Jump to content

Последняя фантазия X-2

(Перенаправлено из Sphere Break )

Последняя фантазия X-2
Североамериканский бокс-арт с изображением главных игровых персонажей Рикку , Юны и Пейна.
Разработчик(и) Отдел разработки квадратных продуктов 1
Издатель(и)
Директор(ы) Мотому Торияма
Продюсер(ы) Ёсинори Китасэ
Дизайнер(ы)
  • Такаёси Наказато
  • Такацугу Наказава
Программа(ы)
  • Юкио Исии
  • Масаки Кобаяши
Художник(а) Синтаро Такай
Писатель(и)
Композитор(ы)
Ряд Последняя фантазия
Платформа(ы) PlayStation 2
Выпускать
  • JP : 13 марта 2003 г.
  • NA : 18 ноября 2003 г.
  • АУ : 19 февраля 2004 г.
  • ЕС : 20 февраля 2004 г.
Международный + Последняя миссия
  • JP : 19 февраля 2004 г.
Жанр (ы) Ролевая игра
Режим(ы) Одиночная игра

Последняя фантазия X-2 [ а ] ролевая видеоигра 2003 года , разработанная и изданная Square для PlayStation 2 . В отличие от большинства игр Final Fantasy , в которых используются отдельные истории и персонажи, X-2 продолжает историю Final Fantasy X (2001). История рассказывает о Юне , которая ищет Тидуса , главного героя предыдущей игры, и пытается предотвратить политических конфликтов в Спире перерастание в войну.

Final Fantasy X-2 была первой игрой в серии, в которой было всего три игровых персонажа и основной состав, состоящий исключительно из женщин. Боевая система включает в себя Final Fantasy классы персонажей — одну из характерных концепций игрового процесса серии — и является одной из немногих игр, имеющих несколько возможных концовок. Саундтрек был создан Норико Мацуэдой и Такахито Эгути вместо давнего Final Fantasy композитора Нобуо Уэмацу .

Игра была положительно встречена критиками и имела коммерческий успех: было продано более 5,4 миллиона копий на PlayStation 2 и получено ряд наград. Это была последняя игра Final Fantasy , выпущенная Square до ее слияния с Enix в апреле 2003 года. Игра была переиздана в высоком разрешении для PlayStation 3 и PlayStation Vita в 2013 году вместе с Final Fantasy X под названием Final Fantasy X. /X-2 HD Ремастер ; эта версия была позже выпущена для PlayStation 4 в 2015 году, Windows в 2016 году, а также для Nintendo Switch и Xbox One в 2019 году. По состоянию на сентябрь 2021 года Final Fantasy X. по всему миру было продано более 20,8 миллионов единиц серии [ 2 ] а в конце марта 2022 года их продажи по всему миру превысили 21,1 миллиона единиц. [ 3 ]

Геймплей

[ редактировать ]
Игроки перемещаются по полю, напрямую управляя персонажем на экране. Новые области доступны путем прыжков или лазания.

Final Fantasy X-2 — это ролевая видеоигра , в которой игроки берут на себя роль Юны , исследующей вымышленный мир Спиры. [ 4 ] [ 5 ] В отличие от предшественницы Final Fantasy X , игроки могут посетить почти все локации Спиры с самого начала игры на дирижабле. [ 6 ] [ 7 ] Система навигации по карте поля практически не изменилась по сравнению с Final Fantasy X ; игроки перемещаются по большим непрерывным трехмерным областям, управляя персонажем на экране. Было реализовано несколько обновлений, предоставляющих игроку расширенное взаимодействие с окружающей средой посредством прыжков, лазания и вращения камеры. [ 4 ] [ 5 ] Побочные квесты игры включают в себя второстепенные задания и квесты, дополнительных боссов и подземелья, а также большинство мини-игр из всех Final Fantasy на момент ее выпуска. [ 4 ] [ 8 ] Эти мини-игры включают Gunner's Gauntlet ( шутер ) и Sphere Break ( математическая игра с монетами), а также симулятор управления, основанный на блицболе, вымышленном подводном виде спорта из Final Fantasy X. [ 4 ]

В отличие от своего предшественника, в котором путь игрока по миру был в основном линейным, Final Fantasy X-2 позволяет игрокам посещать практически любую локацию в любое время. Игра состоит из пяти глав, в каждой локации представлен один сценарий на главу. Вместе пять сценариев в одном регионе образуют часть сюжета игры, называемую «Эпизод». Игроки могут использовать столько дополнительных сценариев, сколько они пожелают; Для продвижения основного сюжета игры требуется всего несколько сценариев в каждой главе, которые помечены в мировой навигационной системе как «Горячие точки». [ 6 ] [ 7 ] И «Горячие точки», и дополнительные сценарии способствуют отслеживанию завершения истории, а последний может косвенно влиять на основное повествование. Достижение 100% завершения открывает секретный финал. [ 6 ] Когда игра завершена, опция «Новая игра плюс» дает игрокам возможность переиграть игру с различными вариантами выбора, при этом все ранее достигнутые предметы и процент завершения сюжетной линии остаются неизменными, но все уровни персонажей сбрасываются. [ 6 ]

Битва с ранним боссом, персонажи в своих стандартных гардеробах.

