Последняя фантазия XIII
Последняя фантазия XIII | |
---|---|
![]() Обложка с изображением главного героя игры, Молнии. | |
Разработчик(и) | 1-й производственный отдел Square Enix [а] |
Издатель(и) | Сквер Эникс |
Директор(ы) | Мотому Торияма |
Продюсер(ы) | Ёсинори Китасэ |
Программа(ы) | Йошики Кашитани |
Художник(а) | Исаму Камикокурё Тэцуя Номура |
Писатель(и) |
|
Композитор(ы) | Масаси Хамаузу |
Ряд | |
Двигатель | Хрустальные инструменты |
Платформа(ы) | |
Выпускать | PlayStation 3
|
Жанр (ы) | Ролевые игры , Научное фэнтези |
Режим(ы) | Одиночная игра |
Последняя фантазия XIII [б] — это ролевая видеоигра, разработанная и изданная Square Enix для консолей PlayStation 3 и Xbox 360 , а затем и для Windows (в 2014 году). Выпущенная в Японии в декабре 2009 года и на международном уровне в марте 2010 года, это тринадцатая игра в основной серии Final Fantasy . Игра включает в себя динамичный бой , новую для серии систему определения того, какие способности разработаны для персонажей, под названием «Crystarium», а также настраиваемую систему «Парадигма» для контроля того, какие способности используются персонажами. Final Fantasy XIII включает в себя элементы из предыдущих игр серии, такие как призванные монстры , чокобо и дирижабли .
Действие игры происходит в вымышленном летающем мире Кокон, правительство которого, Святилище, приказывает провести чистку мирных жителей, которые предположительно вступали в контакт с Пульсом, внушающим страх миром внизу. Бывший солдат Лайтнинг начинает борьбу против правительства, чтобы спасти свою сестру, которую заклеймили как невольную служанку богоподобного существа из Пульса, что сделало ее врагом Кокона. Вскоре к Молнии присоединяется группа союзников, и вместе эта группа становится отмеченной одним и тем же Импульсным существом. Они объединяются против Святилища, пытаясь выяснить, какое задание им поручено, и смогут ли они избежать превращения в монстров или кристаллов после завершения.
Разработка началась в 2004 году, и игра была впервые анонсирована на Electronic Entertainment Expo (E3) 2006. Final Fantasy XIII — флагманская игра коллекции Fabula Nova Crystallis игр Final Fantasy и первая игра, в которой используется движок Crystal Tools от Square Enix . Final Fantasy XIII была встречена критиками в Японии и получила в основном положительные отзывы от западных изданий по видеоиграм игры , в которых хвалили графику , презентацию и боевую систему . Линейность игры была встречена некоторыми критиками более неоднозначно. В 2009 году в Японии было продано 1,7 миллиона копий, Final Fantasy XIII стала самой продаваемой игрой в истории серии. По состоянию на 2017 год было продано более 7 миллионов копий игры на консолях по всему миру. [1] По данным SteamSpy, версия для Windows была продана тиражом более 746 000 копий. Продолжение под названием Final Fantasy XIII-2 было выпущено в декабре 2011 года в Японии и в феврале 2012 года в регионах Северной Америки и PAL. Второе продолжение под названием Lightning Returns: Final Fantasy XIII , которое завершает историю Лайтнинг и серию Final Fantasy XIII . [2] был выпущен в ноябре 2013 года в Японии и в феврале 2014 года в регионах Северной Америки и PAL. По состоянию на сентябрь 2014 года Final Fantasy XIII по всему миру было продано более 11 миллионов копий серии .
Игра была добавлена в систему обратной совместимости Xbox One в ноябре 2018 года вместе со своими продолжениями. [3] [4] Это также Xbox One X Enhanced, позволяющий работать с более высоким разрешением.
Геймплей
[ редактировать ]Игрок напрямую управляет экранным персонажем от третьего лица, взаимодействуя с людьми, объектами и врагами на протяжении всей игры. Игрок также может поворачивать камеру вокруг персонажей, что позволяет просматривать окрестности на 360°. [5] Мир Final Fantasy XIII отображается в масштабе относительно персонажей в нем; вместо карикатуры на персонажа, бродящего по миниатюрной местности, как это было в более ранних играх Final Fantasy , каждая область представлена пропорционально. Игрок перемещается по миру пешком или с помощью чокобо . [6] Игроки могут сохранить свою игру на жесткий диск, используя станции сохранения, где игрок также может покупать предметы в розничных сетях или улучшать свое оружие. [7] Внутриигровой журнал данных содержит бестиарий и дополнительную информацию о мире Final Fantasy XIII . [8] режим . Версия игры Final Fantasy XIII Ultimate Hits International, выпущенная в Японии, также содержит опцию «Легкий» [9]
Боевая система
[ редактировать ]
Как и в Final Fantasy XII , враги интегрированы в открытое поле, и игрок может приближаться к ним или избегать их. Когда персонаж игрока касается врага, экран переходит от обычной карты к отдельному экрану битвы, подобному тем, которые использовались в предыдущих играх Final Fantasy ; [10] Здоровье персонажа полностью восстанавливается после каждого боя. [11]
В битвах можно использовать максимум трех персонажей, в которых используется вариант традиционной системы Active Time Battle (ATB) серии, впервые представленной в Final Fantasy IV . В отличие от предыдущих игр серии, игрок управляет только главным персонажем, а двумя оставшимися персонажами управляет искусственный интеллект (ИИ) игры. Во время битвы игрок выбирает действие из меню , например «Атака», «Магия» и «Предмет». Для каждого действия требуется определенное количество ячеек на панели ATB, которая заполняется в реальном времени до установленного максимального количества; этот общий размер постепенно увеличивается на протяжении всей игры с двух до шести. [11]
Система парадигм позволяет игроку программировать «парадигмы», в которых активные члены группы играют определенную роль в бою, что примерно похоже на систему заданий в предыдущих играх. Игрок может выбирать только из ограниченного набора парадигм, установленных вне битвы, что ограничивает возможные комбинации доступных ролей; это единственный способ управлять членами партии, контролируемыми ИИ. [12] Роли состоят из коммандос, наносящего физический урон; Опустошитель, использующий магию стихий; Медик — роль, которая может исцелять и устранять недуги с отрицательным статусом; Синергист, использующий магию для усиления союзников, придавая положительные статусы; Диверсант, использующий магию для ослабления врагов, накладывая негативные статусы; и Sentinel, который обладает защитными способностями и может сосредоточить внимание на враге. [13]
В дополнение к шкале здоровья у каждого врага есть полоса ошеломления (или «бонус цепочки»), указывающая с процентом, начиная со 100, силу атак, наносимых игроком. Когда цепной бонус достигает суммы, специфичной для типа врагов, они колеблются. Stagger значительно увеличивает урон, мгновенно усиливая бонус цепочки, и может подбросить врага в воздух. Пошатывание значительно увеличивается при использовании магических атак, но оно упадет, если его не поддерживать физическими атаками. [12]
Каждый лидер или управляемый персонаж может вызвать в бой определенного Эйдолона. [11] В число этих призванных существ входят основные персонажи серий Один, Шива, Александр и Бахамут, а также новички Гекатонхейр и Брюнхильдра. [14] Призванный Эйдолон остается в бою, в то время как персонажи, сопровождающие призывателя, покидают группу. [15] Пока вызывается эйдолон, игрок может активировать функцию под названием «гештальт-режим», в которой эйдолон трансформируется в другую форму и выполняет разные атаки, пока вызывающий персонаж ездит на нем. [16]
Кристарий
[ редактировать ]Кристарий — это система уровней, состоящая из шести кристаллов и напоминающая Сетку сфер из Final Fantasy X. [17] [18] Каждый кристалл в Кристарии представляет одну из шести ролей и разделен на десять уровней. Каждый уровень содержит различные узлы, которые дают бонусы к здоровью, силе или магии или предоставляют новые способности и слоты для аксессуаров. Эти узлы соединены полулинейным путем. Игрок может продвигаться по пути, приобретая очки кристогена, которые начисляются после победы над врагами. [19] Полный Кристариум недоступен игроку в начале игры; в определенные моменты сюжета игры игрок получает доступ к новым кристаллам или уровням. [20]
