Джеймс Типтри мл.
Джеймс Типтри мл. | |
---|---|
![]() Шелдон в январе 1946 года. | |
Рожденный | Элис Гастингс Брэдли 24 августа 1915 г. Чикаго , Иллинойс, США |
Умер | 19 мая 1987 г. Маклин, Вирджиния , США | (71 год)
Псевдоним |
|
Занятие |
|
Образование |
|
Период | 1968–1988 (новая фантастика) [ 1 ] |
Жанр | научная фантастика |
Заметные награды |
|
Супруг |
|
Родственники |
|
Подпись | |
![]() |
Элис Брэдли Шелдон (урожденная Элис Гастингс Брэдли ; 24 августа 1915 — 19 мая 1987) — американская писательница научной фантастики и фэнтези, более известная как Джеймс Типтри-младший , — псевдоним который она использовала с 1967 года до своей смерти. До 1977 года не было публично известно, что Джеймс Типтри-младший был женщиной. С 1974 по 1985 год она также иногда использовала псевдоним Раккуна Шелдон . Типтри был введен в Зал славы научной фантастики в 2012 году. [ 2 ]
Дебютный сборник рассказов Типтри « Десять тысяч световых лет от дома » был опубликован в 1973 году, а ее первый роман « Вверх по стенам мира » — в 1978 году. Среди других ее работ — повесть 1973 года « Женщины, которых мужчины не видят ». , новелла 1974 года « Девушка, которую подключили к сети », новелла 1976 года « Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? », Роман 1985 года « Яркость падает с воздуха » и рассказ 1974 года «Ее дым поднялся навсегда» .
Ранняя жизнь, семья и образование
[ редактировать ]Элис Гастингс Брэдли происходила из семьи, проживавшей в интеллектуальном анклаве Гайд-парка , университетского района Чикаго . [ 3 ] Ее отцом был Герберт Эдвин Брэдли , юрист и натуралист, а матерью — Мэри Гастингс Брэдли , плодовитая писательница художественной литературы и книг о путешествиях. [ 4 ] С раннего возраста она путешествовала вместе с родителями, а в 1921–22 семья совершила первое путешествие в Центральную Африку . Во время этих поездок она играла роль «идеальной дочери, которую готовы носить через всю Африку, как сверток, всегда аккуратно одетой и хорошо воспитанной, заслуга ее матери». Позже это способствовало написанию ее рассказа «Женщины, которых мужчины не видят». [ 4 ]

Она является главным героем в двух научно-популярных рассказах ее матери об их путешествиях: «Алиса в стране джунглей» (1927) и «Алиса в стране слонов» (1929). Это были книги о путешествиях для детей, которые включали фотографии юной Алисы, посещающей части Африки, еще не полностью открытые жителями Запада. Иллюстрированная обложка « Алисы в стране джунглей» принадлежит Элис Гастингс Брэдли.
Между поездками в Африку Брэдли посещал школу в Чикаго. В возрасте десяти лет она поступила в лабораторные школы Чикагского университета , которые представляли собой экспериментальную обучающую мастерскую с небольшими классами и свободной структурой. Когда ей было четырнадцать, ее отправили в школу-интернат в Лозанне в Швейцарии , а затем она вернулась в США, чтобы учиться в школе-интернате в Тэрритауне в Нью-Йорке .
Взрослая жизнь и начало карьеры: 1934–1967 гг.
[ редактировать ]Мать поощряла Брэдли делать карьеру, но мать также надеялась, что она выйдет замуж и остепенится. [ 4 ] В 1934 году, в возрасте 19 лет, она встретила Уильяма (Билла) Дэйви и сбежала, чтобы выйти за него замуж. [ 4 ] [ 5 ] Она бросила колледж Сары Лоуренс , который не позволял учиться женатым студентам. Они переехали в Беркли, Калифорния , где посещали занятия, и Дэйви посоветовал ей заняться искусством. [ 4 ] Брак не удался; он был алкоголиком и безответственно относился к деньгам, а она не любила вести домашнее хозяйство. [ 4 ] Пара развелась в 1940 году. [ 4 ] Позже она стала графиком, художницей и — все еще под именем «Элис Брэдли Дэйви» — искусствоведом в газете Chicago Sun в период с 1941 по 1942 год. [ 6 ]
После развода Брэдли присоединилась к Женскому армейскому вспомогательному корпусу , где стала офицером снабжения. [ 4 ] В 1942 году она присоединилась к ВВС США и работала в группе фоторазведки ВВС США. Позже ей было присвоено звание майора — высокого звания для женщин того времени. В армии она «впервые почувствовала себя среди свободных женщин». Будучи офицером разведки, она стала экспертом в чтении фотографий с воздуха. [ 5 ]
В 1945 году, в конце войны, находясь в командировке в Париже, она вышла замуж за своего второго мужа, Хантингтона Д. Шелдона , известного как «Тинг». открыла небольшой бизнес Она была демобилизована из армии в 1946 году, тогда же вместе со своим мужем . В том же году научно-популярная статья о польских беженцах, работающих в Германии (под названием «Счастливчики») была опубликована в номере журнала The New Yorker от 16 ноября 1946 года и указана в журнале как «Элис Брэдли». В 1952 году ее и ее мужа пригласили присоединиться к ЦРУ , и она согласилась. В ЦРУ она работала офицером разведки, но работа ей не нравилась. [ 5 ] Она ушла со своей должности в 1955 году и вернулась в колледж.
