Jump to content

Бонсай

(Перенаправлено с дерева бонсай )
Бонсай по имени «Кэнсин Тогэ» ( букв. « Горный перевал Кеншина » ). Тис японский ( Taxus cuspidata ), подаренный Уэсуги Кенсином Нагао Масакаге . Возраст дерева оценивается примерно в 800 лет.
Бонсай в Художественном музее бонсай Омия
Бонсай в Национальном музее бонсай и Пенцзин в Национальном дендрарии США

Бонсай ( / ˈ b ɒ n s / ; японский : бонсай , букв. «посадка на подносе», произносится [boɰ̃sai] ) [1] японское искусство выращивания ) и формирования миниатюрных деревьев в контейнерах, развившееся из традиционного китайского искусства пенцзин ( 盆景 . Хотя и пенцзин, и бонсай предполагают выращивание миниатюрных деревьев, они различаются тем, что пенцзин в целом направлен на демонстрацию «более диких», более натуралистичных пейзажей и охватывает более широкий спектр стилей и дизайнов и может включать в себя различные элементы, такие как камни, водные объекты, и фигурки , создающие более продуманную и динамичную сцену; с другой стороны, бонсай более строго ориентирован на одно дерево или группу деревьев одного и того же вида, с более высоким уровнем эстетической изысканности. [2] [3] Подобные версии искусства существуют и в других культурах, включая миниатюрные живые пейзажи вьетнамского Хон нон бо .Во времена династии Тан , когда Пэнцзин был на пике своего развития, это искусство впервые было завезено из Китая.

« Заимствованное слово бонсай» стало общим термином в английском языке и применяется ко многим формам миниатюрных горшечных растений. [4] а также иногда к другим живым и неживым существам. По словам Стивена Орра в «Нью-Йорк Таймс» , «этот термин следует зарезервировать для растений, которые выращиваются в неглубоких контейнерах с соблюдением точных принципов обрезки и дрессировки бонсай, в результате чего получается искусная миниатюрная копия взрослого дерева в природе». [5] В самом строгом смысле «бонсай» относится к миниатюрным деревьям, выращенным в контейнерах, которые соответствуют японским традициям и принципам.

Целью бонсай является прежде всего созерцание для зрителя и приятное проявление усилий и изобретательности для производителя. [6] В отличие от других методов выращивания растений, бонсай выращивают не для производства продуктов питания или лекарств.

Бонсай создается начиная с образца исходного материала . Это может быть черенок , саженец , дикое дерево (известное как Ямадори) или небольшое деревце вида, подходящего для развития бонсай. Бонсай можно создать практически из любого многолетнего с древесным стволом дерева или кустарника . [7] который дает настоящие ветви, и его можно выращивать, чтобы он оставался небольшим, помещая его в горшок с обрезкой кроны и корней . Некоторые виды популярны в качестве материала для бонсай, потому что у них есть такие характеристики, как маленькие листья или иглы, которые делают их подходящими для компактного визуального объема бонсай.

имеет Исходный экземпляр относительно небольшую форму и соответствует эстетическим стандартам бонсай, который подчеркивает не всю величественность пейзажей, а только само дерево. Когда бонсай-кандидат приближается к запланированному окончательному размеру, его сажают в выставочный горшок, обычно предназначенный для демонстрации бонсай в одной из нескольких принятых форм и пропорций . С этого момента его рост ограничивается средой горшка . В течение года форма бонсай принимает такую ​​форму, которая ограничивает рост, перераспределяет энергию листвы на участки, требующие дальнейшего развития, и соответствует детальному замыслу художника.

Практику выращивания бонсай иногда путают с карликовостью , но карликовость обычно относится к исследованию, открытию или созданию растений, которые являются постоянными генетическими миниатюрами существующих видов. Карликовость растений часто использует селекцию или генную инженерию для создания карликовых сортов . Бонсай не требует генетически карликовых деревьев, а скорее зависит от выращивания небольших деревьев из обычного материала и семян. Бонсай использует такие методы выращивания, как обрезка , удаление корней, посадка в горшки , дефолиация и прививка , чтобы получить небольшие деревья, имитирующие форму и стиль зрелых полноразмерных деревьев.

Ранние версии

[ редактировать ]
Казань, 8 век.
Казань , 8 век.

Считается, что японское искусство бонсай зародилось из бонкэй ( 盆景 , пенцзин по-китайски), завезенного из Китая. [8] [9] Во времена династии Тан существовало искусство изображения природных пейзажей с помощью растений и камней на подносе.

В то время термин бонкей ( пенцзин ) еще не использовался ни в Китае, ни в Японии. [10] термин пенчи ( 盆池 , букв. « пруд в подносе » ). Вместо этого во времена династии Тан использовался [11] Пенчи — это поддон для воды, в который высаживают водные растения, такие как лотос и рис.

термин казан ( 仮山 , букв. « искусственная гора » , позднее бонсан В Японии использовался ). В японском Сёсоине до сих пор сохранился казан , в котором пляжи и горы сделаны из дерева, а деревья на вершинах сделаны из серебра, хотя и в незавершенном состоянии. Миниатюрный пруд с лотосами, сделанный из дерева и позолоченной бронзы, также сохранился в Сёсоине. Таким образом, бонсан (710-794 гг.) в Японии уже существовали произведения типа в период Нара , в которых природные пейзажи были представлены в уменьшенном масштабе. [12]

Сухама
Сухама . Из «Развлечения в Хигасияме в Киото» (17 век).

В период Хэйан (794-1185 гг.) сухама ( 洲浜 , букв. « Замысловатый пляж » ), выражавшая красивый пейзаж с растениями и деревьями (часто сделанными из искусственных материалов) и аксессуарами, соответствующими названию стихотворения вака, были выставлялись на поэтических конкурсах и соревновались друг с другом. [13] Сухама похожа на бонкэй , но выражает уникальную японскую сцену белого песка и зеленых сосен на подносе с ножками, имитирующими песчаный пляж. Позже его стали называть симадай ( 島台 , букв. « островной поднос » ) и до сих пор используют в качестве свадебного украшения.

Бонкей изображен в «Касуга Гонген Генки Э», 1309 г.

В средневековый период узнаваемые бонсай изображались на с ручными свитками картинах , таких как « Эдем Иппен Сёнин» ( 一世上人絵伝 , 1299). [14] Свиток Сайгё Моногатари Эмаки 1309 года ( Касуга 1195 года - самый ранний из известных в Японии, на котором изображены карликовые деревья в горшках. Деревянный поднос и тарелкообразные горшки с карликовыми пейзажами на современных деревянных полках также появляются в Гонген Генки Е деревья Касуга Гонген) Карликовые свитке Боки . короткие шесты изображены в Экотоба 1351 года . [15] Некоторые другие свитки и картины также содержат изображения этих видов деревьев.