Сюжет
[ редактировать ]Параметр
[ редактировать ]Действие Final Fantasy XIII происходит в мире Gran Pulse (часто называемом просто Pulse). Центральное место в истории занимает Кокон, огромная искусственная сфера, парящая над поверхностью Пульса и управляемая Святилищем, теократическим правительством. Два мира контролируются fal'Cie / f æ l ˈ s iː / , механическими существами с богоподобной силой. Кокон фаль'Си отвечает за поддержание Кокона на плаву, а также за обеспечение светом и водой людей, живущих внутри. Каждый фал'Си выполняет определенную задачу. [21] Фал'Си обладают способностью отмечать людей, живущих в Пульсе и Коконе, как своих слуг. Эти слуги, называемые l'Cie / l ə ˈ s iː / , отмечены символом, обозначающим либо Pulse, либо Cocoon, и им дается «Фокус» - задание, которое необходимо выполнить. [22] Если л'Си выполнят свою задачу вовремя, они превратятся в кристалл и, согласно легенде, обретут вечную жизнь; в противном случае они станут безмозглыми монстрами по имени Cie'th / s iː θ / . [23] Л'Си явно не сообщается об их Фокусе, вместо этого им даются видения, которые они должны интерпретировать. [24]
За несколько сотен лет до событий игры между Пульсом и Коконом произошла битва, известная как Война Трансгрессии. Во время битвы Л'Си из Пульса атаковал Кокон и проделал большую дыру. [25] В конце концов л'Си завершили свою работу и превратились в кристалл. Дыра была залатана материалом, доставленным из Пульса, и с тех пор граждане Кокона живут в страхе перед новым вторжением; этот страх используется Святилищем, чтобы оставаться у власти. [26] Святилище контролирует два военных подразделения: Корпус стражей, отвечающий за поддержание порядка на Коконе, и Командование общественной безопасности и разведки (PSICOM), специальные силы, отвечающие за борьбу с любой угрозой, связанной с Пульсом. [27] Фал'Си подарили людям передовые технологии, в том числе летающие дирижабли и механических существ, а также существует форма магии. Эта магия обычно доступна только л'Си, фал'Си и различным монстрам в Коконе и Пульсе, хотя дистиллированные химические формы могут использоваться обычными людьми с помощью манадрайвов. [28]
Персонажи
[ редактировать ]Шесть главных игровых персонажей Final Fantasy XIII — это Лайтнинг ( Али Хиллис / Маая Сакамото ), главный герой игры, бывший солдат и старшая сестра Сэры; [29] [30] Сноу Вильерс ( Трой Бейкер / Дайсуке Оно ), жених Сэры и лидер военизированной группировки НОРА; [31] Оэрба Диа Ваниль (Джорджия ван Кайленбург / Юкари Фукуи игры ), рассказчик и изгнанник, который позже оказывается л'Си из Pulse; [32] Саж Кацрой ( Рено Уилсон / Масаши Эбара ), гражданский пилот и отец маленького мальчика Даджа; Хоуп Эстхайм ( Винсент Мартелла / Юки Кадзи ), мальчик, который испытывает трудности в отношениях со своими родителями; [33] и Оэрба Юн Фанг (Рэйчел Робинсон/Мабуки Анду), л'Си из Pulse, которая работает с кавалерийским отделением Святилища. [34] Среди других персонажей - Галент Дайсли ( С. Скотт Баллок / Масару Шинозука), правитель Святилища и главный антагонист; [35] Сид Рейнс (Эрик Дэвис/ Юичи Накамура ), кавалерийский бригадный генерал Санктума, который не доверяет правительству; [14] и Сэра Фаррон ( Лора Бэйли / Минако Котобуки ), младшая сестра Лайтнинг и невеста Сноу. [30]
История
[ редактировать ]
В Коконе жителей города Бодхум выселяют или очищают после контакта с чем-то из Пульса. [36] По ходу игры игроку показываются воспоминания о событиях предыдущих тринадцати дней, которые начались, когда недалеко от Бодхума был обнаружен фаль'Си из Пульса. Сестра Лайтнинг, Сэра, нашла фаль'Си из Пульса и превратилась с его помощью в л'Си. Лайтнинг и Саж сбивают с рельсов поезд Чистки, направлявшийся в Пульс, в попытке спасти Сэру. Когда Сноу возглавляет свою группу сопротивления НОРА, чтобы спасти изгнанников Чистки, несколько из них убиты. Направляясь к фаль'Си Анима, чтобы спасти Сэру, к Сноу присоединяются двое изгнанников: Хоуп и Ваниль. Обе группы встречаются у фал'Си и находят Сэру, когда она превращается в кристалл. Затем Анима называет их л'Си, и их выбрасывают в другую часть Кокона. Во время этой трансформации у всех л'Си с новым гребнем одно и то же видение: монстр по имени Рагнарёк. [37] Споря о неоднозначной природе приснившегося Фокуса, группа находит Сэру в ее кристаллизованной форме; Снег остается с ней, а остальные уходят.
Сноу встречает Сида и Фанга, двух членов Кавалерии, после того, как его схватили и задержали на борту дирижабля Линдблюм . Тем временем остальные бегут из PSICOM, но их разделяет авиаудар; Хоуп и Молния отправляются в Палумполум, а Саж и Ваниль отправляются в Наутилус. По сценарию Лайтнинг она непреднамеренно поддерживает цель Хоуп убить Сноу, чтобы отомстить за смерть его матери. [38] В сценарии Ваниль Саж рассказывает, как его сын Дадж был превращен в л'Си фал'Си из Кокона и был взят PSICOM, чтобы обнаружить его Фокус. [39] В Палумполуме Лайтнинг пытается отговорить Хоупа от мести и встречает Сноу и Клыка. Фанг рассказывает, что она и Ваниль были Л'Си из Пульса, превращенными в кристаллы; 13 днями ранее они снова превратились в людей, что спровоцировало Чистку. [40] Хоуп пытается убить Сноу, но после того, как его спасли во время авиаудара, он решает не доводить дело до конца. [41] Затем все четверо покидают город с помощью Сида. В «Наутилусе» Ваниль открывается Сажу как л'Си из «Пульса» и косвенно является причиной того, что Дадж превратился в л'Си. [32] Затем Саж и Ваниль захватывают и задерживают на борту дирижабля « Паламеция» .
На Паламеции другие члены группы воссоединяются с Ваниль и Сажем, прежде чем они противостоят Галенту Дайсли, примарху Святилища, который является замаскированным правителем фаль'Си Кокона Бартанделусом. [42] Бартанделус сообщает группе, что их цель - превратиться в зверя Рагнарока и убить спящего фал'Си-сироту, который удерживает Кокон на плаву над Пульсом. Убийство Сироты приведет к уничтожению Кокона. Группа убегает и узнает от Сида, что фал'Си верят, что разрушение Кокона призовет Создателя, создателя миров. Фал'Си не могут причинить вред самим Сиротам. [43] Ваниль и Фанг рассказывают группе, что они участвовали в Войне трансгрессии несколько столетий назад, и что их цель тогда была той же: превратиться в Рагнарёк и попытаться уничтожить Орфана. [44] Группа улетает в Пульс и отправляется в Орбу, родной город Ваниль и Фанг, где они надеются узнать, как удалить свои знаки л'Си. Город опустел, и на поверхности не находят живых людей. Партии не удается удалить свои следы, и Бартанделус снова противостоит им. Группа узнает, что Бартанделус сделал Сида новым примархом, чтобы создать хаос в Коконе и заставить кавалерию атаковать Сида и Сироту в результате государственного переворота. [45]
Группа проникает в Кокон и направляется к Сироте, но вскоре обнаруживает, что Кавалерия превратилась в Си'т. Группа побеждает Бартанделуса, но Орфан просыпается и сливается с Бартанделусом, а затем вынуждает Фанг завершить свой Фокус как Рагнарёк, в то время как остальные, по-видимому, превращаются в Си'та. Группа снова появляется в человеческом обличье, не давая Фангу трансформироваться. Партия побеждает Сироту [46] и убегает от Кокона, который теперь падает на Пульс. Пока остальная часть группы превращается в кристалл после завершения Фокуса, Ваниль и Фанг остаются в Коконе и вместе превращаются в Рагнарёк, чтобы предотвратить столкновение Кокона и Пульса. Остальная часть группы просыпается после кристаллизации на Pulse и обнаруживает, что их бренды l'Cie исчезли; Молния, Хоуп, Сноу и Саж воссоединяются с Сэрой и Даджем.