Она училась на степень бакалавра искусств в Американском университете (1957–1959). В 1967 году она получила докторскую степень в Университете Джорджа Вашингтона. по экспериментальной психологии Она написала докторскую диссертацию , посвященную реакции животных на новые стимулы в различных средах. За это время она написала и представила несколько научно-фантастических рассказов под именем Джеймс Типтри-младший, чтобы защитить свою академическую репутацию. [ 7 ]
Художественная карьера
[ редактировать ]Брэдли начала иллюстрировать, когда ей было девять лет, участвуя в написании книги своей матери « Алиса в стране слонов» , детской книги о второй поездке семьи в Африку, появившись в ней как она сама. [ 8 ] Позже у нее была выставка рисунков Африки в Чикагской галерее, организованная ее родителями. [ 9 ] Хотя она проиллюстрировала несколько книг своей матери, при жизни она продала только одну иллюстрацию, в 1931 году, журналу The New Yorker с помощью Гарольда Обера , нью-йоркского агента, который работал с ее матерью. Иллюстрация, изображающая лошадь, встающую на дыбы и сбрасывающую всадника, продана за десять долларов. [ 10 ]
В 1936 году Брэдли участвовала в групповой выставке в Чикагском институте искусств , с которой она была связана через свою семью, демонстрируя новые американские работы. Это был важный шаг вперед в ее карьере художника. В это время она также брала частные уроки рисования у Джона Слоана . Брэдли не любил ханжество в живописи. Рассматривая учебник по анатомии для урока рисования, она заметила, что гениталии размыты, поэтому восстановила гениталии фигурок карандашом. [ 11 ]
В 1939 году ее обнаженный автопортрет под названием « Портрет в деревне » был принят на «Всеамериканскую» выставку, проводимую раз в два года в галерее Коркоран в Вашингтоне, округ Колумбия, где он экспонировался в течение шести недель. Хотя эти две выставки считались большим прорывом, она пренебрегла этими достижениями, заявив, что «продаются только второсортные художники», и она предпочитала хранить свои работы дома. [ 12 ]
К 1940 году Брэдли почувствовала, что освоила все необходимые техники и была готова выбрать предмет. Однако она начала сомневаться, стоит ли ей рисовать. Она продолжала работать над своей техникой живописи, увлекалась вопросами формы и читала книги по эстетике, чтобы знать, что с научной точки зрения делает картину «хорошей». [ 13 ] Она перестала рисовать в 1941 году. Поскольку она нуждалась в способе прокормить себя, родители помогли ей найти работу искусствоведа в газете Chicago Sun. [ 6 ]
Карьера научно-фантастического человека: 1967–1987 гг.
[ редактировать ]Брэдли открыла для себя научную фантастику в 1924 году, когда прочитала свой первый выпуск « Странных сказок» , но сама написала их только несколько лет спустя. [ 14 ] Не зная, что делать со своим новым дипломом и новой/старой карьерой, она начала писать научную фантастику. В 1967 году она взяла псевдоним Джеймс Типтри-младший. Имя «Типтри» произошло от фирменной банки с мармеладом , а «Младший». это была идея ее мужа. В интервью она сказала: «Мужское имя казалось хорошим камуфляжем. У меня было ощущение, что мужчина проскользнет мимо и станет менее заметным. В моей жизни было слишком много случаев, когда я была первой женщиной в какой-то проклятой профессии». [ 15 ] [ 16 ] Она также приняла решение начать писать научную фантастику, которая сама интересовала ее, и «была удивлена, обнаружив, что ее рассказы были немедленно приняты к публикации и быстро стали популярными». [ 5 ]
Ее первым опубликованным рассказом был «Рождение продавца» в мартовском номере журнала Analog Science Fact & Fiction за 1968 год под редакцией Джона В. Кэмпбелла . В том же году последовали еще три — «If» и «Fantastic» . [ 1 ] Другие псевдонимы, которые она использовала, включали «Элис Гастингс Брэдли», «Майор Элис Дэйви», «Алли Б. Шелдон», «Доктор Элис Б. Шелдон» и «Раккуна Шелдон».
