Траур по Мухарраму
Траур по Мухарраму | |
---|---|
![]() | |
Наблюдается | Мусульмане-шииты Некоторые сунниты |
Значение | Отмечает смерть Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда и третьего шиитского имама. |
Часть серии о |
Хусейн |
---|
Часть серии о Шиитский ислам |
---|
![]() |
![]() |
Траур Мухаррама ( арабский : عزاء محرم , латинизированный : ʿAzāʾ Muḥarram ; персидский : عزاداری محرم , латинизированный : ʿAzadārī-i Muḥarram ) представляет собой набор религиозных ритуалов, соблюдаемых мусульманами-шиитами. в месяц Мухаррам , первый месяц исламского календаря . Эти ежегодные ритуалы посвящены смерти Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда и третьего шиитского имама . Хусейн и его небольшая свита были убиты в битве при Кербеле 10 мухаррама 61 года хиджры (680 г. н. э. ) против армии омейядского халифа Язида I ( годы правления 680–683 ). историки часто изображают Битва последовала за отказом Хусейна присягнуть на верность Язиду, которого мусульманские нечестивым и аморальным. В шиитском исламе Кербела символизирует вечную борьбу между добром и злом, вершину самопожертвования и окончательный саботаж пророческой миссии Мухаммеда. Исторически это событие послужило кристаллизации шиитской общины в отдельную секту и до сих пор остается неотъемлемой частью их религиозной идентичности.
Траур по Кербеле начался с выживших женщин, особенно с сестры Хусейна Зайнаб , и со временем превратился в отдельные ритуалы, которые помогают определить шиитскую идентичность. В настоящее время большинство траурных ритуалов происходит в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых являются шествия в крупных шиитских городах на десятый день, известный как Ашура . Основным компонентом траурных церемоний, которые часто проводятся в специальных зданиях, является чтение повествований о Кербеле, призванное вызвать сочувствие публики и довести ее до слез. На таких собраниях также поются элегии и погребальные песни, когда участники бьют себя в грудь, чтобы разделить боль Хусейна и получить выгоду от его заступничества в Судный день . Иногда практикуются также крайние формы самобичевания, часто сопровождающиеся кровопролитием. Такая практика вызывает большие споры среди шиитов, осуждается многими шиитскими учеными и объявлена вне закона в некоторых шиитских общинах. Театральная реконструкция повествований Кербелы — исторически значимый ритуал, встречающийся в основном в Иран .
Происхождение
[ редактировать ]Мухаррам — первый месяц исламского календаря. [ 1 ] запрещены военные действия и один из четырех священных месяцев, в которые в исламе . [ 2 ] В шиитском исламе десятый день Мухаррама, известный как Ашура , отмечает смерть Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда . [ 3 ] Хусейн был убит вместе с большинством своих родственников-мужчин и своей небольшой свитой 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 г. н.э. ) в битве при Кербеле против гораздо более многочисленной армии омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–680). 683 ), находившийся на несколько дней в окружении и лишенный питьевой воды из близлежащей реки Евфрат . После битвы женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен и отправлены в Дамаск Сирии столицу . Битва последовала за неудачными переговорами и отказом Хусейна присягнуть на верность Язиду, которого мусульманские историки часто изображают нечестивым и аморальным. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Бой произошел в пустынной земле Кербела , по пути в близлежащую Куфу , жители которой ранее пригласили Хусейна возглавить их против Язида. [ 7 ]
Ритуалы Мухаррам в шиитском исламе
[ редактировать ]Помимо паломничества к святыне Хусейна , расположенной в Кербеле, Ирак , [ 8 ] Мусульмане-шииты ежегодно отмечают события Кербелы в течение месяцев Мухаррам и Сафар . [ 9 ] следуя прецеденту своих имамов . [ 10 ] Большинство ритуалов происходит в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых являются шествия в крупных шиитских городах на десятый день. [ 10 ] [ 11 ] Основной составляющей ритуальных церемоний ( маджалис , сг. маджлис ) является повествование историй Кербелы ( равза-хвани , кирайя ), [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ] и чтение элегий и панихид ( нава , нияха , марсия-хвани ), [ 14 ] [ 15 ] все было призвано вызвать симпатию зрителей и довести их до слез. [ 16 ] [ 17 ] Меджлис как часто проводится в специально отведенном здании или сооружении, известном Хусайния , такия , имамбара или азахана . [ 14 ] [ 18 ]
Самобичевание
[ редактировать ]Еще одна составляющая траурных собраний — самобичевание участников под ритм кербелских элегий. [ 15 ] Основанный на древних арабских практиках, [ 19 ] [ 20 ] легкие формы самобичевания, удары в лицо и грудь от горя ( латм , сина-зани , матам ), [ 15 ] [ 14 ] [ 21 ] сегодня распространены в траурных ритуалах, [ 22 ] намеревался разделить боль Хусейна. [ 23 ] Нанесение ударов по спине специальными цепями ( занджир-зани ) — еще один безобидный прием. [ 22 ] найден в Иране и Ираке . [ 24 ] [ 25 ] Но существуют и крайние формы самобичевания ( татбир , тик-зани , кама-зани ), при которых участники наносят себе удары, обычно по лбу или спине, ножами, мечами или цепями, к которым прикреплены лезвия бритвы. [ 22 ] Запрещен Ираном и шиитской партией «Хезболла» в Ливане с середины 90-х годов. [ 26 ] инструментальное самобичевание осуждается многими шиитскими священнослужителями, [ 27 ] и эта практика остается часто спорной среди шиитов. [ 14 ]
Страсть играет
[ редактировать ]
