Черный или белый
«Черное или белое» | ||||
---|---|---|---|---|
![]() | ||||
Сингл от Майкла Джексона | ||||
из альбома Опасный | ||||
Выпущенный | 11 ноября 1991 г. | |||
Записано | 1989–1990 [1] | |||
Студия |
| |||
Жанр | ||||
Длина |
| |||
Этикетка | Эпический | |||
Автор(ы) песен | ||||
Продюсер(ы) |
| |||
Майкла Джексона Хронология синглов | ||||
| ||||
Музыкальные клипы | ||||
«Черное или белое» (короткая версия) на YouTube | ||||
«Черное или белое» (длинная версия) на YouTube | ||||
Аудио образец | ||||
« Black or White » — песня американского певца Майкла Джексона , выпущенная лейблом Epic Records 11 ноября 1991 года как первый сингл с его восьмого студийного альбома Dangerous (1991). Джексон написал, сочинил и продюсировал его вместе с Биллом Боттреллом . Epic Records описала ее как «танцевальную рок-н-ролльную песню о расовой гармонии».
"Black or White" занял первое место в чарте Billboard Hot 100 7 декабря 1991 года, став самым быстрым хитом в чартах США со времен " группы Beatles " Get Back . Песня оставалась на первой строчке в общей сложности семь недель, что сделало Джексона первым артистом, который несколько раз занимал первое место в Billboard Hot 100 в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. Он получил 3-кратный платиновый ( сертификат Американской ассоциации звукозаписывающих компаний RIAA). Во всем мире "Black or White" стал номером один как минимум в 20 странах и территориях, включая Великобританию, Австралию, Бельгию, Канаду, Кубу, Данию, Финляндию, Францию, Ирландию, Израиль, Италию, Мексику, Новую Зеландию. Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария, Турция, Зимбабве и Eurochart Hot 100 . Это был самый продаваемый сингл 1992 года во всем мире. [2]
Премьера музыкального видео на "Black or White" состоялась на каналах MTV , BET , VH1 и Fox , что принесло им самые высокие на тот момент рейтинги Nielsen , а . BBC 14 ноября они были включены в рейтинг лучших поп-музыки Великобритании по версии 1991. Режиссером видео выступил Джон Лэндис , ранее снявший «Триллер» , с участием Маколея Калкина и Джорджа Вендта . Хореографию поставили Джексон и Винсент Патерсон. Премьера состоялась одновременно в 27 странах, а аудитория составила 500 миллионов зрителей, что является максимальным показателем для музыкального видео.
"Black or White" был удостоен первой в истории награды Billboard No. 1 World Single . [2] Клип на песню появляется в видеоальбомах Dangerous: The Short Films (длинная версия), Video Greatest Hits – HIStory (длинная версия, без граффити на VHS-версии, но с граффити на DVD-версии), Number Ones (короткая версия), и «Видение Майкла Джексона» (длинная версия без граффити). В 2003 году журнал Q поставил "Black or White" на 84-е место в своем списке "1001 лучшая песня всех времен". [3]
Написание песен и запись
[ редактировать ]"Black or White" была написана и записана в течение 18 месяцев, начиная с начала 1989 года. Майкл Джексон нанял продюсера Билла Боттрелла , чтобы тот помог ему создать новое звучание, которое отличало бы его стиль от его ранней работы с Куинси Джонсом . Боттрелл уже работал с Джексоном над «Победой» (1984) и «Плохой» (1987), последняя совместная работа выступала в Хейвенхерсте , поместье Джексона в Энсино, Калифорния . Джексон пригласил Боттрелла присоединиться к нему в продюсировании и сочинении песен в студии Ocean Way Studios в Лос-Анджелесе в конце 1988 года, но ни один материал из нескольких недель сессий там не попал в альбом. В начале 1989 года проект был перенесен в Westlake Audio в Западном Голливуде, и одним из первых вещей, которые сделал Джексон, было напевать главный рифф "Black or White" Боттреллу, который интерпретировал мелодию на гитаре, используя Kramer American Series. электрогитара, подключенная к усилителю Mesa Boogie , с микрофоном Beyerdynamic M 160 . Джексон также задал ритм песни своим голосом, а Боттрелл запрограммировал этот ритм в Драм-машина E-mu Systems . Боттрелл дополнил шаблон сэмплами из Emulator III . На его Atari компьютере была установлена программа редактирования MIDI от Hybrid Arts; Боттрелл и Брэд Баксер использовали программу, чтобы настроить тайминги перкуссии, чтобы придать больше ощущения свинга . Джексон записал свой основной и бэк-вокал в микрофон Neumann U47 . Боттрелл сказал, что в течение следующих 18 месяцев изменений в песне первоначальный вокал Джексона оставался на месте, и он появляется в окончательной версии. [4]