Разработка
[ редактировать ]
Разработка Final Fantasy XIII началась в феврале 2004 года, вскоре после выхода Final Fantasy X-2 International + Last Mission в Японии. [47] В то время проект назывался внутри компании под кодовым названием «Мир цветов». [48] В течение первого года режиссер Мотому Торияма и концептсценарист Кадзусигэ Нодзима придумывали идеи сюжета. Нодзима придумал кристальную мифологию, которая стала основой серии Fabula Nova Crystallis , включая такие концепции, как фаль'Си и л'Си. Затем Торияма создал историю, основанную на этой мифологии. Он хотел изобразить «персонажей, находящихся во власти предопределенной несправедливой судьбы», которые «принадлежат друг другу, но сильно сталкиваются». Чтобы добиться этого, каждая из тринадцати глав истории была сосредоточена на разных главных героях. Седьмая и восьмая главы должны были ознаменовать поворотный момент в межличностных отношениях партии. [49]
В марте 2006 года, когда структурная часть повествования начала складываться воедино, ведущий сценарист Дайсуке Ватанабэ к команде присоединился . Торияма дал ему черновой набросок первых восьми глав, которые включали несколько краеугольных сцен, которые необходимо было сохранить, например, когда члены группы разъединялись или воссоединялись. Он рассказал Ватанабэ, что он хотел выразить этим сценарием, и попросил его конкретизировать историю и подчеркнуть, как связаны между собой точки в его плане. [49] Например, в элементарных инструкциях Ториямы в документе говорится: «Снег и Надежда примиряются». [49] [50] Ватанабэ должен был решить, как будут разыгрываться сцены с этим примирением, а затем написать сценарий таким образом. Чтобы подчеркнуть то, что пыталась выразить история, Ватанабэ скорректировал личности, которые Торияма дал каждому персонажу. Например, он считал, что в начале истории в партии не должно быть «надежного и спокойного лидера», чтобы точнее показать замешательство и беспокойство после того, как главные герои превращаются в Л'Си. Торияма сказал, что одной из проблем повествования было отчаяние персонажей и множество моментов, в которых они, казалось бы, загнаны в угол. В качестве одного из таких примеров он упомянул сцену, где Саж пытается покончить жизнь самоубийством. Хотя Торияма чувствовал, что это «слишком темно», он хотел включить что-то подобное в игру. Напротив, он сказал, что беззаботные элементы, такие как птенец чокобо Сажа, помогли сохранить хороший баланс. [49]
В начале разработки игру планировалось выпустить на PlayStation 2 . [51] В мае 2005 года, после положительного приема технической демоверсии Final Fantasy VII , команда решила перенести игру на PlayStation 3 и разработала ее с использованием нового движка Crystal Tools , седьмого поколения мультиплатформенного игрового движка , созданного Square Enix для своей игры нового поколения. [52] [53] Square Enix полагала, что разработка нового движка ускорит время разработки проекта на более позднем этапе, хотя первоначально это приведет к задержке разработки игры. Однако задержка оказалась дольше, чем первоначально предполагалось, поскольку движок должен был соответствовать требованиям нескольких других игр, помимо XIII . [54] Еще одним фактором смены платформы стала задержка выпуска Final Fantasy XII , вышедшая очень незадолго до выхода PlayStation 3. [55] Порт для ПК рассматривался во время разработки, но был отклонен из-за того, как Square Enix видела ситуацию на рынке видеоигр в то время, а также из-за дополнительных сложностей, с которыми Square Enix не имела опыта, связанных с платформой ПК, таких как проблемы безопасности. [56] Final Fantasy XIII впервые была показана на выставке E3 в 2006 году . [57] представлял Показанный трейлер собой художественную концепцию, которая не отражала окончательную концепцию игры, поскольку в то время не существовало игровой формы игры. [54] Одновременно с игрой была анонсирована Final Fantasy Versus XIII , позже переименованная в Final Fantasy XV , и для PlayStation Portable игра Final Fantasy Type-0 , первоначально называвшаяся Final Fantasy Agito XIII , три из которых образуют серию Fabula Nova Crystallis Final Fantasy . [58] Square Enix пояснила, что, хотя все три игры тематически связаны, они не связаны напрямую сюжетом. [59]
Разработчики Final Fantasy XIII были разделены на несколько областей, причем каждый разработчик или команда сосредотачивались только на конкретной задаче, например, на разработке определенной внутриигровой области или моделировании персонажей. [54] Каждая физическая область игры разрабатывалась отдельно; после утверждения первоначального проекта команды распределялись по определенному месту и заполнялись деталями без повторного использования ресурсов из других областей. [60] Несколько разработчиков игры работали над предыдущими частями серии. Режиссер Мотому Торияма работал над Final Fantasy X и X-2 ; продюсер Ёсинори Китасэ работал над V - VIII и был продюсером X и X-2 ; Дизайнер главного персонажа Тэцуя Номура исполнил ту же роль в VII , VIII , X и X-2 , а директор боевой системы Тоширо Цучида повторил эту роль из Final Fantasy X. [61] [62] Поскольку XIII была первой игрой Final Fantasy для PlayStation 3, внутренняя цель команды разработчиков заключалась в том, чтобы игра имела такое же влияние «геймплея и мастерства», как Final Fantasy VII и X, как и первые игры серии на соответствующих консолях. . Они намеревались продать пять миллионов копий игры. [54] Торияма хотел, чтобы игра была «лучшей однопользовательской ролевой игрой ». [63]
Концепция боевой системы Цучиды заключалась в том, чтобы сохранить стратегический характер командных сражений. Система возникла из-за желания создать сражения, подобные тем, которые можно найти в фильме Final Fantasy VII: Advent Children . [64] Магические очки (MP), которые были частью боевой системы в предыдущих играх Final Fantasy , были удалены из боевой системы игры, поскольку Цучида и другие дизайнеры считали, что это дает игрокам стимул не использовать свои самые мощные магические атаки из-за к стоимости MP, что, в свою очередь, делает сражения менее интересными. Система Paradigm была разработана на раннем этапе разработки боевой системы с целью сделать так, чтобы сражения основывались на быстро меняющихся стратегиях и казались динамичными. Первоначально было всего пять ролей, но позже был добавлен Диверсант, поскольку дизайнеры посчитали, что его способности отсутствуют в игре и не сочетаются с другими ролями. Вместе с максимум тремя персонажами в боевой ситуации группы врагов были созданы для того, чтобы заставить игрока переключать парадигмы, чтобы он оставался вовлеченным в сражения. [65]
Торияма хотел, чтобы Лайтнинг была новым типом женского персонажа с телом спортсмена и менее женственным характером, чем некоторые из предыдущих женских персонажей сериала. [51] [66] Его указания для Номуры заключались в том, чтобы сделать ее «сильной и красивой», и она должна была напоминать Final Fantasy VII из Cloud Strife . [51] [67] Изначально Фанг должен был быть мужским персонажем, но на последнем этапе разработки пол был изменен, чтобы совпадать с обновленным дизайном персонажей. [68] Графические возможности PS3 и Xbox 360 по сравнению с предыдущими консолями позволили Номуре использовать в дизайне персонажей более сложные элементы, чем раньше, такие как плащ Лайтнинг и детализированные черты лица. [69] Это, в свою очередь, означало, что команде художников пришлось проделать гораздо больше работы над каждым персонажем или областью, чем в предыдущих играх. [70] Номура не принимал участия в создании неигровых персонажей . [69]
В отличие от предыдущих игр серии, которые были больше вдохновлены азиатскими локациями и культурой, команда художников задумала Final Fantasy XIII напоминать Соединенные Штаты. «Пульс» был основан на пейзажных фотографиях, которые команда сделала со всей страны, а «Кокон» должен был стать « плавильным котлом » разных национальностей. [70] Сеттингу также была придана эстетика научной фантастики , чтобы он выделялся среди других частей серии. [71] Арт-директор Исаму Камикокурё сообщил, что многие дополнительные сценарии, такие как дом Лайтнинг, которые функционировали в неизданной сборке во время разработки, были исключены из окончательной версии из-за опасений по поводу длины и объема игры. [72] Камикокурё сказал, что контента, который они вырезали, само по себе достаточно, чтобы сделать еще одну игру. [72] По словам Ториямы, сокращения были сделаны на «различных этапах разработки [игры]», и часть контента была удалена непосредственно перед завершением игры. [63] В отличие от предыдущих игр серии, игра не включает в себя исследуемые городские территории; Торияма сказал в интервью, что команда не смогла сделать их такими же графически привлекательными, как остальную часть игры, и решила их устранить. [47] Торияма намеревался предоставить для игры часть загружаемого контента , включающую новую локацию, оружие и квесты, но был вынужден вырезать и его из-за проблем с качеством на поздних стадиях проекта и трудностей с различными системами для дополнительного контента. на двух игровых консолях. [73]
