Масса (Бернштейн)
МАССА | |
---|---|
Театральная пьеса для певцов, артистов и танцоров | |
Музыкальный театр Леонарда Бернстайна | |
Повод | открытие Центра исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди |
Текст |
|
Язык |
|
Продолжительность | около 2 часов |
Движения | 32 |
Подсчет очков |
|
Премьера | |
Дата | 8 сентября 1971 г. |
Расположение | Кеннеди-центр , Вашингтон, округ Колумбия |
Дирижер | Морис Пересс |
Месса (формально: МАССА: Театральная пьеса для певцов, актеров и танцоров ) — музыкально-театральное произведение, написанное Леонардом Бернстайном с текстом Бернштейна и дополнительным текстом и стихами Стивена Шварца . Премьера спектакля по заказу Жаклин Кеннеди состоялась 8 сентября 1971 года под управлением Мориса Пересса и хореографии Элвина Эйли . [ 1 ] В постановке использовались костюмы Фрэнка Томпсона . [ 1 ] Спектакль прошел в рамках открытия Центра исполнительских искусств Джона Ф. Кеннеди в Вашингтоне, округ Колумбия. [ 2 ] Массовая премьера состоялась в Европе в 1973 году, когда Джон Мосери дирижировал Йельским симфоническим оркестром в Вене. [ 3 ]
Работа основана на Тридентской мессе католической церкви . Литургические отрывки поются в основном на латыни , хотя в «Sanctus» есть отрывки на иврите. Месса также включает дополнительные тексты на английском языке, написанные Бернштейном, Стивеном Шварцем , [ 4 ] и Пол Саймон (написавший первое четверостишие из тропа «Половина народа»). Произведение предназначено для театральной постановки, но оно исполнялось и в стандартной концертной обстановке.
Первоначальная критическая реакция, включая обзор в The New York Times , была в основном негативной. [ 1 ] но на Columbia Records имела отличные продажи. запись этого произведения [ 5 ]
Бытие
[ редактировать ]Концепция мессы возникла из трех источников: опыта Бернштейна дирижирования на Роберта Ф. Кеннеди в похоронах 1968 году в соборе Святого Патрика на Манхэттене ; двухсотлетие Бетховена в 1970 году в Вене ; и небольшую пьесу «Простая песня», которую он написал для фильма Франко Дзеффирелли 1972 года «Брат Солнце, сестра Луна» , прежде чем уйти из этого проекта после трех месяцев, в течение которых он работал с Леонардом Коэном . [ 6 ] [ 7 ] [ 8 ]
Полу Саймону также предлагали музыку и тексты песен для Brother Sun, Sister Moon , но он тоже отказался. [ 9 ] Однако катрен, который он написал во время рассмотрения заказа, позже был представлен Бернштейну для использования в его мессе . [ 10 ]
Состав персонажей
[ редактировать ]Первоначальный состав состоял из священника, трех хоров и алтарников. В яме выступал полный классический оркестр, а на сцене музыканты, в том числе рок-группа и марширующий оркестр выступали и общались .
- Священник – Центральный персонаж произведения, католический священник , проводящий мессу .
- Формальный хор – смешанный хор ( SSAATTBB ) на хорах за кулисами, который поет латинские части мессы .
- Хор мальчиков - детский хор (SSAA), который выступает на сцене и за ее пределами несколько раз, выступая один, в антифоне или совместно с формальным хором и уличными певцами.
- Уличные певцы – за кулисами и часто выступают вокруг празднующего и сценических инструменталистов, широкой группы певцов женского и мужского пола, представляющих прихожан (а иногда и музыкантов), которые по-разному участвуют в молитвах мессы или поочередно противостоят этим молитвам в современный контекст.
- Аколиты – помощники священнослужителя, которые исполняют танцы и помогают алтарю во время мессы .
Краткое содержание
[ редактировать ]Произведение начинается с заранее записанной четырехчастной противоположной музыки вокальных солистов и ударных. Возникающую какофонию прерывает игра на гитаре и пение Знаменитого «Простой песни».
