Многолистная арка
Многолистная арка (или многолистная арка), также известная как остроконечная арка , [1] [2] многолопастная арка , [3] [4] или фестончатая арка , [5] представляет собой арку, характеризующуюся множеством круговых дуг или форм листьев (называемых фольгой , лепестками или выступами), которые врезаны во внутренний профиль или интрадос. [2] [1] [6] [7] Термин «фольга» происходит от старого французского слова, означающего «лист». Конкретное количество фольг обозначается приставкой: трилистник (три), четырехлистник (четыре), лапчатка (пять), сексфойл (шесть), октофойл (восемь). Термин «многолистный» или «зубчатый» специально используется для арок, состоящих из более чем пяти фольг. [8] [9] [10] Многолистная арка характерна для исламского искусства и архитектуры ; особенно в мавританской архитектуре ( Аль-Андалуса Пиренейский полуостров ) и Северной Африки , а также в архитектуре Великих Моголов Индийского субконтинента . [11] Варианты многолистной арки, такие как арка-трилистник , также распространены в других архитектурных традициях, таких как готическая архитектура . [2] : 132
Происхождение
[ редактировать ]Первые многолистные арки были разработаны Омейядами и их можно найти в небольшой мечети в Каср-эль-Халлабате , одном из замков Омейядов в пустыне , на территории современной Иордании . [12] [13] Архитекторы этой конструкции экспериментировали как с полыми/вогнутыми лепестками, так и с выступающими/выпуклыми лепестками в рельефных арках над дверями. [14] : 513–514 Многолистные арки также появляются на ранних этапах в качестве декоративных ниш в Каср аль-Ашике в Самарре , современный Ирак , и в мечети Ибн Тулуна в Каире , Египет , обе из которых были построены во время правления Аббасидов (и Тулунидов) в эпоху правления Аббасидов (и Тулунидов ). 9 век. [1] [15] [16] : 87 Эти примеры были использованы для подтверждения гипотезы о том, что многолистные арки возникли в ближневосточных регионах исламского мира, хотя Ричард Эттингхаузен , Олег Грабар и Мэрилин Дженкинс-Мадина поставили эту гипотезу под сомнение. [16] : 87–89 [14] : 513
Другие ранние примеры многолистных арок можно найти в Великой мечети Кордовы в Аль-Андалусе (современная Испания ), в частности, арки области максура, добавленные к мечети в 10 веке аль-Хакамом II . [17] : 232–234 Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина утверждают, что форма этих арок, вероятно, возникла локально в Аль-Андалусе, отмечая, что в Кордове они встречались как структурные элементы, тогда как в восточном исламском мире они встречались в основном как декоративные элементы. [16] : 87–89 Другой ученый, Игнасио Арсе, отмечает, что Эттингхаузен и Грабар не учли более ранние случаи в мечети Каср аль-Халлабат, где в качестве конструктивных элементов используются многодольные арки. [14] : 513–514 Джонатан Блум также утверждает, что пересекающиеся остроконечные арки Великой мечети Кордовы были местной застройкой, вероятно, результатом преднамеренной разработки старых двухъярусных круглых арок, которые были частью мечети с момента ее первоначального основания в 785 году. [18] : 72
-
Многолопастная арка (с выпуклыми или выступающими лепестками) в Каср-эль-Халлабате , Иордания (7–8 века)
-
Пересекающиеся многолистные арки в Большой мечети (современный собор) Кордовы , Испания (10 век)
Более поздние события
[ редактировать ]Северная Африка и Аль-Андалус
[ редактировать ]Типичные многолистные арки, которые появляются в более поздних зданиях Аль-Андалуса и Северной Африки, также имеют прецеденты в архитектуре Фатимидов в Ифрикии и Египте, например, в Баб-Зувейле (датированной 1091 годом). Жорж Марсе утверждал, что и Великая мечеть Кордовы, и архитектура Фатимидов в Ифрикии, вероятно, были наиболее важными прецедентами, которые привели к принятию и развитию многолистных арок в западных регионах исламского мира. [17] : 232–234 XI века Многолистные арки занимают видное место во дворце Альхаферия периода Таифас в Аль-Андалусе. В периоды Альморавидов и Альмохадов (11–13 века) этот тип арки был усовершенствован для выполнения декоративных функций, в то время как подковообразные арки продолжали оставаться стандартом в других местах. [17] : 232–234 Они появляются, например, в Великой мечети Тлемсена (на территории современного Алжира ) и мечети Тинмал (современное Марокко). [17] : 232 Мотив пересекающихся многолистных арок также породил мотив себки , который часто используется в искусстве и архитектуре региона. [17] : 257–258 В Египте остроконечный трилистник или трехлопастная арка стали характерной декоративной особенностью порталов в архитектуре позднего Фатимидов и мамлюкской архитектуры (примерно с XII по XVI века). [19] : 191 [20] : 89
-
Переплетающиеся многолистные арки в Алькасабе в Малаге в Испании (11 век)
-
Многолистная арка перед михрабом Великой мечети Тлемсена (11-12 вв.)