Написав под псевдонимом Раккуна, ей не удалось добиться большого успеха в публикации, пока ее другое альтер-эго, Типтри, не обратилось к издателям с просьбой вмешаться. [ 17 ]
Псевдоним успешно сохранялся до конца 1977 года. [ 17 ] отчасти потому, что, хотя «Типтри» был широко известен как псевдоним, обычно считалось, что его использование было направлено на защиту профессиональной репутации чиновника разведывательного сообщества. Читателям, редакторам и корреспондентам разрешалось выбирать пол, и обычно, но не всегда, они считали себя «мужскими». Было предположение, частично основанное на темах ее рассказов, что Типтри могла быть женщиной. В 1975 году во введении к Теплые миры и все остальное » сборнику рассказов Типтри « Роберт Сильверберг писал: «Высказывалось предположение, что Типтри — женщина, и эту теорию я нахожу абсурдной, поскольку для меня есть что-то неизбежное». мужественный подход к творчеству Типтри». [ 18 ] Сильверберг также сравнил творчество Типтри с творчеством Эрнеста Хемингуэя , утверждая, что в них обоих «преобладала мужественность — эта озабоченность вопросами мужества, абсолютными ценностями, тайнами и страстями жизни и смерти, выявленными экстремальными физическими испытаниями». болью, страданиями и потерями». [ 18 ]
[Работа Типтри является] доказательством того, что она сказала: мужчины и женщины могут и говорят друг с другом и друг за друга, если они удосужились научиться этому.
— Урсула К. Ле Гуин , [ 19 ] Хатру
«Типтри» никогда не появлялась на публике, но регулярно переписывалась с фанатами и другими авторами научной фантастики по почте. Когда Типтри/Шелдон спросили о биографических подробностях, она рассказала обо всем, кроме своего пола. По словам ее биографа Джули Филлипс: «Никто никогда не видел и не разговаривал с обладателем этого голоса. Он писал письма, теплые, откровенные, забавные письма другим писателям, редакторам и поклонникам научной фантастики». В своих письмах коллегам-писателям, таким как Урсула К. Ле Гуин и Джоанна Расс , она представляла себя феминисткой; однако Шелдон не представилась мужчиной лично. Писательство было способом избежать общества, в котором доминировали мужчины, - темы, которые Типтри исследовал в рассказах, позже собранных в « Ее дым поднялся навсегда» . Одна история, в частности, представляет собой прекрасную иллюстрацию этих тем. « Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? » рассказывает о группе астронавтов, которые открывают будущую Землю, мужское население которой было уничтожено; Остальные самки научились прекрасно ужиться в их отсутствие.
В 1976 году «Типтри» упомянул в письме, что «его» мать, тоже писательница, умерла в Чикаго — подробности, которые побудили пытливых фанатов найти некролог со ссылкой на Элис Шелдон; вскоре все выяснилось. Как только первоначальный шок прошел, Шелдон написала Ле Гуин, одной из своих ближайших подруг, признавшись в своей личности. Она написала: «Я никогда не писала вам ничего, кроме чистой правды, не было никакого расчета или намерения обмануть, кроме подписи, которая за 8 лет стала просто очередным прозвищем, все остальное — это просто я. Дело в том, что я — 61-летняя женщина по имени Элис Шелдон (прозвище Алли) по натуре одинокая, но 37 лет замужем за очень приятным мужчиной значительно старше (Хантингтон был на 12 лет ее старше), который не читает мои статьи, но рад, что мне нравится. письмо". [ 20 ]
После того, как личность Шелдона была раскрыта, несколько выдающихся писателей-фантастов испытали некоторое замешательство. Роберт Сильверберг , который утверждал, что Типтри не могла быть женщиной, исходя из свидетельств ее рассказов, добавил постскриптум к своему предисловию ко второму изданию книги Типтри « Теплые миры и все остальное» , опубликованному в 1979 году. [ 21 ] Харлан Эллисон представил историю Типтри в антологии « Опять опасные видения», высказав мнение, что «[Кейт] Вильгельм - женщина, которую нужно победить в этом году, но Типтри - мужчина». [ 22 ]
Только тогда она завершила свой первый полнометражный роман « Вверх по стенам мира» , который был выбран книжным клубом научной фантастики Doubleday . [ 1 ] До этого она работала и заработала репутацию только в области рассказов.
Темы
[ редактировать ]«Совет» был важной частью процесса взросления современной научной фантастики… «Он»… написал мощную художественную литературу, бросающую вызов предположениям читателей обо всем, особенно о сексе и гендере.