Несмотря на первоначальный широкий эклектизм (напоминающий крутой джаз , марширующие оркестры , музыку мира , лютеранский хорал и классический модернизм), все исполнители находятся в явной гармонии и согласии. Однако во время мессы уличный хор начинает выражать сомнения и подозрения относительно необходимости Бога в их жизни и роли мессы. Уличный хор поет латинские тексты, пока не достигает строки, которую они скручивают в жалоба или корыстное хвастовство; т.е. «dona nobispacem» (англ. «подари нам мир») превращается в уличный хор: «Дайте нам мир СЕЙЧАС!» Таким образом, Бернштейн переплетает и противопоставляет социальные комментарии и молитву.
Горечь и гнев уличного хора продолжают расти и делают каждую последующую медитацию более жесткой. В эмоциональном кульминации пьесы нарастающая какофония жалоб хора наконец прерывает возвышение Тела и Крови ( пресуществлённых хлеба и вина). Священник в яростной ярости швыряет освященное воинство , помещенное в богато украшенную крестообразную дароносицу , и чашу, разбивая их об пол. Во время этого кощунства остальные участники актерского состава падают на землю, как будто мертвые, в то время как Празднующий поет соло. Это соло сочетает в себе неверие хора с его собственным кризисом веры. Он чувствует себя утомленным и задается вопросом, куда делась сила его первоначальной веры. В конце песни он тоже падает.
Снова начинается птичье (Святой Дух) соло a capella (теперь уже на флейте, а не на гобое), носящееся то тут, то там из разных динамиков в зале, наконец «приземляясь» на одну чистую ноту. Служитель алтаря, отсутствовавший во время конфликта, затем снова поет гимн хвалы Богу: «Пойте Богу простую песнь». [ 11 ] Это восстанавливает веру трех хоров, которые один за другим присоединяются к алтарнику в его хвалебном гимне. Они говорят Праздникующему «Pax tecum» (Мир с вами) и заканчивают гимном с просьбой о Божьем благословении. Последние слова пьесы: «Месса окончена, идите с миром».
Движения
[ редактировать ]Ход работы следующий. [ 12 ]
- Богослужения перед Мессой
- Антифон : Кирие Элисон
- Гимн и Псалом: «Простая песня».
- Ответчик : Аллилуия
- Первое вступление ( Рондо )
- Предварительные молитвы
- Триждытройной канон: Господь с тобою
- Второй вход
- Во имя Отца
- Молитва за собрание (хорал: «Всемогущий Отец»)
- Крещение
- Признание
- признаюсь
- Троп: «Я не знаю»
- Троп: «Легко».
- Медитация № 1
- Глория
- Слава тебе
- Слава в вышних
- Троп: «Половина народа».
- Троп: «Спасибо»
- Медитация № 2
- Послание: «Слово Господне»
- Евангелие-проповедь: «Бог сказал»
- Я считаю
- Я верю в единого Бога
- Троп: «Нон Кредо».
- Троп: «Спешите».
- Троп: «Мир без конца».
- Троп: «Я верю в Бога»
- Медитация №. 3 (О глубинах, часть 1)
- Оффертория (De profundis, часть 2)
- Молитва Господня
- Наш Отец...
- Троп: «Я продолжаю»
Инструментарий
[ редактировать ]Бернштейн написал мессу для большого оркестра и хора , а также включил на сцену группы (уличных музыкантов). Бернштейн разделил оркестр на две части: струнные , клавишные и часть перкуссии находятся в яме ; в то время как на сцене звучат деревянные духовые , медные духовые , гитары , синтезаторы и другие перкуссии. Инструментарий следующий:
Pit orchestra
[ редактировать ]
Ударные (минимум 4–5 игроков)
|
|
|
Сценические группы
[ редактировать ]Сценический оркестр :
Деревянные духовые инструменты
|
Ударные (2 игрока)
|
|
Бернштейн сделал примечание, что музыканты сценического оркестра должны быть одеты в мантии и выступать в роли актеров. Бернштейн также зашел так далеко, что включил сноску о том, что басист и клавишник блюз-группы, а также клавишник, басист и барабанщик рок-группы должны быть наняты в качестве перкуссионистов в сценический оркестр для второй части.
Уличные музыканты :
- Ударные инструменты: 3 стальных барабана , клавы, бутылки, бубен, тыквы и консервные банки.
- Голос: не менее 45 певцов (из этой группы задействовано 20–30 солистов)
В своих инструкциях Бернштейн указывал, что на ударных инструментах должны играть представители уличных музыкантов.
