Суахили люди
Господа وَؤُنْڠوَانَИ Вонгвана | |
---|---|
Регионы со значительной численностью населения | |
Танзания (особенно Занзибар ), Кения , Мозамбик , Саудовская Аравия , Оман , Конго. [1] | |
Побережье Суахили | в. 1,2 миллиона |
Танзания | 996,000 [2] |
Кения | 56,074 [3] |
Мозамбик | 21,070 [4] |
Коморские острова | 4,000 [5] |
Диаспора | в. 0,8 миллиона |
Саудовская Аравия | 420,000 [ нужна ссылка ] |
Мадагаскар | 113,000 [5] |
Мой собственный | 100,000 [6] |
Соединенные Штаты | 90,000 [7] |
ДРК | 56,500 [8] |
Бурунди | 25,000 [5] |
Языки | |
Суахили , английский , португальский , арабский , французский | |
Религия | |
Преимущественно ислам ( сунниты , шииты , суфизм ) [9] | |
Родственные этнические группы | |
Миджикенда , Покомо , коморцы , баюнисы , Ширази , Мвани , Маньема , Браванцы , Знаки и письмо |
Народ суахили ( суахили : WaSwahili , وَسوَحِيلِ) включает в себя в основном банту , афро-арабские и коморские этнические группы, населяющие побережье Суахили , территорию, охватывающую архипелаг Занзибар и побережье материковой Танзании , прибрежную часть Кении , северный Мозамбик , Коморские острова и северо-запад. Мадагаскар .
Оригинальные суахили отличались от других народов банту тем, что идентифицировали себя как ваУнгвана (цивилизованные). В некоторых регионах (например, на острове Ламу ) эта дифференциация еще более стратифицирована с точки зрения социальной группировки и диалекта, что намекает на исторические процессы, посредством которых суахили с течением времени объединились. Однако в последнее время, в процессе суахилизации , эта идентичность распространилась на любого человека африканского происхождения, который говорит на суахили как на своем родном языке, является мусульманином и живет в городе в главных городских центрах большей части современной Танзании и прибрежная Кения, северный Мозамбик или Коморские острова. [10]
Название суахили возникло как экзоним языка, происходящего от арабского языка : سواحل , латинизированного : Sawāhil , букв. «побережья» с эндонимом ВаУнгвана . Люди суахили говорят на языке суахили . Современный стандартный суахили произошел от диалекта киунгуджа Занзибара. Как и многие другие языки мира, суахили заимствовал большое количество слов из иностранных языков, особенно административные термины из арабского языка , а также слова из португальского , персидского , хинди , испанского , английского и немецкого языков . В других, более старых диалектах, таких как кимрима и китумбату, гораздо меньше арабских заимствований, что указывает на фундаментальную природу языка банту . Кисуахили служил лингва-франка и торговым языком прибрежной Восточной Африки с девятого века. Интенсивное проникновение занзибарских торговцев во внутренние районы Африки с конца восемнадцатого века привело к принятию суахили в качестве общего языка на большей части территории Восточной Африки . Таким образом, суахили является наиболее распространенным африканским языком, на котором говорят не только сами васуахили. [11]
Определение
[ редактировать ] этой статьи Фактическая точность может быть нарушена из-за устаревшей информации . Причина такова: генетическое исследование, опубликованное 29 марта 2023 года, подтвердило наличие значительного иранского происхождения в Y-хромосомной ДНК средневековых жителей побережья Суахили, что убедительно подтверждает элементы истории происхождения с персидской примесью. Таким образом, этот раздел, который в настоящее время отвергает версию о персидской примеси, необходимо обновить, чтобы отразить недавние открытия. Цитата: Бриэль Э.С., Флейшер Дж., Винн-Джонс С. и др. Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили. Природа 615, 866–873 (2023). https://doi.org/10.1038/s41586-023-05754-w . ( март 2023 г. ) |
Народ суахили происходит от жителей банту побережья Юго-Восточной Африки, в Кении, Танзании и Мозамбике. Эти земледельцы, говорящие на языке банту, заселили побережье в начале первого тысячелетия. Археологические находки в Фукучани, на северо-западном побережье Занзибара, указывают на оседлое земледельческое и рыболовное сообщество не позднее VI века нашей эры. Значительное количество найденной мазни указывает на деревянные постройки, на месте были обнаружены бусины из ракушек, шлифовальные станки и железный шлак. Есть свидетельства ограниченного участия в торговле на дальние расстояния: было обнаружено небольшое количество импортной керамики, менее 1% от общего числа находок керамики, в основном из Персидского залива и датируемой 5-8 веками. Сходство с современными памятниками, такими как Мкокотони и Дар-эс-Салам, указывает на единую группу сообществ, которые превратились в первый центр прибрежной морской культуры. Прибрежные города, по-видимому, были вовлечены в торговлю в Индийском океане в этот ранний период, и в период с середины 8-го по 11-й век торговля быстро росла в важности и количестве. [12]
