Фольксваген Тип 3
Фольксваген Тип 3 | |
---|---|
![]() Volkswagen Type 3 1968 года выпуска | |
Обзор | |
Производитель | Фольксваген |
Также называется | Фольксваген 1500 Фольксваген 1600 |
Производство | 1961–1973 построено 2 542 382 [ 1 ] |
Сборка |
|
Кузов и шасси | |
Сорт | Компактный ( С-сегмента ) семейный автомобиль |
Тип кузова |
|
Макет | Задний двигатель задний привод |
Связанный | Фольксваген Жук Фольксваген Карманн Гиа Тип 34 Karmann Ghia TC (VW в Бразилии) Volkswagen SP2 (VW в Бразилии) |
Силовой агрегат | |
Двигатель | 1,5 или 1,6 л H4 |
Передача инфекции |
|
Размеры | |
Колесная база | 2400 мм (94,5 дюйма) |
Длина | 4225 мм (166,3 дюйма) |
Ширина | 1605 мм (63,2 дюйма) |
Высота | 1475 мм (58,1 дюйма) |
Снаряженная масса | 880 кг (1940 фунтов) |
Хронология | |
Предшественник | Volkswagen Beetle (в зависимости от типа двигателя и назначения модели) |
Преемник | Фольксваген Пассат (Б1) |
Volkswagen Type 3 — компактный автомобиль, производившийся и продававшийся компанией Volkswagen с 1961 по 1973 год. Представленный на Франкфуртском международном автосалоне IAA в 1961 году , Type 3 продавался как Volkswagen 1500 , а затем как Volkswagen 1600 в двухдверном исполнении. кузова седан , фастбэк и универсал , последний продается в Соединенных Штатах как «Squareback» .
Модель Type 3 расширила ассортимент продукции Volkswagen за пределы существующих моделей — Type 1 Beetles , Type 14 Karmann Ghia , фургонов и пикапов Type 2 — сохранив при этом характерные инженерные особенности Volkswagen: задний двигатель с воздушным охлаждением , задний привод , кузов. Конструкция на шасси ( хребетное шасси автомобиля интегрировано в днище ), а также торсионная передняя и задняя подвеска.
Несмотря на использование колесной базы Beetle в 2,40 м (94 дюйма), Type 3 задумывался как более крупный автомобиль, предлагающий более мощный двигатель и увеличенный грузовой и пассажирский объем - последний из-за увеличенной длины и ширины, а также из-за его плоских боковин. Стиль Ponton , максимально увеличивающий площадь платформы. [ 3 ]
Фон
[ редактировать ]Type 3 имитировал основные характеристики Type 1 Beetle, используя низкопрофильную версию 4-цилиндрового двигателя с воздушным охлаждением Volkswagen с задним расположением двигателя, а также конструкцию кузова на шасси (кузов крепится болтами к раме, включающей в себя поддон пола), [ 4 ] сохранив ту же колесную базу, но с использованием более современного и плоского стиля Ponton , в отличие от шарнирно-сочлененных крыльев и подножек Type 1. VW завершил проект к 1959 году, а прототипы были готовы к испытаниям к 1960 году. Секретность была такой, что даже на Женевском автосалоне 1960 года VW отрицал, что готовит новый дизайн. В 1961 году VW анонсировал новую линейку VW 1500.
Производство началось в августе 1961 года, за месяц до запуска, Volkswagen 1500 Notchback, включавшего трехобъемный кузов в Notchback кузове седан . [ 5 ] Производство Karmann Ghia 1500 (также известного как Karmann Ghia Type 34 ) с кузовом купе началось в ноябре 1961 года, а поставки начались в январе 1962 года. [ 5 ] За ним последовал Variant с кузовом универсал/универсал (продаваемый как Squareback ), первые автомобили которого были выпущены в феврале 1962 года. в США [ 5 ] Двенадцать прототипов кабриолетов на базе 1500 Notchback также были построены, но так и не поступили в производство. [ 6 ]
Версия Fastback , , или TL , -фастбэк купе появилась в августе 1965 года вместе с двигателем 1600. Намерение Volkswagen состояло в том, чтобы эта модель заменила Notchback, что и произошло на рынке Великобритании. Однако на других рынках, включая внутренний рынок Германии, количество клиентов, предпочитающих более старый автомобиль в форме Notchback, было выше, чем предполагалось, и в конце концов и Notchback, и Fastback оставались в производстве до июля 1973 года. [ 7 ] Type 3 выпускались в различных комплектациях с разными функциями для разных рынков. Топовые модели отличались большим количеством хрома, более яркой отделкой и полным ковровым покрытием, а начиная с середины 1968 года были доступны с полностью автоматической коробкой передач. Установленные на заводе бензиновые обогреватели были опцией заводской установки, доступной на некоторых рынках. Кондиционер и радио никогда не устанавливались на заводе, но часто были доступны в качестве опций, устанавливаемых дилером.
