Jump to content

Многолистная арка

(Перенаправлено с остроконечной арки )
Многолистная арка в Альхаферии , Сарагоса , Испания

Многолистная арка (или многолистная арка), также известная как остроконечная арка , [1] [2] многолопастная арка , [3] [4] или фестончатая арка , [5] представляет собой арку, характеризующуюся множеством круговых дуг или форм листьев (называемых фольгой , лепестками или выступами), которые врезаны во внутренний профиль или интрадос. [2] [1] [6] [7] Термин «фольга» происходит от старого французского слова, означающего «лист». Конкретное количество фольг обозначается приставкой: трилистник (три), четырехлистник (четыре), лапчатка (пять), сексфойл (шесть), октофойл (восемь). Термин «многолистный» или «зубчатый» специально используется для арок, состоящих из более чем пяти фольг. [8] [9] [10] Многолистная арка характерна для исламского искусства и архитектуры ; особенно в мавританской архитектуре ( Аль-Андалуса Пиренейский полуостров ) и Северной Африки , а также в архитектуре Великих Моголов Индийского субконтинента . [11] Варианты многолистной арки, такие как арка-трилистник , также распространены в других архитектурных традициях, таких как готическая архитектура . [2] : 132 

Происхождение

[ редактировать ]

Первые многолистные арки были разработаны Омейядами и их можно найти в небольшой мечети в Каср-эль-Халлабате , одном из замков Омейядов в пустыне , на территории современной Иордании . [12] [13] Архитекторы этой конструкции экспериментировали как с полыми/вогнутыми лепестками, так и с выступающими/выпуклыми лепестками в рельефных арках над дверями. [14] : 513–514  Многолистные арки также появляются на ранних этапах в качестве декоративных ниш в Каср аль-Ашике в Самарре , современный Ирак , и в мечети Ибн Тулуна в Каире , Египет , обе из которых были построены во время правления Аббасидов Тулунидов) в эпоху правления Аббасидов (и Тулунидов ). 9 век. [1] [15] [16] : 87  Эти примеры были использованы для подтверждения гипотезы о том, что многолистные арки возникли в ближневосточных регионах исламского мира, хотя Ричард Эттингхаузен , Олег Грабар и Мэрилин Дженкинс-Мадина поставили эту гипотезу под сомнение. [16] : 87–89  [14] : 513 

Другие ранние примеры многолистных арок можно найти в Великой мечети Кордовы в Аль-Андалусе (современная Испания ), в частности, арки области максура, добавленные к мечети в 10 веке аль-Хакамом II . [17] : 232–234  Эттингхаузен, Грабар и Дженкинс-Мадина утверждают, что форма этих арок, вероятно, возникла локально в Аль-Андалусе, отмечая, что в Кордове они встречались как структурные элементы, тогда как в восточном исламском мире они встречались в основном как декоративные элементы. [16] : 87–89  Другой ученый, Игнасио Арсе, отмечает, что Эттингхаузен и Грабар не учли более ранние случаи в мечети Каср аль-Халлабат, где в качестве конструктивных элементов используются многодольные арки. [14] : 513–514  Джонатан Блум также утверждает, что пересекающиеся остроконечные арки Великой мечети Кордовы были местной застройкой, вероятно, результатом преднамеренной разработки старых двухъярусных круглых арок, которые были частью мечети с момента ее первоначального основания в 785 году. [18] : 72 

Более поздние события

[ редактировать ]

Северная Африка и Аль-Андалус

[ редактировать ]

Типичные многолистные арки, которые появляются в более поздних зданиях Аль-Андалуса и Северной Африки, также имеют прецеденты в архитектуре Фатимидов в Ифрикии и Египте, например, в Баб-Зувейле (датированной 1091 годом). Жорж Марсе утверждал, что и Великая мечеть Кордовы, и архитектура Фатимидов в Ифрикии, вероятно, были наиболее важными прецедентами, которые привели к принятию и развитию многолистных арок в западных регионах исламского мира. [17] : 232–234  XI века Многолистные арки занимают видное место во дворце Альхаферия периода Таифас в Аль-Андалусе. В периоды Альморавидов и Альмохадов (11–13 века) этот тип арки был усовершенствован для выполнения декоративных функций, в то время как подковообразные арки продолжали оставаться стандартом в других местах. [17] : 232–234  Они появляются, например, в Великой мечети Тлемсена (на территории современного Алжира ) и мечети Тинмал (современное Марокко). [17] : 232  Мотив пересекающихся многолистных арок также породил мотив себки , который часто используется в искусстве и архитектуре региона. [17] : 257–258  В Египте остроконечный трилистник или трехлопастная арка стали характерной декоративной особенностью порталов в архитектуре позднего Фатимидов и мамлюкской архитектуры (примерно с XII по XVI века). [19] : 191  [20] : 89 