— Сьюзи Макки Чарнас , [ 19 ] Женский обзор книг
Постоянная тема творчества Шелдона — гендер; на нее повлиял подъем феминизма второй волны . Ярким примером является «Женщины, которых мужчины не видят» (1973), где Шелдон, как и в большинстве своих рассказов, вырабатывает убедительную мужскую точку зрения. Мы видим двух женщин в этой истории (Рут Парсонс и ее дочь) глазами Дона Фентона, который критически оценивает их как возможных сексуальных партнеров, а также заботится о том, чтобы защитить их. По словам Энн Крэнни-Фрэнсис, он смущен, когда Рут проявляет смелость и здравый смысл, не сумев «выполнить стереотипные женские роли». [ 23 ] Рут пытается объяснить отчуждение женщин вообще и себя в частности, но Фентону это кажется чепухой. Решение Парсонсов покинуть Землю на инопланетном космическом корабле заставляет его если не понять, то, по крайней мере, вспомнить слова Рут. Само название рассказа отражает идею о том, что женщины во времена Шелдона были невидимы. Как утверждает Крэнни-Фрэнсис, «Женщины, которых мужчины не видят», является выдающимся примером… подрывного использования жанровой художественной литературы для создания нетрадиционной дискурсивной позиции, феминистской темы». [ 23 ]
Смерть и наследие
[ редактировать ]Шелдон продолжал писать под псевдонимом Типтри еще десять лет. В последние годы жизни она страдала от депрессии и болезни сердца, а ее муж начал терять зрение, почти полностью ослеп в 1986 году. [ 24 ] В 1976 году 61-летняя Шелдон написала Сильвербергу письмо, в котором выразила желание покончить с собой, пока она еще была трудоспособна и активна; она сказала, что не хотела действовать в соответствии с этим намерением, поскольку не хотела оставлять мужа и не могла заставить себя убить его. [ 25 ] Позже она предложила мужу заключить договор о самоубийстве , когда их здоровье начало ухудшаться. 21 июля 1977 года она записала в дневнике: «Тинг согласилась подумать о самоубийстве через 4–5 лет». [ 26 ]
Десять лет спустя, 19 мая 1987 года, Шелдон застрелила мужа, а затем и себя; после первой стрельбы она позвонила своему адвокату, чтобы сообщить о своих действиях. Они были найдены мертвыми, держась за руки, в постели в своем доме в Вирджинии. [ 27 ] По словам биографа Джули Филлипс , предсмертная записка, оставленная Шелдоном, была написана в сентябре 1979 года и сохранена до тех пор, пока она не понадобится. [ 28 ] Хотя обстоятельства смерти Шелдонов не достаточно ясны, чтобы исключить убийство-самоубийство опекуна (поскольку, возможно, ее муж не был готов умереть), показания самых близких к ним людей предполагают договор о самоубийстве. [ 29 ]
Сексуальная ориентация
[ редактировать ]Шелдон всю жизнь привлекала женщина, и за годы до своей смерти она называла себя лесбиянкой. В 1980 году она написала Джоанне Расс и заявила: «Я лесбиянка [ sic ] [...] Мне очень нравятся некоторые мужчины, но с самого начала, еще до того, как я что-либо узнала, меня всегда зажигали девушки и женщины». [ 30 ] [ 31 ] У Шелдона были романы с мужчинами [ 32 ] и «страстные влюбленности» в женщин [ 13 ] во время ее первого брака, а позже заметила, что «две или три самые большие любви в моей жизни были девушками». [ 13 ]
Премия Джеймса Типтри-младшего
[ редактировать ]Премия Джеймса Типтри-младшего , присуждаемая произведениям научной фантастики и фэнтези, расширяющим или исследующим понимание гендера, была учреждена авторами Карен Джой Фаулер и Пэт Мерфи в феврале 1991 года. [ 33 ] такие художественные произведения, как « Half Life» Шелли Джексон и «Свет» М. Джона Харрисона Награду получили . Из-за разногласий по поводу обстоятельств смерти ее и ее мужа в 2019 году название награды было изменено на «Другое». [ 34 ]
Работает
[ редактировать ]Сборники рассказов
[ редактировать ]- Десять тысяч световых лет от дома (1973)
- Теплые миры и все остальное (1975)
- Звездные песни старого примаса (1978)
- Внезапно и другие необычные видения (1981)
- Байт красивый: восемь научно-фантастических рассказов (1985)
- Звездный разлом (1986) (связанные истории)
- Сказки Кинтана-Роо (1986) (связанные истории)
- Корона звезд (1988)
- Ее дым поднялся навсегда (сборник) (1990)
- Голос, который бормочет во тьме (сборник) (2023)
Аббревиатура(а) после каждого названия указывает на его появление в одной или нескольких из следующих коллекций:
