Jump to content

Христианские взгляды на магию

Христианские взгляды на магию сильно различаются среди христианских конфессий и среди отдельных людей. Многие христиане активно осуждают магию как сатанинскую , считая, что она открывает путь одержимости демонами . Некоторые христиане рассматривают это просто как развлечение. И наоборот, некоторые ветви эзотерического христианства активно занимаются магическими практиками.

Библейские ссылки

[ редактировать ]

есть несколько упоминаний о колдовстве В Библии , которые решительно осуждают подобные практики. Например, Второзаконие 18:11–12 осуждает любого, кто «колдует, или является медиумом, или спиритом, или советуется с мертвыми. Всякий, кто делает это, мерзок перед Господом, и из-за этих мерзостей Господь, Бог твой, изгонит эти народы от тебя», а в Исходе 22:18 говорится: «Не позволяй колдунье жить» (или в Библии короля Иакова «не позволяй ведьме жить"). Также было высказано предположение, что слово «ведьма» (евр. מְכַשֵּׁפָ֖ה məḵaššêp̄ah ) может быть неправильным переводом слова «отравитель». [ 1 ]

Другие указывают на примитивную идеалистическую веру во взаимосвязь между околдовыванием и вожделением, отраженную в случайном переводе Десятой заповеди как «Не пожелай». [ 2 ] Это может свидетельствовать о том, что запрет касался именно колдовства или заклинаний для неестественного обладания чем-либо.

Некоторые приверженцы ближневосточных религий выступали в роли медиумов , передавая послания от мертвых или от знакомого духа . Библия иногда переводится как «некромант» и « некромантия » ( Второзаконие 18:11 ). Однако некоторые лексикографы, в том числе Джеймс Стронг и Спирос Зодиатес, с этим не согласны. Эти ученые говорят, что еврейское слово кашаф (כשפ), используемое в Исходе 22:18 и пяти других местах Танаха , происходит от корня, означающего «шептать». Поэтому Стронг заключает, что это слово означает «прошептать заклинание, то есть произнести заклинание или практиковать магию». Современная английская версия переводит Второзаконие 18:11 как относящееся к «любому виду магии».

По крайней мере, старые библейские запреты включали запрет на « колдовство » для получения чего-либо неестественным путем; « некромантия » как практика магии или гадания с помощью демонов или мертвых, а также любые формы злонамеренного « колдовства ».

Раннее Павлианское христианство

[ редактировать ]

апостола Павла Послание к Галатам включает волхвование в список «дел плоти». [ 3 ] Это неодобрение отражено в Дидахе : [ 4 ] очень ранняя книга о церковной дисциплине, датируемая серединой-концом первого века. [ 5 ]

Средневековые виды

[ редактировать ]

В раннем средневековье христианские церкви не проводили судов над ведьмами. [ 6 ] Германский собор Падерборна в 785 году прямо объявил вне закона саму веру в ведьм, а император Священной Римской империи Карл Великий позже подтвердил этот закон. Среди восточных православных христиан, сосредоточенных в Византийской империи , вера в колдовство широко рассматривалась как deisidaimonia суеверие , а к IX и X векам на латинском христианском Западе вера в колдовство стала рассматриваться как ересь .

Христианские взгляды начали меняться с появлением влиятельных произведений поэта-мистика Данте Алигьери и философа-схоласта Фомы Аквинского , оба из которых верили в астрологию , осуждая колдовство как моральное извращение. [ 7 ] Данте также осуждал существовавшие в то время формы алхимии и гадания , в то время как Фома Аквинский имел более тонкий и сочувственный взгляд. [ 8 ] [ 9 ]

К концу Средневековья и началу раннего Нового времени (после Реформации ) вера в колдовство стала более популярной, и ведьмы стали рассматриваться как находящиеся в непосредственном союзе с Дьяволом . Это положило начало периоду охоты на ведьм среди первых протестантов , которая длилась около 200 лет, а в некоторых странах, особенно в Северо-Западной Европе, десятки тысяч людей были обвинены в колдовстве и приговорены к смертной казни. [ 10 ]

Инквизиция ересь Римско -католической церкви проводила судебные процессы против предполагаемых ведьм в 13 веке, но эти процессы должны были наказать , из которых вера в колдовство была лишь одной из разновидностей. [ 6 ] Инквизиционные суды стали систематически участвовать в охоте на ведьм только в XV веке: в случае с Мадонной Ориенте инквизиция миланская не знала, что делать с двумя женщинами, которые в 1384 и 1390 годах признались, что участвовали в типе белой магии .