После двух дней работы в песне появился вокал, звуки барабанов и электрогитары. Боттрелл добавил партию акустической гитары, используя Gibson LG-2, построенную в 1940-х годах, надежную модель с мощным кантри -звучанием, напоминающим Джина Винсента классический стиль рокабилли . Джексон был занят работой над другими проектами, и «Black or White» томился несколько месяцев. Песня снова была услышана, когда часть проекта альбома Боттрелла переехала на Record One в Шерман-Оукс. Боттрелл и Джексон почувствовали, что в песне есть два больших пробела в середине, и решили их заполнить. Джексон хотел, чтобы гитара в стиле хэви-метал заполнила один из пробелов, поэтому он спел нужную ему партию, включая арпеджио аккордов, сессионному музыканту Тиму Пирсу , который исполнил ее на Les Paul, подключенном к стеку Marshall . Майкл Боддикер добавил звучание высокоскоростной гитары с помощью секвенсора Roland при помощи Кевина Гилберта . Боттрелл смешал два разных басовых звука: в первую очередь Брайан Лорен играл Moog на клавишном басу , а Терри Джексон играл на электрогитаре. бас-гитара . (Терри Джексон не имел никакого отношения к Майклу Джексону. Терри был обнаружен Томасом Долби и играл на бас-гитаре в 1988 году в песне Aliens Ate My Buick , сопродюсером которой выступил Боттрелл.) Боттрелл заменил некоторые ритм-сэмплы E-mu по умолчанию взятыми живыми барабанными сэмплами. с машины Акаи . [4]
Большую часть процесса записи Джексон оставлял Боттрелла одного для работы над различными идеями. Боттрелл хотел, чтобы часть рэпа восполнила оставшийся пробел, и он предложил LL Cool J или Heavy D , но эти предложения не сработали. Боттрелл сказал, что восемь месяцев пытался уговорить кого-нибудь написать рэп-куплет, когда внезапно почувствовал вдохновение написать его сам. Он записал рэп, исполняющий Лорен, но Лорен было нелегко в этой роли. Боттрелл сам несколько раз записывал это, отредактировав один из дублей, чтобы использовать его в качестве демонстрации Джексону. Услышав дубль, Джексон захотел использовать его в окончательной версии. Боттрелл снова умолял их найти «настоящего рэпера», но Джексон настоял на выборе Боттрелла. [4]
В окончательной доработке песни Боттрелл заполнил клавиатуру различными сэмплами нот электрогитары и пригласил своего друга Джасуна Марца сыграть ее, воспользовавшись свежим слухом Марца и его роковой чувствительностью. Что касается финального микса, Боттрелла разочаровал микшер Solid State Logic (SSL) в Larrabee Sound Studios , который хорошо звучал на гитаре в стиле хэви-метал, но делал классические гитары «слишком холодными и клиническими». В итоге он использовал микшер Neve в Record One для микширования большей части песни и SSL для рэпа и хэви-метала. Оригинальные треки были записаны на двух Studer 24-дорожечных 2-дюймовых аналоговых магнитофонах деку Mitsubishi ProDigi , а их компиляция была записана на 32-дорожечную цифровую аудиокассетную . [4]
Состав
[ редактировать ]В песне присутствуют элементы танцевальной музыки , рэпа и хард-рока, такие как гитары Билла Боттрелла и вокальный стиль Джексона. Ноты для «Black or White» показывают тональность ми мажор , а ближе к концу модулируются до F ♯ мажор и снова до A ♭ мажор , при этом вокал Джексона простирается от E 3 до E ♭ 6 . Его темп измеряется в 115 ударов в минуту . [5] [6] [7] [8] [9] [10]
Основной гитарный рифф песни, первоначально сыгранный Боттреллом, часто ошибочно приписывают Guns N' Roses гитаристу Слэшу . Игра Слэша на гитаре на самом деле слышна в пародии, предшествующей альбомной версии песни: [11] [12] и он действительно сыграл главный рифф во время нескольких живых выступлений этой песни (а также нескольких других песен), в том числе во время выступления Джексона во время шоу, посвященного 10-летию MTV, в 1991 году. Эти двое объединились для энергичного исполнения «Black or White», после чего Слэш уничтожил свою гитару, бросив ее в приборную панель реквизиторского автомобиля на сцене вместе со взрывчаткой и фейерверками. [13]
Выпускать
[ редактировать ]Повышение
[ редактировать ]«Black or White» был выбран первым синглом с альбома Dangerous . Альтернативная версия была впервые услышана руководителями Sony во время полета в Неверленд в качестве третьего трека рекламного ацетатного компакт- диска . Его начали продвигать на радиостанциях в первую неделю ноября 1991 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе. [14] [15] «Black or White» был официально выпущен неделю спустя, 5 ноября 1991 года. [15]
Коммерческий прием
[ редактировать ]Чтобы подготовить публику к особому случаю телевизионной премьеры видео "Black or White", Epic Records выпустила песню (без сопроводительных изображений) на радиостанциях всего за два дня до этого. США. За 24 часа "Black or White", описанная звукозаписывающей компанией как "танцевальная рок-н-ролльная песня о расовой гармонии", была добавлена в плейлисты 96 процентов из 237 лучших песен 40 радиостанций. [16]
«Black or White» вошел в Billboard Hot 100 под номером 35. [17] Неделю спустя он поднялся на третье место, а на третьей неделе, 7 декабря 1991 года, он поднялся на первое место, что сделало его самым быстрым лидером чартов со времен песни Beatles " Get Back ", которая также выиграла Hot 100 всего за три года. недели 1969 года. [17] [18] Он завершил год на первом месте и оставался на вершине чарта синглов до 1992 года в общей сложности семь недель, что сделало Майкла Джексона первым артистом, у которого были популярные хиты номер один в 1970-х, 1980-х и 1990-х годах. [18] В Великобритании сингл стал первым синглом американца, занявшим первое место в чарте синглов с 1960 года, когда « It's Now or Never » Элвиса Пресли . таким же образом занял [17] Во всем мире "Black or White" стал номером один в 20 странах, включая США, Великобританию, Канаду, Мексику, Кубу, Турцию, Зимбабве, Австралию, Новую Зеландию, Бельгию, Данию, Финляндию, Францию, Ирландию, Израиль, Италия, Норвегия, Испания, Швеция, Швейцария и Eurochart Hot 100 занимают второе место в Германии и Австрии и третье место в Нидерландах. [17] [18] [19] Ранее « Билли Джин » и « Я просто не могу перестать любить тебя » были номером один в 9 странах. Сингл стал платиновым в США, было продано более миллиона копий, и он стал вторым по популярности синглом года. [16] [18] По состоянию на август 2018 года песня стала дважды платиновой по продажам в цифровом формате. [20]
