Грумман OV-1 Ирокез
ОВ-1 Ирокез | |
---|---|
Армия США OV-1D Mohawk | |
Роль | Легкий штурмовик и самолет наблюдения |
Национальное происхождение | Соединенные Штаты |
Производитель | Грумман |
Первый полет | 14 апреля 1959 г. |
Введение | Октябрь 1959 г. |
Ушедший на пенсию | 1996 (США) 2015 (Аргентина) |
Статус | Ушедший на пенсию |
Основные пользователи | Армия США Аргентинская армейская авиация |
Произведено | 1959–1970 |
Количество построенных | 380 |
Grumman OV-1 Mohawk — американский военный наблюдательный и ударный самолет, разработанный для наблюдения за полем боя и нанесения легких ударов. Он имеет двухтурбовинтовую конфигурацию и вмещает двух членов экипажа, сидящих рядом друг с другом. Mohawk предназначался для работы с коротких неулучшенных взлетно-посадочных полос для поддержки маневренных сил армии США .
Разработка
[ редактировать ]Mohawk начинался как совместная программа армии и морской пехоты в рамках тогдашнего Бюро аэронавтики ВМФ (BuAer) по созданию самолета наблюдения/штурмовика, который превзошел бы Cessna L-19 Bird Dog . В июне 1956 года армия выпустила типовую спецификацию TS145, которая предусматривала разработку и закупку двухместного двухтурбовинтового самолета, предназначенного для работы на небольших неулучшенных полях при любых погодных условиях. Он будет быстрее, с большей огневой мощью и более тяжелой броней, чем Bird Dog, который оказался уязвимым во время Корейской войны . Миссия «Могава» будет включать наблюдение, корректировку артиллерии , управление воздушным движением, аварийное пополнение запасов, обнаружение морских целей, связь и радиологический мониторинг. В ВМФ уточнили, что самолет должен быть способен действовать с небольших эскортных авианосцев- "джипов" . Министерство обороны выбрало проект G-134 компании Grumman Aircraft Corporation победителем конкурса в 1957 году. Требования морской пехоты придали этой конструкции необычную особенность. Как первоначально предлагалось, OF-1 может быть оснащен водными лыжами, которые позволят самолету приземляться в море и рулить до пляжей острова на скорости 20 узлов (37 км/ч). Поскольку морским пехотинцам было разрешено эксплуатировать самолеты в В качестве непосредственной воздушной поддержки (CAS) на макете также были предусмотрены подкрыльевые пилоны для ракет, бомб и других боеприпасов.
Военно-воздушным силам не нравились возможности вооружения «Ирокеза», и они пытались его убрать, в то время как морская пехота не хотела использовать сложные армейские датчики. Однако затем ВМС решили вместо этого потратить выделенный бюджет на нефтяной танкер, поэтому морским пехотинцам пришлось выйти из программы в сентябре 1957 года. Армия продолжала использовать вооруженные ирокезы и разработала грузовые капсулы, которые можно было сбрасывать с подкрыльевых точек крепления на пополнение запасов войск в чрезвычайных ситуациях.
Возможности радиолокационной визуализации «Ирокезов» должны были оказаться значительным достижением как в мирное, так и в военное время. Бортовой радар бокового обзора (SLAR) мог просматривать сквозь листву и карты местности, предоставляя наблюдателю пленочное изображение земли под ней всего через несколько минут после сканирования местности. В ходе военных операций изображение было разделено на две части: одна отображала фиксированные объекты местности, а другая — движущиеся цели.
Прототип ( ЯО-1АФ ) совершил первый полет 14 апреля 1959 года. ОВ-1 поступил в производство в октябре 1959 года.
В середине 1961 года первые ирокезы, которые служили в составе американских войск за границей, были доставлены в 7-ю армию на аэродром Зандхофен недалеко от Мангейма, Германия. Перед официальной приемкой Ральф Доннелл с камерой AO-1AF совершил поездку по 29 европейским аэродромам, чтобы продемонстрировать его полевым командирам армии США и потенциальным европейским заказчикам. В дополнение к своей службе во Вьетнаме и Европе, ирокезы, оснащенные SLAR, в 1963 году начали боевые миссии по патрулированию корейской демилитаризованной зоны . Германия и Франция рано проявили интерес к Mohawk, и Grumman фактически подписала соглашение о лицензионном производстве с французским производителем Breguet Aviation в обмен на американские права на морской патрульный самолет Atlantic .