Тесная связь между японским дзен-буддизмом и деревьями в горшках начала формировать репутацию и эстетику бонсай, которые были завезены в Японию из Китая. В этот период китайские Чань (произносится по-японски «Дзен») буддийские монахи преподавали в монастырях Японии. Одним из занятий монахов было ознакомление политических лидеров с различными видами искусства миниатюрных пейзажей как с замечательными достижениями для людей со вкусом и образованностью. [16] [17] Ландшафтные композиции в горшках до этого периода включали миниатюрные фигурки в китайском стиле. Японские художники в конечном итоге приняли более простой стиль бонсай, уделяя больше внимания дереву, удаляя миниатюры и другие украшения и используя меньшие и более простые горшки. [18]

Хачи но ки

[ редактировать ]
Сосна белая японская "Сандай сёгун" (Третий сёгун), возраст около 550 лет, Императорская коллекция, 1938 г.

Примерно в 14 веке карликовые деревья в горшках назывались «дерево чаши» ( 鉢の木 , хати но ки ) . [19] Это указывало на использование довольно глубокого горшка, а не мелкого горшка, обозначаемого в конечном итоге термином «бонсай» . «Хати-но Ки » ( «Деревья в горшках» ) — это также название Но пьесы , написанной Дзэами Мотокиё примерно в 1383 году и основанной на истории об обедневшем самурае , который сжигает свои последние три дерева в горшках в качестве дров, чтобы согреть странствующего монаха. Монах — замаскированный чиновник, который позже награждает самурая за его действия. В последующие века эта популярная драма была изображена на гравюрах на дереве нескольких художников. Был даже одноименный тканевый дизайн. Благодаря этим и другим популярным средствам массовой информации бонсай стал известен широкому населению Японии. [ нужна ссылка ]

В этот период выращивание бонсай достигло высокого уровня. Бонсаи, датируемые 17 веком, сохранились до наших дней. Одно из старейших известных живых деревьев бонсай, считающееся одним из национальных достояний Японии , можно увидеть в коллекции Императорского дворца Токио . [20] Сосна с пятью иглами ( Pinus pentaphylla var. negishi ), известная как Сандай Сёгун ( 三代将軍 , третий сёгун ), документально подтверждена, что о ней заботился Токугава Иэмицу . [20] [21] Считается, что этому дереву не менее 500 лет, и к 1610 году его выращивали как бонсай. [20]

К концу XVIII века выращивание бонсай в Японии получило широкое распространение и начало интересовать широкую общественность. В эпоху Тэммэй ежегодно стала проводиться выставка традиционных карликовых горшечных сосен (1781–1788 гг.) в Киото . Знатоки из пяти провинций и соседних областей привозили на выставку по одному или два растения, чтобы представить их посетителям для оценки. [22]

Классический период

[ редактировать ]
Изображение листвы в « Руководстве по горчичному саду» . Эта работа оказала большое влияние на бонсай в период Эдо. [23]

В Японии после 1800 года бонсай начал превращаться из эзотерической практики нескольких специалистов в широко популярный вид искусства и хобби. В Итами, Хёго , японские исследователи китайского искусства собрались в начале 19 века, чтобы обсудить последние стили в искусстве миниатюрных деревьев. Многие термины и концепции, принятые этой группой, были заимствованы из « Цзецзиюань Хуачжуань» ( «Руководство по горчичному саду» на английском языке; Кай-ши-эн Гаден на японском языке). [24] [25] Японская версия деревьев в горшках, которые раньше назывались хатиуэ или другими терминами, была переименована в бонсай . Это слово означало неглубокую емкость, а не более глубокую чашу. [26] Однако термин «бонсай» не стал широко использоваться при описании карликовых горшечных деревьев Японии в течение почти столетия.

Популярность бонсай начала расти за пределами ограниченного круга ученых и знати. 13 октября 1868 года император Мэйдзи переехал в свою новую столицу — Токио . Бонсаи выставлялись как внутри, так и снаружи дворца Мэйдзи, и бонсай, помещенные в величественную обстановку Императорского дворца, должны были быть «гигантскими бонсай», достаточно большими, чтобы заполнить огромное пространство. [27] [28] [29] Император Мэйдзи поощрял интерес к бонсай, что повысило его важность и привлекательность для профессиональных сотрудников его правительства. [30] [31]

Новые книги, журналы и публичные выставки сделали бонсай более доступным для населения Японии. В 1892 году в Токио был проведен конкурс художественных бонсай, после которого была опубликована трехтомная памятная книга с картинками. Это событие продемонстрировало новую тенденцию рассматривать бонсай как самостоятельную форму искусства. [32] В 1903 году Токийская ассоциация Джуракукай провела показы бонсай и икебаны в двух ресторанах японской кухни. В 1906 году «Бонсай Гахо» стал первым ежемесячным журналом на эту тему. [33] За ним последовали Тойо Энгей и Хана в 1907 году. [34] Первый номер журнала «Бонсай» вышел в свет в 1921 году, и это влиятельное периодическое издание вышло 518 номеров подряд.

Современные инструменты для бонсай ( слева направо ): триммер для листьев; грабли лопаткой; корневой крючок; кокосовая щетка; вогнутая фреза; нож для ручек; кусачки; маленькие, средние и большие ножницы

Эстетика, методы и инструменты формирования бонсай становились все более изощренными по мере роста популярности бонсай в Японии. В 1910 году формирование с помощью проволоки, а не старых методов веревки, веревки и мешковины, появилось в «Санью-эн Бонсай-Дан» («История бонсай в питомнике Санью»). оцинкованная Первоначально использовалась стальная проволока. Дорогая медная проволока использовалась только для избранных деревьев, имевших реальный потенциал. [35] [36] В 1920-х и 1930-х годах мастер-инструментальщик Масакуни I (1880–1950) помог спроектировать и изготовить первые стальные инструменты, специально созданные с учетом развивающихся требований к стилю бонсай. [37] Сюда входил вогнутый резак для ветвей, предназначенный для того, чтобы при удалении ветки оставлять неглубокую вмятину на стволе. При правильном обращении это углубление со временем заполнится живой тканью дерева и корой, что значительно уменьшит или устранит обычный рубец от обрезки.

