Jump to content

Эмоционально-ориентированная терапия

Эмоционально-ориентированная терапия и эмоционально-ориентированная терапия ( ЭФТ ) представляют собой набор связанных подходов к психотерапии с отдельными людьми, парами или семьями. Подходы EFT включают элементы эмпирической терапии (например, личностно-центрированной терапии и гештальт-терапии ), системной терапии и теории привязанности . [1] ТЭО обычно представляет собой краткосрочное лечение (8–20 сеансов). [2] Подходы EFT основаны на предпосылке, что человеческие эмоции связаны с человеческими потребностями , и поэтому эмоции обладают врожденным адаптивным потенциалом, который, если его активировать и проработать, может помочь людям изменить проблемные эмоциональные состояния и межличностные отношения. [3] Эмоционально-ориентированная терапия для отдельных лиц первоначально была известна как процессуально-эмпирическая терапия . [4] и его до сих пор иногда называют этим именем. [5]

EFT не следует путать с эмоционально-ориентированным копингом , категорией копинга , предложенной некоторыми психологами. [6] хотя клиницисты использовали EFT, чтобы помочь клиентам улучшить эмоционально-ориентированное преодоление трудностей. [7]

ТЭО зародилась в середине 1980-х годов как метод помощи парам. ТЭО была первоначально сформулирована и протестирована Сью Джонсон и Лесом Гринбергом в 1985 году. [8] а первое руководство по эмоционально-ориентированной терапии пар было опубликовано в 1988 году. [9]

Чтобы разработать этот подход, Джонсон и Гринберг начали просматривать видеозаписи сеансов парной терапии, чтобы посредством наблюдения и анализа задач выявить элементы, которые приводят к позитивным изменениям. В своих наблюдениях на них повлияла гуманистическая экспериментальная психотерапия Карла Роджерса и Фрица Перлза , оба из которых ценили (по-разному) эмоциональный опыт настоящего момента за его способность создавать смысл и направлять поведение. [10] Джонсон и Гринберг увидели необходимость объединить эмпирическую терапию с системно-теоретической точкой зрения, согласно которой создание значений и поведение не могут рассматриваться вне всей ситуации, в которой они происходят. [10] В этом «экспериментально-системном» подходе к терапии пар, как и в других подходах к системной терапии , проблема рассматривается как принадлежащая не одному партнеру, а скорее циклическим подкрепляющим паттернам взаимодействия между партнерами. [11] Эмоция рассматривается не только как внутрииндивидуальное явление, но и как часть целостной системы, организующей взаимодействия партнеров. [12]

В 1986 году Гринберг решил «переориентировать свои усилия на разработку и изучение эмпирического подхода к индивидуальной терапии». [13] Гринберг и его коллеги переключили свое внимание с терапии пар на индивидуальную психотерапию. [14] Они занимались эмоциональными переживаниями и их ролью в индивидуальной самоорганизации. Основываясь на экспериментальных теориях Роджерса и Перлза и других, таких как Юджин Гендлин , а также на своих собственных обширных работах по обработке информации и адаптивной роли эмоций в функционировании человека, Гринберг, Райс и Эллиотт (1993) создали руководство по лечению с многочисленные четко изложенные принципы того, что они назвали процессно-эмпирическим подходом к психологическим изменениям. Эллиотт и др. (2004) и Goldman & Greenberg (2015) еще больше расширили процессно-экспериментальный подход, предоставив подробные руководства по конкретным принципам и методам терапевтического вмешательства. Goldman & Greenberg (2015) представили карты формулировок случаев для этого подхода.

Джонсон продолжал развивать ТЭО для пар, объединяя теорию привязанности с системным и гуманистическим подходами. [15] и явное расширение понимания любовных отношений в теории привязанности. [16] Модель Джонсона сохранила исходные три этапа и девять шагов, а также два набора вмешательств, направленных на изменение формы привязанности: один набор вмешательств для отслеживания и реструктуризации моделей взаимодействия, а другой — для доступа к эмоциям и их переработки (см. § Стадии и шаги ниже). [17] Цель Джонсона - создание позитивных циклов межличностного взаимодействия, в которых люди могут просить и предлагать утешение и поддержку для безопасности других, способствуя регулированию межличностных эмоций. [18]

Гринберг и Голдман (2008) разработали вариант ТЭО для пар, который содержит некоторые элементы оригинальной формулировки Гринберга и Джонсона, но добавляет несколько шагов и стадий. Гринберг и Голдман выделяют три мотивационных измерения — (1) привязанность, (2) идентичность или власть и (3) влечение или симпатия — которые влияют на регулирование эмоций в интимных отношениях. [19]

Схожая терминология, разные значения

[ редактировать ]

Термины «эмоционально-ориентированная терапия» и «эмоционально-ориентированная терапия» имеют разное значение для разных терапевтов.

В подходе Леса Гринберга термин « ориентированный на эмоции» иногда используется для обозначения психотерапевтических подходов в целом, которые подчеркивают эмоции. Гринберг «решил, что на основе развития теории эмоций такие методы лечения, как процессуальный эмпирический подход, а также некоторые другие подходы, которые подчеркивают эмоции как цель изменения, достаточно похожи друг на друга и отличаются от существующих подходов, чтобы заслужить признание». группируются под общим названием «подходы, ориентированные на эмоции». [20] Он и его коллега Ронда Голдман отметили свой выбор «использовать более американскую формулировку слова « ориентированный на эмоции» для обозначения терапевтических подходов, ориентированных на эмоции, а не оригинальный, возможно, более английский термин (отражающий происхождение как Гринберга, так и Джонсона) «эмоционально ориентированный ». [20] Гринберг использует термин «эмоционально-ориентированный», чтобы предположить ассимиляционную интеграцию эмоционального фокуса в любой подход к психотерапии. [21] Он считает сосредоточенность на эмоциях общим фактором среди различных систем психотерапии: «Термин эмоционально-ориентированная терапия , я полагаю, будет использоваться в будущем, в его интегративном смысле, для характеристики всех методов лечения, ориентированных на эмоции, будь они психодинамическими , когнитивно-поведенческими , системными или гуманистическими». [22] Гринберг стал соавтором главы о важности исследований врачей и интеграции подходов психотерапии , в которой говорилось:

В дополнение к этим эмпирическим данным лидеры основных ориентаций высказали серьезную критику предпочитаемых ими теоретических подходов, одновременно поощряя непредвзятое отношение к другим ориентациям... Более того, клиницисты различных ориентаций признали, что их подходы не дают им клинический репертуар, достаточный для решения разнообразных клиентов и их проблем. [23]

