Jump to content

Светский (религия)

(Перенаправлено с Священного/профанного )

Ненормативная лексика или ненормативная лексика в религиозном использовании может относиться к неуважению к вещам, которые считаются священными , что подразумевает что-либо вдохновляющее или заслуживающее почтения , а также поведение, демонстрирующее подобное неуважение или вызывающее религиозное оскорбление . [ 1 ] Это слово также используется в нейтральном смысле для обозначения вещей или людей, не связанных со священным; например, светская история, светская литература и т. д. [ 2 ] В этом смысле оно противопоставляется «священному», имеющему значение, близкое к « светскому ».

Различие между священным и профанным считалось Эмилем Дюркгеймом центральным в социальной реальности человеческой религии . [ 3 ]

Этимология

[ редактировать ]

Термин «профан» происходит от классического латинского profanus , что буквально означает «перед (вне) храма», «pro» — снаружи, а «fanum» — храм или святилище. Уже в 1450-х годах оно имело значение либо «осквернение святыни», либо «со светской целью». [ 2 ] [ 4 ] Ненормативная лексика представляла собой светское безразличие к религии или религиозным деятелям, тогда как богохульство представляло собой более оскорбительное нападение на религию и религиозных деятелей, считавшееся греховным и прямым нарушением Десяти заповедей . Более того, многие библейские стихи говорят против ругани. [ 5 ] В некоторых странах ненормативная лексика часто имеет языческие корни, которые после христианского влияния превратились из имен божеств и духов в ненормативную лексику и использовались как таковые, как, например, знаменитое финское ненормативное слово perkele , которое считалось оригинальным именем бога грома Укко . главный бог финского языческого пантеона. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]

Ненормативная лексика в первоначальном значении кощунственной ненормативной лексики является частью древней традиции комических культов, которые смеялись и издевались над божеством или божествами: примером этого может служить сатира Лукиана « Диалоги богов» . [ 10 ]

Священно-светская дихотомия

[ редактировать ]

Дихотомия сакрального и светского — это концепция, выдвинутая французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году, который считал ее центральной характеристикой религии : «Религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам , то есть вещам отделить и запретить». [ 11 ] В теории Дюркгейма сакральное представляет интересы группы, особенно единство, которые были воплощены в сакральных групповых символах или тотемах . Однако мирское включает в себя мирские индивидуальные заботы. Дюркгейм прямо заявил, что дихотомия сакрального и профанного не эквивалентна добру и злу , поскольку сакральное может быть либо добром, либо злом, а профанное может быть и тем, и другим. [ 12 ]

Мирской мир состоит из всего, что люди могут познать посредством своих чувств; это естественный мир повседневной жизни, который люди воспринимают как понятный или, по крайней мере, в конечном итоге познаваемый — Lebenswelt или жизненный мир. [ 13 ]

Напротив, священное, или крестец на латыни, охватывает все, что существует за пределами повседневного, естественного мира, который люди воспринимают своими чувствами. По существу, священное или нуминозное может вызывать чувство трепета, поскольку считается в конечном итоге непознаваемым и находящимся за пределами ограниченных человеческих способностей воспринимать и понимать. Дюркгейм, однако, отмечал, что существуют степени священности, так что, амулет может быть священным, но мало уважаемым. например, [ 14 ]

Переходы

[ редактировать ]

Обряды перехода представляют собой переходы из одного состояния — светского — в другое, священное; или снова вернуться к профануму. [ 15 ]

Религия организована в первую очередь вокруг священных элементов человеческой жизни и представляет собой коллективную попытку преодолеть разрыв между священным и мирским. [ нужна ссылка ]

Светский прогресс

[ редактировать ]

Модернизация и проект Просвещения за последние несколько столетий привели к секуляризации культуры – расширению профанума за (часто явный) ущерб сакральному. [ 16 ] В результате преобладающее глобальное мировоззрение 21-го века является эмпирическим, чувственным, договорным, потусторонним – короче говоря, профаническим. [ 17 ]

