Последняя фантазия X-2
Последняя фантазия X-2 | |
---|---|
![]() | |
Разработчик(и) | Отдел разработки квадратных продуктов 1 |
Издатель(и) | |
Директор(ы) | Мотому Торияма |
Продюсер(ы) | Ёсинори Китасэ |
Дизайнер(ы) |
|
Программа(ы) |
|
Художник(а) | Синтаро Такай |
Писатель(и) | |
Композитор(ы) | |
Ряд | Последняя фантазия |
Платформа(ы) | PlayStation 2 |
Выпускать | Международный + Последняя миссия
|
Жанр (ы) | Ролевая игра |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Последняя фантазия X-2 [ а ] — ролевая видеоигра 2003 года , разработанная и изданная Square для PlayStation 2 . В отличие от большинства игр Final Fantasy , в которых используются отдельные истории и персонажи, X-2 продолжает историю Final Fantasy X (2001). История рассказывает о Юне , которая ищет Тидуса , главного героя предыдущей игры, и пытается предотвратить политических конфликтов в Спире перерастание в войну.
Final Fantasy X-2 была первой игрой в серии, в которой было всего три игровых персонажа и основной состав, состоящий исключительно из женщин. Боевая система включает в себя Final Fantasy классы персонажей — одну из характерных концепций игрового процесса серии — и является одной из немногих игр, имеющих несколько возможных концовок. Саундтрек был создан Норико Мацуэдой и Такахито Эгути вместо давнего Final Fantasy композитора Нобуо Уэмацу .
Игра была положительно встречена критиками и имела коммерческий успех: было продано более 5,4 миллиона копий на PlayStation 2 и получено ряд наград. Это была последняя игра Final Fantasy , выпущенная Square до ее слияния с Enix в апреле 2003 года. Игра была переиздана в высоком разрешении для PlayStation 3 и PlayStation Vita в 2013 году вместе с Final Fantasy X под названием Final Fantasy X. /X-2 HD Ремастер ; эта версия была позже выпущена для PlayStation 4 в 2015 году, Windows в 2016 году, а также для Nintendo Switch и Xbox One в 2019 году. По состоянию на сентябрь 2021 года Final Fantasy X. по всему миру было продано более 20,8 миллионов единиц серии [ 2 ] а в конце марта 2022 года их продажи по всему миру превысили 21,1 миллиона единиц. [ 3 ]
Геймплей
[ редактировать ]
Final Fantasy X-2 — это ролевая видеоигра , в которой игроки берут на себя роль Юны , исследующей вымышленный мир Спиры. [ 4 ] [ 5 ] В отличие от предшественницы Final Fantasy X , игроки могут посетить почти все локации Спиры с самого начала игры на дирижабле. [ 6 ] [ 7 ] Система навигации по карте поля практически не изменилась по сравнению с Final Fantasy X ; игроки перемещаются по большим непрерывным трехмерным областям, управляя персонажем на экране. Было реализовано несколько обновлений, предоставляющих игроку расширенное взаимодействие с окружающей средой посредством прыжков, лазания и вращения камеры. [ 4 ] [ 5 ] Побочные квесты игры включают в себя второстепенные задания и квесты, дополнительных боссов и подземелья, а также большинство мини-игр из всех Final Fantasy на момент ее выпуска. [ 4 ] [ 8 ] Эти мини-игры включают Gunner's Gauntlet ( шутер ) и Sphere Break ( математическая игра с монетами), а также симулятор управления, основанный на блицболе, вымышленном подводном виде спорта из Final Fantasy X. [ 4 ]
В отличие от своего предшественника, в котором путь игрока по миру был в основном линейным, Final Fantasy X-2 позволяет игрокам посещать практически любую локацию в любое время. Игра состоит из пяти глав, в каждой локации представлен один сценарий на главу. Вместе пять сценариев в одном регионе образуют часть сюжета игры, называемую «Эпизод». Игроки могут использовать столько дополнительных сценариев, сколько они пожелают; Для продвижения основного сюжета игры требуется всего несколько сценариев в каждой главе, которые помечены в мировой навигационной системе как «Горячие точки». [ 6 ] [ 7 ] И «Горячие точки», и дополнительные сценарии способствуют отслеживанию завершения истории, а последний может косвенно влиять на основное повествование. Достижение 100% завершения открывает секретный финал. [ 6 ] Когда игра завершена, опция «Новая игра плюс» дает игрокам возможность переиграть игру с различными вариантами выбора, при этом все ранее достигнутые предметы и процент завершения сюжетной линии остаются неизменными, но все уровни персонажей сбрасываются. [ 6 ]
В бою в Final Fantasy X-2 используется улучшенная версия системы Active Time Battle (ATB), в которой персонажи и враги действуют в соответствии со своей скоростью. [ 9 ] Эта реализация ATB позволяет персонажам прерывать врагов, пока они готовятся к действию. Благодаря точному расчету времени можно объединить атаки в цепочку, чтобы нанести больший урон. [ 4 ] Персонажи могут изменить свой класс персонажа в середине боя, используя сферу одежды и сетку одежды. Эти одевалки, основанные на Final Fantasy классах персонажей , открывают доступ к различным способностям, позволяющим изменить ход битвы. [ 6 ] Сетка одежды представляет собой табличку с геометрической формой, соединенной узлами. Персонажи имеют доступ к сферам одежды, расположенным в узлах. В зависимости от свойств сетки одежды смена сфер одежды в бою даст такие бонусы, как увеличение силы или добавление эффектов стихий. Персонажи могут изучать новые навыки для каждой сферы одежды, используя очки способностей (AP). AP зарабатывается за победу над врагами и за использование предметов и способностей для этой сферы. [ 4 ] [ 6 ]
Сюжет
[ редактировать ]Сеттинг и персонажи
[ редактировать ]Действие Final Fantasy X-2 происходит через два года после Final Fantasy X и разворачивается в вымышленном мире Спира, который состоит из одной большой суши, разделенной на три субконтинента, окруженной небольшими тропическими островами. Он отличается разнообразным климатом: от тропических островов Бесаид и Килика до умеренного региона Миихен, а также холодных районов Макалании и горы Гагазет. Спира отличается от миров, созданных преимущественно под европейским влиянием, которые можно найти в предыдущих играх Final Fantasy , поскольку она гораздо более точно смоделирована на Юго-Восточную Азию , особенно в отношении растительности, топографии, архитектуры и названий. [ 10 ] Несмотря на то, что Спира преимущественно населена людьми, на ней представлены представители различных рас. Среди них Аль Бхед, технологически развитая, но ранее бесправная подгруппа людей с характерными зелеными глазами и уникальным языком. [ 11 ] [ 12 ] Гуадо внешне менее похожи на людей, с удлиненными пальцами и другими древесными чертами. Левоподобный Хипелло Ронсо и лягушкоподобный составляют оставшиеся разумные расы. «Неотправленные» — это волевые духи умерших, оставшиеся в телесной форме. В Спире мертвецы, которых призыватель не отправил в Дальний план, завидуют живым и превращаются в «извергов», монстров, которые встречаются на протяжении всей игры. [ 13 ] Неотправленные с сильной привязанностью к миру живых могут сохранять свой человеческий облик.