Компания Volkswagen of America начала продавать автомобили Type 3 Squareback и Fastback в 1966 модельном году, но никогда не импортировала Notchback или Type 34 Karmann Ghia. Type 3 конкурировал на рынке с Chevrolet Corvair , который ранее был представлен в Соединенных Штатах в 1960 году и имел 6-цилиндровый задний двигатель с воздушным охлаждением в кузовах седан и универсал, а также компактный автомобиль . фургон и пикап произошли от платформы . В США он также конкурировал с Renault 8 , который также предлагал седан с задним расположением двигателя и задним приводом.
Уникальной особенностью всех четырех моделей Type 3 было то, что конфигурация четырехцилиндрового оппозитного двигателя давала автомобилям объем багажного отделения как спереди, так и сзади; факт, подчеркнутый в рекламе VW. [ 8 ]
В 1968 модельном году модели Type 3 1600E ( Einspritzung ) были первыми серийными автомобилями с электронным впрыском топлива, доступным в качестве дополнительного оборудования. Это было внедрение системы впрыска топлива Bosch D-Jetronic , которая была доступна только в VW Type 3 в течение первых двух лет ее существования. объемом 1600 куб.см Двигатель с впрыском топлива D-Jetronic был стандартным оборудованием для всех автомобилей Type 3, продававшихся в США с 1968 по 1973 модельные годы, но одно- и двухкарбюраторные двигатели оставались доступными опциями для многих рынков по всему миру до конца производства Type 3. .
В середине 1968 года стала доступна трехступенчатая полностью автоматическая коробка передач. Вместе с автоматической коробкой передач появилась независимая задняя подвеска с ШРУСом (IRS), заменившая поворотную ось (также IRS). Эта модель, представленная в середине 1968 года, была доступна только в сочетании с двигателем Type 3 с двойным карбюратором объемом 1600 куб.см. В 1969 году задний мост с ШРУСом стал стандартным как для автоматической, так и для механической трансмиссии, а автоматическая трансмиссия также предлагалась в сочетании с двигателем D-Jetronic объемом 1600 куб.см. Задняя подвеска поворотного моста оставалась доступной для некоторых рынков с дорогами более низкого качества.
Модели Type 3 подверглись фейслифтингу в 1970 году: была изменена передняя часть, носовая часть удлинена на 115 мм (4,5 дюйма), что увеличило объем багажного отделения на 1,5 куб. Футов (42 л). [ 9 ] В то же время Type 3 получили обновленные бамперы квадратного сечения (со встроенными резиновыми полосами на некоторых рынках), а также увеличенные задние фонари и передние указатели поворота.
Volkswagen предлагал в Европе Type 3 в более низкой комплектации, продаваемый как 1600A . В США и только в 1973 году компания Volkswagen of America предлагала в США две комплектации Type 3 Fastback, продаваемые как Type 3 Sedan и Type 3 Basic Compact . Уровень отделки салона Basic Compact отличался уменьшенным содержанием, включая ограниченную доступность цвета и обивки; удаление хромированной отделки внешней поясной линии, часов и обогревателя заднего стекла с электрическим подогревом, а также использование окрашенных рамок вентиляционных окон, черной картонной передней облицовки багажника над бензобаком без обшивки по бокам багажника или над брандмауэром, и простые виниловые дверные панели без дверных карманов и резиновые коврики вместо коврового покрытия в салоне. [ нужна ссылка ]
Хотя Type 3 имел более современный дизайн, он так и не достиг такого же уровня популярности, как Beetle. Когда Volkswagen начал производить переднеприводные модели с водяным охлаждением, производство закончилось в 1973 году на заводе в Вольфсбурге . Затем производственные мощности в Вольфсбурге были переоборудованы для производства Golf , известного в США как Rabbit , который в конечном итоге заменил Type 1 в качестве самого продаваемого седана Volkswagen. Производство Type 3 было перенесено на новый VW в Эмдене завод , который позже, в 1973 году, был переоборудован для производства Passat первого поколения (также продаваемого как Dasher).