До Второй мировой войны международный интерес к бонсай подогревался ростом торговли деревьями и появлением книг на популярных иностранных языках. состоялась первая национальная ежегодная выставка бонсай (мероприятие повторялось ежегодно до 1933 года) К 1914 году в токийском парке Хибия . [38] [39] Еще одна крупная ежегодная публичная выставка деревьев началась в 1927 году в газетном зале Асахи в Токио. [40] проводились престижные ежегодные выставки Кокуфу-тен Начиная с 1934 года в токийском парке Уэно . [41] Первая крупная книга на эту тему на английском языке была опубликована в японской столице: « Карликовые деревья (бонсай)» Синобу Нодзаки. [42]

К 1940 году в Токио работало около 300 торговцев бонсай. Выращивалось около 150 видов деревьев, и тысячи экземпляров ежегодно отправлялись в Европу и Америку. Первые питомники и клубы бонсай в Америке были основаны японскими иммигрантами в первом и втором поколении. Хотя этот прогресс на международные рынки и к энтузиастам был прерван войной, к 1940-м годам бонсай стал формой искусства, вызывающей международный интерес и участие. [ нужна ссылка ]

Сосна черная японская вар. «Котобуки» как бонсай. Этому дереву более 65 лет, и оно ценится за шелушащуюся кору и очень короткую хвою.

Современный бонсай

[ редактировать ]
Клен японский ( Acer palmatum ) на выставке в Хорватии , 2022 г.
Граб корейский ( Carpinus turczaninovii ) зимой, лауреат 97-й выставки бонсай Кокуфу-тен в Токио , 2023 год.

После Второй мировой войны несколько тенденций сделали японскую традицию бонсай все более доступной для западной и мировой аудитории. Одной из ключевых тенденций стало увеличение количества, масштабов и известности выставок бонсай. Например, выставка бонсай Кокуфу-тен вновь появилась в 1947 году после четырехлетней отмены и стала ежегодной. Эти представления продолжаются и по сей день и проводятся по приглашению только в течение восьми дней в феврале. [41] В октябре 1964 года в парке Хибья была проведена большая выставка частной Ассоциации бонсай Кокуфу, реорганизованной в Ассоциацию бонсай Ниппон, в честь Олимпийских игр 1964 года в Токио .

была проведена большая выставка бонсай и суйсэки В рамках Экспо-70 , а также официальное обсуждение международной ассоциации энтузиастов. первая гафу-тэн (выставка элегантного стиля) бонсай сёхин В 1975 году была проведена (13–25 см или 5–10 дюймов в высоту). Так прошла первая сакуфу-тен (творческая выставка бонсай), единственное мероприятие, на котором профессиональные производители бонсай выставляют традиционные деревья под своими именами, а не под именем владельца. [ нужна ссылка ]

Первая Всемирная конвенция бонсай прошла в Осаке во время Всемирной выставки бонсай и Суйсеки в 1980 году. [43] Девять лет спустя недавно созданная Всемирная федерация дружбы бонсай (WBFF) в Омии запустила серию Всемирных конвенций по бонсай. Эти конвенции привлекли несколько сотен участников из десятков стран и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных местах по всему миру: 1993 год, Орландо, Флорида ; 1997, Сеул, Корея ; 2001, Мюнхен, Германия ; 2005, Вашингтон, округ Колумбия ; 2009, Сан-Хуан, Пуэрто-Рико ; 2013, Цзитан, Цзянсу, Китай ; 2017, Сайтама, Сайтама , Япония; и виртуальный съезд 2022 года в Перте, Австралия , который заменил съезд, первоначально запланированный годом ранее, но был отложен из-за пандемии COVID-19 . [44] В настоящее время Япония продолжает проводить регулярные выставки с самым большим в мире количеством образцов бонсай и высочайшим признанным качеством образцов.

Еще одной ключевой тенденцией стало увеличение количества книг о бонсай и смежных искусствах, которые впервые публикуются на английском и других языках для аудитории за пределами Японии. В 1952 году Юдзи Ёсимура , сын лидера японского сообщества бонсай, сотрудничал с немецким дипломатом и писателем Альфредом Кеном, чтобы провести демонстрацию бонсай. До войны Кён был энтузиастом, и его книга «Японские пейзажи на подносах» 1937 года была опубликована на английском языке в Пекине . Книга Ёсимуры 1957 года «Искусство бонсай» , написанная на английском языке вместе с его ученицей Джованной М. Хэлфорд, впоследствии была названа «классической японской библией бонсай для жителей Запада» и была выпущена более тридцати экземпляров. [45]

Многовидовой сайкей, получивший название Roan Mountain, содержит можжевельник Симпаку и азалию Закура.

Родственное искусство сайкей было представлено англоязычной аудитории в 1963 году в книге Кавамото и Курихара «Бонсай-Сайкей» . В этой книге описываются ландшафты на подносах, созданные из более молодого растительного материала, чем тот, который традиционно использовался в бонсай, что представляет собой альтернативу использованию крупных и старых растений, немногие из которых избежали военных повреждений.

Третьей тенденцией стала растущая доступность профессионального обучения бонсай, сначала только в Японии, а затем и в более широком масштабе. В 1967 году первая группа жителей Запада училась в детском саду Омия. Вернувшись в США, они основали Американское общество бонсай. Затем другие группы и отдельные лица из-за пределов Азии посещали и учились в различных японских питомниках, иногда даже обучаясь у мастеров. Эти посетители привезли в свои местные клубы новейшие техники и стили, которые затем получили дальнейшее распространение. Японские учителя также много путешествовали, принося практический опыт бонсай на все шесть континентов. [46]

Последней тенденцией, поддерживающей участие мира в бонсай, является расширение доступности специализированных растений для бонсай, компонентов почвы, инструментов, горшков и других аксессуаров. Питомники бонсай в Японии рекламируют и отправляют образцы бонсай по всему миру. В большинстве стран также есть местные питомники, предоставляющие посадочный материал. Компоненты японской почвы для бонсай, такие как глина Акадама , доступны по всему миру, и поставщики также предоставляют аналогичные местные материалы во многих местах. Специализированные инструменты для бонсай широко доступны в Японии и Китае. Гончары всего мира предоставляют материалы любителям и специалистам во многих странах. [47]

Бонсай теперь достиг мировой аудитории. Существует более четырнадцати сотен книг о бонсай и связанных с ним искусствах как минимум на двадцати восьми языках, доступных в более чем ста десяти странах и территориях. [48] [49] Издается несколько десятков журналов более чем на тринадцати языках. В Интернете доступно несколько десятков клубных информационных бюллетеней, и существует по крайней мере столько же дискуссионных форумов и блогов. [50] В полутора тысячах клубов и ассоциаций по всему миру насчитывается не менее ста тысяч энтузиастов, а также более пяти миллионов независимых любителей. [51] Растительный материал со всех мест перерабатывается в бонсай и демонстрируется на местных, региональных, национальных и международных конференциях и выставках для энтузиастов и широкой публики.

Выращивание и уход

[ редактировать ]
Образец граната, выращенного как бонсай, показан после частичной дефолиации поздней весной. Этот экземпляр был собран в дикой природе в Калифорнии, возраст дерева оценивается от 125 до 175 лет. Обратите внимание на участки валежной древесины, которые придают характер и отражают возраст дерева.