Эстетически мир Спиры практически не изменился за два года, прошедших с момента выхода Final Fantasy X , и многие локации вернулись. Однако в идеологии народа Спиры произошли серьезные изменения. Спиру терроризировал гигантский монстр по имени Син в течение 1000 лет, который препятствовал технологическому прогрессу и заманивал свой народ в ловушку цикла религиозного аскетизма в надежде отмолить Греха. После разрушения Сина во время событий Final Fantasy X началась эпоха просвещения, известная как «Вечное спокойствие». Юна, главная героиня предыдущей игры, провозглашена Верховным призывателем за ее ключевую роль в этой битве. Жрецы религии евон решили раскрыть правду о роли ордена в продолжении цикла, предоставив населению возможность самим решать, как жить в мире без Греха. [ 14 ] Передовые технологии и Аль-Бхед охвачены людьми, которые начали проводить досуг, например, посещать музыкальные концерты и участвовать в блицболе. Другие стали охотниками за древними сокровищами: от монет и механизмов до загадочных сфер в забытых пещерах и руинах. Эти «охотники за сферами» стремятся получить знания о древних цивилизациях, содержащихся внутри.
В отсутствие Йевона образовались различные фракции. Молодежь особенно быстро бросила Йевон и приняла технологии, в то время как многие представители старшего поколения чувствовали, что культурные изменения происходят слишком быстро. Наиболее влиятельными из группировок являются прогрессивная Лига молодежи во главе с Мевином Нуджем, реформистская партия «Новый Евон» во главе с претором Баралаем и Фракция машин во главе с Гиппалом, которая поставляет оружие обеим сторонам. К началу игры нарастает напряженность между Молодежной лигой и партией Новый Евон. Обе группы искали поддержки Верховного призывателя Юны. [ 15 ]
Три главных игровых персонажа Final Fantasy X-2 — Юна , Рикку и Пейн, члены группы охотников за сферами под названием «Крылья чайки». Юна была вдохновлена присоединиться после просмотра записи сферы, на которой был изображен Тидус , ее потерянная любовь, исчезнувшая в финале Final Fantasy X. Юна и Рикку повторяют свои роли, и, хотя их личности во многом такие же, как и раньше, Square решила, что их внешность будет сильно изменена, чтобы создать большее впечатление активности. Более того, было решено, что глубокие культурные изменения, происходящие в Спире, когда они и другие начали пытаться жить позитивно, будут отражены в новой одежде этих двух персонажей. Пейн — новый персонаж, созданный для Final Fantasy X-2 стилю игры, , чтобы соответствовать предполагаемому приключенческому вращающемуся вокруг трех женских персонажей. [ 8 ] Несколько персонажей из Final Fantasy X появляются в игре во второстепенных ролях, в том числе Брат, Вакка и Лулу. представлены и другие персонажи Кроме того, в Final Fantasy X-2 , такие как лидеры фракций и Синдикат Леблана, группа охотников за сферами, которые на протяжении большей части игры выступают соперниками «Крыльев чайки». Главный антагонист игры — Шуин, неотправленный дух солдата, павшего во время Машинной войны 1000 лет назад.
История
[ редактировать ]Через два года после поражения Сина Юна, Рикку и Пейн возвращают украденную Решетку одежды Юны у Синдиката Леблана в первой из нескольких встреч, в которых они соперничают за сферы. Игра акцентируется повествованием Юны, обращающейся к Тидусу, как будто она рассказывает ему о событиях игры по мере их возникновения. [ 16 ] Тем временем «Крылья чайки» обнаруживают сферу, содержащую изображения древнего механического оружия под названием «Вегнагун», которое было тайно похоронено под Бевелем. У оружия достаточно силы, чтобы угрожать всей Спире. [ 17 ] [ 18 ] «Крылья чайки» объединяют усилия с Синдикатом Леблана для исследования подземных районов города в попытке уничтожить машину, прежде чем она сможет быть использована любой из сторон в предстоящем конфликте. Обнаружив большой туннель, недавно вырытый в полу камеры оружия, они понимают, что Вегнагун, очевидно, переместился на Дальний план, расположенный глубоко под землей.
