Светский (религия)
Часть серии о |
Антропология религии |
---|
Социальная и культурная антропология |
Ненормативная лексика или ненормативная лексика в религиозном использовании может относиться к неуважению к вещам, которые считаются священными , что подразумевает что-либо вдохновляющее или заслуживающее почтения , а также поведение, демонстрирующее подобное неуважение или вызывающее религиозное оскорбление . [ 1 ] Это слово также используется в нейтральном смысле для обозначения вещей или людей, не связанных со священным; например, светская история, светская литература и т. д. [ 2 ] В этом смысле оно противопоставляется «священному», имеющему значение, близкое к « светскому ».
Различие между священным и профанным считалось Эмилем Дюркгеймом центральным в социальной реальности человеческой религии . [ 3 ]
Этимология
[ редактировать ]Термин «профан» происходит от классического латинского profanus , что буквально означает «перед (вне) храма», «pro» — снаружи, а «fanum» — храм или святилище. Уже в 1450-х годах оно имело значение либо «осквернение святыни», либо «со светской целью». [ 2 ] [ 4 ] Ненормативная лексика представляла собой светское безразличие к религии или религиозным деятелям, тогда как богохульство представляло собой более оскорбительное нападение на религию и религиозных деятелей, считавшееся греховным и прямым нарушением Десяти заповедей . Более того, многие библейские стихи говорят против ругани. [ 5 ] В некоторых странах ненормативная лексика часто имеет языческие корни, которые после христианского влияния превратились из имен божеств и духов в ненормативную лексику и использовались как таковые, как, например, знаменитое финское ненормативное слово perkele , которое считалось оригинальным именем бога грома Укко . главный бог финского языческого пантеона. [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ] [ 9 ]
Ненормативная лексика в первоначальном значении кощунственной ненормативной лексики является частью древней традиции комических культов, которые смеялись и издевались над божеством или божествами: примером этого может служить сатира Лукиана « Диалоги богов» . [ 10 ]
Священно-светская дихотомия
[ редактировать ]Дихотомия сакрального и светского — это концепция, выдвинутая французским социологом Эмилем Дюркгеймом в 1912 году, который считал ее центральной характеристикой религии : «Религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам , то есть вещам отделить и запретить». [ 11 ] В теории Дюркгейма сакральное представляет интересы группы, особенно единство, которые были воплощены в сакральных групповых символах или тотемах . Однако мирское включает в себя мирские индивидуальные заботы. Дюркгейм прямо заявил, что дихотомия сакрального и профанного не эквивалентна добру и злу , поскольку сакральное может быть либо добром, либо злом, а профанное может быть и тем, и другим. [ 12 ]
Мирской мир состоит из всего, что люди могут познать посредством своих чувств; это естественный мир повседневной жизни, который люди воспринимают как понятный или, по крайней мере, в конечном итоге познаваемый — Lebenswelt или жизненный мир. [ 13 ]
Напротив, священное, или крестец на латыни, охватывает все, что существует за пределами повседневного, естественного мира, который люди воспринимают своими чувствами. По существу, священное или нуминозное может вызывать чувство трепета, поскольку считается в конечном итоге непознаваемым и находящимся за пределами ограниченных человеческих способностей воспринимать и понимать. Дюркгейм, однако, отмечал, что существуют степени священности, так что, амулет может быть священным, но мало уважаемым. например, [ 14 ]
Переходы
[ редактировать ]Обряды перехода представляют собой переходы из одного состояния — светского — в другое, священное; или снова вернуться к профануму. [ 15 ]
Религия организована в первую очередь вокруг священных элементов человеческой жизни и представляет собой коллективную попытку преодолеть разрыв между священным и мирским. [ нужна ссылка ]
Светский прогресс
[ редактировать ]Модернизация и проект Просвещения за последние несколько столетий привели к секуляризации культуры – расширению профанума за (часто явный) ущерб сакральному. [ 16 ] В результате преобладающее глобальное мировоззрение 21-го века является эмпирическим, чувственным, договорным, потусторонним – короче говоря, профаническим. [ 17 ]
Карл Юнг выразил ту же мысль более субъективно, когда написал: «Я знаю — и здесь я выражаю то, что знает бесчисленное множество других людей, — что настоящее время — это время исчезновения и смерти Бога». [ 18 ]
Встречная реакция
[ редактировать ]Продвижение профана привело к появлению нескольких контрдвижений, пытающихся ограничить масштабы профана. Модернизм намеревался вернуть миф и чувство священного в светскую реальность. [ 19 ] - Уоллес Стивенс, выступая от имени большей части движения, писал, что «если ничто не было божественным, то все сущее было божественным, сам мир». [ 20 ]
Фундаментализм – христианский, мусульманский или какой-либо другой – выступил против профанума, вернувшись к священному писанию. [ 21 ]
Психология также поставила перед собой задачу защитить границы индивидуального «я» от мирского вторжения. [ 22 ] создание ритуальных мест для внутренней работы [ 23 ] в противовес постмодернистской потере конфиденциальности. [ 24 ]
Культурные примеры
[ редактировать ]Шеймус Хини считал, что «десакрализация космоса — это то, что мое поколение испытало во всех отношениях». [ 25 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Определение ненормативной лексики» . Словарь современного английского языка Лонгмана – онлайн . Проверено 11 сентября 2014 г.