Использование Сью Джонсон термина «эмоционально-ориентированная терапия» относится к конкретной модели терапии отношений , которая явно объединяет системы и эмпирические подходы и уделяет особое внимание теории привязанности как теории регулирования эмоций. [24] Джонсон рассматривает потребности в привязанности как основную мотивационную систему выживания млекопитающих; ее подход к ТЭО сосредоточен на теории привязанности как теории взрослой любви, в которой переплетаются привязанность, забота и секс. [25] Считается, что теория привязанности включает в себя поиск личной автономии, надежности другого, а также чувство личной и межличностной привлекательности, способности любить и желания. Подход Джонсона к ТЭО направлен на изменение стратегий привязанности в сторону оптимальной взаимозависимости и регулирования эмоций, для устойчивости и физического, эмоционального и реляционного здоровья. [26]

Экспериментальный фокус

[ редактировать ]

Во всех подходах ТЭО сохраняется акцент на важности роджерианской эмпатической настройки и передаваемого понимания. Все они сосредоточены на ценности вовлечения клиентов в эмоциональные переживания от момента к моменту сеанса. [27] Таким образом, во всех подходах EFT особое внимание уделяется эмпирическому фокусу. [28] Все теоретики ТЭО выражают мнение, что люди взаимодействуют с другими на основе своих эмоций и строят самоощущение на основе драмы повторяющихся эмоционально нагруженных взаимодействий. [18]

Теория обработки информации об эмоциях и эмоциональной оценке (в соответствии с такими теоретиками эмоций, как Магда Б. Арнольд , Пол Экман , Нико Фрида и Джеймс Гросс ) и гуманистический, эмпирический акцент на мгновенном эмоциональном выражении (развитие более ранние психотерапевтические подходы Карла Роджерса , Фрица Перлза и Юджина Гендлина ) были сильными компонентами всех подходов ТЭО с момента их появления. [29] Подходы EFT оценивают эмоции как цель и агент изменений, уважая пересечение эмоций, познания и поведения. [30] Подходы EFT предполагают, что эмоции — это первая, часто подсознательная реакция на опыт. [31] Все подходы EFT также используют структуру первичных и вторичных (реактивных) эмоциональных реакций. [32]

Неадаптивные эмоциональные реакции и негативные модели взаимодействия

[ редактировать ]

Гринберг и некоторые другие теоретики ТЭО разделили эмоциональные реакции на четыре типа (см. § Типы эмоциональных реакций ниже), чтобы помочь терапевтам решить, как реагировать на клиента в определенное время: первично-адаптивные , первично-неадаптивные , вторичные реактивные и инструментальные . [33] Гринберг сформулировал шесть принципов обработки эмоций: (1) осознание эмоций или называние того, что человек чувствует, (2) эмоциональное выражение , (3) регулирование эмоций , (4) размышление над опытом, (5) трансформация эмоций эмоциями, и (6) корректирующее переживание эмоций посредством нового жизненного опыта в терапии и в мире. [34] В то время как первичные адаптивные эмоциональные реакции рассматриваются как надежный ориентир для поведения в текущей ситуации, первичные неадаптивные эмоциональные реакции рассматриваются как ненадежный ориентир для поведения в текущей ситуации (наряду с другими возможными эмоциональными трудностями, такими как недостаточная эмоциональная осведомленность, нарушение регуляции эмоций, и проблемы в смыслообразовании ). [35]

Джонсон редко различает адаптивные и дезадаптивные первичные эмоциональные реакции. [36] и редко различает эмоциональные реакции как дисфункциональные или функциональные. [37] Вместо этого первичные эмоциональные реакции обычно истолковываются как нормальные реакции выживания перед лицом того, что Джон Боулби назвал «дистрессом разлуки». [38] ТЭО для пар, как и другие системные методы лечения, подчеркивающие межличностные отношения , предполагает, что модели межличностного взаимодействия являются проблемным или дисфункциональным элементом. [11] Паттерны взаимодействия можно изменить после доступа к основным первичным эмоциональным реакциям, которые подсознательно управляют неэффективными, негативными подкрепляющими циклами взаимодействия. Проверка реактивных эмоциональных реакций и повторная обработка вновь выявленных первичных эмоциональных реакций являются частью процесса изменений. [39]

Индивидуальная терапия

[ редактировать ]
Индивидуальная терапия

Goldman & Greenberg 2015 предложили 14-шаговый процесс формулирования случая, в котором проблемы, связанные с эмоциями, возникают как минимум из четырех различных возможных причин: недостаточное осознание или избегание эмоций , нарушение регуляции эмоций, неадаптивная эмоциональная реакция или проблема с обретением смысла. опыта. [40] Теория описывает четыре типа эмоциональной реакции (см. § Типы эмоциональной реакции ниже), классифицирует потребности на «привязанность» и «идентичность», определяет четыре типа трудностей с эмоциональной обработкой, определяет различные типы эмпатии, имеет как минимум дюжину различных маркеров задач. (см. § Терапевтические задачи ниже), опирается на два интерактивных трека эмоций и повествовательных процессов как источников информации о клиенте и предполагает диалектико - конструктивистскую модель психологического развития. [41] и схематическая система эмоций . [42]

Схематическая система эмоций рассматривается как центральный катализатор самоорганизации, часто лежащий в основе дисфункции и, в конечном итоге, путь к выздоровлению. Для простоты мы используем термин « схематический процесс эмоций» для обозначения сложного процесса синтеза, в котором совместно применяется ряд совместно активированных схем эмоций, чтобы создать единое ощущение себя по отношению к миру. [43]

Техники, используемые для «коучинга клиентов работать со своими чувствами» [44] может включать в себя технику пустого стула гештальт-терапии , часто используемую для решения «незаконченных дел», и технику двух стульев, часто используемую для самокритичного разделения. [45]

Типы эмоциональных реакций

[ редактировать ]
Грусть
Злость
Страх

Теоретики, ориентированные на эмоции, утверждают, что эмоции каждого человека организованы в уникальные эмоций схемы , которые с течением времени сильно различаются как между людьми, так и внутри одного и того же человека. [46] но для практических целей эмоциональные реакции можно разделить на четыре широких типа: первично-адаптивные , первично-неадаптивные , вторично-реактивные и инструментальные . [33]

