347-е спасательное крыло
347-е спасательное крыло | |
---|---|
![]() Эмблема 347-го спасательного крыла | |
Активный | 1948–2006 |
Страна | Соединенные Штаты |
Ветвь | ВВС США |
Тип | Истребитель (Исторический - ПВО, Атака, Запрет), Специальные операции |
Помолвки | Вьетнамская война [ 1 ] |
Украшения | Награда за выдающееся подразделение ВВС за боевое устройство «V» Награда за выдающееся подразделение ВВС [ 1 ] |


347- е спасательное крыло — бездействующее подразделение ВВС США . В последний раз он был приписан к Командованию специальных операций ВВС , дислоцированному на базе ВВС Муди , штат Джорджия. Он был деактивирован 1 октября 2006 года.
История
[ редактировать ]- Дополнительную информацию о происхождении и истории см. в 347-й спасательной группе.
Источник: [ 2 ]
Япония
[ редактировать ]
347- я истребительная группа была переименована в 347-й истребительный авиаполк (всепогодный) и вновь активизирована в Японии 10 августа 1948 года в составе ВВС Дальнего Востока 315-го составного авиаполка для выполнения задач противовоздушной обороны. Крыло было собрано из трех бывших Northrop F-61B Black Widow эскадрилий ночных истребителей : 6-й, 418-й и 421-й. Эскадрильи были переименованы в 339-ю, 4-ю и 68-ю истребительные эскадрильи соответственно. В августе 1948 года их обозначение было изменено на Истребительную (всепогодную) эскадрилью, чтобы более точно определить их задачу.
4-я истребительная (всепогодная) эскадрилья (FS) была развернута и прикреплена к 51-й истребительной группе на авиабазе Кадена , Окинава .
Срок полезного использования F-61 был продлен из-за проблем ВВС с размещением на вооружении ночного/всепогодного истребителя с реактивным двигателем. Планируемой заменой был Curtiss XP-87/XF-87 Blackhawk , однако проблемы в разработке привели к тому, что Black Widow был заменен другим винтовым истребителем, North American F-82F/G Twin Mustang .
«Твин-Мустанги» начали поступать в середине 1949 и 1950 годов. 347-й FS был последним действующим подразделением ВВС США, летавшим на «Черной вдове», 339-й FS списал свой последний F-61 в мае 1950 года, пропустив Корейскую войну всего на месяц. . Переименован в 347-й истребитель во всепогодное авиаполк 20 января 1950 года на авиабазе Йокота. Деактивирован 24 июня 1950 г.
Переименован в 347-й тактический истребительный авиаполк (TFW), вновь активизирован на авиабазе Йокота , Япония, 21 декабря 1967 года и организован 15 января 1968 года в составе Пятых воздушных сил Тихоокеанских ВВС (PACAF). В Японии крыло выполняло тактические задачи по подготовке истребителей, воздушную разведку и операции в чрезвычайных ситуациях. Его оперативные эскадрильи были следующими:
- 34-й тактический истребитель : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (развернут с июня 1968 г. по март 1971 г. в 388-м TFW, RTAFB Корат , Таиланд).
- 35-й тактический истребитель : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (отделен 22 марта - 10 июня 1968 г.), (TC: GG, красные кепки с плавниками)
- 36-й тактический истребитель : 15 января 1968 г. - 15 мая 1971 г. (TC: GL, кепки с синими плавниками).
- 80-я тактическая истребительная эскадрилья (TFS): 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (выведена из строя 15 февраля - 15 марта 1971 г.), (TC: GR, кепки с желтыми плавниками)
- 556-я тактическая разведывательная эскадрилья (TRS): 1 июля 1968 г. - 15 мая 1971 г. Martin EB/RB-57E Canberra , Lockheed C-130B-II, Сан-Вэлли) (хвостовой код B-57: GT, C-130Bs некодирован)
35-й, 36-й и 80-й TFS были оснащены самолетами McDonnell-Douglas F-4C Phantom II и выполняли тренировочные миссии тактических истребителей. 556-й ТФС совершал различные вылеты секретного характера по радиоэлектронной борьбе и специальным операциям. Экипажи F-4C 347-го TFW будут менять TDY в 34-й TFS и обратно. Эскадрилья окончательно переведена в 388-й TFW, март 1971 г.
