фризах и камеях , в медальонах и белом на синем Веджвуда фарфоре . В более поздние годы стиля Людовика XVI декоративные панели часто были разделены на геометрические части: круги или восьмиугольники. [ 15 ]
-
Салон компании в Малом Трианоне (1762–1768).
-
Лестница Малого Трианона (1762–1768 гг.)
-
Столовая замка Мезон , Франсуа-Жозеф Беланжер (1777–1782).
-
Кабинет Доре Марии-Антуанетты в Версальском дворце (1783 г.)
-
Будуар Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло в помпейском стиле (1785 г.)
-
Игровая комната в небольших апартаментах короля Версальского дворца. (1785). Стулья Жана-Батиста Булара (1785 г.), угловые столы Жана-Анри Ризенера (1774 г.).
-
Зал Марии-Антуанетты Лувра
Мебель
[ редактировать ]Мебель в стиле Людовика XVI, особенно мебель, изготовленная для королевских дворцов, является одной из самых изысканных и ценных, когда-либо производившихся во Франции. Большая часть ее была произведена в Garde-Meuble du Roi , королевской мебельной мастерской, которой руководил Франсуа II Фолио (1748–1808). Среди выдающихся мастеров того периода был Жорж Жакоб , который изготовил комплект диванов и стульев для покоев Марии-Антуанетты в Версале и для покоев графа д'Артуа, брата короля, в Тампле. дуб , красное дерево и орех Чаще всего использовались . Стулья раннего периода, изготовленные для Марии-Антуанетты, были богато украшены позолоченной резьбой, обычно с цветочным орнаментом. Стулья и диваны обычно были обиты атласом, к ним прилагались более сложные медальоны, вышитые шелком. Позже в декоре мебели появились более экзотические темы, часто взятые из популярных театральных постановок Парижа. В их число входили китайские, арабески и этрусские фигуры. Были созданы разнообразные специализированные предметы мебели, в том числе легкие стулья для мужчин, сидящих за игровыми столами, и специализированные стулья для будуаров, гардеробных, библиотек и прихожих. [ 16 ]
Кровати, особенно в парадных палатах или парадных спальнях королевских дворцов, имели монументальные размеры и обычно отделялись от остальной части комнаты балюстрадой. Эти кровати назывались «а-ля герцогиня» и имели богато украшенный балдахин над кроватью. Резной и позолоченный деревянный каркас вышитого шелком балдахина над кроватью Марии-Антуанетты в Фонтенбло, установленного в 1787 году, был настолько тяжелым, что ночью под ним ставили две дополнительные колонны, чтобы избежать его обрушения. [ 16 ]
-
Кресло Жоржа Жакоба для апартаментов Марии-Антуанетты в Версале
-
Кресло Жана-Батиста Сене с обивкой из гобелена Бове (1780–1785).
-
Кресло Жоржа Жакоба
-
Табурет из Малого Трианона работы Жоржа Жакоба (1787)
-
Кровать Марии-Антуанетты во дворце Фонтенбло работы Жана-Батиста Сене (1787 г.)
-
Складной табурет от Жана-Батиста Сене.
-
Кушетка или Lit de repos работы Жана-Батиста-Клода Сене (1788), Метрополитен-музей.
-
Деталь кушетки Жана-Батиста Сене.
-
Подглядывающий игрушечный стул работы Жана-Батиста-Клода Сене (1787 г.)
Изготовление краснодеревщиков и маркетри
[ редактировать ]Ремесло ébéniste , или краснодеревщика, считалось отдельным от ремесла других производителей мебели. Около трети эбенистов в Париже были иностранного происхождения: либо иммигранты во втором поколении из Бельгии и Нидерландов, либо иммигранты в первом поколении из Рейнской области . В последнюю группу вошли некоторые из самых известных мастеров, в том числе Жан-Анри Ризенер , ставший мастером в 1768 году, и Давид Рентген . Особую защиту и покровительство они получили со стороны Марии-Антуанетты, восхищавшейся немецким мастерством. [ 17 ]
Было введено несколько новых разновидностей мебели, в том числе комод в форме полумесяца и комод-десерт , имевший дверь спереди и полки по обеим сторонам. Комод bonheur-du-jour представлял собой туалетный столик для будуара с небольшим шкафом наверху, с зеркалом или занавеской. Стол а-ля Троншен , названный в честь Жана Робера Троншена , представлял собой стол со встроенной полкой, которую можно было поднять с помощью механизма для чтения. Часть мебели была небольшой и предназначалась для легкого перемещения, для быстрой перестановки салонов. В их число входил стол Bouillotte , небольшой круглый столик с четырьмя ножками и ящиком. [ 18 ]
Столы и шкафы обычно украшались резным и позолоченным бронзовым орнаментом, часто в виде стилизованных роз, завязанных лент или сосновых шишек. Поверхности часто инкрустировались пластинками из экзотического дерева разных цветов или перламутра , образуя либо шахматный узор, либо узор из кубиков, либо более замысловатые узоры. Иногда древесину красили, чтобы добиться цветового контраста, или куски дерева укладывали волокнами в разных направлениях. Ризенер был особенно известен богато орнаментированными поверхностями. [ 18 ] Рентген был особенно известен своими письменными столами, которые отличались множеством механических особенностей, а также превосходной отделкой из дерева.
