Джирга
Джирга ) — ( пушту : جرګه , jərga это собрание лидеров, которое принимает решения путем консенсуса в соответствии с пуштунвали , пуштунским социальным кодексом. Оно проводится для разрешения споров среди пуштунов, а также представителей других этнических групп, находящихся под их влиянием в современных Афганистане и Пакистане.
Исторически сложилось так, что Лойя джирга или «великий совет» созывалась для того, чтобы избрать нового главу государства, утвердить новую конституцию или решить важнейшие вопросы. [ 1 ] Сообщается, что Лойя джирги были организованы с момента прихода к власти династии Хотак в начале 18 века. В июле 1747 года афганские вожди собрались в Кандагаре , чтобы избрать нового короля, выбрав 25-летнего Ахмад Шаха Дуррани , которому приписывают основание современного государства Афганистан. [ 2 ]
первое заседание пуштунской национальной джирги, , состоялось С 11 по 14 марта 2022 года в Банну , Хайбер-Пахтунхва на котором обсуждались важнейшие проблемы, с которыми сталкиваются пуштуны в Пакистане и Афганистане.
Этимология
[ редактировать ]
Слово джирга родственно среднемонгольскому существительному эрге (первоначально означавшему ранг и порядок), относящемуся к большому собранию людей, образующих очень широкий круг, первоначально предназначенный для осады диких животных или животных, на которых охотятся ради еды или спорта. [ 3 ] [ 4 ] [ 5 ] Старейшины-пуштуны также обычно сидят в кругу, обсуждая и слушая спор во время племенной джирги.
На пушту большая лоя джирга как . известна джирга Мини джиргагай джирга - . называется
Происхождение и историчность
[ редактировать ]Этот институт, которому уже несколько столетий, по своей сути похож на исламскую шуру («консультативное собрание»). [ 1 ]
Считается, что древние индоиранские племена, также известные как арья или арийцы , практиковали своего рода систему джирги с двумя типами советов – симите и сабха . ( В симите саммит) входили старейшины и вожди племен. Король также участвовал в заседаниях симите . Сабха был своего рода сельским советом. В современной Индии их до сих пор называют Самити и Сабха .
В афганском обществе джирга по-прежнему поддерживается и поддерживается, в основном, лидерами племен для решения внутренних или внешних споров с другими племенами. В некоторых случаях это действует как собрание мэрии . Когда афганцы пришли к власти, они попытались узаконить свою власть с помощью такой джирги. Хотя вначале только пуштунам разрешалось участвовать в джиргах другие этнические группы, такие как таджики и хазарейцы , позже к участию были допущены и . Членами джирг в основном были члены королевской семьи, религиозные лидеры и вожди племен афганцев. Король Аманулла Хан институционализировал джиргу. От Амануллы до правления Мохаммеда Захир Шаха (1933–1973) и Мохаммеда Дауда Хана (1973–1978) джирга признавалась общей встречей региональных пуштунских лидеров. Встречи не проводятся по расписанию, а проводятся в случае возникновения проблем или споров. Для завершения джирги не существует ограничений по времени, и встречи часто требуют времени, поскольку решения могут быть приняты только группой, а споры могут затянуться на несколько дней. Можно решать различные вопросы, такие как крупная катастрофа, внешняя политика, объявление войны, легитимность лидеров и внедрение новых идей и законов.
Методика функционирования
[ редактировать ]Значение общественного совета часто встречается в обстоятельствах, связанных со спором между двумя людьми; джирга может быть частью механизма разрешения споров В таких случаях . Спорщики обычно начинают с поиска посредника , выбирая кого-то, например, старшего религиозного лидера, местного знатного человека или специалиста по посредничеству ( хана или məshər ). В племенном пуштунском обществе малики выступают де-факто арбитрами в местных конфликтах, собеседниками при выработке государственной политики, сборщиками налогов, главами деревенских и городских советов и делегатами провинциальных и национальных джирг, а также делегатами в парламенте. Посредник выслушивает мнение каждой из двух сторон, а затем формирует Джиргу из старейшин общины, стараясь включить в нее сторонников обеих сторон. Затем джирга рассматривает дело и после обсуждения вопроса принимает решение о том, как его поступить, о чем затем объявляет посредник. Заключение джирги является обязательным.