Индийский субконтинент

[ редактировать ]

Заостренная арка засвидетельствована в индуистской храмовой архитектуре, такой как трехлопастные или трилистные арки храма Мартанд (8 век) и храма Пандретана (10 век), оба в Кашмире . [22] а также в храме Малота (10 век) в северном Пенджабе . [23] : 58  Пример храма Мартанд представляет собой каменную конструкцию с выступами . [24] Такое использование арки-трилистника, обычно внутри треугольного фронтона на фасаде храмов, было характерной особенностью индуистской архитектуры в Кашмире и западном регионе Гималаев того времени. [25] [24] [26] Некоторые из самых ранних входов в этой традиции с арками-трилистниками засвидетельствованы в храмах в Билоте и Мари-Инде , датированных Майклом В. Мейстером концом 6-го или началом 7-го и 8-го века соответственно. [23] : 31, 36–37  На протяжении 9-го и 10-го веков этот стиль развивался дальше и иногда включал в себя пятилопастные арки (или лапчатки), как это видно в храмах Амб, датированных этим периодом. [23] : 31  Самым важным вкладом индо-исламской архитектуры в этот регион было создание «настоящей» арки в период Делийского султаната . [а] который постепенно заменил трабеатную или кокошную арку. [22] [29] После этого многолистные арки позже стали характерной чертой архитектуры Великих Моголов 17 века. [30] [31] [32] особенно во время правления Шаха Джахана (годы правления 1628–1658). [33] [34] Это также было характерно для раджпутской архитектуры , которая развивалась в тесной связи с архитектурой Великих Моголов в эпоху Великих Моголов . [35] [31]

Христианская Европа

[ редактировать ]

