Линия Вудхеда
Линия Вудхеда | |||
---|---|---|---|
Обзор | |||
Статус | Частично открыто | ||
Местный | Южный Йоркшир , Чешир , Дербишир и Ланкашир | ||
Условия |
| ||
Услуга | |||
Тип | Основная линия | ||
Система | Национальная железнодорожная сеть | ||
Услуги | 3 | ||
Подвижной состав | БР класс 76 , БР класс 77 , БР класс 506 | ||
История | |||
Открыто | 1845 | ||
Закрыто | 1970 г. (пассажиры) и 1981 г. (грузы) | ||
Технический | |||
Количество дорожек | 2 | ||
Ширина колеи | 4 фута 8 + 1 ⁄ 2 дюйма ( 1435 мм ) Стандартная колея | ||
Электрификация | 1500 В постоянного тока Воздушная линия | ||
|
Манчестер – Шеффилд – Ват электрическая железная дорога | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
включение линии Woodhead
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Линия Вудхед — железнодорожная линия, соединяющая Шеффилд , Пенистоун и Манчестер на севере Англии. Ключевой особенностью маршрута является проход под высокими вересковыми пустошами северного Пик-Дистрикта через туннели Вудхед . Линия была электрифицирована в 1953 году и закрыта между Хэдфилдом и Пенистоуном в 1981 году.
Участок от Манчестера до Глоссопа/Хэдфилда все еще работает; к востоку от Пеннинских гор окрестности Пенистоуна и участок от Шеффилда до Дипкара все еще открыты, хотя последний предназначен только для товаров. На других участках пути были подняты, и большая часть путевого полотна теперь является частью Транс-Пеннинской тропы и Национального велосипедного маршрута 62 .
Маршрут
[ редактировать ]Маршрут из Манчестера в Шеффилд был 41 + 1 ⁄ 2 мили (66,8 км) с остановками в Гортоне, Гид-Бридж, Ньютоне, Годли-Джанкшен, Бродботтоме, Глоссопе и Динтинге, Глоссоп-Сентрал, Хэдфилде, Краудене, Вудхеде, Данфорд-Бридж, Хэзлхед-Бридж, Пенистоуне, Уортли, Дипкар, Огтибридж, мост Уодсли и Нипсенд. [ 1 ] Службы по-прежнему курсируют из Манчестера в Глоссоп и Хэдфилд; поезда также ходят из Шеффилда в Пенистон (по другому маршруту), а затем следуют до Хаддерсфилда. [ 2 ] Участок от Дипкара до Шеффилда в настоящее время используется для грузов.
История
[ редактировать ]Строительство
[ редактировать ]Линия открылась в 1845 году. Она была построена железными дорогами Шеффилда, Эштон-андер-Лайн и Манчестера. [ 3 ] с Джозефом Локком в качестве инженера. В 1847 году железная дорога объединилась с железной дорогой Шеффилда и Линкольншира , железной дорогой Грейт-Гримсби и Шеффилда и компанией Grimsby Docks Company, чтобы сформировать Манчестер, Шеффилд и Линкольнширскую железную дорогу ; в 1897 году она изменила свое название на Великую центральную железную дорогу (GCR). [ 4 ] Право собственности перешло к LNER в 1923 году и, наконец, к British Railways Восточному региону в 1948 году. [ 5 ]
Первоначальная восточная конечная остановка линии находилась на железнодорожной станции Бриджхаусс . К моменту создания железной дороги Манчестер, Шеффилд и Линкольншир в 1847 году железнодорожная станция в Бриджхаусе уже переросла. Расширение длиной 0,6 мили (1 км), включая виадук Wicker Arches , спроектированный Джоном Фаулером , было построено до новой станции Шеффилд Виктория , которая открылась в 1851 году.
Как товарные, так и пассажирские перевозки были очень интенсивными; поэтому некоторые участки линии были увеличены в четыре раза.
