Последняя фантазия III
Последняя фантазия III | |
---|---|
![]() | |
Разработчик(и) | Квадрат |
Издатель(и) | Квадрат |
Директор(ы) | Хиронобу Сакагути |
Продюсер(ы) | Масафуми Миямото |
Дизайнер(ы) | |
Программа(ы) | Насир Гебелли |
Художник(а) | Ёситака Амано |
Писатель(и) | |
Композитор(ы) | Нобуо Уэмацу |
Ряд | Последняя фантазия |
Платформа(ы) | |
Выпускать | 27 апреля 1990 г. |
Жанр (ы) | Ролевая игра |
Режим(ы) | Одиночная игра , многопользовательская игра (только римейк) |
Последняя фантазия III [ а ] — это ролевая видеоигра, разработанная и изданная Square для семейного компьютера . Третья часть серии Final Fantasy . Это первая пронумерованная игра Final Fantasy, в которой реализована система смены профессий . История вращается вокруг четырех юношей-сирот, привлеченных кристаллом света. Кристалл наделяет их частью своей силы и приказывает им идти вперед и восстанавливать баланс в мире. Не зная, что делать с заявлениями кристалла, но, тем не менее, осознавая важность его слов, четверо сообщают своим приемным семьям о своей миссии и отправляются исследовать и вернуть баланс в мир.
Первоначально игра была выпущена в Японии 27 апреля 1990 года. Оригинальная версия для Famicom была продана в Японии тиражом 1,4 миллиона копий. Она не выпускалась за пределами Японии до тех пор, пока римейк , также названный Final Fantasy III не разработала 24 августа 2006 года компания Matrix Software , для Nintendo DS. На тот момент это была единственная игра Final Fantasy , ранее не выпускавшаяся в Северной Америке или США. Европа. [ 5 ] Ранее планировалось переделать игру для Bandai от портативного устройства WonderSwan Color , как это было сделано с первой, второй и четвертой частями серии, но игра столкнулась с несколькими задержками и в конечном итоге была отменена после преждевременной отмены релиза. платформа. Версия Nintendo DS игры для была встречена положительно: по всему миру было продано около 2 миллионов копий.
Она также была выпущена для многих других систем: японская версия для Famicom через виртуальную консоль 21 июля 2009 года ( Wii ) и 8 января 2014 года ( Wii U ), iOS- порт ремейка Nintendo DS 24 марта 2011 года, Порт для Android 12 марта 2012 г., порт для PlayStation Portable в конце сентября 2012 г. (формат, доступный только для загрузки за пределами Японии через PlayStation Network ) и порт для Windows через Steam обновленный выпуск, основанный на версии Final Fantasy III в 2014 г. Был выпущен для Famicom. как часть коллекции Final Fantasy Pixel Remaster , что означает первый оригинальной версии Final Fantasy III выпуск за пределами Японии. Эта версия была выпущена в июле 2021 года для Windows, Android и iOS, а также в апреле 2023 года для PlayStation 4 и Nintendo Switch .