Источники материала

[ редактировать ]

Все бонсай начинаются с образца исходного материала, растения, которое производитель желает придать форме бонсай. Практика бонсай — это необычная форма выращивания растений, поскольку выращивание из семян редко используется для получения исходного материала. Чтобы в течение разумного времени отобразить характерный состаренный вид бонсай, исходное растение часто является зрелым или, по крайней мере, частично выращенным, когда создатель бонсай начинает работу. [ нужна ссылка ] Источники материала для бонсай включают:

  • Размножение от исходного дерева черенками или отводками . [52]
  • Питомник напрямую из питомника, садового центра или аналогичного перепродажного предприятия. [53]
  • Коммерческие производители бонсай , которые, как правило, продают зрелые экземпляры, которые уже демонстрируют эстетические качества бонсай . [54]
  • Сбор подходящего материала для бонсай в его первоначальном диком состоянии, его успешное перемещение и пересадка в контейнер для развития как бонсай. Эти деревья называются ямадори и зачастую являются самыми дорогими и ценными из всех бонсай. [55]
В этом можжевельнике широко используются как джин (ветки сухостоя), так и шари (сухостой ствола).

Практика выращивания бонсай включает в себя ряд методов, либо уникальных для бонсай, либо, если они используются в других формах выращивания, применяемых необычными способами, которые особенно подходят для области бонсай. Эти методы включают в себя:

  • Обрезка листьев — выборочное удаление листьев (для большинства сортов лиственных деревьев) или хвои (для хвойных деревьев и некоторых других) со ствола и ветвей бонсай.
  • Обрезка ствола, ветвей и корней дерева-кандидата. [56]
  • Соединение ветвей и стволов позволяет дизайнеру бонсай создать желаемую общую форму и детально разместить ветки и листья. [57]
  • Зажим с использованием механических приспособлений для придания формы стволам и веткам; изгиб ветвей или стволов можно также обеспечить с помощью натяжных тросов или растяжек . [58]
  • Прививка нового растущего материала (обычно почки, ветки или корня) на подготовленный участок ствола или под кору дерева. [59]
  • Дефолиация , которая может привести к кратковременному уменьшению листвы некоторых лиственных видов. [60]
  • Техники бонсай из сухостойной древесины, такие как джин и шари, имитируют возраст и зрелость бонсай. [61]

Эстетика

[ редактировать ]
Бонсай Ulmus parvifolia , неформальный вертикальный стиль, возраст около 120 лет.

Эстетика бонсай — это эстетические цели, характеризующие японскую традицию выращивания миниатюрного дерева художественной формы в контейнере. Многие японские культурные особенности, в частности влияние дзен-буддизма и выражение ваби-саби , [62] рассказать о традиции бонсай в Японии. К признанным формам искусства, которые разделяют некоторые эстетические принципы с бонсай, относятся пенцзин и сайкей . Ряд других культур по всему миру переняли японский эстетический подход к бонсай, и, хотя начали появляться некоторые вариации, большинство из них придерживаются правил и философии дизайна японской традиции. [ нужна ссылка ]

За столетия практики японская эстетика бонсай зафиксировала некоторые важные методы и рекомендации по дизайну. Подобно эстетическим правилам, которые регулируют, например, музыку периода общепринятой западной практики, руководящие принципы бонсай помогают практикующим работать в рамках устоявшейся традиции с некоторой уверенностью в успехе. Простое следование рекомендациям не гарантирует успешного результата. Тем не менее, эти правила дизайна редко можно нарушить, не уменьшив при этом воздействия экземпляра бонсай. Некоторые ключевые принципы эстетики бонсай включают в себя:

  • Миниатюризация . По определению, бонсай — это дерево, которое остается достаточно маленьким, чтобы его можно было выращивать в контейнере, и в то же время способствует приданию ему зрелого вида.
  • Пропорции между элементами : наиболее ценные пропорции максимально точно имитируют пропорции взрослого дерева. Маленькие деревья с большими листьями или иголками непропорциональны, и их следует избегать, как и тонкий ствол с толстыми ветвями.
  • Асимметрия : эстетика бонсай препятствует строгой радиальной или двусторонней симметрии в расположении ветвей и корней.
  • Никаких следов художника : работа дизайнера не должна быть заметна зрителю. Если при формировании дерева удалить ветку, шрам будет скрыт. Аналогичным образом, проводку следует удалить или, по крайней мере, спрятать, когда бонсай демонстрируется, и она не должна оставлять постоянных следов на ветке или коре. [63]
  • Острота : Многие формальные правила бонсай помогают садоводу создать дерево, которое выражает ваби-саби или изображает аспект моно-но-арай .

Отображать

[ редактировать ]
Бонсай на уличной скамейке. Обратите внимание на автоматический поливочный аппарат.
ситакусой миниатюрной На выставке представлен бонсай из вяза Сейдзю с хосты и свисающим свитком.

На выставке бонсай представлены один или несколько экземпляров бонсай таким образом, чтобы зритель мог увидеть все важные особенности бонсай с наиболее выгодного положения. Эта позиция подчеркивает четко выраженную «переднюю часть» бонсай, которая заложена во все бонсай. Он размещает бонсай на такой высоте, которая позволяет зрителю представить бонсай как полноразмерное дерево, видимое издалека, при этом бонсай не размещается ни настолько низко, чтобы зрителю казалось, что он парит в небе над ним, ни настолько высоко, что зритель кажется, смотрит на дерево из-под земли. Известный автор бонсай Питер Адамс рекомендует показывать бонсай так, как будто «в художественной галерее: на нужной высоте; изолированно; на простом фоне, лишенном всех излишеств, таких как этикетки и вульгарные маленькие аксессуары». [64]

Для наружных экспозиций существует несколько эстетических правил. Многие уличные экспозиции являются полупостоянными: деревья бонсай стоят на месте неделями или месяцами. Поэтому, чтобы не повредить деревья, наружная экспозиция не должна препятствовать количеству солнечного света, необходимого для выставленных деревьев, должна поддерживать полив, а также, возможно, должна блокировать чрезмерный ветер или осадки. [65] В результате этих практических ограничений наружные экспозиции часто имеют деревенский стиль с простыми деревянными или каменными компонентами. Распространенной конструкцией является скамейка, иногда с секциями на разной высоте для соответствия разным размерам бонсай, вдоль которой бонсай располагаются в линию. Там, где позволяет пространство, образцы бонсай на открытом воздухе располагаются на достаточном расстоянии друг от друга, чтобы зритель мог сосредоточиться на одном из них за раз. Когда деревья расположены слишком близко друг к другу, эстетический диссонанс между соседними деревьями разных размеров и стилей может сбить с толку зрителя, и эту проблему решают выставочные экспозиции.

