Протологика
В науки философии Protoscience - это исследовательская область, которая имеет характеристики неразвитой науки , которая в конечном итоге может превратиться в устоявшуюся науку. Философы используют протологию, чтобы понять историю науки и отличить протологию от науки и лживе . [ 1 ] Слово корни прото- + наука указывает на первую науку.
История
[ редактировать ]Протонаука как область исследования с характеристиками неразвитой науки появилась в начале 20 -го века. [ 2 ] : 94 [ 3 ] : 41 В 1910 году Джонс описал экономику:
- Я признаюсь в личном пристрастии к какому-то термину, такому как прото-наука, до-наука или NAS-наука, чтобы выразить то, что я считаю истинным положением дел, которое я считаю этим, что экономика и родственные Субъекты не науки, но находятся на пути к науке. [ 2 ]
Томас Кун позже предоставил более точное описание, протологию как поле, которое создает проверенные выводы, сталкивается с «непрерывной критикой и постоянно стремится к ному -тому старту», но в настоящее время, как и искусство и философия , не смогли прогрессировать аналогичным Прогресс, наблюдаемый в устоявшихся науках. [ 4 ] : 244 он применяет протологию к областям естественной философии , медицины и ремесел , которые в конечном итоге стали установленными науками. В прошлом [ 4 ] : 245 Позже философы разработали более точные критерии для выявления протологии, используя концепцию когнитивного поля . [ 5 ] : 202–203 [ 1 ] : 89–90
Мысль коллектива
[ редактировать ]- Этот материал от Людвика Флекка § Мыслил Коллектив
Томас Кун позже обнаружил, что Fleck 1935 высказал концепции, которые предшествовали собственной работе Куна. То есть, Флек написал, что развитие истины в научных исследованиях было недостижимым идеалом, поскольку разные исследователи были заперты в мыслительных коллективах (или стиле мысли). Это означает, что «чистое и прямое наблюдение не может существовать: в акте восприятия объектов наблюдатель, то есть эпистемологический субъект, всегда зависит от эпохи и среды, к которой он принадлежит, то есть то, что Флек называет стиль мысли». Полем [ 6 ] Стиль мысли на протяжении всей работы Флек тесно связан с репрезентативным стилем. «Факт» был относительной ценностью, выраженной в языке или символике коллективного коллектива мысли, в которой он принадлежал, и подвергался социальной и временной структуре этого коллектива. Однако он утверждал, что в активном культурном стиле мыслительного коллектива требования знаний или фактов были ограничены пассивными элементами, возникающими в результате наблюдений и опыта мира природы. Это пассивное сопротивление естественного опыта, представленное в стилизованных средствах мыслительного коллектива, может быть подтверждено любым придерживанием культуры мыслительного коллектива, и, таким образом, факты могут быть согласованы в любом конкретном стиле мышления. [ 7 ] Таким образом, хотя факт может быть проверен в его собственном коллективе, он может быть не поддается проверке в других. Он чувствовал, что развитие научных фактов и концепций не было однонаправленным и не состоит в том, чтобы просто накапливать новые фрагменты информации, но иногда требовали изменения более старых концепций, методов наблюдений и форм представления. Это изменение предварительного знания затруднено, потому что коллектив со временем достигает особого способа исследования, принося с собой слепоту в альтернативные способы наблюдения и концептуализации. Изменения были особенно возможными, когда члены двух мыслительных коллектива встретились и сотрудничали в наблюдении, формулировали гипотезу и идеи. Он решительно выступал за сравнительную эпистемологию. Он также отмечает некоторые особенности культуры современных естественных наук, которые признают временность и эволюцию знаний в отношении ценности стремления к пассивным сопротивлениям. [ 8 ] Этот подход ожидал более поздних событий в области социального конструкционизма , и особенно развитие критических наук и технологий .
