Раймон Кено
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( апрель 2016 г. ) |
Раймон Кено | |
---|---|
![]() | |
Рожденный | Гавр , Франция | 21 февраля 1903 г.
Умер | 25 октября 1976 г. Париж, Франция | ( 73 года
Занятие | Романист, Поэт |
Национальность | Французский |
Образование | Парижский университет |
Супруг | Джанин Кан |
Подпись | |
![]() |
Раймон Кено (англ. Французский: [ʁɛmɔ̃ kəno] ; 21 февраля 1903 — 25 октября 1976) — французский писатель, поэт, критик, редактор. [ 1 ] и соучредитель и президент Oulipo [ 2 ] ( Открыватель потенциальной литературы ), отличавшийся остроумием и циничным юмором.
Биография
[ редактировать ]Кено родился в доме 47 на улице Тьер (ныне авеню Рене-Коти), Гавр , Нижней Сены . [ 1 ] единственный ребенок Огюста Кено и Жозефины Миньо. После учебы в Гавре Кено переехал в Париж в 1920 году и в 1925 году получил свою первую степень бакалавра философии в Парижском университете. [ 1 ] Кено проходил военную службу зуавом в Алжире и Марокко в 1925–26 годах. [ 3 ] В течение 1920-х и 1930-х годов Кено подрабатывал случайными заработками, например, банковским кассиром, репетитором, переводчиком и иногда писал в колонке под названием «Connaissez-vous Paris?» для ежедневной газеты Intransigeant . [ 1 ]
Он женился на Джанин Кан (1903–1972) в 1928 году после возвращения в Париж со своей первой военной службы. [ 1 ] [ 4 ] Кан была невесткой Андре Бретона , лидера сюрреалистического движения. [ 1 ] В 1934 году у них родился сын Жан-Мари, который стал художником. [ 5 ]
Кено был призван в августе 1939 года и служил в небольших провинциальных городках, прежде чем получил звание капрала незадолго до демобилизации в 1940 году. [ 1 ] После плодотворной карьеры писателя, редактора и критика Кено умер 25 октября 1976 года. [ 3 ] Он похоронен вместе со своими родителями на старом кладбище Жювизи-сюр-Орж в Эссонне под Парижем.
Карьера
[ редактировать ]Кено провёл большую часть своей жизни, работая в издательстве «Галимар» , где он начал работать читателем в 1938 году. Позже он дослужился до генерального секретаря и в конечном итоге стал директором «Энциклопедии Плеяды» в 1956 году. также преподавал в Новой школе Нейи. Он поступил в Колледж Патафизики в 1950 году, где стал сатрапом .
В 1950 году Жюльет Греко записала «Si tu t'imagines», песню Жозефа Космы на слова Кено.

В это время Кено также выступал в качестве переводчика , особенно для книги Амоса Тутуолы « Пьющий из пальмового вина» ( L'Ivrogne dans la brousse ) в 1953 году. Кроме того, он отредактировал и опубликовал Александра Кожева лекции гегеля по « Феноменологии ». Дух . Кено был учеником Кожева в 1930-е годы и в этот период был также близок к писателю Жоржу Батаю .
Как писатель, Кено привлек всеобщее внимание во Франции после публикации в 1959 году его романа « Зази в метро» . [ 1 ] экранизация Луи Маля вышла В 1960 году во время движения Nouvelle Vague . Зази исследует разговорный язык в отличие от «стандартного» письменного французского языка. Первое слово книги, пугающе длинное «Doukipudonktan», представляет собой игривую фонетическую транскрипцию «D'où qu'il pue / qu'ils puent donc tant?» – «Почему он/он/они так воняют?»