-
Слепые переплетающиеся многолистные арки на Альмохад минарете мечети Кутубия в Марракеше , Марокко (12 век)
-
Многолистные арки в Мудехарском дворике де лас Донселлас в Севильском Алькасаре в Испании (14 век)
-
Трехдольная арка (трилистник) у входа в мавзолей Ханка- мамлюкской эпохи султана Барсбая в Каире (завершено в 1432 году)
Индийский субконтинент
[ редактировать ]Заостренная арка засвидетельствована в индуистской храмовой архитектуре, такой как трехлопастные или трилистные арки храма Мартанд (8 век) и храма Пандретана (10 век), оба в Кашмире . [22] а также в храме Малота (10 век) в северном Пенджабе . [23] : 58 Пример храма Мартанд представляет собой каменную конструкцию с выступами . [24] Такое использование арки-трилистника, обычно внутри треугольного фронтона на фасаде храмов, было характерной особенностью индуистской архитектуры в Кашмире и западном регионе Гималаев того времени. [25] [24] [26] Некоторые из самых ранних входов в этой традиции с арками-трилистниками засвидетельствованы в храмах в Билоте и Мари-Инде , датированных Майклом В. Мейстером концом 6-го или началом 7-го и 8-го века соответственно. [23] : 31, 36–37 На протяжении 9-го и 10-го веков этот стиль развивался дальше и иногда включал в себя пятилопастные арки (или лапчатки), как это видно в храмах Амб, датированных этим периодом. [23] : 31 Самым важным вкладом индо-исламской архитектуры в этот регион было создание «настоящей» арки в период Делийского султаната . [а] который постепенно заменил трабеатную или кокошную арку. [22] [29] После этого многолистные арки позже стали характерной чертой архитектуры Великих Моголов 17 века. [30] [31] [32] особенно во время правления Шаха Джахана (годы правления 1628–1658). [33] [34] Это также было характерно для раджпутской архитектуры , которая развивалась в тесной связи с архитектурой Великих Моголов в эпоху Великих Моголов . [35] [31]
-
Руины Храма Солнца в Мартанде , Индия, с многостворчатыми арочными воротами, построенные между 625-885 годами нашей эры во времена империи Каркота . [36]
-
Многолистная арка в храмовом комплексе Амб , Пакистан. Пример из периода индуистских шахов , датируемый 800-950 годами нашей эры. [37]
-
Многолистные арки в форте Агра , Индия, строительство которых началось в 1565 году. Пример архитектуры Великих Моголов . [39]
-
Многолистные арки с Джали в форте Амбер , Индия. Образец раджпутской архитектуры , построенный в 1592 году. [40]
-
Многолистные арки внутри Лотоса Махала , Хампи , Индия. Образец архитектуры Виджаянагара 16 века. [41]
-
Многолистные арки с парчинкари в Диван-и-Ам , Красный Форт , Индия. Образец архитектуры Великих Моголов, построенный в 1631–1640 годах. [42]
-
Многолистная арка с фреской на воротах лотоса, Городской дворец, Джайпур , Индия. Образец раджпутской архитектуры , построенный между 1727-32 годами. [43]
-
Многолистные арки с замысловатой арабеской на Натмал Ки Хавели в Джайсалмере , Индия. Образец раджпутской архитектуры, построенный в 19 веке. [44] [45]
Христианская Европа
[ редактировать ]В архитектуре христианской Европы многолистные арки время от времени появляются в романской архитектуре , некоторые ранние примеры находятся во Франции, такие как часовня Сен-Мишель-д'Эгиль в Ле-Пюи-ан-Веле , Франция (10–11 века) и Аббатство Клюни (около 1100 г.). [1] [46] : 272 На христианских территориях Пиренейского полуострова (современная Испания) самые ранние примеры относятся к началу 12 века и найдены в коллегиальной церкви Сан-Исидоро в Леоне и соборе Сантьяго-де-Компостела . [46] : 272 Эти ранние иберийские образцы были очень похожи на многолистные арки современной исламской/мавританской архитектуры в Аль-Андалусе и, вероятно, были непосредственно заимствованы из последней. [47] : 105–107 [46] : 272 Ученые Франсин Гизе и Сара Келлер утверждают, что это первоначальное заимствование из мусульманской архитектуры, вероятно, было призвано выразить чувство триумфа и превосходства над исламским Аль-Андалусом того времени, но в течение XII века этот мотив стал культурным элементом романского искусства. а затем развивался независимо от Аль-Андалуса как в христианской Иберии, так и во Франции. [46] : 272 В результате многолистные арки стали более распространенными, и в конце XII века в романской архитектуре этих регионов появилось множество вариаций. [47] : 