В архитектуре христианской Европы многолистные арки время от времени появляются в романской архитектуре , некоторые ранние примеры находятся во Франции, такие как часовня Сен-Мишель-д'Эгиль в Ле-Пюи-ан-Веле , Франция (10–11 века) и Аббатство Клюни (около 1100 г.). [1] [46] : 272  На христианских территориях Пиренейского полуострова (современная Испания) самые ранние примеры относятся к началу 12 века и найдены в коллегиальной церкви Сан-Исидоро в Леоне и соборе Сантьяго-де-Компостела . [46] : 272  Эти ранние иберийские образцы были очень похожи на многолистные арки современной исламской/мавританской архитектуры в Аль-Андалусе и, вероятно, были непосредственно заимствованы из последней. [47] : 105–107  [46] : 272  Ученые Франсин Гизе и Сара Келлер утверждают, что это первоначальное заимствование из мусульманской архитектуры, вероятно, было призвано выразить чувство триумфа и превосходства над исламским Аль-Андалусом того времени, но в течение XII века этот мотив стал культурным элементом романского искусства. а затем развивался независимо от Аль-Андалуса как в христианской Иберии, так и во Франции. [46] : 272  В результате многолистные арки стали более распространенными, и в конце XII века в романской архитектуре этих регионов появилось множество вариаций. [47] : 105–107  [46] : 272  В Толедо , после его завоевания Кастилией в 1085 году, новые церкви и синагоги , построенные в XII веке и позже, были спроектированы в стиле мудехар , который часто включал в себя многодольные арки как часть своего визуального репертуара. [46] : 273  , Толедский собор началось в 13 веке, был построен в основном в готическом стиле, но также включает в себя многодольные арки (особенно в трифории амбулатории строительство которого ), что позволяет предположить, что этот мотив к тому времени полностью ассимилировался с местной христианской архитектурой. . [46] Многолистные арки, особенно арки-трилистники, стали обычным явлением в готической архитектуре для порталов и украшений по всей Европе. [2] Заостренные формы (не обязательно в виде арок) также были обычным явлением для формирования мотивов, используемых в готическом узоре . [1]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. техника строительства настоящей арки , но ее использование было очень ограничено. До этого в Индии была известна [27] и было засвидетельствовано в единичных примерах. [28]
  1. ^ Jump up to: а б с д и «куспид | архитектура | Британика» . www.britanica.com . Проверено 19 ноября 2021 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д Хурихейн, Колум (2012). Энциклопедия средневекового искусства и архитектуры Grove . Том. 2. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-539536-5 .
  3. ^ «Кантара — Фрагмент дерева, украшенный арками» . www.qantara-med.org . Проверено 11 сентября 2020 г.
  4. ^ Льоренте, Маргарита Санчес. «Арка» . Откройте для себя исламское искусство – Виртуальный музей . Проверено 11 сентября 2020 г.
  5. ^ Рагетт, Фридрих (2003). Традиционная домашняя архитектура арабского региона . Издание Акселя Менгеса. п. 37. ИСБН  978-3-932565-30-4 .
  6. ^ «Кусковые арки» . Национальное географическое общество . 14 сентября 2012 г. Архивировано из оригинала 19 ноября 2021 г. Проверено 19 ноября 2021 г.
  7. ^ Керл, Джеймс Стивенс; Уилсон, Сьюзен (2015). Оксфордский словарь архитектуры . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-967498-5 .
  8. ^ «Определение МНОГОФОЛЬТА» . www.merriam-webster.com . Проверено 16 мая 2022 г.
  9. ^ «Многолистник» . buffaloah.com . Проверено 16 мая 2022 г.
  10. ^ Дэвис, Николас; Йокиниеми, Эркки (4 мая 2012 г.). Иллюстрированный карманный словарь архитектора . Рутледж. ISBN  978-1-136-44406-7 .
  11. ^ Lookuparchitecture: Мавританские арки. Архивировано 4 апреля 2012 г. в Wayback Machine . Проверено 21 ноября 2011 г.
  12. ^ Александр Сарантис, Энрико Занини, Люк Лаван. (2008). Технология в переходный период AD 300-650, Брилл, с. 513.
  13. ^ Дайана Дарк. (2020). Воровство у сарацин: как исламская архитектура сформировала Европу, Херст, с. 166.
  14. ^ Jump up to: а б с Арсе, Игнасио (2008). «Техника строительства Омейядов и слияние римско-византийских и парфо-сасанидских традиций: преемственность и изменения» . В Лаване, Лука; Занини, Энрико; Сарантис, Александр (ред.). Технология в переходный период 300-650 гг . н.э. Брилл. стр. 491–538. ISBN  978-90-474-3304-0 .
  15. ^ Петерсен, Эндрю (1996). «арка». Словарь исламской архитектуры . Рутледж. стр. 24–25. ISBN  9781134613663 .
  16. ^ Jump up to: а б с Эттингхаузен, Ричард; Грабарь Олег; Дженкинс-Мадина, Мэрилин (2001). Исламское искусство и архитектура: 650–1250 (2-е изд.). Издательство Йельского университета. ISBN  9780300088670 .
  17. ^ Jump up to: а б с д и Марсе, Жорж (1954). Мусульманская архитектура на Западе . Париж: Графика и ремесла.
  18. ^ Блум, Джонатан М. (2020). Архитектура исламского Запада: Северная Африка и Пиренейский полуостров, 700-1800 гг . Издательство Йельского университета. ISBN  9780300218701 .
  19. ^ Грейвс, Маргарет С. (31 июля 2018 г.). Искусство аллюзий: предметы, орнаменты и архитектура в средневековом исламе . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-069592-7 .
  20. ^ Беренс-Абусейф, Дорис (2007). Каир мамлюков: история архитектуры и ее культуры . Американский университет в Каире Press. ISBN  9789774160776 .