Игровая демо-версия Final Fantasy XIII была включена в японскую версию Final Fantasy VII Advent Children Complete , выпущенную 16 апреля 2009 года. [74] [75] Торияма заявил, что выпуск демоверсии, которого не было в первоначальном графике разработки, помог команде осознать общее видение того, как игра должна выглядеть и ощущаться, - проблема, которая до сих пор преследовала команду разработчиков. Это помогло команде расставить приоритеты в работе, которую еще нужно было выполнить, что увеличило скорость разработки оставшейся части проекта. Игра была предназначена как для западной, так и для японской аудитории, и были использованы фокус-группы из обоих регионов. Английская локализация началась еще во время разработки, чтобы уменьшить задержку между выпуском на японском языке и по всему миру. [54] [76] Изначально игру планировалось выпустить исключительно для PlayStation 3, но версия для Xbox 360 была анонсирована на поздних этапах цикла разработки игры. Версия для Xbox из-за технических ограничений работает с более низким разрешением (максимум 720p), чем версия для PlayStation, и разделена на 3 диска. [77]
Музыка
[ редактировать ]Масаси Хамаузу написал саундтрек к игре; его предыдущая работа над сериалом была соавтором Final Fantasy X и главным композитором Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII . [61] Игра стала первой игрой основной серии Final Fantasy , в которой не было композиций композитора оригинальной серии Нобуо Уэмацу . Хотя изначально было объявлено, что Уэмацу станет автором основной темы игры, эту роль взял на себя Хамаузу после того, как Уэмацу подписал контракт на написание саундтрека к Final Fantasy XIV . В партитуру вошли некоторые пьесы, оркестрованные Ёсихисой Хирано , Тошиюки Оомори и Кунихито Сиина совместно с Варшавским филармоническим оркестром . [78] [79] Песня « My Hands британской певицы Леоны Льюис » из второго альбома «Echo » была выбрана для замены Final Fantasy XIII оригинальной музыкальной темы « Kimi ga Iru Kara » Саюри Сугавары для международного выпуска игры. [80] Президент Square Enix Ёичи Вада позже сказал, что было бы лучше, если бы американское отделение компании выпустило музыкальную тему с нуля, но нехватка персонала привела к решению о лицензировании существующей песни. [81]
Музыка из игры вышла в нескольких альбомах. Square Enix выпустила основной альбом саундтреков Final Fantasy XIII Original Soundtrack на четырёх компакт-дисках в 2010 году. [82] В день выпуска альбом был продан тиражом 16 000 копий. [83] В 2010 году компания Square Enix выпустила отрывки из саундтрека к двум альбомам граммофонных пластинок : W/F: Music from Final Fantasy XIII и W/F: Music from Final Fantasy XIII Gentle Reveries . [84] [85] В том же году компания Square Enix выпустила альбом аранжировок из саундтрека Final Fantasy XIII Original Soundtrack -PLUS- , а также альбом фортепианных аранжировок. [86] [87] В 2009 году For Life Music опубликовала сингл из музыкальной темы японской версии игры «Kimi ga Iru Kara» («Потому что ты здесь»). [88]
Версии и товары
[ редактировать ]
Игра была выпущена в Японии 17 декабря 2009 года, а также в Северной Америке, Европе и Австралии 9 марта 2010 года. Одновременно с выпуском игры в Японии японский дистрибьютор алкогольных напитков Suntory выпустил «Final Fantasy XIII Elixir» для продвижения игры. игра. [89] В тот же день Final Fantasy XIII PlayStation Home вместе с костюмом и мебелью для личного пространства; до 13 января 2010 года в Японии было бесплатно доступно личное пространство [90] они были выпущены для азиатской, европейской и североамериканской версий PlayStation Home 11 марта 2010 года. [91] Игра была переиздана как часть японского пакета Final Fantasy 25th Anniversary Ultimate Box в декабре 2012 года. [92] Он был снова переиздан в ноябре 2013 года как часть коробки Lightning Ultimate, эксклюзивного издания для Японии, которое включает Final Fantasy XIII и два ее продолжения. [93]
Игра вышла в комплекте с консолями в разных регионах. В Японии игра поставлялась в комплекте с белой PlayStation 3 ограниченной серии с розовым принтом молнии на поверхности консоли. [94] и с белой Xbox 360 Elite (очень похожей на снятые с производства модели Pro) с серебряной полосой на жестком диске, украшенной логотипом Final Fantasy XIII в западной версии. Ограниченное количество тематических лицевых панелей Xbox, созданных Nomura, было доступно через несколько избранных розничных продавцов в Европе, Северной Америке и Австралии. Территории PAL получили ограниченное коллекционное издание игры как для Xbox 360, так и для PlayStation 3, включая компакт-диск с лучшими саундтреками Final Fantasy XIII Original Sound Selection , три репродукции Эйдолонов, наклейку с изображением бренда l'Cie и мир Final Fantasy XIII — книга в твердом переплете, в которой представлены изображения персонажей, изображения, созданные с помощью компьютерной графики, и окружение, использованное при создании игры. [95] В 2010 году компания Square Enix опубликовала три книги Ultimania : Final Fantasy XIII Scenario Ultimania и Final Fantasy XIII Battle Ultimania 28 января, а также Final Fantasy XIII Ultimania Ω 30 сентября. [96] В Battle Ultimania представлено описание и анализ новой боевой системы и ее компонентов, а также интервью с разработчиками. [97] В « Сценарии Ultimania» описаны основные сценарии игры, профили персонажей и локаций в Cocoon и Gran Pulse, интервью с разработчиками и подробная информация о каждой локации. [98] Последнее руководство, Ultimania Ω , включает в себя интервью с актерами озвучивания и дополнительные интервью с персоналом, полную историю Final Fantasy XIII , включая дополнительные профили персонажей, коллекцию произведений искусства и иллюстраций, а также дополнительные анализы истории и предыстории. [99]
Хотя игра была представлена как на PlayStation 3, так и на Xbox 360 в западных регионах, на азиатских территориях игра была эксклюзивной для PlayStation 3. [100] Ситуация изменилась в конце 2010 года, когда Square Enix объявила, что версия для Xbox 360 фактически выйдет в Японии, несмотря на многие заявления об обратном. [101] Позже он был выпущен для Windows через Steam вместе с двумя его продолжениями. [102] Final Fantasy XIII стала первой игрой серии, официально выпущенной на китайском и корейском языках. [103] Это было первое издание игры Final Fantasy , в котором можно было включить японскую озвучку. Международная версия игры для Xbox 360 под названием Final Fantasy XIII Ultimate Hits International была выпущена в Азии 16 декабря 2010 года. [104] В игре есть «Легкий» режим и озвучка на английском языке. В комплект поставки входит бонусный буклет под названием Final Fantasy XIII Corridor of Memory , содержащий контент, ранее не включенный в исходную версию игры, и короткий эпилог под названием Final Fantasy XIII Episode I. [9]
Final Fantasy XIII была выпущена для устройств iOS и Android посредством облачной потоковой передачи в Японии 10 апреля 2015 года. В ноябре 2018 года игра была добавлена в систему обратной совместимости Xbox One вместе со своими сиквелами. [105]
Прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | ПС3: 83/100 [106] Х360: 82/100 [107] ПК: 65/100 [108] |
Публикация | Счет |
---|---|
1Up.com | А- [109] |
Компьютерные и видеоигры | 9.2/10 [110] |
Край | 5/10 [111] |
еврогеймер | 8/10 [13] |
Фамицу | 39/40 [112] |
Информер игр | 9.25/10 [113] |
GameSpot | 8.5/10 [114] |
GameSpy | 4.5/5 [115] |
ИГН | 8.9/10 [116] |
Официальный журнал PlayStation – Великобритания | 9/10 [117] |
Играть | 7.9/10 [118] |
Final Fantasy XIII получила в целом положительные отзывы. агрегатора обзоров Веб-сайт Metacritic дал версии 83/100 для PlayStation 3 на основе 83 обзоров. [106] версия Xbox 360 82/100 на основе 54 обзоров, [107] и версия Windows 65/100 на основе 6 обзоров. [108] Японский игровой журнал Famitsu поставил ей оценку 39 из 40 . [112] Денгеки похвалил игру за боевую систему, заявив, что сражения, безусловно, самые захватывающие в серии, и пришел к выводу, что Final Fantasy XIII заслуживает 120 баллов, поскольку 100 будет недостаточно. [119]
Всеобщая похвала была дана техническим достижениям, достигнутым с помощью графики и презентации игры. Эдж чувствовал, что Cocoon, в частности, представляет собой «вдохновляющую обстановку [...], наделенную яркостью и яркими цветами, которые часто заставляют вас открыть рот». [111] GameSpot назвал художественный дизайн «великолепным». [114] Дополнительную похвалу получили предварительно отрендеренные анимационные эпизоды. [110] [120] [121] и почти плавный переход визуального качества между ними и игровым процессом в реальном времени. [120] Многие также оценили саундтрек игры, [110] [114] , Масаси Хамаузу предоставил «партитуру с запоминающимися зацепками и захватывающими боевыми мелодиями» По словам Wired . [121]
Боевая система Final Fantasy XIII получила широкую оценку. Повышенный темп сражений был оценен по достоинству: в нескольких обзорах он был описан как «захватывающий»; [13] [110] описании боевой системы Эджем В она охарактеризована как «одна из лучших в жанре». [111] 1UP.com заявил, что «несмотря на то, что две трети вашей группы контролируются ИИ, FFXIII сражения в , возможно, будут самыми захватывающими, которые когда-либо видел сериал». [109] История получила неоднозначную оценку: Wired отметил, что сюжет был «немного более человечным и менее эзотерическим, чем в предыдущих играх». [121] 1UP.com посчитал, что эту историю «едва ли можно назвать произведением мирового уровня», но авторы явно хорошо знали эту среду и пытались избежать клише. [109] Рецензенты посчитали, что персонажи хорошо работали вместе. [109] [114] и что взаимодействие между ними по ходу игры компенсировало недостатки истории. [13]
