Харивамшапурана
Эта статья нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( ноябрь 2017 г. ) |
Харивамшапурана | |
---|---|
Информация | |
Религия | Джайнизм |
Автор | Джинасена |
Язык | санскрит |
Период | 783 год нашей эры |
Часть серии о |
Джайнизм |
---|
Харивамшапурана была составлена Ачарьей Джинасеной в 783 году нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] Он разделен на 66 песен и содержит 12 000 шлок. Книга призвана рассказать о жизни Неминатхи , двадцать второго Тиртханкара в джайнизме . Согласно джайнским источникам, Кришна — двоюродный брат Тиртханкары Неминатхи . Поэтому приключения Кришны тоже занимают значительную часть книги. [ нужна ссылка ] Харивамса Пурана предполагает, что Драупади была замужем только за Арджуной, в отличие от традиционных индуистских источников, которые предполагают, что она была замужем за всеми пятью Пандавами . [ 4 ]
Краткое содержание
[ редактировать ]В общем, все повествования Джайны Харивамши выходят далеко за рамки того, что можно было бы считать подходящим для Харивамши , то есть истории Кришны и его родственников или материала Махабхараты. Они состоят из четырех больших частей: (1) Харивамша , включающая историю Кришны, его предков и потомков; (2) Немичарита , биография 22-го Тиртханкары, двоюродного брата Кришны; (3) Пандавачарита , содержащая центральное повествование Махабхараты ; и (4) Васудевахинди , повествование о странствиях отца Кришны Васудевы, на самом деле представляющее собой джайнскую версию Брихаткатхи , в которой персонаж принца Нараваханадатты заменен Васудевой.
В соответствии с систематическими требованиями джайнской Пураны, первые три главы описывают повествовательную обстановку самавасараны Махавиры , где Шреника спрашивает об истории династии Хари, увидев Джиташатру, монаха линии Хари, достигающего кеваладжняны . Индрабхути Гаутама, глава собрания Махавиры, начинает с изложения космологии, хронологии и возвышения Кулакар (4–7). Последний Кулакара является отцом первого Джина, Ришабхи, который продолжает дело Кулакар, порождая основные социальные и иерархические структуры, а также устанавливая профессии и классы. Он также является основателем икшвакувамши и , кроме того, своим двоюродным братьям Нами и Винами он дарует видьи , магические силы и землю для основания их собственной династии, видьядхаравамши (8–10). Далее следуют истории о Бхарате и Бахубали, двух сыновьях Ришабхи и основателях Солнечной и Лунной династий (11–12) соответственно. В сарге 13 начинается собственно Харивамшапурана с очерком истории до десятого джина, Ситаланатхи, во времена которого возникла династия Хари.
Согласно Харивамшапуране, названа харивамша в честь царя Хари, первого царя Чампы, сына пары Видьядхаров (14–15). Затем Джинасена кратко описывает несколько поколений царей династии Хари, перечисляя некоторые из их выдающихся подвигов (16–17). Восемнадцатая сарга представляет царя Яду из династии Хари, давшей начало ветви Ядавов в Матхуре, и представляет некоторых персонажей, известных по их эквивалентам в Махабхарате: Андхакавришни и его десять сыновей (Дашархас) и две дочери, Кунти и Мадри, Бходжакавришни и его сыновья Уграсена, Махасена и Девасена, а также Джарасандха, царь Раджагрихи. Андхакавришни отрекается от мира, после чего его старший сын Самудравиджая становится королем. Самый младший из Дашархов, красивый Васудева, покидает дворец, чтобы бродить по миру сто лет. Начиная с Сарги 19, двенадцать глав посвящены его приключениям, Васудевахинди . С возвращением Васудевы, женитьбой на Рохини и рождением Баладевы мы возвращаемся к более традиционному эпическому материалу (31–32). Сарга 33 представляет Камсу, сына Уграсены, которого бросили при рождении и который вырос в доме Васудевы. Вместе с Васудевой он свергает Симхарату ради Джарасандхи, тем самым завоевывая руку дочери Джарасандхи, Дживадьи. Услышав историю своего происхождения, Камса берет под свой контроль Матхуру и заключает своего отца в тюрьму. Он подает руку своей сестры Деваки Васудеве. Однажды Дживадьяс оскорбляет аскета Атимуктаку, который проклинает ее, клянясь, что ее муж и отец умрут от руки седьмого сына Деваки. После короткой доктринальной беседы, включая предыдущие истории рождения будущего Тиртханкара Неми, первые шесть детей Деваки обмениваются богом Найгамой на мертворожденных (34–35). Рождение седьмого ребенка возвещается семью снами, стандартной повествовательной темой в представлении о будущем Васудеве или Ардхачакравартине. Сразу после рождения Васудева и Баладева меняют мальчика местами с дочерью пастуха Нанды. Девушку изуродовал Камса, который думает, что сможет избежать смерти, если она окажется слишком уродливой, чтобы найти мужа. Мальчик Кришна растет в гокула , где он переживает несколько атак Камсы (35–36). Камса вызывает пастухов на поединок в Матхуре. Кришна и Баладева принимают участие и торжествуют, а Кришна в конечном итоге убивает Камсу. Кришна воссоединяется со своими биологическими родителями, а Уграсена вновь становится царем Матхуры. Джарасандха хочет отомстить за смерть Камсы, своего зятя, и отправляет своего сына Калаявана и брата Апараджиту вслед за Ядавами, но безуспешно.