-
Прототип кабриолета 1961 года
-
1966–69 1600 Фастбэк
-
1600 Фастбэк
-
1600 Вариант / Квадратный защитник
-
1500 Нотчбек
Двигатель и трансмиссия
[ редактировать ]Первоначально Type 3 оснащался двигателем объемом 1,5 л (1493 куб.см), созданным на основе оппозитного четырехцилиндрового двигателя объемом 1192 куб.см с воздушным охлаждением , установленного в Type 1, но с учетом хода поршня 69 мм он стал основой для двигателей объемом 1300 куб.см, 1500 куб.см и Двигатели объемом 1600 куб.см, которые использовались в более поздних версиях Beetle (Type 1) и Volkswagen Type 2 T1 и T2. [ нужна ссылка ] Хотя длинный блок остался таким же, как у Типа 1, охлаждение двигателя было изменено: вентилятор был установлен на конце коленчатого вала, а не на генераторе. Это уменьшило высоту профиля двигателя, что позволило увеличить объем груза и получил прозвище: двигатель- блин или чемодан . Варианты двигателей объемом 1600 куб.см (1584 куб.см) стали доступны начиная с 1966 модельного года, но варианты объемом 1500 куб.см оставались доступными до конца производства Type 3. Оба объема были доступны в версиях с низкой и высокой степенью сжатия, поэтому существовали однокарбюраторные двигатели с низкой и высокой степенью сжатия, а также двухкарбюраторные двигатели с низкой и высокой степенью сжатия. Двигатель D-Jetronic с впрыском топлива производился только в конфигурации с высокой степенью сжатия.
Начиная с 1966 модельного года, номера двигателей Типа 3 имели буквенный префикс, обозначающий тип двигателя. Для двигателей объемом 1500 куб.см (все с одним карбюратором) префикс низкой степени сжатия был M, а префикс высокой степени сжатия - K. Для двигателей объемом 1600 куб.см (все с двумя карбюраторами) префикс низкой степени сжатия был P, а префикс высокой степени сжатия - T. Впрыск топлива двигатели имеют букву U (или X для автомобилей Калифорнии 72-3 года выпуска).
В Type 3 использовалась трансмиссия, аналогичная Beetle, но с более высокими передаточными числами (4,125 R&P против 4,375 R&P) и более длинными осями. В отличие от Beetle (Тип 1), двигатель и трансмиссия Типа 3 были установлены в подрамнике (который содержал всю заднюю подвеску), который затем был прикреплен резиной к днищу и кузову, тем самым изолируя вибрацию и дорожный шум от пассажира. космос.
В оригинальном Volkswagen 1500 использовался карбюратор Solex PHN диаметром 32 мм с одной боковой тягой. В августе 1963 года VW представил версии с двумя карбюраторами, это были соответственно Volkswagen 1500 'N' (Normal) мощностью 45 л.с. (33 кВт ; 44 л.с. ) и 1500 'S' (Super), 54 л.с. (40 л.с.) кВт; 53 л.с.), который имел куполообразные поршни диаметром 83 мм высокой степени сжатия (8,5:1) и сдвоенную нисходящую тягу 32 мм. Карбюраторы Solex PDSIT для большей мощности.
Варианты двигателей Type 3 объемом 1600 куб.см были добавлены в 1966 году (август 1965 года), а в 1968 году Type 3 объемом 1600 куб.см стал первым в мире серийным автомобилем с электронным впрыском топлива , разработанным Bosch . Система Bosch D-Jetronic предлагалась на версиях Volkswagen 1600 TE и LE (E означает « Einspritzung » или «впрыск» на немецком языке). Похожая система впрыска Bosch D-Jetronic использовалась в более позднем VW Type 4 и некоторых моделях VW-Porsche 914/4. В середине 1968 года была представлена полуавтоматическая 3-ступенчатая коробка передач, установленная вместе с двигателем с двойным карбюратором; эта автоматическая коробка передач предлагалась вместе с двигателем с впрыском топлива, начиная с 1969 модельного года.