Концептуальная структура
[ редактировать ]Когнитивная область
[ редактировать ]Философы описывают протологию, используя концепцию когнитивного поля . [ 5 ] : 175, 202–03 [ 1 ] : 88 В каждом обществе есть области знаний (когнитивные поля). [ 5 ] : 175 Когнитивная область состоит из сообщества людей в обществе с областью исследования, философского мировоззрения, логических/математических инструментов, конкретных фоновых знаний от соседних областей, набора исследуемых проблем, накопленных знаний от сообщества, целей и методов. [ 5 ] : 202–03 Когнитивные поля являются либо областями убеждения , либо областями исследований . [ 5 ] : 202–03 Поле когнитивного исследования неизменно меняется со временем из -за исследований; Поля исследований включают естественные науки, прикладные науки, математику, технологии, медицину, юриспруденцию, социальные науки и гуманитарные науки. [ 1 ] : 91 : 91 [ 5 ] : 175 Поле убеждений (поле веры) - это «когнитивная область, которая либо вообще не меняется, либо изменяется из -за факторов, отличных от исследований (таких как экономический интерес, политическое или религиозное давление или грубое насилие)». [ 1 ] : 91 [ 5 ] : 175 Поля убеждения включают политическую идеологию, религию, псевдододзины и лженауку. [ 1 ] : 92
Научная область
[ редактировать ]Научная область - это область исследований, которая удовлетворяет 12 условиям: i) все компоненты научной области неизменно изменяются со временем из -за исследований в этой области, особенно логические/математические инструменты и конкретные фон/предпосылки из других областей, ii) Исследовательское сообщество имеет Специальное обучение, «Удерживайте прочные информационные ссылки», инициирует или продолжает «традиция исследования» III) У исследователей есть автономия для проведения исследований и получать поддержку от принимающего общества, iv) Исследователи мировоззрение - это реальный мир, который содержит «законно меняющийся конкретный «Объекты, адекватный взгляд на научный метод, видение организованной науки, достигающей правдивых описаний и объяснений, этических принципов для проведения исследований и свободного поиска правдивого, глубокого и систематического понимания, v) современного логического/математического инструменты точно определять и обрабатывать информацию, vi) Доменом исследований являются реальные объекты/сущности, vii) конкретные фоновые знания являются актуальными, подтвержденные данные, гипотезы и теории из соответствующих соседних областей, viii) Набор исследуемых проблем взят из домена расследования или внутри. область исследований, ix), накопленные знания включают совместимые с мировоззрением, современные тестируемые/тестируемые теории, гипотезы и данные, а также специальные знания, ранее накопленные в области исследований, x) Цели находят и применяют законы и теории в Должность расследования, системного приобретенного приобретения, обобщенной информации в теории и улучшения методов исследований, xi). Подходящие научные методы «подвержены тестированию, коррекции и оправданию», XII) область исследования связана с более широкой областью исследований с аналогичной способностью Исследователи, способные к «научному выводу, действию и обсуждению», аналогичное хостинговое общество, область исследования, содержащая область исследования более узкой области, и общего мировоззрения, логических/математических инструментов, фоновых знаний, накопленных знаний, целей и методов. [ 1 ] : 89–90
Протологика
[ редактировать ]Философы определяют протологию как неразвитое научное поле, неразвитое значение неполного или приблизительное научное поле. Марио Банж определил протологию как область исследования, которая приблизительно удовлетворяет аналогичному набору 12 научных условий. [ 5 ] : 202–03 Протонаука, которая развивается, чтобы в конечном итоге удовлетворить все 12 условий, является новой или развивающейся наукой. [ 5 ] : 203 Бандж утверждает: «Разница между протонаукой и лженаукой аналогична тем, что между ошибкой и обманом». [ 5 ] : 203 Протонаука не может выжить или развиваться до науки или лженауки . [ 9 ] : 253 Кун скептически относился к любому лекарству, которое достоверно преобразовало бы протологию в науку, в которой говорится: «Я не требую терапии, чтобы помочь трансформации прото-науки в науку, и я не предполагаю, что что-то такого рода будет иметь». [ 4 ] : 245
Раймо Туомела определил протологию как область исследования, которая удовлетворяет 9 из 12 научных условий; Протонаука не может удовлетворить современные условия для логических/математических инструментов, конкретных фоновых знаний из соседних областей и накопленных знаний (V, VII, IX), и есть основания полагать, что протологика в конечном итоге удовлетворит все 12 условий Полем [ 1 ] : 92 Протологии и поля убеждений являются не научными областями, но только протологика может стать научной областью. [ 1 ] : 92 Туомела подчеркивает, что концепция когнитивной области относится к «идеальным типам», и в научной области могут быть некоторые люди с недуковыми «взглядами, мышлением и действиями»; Следовательно, может быть лучше применять научную и не научную к «отношению, мышлению и действиям», а не непосредственно к когнитивным областям. [ 1 ] : 92
