Вымирание человечества
Вымирание человека — это гипотетический конец , человеческого вида либо в результате сокращения численности населения из-за посторонних естественных причин, таких как воздействие астероида или крупномасштабный вулканизм , либо в результате антропогенного разрушения (самовымирания), например, в результате субзамены рождаемости .
Некоторыми из многих возможных факторов антропогенной опасности являются изменение климата , глобальное ядерное уничтожение , биологическая война , оружие массового уничтожения и экологический коллапс . Другие сценарии сосредоточены на новых технологиях, таких как передовой искусственный интеллект , биотехнологии или самовоспроизводящиеся нанороботы .
Научный консенсус заключается в том, что существует относительно низкий риск краткосрочного вымирания человечества по естественным причинам. [ 2 ] [ 3 ] Однако вероятность вымирания человечества в результате его собственной деятельности в настоящее время является областью исследований и дискуссий.
История мысли
[ редактировать ]Ранняя история размышлений о вымирании человечества
[ редактировать ]До XVIII и XIX веков возможность вымирания людей или других организмов рассматривалась со скептицизмом. [ 4 ] Это противоречило принципу изобилия , доктрине существования всех возможных вещей. [ 4 ] Этот принцип восходит к Аристотелю и был важным принципом христианского богословия. [ 5 ] Древние философы, такие как Платон , Аристотель и Лукреций, писали о конце человечества только как о части цикла обновления. Маркион Синопский был протопротестантом, выступавшим за антинатализм , который мог привести к вымиранию человечества. [ 6 ] [ 7 ] Более поздние философы, такие как Аль-Газали , Уильям Оккам и Джероламо Кардано, расширили изучение логики и вероятности и начали задаваться вопросом, существуют ли абстрактные миры, включая мир без людей. Физик Эдмонд Галлей заявил, что вымирание человечества может принести пользу будущему мира. [ 8 ]
Представление о том, что виды могут вымереть, получило научное признание в эпоху Просвещения в 17 и 18 веках, и к 1800 году Жорж Кювье идентифицировал 23 вымерших доисторических вида. [ 4 ] Доктрина постепенно была опровергнута данными естественных наук, в частности открытием ископаемых свидетельств видов, которые, казалось, больше не существуют, и развитием теорий эволюции. [ 5 ] В книге «Происхождение видов » Дарвин рассматривал вымирание видов как естественный процесс и основной компонент естественного отбора. [ 9 ] Примечательно, что Дарвин скептически относился к возможности внезапного вымирания, рассматривая его как постепенный процесс. Он считал, что резкое исчезновение видов из летописи окаменелостей не является свидетельством катастрофического вымирания, а скорее представляет собой непризнанные пробелы. [ нужны разъяснения ] в записи. [ 9 ]
По мере того как возможность вымирания стала более широко признаваться в науках, росла и перспектива вымирания человечества. [ 4 ] В XIX веке вымирание человечества стало популярной темой в науке (например, « » Томаса Роберта Мальтуса ) Очерк принципа народонаселения и художественной литературе (например, Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля » «Последний человек ). В 1863 году, через несколько лет после Чарльзом Дарвином публикации «Происхождение видов» , Уильям Кинг предположил, что неандертальцы были вымершим видом рода Homo . поэтов . Эта тема особенно интересовала писателей-романтиков и [ 4 ] Лорд Байрон написал об исчезновении жизни на Земле в своем стихотворении « Тьма » 1816 года, а в 1824 году представил, что человечеству угрожает падение кометы, и что оно использует ракетную систему для защиты от него. [ 4 ] Действие романа Мэри Шелли » 1826 года «Последний человек происходит в мире, где человечество было почти уничтожено загадочной чумой. [ 4 ] На рубеже 20-го века русский космизм , предшественник современного трансгуманизма , выступал за предотвращение вымирания человечества путем колонизации космоса. [ 4 ]
Атомная эра
[ редактировать ]Изобретение атомной бомбы вызвало волну дискуссий среди ученых, интеллектуалов и широкой общественности о риске исчезновения человечества. [ 4 ] В эссе 1945 года Бертран Рассел писал, что «перспектива человечества мрачна вне всякого прецедента. Человечество стоит перед четкой альтернативой: либо мы все погибнем, либо нам придется приобрести некоторую небольшую степень здравого смысла». [ 10 ] В 1950 году Лео Сцилард предположил, что технологически возможно создать кобальтовую бомбу , которая могла бы сделать планету непригодной для жизни. Опрос Gallup 1950 года показал, что 19% американцев считают, что новая мировая война будет означать «конец человечества». [ 11 ] Книга Рэйчел Карсон 1962 года «Тихая весна» повысила осведомленность об экологической катастрофе. В 1983 году Брэндон Картер предложил аргумент Судного дня , который использовал байесовскую вероятность для предсказания общего числа людей, которые когда-либо будут существовать.
Открытие в начале 1980-х годов « ядерной зимы » — конкретного механизма, с помощью которого ядерная война может привести к вымиранию человечества, — снова подняло эту проблему на первый план. Рассказывая об этих открытиях в 1983 году, Карл Саган утверждал, что измерение серьезности вымирания исключительно с точки зрения тех, кто умирает, «скрывает его полное воздействие», и что ядерная война «ставит под угрозу всех наших потомков, пока будут существовать люди». " [ 12 ]
Пост-холодная война
[ редактировать ]Книга Джона Лесли 1996 года «Конец света» представляла собой академическую трактовку науки и этики вымирания человечества. В ней Лесли рассмотрела ряд угроз человечеству и то, что у них общего. В 2003 году британский королевский астроном сэр Мартин Рис опубликовал «Наш последний час» , в котором утверждает, что достижения в некоторых технологиях создают новые угрозы выживанию человечества и что XXI век может стать критическим моментом в истории, когда будет решена судьба человечества. [ 13 ] В 2008 году под редакцией Ника Бострома Милана М. Чирковича и была опубликована книга «Глобальные катастрофические риски» , представляющая собой сборник эссе 26 ученых о различных глобальных катастрофических и экзистенциальных рисках. [ 14 ] В книге Тоби Орда 2020 года «Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества» утверждается, что предотвращение экзистенциальных рисков является одной из самых важных моральных проблем нашего времени. В книге обсуждаются, количественно оцениваются и сравниваются различные экзистенциальные риски, делая вывод, что наибольшие риски представляют собой несогласованные искусственный интеллект и биотехнологии. [ 15 ]
Причины
[ редактировать ]Потенциальные антропогенные причины вымирания человечества включают глобальную термоядерную войну , развертывание высокоэффективного биологического оружия , экологический коллапс, безудержный искусственный интеллект , безудержный нанотехнологии (такие как сценарий «серой слизи» ), катастрофу метастабильности вакуума , перенаселение и рост потребления создают риск истощение ресурсов и сопутствующий демографический кризис, сокращение численности населения из-за выбора иметь меньше детей, вытеснение естественно развившихся людей новым видом, созданным с помощью генной инженерии или технологического увеличения. с высоким уровнем смертности Естественные и внешние риски вымирания включают пандемию , супервулкана извержение , удар астероида , близлежащие вспышки сверхновых или гамма-лучей , экстремальную солнечную вспышку или вторжение инопланетян .