Выставочные экспозиции позволяют выставлять многие бонсай в формате временной выставки, обычно в помещении, как это можно увидеть на конкурсе дизайна бонсай. Чтобы позволить множеству деревьев располагаться близко друг к другу, на выставочных экспозициях часто используется последовательность небольших ниш , каждая из которых содержит один бонсай. Стены или перегородки между нишами облегчают просмотр только одного бонсай за раз. Задняя часть ниши имеет нейтральный цвет и рисунок, чтобы не отвлекать взгляд зрителя. Горшок для бонсай почти всегда ставится на формальную подставку, размер и дизайн которого подобраны так, чтобы дополнять бонсай и его горшок. [66]

В помещении формальная экспозиция бонсай устраивается так, чтобы изображать пейзаж, и традиционно состоит из изображенного дерева бонсай в соответствующем горшке на деревянной подставке, а также ситакуса ( растения-компаньона), представляющего передний план, и висящего свитка, представляющего фон. Эти три элемента выбраны так, чтобы дополнять друг друга и напоминать об определенном времени года, и составлены асимметрично, имитируя природу. [67] При выставлении внутри традиционного японского дома официальная экспозиция бонсай часто размещается в токономе дома или в нише для формальной демонстрации. Выставка в помещении обычно носит временный характер и длится день или два, поскольку большинство бонсай нетерпимы к условиям в помещении и быстро теряют силу внутри дома.

Печать печи Ямааки, выбитая на нижней стороне горшка для бонсай. Ямааки был производителем горшков для бонсай, основанным в 1920-х годах в Токонаме , Япония .

Контейнеры

[ редактировать ]
Ассорти горшков для бонсай

Во время его развития бонсай может размещаться в различных неформальных контейнерах, и даже деревья, которые формально были посажены в горшок для бонсай, можно время от времени возвращать в ящики для выращивания. В большом ящике для выращивания можно разместить несколько бонсай и обеспечить большой объем почвы на дерево, чтобы стимулировать рост корней. В тренировочном ящике будет один образец и меньший объем почвы, что поможет придать бонсай конечный размер и форму формального контейнера для бонсай. Для этих контейнеров для разработки не существует эстетических рекомендаций, и они могут быть изготовлены из любого материала, размера и формы, которые подходят садоводу.

Готовые деревья выращивают в формальных контейнерах для бонсай. Эти контейнеры обычно представляют собой керамические горшки, которые бывают самых разных форм и цветов и могут быть глазурованными или неглазурованными. В отличие от многих обычных контейнеров для растений, горшки для бонсай имеют дренажные отверстия на нижней поверхности, которые дополняют быстро дренируемую почву бонсай, позволяя лишней воде выходить из горшка. Цветоводы закрывают лунки решеткой, чтобы предотвратить выпадение почвы и проникновение вредителей в горшки снизу. Горшки обычно имеют вертикальные стороны, так что корневую массу дерева можно легко снять для осмотра, обрезки и пересадки, хотя это практический соображения, и приемлемы другие формы контейнеров.

Есть альтернатива обычному керамическому горшку. Бонсай из нескольких деревьев можно создать на довольно плоской каменной плите, при этом почва будет насыпана над поверхностью камня, а деревья посажены внутри приподнятой почвы. В последнее время создатели бонсай также начали изготавливать каменные плиты из сырья, в том числе бетона. [68] и стеклопластик . [69] Такие построенные поверхности могут быть сделаны намного легче, чем твердая скала, могут включать в себя углубления или карманы для дополнительного грунта и могут быть спроектированы для отвода воды - всех характеристик, которых трудно достичь с помощью плит из твердой породы. Можно использовать и другие нетрадиционные контейнеры, но на официальных выставках бонсай и конкурсах в Японии наиболее распространенным контейнером является керамический горшок для бонсай.

Чтобы бонсай формально демонстрировался в завершенном состоянии, форма, цвет и размер горшка выбираются так, чтобы дополнять дерево, так же, как рамка для картины выбирается, чтобы дополнять картину. Обычно контейнеры с прямыми стенками и острыми углами используются для растений формальной формы, а овальные или круглые контейнеры используются для растений неформального дизайна. Многие эстетические рекомендации влияют на выбор отделки и цвета горшка. Например, вечнозеленые бонсай часто помещают в неглазурованные горшки, а лиственные деревья обычно выращивают в глазурованных горшках. Горшки также различаются по размеру. Общий дизайн дерева бонсай, толщина его ствола и высота учитываются при определении размера подходящего горшка.

Некоторые горшки являются предметом коллекционирования, например, древние китайские или японские горшки, изготовленные в регионах с опытными мастерами-горшечниками, таких как Токонамэ, Япония , или Исин , ​​Китай . Сегодня многие гончары по всему миру производят горшки для бонсай. [47]

Стили бонсай

[ редактировать ]
Фотография формального бонсай из лысого кипариса в вертикальном стиле.
Формальный вертикальный кипарис
Фотография неформального бонсай из можжевельника в вертикальном стиле.
Неформальный можжевельник прямостоячий
Фотография бонсай из можжевельника, продуваемого ветром.
Наклонное хвойное дерево
Фотография хвойного бонсай в каскадном стиле.
Хвойное растение каскадного типа
Фотография бонсай из ели Блэк-Хиллз в лесном стиле.
-Хилс лесная Ель Блэк

Японская традиция описывает дизайн деревьев бонсай, используя набор общепринятых названных стилей. [70] Наиболее распространенные стили включают формальный вертикальный, неформальный вертикальный, наклонный, полукаскадный, каскадный, плотный, литературный и групповой/лесной. Менее распространенные формы включают продуваемые ветром, плакучие, раздвоенные стволы и коряги. [6] [71] Эти термины не являются взаимоисключающими, и один экземпляр бонсай может демонстрировать более одной стилевой характеристики. Когда образец бонсай попадает в несколько стилевых категорий, общепринятой практикой является описание его по доминирующей или наиболее яркой характеристике.

Часто используемый набор стилей описывает ориентацию основного ствола дерева бонсай. Различные термины используются для обозначения дерева, вершина которого находится непосредственно над центром входа ствола в почву, немного сбоку от этого центра, глубоко наклонена в одну сторону и наклонена ниже точки, в которой ствол бонсай входит в почву. земля. [72]

  • Формально вертикальный ( 直幹 , чоккан ) — это стиль деревьев, характеризующийся прямым, вертикальным, суживающимся стволом. Ветви регулярно развиваются от самых толстых и широких внизу к самым тонким и коротким вверху. [73]
  • Неформальное вертикальное расположение ( 模様木 , мойоги ) — это стиль деревьев, включающий видимые изгибы ствола и ветвей, но вершина неформального вертикального расположения расположена непосредственно над входом ствола в линию почвы. [74]
  • Наклонный ( 斜幹 , шакан ) — это стиль бонсай с прямыми стволами, как у бонсай, выращенных в формальном вертикальном стиле. Однако наклонный ствол выходит из почвы под углом, а вершина бонсай будет располагаться слева или справа от основания корня. [75]
  • Каскад ( 懸崖 , кэнгай ) — это стиль экземпляров, созданный по образцу деревьев, растущих над водой или по склонам гор. Вершина (кончик дерева) в бонсай в стиле полукаскад ( 半懸崖 , хан-кенгай ) простирается прямо на край горшка для бонсай или под ним; [76] вершина полного каскада опускается ниже основания горшка. [77]