Местная 15-я генеалогия, « Хроника Килва» , идентифицирует правителей и основателей прибрежных городов как иммигрантов из персидского города Ширази в 11 веке. [13] Это лежит в основе мифа о происхождении эпохи Ширази , который распространился по побережью на рубеже тысячелетий. [ нужна ссылка ] Исследование ДНК 2022 года, в котором были получены образцы из 80 мусульманских могил из городов по всему региону, показало, что материнское происхождение изучаемого населения принадлежало в основном к восточноафриканским линиям, в основном к банту и пасторальному неолиту, в то время как большая часть мужского наследия была азиатской. [5] Некоторые ученые отвергают подлинность утверждения о персидском происхождении. [14] [15] Они указывают на относительную редкость персидских обычаев и речи, отсутствие документальных свидетельств шиитского ислама в мусульманской литературе на побережье Суахили и вместо этого на историческое изобилие свидетельств, связанных с арабами -суннитами . [16] Документальные свидетельства, как и археологические, «ранее персидского поселения также полностью отсутствуют». [17] Наиболее вероятное происхождение историй о Ширази - от мусульманских жителей архипелага Ламу , переселившихся на юг в X и XI веках. Они принесли с собой традицию чеканки монет и локализованную форму ислама. Эти африканцы-мигранты, похоже, разработали концепцию происхождения Ширази по мере продвижения на юг, недалеко от Малинди и Момбасы , вдоль побережья Мрима. Давние торговые связи с Персидским заливом подтвердили эти мифы. Кроме того, поскольку большинство мусульманских обществ являются патрилинейными, можно заявлять об отдаленной идентичности по отцовской линии, несмотря на фенотипические и соматические доказательства обратного. Так называемая традиция Ширази символизирует приход ислама в эти эпохи, и это одна из причин, по которой он оказался столь долговечным. Сохранившиеся мечети и монеты демонстрируют, что «ширази» были не иммигрантами с Ближнего Востока, а мусульманами северного суахили. Они двинулись на юг, основали мечети, ввели чеканку монет и искусно вырезанные надписи и михрабы. Их следует интерпретировать как коренных африканских мусульман, которые сыграли политику Ближнего Востока в свою пользу. Некоторые тысячелетия спустя до сих пор используют этот основополагающий миф, чтобы утвердить свой авторитет, хотя контекст мифа уже давно забыт. Легенда о Ширази приобрела новое значение в XIX веке, в период господства Омана. Заявления о ширазиском происхождении использовались для того, чтобы дистанцировать местных жителей от приезжих арабов, поскольку персы не считаются арабами, но все же имеют образцовое исламское происхождение. Акцент на том, что ширази пришли очень давно и вступали в брак с местными коренными жителями, связывает это утверждение с созданием убедительных рассказов коренных народов о наследии суахили, не отрывая его от идеалов морской культуры. [18] [19] [20]
Существуют две основные теории о происхождении подгруппы ширази народа суахили. Один тезис, основанный на устной традиции, утверждает, что иммигранты из региона Шираз на юго-западе Ирана напрямую заселяли различные материковые порты и острова на восточном побережье Африки, начиная с десятого века. [21] [22] Ко времени заселения этого района персами прежние обитатели были вытеснены прибывшим населением банту и нилотов . [23] Все больше людей из разных частей Персидского залива также продолжали мигрировать на побережье Суахили в течение нескольких столетий после этого, и они сформировали современный Ширази. [24] Вторая теория происхождения ширази также утверждает, что они пришли из Персии, но сначала поселились на Африканском Роге . [21] В двенадцатом веке, когда торговля золотом с отдаленным перевалочным пунктом Софала на побережье Мозамбика росла, поселенцы, как говорят, двинулись на юг, в различные прибрежные города в Кении, Танзании, северном Мозамбике и на островах Индийского океана . К 1200 году н.э. они основали местные султанаты и торговые сети на островах Килва , Мафия и Коморские острова вдоль побережья Суахили и на северо-западе Мадагаскара . [25] [26] Более поздние исследования подтверждают миф о происхождении суахили, указывая, что «азиатское происхождение включает компоненты, связанные с Персией и Индией, при этом 80–90% азиатской ДНК происходит от персидских мужчин».