Линейность
[ редактировать ]Хотя критики в целом хвалили попытку Square Enix оживить формулу серии Final Fantasy , многие отрицательно отреагировали на линейный характер игры, особенно в первых десяти главах Cocoon. [109] [122] проблема, которая, по мнению многих, усугублялась значительным сокращением городов, возможностями свободного перемещения и взаимодействием с неигровыми персонажами. [123] GamePro описал игровой процесс как «длинный коридор к оранжевому символу цели на вашей мини-карте, который запускает кат-сцену, битву с боссом или и то, и другое». [123] и 1UP.com раскритиковали линейный аспект как «самый большой недостаток игры» и посчитали, что первый раздел был «поверхностным». [109] Эдж и другие присвоили игре особенно низкие оценки из-за этих аспектов, при этом Эдж, в частности, понизил оценку, которую они присвоили игре, до пяти из десяти, в первую очередь из-за линейного характера игры. [111]
Напротив, обозреватели из GamesRadar и Computer and Video Games оценили линейный характер; первый высказал мнение, что «обтекаемая, сфокусированная структура устраняет потенциальную скуку, ничего не усложняя», [12] в то время как последний посчитал это «умным ходом», [110] и не давал игроку «[увязнуть] в рутинной обработке чисел, [и] привередливом и повторяющемся повышении уровня». [110] Многие негативно отметили постепенное раскрытие способностей игрока в первой части игры, от боевого процесса до выбора лидера группы. [13] [109] Учитывая линейный характер игры, некоторые обзоры даже описывали эти главы как «скучные», пока не был раскрыт мир Gran Pulse. [111] [121] [122] Эдж отметил, что, хотя это и не сделало достаточно, чтобы компенсировать первые главы, в Gran Pulse игра «попадает в золотую середину», поскольку повествование предлагает «охотничьи побочные квесты и простую радость исследования, чтобы увидеть, какое визуальное чудо находится вокруг». следующий поворот». [111]
Ответ на критику
[ редактировать ]После выпуска режиссер Мотому Торияма почувствовал, что оценки основной игры серии Final Fantasy ниже, чем ожидалось, были получены от рецензентов, которые подошли к игре с западной точки зрения. По его словам , эти рецензенты привыкли к играм, в которых игроку предоставляется открытый мир для исследования, отметив, что это ожидание контрастирует с видением, которое команда намеревалась создать. Он отметил, что «становится очень сложно рассказать захватывающую историю, когда тебе дано столько свободы». [124] Ёсинори Китасэ сказал, что они «на самом деле не собирались работать в рамках шаблона ролевой игры», но «хотели создать новую игру, даже новый жанр». Он сказал, что «во многих смыслах FFXIII больше похож на шутер от первого лица, чем на ролевую игру». [125]
Позже в июле 2011 года Торияма и Китасэ заявили, что самые большие претензии к игре заключались в том, что она слишком линейна и что в ней недостаточно взаимодействия между игроком и миром, что они описали как отсутствие городов и мини-игр по сравнению с первой версией. предыдущие игры Final Fantasy . Они также назвали количество времени, необходимое для доступа ко всем элементам игрового процесса, обычной критикой, заявив, что люди интерпретировали это как «длинное обучение». [126]
Ёичи Вада , тогдашний президент Square Enix, поделился своими мыслями о приеме игры, известном Гамасутре . Он сказал, что «некоторые ценят это высоко, а некоторые не очень довольны». [127] также добавив: «Должна ли Final Fantasy стать игрой нового типа или Final Fantasy не должна стать игрой нового типа? У клиентов разные мнения. Очень сложно определить, по какому пути следует идти». [127]
Порт Windows
[ редактировать ]Square Enix выпустила порт игры для Windows в октябре 2014 года, где он был встречен более негативной критикой, чем оригинальные версии. Сэмюэл Робертс из PC Gamer , рассматривая порт, раскритиковал не только оригинальный игровой процесс, но и резко раскритиковал качество самого порта, осудив низкое разрешение, ограниченные графические возможности и низкую частоту кадров. Питер Томан выпустил неофициальный патч Он особенно критически относился к времени, затраченному на порт, учитывая, что моддер в течение дня после выпуска, исправивший многие проблемы. [128] Майкл Маквертор из Polygon также отметил аналогичную критическую реакцию потребителей. [129] Патч был выпущен Square Enix два месяца спустя, в декабре, и Томан отметил, что он добавляет только те графические функции, которые имел его внешний патч, без каких-либо других дополнений или улучшений производительности. [130]
Продажи
[ редактировать ]Final Fantasy XIII в Японии было продано более миллиона единиц. В первый день продаж [131] и к концу 2009 года было продано 1,7 миллиона копий для PlayStation 3 в Японии и 1,9 миллиона к концу 2010 года. [132] [133] Square Enix ожидала высоких первоначальных продаж игры и к ее запуску поставила около двух миллионов копий. [134] За месяц выпуска игры в Северной Америке было продано более миллиона копий. В марте 2010 года XIII стала самой продаваемой игрой в истории франшизы. [135] К апрелю того же года продажи американских игр для PlayStation 3 и Xbox 360 достигли примерно 800 000 и 500 000 единиц соответственно. [136] По данным Media Create , женщины-геймеры составляли почти треть японских фанатов игры. [137] По состоянию на июль 2012 года на консолях было продано в общей сложности 9,7 миллиона единиц Final Fantasy XIII и ее продолжения XIII-2 . [138] По состоянию на январь 2013 года по всему миру было продано 6,6 миллиона копий игры. [138] К сентябрю 2014 года серия Final Fantasy XIII имела широкий успех: по всему миру было продано более 11 миллионов копий. [139] По состоянию на 2017 год было продано более 7 миллионов копий игры на консолях по всему миру. [1] По данным SteamSpy, к апрелю 2018 года было продано более 746 000 копий версии для Windows. [140]
Награды
[ редактировать ]По результатам опроса читателей Dengeki Online игра была признана второй лучшей игрой 2009 года. [141] а в январе 2010 года она была признана лучшей игрой всех времен по результатам Famitsu опроса читателей . [142] в номинации «Лучшая ролевая игра года» Игра получила номинацию на премию Spike Video Game Awards , но проиграла Mass Effect 2 . [143] Он получил награду «Future Division» на церемонии вручения наград Japan Game Awards 2009, а затем получил «Премию за выдающиеся достижения» на Japan Game Awards 2010. [144] [145]
Сиквелы
[ редактировать ]Прямое продолжение Final Fantasy XIII под названием Final Fantasy XIII-2 разрабатывалось Square Enix и основывалось на сюжете и персонажах игры, принимая во внимание критику и другие отзывы об оригинале. Он был выпущен в декабре 2011 года в Японии, а затем в Северной Америке и Европе в январе и феврале 2012 года соответственно как для PlayStation 3, так и для Xbox 360. [146] Мотому Торияма и Ёсинори Китасэ вернулись к своим ролям режиссера и продюсера. Действие игры начинается через три года после событий Final Fantasy XIII , и главными героями являются Сэра и новичок Ноэль. XIII-2 — пятое продолжение серии Final Fantasy после Final Fantasy X-2 , Dirge of Cerberus: Final Fantasy VII , Final Fantasy XII: Revenant Wings и Final Fantasy IV: The After Years . Большая часть команды снова вернулась, чтобы создать второе продолжение под названием Lightning Returns: Final Fantasy XIII , призванное завершить историю Лайтнинг и вселенной Final Fantasy XIII . [147] [2] Игра была выпущена в ноябре 2013 года в Японии и в феврале 2014 года в Северной Америке и Европе. [148] Торияма сказал в сопутствующей книге Ultimania Omega перед объявлением XIII-2 , что он надеется написать историю, «в которой Лайтнинг окажется счастливой», хотя в то время Square Enix не планировала делать продолжение. [73]
Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б [1] Архивировано 23 января 2018 г. на Wayback Machine (PS3: 5 млн+, Xbox 360: 2 млн+) IGN Japan, 26 сентября 2017 г.
- ^ Jump up to: а б Гольдфарб, Эндрю (11 сентября 2012 г.). «Возвращение молнии станет последней Final Fantasy XIII» . ИГН . Архивировано из оригинала 12 сентября 2012 года . Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ «Final Fantasy XIII присоединяется к библиотеке Xbox One X Enhanced #BackwardCompatibility» . Xbox . Архивировано из оригинала 8 ноября 2020 года . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ «Список обратной совместимости Xbox One» . Майор Нельсон. Архивировано из оригинала 11 июля 2019 года . Проверено 10 июля 2019 г.
- ^ Square Enix , изд. (2010). Инструкция по эксплуатации Final Fantasy XIII для Северной Америки . Сквер Эникс. п. 10.
- ^ Square Enix , изд. (2010). Инструкция по эксплуатации Final Fantasy XIII для Северной Америки . Сквер Эникс. п. 16.
- ^ Square Enix , изд. (2010). Инструкция по эксплуатации Final Fantasy XIII для Северной Америки . Сквер Эникс. п. 19.
- ^ Square Enix , изд. (2010). Инструкция по эксплуатации Final Fantasy XIII для Северной Америки . Сквер Эникс. п. 12.
- ^ Jump up to: а б Каллен, Джонни (8 сентября 2010 г.). « Нет причин» выводить FFXIII 360 International Edition на запад, — говорит Square Enix» . ВГ247 . Архивировано из оригинала 3 декабря 2010 года . Проверено 2 августа 2011 г.