Критический прием
[ редактировать ]Рецензии на песню в целом были положительными. В ретроспективном обзоре Крис Лейси из Albumism заявил, что он «объединяет классический рок с задушевным пением в призыве к расовому единству». [21] Стивен Томас Эрлевин из AllMusic выделил эту песню. [22] После релиза Ларри Флик из Billboard охарактеризовал его как «на удивление редкую, но мгновенно приносящую удовлетворение поп-рокерскую песню , раскрывающую его самое жесткое и впечатляющее выступление за последние годы». Далее он отметил, что появление Слэша на гитаре и рэп- камео Билла Боттрелла «чисто случайно». [23] Кларк и ДеВэни из Cashbox есть лишь намек на Джорджа Майкла и Принса ». заявили: «Безошибочный голос и стиль - уличные и привлекательные, с запоминающейся мелодией и некоторой нетрадиционной игрой на акустической гитаре. В постановке [24] Дэвид Браун из Entertainment Weekly похвалил песню, добавив: «Он все еще знает, как создать зацепку, которая навсегда останется в вашем мозгу (если не считать видео, Black or White - это сэкономленно и легко)». [25] Алан Джонс из Music Week назвал его «Выбором недели», прокомментировав: «Немного лоскутного одеяла и некоторое разочарование при первом прослушивании, но в конечном итоге он оказывается убийцей, складываясь в нечто гораздо большее, чем просто сумма его частей. Это пойдет до конца». [26] Рецензент журнала People заявил, что «простые, быстрые рок-риффы», лежащие в основе песни, «на удивление эффективны». [27] Rolling Stone журнала из Алан Лайт в своем обзоре Dangerous сравнил эту песню с " Beat It " в невыгодном свете: "Ни это медленное соло, ни рифф, заимствованный у Stones на "Black or White", не дают катарсиса Эдди Ван Халена пылающего . перерыв на «Beat It»». [28] Тед Шоу из The Windsor Star посчитал эту песню «весьма замечательной, почти идеальной поп-конфеткой», добавив: «Это лучшее, что Джексон выпустил со времен «Триллера ». [29] По опросу критиков Pazz & Jop , «Черное или белое» заняло 19-е место. [30] В 1992 году Ларри Флик прокомментировал ремиксы на песню: «Благодаря ловкому постпродакшену Дэвида Коула и Роберта Кливиллеса , версия создает мощный ритм, который прекрасно дополняет кинетическую поп-рок-характер оригинальной мелодии». [31]
Ремиксы
[ редактировать ]Ремиксы Clivillés & Cole на "Black or White", выпущенные в качестве промо-сингла в 1992 году, также попали в чарты многих европейских стран. В Великобритании он достиг 14-го места, а в Ирландии - 11-го. Промо-сингл также неожиданно достиг 18-го места в Австралии. [32] Несмотря на благоприятную реакцию Европы на этот ремикс, он никогда не был включен в альбом или сборник Майкла Джексона, за исключением третьего диска французской и британской версий альбома лучших хитов Джексона King of Pop .
Музыкальное видео
[ редактировать ]Сопровождающий музыкальный клип на "Black or White" был снят Джоном Лэндисом , который ранее был режиссером музыкального видео "Thriller" (1983). Его снимали с конца сентября по начало октября 1991 года. [33] Хореографию поставили Джексон и Винсент Патерсон. Он содержит звуковой микс Dolby Surround .
Помимо Джексона в клипе участвуют Маколей Калкин , Тесс Харпер и Джордж Вендт. [34] изображен как семейная единица во вступительной сцене, которую Los Angeles Times раскритиковала как «почти точный повтор» видео Twisted Sister 1984 года на песню « We're Not Gonna Take It ». [35] Показанная в видео танцевальная сцена с коренными американцами была снята в Васкес-Рокс природном парке в Агуа-Дульсе, штат Калифорния . [33] Танцоры коренных американцев были организованы школьной подругой Джексона Джоанеллой Ромеро , основательницей Международного кинофестиваля Red Nation , с участием ее дочери Сейдж в качестве детской танцовщицы. [36] Танцоры из числа коренных американцев использовали свой собственный традиционный гардероб и стали первыми коренными американцами в музыкальном клипе, не принадлежащем к коренным народам Америки. [37] Производство позволило Ромеро стать признанным продюсером. [37] Сцена, где Майкл Джексон и танцор появляются на автостраде, была снята по адресу 11779 Шелдон-стрит в Сан-Вэлли, Лос-Анджелес . [33] [38] Визуальные эффекты, используемые для превращения лиц друг в друга, ранее использовались только в таких фильмах, как «Уиллоу» и «Терминатор 2: Судный день» . Визуальные эффекты морфинга были созданы Pacific Data Images . [17]