Ряд стилей описывают форму ствола и отделку коры. Например, стили бонсай из сухостойной древесины идентифицируют деревья с выступающими мертвыми ветвями или рубцами на стволе. [78]

  • Шари ( 舎利幹 , шаримики ) — стиль, включающий изображение дерева, которое борется за жизнь, в то время как значительная часть его ствола лишена коры. [79]

Хотя большинство деревьев бонсай высаживают непосредственно в почву, существуют стили, описывающие деревья, посаженные на камень. [80]

  • «Корень поверх камня» ( 石上樹 , сэкидзёдзю ) — стиль, при котором корни дерева обвиваются вокруг камня и входят в почву у подножия камня.
  • «Выращивание в скале» ( 石付 ishizuke или ishitsuki ) — это стиль, при котором корни дерева растут в почве, содержащейся в трещинах и отверстиях камня.

Хотя большинство образцов бонсай представляют собой одно дерево, существуют устоявшиеся категории стилей для экземпляров с несколькими стволами. [81]

  • Лес или группа ( 寄せ植え , ёсэ уэ ) — это стиль, включающий посадку нескольких или многих деревьев одного вида, обычно нечётного числа, в горшке для бонсай. [82]
  • В многоствольных стилях, таких как сокан и санкан, все стволы растут из одного места с одной корневой системой, поэтому бонсай на самом деле представляет собой одно дерево.
  • Плот ( 筏吹き , икадабуки ) — это стиль бонсай, имитирующий природное явление, возникающее, когда дерево падает на бок из-за эрозии или другой природной силы. Ветви вдоль верхней стороны ствола продолжают расти как группа новых стволов.

Другие стили

[ редактировать ]

Некоторые стили не вписываются в предыдущие категории. К ним относятся:

  • Метла ( 箒立ち , хокидачи ) — это стиль, используемый для деревьев с тонкими ветвями, таких как вязы. Ствол прямой, разветвляется во все стороны. 1/3 высоты дерева . Ветви и листья образуют шаровидную крону. [83]
  • «Продуваемый ветром» ( 吹き流し , фукинагаси ) — стиль, описывающий дерево, которое, кажется, подвергается воздействию сильных ветров, непрерывно дующих с одного направления, что может сформировать дерево на вершине горного хребта или на открытой береговой линии. [84]

Художники бонсай

[ редактировать ]

Ниже приведен список некоторых известных художников бонсай. [85]

Имя Год рождения Год смерти Национальность
Бьорн Бьорхольм 1986 Американский
Марко Инверницци 1975 итальянский
Масахико Кимура 1940 японский
Кунио Кобаяши 1948 японский
Джон Нака 1914 2004 Американский
Фрэнк Окамура 1911 2006 японско-американский
Уолтер Палл 1944 Австрийско-Немецкий
Синдзи Судзуки японский
Уильям Н. Валаванис 1951 Греко-американский
Юджи Ёсимура 1921 1997 японский

Выставки бонсай

[ редактировать ]

По всему миру проводятся выставки, шоу и конкурсы, посвященные бонсай. Однако существует мнение, что лучшие экземпляры находятся в Японии. В Японии есть несколько частных и государственных музеев, посвященных бонсай, таких как Сад бонсай Шунка-эн в Токио и Музей бонсай Омия в Сайтаме. [86]

В Соединенных Штатах есть два музея, посвященных бонсай: Национальный музей бонсай и Пенцзин в Национальном дендрарии в Вашингтоне, округ Колумбия, и Тихоокеанский музей бонсай недалеко от Такомы, штат Вашингтон. [87] [88]

В Японии также проводится несколько ежегодных конкурсов бонсай, на которых деревья соревнуются за награды в разных категориях. Самым престижным конкурсом бонсай для деревьев, принадлежащих любителям, хотя большинство деревьев готовятся для демонстрации профессионалами, является Кокуфу-тен, который проводится каждый год в феврале в Токийском Метрополитен-арт-музее . Кокуфу-тэн — старейшее соревнование в Японии, которое в 2023 году отметит свой 97-й раз. Награды представлены в разных номинациях. [89]

Для профессионалов бонсай главным соревнованием в Японии является Nippon Bonsai Sakufu-ten, организованный Японской кооперативной ассоциацией бонсай. Конкурс проводится в декабре каждого года, а главным призом является Премия премьер-министра, которую в 2022 году получил Хироаки Судзуки за дерево можжевельника Симпаку . [90] [91]

Классификация размеров

[ редактировать ]

Японские выставки и каталоги бонсай часто указывают размер отдельных экземпляров бонсай, относя их к классам размеров (см. таблицу ниже). Не все источники согласны с точными размерами или названиями этих диапазонов размеров, но концепция диапазонов устоялась и полезна как для выращивания, так и для эстетического понимания деревьев. Фотография бонсай может не дать зрителю точного представления о реальном размере дерева, поэтому печатные документы могут дополнять фотографию, указывая размерный класс бонсай. Класс размера подразумевает высоту и вес дерева в контейнере.

В самых больших диапазонах размеров общепринятая японская практика называет деревья «двуручными», «четырёхручными» и т. д. в зависимости от количества людей, необходимых для перемещения дерева и горшка. Эти деревья будут иметь десятки ветвей и могут точно имитировать полноразмерное дерево. Самый большой размер, названный «императорским», назван в честь огромных деревьев в горшках Императорского дворца Японии . [92]

На другом конце спектра размеров находится ряд специфических техник и стилей, связанных исключительно с самыми маленькими распространенными размерами: мамэ и сито . Эти методы используют преимущества крошечных размеров бонсай и компенсируют ограниченное количество ветвей и листьев, которые могут появиться на таком маленьком дереве.