До того, как в 1960 году он основал « Увруар потенциальной литературы» (Oulipo) , [ 2 ] Кено привлекала математика как источник вдохновения. Он стал членом Французского математического общества в 1948 году. По мнению Кено, элементы текста, включая, казалось бы, тривиальные детали, такие как количество глав, были вещами, которые нужно было заранее определить, возможно, вычислить. Это была проблема во время написания « Сто тысяч миллиардов стихотворений» , также известных как «100 000 000 000 000 стихотворений» . [ 2 ] Кено написал 140 строк в 10 отдельных сонетах, которые можно было разбирать и переставлять в любом порядке. Кено подсчитал, что тому, кто будет читать книгу 24 часа в сутки, потребуется 190 258 751 год, чтобы прочитать ее. [ 2 ] Пока Кено завершал эту работу, он попросил математика Франсуа Ле Лионне помочь с проблемами, которые у него были, и их разговор привел к роли математики в литературе, что привело к созданию Улипо . [ 2 ] Его работа побудила Жака Лакана продолжить свою новаторскую работу по теории игр и использованию математики в психоанализе. [ 6 ]
Более поздняя работа, Les Fondements de la Litérature d'après David Hilbert (1976), отсылает к математику Дэвиду Гильберту и пытается исследовать основы литературы посредством квазиматематических выводов из текстовых аксиом. Кено утверждал, что эта последняя работа окажется «скрытым мастером автомата». Под давлением своего собеседника Г. Ф. Кено признался, что текст «никогда не мог появиться, но ему пришлось скрыться, чтобы прославить его без участия».
Одна из самых влиятельных работ Кено — «Упражнения в стиле» , в которой рассказывается простая история о том, как мужчина дважды за день увидел одного и того же незнакомца. Он рассказывает эту короткую историю 99 разными способами, демонстрируя огромное разнообразие стилей, в которых может происходить повествование. Отрывок из этой статьи был опубликован в журнале 0 to 9 , издании 1960-х годов, которое экспериментировало с языком и смыслообразованием.
Произведения Раймона Кено публикуются Галлимаром в сборнике Bibliothèque de la Pléiade .
Кено и сюрреалисты
[ редактировать ]В 1924 году Кено познакомился и ненадолго присоединился к сюрреалистам , но никогда полностью не разделял их склонность к автоматическому письму или ультралевой политике. Как и многие сюрреалисты, он пришёл в психоанализ — однако не для того, чтобы стимулировать свои творческие способности, а по личным причинам, как в случае с Лейрисом, Батаем и Кревелем. [ нужна ссылка ]
Мишель Лейрис описывает в Brisees , как он впервые встретил Кено в 1924 году, отдыхая в Немуре с Андре Массоном , Арманом Салакру и Хуаном Грисом . Общий друг Ролан Туаль встретил Кено в поезде из Гавра и привез его. Кено был на несколько лет моложе и чувствовал себя менее образованным, чем другие мужчины. На молодую богему он не произвел большого впечатления. После того, как Кено вернулся из армии, примерно в 1926–1927 годах, он и Лейрис встретились в кафе Certa, недалеко от L'Opera, тусовки сюрреалистов. В данном случае, когда разговор зашел о восточной философии, в комментариях Кено проявилось тихое превосходство и ученая вдумчивость. Лейрис и Кено подружились позже, когда писали для «Документов Батая» . [ нужна ссылка ]
Кено поставил под сомнение поддержку сюрреалистов СССР в 1926 году. Он оставался в теплых отношениях с Андре Бретоном . [ 3 ] хотя он также продолжал общаться с Симоной Кан после того, как Бретон расстался с ней. Бретон обычно требовал, чтобы его последователи подвергли остракизму его бывших подруг. Однако Кено было трудно избегать Симоны, поскольку в 1928 году он женился на ее сестре Жанин. [ 1 ] В тот год, когда Бретон покинул Симону, она иногда путешествовала по Франции вместе с сестрой и Кено. [ нужна ссылка ]
К 1930 году Кено значительно отделился от Бретона и сюрреалистов. [ 1 ] Элюар, Арагон и Бретон вступили в Коммунистическую партию Франции в 1927 году; Кено этого не сделал и вместо этого принял участие в «Un Cadavre» («Труп», 1930), резко антибретонском памфлете, написанном в соавторстве с Батаем , Лейрисом , Превертом , Алехо Карпантье , Жаком Бароном , Ж.-А. Буаффаром , Робером Десносом , Жоржем. Лимбур , Макс Морис , Жорж Рибемон-Дссезинь и Роже Витрак . [ нужна ссылка ]
Кено также присоединился к Демократическому коммунистическому кружку, основанному Борисом Суварином , и занимался многочисленными левыми и антифашистскими движениями. [ 7 ] Он защищал Народный фронт во Франции и республиканцев во время гражданской войны в Испании . [ 7 ] Во время нацистской оккупации Франции он публиковался во многих левых журналах, связанных с Сопротивлением . После Второй мировой войны Кено продолжал оказывать поддержку левым манифестам и петициям, а также осуждал маккартизм и антикоммунистические преследования в Греции. [ 7 ]
Он написал больше научных, чем литературных рецензий: на Павлова , Вернадского на книгу по истории конного попоны (от которого получил круговую теорию наук) и рецензию артиллерийского офицера . Он также помог с написанием отрывков об Энгельсе и математической диалектике для статьи Батая «Критика основ гегелевской диалектики». [ нужна ссылка ]
Жак Лакан серьезно заинтересовался математикой и первым внес вклад в теорию игр после прочтения работ Кено. [ 8 ]
Наследие и почести
[ редактировать ]- 1951 г. избран членом Гонкуровской академии .