Люди (например, Homo sapiens sapiens ) как вид также могут считаться «вымершими» просто потому, что их заменили далекими потомками, чья продолжающаяся эволюция может привести к появлению новых видов или подвидов Homo или гоминидов .
без вмешательства неожиданных сил звездная эволюция Солнца Ожидается, что сделает Землю непригодной для жизни, а затем уничтожит ее. В зависимости от ее окончательной судьбы , вся Вселенная может в конечном итоге стать непригодной для жизни.
Вероятность
[ редактировать ]Естественный и антропогенный
[ редактировать ]Эксперты в целом сходятся во мнении, что антропогенные экзистенциальные риски (намного) более вероятны, чем естественные риски. [ 16 ] [ 13 ] [ 17 ] [ 2 ] [ 18 ] Ключевое различие между этими типами рисков заключается в том, что эмпирические данные могут установить верхнюю границу уровня естественного риска. [ 2 ] Человечество существует уже по меньшей мере 200 000 лет, на протяжении которых оно подвергается примерно постоянному уровню естественного риска. Если бы естественный риск был достаточно высоким, то было бы крайне маловероятно, что человечество выжило бы так долго. Основываясь на формализации этого аргумента, исследователи пришли к выводу, что мы можем быть уверены, что естественный риск ниже 1 на 14 000 в год (что в среднем эквивалентно 1 на 140 на столетие). [ 2 ]
Еще одним эмпирическим методом изучения вероятности определенных природных рисков является изучение геологической летописи. [ 16 ] Например, событие столкновения с кометой или астероидом, достаточное по масштабу, чтобы вызвать ударную зиму , которая приведет к вымиранию человечества до 2100 года, оценивается в одно на миллион. [ 19 ] [ 20 ] Более того, крупные извержения супервулканов могут вызвать вулканическую зиму , которая может поставить под угрозу выживание человечества. [ 21 ] Геологические данные показывают, что извержения супервулканов происходят в среднем примерно раз в 50 000 лет, хотя большинство таких извержений не достигают масштабов, необходимых для вымирания человечества. [ 21 ] Известно, что супервулкан Тоба, возможно, почти уничтожил человечество во время своего последнего извержения (хотя это спорный вопрос). [ 21 ] [ 22 ]
Поскольку антропогенный риск является относительно недавним явлением, история выживания человечества не может дать подобных гарантий. [ 2 ] Человечество просуществовало всего 78 лет с момента создания ядерного оружия, а в отношении технологий будущего нет никаких достижений. Это привело таких мыслителей, как Карл Саган, к выводу, что человечество в настоящее время переживает «время опасностей». [ 23 ] – исключительно опасный период в истории человечества, когда оно подвержено беспрецедентному уровню риска, начиная с того момента, когда люди впервые начали подвергать себя риску своими действиями. [ 16 ] [ 24 ] Палеобиолог Олев Винн предположил, что люди, предположительно, имеют ряд унаследованных моделей поведения (ИПП), которые не приспособлены к условиям, преобладающим в техногенной цивилизации. Действительно, некоторые IBP могут быть совершенно несовместимы с такими состояниями и иметь высокий потенциал индуцировать самоуничтожение. Эти модели могут включать в себя реакцию людей, стремящихся к власти над сородичами в отношении сбора и потребления энергии. [ 25 ]
Оценка риска
[ редактировать ]Учитывая ограничения обычного наблюдения и моделирования, экспертный опрос . вместо этого для получения оценок вероятности часто используется [ 26 ]
- Человечество имеет 95%-ную вероятность вымирания через 7 800 000 лет, согласно формулировке Дж. Ричардом Готтом спорного аргумента о конце света , который утверждает, что мы, вероятно, уже пережили половину продолжительности человеческой истории. [ 27 ]
- В 1996 году Джон А. Лесли оценил риск в 30% в течение следующих пяти столетий (что в среднем эквивалентно примерно 6% в столетие). [ 28 ]
- В 2003 году Мартин Рис оценил вероятность коллапса цивилизации в XXI веке в 50%. [ 29 ]
- Исследование, проведенное в 2008 году Институтом будущего человечества, оценило вероятность вымирания сверхразума к 2100 году в 5%. [ 17 ]
- В годовом отчете Фонда глобальных вызовов за 2016 год ежегодная вероятность вымирания человечества оценивается как минимум в 0,05% в год (что в среднем эквивалентно 5% в столетие). [ 30 ]
- Опрос экспертов по искусственному интеллекту, проведенный в 2016 году, показал, что по средней оценке в 5% ИИ на человеческом уровне приведет к «чрезвычайно плохому результату (например, вымиранию человечества)». [ 31 ] В 2019 году риск был снижен до 2%, но в 2022 году его снова увеличили до 5%. В 2023 году риск увеличился вдвое до 10%. [ 32 ] По словам Илона Маска, в 2024 году риск удвоится до 20%. [ 33 ]
- В 2020 году Тоби Орд » оценивает экзистенциальный риск в следующем столетии как «1 из 6» в своей книге «Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества . [ 16 ] [ 34 ] Он также оценил риск вымирания неприсоединившегося ИИ в следующем столетии «1 из 10».