В бою в Final Fantasy X-2 используется улучшенная версия системы Active Time Battle (ATB), в которой персонажи и враги действуют в соответствии со своей скоростью. [ 9 ] Эта реализация ATB позволяет персонажам прерывать врагов, пока они готовятся к действию. Благодаря точному расчету времени можно объединить атаки в цепочку, чтобы нанести больший урон. [ 4 ] Персонажи могут изменить свой класс персонажа в середине боя, используя сферу одежды и сетку одежды. Эти одевалки, основанные на Final Fantasy классах персонажей , открывают доступ к различным способностям, позволяющим изменить ход битвы. [ 6 ] Сетка одежды представляет собой табличку с геометрической формой, соединенной узлами. Персонажи имеют доступ к сферам одежды, расположенным в узлах. В зависимости от свойств сетки одежды смена сфер одежды в бою даст такие бонусы, как увеличение силы или добавление эффектов стихий. Персонажи могут изучать новые навыки для каждой сферы одежды, используя очки способностей (AP). AP зарабатывается за победу над врагами и за использование предметов и способностей для этой сферы. [ 4 ] [ 6 ]

Сеттинг и персонажи

[ редактировать ]

Действие Final Fantasy X-2 происходит через два года после Final Fantasy X и разворачивается в вымышленном мире Спира, который состоит из одной большой суши, разделенной на три субконтинента, окруженной небольшими тропическими островами. Он отличается разнообразным климатом: от тропических островов Бесаид и Килика до умеренного региона Миихен, а также холодных районов Макалании и горы Гагазет. Спира отличается от миров, созданных преимущественно под европейским влиянием, которые можно найти в предыдущих играх Final Fantasy , поскольку она гораздо более точно смоделирована на Юго-Восточную Азию , особенно в отношении растительности, топографии, архитектуры и названий. [ 10 ] Несмотря на то, что Спира преимущественно населена людьми, на ней представлены представители различных рас. Среди них Аль Бхед, технологически развитая, но ранее бесправная подгруппа людей с характерными зелеными глазами и уникальным языком. [ 11 ] [ 12 ] Гуадо внешне менее похожи на людей, с удлиненными пальцами и другими древесными чертами. Левоподобный Хипелло Ронсо и лягушкоподобный составляют оставшиеся разумные расы. «Неотправленные» — это волевые духи умерших, оставшиеся в телесной форме. В Спире мертвецы, которых призыватель не отправил в Дальний план, завидуют живым и превращаются в «извергов», монстров, которые встречаются на протяжении всей игры. [ 13 ] Неотправленные с сильной привязанностью к миру живых могут сохранять свой человеческий облик.

Эстетически мир Спиры практически не изменился за два года, прошедших с момента выхода Final Fantasy X , и многие локации вернулись. Однако в идеологии народа Спиры произошли серьезные изменения. Спиру терроризировал гигантский монстр по имени Син в течение 1000 лет, который препятствовал технологическому прогрессу и заманивал свой народ в ловушку цикла религиозного аскетизма в надежде отмолить Греха. После разрушения Сина во время событий Final Fantasy X началась эпоха просвещения, известная как «Вечное спокойствие». Юна, главная героиня предыдущей игры, провозглашена Верховным призывателем за ее ключевую роль в этой битве. Жрецы религии евон решили раскрыть правду о роли ордена в продолжении цикла, предоставив населению возможность самим решать, как жить в мире без Греха. [ 14 ] Передовые технологии и Аль-Бхед охвачены людьми, которые начали проводить досуг, например, посещать музыкальные концерты и участвовать в блицболе. Другие стали охотниками за древними сокровищами: от монет и механизмов до загадочных сфер в забытых пещерах и руинах. Эти «охотники за сферами» стремятся получить знания о древних цивилизациях, содержащихся внутри.

В отсутствие Йевона образовались различные фракции. Молодежь особенно быстро бросила Йевон и приняла технологии, в то время как многие представители старшего поколения чувствовали, что культурные изменения происходят слишком быстро. Наиболее влиятельными из группировок являются прогрессивная Лига молодежи во главе с Мевином Нуджем, реформистская партия «Новый Евон» во главе с претором Баралаем и Фракция машин во главе с Гиппалом, которая поставляет оружие обеим сторонам. К началу игры нарастает напряженность между Молодежной лигой и партией Новый Евон. Обе группы искали поддержки Верховного призывателя Юны. [ 15 ]

Три главных игровых персонажа Final Fantasy X-2 Юна , Рикку и Пейн, члены группы охотников за сферами под названием «Крылья чайки». Юна была вдохновлена ​​присоединиться после просмотра записи сферы, на которой был изображен Тидус , ее потерянная любовь, исчезнувшая в финале Final Fantasy X. Юна и Рикку повторяют свои роли, и, хотя их личности во многом такие же, как и раньше, Square решила, что их внешность будет сильно изменена, чтобы создать большее впечатление активности. Более того, было решено, что глубокие культурные изменения, происходящие в Спире, когда они и другие начали пытаться жить позитивно, будут отражены в новой одежде этих двух персонажей. Пейн — новый персонаж, созданный для Final Fantasy X-2 стилю игры, , чтобы соответствовать предполагаемому приключенческому вращающемуся вокруг трех женских персонажей. [ 8 ] Несколько персонажей из Final Fantasy X появляются в игре во второстепенных ролях, в том числе Брат, Вакка и Лулу. представлены и другие персонажи Кроме того, в Final Fantasy X-2 , такие как лидеры фракций и Синдикат Леблана, группа охотников за сферами, которые на протяжении большей части игры выступают соперниками «Крыльев чайки». Главный антагонист игры — Шуин, неотправленный дух солдата, павшего во время Машинной войны 1000 лет назад.

Через два года после поражения Сина Юна, Рикку и Пейн возвращают украденную Решетку одежды Юны у Синдиката Леблана в первой из нескольких встреч, в которых они соперничают за сферы. Игра акцентируется повествованием Юны, обращающейся к Тидусу, как будто она рассказывает ему о событиях игры по мере их возникновения. [ 16 ] Тем временем «Крылья чайки» обнаруживают сферу, содержащую изображения древнего механического оружия под названием «Вегнагун», которое было тайно похоронено под Бевелем. У оружия достаточно силы, чтобы угрожать всей Спире. [ 17 ] [ 18 ] «Крылья чайки» объединяют усилия с Синдикатом Леблана для исследования подземных районов города в попытке уничтожить машину, прежде чем она сможет быть использована любой из сторон в предстоящем конфликте. Обнаружив большой туннель, недавно вырытый в полу камеры оружия, они понимают, что Вегнагун, очевидно, переместился на Дальний план, расположенный глубоко под землей.