Геймплей
[ редактировать ]
Геймплей Final Fantasy III сочетает в себе элементы первых двух игр Final Fantasy с новыми функциями. Пошаговая . боевая система осталась прежней из первых двух игр, но очки жизни теперь отображаются над целью после атак или исцеляющих действий, а не надписями, как в предыдущих двух играх Также впервые реализовано автоматическое прицеливание для физических атак после убийства дружественного или вражеского отряда. В отличие от последующих игр серии, магические атаки не нацеливаются автоматически таким же образом. [ 6 ]
Система очков опыта , представленная в Final Fantasy , возвращается после ее отсутствия во второй игре . Система классов персонажей , представленная в первой игре, также появляется снова, с некоторыми изменениями. В то время как в оригинальной игре игрок выбирает класс каждого персонажа в начале игры, а затем закрепляется за этим классом на протяжении всей игры, Final Fantasy III представляет «систему должностей», благодаря которой серия позже прославилась. Профессии представлены как взаимозаменяемые классы: в версии игры для Famicom все четыре персонажа начинаются как « Луковые рыцари », а по ходу игры становится доступно множество дополнительных должностей. Любой игровой персонаж имеет доступ ко всем доступным на данный момент заданиям и может по своему желанию переходить от задания к заданию. [ 7 ] Смена работы требует «очков мощности», которые начисляются всей группе после каждого боя, как и gil . различное оружие , доспехи и магические заклинания В каждой работе используются . Уровень мастерства персонажа в определенной работе увеличивается, чем дольше персонаж остается на этой работе. Более высокие уровни работы увеличивают боевую статистику персонажа и уменьшают затраты очков мощности на переключение на эту работу. [ 6 ]
Final Fantasy III — первая игра в серии, в которой представлены специальные боевые команды, такие как «Кража» или «Прыжок», каждая из которых связана с определенным заданием («Кража» — специализация Вора , а «Прыжок» — специализация Драгуна). форте). Некоторые профессии также обладают врожденными, не боевыми способностями, такими как способность Вора открывать проходы, для которых в противном случае потребовался бы специальный ключевой предмет. [ 8 ] Это также первая игра в серии, в которой представлены призванные существа , вызываемые с помощью навыка «Призыв». [ 7 ]
Сюжет
[ редактировать ]Параметр
[ редактировать ]За тысячу лет до событий игры на плавучем континенте, парящем высоко над поверхностью безымянной планеты, технологически развитая цивилизация стремилась обуздать силу четырех элементарных кристаллов света. Они не осознавали, что не могут контролировать столь фундаментальные силы природы. Эта сила света поглотила бы сам мир, если бы у световых кристаллов не было своих естественных аналогов: четырех кристаллов темных стихий. Встревоженные внезапным нарушением тщательного баланса между светом и тьмой, четыре воина получили силу темных кристаллов, чтобы вернуть себе силу светлых кристаллов. Эти так называемые Темные Воины преуспели в своих поисках и восстановили гармонию в мире. Но их победа пришла слишком поздно, чтобы спасти обреченную цивилизацию, чья культура была превращена в руины, хотя их плавучий континент остался. На этом континенте круг Гульганов, раса слепых прорицателей и гадалок, предсказал, что эти события в конечном итоге повторятся. [ 9 ]
Персонажи
[ редактировать ]Final Fantasy III фокусируется вокруг четырех сирот из отдаленной деревни Ур (в то время как в ремейках игроки начинают только за Лунет, постепенно подбирая трех других персонажей по мере их развития; отличие от оригинала и от других ранних игр Final Fantasy ), каждый из которых начиная с Лукового Рыцаря в оригинальной игре.
Занде ( ザンデ , Занде ) — антагонист, которого партия пытается остановить на протяжении большей части игры, хотя в конечном итоге выясняется, что он всего лишь пешка в Облаке Тьмы ( 暗闇の雲 , Кураями но Кумо ) : злобное и злобное божество. который хочет погрузить мир в состояние хаоса и разрушения, нарушив равновесие между светом и тьмой, позволяя Пустоте поглотить мир. Появляясь в женской форме, Облако Тьмы обращается к себе от первого лица во множественном числе, потому что два ее щупальца обладают собственным разумом. Хотя изначально она побеждает Светлых Воинов, они воскрешаются с помощью Унея и Доги. Затем с помощью Темных Воинов они побеждают Облако Тьмы, спасая мир.
История
[ редактировать ]На Плавающем Континенте землетрясение открывает пещеру внутри кристалла света. Исследовав его, четверо сирот получают его силу и получают указание восстановить баланс в мире.
После землетрясения в Алтарной пещере открывается потайная пещера. Четверо сирот находят внутри него кристалл света, который делится с ними своей силой и поручает восстановить баланс в мире. Во время своих поисков группа обнаруживает мир под Плавающим Континентом. Они встречают Ксанде, чернокнижника и одного из трех учеников легендарного архимага Ноаха, стремящегося украсть оставшиеся кристаллы и внести еще больший хаос. В Кристальной Башне группа обнаруживает, что Облако Тьмы является катаклизмом. Облако пытается создать ситуацию, произошедшую тысячу лет назад, — Поток Света, — чтобы превратить мир в пустоту.