Афганистан
[ редактировать ]1709 г. Лойя джирга
[ редактировать ]Лойя джирга была собрана Мирваисом Хотаком в Шари-Сафе недалеко от Кандагара в 1709 году. [ 6 ]
1747 г. Лойя джирга
[ редактировать ]На джирге в Кандагаре присутствовали представители Афганистана, которые назначили Ахмад Шаха Дуррани своим новым лидером.
1928 года Лойя джирга
[ редактировать ]созвал В сентябре 1928 года король Аманулла в Пагмане недалеко от Кабула джиргу, третью лойя джиргу за время его правления (1919–1929 гг.) для обсуждения реформ, во время которой король Аманулла попросил королеву Сораю снять вуаль, чтобы заручиться поддержкой его модернизирующая политика. Однако это было слишком для делегатов, некоторые из которых спровоцировали восстание. [ 1 ] Сопротивление реформам Амануллы в конечном итоге привело к гражданской войне в Афганистане (1928–1929) .
2002 года Лойя джирга
[ редактировать ]В июне-июле 2002 года Хамид Карзай избрал курировать Лойя джиргу . Это стало возможным только потому, что осенью 2001 года Карзай смог успешно возглавить одно из крупнейших племен южного Афганистана в восстании против правления Талибана . Лойя джирга была организована временной администрацией Хамида Карзая, в ней приняли участие около 1600 делегатов, часть делегатов была выбрана в ходе выборов, которые проходили в различных регионах страны, а другие делегаты были выбраны представителями различных политических, культурных и религиозные группы. Он прошел в большой палатке на территории Кабульского политехнического института 11 июня и должен был продлиться около недели. Он сформировал новую Временную администрацию , которая вскоре после этого пришла к власти.
Более 1000 участников были избраны в два этапа. Каждый округ избрал 20 членов, которые затем тайным голосованием избрали одного человека, который будет представлять весь округ. По крайней мере, один член был выделен в каждый из 362 округов страны, при этом на каждые 22 000 человек было выделено дополнительное место. Никому не было запрещено присутствовать на собрании, за исключением людей, обвиненных в терроризме , людей, подозреваемых в причастности к незаконной торговле наркотиками, людей, нарушивших права человека, людей, совершивших военные преступления , людей, совершивших грабежи. , и люди, совершившие кражу общественного имущества. Кроме того, присутствовали кочевники, беженцы, интеллектуалы, представители культурных учреждений, представители общественных организаций и религиозные учёные. Из оставшихся мест женщинам было отведено в общей сложности 160 мест. [ 1 ]
2003 года Лойя джирга
[ редактировать ]14 декабря 2003 года с участием 502 делегатов в Кабуле была созвана Лойя джирга для рассмотрения предложенной Конституции Афганистана . Первоначально планировалось, что срок его действия составит десять дней, но собрание одобрило хартию к 4 января 2004 года.
Другие исторические джирги
[ редактировать ]Некоторые другие исторические джирги в истории Афганистана :
- Сентябрь 1930 г. созвал джиргу из 286 человек - Мохаммед Надир Шах для подтверждения своего восшествия на престол.
- 1941 призвал его - Мохаммед Захир Шах утвердить нейтралитет во Второй мировой войне.
- 26 июля 1949 г. - отношения Афганистана и Пакистана резко ухудшились из-за спора, который официально заявил, что больше не признает границу по линии Дюрана 1893 года между двумя странами. [ 7 ]
- Сентябрь 1964 г. - собрание 452 человек, созванное Мохаммедом Захир Шахом для одобрения новой конституции.
- Июль 1974 г. - Встреча с Пакистаном через линию Дюрана.
- Январь 1977 г. — утверждена новая конституция Мохаммеда Дауда Хана, устанавливающая однопартийное правление в Республике Афганистан .
- Апрель 1985 г. — ратифицировать новую конституцию Демократической Республики Афганистан .
- Май 1990 г. - Для ратификации новой конституции Республики Афганистан при Мохаммеде Наджибулле внесены поправки, предусматривающие создание нескольких политических партий.
- Сентябрь 2001 г. - четыре различных движения Лойя джирги, ожидающие конца правления Талибана . Между каждым из них было мало общения.