В качестве длинного перерыва Джинасена вставляет сюда рассказ о зачатии, рождении и посвящении Тиртханкары Неми, сына Самудравиджая, старшего из Дашархов и двоюродного брата Кришны (37–39).
Сарга 40 возвращается к истории Кришны со следующим нападением Джарасандхи на Ядавов. Следуя указаниям астролога, Кришна решает мигрировать на запад, к океану. Боги создают иллюзию погребальных костров, горящих телами армий Ядавов, заставляя лагерь Джарасандхи поверить, что его враги покончили жизнь самоубийством, и прекратить преследование. Кришна входит в прибрежный город Дваравати, построенный Куберой (41). Следуя интригам Нарады, Кришна женится на Рукмини, своей второй царице после Сатьябхамы (42). Соседний царь Дурьодхана обещает руку своей первенца первому сыну Кришны, рожденному либо от Рукмини, либо от Сатьябхамы. Рукмини и Сатьябхама одновременно рожают сына, но ребенок Рукмини, Прадьюмна, случайно оказывается старшим. Однако бог, жаждущий отомстить за оскорбления, нанесенные в предыдущей жизни, похищает мальчика и бросает его в Мегхакуте, где он растет в семье Видьядхара. Рукмини опустошена, но Нарада утешает ее обещанием возвращения сына через шестнадцать лет (43). Сын Сатьябхамы Бхану растет во дворце, и Кришна женится на шести других женщинах (44).
Однажды Пандавы посещают Дваравати. Царь Шреника просит выслушать их полную историю, и Индрабхути Гаутама дает сокращенное изложение истории Махабхараты вплоть до великой битвы (45–46). Он начинается с краткого описания курувамши, к которой принадлежали Тиртханкарас Шанти, Кунту и Ара. После этого представлены Шантану, Дхритараштра, Панду и их дети, Кауравы и Пандавы. После смерти Панду царство разделено поровну между Пандавами и Кауравами. Соперничество между двоюродными братьями вскоре приводит к нападению на жизнь Пандавов в лакированном доме, из которого Пандавы сбегают, чтобы анонимно жить отшельниками в лесу. После свадьбы Драупади с Арджуной – и только с Арджуной – Пандавы отказываются от своей анонимности и возвращаются в Хастинапур. После возобновления конфликта, кульминацией которого стала игра в кости и последующее изгнание, Пандавы проводят одиннадцать лет в лесу и один год инкогнито при дворе Вираты. Они возвращаются в Хастинапуру, где прилагают все усилия для мирного сосуществования, но вынуждены снова покинуть свой дом, чтобы избежать войны со своими кузенами. Они направляются на юг и достигают Дваравати, где каждый женится на одной из дочерей Дашархов.
После этого краткого очерка прошлой истории Пандавов « Харивамшапурана» возвращает нас к Прадьюмне, который теперь вырос и совершил множество героических подвигов, к большой зависти своей приемной матери и братьев. После некоторых конфликтов и последующего примирения Нарада забирает его обратно в Дваравати, чтобы воссоединиться со своей биологической семьей. По дороге Прадьюмна совершает набег на караван, сопровождающий дочь Дурьодханы в Дваравати, где она выйдет замуж за сына Сатьябхамы Бхану, и крадет невесту. Рукмини узнает своего сына, и Нарада знакомит его с Кришной, после чего Прадьюмна триумфально входит в Дваравати и женится на дочери Дурьодханы (47). Сарга 48 описывает анекдоты о Прадьюмне и его сводном брате Шамбе, который всегда насмехается над младшим сыном Сатьябхамы Субхану. Всего к тому времени в Дваравати проживало три с половиной миллиона принцев.
Затем Джинасена вставляет историю о дочери Нанды, которую изувечил Камса (49). Она вырастает и, испытывая отвращение к миру, становится монахиней в Виндхьях. Там ее замечают охотники из племени, направляющиеся напасть на группу торговцев. Охотники почитают ее как богиню. Сразу после их ухода монахиню съедает тигр. Когда охотники возвращаются, все, что они находят от своей богини, — это три пальца в луже крови. Они ошибочно интерпретируют это как знак того, что богиня требует крови, и с этого момента они начинают приносить в жертву буйволов, отсюда и возник культ Дурги.
Однажды в сарге 50 Джарасандха слышит, что Ядавы живы и процветают в Дваравати. Он немедленно отправляет гонца с объявлением войны. Ядавы принимают это, и обе стороны соглашаются встретиться на Курукшетре через шесть месяцев. Следующие две сарги описывают великую войну между Ядавами и их союзниками, включая Пандавов, и Джарасандхой и его союзниками, среди которых есть Кауравы. Пандавы одерживают победу над Кауравами, которые отрекаются от материального мира и живут аскетами. В последней битве Кришна, Васудева, убивает Джарасандху, Пративасудеву, своей чакрой Сударшаной. После войны Кришна пытается завоевать половину Бхараты и триумфально возвращается в Дваравати, где его коронуют как Ардхачакравартина.