Группа освобождает заключенных Темных рыцарей во владениях кристаллов и побеждает Облако Тьмы, восстанавливая кристаллы и баланс в мире.
Разработка
[ редактировать ]Режиссер и сценарист Хиронобу Сакагути , дизайнер Хиромичи Танака , дизайнер персонажей Ёситака Амано , сценарист Кенджи Терада и композитор Нобуо Уэмацу вернулись из двух предыдущих игр Final Fantasy, чтобы внести свой вклад в разработку Final Fantasy III . [ 4 ] [ 10 ] Как и две предыдущие части серии, Final Fantasy III была запрограммирована для Famicom Насиром Гебелли . Это была последняя оригинальная игра Final Fantasy, над которой работал Гебелли. [ 11 ] В середине разработки игры Гебелли был вынужден вернуться в Сакраменто, штат Калифорния, из Японии из-за просроченной рабочей визы. Остальная часть команды разработчиков последовала за ним в Сакраменто с необходимыми материалами и оборудованием и завершила производство игры там. [ 12 ] Завершенная игра была одной из крупнейших, когда-либо выпущенных для Famicom, и была опубликована на картридже емкостью 512 КБ , что является вторым по величине объемом, доступным для консоли. [ 13 ] Как и многие консольные ролевые игры того времени, Final Fantasy III отличается своей сложностью. [ 13 ]
Square разработала и выпустила Final Fantasy III в тот же период, когда Nintendo выпустила свою 16-битную консоль Super Famicom , задуманную как преемницу оригинальной 8-битной Famicom. Дизайнер Хиромичи Танака сказал, что оригинальная игра никогда не выпускалась за пределами Японии, потому что Square сосредоточилась на разработке для новой консоли Nintendo:
Сегодня мы знаем, что когда у вас есть такая платформа, как PlayStation , у вас будет PlayStation 2 , а затем PlayStation 3 , а там, где у вас есть Xbox, вы переходите на Xbox 360 — вы можете как бы предположить, что произойдет в будущем. будущее. Но тогда мы впервые видели консоли нового поколения, и было действительно трудно предсказать, что произойдет. В то время мы так усердно работали, чтобы освоить новую технологию, что у нас не было достаточно рабочей силы для работы над английской версией Final Fantasy III .
— Хиромичи Танака [ 13 ]
Square планировала локализовать и выпустить игру за пределами Японии; однако планы по локализации игры были отменены. [ 14 ]
Музыка
[ редактировать ]Музыку Final Fantasy III написал композитор регулярной серии Нобуо Уэмацу . Final Fantasy III Original Sound Version , сборник почти всей музыки из игры, был выпущен Square/ NTT Publishing в 1991 году, а затем переиздан NTT Publishing в 1994 и 2004 годах. [ 15 ] вокальных аранжировок Альбом под названием Final Fantasy III Yūkyū no Kaze Densetsu , или буквально Final Fantasy III Legend of the Eternal Wind , содержит подборку музыкальных треков из игры, исполненных Нобуо Уэмацу и Дидо, дуэтом, состоящим из Мичиаки Като и Сиззл Отака. . Альбом был выпущен Data M в 1990 году и Polystar в 1994 году. [ 16 ]
Отдельные треки из игры были включены в различные Final Fantasy музыкальные сборники аранжировок , в том числе Final Fantasy: Pray и Final Fantasy: Love Will Grow (с лирическими исполнениями в исполнении певицы Рисы Оки ), [ 17 ] [ 18 ] а также второй и третий Уемацу альбомы прогрессив-метал группы The Black Mages . [ 19 ] [ 20 ] Несколько треков из игры впоследствии были переработаны и включены в более поздние игры Square или Square Enix , включая Chocobo Racing. [ 21 ] и Final Fantasy Fables: Подземелье Чокобо . [ 22 ] Некоторые фрагменты из саундтрека остаются популярными и сегодня и неоднократно исполнялись в Final Fantasy серии оркестровых концертов , таких как серия концертов Tour de Japon: Music from Final Fantasy и Distant Worlds - Music from Final Fantasy . [ 23 ] [ 24 ]