Карл Юнг выразил ту же мысль более субъективно, когда написал: «Я знаю — и здесь я выражаю то, что знает бесчисленное множество других людей, — что настоящее время — это время исчезновения и смерти Бога». [ 18 ]

Встречная реакция

[ редактировать ]

Продвижение профана привело к появлению нескольких контрдвижений, пытающихся ограничить масштабы профана. Модернизм намеревался вернуть миф и чувство священного в светскую реальность. [ 19 ] - Уоллес Стивенс, выступая от имени большей части движения, писал, что «если ничто не было божественным, то все сущее было божественным, сам мир». [ 20 ]

Фундаментализм – христианский, мусульманский или какой-либо другой – выступил против профанума, вернувшись к священному писанию. [ 21 ]

Психология также поставила перед собой задачу защитить границы индивидуального «я» от мирского вторжения. [ 22 ] создание ритуальных мест для внутренней работы [ 23 ] в противовес постмодернистской потере конфиденциальности. [ 24 ]

Культурные примеры

[ редактировать ]

Шеймус Хини считал, что «десакрализация космоса — это то, что мое поколение испытало во всех отношениях». [ 25 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Определение ненормативной лексики» . Словарь современного английского языка Лонгмана – онлайн . Проверено 11 сентября 2014 г.
  2. ^ Jump up to: а б «профан» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/OED/3577715803 . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) Прилагательное, 2
  3. ^ Дюркгейм, Эмиль (1976). Элементарные формы религиозной жизни , с. 37. Лондон: Джордж Аллен и Анвин (первоначально опубликовано в 1915 г., английский перевод - в 1915 г.).
  4. ^ Харпер, Дуглас. «профан» . Интернет-словарь этимологии .
  5. ^ «Плохие слова [в Библии]» . OpenBible.info . Проверено 30 апреля 2015 г.
  6. ^ Сиикала, Анна-Леена (2013). Мифология балтийских финнов . Хельсинки: СКС.
  7. ^ Сало, Унто (1990). Укко Агриколы в свете археологии. Хронологическое и интерпретационное исследование древней финской религии: древнескандинавские и финские религии и культовые топонимы . Турку. ISBN  951-649-695-4 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  8. ^ «Как ругались финны до христианства?» . Проверено 25 декабря 2015 г.
  9. ^ Этимологический словарь финского языка. 3 . Хельсинки: Финско-угорское общество. 1976. ISBN  951-9019-16-2 .
  10. ^ Мелетинский, Элеазар Моисеевич Поэтика мифа (перевод Гая Лануэ и Александра Садецкого) 2000 Routledge ISBN   0-415-92898-2 стр.110
  11. ^ Эмиль Дюркгейм. [1912] 1995. Элементарные формы религиозной жизни , отредактированный и переведенный К.Э. Филдсом. Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 35 .
  12. ^ Палс, Дэниел. 1996. Семь теорий религии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. НАС ISBN   0-19-508725-9 (пбк). п. 99.
  13. ^ Питер Бергер, Слух об ангелах (1973), с. 15
  14. ^ Дюркгейм, с. 38
  15. ^ Дюркгейм, стр. 39–40.
  16. ^ Фредрик Джеймсон , Читатель Джеймсона (2005) стр. 180-1
  17. ^ Бергер, стр. 13–14.
  18. ^ К.Г. Юнг, Человек и его символы (1978), с. 295
  19. ^ Джеймсон, с. 180-2
  20. ^ Уоллес Стивенс, Сборник стихов (1984), с. 412
  21. ^ Умберто Эко. Поворачивая время вспять (2007), стр. 218–20.
  22. ^ Эрик Берн, Психология человеческой судьбы (1974), с. 130
  23. ^ Роберт Блай, Железный Джон (1991) с. 194 и с. 128
  24. ^ Эко, с. 77-88
  25. ^ Денис О'Дрисколл, Stepping Stones (2008), с. 309

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2497b2018b773ebc3fd62bba5c4768f8__1717850880
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/24/f8/2497b2018b773ebc3fd62bba5c4768f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Profane (religion) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)