Предупреждение ФБР
[ редактировать ]Федеральное бюро расследований сохранило досье на Бернштейна из-за его левых взглядов. Летом 1971 года Бюро предупредило Белый дом , что латинский текст мессы может содержать антивоенные послания, что могло бы поставить в замешательство президента Никсона, если бы он присутствовал на премьере и вежливо аплодировал. [ 13 ] Слухи о таком заговоре Бернштейна просочились в прессу. По словам Гордона Лидди , советник Белого дома Джон Дин заявил, что работа была «определенно антивоенной, направленной против истеблишмента и т. д.». [ 14 ] На самом деле Никсон не присутствовал на премьере; Никсон описал это решение в прессе как акт вежливости по отношению к Жаклин Кеннеди Онассис, поскольку он чувствовал, что официальное открытие «действительно должно быть ее вечером». [ 15 ]
Премьера
[ редактировать ]Этот раздел пуст. Вы можете помочь, добавив к нему . ( сентябрь 2023 г. ) |
Другие важные выступления
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( сентябрь 2023 г. ) |
Большая часть первоначального состава воссоединилась в постановке Метрополитен-опера в Нью-Йорке в июле 1972 года.
Европейская премьера мессы состоялась в июле 1973 года в венском Концертхаусе с участием студентов Йельского университета , хора из Вены и Йельского симфонического оркестра под управлением Джона Мосери . Мосери, протеже композитора, который учился в Тэнглвуде , был тогда преподавателем в Йельском университете и директором студенческого оркестра. Он дирижировал произведением в Йельском университете осенью 1972 года, когда композитор решил вывезти актерский состав и оркестр за границу. Компания Amberson Enterprises Бернштейна спонсировала постановку, в которой использовались артисты-любители из-за ограничений профсоюза на вывоз актеров Центра Кеннеди за границу. Майкл Хьюм, сын The Washington Post музыкального критика Пола Хьюма Роль Празднующего исполнил . Тед Либби, позже музыкальный критик The New York Times и The Washington Post , был членом Street Chorus, как и телевизионный актер Роберт Пикардо .
Постановка Йеля/Вены была снята для телевидения австрийской системой вещания ORF под руководством Брайана Ларджа , известного продюсера фильмов с живой музыкой. На сегодняшний день эта постановка не была выпущена на видео, хотя она несколько раз транслировалась в США по каналу PBS в сериале «Театр в Америке». Продюсеры биографии канала PBS « Леонард Бернстайн: Достижение записки» использовали отрывки из фильма, поскольку других кадров в высоком качестве найти не удалось. Дизайн, направление и характер постановки напоминают 1960-е и 1970-е годы, когда Godspell , Hair и Иисус Христос-суперзвезда использовали схожие анархические стили, чтобы представить на сцене темы контркультуры.
11 и 12 марта 1974 года полноценная постановка мессы была представлена в Атлантическом университете Флориды в Бока-Ратон, Флорида. [ 16 ] В этом премьерном спектакле во Флориде под руководством Ричарда Райта Роберт Терри Уидден сыграл Празднователя в хореографии Шэрон Брукс.
Первое британское выступление было поставлено в Театре Ковентри 16 мая 1976 года Университетом Уорика с Симфоническим оркестром города Бирмингема , Камерным хором и хором Университета Уорика, Хором мальчиков Саутенда, Лондонским хоралом, танцевальной труппой Cycles, Кэмероном. (поп-группа), дирижер Рой Уэльс , Роберт Карпентер Тернер в роли празднующего и продюсер Клайв Баркер. Рой Уэльс получил разрешение непосредственно от Леонарда Бернстайна на постановку этой британской премьеры в ноябре 1974 года после визита Бернштейна в Уорикский университет в октябре 1974 года, когда Рой Уэльс дирижировал исполнением Чичестерских псалмов в его присутствии. Уэльс дирижировал первым лондонским исполнением Чичестерских псалмов 10 июня 1966 года в Герцогском зале Королевской музыкальной академии . На следующий вечер за исполнением мессы в Ковентри последовало первое лондонское представление в Королевском Альберт-Холле 17 мая 1976 года, о котором в Financial Times написали Пол Гриффитс и Уильям Манн. в The Times от 18 мая 1976 года.