Отменен ремейк WonderSwan Color
[ редактировать ]Bandai представила свою портативную систему WonderSwan Color в 2000 году и сразу же заключила сделку с Square о выпуске улучшенных ремейков своих первых трех игр Final Fantasy на новой консоли. [ 25 ] Хотя Final Fantasy и Final Fantasy II были выпущены в течение года после анонса, выпуск Final Fantasy III в конечном итоге был отложен с даты выпуска в конце 2001 года, даже после того, как Bandai получила права на публикацию игры. [ 26 ] Хотя порт Final Fantasy IV в конечном итоге был выпущен для WonderSwan Color , Square хранила молчание относительно Final Fantasy III . Хотя официально игра так и не была отменена, официальный сайт был отключен после прекращения производства консолей WonderSwan Color в 2002 году. [ 27 ]
В 2007 году Хиромичи Танака объяснил в интервью, что от ремейка WonderSwan Color отказались, поскольку размер и структуру кода оригинальной игры для Famicom было слишком сложно воссоздать на WonderSwan Color:
Когда мы разрабатывали FF3 просто не хватило места , объём контента в игре был настолько огромен, что картридж был полностью заполнен, а когда появились новые платформы, для обновления FF3 , потому что для этого потребовалась бы новая графика. , музыка и другой контент. Также существовала проблема с тем, сколько рабочей силы потребуется, чтобы переделать весь этот контент.
— Хиромичи Танака [ 13 ]
Версии и переиздания
[ редактировать ]Существует две разные версии Final Fantasy III : оригинальная 2D-версия для Famicom и полностью переработанная 3D-версия .
Заголовок | Выпускать | Страна | Система | Разработчик | Издатель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Последняя фантазия III | 1990 | Япония | Семейный компьютер | Квадрат | Квадрат | Оригинальная версия. |
Последняя фантазия III | 2009 | Япония | Wii Виртуальная консоль | Сквер Эникс | Выпуск виртуальной консоли оригинальной версии для Famicom. | |
Последняя фантазия III | 2014 | Япония | Wii U Виртуальная консоль | Сквер Эникс | Выпуск виртуальной консоли оригинальной версии для Famicom. | |
Последняя фантазия III | 2014 | Япония | Nintendo 3DS Виртуальная консоль | Сквер Эникс | Выпуск виртуальной консоли оригинальной версии для Famicom. | |
Последняя фантазия III | 2016 | Япония | Классическое издание для РЭШ | Нинтендо | Нинтендо | Эмулированный выпуск оригинальной версии для Famicom. |
Последняя фантазия III | 2021 2023 |
по всему миру | Андроид iOS Windows (через Steam ) Нинтендо Переключатель PlayStation 4 |
Сквер Эникс | Сквер Эникс | 2D-ремастер оригинальной игры. |
Заголовок | Выпускать | Страна | Система | Разработчик | Издатель | Примечания |
---|---|---|---|---|---|---|
Последняя фантазия III | 2006 2006 2007 2007 |
Япония ЧТО ИЗ евро |
Нинтендо ДС | Matrix Software (Япония), Сквер Эникс |
Сквер Эникс | Полный 3D-римейк оригинальной игры. |
Последняя фантазия III | 2011 | по всему миру | iOS | Сквер Эникс | Сквер Эникс | Порт версии для Nintendo DS . |
Последняя фантазия III | 2012 | по всему миру | Андроид | Программное обеспечение Matrix (Япония) Сквер Эникс |
Сквер Эникс | Порт версии iOS . |
Последняя фантазия III | 2012 2012 2012 |
Япония ЧТО PAL |
PlayStation Портативная Магазин PlayStation |
Программное обеспечение Matrix (Япония) Сквер Эникс |
Сквер Эникс | Порт версии iOS . |