Не все инквизиторские суды признавали колдовство. Например, в 1610 году в результате повального увлечения охотой на ведьм Супрема (правящий совет испанской инквизиции ) издал всем Эдикт о благодати (во время которого признавшиеся ведьмы не подлежали наказанию) и посадил единственного несогласного инквизитора, Алонсо. де Саласар Фриас , отвечающий за последующее расследование. Результатом расследования Салазара стало то, что испанская инквизиция больше никогда не беспокоила ведьм, хотя они по-прежнему преследовали еретиков и криптоевреев . [ 11 ]

Мартин Лютер

[ редактировать ]

Мартин Лютер поделился некоторыми взглядами на колдовство, которые были распространены в его время. [ 12 ] Толкуя Исход 22:18, [ 13 ] он заявил, что с помощью дьявола ведьмы могли украсть молоко, просто подумав о корове. [ 14 ] В своем «Малом катехизисе» он учил, что колдовство является грехом против второй заповеди. [ 15 ] и предписал за это библейское наказание в «застольной беседе»:

25 августа 1538 года много говорили о ведьмах и волшебницах, которые травили куриные яйца в гнездах или травили молоко и масло. Доктор Лютер сказал: «Не следует проявлять милосердия к этим [женщинам]; я бы сам сжег их, поскольку мы читаем в Законе, что священники были теми, кто начинал побивать камнями преступников». [ 16 ]

Взгляд Лютера на практикующих магию как на квазидемонов противоречил католической точке зрения, которая делала упор на выбор и покаяние. Он также утверждал, что одним из самых серьезных извращений, вызванных магией, была угроза вырождения традиционных женских ролей в семье. [ 17 ]

Виды эпохи Возрождения

[ редактировать ]
«Дерево Кирхера»: , выполненное Афанасием Кирхером изображение Древа Жизни в 1652 году , на основе версии 1625 года Филиппа д'Акена.

В эпоху инквизиции и антиколдовских настроений существовала более приемлемая форма «чисто естественных» оккультных и языческих исследований, изучение «природных» явлений вообще без каких-либо злых или нерелигиозных намерений. [ 18 ]

Гуманизм эпохи Возрождения (15 и 16 века) стал свидетелем возрождения герметизма и неоплатонических разновидностей церемониальной магии. И буржуазия, и знать той эпохи проявляли большое увлечение этим искусством, которое придавало экзотическое очарование своим приписыванием арабским, еврейским, цыганским и египетским источникам. Была большая неуверенность в разграничении практик тщетных суеверий, кощунственного оккультизма и совершенно обоснованных научных знаний или благочестивых ритуалов. В это время люди обнаружили, что существование магии может ответить на вопросы, которые они не могли объяснить с помощью науки. Для них это означало, что, хотя наука может объяснить разум, магия может объяснить «неразумие». [ 19 ]

Марсилио Фичино выступал за существование духовных существ и духов в целом, хотя многие подобные теории противоречили идеям поздней эпохи Просвещения и относились к ним враждебно со стороны Римско-католической церкви . Однако Фичино теоретизировал «чисто естественную» магию, не требующую призыва духов, злых или злонамеренных. [ 18 ] Сообщается, что бенедиктинский аббат Иоганнес Тритемиус создал заклинания, собственные связанные с полезным общением с духами. Его произведения, в том числе « Стеганография» , были немедленно помещены в Index Librorum Prohibitorum . [ 18 ] Однако позже выяснилось, что эти работы связаны с криптографией и стеганографией, а «магические» формулы были прикрытием для криптографического содержания. [ 20 ] [ 21 ] Однако за их методами стоит богословский мотив их изобретения. В предисловии к « Полиграфии» утверждается, что повседневная применимость тритемианской криптографии является «светским следствием способности души, особо уполномоченной Богом, магическими средствами достичь от земли до Небес». [ 22 ]

