Jump to content

Траур по Мухарраму

(Перенаправлено с Тазие )

Траур по Мухарраму
Траурный сбор по Мухарраму в ночь Ашуры в Тегеране , Иран.
Наблюдается Мусульмане-шииты
Некоторые сунниты
Значение Отмечает смерть Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда и третьего шиитского имама.

Траур Мухаррама ( арабский : عزاء محرم , латинизированный : ʿAzāʾ Muḥarram ; персидский : عزاداری محرم , латинизированный : ʿAzadārī-i Muḥarram ) представляет собой набор религиозных ритуалов, соблюдаемых мусульманами-шиитами. в месяц Мухаррам , первый месяц исламского календаря . Эти ежегодные ритуалы посвящены смерти Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда и третьего шиитского имама . Хусейн и его небольшая свита были убиты в битве при Кербеле 10 мухаррама 61 года хиджры (680 г. н. э. ) против армии омейядского халифа Язида I ( годы правления 680–683 ). историки часто изображают Битва последовала за отказом Хусейна присягнуть на верность Язиду, которого мусульманские нечестивым и аморальным. В шиитском исламе Кербела символизирует вечную борьбу между добром и злом, вершину самопожертвования и окончательный саботаж пророческой миссии Мухаммеда. Исторически это событие послужило кристаллизации шиитской общины в отдельную секту и до сих пор остается неотъемлемой частью их религиозной идентичности.

Траур по Кербеле начался с выживших женщин, особенно с сестры Хусейна Зайнаб , и со временем превратился в отдельные ритуалы, которые помогают определить шиитскую идентичность. В настоящее время большинство траурных ритуалов происходит в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых являются шествия в крупных шиитских городах на десятый день, известный как Ашура . Основным компонентом траурных церемоний, которые часто проводятся в специальных зданиях, является чтение повествований о Кербеле, призванное вызвать сочувствие публики и довести ее до слез. На таких собраниях также поются элегии и погребальные песни, когда участники бьют себя в грудь, чтобы разделить боль Хусейна и получить выгоду от его заступничества в Судный день . Иногда практикуются также крайние формы самобичевания, часто сопровождающиеся кровопролитием. Такая практика вызывает большие споры среди шиитов, осуждается многими шиитскими учеными и объявлена ​​​​вне закона в некоторых шиитских общинах. Театральная реконструкция повествований Кербелы — исторически значимый ритуал, встречающийся в основном в Иран .

Происхождение

[ редактировать ]

Мухаррам — первый месяц исламского календаря. [ 1 ] запрещены военные действия и один из четырех священных месяцев, в которые в исламе . [ 2 ] В шиитском исламе десятый день Мухаррама, известный как Ашура , отмечает смерть Хусейна ибн Али , внука исламского пророка Мухаммеда . [ 3 ] Хусейн был убит вместе с большинством своих родственников-мужчин и своей небольшой свитой 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 г. н.э. ) в битве при Кербеле против гораздо более многочисленной армии омейядского халифа Язида ибн Муавии ( годы правления 680–680). 683 ), находившийся на несколько дней в окружении и лишенный питьевой воды из близлежащей реки Евфрат . После битвы женщины и дети в лагере Хусейна были взяты в плен и отправлены в Дамаск Сирии столицу . Битва последовала за неудачными переговорами и отказом Хусейна присягнуть на верность Язиду, которого мусульманские историки часто изображают нечестивым и аморальным. [ 4 ] [ 5 ] [ 6 ] Бой произошел в пустынной земле Кербела , по пути в близлежащую Куфу , жители которой ранее пригласили Хусейна возглавить их против Язида. [ 7 ]

Ритуалы Мухаррам в шиитском исламе

[ редактировать ]

Помимо паломничества к святыне Хусейна , расположенной в Кербеле, Ирак , [ 8 ] Мусульмане-шииты ежегодно отмечают события Кербелы в течение месяцев Мухаррам и Сафар . [ 9 ] следуя прецеденту своих имамов . [ 10 ] Большинство ритуалов происходит в течение первых десяти дней Мухаррама, кульминацией которых являются шествия в крупных шиитских городах на десятый день. [ 10 ] [ 11 ] Основной составляющей ритуальных церемоний ( маджалис , сг. маджлис ) является повествование историй Кербелы ( равза-хвани , кирайя ), [ 12 ] [ 10 ] [ 13 ] и чтение элегий и панихид ( нава , нияха , марсия-хвани ), [ 14 ] [ 15 ] все было призвано вызвать симпатию зрителей и довести их до слез. [ 16 ] [ 17 ] Меджлис как часто проводится в специально отведенном здании или сооружении, известном Хусайния , такия , имамбара или азахана . [ 14 ] [ 18 ]

Самобичевание

[ редактировать ]