Стадии развития науки
[ редактировать ]Банге заявил, что протологика может происходить как второй этап пятиэтапного процесса в развитии науки. [ 5 ] : 160 Каждый этап имеет теоретический и эмпирический аспект: [ 5 ] : 160
- Прессциуна имеет неконтролируемую теорию спекуляций и неконтролируемые данные. [ 5 ] : 160
- Протологика имеет гипотезы без теории, сопровождаемой наблюдением и случайным измерением, но без эксперимента. [ 5 ] : 160
- Второначея имеет гипотезы, сформулированные математически без теории, сопровождаемой систематическим измерением, и экспериментируйте с ощутимыми признаками воспринимаемых объектов. [ 5 ] : 160
- Tritoscience имеет математические модели, сопровождаемые систематическими измерениями и экспериментами на ощутимых и незаметных признаках воспринимаемых и незаметных объектов. [ 5 ] : 160
- Тетратоциология имеет математические модели и всеобъемлющие теории, сопровождаемые точными систематическими измерениями и экспериментами по ощутимым и незаметным признакам ощутимых и незаметных объектов. [ 5 ] : 160
Происхождение протологии
[ редактировать ]Протонаука может возникнуть в результате философского исследования, которое ожидает науки. [ 10 ] : 12 Философы ожидали развития астрономии , атомной теории , эволюции и лингвистики . [ 10 ] : 12 Греческий философ Анаксимандер (610–546 г. до н.э.) рассматривал Землю как не движущийся свободно плавающий цилиндр в космосе. [ 10 ] : 12 Доктрина атомного демократа (460–370 гг. До н.э.) к эпикуру (341–270 г. до н.э.) была то, что объекты состояли из невидимых мелких частиц. [ 10 ] : 12 Anaximander ожидал, что люди, возможно, развивались от более примитивных организмов. [ 10 ] : 12 Исследование языка Витгенштейна предшествовало лингвистическим исследованиям Дж. Л. Остина и Джона Сирла . [ 10 ] : 12 Поппер описывает, как научная теория возникает из таких мифов, как атомизм и корпускулярная теория света. [ 11 ] : 347 Поппер утверждает, что система Коперника была «вдохновлена неоплатоническим поклонением свету солнца, который должен был занять центр из-за его знати», что привело к «проверенным компонентам», который в конечном итоге стал «плодотворным и важным». [ 11 ] : 347
Некоторые ученые используют термин «примитивная протологика», чтобы описать древние мифы, которые помогают объяснить природные явления за раз перед разработкой научного метода. [ 12 ] : 42
Протологические примеры
[ редактировать ]Физическая наука
[ редактировать ]- Древняя астрономическая протологика была записана как астрономические изображения и записи, надписанные на камнях, костях и стенах пещеры. [ 13 ]
- протологии Луиджи Фердинандо Марсили (1658–1730) способствовал океанографии , описывая океанские течения Боспоруса и физической океанографии , а Бенджамин Франклин внес вклад, выявляя токи Гольф -потока . [ 13 ]
- Философы рассматривают физику перед Галилеем и Хейгенсом , химии до Лавуазье , медицины перед Вирхоу и Бернардом , электричеством до середины восемнадцатого века, и изучение наследственности и филогения до середины девятнадцатого века как протоскопии, которые в конечном итоге стали известной наукой. [ 9 ] : 253 [ 4 ] : 244
- До 1905 года ведущие ученые, Остевальд и Мах , рассматривали атомную и молекулярно-кинетическую теорию как протологию, теорию, косвенно поддерживаемой химией и статистической термодинамикой ; Тем не менее, теория Эйнштейна о Браунском движении и экспериментальная проверка Перрина привела к широко распространенному принятию атомной и молекулярно-кинетической теории в качестве устоявшейся науки. [ 9 ] : 253 [ 14 ]
- Ранняя стадия тектоники пластин , начиная с Вегенера теории континентального дрейфа , была протологической наукой до тех пор, пока экспериментальные исследования не подтвердили теорию много лет спустя. [ 1 ] : 100 Первоначальный широко распространенный отказ от теории Вегенера является примером важности не отклонять протологию. [ 1 ] : 100 [ 15 ] : 7
Психология
[ редактировать ]Критики утверждают, что психология является протологией, потому что возникают некоторые практики, которые предотвращают фальсификацию гипотез исследований. [ 16 ] : 37 Народная психология и тренерская психология - это прототеринки. [ 17 ] [ 18 ]
Лекарство
[ редактировать ]Использование научно неверных биомаркеров для выявления неблагоприятных результатов является практикой протологической науки в медицине. [ 19 ] Процесс сообщения о неблагоприятных медицинских событиях - это протологик, поскольку он опирается на невернотронутые данные и несистематические методы. [ 20 ]
Технология
[ редактировать ]Hatleback описывает кибербезопасность как протологию, которой не хватает прозрачности в экспериментах, научных законах и разумного экспериментального дизайна в некоторых случаях; Однако кибербезопасность может стать наукой. [ 21 ]
Смотрите также
[ редактировать ]- История науки
- Гипотеза
- Псевдонаука
- Методический культурализм
- Естественная философия
- Устаревшие научные теории
- Патологическая наука
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л Tuomela 1987 .