Тазия или шабих-хвани — это драматическая реконструкция повествований Кербелы, практикуемая сегодня в Иране, в шиитских общинах западного побережья Персидского залива и в Ливане. [ 28 ] Само арабское « слово тазия является отглагольным существительным от азза ( букв. оплакивать » ) . [ 28 ] Такие пьесы могут ставиться в общественных местах или специальных зданиях, например, в Хусейнии . [ 28 ] Хотя основное внимание уделяется Кербеле, в репертуар тазия также входят пьесы о ранних пророках и современных деятелях. [ 27 ] Однако в Ашуру в таких представлениях всегда воспроизводится «мученичество Хусейна». [ 28 ] После Исламской революции 1978–1979 годов некоторые выступления тазия транслируются по телевидению и спонсируются иранским правительством, чтобы сохранить эту увядающую традицию. [ 29 ] В Ираке сегодня нет широко распространенных тазия . ритуалов [ 27 ] хотя ежегодное представление Ашура в Кербеле воспроизводит сожжение палаток Хусейна после битвы Омейядов и пленение женщин и детей. [ 30 ]
Шествия
[ редактировать ]
Процессии скорбящих ( даста , мавкиб ) ежегодно маршируют по улицам Мухаррама. [ 25 ] особенно в Ашуре, [ 15 ] пение панихид и элегий, [ 31 ] иногда сопровождается самобичеванием. [ 15 ] [ 30 ] Эти процессии обычно начинаются и заканчиваются в местной Хусайнии . [ 31 ] и иногда представляют различные местные гильдии. [ 32 ] В Наджафе , Ирак, скорбящие маршируют накануне Ашуры к святыне Али ибн Аби Талиба , первого шиитского имама, неся декоративные факелы ( машаил ). [ 30 ] Во время марша таваридж в Кербеле скорбящие мужчины, а затем женщины идут босиком к святилищу Хусейна во второй половине дня Ашуры. [ 30 ] В таких процессиях скорбящие часто несут определенные символические предметы, в частности алам ( букв. « флаг » ), который означает знамя Хусейна в Кербеле, которое нес его брат Аббас ибн Али . [ 33 ] [ 34 ] Нахль ( букв. « финиковая пальма » ) — еще один такой символ, который носят в процессии нахль-гардани , обозначающий носилки Хусейна в Кербеле, которые, согласно легенде, были сделаны из финиковых пальм. [ 33 ] [ 35 ] Индийские процессии несут копии гробов или гробниц Хусейна, называемых тазия , которые имеют то же название, что и театральные реконструкции Кербелы в Иране. [ 25 ] [ 36 ] Тазия наконец похоронена или затоплена, причем последнее, вероятно, является результатом индуистского влияния. [ 28 ] [ 37 ] Подобные шествия проходят в Тринидаде в рамках ежегодного празднования Хосай , в котором таджа является местным эквивалентом тазия . [ 37 ]
Нешиитские ритуалы
[ редактировать ]Убийство внука Мухаммеда и его родственников потрясло тогда всю мусульманскую общину. [ 38 ] [ 6 ] и Кербела с тех пор почитается некоторыми мусульманами- суннитами , например, в Южной Азии . [ 39 ] хотя эти суннитские ритуалы могут отличаться от своих шиитских аналогов. Однако суннитская память о Кербеле в последнее время уменьшилась. [ 40 ] суннитов Ашура является важным праздником в ознаменование разделения Красного моря Моисеем Действительно, для многих других . [ 39 ] Он рассматривается как день благодарения ( шукр ), радостное событие, отмечаемое посредством благочестивых поступков и приемлемых выражений радости. [ 41 ] В странах Магриба , например, сегодня Ашура празднуется посредством поста, раздачи милостыни, почитания умерших, особых блюд, прыжков через костры и карнавалов. [ 42 ] Ритуалы Мухаррама также появляются в суфизме , но в них Кербела представляет собой не столько трагедию, сколько празднование вечной жизни Хусейна и его товарищей, которые уничтожили себя в Божественном своей добровольной смертью. [ 43 ]
Значение
[ редактировать ]Кербелская парадигма
[ редактировать ]



В шиитском исламе битва при Кербеле символизирует вечную борьбу между добром и злом, где Хусейн рассматривается как образец благочестия, жертвенности и настойчивости, а Язид олицетворяет несправедливость, тиранию и коррупцию. [ 44 ] [ 45 ] Судьба Хусейна, третьего шиитского имама, рассматривается в шиизме как вершина человеческих страданий и самопожертвования. [ 46 ] зло, совершенное против него, настолько серьезно, что его последствия продолжаются из поколения в поколение, вплоть до эсхатологического восстания Мухаммада аль-Махди , последнего имама двунадесятного шиизма , который, как полагают, находится в оккультизме с 874 года. [ 47 ] Действительно, победа Язида в Кербеле рассматривается в шиизме как окончательный саботаж пророческой миссии Мухаммеда, саботаж, который начался гораздо раньше с назначением Абу Бакра вместо Али ибн Аби Талиба преемником Мухаммеда. [ 48 ] отсюда и поговорка: «Хусейн был убит в день Сакифа » . [ 49 ] [ 48 ] С точки зрения шиитов, предопределенное, но добровольное восстание и жертвоприношение Хусейна, таким образом, сохранили истинный ислам для будущих поколений. [ 50 ] [ 51 ] поскольку он пробудил мусульманскую общину к ее моральной развращенности при Омейядах. [ 52 ] По мнению шиитов, в обмен на свои страдания Хусейн был удостоен божественной прерогативы заступничества в Судный день за тех последователей, которые разделяют его боль. [ 53 ]