- Согласно статье The Economist от 10 июля 2023 года , ученые оценили вероятность катастрофы, вызванной ИИ, в 12% и вероятность вымирания, вызванного ИИ, к 2100 году в 3%. Они также оценивают 8% вероятность того, что ядерная война вызовет глобальную катастрофу и вероятность того, что ядерная война приведет к вымиранию человечества, составляет 0,5625%. [ 35 ]
- 1 мая 2023 года Договор о безопасности и сотрудничестве в области искусственного интеллекта (TAISC) оценил риск катастрофы, вызванной ИИ, к 2200 году в 30,5%, хотя они также оценили риск катастрофы, вызванной ИИ, к 2026 году в 32,2%. нет 6-месячного моратория. [ 36 ]
- По состоянию на 26 марта 2024 года пользователи Metaculus оценивают вероятность вымирания человечества к 2100 году в 1%. [ 37 ]
- В интервью 2010 года изданию The Australian покойный австралийский учёный Фрэнк Феннер предсказал вымирание человеческой расы в течение столетия, прежде всего в результате человеческого перенаселения , деградации окружающей среды и изменения климата. [ 38 ]
- Согласно исследованию 2020 года, опубликованному в Scientific Reports , если вырубка лесов и потребление ресурсов продолжатся нынешними темпами, они могут привести к «катастрофическому коллапсу человеческого населения» и, возможно, к «необратимому коллапсу нашей цивилизации» в ближайшие 20–40 лет. Согласно самому оптимистическому сценарию, представленному в исследовании, шансы на выживание человеческой цивилизации составляют менее 10%. Чтобы избежать этого коллапса, говорится в исследовании, человечество должно перейти от цивилизации, в которой доминирует экономика, к «культурному обществу», которое «ставит интересы экосистемы выше индивидуальных интересов ее компонентов, но в конечном итоге в соответствии с общими общественными интересами». ." [ 39 ] [ 40 ]
- Ник Бостром, философ из Оксфордского университета , известный своими работами по экзистенциальному риску , утверждает, что это было бы «ошибочно». [ 41 ] предположить, что вероятность краткосрочного вымирания составляет менее 25% и что для человечества будет «непростой задачей» «с первого раза принять достаточно правильные меры предосторожности», учитывая, что экзистенциальный риск не дает возможности учиться на неудачах. [ 3 ] [ 19 ]
- Философ Джон А. Лесли оценивает вероятность того, что человечество выживет в следующие пять столетий, составляет 70%, отчасти основываясь на спорном философском аргументе о конце света , который отстаивает Лесли. Аргумент Лесли является в некоторой степени частотным , основанным на наблюдении о том, что вымирание человечества никогда не наблюдалось, но требует субъективных антропных аргументов. [ 42 ] Лесли также обсуждает антропную предвзятость выживаемости (которую он называет эффектом «наблюдательного отбора» на странице 139) и утверждает, что априорная уверенность в наблюдении «некатастрофического прошлого» может затруднить утверждение о том, что мы должны быть в безопасности, потому что ничего ужасного не произошло. все же произошло. Он цитирует формулировку Хольгера Беха Нильсена : «Мы даже не знаем, должен ли существовать какой-то чрезвычайно опасный распад, скажем, протона, который вызвал уничтожение Земли, потому что, если бы это произошло, нас больше не было бы там, чтобы наблюдать за ним, и если бы этого не происходит, нечего наблюдать». [ 43 ]
- Жан-Марк Салотти рассчитал вероятность вымирания человечества, вызванного падением гигантского астероида. [ 44 ] Оно находится между 0,03 и 0,3 в течение следующего миллиарда лет, если не будет колонизации других планет. Согласно этому исследованию, самым пугающим объектом является гигантская долгопериодическая комета, время предупреждения которой составляет всего несколько лет и, следовательно, нет времени для какого-либо вмешательства в космос или заселения Луны или Марса. Вероятность падения гигантской кометы в ближайшие сто лет составляет 2,2 × 10. −12 . [ 44 ]
Индивидуальные и видовые риски
[ редактировать ]Хотя экзистенциальные риски менее управляемы отдельными людьми, чем, например, риски для здоровья, по мнению Кена Олума, Джошуа Ноуба и Александра Виленкина, возможность вымирания человечества действительно имеет практические последствия. Например, если принять «универсальный» аргумент конца света , это изменит наиболее вероятный источник бедствий и, следовательно, наиболее эффективные средства их предотвращения. Они пишут: «...вас должно больше беспокоить то, что большое количество астероидов еще не обнаружено, чем конкретная орбита каждого из них. Не следует особо беспокоиться о шансе того, что какая-то конкретная близлежащая звезда станет сверхновой, но больше о вероятности того, что сверхновые более смертоносны для близлежащей жизни, чем мы думаем». [ 45 ]
Сложность
[ редактировать ]Некоторые ученые утверждают, что при определенных сценариях, таких как глобальная термоядерная война, будет сложно уничтожить все поселения на Земле. Физик Уиллард Уэллс отмечает, что любой вероятный сценарий вымирания должен охватывать разнообразные территории, включая подземные метро крупных городов, горы Тибета, самые отдаленные острова южной части Тихого океана и даже станцию Мак-Мердо в Антарктиде. у которого есть планы действий в чрезвычайных ситуациях и запасы на случай длительной изоляции. [ 46 ] Кроме того, существуют тщательно продуманные бункеры, которые лидеры правительства могут занять во время ядерной войны. [ 19 ] Следует также учитывать существование атомных подводных лодок , которые могут оставаться на глубине сотен метров в океане в течение многих лет. Любое количество событий может привести к массовой гибели людей, но если последние несколько (см. минимальную жизнеспособную популяцию ) наиболее устойчивых людей вряд ли также вымрут, то этот конкретный сценарий вымирания человечества может показаться неправдоподобным. [ 47 ]
Этика
[ редактировать ]Ценность человеческой жизни
[ редактировать ]«Экзистенциальные риски» — это риски, которые угрожают всему будущему человечества, либо вызывая человеческое вымирание, либо иным образом навсегда нанося вред человеческому прогрессу. [ 3 ] Многие ученые, основываясь на размерах «космического дара», утверждают, что из-за невообразимо большого количества потенциальных будущих жизней, находящихся под угрозой, даже небольшое снижение экзистенциального риска имеет большую ценность.
В одном из первых обсуждений этики вымирания человечества Дерек Парфит предлагает следующий мысленный эксперимент: [ 48 ]
Я считаю, что если мы уничтожим человечество, как мы можем сейчас, результат будет намного хуже, чем думает большинство людей. Сравните три результата:
(1) Мир.
(2) Ядерная война, в результате которой погибнет 99% существующего населения мира.
(3) Ядерная война, которая убивает 100%.
(2) было бы хуже, чем (1), и (3) было бы хуже, чем (2). Какое из этих двух различий больше? Большинство людей считают, что большая разница между (1) и (2). Я считаю, что разница между (2) и (3) гораздо больше.