Премьера видео состоялась одновременно в 27 странах, а аудитория составила 500 миллионов зрителей, что является максимальным показателем для музыкального видео. [40] Премьера состоялась на MTV , BET , VH1 и Fox (что дало им самые высокие рейтинги Nielsen за всю историю). [41] а также BBC . по версии Top of the Pops в Великобритании [42] 14 ноября 1991 года. [40]
Краткое содержание
[ редактировать ]Видео начинается с того, что мальчик ( Маколей Калкин ) танцует под рок-музыку в своей спальне. Его отец ( Джордж Вендт ) кричит ему, чтобы он остановился. Мальчик в ответ играет на электрогитаре достаточно громко, чтобы отправить своего отца в космос, после чего приземляется в Африке. [41]
Джексон исполняет "Black or White" [40] с танцорами разных культур, в том числе африканскими охотниками -зулусами , традиционными тайскими танцорами , коренными американцами равнин , тамильской Одисси танцовщицей из Шри-Ланки Ямуной Сангарасивам , [43] и гопака танцоры . Джексон демонстративно проходит сквозь визуальные огненные коллажи (заявляя: «Я не боюсь никаких простыней; я никого не боюсь»), имея в виду ККК церемонии зажжения факелов . Калкин и другие дети (в том числе племянница Майкла Брэнди, Уэйд Робсон , Марк Пью и Дэвид Шелтон из Another Bad Creation ) исполняют рэп-последовательность. [40] Группа заявляет: «Я не собираюсь провести свою жизнь, будучи цветным». Джексон выступает на Статуе Свободы в окружении других мировых достопримечательностей. [44] В конце видео люди разных национальностей и национальностей танцуют и превращаются друг в друга. [44] молодую Тайру Бэнкс . В этом эпизоде можно увидеть [45]
В расширенной версии клипа после песни черная пантера выходит из студии на городскую улицу и превращается в Джексона, который яростно танцует, как в рекламе LA Gear 1990 года . Он разрушает стеклянную бутылку пива, окно здания и припаркованную машину. [46] Он срывает с себя рубашку и кричит от грандиозного драматизма, когда неоновая вывеска отеля падает. После повреждений и ярости он снова появляется в образе пантеры. Наконец, Барт Симпсон из «Симпсонов» подпевает песню, пока смотрит ее по телевизору. Гомер кричит ему: «Выключи этот шум!» Барт отвечает: «Расслабься, Homeboy». Затем Гомер сердито выключает телевизор. Затем статика переходит к крупному плану Джексона с лозунгом «Предрассудки — это невежество». [46] [47]
Споры и цензура
[ редактировать ]Споры возникли относительно последних четырех минут оригинального музыкального видео. Черная пантера выходит из студии и превращается в Джексона. [40] Затем он выходит на улицу, чтобы исполнить некоторые из своих самых физически ловких танцевальных движений, как в « Билли Джин ». Эта часть содержит сцены сексуального характера, когда Джексон начинает хватать себя за промежность. [41] а затем застегивает штаны. В оригинальной версии Джексон разбивает окна. [41] разрушив машину рукой и ломом, разрушив окна рулевым колесом и мусорным баком и взорвав гостиницу (называемую «Отель Royal Arms»). [40]
Джексона подвергли резкой критике за финальную сцену, особенно со стороны Entertainment Weekly , опубликовавшего специальную статью под названием «Видеокошмар Майкла Джексона». [39] Джексон попросил у своих поклонников прощения, заявив, что агрессивное и непристойное поведение было танцевальной интерпретацией животных инстинктов пантеры. [40] Джексон приказал удалить заключительные сцены видео из последующей трансляции. В 1993 году Джексон выпустил цифровую версию финальных сцен, в которой разбитые стеклянные окна теперь испорчены расистскими и антисемитскими граффити: на окнах автомобилей появляются оскорбительные сообщения с расовыми эпитетами, такими как «Ниггер, иди домой» (в стиле NI66eR 6O). HOMe), «Больше никаких мокрых людей », «Гитлер жив», а на двери магазина нарисованы аэрозольной краской « Правила ККК ». Эти изменения дали новое и лучшее обоснование уничтожению собственности Джексоном. [39]
Списки треков
[ редактировать ]
Сторона первая
Вторая сторона
Сторона первая
Вторая сторона
Сторона первая
Вторая сторона
Сторона первая
| Вторая сторона
|
Культурное влияние
[ редактировать ]В 1991 году «Weird Al» Янкович записал пародию на «Black or White» под названием «Snack All Night», которая так и не была выпущена. Хотя Джексон долгое время поддерживал творчество Янковича и одобрял прошлые пародии, он сказал Янковичу, что не хочет одобрять пародию на "Black or White" из-за содержания песни. [54] Янкович считает, что отказ Джексона от пародии в конечном итоге был к лучшему, потому что он был неудовлетворен качеством песни и тем, что она оставила место на его следующем альбоме для " Smells Like Nirvana ", одного из его самых больших хитов. [54] Как и в случае с другими отвергнутыми пародиями, Янкович исполнял «Snack All Night» во время своих концертов. [55]