Разногласия между фракциями Спиры усугубляются исчезновением их лидеров Баралаи, Нуджа и Гиппала. машины В подземных районах Бевеля «Крылья чайки» обнаруживают пропавших без вести лидеров фракций, обсуждающих Вегнагун, и узнают, что искусственный интеллект позволяет ей обнаруживать враждебность и реагировать бегством. [ 19 ] Пейн когда-то был товарищем всех троих во время операции в «Логове Горя». [ 20 ] Двумя годами ранее их отряд исследовал пещеру, но дух мести заставил их убить друг друга. Эти четверо были единственными выжившими. Дух — Шуин, солдат из Войны Машин, которая привела к созданию Вегнагуна, — овладел Нуджем и позже заставил его застрелить своих товарищей. [ 21 ] [ 22 ] Под руководством Бевеля Шуин овладевает Баралаем и следует за Вегнагуном на Дальний план. Нудж и Гиппал преследуют их, прося Юну держать ситуацию под контролем на поверхности. [ 23 ]

Юна попадает в Дальний план и встречает Шуин, которая принимает ее за женщину по имени Ленн, чьи воспоминания записаны в гардеробной Певицы. Тысячу лет назад Шуин был известным игроком в блицбол в высокотехнологичном мегаполисе Занарканде и любовником Ленне. Желая спасти Ленне, который был призван на войну машин между Занаркандом и Бевелем, он проник в Бевелль, чтобы захватить их секретное оружие, Вегнагун. Ленн умолял его остановиться, и Шуин уступил, но через мгновение прибыла группа солдат Бевеля и казнила пару. [ 24 ] В настоящее время дух Шуина выражает гнев по поводу того, что люди до сих пор не поняли боли войны, и планирует использовать Вегнагун, чтобы уничтожить всю Спиру в отместку. [ 25 ] «Крылья чайки» организуют концерт, на который приглашаются все жители Спиры, как сторонники Молодежной лиги, так и Нью-Йевон. Дресс-сфера «Songstress» показывает всем зрителям сцену последних минут жизни Шуин и Ленн, открывая им глаза на непродуктивный характер их разногласий. [ 26 ]

Хотя фракционная борьба прекратилась, план Шуина реализуется. Снова объединив силы с Синдикатом Леблана, «Крылья чайки» направляются в Дальний план и обнаруживают, что Гиппал и Нудж уже сражаются с Вегнагуном. Как только группа уничтожает Вегнагун, Юна маскируется под Ленне, чтобы убедить Шуина отпустить, но Шуин в конце концов видит ее насквозь и атакует. Крылья чайки побеждают его, и дух Ленн, кажется, успокаивает его, когда они уходят вместе. Выполнив определенные условия, древние духи, известные как Фейт, соглашаются вернуть Тидуса к жизни и воссоединить его с Юной. Игроки, достигшие 100% завершения, видят дополнительную сцену воссоединения в Занарканде, где пара обсуждает, действительно ли он реален или все еще является мечтой. [ 27 ]

Разработка

[ редактировать ]

Разработка Final Fantasy X-2 началась в конце 2001 года в ответ на успех Final Fantasy X , в частности реакцию фанатов на видео «Eternal Calm», включенное в японскую версию Final Fantasy X International , в котором изображена повседневная жизнь Юны после игры. . [ 8 ] [ 28 ] [ 29 ] Final Fantasy X-2 была выпущена в Японии незадолго до слияния Square и Enix . [ 30 ] Производственной группе изначально не понравилось название «X-2», но в конечном итоге оно было принято, поскольку эта история была прямым продолжением предыдущей истории и, следовательно, не могла стать следующей нумерованной игрой в серии Final Fantasy . [ 31 ] Казусигэ Нодзима , сценарист предыдущей игры, также скептически отнесся к созданию сиквела. Ему особенно не нравился счастливый конец, который, по его мнению, был неправильным для этой истории. [ 32 ] Производственная группа была на треть меньше, чем у ее предшественника. Это произошло потому, что команда уже была знакома с материалом, что позволило им придать игре ощущение ручной работы. Значительное количество моделей персонажей, врагов и дизайна локаций были повторно использованы из Final Fantasy X. Дизайнер персонажей Тэцуя Номура объяснил, что это позволило команде создать игру за один год и вдвое быстрее, чем Final Fantasy . обычно производятся игры [ 33 ] Maya и Softimage 3D были двумя основными программами, использовавшимися для создания графики. [ 34 ]

Продюсер Ёсинори Китасэ и режиссер Мотому Торияма целью объяснили, что при разработке Final Fantasy X-2 было сделать концепцию изменений основной темой игры и создать более оптимистичную атмосферу, чем в ее предшественнице. [ 8 ] Сохранение движка и локаций из оригинальной игры означало, что команда могла уделять большую часть времени разработке игровых систем и сюжета. [ 35 ] Чтобы отобразить радикальные изменения в Спире, разработчики исключили призывы, изменили дизайн городов и включили транспортные средства. Были добавлены низколетящие транспортные средства, чтобы обеспечить игроку более быстрый доступ и мобильность к областям, которые уже были доступны в предыдущей игре. [ 34 ] Final Fantasy X-2 вобрала в себя ряд элементов современной японской поп-культуры . [ 8 ]