- ^ «Final Fantasy XIII для системы PlayStation 3» . Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 5 августа 2008 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с «Обновление Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . 8 апреля 2009 года. Архивировано из оригинала 13 апреля 2009 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Jump up to: а б с Гудмундсон, Кэролин (4 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII» . Игровой радар . Архивировано из оригинала 1 июля 2010 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Уэлш, Оли (5 марта 2010 г.). «Последняя фантазия XIII» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Официальный сайт Final Fantasy XIII» . Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 26 марта 2010 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Клементс, Райан (2 июня 2009 г.). Превью Final Fantasy XIII . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 11 июня 2009 года . Проверено 16 июля 2009 г.
- ^ Ли, Гарнетт (20 августа 2009 г.). Превью Final Fantasy XIII . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 15 сентября 2011 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
- ^ Пинья, Крис (1 ноября 2009 г.). «Объяснение системы развития персонажа Final Fantasy XIII» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 1 ноября 2009 г.
- ^ Piggyback Interactive, изд. (2010). Final Fantasy XIII Полное официальное руководство . Контейнерный интерактив. п. 154. ИСБН 978-0-307-46837-6 .
- ^ Square Enix , изд. (2010). Инструкция по эксплуатации Final Fantasy XIII для Северной Америки . Сквер Эникс. стр. 36–37.
- ^ Брамвелл, Том (12 ноября 2009 г.). «Подробное описание системы Crystarium FFXIII» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 23 декабря 2010 г.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Святилище Фал'Си : Святилище Фал'Си — это непостижимые существа, которые построили летающую оболочку Кокона в прошлые века и даже сейчас наблюдают за человеческими обитателями мира. Каждому поручено определенное задание, которое поддерживает существование благодарного населения Кокона, например, производство энергии или производство продуктов питания.
- ^ «Final Fantasy XIII — E3 2008: трейлер камеры пресс-конференции MS» . Трейлеры игр . 14 июля 2008 года. Архивировано из оригинала 21 июня 2009 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Винклер, Крис (16 июля 2009 г.). «Объявлены новые подробности о FFXIII» . РПГФан. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 8 сентября 2009 г.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Клейменный : [...] теперь они должны завершить назначенный им Фокус, если они не хотят стать чудовищным Си'том, хотя никто не может сказать наверняка, что на самом деле влечет за собой их миссия. Их единственная подсказка – это видение [...]
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Война трансгрессии : Несколько сотен лет назад армии Пульса попытались вторгнуться в Кокон в ходе конфликта, известного сегодня как Война трансгрессии. Санктум фаль'Си смогли дать отпор силам нижнего мира до того, как они прорвались внутрь Кокона, но не раньше, чем им удалось серьезно повредить области, лежащие вблизи внешнего края мира.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Артефакты Нижнего мира : После Трансгрессионной войны регионы возле внешнего края Кокона остались непригодными для проживания из-за полученных ими серьезных травм. Чтобы исправить ущерб, фаль'Си собрали материалы с поверхности Пульса и восстановили с их помощью израненный ландшафт Кокона.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — PSICOM : Военные силы Санктума состоят из двух основных подразделений: Корпуса стражей, ответственного за поддержание безопасности в различных юрисдикциях по всему Кокону, и PSICOM — Командования общественной безопасности и разведки. PSICOM — элитное подразделение специального назначения, которому поручено защищать Кокон от вторжения Пульса.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — технология AMP : людям обычно не хватает средств для владения магией, но с помощью манадрайвов [...] можно синтезировать эффекты.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Лайтнинг : Лайтнинг раньше был сержантом Корпуса стражей Полка безопасности Бодхума.
- ^ Jump up to: а б Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Сэра Фаррон : Сэра — младшая сестра Лайтнинг и невеста Сноу. Также Пульс л'Си, она обрела вечную жизнь и дремлет в кристаллическом стазисе. [...] ее задачей было просто собрать инструменты для уничтожения Кокона.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Сноу Вильерс : Сноу [...] возглавляет мятежную группу молодых людей, известную как НОРА.
- ^ Jump up to: а б Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Ваниль : Меня зовут Орба Диа Ваниль. Я л'Си из Гран Пульс. И всем на Коконе... ...зло.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Нора Эстхайм : Нора — мать Хоуп. Обеспокоенная ухудшением отношений между ее сыном и его отцом, Нора задается вопросом, как разрушить барьеры, созданные Хоуп.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Холодный, неопровержимый факт : [...] Бригада широкого реагирования, также известная как «Кавалерия». [...] женщина, которая с ними работает [...] Pulse l'Cie
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Святилище : [...] фал'Си предпочитают лишь поверхностно участвовать в государственных делах, оставляя управление Коконом полностью на усмотрение человеческого Святилища и его примарха Галента Дайсли.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Чистка : Недавнее обнаружение фаль'Си из Пульса [...] вызвало массовые гражданские волнения. [...] Затем Святилище объявило о своем намерении насильственно переселить пострадавших в Пульс в рамках чрезвычайной меры, названной властями Чисткой.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Клеймо : Знак, выжженный на их телах [...] это клеймо проклятого л'Си. [...] Их единственная подсказка - это видение, свидетелями которого они все стали, о большом звере, опустошающем Кокон. Рагнарёк.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Операция Нора : Операция Нора [...] средство, с помощью которого он отомстит Сноу. [...] Лайтнинг вскоре осознает свою ошибку. Ее лекция об отказе от сострадания была задумана как предупреждение против колебаний, которые, как она боится, могут его погубить.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Саж : Мой сын Дадж. Его выбрали. Он л'Си. Он сказал, что хочет увидеть фал'Си. Итак, я взял его на экскурсию по заводу «Эвридское ущелье». Думал, что удивил его птенцом чокобо, чтобы забрать домой, но как только я повернулся спиной... ...к энергетической станции, он пошел.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Фанг : У меня открутилось несколько винтов, но я л'Си, такой же, как и ты. Разница в том, что... ...я родился не на Коконе. Я из Гран Пульс. «Мир внизу», который вы все так ненавидите. Мой партнер и я превращались в кристалл и ложились спать. Но когда мы пришли, мы были здесь. Причина, по которой в Коконе такой шум, та же самая причина, по которой вы сейчас здесь. Мы с Ваниль проснулись.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Поддержанный ненавистью : Именно ненависть к Сноу поддерживала его в бесчисленных битвах. Как ни странно, мужчина, который дал обещание своей матери, все это время защищал его. [...] Операция «Нора» завершена.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Дайсли : Ох, дитя, черт возьми! Я больше, чем это! Бартанделус : Я фал'Си. Меня зовут Бартанделус. Голос Святилища и Лорд-Повелитель Кокона фал'Си.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных — Сирота : Поскольку Санктум фал'Си и л'Си не способны причинить вред Сироте, Бартанделусу требуется помощь Пульса л'Си.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Руки помощи : Л'Си, которая стала Рагнарёком и напала на Кокон во время войны, была [...] самой Фанг.
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Журнал данных - Запустите свои двигатели : Кавалерия [...] противостоит новому примарху [...] Рейнс спокойно ожидает своей кончины. Возродился, чтобы служить пешкой Бартанделуса...
- ^ Square Enix (9 марта 2010 г.). Final Fantasy XIII ( PlayStation 3 , Xbox 360 ). Сквер Эникс.
Лайтнинг : Возможно, Кокон уже не спасти, но это наш дом. И мы защитим его или погибнем, пытаясь! Мы живем, чтобы сделать невозможное возможным! Это наш фокус!
- ^ Jump up to: а б Final Fantasy XIII Scenario Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 1 февраля 2010 г. стр. 496–499. ISBN 978-4-7575-2775-1 .
- ^ Сато (4 ноября 2013 г.). «Проект Final Fantasy XIII изначально назывался «Мир цветов» » . Силиконра. Архивировано из оригинала 5 ноября 2013 года . Проверено 5 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с д Final Fantasy XIII Scenario Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 1 февраля 2010 г. стр. 388–390. ISBN 978-4-7575-2775-1 .
- ^ Интервью с Дайсуке Ватанабэ, автором «Final Fantasy XIII REMINISCENCE -следопыт воспоминаний-» [Final Fantasy XIII: Reminiscence -след воспоминаний-: Интервью с автором Дайсуке Ватанабэ]. Фамицу (на японском языке). 11 июля 2014 года. Архивировано из оригинала 11 июля 2014 года . Проверено 11 июля 2014 г.
- ^ Jump up to: а б с Смит, Люк (7 июня 2006 г.). «Интервью FFXIII: Номура, Китасе, Хашимото и Торияма» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 23 мая 2011 года . Проверено 24 октября 2009 г.
- ^ Гантаят, Ануп (8 ноября 2006 г.). «Обновление Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 27 декабря 2007 года . Проверено 10 ноября 2006 г.
- ^ Йип, Спенсер (31 декабря 2009 г.). «Final Fantasy XIII: За текстурами» . Силиконра. Архивировано из оригинала 4 мая 2010 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и Торияма, Мотому ; Маэда, Акихико (октябрь 2010 г.). «После смерти Final Fantasy XIII». Разработчик игры . 17 (9): 24–29. ISSN 1073-922X .