В 1971 году США и Япония договорились, что все боевые эскадрильи, базирующиеся в Йокоте, должны быть перераспределены, и Йокота стала нелетной станцией, размещенной на базе 475-го крыла авиабазы. 35-й самолет TFS был переведен в 67-й TFS/18-й TFW авиабазы Кадена на Окинаве . Самолеты 36-го TFS и 80-го TFS были переданы 3-му TFW, авиабаза Кусан , Южная Корея. 554-й TRS B-57 был переведен в 363-е тактическое разведывательное крыло (TRW) на авиабазе Шоу , Южная Каролина . C-130 были оставлены в Йокоте и переведены в новое 475-е крыло авиабазы.
Авиабаза Маунтин Хоум
[ редактировать ]
347-й TFW был возобновлен 15 мая 1971 года и оснащен свежими с завода самолетами General Dynamics F-111F Aardvarks , заменив 67-е тактическое разведывательное крыло в качестве базового подразделения на авиабазе Маунтин-Хоум в Айдахо . 67 TFW переехал в июле 1971 года на базу ВВС Бергстром, штат Техас. Оснащенный F-111F, 347-й полк некоторое время находился в Маунтин-Хоум, проводя обучение на F-111F до 1 октября 1972 года, когда 366 TFW перебрался из Вьетнама в Маунтин-Хоум. По прибытии 366-й TFW поглотил весь личный состав и технику 347-го TFW.
Оперативные эскадрильи полка составляли:
- 391-й тактический истребитель (июль 1971 г. - октябрь 1972 г.) (хвостовой код: МО)
- 4589-я тактическая истребительная эскадрилья (июль 1971 г. - октябрь 1971 г.) (хвостовой код: MP)
389-й тактический истребитель (октябрь 1971 г. - октябрь 1972 г.) (хвостовой код: MP / MO) - 4590-я тактическая истребительная эскадрилья (июль 1971 г. - июнь 1972 г.) (хвостовой код: MQ)
390-й тактический истребитель (июнь - октябрь 1972 г.) (хвостовой код: МО)
4589-й и 4590-й TFS были временными подразделениями в ожидании передачи 389-го и 390-го TFS из 12-го и 366-го TFW в Юго-Восточную Азию. Все три эскадрильи приняли хвостовой код MO в соответствии с концепцией общего крыла в июне 1972 года. 347-я TFW была выведена из строя 31 октября 1972 года.
Тахли РТАФБ
[ редактировать ]30 июля 1973 года 347-й тактический истребительный авиаполк был возобновлен на базе Королевских ВВС Таиланда Тахли (RTAFB), Таиланд, заменив 474-й тактический истребительный авиаполк , который вернулся на авиабазу Неллис , штат Невада , США, и унаследовал две эскадрильи по 24 F-111A в каждой. Это были:
- 428-я тактическая истребительная эскадрилья «Буканьеры» (хвостовой код: HG – красный хвостовой плавник)
- 429-я тактическая истребительная эскадрилья «Черные соколы» (хвостовой код: HG — желтый хвостовой плавник)

428-й TFS и 429-й TFS продолжали проводить бомбардировки по радиомаякам и операции «Следопыт» в Камбодже в составе 347-го TFW до прекращения боевых действий с воздуха 15 августа 1973 года. [ 3 ] 15 августа на F-111A 67-113 был выполнен последний военный вылет времен Вьетнамской войны в качестве заключительного вылета Constant Guard. [ 4 ] После прекращения огня крыло поддерживалось в боеготовом состоянии на случай возможных действий в непредвиденных обстоятельствах.
В январе 1974 года министр обороны объявил о перераспределении ресурсов Таиланда с окончательным выводом авиационных ресурсов к концу 1976 года. В июне 1974 года два F-111S из 347-го TFW вылетели из Тахли на авиабазу Осан в Южной Корее и провели Демонстрации боевого оружия для представителей Республики Корея и США на полигоне Найтмэр.
Тахли RTAFB был возвращен Королевским ВВС Таиланда в июле 1974 года.
