Итальянское искусство барокко

Искусство итальянского барокко — это термин, который используется здесь для обозначения итальянской живописи и скульптуры в стиле барокко, выполненных в период с конца шестнадцатого до середины восемнадцатого веков. [1] Архитектура итальянского барокко не рассматривается.
Историческая справка
[ редактировать ]Во время Контрреформации ( Тридентский собор 1545–1563 гг.), на котором Римско-католическая церковь ответила на многие вопросы внутренней реформы, поднятые как протестантами , так и теми, кто остался внутри католической церкви, кратко и кратко обратился к изобразительному искусству. несколько косой проход в его указах. Впоследствии это было интерпретировано и объяснено клерикальными авторами, такими как Молан , фламандский богослов, который требовал, чтобы картины и скульптуры в церковном контексте изображали свои предметы ясно и мощно, с приличием, без стилистической атмосферы маньеризма .
Возникновение итальянской живописи барокко.
[ редактировать ]Двумя ведущими фигурами в возникновении живописи барокко в Италии были Микеланджело Меризи да Караваджо и Аннибале Карраччи .
Караваджо (1571–1610), родившийся и получивший образование в Милане , считается одним из самых оригинальных и влиятельных авторов европейской живописи конца шестнадцатого и начала семнадцатого веков. Как ни странно, он не только рисовал фигуры, даже на классические или религиозные темы, в современной одежде или в виде обычных живых мужчин и женщин, но и включение им более убогих сторон жизни (таких как грязные ноги) резко контрастировало с обычными изображениями. тенденция того времени, которая заключалась в идеализации религиозного или классического деятеля, обращаясь с ним с приличием, которое считалось соответствующим его статусу. Он использовал тенебризм и резкие контрасты между частично освещенными фигурами и темным фоном для достижения драматического эффекта. Некоторые из его известных картин: «Призвание святого Матфея», «Св. Фомы», «Обращение святого Павла», «Положение во гроб» и «Коронование Христа». Его использованию света и тени подражали Караваджисты , последователи Караваджо, такие как Орацио Джентилески (1563–1639), Артемизия Джентилески. (1592-1652/3), [2] Маттиа Прети , Карло Сарасени и Бартоломео Манфреди .
Аннибале Карраччи (1560–1609) приехал из Болоньи, где вместе со своими братьями Агостино Карраччи (1557–1602) и Людовико Карраччи (1555–1619) он основал влиятельную студию или академию для обучения художников. Среди своих различных совместных заказов Карраччи выполнили фресковые украшения Палаццо Фава . Затем последовала череда важных алтарных образов, в которых критические уроки таких художников, как Корреджо , Тициан и Веронезе, постепенно развивались и интегрировались Аннибале в рамках объединяющей концепции натуралистического иллюзионизма, основанного, в частности, на неманерированном дизайне, который передается оптически. правдоподобие посредством манипулирования чистыми, насыщенными цветами и атмосферными эффектами света и тени. Две его знаменитые картины — «Успение Девы Марии» и «Святая женщина у гроба Христа». В 1590-х годах он отправился в Рим, чтобы украсить галерею в Палаццо Фарнезе . Этот потолок оказал большое влияние на развитие живописи семнадцатого века. Его пышность и цвет были подхвачены более поздними художниками в стиле барокко, в то время как классические аспекты его дизайна ( disegno ) повлияли на художников, которые следовали более классической пушке.
Другими влиятельными художниками этого раннего периода, которые повлияли на развитие живописи в стиле барокко, были Питер Пауль Рубенс , Джованни Ланфранко , Артемезия Джентилески и Гверчино , а также такие художники, как Гвидо Рени. [3] и Доменико Зампьери , известный как Доменикино, придерживался более классического подхода.
Итальянская живопись высокого барокко.