- ^ Джереми Пэриш (6 мая 2014 г.). «Где Final Fantasy пошла не так, и как Square Enix исправляет это» . USGamer. Архивировано из оригинала 8 мая 2014 года . Проверено 8 мая 2014 г.
- ^ Инь-Пул, Уэсли (19 февраля 2014 г.). «Square Enix «определенно заинтересована» в выпуске будущих игр Final Fantasy на ПК» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 19 февраля 2014 года . Проверено 19 февраля 2014 г.
- ^ Слодербек, Мэтт (6 мая 2006 г.). «Событие Square Enix Pre-E3: новые игры, новые подробности» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 1 августа 2008 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Ропер, Крис (8 мая 2006 г.). «E3 2006: Официальный представитель Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 12 ноября 2007 года . Проверено 8 мая 2006 г.
- ^ Брудвиг, Эрик (8 мая 2006 г.). «E3 2006: Трейлер Final Fantasy XIII глазами» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 15 октября 2007 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Final Fantasy XIII Battle Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 28 января 2010 г. стр. 306–308. ISBN 978-4-06-204397-7 .
- ^ Jump up to: а б Гантаят, Ануп (9 мая 2006 г.). «E3 2006: Проверка персонала FFXIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 3 апреля 2008 года . Проверено 15 декабря 2008 г.
- ^ Моисей, Упорный (27 февраля 2007 г.). «Новые подробности Final Fantasy Versus XIII» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 25 марта 2009 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б Йип, Спенсер (18 марта 2010 г.). «Режиссер Final Fantasy XIII отвечает на ваши вопросы по FFXIII» . Сильконера. Архивировано из оригинала 26 сентября 2010 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ Брамвелл, Том (7 июня 2006 г.). «FF, чтобы выглядеть как Дети Адвента?» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 24 июня 2009 года . Проверено 27 июля 2008 г.
- ^ Final Fantasy XIII Battle Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 28 января 2010 г. стр. 528–531. ISBN 978-4-06-204397-7 .
- ^ Беттенхаузен, Шейн (16 июля 2009 г.). «E3 2008: Еще одно интервью Final Fantasy XIII» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ Специальный проект обложки 1000-го выпуска [Нет. Специальный проект обложки 1000 лет]. Фамицу (на японском языке). № 1001. 8 февраля 2008. С. 42–45.
- ^ Танака, Джон (21 октября 2009 г.). «Обновление Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 27 октября 2009 г.
- ^ Jump up to: а б Final Fantasy XIII Scenario Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 1 февраля 2010 г. стр. 50–52. ISBN 978-4-7575-2775-1 .
- ^ Jump up to: а б Final Fantasy XIII Scenario Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 1 февраля 2010 г. стр. 96–98. ISBN 978-4-7575-2775-1 .
- ^ Гордон, Джон (8 февраля 2010 г.). «Эксклюзивное интервью Final Fantasy XIII» . Играть . Архивировано из оригинала 18 июля 2013 года . Проверено 29 декабря 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Йип, Спенсер (13 января 2010 г.). «Секретная база Норы и дом Лайтнинг, вырезка из Final Fantasy XIII» . Сильконера. Архивировано из оригинала 6 июня 2010 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Final Fantasy XIII Ultimania Omega (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 4 октября 2010 г. стр. 508–511. ISBN 978-4-7575-2958-8 .
- ^ Дутка, Бен (23 марта 2009 г.). «Blu-Ray «Дети Адвента» выйдет в июне в Северной Америке» . PSXЭкстрим. Архивировано из оригинала 27 марта 2009 года . Проверено 29 марта 2009 г.
- ^ Танака, Джон (1 августа 2008 г.). «Анонсирована демо-версия Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 22 августа 2008 года . Проверено 10 октября 2008 г.
- ^ Гордон, Джонатан (20 августа 2009 г.). «Интервью GC 09 Final Fantasy XIII» . ТеперьГеймер. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 21 декабря 2010 г.
- ^ Ледбеттер, Ричард (5 марта 2010 г.). «Digital Foundry: Face-Off: Final Fantasy XIII» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 8 мая 2011 года . Проверено 5 марта 2010 г.
- ^ Грининг, Крис (30 сентября 2009 г.). «Еще больше подробностей о музыке Final Fantasy XIII» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 8 ноября 2009 г.
- ^ «Информация об оригинальном саундтреке Final Fantasy XIII» . Музыка Square Enix онлайн. 30 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 2 января 2010 года . Проверено 8 ноября 2009 г.
- ^ Марфуджи, Антонио (13 ноября 2009 г.). «Final Fantasy XIII – Время пришло» . Сони . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 15 апреля 2010 г.
- ^ Френч, Майкл; Страх, Эд (16 декабря 2009 г.). «Последний отсчет» . Развивать . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 11 января 2010 г.
- ^ Ганн, Патрик (12 февраля 2010 г.). «Последняя фантазия XIII OST» . РПГФан. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Саундтрек Final Fantasy XIII вошел в тройку лучших в первый же день [Саундтрек "FF XIII" вошел в тройку лучших в первый день] (на японском языке). Орикон . 28 января 2010. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 3 февраля 2010 г.
- ^ «Б/Ф: Музыка из Final Fantasy XIII» . Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ "Б/Ф:Музыка из Final Fantasy XIII -Gentle Reveries-" . Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ «Оригинальный саундтрек Final Fantasy XIII Plus» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Грининг, Крис (21 июля 2010 г.). «Коллекции фортепиано Final Fantasy XIII» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 21 июля 2010 г.
- ^ Ганн, Патрик (12 декабря 2009 г.). «Саюри Сугавара — Потому что ты здесь» . РПГФан. Архивировано из оригинала 30 декабря 2009 года . Проверено 31 мая 2010 г.
- ^ Уведомление о выпуске Final Fantasy XIII Elixir [Объявление о выпуске Final Fantasy XIII Elixir] (на японском языке). Сквер Эникс . 8 сентября 2009 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 29 сентября 2009 г.
- ^ Личное пространство «Final Fantasy XIII» бесплатно в течение ограниченного времени! [Личное пространство Final Fantasy XIII, бесплатное в течение ограниченного времени!] (на японском языке). Sony Компьютерные развлечения . 13 января 2010. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ «Final Fantasy XIII выходит на PlayStation Home + обновления Sodium, предметы Индианы Джонса и огромная распродажа!» . Sony Компьютерные развлечения . 10 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 7 октября 2010 года . Проверено 12 марта 2010 г.
- ^ Гантаят, Ануп (31 августа 2012 г.). «Полный список коробочных игр Ultimate Fantasy к 25-летию Final Fantasy» . Андриасанг. Архивировано из оригинала 21 сентября 2013 года . Проверено 2 октября 2012 г.
- ^ Спенсер (6 июня 2013 г.). «В японской коробке Lightning Ultimate Box есть все три игры Final Fantasy XIII» . Силиконра. Архивировано из оригинала 20 сентября 2013 года . Проверено 13 октября 2013 г.
- ^ Клементс, Райан (23 сентября 2009 г.). «TGS 09: Комплект Final Fantasy XIII для PS3» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Уоттс, Стив (22 января 2010 г.). «Square анонсирует коллекционное издание PAL Final Fantasy XIII» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Интернет-магазин Square Enix -Книга- [Электронный магазин Square Enix -Book-] (на японском языке). Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 1 февраля 2011 г.
- ^ Final Fantasy XIII Battle Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 28 января 2010 г. ISBN. 978-4-06-204397-7 .
- ^ Final Fantasy XIII Scenario Ultimania (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 1 февраля 2010 г. ISBN. 978-4-7575-2775-1 .
- ^ Final Fantasy XIII Ultimania Omega (на японском языке). Токио: Студия Bentstuff. 4 октября 2010 г. ISBN. 978-4-7575-2958-8 .
- ^ «Final Fantasy XIII доступна только для PS3» . АзияОдин . 31 января 2010 года. Архивировано из оригинала 2 февраля 2010 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Эшкрафт, Брайан (9 августа 2010 г.). «Япония наконец-то получит Final Fantasy XIII на Xbox 360» . Котаку . Гоукер Медиа . Архивировано из оригинала 9 мая 2013 года . Проверено 24 марта 2014 г.
- ^ Шрайер, Джейсон (18 сентября 2014 г.). «Final Fantasy XIII выходит на ПК» . Котаку . Гоукер Медиа . Архивировано из оригинала 18 сентября 2014 года . Проверено 18 сентября 2014 г.
- ^ «Вышла китайская версия Final Fantasy XIII для PlayStation 3! 』 Выпуск запланирован на май 2010 года! [Вышла китайская версия Final Fantasy XIII для PlayStation 3! В продаже в мае 2010 г.!] (на китайском языке). Sony Компьютерные развлечения . 5 февраля 2010 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 6 февраля 2010 г.
- ^ Гантаят, Ануп (8 сентября 2010 г.). «Final Fantasy XIII Xbox 360 подтверждена для Японии» . ИГН . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 11 сентября 2010 г.