105–107 [46] : 272 В Толедо , после его завоевания Кастилией в 1085 году, новые церкви и синагоги , построенные в XII веке и позже, были спроектированы в стиле мудехар , который часто включал в себя многодольные арки как часть своего визуального репертуара. [46] : 273 , Толедский собор началось в 13 веке, был построен в основном в готическом стиле, но также включает в себя многодольные арки (особенно в трифории амбулатории строительство которого ), что позволяет предположить, что этот мотив к тому времени полностью ассимилировался с местной христианской архитектурой. . [46] Многолистные арки, особенно арки-трилистники, стали обычным явлением в готической архитектуре для порталов и украшений по всей Европе. [2] Заостренные формы (не обязательно в виде арок) также были обычным явлением для формирования мотивов, используемых в готическом узоре . [1]
-
Слепая многодольная арка над дверью романской часовни Сен-Мишель-д'Эгиль в Ле-Пюи-ан-Веле , Франция (10–11 века)
-
Многолистная арка в церкви Сан-Исидоро в Леоне , Испания (начало 13 века)
-
Украшенный портал из нескольких листов/трилистников в Capelas Imperfeitas монастыря Баталья , Португалия (около 1435 г.)
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ техника строительства настоящей арки , но ее использование было очень ограничено. До этого в Индии была известна [27] и было засвидетельствовано в единичных примерах. [28]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и «куспид | архитектура | Британика» . www.britanica.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с д Хурихейн, Колум (2012). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-539536-5 .
- ^ «Кантара — Фрагмент дерева, украшенный арками» . www.qantara-med.org . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Льоренте, Маргарита Санчес. «Арка» . Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей . Проверено 11 сентября 2020 г.
- ^ Рагетт, Фридрих (2003). Традиционная домашняя архитектура арабского региона . Издание Акселя Менгеса. п. 37. ИСБН 978-3-932565-30-4 .
- ^ «Кусковые арки» . Национальное географическое общество . 14 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-967498-5 .
- ^ «Определение МНОГОФОЛЬТА» . www.merriam-webster.com . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ «Многолистник» . buffaloah.com . Проверено 16 мая 2022 г.
- ^ Дэвис, Николас; Йокиниеми, Эркки (4 мая 2012 г.). Иллюстрированный карманный словарь архитектора . Рутледж. ISBN 978-1-136-44406-7 .
- ^ Lookuparchitecture: Мавританские арки. Архивировано 4 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 21 ноября 2011 г.
- ^ Александр Сарантис, Энрико Занини, Люк Лаван. (2008). Технология в переходный период AD 300-650, Брилл, с. 513.
- ^ Дайана Дарк. (2020). Воровство у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу, Херст, с. 166.
- ^ Jump up to: а б с Арсе, Игнасио (2008). «Техника строительства Омейядов и слияние римско-византийских и парфо-сасанидских традиций: преемственность и изменения» . В Лаване, Лука; Занини, Энрико; Сарантис, Александр (ред.). Технология в переходный период 300-650 гг . н.э. Брилл. стр. 491–538. ISBN 978-90-474-3304-0 .
- ^ Петерсен, Эндрю (1996). «арка». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 24–25. ISBN 9781134613663 .
- ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN 9780300088670 .
- ^ Jump up to: а б с д и Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
- ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300218701 .
- ^ Грейвс, Маргарет С. (31 июля 2018 г.). Искусство аллюзий: предметы, орнаменты и архитектура в средневековом исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-069592-7 .
- ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN 9789774160776 .
- ^ «Кантара - Ворота Баб ан-Насра, Баб аль-Футуха и Баб аз-Зувайлы» . www.qantara-med.org . Проверено 19 ноября 2021 г.
- ^ Jump up to: а б Манчанда, Бинду (2006). Форты и дворцы Индии: стражи истории . Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN 978-81-7436-381-7 .
- ^ Jump up to: а б с Мейстер, Майкл В. (2010). Храмы Инда: исследования индуистской архитектуры древнего Пакистана . Брилл. ISBN 978-90-04-19011-5 .
- ^ Jump up to: а б Мичелл, Джордж (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. п. 127. ИСБН 978-0-226-53230-1 .