Еще одна составляющая траурных собраний — самобичевание участников под ритм кербелских элегий. [ 15 ] Основанный на древних арабских практиках, [ 19 ] [ 20 ] легкие формы самобичевания, удары в лицо и грудь от горя ( латм , сина-зани , матам ), [ 15 ] [ 14 ] [ 21 ] сегодня распространены в траурных ритуалах, [ 22 ] намеревался разделить боль Хусейна. [ 23 ] Нанесение ударов по спине специальными цепями ( занджир-зани ) — еще один безобидный прием. [ 22 ] найден в Иране и Ираке . [ 24 ] [ 25 ] Но существуют и крайние формы самобичевания ( татбир , тик-зани , кама-зани ), при которых участники наносят себе удары, обычно по лбу или спине, ножами, мечами или цепями, к которым прикреплены лезвия бритвы. [ 22 ] Запрещен Ираном и шиитской партией «Хезболла» в Ливане с середины 90-х годов. [ 26 ] инструментальное самобичевание осуждается многими шиитскими священнослужителями, [ 27 ] и эта практика остается часто спорной среди шиитов. [ 14 ]

Страсть играет

[ редактировать ]
Шиитская страстная пьеса ( тазия ) в Иране

Тазия или шабих-хвани — это драматическая реконструкция повествований Кербелы, практикуемая сегодня в Иране, в шиитских общинах западного побережья Персидского залива и в Ливане. [ 28 ] Само арабское « слово тазия является отглагольным существительным от азза ( букв. оплакивать » ) . [ 28 ] Такие пьесы могут ставиться в общественных местах или специальных зданиях, например, в Хусейнии . [ 28 ] Хотя основное внимание уделяется Кербеле, в репертуар тазия также входят пьесы о ранних пророках и современных деятелях. [ 27 ] Однако в Ашуру в таких представлениях всегда воспроизводится «мученичество Хусейна». [ 28 ] После Исламской революции 1978–1979 годов некоторые выступления тазия транслируются по телевидению и спонсируются иранским правительством, чтобы сохранить эту увядающую традицию. [ 29 ] В Ираке сегодня нет широко распространенных тазия . ритуалов [ 27 ] хотя ежегодное представление Ашура в Кербеле воспроизводит сожжение палаток Хусейна после битвы Омейядов и пленение женщин и детей. [ 30 ]

Шествие скорбящих в Иране

Процессии скорбящих ( даста , мавкиб ) ежегодно маршируют по улицам Мухаррама. [ 25 ] особенно в Ашуре, [ 15 ] пение панихид и элегий, [ 31 ] иногда сопровождается самобичеванием. [ 15 ] [ 30 ] Эти процессии обычно начинаются и заканчиваются в местной Хусайнии . [ 31 ] и иногда представляют различные местные гильдии. [ 32 ] В Наджафе , Ирак, скорбящие маршируют накануне Ашуры к святыне Али ибн Аби Талиба , первого шиитского имама, неся декоративные факелы ( машаил ). [ 30 ] Во время марша таваридж в Кербеле скорбящие мужчины, а затем женщины идут босиком к святилищу Хусейна во второй половине дня Ашуры. [ 30 ] В таких процессиях скорбящие часто несут определенные символические предметы, в частности алам ( букв. « флаг » ), который означает знамя Хусейна в Кербеле, которое нес его брат Аббас ибн Али . [ 33 ] [ 34 ] Нахль ( букв. « финиковая пальма » ) — еще один такой символ, который носят в процессии нахль-гардани , обозначающий носилки Хусейна в Кербеле, которые, согласно легенде, были сделаны из финиковых пальм. [ 33 ] [ 35 ] Индийские процессии несут копии гробов или гробниц Хусейна, называемых тазия , которые имеют то же название, что и театральные реконструкции Кербелы в Иране. [ 25 ] [ 36 ] Тазия наконец похоронена или затоплена, причем последнее, вероятно, является результатом индуистского влияния. [ 28 ] [ 37 ] Подобные шествия проходят в Тринидаде в рамках ежегодного празднования Хосай , в котором таджа является местным эквивалентом тазия . [ 37 ]

Нешиитские ритуалы

[ редактировать ]

Убийство внука Мухаммеда и его родственников потрясло тогда всю мусульманскую общину. [ 38 ] [ 6 ] и Кербела с тех пор почитается некоторыми мусульманами- суннитами , например, в Южной Азии . [ 39 ] хотя эти суннитские ритуалы могут отличаться от своих шиитских аналогов. Однако суннитская память о Кербеле в последнее время уменьшилась. [ 40 ] суннитов Ашура является важным праздником в ознаменование разделения Красного моря Моисеем Действительно, для многих других . [ 39 ] Он рассматривается как день благодарения ( шукр ), радостное событие, отмечаемое посредством благочестивых поступков и приемлемых выражений радости. [ 41 ] В странах Магриба , например, сегодня Ашура празднуется посредством поста, раздачи милостыни, почитания умерших, особых блюд, прыжков через костры и карнавалов. [ 42 ] Ритуалы Мухаррама также появляются в суфизме , но в них Кербела представляет собой не столько трагедию, сколько празднование вечной жизни Хусейна и его товарищей, которые уничтожили себя в Божественном своей добровольной смертью. [ 43 ]

Значение

[ редактировать ]

Кербелская парадигма

[ редактировать ]
Демонстрации Ашура против Пехлевидов в Иране, 1978 г.
Некоторые раскритиковали зрелищность траурных шествий. Тот, что нарисован выше, датирован примерно 1850 годом.
Раздача бесплатной еды во время Мухаррама, часто для выполнения религиозных обетов.
Самобичевание мечами в Турции , датировано Ашуром, 1909 г.
Сдача крови в Бахрейне как альтернатива крайнему самобичеванию