- ^ Jump up to: а беременный Джонс 1910 .
- ^ Hobhouse 1915 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый Кун 1970 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон глин час я Дж k л м не а п Q. Парламент 1983 .
- ^ Sikicaka 2011 .
- ^ Fleck 1979 , pp. 101–102.
- ^ Fleck 1979 , pp. 118–120, 142–145.
- ^ Jump up to: а беременный в Парламент 2010 .
- ^ Jump up to: а беременный в дюймовый и фон Costa 2014 .
- ^ Jump up to: а беременный Popper 2002 .
- ^ Джонсон 2021 .
- ^ Jump up to: а беременный Owens 2014 .
- ^ Ньюбург, Пейдл и Рукнер 2006 .
- ^ Oreskes & Le Grand 2001 .
- ^ Heene & Ferguson 2017 .
- ^ Seha 1997 .
- ^ Grant & Cavanagh 2007 .
- ^ Grimes, Schulz & Raymond 2010 .
- ^ Kaplan & Bars 2002 .
- ^ Hatleback 2018 .
Ссылки
[ редактировать ]- Булливант, Стивен; Руса, Майкл (2021). Кембриджская история атеизма . Кембридж: издательство Кембриджского университета. ISBN 978-1-108-68899-4 .
- Bunge, Mario (1983). Эпистемология и методология II: Понимание мира . Трактат по базовой философии. Тол. 6. Дордрехт: Рейдель. doi : 10.1007/978-94-015-6921-7 . ISBN 90-277-1634-X Полем OCLC 9759870 .
- Bunge, Mario (2010). Материя и разум: философское исследование . Бостонские исследования по философии науки. Тол. 287. Дордрехт, Нидерланды: Springer Verlag. doi : 10.1007/978-90-481-9225-0 . ISBN 9789048192243 .
- Bunge, Mario (1984). "Что такое лженаука?" (PDF) . Скептически скептический запросчик . Тол. 9. С. 36–46.
- Коста, Клаудио Ф. (2014). Линии мышления: переосмысление философских предположений . Newcastle On Tyne: Cambridge Scholars Publishing. ISBN 978-1-4438-5349-1 .
- Грант, Энтони М.; Кавана, Майкл Дж. (2007). «Основанный на фактических данных коучинг: процветающий или томящий?». Австралийский психолог . 42 (4): 239–254. doi : 10.1080/00050060701648175 .
- Флек, Людвик (1935). Развитие и развитие научного факта - введение в преподавание стиля мышления и мышления (на немецком языке). Базель: Schwabe and Co., Publishing House. OCLC 257469753 .