Концовка Final Fantasy X означала, что систему призыва Aeon нельзя было использовать в сиквеле, что потребовало новой системы игрового процесса. [ 35 ] Из-за более оптимистичного сеттинга дизайнеры черпали вдохновение из «Девочки-волшебницы поджанра аниме и манги » , чтобы создать сложные последовательности трансформаций системы дресс-сферы. [ 36 ] Влияние J-pop заметно во вступительной части игры. Они также черпали вдохновение из «Ангелов Чарли» . Торияма объяснил, что одной из целей разработки было создание большого разнообразия мини-игр, чтобы «если вы купили FFX-2, вам не понадобилась бы никакая другая игра». [ 8 ] Система дресс-сфер и главный состав из трех девушек, не являющихся «мачо», были призваны сохранить тон игры легким и живым. Лулу была исключена из игрового состава, потому что, помимо того, что она была замужем, ее присутствие дало бы ей роль «старшей сестры» Юны, а не позволило бы Юне раскрыть себя самостоятельно. [ 35 ] Хотя работа над вступительной песней и захватом движения началась на ранней стадии разработки, на самом деле вступительная часть была последней частью игры, которую нужно было завершить. [ 34 ]

Норико Мацуэда и Такахито Эгучи написали саундтрек к Final Fantasy X-2 вместо композитора обычного сериала Нобуо Уэмацу . [ 8 ] В саундтрек вошли две J-pop песни: « Real Emotion » и « 1000 Words ». [ 37 ] Кода Куми исполнил японские версии песен и сделал захват движения для полнометражного видеоролика «Real Emotion», показанного в начале игры. [ 34 ] Она также озвучила Ленн в японской версии игры. [ 38 ] Джейд Виллалон из Sweetbox записала английские версии песен и выпустила расширенные версии в качестве бонус-треков к японскому выпуску альбома Adagio . [ 39 ] Кода выпустила свои собственные английские версии «Real Emotion» и «1000 Words» на компакт-диске « Come with Me », с немного разными переводами. [ 40 ]

Выпускать

[ редактировать ]

Как и в случае с Final Fantasy X , Square Enix выпустила расширенную версию игры Final Fantasy X-2 International + Last Mission в 2004 году для PlayStation 2. В ней представлены две новые дресс-сферы и дополнительная «Последняя миссия» в локации под названием « Башня Ядоноки», а также возможность захватывать и сражаться с многочисленными монстрами и персонажами, включая Тидуса, Аурона и Сеймура Гуадо из Final Fantasy X. [ 41 ] Эта версия не была выпущена за пределами Японии, хотя для основного сюжета в этой версии использовалась английская озвучка. В связи с этим изменением части японских субтитров были изменены или изменены в соответствии с закадровым голосом. Это было подробно описано в книге стратегий для международной версии. сборник Final Fantasy X и X-2 В 2005 году в Японии был выпущен под названием Final Fantasy X/X-2 Ultimate Box . [ 42 ]

Square Enix выпустила несколько фигурок, книг и саундтреков, в том числе три путеводителя Ultimania , серию артбуков и руководств по стратегии, изданных в Японии. Они содержат оригинальные иллюстрации из Final Fantasy X-2 , предлагают пошаговые руководства по игровому процессу, раскрывают многие аспекты сюжетной линии игры и содержат несколько интервью с разработчиками игры. [ 43 ] [ 44 ] В серию входят три книги: Final Fantasy X-2 Ultimania , Final Fantasy X-2 Ultimania Ω и Final Fantasy X-2: International+Last Mission Ultimania . [ 45 ] [ 46 ] Аналогичная серия из трех книг была выпущена для Final Fantasy X. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]

Компания по производству игровых периферийных устройств Hori выпустила контроллеры PlayStation 2 по образцу пистолетов Tiny Bee, которые Юна использует в Final Fantasy X-2 . Эти контроллеры выпускались только в Японии. Они были переизданы в новой серебряной коробке, приуроченной к выпуску Final Fantasy X-2: International + Last Mission . [ 50 ] Хори также выпустила вертикальную подставку для консоли PlayStation 2 с логотипом Final Fantasy X-2 , который при подключении загорается синим цветом. [ 51 ]

Final Fantasy X и X-2 были переизданы в высоком разрешении для PlayStation 3 и PlayStation Vita в честь 10-летнего юбилея игры. [ 52 ] Производство началось в январе 2012 года с участием Китасе. [ 53 ] Обе игры основаны на расширенных изданиях, ранее выпущенных только в Японии. [ 54 ] Сборник для PlayStation 3 получил название Final Fantasy X/X-2 HD Remaster . [ 55 ] Обе игры продавались отдельно на PlayStation Vita в Японии. [ 56 ] За пределами Японии игры Vita продавались вместе как сборник. [ 57 ] Ремастеры поддерживают функцию «кросс-сохранения», при которой сохраненные игры с одной платформы можно переносить на другую платформу через Интернет. [ 58 ] Сборник ремастеров также вышел на PlayStation 4 в 2015 году. [ 59 ] ПК в 2016 году, [ 60 ] за которым следует Nintendo Switch [ 61 ] и Xbox One в 2019 году. [ 62 ]

Критический ответ

[ редактировать ]

По данным агрегатора рецензий Metacritic , отзывы о Final Fantasy X-2 были «в целом положительными». [ 73 ] В 2006 году читатели японского журнала видеоигр Famitsu поставили Final Fantasy X-2 на 32-е место в опросе лучших видеоигр всех времен. [ 74 ] Академия интерактивных искусств и наук наградила персонажа Рикку, исполненного вокально Тарой Стронг , « Выдающимся достижением в исполнении персонажей — женщина » в 2004 году (вместе с персонажем Ниобе из «Входа в Матрицу» , исполненным вокально Джадой Пинкетт Смит ); [ 75 ] он также был номинирован на « Консольную ролевую игру года » и « Выдающееся достижение в художественном руководстве ». [ 76 ] Несмотря на в основном положительные отзывы в прессе о видеоиграх, Destructoid заметил значительную негативную реакцию фанатов на игру. [ 77 ]

