Хонне и татемаэ
![]() | В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти сообщения )
|
В Японии хонне и татэмэ — японские термины, относящиеся к чувствам и внешнему поведению человека. [ 1 ] Хоннэ человека относится к истинным чувствам и желаниям ( 本音 , хоннэ , «истинный звук») , а татемээ, напротив, относится к поведению и мнениям, которые человек демонстрирует публично ( 建前 , татемээ , «построенный впереди», «фасад»). . Это различие стало проводиться в послевоенную эпоху. [ 2 ] : 35
человека Хонне может противоречить тому, чего ожидает общество или того, что требуется в соответствии с его положением и обстоятельствами, и их часто скрывают, за исключением самых близких друзей. Татемаэ — это то, чего ожидает общество и требует в зависимости от положения и обстоятельств, и они могут соответствовать или не соответствовать его чести . Во многих случаях татемээ приводит к откровенной лжи, чтобы избежать раскрытия истинных внутренних чувств. В англоязычных странах говорят «белую ложь».
Причины
[ редактировать ]В японской культуре публичные неудачи и неодобрение других рассматриваются как особые источники стыда. [ 3 ] : 153 и снижение социального положения, [ 4 ] : 53 [ 5 ] : 122, 127, 133 [ 6 ] : 284 поэтому в большинстве социальных контекстов принято избегать прямой конфронтации или разногласий. [ 3 ] : 153, 154, 164 Традиционно социальные нормы диктуют, что нужно стараться свести к минимуму разногласия; невыполнение этого требования может быть расценено как оскорбительное или агрессивное. [ 3 ] : 218 По этой причине японцы склонны делать все возможное, чтобы избежать конфликтов, особенно в контексте больших групп. [ нужна ссылка ] Поддерживая эту социальную норму, [ 3 ] : 52, 86 человек социально защищен от таких нарушений со стороны других. [ 7 ] : 192
Конфликт между хонне и гири (социальными обязательствами) является одной из главных тем японской драматургии на протяжении веков. [ 3 ] : 205–207, 315 Например, главному герою придется выбирать между выполнением своих обязательств перед семьей/ феодалом или тайной любовной связью. [ нужна ссылка ]
Эффекты
[ редактировать ]Современные явления, такие как уединение хикикомори и одиночки-паразиты, рассматриваются как примеры растущей проблемы поздней японской культуры, когда новое поколение растет, неспособное справиться со сложностями хонне-татемэ. [ нужна ссылка ] и давление все более потребительского общества. [ нужна ссылка ]
Хотя татэмэ и хонне не являются исключительно японским феноменом, некоторые японцы считают, что они уникальны для Японии, особенно те, кто считает, что их культура уникальна в плане наличия концепций «частного разума» и «общественного разума». Хотя может не быть прямого перевода отдельных слов для хонне и татемаэ , на некоторых языках [ нужна ссылка ] у них есть описания из двух слов; например, по-английски «частное мнение» и «общественное мнение».
Аналогичное несоответствие между истинным чувством и внешним видом наблюдается и в ясе- гамане . [ 5 ] : 230 фраза, значение которой буквально переводится как «голодающий скелет», имея в виду быть довольным или притворяться таковым. В настоящее время эта фраза используется в двух разных значениях, выражая самурайскую добродетель самодисциплины. [ 3 ] : 63, 218, 228 молчаливый нравственный героизм, [ 7 ] : 226, 246, 250, 252 или высмеивая упрямство, спасение лица. [ 6 ] : 284
Критика
[ редактировать ]Многие ученые утверждают, что хонне-татемээ является неотъемлемой частью понимания японской культуры, например, профессор Такео Дои , который считал, что разделение хонне-татемэ имеет первостепенное значение в японской культуре. [ 4 ] а также другие исследователи, такие как Одзаки, которые использовали эту концепцию для изучения японского восприятия класса и статуса. [ 8 ] Несмотря на это, сохраняется критика относительно уникальности этой концепции для Японии, поскольку многие утверждают, что эта концепция скорее широко распространена, чем отличается от Японии.