  1. Первичные адаптивные эмоциональные реакции — это первоначальные эмоциональные реакции на данный стимул, которые имеют явное положительное значение в текущей ситуации, например, печаль при утрате, гнев при нарушении и страх при угрозе. Грусть — это адаптивная реакция, когда она мотивирует людей восстановить связь с кем-то или чем-то важным, чего не хватает. Гнев — это адаптивная реакция, когда он мотивирует людей предпринять решительные действия, чтобы положить конец насилию. Страх — это адаптивная реакция, когда он побуждает людей избегать или избегать непреодолимой угрозы. В дополнение к эмоциям, которые указывают на склонность к действию (таким как три, только что упомянутые), первичные адаптивные эмоциональные реакции включают чувство уверенности и контроля или неуверенности и потери контроля, и/или общее ощущение эмоциональной боли — эти чувства и эмоциональная боль не обеспечивают склонности к немедленным действиям, но предоставляют адаптивную информацию, которая может быть символизирована и проработана в терапии. Первичные адаптивные эмоциональные реакции «обращаются и выражаются в терапии, чтобы получить доступ к адаптивной информации и тенденции к действиям, которые помогут решить проблему». [47] [48]
  2. Первичные неадаптивные эмоциональные реакции также являются первоначальными эмоциональными реакциями на данный стимул; однако они основаны на схемах эмоций, которые больше не являются полезными (и которые могли быть или не быть полезными в прошлом человека) и которые часто формировались в результате предыдущего травматического опыта. Примеры включают печаль из-за радости других, гнев из-за искренней заботы или заботы других, страх перед безобидными ситуациями и хроническое чувство незащищенности/страха или бесполезности/ стыда . Например, человек может реагировать гневом на искреннюю заботу или заботу других, потому что в детстве ему или ей предлагали заботу или заботу, за которыми обычно следовали нарушения; в результате он или она научились реагировать на заботу или беспокойство гневом, даже если нарушения не было. Гневная реакция человека понятна, и ее нужно встретить с сочувствием и состраданием, даже если его или ее гневная реакция бесполезна. [49] Первичные неадаптивные эмоциональные реакции рассматриваются в терапии с целью трансформации схемы эмоций посредством нового опыта. [47] [50]
  3. Вторичные реактивные эмоциональные реакции представляют собой сложные цепные реакции, при которых человек реагирует на свою первичную адаптивную или дезадаптивную эмоциональную реакцию, а затем заменяет ее другой, вторичной эмоциональной реакцией. Другими словами, это эмоциональные реакции на предыдущие эмоциональные реакции. («Вторичный» означает, что сначала возникла другая эмоциональная реакция.) Они могут включать вторичные реакции безнадежности, беспомощности, ярости или отчаяния, которые возникают в ответ на первичные эмоциональные реакции, которые переживаются (вторично) как болезненные, неконтролируемые или разрушительные. Они могут быть обострением первичной эмоциональной реакции, например, когда люди злятся из-за того, что злятся, боятся своего страха или грустят из-за своей печали. Они могут быть защитой от первичной эмоциональной реакции, например чувства гнева, чтобы избежать печали, или страха, чтобы избежать гнева; это может включать гендерно-ролевые стереотипные реакции, такие как выражение гнева, когда вы чувствуете в первую очередь страх (стереотипно для мужской гендерной роли), или выражение печали, когда в первую очередь злитесь (стереотипно для женской гендерной роли). [50] «Все это сложные, саморефлексивные процессы реагирования на свои эмоции и трансформации одной эмоции в другую. Например, плач не всегда является настоящим горем, которое приводит к облегчению, а скорее может быть плачем вторичной беспомощности или разочарования, которое приводит к чувствовать себя хуже». [51] Вторичные реактивные эмоциональные реакции доступны и исследуются в терапии, чтобы повысить осведомленность о них и прийти к более первичным и адаптивным эмоциональным реакциям. [47] [52]
  4. Инструментальные эмоциональные реакции переживаются и выражаются человеком, потому что он усвоил, что реакция оказывает влияние на других, «например, заставляет их обратить на нас внимание, согласиться с чем-то, что мы хотим, чтобы они сделали для нас, одобрить». из нас, или, возможно, чаще всего просто чтобы не одобрять нас». [49] Инструментальные эмоциональные реакции могут быть сознательно запланированными или неосознанно изученными (т. е. посредством оперантного обусловливания ). Примеры включают крокодиловы слезы (инструментальная печаль), издевательства (инструментальный гнев), плач волка (инструментальный страх) и притворное смущение (инструментальный стыд). Когда клиент реагирует на терапию инструментальными эмоциональными реакциями, терапевту это может показаться манипулятивным или поверхностным. Инструментальные эмоциональные реакции исследуются в терапии с целью повышения осведомленности об их межличностной функции и/или связанных с ними первичных и вторичных выгодах . [47] [53]

Терапевтический процесс с различными эмоциональными реакциями

[ редактировать ]

Теоретики, ориентированные на эмоции, предположили, что каждый тип эмоциональной реакции требует различного процесса вмешательства со стороны терапевта. [54] Первичные адаптивные эмоциональные реакции должны быть более полно разрешены и доступны для получения адаптивной информации. Необходимо выявить и изучить первичные неадаптивные эмоциональные реакции, чтобы помочь клиенту определить основные неудовлетворенные потребности (например, в подтверждении, безопасности или связи), а затем регулировать и трансформировать их с помощью нового опыта и новых адаптивных эмоций. Вторичные реактивные эмоциональные реакции требуют эмпатического исследования, чтобы обнаружить последовательность эмоций, которые им предшествовали. Инструментальные эмоциональные реакции необходимо изучать в межличностных отношениях в терапевтических отношениях, чтобы повысить их осведомленность и выяснить, как они функционируют в ситуации клиента.

Первичные эмоциональные реакции не называются «первичными», потому что они в каком-то смысле более реальны, чем другие реакции; все реакции кажутся человеку реальными, но терапевты могут классифицировать их по этим четырем типам, чтобы помочь прояснить функции реакции в ситуации клиента и то, как правильно вмешаться.

Терапевтические задачи

[ редактировать ]

Терапевтическая задача – это непосредственная проблема, которую клиенту необходимо решить на психотерапевтическом сеансе. В 1970-х и 1980-х годах такие исследователи, как Лаура Норт Райс (бывшая коллега Карла Роджерса ), применили анализ задач к стенограммам психотерапевтических сеансов, пытаясь более подробно описать процесс когнитивных и эмоциональных изменений клиентов, чтобы терапевты могли более надежно обеспечить оптимальные условия для изменений. [55] Подобные исследования психотерапевтического процесса в конечном итоге привели к стандартизированному (и развивающемуся) набору терапевтических задач в эмоционально-ориентированной терапии для отдельных лиц.

В следующей таблице обобщен стандартный набор этих терапевтических задач по состоянию на 2012 год. [56] Задачи разделены на пять широких групп: основанные на эмпатии, отношения, переживания, переработка и действие. Маркер задачи — это заметный признак того, что клиент может быть готов работать над связанной задачей. Процесс вмешательства – это последовательность действий, выполняемых терапевтом и клиентом при работе над задачей. Конечное состояние – это желаемое решение непосредственной проблемы.