Общие названия классов размеров бонсай [93]
Большой бонсай
Общее имя Класс размера Высота дерева
Императорский бонсай Восьмирукий 152–203 см (60–80 дюймов)
Хачи-и Шестирукий 102–152 см (40–60 дюймов)
Ну давай же Четыре руки 76–122 см (30–48 дюймов)
Омоно Четыре руки 76–122 см (30–48 дюймов)
Бонсай среднего размера
Общее имя Класс размера Высота дерева
Чиу Двуручный 41–91 см (16–36 дюймов)
Чумоно Двуручный 41–91 см (16–36 дюймов)
Катаде-моти Одноручный 25–46 см (10–18 дюймов)
Миниатюрный бонсай
Общее имя Класс размера Высота дерева
Комоно Одноручный 15–25 см (6–10 дюймов)
вид Одноручный 13–20 см (5–8 дюймов)
Маме Размер ладони 5–15 см (2–6 дюймов)
Дерьмо Размер кончика пальца 5–10 см (2–4 дюйма)
Кесицубо Размер мака 3–8 см (1–3 дюйма)

Комнатный бонсай

[ редактировать ]
Комнатное нефритовое растение бонсай
Нефритовое растение, выращиваемое как комнатный бонсай

Японская традиция бонсай не включает бонсай в помещении, а бонсай, представленные на японских выставках или в каталогах, всю свою жизнь выращивались на открытом воздухе. В менее традиционных условиях, в том числе в более суровом климате, чем в Японии, комнатный бонсай может появиться в виде деревьев в горшках, выращиваемых для использования в помещении. [94]

Традиционно бонсай — это деревья умеренного климата, выращиваемые на открытом воздухе в контейнерах. [95] В искусственной среде дома эти деревья слабеют и умирают. Тем не менее, ряд тропических и субтропических видов деревьев выживут и будут расти в помещении, например, нефритовое растение и представители рода Ficus . [96]

[ редактировать ]

Бонсай преподают в школах. [ нужна ссылка ] Он также фигурировал в манге , аниме и был показан по телевидению.