Современный народ суахили говорит на языке суахили как на родном языке, который принадлежит к ветви банту нигеро -конголезской семьи. Язык содержит заимствованные слова из арабского языка . [27]
Религия
[ редактировать ]Ислам установил свое присутствие на побережье Юго-Восточной Африки примерно в 9 веке, что совпало с тем, что торговцы банту поселились на побережье и подключились к торговым сетям Индийского океана. Суахили исповедуют суннитскую конфессию ислама. [28]
Большое количество суахили совершают хадж и умру из Танзании. [29] Кения, [30] и Мозамбик. [31] Традиционная исламская одежда, такая как джилбаб и тхоб, также популярна среди суахили. Суахили также известны своим использованием гадания, которое переняло некоторые синкретические черты, лежащие в основе традиционных верований коренных народов. Например, они верят в джиннов , и многие мужчины носят защитные амулеты с изображением стихов из Корана.
Гадание практикуется посредством чтения Корана. Часто прорицатель включает аяты из Корана в лечение определенных заболеваний. Иногда он просит пациента замочить в воде лист бумаги со стихами Корана. Водой, наполненной чернилами и буквально содержащей слово Аллаха , пациент затем омывает свое тело или выпивает ее, чтобы излечиться от недуга. Единственные люди, которым разрешено становиться знахарями в этой культуре, — это пророки и учителя ислама. [32]
Язык
[ редактировать ]Язык суахили является родным языком и принадлежит к подгруппе банту нигерско -конголезской семьи. Его ближайшими родственниками являются коморский язык, котором говорят на Коморских островах , и язык миджикенда народа миджикенда на в Кении. [33]
Первоначальное языковое сообщество сосредоточено на Занзибаре и прибрежных частях Кении и Танзании , которые в совокупности называются побережьем суахили . [34] Суахили стал языком городского класса в районе Великих африканских озер и в конечном итоге стал лингва-франка в постколониальный период.