Исследования показали, что многие японцы считают эту концепцию уникальной и культурно значимой. Одно исследование показало, что, хотя восприятие иностранных студентов примеров хонне-татемээ было довольно тонким, японские студенты часто ограничивали точки зрения и укрепляли стереотипы в соответствии с более жесткими культурными предписаниями этой концепции. [ 9 ]
Некоторые исследователи [ 10 ] предполагают, что потребность в явных словах для татемээ и хонне в японской культуре свидетельствует о том, что эта концепция относительно нова для Японии, тогда как невысказанное понимание во многих других культурах указывает на более глубокую интернализацию этих концепций. В любом случае, во всех культурах существуют конвенции, помогающие определять подходящее общение и поведение в различных социальных контекстах, которые неявно понимаются без явного названия социальных норм, на которых основаны эти конвенции.
Поэтому другие исследователи утверждали, что такого рода дуализм, разделение истинных чувств человека и того, что они представляют собой внешне, не является культурно специфичным. [ 11 ] один ученый даже предполагает, что концепции хонне и татемаэ, возможно, первоначально произошли от китайских концепций «Ян» и «Инь». [ 11 ] Очевидно, схожие концепции « лица » (например, «сохранения лица») наблюдались в нескольких различных обществах и культурах.
См. также
[ редактировать ]- Амбивалентность
- Двойной стандарт
- Эгосинтонический и эгодистонный
- Эмоциональный конфликт
- Лицо
- Японские ценности
- Персона (психология)
- Фальсификация предпочтений
- Презентационная и представительская актерская игра
- Теория самонесоответствия
- Синдром маски улыбки , Япония.
- Расщепление (психология)
- Таданобу Цунода
- Анатомия зависимости , японская книга
- Истинное я и ложное я
- Ути-сото
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Диллон, Томас (30 мая 2009 г.). «Взгляд снаружи и внутри» . Джапан Таймс . Архивировано из оригинала 08 января 2019 г. Проверено 13 июня 2024 г.
- ↑ Такео Дои , Анатомия личности , 1985.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Бенедикт, Рут (1946). Хризантема и меч . Хоутон Миффлин . ISBN 978-0-395-50075-0 .
- ^ Jump up to: а б Дой, Такео (1973). Анатомия зависимости: исследование области японской психики: чувства снисходительности . Коданша Интернэшнл.
- ^ Jump up to: а б Дауэр, Джон В. (1986). Война без пощады . WW Norton & Co. ISBN 0-394-75172-8 .
- ^ Jump up to: а б Дауэр, Джон В. (1999). Принятие поражения . WW Norton & Co. ISBN 978-0-393-32027-5 .
- ^ Jump up to: а б Хирн, Лафкадио (1904). Япония: попытка интерпретации . Додо Пресс. ISBN 978-4925080392 для переиздания 2002 г.
- ^ Одзаки, Рицуко. «БЕСКЛАССОВОСТЬ И СТАТУСНАЯ РАЗНИЦА: «ТАТЕМАЭ» И «ХОННЭ» ДОМОВЛАДЕНИЯ В ЯПОНИИ» . Хитоцубаши Журнал социальных исследований . 30 (1): 61–83 – через JSTOR.
- ^ Пиццикони, Барбара; Ивасаки, Норико (2 января 2024 г.). «Друзья как посредники в контексте обучения за границей в Японии: обсуждение стереотипных дискурсов о японской культуре» . Журнал изучения языков . 52 (1): 49–65. дои : 10.1080/09571736.2022.2098367 . ISSN 0957-1736 . Архивировано из оригинала 9 апреля 2024 г. Проверено 9 апреля 2024 г.
- ^ Холл, Эдвард Т. (1976). За пределами культуры . Издательство Кнопф Даблдей. ISBN 978-0385124744 .
- ^ Jump up to: а б Наито, Такаши; Гилен, Уве (1992). «Татэмаэ и Хонне: исследование морального релятивизма в японской культуре». Психология в международной перспективе . Светс и Цайтлингер. стр. 161–172.