Музыкальное видео, особенно сегмент пантеры, упоминалось или пародировалось телешоу и артистами, в частности, Saturday Night Live и In Living Color . Комик Крис Рок пошутил, что разозлился, потому что Джексон разбил его машину. [39] В 1991 году английская рок-группа Genesis пародировала видео «Black or White» в финале своего клипа « I Can't Dance », в котором участник Фил Коллинз имитирует «пантеру» Майкла Джексона на совершенно белом фоне. [56] В 2012 году телешоу Glee сделал кавер на песню в эпизоде «Майкл», в нем использованы основные голоса Кевина Макхейла , Лии Мишель , Криса Колфера , Эмбер Райли и Найи Риверы , а также бэк-вокал остальных актеров. Дженна Ушковитц и Даррен Крисс не участвуют ни в песне, ни в выступлении. Этот кавер дебютировал и достиг 64-го места в Billboard Hot 100 , 42-го места в Billboard Digital Songs и 69-го места в чарте Billboard Canadian Hot 100 на неделе с 18 февраля 2012 года. [57]
Персонал
[ редактировать ]- Майкл Джексон — вокал, композиция, тексты, продюсирование
- Билл Боттрелл — рэп-вокал и тексты песен, [58] инжиниринг, сведение, производство, электрические и акустические гитары, программирование ударных, программирование клавишных
- Брэд Баксер — программирование ударных, клавишные
- Брайан Лорен — бас Муга
- Терри Джексон — электрическая бас-гитара
- Ясун Марц — клавишные
- Тим Пирс — электрогитара
- Майкл Боддикер , Кевин Гилберт — скоростной секвенсор
- Тедди Райли — программирование ударных (каубелл) [59]
Графики
[ редактировать ]Недельные графики[ редактировать ]
| Графики на конец года[ редактировать ]
Графики конца десятилетия[ редактировать ]
|
Сертификаты
[ редактировать ]Область | Сертификация | Сертифицированные подразделения /продажи |
---|---|---|
Австралия ( ВОЗДУХ ) [116] | 2× Платина | 140,000 ^ |
Канада ( Музыка Канады ) [117] | Золото | 50,000 ^ |
Дания ( IFPI Дания ) [118] | Платина | 90,000 ‡ |
Франция ( СНЭП ) [119] | Серебро | 125,000 * |
Германия ( BVMI ) [120] | Золото | 250,000 ^ |
Италия ( ФИМИ ) [121] | Золото | 35,000 ‡ |
Япония ( РИАЖ ) [122] Полноценный рингтон | Золото | 100,000 * |
Новая Зеландия ( RMNZ ) [123] | Платина | 10,000 * |
Испания ( ПРОМУЗИКАЕ ) [124] | Золото | 30,000 ‡ |
Великобритания ( BPI ) [125] Физический | Серебро | 200,000 ^ |
Великобритания ( BPI ) [126] Цифровой | Платина | 600,000 ‡ |
США ( RIAA ) [127] | 3× Платина | 3,000,000 ‡ |
* Данные о продажах основаны только на сертификации. |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фогель, Джозеф (2019). Человек в музыке: творческая жизнь и творчество Майкла Джексона . Издательская группа Кнопфа Doubleday. п. 253. ИСБН 9780525566571 .
- ^ Перейти обратно: а б Премия Майкла Джексона за выдающиеся достижения в 1992 году , 20 апреля 2016 г., заархивировано из оригинала 18 ноября 2021 г. , получено 14 октября 2019 г.
- ^ «Q — 1001 лучшая песня всех времен (2003)» .
- ^ Перейти обратно: а б с д Бускин, Ричард (август 2004 г.). «Классические треки: Майкл Джексон «Black Or White» » . Звук на звуке . Проверено 19 апреля 2022 г.
- ^ «Black or White - Цифровые ноты Майкла Джексона (цифровая загрузка)» . MusicNotes.com . Alfred Publishing Co. Inc., 2 апреля 2002 г. Проверено 4 ноября 2012 г.
- ^ Сони Мьюзик (2001). «Опасный обзор Майкла Джексона» . Сони Мьюзик Энтертейнмент. Архивировано из оригинала 4 декабря 2005 года . Проверено 4 мая 2009 г.
- ^ Джинсы (1993). «Опасное возвращение». Майкл Джексон: Неразборчивый миф (на испанском языке). Джинсовый журнал. п. 7.
В "Black or white"... результат - смесь хард-рока, дэнса и рэпа.
- ^ Холстед, Крейг; Кэдман, Крис (2003). Майкл Джексон: Годы соло . ООО "Авторы Он Лайн" с. 40. ИСБН 0-7552-0091-8 . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Андерсен, Кристофер П. (1994). Майкл Джексон: несанкционированный . Саймон и Шустер. п. 105. ИСБН 0-671-89239-8 . Проверено 29 мая 2009 г.
- ^ Эрлевин, Стивен Томас. «Обзор триллера Майкла Джексона» . Вся музыка . Проверено 24 мая 2009 г.
- ^ Декель, Джонатан (11 марта 2010 г.). «Слэш назвал гитарный рифф Майкла Джексона геем на программе Canadian Music Week» . Спиннер. Архивировано из оригинала 12 августа 2011 года . Проверено 3 марта 2011 г.
- ↑ SLASH – РАЗГОВАРИВАЕТ РЭЯ ЧАРЛЬЗА И МАЙКЛА ДЖЕКСОНА – ИНТЕРВЬЮ CMW 2010 на YouTube
- ^ «Майкл Джексон — 10-летие Black or White MTV — 27 ноября 1991 года» . YouTube.com . MJbr2 (канал). 11 марта 2018 г.
- ^ Джексон, Майкл (2000). Опасный буклет . Эпические рекорды.
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Лиза (1993). Майкл Джексон: король поп-музыки . Книги Брэндена. п. 301. ИСБН 0-8283-1957-Х . Проверено 23 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Майкл Джексон – Черное или белое – Слушайте и открывайте для себя музыку на» . Ласт.фм. Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Холстед, Крейг; Кэдман, Крис (2003). Майкл Джексон: Годы соло . ООО "Авторы Он Лайн" с. 99. ИСБН 0-7552-0091-8 . Проверено 23 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Кэмпбелл, Лиза (1993). Майкл Джексон: король поп-музыки . Книги Брэндена. п. 302. ИСБН 0-8283-1957-Х . Проверено 23 мая 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Адриан Грант (2009). Группа музыкальных продаж (ред.). Майкл Джексон: Визуальный документальный фильм . Омнибус Пресс. ISBN 978-0857122124 . Проверено 22 января 2017 г.
- ^ «Каталог Майкла Джексона получил новые золотые и платиновые награды» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . 23 августа 2018 г.