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Густафсон, Герберт Л. (1995). Миниатюрный бонсай . Стерлинг Паблишинг Компани, Инк. 9 . ISBN  0-8069-0982-Х .
  2. ^ «Искусство Пенцзин | Хантингтон» . Huntington.org .
  3. ^ «Топ-10: Китайские деревья Пенцзин — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com .
  4. ^ «День овощей бонсай» . Независимый . Проверено 6 августа 2018 г.
  5. ^ Орр, Стивен (25 февраля 2009 г.). «Не все деревья вырезаны для бонсай» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 августа 2018 г.
  6. ^ Jump up to: а б Чан, Питер (1987). Мастер-класс по бонсай . Sterling Publishing Co., Inc. ISBN  0-8069-6763-3 .
  7. ^ Оуэн, Гордон (1990). Идентификатор бонсай . ООО "Квинтет Паблишинг" с. 11 . ISBN  0-88665-833-0 .
  8. ^ Тейлор, Патрик (2008). Оксфордский компаньон в саду (2-е изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 53. ИСБН  978-0-19-955197-2 .
  9. ^ Кесвик, Мэгги; Оберлендер, Джуди; Вай, Джо (1991). В китайском саду: искусство и архитектура классического китайского сада доктора Сунь Ятсена . Ванкувер: Raincoast Book Dist Ltd., с. 59. ИСБН  978-0-9694573-0-5 .
  10. ^ Марушима, Хидео (1996–1997). исследование китайского Пенцзин и японских ландшафтных исследований 60 . . ( 1 ) Историческое « »
  11. ^ Ли, Шухуа (1997). китайского Киотского Культурное и технологическое историческое исследование университета. стр. 116. doi : 10.11501/3128538 .
  12. ^ » Китано, Масао (ноябрь 1952 г.) « Новости искусства № 5. Ассоциация друзей искусства Городского музея Осаки. doi : 10.11501/8099997 .
  13. ^ » Мория, Такеши (февраль 1980 г.). « Искусство и ремесла Японии , № 497. Нихон Бидзюцу Когейша, стр. 10.11501 / 2281354 .
  14. ^ Кобаяши, Конио (2011). Бонсай . Токио: PIE International Inc., с. 15. ISBN  978-4-7562-4094-1 .
  15. ^ «Японская живопись: до 1600 года» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 7 апреля 2010 г.
  16. ^ Ковелло, Винсент Т. и Юджи Ёсимура (1984). Японское искусство оценки камня, Суйсеки и его использование в бонсай . Чарльз Э. Таттл. п. 20.
  17. ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . п. 144.
  18. ^ Реддинг, Майрон. «Искусство грязевого человека» . Искусство бонсай. Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 г. Проверено 7 апреля 2010 г.
  19. ^ «Хачи-Но-Ки» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 10 августа 2016 г.
  20. ^ Jump up to: а б с Нака, Джон Ёсио (1982). Техника бонсай II . Калифорнийский институт бонсай. п. 258.
  21. ^ «Самые старые деревья бонсай» . Империя бонсай . Проверено 11 ноября 2013 г.
  22. ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . стр. 151–152.
  23. ^ Уоррен, Питер (2014). Бонсай . Дорлинг Киндерсли. стр. 10–11. ISBN  978-1-4093-4408-7 . Элитный класс монахов, ученых и художников пошел немного другим путем в период Эдо. [...] Одним из самых больших влияний на художников-литераторов было «Руководство по саду семян горчицы» (Цзецзыюань Хуачжуань), впервые опубликованное в 1679 году. который показал, как рисовать идеализированные образы. Те же изображения затем были воссозданы в форме деревьев литераторами, которые также были энтузиастами бонсай.
  24. ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . стр. 7–8.
  25. ^ Нака, Джон (1989). «Бунджин-Ги или Бунджин-бонсай». Бонсай в Калифорнии . 23:48 .
  26. ^ «Хачи-Но-Ки» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 1 июля 2018 г.
  27. ^ Ямада, Томио (2005). «Основы монтажа бонсай». Международный бонсай (4): 10–11.
  28. ^ Хилл, Уоррен (2000). «Размышления о Японии». Вестник НБФ . ХI : 5.
  29. ^ Яманака, Казуки. «Можжевельник Симпаку: его тайная история, глава II. Первый симпаку: Исидзути Симпаку» . Всемирная федерация дружбы бонсай. Архивировано из оригинала 22 февраля 2008 года . Проверено 29 сентября 2011 г.
  30. ^ Нодзаки. Карликовые деревья (Бонсай) . п. 24.
  31. ^ Ито, Ёшими (1969). «Происхождение бонсай». Журнал ABS Bonsai . 3 (1): 3.
  32. ^ Японская ассоциация бонсай. Классический бонсай Японии . п. 153.
  33. ^ «Специализированные журналы о бонсай и других волшебных миниатюрных пейзажах, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  34. ^ Кобаяши, Конио (2011). Бонсай . Токио: PIE International Inc., с. 16. ISBN  978-4-7562-4094-1 .
  35. ^ «Книги о бонсай и смежных искусствах, 1900–1949» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  36. ^ Ямада, Томио (2005). «Основы монтажа бонсай». Международный бонсай (4): 10.
  37. ^ «Кьюзо Мурата, отец современного бонсай в Японии, Часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 16 сентября 2016 г.
  38. ^ Терри, Томас Филип, ФРГС (1914). Японская империя Терри . Компания Хоутон Миффлин. п. 168 . Проверено 7 апреля 2010 г.
  39. ^ Песси, Кристиан и Реми Самсон (1992). Основы бонсай, пошаговое руководство по выращиванию, дрессировке и общему уходу . Sterling Publishing Co., Inc. с. 17.
  40. ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . п. 10.
  41. ^ Jump up to: а б «Десять шоу кокуфу бонсай, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 16 сентября 2016 г.
  42. ^ Нодзаки. Карликовые деревья (Бонсай) . стр. 6, 96.
  43. ^ «Книга дней бонсай на апрель» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  44. ^ «Конвенции» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 14 января 2023 г.
  45. ^ «Юдзи Ёсимура, отец популярного бонсай в невосточном мире» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  46. ^ «Сабуро Като, международный строитель мостов, его наследие и наследие, часть 1» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  47. ^ Jump up to: а б «О горшках и гончарах для бонсай» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  48. ^ «Книги о бонсай и смежных искусствах» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 14 января 2023 г.
  49. ^ «Нации. Когда бонсай пришел в разные страны и территории?» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 14 января 2023 г.
  50. ^ «Онлайн-информационный бюллетень клуба» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  51. ^ «Сколько здесь любителей бонсай?» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  52. ^ «Выращивание деревьев из черенков как техника выращивания бонсай — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  53. ^ "Покупка питомника (Пребонсай) - Империя Бонсай" . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  54. ^ «Покупка деревьев бонсай в магазине или интернет-магазине — Империя Бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  55. ^ «Сбор деревьев из леса (Ямадори) — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  56. ^ «Обрезка бонсай, обрезка ветвей для придания формы дереву — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  57. ^ «Соединение деревьев бонсай для придания формы и изгиба ветвей — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  58. ^ «Как закрепить деревья бонсай — садовник бонсай» . Октябрь 2018.
  59. ^ «Прививка деревьев как техника выращивания бонсай - Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  60. ^ «Дефолиация бонсай, обрезка листьев для стимулирования нового роста - Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  61. ^ «Дедвуд на бонсай (Дзин, Шари и Уро) — Империя бонсай» . www.bonsaiempire.com . Проверено 3 мая 2022 г.
  62. ^ Чан. Мастер-класс по бонсай . стр. 12–14.
  63. ^ Чан. Мастер-класс по бонсай . п. 14.
  64. ^ Адамс, Питер Д. (1981). Искусство бонсай . Уорд Лок Лтд. 134. ИСБН  978-0-8317-0947-1 .
  65. ^ Норман, Кен (2005). Выращивание бонсай: Практическая энциклопедия . Книги Лоренца. стр. 176–177 . ISBN  978-0-7548-1572-3 .
  66. ^ Адамс, Питер Д. Искусство бонсай . Цветные таблички облицовки стр. 89, 134.
  67. ^ Энди Ратледж, « Выставка бонсай 101, архивировано 28 ноября 2017 г. в Wayback Machine », Проект «Искусство бонсай» . По состоянию на 18 июля 2009 г.
  68. ^ Льюис, Колин (2001). Искусство дизайна бонсай . Sterling Publishing Company, Inc.: Нью-Йорк. стр. 44–51. ISBN  0-8069-7137-1 .
  69. ^ Адамс, Питер Д. Искусство бонсай . Цветные таблички, следующие на стр. 88; п. 134.
  70. ^ «Японские стили бонсай» . Волшебные миниатюрные пейзажи . Проверено 13 сентября 2016 г.
  71. ^ Д'Круз, Марк. «Руководство по уходу за бонсай Ма-Ке — Стили бонсай» . Ма-Ке Бонсай. Архивировано из оригинала 27 декабря 2012 г. Проверено 24 декабря 2012 г.
  72. ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . п. 153.
  73. ^ Зейн, Томас Л. (2003). Бонсай среднего уровня: программа курса (PDF) . Дейтона-Бич, Флорида: Бонсай на заднем дворе. п. 31.
  74. ^ Зейн 2003 , с. 37
  75. ^ Зейн 2003 , с. 43
  76. ^ Зейн 2003 , с. 54
  77. ^ Зейн 2003 , с. 60
  78. ^ Нака, Джон Ёсио (1973). Техника бонсай I. Калифорнийский институт бонсай. стр. 123–124. ISBN  0-930422-31-7 .
  79. ^ «Шаримики Бонсай» . Bonsaiempire.com . Проверено 21 ноября 2009 г.
  80. ^ Масакуни Кавасуми II; Масакуни Кавасуми III (2005). Секретные методы выращивания бонсай: руководство по выращиванию, выращиванию и формированию бонсай . Коданша Интернэшнл. стр. 86–91. ISBN  978-4-7700-2943-0 .
  81. ^ Юджи Йошимура и Барбара М. Хэлфорд (1957). Искусство бонсай: создание, уход и удовольствие . Tuttle Publishing, Северный Кларендон, штат Вирджиния, США. стр. 65–66. ISBN  0-8048-2091-0 .
  82. ^ Зейн 2003 , с. 72
  83. ^ Зейн 2003 , с. 49
  84. ^ Корешофф. Бонсай: его искусство, наука, история и философия . стр. 178–185.
  85. ^ «Художники, специалисты и преподаватели бонсай – Империя бонсай» .
  86. ^ «Бонсай» . www.japan-guide.com . 13 мая 2023 г.
  87. ^ «Национальный фонд бонсай - Музей бонсай в Вашингтоне, округ Колумбия» . Национальный фонд бонсай .
  88. ^ «Тихоокеанский музей бонсай |» .
  89. ^ «Десять шоу кокуфу бонсай, часть I» . www.magiminiland.org .
  90. ^ «48-я выставка искусства бонсай в Японии, лауреат премии премьер-министра Хироаки Судзуки» , 15 декабря 2022 г. – через www.youtube.com.
  91. ^ «Выставка японского стиля бонсай | Японская ассоциация сотрудничества бонсай» bonsaikumiai.jp , 22 сентября 2021 г.
  92. ^ Густавсон. Миниатюрный бонсай . п. 17.
  93. ^ Густавсон. Миниатюрный бонсай . п. 18.
  94. ^ Лесневич, Пол (1996). Бонсай у вас дома . Стерлинг Издательская компания. ISBN  0-8069-0781-9 .
  95. ^ Комнатный бонсай, онлайн-статья из Ботанического сада Монреаля.
  96. ^ Пайк, Дэйв (1989). Комнатный бонсай: пошаговое руководство для начинающих . Уилтшир: Кровуд. ISBN  1-85223-254-4 . OCLC   19516580 .
  97. ^ «Бонсай в фильме Каратэ Кид — Империя бонсай» . bonsaiempire.com . 09.08.2013 . Проверено 21 января 2023 г.
  98. ^ Бонсай Дэниела - Клип Кобра Кай на YouTube
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ecf18fa6044b19bdf6055fa252ca625c__1722587340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/5c/ecf18fa6044b19bdf6055fa252ca625c.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Bonsai - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)