Для шиитов траур по Хусейну — это средство воспоминания о его страданиях, акт протеста против угнетения, борьба за Бога ( джихад ) и как таковой акт поклонения. [ 54 ] [ 55 ] Траур по Хусейну как акт поклонения рассматривается как искупительное средство. [ 56 ] [ 57 ] посредством которого шииты ищут искупления своих грехов и грехов всего человечества. [ 58 ] Разделяя его боль, они также надеются получить выгоду от заступничества Хусейна в Судный день. [ 58 ] [ 23 ] Действительно, многочисленные традиции, приписываемые шиитским имамам, считают божественной наградой оплакивание Хусейна, особенно плач по нему. [ 59 ] [ 29 ] С другой стороны, в качестве акта протеста траурные ритуалы сочетаются с вооруженной борьбой, которая часто была невозможна для шиитского меньшинства при репрессивных режимах. [ 60 ] В последнее время ритуалы Мухаррама все чаще приобретают политическое измерение, поскольку проповедники сравнивают нынешних угнетателей с врагами Хусейна в Кербеле. [ 14 ] [ 61 ] Однако, хотя Кербела действительно предоставила шиитам модель праведной борьбы с несправедливостью и угнетением, [ 62 ] этот план не всегда воплощался в жизнь, [ 63 ] поскольку большинство шиитских имамов сами были политическими квиетистами , жившими при репрессивных режимах. [ 64 ] Ритуалы Мухаррама также помогают определить и укрепить шиитскую идентичность. [ 65 ] а парадигма Кербелы остается неотъемлемой частью шиитской исторической памяти, богословского понимания и религиозной идентичности. [ 9 ] Мученичество Хусейна часто связывают с житием Иоанна Крестителя . [ 66 ]
Критика ритуалов Мухаррама
[ редактировать ]Красочные и эмоциональные шиитские ритуалы Мухаррам осуждаются суннитскими учеными, возможно, из-за суннитского акцента на «пуританском благочестии и трезвости». [ 67 ] В суннитском хадисе , приписываемом Мухаммеду, сообщается, что он сильно оплакивал смерть своего маленького сына Ибрагима, но запрещал скорбящим говорить что-либо, что «раздражало бы Господа». Однако в суннитских источниках существует и другая версия того же хадиса, согласно которой Мухаммад запрещал в случае несчастья повышать голос, калечить лицо или рвать на себе одежду. [ 68 ] Напротив, шиитский имам Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин ( ум. 713 ) известен в шиизме своей интенсивностью своего всю жизнь скорби по поводу Кербелы. [ 69 ] Единственный выживший сын Хусейна, Зейн аль-Абидин, был слишком болен, чтобы участвовать в битве при Кербеле. [ 70 ] Свой многолетний траур он оправдал ссылкой на кораническую историю об Иосифе , в которой описывается, как его отец Иаков оплакивал его отсутствие до такой степени, что потерял зрение. [ 69 ] В любом случае, плач и удары себя по лицу или груди от горя — это древние арабские традиции оплакивания умерших. [ 19 ] [ 20 ] Другие раскритиковали траурные собрания, предполагая, что их ресурсы следует направить на бедных. В свою очередь, сторонники ритуалов Мухаррама утверждают, что кормление бедных является частью культуры Кербелы. [ 71 ] обычно для выполнения религиозных обетов ( надхр ), данных преданными. [ 72 ] Сторонники добавляют, что проявления щедрости чаще встречаются в месяцы траура. [ 71 ]
Крайнее самобичевание
[ редактировать ]Формы самобичевания, связанные с кровопролитием, часто вызывают споры среди шиитов. [ 14 ] и были осуждены многими шиитскими священнослужителями. [ 27 ] [ 73 ] Участники утверждают, что благодаря таким практикам они испытывают лишь часть боли, причиненной в Кербеле. [ 74 ] [ 75 ] показать свою готовность к самопожертвованию, [ 74 ] [ 65 ] и искупить грехи тех куфанов, которые покинули Хусейна. [ 23 ] Оппоненты отвечают, что членовредительство запрещено в исламе. [ 73 ] [ 76 ] что пролитая кровь делает тело нечистым ( наджис ) для ежедневных молитв , [ 73 ] [ 77 ] и что такая практика создает негативный образ шиизма. [ 30 ] [ 73 ] В отличие от легких форм самобичевания, [ 19 ] [ 20 ] Крайнее самоумерщвление не имеет прецедентов в раннем исламе. [ 78 ] оно также не встречается в Коране. [ 79 ] В свою очередь, сторонники утверждают, что эти действия демонстрируют их любовь к Дому Мухаммеда , что является обязательным для всех мусульман в стихе 42:23 Корана. [ 79 ] Несмотря на критику, шиитское население, по крайней мере в Южной Азии, похоже, не желает предотвращать подобную практику, либо для того, чтобы игнорировать критику суннитов, либо для того, чтобы игнорировать критику суннитов. [ 80 ] или повысить популярную поддержку ритуалов Мухаррам среди шиитов. [ 81 ] В других странах кровавое самобичевание запрещено в Иране и Ливане, где в качестве альтернативы поощряется сдача крови. [ 30 ]
История ритуалов Мухаррама
[ редактировать ]Омейяды ( годы правления 661–750 )
[ редактировать ]Поминовение Кербелы началось вскоре после битвы с участием выживших женщин, в том числе сестры Хусейна Зайнаб . [ 82 ] [ 57 ] Находясь в плену в Дамаске, [ 82 ] или позже, когда они посетили Кербелу на обратном пути в Медину из Дамаска, [ 83 ] [ 84 ] скорбящие женщины устроили первое траурное собрание ( маджлис ), на котором они рассказали о трагедии, пролили слезы и били себя по лицам ( латм ). от горя [ 19 ] [ 85 ] Подобные случаи самобичевания с ударами по лицу или груди уже были древней арабской традицией оплакивания умерших. [ 20 ] В течение многих лет Зейн аль-Абидин и его сестра Сакина ( ум. 735 ), возможно, продолжали ежегодно организовывать такие траурные собрания, на которых также звучали кербелские элегии ( нава ). [ 86 ] Альтернативно, первое ежегодное поминовение и первое паломничество можно отнести к Таввабуну . [ 19 ] [ 27 ] то есть те куфаны, которые сожалели о том, что покинули Хусейна в Кербеле: говорят, что они собрались у его могилы в первую годовщину его смерти, где оплакивали его утрату и читали элегии. [ 19 ] Они также пообещали объединиться и восстать против Омейядов, что они и сделали во время так называемого восстания Таввабун 685 года. [ 19 ] Действительно, Кербела объединила зарождающуюся шиитскую общину, [ 87 ] корни которого, вероятно, сформировались еще при жизни исламского пророка Мухаммеда. [ 88 ] После Кербелы эта община кристаллизовалась в отдельную секту, которая считает шиитских имамов , то есть Хусейна и некоторых других потомков Мухаммеда, своими законными религиозными и светскими преемниками. [ 89 ]