Электрификация
[ редактировать ]Электрификация впервые была обсуждена на Большой центральной железной дороге из-за трудностей с эксплуатацией тяжелых паровых поездов с углем на участке Пенистон-Уот (ветка Уорсборо); линия с крутыми уклонами и несколькими туннелями. Окончательные планы были составлены ЛНЭР в 1936 году; многие порталы контактной сети были построены еще до Второй мировой войны. [ 6 ]
Вторая мировая война помешала прогрессу в электрификации, но планы были возобновлены сразу после войны; однако на этот раз с планами строительства нового двухпутного туннеля Вудхед . Этот третий туннель Вудхед был построен взамен двух одноствольных викторианских туннелей, которые были повреждены годами дыма от паровых двигателей. [ 7 ] второй туннель Турголанд Также требовался , поскольку в существующем туннеле было недостаточно места для двух электрифицированных линий.
Проект электрификации Манчестер -Шеффилд-Уот был окончательно завершен в 1955 году с использованием воздушных проводов под напряжением 1500 В постоянного тока. Хотя это была проверенная технология (и до сих пор является стандартной в Нидерландах ), сравнительно низкое напряжение означало, что потребуется большое количество электрических подстанций и толстых кабелей. Это также сделало рекуперативное торможение за счет передачи мощности от спускающихся поездов к восходящим на одном и том же участке линии сравнительно простым. Главным подрядчиком работ по электрификации выступила компания Bruce Peebles & Co. Ltd. , Эдинбург. В результате технологических разработок, особенно во Франции , напряжение постоянного тока 1,5 кВ вскоре было заменено более поздним сетевым стандартом переменного тока 25 кВ. В результате линия Вудхед стала единственной магистральной линией в Великобритании с электрификацией постоянного тока 1,5 кВ. [ 8 ]
Новые электровозы для линии были построены на локомотивном заводе Гортон в Манчестере. Это были локомотивы ЕМ1/Класс 76 для грузовых поездов и некоторых пассажирских перевозок, а также локомотивы ЕМ2/Класс 77 для пассажирских экспрессов. Учитывая крутые уклоны линии, локомотивы смогли использовать рекуперативное торможение на спуске с Вудхеда. Позже было добавлено и реостатическое торможение. Кроме того, класса 506 были построены электропоезда для пригородных перевозок между Манчестером, Глоссопом и Хэдфилдом . [ 9 ] Новое депо Reddish Electric Depot , расположенное на линии Fallowfield Loop , было построено в 1954 году для обслуживания новых локомотивов и электропоездов.
Закрытие
[ редактировать ]После крупных инвестиций в 1950-х годах линия была закрыта для пассажирских перевозок 5 января 1970 года. [ 10 ] И это несмотря на то, что в отчете Бичинга вместо этого была выделена линия Хоуп-Вэлли для закрытия пассажирских перевозок. Вскоре стало ясно, что маршрут Долины Хоуп через Идейл должен оставаться открытым по социальным и сетевым причинам и может обслуживать все пассажирские перевозки Манчестер – Шеффилд. Локомотивы класса 77 , используемые для перевозки пассажирских поездов, были проданы Нидерландским железным дорогам , где электрификация постоянного тока на 1500 В была (и остается) стандартом.
К концу 1970-х годов большая часть оставшихся грузовых перевозок состояла из поездов с углем из Йоркшира на электростанцию Фиддлерс-Ферри недалеко от Уиднеса , что потребовало перехода на дизельные перевозки на заключительной части пути.
К началу 1980-х годов сочетание доступных альтернативных маршрутов, отсутствия пассажиропотока с 1970 года и спада перевозок угля через Пеннинские горы, а также необходимость в конечном итоге дорогостоящей модернизации или замены нестандартных систем электроснабжения и локомотивов класса 76. , привело к закрытию линии к востоку от Хэдфилда. Последний поезд отправился 18 июля 1981 года, линия была законсервирована. [ 11 ]
Пути были сняты в середине 1980-х годов, положив конец любым краткосрочным надеждам на возобновление работы. Почти вся линия к востоку от Хэдфилда теперь поднята, за исключением нескольких коротких участков, общих с другими линиями, особенно в Пенистоуне. Полотно между Хэдфилдом и туннелем Вудхед в настоящее время преобразовано в тропу Лонгдендейл для туристов и велосипедистов.