Последняя фантазия III | 2013 | по всему миру | Ну давай же | Сквер Эникс | Порт версии Android . | |
Последняя фантазия III | 2013 | по всему миру | Windows Телефон | Сквер Эникс | Порт версии Android . | |
Последняя фантазия III | 2014 | по всему миру | Windows (через Steam ) | Программное обеспечение Matrix (Япония) Сквер Эникс |
Сквер Эникс | Порт версии Android . |
Прием
[ редактировать ]Агрегатор | Счет |
---|---|
Метакритик | ПК ( Пиксельный ремастер ): 79/100 [ 28 ] |
Публикация | Счет |
---|---|
Фамицу | ФК: 36/40 [ 29 ] [ 30 ] |
Хардкорный геймер | 8/10 ( Пиксельный ремастер ) [ 31 ] |
РПГФан | 8/10 ( Пиксельный ремастер ) [ 33 ] |
TouchАркады | iOS ( Пиксельный ремастер ): ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
РПГСайт | 7/10 ( Пиксельный ремастер ) [ 35 ] |
Силиконра | 7/10 ( Пиксельный ремастер ) [ 34 ] |
После выпуска Famicom Tsūshin (теперь Famitsu ) поставил версии для Famicom оценку 36 из 40 на основе оценки группы из четырех рецензентов, давших ей оценки 9, 9, 10 и 8 из 10. Это сделало ее одной из трех. игры с самым высоким рейтингом 1990 года, наряду с Dragon Quest IV и F-Zero , обе из которых набрали 37 баллов из 40. Это также была одна из шести игр журнала с самым высоким рейтингом вплоть до 1990 года, наряду с Dragon Quest II , Dragon Quest. III и Зельда II: Приключение Линка . [ 36 ]
В Famicom Tsushin от в 1990 году «Игра года» номинации Final Fantasy III заняла второе место в главном призе с 37 101 очком, уступив Dragon Quest IV . [ 37 ] В 2006 году читатели японского игрового журнала Famitsu признали оригинальную Final Fantasy III восьмой лучшей видеоигрой всех времен , опередив Dragon Quest IV . [ 38 ] По состоянию на март 2003 года в Японии было продано 1,4 миллиона копий оригинальной игры для Famicom. [ 39 ]
Наследие
[ редактировать ]С 1991 по 1992 год Kadokawa Shoten игровой журнал Famicom издательства публиковал Maru Katsu о вечном ветре «Легенду » Final Fantasy III ( из Famicom yori ) , мангу -сериализацию Final Fantasy III , иллюстрированную Ю Кинутани, основанную на оригинальном рассказе Кэндзи . Терада , манга, описывает события, происходящие на протяжении всей игры. Впоследствии она была собрана в три танкобона под издательством Kadokawa Shoten's Dragon Comics: Legend of the Eternal Wind 1 , 2 и 3 . [ 40 ]
Луковый Рыцарь и Облако Тьмы — соответствующие герой и злодейка, представляющие Final Fantasy III в Dissidia Final Fantasy , где их озвучивают Дзюн Фукуяма и Масако Икеда соответственно в японской версии, а также Аарон Спанн и Лора Бэйли соответственно. , по-английски. [ 41 ] Персонажи повторяют свои роли в сиквелах Dissidia 012 и Dissidia NT . [ 42 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Final Fantasy III» (на японском языке). Сквер Эникс . Архивировано из оригинала 12 мая 2008 года . Проверено 11 июля 2008 г.
- ^ «Последняя фантазия VII: В начале...». Ежемесячник электронных игр . № 93. Зифф Дэвис . Апрель 1997 г. с. 72.
- ^ Диас, Ана (30 июня 2021 г.). «Первые три игры Final Fantasy Pixel Remaster выйдут на ПК и мобильных устройствах в июле» . Полигон . Архивировано из оригинала 30 июня 2021 года . Проверено 30 июня 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Интервью с Хиронобу Сакагути» . Шукан Фамицу . Корпорация ASCII . 5 июня 1998 года. Архивировано из оригинала 17 июля 2011 года . Проверено 6 февраля 2011 г.
- ^ Гантаят, Ануп (7 октября 2004 г.). «Миямото беседует с продюсером Final Fantasy» . ИГН . Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 года . Проверено 3 сентября 2006 г.