Разногласия между фракциями Спиры усугубляются исчезновением их лидеров Баралаи, Нуджа и Гиппала. машины В подземных районах Бевеля «Крылья чайки» обнаруживают пропавших без вести лидеров фракций, обсуждающих Вегнагун, и узнают, что искусственный интеллект позволяет ей обнаруживать враждебность и реагировать бегством. [ 19 ] Пейн когда-то был товарищем всех троих во время операции в «Логове Горя». [ 20 ] Двумя годами ранее их отряд исследовал пещеру, но дух мести заставил их убить друг друга. Эти четверо были единственными выжившими. Дух — Шуин, солдат из Войны Машин, которая привела к созданию Вегнагуна, — овладел Нуджем и позже заставил его застрелить своих товарищей. [ 21 ] [ 22 ] Под руководством Бевеля Шуин овладевает Баралаем и следует за Вегнагуном на Дальний план. Нудж и Гиппал преследуют их, прося Юну держать ситуацию под контролем на поверхности. [ 23 ]
Юна попадает в Дальний план и встречает Шуин, которая принимает ее за женщину по имени Ленн, чьи воспоминания записаны в гардеробной Певицы. Тысячу лет назад Шуин был известным игроком в блицбол в высокотехнологичном мегаполисе Занарканде и любовником Ленне. Желая спасти Ленне, который был призван на войну машин между Занаркандом и Бевелем, он проник в Бевелль, чтобы захватить их секретное оружие, Вегнагун. Ленн умолял его остановиться, и Шуин уступил, но через мгновение прибыла группа солдат Бевеля и казнила пару. [ 24 ] В настоящее время дух Шуина выражает гнев по поводу того, что люди до сих пор не поняли боли войны, и планирует использовать Вегнагун, чтобы уничтожить всю Спиру в отместку. [ 25 ] «Крылья чайки» организуют концерт, на который приглашаются все жители Спиры, как сторонники Молодежной лиги, так и Нью-Йевон. Дресс-сфера «Songstress» показывает всем зрителям сцену последних минут жизни Шуин и Ленн, открывая им глаза на непродуктивный характер их разногласий. [ 26 ]
Хотя фракционная борьба прекратилась, план Шуина реализуется. Снова объединив силы с Синдикатом Леблана, «Крылья чайки» направляются в Дальний план и обнаруживают, что Гиппал и Нудж уже сражаются с Вегнагуном. Как только группа уничтожает Вегнагун, Юна маскируется под Ленне, чтобы убедить Шуина отпустить, но Шуин в конце концов видит ее насквозь и атакует. Крылья чайки побеждают его, и дух Ленн, кажется, успокаивает его, когда они уходят вместе. Выполнив определенные условия, древние духи, известные как Фейт, соглашаются вернуть Тидуса к жизни и воссоединить его с Юной. Игроки, достигшие 100% завершения, видят дополнительную сцену воссоединения в Занарканде, где пара обсуждает, действительно ли он реален или все еще является мечтой. [ 27 ]
Разработка
[ редактировать ]Разработка Final Fantasy X-2 началась в конце 2001 года в ответ на успех Final Fantasy X , в частности реакцию фанатов на видео «Eternal Calm», включенное в японскую версию Final Fantasy X International , в котором изображена повседневная жизнь Юны после игры. . [ 8 ] [ 28 ] [ 29 ] Final Fantasy X-2 была выпущена в Японии незадолго до слияния Square и Enix . [ 30 ] Производственной группе изначально не понравилось название «X-2», но в конечном итоге оно было принято, поскольку эта история была прямым продолжением предыдущей истории и, следовательно, не могла стать следующей нумерованной игрой в серии Final Fantasy . [ 31 ] Казусигэ Нодзима , сценарист предыдущей игры, также скептически отнесся к созданию сиквела. Ему особенно не нравился счастливый конец, который, по его мнению, был неправильным для этой истории. [ 32 ] Производственная группа была на треть меньше, чем у ее предшественника. Это произошло потому, что команда уже была знакома с материалом, что позволило им придать игре ощущение ручной работы. Значительное количество моделей персонажей, врагов и дизайна локаций были повторно использованы из Final Fantasy X. Дизайнер персонажей Тэцуя Номура объяснил, что это позволило команде создать игру за один год и вдвое быстрее, чем Final Fantasy . обычно производятся игры [ 33 ] Maya и Softimage 3D были двумя основными программами, использовавшимися для создания графики. [ 34 ]
Продюсер Ёсинори Китасэ и режиссер Мотому Торияма целью объяснили, что при разработке Final Fantasy X-2 было сделать концепцию изменений основной темой игры и создать более оптимистичную атмосферу, чем в ее предшественнице. [ 8 ] Сохранение движка и локаций из оригинальной игры означало, что команда могла уделять большую часть времени разработке игровых систем и сюжета. [ 35 ] Чтобы отобразить радикальные изменения в Спире, разработчики исключили призывы, изменили дизайн городов и включили транспортные средства. Были добавлены низколетящие транспортные средства, чтобы обеспечить игроку более быстрый доступ и мобильность к областям, которые уже были доступны в предыдущей игре. [ 34 ] Final Fantasy X-2 вобрала в себя ряд элементов современной японской поп-культуры . [ 8 ]
Концовка Final Fantasy X означала, что систему призыва Aeon нельзя было использовать в сиквеле, что потребовало новой системы игрового процесса. [ 35 ] Из-за более оптимистичного сеттинга дизайнеры черпали вдохновение из «Девочки-волшебницы поджанра аниме и манги » , чтобы создать сложные последовательности трансформаций системы дресс-сферы. [ 36 ] Влияние J-pop заметно во вступительной части игры. Они также черпали вдохновение из «Ангелов Чарли» . Торияма объяснил, что одной из целей разработки было создание большого разнообразия мини-игр, чтобы «если вы купили FFX-2, вам не понадобилась бы никакая другая игра». [ 8 ] Система дресс-сфер и главный состав из трех девушек, не являющихся «мачо», были призваны сохранить тон игры легким и живым. Лулу была исключена из игрового состава, потому что, помимо того, что она была замужем, ее присутствие дало бы ей роль «старшей сестры» Юны, а не позволило бы Юне раскрыть себя самостоятельно. [ 35 ] Хотя работа над вступительной песней и захватом движения началась на ранней стадии разработки, на самом деле вступительная часть была последней частью игры, которую нужно было завершить. [ 34 ]
Музыка