Помимо маркеров задач, перечисленных ниже, указаны другие маркеры и процессы вмешательства для работы с эмоциями и повествованием: те же старые истории , пустые истории , нерассказанные эмоции и сломанные истории . [57]

Терапевтические задачи эмоционально-ориентированной терапии личности [56]
Маркер задачи Процесс вмешательства Конечное состояние
Задачи, основанные на эмпатии Соответствующий проблеме опыт (например, интересный, тревожный, интенсивный, загадочный) Эмпатическое исследование Четкий маркер или разъяснение нового значения
Уязвимость (болезненная эмоция, связанная с самим собой) Эмпатическое утверждение Самоутверждение (чувствует себя понятым, обнадеживающим, сильным)
Реляционные задачи Начало терапии альянса Формирование Продуктивная рабочая среда
Жалобы на терапию или трудности с отменой (сомнение целей или задач; постоянное избегание отношений или работы) Диалог альянса (каждый исследует свою роль в сложности) Восстановление альянса (более прочная терапевтическая связь или инвестиции в терапию; большее самопонимание)
Испытание задач Трудности с концентрацией внимания (например, растерянность, подавленность, пустое состояние) Очистка пространства Терапевтический фокус; умение продуктивно работать с опытом (рабочая дистанция)
Неясное ощущение (смутное, внешнее или абстрактное) Экспериментальная фокусировка Символизация чувственного смысла; чувство облегчения (чувство сдвига); готовность применять вне терапии (перенос)
Трудности с выражением чувств (избегание чувств, трудности с ответами на вопросы о чувствах) Разрешение и выражение эмоций (также сосредоточение на опыте , систематическое вызывающее воспоминания, работа на стуле) Успешное и адекватное выражение эмоций терапевту и другим людям.
Задачи переработки [ситуативно-перцептивные] Трудные/травматические переживания (повествовательное давление, заставляющее рассказывать болезненные жизненные истории) травмы Пересказ Облегчение, подтверждение, восстановление пробелов в повествовании, понимание более широкого значения
Проблемная точка реакции (загадочная чрезмерная реакция на конкретную ситуацию) Систематическое вызывающее воспоминания развертывание Новый взгляд на свое функционирование в мире
Смысл протеста (жизненное событие нарушает заветное убеждение) Значение творческой работы Пересмотр заветного убеждения
Задачи действий [тенденция к действию] Самооценочный раскол (самокритика, разорванность) Диалог на двух стульях Самопринятие, интеграция
Раскол самопрерывания (заблокированные чувства, смирение) Постановление с двумя стульями Самовыражение, расширение возможностей
Незавершенные дела (затянувшееся плохое предчувствие по отношению к значимому другу) Работа на пустом стуле Отпустите обиды, неудовлетворенные потребности в отношении других; утвердить себя; понимать или привлекать других к ответственности
Застрявшая, нерегулируемая тоска Сострадательное самоуспокоение Эмоциональное/телесное облегчение, расширение возможностей.

Опытные терапевты могут создавать новые задачи; Терапевт ТЭО Роберт Эллиотт в интервью 2010 года отметил, что «высший уровень владения терапией, включая ТЭО, — это способность создавать новые структуры, новые задачи. Вы по-настоящему не овладеете ТЭО или какой-либо другой терапией, пока не на самом деле может начать создавать новые задачи». [58]

Эмоционально-ориентированная терапия травм

[ редактировать ]

Вмешательства и структура эмоционально-ориентированной терапии были адаптированы к конкретным потребностям переживших психологическую травму . [59] Опубликовано руководство по эмоционально-ориентированной терапии для людей со сложной травмой (EFTT). [60] Например, разработаны модификации традиционной гештальт-техники пустого стула.

Другие версии EFT для физических лиц

[ редактировать ]

Брубахер (2017) предложил эмоционально-ориентированный подход к индивидуальной терапии, который фокусируется на привязанности , одновременно интегрируя экспериментальный фокус эмпатической настройки для вовлечения и переработки эмоционального опыта, а также отслеживания и реструктуризации системных аспектов и моделей регуляции эмоций. [61] Терапевт следует модели привязанности, обращаясь к стратегиям дезактивации и гиперактивации. [62] Индивидуальная терапия рассматривается как процесс развития надежных связей между терапевтом и клиентом, между клиентом и прошлыми и настоящими отношениями, а также внутри клиента. [63] Принципы привязанности направляют терапию следующим образом: формирование совместных терапевтических отношений, формирование общей цели терапии как «эффективной зависимости» (в соответствии с Джоном Боулби ) от одного или двух безопасных других людей, депатологизация эмоций путем нормализации реакций на дистресс разлуки и формирование процессов изменений. [64] Процессы изменений заключаются в следующем: выявление и усиление моделей регулирования эмоций и создание корректирующих эмоциональных переживаний для преобразования негативных моделей в надежные связи. [64]

Гейнер (2019) объединил принципы и методы ТЭО с когнитивной терапией, основанной на осознанности , и снижением стресса, основанным на осознанности .

Парная терапия

[ редактировать ]
Пара

Системный подход важен во всех подходах к ТЭО для пар. Отслеживание конфликтных моделей взаимодействия, которые в популярной литературе Джонсона часто называют «танцем», [65] была отличительной чертой первого этапа подхода Джонсона и Гринберга с момента его создания в 1985 году. [66] В новом подходе Голдмана и Гринберга терапевты помогают клиентам «также работать над самоизменением и разрешением боли, возникающей из-за неудовлетворенных детских потребностей, которые влияют на взаимодействие пары, в дополнение к работе над изменением взаимодействия». [67] Голдман и Гринберг оправдывают дополнительный акцент на самоизменении, отмечая, что не все проблемы в отношениях можно решить, только отслеживая и изменяя модели взаимодействия:

Кроме того, в наших наблюдениях за психотерапевтической работой с парами мы обнаружили, что проблемы или трудности, которые можно связать с основными проблемами идентичности, такими как потребность в подтверждении или чувство собственного достоинства, часто лучше всего излечиваются с помощью терапевтических методов, направленных на себя, а не на себя. к взаимодействиям. Например, если основной эмоцией человека является стыд, и он чувствует себя «гнилым насквозь» или «просто в корне ущербным», успокоение или ободрение со стороны партнера, хотя и полезно, но в конечном итоге не решит проблему, приведет к структурным эмоциональным изменениям. или изменить взгляд на себя. [68]

В подходе Гринберга и Голдмана к ТЭО для пар, хотя они «полностью поддерживают» [69] важность привязанности, привязанность не считается единственной межличностной мотивацией пар; вместо этого привязанность считается одним из трех аспектов функционирования отношений, наряду с проблемами идентичности/власти и влечения/симпатии. [19] [61] В подходе Джонсона теория привязанности считается определяющей теорией взрослой любви, включающей в себя другие мотивы, и помогает терапевту обрабатывать и перерабатывать эмоции. [70]

В подходе Гринберга и Голдмана упор делается на работу с основными проблемами, связанными с идентичностью (рабочие модели себя и других), а также на поощрение как самоуспокоения, так и успокоения других для улучшения отношений, в дополнение к интерактивным изменениям. [71] В подходе Джонсона основная цель — изменить форму связей привязанности и создать «эффективную зависимость» (включая надежную привязанность). [15]

Этапы и шаги

[ редактировать ]

EFT для пар представляет собой девятиэтапную модель реструктуризации привязанности между партнерами. [72] В этом подходе цель состоит в том, чтобы изменить форму привязанности и создать более эффективную совместную регуляцию и «эффективную зависимость», повышая саморегуляцию и устойчивость людей. [73] В случаях с хорошим исходом паре помогают отреагировать и тем самым удовлетворить неудовлетворенные потребности и травмы друг друга с детства. Недавно сформированная надежная связь привязанности может стать лучшим противоядием от травматического опыта внутри и за пределами отношений.