- ^ Браун, Перси (1959). Индийская архитектура (буддийский и индуистский период) . Мумбаи: Д.Б. Тарапоревала. п. 157. ИСБН 978-1-4474-9857-5 .
- ^ Рука, Ом Чанда; Ханда, Омаканда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы Индус Паблишинг. п. 102. ИСБН 978-81-7387-115-3 .
- ^ Рэй, Анируддха (2019). Делийский султанат (1206-1526): Государство, экономика, общество и культура . Рутледж. стр. 385–386. ISBN 978-1-000-00729-9 .
- ^ Луфс-Виссова, Хельмут (1986). «Истинная и Корбелловая арка в монументальной архитектуре материковой Юго-Восточной Азии» . В Марре, Дэвид Г.; Милнер, Энтони Кротерс (ред.). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 246. ИСБН 978-9971-988-39-5 .
- ^ Лиддл, Свапна (2019). «Кутб-Минар и деревня Мехраули: многозначность памятников». В Рэе, Химаншу Прабха (ред.). Деколонизация наследия в Южной Азии: глобальное, национальное и транснациональное . Тейлор и Фрэнсис. стр. 158, 161. ISBN. 978-0-429-80285-0 .
- ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VII ок. 1500 – ок. 1900; Д. Индия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195309911 .
- ^ Jump up to: а б Дадлани, Чанчал; Шарма, Ютика (2017). «За пределами Тадж-Махала: визуальная культура позднего Великих Моголов» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. п. 1062. ИСБН 9781119068662 .
- ^ Нат, Р. (2006). «Памятники: Моголы». В Вулперте, Стэнли А. (ред.). Энциклопедия Индии: Том. 3 . Томсон Гейл. стр. 156–165. ISBN 978-0-684-31352-8 .
- ^ Парихар, Субхаш (1999). Некоторые аспекты индоисламской архитектуры . Публикации Абхинава. п. 92. ИСБН 978-81-7017-381-6 .
- ^ Чайтанья, Кришна (1987). Искусство Индии . Публикации Абхинава. ISBN 978-81-7017-209-3 .
- ^ Дадлани, Чанчал (2016). «Инновации, присвоение и репрезентация: архитектурный орнамент Великих Моголов в восемнадцатом веке» . В Неджипоглу, Гюльру; Пейн, Алина (ред.). Истории орнамента: от глобального к локальному . Издательство Принстонского университета. п. 185. ИСБН 978-0-691-16728-2 .
- ^ Лоун, Шабир Ахмад (26 мая 2022 г.). «Искусство и архитектура древнего Кашмира во времена династии Каркота с особым упором на Лалитадитью Муктапиду (724–761 гг. Н.э.)» . Журнал психологии и политологии . 2 (3): 11–20. ISSN 2799-1024 .
- ^ Талбот, WS (апрель 1903 г.). «Статья XII. Древний индуистский храм в Пенджабе» . Журнал Королевского азиатского общества . 35 (2): 335–338. дои : 10.1017/S0035869X00030379 . ISSN 2051-2066 . S2CID 164193218 .
- ^ Зишан, Махвиш (2015). «Масонное искусство: Сохранение археологических памятников в Чаквале» . The Explorer Исламабад: Журнал социальных наук . 1 (7): 251–254.
- ^ «Невероятная Индия | Форт Агры» . www.incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ «Невероятная Индия | Форт Амбер» . Incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Мир, Вина (01 апреля 2021 г.). «Лотос Махал: архитектурная достопримечательность Хампи | Мир Вина» . Мировой блог Veena . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Райт, Колин. «[Интерьер Диван-и-Ам, форт, Агра.]» . www.bl.uk. Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Поте, Шарин (2 ноября 2013 г.). «10 интересных фактов о городском дворце Джайпура» . Удаленный путешественник . Проверено 3 ноября 2022 г.
- ^ Манчанда, Бинду (2001). Джайсалмер: город золотых песков и странных духов . Издательство HarperCollins, Индия. п. 81. ИСБН 978-81-7223-434-8 .
- ^ «Невероятная Индия | Натмал Ки Хавели» . www.incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Гизе, Франсин; Келлер, Сара (2021). «Границы инаковости: расшифровка запутанного наследия средневековой Иберии» . В Гизе, Франсин (ред.). Мудежаризм и мавританское возрождение в Европе: культурные переговоры и художественные переводы в средние века и историзм XIX века . Брилл. стр. 269–279. ISBN 978-90-04-44858-2 .
- ^ Jump up to: а б Мартин, Тереза (2006). Королева как король: политика и архитектурная пропаганда в Испании двенадцатого века . Брилл. ISBN 978-90-474-1851-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с арками Multifoil, на Викискладе?