  21. ^ «Кантара - Ворота Баб ан-Насра, Баб аль-Футуха и Баб аз-Зувайлы» . www.qantara-med.org . Проверено 19 ноября 2021 г.
  22. ^ Jump up to: а б Манчанда, Бинду (2006). Форты и дворцы Индии: стражи истории . Роли Букс Прайвит Лимитед. ISBN  978-81-7436-381-7 .
  23. ^ Jump up to: а б с Мейстер, Майкл В. (2010). Храмы Инда: исследования индуистской архитектуры древнего Пакистана . Брилл. ISBN  978-90-04-19011-5 .
  24. ^ Jump up to: а б Мичелл, Джордж (1988). Индуистский храм: введение в его значение и формы . Издательство Чикагского университета. п. 127. ИСБН  978-0-226-53230-1 .
  25. ^ Браун, Перси (1959). Индийская архитектура (буддийский и индуистский период) . Мумбаи: Д.Б. Тарапоревала. п. 157. ИСБН  978-1-4474-9857-5 .
  26. ^ Рука, Ом Чанда; Ханда, Омаканда (2001). Храмовая архитектура Западных Гималаев: деревянные храмы Индус Паблишинг. п. 102. ИСБН  978-81-7387-115-3 .
  27. ^ Рэй, Анируддха (2019). Делийский султанат (1206-1526): Государство, экономика, общество и культура . Рутледж. стр. 385–386. ISBN  978-1-000-00729-9 .
  28. ^ Луфс-Виссова, Хельмут (1986). «Истинная и Корбелловая арка в монументальной архитектуре материковой Юго-Восточной Азии» . В Марре, Дэвид Г.; Милнер, Энтони Кротерс (ред.). Юго-Восточная Азия в 9-14 веках . Институт исследований Юго-Восточной Азии. п. 246. ИСБН  978-9971-988-39-5 .
  29. ^ Лиддл, Свапна (2019). «Кутб-Минар и деревня Мехраули: многозначность памятников». В Рэе, Химаншу Прабха (ред.). Деколонизация наследия в Южной Азии: глобальное, национальное и транснациональное . Тейлор и Фрэнсис. стр. 158, 161. ISBN.  978-0-429-80285-0 .
  30. ^ М. Блум, Джонатан; С. Блэр, Шейла, ред. (2009). «Архитектура; VII ок. 1500 – ок. 1900; Д. Индия». Энциклопедия исламского искусства и архитектуры Grove . Издательство Оксфордского университета. ISBN  9780195309911 .
  31. ^ Jump up to: а б Дадлани, Чанчал; Шарма, Ютика (2017). «За пределами Тадж-Махала: визуальная культура позднего Великих Моголов» . В «Потопе» Финбарр Бэрри; Нечипоглу, Гюльру (ред.). Спутник исламского искусства и архитектуры . Уайли Блэквелл. п. 1062. ИСБН  9781119068662 .
  32. ^ Нат, Р. (2006). «Памятники: Моголы». В Вулперте, Стэнли А. (ред.). Энциклопедия Индии: Том. 3 . Томсон Гейл. стр. 156–165. ISBN  978-0-684-31352-8 .
  33. ^ Парихар, Субхаш (1999). Некоторые аспекты индоисламской архитектуры . Публикации Абхинава. п. 92. ИСБН  978-81-7017-381-6 .
  34. ^ Чайтанья, Кришна (1987). Искусство Индии . Публикации Абхинава. ISBN  978-81-7017-209-3 .
  35. ^ Дадлани, Чанчал (2016). «Инновации, присвоение и репрезентация: архитектурный орнамент Великих Моголов в восемнадцатом веке» . В Неджипоглу, Гюльру; Пейн, Алина (ред.). Истории орнамента: от глобального к локальному . Издательство Принстонского университета. п. 185. ИСБН  978-0-691-16728-2 .
  36. ^ Лоун, Шабир Ахмад (26 мая 2022 г.). «Искусство и архитектура древнего Кашмира во времена династии Каркота с особым упором на Лалитадитью Муктапиду (724–761 гг. Н.э.)» . Журнал психологии и политологии . 2 (3): 11–20. ISSN   2799-1024 .
  37. ^ Талбот, WS (апрель 1903 г.). «Статья XII. Древний индуистский храм в Пенджабе» . Журнал Королевского азиатского общества . 35 (2): 335–338. дои : 10.1017/S0035869X00030379 . ISSN   2051-2066 . S2CID   164193218 .
  38. ^ Зишан, Махвиш (2015). «Масонное искусство: Сохранение археологических памятников в Чаквале» . The Explorer Исламабад: Журнал социальных наук . 1 (7): 251–254.
  39. ^ «Невероятная Индия | Форт Агры» . www.incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
  40. ^ «Невероятная Индия | Форт Амбер» . Incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
  41. ^ Мир, Вина (01 апреля 2021 г.). «Лотос Махал: архитектурная достопримечательность Хампи | Мир Вина» . Мировой блог Veena . Проверено 3 ноября 2022 г.
  42. ^ Райт, Колин. «[Интерьер Диван-и-Ам, форт, Агра.]» . www.bl.uk. ​Проверено 2 ноября 2022 г.
  43. ^ Поте, Шарин (2 ноября 2013 г.). «10 интересных фактов о городском дворце Джайпура» . Удаленный путешественник . Проверено 3 ноября 2022 г.
  44. ^ Манчанда, Бинду (2001). Джайсалмер: город золотых песков и странных духов . Издательство HarperCollins, Индия. п. 81. ИСБН  978-81-7223-434-8 .
  45. ^ «Невероятная Индия | Натмал Ки Хавели» . www.incredibleindia.org . Проверено 2 ноября 2022 г.
  46. ^ Jump up to: а б с д и ж г Гизе, Франсин; Келлер, Сара (2021). «Границы инаковости: расшифровка запутанного наследия средневековой Иберии» . В Гизе, Франсин (ред.). Мудежаризм и мавританское возрождение в Европе: культурные переговоры и художественные переводы в средние века и историзм XIX века . Брилл. стр. 269–279. ISBN  978-90-04-44858-2 .
  47. ^ Jump up to: а б Мартин, Тереза ​​(2006). Королева как король: политика и архитектурная пропаганда в Испании двенадцатого века . Брилл. ISBN  978-90-474-1851-1 .
[ редактировать ]

СМИ, связанные с арками Multifoil, на Викискладе?

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5fde5b6b1637fa00c7db746e99b9d9a4__1704985560
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5f/a4/5fde5b6b1637fa00c7db746e99b9d9a4.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Multifoil arch - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)