[ редактировать ]Норико Мацуэда и Такахито Эгучи написали саундтрек к Final Fantasy X-2 вместо композитора обычного сериала Нобуо Уэмацу . [ 8 ] В саундтрек вошли две J-pop песни: « Real Emotion » и « 1000 Words ». [ 37 ] Кода Куми исполнил японские версии песен и сделал захват движения для полнометражного видеоролика «Real Emotion», показанного в начале игры. [ 34 ] Она также озвучила Ленн в японской версии игры. [ 38 ] Джейд Виллалон из Sweetbox записала английские версии песен и выпустила расширенные версии в качестве бонус-треков к японскому выпуску альбома Adagio . [ 39 ] Кода выпустила свои собственные английские версии «Real Emotion» и «1000 Words» на компакт-диске « Come with Me », с немного разными переводами. [ 40 ]
Выпускать
[ редактировать ]Как и в случае с Final Fantasy X , Square Enix выпустила расширенную версию игры Final Fantasy X-2 International + Last Mission в 2004 году для PlayStation 2. В ней представлены две новые дресс-сферы и дополнительная «Последняя миссия» в локации под названием « Башня Ядоноки», а также возможность захватывать и сражаться с многочисленными монстрами и персонажами, включая Тидуса, Аурона и Сеймура Гуадо из Final Fantasy X. [ 41 ] Эта версия не была выпущена за пределами Японии, хотя для основного сюжета в этой версии использовалась английская озвучка. В связи с этим изменением части японских субтитров были изменены или изменены в соответствии с закадровым голосом. Это было подробно описано в книге стратегий для международной версии. сборник Final Fantasy X и X-2 В 2005 году в Японии был выпущен под названием Final Fantasy X/X-2 Ultimate Box . [ 42 ]
Square Enix выпустила несколько фигурок, книг и саундтреков, в том числе три путеводителя Ultimania , серию артбуков и руководств по стратегии, изданных в Японии. Они содержат оригинальные иллюстрации из Final Fantasy X-2 , предлагают пошаговые руководства по игровому процессу, раскрывают многие аспекты сюжетной линии игры и содержат несколько интервью с разработчиками игры. [ 43 ] [ 44 ] В серию входят три книги: Final Fantasy X-2 Ultimania , Final Fantasy X-2 Ultimania Ω и Final Fantasy X-2: International+Last Mission Ultimania . [ 45 ] [ 46 ] Аналогичная серия из трех книг была выпущена для Final Fantasy X. [ 47 ] [ 48 ] [ 49 ]
Компания по производству игровых периферийных устройств Hori выпустила контроллеры PlayStation 2 по образцу пистолетов Tiny Bee, которые Юна использует в Final Fantasy X-2 . Эти контроллеры выпускались только в Японии. Они были переизданы в новой серебряной коробке, приуроченной к выпуску Final Fantasy X-2: International + Last Mission . [ 50 ] Хори также выпустила вертикальную подставку для консоли PlayStation 2 с логотипом Final Fantasy X-2 , который при подключении загорается синим цветом. [ 51 ]
Final Fantasy X и X-2 были переизданы в высоком разрешении для PlayStation 3 и PlayStation Vita в честь 10-летнего юбилея игры. [ 52 ] Производство началось в январе 2012 года с участием Китасе. [ 53 ] Обе игры основаны на расширенных изданиях, ранее выпущенных только в Японии. [ 54 ] Сборник для PlayStation 3 получил название Final Fantasy X/X-2 HD Remaster . [ 55 ] Обе игры продавались отдельно на PlayStation Vita в Японии. [ 56 ] За пределами Японии игры Vita продавались вместе как сборник. [ 57 ] Ремастеры поддерживают функцию «кросс-сохранения», при которой сохраненные игры с одной платформы можно переносить на другую платформу через Интернет. [ 58 ] Сборник ремастеров также вышел на PlayStation 4 в 2015 году. [ 59 ] ПК в 2016 году, [ 60 ] за которым следует Nintendo Switch [ 61 ] и Xbox One в 2019 году. [ 62 ]
Прием
[ редактировать ]Критический ответ
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | 85/100 [ 73 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
1Up.com | А [ 63 ] |
Край | 7/10 [ 64 ] |
Ежемесячник электронных игр | А- [ 65 ] |
Еврогеймер | 8/10 [ 9 ] |
Фамицу | 34/40 [ 66 ] |
Информер игр | 8.75/10 [ 69 ] |
ГеймПро | 4.7/5 [ 67 ] |
ИграРеволюция | B+ [ 68 ] |
GameSpot | 8.9/10 [ 7 ] |
GameSpy | ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
GameZone | 9.6/10 [ 71 ] |
ИГН | 9.5/10 [ 5 ] |
Официальный журнал PlayStation в США | А+ [ 72 ] |
По данным агрегатора рецензий Metacritic , отзывы о Final Fantasy X-2 были «в целом положительными». [ 73 ] В 2006 году читатели японского журнала видеоигр Famitsu поставили Final Fantasy X-2 на 32-е место в опросе лучших видеоигр всех времен. [ 74 ] Академия интерактивных искусств и наук наградила персонажа Рикку, исполненного вокально Тарой Стронг , « Выдающимся достижением в исполнении персонажей — женщина » в 2004 году (вместе с персонажем Ниобе из «Входа в Матрицу» , исполненным вокально Джадой Пинкетт Смит ); [ 75 ] он также был номинирован на « Консольную ролевую игру года » и « Выдающееся достижение в художественном руководстве ». [ 76 ] Несмотря на в основном положительные отзывы в прессе о видеоиграх, Destructoid заметил значительную негативную реакцию фанатов на игру. [ 77 ]
IGN охарактеризовал Final Fantasy X-2 как «блестящую и захватывающую игру» по миру Спиры. [ 5 ] GameSpot отметил, что она была такой же милой и пронзительной, как и ее предшественники, а ее сильные стороны перевешивали любые ее недостатки. [ 7 ] RPGamer считал боевую систему инновационной и «очень простой в навигации». [ 78 ] Хотя GameSpot похвалил боевую систему как «долгожданное дополнение», рецензенту не понравилось увеличение количества мини-игр. [ 7 ] GameSpy , хотя поначалу не был уверен в новой системе, похвалил ее как надежную альтернативу с неожиданной глубиной. [ 70 ]
Критики неоднозначно отреагировали на Final Fantasy X-2 по изменение тональности сравнению с ее предшественницей. IGN посчитал, что изменения были частью его интриги, высоко оценив политические элементы повествования и комедийный тон по сравнению с первой игрой. Рецензент также похвалил прорисовку персонажей и изменения в игровом процессе. [ 5 ] Дальнейшая похвала поступила от RPGamer : один из штатных рецензентов охарактеризовал ее как «беззаботную веселую игру», которая «может ... стать самой приятной вещью из этой серии за несколько лет». [ 79 ] , напротив, GameSpot отметил, что некоторые миссии показались слишком легкомысленными и что их нелинейный характер сделал повествование несфокусированным по сравнению с его предшественником. [ 7 ]