Сама природа совместной программы армии и морской пехоты вынудила пойти на компромиссы в конструкции, такие как катапультные сиденья , [1] это делало самолет дорогим, а иногда и статьей армейского бюджета, которой открыто сопротивлялись. Заказы на OV-1 прекратились в 1964 финансовом году, а разногласия в Пентагоне по поводу вооруженных ирокезов достигли своего апогея после принятия в 1965 году директивы, запрещавшей армии эксплуатировать вооруженные самолеты (см. соглашение Джонсона-МакКоннелла от 1966 года ). Операционный успех во Вьетнаме привел к дополнительным заказам Mohawk в 1966 году, а к 1968 году в Юго-Восточной Азии работало пять компаний по наблюдению.
Последней из версий Mohawk, поступивших в производство, стал OV-1D с более мощными двигателями T53-L-701 , улучшенной авионикой и сменными поддонами, позволяющими переключать самолет из инфракрасной конфигурации в SLAR примерно за час. Первые четыре ОВ-1Д были прототипами, переоборудованными из более ранних серийных планеров, и первый из них поднялся в воздух в 1969 году. За ними последовали 37 самолетов новой постройки, последний из которых был поставлен в декабре 1970 года.
За прошедшие годы миссия и самолет претерпели множество изменений, всего было построено около 380 самолетов всех вариантов. Варианты «Ирокез» включали JOV-1 [вооруженная разведка], OV-1A [визуальный и фотографический], OV-1B [блок визуального, фотографического и радара бокового обзора (SLAR)], OV-1C [визуальный, фотографический, и инфракрасный порт], а также OV-1D (блок SLAR и большие крылья), OV-1E [увеличенный фюзеляж для большего количества операторов датчиков или груза], EV-1E [специальная установка электронной разведки ] и RV-1E [усовершенствованная система радиотехнической разведки]. Четырехмоторная модель 134E с наклоняемыми крыльями и хвостовым вентилятором для управления вертикальным взлетом была предложена армии, но не построена. Модель 134R представляла собой версию с тандемной кабиной, предложенную для удовлетворения требований легких вооруженных разведывательных самолетов (LARA), но вместо нее был выбран NA300, ставший OV-10 .
Операционная история
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( август 2015 г. ) |
Армия США
[ редактировать ]Армия США использовала OV-1 во время войны во Вьетнаме , шестьдесят пять из них были потеряны в результате несчастных случаев и обстрелов с земли, а один был сбит истребителем Северного Вьетнама. [2]
В начале 1968 года, пролетая на ОВ-1 над Южным Вьетнамом, капитан армии США Кен Ли сбил истребитель МиГ-17 «Фреско» из своих артиллерийских установок XM14 калибра 0,50 дюйма (12,7 мм), а также две неуправляемые М159. ракетные блоки, став единственным армейским авиатором, когда-либо сбившим МиГ. В соответствии с соглашением Ки-Уэста армия старалась сохранить сбитие в секрете, опасаясь, что это позволит ВВС США передать ирокезов в свой арсенал. Убийство Ли было наконец официально признано армией в 2007 году. [3]
Армия также использовала самолет во время операции «Буря в пустыне» .
Начиная с 1972 года Национальная гвардия армии (ARNG) начала получать Mohawk, при этом ARNG в конечном итоге эксплуатировал тринадцать OV-1B, двадцать четыре OV-1C и шестнадцать OV-1D, служившие в трех авиационных частях в Джорджии и Орегоне. Подразделение Национальной гвардии армии Орегона, эксплуатирующее «Ирокез», располагалось на Макнари-Филд в Орегоне, первоначально как 1042-я рота военной разведки (воздушное наблюдение), затем переименованное в 641-й батальон военной разведки (CEWI) (воздушная эксплуатация).