Заметным шагом вперед по сравнению с Типом 1 к Типу 3 стала передняя подвеска. Несмотря на то, что она похожа на Type 1, это была первая передняя подвеска Volkswagen, в которой использовались поперечные круглые торсионы, в отличие от торсионных листьев Type 1. Торсионы Type 3 установлены крест-накрест в нижней трубе, так что каждый отдельный торсион охватывает всю ширину автомобиля, при этом верхняя труба содержит стабилизатор поперечной устойчивости, который соединяет верхние продольные тяги друг с другом. Вся передняя подвеска прикреплена к днищу автомобиля с помощью резины. В 1969 году задняя подвеска была модернизирована до двухшарнирной подвески на полупродольных рычагах ШРУС (иногда называемой энтузиастами VW «IRS», чтобы отличать ее от предыдущего типа IRS с поворотным мостом).
Type 3 имел закрытые багажные отделения как спереди, так и сзади, причем доступ к грузу осуществлялся как через багажник (багажник), так и через капот (капот). В каждом из 4 вариантов кузова (Notchback, Squareback, Fastback и Ghia) двигатель расположен под панелью на полу заднего багажника, а доступ к ней осуществляется через панель на полу заднего багажника.
Такое размещение двигателя было освещено в старинной телевизионной рекламе Volkswagen для американского рынка. В нем участвовал очень молодой Дастин Хоффман , который показывает модель фастбэка и объясняет ее технические характеристики, но не может найти двигатель. Рекламное объявление заканчивалось надписью: «Зайдите к дилеру Volkswagen. Они покажут вам, где находится мотор».
В оригинальном Type 3 с колесами с 5 болтами (PCD 5 × 205 мм) спереди использовались сдвоенные ведущие колодочные барабанные тормоза. В августе 65-го года (66-й модельный год) они были заменены передними дисковыми тормозами, что совпало с появлением Fastback и двигателя 1600 (модели австралийского производства сохраняли барабанные передние тормоза до августа 1967 года). Они имеют колеса с 4 болтами (4 × 130 мм PCD) и 8 пазами для охлаждения. Задние тормоза всегда были ведущими/ведомыми колодочными барабанами.
Технические данные
[ редактировать ]Вариант (декабрь 1969 г.) [ 10 ] | |||||
Двигатель | Размеры | ||||
Модель | VW плоская четверка (четырехтактный) | Длина | 4340 мм (170,9 дюйма) | ||
Принцип работы | Отто | Ширина | 1605 мм (63,2 дюйма) | ||
Топливная система | Карбюратор Солекс 32 PHN | Высота | 1470 мм (57,9 дюйма) | ||
Диаметр × Ход | 83 × 69 мм (3,3 × 2,7 дюйма) | Колесная база | 2400 мм (94,5 дюйма) | ||
Смещение | 1493 см 3 (91,1 дюйма 3 ) | Дорожный просвет | 150 мм (5,9 дюйма) | ||
Номинальная мощность | 45 л.с. (33,1 кВт) при 3800 мин. −1 | Снаряженная масса | 1080 кг (2381,0 фунта) | ||
Макс. крутящий момент | 10,8 кп⋅м (106 Н⋅м) при 2000 мин. −1 | Максимальный вес | 1485 кг (3273,9 фунта) | ||
Среднее эффективное давление | 9,1 кп/см 2 (8,9 бар) при 2000 мин. −1 | Поворотный круг | 11100 мм (437,0 дюйма) | ||
Макс. скорость поршня | 8,74 м/с на 3800 мин. −1 | Дорожные качества | |||
Степень сжатия | 7.5:1 | Макс. скорость | 125 км/ч (77,7 миль в час) | ||
Мин. расход топлива | 225 г/ПШ (305,9 г/кВтч) при 2600 мин. −1 | Номинальный расход топлива (ДИН 70030) |
8,4 л/100 км (33,6 миль на галлон ) при 1980 мин. −1 | ||
Масса | 124,5 кг (274,5 фунта) | Номинальный расход масла (ДИН 70030) |
0,05–0,1 л/100 км (5650–2825 миль на галлон ) при 1980 мин. −1 |
Производственные показатели
[ редактировать ]Немецкое производство: [ 1 ]
- Шасси 1500/1600 и заводские прототипы: 311
- Тип 351 1500/1600 Кабриолет (прототипы): 12
- Тип 31 1500/1600 Нотчбек/Фастбэк: 1 339 124
- Тип 36 1500/1600 Вариант: 1 202 935
Бразильское производство: [ 11 ]
- Нотчбек: 24 475
- Фастбэк: 109 515
- Вариант: 256 760
- Вариант II: 41 002
Австралийское производство
[ редактировать ]Type 3 производился в Клейтоне в Виктории, Австралия , с 1963 года в седан , универсал и седан кузовах . В 1965 году был представлен Fastback , полностью импортированный из Германии. [ 12 ]
Версии панельного фургона (на базе 1500 'N') имеют грузовую площадку из морской фанеры с защитными полосами из оцинкованной стали, один солнцезащитный козырек (для водителя), панель для удаления часов и отсутствие фиксированных боковых окон. Все фургоны австралийской сборки были оснащены металлической идентификационной биркой за запасным колесом с префиксом PV, за которым следовал номер, проштампованный вручную. Известно около 10 сохранившихся панельных фургонов из предполагаемого первоначального производственного цикла в 500 штук и еще от 10 до 15 немецкого производства.