Саундтрек был встречен неоднозначно из-за отсутствия вклада Уэмацу и его перехода к стилю J-pop. [ 63 ] [ 65 ] [ 80 ] [ 81 ] В то время как IGN и 1Up.com оценили музыку как подходящий фон для действия и новый тон, [ 5 ] [ 63 ] Electronic Gaming Monthly посчитал его «слишком веселым». [ 65 ] RPGamer предположил, что «отсутствие Уэмацу оглушительно», но отметил, что более легкая атмосфера соответствует тону и событиям игры. [ 81 ] Повторное использование в игре графического дизайна из Final Fantasy X подверглось критике. [ 5 ] [ 7 ] [ 63 ] [ 65 ] [ 81 ] RPGamer и GameSpot отметили, что, несмотря на отсутствие явных улучшений в первой игре, она по-прежнему оставалась одной из самых красивых игр для PlayStation 2 на тот момент. [ 81 ] [ 7 ] Electronic Gaming Monthly расценил такое повторное использование кода как «[сбой] в той области, где обычно блистают игры Final Fantasy ». [ 65 ] GameSpy поделился этой точкой зрения. [ 70 ] RPGamer также раскритиковал множество нарядов как слишком откровенные и нацеленные больше на привлечение геймеров-мужчин, чем на верность персонажам. [ 78 ]
Продажи
[ редактировать ]В 2003 году в Японии было продано более 1,94 миллиона копий Final Fantasy X-2 , что сделало ее самой продаваемой игрой года. [ 82 ] В течение девяти месяцев после выпуска в Японии было продано более миллиона копий в Северной Америке (в течение двух месяцев после выпуска там) и почти четыре миллиона копий по всему миру. [ 83 ] В Японии было продано 2,11 миллиона единиц. [ 84 ] 1,85 миллиона единиц в США, [ 85 ] и более 100 000 единиц в Великобритании. [ 86 ] International + Last Mission . В течение 2004 года в Японии было продано более 288 000 копий [ 87 ] По состоянию на март 2013 года по всему миру было продано более 5,4 миллиона копий игры на PlayStation 2. [ 88 ] К октябрю 2013 года Final Fantasy X и ее продолжение X-2 вместе продали более 14 миллионов копий по всему миру на PlayStation 2. [ 89 ]
Наследие
[ редактировать ]После Final Fantasy X-2 компания Square Enix выпустила прямые продолжения других игр Final Fantasy , включая Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII , Final Fantasy IV: The After Years и два продолжения Final Fantasy XIII . [ 90 ] Джозеф Лерей из Destructoid объяснил негативную реакцию фанатов на игру ее статусом первого прямого продолжения серии, а также ее беззаботным и «девчачьим» тоном. [ 77 ] Размышляя о наследии игры, Дейл Башир из IGN назвал ее лучшим среди сиквелов Final Fantasy , сославшись на инновации в нелинейном и эпизодическом повествовании. [ 90 ] Фриц Фраундорф из GIA также похвалил ее открытый характер, отметив, что это была первая игра Final Fantasy, выпущенная после популярности Grand Theft Auto III . Он чувствовал, что это достойный спутник Final Fantasy X с дополняющими друг друга темами, структурой и характеристиками. [ 91 ] Кэтрин Касл из Rock, Paper, Shotgun оценила игру как «счастливый конец» истории Юны, и это мнение поддержал Майк Фэйи из Kotaku , который также похвалил ее за способность не воспринимать себя всерьез. [ 92 ] [ 93 ]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «EA опубликует FF X-2 в Европе» . ИГН . 23 сентября 2003 г. Архивировано из оригинала 9 марта 2022 г. Проверено 9 марта 2022 г.
- ^ «FF10» будет превращен в пьесу Кабуки и будет показан весной 2023 года. Великолепные актеры Кабуки, такие как Оноуэ Кикуносукэ, Накамура Шидо, Оноуэ Мацуя и Бандо Яджуро, собираются вместе! [ FF10 будет адаптирован в шоу Кабуки, которое пройдет весной 2023 года — соберем великолепных актеров Кабуки Кикуносукэ Оноэ, Шидо Накамура, Мацуя Оноэ, Яджуро Бандо]. Фамицу . 19 июля 2022 года. Архивировано из оригинала 19 июля 2022 года . Проверено 19 июля 2022 г.
- ^ «ff10-кабуки» (на японском языке). 18 ноября 2022 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2022 года . Проверено 18 ноября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Буклет с инструкциями Final Fantasy X-2 (PDF) . Квадрат . 18 ноября 2003 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Данэм, Джереми (7 ноября 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . ИГН . Архивировано из оригинала 6 февраля 2013 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж GameTrailers (2 ноября 2007 г.). Ретроспективы GT: Ретроспектива Final Fantasy – Часть XIII . Ютуб (видео). Архивировано из оригинала 14 ноября 2021 года.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Шумейкер, Брэд (17 ноября 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 для PlayStation 2» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 4 декабря 2003 года . Проверено 30 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Данэм, Джереми (24 ноября 2003 г.). «Интервью с разработчиками Final Fantasy X-2» . ИГН . Архивировано из оригинала 10 августа 2012 года . Проверено 16 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Фэйи, Роб (27 февраля 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Площадь (20 декабря 2001 г.). Final Fantasy X International (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Beyond Final Fantasy: Продюсер.
- ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА.
Рикку : Мы Аль Бхед. Разве ты не можешь сказать? Подожди, ты же не ненавистник Аль Бхеда, не так ли? / Тидус : Я даже не знаю, что такое Аль- Бед . / Рикку : Откуда ты? / Тидус : Занарканд. Я блицболист. Звездный игрок Занарканда Абеса! / Рикку : Ты ... ударился головой или что-то в этом роде? / Тидус : Ребята, вы меня ударили. / Рикку : О, да ... Ты помнишь что-нибудь до этого? / Тидус [голос за кадром]: Итак, я рассказал ей все, что можно было рассказать о Занарканде; о жизни там, блицболе и нападении Сина ... и о том, как нас с Ауроном поглотил этот свет.
- ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Макалания.
Вакка : Но ты, Аль Бхед, используешь запретную машину! Знаешь, что это значит? Грех родился потому, что люди использовали машины!
- ^ Square Co (20 декабря 2001 г.). Последняя фантазия X (PlayStation 2). Квадратный ЭА. Уровень/область: Килика.
Тидус : Что такое «отправка»? Мы куда-то собираемся? / Лулу : Ты действительно ничего не знаешь. Ты уверен, что проблема только в твоей памяти? ... Мертвым нужно руководство. Переполненные горем из-за собственной смерти, они отказываются смотреть в лицо своей судьбе. Они жаждут жить дальше и обижаются на тех, кто еще жив. Видите ли, они завидуют живым. И со временем эта зависть превращается в гнев и даже ненависть. Если эти души останутся в Спире, они станут демонами, охотящимися на живых. Грустно, не так ли? Посылка переносит их на Дальний План, где они могут покоиться с миром.
- ^ Студия BentStuff, изд. (2004). Final Fantasy X-2: International+Last Mission Ultimania (на японском языке). ДигиКуб/Квадрат Эникс. п. 583. ИСБН 4-7575-1163-9 .
- ^ Рикку : Слушай, я очень хочу, чтобы Юна ушла. / Вакка : Она не может этого сделать. / Рикку : Почему бы и нет? / Вакка : Потому что у нее твердые заказы на три месяца, да! И все хотят ее увидеть. / Рикку : О да? А что насчет того, чего она хочет? / Вакка : Ну да, но ... Ладно, может быть, когда все успокоится, понимаешь? / Рикку : А что, если они этого не сделают, Вакка? Что тогда, а? Я не верю в это. После всего, что Юна сделала для нас! Почему она не может просто делать то, что хочет сейчас? Почему? Знаешь, каждый раз, когда я приезжал сюда, я задавался вопросом ... почему, когда все исполняют свои мечты и у каждого есть шанс, мечты Юны откладываются? / Вакка : Ну и дела, это не похоже на ... / Рикку : Что ты вообще знаешь, пузатый? Юна? / Юна : Я хочу ... (Я хочу снова отправиться в путешествие. Но ... если я уйду, я разочарую всех остальных.) Я хочу ... я пойду. Square Co. Eternal Calm Final Fantasy X-2: Пролог Square Enix, США, 2002 г.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Юна : Все началось, когда я увидела твою сферу.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Nooj : Несколько советов: Эта ... штука ... Колосс, которого вы видели, известен как Вегнагун. Он обладает огромной разрушительной силой. Его нельзя трогать!
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Баралай : Я знаю, зачем ты пришел. Вы здесь, чтобы уничтожить оружие, которое угрожает всей Спире: Вегнагун.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Baralai : Эта штука более чувствительна, чем можно было бы подумать из-за ее размера. Он обнаруживает враждебность и мгновенно оживает! Стоит ему хотя бы подумать о том, чтобы причинить ему вред, он просыпается, как испуганный ребенок.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Пейн : Они старые друзья. Все трое были кандидатами в Багровый отряд. И я был диктофоном в их команде. Йевон создал команду и начал тренировать ее два года назад. Это должна была быть элитная боевая сила. Лучшие должны были быть назначены руководителями отделений крестоносцев по всей Спире ...
- ^ Студия BentStuff, изд. (2003). Final Fantasy X-2 Ultimania Ω (на японском языке). Сквер Эникс. п. 87. ИСБН 4-7575-1161-2 .
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Пейн : Это был Шуин. Два года назад ребята столкнулись с воспоминаниями Шуина и узнали о Вегнагуне. После того, как мы сбежали, они сказали, что раскроют правду. Но потом ... Нудж нас застрелил. Мы думали, что он нас предал. Но Нудж не был Нуджем. Теперь я понимаю: Шуин все время его использовал.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Фэйт : Юна. Мне жаль. У нас не хватило сил остановить его. Мы хотели хоть кого-то предупредить ... но вместо этого нас потянуло во тьму. Мы не лучше злодеев.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Paine : Человек, которого она любила, изо всех сил пытался ее спасти. Он боролся за нее до последнего вздоха. Я думаю, что последние слова Ленне могли быть счастливыми: «Я люблю тебя». [...] / Юна : Но подожди ... Всё не так. Он никогда не слышал. Единственный человек, которому она хотела рассказать ... он так и не услышал ее слов.
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Шуин : Ленн. Мы исчезли вместе, но когда я проснулся, я был один. Я так долго тебя искал. Пока я бродил, я кое-что понял: Спира совсем не изменилась. Все до сих пор ссорятся из-за пустяков. Все еще умирают, как раньше. Прошла тысяча лет, а они не могут оставить ненависть позади. Я закончил ждать. Я исправлю это. Этот мир продолжает подводить нас, и что еще хуже, я не смог защитить тебя. Вегнагун заставит все это исчезнуть. И мы снова исчезнем вместе, вместе. Помоги мне сделать это, Ленн.
- ^ Square Co. (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Бадди : Ленн, да? / Шинра : Да, девушка из гардеробной «Songstress». [...] / Рикку : Итак, причина, по которой Шуин продолжает называть Юну «Ленн», заключается в том… / Пейн : Из-за этой гардеробной?
- ^ Square Co (18 ноября 2003 г.). Final Fantasy X-2 ( PlayStation 2 ). Square Enix USA
Тидус : У меня есть теория. Я думаю, что вера собрала мои мысли и соединила их вместе, чтобы вернуть меня обратно. [...] А может быть, я все еще мечта. / Юна : Подожди! Так ты исчезнешь? / Тидус : Береги меня, Юна. И я буду дорожить тобой. [...] / Юна : Это то, что тебе сказала Фейт? / Тидус : Нет, но мне это нравится. [ Юна игриво толкает Тидуса в пруд ] Тидус : Это не лелеять! / Юна : Ты не исчез.