OV-1 армии США были выведены из эксплуатации в Европе в 1992 году, в Южной Корее в сентябре 1996 года и, наконец, в Соединенных Штатах в 1996 году, их заменили более новые системы, новые самолеты и эволюция разведывательных спутников . OV-1 был в первую очередь заменен EO-5C, военизированной версией турбовинтового авиалайнера de Havilland Canada Dash 7, оснащенной системой SLAR, до тех пор, пока в ВВС США не появился Northrop Grumman E-8 Joint STARS (Joint Surveillance Target Attack Radar System). ) самолет вступил в полную боевую готовность.
По состоянию на 2011 год Alliant Techsystems заключила партнерское соглашение с Broadbay Group и Mohawk Technologies из Флориды в рамках предприятия по возвращению вооруженной модернизированной версии OV-1D в боевое использование в качестве самолета для борьбы с повстанцами . Демонстратор был оснащен турелью FLIR Star Safire и подфюзеляжной обучаемой цепной пушкой M230 . [4] [5]
Аргентинская армия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( март 2016 г. ) |
В 1990-е годы аргентинская армейская авиация получила двадцать три ОВ-1. Десять находились в рабочем состоянии, остальные использовались на запчасти. [6] Они стали неактивными и вышли из употребления в 2015 году.
Аварии и происшествия
[ редактировать ]1 ноября 2019 года самолет Grumman OV-1D Mohawk, эксплуатируемый компанией Mohawk Airshows, разбился в Уитэм-Филд, Стюарт, Флорида , во время авиасалона Стюарта. Самолет был уничтожен, пилот погиб. Его серийный номер был 68-15958. [7]
14 января 1981 года самолет Grumman OV-1D Mohawk разбился и загорелся в сельской местности недалеко от Лампасаса, штат Техас, во время испытательного полета из Форт-Худа, штат Техас, для замены такелажа двигателя и стойки передней стойки. Инерциальная навигационная система растянула провод/выдернула штифт в разъеме компьютера, и штифт снова зафиксировался. Пилот CW3 Сэнди Л. Олифант и SSG Роджер А. Медоуз погибли мгновенно. [8] [9] [10]
Варианты
[ редактировать ]- ЯО-1 (ЙОВ-1А)
- Начальные прототипы (построено 9).
- ОВ-1А (АО-1АФ)
- Вариант дневного наблюдения (построено 64). Короткий размах крыльев (42 фута). [11]
- ОВ-1А - Питтсбургский институт аэронавтики
- Оснащен двумя дополнительными реактивными двигателями Westinghouse J34 . Нелетный испытательный стенд смешанной мощности, управляемый Питтсбургским институтом аэронавтики (1 переоборудование). [12]
- ОВ-1Б (АО-1БФ)
- Вариант SLAR (построен 101 экземпляр). Большой размах крыльев (48 футов). [11]
- ОВ-1С (АО-1СФ)
- Вариант ИК-разведки (построено 169 штук). Короткий размах крыльев (42 фута). [11]
- ОВ-1Д
- Консолидированный вариант датчика (37 новых, 82 переоборудования). Большой размах крыльев (48 футов). [11]
- ЮОВ-1А
- ОВ-1А и ОВ-1С с вооружением (59 модификаций).
- РВ-1С
- Краткий обзор машин ELINT (две модификации).
- РВ-1Д
- Машина Quick Look II ELINT (31 переоборудование).
- ЭВ-1Е
- Машина Quick Look III ELINT (16 переоборудований).
- ОВ-1Э
- Прототип непроизводящегося модернизированного варианта (построен 1).