IGN охарактеризовал Final Fantasy X-2 как «блестящую и захватывающую игру» по миру Спиры. [ 5 ] GameSpot отметил, что она была такой же милой и пронзительной, как и ее предшественники, а ее сильные стороны перевешивали любые ее недостатки. [ 7 ] RPGamer считал боевую систему инновационной и «очень простой в навигации». [ 78 ] Хотя GameSpot похвалил боевую систему как «долгожданное дополнение», рецензенту не понравилось увеличение количества мини-игр. [ 7 ] GameSpy , хотя поначалу не был уверен в новой системе, похвалил ее как надежную альтернативу с неожиданной глубиной. [ 70 ]

Критики неоднозначно отреагировали на Final Fantasy X-2 по изменение тональности сравнению с ее предшественницей. IGN посчитал, что изменения были частью его интриги, высоко оценив политические элементы повествования и комедийный тон по сравнению с первой игрой. Рецензент также похвалил прорисовку персонажей и изменения в игровом процессе. [ 5 ] Дальнейшая похвала поступила от RPGamer : один из штатных рецензентов охарактеризовал ее как «беззаботную веселую игру», которая «может ... стать самой приятной вещью из этой серии за несколько лет». [ 79 ] , напротив, GameSpot отметил, что некоторые миссии показались слишком легкомысленными и что их нелинейный характер сделал повествование несфокусированным по сравнению с его предшественником. [ 7 ]

Саундтрек был встречен неоднозначно из-за отсутствия вклада Уэмацу и его перехода к стилю J-pop. [ 63 ] [ 65 ] [ 80 ] [ 81 ] В то время как IGN и 1Up.com оценили музыку как подходящий фон для действия и новый тон, [ 5 ] [ 63 ] Electronic Gaming Monthly посчитал его «слишком веселым». [ 65 ] RPGamer предположил, что «отсутствие Уэмацу оглушительно», но отметил, что более легкая атмосфера соответствует тону и событиям игры. [ 81 ] Повторное использование в игре графического дизайна из Final Fantasy X подверглось критике. [ 5 ] [ 7 ] [ 63 ] [ 65 ] [ 81 ] RPGamer и GameSpot отметили, что, несмотря на отсутствие явных улучшений в первой игре, она по-прежнему оставалась одной из самых красивых игр для PlayStation 2 на тот момент. [ 81 ] [ 7 ] Electronic Gaming Monthly расценил такое повторное использование кода как «[сбой] в той области, где обычно блистают игры Final Fantasy ». [ 65 ] GameSpy поделился этой точкой зрения. [ 70 ] RPGamer также раскритиковал множество нарядов как слишком откровенные и нацеленные больше на привлечение геймеров-мужчин, чем на верность персонажам. [ 78 ]

В 2003 году в Японии было продано более 1,94 миллиона копий Final Fantasy X-2 , что сделало ее самой продаваемой игрой года. [ 82 ] В течение девяти месяцев после выпуска в Японии было продано более миллиона копий в Северной Америке (в течение двух месяцев после выпуска там) и почти четыре миллиона копий по всему миру. [ 83 ] В Японии было продано 2,11 миллиона единиц. [ 84 ] 1,85 миллиона единиц в США, [ 85 ] и более 100 000 единиц в Великобритании. [ 86 ] International + Last Mission . В течение 2004 года в Японии было продано более 288 000 копий [ 87 ] По состоянию на март 2013 года по всему миру было продано более 5,4 миллиона копий игры на PlayStation 2. [ 88 ] К октябрю 2013 года Final Fantasy X и ее продолжение X-2 вместе продали более 14 миллионов копий по всему миру на PlayStation 2. [ 89 ]

Наследие

[ редактировать ]