- ^ Фокс, Фенек (23 октября 2002 г.). «Больше подробностей о Final Fantasy X-2» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 7 июня 2011 года . Проверено 24 января 2010 г.
- ^ Студия BentStuff, изд. (2001). Final Fantasy X Ultimania Ω (на японском языке). ДигиКуб/Квадрат Эникс. стр. 191. ИСБН 4-88787-021-3 .
- ^ Сотрудники IGN (29 ноября 2002 г.). «Square и Enix встречаются с прессой» . ИГН . Архивировано из оригинала 6 марта 2016 года . Проверено 10 марта 2007 г.
- ^ Спенсер (18 марта 2014 г.). «Почему Square Enix создала Final Fantasy X-2» . Силиконра. Архивировано из оригинала 29 марта 2014 года . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Сато (8 января 2014 г.). «Сценарист Final Fantasy X делится своими мыслями и воспоминаниями о сериале» . Силиконра. Архивировано из оригинала 9 января 2014 года . Проверено 29 марта 2014 г.
- ^ Сотрудники GameSpot (26 сентября 2003 г.). «Square Enix рассматривает продолжение Kingdom Hearts» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 22 февраля 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рико Команоя, изд. (2004). «Последняя фантазия Икс-2». Японская игровая графика: за кулисами ваших любимых игр . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Harper Design International. стр. 20–25. ISBN 0-06-056772-4 .
- ^ Перейти обратно: а б с «Эксклюзивное интервью: Final Fantasy X-2» . Игровой радар . 9 марта 2004 года. Архивировано из оригинала 14 ноября 2013 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Китасэ, Ёсинори (5 января 2022 г.). «Продюсер Final Fantasy X и X-2 размышляет об инновационных играх для PS2» . PlayStation.Блог . Архивировано из оригинала 6 января 2022 года . Проверено 7 января 2022 г.
- ^ Маас, Лиз; Швейцер, Бен. «Последняя фантазия X-2 OST» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 3 апреля 2008 г.
- ^ «Куми Кода» . Сеть новостей аниме . Архивировано из оригинала 17 июня 2019 года . Проверено 6 сентября 2020 г.
- ^ «Разные компакт-диски Final Fantasy» . ffmusic.info. Архивировано из оригинала 16 июля 2012 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ Ганн, Патрик. «Куми Кода — Пойдем со мной» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 18 апреля 2008 г.
- ^ «Последняя фантазия 10–2» . Инсайдер Final Fantasy. 2005. Архивировано из оригинала 19 марта 2009 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ лучшие хиты (на японском языке). Square Enix Япония. Архивировано из оригинала 25 октября 2005 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ «Руководство по Final Fantasy X Ultimania» . ИГН . 20 августа 2001 года. Архивировано из оригинала 5 ноября 2012 года . Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Эшкрафт, Брайан (1 апреля 2009 г.). «Книга Final Fantasy VII Ultimania находится на доработке» . Котаку . Архивировано из оригинала 7 июня 2022 года . Проверено 5 марта 2013 г.
- ^ Серия Ультимания[13] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 7 марта 2012 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Официальная страница серии игр Ultimania | Онлайн-игры Square Enix (на японском языке). Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 31 августа 2011 года . Проверено 12 марта 2014 г.
- ^ Серия Ультимания[7] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 18 мая 2012 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Серия Ультимания[8] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ Серия Ультимания[9] (на японском языке). Студия BentStuff. Архивировано из оригинала 9 апреля 2010 года . Проверено 1 марта 2013 г.
- ^ «Final Fantasy X-2 Tiny Bee Controller» . Игра-Азия. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ «Вертикальная подставка Final Fantasy X-2» . Игра-Азия. Архивировано из оригинала 20 августа 2016 года . Проверено 4 августа 2016 г.
- ^ Мориарти, Колин (13 сентября 2011 г.). «Remake Final Fantasy X HD выйдет на Vita и PS3» . ИГН . Новостная корпорация. Архивировано из оригинала 23 сентября 2011 года . Проверено 13 сентября 2011 г.
- ^ Йип, Спенсер (2 января 2012 г.). «Отчет: Final Fantasy X HD находится на ранней стадии разработки » . Силиконра. Архивировано из оригинала 10 мая 2012 года . Проверено 3 января 2012 г.
- ^ Ишаан (20 марта 2013 г.). «Да, Final Fantasy X-2 тоже получит HD-ремастер» . Силиконра.com. Архивировано из оригинала 22 марта 2013 года . Проверено 21 марта 2013 г.
- ^ «Индекс веб-сайта Final Fantasy X/X-2 HD Remaster» . Архивировано из оригинала 11 мая 2015 года.
- ^ Гольдфарб, Эндрю (19 марта 2013 г.). «Final Fantasy X HD включает X-2 на PS3, а не на Vita» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Фэйи, Майк (16 декабря 2013 г.). «Final Fantasy X и X-2 HD не будут продаваться на Vita отдельно» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Кармали, Люк (5 июля 2013 г.). «Final Fantasy X/X-2 HD поддерживает перекрестное сохранение» . Архивировано из оригинала 26 октября 2020 года . Проверено 23 октября 2020 г.
- ^ Кармали, Люк (11 декабря 2014 г.). «Да, Final Fantasy X/X-2 HD выйдет на PlayStation 4» . IGN.com . Архивировано из оригинала 15 февраля 2016 года . Проверено 11 декабря 2014 г.
- ^ «FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster в Steam» . store.steampowered.com . Архивировано из оригинала 21 мая 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster для Nintendo Switch — Nintendo» . www.nintendo.com . Архивировано из оригинала 15 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ «Купить FINAL FANTASY X/X-2 HD Remaster | Xbox» . www.xbox.com . Архивировано из оригинала 2 июня 2022 года . Проверено 2 июня 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Марагос, Ник (9 мая 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 — хотелось бы, чтобы они все были девочками Спиры» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ «Обзор Final Fantasy X-2» . GamesRadar ( журнал Edge ). 20 февраля 2004 года. Архивировано из оригинала 25 мая 2017 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Беттенхаузен, Шейн (январь 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . Ежемесячник электронных игр . № 174. с. 136. Архивировано из оригинала 3 ноября 2012 года . Проверено 11 августа 2008 г.