В дополнение к исходной трехэтапной девятиэтапной схеме EFT, разработанной Джонсоном и Гринбергом, [8] Эмоционально-ориентированная терапия Гринберга и Гольдмана для пар состоит из пяти этапов и 14 шагов. [74] Его структура построена так, чтобы работать над проблемами идентичности и саморегуляции до изменения негативных взаимодействий. При таком подходе считается необходимым помочь партнерам сначала испытать и раскрыть свои собственные глубинные уязвимые чувства, чтобы они были лучше подготовлены к интенсивной работе по настройке на другого партнера и были открыты для реструктуризации взаимодействия и связи привязанности. [75]

Джонсон (2008) резюмирует девять этапов лечения в модели ТЭО Джонсона для пар: «Терапевт проводит пару через эти этапы по спирали, так как один этап включается в другой и ведет к другому. В парах с легким дистрессом партнеры обычно работают быстро. через шаги с параллельной скоростью. В более проблемных парах более пассивному или замкнутому партнеру обычно предлагается пройти шаги немного впереди другого». [76]

Этап 1. Стабилизация (фаза оценки и деэскалации)

[ редактировать ]
  • Шаг 1: Определите проблемы взаимоотношений между партнерами.
  • Шаг 2. Определите цикл негативного взаимодействия, в котором проявляются эти проблемы.
  • Шаг 3. Получите доступ к эмоциям привязанности, лежащим в основе позиции каждого партнера в этом цикле.
  • Шаг 4. Переосмыслите проблему с точки зрения цикла, непризнанных эмоций и потребности в привязанности.

На этом этапе терапевт создает комфортную и стабильную среду, в которой пара может открыто обсудить любые сомнения, которые могут возникнуть у пары по поводу терапии, включая надежность терапевта. Терапевт также получает представление о позитивных и негативных взаимодействиях пары в прошлом и настоящем и может обобщить и представить для них негативные модели. Вскоре партнеры больше не считают себя жертвами цикла негативного взаимодействия; теперь они союзники против этого.

Этап 2. Реструктуризация связи (фаза смены позиций взаимодействия)

[ редактировать ]
  • Шаг 5. Получите доступ к непризнаваемым или неявным потребностям (например, потребности в уверенности), эмоциям (например, стыду) и моделям себя.
  • Шаг 6: Поощряйте принятие каждым партнером опыта другого
  • Шаг 7: Содействуйте выражению потребностей и желаний каждого партнера, реструктурируйте взаимодействие на основе нового понимания и создайте объединяющие события.

Этот этап предполагает перестройку и расширение эмоциональных переживаний пары. Это достигается за счет того, что пары осознают свои потребности в привязанности, а затем меняют свое взаимодействие в зависимости от этих потребностей. Поначалу их новый способ взаимодействия может показаться странным и трудным для принятия, но по мере того, как они становятся более осознанными и контролируют свои взаимодействия, они могут остановить повторное появление старых моделей поведения.

Этап 3. Интеграция и консолидация

[ редактировать ]
  • Шаг 8. Содействуйте формулированию новых историй и новых решений старых проблем.
  • Шаг 9: Закрепите новые циклы поведения

Этот этап фокусируется на отражении новых эмоциональных переживаний и представлений о себе. Он объединяет новые способы решения проблем внутри себя и в отношениях пары. [77]

Стили привязанности

[ редактировать ]

Джонсон и Симс (2000) описали четыре стиля привязанности, которые влияют на процесс терапии:

  1. Надежная привязанность: люди, которые защищены и доверчивы, считают себя привлекательными, способными доверять другим и себе в отношениях. Они подают четкие эмоциональные сигналы, активны, находчивы и гибки в неясных отношениях. Надежные партнеры выражают чувства, формулируют потребности и позволяют проявить свою уязвимость.
  2. Избегающая привязанность: люди, у которых снижена способность выражать чувства, склонны не признавать свою потребность в привязанности и с трудом выражают свои потребности в отношениях. Они склонны занимать безопасную позицию и беспристрастно решать проблемы, не понимая, какое влияние их безопасная дистанция оказывает на их партнеров.
  3. Тревожная привязанность: Люди, которые психологически реактивны и проявляют тревожную привязанность. Они склонны агрессивно требовать заверений, требовать привязанности своего партнера и склонны использовать обвинения стратегии (включая эмоциональный шантаж ), чтобы вовлечь своего партнера.
  4. Страшно-избегающая привязанность. Люди, которые были травмированы и практически не оправились от нее, колеблются между привязанностью и враждебностью. Иногда это называют дезорганизованной привязанностью .

Семейная терапия

[ редактировать ]

Эмоционально-ориентированная семейная терапия (EFFT) Джонсон и ее коллег направлена ​​на укрепление прочных связей между проблемными членами семьи. [78] Это терапевтический подход, соответствующий эмпирически-системной эмоционально-ориентированной модели, ориентированной на привязанность. [70] в три этапа: (1) деэскалация негативных циклов взаимодействия, которые усиливают конфликты и ненадежные связи между родителями и детьми; (2) реструктуризация взаимодействия для формирования позитивных циклов родительской доступности и реагирования, чтобы предложить ребенку или подростку убежище и надежную базу; (3) консолидация новых адаптивных циклов и надежных связей. [79] Его основное внимание уделяется усилению родительской отзывчивости и заботы, чтобы удовлетворить потребности детей и подростков в привязанности. [80] Он направлен на «построение более крепких семей посредством (1) привлечения и усиления эмоциональной отзывчивости родителей к детям, (2) доступа и разъяснения потребностей детей в привязанности и (3) облегчения и формирования взаимодействия между родителем и ребенком по уходу». [80] Некоторые врачи объединили EFFT с игровой терапией. [81]