Рискуя вызвать гнев Омейядов, поминовение Кербелы продолжалось на таких же небольших и частных собраниях. [ 19 ] [ 90 ] проводятся, например, в домах шиитских имамов, [ 19 ] [ 91 ] который также часто призывал шиитскую общину последовать их примеру. [ 92 ] Точно так же паломничество в Кербелу в этот период оставалось ограниченным и нестабильным. [ 93 ] Имамы также рассматривали поэзию как средство сохранения и распространения идеалов Кербелы. [ 94 ] шиитский имам Джафар Садик ( ум. 765 ) регулярно принимал у себя поэтов, сочинявших и декламировавших Кербела элегии. В частности, говорят, что [ 85 ] Действительно, Омейяды активно работали над стиранием памяти о Кербеле, поскольку письменные отчеты о битве при Кербеле отсутствуют в литературном корпусе этого периода. [ 95 ] Вероятно, в том же духе генерал Омейядов аль-Хаджадж ибн Юсуф ( ок . 714 г. ) объявил Ашуру праздничным государственным праздником. [ 95 ] Тем не менее, гнев против Омейядов Кербелы был частично ответственен за их падение. [ 96 ] [ 45 ]
Аббасиды ( годы правления 750–1258 )
[ редактировать ]Аббасиды , заявлявшие о своем происхождении от дяди Мухаммеда Аббаса , [ 57 ] заручился поддержкой шиитов для свержения Омейядов, пообещав им лидера из Дома Мухаммеда , которого многие шииты, вероятно, считали Алидом , то есть потомком Мухаммеда через его единственную выжившую дочь Фатиму и зятя Али ибн Аби Талиб , первый шиитский имам. [ 97 ] Таким образом, Кербела активно участвовала в антиомейядской полемике Аббасидов. [ 95 ] [ 86 ] В результате поминовение Кербелы выросло в форме литературных рассказов и паломничеств. [ 95 ] [ 98 ] Подобные паломничества также весьма поощрялись шиитскими имамами, в том числе ас-Садиком. [ 93 ] [ 86 ] В ранний период Аббасидов поминки Кербелы даже проводились публично в мечетях. [ 91 ] Однако после прихода к власти Аббасиды постепенно обратились против шиитов, многие из которых разочаровались в халифах Аббасидов, а не Алидов . [ 97 ] Поскольку шиитские ритуалы Мухаррам продвигали Алидов как законных лидеров, [ 90 ] Аббасиды также стали рассматривать такую практику как политическую угрозу. [ 97 ] [ 90 ] Например, аббасидский халиф аль-Мутаваккиль ( годы правления 847–861 ) разрушил святыню Хусейна и наказал паломников смертью. [ 93 ] [ 90 ] Чтобы предотвратить новую Кербелу, Аббасиды также держали под наблюдением шиитских имамов, а иногда заключали их в тюрьму, пытали или убивали. [ 90 ] [ 99 ]
Буиды ( годы правления 934–1062 )
[ редактировать ]Первые публичные шествия в Кербеле произошли при Буидах , шиитской династии, правившей частями Ирака и Ирана. [ 57 ] [ 100 ] после распада центрального халифата Аббасидов. [ 101 ] В день Ашуры 963 года, во время правления первого буидского правителя Муизза ад-Даулы ( годы правления 945–967 ), рынки были закрыты в Багдаде , Ирак. [ 102 ] процессии скорбящих шиитов в черных одеждах маршировали по улицам, плача, причитая и ударяя себя по лицам и груди. [ 103 ] Такие шествия спровоцировали жестокие суннитские беспорядки и контрпроцессии, которые включали, например, реконструкцию Верблюжьей битвы 656 года против Али ибн Аби Талиба. [ 103 ] [ 102 ] Траурные шествия также появлялись при Хамданидах в Сирии и Фатимидах в Египте , двух других шиитских государствах. [ 104 ] [ 105 ] Однако в Каире (Египет) смертоносные суннитские беспорядки, очевидно, остановили шиитские шествия во время правления фатимидского халифа аль-Муизза ли-Дина Аллаха ( годы правления 953–975 ). [ 106 ] В Ираке специальные здания для собраний в Кербеле также можно отнести к периоду Буидов. [ 90 ] [ 107 ]
Сефевиды ( годы правления 1576 – ок. 1736 )
[ редактировать ]
Ритуалы Мухаррама достигли Ирана еще в двенадцатом веке. [ 14 ] [ 108 ] но новая эра началась с династии Сефевидов , [ 109 ] чей основатель Исмаил I ( годы правления 1501–1524 ) ответственен за массовое обращение Ирана в двунадесятный шиизм. Этот переход был встречен относительно небольшим сопротивлением на местном уровне, возможно, из-за популярности суфийских орденов в Иране. [ 110 ] Ритуалы Мухаррама также способствовали распространению шиитского ислама внутри Ирана. [ 103 ] Со временем эти ритуалы стали более сложными в художественном отношении, где шииты свободно выражали свою идентичность без угрозы суннитского большинства. Например, участники открыто осудили ( лан ) первых трёх халифов – Абу Бакра , Умара и Усмана – которые рассматриваются в шиизме как узурпаторы права Али ибн Аби Талиба стать преемником Мухаммеда. [ 111 ] [ 112 ]
В эпоху Сефевидов ежегодные траурные собрания ( маджали ) проводились в первые десять дней Мухаррама в Хусайнии — термин, придуманный в этот период для зданий, посвященных ритуальному трауру. [ 18 ] [ 14 ] На таких собраниях повествования о Кербеле эмоционально пересказывались в ритуале Рауза-хвани , который обязан своим названием книге 1502–1503 годов «Раузат аль-Шухада» , [ 14 ] возможно, самый известный сборник повествований о Кербеле на сегодняшний день. [ 104 ] Позднее от чтения книги отказались, поскольку обученные рассказчики полагались на свои творческие способности, чтобы создать повествования. [ 17 ] Другими известными ритуалами Сефевидов были шествия Мухаррам и самобичевание. [ 27 ] такие как сина-зани (удары в грудь), занджир-зани (удары по спине цепями) и тик-зани или кама-зани (умерщвления себя мечами или ножами). [ 14 ] Крайние акты самобичевания были новой практикой, поскольку в ранних исторических источниках нет свидетельств кровопролития, причиненного самому себе. [ 78 ] Подобные ритуалы, вероятно, зародились в тюркоязычных регионах Кавказа и Азербайджана в Северном Иране. [ 113 ] были введены в шиизм кызылбашами , которые составляли костяк Сефевидской армии и считались гулатами из-за их преувеличенного почитания шиитских имамов. [ 114 ] В свою очередь, крайнее самобичевание, возможно, достигло этих регионов из Европы , где оно практиковалось некоторыми христианами как форма искупления. [ 115 ] [ 116 ]