- ^ Перейти обратно: а б Сквер Эникс (1990). Инструкция по игре Final Fantasy III .
- ^ Перейти обратно: а б Рощин Олег; Витальоне, Эрик. «Последняя фантазия III» . Мир последней фантазии . Игры UGO.com . Архивировано из оригинала 22 июня 2008 года . Проверено 11 июля 2008 г.
- ^ «Чит-коды Final Fantasy III» . GameSpy . Архивировано из оригинала 25 июня 2008 года . Проверено 11 июля 2008 г.
- ^ Сквер (27 апреля 1990 г.). Final Fantasy III (Семейный компьютер). Квадрат.
- ^ Сквер (27 апреля 1990 г.). Final Fantasy III (Семейный компьютер). Square Co., Ltd. Сцена: титры сотрудников.
- ^ Лау, Джон (22 января 2005 г.). «Тайна Насира» . Гавайский университет. Архивировано из оригинала 16 июля 2007 года . Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ Мильке, Джеймс; Хиронобу Сакагути . «Интервью Хиронобу Сакагути». ВОСА . № 232.
[...] Итак, для Final Fantasy II и III наши сотрудники фактически привезли все оборудование, все, что было необходимо для завершения этих игр, в Сакраменто, потому что (Гебелли) не мог вернуться в Японию. [...] Мы закончили Final Fantasy II и III в Сакраменто, Калифорния. [ Смеется ]
- ^ Перейти обратно: а б с д Роб Фэйи (13 марта 2007 г.). «Фэнтези возрождается» . Еврогеймер . Архивировано из оригинала 26 июня 2010 года . Проверено 10 марта 2008 г.
- ^ Флаер показывает, что Square планирует локализовать Final Fantasy III и для NES - Siliconera. Архивировано 31 октября 2013 г., на Wayback Machine.
- ^ Ганн, Патрик; Швейцер, Бен (17 июня 2006 г.). «Последняя фантазия III ОСВ» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 27 марта 2008 г.
- ^ Ганн, Патрик (6 мая 2000 г.). «Final Fantasy III Юкю но Казэ Дэнсэцу» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 27 марта 2008 г.
- ^ Ганн, Патрик. «Final Fantasy Vocal Collections II [Love Will Grow]» . РПГФан. Архивировано из оригинала 31 мая 2008 года . Проверено 24 июля 2008 г.
- ^ Ганн, Патрик. "Final Fantasy Vocal Collections I -Pray-" . РПГФан. Архивировано из оригинала 31 мая 2008 года . Проверено 24 июля 2008 г.
- ^ Джонс, Джесси. «Последняя фантазия ~ Черные маги 2: Небеса над головой» . РПГФан. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 года . Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ Кастонге, Логан. «Последняя фантазия ~ Черные маги III: Тьма и звездный свет» . РПГФан. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 года . Проверено 14 июля 2008 г.
- ^ Ки. Оригинальный саундтрек Chocobo Racing: обзор Ки . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 23 марта 2012 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ Джериаска (14 марта 2008 г.). «Таинственное подземелье Чокобо ~Лабиринт забытого времени~ OST» . РПГФан. Архивировано из оригинала 16 января 2013 года . Проверено 26 февраля 2009 г.
- ^ «Информация об альбоме - Tour de Japon: Музыка с DVD Final Fantasy» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 20 января 2013 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ «Далекие миры — Музыка из Final Fantasy — Информация об альбоме» . Музыка Square Enix онлайн. Архивировано из оригинала 9 апреля 2012 года . Проверено 22 февраля 2008 г.
- ^ Харрис, Крейг (8 сентября 2000 г.). «Final Fantasy приобретает цвет WonderSwan» . ИГН . Архивировано из оригинала 7 марта 2007 года . Проверено 3 сентября 2006 г.
- ^ Джозеф Уитэм (2003). «Final Fantasy III: WonderSwan Bound» . РПГеймер. Архивировано из оригинала 6 ноября 2006 года . Проверено 4 сентября 2006 г.