Корат РТАФБ
[ редактировать ]
С возвращением Тахли в состав Королевских ВВС Таиланда две эскадрильи F-111A (428-я TFS, 429-я TFS) 347-го TFW были переведены на базу Королевских ВВС Таиланда Корат . В Корате 347-й TFW выполнил задачи по тренировочной готовности. Он участвовал в спасении американского торгового судна SS Mayaguez от красных кхмеров 13–14 мая 1975 года. Два самолета F-111A потопили и / или повредили несколько канонерских лодок красных кхмеров возле острова Ко Танг во время боя с силами Каймера. [ 4 ]
30 июня 1975 года 347 TFW был выведен из строя. 428 TFS и 429 TFS и связанные с ними самолеты F-111A вернулись на базу ВВС Неллис , штат Невада , и были переведены в 474-й тактический истребительный авиаполк .
Пост-Вьетнамская эпоха
[ редактировать ]Авиабаза Муди
[ редактировать ]

1 декабря 1975 года 347-й тактический истребительный авиаполк был возобновлен на авиабазе Муди, штат Джорджия, в качестве тактического истребительного авиаполка под управлением Тактического авиационного командования (TAC). Оперативные истребительные эскадрильи в Муди были:
- 68-я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: MY, красная полоса на хвосте)
- 69-я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: MY, серебряная полоса на хвосте)
- 70-я тактическая истребительная эскадрилья (хвостовой код: MY, сине-белая клетчатая полоса на хвосте)
347-й TFW до 1988 года летал на McDonnell-Douglas F-4E, модернизировав его до Block 15 General Dynamics F-16A/B. В 1990 году авиакрыло снова было модернизировано до Block 40 F-16C/D. Муди получил Премию главнокомандующего за выдающиеся достижения в монтаже в 1991 году и Премию Верна Орра 1994 года, которая вручается Ассоциацией ВВС подразделению, которое наиболее эффективно использует человеческие ресурсы для выполнения своей миссии. В июне 1997 года 347-й TFW был удостоен награды ВВС за выдающееся подразделение в восьмой раз за свою выдающуюся историю .
1 октября 1991 года 347-й TFW был переименован в 347-й истребительный авиаполк (FW). 1 июня 1992 года 347-й полк был передан в состав недавно созданного Воздушного боевого командования (ACC).
В результате разрушения авиабазы Хомстед во Флориде в августе 1992 года ураганом Эндрю , 307-я и 308-я полки 31-го истребительного авиаполка были первоначально эвакуированы на авиабазу Муди до того, как ураган обрушился на берег. Поскольку Хомстед был непригоден для использования в течение длительного периода после урагана, 20 ноября эскадрильи были окончательно закреплены за 347-м TFW, что сделало его крупнейшим крылом F-16 в ВВС США. 1 апреля 1994 года 308-й полк без личного состава и оборудования был переведен в 56-й истребительный авиаполк на авиабазе Люк , в Аризоне заменив 311-й полк. Эскадрильи Block 40 F-16 были отправлены в ВВС США в Европе ( USAFE ).
1 июля 1994 года ВВС переименовали 347-й истребительный авиаполк в 347-й авиаполк , составное воздушно-наземное авиационное крыло. Эскадрильи 347-го авиаполка были:
- 52-я воздушная эскадрилья (С-130Е) (зеленая полоса на хвосте - ROOS)
Переведен из дезактивированного 63-го MAW, авиабаза Нортон, Калифорния, 1 мая 1994 года. Состоял в эскадрилье C-141B в Нортоне. - 68-я истребительная эскадрилья (F-16C/D) (красная полоса на хвосте – LANCERS)
- 69-я истребительная эскадрилья (F-16C/D) (черная полоса на хвосте – WEREWOLVES)
- 70-я истребительная эскадрилья (A/OA-10A) (сине-белая полоса на хвосте - БЕЛЫЕ РЫЦАРИ)
- 307-я истребительная эскадрилья (F-16C/D) (черная полоса на хвосте – СТИНГЕРЫ)
307-й FS был выведен из строя 31 августа 1995 года, когда количество операций F-16 в Муди сократилось.
1 апреля 1997 года к 347-му крылу добавился поисково-спасательный компонент за счет 41-й спасательной эскадрильи с вертолетами HH-60G и 71-й спасательной эскадрильи со специализированными самолетами HC-130P с авиабазы Патрик , Флорида. Чтобы освободить место для этих эскадрилий, 52-я воздушная эскадрилья была дезактивирована, а ее С-130 были переданы 71-й спасательной эскадрилье (RQS).