Генетика
[ редактировать ]В 2022 году ДНК была извлечена, проанализирована и сравнена в 80 образцах, взятых у людей, похороненных между 1250 и 1800 годами нашей эры в городах, которые располагались в основном вдоль побережья Суахили в современной Кении и Танзании. Считается, что эти люди принадлежали к элите суахили, поскольку их хоронили на кладбищах возле главных мечетей. До 1500 г. н. э. жители имели как африканское, так и азиатское/ближневосточное происхождение, которое в основном было связано с персами (при этом более половины их ДНК происходило от африканских предков, а другая большая часть ДНК происходила от азиатских предков). Предки мужского пола элитного народа суахили составляли примерно 83% азиатов и 17% африканцев; около 90% азиатской ДНК было персидским, а остальная часть — индийской. Женщины-предки элиты суахили составляли около 97% африканцев и 3% азиатов. Это согласуется с повествованием « Хроник Килвы» . По прошествии этого времени арабское происхождение становится более распространенным, что коррелирует с археологическими и историческими данными о взаимодействии с Южной Аравией ( Собственный ). [13] [35] [36]
Экономика
[ редактировать ]На протяжении веков суахили сильно зависели от торговли из Индийского океана. Суахили сыграли жизненно важную роль посредника между юго-востоком, центральной и Южной Африкой и внешним миром. Торговые контакты были отмечены еще в 100 году нашей эры ранними римскими писателями, посетившими побережье Юго-Восточной Африки в I и II веках нашей эры. [37] Торговые пути простирались от Кении до Танзании и до современного Конго , по которым товары доставлялись на побережье и продавались арабским, индийским и португальским торговцам. Исторические и археологические данные свидетельствуют о том, что суахили были плодовитыми морскими торговцами и моряками. [38] [39] который плавал по побережью Юго-Восточной Африки и достиг таких далеких земель, как Аравия , [40] Персия , [40] Мадагаскар , [38] : 110 Индия , [39] [41] и Китай . [42] Китайская керамика и арабские бусы были найдены в руинах Великого Зимбабве . [43] В период апогея Средневековья слоновая кость и рабы стали существенным источником дохода. Пленники, проданные через работорговлю на Занзибаре арабскими работорговцами, в конечном итоге оказывались в португальской Бразилии или через работорговлю в Индийском океане на Аравийском полуострове . Сегодняшние рыбаки-суахили по-прежнему полагаются на океан как на основной источник дохода. Рыбу продают соседям по суше в обмен на продукцию внутренних районов.
Хотя уровень жизни большинства суахили намного ниже, чем у высших слоев иерархии самых богатых стран, суахили обычно считаются относительно экономически мощной группой из-за их истории торговли. Они сравнительно обеспечены. Например, Организация Объединенных Наций заявила, что на острове Занзибар ВВП на душу населения на 25% выше, чем в остальной части Танзании. [44] Это экономическое влияние привело к дальнейшему распространению их культуры и языка по всей Восточной Африке.
Архитектура
[ редактировать ]Некоторые современные учёные полагают, что многие ранние учёные по существу имеют арабский или персидский стиль и происхождение, но некоторые современные учёные предполагают, что археологические, письменные, лингвистические и культурные свидетельства могут свидетельствовать об африканском происхождении, которое только позже будет сопровождаться устойчивым арабским и исламским влиянием в форма торговли и обмена идеями. [45] [46] Посетив Килву в 1331 году, великий берберский исследователь Ибн Баттута был впечатлен необыкновенной красотой, которую он увидел там. Он описывает его жителей как «зандж, угольно-черного цвета, с татуировками на лицах» и отмечает, что «Килва — очень красивый и добротно построенный город, и все его здания деревянные» (его описание Момбасы по сути было то же самое). [47] Кимарё отмечает, что характерные татуировки распространены среди маконде . Архитектура включала арки, внутренние дворы, изолированные женские кварталы, михраб , башни и декоративные элементы на самих зданиях. Многие руины все еще можно увидеть возле южного кенийского порта Малинди в руинах Геде ( затерянный город Геде/Геди ). [48]
Известные люди
[ редактировать ]- Абдисалам Ибрагим
- Чарльз Окере
- Джамал Мохамед
- Мохамед Хусейни
- Муса Мудде
- Саад Муса
- Шабани Нонда
- Юссуф Поульсен
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Факты, информация, изображения о суахили — статьи на Encyclepedia.com о суахили» . Энциклопедия.com . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ PeopleGroups.org. «PeopleGroups.org — прибрежный суахили Танзании» . Peoplegroups.org .
- ^ «Перепись населения и жилищного фонда Кении, том IV, 2019 год: Распределение населения по социально-экономическим характеристикам» (PDF) . Национальное статистическое бюро Кении . Проверено 2 мая 2021 г.
- ^ Национальное обследование домохозяйств по условиям жизни: общие результаты (на португальском языке). Мапуту: Национальный статистический институт. 1998.