-
Письменный стол, сделанный для Марии-Антуанетты Жаном-Анри Ризенером (1780–1785).
-
Угловой комод Жана-Анри Ризенера (1785 г.)
-
Стол для Марии-Антуанетты работы Жана-Анри Ризенера (1785 г.)
-
Письменный стол с выдвижной крышкой работы Давида Рентгена (около 1785 г.)
Гобелен
[ редактировать ]Королевская гобеленовая мастерская Гобеленов продолжала выпускать качественные крупные произведения для королевских резиденций и знати, но вкусы изменились. Огромные гобелены, посвященные историческим событиям, в значительной степени вышли из моды. Вместо создания новых дизайнов производители Гобеленов, Бове и Обюссона переработали старые дизайны, такие как «Метаморфозы Буше » . [ 19 ] Все больший объем работ заключался в создании рисунков, особенно полихромных цветочных узоров, для обивки царской мебели. Две другие крупные гобеленовые мастерские, Обюссон и Бове, также ориентировали свою работу преимущественно на обивку мебели.
-
Гобеленовый портрет Людовика XVI от Мануфактуры гобеленов.
-
Сюлли у ног Генриха IV, Мануфактура гобеленов (1788–1792).
-
Гобелены для обивки спинок стульев (1740–1780).
-
Кресло с гобеленом Бове (1786–1792).
-
Подношение верности , гобелен Обюссона по рисунку Жана-Батиста Юэ (около 1780 г.)
Обои и ткань с принтом
[ редактировать ]с ручной росписью Обои использовались с 16 века для внутренней отделки, а затем появились гравюры на дереве. Французские аристократы часто использовали гобелены в главных комнатах, но в прихожих и меньших комнатах они часто использовали нарисованные или напечатанные рисунки на окрашенной бумаге, импортированной из Китая, Индии и особенно Англии. В 1765 году французское правительство ввело высокий налог на импортируемые обои, что стимулировало французское производство. Во времена правления Людовика XVI крупнейшее французское предприятие по изготовлению обоев было создано Жаном-Батистом Ревейоном . В 1784 году они получили титул Королевской мануфактуры, открыли большое депо возле дворца Тюильри и наняли для дизайна обоев группу известных художников и иллюстраторов, в том числе сына художника Буше . Вскоре они также разработали процесс печати обоев в длинных рулонах. Он также сделал цветную бумагу, которой был покрыт воздушный шар, совершивший первый полет человека в 1783 году. [ 19 ] Их фабрика в предместье Сен-Антуан стала одной из крупнейших в Париже и стала одной из первых мишеней демонстраций в начале Французской революции .
Еще одним популярным стилем, развившимся в тот период, было украшение комнат панорамными сценами, состоящими из нескольких соединенных вместе нарисованных или напечатанных панелей. Их обычно использовали в будуарах и банях. в салоне павильона графини Провансальской в Монтрейе и загородном коттедже Луи- Жозефа , принца Конде в Шантийи . Подобная панорама была установлена в 1775 году [ 19 ]
Другой популярной формой украшения был тонкий хлопковый принт с замысловатыми арабесками и цветочными узорами. Самым известным сортом был Туаль де Жуи . Ткань изготавливалась с гравюрами на дереве, обычно была бело-красной или сине-красной, ее использовали для покрытия кроватей, штор и чехлов для мебели. Другой важной отраслью промышленности было производство шелковых изделий. Шелк самого высокого качества производился в Лионе и продавался Екатерине Великой из России, Фридриху Великому из Пруссии и другим королевским клиентам. Шелковые покрытия Lampas с мотивами арабесок и медальонов покрыли стены бильярдной Марии-Антуанетты в 1779 году и с тех пор вошли в моду в парижских резиденциях. [ 19 ]
-
Выкройка боковины (1775 г.)