Одна группа врачей, частично вдохновленная подходом Гринберга к ТЭО, разработала протокол лечения специально для семей людей, страдающих расстройством пищевого поведения. [82] Лечение основано на принципах и методах четырех различных подходов: эмоционально-ориентированной терапии, поведенческой семейной терапии, терапии повышения мотивации и подхода, основанного на семейных навыках Нью-Модсли. [83] Его цель – помочь родителям «поддержать своего ребенка в обработке эмоций, повысить его эмоциональную самоэффективность , углубить отношения родитель-ребенок и тем самым сделать симптомы ЭД [расстройства пищевого поведения] ненужными, чтобы справиться с болезненными эмоциональными переживаниями». [84] Лечение имеет три основные области вмешательства, четыре основных принципа и пять шагов, основанных на эмоционально-ориентированном подходе Гринберга и под влиянием Джона Готтмана : (1) внимание к эмоциональным переживаниям ребенка, (2) называние эмоций, (3) подтверждение эмоциональный опыт, (4) удовлетворение эмоциональных потребностей и (5) помощь ребенку пережить эмоциональный опыт, решение проблем при необходимости. [85]

Эффективность

[ редактировать ]

Джонсон, Гринберг и многие их коллеги посвятили свою долгую карьеру академическим исследователям, публикуя результаты эмпирических исследований различных форм ТЭО. [86]

Американская психологическая ассоциация считает, что эмоционально-ориентированная терапия для людей является эмпирически подтвержденным методом лечения депрессии. [87] Исследования показали, что он эффективен при лечении депрессии, межличностных проблем, травм и избегающего расстройства личности. [88]

Практикующие ТЭО утверждают, что исследования неизменно показывают клинически значимое улучшение после терапии. [89] Исследования, опять-таки в основном практикующие ТЭО, показали, что эмоционально-ориентированная терапия для пар является эффективным способом реструктуризации проблемных отношений пары в безопасные и надежные связи с долгосрочными результатами. [90] Джонсон и др. (1999) провели метаанализ четырех наиболее тщательных исследований результатов до 2000 года и пришли к выводу, что первоначальный девятиэтапный трехэтапный эмоционально-ориентированный подход к терапии пар [8] имел больший эффект, чем любое другое вмешательство для пар, достигнутое на сегодняшний день, но этот метаанализ позже подвергся резкой критике со стороны психолога Джеймса К. Койна , который назвал его «метаанализом низкого качества того, что следовало оставить в качестве пилотных исследований». проводится промоутерами терапии в их собственной лаборатории». [91] Исследование с использованием фМРТ , проведенное в сотрудничестве с американским нейробиологом Джимом Коаном, показало, что эмоционально ориентированная парная терапия снижает реакцию мозга на угрозу в присутствии романтического партнера; [92] это исследование также подверглось критике со стороны Койна. [91]

Сильные стороны

[ редактировать ]

Некоторые сильные стороны подходов EFT можно резюмировать следующим образом:

  1. EFT стремится к сотрудничеству и уважению к клиентам, сочетая экспериментальные личностно-ориентированной терапии методы с системными терапевтическими вмешательствами. [93]
  2. Стратегии изменений и вмешательства определяются посредством интенсивного анализа процесса психотерапии. [94]
  3. ТЭО было подтверждено 30-летними эмпирическими исследованиями. Также проводятся исследования процессов изменений и предикторов успеха. [95]
  4. ТЭО применялась к различным типам проблем и групп населения, хотя необходимы дополнительные исследования различных групп населения и культурной адаптации. [95]
  5. ТЭО для пар основано на представлениях о семейных страданиях и любви взрослых, которые подкреплены эмпирическими исследованиями природы межличностной привязанности взрослых. [96]

Психотерапевт Кэмпбелл Пертон в своей книге «Проблемы с психотерапией» 2014 года раскритиковал различные подходы к психотерапии, включая поведенческую терапию , личностно-центрированную терапию , психодинамическую терапию , когнитивно-поведенческую терапию , эмоционально-ориентированную терапию и экзистенциальную терапию ; он утверждал, что эти психотерапии накопили чрезмерный и/или ошибочный теоретический багаж, который слишком сильно отклоняется от повседневного здравого понимания личных проблем. [97] Что касается эмоционально-ориентированной терапии, Пертон утверждал, что «эффективность каждой из «терапевтических задач» можно понять без теории». [97] : 124  и что то, что говорят клиенты, «не очень хорошо объясняется с точки зрения взаимодействия эмоциональных схем; это лучше объясняется с точки зрения ситуации человека, его реакции на нее и того, что он выучил конкретный язык, на котором он формулирует свою реакцию». [97] : 129 

В 2014 году психолог Джеймс К. Койн раскритиковал некоторые исследования ТЭО за недостаточную строгость (например, за недостаточную эффективность и высокий риск предвзятости ), но он также отметил, что такие проблемы распространены в области психотерапевтических исследований. [91]

В статье 2015 года в журнале Behavioral and Brain Sciences о « реконсолидации памяти , эмоциональном возбуждении и процессе изменений в психотерапии» Ричард Д. Лейн и его коллеги резюмировали распространенное в литературе по эмоционально-ориентированной терапии утверждение о том, что «эмоциональное возбуждение является ключевым моментом». ингредиент терапевтических изменений» и что «эмоциональное возбуждение имеет решающее значение для успеха психотерапии». [98] В ответе, сопровождавшем статью, Брюс Экер и его коллеги (создатели когерентной терапии ) не согласились с этим утверждением и заявили, что ключевым ингредиентом терапевтических изменений, включающих реконсолидацию памяти, является не эмоциональное возбуждение, а воспринимаемое несоответствие между ожидаемым паттерном и переживаемым паттерном. ; они написали: [99]

Мозгу явно не требуется эмоциональное возбуждение само по себе для того, чтобы вызвать деконсолидацию . Это фундаментальный момент. Если целевое обучение оказывается эмоциональным, то его реактивация (первый из двух обязательных элементов), конечно, влечет за собой переживание этой эмоции, но сама эмоция по своей сути не играет роли в несоответствии, которое затем деконсолидирует целевое обучение. или в новом обучении, которое затем переписывает и стирает целевое обучение (подробнее обсуждается в Ecker 2015 ). [...] Те же соображения подразумевают, что «смена эмоций эмоциями» (трижды заявленная Лейном и др.) Неточно характеризует то, как выученные реакции изменяются посредством реконсолидации . Несоответствие по своей сути состоит из прямого, безошибочного восприятия того, что мир функционирует иначе, чем выученная модель. «Изменение модели при несоответствии» — это основная феноменология. [99]