После прекращения всего местного производства Volkswagen Australasia в 1968 году, Type 3 собирался из комплектов CKD компанией Motor Producers Limited на том же заводе в Клейтоне до 1973 года. [ 13 ]
Похожие модели
[ редактировать ]Тип 34 Карманн Гиа
[ редактировать ]В 1961 году Volkswagen представил VW 1500 Karmann Ghia. [ 14 ] или Type 34, основанный на новой платформе Type 3, с новым плоским двигателем Volkswagen объемом 1500 куб.см и дизайном, разработанным итальянским инженером Серджио Сарторелли из Carrozzeria Ghia . [ 15 ]
До тех пор, пока его не заменил VW- Porsche 914 , это был самый дорогой и самый роскошный легковой автомобиль Volkswagen, выпущенный в 1960-х годах. В 1962–1969 годах было произведено 42 505 автомобилей (плюс 17 прототипов кабриолетов).
Хотя Type 34 был доступен в большинстве стран, он официально не предлагался в США, крупнейшем и наиболее важном экспортном рынке VW.
-
Тип 34 для австралийского рынка
-
Задняя часть
-
Кабриолет - прототип
Бразильский тип 3
[ редактировать ]Трехобъемный Марсио Type 3 был выпущен в Бразилии в 1968 году. Он был во многом основан на прототипе Volkswagen EA 97 1960 года с некоторым рестайлингом, написанным Пьянкастелли , и имел четыре двери. Он не имел большого успеха и получил прозвище Zé do Caixão (что означает «Гроб Джо», в честь популярного бразильского режиссера фильмов ужасов ) из-за своей квадратной формы. [ 16 ] Его производство было прекращено в 1970 году.
Версия фастбэк, Volkswagen TL, показала себя несколько лучше, оставаясь в производстве с 1970 по 1976 год, первоначально как двухдверная, а затем как четырехдверная версия.
Как и в Германии, оригинальный Karmann Ghia был заменен на Karmann Ghia TC (Touring Coupé) на базе Type 3, но с внешним видом, отличным от немецкого Karmann Ghia Type 34.
Ни один из них не пользовался таким большим успехом, как его собрат с кузовом-универсал, Variant. 3-дверный вариант производился с 1969 по 1977 год, за ним последовал обновленный преемник с более квадратным кузовом (похожий на Brasilia ), Variant II, который производился с 1977 по 1981 год. [ 17 ]
В бразильских Type 3 использовалась передняя подвеска от Type 1 с ламинированными торсионами половинной ширины в верхней и нижней трубах, жестко прикрепленными к днищу, в отличие от резиновой подвески немецкого Type 3 со скрещенными круглыми стержнями во всю ширину в нижней трубе. и стабилизатор поперечной устойчивости в верхнем. Единственным исключением среди бразильских Type 3 был Variant II, оснащенный передней стойкой MacPherson . [ 17 ]
-
Бразильский Volkswagen 1600 хэтчбек 1969 года, 4-дверный
-
Бразильский фастбэк Volkswagen 1600 TL
-
Бразильский вариант Volkswagen 1600
-
Бразильский фастбэк Volkswagen 1600 TL (новый перед)
-
Бразильский Volkswagen Variant (новый передок)
-
Бразильский Volkswagen Вариант II
-
Бразильский Karmann-Ghia TC
-
Бразильский Karmann-Ghia TC
Аргентинский Dodge 1500 на базе Volkswagen 1500
[ редактировать ]
«Volkswagen 1500», не имеющий отношения к модели 1500 Type 3, продавался в 1980-х годах в Аргентине на базе Dodge 1500, произведенного в этой стране.