— Дерек Парфит
Масштаб потерь в результате экзистенциальной катастрофы определяется долгосрочным потенциалом человечества – того, чего человечество могло бы ожидать, если бы оно выжило. [ 16 ] С утилитарной точки зрения ценность защиты человечества является продуктом ее продолжительности (как долго выживет человечество), ее размера (сколько людей будет существовать с течением времени) и ее качества (в среднем, насколько хороша жизнь для будущих людей). . [ 16 ] : 273 [ 49 ] В среднем виды выживают около миллиона лет, прежде чем вымирают. Парфит отмечает, что Земля останется пригодной для жизни примерно в течение миллиарда лет. [ 48 ] И это могут быть нижние границы нашего потенциала: если человечество сможет выйти за пределы Земли , оно сможет значительно увеличить человеческую популяцию и выжить в течение триллионов лет. [ 50 ] [ 16 ] : 21 Размер упущенного потенциала, который был бы утрачен, если бы человечество вымерло, очень велик. Следовательно, снижение экзистенциального риска даже на небольшую величину имело бы очень значительную моральную ценность. [ 3 ] [ 51 ]
Карл Саган писал в 1983 году: «Если нам потребуется оценить вымирание в числовом выражении, я бы обязательно включил число людей в будущих поколениях , которые не родятся.... (По одним расчетам) ставки равны в миллионы раз больше для вымирания, чем для более скромных ядерных войн, в которых погибают «всего лишь» сотни миллионов людей. Есть много других возможных мер потенциальных потерь, включая культуру и науку, эволюционную историю планеты и значение. жизни всех наших предков, которые внесли свой вклад в будущее своих потомков. Вымирание — это гибель человеческого предприятия». [ 52 ]
Философ Роберт Адамс в 1989 году отверг «безличные» взгляды Парфита, но вместо этого говорил о моральном императиве лояльности и приверженности «будущему человечества как обширному проекту... Стремление к лучшему обществу – более справедливому, более полезному и более мирный... наш интерес к жизни наших детей и внуков и надежды на то, что они, в свою очередь, смогут использовать жизни своих детей и внуков в качестве проектов». [ 53 ]
Философ Ник Бостром утверждает в 2013 году, что аргументы сторонников удовлетворения предпочтений , демократии, опекунства и интуиционизма сходятся в здравом смысле, согласно которому предотвращение экзистенциального риска является высоким моральным приоритетом, даже если точная «степень плохости» человеческого вымирания варьируется от эти философии. [ 54 ]
Парфит утверждает, что размер «космического дара» можно рассчитать, исходя из следующего аргумента: если Земля останется пригодной для жизни еще на миллиард лет и сможет устойчиво поддерживать население численностью более миллиарда человек, то существует потенциал для 10 16 (или 10 000 000 000 000 000) человеческих жизней нормальной продолжительности. [ 55 ] Бостром идет еще дальше, заявляя, что если вселенная пуста, то доступная вселенная может поддерживать как минимум 10 34 биологические годы жизни человека; и, если бы некоторые люди были загружены в компьютеры, они могли бы даже поддерживать эквивалент 10 54 кибернетические годы человеческой жизни. [ 3 ]
Некоторые экономисты и философы защищают взгляды, в том числе экспоненциальное дисконтирование и взгляды на демографическую этику, влияющие на человека , согласно которым будущие люди не имеют значения (или имеют гораздо меньшее значение) с моральной точки зрения. [ 56 ] Хотя эти взгляды противоречивы, [ 19 ] [ 57 ] [ 58 ] они согласились бы, что экзистенциальная катастрофа будет одной из худших вещей, которые только можно себе представить. Это оборвало бы жизни восьми миллиардов ныне существующих людей, уничтожив все, что делает их жизнь ценной, и, скорее всего, подвергнув многих из них глубоким страданиям. Таким образом, даже если оставить в стороне ценность будущих поколений, могут существовать веские причины для снижения экзистенциального риска, основанные на заботе о ныне живущих людях. [ 59 ]
Помимо утилитаризма, другие моральные точки зрения подтверждают важность снижения экзистенциального риска. Экзистенциальная катастрофа уничтожит не только человечество – она уничтожит все культурные артефакты, языки и традиции, а также многие вещи, которые мы ценим. [ 16 ] [ 60 ] Таким образом, моральные точки зрения, согласно которым мы обязаны защищать и беречь ценные вещи, рассматривают это как огромную потерю, которой следует избегать. [ 16 ] Можно также рассмотреть причины, основанные на долге перед прошлыми поколениями. Например, Эдмунд Берк пишет о «партнерстве... между теми, кто жив, теми, кто умер, и теми, кому предстоит родиться». [ 61 ] Если серьезно отнестись к долгу человечества перед прошлыми поколениями, Орд утверждает, что лучшим способом его погашения может стать «заплата вперед» и обеспечение передачи наследия человечества будущим поколениям. [ 16 ] : 49–51
Есть несколько экономистов, которые обсуждали важность глобальных катастрофических рисков. Например, Мартин Вейцман утверждает, что большая часть ожидаемого экономического ущерба от изменения климата может быть связана с небольшой вероятностью того, что потепление значительно превысит средние ожидания, что приведет к катастрофическому ущербу. [ 62 ] Ричард Познер утверждает, что человечество в целом слишком мало делает для борьбы с небольшими, трудно поддающимися оценке рисками крупномасштабных катастроф. [ 63 ]
Добровольное вымирание
[ редактировать ]Некоторые философы занимают антинаталистскую позицию, согласно которой вымирание человечества было бы не плохим, а хорошим событием. Дэвид Бенатар утверждает, что возникновение человека – это всегда серьезный вред, и поэтому лучше, чтобы люди в будущем не появлялись на свет. [ 64 ] Кроме того, Дэвид Бенатар, борец за права животных Стивен Бест и анархист Тодд Мэй утверждают, что вымирание человечества будет положительным моментом для других организмов на планете и самой планеты, ссылаясь, например, на всеубийственный характер человеческой цивилизации. [ 65 ] [ 66 ] [ 67 ] Экологическую точку зрения в пользу вымирания человечества разделяют члены Движения за добровольное вымирание человечества и Церкви эвтаназии , которые призывают воздерживаться от размножения и позволить человеческому виду мирно вымереть, тем самым остановив дальнейшую деградацию окружающей среды . [ 68 ]
В художественной литературе
[ редактировать ]Жана-Батиста Кузена де Грейнвиля 1805 года Научно-фантастический роман «Le dernier homme » ( «Последний человек» ), в котором показано вымирание человечества из-за бесплодия, считается первым современным апокалиптическим романом, и ему приписывают начало этого жанра. [ 69 ] Другие известные ранние работы включают Мэри Шелли 1826 года «Последний человек» , изображающее вымирание человечества, вызванное пандемией , и » Олафа Стэплдона 1937 года «Создатель звезд , «сравнительное исследование омницида». [ 4 ]
Некоторые научно-популярные работы XXI века, в том числе «Мир без нас» и Алана Вейсмана телевизионные специальные передачи «Жизнь после людей» и «Последствия: Нулевая численность населения», представляют собой мысленный эксперимент : что произойдет с остальной частью планеты, если люди внезапно исчезнут? [ 70 ] [ 71 ] Угроза вымирания человечества, например, из-за технологической сингулярности (также называемой интеллектуальным взрывом), движет сюжетом бесчисленных научно-фантастических рассказов; влиятельным ранним примером является экранизация 1951 года « Когда миры сталкиваются» . [ 72 ] Обычно угрозы исчезновения удается избежать, но существуют некоторые исключения, такие как RUR и Стивена Спилберга . искусственный интеллект [ 73 ] [ нужна страница ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Ди Марди (15 октября 2020 г.). «Мрачная судьба, которая может быть хуже вымирания » . Новости Би-би-си . Проверено 11 ноября 2020 г.