- ^ Лейси, Крис (21 ноября 2016 г.). «Дань: празднование 25-летия песни Майкла Джексона «Dangerous» » . Альбомизм . Проверено 16 ноября 2020 г.
- ^ [1] Архивировано 23 мая 2013 г., в Wayback Machine.
- ^ Флик, Ларри (16 ноября 1991 г.). «Отдельные обзоры» (PDF) . Рекламный щит . п. 81 . Проверено 13 февраля 2020 г.
- ^ Кларк, Рэнди; ДеВэни, Брайан (16 ноября 1991 г.). «Музыкальные обзоры: синглы» (PDF) . Касса . п. 5 . Проверено 31 октября 2020 г.
- ^ Браун, Дэвид (29 ноября 1991 г.). «Опасный обзор» . EW.com . Проверено 30 марта 2014 г.
- ^ Джонс, Алан (16 ноября 1991 г.). «Мейнстрим: одиночные игры — выбор недели» (PDF) . Музыкальная неделя . п. 24 . Проверено 4 октября 2020 г.
- ^ «Обзор кирок и сковородок: опасно» . Люди . 23 декабря 1991 года . Проверено 13 ноября 2020 г.
- ^ Лайт, Алан (9 января 1992 г.). «Опасный обзор Майкла Джексона» . Роллинг Стоун . Архивировано из оригинала 22 ноября 2007 года . Проверено 22 мая 2009 г.
- ↑ Шоу, Тед (23 ноября 1991 г.). «Майкл Джексон – Опасно ». Виндзорская звезда .
- ^ «Пазз и Джоп, 1991» . Роберт Кристгау . Проверено 14 января 2016 г.
- ^ Флик, Ларри (4 января 1992 г.). «Dance Trax: Песня и танец MCA Music: авторы фирм представлены» (PDF) . Рекламный щит . п. 19 . Проверено 7 октября 2020 г.
- ^ Хунг Медиен. «Черное или белое (ремиксы The Clivilles & Cole (C&C)) в австралийском чарте» . Проверено 10 июля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Лекок, Ричард; Аллард, Франсуа (2018). Майкл Джексон «Все песни: история каждого трека» . Лондон, Англия: Касселл . ISBN 978-1-78840-057-2 .
- ^ Гарсия, Алекс. «Майкл Джексон «Черное или белое» » . mvdbase. Архивировано из оригинала 3 октября 2017 года . Проверено 2 июня 2009 г.
- ^ Уиллман, Крис (16 ноября 1991 г.). «Видео Майкла превосходно; 4-минутная версия» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 23 апреля 2022 г.
- ^ Шиллинг, Винсент (27 июня 2014 г.). «Вспоминая Майкла Джексона и расовую смесь песни «Black or White» » . Индийская страна сегодня . Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «• #мультирасовый «Мой друг Майкл Джексон»…» 1 ноября 2013 г. Проверено 3 июля 2021 г.
- ^ «Места съемок коммандос» . Я НЕСТАЛКЕР . 21 августа 2013 года . Проверено 5 апреля 2021 г.
Излишки городских джипов», «Дикая жизнь», «Коммандос», «Черное или белое».
- ^ Перейти обратно: а б с д Остин, Джейк (2005). TV-a-Go-Go: рок на телевидении от American Bandstand до American Idol . Чикаго Ревью Пресс. п. 273. ИСБН 9781569762417 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Фален, Том (16 ноября 1991 г.). «Джексон меняет свое новое видео» . Сиэтл Таймс . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б с д Парелес, Джон (16 ноября 1991 г.). «Обзор/Рок, новое видео открывает Джексонский блиц» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 12 июля 2009 г.
- ^ Симпсон, Интервью Дэйва (4 февраля 2014 г.). «Как мы сделали Top of the Pops» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 20 сентября 2016 г.
- ^ «Шриланкийская танцовщица Ямуна Сангарасивам танцевала с Майклом Джексоном» . Фонд Шри-Ланки . Проверено 29 марта 2020 г.
- ^ Перейти обратно: а б Вопросы гравитации: спецэффекты и супермены в 20 веке . Издательство Университета Дьюка. 21 июля 2003 г. ISBN. 9780822384892 .
- ^ «Узнайте, что подготовило Тайру Бэнкс к ее новой роли ведущей «DWTS»» . Развлекательный еженедельник .
- ^ Перейти обратно: а б Парелес, Джон (16 ноября 1991 г.). «Обзор/Рок; Новое видео открывает Джексонский блиц» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ d', Джермейн. « Я не собираюсь провести свою жизнь, будучи цветным»: взаимодействие расизма между Майклом Джексоном и средствами массовой информации через песню Майкла Джексона «Черное или белое » .
{{cite web}}
: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка ) - ^ Эпик / 657598 7
- ^ Эпик / 657598 6
- ^ Эпик / 657731 6
- ^ Эпик / 49 74099
- ^ Эпик / 657598 2
- ^ Эпик / 657731 2
- ^ Перейти обратно: а б Вайнгартен, Кристофер Р. (11 октября 2012 г.). « Странный Эл» Янкович вспоминает 20 лет работы над «Smells Like Nirvana» | SPIN» . ВРАЩАТЬСЯ . Проверено 8 августа 2016 г.
- ^ « Странный Эл» Янкович: Сет-листы концертов» . Weirdal.com. Архивировано из оригинала 22 июля 2011 года . Проверено 26 июля 2011 г.
- ^ Видео на YouTube [ мертвая ссылка ]
- ^ Гэри Траст (10 февраля 2012 г.). «Примечания к недельному чарту: Мадонна, Майкл Джексон, Godspell » . Рекламный щит . Проверено 13 февраля 2012 г.