Операторы
[ редактировать ]Выживший самолет
[ редактировать ]Годен к полетам
[ редактировать ]- 59-2604 — OV-1A, пилотируемый Музеем авиации «Самолеты славы» в Чино, Калифорния . [14]
- 62-5874 - Летал Музеем авиации Каролины на авиашоу. [15]
- 62-5889 – Музей полетов Кавано в Аддисоне, штат Техас . [16] [17] Снят с публичной экспозиции, когда музей закрылся на неопределенный срок 1 января 2024 года. Будет перенесен в региональный аэропорт Северного Техаса в Денисоне, штат Техас . [18]
- 62-5890 - Летал Музеем авиации Каролины на авиашоу. [19]
- 64-14262 – Музей авиации American Wings , Блейн, Миннесота. [20]
- 67-15959 - Управляется компанией Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида . [21]
- 67-18899 - управляется компанией Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [22]
- 67-18923 - Управляется компанией Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [23]
- 67-18924 - Управляется компанией Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [24]
- 67-18926 - принадлежит Полу Пефли, генеральному директору Mohawk Technologies, и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [25] [26]
- 68-15936 – Музей авиации American Wings, Блейн, Миннесота. [27]
- 68-15946 - управляется компанией Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [28]
- 68-15947 - Расположен в Музее воздушного наследия, аэропорт округа Бивер , Пенсильвания. Больше не принадлежит музею. [29]
- 69-17004 - Управляется Mohawk Technologies и базируется в аэропорту Палм-Бич Каунти-Парк в Лантане, Флорида. [30]
Статический дисплей
[ редактировать ]- 57-6539 — YOV-1A на выставке в Музее армейской авиации США в Форт-Новоселе, штат Алабама . [ нужна ссылка ]
- 59-2631 - OV-1B на выставке в Военно-историческом музее Зефирхиллс в Зефирхиллсе, Флорида. [31]
- 59-2633 - ОВ-1Б на выставке в Музее «Колыбель авиации».
- 60-3740 - OV-1A на выставке в Зале авиационной славы Нью-Джерси, аэропорт Тетерборо, Тетерборо, Нью-Джерси. [32]
- 60-3747 — OV-1C на выставке в музее 1-й кавалерийской дивизии в Форт-Кавасосе , штат Техас. [33]
- 61-2700 - OV-1C на выставке в Центре истории и технологий авиации в Мариетте, Джорджия . [34]
- 61-2724 - В Музее авиации и космонавтики Пима , примыкающем к базе ВВС Дэвис-Монтан в Тусоне, штат Аризона, OV-1C Mohawk указан как статическая экспозиция. [35]
- 62-5856 - Центр открытий «Крылья орлов» владеет OV-1C, выставленным на статической выставке в своей коллекции. [36]
- 62-5860 - OV-1B выставлен в Музее армейской авиации США в Форт-Новосел, Алабама. [37] [38]
- 62-5874 – Музей авиации Хикори , Хикори, Северная Каролина
- 62-5875 - Штаб боевой группы 48-й пехотной бригады (Национальная гвардия армии Джорджии) в Мейконе, штат Джорджия, демонстрирует статический OV-1D в рамках открытой выставки. [39]
- 62-5880 - Техасский музей авиации в Слэтоне, штат Техас, имеет модифицированный OV-1D, который использовался НАСА и был предоставлен во временное пользование Музеем военно-морской авиации. [40]
- 62-5906 - Кабина выставлена только в Музее боевых птиц Valiant Air Command. [41]
- 63-13128 - Музей авиации Общества охраны военной авиации (MAPS) (на реставрации для музейной экспозиции) [42]
- армии США 64-14247 - На армейском складе Тобианна в Тобиханне, штат Пенсильвания, выставлен OV-1B возле пункта контроля доступа к главным воротам. [ нужна ссылка ]
- 64-14252 - В Музее вооруженных сил Миссисипи в Кэмп-Шелби на статической экспозиции выставлен OV-1. [39]
- 67-15959 – Школа искусств G-Star в Уэст-Палм-Бич, Флорида, демонстрирует статический OV-1D. [43] [44]
- 67-18902 - Музей авиации и космонавтики Эвергрин в Макминнвилле, штат Орегон, демонстрирует статический OV-1D. [45]
- 67-18922 - Армейский аэродром Хантер в Саванне, штат Джорджия, демонстрирует статический OV-1D как часть открытой выставки. [39] [46]
- 67-18930 – Форт Уачука , штат Аризона, хранит статическую экспозицию ирокеза OV-1. [47]
- 68-15932 - OV-1D c/n 136C, авиация аргентинской армии AE-021 - выставлен в Музее аргентинской армии ( (на испанском языке) Museo Histérico del Army ), Буэнос-Айрес, Аргентина. [48]
- 68-15939 - Был в Военном музее Макклейна в Андерсоне, штат Индиана , но сейчас находится в «Антикварном и уникальном магазине Вика» в Эдинбурге, Индиана. [49] [50]
- 69-16998 - В Музее боевых птиц Valiant Air Command в региональном аэропорту Космического побережья в Титусвилле, Флорида, выставлен статический OV-1. [51]
- 69-17007 - Музей 1-й кавалерийской дивизии в Форт-Кавасосе, штат Техас, демонстрирует статический OV-1D как часть открытой выставки. [39] [52]
- 69-17010? - Музей армейской авиации США в Форт-Новосел, штат Алабама, демонстрирует статический OV-1D как часть открытой выставки на пересечении проспектов Красного Облака и проспекта Руф. [ нужна ссылка ]
- 69-17021 - Музей авиации Форт-Уэрта в Форт-Уэрте, штат Техас, демонстрирует статический OV-1D как часть открытой выставки. [53]
- 69-17022 - Гарнизон армии США Хамфрис в Южной Корее, OV-1 Mohawk выставлен на открытом воздухе на перекрестке Ки-стрит и CPX-роуд.