В шиитском исламе битва при Кербеле символизирует вечную борьбу между добром и злом, где Хусейн рассматривается как образец благочестия, жертвенности и настойчивости, а Язид олицетворяет несправедливость, тиранию и коррупцию. [ 44 ] [ 45 ] Судьба Хусейна, третьего шиитского имама, рассматривается в шиизме как вершина человеческих страданий и самопожертвования. [ 46 ] зло, совершенное против него, настолько серьезно, что его последствия продолжаются из поколения в поколение, вплоть до эсхатологического восстания Мухаммада аль-Махди , последнего имама двунадесятного шиизма , который, как полагают, находится в оккультизме с 874 года. [ 47 ] Действительно, победа Язида в Кербеле рассматривается в шиизме как окончательный саботаж пророческой миссии Мухаммеда, саботаж, который начался гораздо раньше с назначением Абу Бакра вместо Али ибн Аби Талиба преемником Мухаммеда. [ 48 ] отсюда и поговорка: «Хусейн был убит в день Сакифа » . [ 49 ] [ 48 ] С точки зрения шиитов, предопределенное, но добровольное восстание и жертвоприношение Хусейна, таким образом, сохранили истинный ислам для будущих поколений. [ 50 ] [ 51 ] поскольку он пробудил мусульманскую общину к ее моральной развращенности при Омейядах. [ 52 ] По мнению шиитов, в обмен на свои страдания Хусейн был удостоен божественной прерогативы заступничества в Судный день за тех последователей, которые разделяют его боль. [ 53 ]

Для шиитов траур по Хусейну — это средство воспоминания о его страданиях, акт протеста против угнетения, борьба за Бога ( джихад ) и как таковой акт поклонения. [ 54 ] [ 55 ] Траур по Хусейну как акт поклонения рассматривается как искупительное средство. [ 56 ] [ 57 ] посредством которого шииты ищут искупления своих грехов и грехов всего человечества. [ 58 ] Разделяя его боль, они также надеются получить выгоду от заступничества Хусейна в Судный день. [ 58 ] [ 23 ] Действительно, многочисленные традиции, приписываемые шиитским имамам, считают божественной наградой оплакивание Хусейна, особенно плач по нему. [ 59 ] [ 29 ] С другой стороны, в качестве акта протеста траурные ритуалы сочетаются с вооруженной борьбой, которая часто была невозможна для шиитского меньшинства при репрессивных режимах. [ 60 ] В последнее время ритуалы Мухаррама все чаще приобретают политическое измерение, поскольку проповедники сравнивают нынешних угнетателей с врагами Хусейна в Кербеле. [ 14 ] [ 61 ] Однако, хотя Кербела действительно предоставила шиитам модель праведной борьбы с несправедливостью и угнетением, [ 62 ] этот план не всегда воплощался в жизнь, [ 63 ] поскольку большинство шиитских имамов сами были политическими квиетистами , жившими при репрессивных режимах. [ 64 ] Ритуалы Мухаррама также помогают определить и укрепить шиитскую идентичность. [ 65 ] а парадигма Кербелы остается неотъемлемой частью шиитской исторической памяти, богословского понимания и религиозной идентичности. [ 9 ] Мученичество Хусейна часто связывают с житием Иоанна Крестителя . [ 66 ]

Критика ритуалов Мухаррама

[ редактировать ]

Красочные и эмоциональные шиитские ритуалы Мухаррам осуждаются суннитскими учеными, возможно, из-за суннитского акцента на «пуританском благочестии и трезвости». [ 67 ] В суннитском хадисе , приписываемом Мухаммеду, сообщается, что он сильно оплакивал смерть своего маленького сына Ибрагима, но запрещал скорбящим говорить что-либо, что «раздражало бы Господа». Однако в суннитских источниках существует и другая версия того же хадиса, согласно которой Мухаммад запрещал в случае несчастья повышать голос, калечить лицо или рвать на себе одежду. [ 68 ] Напротив, шиитский имам Али ибн Хусейн Зейн аль-Абидин ( ум. 713 ) известен в шиизме своей интенсивностью своего всю жизнь скорби по поводу Кербелы. [ 69 ] Единственный выживший сын Хусейна, Зейн аль-Абидин, был слишком болен, чтобы участвовать в битве при Кербеле. [ 70 ] Свой многолетний траур он оправдал ссылкой на кораническую историю об Иосифе , в которой описывается, как его отец Иаков оплакивал его отсутствие до такой степени, что потерял зрение. [ 69 ] В любом случае, плач и удары себя по лицу или груди от горя — это древние арабские традиции оплакивания умерших. [ 19 ] [ 20 ] Другие раскритиковали траурные собрания, предполагая, что их ресурсы следует направить на бедных. В свою очередь, сторонники ритуалов Мухаррама утверждают, что кормление бедных является частью культуры Кербелы. [ 71 ] обычно для выполнения религиозных обетов ( надхр ), данных преданными. [ 72 ] Сторонники добавляют, что проявления щедрости чаще встречаются в месяцы траура. [ 71 ]

Крайнее самобичевание

[ редактировать ]