После Final Fantasy X-2 компания Square Enix выпустила прямые продолжения других игр Final Fantasy , включая Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII , Final Fantasy IV: The After Years и два продолжения Final Fantasy XIII . [ 90 ] Джозеф Лерей из Destructoid объяснил негативную реакцию фанатов на игру ее статусом первого прямого продолжения серии, а также ее беззаботным и «девчачьим» тоном. [ 77 ] Размышляя о наследии игры, Дейл Башир из IGN назвал ее лучшим среди сиквелов Final Fantasy , сославшись на инновации в нелинейном и эпизодическом повествовании. [ 90 ] Фриц Фраундорф из GIA также похвалил ее открытый характер, отметив, что это была первая игра Final Fantasy, выпущенная после популярности Grand Theft Auto III . Он чувствовал, что это достойный спутник Final Fantasy X с дополняющими друг друга темами, структурой и характеристиками. [ 91 ] Кэтрин Касл из Rock, Paper, Shotgun оценила игру как «счастливый конец» истории Юны, и это мнение поддержал Майк Фэйи из Kotaku , который также похвалил ее за способность не воспринимать себя всерьез. [ 92 ] [ 93 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Японский : Final Fantasy X-2 , Хепберн : Фаинару Фантаджи Тен Цу
  1. ^ «EA опубликует FF X-2 в Европе» . ИГН . 23 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2022 г. Проверено 9 марта 2022 г.
  2. ^ «FF10» будет превращен в пьесу Кабуки и будет показан весной 2023 года. Великолепные актеры Кабуки, такие как Оноуэ Кикуносукэ, Накамура Шидо, Оноуэ Мацуя и Бандо Яджуро, собираются вместе! [ FF10 будет адаптирован в шоу Кабуки, которое пройдет весной 2023 года — соберем великолепных актеров Кабуки Кикуносукэ Оноэ, Шидо Накамура, Мацуя Оноэ, Яджуро Бандо]. Фамицу . 19 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
  3. ^ «ff10-кабуки» (на японском языке). 18 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
  4. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буклет с инструкциями Final Fantasy X-2 (PDF) . Квадрат . 18 ноября 2003 г.
  5. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Данэм, Джереми (7 ноября 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . ИГН . Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д и ж GameTrailers (2 ноября 2007 г.). Ретроспективы GT: Ретроспектива Final Fantasy – Часть XIII . Ютуб (видео). Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 года.
  7. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шумейкер, Брэд (17 ноября 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 для PlayStation 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 4 декабря 2003 года . Проверено 30 июля 2006 г.
  8. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Данэм, Джереми (24 ноября 2003 г.). «Интервью с разработчиками Final Fantasy X-2» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 августа 2012 года . Проверено 16 июля 2006 г.
  9. ^ Перейти обратно: а б Фэйи, Роб (27 февраля 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  10. ^ Площадь (20 декабря 2001 г.). Final Fantasy X International (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Beyond Final Fantasy: Продюсер.
  11. ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Рикку : Мы Аль Бхед. Разве ты не можешь сказать? Подожди, ты же не ненавистник Аль Бхеда, не так ли? / Тидус : Я даже не знаю, что такое Аль- Бед . / Рикку : Откуда ты? / Тидус : Занарканд. Я блицболист. Звездный игрок Занарканда Абеса! / Рикку : Ты   ... ударился головой или что-то в этом роде? / Тидус : Ребята, вы меня ударили. / Рикку : О, да   ... Ты помнишь что-нибудь до этого? / Тидус [голос за кадром]: Итак, я рассказал ей все, что можно было рассказать о Занарканде; о жизни там, блицболе и нападении Сина   ... и о том, как нас с Ауроном поглотил этот свет.
  12. ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Макалания. Вакка : Но ты, Аль Бхед, используешь запретную машину! Знаешь, что это значит? Грех родился потому, что люди использовали машины!
  13. ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Килика. Тидус : Что такое «отправка»? Мы куда-то собираемся? / Лулу : Ты действительно ничего не знаешь. Ты уверен, что проблема только в твоей памяти?   ... Мертвым нужно руководство. Переполненные горем из-за собственной смерти, они отказываются смотреть в лицо своей судьбе. Они жаждут жить дальше и обижаются на тех, кто еще жив. Видите ли, они завидуют живым. И со временем эта зависть превращается в гнев и даже ненависть. Если эти души останутся в Спире, они станут демонами, охотящимися на живых. Грустно, не так ли? Посылка переносит их на Дальний План, где они могут покоиться с миром.
  14. ^ Студия BentStuff, изд. (2004). Final Fantasy X-2: International+Last Mission Ultimania (на японском языке). ДигиКуб/Квадрат Эникс. п. 583. ИСБН  4-7575-1163-9 .
  15. ^ Рикку : Слушай, я очень хочу, чтобы Юна ушла. / Вакка : Она не может этого сделать. / Рикку : Почему бы и нет? / Вакка : Потому что у нее твердые заказы на три месяца, да! И все хотят ее увидеть. / Рикку : О да? А что насчет того, чего она хочет? / Вакка : Ну да, но   ... Ладно, может быть, когда все успокоится, понимаешь? / Рикку : А что, если они этого не сделают, Вакка? Что тогда, а? Я не верю в это. После всего, что Юна сделала для нас! Почему она не может просто делать то, что хочет сейчас? Почему? Знаешь, каждый раз, когда я приезжал сюда, я задавался вопросом   ... почему, когда все исполняют свои мечты и у каждого есть шанс, мечты Юны откладываются? / Вакка : Ну и дела, это не похоже на   ... / Рикку : Что ты вообще знаешь, пузатый? Юна? / Юна : Я хочу   ... (Я хочу снова отправиться в путешествие. Но   ... если я уйду, я разочарую всех остальных.) Я хочу   ... я пойду. Square Co. Eternal Calm Final Fantasy X-2: Пролог Square Enix, США, 2002 г.
  16. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Юна : Все началось, когда я увидела твою сферу.
  17. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Nooj : Несколько советов: Эта   ... штука   ... Колосс, которого вы видели, известен как Вегнагун. Он обладает огромной разрушительной силой. Его нельзя трогать!
  18. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Баралай : Я знаю, зачем ты пришел. Вы здесь, чтобы уничтожить оружие, которое угрожает всей Спире: Вегнагун.
  19. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Baralai : Эта штука более чувствительна, чем можно было бы подумать из-за ее размера. Он обнаруживает враждебность и мгновенно оживает! Стоит ему хотя бы подумать о том, чтобы причинить ему вред, он просыпается, как испуганный ребенок.
  20. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Пейн : Они старые друзья. Все трое были кандидатами в Багровый отряд. И я был диктофоном в их команде. Йевон создал команду и начал тренировать ее два года назад. Это должна была быть элитная боевая сила. Лучшие должны были быть назначены руководителями отделений крестоносцев по всей Спире   ...