- ^ «Серия Final Fantasy XIII получила обратную совместимость с Xbox и получила Xbox One X Enhanced» . 10 ноября 2018 года. Архивировано из оригинала 29 декабря 2018 года . Проверено 29 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзоры Final Fantasy XIII для PlayStation 3» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзоры Final Fantasy XIII для Xbox 360» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 9 февраля 2010 г.
- ^ Jump up to: а б «Обзоры Final Fantasy XIII для ПК» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 17 марта 2015 года . Проверено 9 января 2015 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Пэриш, Джереми (5 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII для PS3» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 7 февраля 2012 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джексон, Майк (5 марта 2010 г.). «Обзор: обзор Final Fantasy XIII» . Компьютерные и видеоигры . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж «Обзор: Final Fantasy XIII» . Край . 5 марта 2010 года. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Рейли, Джим (8 декабря 2009 г.). «Оценка первого обзора Final Fantasy не такая уж идеальная» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ Джуба, Джо (5 марта 2010 г.). «Square Enix представляет отличную игру, а не спасение — Final Fantasy XIII — PlayStation 3 — www.GameInformer.com» . Игровой информер . Архивировано из оригинала 30 января 2015 года . Проверено 8 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д ВанОрд, Кевин (5 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII для PlayStation 3» . ГеймСпот . Архивировано из оригинала 7 марта 2010 года . Проверено 5 марта 2010 г.
- ^ Пекхэм, Мэтт (5 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII» . GameSpy . Архивировано из оригинала 25 августа 2014 года . Проверено 5 апреля 2013 г.
- ^ Клементс, Райан (8 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 8 марта 2010 г.
- ^ Маккарти, Дэвид (февраль 2010 г.). «Последняя фантазия XIII». Официальный журнал PlayStation (39): 100–103.
- ^ Винтерхальтер, Райан. «Обзор Final Fantasy XIII (импорт)» . Теперьгеймер. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ «FF13: Обзоры и другие иллюстрации Амано в журнале этой недели» (на японском языке , декабрь 2009 г. Архивировано из оригинала 23 июля 2011 г. Проверено 12 января 2010 г. ).
- ^ Jump up to: а б Инь-Пул, Уэсли (5 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII для PS3» . VideoGamer.com . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б с д Колер, Крис (5 марта 2010 г.). «Обзор: красивая и скучная Final Fantasy XIII теряет магию ролевой игры» . Проводные новости . Архивировано из оригинала 25 апреля 2010 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б МакЭлрой, Гриффин (5 марта 2010 г.). «Обзор: Final Fantasy XIII» . Джойстик . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Jump up to: а б Глассер, Эй Джей (5 марта 2010 г.). «Обзор Final Fantasy XIII от GamePro» . ГеймПро . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Ингхэм, Тим (16 февраля 2010 г.). «Босс Final Fantasy XIII отвечает на оценки в обзорах» . ComputerAndVideoGames.com . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 30 июня 2010 г.
- ^ Пэриш, Джереми (22 февраля 2010 г.). «Final Fantasy XIII — это не ролевая игра» . 1UP.com . Архивировано из оригинала 6 февраля 2012 года . Проверено 16 марта 2012 г.
- ^ Натт, Кристиан (26 июля 2011 г.). «Вопросы и ответы: реальная история Final Fantasy XIII-2» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 9 ноября 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Jump up to: а б Натт, Кристиан (12 июля 2010 г.). «Square Enix в 2010 году: говорит президент Вада» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 9 ноября 2010 года . Проверено 12 сентября 2010 г.
- ^ Робертс, Сэмюэл (30 октября 2014 г.). «Обзор Final Fantasy XIII» . ПК-геймер . Будущее . Архивировано из оригинала 2 июля 2016 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Маквертор, Майкл (9 октября 2014 г.). «Final Fantasy 13 выходит на ПК, но не пользуется большим успехом» . Полигон . Вокс Медиа . Архивировано из оригинала 4 декабря 2016 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Томан, Питер (15 декабря 2014 г.). «Анализ портов Final Fantasy XIII и XIII-2: вердикт Дюранте» . ПК-геймер . Будущее . Архивировано из оригинала 27 ноября 2016 года . Проверено 24 мая 2017 г.
- ^ Александр, Ли (18 декабря 2009 г.). «Продажа FFXIII превысила 1 миллион единиц в первый день» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года . Проверено 18 декабря 2009 г.
- ^ «Nintendo доминирует, продажи программного обеспечения в Японии восстанавливаются» . 1UP.com . Зифф Дэвис . 13 января 2010. Архивировано из оригинала 17 октября 2012 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ «100 лучших консольных программ 2010 года в Японии» . Волшебный ящик. Архивировано из оригинала 12 августа 2014 года . Проверено 4 февраля 2015 г.
- ^ Гантаят, Ануп (17 декабря 2009 г.). «Final Fantasy XIII приближается к 2 миллионам» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 4 января 2011 г.
- ^ Шарки, Майк (19 марта 2010 г.). «Final Fantasy XIII: Самая масштабная первая неделя в истории франшизы» . GameSpy . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 19 марта 2010 г.
- ^ Клементс, Райан (15 апреля 2010 г.). «Final Fantasy XIII выходит на PS3» . ИГН . Новостная корпорация . Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 20 апреля 2010 г.
- ^ Ишаан (22 декабря 2011 г.). «Более пристальный взгляд на выступление Final Fantasy XIII-2 в Японии» . Силиконра. Архивировано из оригинала 9 апреля 2012 года . Проверено 5 апреля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Прелл, Софи (18 января 2013 г.). «Lightning Returns: Создатели Final Fantasy XIII оправдывают третью игру серии падением продаж» . Отчет о Пенни Аркаде. Архивировано из оригинала 27 августа 2013 года . Проверено 8 мая 2013 г.
- ^ «Серия Final Fantasy XIII анонсирована для ПК с ОС Windows» . Сквер Эникс. 18 сентября 2014 года. Архивировано из оригинала 9 февраля 2015 года . Проверено 1 августа 2016 г.
- ^ «Final Fantasy XIII в Steam» . Паровой шпион . Архивировано из оригинала 11 апреля 2018 года . Проверено 12 декабря 2018 г.
- ^ [Анонс результатов опроса] Объявляем рейтинг самых интересных игр 2009 года! [[Объявление результатов анкеты] Объявлен рейтинг самых интересных игр 2009 года!] (на японском языке). ASCII-медиа работает . Январь 2010. Архивировано из оригинала 7 мая 2011 года . Проверено 12 января 2010 г.
- ^ «Лучшие игры, когда-либо созданные по мнению фанатов». Фамицу (на японском языке). Том. 1104. Январь 2010.
- ^ Уоттс, Стив (17 ноября 2010 г.). «Обнародован список номинантов на премию Spike Video Game Awards» . 1UP.com . Зифф Дэвис . Архивировано из оригинала 18 октября 2012 года . Проверено 13 мая 2011 г.
- ^ «Отмеченный наградами» . Сквер Эникс . 2010. Архивировано из оригинала 18 мая 2016 года.
- ^ «Японская премия Game Awards 2010» . Архивировано из оригинала 26 марта 2023 года . Проверено 21 января 2024 г.
- ^ «Анонсирована Final Fantasy XIII-2 для специального выпуска PS3» . Гемацу. 15 сентября 2011. Архивировано из оригинала 31 марта 2012 года . Проверено 16 июня 2012 г.
- ^ Последняя глава серии Lightning, «Lightning Returns Final Fantasy XIII», выйдет в 2013 году! [Отчет о выставке FF] [Последняя глава серии «Final Fantasy XIII Lightning Returns» выйдет в 2013 году! (Отчет о выставке FF)]. Фамицу (на японском языке). 1 сентября 2012. Архивировано из оригинала 1 марта 2013 года . Проверено 10 февраля 2013 г.
- ^ Синан Кубба (6 июня 2013 г.). «Lightning Returns: Final Fantasy XIII выйдет в Северной Америке 11 февраля 2014 г., в ЕС — 14 февраля» . Джойстик. Архивировано из оригинала 28 января 2015 года . Проверено 6 июня 2013 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Архив Final Fantasy Ultimania . Том. 3. Милуоки: Комиксы о тёмной лошадке . 2019. ISBN 978-15-0670-801-0 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Последняя фантазия XIII
- видеоигры 2009 года
- Игры для Android (операционная система)
- Отмененные игры для PlayStation 2
- Фантастика о богоубийстве
- Фантастика о дискриминации
- Антиутопические видеоигры
- История New Crystal Final Fantasy
- Видеоигры Последняя фантазия
- IOS-игры
- Лауреаты Japan Game Award
- Японские ролевые видеоигры
- Игры для PlayStation 3
- Пропаганда в художественной литературе
- Фантастика о восстаниях
- Ролевые видеоигры
- Научно-фантастические видеоигры
- Научно-фантастические видеоигры
- Однопользовательские видеоигры
- Игры Square Enix
- Пошаговые ролевые видеоигры
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры с участием главных героев-женщин
- Видеоигры, написанные Масаси Хамаузу
- Видеоигры, действие которых происходит на вымышленных планетах
- Видеоигры про армию
- Windows-игры
- игры для Xbox 360