Формы самобичевания, связанные с кровопролитием, часто вызывают споры среди шиитов. [ 14 ] и были осуждены многими шиитскими священнослужителями. [ 27 ] [ 73 ] Участники утверждают, что благодаря таким практикам они испытывают лишь часть боли, причиненной в Кербеле. [ 74 ] [ 75 ] показать свою готовность к самопожертвованию, [ 74 ] [ 65 ] и искупить грехи тех куфанов, которые покинули Хусейна. [ 23 ] Оппоненты отвечают, что членовредительство запрещено в исламе. [ 73 ] [ 76 ] что пролитая кровь делает тело нечистым ( наджис ) для ежедневных молитв , [ 73 ] [ 77 ] и что такая практика создает негативный образ шиизма. [ 30 ] [ 73 ] В отличие от легких форм самобичевания, [ 19 ] [ 20 ] Крайнее самоумерщвление не имеет прецедентов в раннем исламе. [ 78 ] оно также не встречается в Коране. [ 79 ] В свою очередь, сторонники утверждают, что эти действия демонстрируют их любовь к Дому Мухаммеда , что является обязательным для всех мусульман в стихе 42:23 Корана. [ 79 ] Несмотря на критику, шиитское население, по крайней мере в Южной Азии, похоже, не желает предотвращать подобную практику, либо для того, чтобы игнорировать критику суннитов, либо для того, чтобы игнорировать критику суннитов. [ 80 ] или повысить популярную поддержку ритуалов Мухаррам среди шиитов. [ 81 ] В других странах кровавое самобичевание запрещено в Иране и Ливане, где в качестве альтернативы поощряется сдача крови. [ 30 ]

История ритуалов Мухаррама

[ редактировать ]

Омейяды ( годы правления 661–750 )

[ редактировать ]

Поминовение Кербелы началось вскоре после битвы с участием выживших женщин, в том числе сестры Хусейна Зайнаб . [ 82 ] [ 57 ] Находясь в плену в Дамаске, [ 82 ] или позже, когда они посетили Кербелу на обратном пути в Медину из Дамаска, [ 83 ] [ 84 ] скорбящие женщины устроили первое траурное собрание ( маджлис ), на котором они рассказали о трагедии, пролили слезы и били себя по лицам ( латм ). от горя [ 19 ] [ 85 ] Подобные случаи самобичевания с ударами по лицу или груди уже были древней арабской традицией оплакивания умерших. [ 20 ] В течение многих лет Зейн аль-Абидин и его сестра Сакина ( ум. 735 ), возможно, продолжали ежегодно организовывать такие траурные собрания, на которых также звучали кербелские элегии ( нава ). [ 86 ] Альтернативно, первое ежегодное поминовение и первое паломничество можно отнести к Таввабуну . [ 19 ] [ 27 ] то есть те куфаны, которые сожалели о том, что покинули Хусейна в Кербеле: говорят, что они собрались у его могилы в первую годовщину его смерти, где оплакивали его утрату и читали элегии. [ 19 ] Они также пообещали объединиться и восстать против Омейядов, что они и сделали во время так называемого восстания Таввабун 685 года. [ 19 ] Действительно, Кербела объединила зарождающуюся шиитскую общину, [ 87 ] корни которого, вероятно, сформировались еще при жизни исламского пророка Мухаммеда. [ 88 ] После Кербелы эта община кристаллизовалась в отдельную секту, которая считает шиитских имамов , то есть Хусейна и некоторых других потомков Мухаммеда, своими законными религиозными и светскими преемниками. [ 89 ]

Рискуя вызвать гнев Омейядов, поминовение Кербелы продолжалось на таких же небольших и частных собраниях. [ 19 ] [ 90 ] проводятся, например, в домах шиитских имамов, [ 19 ] [ 91 ] который также часто призывал шиитскую общину последовать их примеру. [ 92 ] Точно так же паломничество в Кербелу в этот период оставалось ограниченным и нестабильным. [ 93 ] Имамы также рассматривали поэзию как средство сохранения и распространения идеалов Кербелы. [ 94 ] шиитский имам Джафар Садик ( ум. 765 ) регулярно принимал у себя поэтов, сочинявших и декламировавших Кербела элегии. В частности, говорят, что [ 85 ] Действительно, Омейяды активно работали над стиранием памяти о Кербеле, поскольку письменные отчеты о битве при Кербеле отсутствуют в литературном корпусе этого периода. [ 95 ] Вероятно, в том же духе генерал Омейядов аль-Хаджадж ибн Юсуф ( ок . 714 г. ) объявил Ашуру праздничным государственным праздником. [ 95 ] Тем не менее, гнев против Омейядов Кербелы был частично ответственен за их падение. [ 96 ] [ 45 ]

Аббасиды ( годы правления 750–1258 )

[ редактировать ]