- ^ «Final Fantasy – Результаты Famitsu» . Архив результатов Famitsu . Архивировано из оригинала 16 апреля 2008 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Майор Майк (11 июля 2006 г.). «Обзор: Final Fantasy X-2» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 22 сентября 2008 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ «Обзор видеоигры Final Fantasy X-2 для PS2» . Игра Революция . 1 декабря 2003. Архивировано из оригинала 23 сентября 2012 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Райнер, Эндрю; Макнамара, Энди (декабрь 2003 г.). «Последняя фантазия Икс-2» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 16 мая 2008 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Натт, Кристиан (16 ноября 2003 г.). «GameSpy: Обзор Final Fantasy X-2» . GameSpy . Архивировано из оригинала 4 июня 2012 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Кнутсон, Майкл (5 декабря 2003 г.). «Обзор Final Fantasy X-2» . ГеймЗона. Архивировано из оригинала 24 сентября 2015 года . Проверено 8 марта 2009 г.
- ^ Стейнман, Гэри (9 мая 2004 г.). «Обзор Final Fantasy X-2 для PS2 — погружайтесь в ритм» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 26 августа 2007 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Обзоры Final Fantasy X-2» . Метакритик . Архивировано из оригинала 21 октября 2010 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Кэмпбелл, Колин (3 марта 2006 г.). «Япония голосует за список 100 лучших за все время» . Следующее поколение . Архивировано из оригинала 30 июля 2009 года . Проверено 11 марта 2006 г.
- ^ «FINAL FANTASY X-2 побеждает за выдающиеся достижения в исполнении персонажей на седьмой ежегодной премии AIAS» . Square Enix, Северная Америка. 5 марта 2004 г. Архивировано из оригинала 4 апреля 2012 г. Проверено 12 марта 2006 г.
- ^ «Награды DICE от Video Game Details Final Fantasy X-2» . интерактивный.орг . Академия интерактивных искусств и наук . Проверено 2 августа 2023 г.
- ^ Перейти обратно: а б Лерэ, Джозеф (5 мая 2007 г.). «В защиту Final Fantasy X-2» . Деструктоид . Проверено 28 октября 2020 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- ^ Перейти обратно: а б Пшестрзельски, Стив (2004). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 27 сентября 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Элли, Джейк (2003). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Маттич, Райан (4 мая 2003 г.). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГФан. Архивировано из оригинала 29 июля 2012 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Рэйвен, Рэд (2003). «Final Fantasy X-2 – Обзор» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 15 октября 2012 года . Проверено 31 июля 2006 г.
- ^ «300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2003 год» [300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2003 год, Famitsū Gēmu Hakusho, 2004 ]. Технический документ по игре Famitsu, 2004 г. [ Белая книга Famitsu Game 2004 ] (на японском языке). Токио: Enterbrain . 2004. Архивировано из оригинала 28 декабря 2014 года.
- ^ Калверт, Джастин (20 января 2004 г.). «Final Fantasy X-2 продается за миллион» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 7 марта 2016 года . Проверено 16 марта 2006 г.
- ^ «Японская платиновая таблица игр» . Волшебный ящик. Архивировано из оригинала 13 декабря 2007 года . Проверено 22 мая 2008 г.
- ^ «Платиновый чарт видеоигр США» . Волшебный ящик. 27 декабря 2007. Архивировано из оригинала 21 апреля 2007 года . Проверено 3 августа 2008 г.
- ^ «Награды продаж ELSPA: серебро» . Ассоциация издателей программного обеспечения для развлечений и отдыха . Архивировано из оригинала 18 июня 2010 года . Проверено 3 февраля 2009 г.
- ^ «300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2004 год» [300 лучших годовых продаж игрового программного обеспечения за 2004 год] . Технический документ по игре Famitsu, 2005 г. [ Белая книга Famitsu Game 2005 ] (на японском языке). Токио: Enterbrain . 2005. Архивировано из оригинала 27 июня 2015 года . Проверено 27 мая 2015 г.
- ^ «ОБНОВЛЕННЫЕ FINAL FANTASY X и FINAL FANTASY X-2 на PlayStation®3 и PlayStation®Vita. Выпустите китайскую и английскую версии во всем мире в 2013 году!» . PlayStation.com (Азия) Гонконг . 29 марта 2013 г. Архивировано из оригинала 18 декабря 2018 г.
- ^ «Продажи Final Fantasy X в октябре 2013 года» . Square Enix Япония . 10 октября 2013. Архивировано из оригинала 17 февраля 2016 года . Проверено 10 февраля 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б Башир, Дейл (12 марта 2020 г.). «Что сделало Final Fantasy X-2 такой запоминающейся спустя 17 лет?» . ИГН . Архивировано из оригинала 28 сентября 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Фраундорф, Фриц (6 декабря 2013 г.). «Final Fantasy X-2: Жизнь — такое меняющееся искусство» . ГИА . Архивировано из оригинала 15 июня 2021 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Касл, Кэтрин (17 июля 2020 г.). «Вы играли в... Final Fantasy X-2?» . Камень, Бумага, Дробовик . Архивировано из оригинала 23 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
- ^ Фэйи, Майк (18 апреля 2019 г.). «Final Fantasy X-2 — это все самое интересное в сериале без чувства собственной важности» . Котаку . Архивировано из оригинала 28 октября 2020 года . Проверено 28 октября 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Официальный сайт (в архиве оригинала )
- видеоигры 2003 года
- Последняя фантазия X
- Видеоигры Последняя фантазия
- Спин-оффы Final Fantasy
- Японские ролевые видеоигры
- Игры для PlayStation 2
- Художественная литература о политике
- Ролевые видеоигры
- Романтические видеоигры
- Однопользовательские видеоигры
- Пошаговые ролевые видеоигры
- Видеоигры об одержимости духами
- Продолжения видеоигр
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры с участием главных героев-женщин
- Видеоигры, написанные Такахито Эгути
- Видеоигры, написанные Норико Мацуэдой
- Видеоигры, действие которых происходит на вымышленных планетах
- Видеоигры с альтернативными версиями