Когда мы думаем о экзистенциальных рисках, на ум часто приходят такие события, как ядерная война или падение астероида.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Снайдер-Битти, Эндрю Э.; Орд, Тоби; Бонсолл, Майкл Б. (30 июля 2019 г.). «Верхняя граница фонового темпа вымирания человечества» . Научные отчеты . 9 (1): 11054. Бибкод : 2019НатСР...911054С . дои : 10.1038/s41598-019-47540-7 . ISSN 2045-2322 . ПМК 6667434 . ПМИД 31363134 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Бостром 2013 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Мойнихан, Томас (23 сентября 2020 г.). «Как человечество пришло к мысли о своем возможном исчезновении: график времени» . Читатель прессы MIT . Проверено 11 октября 2020 г.
См. также:- Мойнихан, Томас (февраль 2020 г.). «Экзистенциальный риск и вымирание человечества: интеллектуальная история». Фьючерсы . 116 : 102495. doi : 10.1016/j.futures.2019.102495 . ISSN 0016-3287 . S2CID 213388167 .
- Мойнихан, Томас (2020). X-риск: как человечество обнаружило собственное вымирание . МТИ Пресс . ISBN 978-1-913029-82-1 .
- ^ Перейти обратно: а б Дарвин, Чарльз; Коста, Джеймс Т. (2009). Аннотированное происхождение . Издательство Гарвардского университета. п. 121. ИСБН 978-0674032811 .
- ^ Молл, С. (2010). Архиеретик Маркион . Научные исследования Нового Завета. Мор Зибек. п. 132. ИСБН 978-3-16-150268-2 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Уэлчман, А. (2014). Политика религии/Религии политики . Софиоведение в кросс-культурной философии традиций и культур. Спрингер Нидерланды. п. 21. ISBN 978-94-017-9448-0 . Проверено 11 июня 2023 г.
- ^ Мойнихан, Т. (2020). X-риск: как человечество обнаружило собственное вымирание . МТИ Пресс. п. 56. ИСБН 978-1-913029-84-5 . Проверено 19 октября 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б Рауп, Дэвид М. (1995). «Роль вымирания в эволюции» . В Fitch, WM; Аяла, Ф.Дж. (ред.). Темп и режим эволюции: генетика и палеонтология через 50 лет после Симпсона . Издательство национальных академий (США).
- ^ Рассел, Бертран (1945). «Бомба и цивилизация» . Архивировано из оригинала 7 августа 2020 года.
- ^ Эрскин, Хейзел Годе (1963). «Опросы: атомное оружие и ядерная энергия» . Ежеквартальный журнал «Общественное мнение» . 27 (2): 155–190. дои : 10.1086/267159 . JSTOR 2746913 .
- ^ Саган, Карл (28 января 2009 г.). «Ядерная война и климатическая катастрофа: некоторые политические последствия» . дои : 10.2307/20041818 . JSTOR 20041818 . Проверено 11 августа 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Риз, Мартин (2003). Наш последний час: предупреждение ученого: как террор, ошибки и экологические катастрофы угрожают будущему человечества в этом столетии – на Земле и за ее пределами . Основные книги . ISBN 0-465-06863-4 .
- ^ Бостром, Ник ; Чиркович, Милан М. , ред. (2008). Глобальные катастрофические риски . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199606504 .
- ^ Орд, Тоби (2020). Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества . Нью-Йорк: Хачетт. 4:15–31. ISBN 9780316484916 .
Это эквивалент, хотя и более четкий, определения Ника Бострома : «Экзистенциальный риск — это риск, который угрожает преждевременному исчезновению разумной жизни, зародившейся на Земле, или постоянным и радикальным разрушением ее потенциала для желаемого будущего развития». Источник: Бостром, Ник (2013). «Предотвращение экзистенциального риска как глобальный приоритет». Глобальная политика.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Орд, Тоби (2020). Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества . Нью-Йорк: Хачетт. ISBN 9780316484916 .
- ^ Перейти обратно: а б Бостром, Ник ; Сандберг, Андерс (2008). «Глобальный обзор катастрофических рисков» (PDF) . Технический отчет FHI № 2008-1 . Институт будущего человечества .
- ^ «Часто задаваемые вопросы» . Экзистенциальный риск . Институт будущего человечества . Проверено 26 июля 2013 г.
Основная масса экзистенциальных рисков в обозримом будущем будет антропогенной; то есть возникающие в результате человеческой деятельности.
- ^ Перейти обратно: а б с д Матени, Джейсон Гаверик (2007). «Снижение риска вымирания человечества» (PDF) . Анализ рисков . 27 (5): 1335–1344. Бибкод : 2007РискА..27.1335М . дои : 10.1111/j.1539-6924.2007.00960.x . ПМИД 18076500 . S2CID 14265396 . Архивировано из оригинала (PDF) 27 августа 2014 года . Проверено 1 июля 2016 г.
- ^ Ашер, диджей; Бейли, Мэн; Емельяненко В.; Напье, WM (2005). «Земля в космическом тире» (PDF) . Обсерватория . 125 : 319–322. Бибкод : 2005Obs...125..319A .
- ^ Перейти обратно: а б с Рампино, MR; Амвросий, SH (2002). «Суперизвержения как угроза цивилизациям на планетах земного типа» (PDF) . Икар . 156 (2): 562–569. Бибкод : 2002Icar..156..562R . дои : 10.1006/icar.2001.6808 . Архивировано из оригинала (PDF) 24 сентября 2015 года . Проверено 14 февраля 2022 г.