- ^ Таэте, Джейми Ли Кертис (5 мая 2015 г.). «Знакомьтесь с загадочным человеком, который читал рэп по песне Майкла Джексона «Black or White» » . Порок . Проверено 8 декабря 2015 г.
- ^ Райли, Тедди (22 сентября 2022 г.). «Тедди Райли о продюсировании песни Майкла Джексона «Помни время» » . Ютуб . Проверено 10 января 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . АРИЯ Топ-50 одиночных игр .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» (на немецком языке). Ö3 Австрия Топ 40 .
- ^ « Майкл Джексон - Черное или белое» (на голландском языке). Ультратоп 50 .
- ^ Перейти обратно: а б Лвин, Нанда (2000). Топ-40 хитов: основное руководство по диаграммам . Музыкальные данные Канады. п. 142. ИСБН 1-896594-13-1 .
- ^ « Синглы с наибольшим количеством оборотов в минуту: выпуск 2030 года ». Об/мин . Библиотека и архивы Канады . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ « Современная литература для взрослых с наибольшим количеством оборотов в минуту: выпуск 2037 ». Об/мин . Библиотека и архивы Канады . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ « Top RPM Dance/Urban: выпуск 2026 ». Об/мин . Библиотека и архивы Канады . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ «Европейское танцевальное радио» (PDF) . Музыка и медиа . 21 декабря 1991 г. с. 41 . Проверено 23 октября 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б Пеннанен, Тимо (2021). «Майкл Джексон». Содержит хит — 2-я часть. Записи и исполнители в музыкальных чартах Финляндии 1.1.1960–30.6.2021 (PDF) . Хельсинки: Издательство «Отава». стр. 113 . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» (на французском языке). Les classement одинокий .
- ^ «Черное или белое в Германии» . Чарты GfK Entertainment . Проверено 6 января 2019 г.
- ^ «10 крупнейших продаж в Европе» (PDF) . Музыка и медиа . 18 января 1992 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Черное или белое в ирландской карте» . ИРМА . Архивировано из оригинала 5 января 2010 года . Проверено 11 июля 2013 г. Результаты только при поиске «Черное или белое»
- ^ «10 крупнейших продаж в Европе» (PDF) . Музыка и медиа . Том. 8, нет. 48. 30 ноября 2019. с. 22 . Проверено 23 ноября 2019 г.
- ^ « Топ-40 Нидерландов - Майкл Джексон» (на голландском языке). Топ-40 Голландии .
- ^ Перейти обратно: а б с « Майкл Джексон – Черное или белое» (на голландском языке). Одиночный топ-100 .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . Топ-40 одиночных игр .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . ВГ-листа .
- ^ «Популярные альбомы в Латинской Америке» . Век Торреона (на испанском языке). 20 декабря 1991 года . Проверено 10 августа 2021 г.
- ^ «10 крупнейших продаж в Европе» (PDF) . Музыка и медиа . 1 февраля 1992 года . Проверено 20 марта 2018 г.
- ^ Салаверри, Фернандо (сентябрь 2005 г.). Только успехи: год за годом, 1959–2002 (1-е изд.). Испания: Fundación Autor-SGAE. ISBN 84-8048-639-2 .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . Топ-100 в одиночном разряде .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . Швейцарский чарт одиночных игр .
- ^ Крейг Холстед, Крис Кэдман (2003). Авторы On Line Ltd (ред.). Майкл Джексон: Годы соло . Авторы онлайн. п. 99. ИСБН 978-0755200917 .
- ^ «Майкл Джексон: История чарта артистов» . Официальная чартерная компания . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ «60 лучших танцевальных синглов» (PDF) . Музыкальная неделя . 18 января 1992 г. с. 20 . Проверено 28 сентября 2020 г.
- ^ «Самые популярные альбомы Мексики» . Эль Сигло де Торреон (на испанском языке): 56. 24 мая 1992 г. Проверено 6 августа 2021 г.
- ^ "История чарта Майкла Джексона (Hot 100)" . Рекламный щит . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ "История диаграммы Майкла Джексона (Современная информация для взрослых)" . Рекламный щит . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ "История чарта Майкла Джексона (песни танцевального клуба)" . Рекламный щит . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б с «Опасные награды на AllMusic» . Вся музыка . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ "История чарта Майкла Джексона (горячие песни в стиле R&B/хип-хоп)" . Рекламный щит . Проверено 28 мая 2017 г.
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» . Лучшие цифровые загрузки .
- ^ Перейти обратно: а б « Майкл Джексон – Черное или белое» Canciones Top 50 .
- ^ Перейти обратно: а б «Майкл Джексон» . Официальная чартерная компания . Проверено 11 июля 2013 г.
- ^ « Майкл Джексон – Черное или белое» . Трек слушать .
- ^ «Европейская горячая 100» . Рекламный щит . 25 июля 2009 года . Проверено 2 ноября 2010 г.
- ^ «Скачать французский сингл Top 50» . Франция . лесчарты . Проверено 30 декабря 2009 г.
- ^ «Архив венгерских чартов одиночных игр» . МАХАС . Проверено 3 февраля 2011 г.
- ^ " Списки продавцов, отличия :: Ассоциация производителей аудио-видео" . Топ-100 польских трансляций . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ "ARIA, синглы конца года 1991" . Австралийская ассоциация звукозаписывающей индустрии . 1992 год . Проверено 26 января 2018 г.
- ^ «Обзор 100 лучших компаний за 1991 год» . Топ-40 Голландии . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Ежегодные обзоры — сингл 1991 года» . Dutchcharts.nl . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Самые продаваемые синглы 1991 года» . Проверено 29 апреля 2016 г.