Большинство отзывов о премьере в Королевском Альберт-холле были неоднозначными, но спектакль получил широкую оценку. В Financial Times Гриффитс писал: «Учитывая такой скудный материал, это выступление было почти чудом пресуществления. Игра Симфонического оркестра города Бирмингема была полной, смелой и энергичной, как и пение Уорикского университета. Хор, к которому присоединился превосходный хор мальчиков Саутенда Рой Уэльс, явно исключительно хорошо подготовил свои силы».
В 1981 году Центр Кеннеди организовал постановку, посвященную десятой годовщине, под руководством Тома О'Хоргана и дирижера Джона Мосери, которая транслировалась 19 сентября 1981 года («Прямой эфир из Центра Кеннеди»). [ 17 ]
был поставлен спектакль В 1982 году в берлинском Deutschlandhalle под управлением протеже Бернштейна Дэвида Чарльза Абелла , режиссера Вольфганга Вебера и хореографии Уильяма Милье.
Через десять лет после постановки британской премьеры Рой Уэльс дирижировал австралийской премьерой 11 апреля 1986 года в Центре исполнительских искусств Квинсленда . Спектакли в исполнении Брисбенского филармонического оркестра , Брисбенского хорала, певцов консерватории Квинсленда и Джонатана Уэлча в роли празднующего в постановке Джузеппе Сорбелло и хореографии танцевального художника Рут Габриэль получили признание критиков.
В 2000 году месса была поставлена и исполнена в Ватикане в рамках празднования юбилея Римско-католической церкви 2000 года. Папа Павел Иоанн II присутствовал на этом специальном мероприятии.
19 ноября 2002 года Коллегиальный хорал и оркестр Святого Луки поставили постановку в Нью-Йорке под управлением Роберта Басса . Празднующего сыграл Дуглас Вебстер, а Мальчика-сопрано спел Джеймс Бернетт Даннер. Среди солистов были Джеффри Блейсделл, Питер Бучи, Чарис Флиерманс, Д. Майкл Хит, Ян Хорват, Андре МакКормик, Уоррен Мур, Аника Нони Роуз, Лиз Квелер и Лори Ривера. В своей статье в «Нью-Йорк Таймс» Энтони Томмазини написал: «Оглядываясь назад, трудно понять, какую враждебность вызвала эта работа . убийца больше не кажется таким папой». Некоторые моменты он похвалил, но упрекнул в том, что другие звучат как «срочная работа». Он похвалил выступление и заключил: «Во многих отношениях месса - это настоящий беспорядок, но он дошел до этого бэби-бумера. Вот дядя Ленни пытается во всем этом разобраться. Надо любить этого парня». [ 18 ]
Университет Иллинойса в Урбана-Шампейн представил гала-постановку мессы в Центре исполнительских искусств Краннерта с участием студентов-исполнителей театрального и танцевального факультетов и Музыкальной школы в октябре 2006 года в честь Колледжа изящных и прикладных искусств. '75-летие. Рикардо Эррера спел партию Празднующего; Спектакль поставил Джеймс Загер, хореографию поставил Джон Дэйгер, дирижировал Эдуардо Диасмуньос . Честер Алвес и Фред Столцфус подготовили припев. [ 19 ]
40-летие
[ редактировать ]В 2011 году состоялось несколько представлений мессы, посвященных 40-летию ее премьеры в 1971 году. Среди них была постановка, представленная Концертным хором Анкориджа, Детским хором Аляски и Театром танца Аляски в концертном зале Этвуд 18 и 20 марта в Анкоридже, Аляска. и Университета Колорадо в Боулдере в концертном зале Бетчера (Денвер) 26 апреля. Полноценная постановка была представлена в Центре исполнительских искусств Бенджамина и Мэриан Шустер в Дейтоне, штат Огайо, 13 и 14 мая с участием Дейтонского филармонического оркестра . под управлением Нила Гиттлмана и актеров, певцов и танцоров из Государственного университета Райта , под руководством Грега Хеллемса, хореография Джины Вальтер, музыкальное руководство Хэнка Дальмана, а также детский хор Кеттеринга с участием Джона Райта в роли празднующего, и продюсер У. Стюарт Макдауэлл. [ 20 ]
BBC исполнила мессу в рамках музыкального фестиваля Proms 2012 года в Королевском Альберт-Холле . В роли празднующего выступил Мортен Фрэнк Ларсен, Национальный оркестр Уэльса BBC , Национальный хор Уэльса BBC и Национальный молодежный хор Уэльса.