-
Обои с узором на боковинах (1780 г.)
-
Тканый шелк Лампас на стенах бильярдной в Версале (1779 г.)
-
Toile de Jouy и воздушными шарами (1784 г.) Ткань с принтом
Живопись и скульптура
[ редактировать ]Самым известным художником позднего французского барокко был Франсуа Буше , прекрасно уловивший дух и стиль того периода. После его смерти в 1770 году, незадолго до начала правления Людовика XVI, у него не было реального продолжателя стиля барокко. Конец правления Людовика XV также принес известность первому художнику, работавшему в неоклассическом стиле, Жозефу Мари Вьену , который рисовал сцены Рима, вдохновленные открытиями в Геркулануме и Помпеях . Вьен стал последним обладателем титула первого художника короля , который он занимал с 1789 по 1791 год. Жан Пейрон был еще одним неоклассиком в начале правления Людовика XVI. Элизабет Виже Лебрен была известна своими портретами королевской семьи и знати, в том числе Марии-Антуанетты и ее детей.
Самым выдающимся неоклассиком на сегодняшний день был Жак-Луи Давид , чьи работы задолго до революции выражали римские добродетели благородной и серьезной простоты. Его основные ранние работы включали «Велисарий, просящий милостыню» (1781 г.), «Андромаха, оплакивающая Гектора» (1783 г.) и особенно «Клятва Горациев» (1784 г.), превозносящие готовность римских солдат отдать свои жизни за нацию. Картина пользовалась такой популярностью, когда была показана в Салоне 1785 года, что Дэвиду разрешили основать свою студию в Лувре, что было особой честью для художников. Эта картина стала образцом стиля, доминировавшего во французском искусстве во время и после революции. [ 20 ]
-
«Две купающиеся женщины» Картина Жозефа-Мари Вьена (1763 г.) помогла запустить волну неоклассицизма.
-
Венера. Раненный Диомедом, спасенный Ирис , Жозеф-Мари Вьен (1775)
-
Клятва Горациев Жака -Луи Давида (1786 г.)
-
Мария-Антуанетта и ее дети, Элизабет Виже-Лебрен (1787 г.)
Скульптура эволюционировала от более оживленных форм искусства барокко к более спокойному неоклассическому стилю. Среди наиболее выдающихся скульпторов того периода были Этьен Морис Фальконе , создавший настольные скульптуры на классические и романтические темы для многих парижских салонов, а также знаменитый Медный всадник , статуя Петра Великого верхом на лошади для Санкт-Петербурга . Другим известным скульптором-портретистом был Огюстен Пажу , который также делал статуи греческих и римских богов, иллюстрирующие добродетели; его статуя Меркурия олицетворяла торговлю. Самым знаменитым скульптором-портретистом был Жан-Антуан Гудон , известный своими бюстами ведущих деятелей того периода, в том числе, в 1790 году, в разгар революции, самого Людовика XVI. Луи-Симон Буазо был известен изготовлением бюстов знати, в том числе Марии-Антуанетты, а также моделированием фигур для Севрской фарфоровой фабрики, которая стала более известной, чем его более формальная скульптура. Примеры включают его «Туалет мадам» , выполненный из твердого фарфора, установленный на доске из мрамора и позолоченной бронзы.
-
Медный всадник , Этьен Морис Фальконе
-
Настольная скульптура амура работы Этьена Мориса Фальконе.
-
Бюст Вольтера работы Жана-Антуана Гудона (1778 г.)
-
Меркурий или коммерция, Огюстен Пажу (1780)
-
Мария-Антуанетта работы Луи-Симона Буазо для салона 1781 года.
-
Центральная часть стола из севрского фарфора Луи-Симона Буазо (1775 г.)