Важным событием этого периода стало появление театральных представлений повествований Кербелы, известных как тазия или шабих-хвани . [ 14 ] Подобные театральные реконструкции, вероятно, были естественным продолжением словесных инсценировок в рауза-хвани . [ 29 ] и были укоренены в доисламском иранском наследии, таком как эпическая поэма «Айадгар-и Зариран» и легенда о Сияваше , [ 78 ] или, возможно, драматические реконструкции Кербелы были вдохновлены христианскими процессиями Корпус-Кристи . [ 117 ] Во всяком случае, эти выступления пользовались популярностью. [ 106 ] часто спонсируется членами королевской семьи Сефевидов и другими элитами, [ 29 ] и даже присутствовали монархи Сефевидов. [ 118 ] Новый ритуал был также одобрен некоторыми сефевидскими учеными, такими как видный юрист-двунадесятник Маджлиси ( ум. 1699 ) , [ 119 ] в то время как независимые шиитские священнослужители изначально критиковали выступления, отчасти из-за того, что они олицетворяли шиитского имама. [ 106 ] Из Ирана тазия позже достигла Ирака, а затем Ливана, но в первом добилась ограниченного успеха. [ 120 ]
Новое время
[ редактировать ]
В Иране ритуальное осуждение первых трёх халифов было прекращено после Сефевидов. [ 27 ] [ 27 ] Еще в период Каджара ( годы правления 1789–1925 ) иранские ритуалы также распространялись на месяц Сафар из-за празднования Арбаина , который отмечается через сорок дней после смерти Хусейна. [ 27 ] Также в эпоху Каджаров театральная реконструкция Кербелы ( тазия ) достигла своего апогея. [ 29 ] [ 119 ] В столице Каджаров Тегеране самые сложные представления проходили в Такия Давлат, построенном каджарским монархом Насер ад-Дин Шахом ( годы правления 1848–1896 ). [ 27 ]
После этого Тазия ) она стала редкостью в крупных городах в Иране постепенно пришла в упадок, до такой степени, что к 1940-м годам при Пехлеви ( годы правления 1925–1979 . [ 29 ] Помимо появления новых художественных средств, [ 40 ] упадок тазии можно частично объяснить запретами и ограничениями Пехлеви, [ 29 ] в рамках своей программы модернизации Ирана. [ 28 ] Однако модернизация, вероятно, была лишь прикрытием, поскольку пехлеви, вероятно, видели в ритуалах Мухаррама политическую угрозу. [ 121 ] [ 112 ] Действительно, еще во время конституционной революции 1909 года в Иране траурные собрания приобрели политическое измерение, поскольку проповедники сравнивали иранских угнетателей с врагами Хусейна в Кербеле. [ 14 ] [ 61 ] В конце концов, Пехлеви были свергнуты в ходе иранской революции (1978–1979) благодаря постоянным усилиям диссидентов, таких как Али Шариати ( ум. 1977 ), [ 23 ] которые эффективно использовали символы и ритуалы Кербелы против режима. [ 122 ] [ 14 ] Отдавая предпочтение суннитской общине, президент Ирака Саддам Хусейн ( ум. 2006 ) также запретил ритуалы Мухаррама, но они возобновились вскоре после его свержения в 2003 году. [ 123 ] В Саудовской Аравии такие ритуалы были запрещены с тех пор, как Ибн Сауд восстановил ваххабитское правление в стране, хотя запрет время от времени нарушался недовольным шиитским меньшинством, протестующим против того, что они воспринимают как саудовскую дискриминацию. [ 124 ] В Ливане ритуалы Мухаррам имеют иранские корни и сдерживались примерно до середины девятнадцатого века. [ 25 ] Позже символика Кербелы эффективно использовалась там против израильской оккупации (1985–2000 гг.). [ 45 ] [ 125 ] Крайние формы самобичевания также запрещены в Иране и ливанской партии «Хезболла» с середины 90-х годов. [ 26 ]
Южная Азия
[ редактировать ]
Из Ирака и Ирана ритуалы Мухаррама, такие как Рауза-хвани , [ 17 ] в конечном итоге достигли некоторых частей Южной Азии. Ритуалы, возможно, были введены здесь Тимуром ( ум. 1405 ), основателем империи Тимуридов ( годы правления 1370–1507 ), [ 126 ] [ 127 ] или, возможно, через миграцию некоторых иранских элит в Южную Азию. [ 127 ] Ритуалы Мухаррама были позже подавлены Моголами ( годы правления 1526–1857 ), начиная с шестнадцатого века. [ 127 ] но вновь возник, когда Моголы ослабли в восемнадцатом веке, например, в Аваде под покровительством его шиитского правителя Саадата Али Хана I ( ум. 1739 ). [ 128 ] В частности, шиитские правители Авада спонсировали Мирзу Дабира ( ум. 1875 ) и Мир Аниса ( ум. 1874 ), двух выдающихся авторов кербелских элегий в литературе на урду . [ 128 ] Возможно, также под влиянием Ирака и Ирана, [ 18 ] К концу шестнадцатого века в Южной Азии были построены специальные здания для ритуалов Мухаррама. [ 103 ] известный по-разному как имамбара , имамбарах , азахана , ашурахана и тазияхана . [ 18 ] Эти ритуалы проникли даже в Тринидад, когда в девятнадцатом веке там поселились индийские иммигранты. [ 129 ] Однако под влиянием местных карнавалов ритуалы Мухаррама утратили здесь свой траурный тон. [ 129 ] Это ежегодное празднование Хосай сохранилось до наших дней. [ 130 ]
Галерея
[ редактировать ]-
Траурное собрание Мухаррам ( меджлис ) в Иране
-
Меджлис в Иране
-
Меджлис в Танзании
-
Траурное шествие Мухаррам в Иране
-
Шествие Мухаррам в Индии азаханы на фоне
-
Шествие Мухаррам в Индии с аламами , символизирующими знамя Хусейна.