- ^ Перейти обратно: а б с д «Суахили — распространение по всему миру» . Worlddata.info . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ Валери, Марк (01 июля 2007 г.). «Национальное строительство и сообщества в Омане с 1970 года: оманцы, говорящие на суахили, в поисках идентичности» . Дела Африки . 106 (424): 479–496. дои : 10.1093/афраф/adm020 . ISSN 1468-2621 .
- ^ «Популярные африканские языки в США» . Акорби . 23 марта 2020 г. Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ PeopleGroups.org. «PeopleGroups.org — Центральный суахили Конго (Киншаса)» . Peoplegroups.org . Проверено 24 июля 2021 г.
- ^ «Люди побережья Суахили» . 23 марта 2020 г.
- ^ Копье, Томас (2000). «Переосмысление ранней истории суахили». Международный журнал африканских исторических исследований . 33 (2): 257–290. дои : 10.2307/220649 . ISSN 0361-7882 . JSTOR 220649 .
- ^ Хортон и Миддлтон, «Суахили: социальный ландшафт торгового общества». Уайли. 2000.
- ^ Хортон, Марк и Миддлтон, Том. «Суахили: социальный ландшафт торгового сообщества». (Оксфорд: Блэквелл, 2010), стр. 46.
- ^ Перейти обратно: а б Бриэль, Эстер С.; Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани; Сирак, Кендра; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Ким; Кертис, Элизабет; Илиев, Лора; Лоусон, Энн Мари; Оппенгеймер, Йонас; Цю, Лицзюнь; Стюардсон, Кристин; Уоркман, Дж. Ной; Залзала, Фатма; Айодо, Джордж (2023). «Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили» . Природа . 615 (7954): 866–873. Бибкод : 2023Natur.615..866B . doi : 10.1038/s41586-023-05754-w . ISSN 1476-4687 . ПМК 10060156 . ПМИД 36991187 .
- ^ Хортон и Миддлтон 2000: 20.
- ^ Бакари 2001: 70.
- ^ Дж. Де В. АЛЛЕН (1982), Проблема Ширази в истории прибрежных стран Восточной Африки , Пайдума: Mitteilungen zur Kulturkunde, Bd. 28, ОТ ЗИНДЖА ДО ЗАНЗИБАРА: Исследования по истории, торговле и обществу на восточном побережье Африки (1982), страницы 9–27.
- ^ Аллен, Дж. Проблема Ширази в истории прибрежных стран Восточной Африки». Институт Фробениуса. 1983. Страница 9. https://www.jstor.org/stable/41409871.
- ^ Хортон, Марк и Миддлтон, Джон. «Суахили: социальный ландшафт торгового общества». (Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2000). Стр. 59.
- ^ Хортон, Марк и Миддлтон, Джон. «Суахили: социальный ландшафт торгового общества». (Малден, Массачусетс: Блэквелл, 2000). Стр. 61
- ^ Мейер, Прита. «Портовые города на суахили: архитектура других стран». (Блумингтон, Индиана: издательство Университета Индианы, 2016). Стр. 101.
- ^ Перейти обратно: а б Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 379. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Дерек Нерс; Томас Спир; Томас Т. Спир (1985). Суахили: реконструкция истории и языка африканского общества, 800–1500 гг . Издательство Пенсильванского университета. стр. 70–79. ISBN 0-8122-1207-Х .
- ^ Каплан, Ирвинг (1967). Справочник по регионам Кении . Американский университет (Вашингтон, округ Колумбия). Зарубежные страноведения. стр. 38 и 42 . Проверено 28 ноября 2016 г.
- ^ Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. стр. 201–202. ISBN 0-521-20981-1 .
- ^ Джей Ди Фейдж; Роланд Оливер (1975). Кембриджская история Африки, том 3 . Издательство Кембриджского университета. стр. 201–202. ISBN 0-521-20981-1 . Проверено 18 октября 2016 г.
- ^ Х. Н. Читтик (1965), Колонизация Ширази Восточной Африки, Журнал африканской истории, Том 6, Номер 3, страницы 275-294
- ^ Мохамед, Мохамед Абдулла (2001). Современная грамматика суахили . Восточноафриканские издатели. п. 12. ISBN 9966-46-761-0 . Проверено 13 декабря 2017 г.