- Здание штаб -квартиры командования разведки и безопасности армии США в Форт-Бельвуаре , штат Вирджиния, демонстрирует статический OV-1D. [39]
- AZO Plane Partners в настоящее время владеет самолетом OV-1D Air Zoo. [ нужна ссылка ]
- ОВ-1Д бывшей армейской авиации Аргентины, в парке армейской авиации Аргентины в Буэнос-Айресе, Аргентина. [ нужна ссылка ]
- OV-1D Air Zoo, Музей аэрокосмической и научной науки, Каламазу, Мичиган
Технические характеристики (ОВ-1Д)
[ редактировать ]Данные модернизации гражданских и военных самолетов Jane's, 1994–95 гг. [54]
Общие характеристики
- Экипаж: 2
- Длина: 41 фут 0 дюймов (12,50 м)
- Размах крыльев: 48 футов 0 дюймов (14,63 м)
- Высота: 12 футов 8 дюймов (3,86 м)
- Площадь крыла: 360 кв. футов (33 м 2 )
- Соотношение сторон : 5,35:1
- Профиль крыла : NACA 2412.
- Пустой вес: 12 054 фунта (5 468 кг)
- Полная масса: 15 544 фунта (7 051 кг) (нормальная взлетная масса, ИК-миссия)
- Максимальный взлетный вес: 18 109 фунтов (8 214 кг) (миссия SLAR)
- Запас топлива: 276 галлонов США (230 имп галлонов; 1040 л) внутреннего топлива
- Силовая установка: 2 Lycoming T53 -L-701 турбовинтовых двигателя мощностью 1400 л.с. (1000 кВт) каждый.
- Гребные винты: 3-лопастные гребные винты Hamilton Standard Type 53C51-27 с постоянной скоростью , диаметром 10 футов 0 дюймов (3,05 м).
Производительность
- Максимальная скорость: 305 миль в час (491 км/ч, 265 узлов) (ИК-миссия)
- Крейсерская скорость: 207 миль в час (333 км/ч, 180 узлов) (экономичный круиз)
- Скорость сваливания: 84 миль в час (135 км/ч, 73 узла)
- Никогда не превышайте скорость : 450 миль в час (720 км/ч, 390 узлов).
- Дальность: 944 миль (1519 км, 820 миль) с внешними баками (миссия SLAR)
- Автономность: 4,35 часа (миссия SLAR)
- Практический потолок: 25 000 футов (7600 м)
- Скорость набора высоты: 3466 футов/мин (17,61 м/с) (миссия SLAR)
- Взлет до 50 футов (15 м): 1175 футов (358 м)
- Разбег с высоты 50 футов (15 м): 1060 футов (320 м)
См. также
[ редактировать ]Самолеты сопоставимой роли, конфигурации и эпохи
Связанные списки
Ссылки
[ редактировать ]- Примечания
- ^ «Место катапультирования: катапультные кресла OV-1 Mohawk» .
- ^ «Ирокез ОВ-1, вспоминаемый из первых рук: пилотирование ирокеза во Вьетнаме» . Сеть оборонных СМИ. 24 сентября 2013 года . Проверено 15 декабря 2015 г.