- Первая базировалась в Риме вокруг Мохаммеда Захир Шаха и отражала интересы умеренных пуштунов из Афганистана. Римская инициатива призывала к честным выборам, поддержке ислама как основы афганского государства и уважению прав человека.
- Вторая базировалась на Кипре и возглавлялась Хомаюном Джариром , членом Исламской партии его тестя Гульбеддина Хекматияра . Критики кипрской инициативы подозревали, что она служит интересам Ирана . Однако участники Кипрской инициативы считали себя более близкими к афганскому народу и считали римскую группу слишком близкой к давно изолированной знати.
- Самая значительная из них базировалась в Германии , результатом чего стало Боннское соглашение (Афганистан) . Это соглашение было заключено под эгидой Организации Объединенных Наций , учредило Временную администрацию Афганистана и проложило путь для последующих джирг, которые установили Конституцию Афганистана .
- 2006 г. - президент Афганистана Хамид Карзай заявил, что он и президент Пакистана совместно возглавят Лойя джиргу , чтобы положить конец спору по поводу пограничных нападений. [ 8 ]
- Декабрь 2009 г. – после спорного переизбрания президент Хамид Карзай объявил о разработке плана Лойя джирги для обсуждения повстанческого движения Талибана . Талибан был приглашен принять участие в этой джирге. [ 9 ] но они отказались.
- Июнь 2010 г. - в Кабуле, около 1600 человек. [ 10 ] делегаты всех этнических групп присутствовали на мирных переговорах с талибами. [ 11 ]
- 17 ноября 2013 г. – Кабул, где около 2500 афганских старейшин одобрили присутствие ограниченного числа американских сил после 2014 года. [ 12 ]
- 29 апреля – 3 мая 2019 г. – во дворце Баг-е-Бала в Кабуле состоялось обсуждение общего подхода к мирным переговорам с талибами на фоне переговоров между талибами и США . Джиргу возглавлял Абдул Расул Сайяф , и на ней присутствовало более 3200 делегатов. Талибан отказался присутствовать. [ 13 ]
- 7–9 августа 2020 г. - проведено для решения судьбы 400 пленных талибов, обвиненных в тяжких преступлениях, которые должны были быть освобождены в рамках афганского мирного процесса. [ 14 ] [ 15 ]
Пакистан
[ редактировать ]1947 Есть банну
[ редактировать ]21 июня 1947 года в Банну Бача Хана прошла Лойя джирга в составе , его брата, главного министра доктора Хана Сахиба , Худай Хидматгаров , членов провинциального собрания, Мирзали Хана (факира Ипи) и других вождей племен. всего за семь недель до раздела Индии . Лойя джирга провозгласила резолюцию Банну , которая требовала, чтобы пуштунам был предоставлен выбор: иметь независимое государство Пуштунистан, включающее все пуштунские территории Британской Индии, вместо того, чтобы их заставляли присоединяться к Индии или Пакистану. Однако британское владычество отказалось выполнить требование этой резолюции, в ответ на что Худаи Хидматгары бойкотировали референдум 1947 года в Северо-Западной пограничной провинции о присоединении провинции к Пакистану. [ 16 ] [ 17 ]
2006 года Лойя джирга для Белуджистана
[ редактировать ]В апреле 2006 года бывший Белуджистана главный министр Тадж Мухаммад Джамали предложил организовать встречу между президентом Первезом Мушаррафом и Лойя джиргой за мир в Белуджистане . [ 18 ] Лойя джирга была проведена В сентябре 2006 года в Калате будет подано иск , на которой было объявлено, что в Международный Суд относительно суверенитета и прав народа белуджей . [ 19 ] [ 20 ] [ 21 ] [ 22 ]
Квазиправовая функция
[ редактировать ]Джирга также использовалась в качестве суда по делам о преступном поведении, но в некоторых населенных районах Пакистана и Афганистана это использование заменяется формальными судами, а в других местах она до сих пор используется в качестве суда в племенных регионах.
Джирга имеет престиж суда в племенных районах Пакистана. Хотя политический агент, назначенный национальным правительством, поддерживает закон и порядок посредством Положения о пограничных преступлениях (FCR), фактическая власть принадлежит джирге. Политический агент поддерживает закон и порядок в своем племенном регионе с помощью джирг. Джирга может назначить смертную казнь , например, забивание камнями до смерти в случае супружеской измены или изгнание из общины.