Месса была исполнена 9 и 10 марта 2012 года в Фестивальном театре Аделаиды во время Фестиваля искусств Аделаиды 2012 года под управлением Кристьяна Ярви . Празднующим стал Джубилант Сайкс , выступавший с Симфоническим оркестром Аделаиды , Абсолютным трио, а также хором и детским хором Фестиваля Аделаиды. Среди солистов были Джеймс Эгглстоун, Кэролин Ферри, Лия Флэнаган , Адам Гудберн, Лейн Хинчклифф, Дэвид Линн, Ник Лок, Бо Дэниел Лумо, Саманта Мак, Либби О'Донован, Марк Оутс, Кирсти-Энн Робертс, Гэри Роули, Даниэль Руджеро, Салли. -Энн Рассел и Джеймс Скотт. Режиссером был Энди Пакер, а руководителем хора - Карл Кроссин . Очень положительный отзыв в Limelight. журнале [ 21 ] охарактеризовал постановку как «смелую постановку смелого произведения, которое не уклоняется от разоблачения противоречий и лицемерия жизни с религией или без нее». В рекламе фестиваля это выступление было описано как «австралийская премьера». [ 22 ] но на самом деле было проведено несколько более ранних австралийских выступлений: в Сиднее в 1987 году Музыкальная консерватория штата Новый Южный Уэльс с Питером Казенсом в роли празднующего под управлением Рональда Смарта, в Брисбене в 1986 году Брисбенский хорал, [ 23 ] в Мельбурне в 1989 году Государственным оркестром Виктории , [ 24 ] и в Аделаиде на 52-м Межвузовском хоровом фестивале в 2001 году. [ 25 ] [ 26 ]
Филадельфийский оркестр представил инсценированную версию мессы в Центре исполнительских искусств Киммеля с 30 апреля по 3 мая 2015 года. [ 27 ] Янник Незе-Сеген дирижировал, а Кевин Вортманн исполнял роль Празднующего. [ 28 ] Спектакль был записан Deutsche Grammophon и выпущен в 2018 году в рамках празднования столетия Бернштейна. Музыкальная консерватория в Сиднее снова провела мессу в Сиднейском оперном театре с Кристофером Хиллером в роли празднующего и Эдуардо Диасмуносом, дирижирующим в рамках празднования столетия консерватории.
13, 14 и 15 ноября 2015 года полноценная постановка мессы была исполнена отделениями оперы, оркестра и хора Музыкальной школы Блэра при Университете Вандербильта со Стивеном Фиском в роли ведущего. [ 29 ] Постановкой руководила Гейл Шэй, хором руководил Такер Биддлкомб, дирижером был Робин Фонтейн.
В феврале 2018 года филармония Лос-Анджелеса поставила мессу в Концертном зале Уолта Диснея под руководством Эльханы Пулитцера Бернштейна к столетнему юбилею . [ 30 ] Затем постановка была возобновлена в Линкольн-центре на фестивале «В основном Моцарта» в июле 2018 года . [ 31 ]
6 и 7 апреля 2018 года в Королевском фестивальном зале в Лондоне Марин Олсоп дирижировала Массовым оркестром, в состав которого вошли молодые музыканты из Чинеке! Младший оркестр и Национальный молодежный оркестр Великобритании, а также обладатель премии «Тони» Пауло Сот в исполнении мессы Бернштейна . Исполнители: Национальный молодежный оркестр Великобритании, Чинеке! Младший оркестр, Марин Олсоп (дирижер), Пауло Сот (праздник), Майя Гривз (тройной), Фредди Джемисон (тройной), Лео Джемисон (тройной), Voicelab, Консерватория музыки и танца Тринити Лабан, Детская музыкальная группа Финчли, Средняя школа Avanti House (Харроу), Миллениум исполнительских искусств, Школа исполнительских искусств Тринг Парк, Уличная опера, Тканое золото, Хор без имени, Дрожжевая культура (визуальные эффекты), Технологическая школа Лилиан Бэйлис (иллюстрации).