  21. ^ Студия BentStuff, изд. (2003). Final Fantasy X-2 Ultimania Ω (на японском языке). Сквер Эникс. п. 87. ИСБН  4-7575-1161-2 .
  22. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Пейн : Это был Шуин. Два года назад ребята столкнулись с воспоминаниями Шуина и узнали о Вегнагуне. После того, как мы сбежали, они сказали, что раскроют правду. Но потом   ... Нудж нас застрелил. Мы думали, что он нас предал. Но Нудж не был Нуджем. Теперь я понимаю: Шуин все время его использовал.
  23. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Фэйт : Юна. Мне жаль. У нас не хватило сил остановить его. Мы хотели хоть кого-то предупредить   ... но вместо этого нас потянуло во тьму. Мы не лучше злодеев.
  24. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Paine : Человек, которого она любила, изо всех сил пытался ее спасти. Он боролся за нее до последнего вздоха. Я думаю, что последние слова Ленне могли быть счастливыми: «Я люблю тебя». [...] / Юна : Но подожди   ... Всё не так. Он никогда не слышал. Единственный человек, которому она хотела рассказать   ... он так и не услышал ее слов.
  25. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Шуин : Ленн. Мы исчезли вместе, но когда я проснулся, я был один. Я так долго тебя искал. Пока я бродил, я кое-что понял: Спира совсем не изменилась. Все до сих пор ссорятся из-за пустяков. Все еще умирают, как раньше. Прошла тысяча лет, а они не могут оставить ненависть позади. Я закончил ждать. Я исправлю это. Этот мир продолжает подводить нас, и что еще хуже, я не смог защитить тебя. Вегнагун заставит все это исчезнуть. И мы снова исчезнем вместе, вместе. Помоги мне сделать это, Ленн.
  26. ^ Square Co. (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Бадди : Ленн, да? / Шинра : Да, девушка из гардеробной «Songstress». [...] / Рикку : Итак, причина, по которой Шуин продолжает называть Юну «Ленн», заключается в том… / Пейн : Из-за этой гардеробной?
  27. ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA Тидус : У меня есть теория. Я думаю, что вера собрала мои мысли и соединила их вместе, чтобы вернуть меня обратно. [...] А может быть, я все еще мечта. / Юна : Подожди! Так ты исчезнешь? / Тидус : Береги меня, Юна. И я буду дорожить тобой. [...] / Юна : Это то, что тебе сказала Фейт? / Тидус : Нет, но мне это нравится. [ Юна игриво толкает Тидуса в пруд ] Тидус : Это не лелеять! / Юна : Ты не исчез.
  28. ^ Фокс, Фенек (23 октября 2002 г.). «Больше подробностей о Final Fantasy X-2» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 24 января 2010 г.
  29. ^ Студия BentStuff, изд. (2001). Final Fantasy X Ultimania Ω (на японском языке). ДигиКуб/Квадрат Эникс. стр. 191. ИСБН  4-88787-021-3 .
  30. ^ Сотрудники IGN (29 ноября 2002 г.). «Square и Enix встречаются с прессой» . ИГН . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2007 г.
  31. ^ Спенсер (18 марта 2014 г.). «Почему Square Enix создала Final Fantasy X-2» . Силиконра. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 29 марта 2014 г.
  32. ^ Сато (8 января 2014 г.). «Сценарист Final Fantasy X делится своими мыслями и воспоминаниями о сериале» . Силиконра. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 29 марта 2014 г.
  33. ^ Сотрудники GameSpot (26 сентября 2003 г.). «Square Enix рассматривает продолжение Kingdom Hearts» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 22 февраля 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  34. ^ Перейти обратно: а б с д Рико Команоя, изд. (2004). «Последняя фантазия Икс-2». Японская игровая графика: за кулисами ваших любимых игр . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Design International. стр. 20–25. ISBN  0-06-056772-4 .
  35. ^ Перейти обратно: а б с «Эксклюзивное интервью: Final Fantasy X-2» . Игровой радар . 9 марта 2004 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2013 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  36. ^ Китасэ, Ёсинори (5 января 2022 г.). «Продюсер Final Fantasy X и X-2 размышляет об инновационных играх для PS2» . PlayStation.Блог . Архивировано из оригинала 6 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
  37. ^ Маас, Лиз; Швейцер, Бен. «Последняя фантазия X-2 OST» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
  38. ^ «Куми Кода» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
  39. ^ «Разные компакт-диски Final Fantasy» . ffmusic.info. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
  40. ^ Ганн, Патрик. «Куми Кода — Пойдем со мной» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
  41. ^ «Последняя фантазия 10–2» . Инсайдер Final Fantasy. 2005. Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года . Проверено 26 августа 2007 г.
  42. ^ лучшие хиты (на японском языке). Square Enix Япония. Архивировано из оригинала 25 октября 2005 года . Проверено 26 августа 2007 г.
  43. ^ «Руководство по Final Fantasy X Ultimania» . ИГН . 20 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 5 марта 2013 г.
  44. ^ Эшкрафт, Брайан (1 апреля 2009 г.). «Книга Final Fantasy VII Ultimania находится на доработке» . Котаку . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 5 марта 2013 г.
  45. ^ Серия Ультимания[13] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 1 марта 2013 г.
  46. ^ Официальная страница серии игр Ultimania | Онлайн-игры Square Enix (на японском языке). Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 31 августа 2011 года . Проверено 12 марта 2014 г.
  47. ^ Серия Ультимания[7] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 18 мая 2012 года . Проверено 1 марта 2013 г.
  48. ^ Серия Ультимания[8] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 года . Проверено 1 марта 2013 г.
  49. ^ Серия Ультимания[9] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 года . Проверено 1 марта 2013 г.
  50. ^ «Final Fantasy X-2 Tiny Bee Controller» . Игра-Азия. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  51. ^ «Вертикальная подставка Final Fantasy X-2» . Игра-Азия. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
  52. ^ Мориарти, Колин (13 сентября 2011 г.). «Remake Final Fantasy X HD выйдет на Vita и PS3» . ИГН . Новостная корпорация. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
  53. ^ Йип, Спенсер (2 января 2012 г.). «Отчет: Final Fantasy X HD находится на ранней стадии разработки » . Силиконра. Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 3 января 2012 г.
  54. ^ Ишаан (20 марта 2013 г.). «Да, Final Fantasy X-2 тоже получит HD-ремастер» . Силиконра.com. Архивировано из оригинала 22 марта 2013 года . Проверено 21 марта 2013 г.
  55. ^ «Индекс веб-сайта Final Fantasy X/X-2 HD Remaster» . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года.