- ^ Йост, Чад Л.; Джексон, Лили Дж.; Стоун, Джеффри Р.; Коэн, Эндрю С. (1 марта 2018 г.). «Субдесятилетние записи фитолитов и древесного угля из озера Малави, Восточная Африка, предполагают минимальное влияние на эволюцию человека суперизвержения Тоба ~ 74 тыс. лет назад» . Журнал эволюции человека . 116 : 75–94. дои : 10.1016/j.jhevol.2017.11.005 . ISSN 0047-2484 . ПМИД 29477183 .
- ^ Саган, Карл (1994). Бледно-голубая точка . Случайный дом. стр. 305–6. ISBN 0-679-43841-6 .
Некоторые планетарные цивилизации видят свой путь, устанавливают ограничения на то, что можно и что нельзя делать, и благополучно проходят через времена опасностей. Другие не столь удачливы и не столь предусмотрительны, погибают.
- ^ Парфит, Дерек (2011). О том, что важно, том. 2 . Издательство Оксфордского университета. п. 616. ИСБН 9780199681044 .
Мы живем на повороте истории... Если мы будем действовать мудро, в ближайшие несколько столетий человечество переживет свой самый опасный и решающий период.
- ^ Винн, О. (2024). «Потенциальная несовместимость унаследованных моделей поведения с цивилизацией: последствия парадокса Ферми». Научный прогресс . 107 (3): 1–6. дои : 10.1177/00368504241272491 .
- ^ Роу, Томас; Борода, Саймон (2018). «Вероятности, методологии и доказательная база в оценке экзистенциального риска» (PDF) . Рабочий документ, Центр изучения экзистенциального риска . Проверено 26 августа 2018 г.
- ^ Готт, III, Дж. Ричард (1993). «Последствия принципа Коперника для наших будущих перспектив». Природа . 363 (6427): 315–319. Бибкод : 1993Natur.363..315G . дои : 10.1038/363315a0 . S2CID 4252750 .
- ^ Лесли 1996 , с. 146.
- ^ Рис, Мартин (2004) [2003]. Наш последний век . Книги Стрелы. п. 9.
- ^ Мейер, Робинсон (29 апреля 2016 г.). «Вымирание человечества не так уж и маловероятно» . Атлантика . Бостон, Массачусетс: Emerson Collective . Проверено 30 апреля 2016 г.
- ^ Грейс, Катя; Сальватье, Джон; Дефо, Аллен; Чжан, Баобао; Эванс, Оуайн (3 мая 2018 г.). «Когда ИИ превзойдет человеческие возможности? Данные экспертов по ИИ». arXiv : 1705.08807 [ cs.AI ].
- ^ Стрик, Кэти (31 мая 2023 г.). «Наступает ли на самом деле апокалипсис искусственного интеллекта? Как может выглядеть жизнь, если роботы возьмут верх» . Стандарт . Проверено 31 мая 2023 г.
- ^ Тангалакис-Липперт, Кэтрин. «Илон Маск говорит, что вероятность того, что ИИ уничтожит человечество, может составлять 20%, но мы все равно должны это сделать» . Бизнес-инсайдер . Проверено 31 марта 2024 г.
- ^ Пуртилл, Коринн. «Насколько близко человечество к краю?» . Житель Нью-Йорка . Проверено 8 января 2021 г.
- ^ «Каковы шансы на апокалипсис ИИ?» . Экономист . 10 июля 2023 г. . Проверено 10 июля 2023 г.
- ^ «30% вероятность катастрофы в области ИИ: прогнозы Самоцветов о рисках в области ИИ и влиянии сильного договора в области ИИ» . Договор о безопасности и сотрудничестве в области искусственного интеллекта (TAISC) . 1 мая 2023 г. . Проверено 1 мая 2023 г.
- ^ «Вымрет ли человечество к 2100 году?» . Метакулюс . 12 ноября 2017 г. Проверено 26 марта 2024 г.
- ^ Эдвардс, Лин (23 июня 2010 г.). «Человек вымрет через 100 лет, — говорит выдающийся ученый» . Физика.орг . Проверено 10 января 2021 г.
- ^ Нафиз, Ахмед (28 июля 2020 г.). «Физики-теоретики говорят о 90% вероятности общественного коллапса в течение нескольких десятилетий» . Порок . Проверено 2 августа 2021 г.
- ^ Болонья, М.; Акино, Г. (2020). «Обезлесение и устойчивость мирового населения: количественный анализ» . Научные отчеты . 10 (7631): 7631. arXiv : 2006.12202 . Бибкод : 2020NatSR..10.7631B . дои : 10.1038/s41598-020-63657-6 . ПМК 7203172 . PMID 32376879 .
- ^ Бостром, Ник (2002), «Экзистенциальные риски: анализ сценариев вымирания человечества и связанных с ними опасностей», Journal of Evolution and Technology , vol. 9.
Мое субъективное мнение состоит в том, что устанавливать эту вероятность ниже 25% было бы ошибочно, а лучшая оценка может быть значительно выше.
- ^ Уитмир, Дэниел П. (3 августа 2017 г.). «Смысл того, что наш технологический вид является первым и ранним» . Международный журнал астробиологии . 18 (2): 183–188. дои : 10.1017/S1473550417000271 .
- ^ Лесли 1996 , с. 139.
- ^ Перейти обратно: а б Салотти, Жан-Марк (апрель 2022 г.). «Вымирание человечества в результате воздействия астероида» . Фьючерсы . 138 : 102933. doi : 10.1016/j.futures.2022.102933 . S2CID 247718308 .
- ^ «Практическое применение», статья Принстонского университета : Философские последствия инфляционной космологии , стр. 39. Архивировано 12 мая 2005 года в Wayback Machine .
- ^ Уэллс, Уиллард. (2009). Апокалипсис когда? . Практика. ISBN 978-0387098364 .
- ^ Тонн, Брюс; МакГрегор, Дональд (2009). «Особая цепочка событий». Фьючерсы . 41 (10): 706–714. дои : 10.1016/j.futures.2009.07.009 . S2CID 144553194 . ССНН 1775342 .
- ^ Перейти обратно: а б Парфит, Дерек (1984). Причины и лица . Издательство Оксфордского университета. стр. 453–454.
- ^ Макаскилл, Уильям ; Йеттер Чаппелл, Ричард (2021). «Популяционная этика | Практические последствия теорий народной этики» . Введение в утилитаризм . Проверено 12 августа 2021 г.
- ^ Бостром, Ник (2009). «Астрономические отходы: альтернативные издержки задержки технологического развития» . Утилитас . 15 (3): 308–314. CiteSeerX 10.1.1.429.2849 . дои : 10.1017/s0953820800004076 . S2CID 15860897 .