В недавних военных операциях против «Аль-Каиды» и « Талибана» в беспокойных южных племенных организациях Пакистана, граничащих с Афганистаном, джирги сыграли ключевую роль посредника между правительством и боевиками. Традиция джирги также была принята мусульманами в Кашмирской долине Кашмира, находящегося под управлением Индии . [ 23 ]
Закон об альтернативном разрешении споров 2017 г.
[ редактировать ]Согласно политическим распоряжениям правительства 2017 года, неофициальные джирги и панчаяты очень популярны среди масс, поэтому формальное их признание поможет сделать систему более прозрачной и ответственной, в то время как левые политические диспансеры в оппозиции выразили опасения, что более слабые слои пострадают, в то время как феодализм выиграет. [ 24 ] Закон Пакистана об альтернативном разрешении споров 2017 года предусматривает выбор нейтрального арбитра-наблюдателя из числа утвержденной правительством группы, согласованной сторонами. Если спор будет разрешен мирным путем, суд официально оформит решение, а в противном случае стороны могут согласиться на дальнейшее официальное судебное рассмотрение своих жалоб. [ 24 ] Басит Махмуд критикует положения законопроекта, позволяющие правительству назначать «нейтральных лиц» в каждую джиргу, которых недостаточно, поскольку так называемые «нейтральные лица», которые должны утверждать их приговоры, скорее всего, будут состоять из судей в отставке и богословов консервативного характера, и что перевернет принцип нейтралитета с ног на голову и окажет существенное влияние на жизнь женщин во всем Пакистане. [ 25 ] Басит Махмуд также критикует донорское агентство Министерства международного развития Соединенного Королевства за финансирование женоненавистничества, защищающего трибуналы ADR. [ 25 ]
Оспариваемое правосудие и нарушения прав человека
[ редактировать ]В январе 2019 года по ходатайству комиссии по положению женщин (NCSW) Национальной Верховный суд Пакистана постановил, что, выходя за допустимые пределы закона, выступая в качестве форумов для арбитража, посредничества, переговоров или примирения между сторонами, участвующими в гражданский спор, которые добровольно соглашаются на то же самое; остальная практика и попытки Джирги выносить решения по гражданским или уголовным делам незаконны, и что незаконная практика Джирги нарушает статьи 4, 8, 10-A, 25 и 175(3) Конституции Пакистана, а также что «Действие джирг/панчаятов и т. д. нарушает международные обязательства Пакистана по ВДПЧ , МПГПП и КЛДЖ , которые возлагают на государство Пакистан ответственность обеспечить, чтобы каждый имел доступ к судам или трибуналам (и ко всем людям) было равное обращение перед законом и на всех стадиях разбирательства в судах и трибуналах». [ 26 ]
По словам корреспондента И.А. Рехмана, в январе 2019 года представители пакистанского правительства из провинций и федерального правительства подтвердили взятые правительством обязательства перед Верховным судом Пакистана не допускать на платформах Панчаята и Джирги незаконных практик нарушения основных конституционных прав женщин путем убийств чести, Вани. , свара, каро кари и что правительства привержены CEDAW [ 26 ]
Случаи судебных злоупотреблений джирги
[ редактировать ]В январе 2018 года Басит Махмуд раскритиковал закон Пакистана об альтернативном разрешении споров 2017 года, заявив, что он создает возможности для параллельной системы правосудия, которая в конечном итоге может подорвать авторитет государств. [ 25 ] Согласно новостному репортажу Дилавара Вазира в пакистанской ежедневной газете Dawn за июнь 2020 года и последующей редакционной статье, районная администрация на территории племен Пакистана изо всех сил пыталась увидеть, как одно племя Ахмадзай Вазир уклоняется от выполнения постановления джирги о создании параллельных вооруженных сил ( лашкар ) численностью около 2400 человек. сносить дома политических оппонентов левого толка. [ 27 ] Чтобы заставить племенную джиргу пойти на финансовый компромисс, районной администрации пришлось вызвать элитные силы безопасности и заставить жертву подчиниться требованию 1 миллиона рупий плюс четыре барана в качестве возмещения от жертвы и его клана. [ 28 ]