28 июля 2018 года Mass дебютировали на профессиональном уровне в Чикаго на фестивале Ravinia Festival в Хайленд-Парке, штат Иллинойс. Постановка стала частью фестивальной данью памяти Бернштейну, посвященной столетнему юбилею композитора. Марин Олсоп дирижировала Чикагским симфоническим оркестром во время его дебютного исполнения произведения. Пауло Сот повторил свою роль ведущего спектакля. Среди других исполнителей были Детский хор Чикаго , Vocality и марширующий оркестр средней школы Хайленд-Парк . Креативным директором постановки был Кевин Ньюбери. 20 июля 2019 года на бис выступили многие из тех же исполнителей и членов творческого коллектива. Выступление на бис было снято для PBS сериала «Великие выступления» . Эпизод впервые вышел в эфир 16 мая 2020 года. [ 32 ] [ 33 ] [ 34 ]
6, 7, 8 и 9 декабря 2018 года Школа музыки и танца Государственного университета Сан-Диего и Школа театра, телевидения и кино провели постановку мессы с участием исполнителей оркестра, хоров, джазового отделения, Марширующих ацтеков. и программа магистра искусств в области музыкального театра с Андре Уордом в качестве ведущего. Постановку вел Майкл Гердес.
10 и 12 мая 2019 года Школа музыки и танца Государственного университета Сан-Хосе представила постановку мессы в Театральном центре Хаммер в центре Сан-Хосе, Калифорния. Фред Коэн, дирижер; Сандра Бенгочеа, режиссер.
15, 17, 18 сентября 2022 года, в качестве заключительного мероприятия празднования 50-летия Центра Кеннеди, Месса вернулась через 51 год после мировой премьеры на гала-концерте открытия Центра в 1971 году. В выступлениях под руководством Элисон Мориц и хореографии Хоуп Бойкин в выступлении приняли участие Национальный симфонический оркестр под управлением Джеймса Гаффигана и лауреат премии Мэриан Андерсон 2020 года Уилл Ливерман в роли празднующего.
Записи
[ редактировать ]- 1971: Алан Титус (праздник), хор Нормана Скрибнера, хор мальчиков Беркшира, студийный оркестр, Леонард Бернштейн (дирижер) - Columbia Records
- 2004: Джерри Хэдли (Celebrant), Rundfunkchor Berlin, Хор Берлинского собора, Немецкий симфонический оркестр Берлина , Тихоокеанский ансамбль Моцарта, Кент Нагано (дирижер) - Harmonia Mundi (версия 2004 года номинирована на Грэмми)
- 2008: Рэндалл Скарлата (Целебрант), Тельцер Кнабенчор , Chorus Sine Nomine, Tonkunstler Orchestra, Кристьян Ярви (дирижер) - Чандос
- 2009: Джубилант Сайкс (праздник), хор государственного университета Моргана , детский хор Пибоди, марширующий оркестр государственного университета Моргана, Балтиморский симфонический оркестр , Марин Олсоп (дирижер) - Наксос (версия 2009 года номинирована на Грэмми)
- 2015: Кевин Вортманн (Праздник), Университета Темпл Концертный хор , Вестминстерский симфонический хор, Американский бойхор , Алмазный марширующий оркестр Университета Темпл, Филадельфийский оркестр , Янник Незе-Сеген (дирижер) - Deutsche Grammophon , 2018
Видео
[ редактировать ]Хотя несколько выступлений транслировались по телевидению, ни одно из них не доступно в коммерческих целях. Существует одна версия DVD:
- 2004: «Месса Леонарда Бернстайна в Ватикане (2000)» ( ASIN B0002S641Y ) Дуглас Вебстер (Celebrant) – Kultur Video
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Шенберг, Гарольд К. (9 сентября 1971 г.). «Новая работа Бернштейна отражает его опыт работы на Бродвее» . Нью-Йорк Таймс . п. 51 . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Шенберг, Гарольд К. (2 сентября 1971 г.). «Кеннеди Холл тренируется по акустике» . Нью-Йорк Таймс . п. 40 . Проверено 24 мая 2020 г.
- ^ Йельский симфонический оркестр - Наша история
- ^ Официальная страница веб-сайта Леонарда Бернстайна на Массачусетсе . Проверено 12 февраля 2009 г.
- ↑ Питер Гутманн, Bernstein Mass. Архивировано 14 сентября 2000 г. в Wayback Machine , Inkpot # 92, 24 января 2000 г.