-
Шествие Мухаррам в Индии
-
Шествие Мухаррам в Сирии
-
Потопление табуиков во время в Индонезии инсценировки похорон Хусейна
-
Символические носилки Хусейна ( нахль ) на инсценированных похоронах ( нахль-гардани ) в Иране.
-
Нахль-Гардани в Иране
-
Двигаясь по кругу, скорбящие бьют себя в грудь ( сина-зани ) в Иране.
-
Сина-зани в Иране
-
Цепи, используемые при самобичевании ( занджир-зани )
-
Экстремальное самобичевание во время процессии Мухаррам в Индии
-
Ночь Ашуры в Иране.
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ Плесснер 2012 .
- ^ Фахр-Рохани 2014 , с. 228.
- ^ Агайе 2013 .
- ^ Момент 1985 , с. 28.
- ^ Пино 2000 , с. 70.
- ^ Перейти обратно: а б Агайе 2007 , стр. 117.
- ^ Маделунг 2004 .
- ^ Санто 2018 , с. 14.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Осман 2014 , с. 133.
- ^ Момент 1985 , с. 240.
- ^ Д'Суза 1998 .
- ^ Беверли 2011 , с. 48.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Калмар, 1987 год .
- ^ Перейти обратно: а б с д и Хуссейн 2005 , с. 79.
- ^ Пино 2000 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с Челковский 2012б .
- ^ Перейти обратно: а б с д Кампо 2009 , с. 320.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хуссейн 2005 , с. 81.
- ^ Перейти обратно: а б с д Накаш 1993 , с. 169.
- ^ Пино 1992 , с. 99.
- ^ Перейти обратно: а б с Бутылочное стекло 2015г .
- ^ Перейти обратно: а б с д Мансон 1988 , с. 24.
- ^ Хусейн 2005 , с. 80.
- ^ Перейти обратно: а б с д Chelkowski 1985 , p. 27.
- ^ Перейти обратно: а б Санто 2013 , с. 75.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Калмард 2004 .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Челковский 2012а .
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Агайе 2004 , с. 13.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Санто 2018 , с. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Аюб 1978 , с. 154.
- ^ Аюб 1978 , с. 156.
- ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , p. 24.
- ^ Калмард и Аллан 1985 .
- ^ Челковский 2008 .
- ^ Korom & Chelkowski 1994 , pp. 152.
- ^ Перейти обратно: а б Korom & Chelkowski 1994 , pp. 154–155.
- ^ Кампо 2009 , с. 319.
- ^ Перейти обратно: а б Рид 2011 .
- ^ Перейти обратно: а б Агайе 2004 , с. 14.
- ^ Кац 2007 , стр. 64, 110.
- ^ Венсинк и Марсе, 2012 .
- ^ Хайдер 2006 , с. 10.
- ^ Агайе 2004 , с. 9.
- ^ Перейти обратно: а б с Агайе 2007 , с. 112.
- ^ Chelkowski 1985 , p. 19.
- ^ Пино 1992 , с. 56.
- ^ Перейти обратно: а б Ворона 2016 .
- ^ Аюб 1978 , с. 93.
- ^ Накаш 1993 , с. 162.
- ^ Аюб 1978 , стр. 97, 123, 142.
- ^ Пино 2001 , с. 375.
- ^ Аюб 1978 , стр. 197, 207.
- ^ Аюб 1978 , стр. 142–143.
- ^ Накаш 1993 , с. 165.
- ^ Аюб 1978 , с. 142.
- ^ Перейти обратно: а б с д Агайе 2004 , с. 10.
- ^ Перейти обратно: а б Бланк 2001 , с. 84.
- ^ Аюб 1978 , стр. 141–147.
- ^ Аюб 1978 , с. 143.
- ^ Перейти обратно: а б Мансон 1988 , с. 25.
- ^ Агайе 2007 , с. 116.
- ^ Мансон 1988 , стр. 25–26.
- ^ Дабаши 2011 , стр. 62–63.
- ^ Перейти обратно: а б Пино 1992 , с. 103.
- ^ Талмон-Хеллер, Даниэлла; Кедар, Бенджамин; Райтер, Ицхак (январь 2016 г.). «Превратности святого места: строительство, разрушение и поминовение Мешхеда Хусейна в Аскалоне» (PDF) . Дер Ислам . 93 : 11–13, 28–34. дои : 10.1515/ислам-2016-0008 . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года.
- ^ Мансон 1988 , с. 35.
- ^ Фахд 2012 .
- ^ Перейти обратно: а б Аюб 1978 , стр. 143–144.
- ^ Момент 1985 , с. 35.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 56.
- ^ Санто 2018 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хайдер 2006 , с. 52.
- ^ Перейти обратно: а б Агайе 2007 , стр. 121–122.
- ^ Хайдер 2006 , с. 54.
- ^ Хусейн 2005 , стр. 86–87.
- ^ Пино 1992 , стр. 107–108.
- ^ Перейти обратно: а б с Хуссейн 2005 , с. 86.