- ^ Jump up to: а б «профан» . Оксфордский словарь английского языка (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета . doi : 10.1093/OED/3577715803 . (Требуется подписка или членство в участвующей организации .) Прилагательное, 2
- ^ Дюркгейм, Эмиль (1976). Элементарные формы религиозной жизни , с. 37. Лондон: Джордж Аллен и Анвин (первоначально опубликовано в 1915 г., английский перевод - в 1915 г.).
- ^ Харпер, Дуглас. «профан» . Интернет-словарь этимологии .
- ^ «Плохие слова [в Библии]» . OpenBible.info . Проверено 30 апреля 2015 г.
- ^ Сиикала, Анна-Леена (2013). Мифология балтийских финнов . Хельсинки: СКС.
- ^ Сало, Унто (1990). Укко Агриколы в свете археологии. Хронологическое и интерпретационное исследование древней финской религии: древнескандинавские и финские религии и культовые топонимы . Турку. ISBN 951-649-695-4 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ «Как ругались финны до христианства?» . Проверено 25 декабря 2015 г.
- ^ Этимологический словарь финского языка. 3 . Хельсинки: Финско-угорское общество. 1976. ISBN 951-9019-16-2 .
- ^ Мелетинский, Элеазар Моисеевич Поэтика мифа (перевод Гая Лануэ и Александра Садецкого) 2000 Routledge ISBN 0-415-92898-2 стр.110
- ^ Эмиль Дюркгейм. [1912] 1995. Элементарные формы религиозной жизни , отредактированный и переведенный К.Э. Филдсом. Нью-Йорк: Свободная пресса. п. 35 .
- ^ Палс, Дэниел. 1996. Семь теорий религии . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. НАС ISBN 0-19-508725-9 (пбк). п. 99.
- ^ Питер Бергер, Слух об ангелах (1973), с. 15
- ^ Дюркгейм, с. 38
- ^ Дюркгейм, стр. 39–40.
- ^ Фредрик Джеймсон , Читатель Джеймсона (2005) стр. 180-1
- ^ Бергер, стр. 13–14.
- ^ К.Г. Юнг, Человек и его символы (1978), с. 295
- ^ Джеймсон, с. 180-2
- ^ Уоллес Стивенс, Сборник стихов (1984), с. 412
- ^ Умберто Эко. Поворачивая время вспять (2007), стр. 218–20.
- ^ Эрик Берн, Психология человеческой судьбы (1974), с. 130
- ^ Роберт Блай, Железный Джон (1991) с. 194 и с. 128
- ^ Эко, с. 77-88
- ^ Денис О'Дрисколл, Stepping Stones (2008), с. 309
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Эрнест Геллнер , Постмодернизм, разум и религия (1992)
- Мирча Элиаде , Образцы сравнительного религиоведения (1993)
- Аквавива, С.С. и Патрисия Липскомб. Упадок сакрального в индустриальном обществе . (Обзор: JSTOR 1202830 ).
- Бахтин Михаил . [1941] 1993 Рабле и его мир , перевод Х. Исвольского . Блумингтон: Издательство Университета Индианы.
- Барбер, К. Рената. 1965. «Священное и светское: некоторые мысли о народно-городском континууме этой дихотомии». Человек 65:45–46. doi : 10.2307/2797525 JSTOR 2797525
- Колпе, Карстен. « Священное и мирское » в переводе Р. М. Стокмана. В Энциклопедии религии . через энциклопедию.com.
- Дюркгейм, Эмиль . 1912. Элементарные формы религиозной жизни ,
- [1915] 1965, перевод Джозефа Суэйна . Свободная пресса: ISBN 0-02-908010-Х
- 1995, перевод Карен Э. Филдс. Свободная пресса: ISBN 0-02-907937-3
- Элиаде, Мирча . 1957. Священное и светское: природа религии , перевод В. Р. Траска. Нью-Йорк: Harcourt Brace & World .
- Палс, Дэниел. 1996. Семь теорий религии. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508725-9 (pbk).