Генрих Корнелиус Агриппа (1486–1535), немецкий маг, оккультный писатель, теолог, астролог и алхимик, написал влиятельные « Три книги оккультной философии» , включив каббалу в свою теорию и практику западной магии. Это во многом способствовало развитию взглядов эпохи Возрождения на связь ритуальной магии с христианством. [ 23 ] Джамбаттиста делла Порта развил многие из этих идей в своей Magia Naturalis . [ 24 ] Джованни Пико делла Мирандола продвигал синкретическое мировоззрение, сочетающее платонизм , неоплатонизм, аристотелизм , герметизм и каббалу. [ 23 ]

Герметический синкретизм Пико был далее развит Афанасием Кирхером , священником -иезуитом , герметиком и эрудитом, который много писал на эту тему в 1652 году, добавляя дополнительные элементы, такие как орфизм и египетская мифология . в смесь [ 25 ] Лютеранский епископ Джеймс Хайзер недавно оценил труды Марсилио Фичино и Джованни Пико делла Мирандола как попытку «герметической Реформации». [ 26 ]

Джон Ди был ярым христианином, но на его религиозность повлияли герметический и ренессансный неоплатонизм, а также широко распространенные пифагорейские доктрины. [ 27 ] Из герметизма он почерпнул веру в то, что человек обладает потенциалом божественной силы, которую можно проявить с помощью математики. [ 28 ] Он погрузился в магию , астрологию и герметическую философию. Много усилий за последние 30 лет он потратил на попытки общения с ангелами , чтобы выучить универсальный язык творения и достичь доапокалиптического единства человечества. [ 29 ] Его цель состояла в том, чтобы помочь создать единую мировую религию посредством исцеления разрывов между Римско-католической и протестантской церквями и восстановления чистого богословия древних. [ 30 ]

Современные виды

[ редактировать ]

В эпоху Просвещения на Западе начала угасать вера в способность ведьм и колдунов причинять вред. [ нужна ссылка ] Но причины неверия отличались от таковых у ранних христиан. Для первых христиан причина была богословской: Христос уже победил силы зла. Для христиан пост-Просвещения в Западной и Северной Европе неверие было основано на вере в рационализм и эмпиризм .

Однако именно в это время западное христианство начало распространяться в части Африки и Азии, где досовременные мировоззрения все еще господствовали и где вера в способность ведьм и колдунов причинять вред была, во всяком случае, сильнее, чем в Северной Америке. Европа . Многие африканские независимые церкви разработали свои собственные меры реагирования на колдовство и колдовство. [ 31 ]

Ситуация еще больше осложнилась появлением новых религиозных движений , которые считали колдовство религией. Эти точки зрения не утверждают, что ведьмы на самом деле сознательно заключают договор с сатаной, поскольку в Викке или других современных неоязыческих практиках колдовства обычно не считается, что сатана существует. [ 31 ] [ 32 ]

Христианское противодействие колдовству

[ редактировать ]

Некоторые христианские группы верят в колдовство и рассматривают его как негативную силу . Большая часть критики исходит от групп евангелических христиан ; [ нужна ссылка ] многие христиане-фундаменталисты считают, что колдовство представляет опасность для детей. [ 33 ] Документальный фильм 2006 года « Лагерь Иисуса» , в котором изображена жизнь маленьких детей, посещающих Бекки Фишер летний лагерь , показывает, как Фишер осуждает романы о Гарри Поттере и говорит студентам, что «колдуны — враги Бога». [ 34 ] Хотя летний лагерь Фишера иногда называют пятидесятническим , Фишер наиболее тесно связан с неопятидесятническим движением, известным как Новоапостольская Реформация (НАР). [ 35 ]