F-16 из 347-го авиакрыла начали передаваться, когда в Муди закончилась концепция «Композитного крыла». 70-й FS был дезактивирован 30 июня 2000 г. 69-й FS был дезактивирован 2 февраля 2001 г., а 68-й FS был дезактивирован 1 апреля. F-16 были переданы в различные действующие, резервные и воздушные эскадрильи Национальной гвардии как в CONUS, так и за рубежом.
1 мая 2001 года 347-е крыло было преобразовано в составное крыло и преобразовано в 347-е спасательное крыло (RQW), став единственным действующим боевым поисково-спасательным крылом ВВС. 347-я RQW была передана из ACC Командованию специальных операций ВВС 1 октября 2003 года.
Заменен Дет. 1, 363-я группа боевой поддержки (CSG) на авиабазе Муди и прошел обучение, чтобы овладеть самолетами F-4E. Принял на себя ответственность за эксплуатацию авиабазы Муди в декабре 1975 года. После этого часто проводил учения в США и за рубежом для поддержания потенциала, специализирующегося на атаках класса «воздух-земля» с использованием высокоточного оружия. Перешел на самолеты F-16A/B, 1988–1989 гг., и ориентировал планирование миссий на требования НАТО, проводя развертывание эскадрилий в Европе.
Начал модернизацию до F-16C/D в январе 1990 года, а в августе 1990 года стал первым действующим подразделением TAC, использовавшим всепогодную/ночную систему навигации и бомбардировки LANTIRN. В августе 1990 года отправил вспомогательный персонал в Юго-Западную Азию, а в январе 1991 года направил одну истребительную эскадрилью для выполнения боевых задач. После прекращения огня продолжал поддерживать операции по поддержанию мира, периодически направляя самолеты в Саудовскую Аравию для поддержки операции «Южный дозор» и других непредвиденных обстоятельств.
Современная эпоха
[ редактировать ]В 1994 году стало составным крылом с добавлением элементов воздушной перевозки и непосредственной авиационной поддержки, а в рамках реорганизации ВВС после окончания холодной войны штаб-квартира ACC преобразовала и перестроила 347-й истребительный авиаполк в 347-й авиаполк (347 WG) на 1 июля 1994 года, новой задачей стало проецирование силового составного крыла воздух/земля.
1 апреля 1997 года к 347-му крылу добавился компонент боевого поиска и спасения (CSAR) за счет 41-й спасательной эскадрильи (41 RQS) с вертолетами HH-60G и 71-й спасательной эскадрильи (71 RQS) со специализированными HC-130P самолетами . оба подразделения переводятся с авиабазы Патрик , Флорида . Чтобы освободить место для этих эскадрилий, 52-я воздушная эскадрилья была расформирована, а ее С-130 были переданы в 71-ю RQS.
F-16 из 347-го авиакрыла начали передаваться, когда в Moody закончилась концепция «Композитного крыла». 70 FS был деактивирован 30 июня 2000 г., 69 FS был деактивирован 2 февраля 2001 г., а 68 FS был деактивирован 1 апреля. F-16 и A-10/OA-10 были переданы различным действующим эскадрильям командования резерва ВВС и Национальной гвардии как в CONUS, так и за рубежом. 1 мая 2001 года 347-е крыло было преобразовано в составное крыло и преобразовано в 347-е спасательное крыло (347 RQW), став единственным действующим боевым поисково-спасательным крылом ВВС.
1 октября 2003 года Муди был переведен из боевого командования авиации в Командование специальных операций ВВС (AFSOC). С изменением назначения 347-е спасательное крыло было переведено из ACC в AFSOC. Это был недолгий эксперимент, в ходе которого все средства воздушного спасения ВВС США (активные, резерв ВВС и воздушная национальная гвардия) временно были переданы под юрисдикцию AFSOC. 1 октября 2005 г. 347-й RQW вернулся в состав боевого воздушного командования.
Деактивирован 1 октября 2006 года, персонал и оборудование переведены в 23-е крыло, которое было переведено в Муди с авиабазы Поуп, Северная Каролина.
Родословная
[ редактировать ]- Создан как 347-й всепогодный истребительный авиаполк 10 августа 1948 года.
- Активирован 18 августа 1948 г.
- переименован в 347-й истребительный всепогодный авиаполк. 20 января 1950 г.