Возможное закрытие Вудхеда 3
[ редактировать ]В 2007 году компания National Grid, нынешние владельцы всех трех туннелей, предложила перенести электрические кабели из Викторианского туннеля в туннель 1953 года. Эти работы начались в 2008 году и завершились в 2012 году. Это означало, что теперь невозможно использовать новый туннель для железнодорожного движения. В 2007 году национальный парк Пик-Дистрикт и другие соответствующие местные органы представили множество причин, по которым туннель должен оставаться доступным для возможного повторного открытия. [ 12 ] но в сентябре 2007 года правительство отказалось вмешиваться в этот вопрос. [ 13 ]
Сохранившиеся разделы
[ редактировать ]Пригородное пассажирское сообщение между Манчестером, Глоссопом и Хэдфилдом продолжает работать, но в декабре 1984 года электроснабжение было переведено на стандартные воздушные сети переменного тока напряжением 25 кВ. Затем электропоезда класса 506 были сняты с производства и заменены электропоездами класса 303 из района Глазго. В настоящее время услуга обслуживается (по состоянию на 2013 год) электропоездами класса 323 .
Платформы линии Хаддерсфилд на железнодорожной станции Пенистоун остаются открытыми и используются пригородными дизельными поездами Хаддерсфилд - Шеффилд , которые пересекают линию на небольшом расстоянии между бывшим перекрестком Хаддерсфилд и перекрестком Барнсли.
Есть только еще одна часть линии, открытая для движения, хотя и грузового, и это единственная линия от Вудберн-Джанкшен на линии Шеффилд-Линкольн до Deepcar , которая обслуживает сталелитейный завод Liberty Specialty в Стоксбридже . Грузовые поезда, перевозящие стальную продукцию, продолжают использовать эту линию между Олдварком и Стоксбриджем. [ 14 ]
Предложения на будущее
[ редактировать ]В 1967 году было предложено использовать части маршрута и туннель Вудхед как часть новой автомагистрали из Манчестера в Шеффилд. [ 15 ] Был построен лишь небольшой участок этой автомагистрали в пределах Большого Манчестера, ныне известной как M67 .
В 1999 году Центральная железная дорога предложила использовать туннель Вудхед как часть амбициозного плана по соединению Ливерпуля с туннелем под Ла-Маншем. [ 16 ]
В 2002 году Trans-Pennine Rail Group, широкая группа, состоящая из советов графств, унитарных властей, руководителей пассажирского транспорта и администрации национального парка Пик-Дистрикт, [ 17 ] предоставила доказательства Специальному транспортному комитету , который выявил заинтересованность участников торгов в приобретении франшизы железной дороги Transpennine в возобновлении открытия маршрута Вудхед. [ 18 ] В 2007 году Transpennine Rail Group была ликвидирована, поскольку ее работу теперь выполняли компании Northern Way и North West Rail Campaign. [ 19 ]
В 2003 году отделение Института логистики и транспорта Большого Манчестера представило парламентскому комитету доказательства, в которых упоминалась заинтересованность Арривы в открытии линии Вудхед и туннеля в рамках их заявки на франшизу Транспеннинской железной дороги. [ 20 ]
В 2006 году «Транслинк» предложил открыть туннель и маршрут для железнодорожных грузов. [ 21 ] Это предложение поддерживается некоторыми группами, выступающими против строительства объездной дороги Лонгдендейл , спорной объездной дороги стоимостью 180 миллионов фунтов стерлингов для Моттрама в Лонгдендейле , Холлингворте и Тинтвистле (которая официально известна как объездная дорога A57/A628 Моттрам-ин-Лонгдендейл, Холлингворт и Тинтвистл ). [ 22 ]