- ^ «100 лучших синглов 1991 года». Музыкальная неделя . Лондон, Англия: Публикации Spotlight. 11 января 1992 г. с. 20.
- ^ Райан, Гэвин (2011). Музыкальные чарты Австралии 1988–2010 гг . Маунт-Марта, Виктория, Австралия: Moonlight Publishing.
- ^ "Джахрешитпарад одиночных игр 1992" . austriancharts.at . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Годовые обзоры 1992 года» . Ультра топ . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «График продаж на конец 1992 года» (PDF) . Музыка и медиа . Том. 9, нет. 51/52. 19 декабря 1992 г. с. 17 . Проверено 11 февраля 2021 г.
- ^ «100 лучших чартов синглов» . GfK Entertainment (на немецком языке). officiellecharts.de . Проверено 5 декабря 2015 г.
- ^ «Швейцарский ежегодный хит-парад 1992 года» . hitparade.ch . Проверено 27 марта 2020 г.
- ^ «Billboard Top 100 – 1992» . Архивировано из оригинала 8 июля 2009 года . Проверено 30 июля 2010 г.
- ^ «Горячие песни в стиле R&B/хип-хоп – конец 1992 года» . Рекламный щит . 2 января 2013 года . Проверено 22 октября 2020 г.
- ^ "ultratop.be - Ultratop Nineties500" . www.ultratop.be . Архивировано из оригинала 11 февраля 2018 года.
- ^ Лвин, Нанда. «100 лучших синглов 1990-х» . Джем! . Архивировано из оригинала 29 августа 2000 года . Проверено 26 марта 2022 г.
- ^ Джефф Мэйфилд (25 декабря 1999 г.). «1999 год в музыке полностью 90-х: дневник десятилетия - список лучших поп-альбомов 90-х и 100 горячих синглов 90-х» . Рекламный щит . Проверено 15 октября 2010 г.
- ^ Райан, Гэвин (2011). Музыкальные чарты Австралии 1988–2010 гг. (изд. PDF). Маунт-Марта, Виктория, Австралия: Moonlight Publishing. п. 140.
- ^ «Канадские одиночные сертификаты - Майкл Джексон - Черный или Белый» . Музыка Канады . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Датские одиночные сертификаты – Майкл Джексон – Черный или Белый» . IFPI Дания . Проверено 30 мая 2023 г.
- ^ «Французские сертификаты синглов - Майкл Джексон - Черный или Белый» (на французском языке). ИнфоДиск . Проверено 9 ноября 2021 г. Выберите МАЙКЛ ДЖЕКСОН и нажмите «ОК» .
- ^ «База данных Gold/Platinum (Майкл Джексон; « Черное или белое » )» (на немецком языке). Федеральная ассоциация музыкальной индустрии . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Итальянские одиночные сертификаты - Майкл Джексон - Черный или Белый» (на итальянском языке). Федерация итальянской музыкальной индустрии . Проверено 23 августа 2021 г. В раскрывающемся меню «Anno» выберите «2021». В поле «Фильтр» выберите «Черный или белый». В разделе «Сеционе» выберите «Синголи».
- ^ «Японские сертификаты рингтонов - Майкл Джексон - Черный или Белый» (на японском языке). Ассоциация звукозаписывающей индустрии Японии . Проверено 30 декабря 2020 г. выберите 2010年3月. В раскрывающемся меню
- ^ «Сертификаты синглов Новой Зеландии – Майкл Джексон – Черный или Белый» . Записанная музыка, Новая Зеландия .
- ^ «Испанские сертификаты синглов – Майкл Джексон – Черный или Белый» . Музыкальный портал . Музыкальные продюсеры из Испании . Проверено 17 января 2024 г.
- ^ «Британские одиночные сертификаты – Майкл Джексон – Черный или Белый» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 30 декабря 2020 г.
- ^ «Британские одиночные сертификаты – Майкл Джексон – Черный или Белый» . Британская фонографическая индустрия . Проверено 5 мая 2023 г.
- ^ «Американские сертификаты синглов – Майкл Джексон – Черный или Белый» . Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки . Проверено 19 мая 2022 г.
- песни 1991 года
- синглы 1991 года
- Песни, написанные Майклом Джексоном
- Песни Майкла Джексона
- Американские хард-роковые песни
- Синглы номер один в Billboard Hot 100
- Синглы номер один в кассе
- Синглы номер один в рейтинге European Hot 100 Singles
- Синглы номер один в ирландском чарте синглов
- Синглы номер один в Австралии
- Синглы номер один в Австрии
- Одиночный разряд номер один в Дании
- Синглы номер один в Финляндии
- Синглы номер один по версии SNEP Top Singles
- Синглы номер один в Греции
- Синглы номер один в Израиле
- Музыкальные клипы режиссера Джона Лэндиса
- Синглы номер один в Италии
- Синглы номер один в Новой Зеландии
- Одиночный разряд номер один в Норвегии
- Синглы номер один в Польше
- Одиночный разряд номер один в Испании
- Синглы номер один в Швеции
- Синглы номер один в Швейцарии
- Синглы номер один в Турции
- Синглы номер один в Зимбабве
- Песни протеста
- Песни о расизме и ксенофобии
- RPM Top Singles, синглы номер один
- Ultratop 50 Singles (Фландрия), синглы номер один
- Синглы номер один в британском чарте синглов
- Записи песен, спродюсированные Майклом Джексоном
- Песни, написанные Биллом Боттреллом
- Записи песен, спродюсированные Биллом Боттреллом
- Синглы Epic Records
- Споры о музыкальных клипах