- Деактивирован 24 июня 1950 г.
- Переименован в 347-й тактический истребительный авиаполк и активирован 21 декабря 1967 года.
- Организован 15 января 1968 г.
- Деактивирован 31 октября 1972 г.
- Активирован 30 июля 1973 г.
- Деактивирован 30 июня 1975 г.
- Активирован 30 сентября 1975 г.
- Переименован в 347-й истребительный авиаполк 1 октября 1991 г.
- Переименован в 347-е крыло 1 июля 1994 г.
- Переименован в 347-е спасательное крыло 1 мая 2001 г.
- Деактивирован 1 октября 2006 года, персонал и оборудование переименованы в 23-е крыло .
Задания
[ редактировать ]- 315-я авиационная дивизия , 18 августа 1948 г.
- Пятые воздушные силы , 1 марта — 24 июня 1950 г.
- Тихоокеанские ВВС , 21 декабря 1967 г.
- Пятые воздушные силы , 15 января 1968 г.
- Тактическое авиационное командование , 15 мая 1971 г.
- 832-я авиационная дивизия , 15 мая 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- Тринадцатая воздушная армия , 30 июля 1973 г. - 30 июня 1975 г.
- Прикреплен к: Седьмым воздушным силам , 30 июля 1973 г. 14 февраля 1974 г.
- Прикреплено к: Группе поддержки деятельности США / Седьмым воздушным силам , гр. 14 февраля 1974 г. - 30 июня 1975 г.
- Девятая воздушная армия , 30 сентября 1975 г.
- Командование специальных операций ВВС , 1 октября 2003 г. - 1 октября 2006 г.
Компоненты
[ редактировать ]Группы
- 347-я истребительная группа : 18 августа 1948 г. - 24 июня 1950 г.
- 1-я спасательная группа: 1 апреля - 30 сентября 1997 г.
- 23-я истребительная группа : 1 апреля 1997 г. - 27 июня 2000 г.
- 347-я оперативная группа : 1 мая 1991 г. - 1 октября 2006 г.
- 563-я спасательная группа : 1 октября 2003 г. - 1 октября 2006 г.
Эскадрильи
- 34-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (отделена)
- 35-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (выделена 22 марта - 10 июня 1968 г.)
- 36-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 мая 1971 г.
- 68-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 сентября 1975 г. - 1 мая 1991 г. (отделена 30 мая - 5 июля 1990 г.)
- 69-я учебная тактическая истребительная эскадрилья (позже 69-я тактическая истребительная) эскадрилья : 1 июля 1983 г. - 1 мая 1991 г. (отделена 8 января - 1 мая 1991 г.).
- 70-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 сентября 1975 г. - 1 мая 1991 г. (выделена 29 августа - 28 сентября 1989 г.)
- 80-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 января 1968 г. - 15 марта 1971 г. (отделена 15 февраля - 15 марта 1971 г.)
- 339-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 декабря 1975 г. - 1 июля 1983 г.
- 389-я тактическая истребительная эскадрилья : 15 октября 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- 390-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 июня - 31 октября 1972 г.
- 391-я тактическая истребительная эскадрилья : 1 июля 1971 г. - 31 октября 1972 г.
- 428-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 июля 1973 г. - 15 июня 1975 г.
- 429-я тактическая истребительная эскадрилья : 30 июля 1973 г. - 21 июня 1975 г.
- 556-я разведывательная эскадрилья: 1 июля 1968 г. - 15 мая 1971 г.
- 4589-я тактическая истребительная эскадрилья: 1 сентября - 15 октября 1971 г.
- 4590-я тактическая истребительная эскадрилья: 1 января - 30 июня 1972 г.
- 6091-я разведывательная эскадрилья: 15 января - 1 июля 1968 г.
Станции
[ редактировать ]
|
|
Командиры
[ редактировать ]
|
|
Самолет
[ редактировать ]
|
|
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Равенштейн, стр. 261–264
- ^ Равенштейн, Чарльз А. (1984). История происхождения и почестей боевых крыльев ВВС, 1947–1977 гг . Авиабаза Максвелл, Алабама: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 .