Название коллекции | Год издания | Аббревиатура |
---|---|---|
Десять тысяч световых лет от дома | 1973 | ЛИФХ |
Теплые миры и не только | 1975 | WWO |
Звездные песни старого примаса | 1978 | ССОП |
Внезапно и другие необычные видения | 1981 | ТЫ |
Byte Beautiful: восемь научно-фантастических рассказов | 1985 | ББ |
Сказки Кинтана-Роо (связанные истории) | 1986 | QR-код |
Звездный Разлом (связанные истории) | 1986 | СР |
Корона звезд | 1988 | CS |
Ее дым поднялся навсегда (сборник) | 1990 | СРУ |
Встретимся в бесконечности (художественная литература, эссе и другая научно-популярная литература) | 2000 | ММ |
Голос, шепчущий во тьме (сборник) | (2023) | ВНМ |
- 1968
- «Корабль-матка» (позже переименованный в «Мама возвращается домой») (повесть): LYFH
- «Pupa Knows Best» (позже переименованная в «Help»; повесть): LYFH
- «Рождение коммивояжера» (рассказ): LYFH
- «Вина» (рассказ): ВВО, ВНМ
- «Счастье — теплый космический корабль» (рассказ): ММ
- «Пожалуйста, не играйте с машиной времени» (очень короткий рассказ): ММ
- «День, похожий на любой другой» (очень короткий рассказ): ММ
- 1969
- «Телепортируйте нас домой» (рассказ): LYFH, BB, VNM
- «Последний полет доктора Айна» (рассказ): WWO, SRU
- «Твое гаплоидное сердце» (повесть): ССОП
- «Снега растаяли, снега ушли» (повесть): LYFH, VNM
- «Parimutuel Planet» (позже переименованная в «Верная Тебе, Терра, по-нашему») (новелла): LYFH
- 1970
- «Человек, двери передавший привет» (рассказ): LYFH, VNM
- «Я слишком большой, но я люблю играть» (повесть): LYFH
- «Ночной ящер» (рассказ): WWO
- «Прошлой ночью и каждую ночь» (рассказ): CS
- 1971
- «Миролюбие Вивиан» (рассказ): LYFH, BB
- «Я буду ждать тебя, когда бассейн опустеет» (рассказ): LYFH, BB
- «И так далее, и так далее» (рассказ): ССОП, ГРУ
- «Мать в небе с бриллиантами» (повесть): LYFH
- 1972
- «Человек, который шел домой» (рассказ): LYFH, BB, SRU
- «И я пришел в это место потерянными путями» (повесть): WWO, SRU
- « И я проснулся и нашел себя здесь, на холодном склоне холма » (рассказ): LYFH, SRU
- В последний день (новелла): WWO, SRU
- «Painwise» (новелла): LYFH
- «Навсегда одеялу Гудзонова залива» (рассказ): LYFH
- «Филомена, Грег, Рикки-Тикки, Барлоу и пришелец» (позже переименованная в «Все виды да») (новелла): WWO, VNM
- «Райское молоко» (рассказ): WWO
- «Амберджек» (рассказ): WWO
- «Сквозь мрачную девушку» (рассказ): WWO
- «Проблема не в твоем наборе» (рассказ): ММ (ранее не публиковалось)
- «Нажимай до остановки кровотечения» (рассказ): ММ
- 1973
- « Любовь — это план, план — смерть » (рассказ): WWO, BB, SRU
- « Женщины, которых мужчины не видят » (повесть): WWO, SRU
- « Девушка, которую подключили » (повесть): WWO, SRU
- 1974
- «Ее дым поднялся навсегда» (повесть): ССОП, ГРУ
- «Angel Fix» (повесть, под названием «Раккуна Шелдон»): др.-англ.
- 1975
- Мгновенный вкус бытия (новелла): SSOP, SRU
- 1976
- «Ваши лица, о сестры мои! Ваши лица наполнены светом!» (рассказ под именем Раккуна Шелдон): OE, BB, SRU
- «Бобровые слезы» (рассказ под именем Раккуна Шелдон): др.-англ.
- «Она ждет, когда родятся все мужчины» (рассказ): SSOP, SRU
- Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? (новелла): SSOP, SRU (лауреат премии «Хьюго»; лауреат премии «Небьюла»)
- «Психолог, который не делал бы с крысами ужасных вещей» (повесть): ССОП, ВНМ
- 1977
- « The Screwfly Solution » (повесть под именем Раккуна Шелдон): OE, SRU
- «Ангел, разделяющий время» (рассказ): OE, VNM
- 1978
- «Мы, укравшие мечту» (повесть): OE, SRU
- 1980
- Медленная музыка (новелла): OE, SRU
- «Источник невинного веселья» (рассказ): др.-англ.
- 1981
- «Тариф на экскурсию» (новелла): ББ, ВНМ
- «Лириос: Повесть о Кинтана-Роо» (позже переименованная в «Что вышло на берег в Лириосе») (новелла): QR, VNM
- «Из отовсюду» (повесть): О.Э., ВНМ
- Нежными безумными руками (новелла): OE, BB, SRU
- 1982
- «Мальчик, который катался на водных лыжах навсегда» (рассказ): QR
- 1983
- «За мертвым рифом» (повесть): QR
- 1985
- «Мясо нравственности» (новелла, под именем Ракуна Шелдон): CS
- Единственный аккуратный поступок (новелла): SR, VNM
- «Все это и рай тоже» (повесть): CS
- «Трей Червей» (рассказ): ММ (ранее не публиковалось)
- 1986
- «Наш резидент Джинн» (рассказ): CS
- «В большой центральной библиотеке Денебского университета» (рассказ): С.Р.