- ^ Аллен Шон, Леонард Бернштейн: американский музыкант . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Ира Б. Надель, Различные позиции: жизнь Леонарда Коэна . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ↑ Наксос. Архивировано 12 июня 2020 г. в Wayback Machine . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Марк Элиот, Пол Саймон: Жизнь . Проверено 3 апреля 2015 г.
- ^ Пол Р. Лэрд (2014). Леонарда Бернштейна « Месса » . Музыкальный театр Стивена Шварца: от Godspell до Wicked и далее . Пугало Пресс. п. 46. ИСБН 9780810891920 .
- ^ «Возвращение к нескромной «мессе» Бернштейна » . NPR.org . 27 сентября 2008 г.
- ^ Леонарда Бернстайна «Сезон 2014–2015: Филадельфийский оркестр: МАССА : театральная пьеса для певцов, артистов и танцоров» . Филадельфийский оркестр . Проверено 10 ноября 2020 г.
- ^ «Леонард Бернштейн» . Проверено 24 апреля 2014 г.
- ^ Росс, Алекс . «Бернштейн и сантехники Никсона» . Житель Нью-Йорка . Проверено 29 марта 2021 г.
- ↑ Алекс Росс , «Файлы Бернштейна» , The New Yorker News Desk, 10 августа 2009 г.
- ^ «Обновление, Том 7» . № 16. Атлантический университет Флориды. Управление информационных услуг. 1 марта 1974 года . Проверено 16 октября 2022 г.
- ↑ The New York Times , 18 сентября 1981 г. [ нужна полная цитата ]
- ^ Томмазини, Энтони (25 ноября 2002 г.). «Последние события придали новый резонанс «мессе» Бернштейна » . Нью-Йорк Таймс . Проверено 4 сентября 2023 г.
- ^ «Салют опере в Иллинойсе», Sonorities , зима 2011 г.
- ^ «DPO готова взять вас с собой в несколько поездок в сезоне 2010–11» , Dayton Daily News , 10 января 2010 г. [ мертвая ссылка ]
- ^ Бернштейна «Живой обзор: Месса , Фестиваль в Аделаиде» . Всеобщее внимание .
- ^ «Фестиваль в Аделаиде // Месса » . adelaidefestival.com.au .
- ^ «Брисбенский хорал, прошлые концерты 1980-х» . Архивировано из оригинала 23 февраля 2011 г. Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Леонарда Бернштейна « Месса » . Возраст . 27 января 1989 г. - через поиск в архиве новостей Google.
- ^ «AIV2001 – AICSApedia» . aicsa.org.au . Архивировано из оригинала 21 марта 2012 г. Проверено 10 марта 2012 г.
- ^ Обзор: Грэм Страл, «Замешательство Водолея: Бернштейн, Массачусетс », The Advertiser , Аделаида, 13 февраля 2001 г.
- ^ Интервью на YouTube , Янник Незе-Сеген.
- ^ «Филадельфийский оркестр» . philorch.org .
- ^ «События @ Вандербильт | Университет Вандербильта» .
- ^ Швед, Марк (2 февраля 2018 г.). Фила в Лос-Анджелесе « Месса : великолепный беспорядок Леонарда Бернстайна» . Лос-Анджелес Таймс . Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Бернштейна « MASS получает волнующее выступление в основном на MozartZEALnyc» . www.zealnyc.com . Архивировано из оригинала 14 ноября 2018 г. Проверено 15 ноября 2018 г.
- ^ Райх, Ховард . Бернштейна «Обзор Равинии: Олсоп дирижирует мессу для нашего времени» . Чикаго Трибьюн . Проверено 01 августа 2018 г.
- ^ Макмиллан, Кайл (23 июля 2018 г.). «Критическая масса: щедрость Леонарда Бернстайна снова входит в канон, его послания становятся громким призывом» . Журнал Равиния . Архивировано из оригинала 24 ноября 2018 года . Проверено 1 августа 2018 г.
- ^ Райх, Ховард (5 мая 2020 г.). «Обзор: постановка Равинии мессы Леонарда Бернстайна будет транслироваться на канале PBS Great Performances » . Чикаго Трибьюн . Проверено 16 мая 2020 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Руководство для прослушивания основано на записи Филадельфийского оркестра под управлением Янника Незе-Сегена.