[ редактировать ]
Главным художником римского высокого барокко, периода, охватывающего несколько папских царствований с 1623 по 1667 год, был Пьетро да Кортона . Его барочная манера отчетливо проявляется в картинах, которые он выполнил для семьи Саккетти в 1620-х годах, и во фреске свода Палаццо Барберини (закончен в 1639 году) в Риме. В 1630-х годах Кортона провел дебаты в Академии живописи Сан-Лука в Риме с Андреа Сакки , художником с классицистическими тенденциями, о предполагаемых различиях между их стилями живописи. Спор, по сути, касался количества фигур на картине и был сформулирован в литературных терминах: Кортона приводил доводы в пользу « эпического » подхода с обилием фигур, а Сакки приводил доводы в пользу « трагедии » с меньшим количеством фигур для передачи сообщения в более выразительной форме. рисование.
Художники эпохи барокко, такие как Кортона, Джован Баттиста Гаулли и Чиро Ферри, продолжали процветать наряду с классической тенденцией, представленной такими художниками, как Сакки и Николя Пуссен , но даже такой художник-классицист, как ученик Сакки Карло Маратта, находился под влиянием барокко в использовании цвета. В 1672 году Джан Пьетро Беллори было опубликовано «Жизнеописание художников» . Это способствовало развитию классического идеализма в искусстве, поэтому художники этого направления были включены (как и Караваджо), но некоторые из ведущих художников семнадцатого века были опущены, такие как Кортона, скульптор Джанлоренцо Бернини и архитектор Франческо Борромини .
Живопись позднего итальянского барокко.
[ редактировать ]Монументальные потолочные фрески в основном датируются второй половиной семнадцатого века. [4] Некоторые из них были драматически иллюзионистскими, например, фреска нефа Гаулли (1674–1679 гг.) в церкви Джезу и свод Андреа Поццо нефа (1691–1694 гг.) в Сант-Игнацио , оба в Риме. [5]
Лука Джордано (1634–1705) родился в Неаполе и был настолько выдающимся в написании картин, что был известен как «Лука фа престо» (Люк быстрой работы).
Среди выдающихся венецианских художников были Себастьяно Риччи (1659–1734) и Джованни Баттиста Пьяццетта (1683–1754), но величайшим представителем барокко был Джанбаттиста Тьеполо (1696–1770). Он известен своей светлой палитрой цветов, используемых плавными мазками кисти, и именно его фрески, а не холсты, наиболее эффективно демонстрируют эти техники. [6] Его работы включают фрески в Палаццо Лабиа и Скуоле Гранде деи Кармини в Венеции , вилле Вальмарана в Виченце , вилле Пизани на Стра , работы в Вюрцбургской резиденции и тронном зале Королевского дворца в Мадриде .
Важным центром итальянской живописи барокко была Генуя . Многие, даже из-за границы, приехали в город, чтобы получить художественный опыт в стиле барокко, а затем отправились в Венецию, Флоренцию , Рим или другие важные центры барокко. Длительные визиты в город совершали художники из других частей Италии и других стран, в том числе Веласкес , Ван Дейк , французский скульптор Пьер Пюже , Бернардо Строцци и Джованни Бенедетто Кастильоне .
Еще одним итальянским городом, в котором было яркое движение в стиле барокко, был Милан . В городе проживало множество выдающихся художников, архитекторов и живописцев того периода, таких как Караваджо. [7]
Скульптура в стиле барокко
[ редактировать ]
Джан Лоренцо Бернини (1598–1680) был ведущим скульптором своего времени и любимым художником нескольких пап и их родственников, которые давали ему важные заказы. Его «Аполлон и Дафна» на вилле Боргезе в Риме иллюстрирует, как ему удалось точно запечатлеть в белом мраморе драматический момент, когда Дафна, спасаясь от преследующего бога Солнца, понимает, что она превращается в лавровое дерево. Эту способность создавать выразительные драматические повествования в скульптуре можно также увидеть в его «Экстазе святой Терезы» (1645–1652), созданном для капеллы Корнаро в Санта-Мария-делла-Виттория , блаженной Людовики Альбертони в Сан-Франческо-а-Рипа в Риме и церкви св. Лонгин в соборе Святого Петра . Он также был прекрасным скульптором портретных бюстов. У него была мастерская, в которой обучались такие скульпторы, как Антонио Раджи и Эрколе Феррата . Его главным соперником в скульптуре был Алессандро Альгарди .