Среди христианских организаций НАР особенно агрессивно ведет духовную войну с целью противодействия предполагаемым актам колдовства; В документальных фильмах NAR «Преобразования», снятых режиссером Джорджем Отисом-младшим, показано, как харизматичные христиане создают мини-утопии, изгоняя территориальных духов и изгоняя или даже убивая обвиняемых ведьм. [ 36 ] [ нужна ссылка ] Во время президентских выборов в США в 2008 году всплыли кадры церковной церемонии 2005 года, на которой апостол НАР, кенийский епископ Томас Мати , возложил руки на Сару Пэйлин и призвал Бога защитить ее от «любой формы колдовства». [ 37 ] [ 38 ] [ 35 ]

Магия в литературе

[ редактировать ]

Магия в литературе, хотя и осуждается некоторыми христианами, часто рассматривается христианами как нечто незлое. Ключевое различие будет между реальной магией и притворной магией. Эта точка зрения утверждает, что в реальной жизни практика сверхъестественных способностей (т. е. магии) должна иметь источник или происхождение сверхъестественной силы, которое может быть либо святым, либо злым. Таким образом, рожден от Святого Духа или от демонов. (Подробную информацию об этих учениях см . в разделе « Духовный дар и христианская демонология» .) Таким образом, магия в библейском контексте будет рассматриваться только как акт зла, тогда как в литературе магия представляет собой морально нейтральный инструмент, доступный для совершения как хороших, так и плохих поступков. .

В литературе магические способности имеют много разных источников силы. Технологические способности (наука) могут проявляться как магия. [ 39 ] Часто владение магией достигается путем навязывания своей воли путем концентрации и/или использования устройств для контроля внешней магической силы. Такое объяснение предлагается для Силы в «Звездных войнах» , магии в «Подземельях и драконах» и магии в «Хрониках Нарнии» и «Властелине колец» .

Последние две работы принадлежат известным христианам К.С. Льюису и Дж.Р.Р. Толкину соответственно. В первой книге «Хроник Нарнии» , «Племянник волшебника» , Льюис конкретно объясняет, что магия — это сила, легко доступная в некоторых других мирах, в меньшей степени на Земле. Императрица Джадис (позже Белая Ведьма ) испытала искушение использовать магию из корыстных побуждений, чтобы сохранить контроль над своим миром Чарн, что в конечном итоге привело к уничтожению там жизни. Льюис отнес вопросы морали магии к той же категории, что и мораль технологии, включая вопрос о том, реальна ли она, представляет ли она «нездоровый интерес» или противоречит основному божественному плану для нашей вселенной. [ 40 ]