Согласно сообщению Tribune Пакистан за июнь 2020 года , джирга (разновидность суда, похожего на кенгуру ) попыталась постановить выдать 13-летнюю несовершеннолетнюю девочку замуж за 41-летнего женатого мужчину в качестве свары (наказания) для нее. предполагаемые неприязненные отношения брата с его двоюродным братом, попытка Джирги была предотвращена близким родственником мальчика с помощью полиции. [ 29 ]
В другом инциденте, произошедшем в июне 2020 года в Пакистане, Синд, полиция изо всех сил пыталась подавить джиргу, которая объявила двух сестер неблагородными. «Карис» оштрафовал отца девочек на один миллион рупий плюс приказал убить сестер (запрещенная, но распространенная практика объявления «Кари — буквальное черное пятно на чести семьи или сообщества — подвергается суровым наказаниям, включая убийства чести многократные за предполагаемый поступок в отношении ожиданий скромности и целомудрие вне подозрений). [ 30 ]
Исторические джирги и женщины
[ редактировать ]Высокий суд Синда наложил запрет на проведение джирг в апреле 2004 г. [ 31 ] из-за порой бесчеловечных приговоров, которые налагались на людей, особенно на женщин и мужчин, вступивших в брак по собственному желанию. Однако запрет был проигнорирован. [ 32 ]
В Пакистане была проведена женская джирга или Хвайндо джирга («Совет сестер»), в которой в общей сложности насчитывалось 25 членов. [ 33 ] Его возглавил Табассум Аднан, который по состоянию на 2013 год помог 11 женщинам добиться справедливости. [ 33 ] [ 34 ]
Пуштунская национальная джирга 2022 года
[ редактировать ]прошла Пуштунская национальная джирга, или Банну джирга, 11–14 марта 2022 года в Мирахеле в Банну , Хайбер-Пахтунхва, с целью защиты прав пуштунов в стране. В ходе джирги обсуждались критические проблемы, с которыми столкнулись пуштуны, с целью предложить пути их решения. [ 35 ] Банну джирга одобрила декларации двух предыдущих пуштунских джирг, одна из которых была организована 10 марта 2020 года в Бача-Хан-Марказе, Пешавар , Асфандьяром Вали Ханом из Авамиской национальной партии (АНП). [ 36 ] [ 37 ] а другой был организован 7 августа 2021 года в Хаштнагаре , Чарсадда, Афзалом Хамошем из партии Маздур Кисан (МКП). [ 38 ] [ 39 ]
Махмуд Хан Ачакзай , Наваб Аяз Джогезай , Абдул Рахим Зиаратвал , Абдул Кахар Вадан , Обайдулла Бабат , Насрулла Зайрай и Арфа Сиддик из Партии Пуштунхва Милли Авами (PMAP), Мансур Паштин , Мир Калам и Вранг Пуштун из Партии Пуштунхва Милли Авами (PMAP) ) , Мохсин Давар , Латиф Африди , Афрасиаб Хаттак , Бушра Гохар и Джамиля Гилани из Национально-демократического движения (НДД), Хадим Хусейн и Маулана Ханзеб из Авамиской национальной партии (АНП), Афзал Хамош из партии Маздур Кисан (МКП), Фархатулла Бабар и Ахмад Кунди из Народной партии Пакистана (ППП), Сардар Якуб Насар из Пакистанской мусульманской лиги (ПМЛН), Мухаммад Хан Шерани из Джамиат Улема-и-Ислам (ДУИ), глава Вазиристана Гуль Алам Вазир , историк Парвеш Шахин и многие другие пуштунов, белуджей и хазарейцев. лидеры были членами Банну Джирги. Резолюции также поддержали несколько афганских политических лидеров, в том числе Хамид Карзай , Ханиф Атмар и Амрулла Салех . [ 40 ]
Требования
[ редактировать ]Одними из наиболее важных требований пуштунской национальной джирги, состоявшейся 11–14 марта 2022 г., были: [ 41 ]
- Эта джирга должна быть независимым органом, и должен быть создан комитет сотрудничества для реализации ее решений и целей.
- для общественное расследование Необходимо организовать расследования смертей Усмана Какара , Арифа Вазира , Армана Лони и всех пуштунов, убитых во внесудебном порядке в ходе ложных столкновений с полицией в Пакистане.
- Али Вазир , Ханиф Паштин, Овайс Абдал, Кази Тахир и другие политические заключенные должны быть освобождены.