- ^ Тодд, Бенджамин (2017). «Аргументы в пользу снижения экзистенциальных рисков» . 80 000 часов . Проверено 8 января 2020 г.
- ^ Саган, Карл (1983). «Ядерная война и климатическая катастрофа: некоторые политические последствия» . Иностранные дела . 62 (2): 257–292. дои : 10.2307/20041818 . JSTOR 20041818 . S2CID 151058846 .
- ^ Адамс, Роберт Меррихью (октябрь 1989 г.). «Должна ли этика быть более безличной? Критическое замечание Дерека Парфита, причин и людей». Философское обозрение . 98 (4): 439–484. дои : 10.2307/2185115 . JSTOR 2185115 .
- ^ Бостром 2013 , стр. 23–24.
- ^ Парфит, Д. (1984) Причины и люди . Оксфорд, Англия: Clarendon Press. стр. 453–454.
- ^ Нарвесон, Ян (1973). «Нравственные проблемы населения». Монист . 57 (1): 62–86. дои : 10.5840/monist197357134 . ПМИД 11661014 .
- ^ Гривз, Хилари (2017). «Дисконтинг для государственной политики: обзор» . Экономика и философия . 33 (3): 391–439. дои : 10.1017/S0266267117000062 . ISSN 0266-2671 . S2CID 21730172 .
- ^ Гривз, Хилари (2017). «Популяционная аксиология» . Философский компас . 12 (11): е12442. дои : 10.1111/phc3.12442 . ISSN 1747-9991 .
- ^ Льюис, Грегори (23 мая 2018 г.). «Влияющая на человека ценность снижения экзистенциального риска» . www.gregoryjlewis.com . Проверено 7 августа 2020 г.
- ^ Саган, Карл (зима 1983 г.). «Ядерная война и климатическая катастрофа: некоторые политические последствия» . Иностранные дела . Совет по международным отношениям. дои : 10.2307/20041818 . JSTOR 20041818 . Проверено 4 августа 2020 г.
- ^ Берк, Эдмунд (1999) [1790]. «Размышления о революции во Франции» (PDF) . В Канаване, Фрэнсис (ред.). Избранные произведения Эдмунда Берка, том 2 . Фонд Свободы. п. 192.
- ^ Вайцман, Мартин (2009). «О моделировании и интерпретации экономики катастрофического изменения климата» (PDF) . Обзор экономики и статистики . 91 (1): 1–19. дои : 10.1162/rest.91.1.1 . S2CID 216093786 .
- ^ Познер, Ричард (2004). Катастрофа: риск и реагирование . Издательство Оксфордского университета.
- ^ Бенатар, Дэвид (2008). Лучше никогда не быть: Вред появления на свет . Издательство Оксфордского университета . п. 28 . ISBN 978-0199549269 .
Возникновение – это не польза, а всегда вред.
- ^ Бенатар, Дэвид (2008). Лучше никогда не быть: Вред появления на свет . Издательство Оксфордского университета . п. 224 . ISBN 978-0199549269 .
Хотя существует множество видов, не относящихся к человеку, особенно плотоядных, которые также причиняют много страданий, люди, к сожалению, имеют честь быть самым разрушительным и вредным видом на Земле. Количество страданий в мире можно было бы радикально сократить, если бы людей больше не было.
- ^ Лучший, Стивен (2014). «Заключение: размышления об активизме и надежде в умирающем мире и суицидальной культуре». Политика тотального освобождения: революция XXI века . Пэлгрейв Макмиллан . п. 165. дои : 10.1057/9781137440723_7 . ISBN 978-1137471116 .
В эпоху катастроф и кризисов сохранение человеческого рода в жизнеспособной или желательной форме является, очевидно, случайным, а не данным или необходимым благом . Но если рассматривать с точки зрения животных и Земли , гибель человечества будет лучшим событием, которое только можно вообразить, и чем скорее, тем лучше. Вымирание Homo sapiens устранило бы злокачественную опухоль, опустошающую планету, уничтожило бы паразита, пожирающего своего хозяина, остановило бы машины для убийства и позволило бы Земле восстановиться, одновременно позволяя развиваться новым видам.
- ^ Мэй, Тодд (17 декабря 2018 г.). «Было бы вымирание человечества трагедией?» . Нью-Йорк Таймс .
Люди разрушают большие части пригодной для жизни земли и причиняют невообразимые страдания многим животным, населяющим ее. Это происходит как минимум тремя способами. Во-первых, человеческий вклад в изменение климата разрушает экосистемы... Во-вторых, растущая численность населения вторгается в экосистемы, которые в противном случае остались бы нетронутыми. В-третьих, промышленное сельское хозяйство способствует созданию миллионов и миллионов животных, которым оно не приносит ничего, кроме страданий и страданий, прежде чем их убивают зачастую варварскими способами. Нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время такая практика сократится. Совсем наоборот.
- ^ МакКормак, Патрисия (2020). Манифест Агумана: Активизм ради конца антропоцена . Академик Блумсбери . стр. 143, 166. ISBN. 978-1350081093 .
- ^ Вагар, В. Уоррен (2003). «Рецензия на «Последний человек», Жан-Батист Франсуа Ксавье, кузен де Грейнвиль» . Утопические исследования . 14 (1): 178–180. ISSN 1045-991X . JSTOR 20718566 .
- ^ «Он представляет себе мир без людей. Но почему?» . Бостон Глобус . 18 августа 2007 года . Проверено 20 июля 2016 г.
- ^ Такер, Нили (8 марта 2008 г.). «Депопуляционный бум» . Вашингтон Пост . Проверено 20 июля 2016 г.
- ^ Барселла, Лаура (2012). Конец: 50 апокалиптических видений поп-культуры, о которых вам следует знать, пока не стало слишком поздно . Сан-Франциско, Калифорния: Zest Books. ISBN 978-0982732250 .
- ^ Динелло, Дэниел (2005). Технофобия!: научно-фантастические взгляды на постчеловеческие технологии (1-е изд.). Остин, Техас: Издательство Техасского университета. ISBN 978-0-292-70986-7 .
Источники
[ редактировать ]- Бостром, Ник (2002). «Экзистенциальные риски: анализ сценариев вымирания человечества и связанных с ними опасностей» . Журнал эволюции и технологий . 9 . ISSN 1541-0099 .