- ^ Старший, майор (15 апреля 1974 г.). «Воздушные операции в Кхмерской республике 1 декабря 1971 г. - 15 августа 1973 г.». Подразделение CHECO/CORONA HARVEST, DCS/планы и операции, штаб-квартира PACAF . ДТИК ADB355566. Отчет проекта CHECO (Специальный проект). Штаб-квартира ВВС США: Департамент ВВС: 45–46. НЕСЕКРЕТНО.
- ^ Jump up to: а б Торнборо, Энтони М.; Дэвис, Питер Э. (1989). F-111: Успех в действии . Лондон: Arms & Armor Press Ltd., с. 44. ИСБН 0-85368-988-1 .
Внешние ссылки
[ редактировать ] В эту статью включены общедоступные материалы Агентства исторических исследований ВВС.
- Информационный бюллетень о 347 спасательном крыле
- Часть текста в этой статье была взята со страниц веб-сайта Moody AFB , который, как работа правительства США, считается общедоступным ресурсом .
Библиография
[ редактировать ]- «Экипаж F111 участвовал в 100 миссиях в конфликте в Юго-Восточной Азии» . Звезды и полосы . 23 июня 1973 года.
- Баллард, Джек С. (1984). «1961–1973: Иллюстрированный отчет». ВВС США в Юго-Восточной Азии . ДТИК АДА160932. Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. НЕСЕКРЕТНО.
- Дэвис, Питер (2013). General Dynamics F-111 Муравьед . Великобритания: ISBN Osprey Publishing Ltd. 978-1-78096-611-3 .
- Дэвис, Питер Э.; Торнборо, Энтони М. (1997). F-111 Муравьед . Рамсбери, Мальборо, Уилтшир. Crowood Press Ltd. Великобритания: ISBN 1-86126-079-2 .
- Дрендел, Лу (1978). F-111 в действии . Уоррен, Мичиган, США: ISBN Squadron/Signal Publications, Inc. 0-89747-083-4 .
- Старший, майор (15 апреля 1974 г.). «Воздушные операции в Кхмерской республике 1 декабря 1971 г. - 15 августа 1973 г.». Подразделение CHECO/CORONA HARVEST, DCS/планы и операции, штаб-квартира PACAF . ДТИК ADB355566. Отчет проекта CHECO (Специальный проект). Штаб-квартира ВВС США: Департамент ВВС. НЕСЕКРЕТНО.
- Ганстон, Билл. Ф-111. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера, 1978. ISBN 0-684-15753-5 .
- Ганстон, Билл. F-111 (Современные боевые самолеты, Том 3). Нью-Йорк: Книги Саламандры, 1983. ISBN 0-668-05904-4 .
- Мартин, Патрик (1994). Хвостовой код: полная история маркировки хвостового кода тактических самолетов ВВС США . Атглен, Пенсильвания: История военной авиации Шиффера. ISBN 0-88740-513-4 .
- Мюллер, Роберт (1989). Базы ВВС, Том. I, Действующие базы ВВС на территории Соединенных Штатов Америки, 17 сентября 1982 г. (PDF) . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-53-6 . Проверено 17 декабря 2016 г.
- Пейп, Гарри Р., Кэмпбелл, Джон М. и Донна (1991), Northrop P-61 Black Widow: Полная история и боевые записи . Сент-Пол, Миннесота: Motorbooks International. ISBN 0-87938-509-X .
- Равенштейн, Чарльз А. (1984). Боевые крылья ВВС, истории происхождения и почестей 1947–1977 гг . Вашингтон, округ Колумбия: Управление истории ВВС. ISBN 0-912799-12-9 . Проверено 17 декабря 2016 г.
- Роджерс, Брайан. (2005). Обозначения подразделений ВВС США с 1978 года . Хинкли, Великобритания: Midland Publications. ISBN 1-85780-197-0 .
- Шлайт, Джош (1996). «Слишком долгая война». ВВС США в Юго-Восточной Азии 1961-1975 гг . ДТИК АДА440394. Вашингтон, округ Колумбия: Центр истории ВВС. НЕСЕКРЕТНО.
- Торнборо, Энтони М.; Дэвис, Питер Э. (1989). F-111: Успех в действии . Arms & Armor Press Ltd. Лондон: ISBN 0-85368-988-1 .
- Торнборо, Тони (1993). F-111 Aardvark: лучший ударный самолет ВВС США . Военный самолет Оспри. Оксфорд, Великобритания: Издательство Osprey. ISBN 1-85532-259-5 .