- 1952 г. избран членом Академии юмора.
- 1955–57 приглашен в жюри Каннского кинофестиваля.
Библиография
[ редактировать ]Романы
[ редактировать ]- Ле Шьендан (1933). Кора дерева, пер. Барбара Райт (Колдер и Боярс, 1968); позже опубликовано как Witch Grass (New York Review Books, 2003; ISBN 1-59017-031-8 )
- Каменное лицо (1934). Кусок камня
- Последние дни (1936). Последние дни , пер. Барбара Райт (Архив Далки, 1990; ISBN 1-56478-140-2 )
- Одиллия (1937). Пер. Кэрол Сандерс (Архив Далки, 1988; ISBN 0-916583-34-1 )
- Дети лайма (1938). Дети глины , пер. Мадлен Велгут («Солнце и луна», 1998; ISBN 1-55713-272-0 )
- Грубый улей (1939). Тяжелая зима , пер. Бетти Асквит (Дж. Леманн, 1948)
- Смешанные времена (Пасть Петра II) (1941)
- Пьеро, мой друг (1942). Пьеро , пер. Джулиан Макларен-Росс (Дж. Леманн, 1950) и Барбара Райт (Архив Далки, 1987); ISBN 1-56478-397-9 )
- Вдали от Рюэля (1944). Кожа мечты , пер. Х. Дж. Каплан (Новые направления, 1948; ISBN 0-947757-16-3 ) и Крис Кларк (New York Review Books, 2024; ISBN 9781681377704 )
- Мы всегда слишком хороши с женщинами (1947). Мы всегда слишком хорошо относимся к женщинам , пер. Барбара Райт (Дж. Колдер, 1981; ISBN 1-59017-030-X )
- Сен-Глинглин (1948). Пер. Джеймс Саллис (Архив Далки, 1993; ISBN 1-56478027-9 )
- Дневник Салли Мара (1950)
- Le Dimanche de la vie (1952). Воскресенье жизни , пер. Барбара Райт (Дж. Колдер, 1976; ISBN 0-8112-0646-7 )
- Зази в метро (1959). Зази в метро , пер. Барбара Райт (Харпер, 1960; ISBN 0-14-218004-1 )
- Синие цветы (1965). Синие цветы , пер. Барбара Райт (Атенеум, 1967; ISBN 0-8112-0945-8 ); также опубликовано как «Между синим и синим» (The Bodley Head, 1967).
- Ле Вол д'Икаре (1968). Полет Икара , пер. Барбара Райт (Колдер и Боярс, 1973; ISBN 0-8112-0483-9 )
Поэзия
[ редактировать ]- Дуб и собака (1937). Пер. Мадлен Велгут (П. Ланг, 1995; ISBN 0-8204-2311-4 )
- Зиаукс (1943)
- L'Instant Fatal (1946)
- Малая портативная космогония (1950)
- Сто тысяч миллиардов стихотворений (1961). Сто тысяч миллиардов стихотворений
- Собака с мандолиной (1965)
- Победа над страной (1967). Бить кусты
- Бег по улицам (1967). Hit the Streets , пер. Рэйчел Гэлвин (Каркане, 2013)
- Расщепление волн (1969)
- Элементарная мораль (1975). Элементарная мораль
Очерки и статьи
[ редактировать ]- Жоан Миро; или Доисторический поэт (1949)
- Палки, цифры и буквы (1950)
- Для идеальной библиотеки или Для Ars Poetica (1956)
- Интервью с Жоржем Шарбонье (1962)
- Края (1963)
- Модельная история (1966)
- Путешествие в Грецию (1973)
- Трактат о демократических добродетелях (1955)
Другой
[ редактировать ]- Un Cadavre (1930) с Жаком Бароном, Жоржем Батаем , Ж.-А. Буаффаром, Робером Десносом , Мишелем Лейрисом, Жоржем Лимбуром, Максом Моризом, Жаком Превером , Жоржем Рибемон-Дссезиньем и Роже Витраком .