  56. ^ Гольдфарб, Эндрю (19 марта 2013 г.). «Final Fantasy X HD включает X-2 на PS3, а не на Vita» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  57. ^ Фэйи, Майк (16 декабря 2013 г.). «Final Fantasy X и X-2 HD не будут продаваться на Vita отдельно» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  58. ^ Кармали, Люк (5 июля 2013 г.). «Final Fantasy X/X-2 HD поддерживает перекрестное сохранение» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
  59. ^ Кармали, Люк (11 декабря 2014 г.). «Да, Final Fantasy X/X-2 HD выйдет на PlayStation 4» . IGN.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
  60. ^ «FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster в Steam» . store.steampowered.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
  61. ^ «FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster для Nintendo Switch — Nintendo» . www.nintendo.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
  62. ^ «Купить FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster | Xbox» . www.xbox.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
  63. ^ Перейти обратно: а б с д Марагос, Ник (9 мая 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 — хотелось бы, чтобы они все были девочками Спиры» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 11 августа 2008 г.
  64. ^ «Обзор Final Fantasy X-2» . GamesRadar ( журнал Edge ). 20 февраля 2004 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  65. ^ Перейти обратно: а б с д и Беттенхаузен, Шейн (январь 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . Ежемесячник электронных игр . № 174. с. 136. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 11 августа 2008 г.
  66. ^ «Final Fantasy – Результаты Famitsu» . Архив результатов Famitsu . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  67. ^ Майор Майк (11 июля 2006 г.). «Обзор: Final Fantasy X-2» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 22 сентября 2008 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  68. ^ «Обзор видеоигры Final Fantasy X-2 для PS2» . Игра Революция . 1 декабря 2003. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  69. ^ Райнер, Эндрю; Макнамара, Энди (декабрь 2003 г.). «Последняя фантазия Икс-2» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  70. ^ Перейти обратно: а б с Натт, Кристиан (16 ноября 2003 г.). «GameSpy: Обзор Final Fantasy X-2» . GameSpy . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  71. ^ Кнутсон, Майкл (5 декабря 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . ГеймЗона. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 8 марта 2009 г.
  72. ^ Стейнман, Гэри (9 мая 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 для PS2 — погружайтесь в ритм» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 26 августа 2007 г.
  73. ^ Перейти обратно: а б «Обзоры Final Fantasy X-2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 21 октября 2010 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  74. ^ Кэмпбелл, Колин (3 марта 2006 г.). «Япония голосует за список 100 лучших за все время» . Следующее поколение . Архивировано из оригинала 30 июля 2009 года . Проверено 11 марта 2006 г.
  75. ^ «FINAL FANTASY X-2 побеждает за выдающиеся достижения в исполнении персонажей на седьмой ежегодной премии AIAS» . Square Enix, Северная Америка. 5 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 г. Проверено 12 марта 2006 г.
  76. ^ «Награды DICE от Video Game Details Final Fantasy X-2» . интерактивный.орг . Академия интерактивных искусств и наук . Проверено 2 августа 2023 г.
  77. ^ Перейти обратно: а б Лерэ, Джозеф (5 мая 2007 г.). «В защиту Final Fantasy X-2» . Деструктоид . Проверено 28 октября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
  78. ^ Перейти обратно: а б Пшестрзельски, Стив (2004). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  79. ^ Элли, Джейк (2003). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  80. ^ Маттич, Райан (4 мая 2003 г.). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГФан. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  81. ^ Перейти обратно: а б с д Рэйвен, Рэд (2003). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 31 июля 2006 г.
  82. ^ «300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2003 год» [300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2003 год, Famitsū Gēmu Hakusho, 2004 ]. Технический документ по игре Famitsu, 2004 г. [ Белая книга Famitsu Game 2004 ] (на японском языке). Токио: Enterbrain . 2004. Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года.
  83. ^ Калверт, Джастин (20 января 2004 г.). «Final Fantasy X-2 продается за миллион» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2006 г.
  84. ^ «Японская платиновая таблица игр» . Волшебный ящик. Архивировано из оригинала 13 декабря 2007 года . Проверено 22 мая 2008 г.
  85. ^ «Платиновый чарт видеоигр США» . Волшебный ящик. 27 декабря 2007. Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года . Проверено 3 августа 2008 г.
  86. ^ «Награды продаж ELSPA: серебро» . Ассоциация издателей программного обеспечения для развлечений и отдыха . Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
  87. ^ «300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2004 год» [300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2004 год] . Технический документ по игре Famitsu, 2005 г. [ Белая книга Famitsu Game 2005 ] (на японском языке). Токио: Enterbrain . 2005. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 27 мая 2015 г.
  88. ^ «ОБНОВЛЕННЫЕ FINAL FANTASY X и FINAL FANTASY X-2 на PlayStation®3 и PlayStation®Vita. Выпустите китайскую и английскую версии во всем мире в 2013 году!» . PlayStation.com (Азия) Гонконг . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 г.
  89. ^ «Продажи Final Fantasy X в октябре 2013 года» . Square Enix Япония . 10 октября 2013. Архивировано из оригинала 17 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
  90. ^ Перейти обратно: а б Башир, Дейл (12 марта 2020 г.). «Что сделало Final Fantasy X-2 такой запоминающейся спустя 17 лет?» . ИГН . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  91. ^ Фраундорф, Фриц (6 декабря 2013 г.). «Final Fantasy X-2: Жизнь — такое меняющееся искусство» . ГИА . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  92. ^ Касл, Кэтрин (17 июля 2020 г.). «Вы играли в... Final Fantasy X-2?» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
  93. ^ Фэйи, Майк (18 апреля 2019 г.). «Final Fantasy X-2 — это все самое интересное в сериале без чувства собственной важности» . Котаку . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1244e98d186106c8b82edda86581dec4__1720867020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/12/c4/1244e98d186106c8b82edda86581dec4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Final Fantasy X-2 - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)