- Все пропавшие без вести лица должны быть представлены в суды, а внутренне перемещенные лица (ВПЛ) должны быть расселены в своих районах и домах и получить полную компенсацию за свои потери.
- Пакистане . Необходимо создать комиссию по установлению истины и примирению, чтобы изучить масштабы ущерба, нанесенного пуштунам в
- Если пакистанские суды откажутся участвовать в этих расследованиях, следует создать механизм для расследования этого ущерба через международные суды. [ 42 ]
- Драконовские законы в соответствии с Положением о действиях (в поддержку гражданской власти) должны быть немедленно отменены в Хайбер-Пахтунхве, все полномочия по обеспечению безопасности, безопасности и административные полномочия должны быть переданы гражданской администрации, а спецслужбы должны прекратить вмешательство в политику.
- Пуштунский регион богат природными ресурсами, включая воду и природный газ, но пуштуны в Пакистане остаются в нищете; контроль над этими ресурсами должен быть восстановлен. [ 43 ]
- Отклонение реки Инд от ее естественного русла каналом Гази-Барота было нарушением международных принципов и фундаментального права на жизнь людей, проживающих на ее берегах; Инд следует перенаправить в его первоначальный водоток, а Соглашение о распределении воды по Инду 1991 года следует пересмотреть, чтобы предоставить пуштунскому региону статус владельца и заинтересованной стороны.
- Джирга призвала к немедленному прекращению оккупации лесов, гор, земель и природных ресурсов пуштунского региона пакистанскими военными и правительственными учреждениями.
- единая пуштунская провинция, состоящая из Хайбер-Пахтунхвы , Южной Пуштунхвы (в Белуджистане ), Аттока и Мианвали. Должна быть создана
- Пушту должен быть провозглашен национальным, официальным и образовательным языком пуштунского региона, в то время как носители других языков региона также должны иметь доступ к образованию на своих родных языках.
- Джирга отвергла фальшивые результаты переписи населения Пакистана 2017 года и заявила, что для новой переписи необходимо создать независимый, прозрачный и инклюзивный механизм в соответствии с международными принципами.
- В Афганистане должна быть организована Лойя джирга для формирования инклюзивного правительства посредством всеобщих выборов , а также должен быть создан механизм, который позволит афганским правительствам и их полномочиям не подвергаться насильственному захвату в будущем. [ 42 ]
- Джирга категорически отвергла построенный Пакистаном колючий барьер вдоль линии Дюрана и потребовала, чтобы все исторические торговые пути вдоль линии были обеспечены для торговли и свободного передвижения людей без каких-либо документов. [ 44 ]
См. также
[ редактировать ]- Волеси джирга («Народная джирга»), нижняя палата законодательного собрания Афганистана.
- Мешрано джирга («Джирга старейшин»), верхняя палата законодательного собрания Афганистана.
- Всеиндийский пахтун Джирга-э-Хинд
- Афганская Джирга мира 2010 г.
- Нанаватай (нанавате) , что означает «святилище».
- Шура , арабский эквивалент джирги.
- Панчаят , североиндийский эквивалент джирги.
- Хапский эквивалент джирги преимущественно индуистского народа джат
- Курултай — тюркский и монгольский эквивалент джирги.
- Мисл -эквивалент джирги преимущественно сикхского народа Пенджаба .
- трудный
- Кенгуру суд
- Вани (по индивидуальному заказу)
- Презумпция виновности
- Показать пробную версию
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д «Вопросы и ответы: Что такое Лойя джирга?» . Новости Би-би-си . 1 июля 2002 года. Архивировано из оригинала 23 мая 2019 года . Проверено 11 мая 2010 г.
- ^ Джон Кракауэр (11 сентября 2009 г.). «Чтобы спасти Афганистан, обратите внимание на его прошлое» . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 08 мая 2021 г. Проверено 29 октября 2014 г.
- ^ Ноэль, Кристина (1997). Государство и племя в Афганистане девятнадцатого века: правление Амира Дост Мухаммад-хана (1826-1863) . Милтон Парк : Рутледж . п. 368. ИСБН 978-0700706297 .