- На проходе (1944) – театр.
- Упражнения стиля (1947). Упражнения в стиле , пер. Барбара Райт (Gaberbocchus Press, 1958; ISBN 0-7145-4238-5 )
- «Смерть в этом саду» (1956). «Смерть в саду» — с Луисом Бунюэлем , сценарий франко-мексиканского кинопроизводства.
- Основы литературы по Дэвиду Гильберту (1976).
- Contes et propos (1981) – сборник рассказов и зарисовок.
- Журнал 1939–1940 (1986)
- Дневники 1914–1965 (1996)
Сборники на английском языке
[ редактировать ]- Троянский конь и на опушке леса (Gaberbocchus Press, 1954). Пер. Барбара Райт.
- Стук по тротуарам, битья по кустам и другие патафизические стихи (Unicorn Press, 1985). Пер. Тео Савори. ISBN 0-87775-172-2
- Пять историй (Неясные публикации, 2000). Пер. Барбара Райт. Составляет: «Паника»; «Дино»; «На опушке леса»; «Голубой фанк»; и «Троянский конь».
- Истории и замечания (Университет Небраски Press, 2000). Пер. Марк Ловенталь.
- Буквы, цифры, формы: очерки, 1928–70 (University of Illinois Press, 2007). Пер. Джордан Стамп.
- EyeSeas: Избранные стихи (Black Widow Press, 2008). Пер. Даниэла Хурезану и Стивен Кесслер.
В другом искусстве
[ редактировать ]- Зази в метро (1960), выпущен как экранизация
- Пьер Бастьен [ 9 ] выпустил компакт-диск с двуязычным каламбурным названием Eggs Air Sister Steel , основанный на Exercices de Style (который звучит как «Eggs Air Sister Steel», когда его произносят).
- Типографская Stilübungen – visuelle интерпретация немецкой версии Exercices de Style « Interpretationen» графического дизайнера Маркуса Крафта была опубликована в 2006 году.
- Испанско-канадский композитор Хосе Евангелиста в 1997 году написал цикл песен «Упражнения стиля» на тексты из титульной книги Кено.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Мэгилл, Фрэнк (1997). Циклопедия мировых авторов . Калифорния: Салем Пресс. п. 1660.
- ^ Jump up to: а б с д и Мэтьюз, Гарри (1998). Олипо Компедиум . Лондон: Атлас Пресс. п. 14. ISBN 1-900565-18-8 .
- ^ Jump up to: а б с Тьер, Аллен (1985). Раймон Кено . Бостон: Издательство Twayne. стр. 100-1 2 . ISBN 9780805766134 .
- ^ «Жанин Кено (1903–1972)» . data.bnf.fr (на французском языке) . Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ Мэгилл, Фрэнк Нортен (1989). Циклопедия мировых авторов II . Салем Пресс. ISBN 978-0-89356-516-9 .
- ^ " Номер тринадцать и логическая форма подозрения»
- ^ Jump up to: а б с Гэлвин, Рэйчел (2017). Новости войны: гражданская поэзия 1936–1945 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 209–210.
- ^ Пьер Куртуа, Тарик Таздайт. Жак Лакан и теория игр: ранний вклад в общее знание, рассуждение. Европейский журнал истории экономической мысли, 2021, 28 (5), стр. 844–869. ff10.1080/09672567.2021.1908392ff. ffhal-03179414f
- ^ «Дискография» . Pierrebastien.com . Проверено 21 апреля 2016 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Раймон Кено Ричарда Кобба (Кларендон, 1976)
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- www.queneau.net на Wayback Machine (архивировано 11 июня 2008 г.), бывший веб-сайт Кено.
- Периодические издания , Галлимар
- Статья
- Университет Макгилла: роман по мнению романистов (на французском языке) Опись и анализ эссе Раймона Кено, сочинений о романе
- Статьи о леттеризме, 1946–1965 гг . Исследовательский институт Гетти. Лос-Анджелес, Калифорния
- Раймон Кено на IMDb
- 1903 рождения
- 1976 смертей
- Писатели из Гавра
- Выпускники Парижского университета
- Члены Улипо
- Патафизики
- Французские писатели-сюрреалисты
- Победители Prix des Deux Magots
- Постмодернистские писатели
- Французские романисты XX века
- Французские поэты XX века
- Французские поэты-мужчины
- Французские романисты-мужчины
- Французские писатели-мужчины XX века