- Спокойной ночи, любимые (новелла): SR
- Столкновение (рассказ): SR
- Цвет глаз неандертальца (новелла): ММ
- 1987
- «Второе движение» (повесть): CS
- «Новый дудл» (новелла): КС, ВНМ
- «Среди жизни» (повесть): КС, ВНМ
- 1988
- «Живи со мной» (новелла): CS
- Назад, повернись назад (новелла): CS
- «Земля, как змея, обновляется» (новелла): CS [написано в 1973 году]
Романы
[ редактировать ]- Вверх по стенам мира (1978)
- Яркость падает с воздуха (1985)
Другие коллекции
[ редактировать ]- Аккуратные листы: Поэзия Джеймса Типтри-младшего ( Tachyon Publications , 1996)
- Встретимся со мной в бесконечности (сборник ранее не собранных и неопубликованных художественных произведений, эссе и другой научной литературы, с большим количеством биографической информации, под редакцией друга Типтри Джеффри Д. Смита ) (2000)
Адаптации
[ редактировать ]- «Человек, который шел домой» (1977): Andromeda адаптация канадского андеграундного комикса Vol . 2 , № 1 ; Сентябрь; Серебряная Улитка Комикс, ООО; Торонто; стр. 6–28. Карандаши Джона Эллисона, чернила Тони Меерса.
- «Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь?» (1990): радиодрама для Национального общественного радио сериала Sci-Fi Radio . Первоначально транслировалось как два получасовых шоу, 4 и 11 февраля.
- «Янки Дудл» (1990): получасовая радиодрама для Национального общественного радио сериала «Sci-Fi Radio» . Эфир 18 марта.
- Weird Romance (1992): внебродвейский мюзикл Алана Менкена . Акт 1 основан на « Девушке, которую подключили к сети ».
- «Девушка, которую подключили» (1998): телефильм : 5 серия сериала « Добро пожаловать в Парадокс».
- The Screwfly Solution (2006): телефильм : 2 сезон, 7 серия сериала «Мастера ужасов».
- «Ксенофилия» (2011): основано на жизни и творчестве Типтри и Конни Конверс ; аранжировка и хореография Майи Рамнатх ; произведено воздушной танцевально-театральной труппой Constellation Moving Company, представлено в Театре для Нового города , представлено 10–13 ноября 2011 года. Рецензент Джен Ганнелс пишет: «В спектакле некоторые рассказы Типтри сочетались с песнями Конверса, смешанными с биографическими элементы обеих женщин, одновременно кинестетически исследуя как через танец, так и через воздушную работу на трапеции, лире (воздушное кольцо) и шелках (два отрезка ткани). которым художник манипулирует, исполняя воздушную акробатику). Результат получился элегантным, жутковатым и глубоко трогательным». [ 35 ] [ 36 ]
Награды и почести
[ редактировать ]Зал славы научной фантастики ввел Типтри в 2012 году. [ 2 ] Она также выиграла несколько ежегодных наград за отдельные художественные произведения (обычно лучшие за предыдущий календарный год): [ 37 ]
- Премия Хьюго : новелла 1974 года « Девушка, которую подключили к сети» ; Новелла 1977 года, Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь?
- Награды «Небула» : рассказ 1973 года «Любовь — это план, план — смерть»; Новелла 1976 года, Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? ; Повесть 1977 года «Решение для мух» (опубликована Раккуной Шелдоном)
- Премия World Fantasy Award : сборник 1987 года, «Сказки Кинтана-Роо».
- Премия «Локус» : рассказ 1984 года «За мертвым рифом»; Новелла 1986 года "Единственное аккуратное дело"
- Премия Science Fiction Chronicle : новелла 1986 года «Единственное, что нужно сделать»
- Премия «Юпитер» : новелла 1977 года, Хьюстон, Хьюстон, вы читаете?
японский язык Переводы ее художественных произведений на также получили две премии Хаякава и три премии Сейун как лучшие за год под меняющимися названиями (иностранные, зарубежные, переведенные). Награды выбираются читателями журнала и участниками ежегодного съезда соответственно: [ 37 ]
- Премия читателей журнала SF Magazine Хаякавы , короткометражный фильм: 1993, «Нежными безумными руками» (1981); 1997, «Живи со мной» (1988)
- Премия Сейун, короткометражный и длинный художественный фильм: 1988, «Единственное, что нужно сделать» (1985); 2000, «Из отовсюду» (1981); 2008, Яркость падает с воздуха (1985)
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с Джеймс Типтри-младший из базы данных Интернет-спекулятивной фантастики (ISFDB). Проверено 18 апреля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Зал славы научной фантастики: Музей ЭМИ объявляет список призывников в Зал славы научной фантастики 2012 года» . Архивировано из оригинала 22 июля 2012 года . Проверено 22 июля 2012 г. . Май/июнь 2012 г. Музей ЭМИ ( empmuseum.org ). Архивировано 22 июля 2012 года. Проверено 19 марта 2013 года.
- ^ Филлипс 2006 , с. 11.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час Спеллер, Морин Кинкейд (2007). «Джеймс Типтри-младший» . Литературный ежегодник Мэгилла 2007 : 1–3 – через EBSCOhost.
- ^ Перейти обратно: а б с д Киркпатрик 2007 , с. 64.