Другие ответы на Lane et al. (2015) утверждали, что их подход, ориентированный на эмоции, «будет усилен за счет включения прогнозов относительно дополнительных факторов, которые могут повлиять на реакцию на лечение, прогнозов по улучшению результатов для пациентов, не реагирующих на лечение, и обсуждения того, как предлагаемая модель может объяснить индивидуальные различия». в уязвимости к проблемам психического здоровья», [100] и что их модель нуждалась в дальнейшем развитии, чтобы учесть разнообразие состояний, называемых « психопатологией », и соответствующие процессы поддержания и ухудшения. [101]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Примеры учебников по психотерапии , в которых описывается один или несколько подходов EFT, включают: Fromme 2011 , стр. 233–261, 385–389; Кори, 2013 г. , стр. 83–92; Гольденберг и Гольденберг, 2013 , стр. 267–272; Свадьба и Корсини 2013 , стр. 102–103; Гехарт 2014 , стр. 449–465; Прочаска и Норкросс, 2014 , стр. 161–168; Corey 2015 , стр. 167–168, 480. Примеры текстов по ТЭО для отдельных лиц : Elliott et al. 2004 г .; Гринберг 2011 ; Гринберг 2015 . Тексты по ТЭО для пар (иногда называемые ТЭО-С) включают: Greenberg & Johnson 1988 ; Джонсон 2004 ; Гринберг и Голдман, 2008 г .; Джонсон 2008 ; Рузгите и Спинкс 2011 . Примеры текстов по EFT для семей (иногда называемых EFFT): Heatherington, Friedlander & Greenberg 2005 ; Секстон и Шустер 2008 ; Ставрианопулос, Faller & Furrow 2014 .
  2. ^ Джонсон и Гринберг 1992 , стр. 220–221, 223; Гольденберг и Гольденберг 2013 , с. 267
  3. ^ Связь между человеческими потребностями и эмоциями исследуется, например: Greenberg & Safran 1987 ; Сафран и Гринберг, 1991 г .; Гринберг, Райс и Эллиотт, 1993 ; Гринберг и Пайвио, 1997 ; Гринберг 2002а ; Джонсон 2004 ; Фланаган 2010
  4. ^ Прочаска и Норкросс 2014 , с. 162; примеры ранних текстов, использующих термин « процессно-экспериментальный», включают: Rice & Greenberg 1990 , p. 404; Гринберг, Райс и Эллиотт, 1993 г.
  5. ^ Например: Wedding & Corsini 2013 , стр. 102.
  6. ^ Копинг, ориентированный на эмоции, обычно противопоставляется копингу, ориентированному на проблемы, и копингу, ориентированному на отношения, например: Folkman et al. 1986 , с. 571; Гринберг и Голдман 2007 , с. 391; Морган 2008 , с. 185; Кормье, Нуриус и Осборн, 2013 , с. 407
  7. ^ Например: Бейкер и Беренбаум 2008 , с. 69; Бейкер и Беренбаум 2011 , с. 554; Стэнтон 2011 , стр. 370, 378.
  8. ^ Jump up to: а б с Джонсон и Гринберг, 1985a ; Джонсон и Гринберг, 1985b ; Джонсон и Гринберг, 1987 ; Джонсон и Гринберг, 1988 г.
  9. ^ Гринберг и Джонсон, 1988 г.
  10. ^ Jump up to: а б Джонсон и др. 2005 , с. 13
  11. ^ Jump up to: а б Фромм, 2011 , стр. 367–400.
  12. ^ Джонсон 1998
  13. ^ Гринберг и Голдман 2008 , с. viii
  14. ^ Основные книги, опубликованные ими в этот период, включают: Greenberg, Rice & Elliott 1993 ; Эллиотт и др. 2004 г.
  15. ^ Jump up to: а б Джонсон 2004 г.
  16. ^ Теория привязанности в любовных отношениях изложена, например: Mikulincer & Shaver 2016 ; Кэссиди и Шейвер 2016
  17. ^ Джонсон 1986 ; Гольденберг и Гольденберг 2013 , стр. 267–272.
  18. ^ Jump up to: а б Джонсон 2009а
  19. ^ Jump up to: а б Гринберг и Голдман, 2008 г. , стр. 4–7; Вольдарский Менесес и Гринберг, 2011 г .; Goldman & Greenberg 2013 , стр. 64–67; Вольдарский Менесес и Гринберг, 2014 г.
  20. ^ Jump up to: а б Гринберг и Голдман 2008 , с. х
  21. ^ Гринберг 2002b ; Гринберг 2008 ; Тома и Маккей, 2015 , с. 240
  22. ^ Гринберг 2011 , с. 141
  23. ^ Босвелл и др. 2014 , с. 117
  24. ^ Джонсон 2004 ; Гехарт 2014 , стр. 449–465; Гольденберг и Гольденберг 2013 , стр. 267–272.
  25. ^ Шейвер и Микулинцер 2006 ; Фромме 2011 , стр. 101-1. 384–390; Кэссиди и Шейвер 2016
  26. ^ Джонсон, Лафонтен и Далглиш, 2015 г.
  27. ^ Переживания клиента можно измерить, например, с помощью шкалы опыта клиента ( Кляйн, Матье-Кофлан и Кислер, 1986 ), шкалы уровней эмоциональной осведомленности ( Лейн и др., 1990 ) или шкалы ассимиляции проблемного опыта ( Хонос- Уэбб и др. 1998 ).
  28. ^ Например: Goldman, Greenberg & Pos 2005 ; Джонсон 2009а ; Джонсон 2009b ; Эллиотт и др. 2011 год
  29. ^ Гринберг и Сафран 1987 ; Гринберг и Джонсон, 1988 ; Гринберг, Райс и Эллиотт, 1993 г.
  30. ^ Гринберг и Сафран 1987 ; Гринберг и Джонсон, 1988 ; Гринберг 2012 г.
  31. ^ Гринберг и Сафран 1987 , стр. 62–64, 127–128; Джонсон 2004 , с. 22; Джонсон и др. 2005 , с. 46; Лейн и др. 2015 , стр. 4–6.
  32. ^ Фромме 2011 , стр. 233–261; Гехарт 2014 , стр. 449–465
  33. ^ Jump up to: а б Гринберг и Пайвио 1997 , с. 35; Эллиотт и др. 2004 , стр. 28–32; Фромм 2011 , стр. 236–237; Эллиотт 2012 , с. 111; Goldman & Greenberg 2015 , стр. 25–27.
  34. ^ Гринберг 2010 , стр. 35–38.
  35. ^ Goldman & Greenberg 2015 , стр. 22–24.
  36. ^ Например: Johnson & Greenberg 1994 , стр. 13–19.
  37. ^ Например: Джонсон 2004 , стр. 206–207.
  38. ^ Например: Джонсон 1986 ; Джонсон и Гринман 2006 , с. 599; Джонсон, Лафонтен и Далглиш, 2015 , с. 414; Кэссиди и Шейвер, 2016 , стр. 29, 417–423.