- Бостром, Ник ; Чиркович, Милан М. (29 сентября 2011 г.) [Ориг. 3 июля 2008 г.]. «1: Введение» . В Бостроме, Ник ; Чиркович, Милан М. (ред.). Глобальные катастрофические риски . Издательство Оксфордского университета . стр. 1–30. ISBN 9780199606504 . OCLC 740989645 .
- Рампино, Майкл Р. « 10: Супервулканизм и другие геофизические процессы катастрофического значения ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 205–221.
- Нэпьер, Уильям . « 11: Опасности от комет и астероидов ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 222–237.
- Дар, Арнон. « 12: Влияние сверхновых, гамма-всплесков, солнечных вспышек и космических лучей на земную среду ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 238–262.
- Фрейм, Дэвид; Аллен, Майлз Р. « 13: Изменение климата и глобальный риск ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 265–286.
- Килборн, Эдвин Деннис . « 14: Чума и пандемии: прошлое, настоящее и будущее ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 287–304.
- Юдковский, Элиэзер . « 15: Искусственный интеллект как положительный и отрицательный фактор глобального риска ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 308–345.
- Вильчек, Фрэнк . « 16: Большие неприятности, воображаемые и реальные ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 346–362.
- Чиринчоне, Джозеф . « 18: Продолжающаяся угроза ядерной войны ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 381–401.
- Акерман, Гэри ; Поттер, Уильям К. « 19: Катастрофический ядерный терроризм: предотвратимая опасность ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 402–449.
- Нури, Али; Чиба, Кристофер Ф. « 20: Биотехнология и биобезопасность ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 450–480.
- Феникс, Крис ; Тредер, Майк. « 21: Нанотехнологии как глобальный катастрофический риск ». В Bostrom & Cirkovic (2011) , стр. 481–503.
- Бостром, Ник (2013). «Предотвращение экзистенциального риска как глобальный приоритет» . Глобальная политика . 4 (1): 15–31. дои : 10.1111/1758-5899.12002 . ISSN 1758-5899 . [ PDF ]
- Лесли, Джон (1996). Конец света: наука и этика вымирания человечества . Рутледж . ISBN 978-0415140430 . OCLC 1158823437 .
- Познер, Ричард А. (11 ноября 2004 г.). Катастрофа: риск и реагирование . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0-19-534639-8 . OCLC 224729961 .
- Рис, Мартин Дж. (19 марта 2003 г.). Наш последний час: предупреждение учёного: как террор, ошибки и экологическая катастрофа угрожают будущему человечества в этом столетии — на Земле и за её пределами . Основные книги . ISBN 978-0-465-06862-3 . OCLC 51315429 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Боултер, Майкл (2005). Вымирание: эволюция и конец человека . Издательство Колумбийского университета . ISBN 978-0231128377 .
- де Беллайг, Кристофер , «Мир без петель» (рецензия на Питера Франкопана , «Преобразованная Земля: нерассказанная история» , Кнопф, 2023, 695 стр.), The New York Review of Books , vol. ЛХХ, нет. 18 (23 ноября 2023 г.), стр. 40–42. Де Беллайг пишет: «Подобно майя и аккадцам, мы усвоили, что нарушенная окружающая среда усугубляет политическую и экономическую дисфункцию и что верно и обратное. Подобно цинам , мы сожалеем об ухудшении состояния наших почв . Но этот урок так и не был усвоен. [ ...] Отрицание [...] является одной из самых фундаментальных человеческих черт и помогает объяснить нашу нынешнюю неспособность найти ответ, соизмеримый с опасностями, с которыми мы сталкиваемся». (стр. 41.)
- Брэйн, Маршалл (2020) Книга Судного дня: наука, стоящая за величайшими угрозами человечества Юнион-сквер ISBN 9781454939962
- Холт, Джим , «Сила катастрофического мышления» (рецензия на книгу Тоби Орда , «Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества» , Hachette, 2020, 468 стр.), The New York Review of Books , vol. LXVIII, нет. 3 (25 февраля 2021 г.), стр. 26–29. Джим Холт пишет (стр. 28): «Ищете ли вы лекарство от рака, делаете ли вы научную или творческую карьеру или занимаетесь созданием более справедливых институтов, угроза будущему человечества является также угрозой значению того, что ты делаешь».
- МакКормак, Патрисия (2020). «Принимая смерть, открывая мир» . Австралийские феминистские исследования . 35 (104): 101–115. дои : 10.1080/08164649.2020.1791689 . S2CID 221790005 . Архивировано из оригинала 5 апреля 2023 года . Проверено 20 февраля 2023 г.
- Майкл Мойер (сентябрь 2010 г.). «Вечное увлечение концом: почему нам нравятся истории о нашей собственной гибели: наш мозг, ищущий закономерности, и желание быть особенными помогают объяснить наши страхи перед апокалипсисом» . Научный американец .
- Плейт, Филип (2008) Смерть с небес!: Вот как наступит конец света ISBN викингов 9780670019977
- Шуберт, Стефан; Кавиола, Люциус; Фабер, Надира С. (2019). «Психология экзистенциального риска: моральные суждения о вымирании человечества» . Научные отчеты . 9 (1): 15100. Бибкод : 2019НатСР...915100С . дои : 10.1038/s41598-019-50145-9 . ПМК 6803761 . ПМИД 31636277 .
- Орд, Тоби (2020). Пропасть: экзистенциальный риск и будущее человечества . Издательство Блумсбери. ISBN 1526600218
- Торрес, Фил. (2017). Мораль, предвидение и процветание человека: введение в экзистенциальные риски . Издательство Питчстоун. ISBN 978-1634311427 .
- Мишель Вебер , «Рецензия на книгу: Уходя от империи », «Космос и история: Журнал естественной и социальной философии» , том. 10, нет. 2, 2014, стр. 329–336.
- Судный день: 10 вариантов конца света (2016) History Channel
- Что произойдет с Землей, если люди вымрут? Живая наука , 16 августа 2020 г.
- что искусственный интеллект представляет угрозу исчезновения человечества наравне с ядерной войной Сэм Альтман и другие технологические лидеры предупреждают , . CNBC . 31 мая 2023 г.
- «Ступая по воздуху: Джефф Манн о неопределенности и изменении климата», London Review of Books , vol. 45, нет. 17 (7 сентября 2023 г.), стр. 17–19. «[Мы] отчаянно нуждаемся в политике катастрофической неопределенности [ глобального потепления и изменения климата которая бы смотрела прямо в лицо , ] . . и отдавать приоритет демократическим институтам над рынками. Бремя этих усилий должно почти полностью лечь на плечи самых богатых людей и самых богатых частей мира, потому что именно они продолжают играть с судьбой всех остальных». (стр. 19.)