джирга (от монгольского «круг»)…
- ^ Отчет о миссии в Яркунде в 1873 году под командованием сэра ТДФ... с историческими и географическими сведениями относительно владений амиров и т. д. [Х.В. Беллью, Э.Ф. Чепмен, Х. Троттер и другие. С фотографическими иллюстрациями.] . 1875. с. 153.
… Джирга = «[h]unting circe», обладающий властью наказывать в соответствии с правилами тех, кто нарушил его правила.
- ^ Аллсен, Томас Т. (2011). Царская охота в истории Евразии . Филадельфия : Издательство Пенсильванского университета . п. 26. ISBN 978-0812201079 .
Джерге имеет основное значение «ранг», «порядок», «ряд», «колонна» и используется в этом смысле в « Тайной истории» , собственном рассказе монголов о возникновении своей империи. Однако в более широком смысле джерге стало означать «облава», «охотничий круг» или «движение по кругу» в войне.
- ^ «Мирваис Неека» . Wolas.beepworld.de. Архивировано из оригинала 10 марта 2010 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ↑ Ага Амин, «Решение вопроса о афгано-пакистанской границе». Архивировано 12 октября 2008 г., в Wayback Machine , Журнал афганских исследований , Кабул (по состоянию на 12 декабря 2009 г.).
- ^ «Мушарраф и Карзай возглавят Лойя джиргу» (PDF) . Пограничный пост . 1 октября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 27 сентября 2007 г.
- ^ «Карзай через несколько дней представит афганский кабинет министров» . Rferl.org. 06 декабря 2009 г. Архивировано из оригинала 3 марта 2016 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Афганская джирга рассматривается как «последняя надежда» на мир» .
- ^ «Афганская джирга призовет к миру с талибами» .
- ^ «Лойя джирга одобряет американо-афганское соглашение по безопасности и просит Карзая подписать его» . Си-Эн-Эн. 17 ноября 2013 г. Архивировано из оригинала 02 июня 2019 г. Проверено 27 декабря 2016 г.
- ^ «Афганистан открывает Лойя джиргу для обсуждения мирных переговоров» . Радио Свобода. 29 апреля 2019 года . Проверено 14 июля 2019 г.
- ^ «Политики неоднозначно реагируют на Лойя джиргу» . Новости ТОЛО. 7 августа 2020 г. Архивировано из оригинала 10 августа 2020 г. . Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ «Лойя джирга одобрила освобождение 400 заключенных талибов» . Новости ТОЛО. 9 августа 2020 г. Проверено 10 августа 2020 г.
- ^ Али Шах, Сайид Вакар (1993). Марват, Фазал-ур-Рахим Хан (ред.). Афганистан и граница . Мичиганский университет : Emjay Books International. п. 256. Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ Х. Джонсон, Томас ; Зеллен, Барри (2014). Культура, конфликты и борьба с повстанцами . Издательство Стэнфордского университета . п. 154. ИСБН 9780804789219 . Архивировано из оригинала 19 декабря 2019 г. Проверено 18 августа 2019 г.
- ^ «Ведущий новостной ресурс Пакистана» . Дейли Таймс. 29 апреля 2006 г. Архивировано из оригинала 12 января 2012 г. Проверено 15 апреля 2013 г.
- ^ «Большая джирга в Калате принимает решение о перемещении Международного Суда» . Издание «Рассвет» . 22 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 11 октября 2009 г. Проверено 11 июля 2007 г.
- ^ «Вожди белуджей обратятся в Международный суд» (PDF) . Электронные новости Индии . 26 сентября 2006 г. Архивировано из оригинала 7 июня 2012 г. Проверено 11 июля 2007 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: неподходящий URL ( ссылка ) - ^ «Джирга отвергает мегапроекты» (PDF) . Нация . 3 октября 2006 г. Архивировано из оригинала (PDF) 16 июля 2012 г. . Проверено 21 ноября 2013 г.
- ^ Акбар, Малик Сирадж (4 октября 2006 г.). «Белуджская джирга сформирует высший совет для реализации решений» . Ежедневные Таймс . Архивировано из оригинала 18 августа 2021 года . Проверено 18 августа 2021 г.