- ^ Вольф, Энди (17 апреля 2020 г.). «Единственный армейский удар по воздуху со времен Второй мировой войны был осуществлен с использованием оружия калибра .50 во Вьетнаме» . warisboring.com . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ Международный журнал оборонных технологий . 5 (4)). Вашингтон, округ Колумбия: McGraw-Hill/DTI: 40 апреля 2011 г. ISSN 1935-6269 .
{{cite journal}}
: Отсутствует или пусто|title=
( помощь ) - ^ Рид, Джон (28 октября 2010 г.). «Самолеты старой школы COIN продолжают возвращаться» . Оборонтех .
- ^ «Авиашоу-ирокез: информационный бюллетень об OV-1» . База ВВС Дувр . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Предварительный отчет Национального совета по безопасности на транспорте об авиационных происшествиях | 20191102X80415-20200914-90331» . app.ntsb.gov . Проверено 14 сентября 2020 г.
- ^ «Веб-страница Armyaircrews.com «Фиксированные потери крыльев»» .
- ^ «Веб-страница Armyaircrews.com «Фиксированные потери крыльев»» .
- ^ «Веб-страница Armyaircrews.com «Фиксированные потери крыльев»» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Страница Aerofiles.com Grumman , получено в январе 2023 г.
- ^ «1000aircraftphotos.com — № 4742. Grumman G-134 OV-1A Mohawk (c/n 58A)» . 14 апреля 2021 г.
- ^ «Grumman OV-1 Mohawk (еврейское прозвище: «Аталеф» («Летучая мышь»))» . Израильские ВВС . Проверено 10 марта 2020 г.
- ^ «Грумман ОВ-1А» . Самолеты славы Музей авиации . Проверено 31 декабря 2015 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Статьи» . Музей полетов Кавано . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – GrummanOV-1 Mohawk, серийный номер 62-5889 Армия США, номер N134GM» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 5 января 2016 г.
- ^ Салливан, Коул (1 января 2024 г.). «Исторический музей полетов Аддисона объявляет о закрытии» . ВФАА . Даллас, Техас . Проверено 4 января 2024 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ ООО «Могавк Технологии» . Манта . Манта Медиа Инк . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 26 февраля 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman OV-1 Mohawk, серийный номер 68-15947 США, c/r N947AH» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «РЕГИСТР ФАУ» . Федеральное управление гражданской авиации . Министерство транспорта США . Проверено 25 февраля 2016 г. .
- ^ "ЭКСПОНАТ GRUMMAN OV-1B MOHAWK 1959 года" . Зефирхиллский музей военной истории . Проверено 30 сентября 2023 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman OV-1A Mohawk, серийный номер 60-3740 США, серийный номер 16602» . AerialVisuals.ca . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman OV-1C Mohawk, серийный номер 60-3747 США, серийный номер 3C» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Досье по планеру — Grumman OV-1 Mohawk, серийный номер 61-2700 USAF» . Воздушные визуальные эффекты . Проверено 14 ноября 2023 г.
- ^ «МОГАВК» . Музей авиации и космонавтики Пима . PimaAir.org . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Самолет» . Центр открытий «Крылья орлов». Архивировано из оригинала 7 сентября 2011 г. Проверено 7 сентября 2011 г.
- ^ «Неподвижное крыло» . Музей авиации армии США . Фонд музея армейской авиации, Inc. Архивировано из оригинала 22 декабря 2016 года . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman OV-1B Mohawk, серийный номер 62-5860 США, серийный номер 19B» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Где они сейчас? MohawkStatus. Архивировано 4 марта 2016 г. на Wayback Machine, получено 5 июня 2015 г.
- ^ «Грумман ОВ-1 Ирокез» . Техасский музей авиации . Техасский музей авиации . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «Досье по планеру – Grumman OV-1 Mohawk, серийный номер 62-5906 Армии США» . Воздушные визуальные эффекты . AerialVisuals.ca . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ Текущие проекты реконструкции самолетов , Музей авиации MAPS, последнее посещение 16 ноября 2018 г.