Аббасиды , заявлявшие о своем происхождении от дяди Мухаммеда Аббаса , [ 57 ] заручился поддержкой шиитов для свержения Омейядов, пообещав им лидера из Дома Мухаммеда , которого многие шииты, вероятно, считали Алидом , то есть потомком Мухаммеда через его единственную выжившую дочь Фатиму и зятя Али ибн Аби Талиб , первый шиитский имам. [ 97 ] Таким образом, Кербела активно участвовала в антиомейядской полемике Аббасидов. [ 95 ] [ 86 ] В результате поминовение Кербелы выросло в форме литературных рассказов и паломничеств. [ 95 ] [ 98 ] Подобные паломничества также весьма поощрялись шиитскими имамами, в том числе ас-Садиком. [ 93 ] [ 86 ] В ранний период Аббасидов поминки Кербелы даже проводились публично в мечетях. [ 91 ] Однако после прихода к власти Аббасиды постепенно обратились против шиитов, многие из которых разочаровались в халифах Аббасидов, а не Алидов . [ 97 ] Поскольку шиитские ритуалы Мухаррам продвигали Алидов как законных лидеров, [ 90 ] Аббасиды также стали рассматривать такую ​​практику как политическую угрозу. [ 97 ] [ 90 ] Например, аббасидский халиф аль-Мутаваккиль ( годы правления 847–861 ) разрушил святыню Хусейна и наказал паломников смертью. [ 93 ] [ 90 ] Чтобы предотвратить новую Кербелу, Аббасиды также держали под наблюдением шиитских имамов, а иногда заключали их в тюрьму, пытали или убивали. [ 90 ] [ 99 ]

Буиды ( годы правления 934–1062 )

[ редактировать ]

Первые публичные шествия в Кербеле произошли при Буидах , шиитской династии, правившей частями Ирака и Ирана. [ 57 ] [ 100 ] после распада центрального халифата Аббасидов. [ 101 ] В день Ашуры 963 года, во время правления первого буидского правителя Муизза ад-Даулы ( годы правления 945–967 ), рынки были закрыты в Багдаде , Ирак. [ 102 ] процессии скорбящих шиитов в черных одеждах маршировали по улицам, плача, причитая и ударяя себя по лицам и груди. [ 103 ] Такие шествия спровоцировали жестокие суннитские беспорядки и контрпроцессии, которые включали, например, реконструкцию Верблюжьей битвы 656 года против Али ибн Аби Талиба. [ 103 ] [ 102 ] Траурные шествия также появлялись при Хамданидах в Сирии и Фатимидах в Египте , двух других шиитских государствах. [ 104 ] [ 105 ] Однако в Каире (Египет) смертоносные суннитские беспорядки, очевидно, остановили шиитские шествия во время правления фатимидского халифа аль-Муизза ли-Дина Аллаха ( годы правления 953–975 ). [ 106 ] В Ираке специальные здания для собраний в Кербеле также можно отнести к периоду Буидов. [ 90 ] [ 107 ]

Сефевиды ( годы правления 1576 – ок. 1736 )

[ редактировать ]
Траурные ритуалы в Иране, датированные 1682 годом.

Ритуалы Мухаррама достигли Ирана еще в двенадцатом веке. [ 14 ] [ 108 ] но новая эра началась с династии Сефевидов , [ 109 ] чей основатель Исмаил I ( годы правления 1501–1524 ) ответственен за массовое обращение Ирана в двунадесятный шиизм. Этот переход был встречен относительно небольшим сопротивлением на местном уровне, возможно, из-за популярности суфийских орденов в Иране. [ 110 ] Ритуалы Мухаррама также способствовали распространению шиитского ислама внутри Ирана. [ 103 ] Со временем эти ритуалы стали более сложными в художественном отношении, где шииты свободно выражали свою идентичность без угрозы суннитского большинства. Например, участники открыто осудили ( лан ) первых трёх халифов – Абу Бакра , Умара и Усмана – которые рассматриваются в шиизме как узурпаторы права Али ибн Аби Талиба стать преемником Мухаммеда. [ 111 ] [ 112 ]

В эпоху Сефевидов ежегодные траурные собрания ( маджали ) проводились в первые десять дней Мухаррама в Хусайнии — термин, придуманный в этот период для зданий, посвященных ритуальному трауру. [ 18 ] [ 14 ] На таких собраниях повествования о Кербеле эмоционально пересказывались в ритуале Рауза-хвани , который обязан своим названием книге 1502–1503 годов «Раузат аль-Шухада» , [ 14 ] возможно, самый известный сборник повествований о Кербеле на сегодняшний день. [ 104 ] Позднее от чтения книги отказались, поскольку обученные рассказчики полагались на свои творческие способности, чтобы создать повествования. [ 17 ] Другими известными ритуалами Сефевидов были шествия Мухаррам и самобичевание. [ 27 ] такие как сина-зани (удары в грудь), занджир-зани (удары по спине цепями) и тик-зани или кама-зани (умерщвления себя мечами или ножами). [ 14 ] Крайние акты самобичевания были новой практикой, поскольку в ранних исторических источниках нет свидетельств кровопролития, причиненного самому себе. [ 78 ] Подобные ритуалы, вероятно, зародились в тюркоязычных регионах Кавказа и Азербайджана в Северном Иране. [ 113 ] были введены в шиизм кызылбашами , которые составляли костяк Сефевидской армии и считались гулатами из-за их преувеличенного почитания шиитских имамов. [ 114 ] В свою очередь, крайнее самобичевание, возможно, достигло этих регионов из Европы , где оно практиковалось некоторыми христианами как форма искупления. [ 115 ] [ 116 ]