Музыка
[ редактировать ]Музыкальными вкусами при дворе руководила Мария-Антуанетта . Королева играла на арфе и пела и была в Вене ученицей Кристофа Виллибальда Глюка . Ее любимыми композиторами были Глюк и Гретри , и она регулярно посещала концерты в Музыкальной академии и Concert Sprituel — обществе, созданном для поддержки новой религиозной музыки. Глюк приехал в Париж в декабре 1776 года для исполнения своей оперы «Ифигения в Таврии» и остался, чтобы сочинить еще семь опер. Однако его опера «Эхо и Нарцисс» в 1779 году потерпела неудачу, и он покинул Париж и никогда не вернулся. [ 21 ]
Моцарт приехал в Париж в 1778 году, где дирижировал двумя симфониями, включая Парижскую симфонию , и давал уроки музыки представителям знати, как это делал Йозеф Гайдн . Члены нового масонского движения в Париже были особенно активны в спонсировании музыки; в 1785–1786 годах они поручили Гайдну написать Парижские симфонии, премьера которых состоялась в Париже под руководством Жозефа Болонь . [ 22 ]
возрождения
[ редактировать ]-
Большой салон Музея Ниссима де Камондо в Париже, работа Рене Сержана (1910–1913). [ 24 ]
-
Постмодернистский лоубой Людовика XVI, Роберт Вентури для Arc International ( ок. 1985), Художественный музей Индианаполиса , Индианаполис , США [ 25 ]
-
Луи Призрак Филиппа Старка (2009), разные локации [ 26 ]
См. также
[ редактировать ]- Стили периода Людовика
- Стиль каталога
- стиль ампир
- Льеж-Аахен, мебель в стиле барокко
- Барокко в княжестве-епархии Льежа
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Стиль Людовика XVI» . Британская энциклопедия
- ^ «Стиль Людовика XVI» . Марк Мезон.
- ^ Дроге 2004 , с. 13.
- ^ Дроге 2004 , с. 20.
- ^ Дроге 2004 , с. 22.
- ^ Renault 2006 , стр. 69–70.
- ^ Рено 2006 , с. 74.
- ^ Сильви, Шадене (2001). Французская мебель – от Людовика XIII до ар-деко . Литтл, Браун и компания. п. 72.
- ^ Jump up to: а б с Прина и Демартини 2006 , с. 249.
- ^ Рено 2006 , с. 77.
- ^ Дроге 2004 , с. 25.
- ^ Дючер 1988 , стр. 162–163.
- ^ Тексье 2012 , с. 60
- ^ Jump up to: а б Прина и Демартини 2006 , стр. 250–251.
- ^ Jump up to: а б Дючер 1988 , стр. 158–159.
- ^ Jump up to: а б Дроге 2004 , стр. 92–102.
- ^ Дроге 2004 , стр. 115–139.
- ^ Jump up to: а б Рено 2006 г. , с. 82.
- ^ Jump up to: а б с д Дроге 2004 , стр. 58–59.
- ^ Кабанн 1988 , стр. 134–136.
- ^ Вилла 2006 , стр. 92–93.
- ^ Вилла 2006 , стр. 85–87.
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 602. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Уоткин, Дэвид (2022). История западной архитектуры . Лоуренс Кинг. п. 602. ИСБН 978-1-52942-030-2 .
- ^ Гура, Джудит (2017). Постмодернистский дизайн завершен . Темза и Гудзон. п. 121. ИСБН 978-0-500-51914-1 .
- ^ «Филипп Старк, пара кресел «Луи Призрак», Kartell. — Буковскис» . smow.com . Проверено 19 июня 2023 г.
Библиография
[ редактировать ]- Дроге, Энн (2004). Переходный период и стили Людовика XVI . Les Editions de l’Amateur. ISBN 2-85917-406-0 .
- Кабанн, Перр (1988). Классическое искусство и барокко . Париж, Франция: Ларусс. ISBN 978-2-03-583324-2 .
- Дюшер, Роберт (1988). Характеристика стилей . Париж, Франция: Фламмарион. ISBN 2-08-011539-1 .
- Фиерро, Альфред (1996). История и словарь Парижа . Роберт Лаффон. ISBN 2-221-07862-4 .
- Прина, Франческа; Демартини, Елена (2006). Маленькая энциклопедия архитектуры . Париж, Франция: Солнечная энергия. ISBN 2-263-04096-Х .
- Хопкинс, Оуэн (2014). Стили в архитектуре . Дюнод. ISBN 978-2-10-070689-1 .
- Рено, Кристоф (2006). Стили архитектуры и мебели . Париж, Франция: Жиссеро. ISBN 978-2-877-4746-58 .
- Тексье, Саймон (2012). Париж – Панорама архитектуры от античности до наших дней . Париж, Франция: Париграмма. ISBN 978-2-84096-667-8 .
- Исторический словарь Парижа . Карманная книга. 2013. ISBN 978-2-253-13140-3 .
- Вила, Мари Кристина (2006). Парижская музыка – восемь веков истории . Париж, Франция: Париграмма. ISBN 978-2-84096-419-3 .