- ^ «Реестр ФАУ — Воздушные суда — Запрос N-номера» . Реестр.faa.gov . Проверено 22 июня 2018 г.
- ^ «Военный самолет G-Star на обложке журнала Smithsonian Magazine и в PB Post! | Школа искусств G-Star | Чартерные средние школы округа Палм-Бич» . Школа искусств G-Star | Чартерные средние школы округа Палм-Бич . 20 августа 2017 г. Проверено 22 июня 2018 г.
- ↑ Коллекция военных самолетов Музея авиации и космонавтики Эвергрин. Архивировано 6 декабря 2011 г. в Wayback Machine, получено 2 июня 2013 г.
- ^ «Обломки и реликвии онлайн – Крушение самолета или реликвия в Саванне, Джорджия, США» . Режим наблюдения . иксмод . Проверено 6 января 2016 г.
- ↑ Веб-сайт музея Форт-Уачака получен 2 июня 2013 г.
- ^ «Армия – Флот – Grumman OV-1D Mohawk» (на испанском языке). Авиация. 2007-10-2 из оригинала 15 октября. Архивировано Получено 27 марта.
- ^ «Стражи ворот Индианы» . Боевые птицы и авиашоу . 11 ноября 2018 г. Проверено 14 октября 2020 г.
- ^ «Антиквариат и уникальные вещи Вика» . Карты Гугл . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ Ирокез в Музее боевых птиц Valiant Air Command. Архивировано 28 января 2012 г. в Wayback Machine, получено 2 июня 2013 г.
- ^ «Охранники ворот и базовые экспонаты (не музеи)» . Проверка забора . Лиза Экардт . Проверено 6 января 2016 г.
- ^ «ОВ-1 Ирокез» . Музей авиации Форт-Уэрта . Проверено 03 января 2024 г.
- ^ Мичелл 1994, стр. 366–367.
- Библиография
- Мичелл, Саймон (1994). Модернизация гражданских и военных самолетов Джейн, 1994–95 гг . Колсдон, Великобритания: Информационная группа Джейн. ISBN 0-7106-1208-7 .
- Нойбек, Кен (2007). OV-1 Ирокез – Прогулка № 49 . Кэрроллтон, Техас: ISBN Squadron/Signal Publications, Inc. 978-0-89747-540-2 .
Первоначальная версия этой статьи была основана на общедоступной статье на сайте Vectorsite Грега Гебеля .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Печатные источники
- Гебель, Гильермо; Москера, Хавьер; Клария, Орасио; Четтоло, Владимиро; Марино, Атилио; Посадас, Гильермо (2007). Grumman OV-1D Mohawk в армейской авиации [ Grumman OV-1D Mohawk в армейской авиации ] (на испанском языке). Буэнос-Айрес, Аргентина: Авиалатина. ISBN 978-987-24081-0-7 . Проверено 15 августа 2015 г.
- Интернет-источники
- Хавьер Москера и Гильермо Гебель (31 декабря 2002 г.). «10 лет OV-1D Mohawk в аргентинской армии» . Gaceta Aeronautica (на испанском языке) . Проверено 15 августа 2015 г.
- «Армия > Флот > Грумман ОВ-1Д Ирокез» . Авиация (на испанском языке). Чарльз Да. 21 октября 2007 года . Проверено 1 августа 2015 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
- «20 лет ОВ-1Д «Ирокез» в армейской авиации» . Авиалатина – Новости (на испанском языке). Авиалатина. 14 декабря 2012 г. Архивировано из оригинала 23 января 2020 г. Проверено 15 августа 2015 г.
- «Аргентинская армия модернизирует свой воздушный парк, закупив девять самолетов» . Инфодефенса (на испанском языке). IDS, информация по обороне и безопасности. 17 декабря 2013 года . Проверено 15 августа 2015 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Информационный бюллетень по истории авиации армии США OV-1
- Grumman OV-1 Mohawk в выставке AIR VECTORS Грега Гебеля
- Короткометражный фильм «Большая картина: Летающие солдаты» доступен для бесплатного просмотра и скачивания в Интернет-архиве .
- Ирокез как памятник в авиации аргентинской армии парке