- ^ Перейти обратно: а б Пино 1992 , с. 101.
- ^ Пино 1992 , с. 108.
- ^ Хусейн 2005 , с. 87.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон Мелтон 2010 , с. 210.
- ^ Хусейн 2005 , стр. 80–81.
- ^ Аюб 1978 , стр. 151–152.
- ^ Перейти обратно: а б Фахр-Рохани 2014 , с. 233 .
- ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2014 , с. 74.
- ^ Хайдер 2014 , с. 70.
- ^ Джафри 1979 , с. 22.
- ^ Кеннеди 2016 , с. 77.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайдер 2006 , с. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Накаш 1993 , с. 163.
- ^ Рахими 2012 , с. 205.
- ^ Перейти обратно: а б с Накаш 1993 , с. 167.
- ^ Накаш 1993 , с. 166.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хуссейн 2005 , с. 82.
- ^ Санто 2018 , с. 3.
- ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2014 , с. 90.
- ^ Аюб 1978 , с. 153.
- ^ Пирс 2016 , с. 44.
- ^ Агайе 2007 , с. 118.
- ^ Дабаши 2011 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Хуссейн 2005 , с. 84.
- ^ Перейти обратно: а б с д Chelkowski 1985 , p. 20.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 21.
- ^ Калмард 2004 , с. 163.
- ^ Перейти обратно: а б с Хуссейн 2005 , с. 85.
- ^ Накаш 1993 .
- ^ Рахими 2012 , с. 210.
- ^ Агайе 2004 , стр. 11–12.
- ^ Момент 1985 , стр. 107–109.
- ^ Агайе 2004 , стр. 12.
- ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , p. 22.
- ^ Накаш 1993 , с. 174.
- ^ Накаш 1993 , с. 177.
- ^ Накаш 1993 , с. 178.
- ^ Пино 2001 , стр. 376–377.
- ^ Накаш 1993 , с. 170.
- ^ Рахими 2012 , с. 200.
- ^ Перейти обратно: а б Накаш 1993 , с. 171.
- ^ Накаш 1993 , с. 173.
- ^ Гордон Мелтон 2010 , с. 211.
- ^ Агайе 2007 , с. 119.
- ^ Гордон Мелтон 2010 , стр. 211–212.
- ^ Мансон 1988 , стр. 72–73.
- ^ Хасснер 2016 , с. 40.
- ^ Рахими 2012 , с. 216.
- ^ Перейти обратно: а б с Агайе 2007 , с. 120.
- ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 30.
- ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , pp. 28–29.
- ^ Korom & Chelkowski 1994 , pp. 155–156.
Ссылки
[ редактировать ]- Агайе, Канзас (2004). Мученики Кербелы: шиитские символы и ритуалы в современном Иране . Вашингтонский университет Press. ISBN 0295984554 .
- Агайе, Канзас (2007). «Страсти Ашуры в шиитском исламе» . В Корнелле, VJ (ред.). Голоса Ислама . Том. 2. Прегер. стр. 111–124. ISBN 978-0275987343 .
- Агайе, Канзас (2013). « Ашура (шиизм)» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23855 . ISBN 9789004252684 .
- Аюб, ММ (1978). Искупительное страдание в исламе: исследование религиозных аспектов Ашуры в двунадесятническом шиизме . Де Грютер. ISBN 9789027979438 .
- Беверли, Дж. А. (2011). «Ашура» . В Гордоне Мелтоне, Дж. (ред.). Религиозные праздники: энциклопедия праздников, фестивалей, торжественных мероприятий и духовных поминовений . АВС-КЛИО. стр. 47–49. ISBN 9781598842050 .
- Бланк, Дж. (2001). Муллы на мэйнфрейме: ислам и современность среди Дауди Бораса . Издательство Чикагского университета. ISBN 9780226056760 .
- Д'Суза, Д. (1998). «Фигура Зайнаба в шиитской религиозной жизни». В Сингхе, Делавэр (ред.). Духовные традиции: основные взгляды на жизнь . Объединенный теологический колледж. стр. 201–225. ISBN 9788172144616 .
- Калмар, Дж. (1987). « Азадари » Энциклопедия Ираника Том. III/2 стр. 100-1 174–177.
- Калмар, Дж. (2004). «Хосайн б. Али II. В популярном шиизме» . Энциклопедия Ираника Том. XII/5 стр. 100-1 498–502.
- Калмар, Дж.; Аллан, JW (1985). « Алам и Аламат » Энциклопедия Ираника Том. я/8 стр. 100-1 785–791.
- Кампо, Дж. Э., изд. (2009). «Хусайния» . Энциклопедия ислама . Факты в файле. стр. 319–321. ISBN 9780816054541 .
- Челковский, П. (1985). «Процессионные представления мусульман-шиитов» . Обзор драмы: TDR . 29/3 (3): 18–30. дои : 10.2307/1145650 . JSTOR 1145650 .
- Челковский, П. (2008). «Нахл» . Энциклопедия Ираника (Интернет-изд.).
- Челковский, П. (2012a). «Тазия» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_7476 . ISBN 9789004161214 .
- Челковский, П. (2012b). «Равда-Хвани» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_6256 . ISBN 9789004161214 .
- Ворона, ДК (2016). «Смерть аль-Хусейна б. Али и ранние шиитские взгляды на имамата». В Кольберге, Э. (ред.). Шиизм . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781351900287 .
- Дабаши, Х. (2011). Шиизм: религия протеста . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674049451 .
- Фахд, Т. (2012). «Нияха» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5932 . ISBN 9789004161214 .
- Фахр-Рохани, MR (2014). «Ашура» . В Морроу, Дж. А. (ред.). Исламские образы и идеи: очерки священного символизма . МакФарланд и компания. стр. 228–250. ISBN 9780786458486 .
- Фласкеруд, И. (2015). «Жгутикование» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_27156 . ISBN 9789004282117 .