Толкин, набожный католик, имел строгие правила, установленные правящими силами, ангелами, принявшими «одеяния земли», для использования магии их слугами. Они включали общее неприятие магии во всех обстоятельствах, кроме исключительных, а также запреты на использование магии для контроля над другими, для превращения себя в политическую силу или для создания мира, нарушающего естественный порядок вещей. [ 41 ] Однако он позволил своему персонажу-волшебнику развлекать детей волшебными фейерверками. [ 42 ] [ 43 ]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Ты не оставишь ведьму в живых: убийственный неправильный перевод?» Элизабет Слоан, Haaretz.com, 17 августа 2017 г.
  2. ^ «Размышления об этике 65: Десятая заповедь: скрытый смысл жадности» Джозефа Льюиса (1946) , на apathetic agnostic.com, 2020.
  3. ^ Галатам 5: 19–21.
  4. ^ Апостолы дидаче (1884 г.). Учение двенадцати апостолов, тр. из «editio Princeps» Вриенния А. Гордона (оригинал из Оксфордского университета) . п. 7 . Проверено 20 октября 2013 г.
  5. ^ Оксфордский словарь христианской церкви (Oxford University Press) ISBN   978-0-19-280290-3 ): Дидаче
  6. ^ Jump up to: а б Кон, Норман: «Внутренние демоны Европы: демонизация христиан в средневековом христианском мире». Лондон: Издательство Университета Сассекса, 1975.
  7. ^ Таррант, Нил «Между Фомой Аквинским и Эймерихом: использование римской инквизицией доминиканской мысли при цензуре алхимии», страницы 210-231 | Опубликовано онлайн: 22 августа 2018 г.
  8. ^ Фома Аквинский «Summa Theologiae» [-около 1274 г.], «Вторая часть второй части: Вопрос 77: 2» [Золото, полученное с помощью алхимии, может быть продано как настоящее золото, «если оно действительно обладает свойствами золота»], в Католической энциклопедии, Новое пришествие [онлайн], 2020.
  9. ^ Фома Аквинский "Summa Theologiae" [-ок.1274], II-II.95 [Суеверия в гаданиях], в указ. соч. 2020 год
  10. ^ Левак, Брайан (2015). Охота на ведьм в Европе раннего Нового времени (4-е изд.). Рутледж. п. 21. ...Европейские суды казнили около 45 000 ведьм в ранний современный период.
  11. ^ 1978 «Ведьма, у которой на три пальца слишком много»; Энциклопедия «Вне этого мира» 23:9-12
  12. ^ Карант-Нанн, Сьюзен К.; Визнер-Хэнкс, Мерри Э. (2003). Лютер о женщинах: справочник . Кембридж: Кембриджский университет. Пресс. стр. 228 .
  13. ^ Исход 22:18
  14. Проповедь об Исходе, 1526 г. , WA 16, 551 f.
  15. ^ Мартин Лютер, Маленькая инструкция Лютера , Пер. Роберт Э. Смит (Форт-Уэйн: Проект Виттенберг, 2004), Малый катехизис 1.2.
  16. ^ WA Tr 4:51–52, вып. 3979 цитируется и переводится в Karant-Nunn, 236. Оригинальный текст на латыни и немецком языке: «25, Август много говорил о ведьмах и колдунах, которые крадут куриные яйца, молоко и масло. Лютер ответил: «К ним нет пощады». Ich wolte sie selber verprennen, согласно закону, где священники начали побивать виновных камнями.
  17. ^ Сигрид Браунер «Мартин Лютер о колдовстве: истинный реформатор?», в: Брайан Т. Левак [ред.] «Демонология, религия и колдовство: новые взгляды на колдовство, магию и демонологию» (том 1), стр. 217- 230
  18. ^ Jump up to: а б с Белая магия, черная магия в европейском Возрождении Паолы Замбелли ( BRILL , 2007)
  19. ^ Доус, Грегори. «Рациональность магии Возрождения». Парегон . 30 .
  20. ^ Ридс, Джим (1998). «Решено: шифры в книге III Стеганографии Тритемия». Криптология . 22 (4): 191–317. дои : 10.1080/0161-119891886948 .
  21. ^ Эрнст, Томас (1996). «Черная и белая магия: ключ к третьей книге стенографии Тритемия». Дафнис: Журнал средненемецкой литературы . 25 (1): 1–205.
  22. ^ Бранн, Ноэль Л., «Тритемий, Иоганнес», в Словаре гнозиса и западного эзотеризма , изд. Воутер Дж. Ханеграфф (Лейден и Бостон: Брилл, 2006), стр. 1135-1139.
  23. ^ Jump up to: а б Фермер, ЮАР; «Синкретизм на Западе: 900 тезисов Пико (1486 г.)», Тексты и исследования Средневековья и Возрождения, 1999, ISBN   978-0-86698-209-2