- ^ «Люди побережья Суахили» . Education.nationalgeographic.org . Проверено 11 сентября 2023 г.
- ^ «Паломники хаджа в Танзании оказались в затруднительном положении» . Новости Би-би-си . 12 декабря 2007 г.
- ^ «Кения: Аэропорт Момбасы паломников Джем для поездки в хадж» . 19 ноября 2009 года . Проверено 11 апреля 2017 г. - через AllAfrica.
- ^ «hajinformation.com» .
- ^ «Люди Суахили» . Архивировано из оригинала 18 сентября 2006 г. Проверено 16 сентября 2006 г.
- ^ Уильям Фроули, Международная энциклопедия лингвистики , Том 1, (Oxford University Press, 2003), стр. 181
- ^ Дэниел Дон Нанджира, Внешняя политика и дипломатия Африки: от древности до 21 века , ABC-CLIO, 2010, стр. 114
- ^ Бриэль, Эстер С.; Флейшер, Джеффри; Винн-Джонс, Стефани; Брумандхошбахт, Насрин; Каллан, Ким; Кертис, Элизабет; Илиев, Лора; Лоусон, Энн Мари; Оппенгеймер, Йонас; Цю, Лицзюнь; Стюардсон, Кристин; Уоркман, Дж. Ной; Залзала, Фатма; Айодо, Джордж; Гидна, Агнесс О. (11 июля 2022 г.). «Переплетение африканских и азиатских генетических корней средневековых народов побережья Суахили» : 2022.07.10.499442. дои : 10.1101/2022.07.10.499442 . S2CID 250534036 .
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Джоан Зильбернер (12 апреля 2023 г.). «Каково происхождение древней цивилизации суахили? Гены дают показательный ответ» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР.
- ^ Ичумбаки, Эльгидиус; Муниси, Нима. «Килва и его окрестности». Оксфордские исследовательские энциклопедии: История Африки .
- ^ Перейти обратно: а б Коллинз, Роберт; Бернс, Джеймс (2007). История Африки к югу от Сахары . Издательство Кембриджского университета . стр. 109–112. ISBN 978-0-521-86746-7 .
- ^ Перейти обратно: а б Буллиет, Ричард; Кроссли, Памела; Хедрик, Дэниел; Хирш, Стивен; Джонсон, Лайман (октябрь 2006 г.). Земля и ее народы: глобальная история . Том. 2. Издательство Уодсворт. п. 381. ИСБН 978-1-4390-8477-9 .
- ^ Перейти обратно: а б Восточноафриканская работорговля BBC , BBC , по состоянию на 15 февраля 2012 г.
- ^ Энциклопедия ислама, том 3, часть 2. Сэр ХАР Гибб. стр. 206 , (2001), по состоянию на 15 февраля 2012 г.
- ^ Суахили-китайское взаимодействие Кембриджская история Африки: с ок. 1050 до ок. 1600. Дж. Д. Фаге. стр. 194 , (1977), Cambridge Publications , по состоянию на 15 февраля 2012 г.
- ^ Гарлейк (2002) 184-185
- ^ «UNdata — рекордный просмотр — ВВП на душу населения в текущих ценах — доллары США» . ООН.орг . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ «urban-research.net» . 2000 . Проверено 11 апреля 2017 г.
- ^ Хортон, Марк (1996). Шанга: археология мусульманского торгового сообщества на побережье Восточной Африки . Британский институт в Восточной Африке.
- ^ «Ибн Баттута: Путешествие по Азии и Африке 1325–1354 гг. - Справочник по средневековью, проверено 28 августа 2007 г.» .
- ^ «Руины города-крепости Геди, Кения. — Досуг, здоровье и жилье — Портовые города» . PortCities.org.uk . Проверено 11 апреля 2017 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с народом суахили, на Викискладе?
- История Африки: суахили — Всемирная служба BBC
- Суахили Культура
- Британская энциклопедия (11-е изд.). 1911. .
- Ф. Ле Геннек-Коппенс и Д. Паркин, Авторитет и власть среди суахили, Картала, 1998, с. 262