- Гордон Мелтон, Дж. (2010). «Ашура». В Гордоне Мелтоне, Дж.; Бауманн, М. (ред.). Религии мира: Всеобъемлющая энциклопедия верований и практик (второе изд.). АВС-КЛИО. стр. 210–212. ISBN 9781598842043 .
- Хайдер, Н. (2014). Шиитский ислам: Введение . Издательство Кембриджского университета. ISBN 9781107031432 .
- Хасснер, RE (2016). Религия на поле боя . Издательство Корнельского университета. ISBN 9780801451072 .
- Хусейн, AJ (2005). «История траура и история траура: эволюция ритуального празднования битвы при Кербеле» . Сравнительные исследования Южной Азии, Африки и Ближнего Востока . 25 (1): 78–88. дои : 10.1215/1089201X-25-1-78 .
- Хайдер, SA (2006). Оживление Кербелы: мученичество в памяти Южной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780195373028 .
- Джафри, SHM (1979). Истоки и раннее развитие шиитского ислама . Лонгман. ISBN 0582780802 .
- Кац, МЗ (2007). Рождение Пророка Мухаммада: преданное благочестие в суннитском исламе . Рутледж. ISBN 9780203962145 .
- Кеннеди, Х. (2016). Пророк и эпоха халифатов: исламский Ближний Восток с шестого по одиннадцатый век (Третье изд.). Рутледж. ISBN 9781138787612 .
- Кором, Ф.Дж.; Челковский, П. (1994). «Общественный процесс и соблюдение Мухаррама в Тринидаде» . Обзор драмы . 38 (2): 150–75. дои : 10.2307/1146338 . JSTOR 1146338 .
- Маделунг, В. (2004). «Хосайн б. Али и. Жизнь и значение в шиизме» . Энциклопедия Ираника . Том. ХII/5. стр. 493–498.
- Момен, М. (1985). Введение в шиитский ислам . Издательство Йельского университета. ISBN 9780300035315 .
- Мансон, Х. (1988). Ислам и революция на Ближнем Востоке . Издательство Йельского университета. ISBN 0300046049 .
- Накаш, Ю. (1993). «Попытка проследить происхождение ритуалов Ашуры » . Die Welt desИсламс : 161–181. JSTOR 1570949 .
- Ньюман, А.Дж. « Ашура » . Британская энциклопедия .
- Осман, Р. (2014). Женские личности в Коране и Сунне: изучение основных источников имамитского шиитского ислама . Рутледж. ISBN 9781315770147 .
- Пирс, М. (2016). Двенадцать непогрешимых людей: имамы и становление шиизма . Издательство Гарвардского университета. ISBN 9780674737075 .
- Пино, Д. (1992). Шииты: ритуалы и народное благочестие в мусульманской общине . Пресса Святого Мартина. ISBN 0312079532 .
- Пино, Д. (2000). «Зайнаб бин Али и место женщин из домохозяйств первых имамов в шиитской религиозной литературе». В Хэмбли, Г. (ред.). Женщины в средневековом исламском мире: власть, покровительство и благочестие . Макмиллан. ISBN 9780333800355 .
- Пино, Д. (2001). «Ритуалы самоумерщвления в шиитской и христианской традициях» . В Кларке, Л. (ред.). Шиитское наследие: очерки классических и современных традиций . Глобальные публикации. стр. 375–388. ISBN 1586840665 .
- Плесснер, М. (2012). «аль-Мухаррам» . В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, В.П. (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_SIM_5426 . ISBN 9789004161214 .
- Рахими, Б. (2012). «История (Сефевидских) ритуалов Мухаррама» . Государство театра и формирование публичной сферы раннего Нового времени в Иране: исследования сефевидских ритуалов Мухаррама, 1590–1641 гг . н.э. Брилл. стр. 199–234. дои : 10.1163/9789004207561_006 . ISBN 9789004209794 .
- Рид, Миннесота (2011). « Ашура (суннизм)» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_23081 . ISBN 9789004203532 .
- Санто, Э. (2013). «За пределами парадигмы Кербелы: переосмысление революции и искупления в двенадцати шиитских траурных ритуалах» . Журнал шиитских исламских исследований . 6 (1): 75–91. дои : 10.1353/isl.2013.0007 .
- Санто, Э. (2018). «Шиитский ислам на практике» . В Вудворде, М.; Люкенс-Булл, Р. (ред.). Справочник по современному исламу и жизни мусульман . Спрингер. стр. 1–15. дои : 10.1007/978-3-319-73653-2_8-2 . ISBN 978-3-319-73653-2 .
- Венсинк, Эй Джей; Марсе, доктор философии. (2012). « » Шхура В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0068 . ISBN 9789004161214 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Агайе, Канзас (2005). Женщины Кербелы: ритуальные представления и символические дискурсы в современном шиитском исламе . Издательство Техасского университета. ISBN 9780292709362 .
- Биман, Вирджиния (2011). Иранские исполнительские традиции . Мазда Пресс. ISBN 9781568592169 .
- Берг, CC (2012). "Пожалуйста " В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0068 . ISBN 9789004161214 .
- Челковский, П. (2010). Вечное исполнение: Тазия и другие шиитские ритуалы . Университет Индианы. ISBN 9781906497514 .
- Челковский П., изд. (1979). Тазия: Ритуал и драма в Иране . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN 9780814713754 .
- Гаффари, Мохаммад Б. (2005). «Стили игры и обучение актеров в Тазие (с Уильямом О. Биманом)». TDR (Обзор драмы) . 49 (4 [T188 Зима] Специальный выпуск: Из Кербелы в Нью-Йорк: Тазия в движении): 48–60. дои : 10.1162/105420405774762943 .
- Хайдер, Н.И. (2016). «аль-Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30572 . ISBN 9789004305762 .
- Малекпур, Дж. (2004). Исламская драма . Рутледж. ISBN 9781135756222 .
- Риджио, MC (1994). «Тазие в изгнании: трансформации в персидской традиции». Сравнительная драма . 28 : 115–140. дои : 10.1353/cdr.1994.0005 .