Существуют также планы восстановить маршрут от Дипкара до Шеффилда как двухпутную историческую линию под названием « Железная дорога Дон-Вэлли» , чтобы соединиться с Шеффилдским супертрамваем на перекрестке Наннери под названием «Шеффилд-Дон-Вэлли». В 2010 году компания Don Valley Railway Ltd, городской совет Шеффилда и Управление пассажирского транспорта Южного Йоркшира предложили вновь открыть линию для пассажирских перевозок между Шеффилдом и Стоксбриджем. Станции будут построены в Стоксбридже, Дипкаре, Уорнклифф-Сайде и Огтибридже с конечной станцией в центре Шеффилда рядом с остановкой супертрама Наннери-сквер . Проект может стоить как минимум 4,3 миллиона фунтов стерлингов. [ 23 ]
18 января 2012 года во время дебатов по предлагаемому Северному узлу (ранее известному как Манчестерский железнодорожный узел) Тереза Вильерс , министр железных дорог и авиации, заявила: «Достопочтенный член Пенистоуна и Стоксбриджа снова призвала к возобновлению работы Я должен сказать, что маршрут Вудхед не был приоритетным в рамках Северного узла из-за пропускной способности, которая все еще доступна на линии Долины Хоуп». [ 24 ]
В 2017 году недавно созданная компания Grand Northern Group объявила о планах вновь открыть линию для грузовых перевозок в рамках плана создания «катящейся магистрали», по которой будут перевозиться грузовики в грузовых поездах и уменьшать заторы на объездной дороге Вудхед . Планируется, что поезда будут курсировать из Бредбери по J25 M60 до Тинсли , недалеко от M1. [ 25 ] [ 26 ]
В марте 2020 года в фонд «Восстановление вашей железной дороги» была подана заявка на получение средств для технико-экономического обоснования восстановления линии между Стоксбриджем и Шеффилдом для пассажиров. Эта заявка оказалась неудачной. [ 27 ] Однако повторно поданная заявка оказалась успешной, и в октябре 2021 года было предоставлено финансирование. [ 28 ]
Музей линии Вудхед
[ редактировать ]В августе 2023 года стало известно, что Группа наследия железной дороги Вудхеда представила планы по созданию музея, посвященного железнодорожному сообщению Манчестер-Шеффилд. Музей разместится в бывшем здании сигнализации и телекоммуникаций на железнодорожной станции Гайд-Бридж. Network Rail ведет ремонтные работы в здании с 2020 года. [ 29 ]
В популярной культуре
[ редактировать ]ITV « Улица Коронации» Персонаж Рой Кроппер строит модель линии 00-го калибра 1960-х годов в квартире над своим кафе «Roy's Rolls». Хотя упоминалось ранее, макет - пока еще неполный - впервые был показан в эпизоде 8345, впервые вышедшем в эфир 17 марта 2014 года, когда были упомянуты локомотивы класса 76 и класса 77 .
См. также
[ редактировать ]- Лонгдендейл - долина, через которую проходит линия
- TransPennine Express - нынешний оператор поездов между Манчестером и Шеффилдом.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Железнодорожный путеводитель Брэдшоу за июль 1922 года.
- ^ «Ливерпуль.pdf» (PDF) . Сетевая железная дорога . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «Путь Вудхеда» . Железные дороги Великобритании . Проверено 27 января 2008 г.
- ^ Одри, Кристофер (1990). Энциклопедия британских железнодорожных компаний . Лондон: Издательство Гильдии. п. 133. CN 8983.
- ^ «Штурманы: Рабочие, строившие железные дороги» .
- ^ Джонсон, Э.М. (2001). Вудхед, Электрическая железная дорога . Стокпорт: Foxline. п. 15. ISBN 1-870119-81-9 .
- ^ Джонсон, Э.М. (2001). Вудхед, Электрическая железная дорога . Стокпорт: Foxline. стр. 83–98. ISBN 1-870119-81-9 .
- ^ Грин-Хьюз, Эван (март 2011 г.). «Маршрут Вудхеда». Журнал Хорнби . № 45. Хершам: Издательство Ian Allan Publishing. стр. 102–105. ISSN 1753-2469 . ОСЛК 226087101 .
- ^ Джонсон, Э.М. (2001). Вудхед, Электрическая железная дорога . Стокпорт: Foxline. стр. 21–31. ISBN 1-870119-81-9 .
- ^ Николсон, Кристофер (сентябрь 2014 г.). «Над Вудхедом в кэбе Томми ». Железнодорожный журнал . Том. 160, нет. 1, 362. стр. 43–47. ISSN 0033-8923 .