Однажды Драупади не узнает Нараду и забывает поприветствовать его. Как всегда злобный, Нарада соблазняет царя Падманабху из Дхатакикханды, континента, лежащего за Джамбудвипой, похитить ее. Кришна и Пандавы отправились ее спасать. Они пересекают океан соли, окружающий Джамбудвипу, и достигают Дхатакикханды, где подчиняют армии Падманабхи и воссоединяются с Драупади. По возвращении домой Пандавы ради шутки прячут паром, пересекающий Гангу, так что Кришне самому приходится перевезти через реку свою колесницу, возничего и лошадей. Когда он слышит, что в этом виноваты Пандавы, он в гневе изгоняет их в Матхуру на юге и поселяет Парикшита, внука Субхадры, в Хастинапуре (54).
В сарге 55 нам кратко рассказывается, как Анируддха, сын Прадьюмны, похищен дочерью царя Баны. Анируддха и его невеста спасены и возвращены в Дваравати.
Затем Джинасена продолжает биографию Неми и историю того, как он стал Тиртханкарой (55–59). Кришна заметил, что его юный племянник вырос человеком непревзойденной силы, и начинает беспокоиться за свой суверенитет. Он также устраивает свадьбу Неми. Незадолго до свадьбы Неми бродит по парку и видит плачущих животных, выстроенных в очередь, чтобы их зарезали на свадебном пиру. Он наполняется отвращением к миру и решает отречься. Боги приходят почтить его и забирают в Уттаракуру, где он начинает свою медитацию. Неми достигает кевалы и бродит по земле, проповедуя своим последователям. В сарге 60 Неми рассказывает истории предыдущих рождений жен Кришны. Деваки рожает еще одного сына, Гаджакумару, который также в день своей свадьбы отрекается от мира. Все Дашархи (кроме Васудевы), жены Васудевы (кроме Деваки и Рохини) и дочери Кришны становятся нищими.
Отвечая на вопрос Кришны, Неми предсказывает падение Дваравати (61). Двенадцать лет спустя, как и было предсказано, город и все его жители сожжены мстительным богом, который, когда в прежнем существовании был аскетом по имени Двипаяна, был оскорблен пьяными молодыми принцами Дваравати. Только Кришна и Баладева спасаются из горящего города живыми. По пути на юг, к Пандавам, Кришна отдыхает под деревом, а Баладева идет за водой. Джараткумара, сводный брат Баладевы и Кришны, который, чтобы избежать убийства Кришны, как предсказывал Неми, покинул Дваравати двенадцатью годами ранее, чтобы жить в лесу в качестве охотника, принимает ногу Кришны за оленьую и стреляет в него. Кришна умирает и возрождается в третьем аду. Джараткумар отправляется к Пандавам, чтобы сообщить им весть о падении Дваравати и кончине Кришны (62). Баладева не может смириться со смертью Кришны и бродит, неся с собой труп Кришны. Бог, его возничий в прошлой жизни, приводит его в чувство, после чего он отрекается от мира (63).
Пандавы назначают Джараткумару своим преемником и посещают Неми, от которого узнают о своих предыдущих жизнях (64). Сарга 65 описывает нирвану Неми и освобождение главных героев. Линию Хари продолжает Джараткумара. В последней сарге генеалогия династии Хари перечисляется до Джиташатру, монаха, о котором Шреника просил услышать всю историю. Затем Шреника возвращается домой, и Махавира достигает нирваны. Харивамшапурана заканчивается рассказом о линии передачи Махавиры до Чатурмуни.
См. также
[ редактировать ]Библиография
[ редактировать ]- Пунната Джинасена. Харивамшапурана , изд. П. Джайн, Каши, 1962 г.
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Умакант П. Шах 1987 , с. 239.
- ^ Упиндер Сингх 2016 , стр. 26.
- ^ Сен 1999 , с. 79.
- ^ Донигер 1993 , с. 241.
Источники
[ редактировать ]- Донигер, Венди , изд. (1993), Пурана Переннис: взаимность и трансформация в индуистских и джайнских текстах , State University of New York Press , ISBN 0-7914-1381-0
- Джайн, доктор. Панналал (2008), Харивамса Пурана Ачарьи Джинасены , Бхаратия Джнянапитха , ISBN 978-81-263-1548-2
- Сен, Сайлендра Нат (1999) [1988], Древняя индийская история и цивилизация (второе изд.), New Age International Publishers, ISBN 81-224-1198-3
- Шах, Умакант П. (1987), Джайна-рупа-мандана: джайнская иконография , Abhinav Publications, ISBN 81-7017-208-Х
- Сингх, Апиндер (2016), История древней и раннесредневековой Индии: от каменного века до XII века , Pearson Education , ISBN 978-93-325-6996-6