- ^ Перейти обратно: а б Филлипс 2006 , с. 104.
- ^ Филлипс, Джули. «Элис Брэдли Шелдон, 1915–1987» . Джеймс Типтри-младший: Двойная жизнь Элис Б. Шелдон . 23 октября 2011 г. Проверено 31 октября 2011 г.
- ^ Филлипс 2006 , с. 38.
- ^ Филлипс 2006 , с. 24.
- ^ Филлипс 2006 , стр. 63–64.
- ^ Филлипс 2006 , стр. 92–93.
- ^ Филлипс 2006 , с. 95.
- ^ Перейти обратно: а б с Филлипс 2006 , с. 98.
- ^ Холмс, Джон Р. (2007). «Джеймс Типтри-младший» . Путеводитель по литературным мастерам и их произведениям . 1 – через EBSCOhost.
- ^ "ASI_1983_04.pdf" . Гугл Документы .
- ↑ Профиль в апрельском выпуске журнала научной фантастики Айзека Азимова за 1983 год .
- ^ Перейти обратно: а б Киркпатрик 2007 , с. 65.
- ^ Перейти обратно: а б «Тайная научно-фантастическая жизнь Элис Б. Шелдон. (Стенограмма)» . NPR.org . Проверено 12 декабря 2015 г.
- ^ Перейти обратно: а б Цитируется по Типтри-младшему, Джеймс. Яркость падает с воздуха . Open Road Media, 2014. Электронная книга.
- ^ Филлипс, Джули. «Дорогой Звездный Медведь: письма между Урсулой К. Ле Гуин и Джеймсом Типтри-младшим». Журнал фэнтези и научной фантастики (2006).
- ^ «Публикация: Теплые миры и не только» . www.isfdb.org . Проверено 10 декабря 2021 г.
- ^ Эллисон, Харлан, изд. (1972). И снова опасные видения . Даблдэй. п. 814.
- ^ Перейти обратно: а б Крэнни-Фрэнсис, Энн. Феминистская фантастика . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина. 1990. С. 30, 38.
- ^ Филлипс 2006 , с. 388.
- ^ Дэвис, Патрисия (20 мая 1987 г.). «Пули положили конец двум «хрупким» жизням» . Вашингтон Пост . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Филлипс 2006 , с. 366.
- ^ Осгуд, Нью-Джерси (1992). Самоубийство в дальнейшей жизни: распознавание предупреждающих знаков . Лексингтонские книги . п. 7. ISBN 9780669212143 . Проверено 8 апреля 2015 г.
- ^ Филлипс 2006 , с. 390.
- ^ Лотиан, Алексис (2 сентября 2019 г.). «Элис Шелдон и название премии Типтри» . Литературная премия Джеймса Типтри-младшего . Проверено 3 сентября 2019 г.
- ^ Расс, Джоанна (4 января 1990 г.). «Письма» . Экстраполяция . 31 (1): 83–88. дои : 10.3828/extr.1990.31.1.83 . [курсив в оригинале]
- ^ Филлипс 2006 , с. 491.
- ^ Филлипс 2006 , с. 129.
- ^ «Наша история» . В противном случае премия . 22 декабря 2019 года . Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ «От Типтри к другому» . В противном случае премия . 13 октября 2019 г. Проверено 17 февраля 2021 г.
- ^ Ганнелс, Джен (январь 2012 г.). « Ксенофилия » по произведениям Джеймса Типтри-младшего и Конни Конверс. Нью-Йоркское обозрение научной фантастики . 24 (5): 1, 8–11.
- ^ Робертс, Лорен (1 ноября 2011 г.). «Шоу театра воздушного танца с участием Майи Рамнатх Дрейпера» . Программа Дрейпер . Проверено 12 августа 2012 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Типтри, Джеймс-младший». Архивировано 15 марта 2005 года в Wayback Machine . Индекс локуса премий научной фантастики: Индекс литературных номинантов . Публикации Локуса . Проверено 18 апреля 2013 г.
Общая и цитируемая библиография
[ редактировать ]- Крэнни-Фрэнсис, Энн. Феминистская фантастика . Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина , 1990.
- Элмс, AC «Боль в космосе: психология изоляции у Кордвейнера Смита и Джеймса Типтри-младшего». в Г. Вестфале (ред.), «Космос и за его пределами: пограничная тема в научной фантастике» . Вестпорт, Коннектикут: Greenwood Press, 2000. ISBN 978-0-313-30846-8 .
- Фаулер, Карен Джой с Пэт Мерфи , Дебби Ноткин и Джеффри Д. Смит (ред.). Антология премии Джеймса Типтри №1: Секс, будущее и шоколадное печенье . Сан-Франциско, Калифорния: Tachyon Publications, 2004. ISBN 978-1-892391-19-3 .
- Фаулер, Карен Джой с Пэт Мерфи, Дебби Ноткин и Джеффри Д. Смит (ред.). Антология премии Джеймса Типтри 2 . Сан-Франциско, Калифорния: Tachyon Publications, 2005. ISBN 978-1-892391-31-5 .