Мельхиорре Каффа (1635–1667) был учеником Ферраты и перед своей ранней смертью выполнил «Экстаз Святой Екатерины» в церкви Санта-Катерина-да-Сиена в Монте-Маньяполи в Риме.
Филиппо Пароди (1630–1702) был выдающимся скульптором из Генуи. Франческо Кейроло выполнил несколько скульптур для капеллы Сансеверо в Неаполе, включая технически сложную «Обман без маски» (после 1750 года). Джакомо Серпотта был выдающимся скульптором сицилийского барокко и особенно известен своими лепными фигурами и украшениями в нескольких ораториях Палермо .
Галерея искусства и скульптуры итальянского барокко
[ редактировать ]- Неподписанная картина Святого Иеронима XVI века , в частной коллекции.
- Караваджо , Мальчик с корзиной фруктов , 1593-1594.
- Федерико Бароччи , Эней бежит из горящей Трои , 1598 год.
- Караваджо, «Любовь побеждает все» , 1601–1602.
- Караваджо, «Ужин в Эммаусе» , 1606 год.
- Грегорио де Феррари, Аллегория лета , 1686–1687 гг., Палаццо Россо, Генуя.
- Андреа Поццо , Слава св. Игнатий , 1691–94. Потолок Сант-Игнацио, Рим.
- Главный алтарь церкви Сант-Андреа-аль-Квиринале со скульптурой Святого Андрея работы Антонио Раджи по проекту Бернини , ок. 1668.
См. также
[ редактировать ]Искусство Италии |
---|
![]() |
Периоды |
Столетние дивизии |
Важные художественные музеи |
Важные фестивали искусства |
Основные работы |
|
Итальянские художники |
Итальянские художественные школы |
Художественные движения |
Другие темы |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Термин «барокко» может происходить от португальского слова barocco, что означает жемчуг неправильной формы.
- ↑ Артемизия Джентилески была дочерью художника Орацио Джентилески и, что необычно для того времени, была самостоятельным художником. Среди ее известных картин - «Юдифь, убивающая Олоферна» и «Автопортрет» из Королевской коллекции в Лондоне.
- ↑ Гвидо Рени был принят в гильдию художников в 1599 году, а после 1601 года делил свое время между своими мастерскими в Болонье и Риме. Фрески Рафаэля и древнегреческие скульптуры послужили главным источником вдохновения для искусства Рени. Он стремился к классической гармонии, в которой реальность представлена в идеализированных пропорциях. Настроение его картин спокойное и безмятежное, как и изученная мягкость цвета и формы. Одними из его знаменитых картин были «Поклонение пастухов» и «Саломея с главой Иоанна Крестителя».
- ^ Виттауэр Р. Искусство и архитектура в Италии 1600-1750 , с. 330
- ^ Техники иллюзионистской живописи, такие как квадратура, часто использовались итальянскими художниками эпохи барокко в архитектурном контексте; Андреа Поццо «Перспектива живописи и архитектуры» , двухтомный трактат о задействованных методах, опубликованный в 1693 и 1700 годах, появился в различных изданиях и переводах в восемнадцатом веке и стал очень влиятельным (Александр Грёнерт, «Андреа Поццо», в теории архитектуры). : от эпохи Возрождения до наших дней: 89 эссе по 117 трактатам под ред. Б. Эверса и К. Тёнса (Кёльн и Лондон: Taschen, c2003), стр. 138–40.
- ^ Виттковер, с. 490
- ↑ Шедевр Караваджо в стиле барокко «Корзина с фруктами» хранится в миланской библиотеке Амброзиана, а его «Ужин в Эммаусе» — в Академии Брера.