- ^ Музаффар Райна (30 октября 2006 г.). «Правосудие в Кашмире свершается в афганском стиле: брошены, овцы украдены». Некоторые люди в Долине никогда не обращаются в полицию, но полагаются на проверенную временем племенную систему разрешения споров и удовлетворения жалоб» . The Telegraph — Калькутта, Индия . Архивировано из оригинала 23 июня 2007 года . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б Репортер, А. (19 января 2017 г.). «Законопроект об альтернативном разрешении споров одобрен» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б с «Джирги Пакистана и права женщин» . thediplomat.com . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Jump up to: а б Рехман, Айова (11 июля 2019 г.). «Пространство Джирги рассечено» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Вазир, Дилавар (6 июня 2020 г.). «Племя Ахмадзай Вазир созывает джиргу, чтобы поднять Лашкара» . РАССВЕТ.КОМ . Получено 2 июня 2020 г.
- ^ Редакционная статья (08.06.2020). «Когда джиргас способствует преступлению» . РАССВЕТ.КОМ . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ Хан, Ахтешам (13 июня 2020 г.). «Попытка Джирги выдать молодую девушку в Свару провалилась» . Трибьюн Пакистан .
- ^ «Карокари: Полиция приказала принять меры против Джирги» . www.thenews.com.pk . Проверено 27 июня 2020 г.
- ^ SBLR 2004 Синд 918; отрывок
- ^ SHC добивается официальной версии против джиргаса (8 декабря 2012 г.)
- ^ Jump up to: а б Хуррам Шахзад (11 июля 2013 г.). «Женщины бросают вызов мужчинам на первой женской джирге Пакистана» . Фокс Ньюс . АФП . Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ Дженнифер Роуленд; Бэйли Кэхолл (11 июля 2013 г.). «Руководитель службы безопасности президента Асифа Али Зардари убит в результате нападения на базар» . Внешняя политика : Канал АфПак . Архивировано из оригинала 3 декабря 2013 г. Проверено 26 ноября 2013 г.
- ^ «Националистические партии созывают джиргу по проблемам Пахтуна» . Новости Интернешнл . 12 марта 2022 г.
- ^ Отчет Бюро (11 марта 2020 г.). «Пахтун джирга просит правительство принять меры против всех террористических сетей» . Рассвет .
{{cite web}}
:|first=
имеет общее имя ( справка ) - ^ Какар, Джавед Хамим (11 марта 2020 г.). «Пахтун Кауми Джирга стремится положить конец вмешательству в дела Афганистана» – через Pajhwok Afghan News.
- ^ «Ситуация в Афганистане: Пахтун Кауми Джирга призывает правительство пересмотреть внешнюю политику» . Новости Интернешнл . 8 августа 2021 г.
- ^ Шах, С. Муддасир Али (8 августа 2021 г.). «Джирга обвиняет соседей во вмешательстве в Афганистан» – через Pajhwok Afghan News.
- ^ «Афганские лидеры поддерживают пуштунскую этническую джиргу в пакистанской провинции Хайбер-Пахтунхва» . Азиатские новости Интернешнл . 17 марта 2022 г.
- ^ «Пуштунская национальная джирга банну издает хартию требований, содержащую 25 пунктов» . Пакистан Дейли . 14 марта 2022 г.
- ^ Jump up to: а б «Национальное собрание пуштунов в Бано продлено на четвертый день, решения и запросы будут объявлены в понедельник» . BBC Пушту (на пушту).
- ^ «Стороны созывают Джиргу для защиты прав пуштунов в Пакистане» . Азиатские новости Интернешнл .
- ^ «Джирга в Банну обсуждает проблемы, с которыми сталкиваются пуштуны» . Машрик ТВ . 12 марта 2022 г.
- Эта статья содержит материалы из страновых исследований Библиотеки Конгресса США , которые являются правительства США публикациями общедоступными . ( Об этой коллекции | Страноведение | Цифровые коллекции | Библиотека Конгресса )
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Пакистанский суд запретил все судебные процессы в рамках системы Джирги
- Афганские женщины добиваются включения в Джиргу мира
- Система джирги в племенной жизни
- Разрешение споров
- Общество Афганистана
- Общество Пакистана
- Судебная система Пакистана
- Политика территорий племен, находящихся под федеральным управлением
- Политика Хайбер-Пахтунхвы
- Политика Белуджистана, Пакистана
- Культура Афганистана
- Пуштунская культура
- Пуштунская политика
- Судебная система Афганистана
- Правительство Афганистана