Важным событием этого периода стало появление театральных представлений повествований Кербелы, известных как тазия или шабих-хвани . [ 14 ] Подобные театральные реконструкции, вероятно, были естественным продолжением словесных инсценировок в рауза-хвани . [ 29 ] и были укоренены в доисламском иранском наследии, таком как эпическая поэма «Айадгар-и Зариран» и легенда о Сияваше , [ 78 ] или, возможно, драматические реконструкции Кербелы были вдохновлены христианскими процессиями Корпус-Кристи . [ 117 ] Во всяком случае, эти выступления пользовались популярностью. [ 106 ] часто спонсируется членами королевской семьи Сефевидов и другими элитами, [ 29 ] и даже присутствовали монархи Сефевидов. [ 118 ] Новый ритуал был также одобрен некоторыми сефевидскими учеными, такими как видный юрист-двунадесятник Маджлиси ( ум. 1699 ) , [ 119 ] в то время как независимые шиитские священнослужители изначально критиковали выступления, отчасти из-за того, что они олицетворяли шиитского имама. [ 106 ] Из Ирана тазия позже достигла Ирака, а затем Ливана, но в первом добилась ограниченного успеха. [ 120 ]

Новое время

[ редактировать ]
Такия Давлат на картине Камаль-ол-Молька , датированной 1892 годом.

В Иране ритуальное осуждение первых трёх халифов было прекращено после Сефевидов. [ 27 ] [ 27 ] Еще в период Каджара ( годы правления 1789–1925 ) иранские ритуалы также распространялись на месяц Сафар из-за празднования Арбаина , который отмечается через сорок дней после смерти Хусейна. [ 27 ] Также в эпоху Каджаров театральная реконструкция Кербелы ( тазия ) достигла своего апогея. [ 29 ] [ 119 ] В столице Каджаров Тегеране самые сложные представления проходили в Такия Давлат, построенном каджарским монархом Насер ад-Дин Шахом ( годы правления 1848–1896 ). [ 27 ]

После этого Тазия ) она стала редкостью в крупных городах в Иране постепенно пришла в упадок, до такой степени, что к 1940-м годам при Пехлеви ( годы правления 1925–1979 . [ 29 ] Помимо появления новых художественных средств, [ 40 ] упадок тазии можно частично объяснить запретами и ограничениями Пехлеви, [ 29 ] в рамках своей программы модернизации Ирана. [ 28 ] Однако модернизация, вероятно, была лишь прикрытием, поскольку пехлеви, вероятно, видели в ритуалах Мухаррама политическую угрозу. [ 121 ] [ 112 ] Действительно, еще во время конституционной революции 1909 года в Иране траурные собрания приобрели политическое измерение, поскольку проповедники сравнивали иранских угнетателей с врагами Хусейна в Кербеле. [ 14 ] [ 61 ] В конце концов, Пехлеви были свергнуты в ходе иранской революции (1978–1979) благодаря постоянным усилиям диссидентов, таких как Али Шариати ( ум. 1977 ), [ 23 ] которые эффективно использовали символы и ритуалы Кербелы против режима. [ 122 ] [ 14 ] Отдавая предпочтение суннитской общине, президент Ирака Саддам Хусейн ( ум. 2006 ) также запретил ритуалы Мухаррама, но они возобновились вскоре после его свержения в 2003 году. [ 123 ] В Саудовской Аравии такие ритуалы были запрещены с тех пор, как Ибн Сауд восстановил ваххабитское правление в стране, хотя запрет время от времени нарушался недовольным шиитским меньшинством, протестующим против того, что они воспринимают как саудовскую дискриминацию. [ 124 ] В Ливане ритуалы Мухаррам имеют иранские корни и сдерживались примерно до середины девятнадцатого века. [ 25 ] Позже символика Кербелы эффективно использовалась там против израильской оккупации (1985–2000 гг.). [ 45 ] [ 125 ] Крайние формы самобичевания также запрещены в Иране и ливанской партии «Хезболла» с середины 90-х годов. [ 26 ]

Южная Азия

[ редактировать ]
Траурный сбор в Аваде, Индия, около 1795 года.