  39. ^ Джонсон 2004 , стр. 45–46.
  40. ^ Goldman & Greenberg 2015 , с. 5
  41. ^ Goldman & Greenberg 2015 , стр. 8, 27, 50, 139.
  42. ^ Goldman & Greenberg 2015 , стр. 3–42.
  43. ^ Goldman & Greenberg 2015 , с. 92
  44. ^ Гринберг 2015
  45. ^ Эллиотт и др. 2004 , стр. 219–241, 295–296; Goldman & Greenberg 2015 , стр. 36–38.
  46. ^ Например: Гринберг, Райс и Эллиотт 1993 , с. 65; Гринберг и Пайвио 1997 , с. 117; Тома и Маккей, 2015 , стр. 240–241.
  47. ^ Jump up to: а б с д Эллиотт и др. 2004 , стр. 31.
  48. ^ Гринберг и Паивио 1997 , с. 38
  49. ^ Jump up to: а б Эллиотт 2012 , с. 111
  50. ^ Jump up to: а б Гринберг и Пайвио 1997 , с. 41
  51. ^ Гринберг и Паивио 1997 , с. 43
  52. ^ Гринберг и Паивио 1997 , с. 42
  53. ^ Гринберг и Паивио 1997 , с. 44
  54. ^ Гринберг и Паивио 1997 , с. 85
  55. ^ Райс и Гринберг, 1984 г.
  56. ^ Jump up to: а б Адаптировано из: Эллиотт 2012 , с. 118; Фромм 2011 , стр. 242–243.
  57. ^ Ангус и Гринберг, 2011 , стр. 59–79; Балджон и бассейн 2013
  58. ^ Эллиотт 2010a , с. 4
  59. ^ Фоша и др. 2009 год
  60. ^ Паивио и Паскуаль-Леоне, 2010 г.
  61. ^ Jump up to: а б Степень, в которой теория привязанности адекватно описывает индивидуальное развитие взрослых и возникновение эмоциональных симптомов, обсуждается среди психотерапевтов по крайней мере с 2010 года, когда психолог Джером Каган выступил с докладом, в котором поставил под сомнение важность привязанности по сравнению с другими факторами; эти дебаты были названы «великими дебатами о привязанности» ( Ecker, Ticic & Hulley, 2012 ). Интегративное Ecker объяснение различных взглядов на роль теории привязанности в психотерапии см., например: , Ticic & Hulley 2012.
  62. ^ Джонсон 2009a ; Джонсон 2009b ; Брубахер 2017
  63. ^ Брубахер 2017
  64. ^ Jump up to: а б Например: Джонсон 2004 ; Джонсон 2008 ; Рузгите и Спинкс 2011 ; Джонсон и Брубахер, 2016 г .; Брубахер 2017
  65. ^ Вулли и др. 2016 , с. 329
  66. ^ Джонсон и Гринберг 1987 ; Бест и Джонсон 2002
  67. ^ Goldman & Greenberg 2013 , с. 62
  68. ^ Goldman & Greenberg 2013 , с. 77
  69. ^ Гринберг и Голдман 2008 , с. 4
  70. ^ Jump up to: а б Джонсон 2004 ; Джонсон 2008 ; Гринман и Джонсон, 2013 г .; Джонсон и Брубахер, 2016 г.
  71. ^ Гринберг и Голдман 2008 ; Голдман и Гринберг, 2013 г.
  72. ^ Джонсон 2004 , с. 17
  73. ^ Джонсон и др. 2013 год ; ср. Микулинцер и Бритва 2016
  74. ^ Гринберг и Голдман 2008 , стр. 137–170.
  75. ^ Goldman & Greenberg 2013 , стр. 68–70.
  76. ^ Джонсон 2008 , с. 116
  77. ^ Джонсон 2008 , стр. 116–117; Иордания 2011 г.
  78. ^ Ранние публикации по EFFT включают: Johnson, Maddeaux & Blouin 1998 ; Джонсон и Ли 2000 ; Палмер и Эфрон 2007 . Ключевой текст эмоционально-ориентированной терапии включает главу о EFFT под названием «Эмоционально-ориентированная семейная терапия: реструктуризация привязанности» ( Johnson 2004 , стр. 243–266).
  79. ^ Брассар и Джонсон, 2016 г.
  80. ^ Jump up to: а б Палмер, 2015 г. , стр. 5–6.
  81. ^ Хиршфельд и Виттенборн, 2016 г.
  82. ^ Лафранс Робинсон, Долханти и Гринберг, 2015 ; Лафранс Робинсон и др. 2016 год
  83. ^ Лафранс Робинсон, Долханти и Гринберг, 2015 , стр. 75–76; Лафранс Робинсон и др. 2016 , стр. 15–17.
  84. ^ Лафранс Робинсон, Долханти и Гринберг, 2015 , стр. 77
  85. ^ Лафранс Робинсон и др. 2016 , стр. 15–16.
  86. ^ См., например, обзоры литературы: Elliott et al. 2013 год ; Вибе и Джонсон, 2016 г.
  87. ^ АПА 2013 ; Лебоу 2008 , с. 87; Гринберг 2011 ; Свадьба и Корсини 2013 , стр. 103
  88. ^ Например: Paivio & Nieuwenhuis 2001 ; Уотсон и др. 2003 год ; Гринберг и Уотсон, 2005 г .; Голдман, Гринберг и Ангус, 2006 г .; Паивио и Паскуаль-Леоне, 2010 г .; Паскуаль-Леоне и др. 2011 год ; Поз. 2014 г.
  89. ^ Вибе и Джонсон, 2016 г.
  90. ^ Например: Джонсон и др. 1999 год ; Дессауль, Джонсон и Дентон, 2003 г .; Наджафи и др. 2015 ; Вибе и Джонсон, 2016 г.
  91. ^ Jump up to: а б с Койн 2014
  92. ^ Джонсон и др. 2013 год
  93. ^ Эллиотт и др. 2004 , стр. 7–14; Ферроу, Джонсон и Брэдли, 2011 , с. 20
  94. ^ Райс и Гринберг 1984 ; Паскуаль-Леоне, Гринберг и Паскуаль-Леоне, 2009 г .; Эллиотт 2010б
  95. ^ Jump up to: а б Гринберг 2011 ; Эллиотт и др. 2013 год
  96. ^ Джонсон 2008 ; Рузгите и Спинкс 2011 ; Кэссиди и Шейвер 2016
  97. ^ Jump up to: а б с Пертон 2014 г.
  98. ^ Лейн и др. 2015 , стр. 1, 8.
  99. ^ Jump up to: а б Экер, Халли и Тичич, 2015 г .; см. также Patihis 2015 , где представлена ​​аналогичная критика с когнитивно-поведенческой терапии. точки зрения
  100. ^ Кимбрел, Мейер и Бекхэм, 2015 г.
  101. ^ Манчини и Гангеми, 2015 г.

EFT для пар

[ редактировать ]

EFT для семей

[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 16597405433e235e76562b87b21029fe__1720798260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/16/fe/16597405433e235e76562b87b21029fe.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Emotionally focused therapy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)