- ^ «МОЕ ПРОЩАНИЕ С ШЕФФИЛДСКОЙ МАНЧЕСТЕРСКОЙ ЭЛЕКТРИКС - КОНГРЕВС (1970), фильм №: 1007 (контекст)» . Йоркширский киноархив . Проверено 28 декабря 2016 г.
- ^ « Отчет комитета по планированию PDNPA, 13 июля 2007 г.» » (PDF) . 13 июля 2007 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ « Отчет комитета по планированию PDNPA, 28 сентября 2007 г.» » (PDF) . 28 сентября 2007 года . Проверено 29 ноября 2017 г.
- ^ Симмонс, Марк, изд. (18 января 2022 г.). «Возвращение металлов». Железнодорожный экспресс . № 309. Хорнкасл: Mortons Media. п. 83. ISSN 1362-234Х .
- ^ «ПАЛАТА ОБЩИН, среда, 23 июня 1976 г. - M67 (Национальный парк Пик-Дистрикт)» . Прототип Хансарда . 24 июня 1976 года . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ «Текст лорда Хансарда от 10 марта 1999 г. (190310-07)» . Парламент. 10 марта 1999 года . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «МОДЕРНИЗАЦИЯ ТРАНСПЕННИНСКОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ железной дороги» . Интегрированная транспортная стратегия Южных Пеннин . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «Меморандум Transpennine Rail Group (REN 08)» . Парламент . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «TransPennine Rail Group – ОТЧЕТ: ДИРЕКТОРА ПО СТРАТЕГИИ GMPTE» (PDF) . Управление пассажирского транспорта Большого Манчестера. 17 апреля 2007 года . Проверено 26 января 2007 г.
- ^ «Меморандум отделения Института логистики и транспорта Большого Манчестера (REN 40)» . Парламент. 11 июля 2003 года . Проверено 25 января 2008 г.
- ^ «Решение Транслинк» . Транслинк . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «Линейные приказы», опубликовано 8 февраля 2007 г. :: Влияние схемы . Сохранить «Ласточкино дерево» . Проверено 26 января 2008 г.
- ^ «Возможно повторное открытие Стоксбриджа?». Железнодорожный журнал . № 650. 11–24 августа 2010. с. 20.
- ^ «Дебаты о Северном железнодорожном узле» . Они работают на вас . 12 января 2012 года . Проверено 2 апреля 2012 г.
- ^ Камбер, Роберт (29 ноября 2017 г.). «Новая железнодорожная линия «Гранд Норт» между Шеффилдом и Манчестером призвана облегчить заторы» . Шеффилд Стар . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ «Проект Великой Северной железной дороги» . www.grandnorthern.co.uk . Проверено 7 апреля 2018 г.
- ^ Восстановление вашего железнодорожного фонда: полученные предложения gov.uk
- ^ «Восстановление своей железной дороги: успешные торги» . GOV.UK. Департамент транспорта. 27 октября 2021 г. Проверено 28 октября 2021 г.
- ^ «Линия Вудхеда: Музей в честь железнодорожного сообщения Манчестер-Шеффилд» . Новости Би-би-си . 1 августа 2023 года. Архивировано из оригинала 2 августа 2023 года . Проверено 2 августа 2023 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Джелли, Грэм Р. (2013). Вудхед: Обратный отсчет до завершения . Книжные юридические публикации. ISBN 9781907094156 . OCLC 925436442 .
- Уайтхаус, Алан (2014). Маршрут Вудхеда . Ян Аллан. ISBN 9780711037670 . OCLC 876287032 .
- Хогарт, Питер (ноябрь 1988 г.). «Вудхед в 60-х». РЕЛЬС . № 86. Национальные публикации EMAP. стр. 24–29. ISSN 0953-4563 . OCLC 49953699 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Сайт Вудхеда - есть хороший исторический раздел.
- Схема маршрута 1954 года.
- Железнодорожная линия Донской долины
- Еще одно недавнее (2006 г.) предложение о возобновлении работы, на этот раз в качестве «передвижной автомагистрали» для движения грузовых автомобилей.
- Майкл Пид :: Фотографии маршрута Вудхеда
- Вудхед в Манчестер (Британские железные дороги в 1960-х годах, отрывок из приложения ) (через Интернет-архив)
- http://www.eastbank.org.uk/pennine.htm