- Fleck, Ludwik (1979), Бытие и развитие научного факта , Univ. Чикаго, ISBN 978-0-226-25325-1 Полем (Написано на немецком языке, 1935 г. введение в преподавание стиля мышления и мышления» ) Английский перевод Фаддеуса Дж. Тренна и Фреда Брэдли, Архивированный 2023-04-06 «Происхождение и развитие научного факта : 1979 Фаддеус Дж. Отдельный и Роберт К. Мертон. Предисловие Роберта К. Мертона
- Граймс, Дэвид А.; Шульц, Кеннет Ф.; Раймонд, Элизабет Г. (2010). «Суррогатные конечные точки в исследованиях здоровья женщин: наука, протологика и лженаука» . Плодородие и бесплодия . 93 (6): 1731–1734. doi : 10.1016/j.fertnstert.2009.12.054 . PMID 20153470 .
- Hatleback, Eric N (2018). «Протонаука кибербезопасности» . Журнал оборонного моделирования и моделирования: приложения, методология, технология . 15 (1): 5–12. doi : 10.1177/1548512917737635 . S2CID 64688425 .
- Хобхаус, Леонард Трелони (1915). Мораль в эволюции: исследование в сравнительной этике . Нью -Йорк: Чепмен и Холл.
- Джонсон, Карл Гарт (2021). «Устная традиция Nlhaykapmx трех медведей: старые и новые интерпретации». Канадский журнал обучения коренного населения . 25 (1): Vol. 25 № 1 (2001). doi : 10.14288/cjne.v25i1.195901 .
- Джонс, Роберт (1910). «Дуализм в экономике» . Обзор Clare Market. Журнал студентов Лондонской школы экономики и политологии . Лондон: союз студентов.
- Каплан, Х.; Барак, П. (2002). «Отчет об инцидентах: наука или протологика? Десять лет спустя» . BMJ качество и безопасность . 11 (2): 144–145. doi : 10.1136/QHC.11.2.144 . PMC 1743593 . PMID 12448806 . S2CID 22816124 .
- Кун, Томас Самуэль (1970). «Размышления о моих критиках». В Лакатосе, Имре; Масгрейв, Алан (ред.). Критика и рост знаний; Полем Кембридж [Англия]: Университетская пресса. ISBN 0521096235 .
- Хен, Мориц; Фергюсон, Кристофер Дж. (2017). «Сравнение психологической науки к нулю, и почему многие вещи, которые, по вашему мнению, являются правдой, не так» . В Лилиенфельде, Скотт О.; Вальдман, Ирвин Д. (ред.). Психологическая наука под пристальным вниманием: недавние проблемы и предлагаемые решения . Чичестер, Западный Суссекс, Великобритания: Уайли Блэквелл. С. 34–52. ISBN 978-1118661079 .
- Ньюбург, Рональд; Пейдл, Джозеф; Rueckner, Wolfgang (2006). «Эйнштейн, Перрин и реальность атомов: 1905 г. повторно». Американский журнал физики . 74 (6): 478–481. Bibcode : 2006 Amplyjph..74..478n . doi : 10.1119/1.2188962 .
- Oreskes, Naomi; Ле Гранд, Гомер (2001). Тектоника пластины: история инсайдера современной теории Земли . Боулдер, Колорадо.: Westview Press. ISBN 0-8133-3981-2 .
- Оуэнс, Николас Дж.П. (2014). «Постоянные британские морские наблюдения. Где мы были? Куда мы сейчас? Куда мы идем?» Полем Философские транзакции Королевского общества A: математические, физические и инженерные науки . 372 (2025): 20130332. Bibcode : 2014rspta.37230332O . doi : 10.1098/rsta.2013.0332 . PMC 4150290 . PMID 25157193 . S2CID 34909909 .
- Tuomela, Raimo (1987). «Наука, протологика и лженаука». В Питте, Джозеф С.; Пера, Марчелло (ред.). Рациональные изменения в науке: эссе о научных рассуждениях . Бостонские исследования по философии науки. Тол. 98. Дордрехт: Спрингер Нидерланды. С. 83–102. doi : 10.1007/978-94-009-3779-6 . ISBN 978-9400937802 .
- Поппер, Карл Р. (2002). Предположения и опровержения: рост научных знаний . Лондон: Routledge. ISBN 0-415-28593-3 .
- Sehon, Scott R. (1997). «Природные термины и статус народной психологии» . Американский философский квартал . 34 (3): 333–344. ISSN 0003-0481 . JSTOR 20009903 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Вопросы, которые помогут отличить лженауку от протологии» . 7 января 2012 года. Архивировано с оригинала 2012-01-07.