  24. ^ Оккультные науки в эпоху Возрождения: исследование интеллектуальных моделей Уэйна Шумейкера ( Калифорнийский университет Press , 1972)
  25. ^ Шмидт, Эдвард В. «Последний человек эпохи Возрождения: Афанасий Кирхер», SJ. Компания: Мир иезуитов и их друзей. 19 (2), зима 2001–2002 гг.
  26. ^ Хейзер, Джеймс Д., Prisci Theologi и герметическая Реформация в пятнадцатом веке , Repristination Press: Техас, 2011. ISBN   978-1-4610-9382-4
  27. ^ Уолтер И. Траттнер (январь 1964 г.). «Бог и расширение в елизаветинской Англии: Джон Ди, 1527–1583». Журнал истории идей . 25 (1): 17–34. дои : 10.2307/2708083 . JSTOR   2708083 .
  28. ^ Стивен Джонстон (1995). «Личность практикующего математика в Англии XVI века» . Музей истории науки, Оксфорд . Проверено 27 октября 2006 г.
  29. ^ Сент-Клер, Кассия (2016). Тайная жизнь цвета . Лондон: Джон Мюррей. стр. 268–269. ISBN  9781473630819 . OCLC   936144129 .
  30. ^ Доктор Роберт Пул (6 сентября 2005 г.). «Джон Ди и английский календарь: наука, религия и империя» . Институт исторических исследований. Архивировано из оригинала 30 сентября 2007 г. Проверено 26 октября 2006 г.
  31. ^ Jump up to: а б Хейс, Стивен. 1995. Христианские ответы на колдовство и колдовство, в Missionalia, Vol. 23(3) ноября. Страницы 339-354. «Без названия» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2007 г. Проверено 15 апреля 2007 г.
  32. ^ Министерство армии США, «Религиозные требования и практики определенных избранных групп: Справочник для капелланов»: «Очень важно осознавать, что виккане никоим образом не поклоняются «Сатане», «Дьяволу» и не верят в него. или любые подобные объекты».
  33. ^ Кокрелл, Аманда (10 февраля 2006 г.). «Гарри Поттер и охотники на ведьм: социальный контекст нападений на Гарри Поттера » . Журнал американской культуры . 29 (1): 26. doi : 10.1111/j.1542-734x.2006.00272.x . ISSN   1542-7331 .
  34. ^ Шефер, Донован О. (2015). Религиозные аффекты: животность, эволюция и власть . Дарем: Издательство Университета Дьюка. ISBN  978-0-8223-5982-1 .
  35. ^ Jump up to: а б Уивер, Джон (2016). Новоапостольская Реформация: история современного харизматического движения . Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд. стр. 95–96. ISBN  978-1-4766-2421-1 .
  36. ^ Лэмпман, Джейн (23 сентября 1999 г.). «Нацеливание на города с помощью «духовного картирования» и молитвы» . Христианский научный монитор . ISSN   0882-7729 . Проверено 1 мая 2024 г.
  37. ^ Макаскилл, Юэн (24 сентября 2008 г.). «Видео показывает, как Пэйлин молится против колдовства» . Хранитель . ISSN   0261-3077 . Проверено 1 мая 2024 г.
  38. ^ «Евангелисты ведут духовную войну» . ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ЯДЕРНЫЙ РЕАКТОР . 19 августа 2011 года . Проверено 1 мая 2024 г.
  39. ^ , Артур Кларк. «Профили будущего», 1961 г. (третий закон Кларка)
  40. ^ Мэтью Т. Дикерсон , Дэвид О'Хара. «Нарния и поля Арбола: экологическое видение К.С.Льюиса», 2009 г.
  41. ^ Толкин, JRR «Истари», в «Неоконченных сказаниях Нуменора и Средиземья», отредактированный с комментариями Кристофера Толкина; опубликовано посмертно, Джордж Аллен и Анвин: 1980, стр. 390–391.
  42. ^ Толкин, Дж. Р. Р. «Хоббит», 1937; 4-е издание, Джордж Аллен и Анвин, 1978: стр.14.
  43. ^ Толкин, JRR «Долгожданная вечеринка», в «Братстве Кольца», 1954; 15-е впечатление, Джордж Аллен и Анвин, 1966, стр. 35–36.

Библиография

[ редактировать ]

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Древняя христианская магия: коптские тексты ритуальной силы Марвина В. Мейера и Ричарда Смита, Princeton University Press. 1999 год
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb1c299d2b3ccdee34d6e8ec72c546d6__1720644000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/d6/fb1c299d2b3ccdee34d6e8ec72c546d6.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Christian views on magic - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)