В 1980 году Volkswagen купил аргентинскую компанию Chrysler Fevre Argentina SAIC , унаследовав некоторые модели Dodge / Chrysler и переименовав компанию в Volkswagen Argentina SA . Одной из моделей был Dodge 1500 (также Dodge 1800), который недавно поглощенная компания переименовала в Volkswagen 1500 для аргентинского рынка. Поместье было известно как Volkswagen 1500 Rural . Оба варианта продолжали продаваться до 1988 года.
Автомобиль, созданный на базе Hillman Avenger , также продавался в Бразилии, где он был известен как Dodge Polara . Производство этой версии прекратилось в 1981 году, вскоре после того, как Volkswagen приобрел инструменты в Аргентине. Тот же автомобиль был доступен ранее в 1970-х годах в Северной Америке как Plymouth Cricket .
Никакие детали Dodge 1500/Volkswagen 1500 не пересекаются с Volkswagen Type 3 модели 1500 или каким-либо другим продуктом Volkswagen.
Ссылки
[ редактировать ]- Освальд, Вернер (2003). Немецкие автомобили 1945-1990, Том (том) 3 (на немецком языке). Издательство «Моторбук». ISBN 3-613-02116-1 .
- ^ Jump up to: а б Освальд, Вернер (2003). Немецкие автомобили 1945-1990 годов, Том 3 . Штутгарт: Motorbuch Verlag. п. 53. ИСБН 3-613-02116-1 .
- ^ Фил Мэтьюз, Австралийская история Volkswagen — 1960–1964, www.clubvw.org.au Проверено 20 октября 2017 г.
- ^ Volkswagen Type 3 Flat-Four | Хеммингс Дейли
- ^ Шрейдер, Стеф (6 апреля 2018 г.). «Этот Volkswagen Fastback 1968 года на самом деле является Miata» . Ялопник .
- ^ Jump up to: а б с Освальд , стр. 52.
- ^ Освальд , стр. 54.
- ^ Освальд , стр. 52, 53 и 61.
- ^ Клокау, Том. «Реклама VW в семидесятые: от классического DDB к новому направлению» . Бордюрная классика . Бордюрная классика . Проверено 1 марта 2012 г.
- ^ Кардью, Бэзил, изд. (октябрь 1969 г.). «Фольксваген 1600 TL». Обзор автосалона Daily Express 1969 года на автомобилях 1970 года . Лондон: Газета Daily Express: 53.
- ^ VDA: Volkswagenwerk: ТИП Volkswagen Variant в качестве развозного фургона . Группа 13, №. 148. Франкфурт-на-Майне. декабрь 1969 г.
- ^ «Фольксваген но Бразилия» . Carroantigo.com . Проверено 19 июля 2011 г.
- ↑ Автомобили Volkswagen в Австралии, дата обращения 17 октября 2013 г.
- ↑ Фил Мэтьюз, История австралийского Volkswagen — 1971–1975. Архивировано 7 октября 2011 г. в Wayback Machine, получено 12 августа 2011 г.
- ^ Хеджес, Ли Томас. «История Типа 3 Ghia (Тип 34)» . Проверено 15 апреля 2007 г.
- ^ «Karmann Ghia Italia — Karmann Ghia Italy» (на итальянском языке). Karmannghia.it. 18 октября 2008 г. Проверено 25 октября 2009 г.
- ^ Фогель, Джейсон; Негеси, Пал. «ДКВ-Вемаг» . Интернет-автомобильный архив KTUD. Архивировано из оригинала 24 октября 2006 г. Проверено 8 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б «Вариант 2 1981 год, конец истории «ветренной дамы»». Motor Tudo (на бразильском португальском языке). Винтажные автомобили. 20 апреля 2020 г. Архивировано из оригинала 13 мая 2021 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Volkswagen Type 3 в Керли
- Уникальные автомобили и запчасти (Австралия) Volkswagen Type 3
- Реестр типа 3 для автомобилей Volkswagen типа 3 (1961–1973 гг.)
- Wiki Type 3 для автомобилей Volkswagen Type 3 (1961-1973)