- Фаулер, Карен Джой с Пэт Мерфи, Дебби Ноткин и Джеффри Д. Смит (ред.). Антология премии Джеймса Типтри 3: Подрывные истории о сексе и гендере . Сан-Франциско, Калифорния: Tachyon Publications, 2007. ISBN 978-1-892391-41-4 .
- Киркпатрик, Ким (2007). «Начни снова: трюки Джеймса Типтри-младшего с опоссумом». Биография . 30 (1): 61–73. дои : 10.1353/bio.2007.0024 . S2CID 161379989 .
- Ноткин, Дебби и Тайный феминистский заговор (ред.). Летающие чашки и блюдца: гендерные исследования в научной фантастике и фэнтези . Ковина, Калифорния: Edgewood Press, 1998 (2-е издание Lulu.com, 2008). ISBN 978-0-9629066-8-8 . [ самостоятельный источник ]
- Филлипс, Джули. «Дорогой Звездный Медведь: письма между Урсулой К. Ле Гуин и Джеймсом Типтри-младшим». Журнал фэнтези и научной фантастики , сентябрь 2006 г.
- Филлипс, Джули (2006). Джеймс Типтри-младший: Двойная жизнь Элис Б. Шелдон . Нью-Йорк: Пресса Святого Мартина . ISBN 978-0-312-20385-6 . Подробная биография с пониманием жизни и творчества Шелдона. Обширные цитаты из ее переписки, журналов и других статей. литературного приложения Times Обзор The Times и The Sunday Times
- Филлипс, Джули. «Джеймс Типтри-младший: Двойная жизнь Элис Б. Шелдон» (jamestiptreejr.com).: сайт биографа, посвященный Типтри/Шелдону.
Внешние ссылки
[ редактировать ]

- Ссылки
- Джеймс Типтри-младший в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Всемирный веб-сайт Джеймса Типтри-младшего (неофициальный, архивировано 3 марта 2016 г.)
- Элис Б. Шелдон, псевдоним Джеймс Типтри-младший, документы Орегонского университета.
- Обзор New York Times о Джеймсе Типтри-младшем: Двойная жизнь Элис Б. Шелдон Джули Филлипс
- Веб-сайт биографии Типтри Джули Филлипс
- Интернет-фантастика
- «Женщины, которых не видят мужчины» . Архивировано из оригинала 19 января 2008 года . Проверено 19 января 2008 г. Текст рассказа
- Painwise at the Wayback Machine (архивировано 17 февраля 2008 г.) Текст рассказа
- Телепортируйте нас домой с помощью Wayback Machine (архивировано 8 февраля 2008 г.) Текст рассказа
- Решение Screwfly в Wayback Machine (архивировано 20 февраля 2008 г.) Текст рассказа
- «Любовь — это план, план — смерть» . Архивировано из оригинала 15 апреля 2005 года . Проверено 19 мая 2011 г. Текст рассказа
- PDF-файл «Два рассказа Джеймса Типтри-младшего: Последний полет доктора Эйна и решение для мухи», содержащий оба рассказа.
- Работы Джеймса Типтри-младшего в Открытой библиотеке
- Онлайн радио
- « Хьюстон, Хьюстон, ты читаешь? » (Выбор 17) из сериала NPR «Sci-Fi Radio» (20 и 21), 4 и 11 февраля 1990 г. (55:32)
- " Янки Дудл " (Выбор 21) из сериала NPR Sci-Fi Radio (26), 18 марта 1990 г. (27:49)
- 1915 рождений
- 1987 смертей
- Самоубийства 1987 года
- Американские романисты XX века
- Американские писатели рассказов XX века
- Американские писательницы XX века
- Писатели-псевдонимы XX века
- Американские писательницы-феминистки
- Американские писательницы-лесбиянки
- Американские военнослужащие ЛГБТ
- Американские ЛГБТ-писатели
- Американские военнослужащие, покончившие жизнь самоубийством
- Американские писатели-фантасты
- Выпускники американского университета
- Американские женщины-писатели
- Американские женщины-писатели рассказов
- Выпускники Колумбийского колледжа искусств и наук
- Феминистская научная фантастика
- Писатели, лауреаты премии Хьюго
- ЛГБТ из Иллинойса
- ЛГБТ из Вирджинии
- марициды
- Военные из Чикаго
- Убийства-самоубийства в Вирджинии
- Лауреаты премии «Небьюла»
- Писатели из Чикаго
- Американские писатели-постмодернисты
- Псевдонимы женщин-писательниц
- Выпускники колледжа Сары Лоуренс
- Призывники Зала славы научной фантастики
- Самоубийства с применением огнестрельного оружия в Вирджинии
- Офицеры ВВС США
- Персонал ВВС США времен Второй мировой войны
- Солдаты женского армейского корпуса
- Американские женщины-писатели-фантасты и фэнтези
- Писатели, лауреаты Всемирной премии фэнтези