Из Ирака и Ирана ритуалы Мухаррама, такие как Рауза-хвани , [ 17 ] в конечном итоге достигли некоторых частей Южной Азии. Ритуалы, возможно, были введены здесь Тимуром ( ум. 1405 ), основателем империи Тимуридов ( годы правления 1370–1507 ), [ 126 ] [ 127 ] или, возможно, через миграцию некоторых иранских элит в Южную Азию. [ 127 ] Ритуалы Мухаррама были позже подавлены Моголами ( годы правления 1526–1857 ), начиная с шестнадцатого века. [ 127 ] но вновь возник, когда Моголы ослабли в восемнадцатом веке, например, в Аваде под покровительством его шиитского правителя Саадата Али Хана I ( ум. 1739 ). [ 128 ] В частности, шиитские правители Авада спонсировали Мирзу Дабира ( ум. 1875 ) и Мир Аниса ( ум. 1874 ), двух выдающихся авторов кербелских элегий в литературе на урду . [ 128 ] Возможно, также под влиянием Ирака и Ирана, [ 18 ] К концу шестнадцатого века в Южной Азии были построены специальные здания для ритуалов Мухаррама. [ 103 ] известный по-разному как имамбара , имамбарах , азахана , ашурахана и тазияхана . [ 18 ] Эти ритуалы проникли даже в Тринидад, когда в девятнадцатом веке там поселились индийские иммигранты. [ 129 ] Однако под влиянием местных карнавалов ритуалы Мухаррама утратили здесь свой траурный тон. [ 129 ] Это ежегодное празднование Хосай сохранилось до наших дней. [ 130 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Плесснер 2012 .
  2. ^ Фахр-Рохани 2014 , с. 228.
  3. ^ Агайе 2013 .
  4. ^ Момент 1985 , с. 28.
  5. ^ Пино 2000 , с. 70.
  6. ^ Перейти обратно: а б Агайе 2007 , стр. 117.
  7. ^ Маделунг 2004 .
  8. ^ Санто 2018 , с. 14.
  9. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 9.
  10. ^ Перейти обратно: а б с Осман 2014 , с. 133.
  11. ^ Момент 1985 , с. 240.
  12. ^ Д'Суза 1998 .
  13. ^ Беверли 2011 , с. 48.
  14. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Калмар, 1987 год .
  15. ^ Перейти обратно: а б с д и Хуссейн 2005 , с. 79.
  16. ^ Пино 2000 , с. 77.
  17. ^ Перейти обратно: а б с Челковский 2012б .
  18. ^ Перейти обратно: а б с д Кампо 2009 , с. 320.
  19. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Хуссейн 2005 , с. 81.
  20. ^ Перейти обратно: а б с д Накаш 1993 , с. 169.
  21. ^ Пино 1992 , с. 99.
  22. ^ Перейти обратно: а б с Бутылочное стекло 2015г .
  23. ^ Перейти обратно: а б с д Мансон 1988 , с. 24.
  24. ^ Хусейн 2005 , с. 80.
  25. ^ Перейти обратно: а б с д Chelkowski 1985 , p. 27.
  26. ^ Перейти обратно: а б Санто 2013 , с. 75.
  27. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Калмард 2004 .
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Челковский 2012а .
  29. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Агайе 2004 , с. 13.
  30. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Санто 2018 , с. 12.
  31. ^ Перейти обратно: а б Аюб 1978 , с. 154.
  32. ^ Аюб 1978 , с. 156.
  33. ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , p. 24.
  34. ^ Калмард и Аллан 1985 .
  35. ^ Челковский 2008 .
  36. ^ Korom & Chelkowski 1994 , pp. 152.
  37. ^ Перейти обратно: а б Korom & Chelkowski 1994 , pp. 154–155.
  38. ^ Кампо 2009 , с. 319.
  39. ^ Перейти обратно: а б Рид 2011 .
  40. ^ Перейти обратно: а б Агайе 2004 , с. 14.
  41. ^ Кац 2007 , стр. 64, 110.
  42. ^ Венсинк и Марсе, 2012 .
  43. ^ Хайдер 2006 , с. 10.
  44. ^ Агайе 2004 , с. 9.
  45. ^ Перейти обратно: а б с Агайе 2007 , с. 112.
  46. ^ Chelkowski 1985 , p. 19.
  47. ^ Пино 1992 , с. 56.
  48. ^ Перейти обратно: а б Ворона 2016 .
  49. ^ Аюб 1978 , с. 93.
  50. ^ Накаш 1993 , с. 162.
  51. ^ Аюб 1978 , стр. 97, 123, 142.
  52. ^ Пино 2001 , с. 375.
  53. ^ Аюб 1978 , стр. 197, 207.
  54. ^ Аюб 1978 , стр. 142–143.
  55. ^ Накаш 1993 , с. 165.
  56. ^ Аюб 1978 , с. 142.
  57. ^ Перейти обратно: а б с д Агайе 2004 , с. 10.
  58. ^ Перейти обратно: а б Бланк 2001 , с. 84.
  59. ^ Аюб 1978 , стр. 141–147.
  60. ^ Аюб 1978 , с. 143.
  61. ^ Перейти обратно: а б Мансон 1988 , с. 25.
  62. ^ Агайе 2007 , с. 116.
  63. ^ Мансон 1988 , стр. 25–26.
  64. ^ Дабаши 2011 , стр. 62–63.
  65. ^ Перейти обратно: а б Пино 1992 , с. 103.
  66. ^ Талмон-Хеллер, Даниэлла; Кедар, Бенджамин; Райтер, Ицхак (январь 2016 г.). «Превратности святого места: строительство, разрушение и поминовение Мешхеда Хусейна в Аскалоне» (PDF) . Дер Ислам . 93 : 11–13, 28–34. дои : 10.1515/ислам-2016-0008 . Архивировано из оригинала 12 мая 2020 года.