- ^ Ева К. (2002). «WSC FFIII исчезает, ремейк FFI-II в разработке» . РПГФан. Архивировано из оригинала 15 марта 2007 года . Проверено 4 сентября 2006 г.
- ^ «Обзоры Final Fantasy III Pixel Remaster для ПК» . Метакритик . Красные предприятия . Архивировано из оригинала 9 декабря 2023 года . Проверено 7 августа 2021 г.
- ^ «30 Point Plus: Final Fantasy III» Weekly Famicom Tsūshin (299): 38. 9 сентября 1994 г.
- ^ «Final Fantasy — Архив результатов famitsu» . Архив результатов Famitsu. Архивировано из оригинала 14 июля 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ Шрив, Крис (28 июля 2021 г.). «Обзор: Pixel Remaster Final Fantasy III» . Хардкорный геймер. Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ Масгрейв, Шон (3 августа 2021 г.). « Обзор Pixel Remaster 'Final Fantasy III': нарезка лука заставляет меня плакать от радости» . ТачАркада . Архивировано из оригинала 5 августа 2021 года . Проверено 5 августа 2021 г.
- ^ Вилкерсон, Зак (30 июля 2021 г.). «Final Fantasy III (Pixel Remaster)» . Фанат РПГ . Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ Лада, Дженни (28 июля 2021 г.). «Обзор: Final Fantasy III Pixel Remaster — это часть истории» . Архивировано из оригинала 27 декабря 2021 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ Уайт, Скотт (28 июля 2021 г.). «Обзор ремастера Final Fantasy 1-3 Pixel» . Сайт РПГ . Архивировано из оригинала 8 января 2022 года . Проверено 26 декабря 2021 г.
- ^ «Зал славы Famitsu» . Геймин . Архивировано из оригинала 4 февраля 2010 года . Проверено 7 февраля 2012 г.
- ^ «Лучшие игры 1990 года» , Famicom Tsūshin , 1990, заархивировано из оригинала 22 января 2011 года , получено 9 января 2014 года.
- ^ Карлесс, Саймон (3 марта 2006 г.). «Famitsu представляет 100 лучших игр всех времен по мнению читателей» . Гамасутра . Архивировано из оригинала 24 июня 2008 года . Проверено 16 июля 2008 г.
- ^ «Названия игрового программного обеспечения, поставки которых по всему миру превышают 1 миллион копий» (PDF) . Сквер Эникс . 9 февраля 2004 г. с. 27. Архивировано из оригинала (PDF) 13 февраля 2012 года . Проверено 1 марта 2008 г.
- ^ Легенда о вечном ветре из «Final Fantasy III» (на японском языке). Электронная книга Японская инициатива. Архивировано из оригинала 28 марта 2013 года . Проверено 22 октября 2012 г.
- ^ Square Enix (25 августа 2009 г.). Dissidia Final Fantasy ( PlayStation Portable ). Сквер Эникс .
- ^ Square Enix (22 марта 2011 г.). Dissidia 012 Final Fantasy ( PlayStation Portable ). Сквер Эникс .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Архив Final Fantasy Ultimania . Том. 1. Милуоки: Комиксы о тёмной лошадке . 2018. ISBN 978-15-0670-644-3 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ролевые видеоигры
- Игры для Android (операционная система)
- Видеоигры Последняя фантазия
- IOS-игры
- Японские ролевые видеоигры
- Матрица Программные игры
- Многопользовательские и однопользовательские видеоигры
- Игры для Нинтендо ДС
- Игры для развлекательной системы Nintendo
- Игры для Нинтендо Свитч
- Игры с подключением Nintendo к Wi-Fi
- Давай игры
- Игры для PlayStation 4
- Игры для сети PlayStation
- Портативные игры для PlayStation
- Пошаговые ролевые видеоигры
- Видеоигры, разработанные в Японии
- Видеоигры, разработанные в США.
- Видеоигры с участием главных героев-женщин
- Игры на виртуальной консоли
- Игры для виртуальной консоли для Wii U
- Windows-игры
- Игры для Windows Phone
- видеоигры 1990 года
- Видеоигры, написанные Нобуо Уэмацу