  67. ^ Мансон 1988 , с. 35.
  68. ^ Фахд 2012 .
  69. ^ Перейти обратно: а б Аюб 1978 , стр. 143–144.
  70. ^ Момент 1985 , с. 35.
  71. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 56.
  72. ^ Санто 2018 , с. 11.
  73. ^ Перейти обратно: а б с д Хайдер 2006 , с. 52.
  74. ^ Перейти обратно: а б Агайе 2007 , стр. 121–122.
  75. ^ Хайдер 2006 , с. 54.
  76. ^ Хусейн 2005 , стр. 86–87.
  77. ^ Пино 1992 , стр. 107–108.
  78. ^ Перейти обратно: а б с Хуссейн 2005 , с. 86.
  79. ^ Перейти обратно: а б Пино 1992 , с. 101.
  80. ^ Пино 1992 , с. 108.
  81. ^ Хусейн 2005 , с. 87.
  82. ^ Перейти обратно: а б Гордон Мелтон 2010 , с. 210.
  83. ^ Хусейн 2005 , стр. 80–81.
  84. ^ Аюб 1978 , стр. 151–152.
  85. ^ Перейти обратно: а б Фахр-Рохани 2014 , с. 233 .
  86. ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2014 , с. 74.
  87. ^ Хайдер 2014 , с. 70.
  88. ^ Джафри 1979 , с. 22.
  89. ^ Кеннеди 2016 , с. 77.
  90. ^ Перейти обратно: а б с д и ж Хайдер 2006 , с. 20.
  91. ^ Перейти обратно: а б Накаш 1993 , с. 163.
  92. ^ Рахими 2012 , с. 205.
  93. ^ Перейти обратно: а б с Накаш 1993 , с. 167.
  94. ^ Накаш 1993 , с. 166.
  95. ^ Перейти обратно: а б с д Хуссейн 2005 , с. 82.
  96. ^ Санто 2018 , с. 3.
  97. ^ Перейти обратно: а б с Хайдер 2014 , с. 90.
  98. ^ Аюб 1978 , с. 153.
  99. ^ Пирс 2016 , с. 44.
  100. ^ Агайе 2007 , с. 118.
  101. ^ Дабаши 2011 , с. 111.
  102. ^ Перейти обратно: а б Хуссейн 2005 , с. 84.
  103. ^ Перейти обратно: а б с д Chelkowski 1985 , p. 20.
  104. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 21.
  105. ^ Калмард 2004 , с. 163.
  106. ^ Перейти обратно: а б с Хуссейн 2005 , с. 85.
  107. ^ Накаш 1993 .
  108. ^ Рахими 2012 , с. 210.
  109. ^ Агайе 2004 , стр. 11–12.
  110. ^ Момент 1985 , стр. 107–109.
  111. ^ Агайе 2004 , стр. 12.
  112. ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , p. 22.
  113. ^ Накаш 1993 , с. 174.
  114. ^ Накаш 1993 , с. 177.
  115. ^ Накаш 1993 , с. 178.
  116. ^ Пино 2001 , стр. 376–377.
  117. ^ Накаш 1993 , с. 170.
  118. ^ Рахими 2012 , с. 200.
  119. ^ Перейти обратно: а б Накаш 1993 , с. 171.
  120. ^ Накаш 1993 , с. 173.
  121. ^ Гордон Мелтон 2010 , с. 211.
  122. ^ Агайе 2007 , с. 119.
  123. ^ Гордон Мелтон 2010 , стр. 211–212.
  124. ^ Мансон 1988 , стр. 72–73.
  125. ^ Хасснер 2016 , с. 40.
  126. ^ Рахими 2012 , с. 216.
  127. ^ Перейти обратно: а б с Агайе 2007 , с. 120.
  128. ^ Перейти обратно: а б Хайдер 2006 , с. 30.
  129. ^ Перейти обратно: а б Chelkowski 1985 , pp. 28–29.
  130. ^ Korom & Chelkowski 1994 , pp. 155–156.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Агайе, Канзас (2005). Женщины Кербелы: ритуальные представления и символические дискурсы в современном шиитском исламе . Издательство Техасского университета. ISBN  9780292709362 .
  • Биман, Вирджиния (2011). Иранские исполнительские традиции . Мазда Пресс. ISBN  9781568592169 .
  • Берг, CC (2012). "Пожалуйста " В Бирмане, П.; Бьянкис, Т.; Босворт, CE; ван Донзель, Э.; Генрихс, WP (ред.). Энциклопедия ислама (второе изд.). дои : 10.1163/1573-3912_islam_COM_0068 . ISBN  9789004161214 .
  • Челковский, П. (2010). Вечное исполнение: Тазия и другие шиитские ритуалы . Университет Индианы. ISBN  9781906497514 .
  • Челковский П., изд. (1979). Тазия: Ритуал и драма в Иране . Издательство Нью-Йоркского университета. ISBN  9780814713754 .
  • Гаффари, Мохаммад Б. (2005). «Стили игры и обучение актеров в Тазие (с Уильямом О. Биманом)». TDR (Обзор драмы) . 49 (4 [T188 Зима] Специальный выпуск: Из Кербелы в Нью-Йорк: Тазия в движении): 48–60. дои : 10.1162/105420405774762943 .
  • Хайдер, Н.И. (2016). «аль-Хусейн б. Али б. Аби Талиб» . Во Флите, К.; Кремер, Г.; Матринг, Д.; Навас, Дж.; Стюарт, диджей (ред.). Энциклопедия ислама (Третье изд.). дои : 10.1163/1573-3912_ei3_COM_30572 . ISBN  9789004305762 .
  • Малекпур, Дж. (2004). Исламская драма . Рутледж. ISBN  9781135756222 .
  • Риджио, MC (1994). «Тазие в изгнании: трансформации в персидской традиции». Сравнительная драма . 28 : 115–140. дои : 10.1353/cdr.1994.0005 .


Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: cba6273289e757b9bea9d2edcc01d6a6__1724466660
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/cb/a6/cba6273289e757b9bea9d2edcc01d6a6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mourning of Muharram - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)